Как найти подход к каждому ученику

Как найти подход к ученику

Чтобы грамотно построить учебный процесс, необходимо учитывать индивидуальные особенности обучающихся. Найти подход к ребенку – значит подобрать «ключ» к его душе, суметь стать для него авторитетом, тем, кого он будет слушать и понимать.

Как найти подход к ученику

Дети не похожи друг на друга: их различает тип темперамента, уровень IQ, степень социальной адаптации и многое другое. Чтобы найти подход к ученику, необходимо изучить особенности его характера, уровень развития познавательных процессов, понять модель его поведения в школе, узнать об обстановке в семье ребенка.

Зачастую учителя не учитывают индивидуальных особенностей детей, не стремятся к тому, чтобы понять, чем живет тот или иной ученик. Требуя от каждого ребенка определенный набор знаний и действий, педагоги уравнивают всех детей, превращая их в некую безликую общую массу. Отсюда и проблемы с неуспеваемостью и плохим поведением.

Прежде всего, необходимо иметь желание изучить личность ребенка, его внутренние потребности и интересы. При этом важно попытаться стать для ученика страшим другом, вызвать доверие и уважение к себе, но никак не страх. Занимая авторитарную позицию в отношениях «учитель-ученик» вы вряд ли добьетесь чего-то существенного.

Проведите с учеником индивидуальную беседу, причем она должна быть неформальной и неофициальной. Начните с общих вопросов: кем мечтает стать ребенок, когда окончит школу? Какие предметы ему нравятся, а какие вызывают затруднения? Чем он занимается на досуге? Существуют ли в его семье какие-либо традиции, совместные дела и т.п.? Получив ответы на эти вопросы, вы будете лучше понимать вашего ученика и то, как именно с ним нужно взаимодействовать – чем мотивировать к учебе, как поощрять и т.д.

Вторым шагом после доверительной беседы может стать прохождение ребенком тестов на определение уровня развития познавательных процессов – памяти, мышления, воображения и т.п. Тестирование можно провести совместно со школьным психологом. Анализ результатов тестов может показать, к примеру, почему ребенок плохо запоминает учебный материал – возможно, у него плохо развита память или проблемы с концентрацией внимания.

Посетите семью ученика, побеседуйте с его родителями об их духовных ценностях, о том, каким они хотят видеть своего ребенка и что конкретно они для этого делают. Постарайтесь донести до родителей мысль о том, что детей важно не только «кормить-обувать», но и воспитывать – собственным примером, общими делами, правильным позитивным мировоззрением и т.п.

Следующий шаг – аккуратная проработка всех выявленных проблем. При этом не стоит посвящать ребенка во все сложности, связанные с его личностью и навешивать ярлыки, для него вы по-прежнему должны оставаться старшим и мудрым другом. Помните, что вы – учитель, и вашей работой является не только сухое изложение программного материала и контроль выдачи учеником нормативной базы знаний. Основная ваша задача – научить ребенка учиться, вооружить его «инструментами», которые помогут ему с интересом добывать новые знания, а также помочь избавиться от тех страхов, комплексов и реальных препятствий, которые мешают ему полноценно и продуктивно учиться.

Так, наиболее действенными и эффективными методами учебного взаимодействия с трудными детьми являются индивидуальные контрольные задания, составленные с учетом способностей каждого ребенка; дополнительные занятия в группах продленного дня с тщательной проработкой всех проблемных вопросов; индивидуальные домашние задания, подобранные в соответствии с уровнем возможностей ученика.

Если же ваш ученик не имеет проблем с успеваемостью, но не признает в вас авторитет учителя, не уважает вас, необходимо также разобраться в причинах такого неприятия. Возможно, поможет индивидуальная беседа с ребенком на равных. Прислушайтесь к высказываемым им обидам, возможно, вы в чем-то не правы и выбранная вами модель взаимодействия с данным учеником слишком авторитарна. Разберитесь в своем отношении к ребенку – если в вас слишком много агрессии или неприятия ученика, работайте над искоренением данных стереотипов, постарайтесь увидеть в ребенке личность, следуя вышеописанным советам и рекомендациям.

Видео по теме

Методическая
разработка Учителя

Сафиуллиной
Г.М.

на тему
«Индивидуальный подход к каждому ученику в классе».

Для осуществления индивидуального подхода
к детям в процессе трудового воспитания педагог должен хорошо знать
практические умения, навыки каждого ребенка, его нравственные качества.Это
показывает не только отношение ребенка к труду,но и уровень нравственной
воспитанности, его «общественное» лицо — готовность помочь товарищам, трудиться
не только для себя, но и для других. Изучение индивидуальных особенностей детей
в трудовой деятельности показывает большое разнообразие и интерес к различным
видам труда. Знание и учет индивидуальных особенностей детей всей группы дает
возможность лучше организовать коллективную работу. Таким образом,
осуществлению индивидуального подхода к дошкольникам во многом помогает
определенная организация их в процессе коллективного труда.

В процессе проведения дидактических игр
выясняется степень умственного развития детей, их сообразительность, смекалка,
а также решительность или нерешительность, быстрая или медленная
переключаемость с одного действия на другое. Они способствуют расширению
представления в окружающем, о живой и неживой природе, о пространстве и
времени, о качестве и форме предметов и т.д. В дидактических играх развивается
зрительное восприятие, наблюдательность, способность к обобщению. В процессе их
проведения ярко выявляются индивидуальные особенности детей. Зная
индивидуальные особенности детей ,их способности и умения, нужно всегда
использовать это в игре. Одни дети выразительно читают стихи, другие хорошо
поют, танцуют. Есть ребята, умеющие хорошо строить, украшать свои постройки. В
общей игре можно каждому найти дело. Таким образом, в игровой деятельности, в
правильной организации ее заложены большие возможности для эффективного
индивидуального педагогического воздействия на детей. И воспитатель, совместно
с семьей, должен постоянно использовать их для всестороннего развития каждого
ребенка.

Каждый человек единственный и неповторимый
в своей индивидуальности – это личность в ее своеобразии. Индивидуальностью
определяется какая-либо главная черта личности, делающая ее непохожей на
окружающих, она может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой
сферах. Индивидуальность характеризует личность конкретнее, детальнее, полнее.
Она является постоянным объектом исследования при изучении психологии и других
направлениях психологии. Проблема индивидуализации воспитания и обучения
остаётся и на сегодняшний день одной из центральных психолого-педагогических
проблем. Нет в современной педагогической практике понятия более популярного и
менее отрефлексированного, чем «индивидуальный подход»- это учет
индивидуальных особенностей детей в процессе обучения и воспитания.
Индивидуальный подход требует от педагога помимо умения работать разнородно и
разнообразно, ещё и большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях
поведения — и это только некоторые из причин пока недостаточно широкого
применения его на практике при широкой декларативности.

Основное противоречие традиционного
обучения в  связано с групповой формой его организации и индивидуальным
характером усвоения знаний. Уровень профессиональности педагога во многом
определяется тем, как он на практике реализует принцип индивидуального подхода
к каждому ребёнку. Воспитателю, прежде всего, необходимо хорошо знать детей,
видеть в каждом из них индивидуальные, своеобразные черты. Чем лучше он
разбирается в индивидуальных особенностях дошкольников, тем правильнее он может
организовать воспитательно-образовательный процесс. Необходимо учесть, что
педагог должен не только представлять себе основные характеристики детей своей
группы — их способность воспринимать материал, запоминать, перерабатывать и
использовать его, но и знать основные принципы изучения индивидуальных
особенностей. Существуют основные моменты при его осуществлении: знание и
понимание детей, основательный теоретический баланс и способность педагога
размышлять и умение анализировать. Необходимо согласовывать требования к
ребенку со стороны детского сада и семьи, чтобы они были едиными. Соблюдение
этого условия во многом обеспечивает успех в правильном воспитании.
Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности
каждого ребенка при условии, если он осуществляется в определенной
последовательности и системе, как непрерывный, четко организованный процесс.

При проведении индивидуальной работы в
процессе различной детской деятельности педагог постоянно должен опираться на
коллектив, на коллективные связи детей внутри группы. Коллектив является той
силой, которая укрепляет в ребенке общественные начала. Невозможно воспитать
вне общения с коллективом такие качества, как доброжелательность, чувство
взаимопомощи, ответственности за общее дело. В игре проявляются и через нее
формируются все стороны психической жизни ребенка. Через те роли, которые
ребенок выполняется в игре, обогащается и его личность. Индивидуальность
ребенка в играх проявляется в самостоятельном развитии его замысла и умения
организовать его игру, в настойчивости достижения поставленной цели. Для
индивидуального подхода к детям в процессе игровой деятельности важно выяснить
их отношение, интерес к игре и характер участия в различных играх.

НОД занимает небольшую часть времени в
режиме дня, но их воспитательное и развивающее значение очень большое. Обучение
на занятиях это и есть индивидуальная деятельность детей. Индивидуальный подход
на НОД способствует раскрытию индивидуальности ребенка, которая находит свое
выражение в характере мыслительных процессов, запоминания, внимания, в
проявление инициативы, творчества. При усвоении нового материала каждый
обнаруживает различные интересы и по-разному использует свои знания, как только
обучение начинает основываться на индивидуальном подходе молчаливые и
нерешительные дети выявляют такие качества, которые за ним и не замечались.
Прежде всего, они теряют молчаливость, и в дальнейшем становятся активными. Для
преодоления их молчаливости педагог, прежде всего, должен расположить их к
себе, заботиться о том, чтоб они вошли в коллектив, имели товарищей. Во время
занятий следует использовать игровые приемы, которые тоже способствуют развитию
активности, произвольного внимания, преодолению нерешительности у робких,
малоактивных детей. Очень важен индивидуальный подход к детям, которые медленно
соображают. Этих детей нельзя назвать глупыми и ленивыми, так у них много
положительного. Они внимательны и аккуратны, умеют хорошо справляться со
многими бытовыми заданиями. Такие дети послушны, уступчивы, добродушны. В
индивидуальном подходе к медлительным детям следует соблюдать терпение, не
торопить с ответом, не прерывать. Итак, мы видим, что индивидуальный подход
органически входит в повседневную, педагогическую деятельность. Работа по
осуществлению индивидуального подхода к детям трудная, она требует и терпения,
и бесконечных творческих поисков. Но если она является стержнем общего
воспитательного процесса, эффективность его значительно повышается.

В педагогике принцип индивидуального
подхода должен пронизывать все звенья воспитательной и учебной работы с детьми
разных возрастов. Сущность его выражается в том, что общие задачи воспитания,
которые стоят перед педагогом, работающим с коллективом детей, решаются им
посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания
его психических особенностей и условий жизни. При изучении индивидуальных
особенностей детей следует обращать внимание на изучение их физического
состояния, здоровья и общая работоспособность. Все это будет помогать правильно
дозировать физические нагрузки, а также сказывается на участие в различных
спортивно-массовых мероприятиях.
Весьма важно знать особенности познавательной деятельности детей, свойство их
памяти, склонность и интересы, а также предрасположенность к более успешному
изучению тех или иных предметов. С учетом этих особенностей осуществляется
индивидуальный подход к детям в обучении : более сильные нуждаются в
дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их
интеллектуальные способности; слабейшим детям нужно оказывать индивидуальную
помощь в учении, развивать их память, сообразительность, познавательную
активность. Большое внимание необходимо уделять изучению
чувственно-эмоциональной сферы детей и своевременно их выявлять.

Индивидуальный подход нацелен в первую
очередь на укрепление положительных качеств и устранения недостатков. При
умении и своевременном вмешательстве можно избежать нежелательного,
мучительного процесса перевоспитания. Каждый человек должен иметь возможности
выявить, «выполнить» себя, в этом заинтересованы и отдельная личность, и все
общество. Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему
воспитания и обучения. Индивидуальный подход является органической частью
педагогического процесса, он помогает вовлечь всех детей в активную
деятельность по овладению программным материалом. Целью воспитания является
воспитание гармонически развитой личности с творческим мышлением, силой воли,
со стремлением ко всему прекрасному.

Индивидуальный подход к учащемуся.

Прохоренко Елена Георгиевна

преподаватель по классу фортепиано МКОО ДО ДШИ г.Облучье ЕАО

          Одним из основных положений педагогики, которое приобретает особый смысл при музыкальном обучении – воспитании, является индивидуальный подход к учащемуся. Индивидуальный подход педагога к его воспитанникам – это умение учитывать все факторы, которые могут тормозить или, напротив, благоприятно влиять на развитие ученика.

            Педагог должен так строить свою учебно-воспитательную работу, чтобы всеми способами, постоянно и целеустремлённо организовывать и направлять внимание учащегося на формирование свойств, необходимых ему как человеку общества.

              Урок по специальности занимает одно из главных мест во всём учебном процессе. На уроке педагог направляет музыкальное и пианистическое развитие ученика, воспитывает его волю и любознательность, организует его работу и учит его работать дома. Педагог должен быть предельно внимательным, активным и глубоко заинтересованным работой каждого своего ученика.

                 Педагог должен изучать особенности каждого ученика, прежде всего его психические свойства. При внимательном изучении он не сможет найти двух учеников одинакового психического склада.

                  Первое, что отличает учащихся — это их интересы; они определяются тяготением к определённого рода деятельности. Интересы являются важнейшим стимулом к приобретению знаний. Из всего круга интересов основным для ученика-пианиста должно быть стремление стать музыкантом-исполнителем, педагогом, приносить пользу обществу своей игрой, умелым преподаванием.

                   Очень важно, чтобы основной интерес был устойчив, ибо без этого человек не достигнет значительных успехов. Все выдающиеся музыканты имели глубокий и устойчивый действенный интерес к музыке. Именно потому, несмотря ни на какие трудности и лишения, они добивались прекрасных результатов.

                    Вторая отличительная черта-это способности учащегося. Психология определяет способности как « психические свойства, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей.»

                    Совокупность способностей, необходимых для выполнения той или иной деятельности, называется одарённостью. Так, чтобы стать настоящим музыкантом, надо не только иметь хороший музыкальный слух, нужен ещё ряд других способностей, которые составляют одаренность и обеспечивают большой успех исполнительской деятельности музыканта. Высшая степень развития одарённости называется в психологии талантом. Одарённость не является неизменным врождённым качеством. Врождённые анатомо-физиологические особенности, создающие предпосылки для успешного развития особенностей ( например, совершенство слухового и игрового аппаратов ) могут быть реализованы лишь в результате интенсивной учебной работы.

                     Нельзя смешивать одаренность музыканта-исполнителя с мастерством в этой области. Одарённость-это совокупность способностей, обеспечивающих успешное развитие данного вида творчества, а мастерство- сумма необходимых музыканту-исполнителю знаний, умения и навыков, приобретаемых им в процессе овладения данной профессией. Определяя разницу между мастерством и одарённостью необходимо подчеркнуть их тесную связь. Так, например, от одарённости пианиста-исполнителя зависит быстрота приобретения им мастерства и совершенство его. В свою очередь степень мастерства влияет на дальнейшее успешное развитие его способностей и одаренности.

                        Важной составной частью одаренности является склонность, способность к труду. Без труда никакая одарённость не может развиваться, какой бы большой она не была.

                        Ясная целеустремлённость, сознание своего долга в совокупности с большим и вдумчивым трудом помогают учащимся со средними способностями достигнуть очень хороших результатов.

О значении творческого труда убедительно сказал П.И.Чайковский:

«Вдохновения нельзя выжидать, да и одного его недостаточно: нужен прежде всего труд, труд и труд. Помните, что даже человек, одарённый печатью гения ничего не даст не только великого, но и среднего, если не будет адски трудиться. И чем больше человеку дано, тем больше он должен трудиться.»

                        Из воспоминаний Мариэтты Шагинян мы узнаём, какое большое значение придавал труду С.В.Рахманинов. Писательница наблюдала, как композитор буквально в течение нескольких часов «выстукивал» один и тот же самый маленький пассаж.

                         К основным способностям, составляющим одаренность музыканта, кроме склонности к труду, относятся: музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память, наблюдательность, эмоциональное воображение, эмоциональная память ( то есть способность вспоминать пережитое), эстрадные данные и так далее.

                       Педагогу следует с одинаковым интересом работать со всеми учениками своего класса, независимо от степени их одарённости. Ученики чутко воспринимают различие в отношении к ним педагога. Для успешности занятий очень важно, чтобы на уроке устанавливался хороший контакт между учеником и педагогом. Искреннее и заинтересованное отношение педагога к занятиям дети чувствуют очень хорошо и всегда реагируют на него должным образом.

                        Кроме интересов, способностей и одарённости, ученики-пианисты отличаются друг от друга эмоциональной возбудимостью. Она проявляется в активности основных нервных процессов — возбуждения и торможения. Эта  индивидуальная способность называется темпераментом

                          Павлов установил четыре типа высшей нервной деятельности.

Первый из них- сильный, уравновешенный, подвижный -отвечает сангвиническому темпераменту; второй — сильный, уравновешенный, но мало подвижный- флегматическому; третий ( с преобладанием возбуждения над торможением)-холерическому; и, наконец, четвёртый (слабый тип) –меланхолическому темпераменту.

                           Ученик сангвинического темперамента очень отзывчив, легко реагирует на всё окружающее. Во время изучения произведения он быстро увлекается им, но также  быстро охладевает. Увлёкшись произведением, он пытается овладеть им, так сказать, с «налёта». Но после первой же неудачи, если пьеса не получается сразу, оставляет работу, хотя произведение ему нравится.

                           Учащийся холерического темперамента также быстро на всё реагирует, чувства его легко возбуждаются. Однако, в отличие от сангвиника, возбуждаемость холерика стойкая. Пианист такого темперамента энергичен и деятелен, смело берётся за разбор произведения и любит довести дело до конца. Отрицательной чертой ученика с таким темпераментом является то, что он с одинаковым успехом может увлечься как хорошим, так и плохим. Он бывает упрям, злопамятен и резок.

                             Ученик меланхолического темперамента склонен к размышлениям, к анализу своих переживаний, реагирует на всё медленно, зато возбуждение его глубокое. Он в большинстве случаев вдумчив и чуток.

 К таким ученикам надо относиться особенно внимательно, ибо они могут быть застенчивы, замкнуты, малоактивны.

                               Флегматический темперамент присущ людям, которые ведут себя спокойно, ровно, мало живут чувством, слабо и пассивно реагируют на окружающее. Обычно они сонны, вялы. Пианист-флегматик вначале может отнестись к произведению без внешнего энтузиазма, разбираться в нём будет без увлечения, однако то, что сделает, сделает очень добросовестно и обстоятельно.

              Только отдельные учащиеся, как исключение, имеют ярко выраженные черты сангвиника, холерика, меланхолика или флегматика.

В темпераменте же абсолютного большинства людей сочетаются отдельные черты этих четырёх типов.

Не верно считать один темперамент лучшим, а другой худшим. Ошибаются и те педагоги, которые считают, что от флегматика и меланхолика нельзя требовать быстроты действий, а от сангвиника и холерика-сдержанности.

Большую способность и одарённость могут иметь учащиеся всякого темперамента.

               Задача педагога- направлять работу пианистов так, чтобы они могли владеть своим темпераментом: бороться с его недостатками и развивать положительные стороны.

Например, спокойствие и уравновешенность, которых не хватает холерику и сангвинику, можно частично воспитать путём работы над медленными и сентиментальными произведениями, энергичность у меланхоликов и флегматиков- работой над подвижными, динамически насыщенными произведениями.

                Педагог обязан вдумчиво изучать характер каждого ученика, настойчиво развивать его положительные черты. К таким чертам психологическая наука относит: мужество, честность, добросовестность, принципиальность, последовательность, дисциплинированность, активность, общительность, откровенность, чуткость, вежливость, чувство собственного достоинства, инициативность, настойчивость, трудолюбие, стремление к преодолению трудностей, аккуратность.

                   В то же время следует добиваться искоренения таких черт, как трусость, хвастовство, лживость, безответственность, замкнутость, скрытность, заносчивость, эгоизм, лень, боязнь трудностей.

                    Особое внимание надо обратить на такую черту характера, как застенчивость. Она бывает результатом либо большой скромности, либо чрезмерного самолюбия. Характер не является врождённым, он формируется в действиях, поступках. Таким образом, путём воспитания положительных черт и искоренения отрицательных из плохого характера можно сделать хороший.

                    При индивидуальном подходе к ученику поможет дневник интересов, содержащий примерно такие вопросы: что я подобрала по слуху; что рассказывала в школе и о чём; что читала о музыкантах; что интересного видела в музее, на выставках, в концертах; в каких кружках принимала участие. Педагог должен знать, интересуется ли ученик общественной работой и как она влияет на него, знать семейные обстоятельства, в которых он живёт, кто его близкие друзья, как ученик проводит свободное время и как влияют на него семья и коллектив. .

                     Условно дети делятся на младших ( 7-10 лет) и старших ( 11-15лет)

Младшие ( 1-3 классы )-не умеют анализировать, им присуще яркая эмоциональность. Лучше развито непроизвольное внимание, направленное на всё новое. Слабость тормозящих процессов, внимание удерживается лишь 35 минут. Для них весь материал следует преподносить в форме игры.

ТРУДНО: выполнять школьный режим; привыкнуть к официальным, нормативным взаимоотношениям; не умеют планировать, организовывать работу. Капризность, упрямство встречаются ещё часто. Интересы не устойчивы, есть интерес к эстетическим циклам: любят рисовать, сочинять .

               Следует делать различные подтекстовки к мелодиям.

                       В процессе обучения очень важное значение имеет внимательность, поэтому педагог должен всегда контролировать внимание учащегося, выяснять устойчиво ли оно, не переключается ли с одного предмета на другой.

                       Память учащегося также должна быть предметом изучения. Для этого необходимо выяснить, какой материал он лучше усваивает, нет ли у него привычки поверхностно запоминать пройденный материал, развита ли у него сообразительность.

                        Старшие ( 4-8 классы) –бурный, не равномерный рост ребёнка во всех отношениях. Быстро развивается понятийное мышление, смысловая, логическая память. А также развитие волевых черт: настойчивость, умение преодолевать преграды, начинает чувствовать себя взрослым и чувствителен к оценкам взрослых.

             Педагог не может оставаться безразличным и к речи ученика. Помогая ему исправить шероховатости речи, педагог тем самым способствует его общему развитию.

             Но основное внимание следует обратить на музыкально-исполнительские данные учащегося: музыкальный слух, чувство ритма, эмоциональность восприятия музыки, технические способности. Надо знать, к каким произведениям более склонен учащийся -к виртуозным или кантиленным – и к каким видам техники более расположен его игровой аппарат. Знание особенностей игрового аппарата учащегося даёт возможность педагогу развивать его сильные стороны и подтягивать слабые.

              К началу учебного года педагог обязан представить в учебную часть характеристику каждого учащегося своего класса и его индивидуальный план. При составлении характеристики нужно указать:

            1.степень общего и музыкального развития по отношению к возрасту ученика;

            2.его умственные способности: мышление, быстроту реакции, память, воображение;

             3.его музыкальные способности: слуховое восприятие и слуховое представление, слуховую память, чувство ритма, восприятие динамики, эмоциональную реакцию;

             4.особенности характера: живость, собранность, дисциплинированность, настойчивость, работоспособность, целеустремлённость;

             5.физические особенности: состояние здоровья, качество игрового аппарата;

             6.условия домашней работы ( её организация и режим), культурный уровень окружения.

             Характеристика, отражающая индивидуальность ученика, служит основой для составления плана работы с ним. Если рассматривать характеристику как диагноз, определяющий состояние ученика на данном этапе, то индивидуальный план является рецептурой, вытекающей из диагноза.

            Всестороннее гармоническое развитие ученика -основная целеустановка  работы педагога. Учебный материал должен способствовать этой целеустановке, то есть развивать положительные качества ученика и устранять недостатки, тормозящие рост. Это относится как к умственным способностям чертам его характера, так и к специальным музыкально-техническим свойствам. Так, как уже говорилось, вялому ребёнку нужно давать музыку бодрую, с чётким ритмом, чтобы возбуждать его волевые качества. Слишком подвижному, наоборот, — музыку плавную, мягкую, для того, чтобы приучить его к большей сосредоточенности и вдумчивости.

При наличии хрупкого строения руки с тонкими прогибающимися пальцами надо укреплять их устойчивость на материале, требующем чёткого, чеканного звука, а при плотных тяжеловатых пальцах – развивать их подвижность на лёгком, полётном звучании. Одновременно в репертуар ученика должны входить произведения, которые наиболее отвечают складу его мышления и характера; они поддерживают у ученика увлечение работой и позволяют ему наиболее творчески проявлять себя

              Такие произведения особенно необходимы для публичных выступлений; педагогу в этих случаях нужно создавать для ученика наиболее благоприятные условия, обеспечивающие успех его выступления.

             Особо внимательного отношения требуют эстрадные данные учащихся.

Педагог должен знать, очень ли волнуется ученик на эстраде и как это волнение отражается на его исполнении. Страдает ли от этого цельность произведения, память или игровой аппарат, а также, как волнение влияет на работоспособность учащегося, быстро ли он утомляется.

              Степень трудности произведений, входящих в план, должна соответствовать уровню возрастного, интеллектуального и пианистического развития ученика. Для закрепления тех или иных приобретённых навыков следует проходить большое количество произведений примерно одинаковой трудности. Усложнение проходимого репертуара следует производить постепенно. Резкое завышение трудности изучаемых произведений перегружает и переутомляет нервную систему и психику ученика. Их преодоление требует от него большой затраты сил и времени. Полезнее бывает вместо одного трудного произведения пройти несколько менее сложных с разнообразным музыкальным содержанием, различных по жанру, доступных детскому восприятию.

          Работа спорится, когда ученику интересно, а интересно бывает, когда одно произведение сменяется другим, когда одна задача сменяется другой, когда преодоление трудностей достигается без чрезмерного напряжения.

Только в этом случае хорошие результаты доставляют ученику радость.

Всё то, что не выходит, — огорчает ученика, а неудачи часто приводят к травмам. Усложнение репертуара следует производить постепенно, и только в том случае, если ученик подготовлен к преодолению больших трудностей.

          В план нужно включать достаточно обширный репертуар.

Очень важно развивать в ученике вкус и стремление к музыцированию, желание постоянно знакомиться с большим количеством музыкальных произведений. Важно научить его любить читать музыку так же, как он любит читать книги. Польза от этого будет огромная и для будущих профессионалов, и для просто музыкально грамотных, просвещенных членов нашего общества.

           Итак, учебный репертуар должен быть индивидуализированным. Под индивидуализацией репертуара следует подразумевать две разные вещи:

           а) некоторая часть пьес должна выявлять сильные стороны одарённости ученика и утверждать в нём уверенность в своих силах;

           б) некоторая другая часть пьес обязательно должна идти по линии развития отстающих сторон одарённости ученика и воспитывать в нём опять-таки уверенность в своих силах, убеждение в возможности преодоления недостатков предыдущего развития.

            Из всего сказанного ясно, насколько серьёзно и ответственно составление характеристика и индивидуального плана ученика.

Урок проходит наиболее продуктивно тогда, когда он хорошо подготовлен, обдуман, спланирован. Подводя итоги проведённого дня занятий, педагог должен:

             А) осознать все имевшие место у того или иного ученика «неожиданности» (хорошие и плохие) и сделать из них выводы в смысле направления дальнейшей работы;

               Б) осознать, с одной стороны, имевшие место удачные педагогические и художественно-творческие находки и закрепить их в своём сознании; с другой стороны, самокритично проанализировать допущенные педагогические ошибки и подумать над неразрешенными в ходе занятий художественными и техническими задачами.

              Примерный круг вопросов, которые должен ставить себе педагог, думая об очередном дне занятий, таков:

            1. О чём нужно коротко поговорить с учеником перед началом урока

(успеваемость, общественная жизнь, услышанная где-то музыка и т. д. ,

И т. д. ) ?

             2. не нужно ли как-то изменить характер обращения с данным учеником?

              3.Какие черты поведения на уроке ( и на эстраде) ещё не вполне удовлетворяют педагога?

               4.Чего ещё недостаёт ученику в смысле его отношения к музыке?-

В смысле его подхода к фортепиано? -в области умения самостоятельно работать?

                5.Как нужно расположить материал урока?

                6.Что нового нужно объяснить (или, объясняя, показать) ученику в каждой пьесе (этюде)?-как по-новому должен будет ученик самостоятельно работать над пьесой после урока?

                7.Какие вспомогательные упражнения собирается педагог показать ученику в связи с технически трудными местами разучиваемых пьес?

         Педагог должен всегда помнить, что перед учащимися с различными способностями, характером, темпераментом, физиологическими особенностями надо ставить различные требования, к ним надо подходить по-разному.

          Только хорошее знание ученика в сочетании с правильным педагогическим подходом к нему, только настоящая любовь к музыке, понимание всех задач и своей роли в деле развития музыкального образования принесут педагогу удовлетворение и успех. И, напротив, неправильный подход может привести к самым неожиданным отрицательным последствиям. Если, к примеру, педагог своевременно не замечает, не поощряет достижения похвалой, у ученика может появиться неуверенность в своих силах, исчезнет желание учиться, либо возникнет недоверие к учителю. Нередко несправедливый подход педагога вызывает озлобление учащегося, желание делать всё наперекор ему.

          Необходимо отмечать как достижение хорошее исполнение произведения учащимся-пианистом со средними способностями.

И, наоборот, если одарённый ученик исполняет в классе произведение только хорошо, то следует подчеркнуть, что такое исполнение является результатом недоработки.

           Итак, средства и методы влияния на учащегося должны быть результатом глубокого изучения его.

            В этом и состоит сущность индивидуального подхода педагога к своим воспитанникам.

Вот и наступило 1 сентября. Для учителя начинается новый учебный год, который не слишком-то и отличается от предыдущего. А каким этот год станет для ученика – годом открытий, увлекательных знаний или трудовой повинностью – во многом зависит от учителя. От того, сумеет ли он найти подход к ученику.

Все дети разные, это известная истина. Но в чем их разница? Что нужно этому мальчику или той девочке? Почему один лучше соображает в математике, а другой пишет стихи? Почему один балуется на уроке, а другой сидит спокойно и внимательно слушает?

Как заметить эту разницу и найти подход к ученику? Увидеть, что задумчивый и незаметный Вася в потенциале может стать ученым, а очень шустрый и непослушный Петя при правильном подходе может превратиться в инженера.

Найти системный подход к ученику

Чтобы выбрать правильный подход к ученику, необходимо найти общую и закономерную систему, с помощью которой можно было бы дифференцировать любого человека.

Такая система называется Системно-векторная психология Юрия Бурлана. Она объясняет, что люди делятся по векторам. Всего их восемь. И понимание особенностей каждого из них позволяет найти подход к ученику.

Например, обладатель кожного вектора очень подвижный, гибкий, быстрый и находчивый. У него логическое мышление, поэтому он легко решает математические задачи и находит причинно-следственные связи. А обладатель анального вектора – полная противоположность кожного. Он медлительный, усидчивый, качественно выполняет работу. У него аналитический ум. Такой человек анализирует информацию на входе, раскладывает ее по полочкам в своих мыслях и запоминает навсегда.

К каждому ученику можно найти свой подход

Чтобы найти подход к ученику, не надо заставлять обладателя определенного вектора делать то, что ему не свойственно. Мы не сможем вырастить из рыбки птичку.

Например, бесполезно заставлять шустрого и подвижного ученика добиваться качественного, аккуратного выполнения работы. А усидчивый и неторопливый ребенок никогда не выиграет в соревнованиях на скорость.

Понравилась статья? Поделитесь в соцсетях.

29.09.2015

Типы учеников и как найти ключик к каждому.

Трепольская Дарья Сергеевна

Как найти подход к каждому ученику?, какие они бывают?, что ими движет?. На эти вопросы я стараюсь ответить в этой статье. Всегда хочется читать практический материал, так чтобы было удобно применить в практической деятельности, легко и просто, так чтобы четко понимать, кто перед тобой, какой ученик и что его заинтересует на уроке, что его подвигнет к более детальному изучению предмета и что я могу сделать для его внутренней и внешней мотивации. Как я могу помочь освоить новые знания ?. Я надеюсь у меня получилось.

Оценить




952

Содержимое разработки

Трепольская Дарья Сергеевна,

преподаватель испанского языка

ЧУ ОО СОШ «Росинка»

Типы учеников и как найти ключик к каждому.

Типы упражнений для каждого типа учеников на уроках иностранного языка.

По теории учебной мотивации написано много научных статей и изданы работы, но они написаны научным языком часто бывает сложно понять, а о чем это. Но всегда хочется перейти больше к практике, так чтобы было удобно применить в практической деятельности, легко и просто, так чтобы четко понимать, кто перед тобой, какой ученик и что его заинтересует на уроке, что его подвигнет к более детальному изучению предмета и что я могу сделать для его внутренней и внешней мотивации. Как я могу помочь освоить новые знания и в осознании, понимании себя .

С одним я соглашусь, что без определения учебной мотивации и что такое мотив мы не сможем понять, что движет нашими любимыми учениками.

По определению Л.И. Божович, «мотив учебной деятельности – это побуждения, характеризующие личность школьника, ее основную направленность, воспитанную на протяжении предшествующей его жизни как семьей, так и самой школой». А.К. Маркова предлагает определение учебного мотива, которое отражает специфику последнего: «Мотив – это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней».

Как практические соединить все эти аспекты. Как соединить внутреннюю и внешнюю мотивацию.

Хочу напомнить, что такое внутренняя и внешняя мотивация.

Существует два подхода к различению внутренней и внешней мотивации. Один подход использует в качестве критерия разделения характер связи между учебным мотивом и другими компонентами учения (ее целью, процессом). Если мотив реализует познавательную потребность, связан с усваиваемыми знаниями и выполняемой деятельностью (совпадает с конечной целью учения), то он является внутренним. Если мотив реализует непознавательную (социальную по классификации) потребность, не связан с получением знаний (не совпадает с целью учения), то он называется внешним. В таком случае внутренними являются только познавательные мотивы на овладение новыми знаниями и способами их добывания. Этой точки зрения придерживаются П.Я Гальперин, Н.Ф. Талызина, Н.В. Елфимова, П.И. Якобсон, М.Г. Ярошевский и др.

В основе второго подхода наряду с указанным ранее критерием выделяется и другой –характер личностного смысла (утилитарно-прагматический и/или ценностный), придаваемого учению, его продуктам. Какую роль играют усвоенные знания в духовном развитии личности, в выработке собственных убеждений, мировоззрения в целом? Если мотив имеет для личности утилитарно-прагматический смысл, т.е. реализует потребности во внешнем благополучии (материальном и/или социальном), то такие мотивы называются внешними. Если мотив имеетдля личности ценностный смысл, т.е. с его помощью реализуется потребностьво внутреннем благополучии, в гармонизации внутреннего мира, в оценке, коррекции, формировании системы личностных убеждений, установок, притязаний, самооценок, то такие мотивы обозначаются как внутренние. На этом основании к внутренним мотивам добавляется еще один – мотив самосовершенствования. Сторонниками данного подхода являются Л.Б. Ительсон, Г.Е. Залесский, В.Я. Ляудис, А.К. Маркова, Р.Р. Бибрих, И.А. Васильев, И.И. Вартанова, Д.Б. Эльконин и др.

Для меня соединение этих двух аспектов и познания предмета и познания себя важны при обучении, соединение изучение предмета и меня через этот предмет, как изучаемая дисциплина раскрывает меня как личность(для учителя ученика).

Очень часто не интересен предмет, потому что «у меня не получается», «я не могу..», а почему???. – это мотив гармонизации внутри себя, осознании своих способностей и себя самого. А познавать предмет, можно скучно(читаем, переводим и все), а можно весело и играючи, добавляя смысл и значение(кроссворды, домино, игры).

Каждый учитель делит своих учеников на разные типы и по разному относится к ним.

По типу «завладения ленью» Я их делю на несколько типов:

Мотивированные – те кто учит и учится. Может быть у них не всегда получается в силу каких-либо обстоятельств (не могут в силу физического развития или каких-либо ограничений по здоровью) , но они хотят, они пытаются и в результате достигают хороших результатов. Это самые желанные ученики, с ними легко работать, их результаты видны. Обычно это идет из семьи, когда родители своих детей нацеливает на достижение результатов и контролируют эти результаты. Или те кто замотивировал, показал зачем нужны знания, как это поможет или помогает уже сейчас в практической жизни, а не только в учении, в процессе обучения при выполнении заданий различного типа.

Заинтересованные – те, кто хочет, может, но ленится. Да, да именно ленится. Им все дается легко и непринужденно, но заниматься постоянно они не могут, всех развитие идет урывками. Они это как правило понимают и осознают.

Стремящиеся к познанию

В данном типе я бы выделила 2 типажа.

Первый – это те, кто на первоначальном этапе у них не получилось и у них пропал интерес. Это те, кто терпит неудачу на первом этапе обучения и у них опускаются руки «я никогда не смогу, у меня никогда не получится.» С такими интересно работать, они бросают вызов. Они подталкивают нас учителей искать новые подходы или наоборот заставляют нас опускать руки, потому что не всегда получается увлечь заново, переубедить.

Второй типаж: не хочу и не буду делать ничего. Родители мне помогут и все за меня сделают. С такими очень сложно, но интересно, потому что у них мотив познавания закрыт, а мотив развития себя личности нет и вся работа будет строится вокруг внутреннего мотива, а это требует множества усилий.

По типу активности на уроке Или я их еще называю:

Альфа – это первая буква греческого алфавита, поэтому они всегда первые или стремятся быть таковыми. Они практически всегда делают домашнее задание(говорить всегда нельзя, потому что даже лучшие они раз, но могут не выполнить задание), они как правило работают на уроке и показывают сои знания. Они как правило громкие, активные и их «энергию» приходится направлять как говорят в таких случаях в правильное русло.

Вета – быть вторым всегда не просто, потому, что тебя затмевают первые. Но им быть можно, обычно вторые более спокойные, рассудительные , отвечают тогда когда ты их спрашиваешь, или когда первые не ответили. Но они тоже учат и учат хорошо.

Омега – они могут быть активными и пассивными, второе чаще, потому что у них есть предел их познания и их фокуса внимания к предмету(что может быть обусловлено физиологическими способностями).

Как заинтересовать всех: и активных и пассивных, и замотивированных и не очень? Что я могу сделать на уроке?

Игры

Я часто использую интерактивные игры и активные способы работы разной направленности. Есть много разработок уже готовых игр и заданий – это целые папки материала от издательств, есть книги, написанные с подробным описанием и даже как сделать дидактический материал самим, есть сайты с хорошим дидактическим материалом.

Я все это использую, но, как показывает моя практика, чаще всего я могу взять готовый дидактический материал, например кроссворд уже кем-то сделанный и дать свое задание.

Например,кроссворд найти месяцы года.

Не просто каждый ищет в своем кроссворде названия месяцев на языке, а в паре, кто быстрее сделает(соревновательный момент).

Я делю класс на 4 двойки и даю следующую инструкцию: вы находите только месяца осени, вы лета, вы весны, а вы зимы.

Как правило, все начинают искать и находят все месяца.

Любые задания, любые методические разработки учебников с подробным описанием упражнений всегда у каждого преподавателя будут своими. Каждый из нас внесет что-то свое.

Классическая игра в домино: она требует больших затрат, потому что надо нарисовать, распечатать, вырезать – многие видя как я режу уже готовое, мне говорят, а зачем это. «Они не оценят затрат». Но затраты окупаются уже на уроке, потому что те активен, включается в поиск оставшейся части, тот кто не учил, начинает искать в интернете форму, перевод, тот кто учил, для своей уверенности, открывает шпаргалку или свои записи со словами или формами глаголов и частично это запоминает и выучивает.

Какие домино я делаю:

На лексику – картинка и слово на языке,

Например,

а иногда слово по-русски и слова на языке.

Например,

кошка

cata

собака

perro

яблоко

manzana

красный

rojo

черный

negro

Это я делю в Экселе, в этой программе легко делать карточки необходимого размера и все получается ровно и аккуратно.

На грамматику: форма глагола в начальной форме(инфинитиве) и в том или ином времени или в той или иной форме лица.

Например,

делать

hago

yo

говорить

hablamos

nosotros

Или глагол по русски в той или иной форме времени или лица и на языке.

Например,

делать

hago

yo

говорить

hablamos

nosotros

Шпаргалки

Их я очень люблю, потому что они помогают приобретать уверенность моим ученикам в том, что они все знают, а если вдруг забыли, то быстро подсмотрели и все ответили. А также, таким образом вырабатывается автоматическое запоминание формы глагола или части речи.

Например,

Все интерактивные вещи нравятся всем категориям учеников. Они все любят делать интерактивные задания. Те, кто активные Альфы – они все закрепляют материал, беты – проявляют себя на уроке, делают практически все быстро и без ошибок, есть возможность показать, проявить себя, а учителю оценить ученика. И даже Омеги, которые часто бывают аутсайдерами – активны, с радостью выполняют упражнения и получают от них удовольствие и поднимают свои самооценку и не терпят неудачи. Такие упражнения у них, как правило, получаются.

Мотивированные ученики от получения позитивного опыта стремятся показать еще больше вершин, немотивированные от полученных позитивных результатов и задора, который получили в результате выполнения упражнения, стремятся улучшить свои результаты.

От интерактивных упражнений выигрывают обычно все: и учитель – материал отработан и введен в активный запас и употребление(конечно все зависит от вида упражнения), ученики потому что получили уверенности и новый задор и уверенность в своих знаниях.

Очень мне нравятся упражнения на задавание вопросов, когда один ученик видит одну часть , а другой другую.

В настоящий момент практически все учебники, по которым мы изучаем иностранный язык аутентичные или переработанные с учетом наших, российских реалий и с включением лексики и информации о России. В материалах учебников уже включены такого рода задания, но ученикам почему-то сложно выполнить это упражнение, если оно в учебнике. А если я копирую данное упражнение и распечатываю его и даю ученикам как новое, другое, не то которое в учебнике, они выполняют его с удовольствием.

Развитие диалогической речи. Нам часто кажется, говорить это так просто. Но мы забываем что преодолеть барьер начать говорить, это всегда сложно. Сложно потому что это не наш родной язык, потому что мы еще не научились думать на языке, чувствовать его на кончиках наших пальцев. И наша поддержка как педагогов для учеников важна, на первых этапах для меня не важно делает ученик ошибки или нет, для меня важно, что он говорит. Если ученик уже второй год и более изучает язык, то начинаю обращать внимание на ошибки.

Упражнение: составить из слов и предложений диалог. Честно я не экспериментирую в этой части: я беру диалог из учебника, увеличиваю его в размере и распечатываю, а затем режу на слова и выражения.

Второй вариант: слова и выражения по теме набираю на компьютере и затем прошу из- этих слов составить предложения.

Список литературы

А.К. Маркова ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ школьников

Гамезо М., Петрова Е., Орлова Л. Возрастная и педагогическая психология — электронная библиотека психолога

Э.Г. Гельфман, М. А. Холодная, Л. Н. Демидова. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ (ПРОБЛЕМА ИНТЕЛЛЕКТОЕМКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРЕПОДАВАНИЯ)

А.С. ГерасимоваТеория учебной мотивации в отечественной психологии

7

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/149760-tipy-uchenikov-i-kak-najti-kljuchik-k-kazhdom

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как найти противолежащую сторону в прямоугольном треугольнике
  • Как найти квартиру в заозерном
  • Возникла ошибка при запуске не найден указанный модуль как исправить
  • Как найти дневник мэдисон в house party
  • Как найти межотраслевые поставки продукции

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии