Математика, 3 класс
Урок №22. Площадь прямоугольника
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
- Как вычислить площадь прямоугольника?
- В каких единицах измеряется площадь?
- Какими способами можно сравнить геометрические фигуры?
Глоссарий по теме:
Площадь – внутренняя часть любой плоской геометрической фигуры.
Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны.
Прямоугольник – это четырёхугольник, у которого все углы прямые.
Квадратный сантиметр – квадрат со стороной 1 сантиметр.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Моро М. И., Бантова М. А. и др. Математика 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М.; Просвещение, 2017. – с. 60-61.
2. Рудницкая В. Н. Тесты по математике:3 класс. М.: Издательство «Экзамен», 2016 с. 38-43.
3. Волкова Е. В. ВПР. Математика 3 класс Практикум по выполнению типовых заданий. ФГОС .М.: Издательство «Экзамен», 2018, с. 36-53.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Упоминание о первых геометрических фигурах встречается еще у древних египтян и древних шумеров. Учёными-археологами (они ищут разные исторические древности) был найден папирусный свиток (бумага древних египтян, изготавливаемая из растения папирус) с геометрическими задачами, в которых упоминались геометрические фигуры. И каждая из них называлась каким-то определенным словом. Одним определенным словом называлась фигура прямоугольник независимо от того какие стороны были у этого прямоугольника. А если у прямоугольника все стороны были одинаковые, то такой прямоугольник имел специальное название – квадрат. Таким образом, значит, что уже в те далекие времена люди имели представление о геометрии и знали изучаемые этой наукой фигуры. Название «геометрическая фигура» придумали древние греки. И названия всем геометрическим фигурам дали тоже древнегреческие учёные.
Найдём площадь геометрической фигуры.
Чтобы найти площадь фигуры, надо узнать сколько раз в фигуре поместится квадрат со стороной 1 см. Площадь этой геометрической фигуры составляет 18 квадратов. Для удобства подсчёта количество квадратов можно воспользоваться знаниями таблицы умножения. По 6 взять 3 раза получится 18 квадратов.
Найдём площадь прямоугольника со сторонами 6 см и 3 см.
Для этого достаточно умножить длину на ширину. 6 ∙ 3 = 18 см2
Таким образом, формулируем вывод: чтобы найти площадь прямоугольника, надо длину умножить на ширину.
S = a ∙ b
S – площадь
a – длина
b – ширина
Задания тренировочного модуля:
1. Заполните пропуски в таблице.
а |
5 |
6 |
3 |
|
b |
8 |
9 |
||
S |
15 |
56 |
24 |
Правильный ответ:
а |
5 |
7 |
6 |
3 |
b |
3 |
8 |
9 |
8 |
S |
15 |
56 |
54 |
24 |
2. Длина прямоугольника 8см, ширина 4 см. Чему равна площадь прямоугольника? Выделите правильный ответ.
12 см; 32 см; 24 см2; 32 см2; 24; 12 см2.
Правильный ответ: 32см2.
- Главная
- Справочники
- Справочник по математике для начальной школы
- Основы геометрии
- Площадь фигуры
В этом разделе мы познакомимся с новым математическим понятием: с площадью фигуры.
Площадь – это часть плоскости, ограниченная замкнутой ломаной или кривой линией
Ты знаешь другие понятия, которые тоже называют словом ПЛОЩАДЬ.
Например, площадь в городе — это чаще всего красивое место с клумбами, фонтаном и памятниками.
Посевная площадь — это участок земли, предназначенный для сельскохозяйственных целей.
Сравнение площадей фигур
При сравнении площади фигур, мы узнаём, больше или меньше места занимает данная фигура на плоскости.
Например, сравним площади двух фигур: треугольника и круга.
Мы видим, что площадь треугольника больше площади круга. Это видно на глаз, то есть первый способ сравнения площадей фигур: на глазок.
Сравнение площадей способом наложения
Иногда на глаз трудно определить, площадь какой фигуры больше. Давай сравним площади двух треугольников:
Совместим фигуры так, чтобы одна фигура полностью поместилась в другой.
Мы видим, что синий треугольник поместился в красном треугольнике, значит, площадь красного треугольника больше, чем площадь синего треугольника.
Сравнение площадей заданной меркой
Иногда нельзя определить, площадь какой фигуры больше способом наложения. Давай сравним площади двух фигур:
В таком случае измерять площади фигур будем заданной меркой, а потом сравним их.
Например, меркой может быть вот такой прямоугольник :
В первой фигуре поместилось 5 мерок, во второй фигуре поместилось 5 таких же мерок. Значит, площади фигур равны.
Единицы площади
В математике измерять площади фигур математики всего мира договорились одинаковыми мерками.
Квадратный сантиметр
Квадрат, сторона которого 1 см – это единица площади – квадратный сантиметр: см²
Определим площадь данных фигур:
В синей фигуре 8 см², а в красной фигуре – 7 см².
8 > 7, значит, 8 см² > 7 см² а это значит, что площадь синей фигуры больше, чем площадь красной фигуры.
Квадратный дециметр
Квадрат, сторона которого 1 дм – это единица площади – квадратный дециметр: дм²
Вычислим, сколько квадратных сантиметров содержится в 1 квадратном дециметре:
1 дм² = ? см²
Сторона такого квадрата равна 10 см, а площадь квадрата равна произведению его сторон, то есть
10 • 10 = 100 см²
Значит, 1 дм² = 100 см²
Квадратный метр
Квадрат, сторона которого 1 м – это единица площади – квадратный метр: м²
Этой единицей мы пользуемся, когда хотим узнать площадь комнаты, класса, школьного двора или бабушкиного сада.
1 м² = 100 дм²
Квадратный километр
Квадрат, сторона которого 1 км – это единица площади – квадратный километр: км²
Этой единицей мы пользуемся, когда хотим узнать площадь города или страны. Например, площадь России составляет более семнадцати миллионов квадратных километров.
1 км² = 1000000 м²
Квадратный миллиметр
Квадрат, сторона которого 1 мм – это единица площади – квадратный миллиметр: мм²
Этой единицей мы пользуемся для измерения очень маленьких площадей.
1 см² = 100 мм²
Длина и ширина клеточки школьной тетради по математике – пять миллиметров, значит там пять рядов по пять квадратных миллиметров. 5 • 5 = 25, поэтому в одной клеточке двадцать пять квадратных миллиметров.
Для черчения и измерения фигур маленькой площади удобно использовать миллиметровую бумагу.
Ар
Ар — это площадь квадрата со стороной 10 м.
Слово «ар» при числах сокращённо записывают так:
1 а, 20 а, 97 а.
1 а2 = 100 м2, поэтому ар часто называют соткой.
Гектар
Гектар — это площадь квадрата со стороной 100 м.
Слово «гектар» при числах сокращённо записывают так:
1 га, 20 га, 530 га.
Чтобы перевести площадь из квадратных метров в гектары, необходимо число квадратных метров разделить на 10000.
Ар и гектар используются при измерении земельных участков.
Советуем посмотреть:
Площадь прямоугольника
Круг. Шар. Овал
Треугольники
Многоугольники
Угол. Виды углов
Обозначение геометрических фигур буквами
Периметр многоугольника
Окружность
Основы геометрии
Правило встречается в следующих упражнениях:
2 класс
Страница 43. Урок 17,
Петерсон, Учебник, часть 2
Страница 44. Урок 17,
Петерсон, Учебник, часть 2
Страница 79. Урок 32,
Петерсон, Учебник, часть 2
Страница 85. Урок 35,
Петерсон, Учебник, часть 2
Страница 91. Урок 38,
Петерсон, Учебник, часть 2
Страница 27. Урок 9,
Петерсон, Учебник, часть 3
Страница 33. Урок 11,
Петерсон, Учебник, часть 3
Страница 47. Урок 16,
Петерсон, Учебник, часть 3
Страница 51. Урок 17,
Петерсон, Учебник, часть 3
Страница 52. Урок 18,
Петерсон, Учебник, часть 3
3 класс
Страница 72,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1
Страница 32,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
Страница 49,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
Страница 79,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
Страница 83,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
Страница 95,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
Страница 41,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2
Страница 44,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2
Страница 94. Урок 35,
Петерсон, Учебник, часть 1
Страница 39. Урок 15,
Петерсон, Учебник, часть 2
4 класс
Страница 23,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1
Страница 65,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1
Страница 66,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1
Страница 67,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1
Страница 53. Тест 2. Вариант 2,
Моро, Волкова, Проверочные работы
Страница 15,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
Страница 34,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
Страница 85,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2
Страница 78,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2
Страница 32. Урок 11,
Петерсон, Учебник, часть 1
Инфоурок
›
Начальные классы
›Презентации›Презентация по математике на тему: «Площадь прямоугольника» (3 класс)
Скачать материал
Скачать материал
аудиоформат
- Сейчас обучается 121 человек из 45 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Урок
математики
3 класс -
2 слайд
Вспоминаем то,
что важно
ПЛОЩАДЬ -
3 слайд
Проблемная ситуация
-
4 слайд
Какой участок выбрать?
Проблемная ситуация -
5 слайд
Э – хе – хе! Так не пойдет!
-
6 слайд
Определяем основные вопросы урока
Как быстрее найти площадь прямоугольника?
Как вычислить площадь прямоугольника, не разбивая на квадратики фигуру?
Научиться находить площадь прямоугольника новым способом
Тема урока
«Площадь прямоугольника» -
7 слайд
Совместное открытие знаний
-
8 слайд
9 см
3 см
Совместное открытие знаний
9 • 3 = 27 см2 -
9 слайд
а
b
Совместное открытие знаний
S = а • b
Чтобы найти площадь прямоугольника, надо длину умножить на ширину -
10 слайд
Применяем знания
Вычислите площадь синего прямоугольника по формуле.
Решение: а = 8 см, в = 4 см 8 • 4 = 32 кв.см.
Решение: а = 8 см, в = 4 см 8 • 4 = 32 кв.см.
а = 8 см
b = 4 см
S — ?
Проверьте себя!
Решение:
S= a • b
S=8 • 4 =32 (см2) -площадь прямоугольника
Ответ: S=32 см2 -
11 слайд
Спасибо,
ребятушки! -
-
13 слайд
Составьте план своих действий.
Для этого выберите только необходимые действия и расставьте их по порядку.
Памятка
«Как найти площадь прямоугольника» -
14 слайд
Памятка
«Как найти площадь прямоугольника»
Измерить длину прямоугольника
Измерить ширину прямоугольника
Длину умножить на ширину
Применяем знания -
15 слайд
4
Применяем знания
1
1
3
2
5
1
3
4
Задание. Лесным гномам выделили под строительство домов одинаковые участки. Помоги гномам найти участки с одинаковой площадью. Раскрась их красным цветом. (Проведи необходимые измерения и вычисли площадь фигур, воспользовавшись формулой). -
16 слайд
4
1
1
3
Спасибо вам, ребята! -
17 слайд
«5»
«4»Поздравляем с успешной «охотой»!
Краткое описание документа:
Тип урока: урок открытия нового знания
Форма урока: урок – исследование.
Цель урока: посредством формированияумения вычислять площадь прямоугольника с использованием формулы развивать у учащихся навыки решения простых задач на вычисление площади геометрической фигуры.
Планируемые образовательные результаты учащихся
Личностные:
• способность к милосердию (желанию помочь ближнему);
• опыт самодисциплины и самоорганизации;
• интерес к интеллектуальному творчеству.
Метапредметные:
• сотрудничество с одноклассниками в решении учебных задач;
• освоение метапредметных понятий «вычисление», «величина»;
• опыт осуществления логических операций анализа, синтеза, сравнения.
Предметные:
• умение вычислять площадь прямоугольника новым способом с использованием формулы;
• расширение опыта решения простых задач на нахождение площади геометрической фигуры.
Используемые технологии:
-проблемно – поисковый метод;
-интерактивные технологии (работа в группе, в паре);
-ИКТ.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 264 590 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 23.03.2019
- 500
- 3
- 23.03.2019
- 1113
- 11
- 23.03.2019
- 319
- 0
- 23.03.2019
- 574
- 2
- 23.03.2019
- 251
- 2
- 23.03.2019
- 2135
- 92
- 23.03.2019
- 1697
- 66
- 23.03.2019
- 245
- 0
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Актуальные проблемы обучения детей с нарушением слуха в образовательных организациях общего и среднего профессионального образования»
-
Курс повышения квалификации «Сопровождение детского отдыха: от вожатого до руководителя детского лагеря»
-
Курс повышения квалификации «Профессиональная компетентность педагогов в условиях внедрения ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация инклюзивного обучения в сфере образования»
-
Курс профессиональной переподготовки «Тьюторское сопровождение обучающихся в системе инклюзивного образования»
-
Курс повышения квалификации «Система работы учителя-дефектолога при обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями (ООП) в общеобразовательном учреждении»
-
Курс повышения квалификации «Активизация познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как стратегия повышения успешной учебной деятельности»
-
Курс повышения квалификации «Применение современных педагогических технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика обучения информатике в начальной школе»
-
Курс повышения квалификации «Разработка адаптированных образовательных программ в условиях ФГОС СПО»
-
Курс повышения квалификации «Применение методов арт-терапии в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками»
-
Курс повышения квалификации «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Система диагностики предметных и метапредметных результатов в начальной школе»
-
Настоящий материал опубликован пользователем Пожарникова Наталья Евгеньевна. Инфоурок является
информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайтЕсли Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.Удалить материал
-
- На сайте: 6 лет и 7 месяцев
- Подписчики: 0
- Всего просмотров: 9603
-
Всего материалов:
3
Периметр – сумма длин всех сторон фигуры.
Нахождение периметра
Р ф. = а + b + c + …
Р пр. = (а + b) · 2
Р кв. = а · 4
Чтобы найти площадь фигуры, надо длину умножить на ширину.
Нахождение площади
S пр. = а · b
S кв. = а · а
Периметр – сумма длин всех сторон фигуры.
Нахождение периметра
Р ф. = а + b + c + …
Р пр. = (а + b) · 2
Р кв. = а · 4
Чтобы найти площадь фигуры, надо длину умножить на ширину.
Нахождение площади
S пр. = а · b
S кв. = а · а
Периметр – сумма длин всех сторон фигуры.
Нахождение периметра
Р ф. = а + b + c + …
Р пр. = (а + b) · 2
Р кв. = а · 4
Чтобы найти площадь фигуры, надо длину умножить на ширину.
Нахождение площади
S пр. = а · b
S кв. = а · а
Периметр – сумма длин всех сторон фигуры.
Нахождение периметра
Р ф. = а + b + c + …
Р пр. = (а + b) · 2
Р кв. = а · 4
Чтобы найти площадь фигуры, надо длину умножить на ширину.
Нахождение площади
S пр. = а · b
S кв. = а · а
Периметр – сумма длин всех сторон фигуры.
Нахождение периметра
Р ф. = а + b + c + …
Р пр. = (а + b) · 2
Р кв. = а · 4
Чтобы найти площадь фигуры, надо длину умножить на ширину.
Нахождение площади
S пр. = а · b
S кв. = а · а
Периметр – сумма длин всех сторон фигуры.
Нахождение периметра
Р ф. = а + b + c + …
Р пр. = (а + b) · 2
Р кв. = а · 4
Чтобы найти площадь фигуры, надо длину умножить на ширину.
Нахождение площади
S пр. = а · b
S кв. = а · а
Периметр – сумма длин всех сторон фигуры.
Нахождение периметра
Р ф. = а + b + c + …
Р пр. = (а + b) · 2
Р кв. = а · 4
Чтобы найти площадь фигуры, надо длину умножить на ширину.
Нахождение площади
S пр. = а · b
S кв. = а · а
Периметр – сумма длин всех сторон фигуры.
Нахождение периметра
Р ф. = а + b + c + …
Р пр. = (а + b) · 2
Р кв. = а · 4
Чтобы найти площадь фигуры, надо длину умножить на ширину.
Нахождение площади
S пр. = а · b
S кв. = а · а
Периметр – сумма длин всех сторон фигуры.
Нахождение периметра
Р ф. = а + b + c + …
Р пр. = (а + b) · 2
Р кв. = а · 4
Чтобы найти площадь фигуры, надо длину умножить на ширину.
Нахождение площади
S пр. = а · b
S кв. = а · а
Периметр – сумма длин всех сторон фигуры.
Нахождение периметра
Р ф. = а + b + c + …
Р пр. = (а + b) · 2
Р кв. = а · 4
Чтобы найти площадь фигуры, надо длину умножить на ширину.
Нахождение площади
S пр. = а · b
S кв. = а · а
Периметр – сумма длин всех сторон фигуры.
Нахождение периметра
Р ф. = а + b + c + …
Р пр. = (а + b) · 2
Р кв. = а · 4
Чтобы найти площадь фигуры, надо длину умножить на ширину.
Нахождение площади
S пр. = а · b
S кв. = а · а
Периметр – сумма длин всех сторон фигуры.
Нахождение периметра
Р ф. = а + b + c + …
Р пр. = (а + b) · 2
Р кв. = а · 4
Чтобы найти площадь фигуры, надо длину умножить на ширину.
Нахождение площади
S пр. = а · b
S кв. = а · а
Дата публикации: 08 апреля 2017.
Что такое прямоугольник и квадрат
Прямоугольник – это четырёхугольник, у которого все углы прямые. Значит, противоположные стороны равны друг другу.
Квадрат – это прямоугольник, у которого равны и стороны, и углы. Его называют правильным четырёхугольником.
Четырёхугольники, в том числе прямоугольники и квадраты, обозначаются 4 буквами – вершинами. Для обозначения вершин используют латинские буквы: A, B, C, D …
Пример.
Читается так: четырёхугольник ABCD; квадрат EFGH.
Что такое периметр прямоугольника? Формула расчета периметра
Периметр прямоугольника – это сумма длин всех сторон прямоугольника или сумма длины и ширины, умноженная на 2.
Периметр обозначается латинской буквой P. Так как периметр – это длина всех сторон прямоугольника, то он периметр записывается в единицах длины: мм, см, м, дм, км.
Например, периметр прямоугольника АВСD обозначается как PABCD, где А, В, С, D – это вершины прямоугольника.
Запишем формулу периметра четырехугольника ABCD:
PABCD = AB + BC + CD + AD = 2 * AB + 2 * BC = 2 * (AB + BC)
Пример.
Задан прямоугольник ABCD со сторонами: AB=СD=5 см и AD=BC=3 см.
Определим PABCD.
Решение:
1. Нарисуем прямоугольник ABCD с исходными данными.
2. Напишем формулу для расчета периметра данного прямоугольника:
PABCD = 2 * (AB + BС)
3. Подставим в формулу наши данные:
PABCD = 2 * (5 см + 3 см) = 2 * 8 см = 16 см
Ответ: PABCD = 16 см.
Формула расчета периметра квадрата
У нас есть формула для определения периметра прямоугольника.
PABCD = 2 * (AB + BC)
Применим её для определения периметра квадрата. Учитывая, что все стороны квадрата равны, получаем:
PABCD= 4 * AB
Пример.
Задан квадрат ABCD со стороной, равной 6 см. Определим периметр квадрата.
Решение.
1. Нарисуем квадрат ABCD с исходными данными.
2. Вспомним формулу расчета периметра квадрата:
PABCD = 4 * AB
3. Подставим в формулу наши данные:
PABCD = 4 * 6 см = 24 см
Ответ: PABCD = 24 см.
Задачи на нахождение периметра прямоугольника
1. Измерь ширину и длину прямоугольников. Определи их периметр.
2. Нарисуй прямоугольник ABCD со сторонами 4 см и 6 см. Определи периметр прямоугольника.
3. Нарисуй квадрат СEOM со стороной 5 см. Определи периметр квадрата.
Где используется расчет периметра прямоугольника?
1. Задан участок земли, его нужно обнести забором. Какой длины будет забор?
В данной задаче необходимо точно рассчитать периметр участка, чтобы не купить лишний материал для постройки забора.
2. Родители решили сделать ремонт в детской комнате. Необходимо знать периметр комнаты и её площадь, чтобы правильно рассчитать количество обоев.
Определи длину и ширину комнаты, в которой ты живешь. Определи периметр своей комнаты.
Что такое площадь прямоугольника?
Площадь – это числовая характеристика фигуры.
Площадь измеряется квадратными единицами длины: см2, м2, дм2 и др. (сантиметр в квадрате, метр в квадрате, дециметр в квадрате и т.д.)
В вычислениях обозначается латинской буквой S.
Для определения площади прямоугольника необходимо длину прямоугольника умножить на его ширину.
Площадь прямоугольника вычисляется умножением длины АК на ширину КМ. Запишем это в виде формулы.
S AKMO = AK * KM
Пример.
Чему равна площадь прямоугольника AKMO, если его стороны равны 7 см и 2 см?
S AKMO= AK * KM = 7 см * 2 см = 14 см2.
Ответ: 14 см2.
Формула вычисления площади квадрата
Площадь квадрата можно определить, умножив сторону саму на себя.
Пример.
В данном примере площадь квадрата вычисляется умножением стороны АB на ширину BC, но так как они равны, получается умножение стороны AB на AB.
S AВСО = AB * BC = AB * AB
Пример.
Определи площадь квадрата AKMO со стороной 8 см.
S AKMО = AK * KM = 8 см * 8 см = 64 см2
Ответ: 64 см2.
Задачи на нахождение площади прямоугольника и квадрата
1.Задан прямоугольник со сторонами 20 мм и 60 мм. Вычисли его площадь. Запиши ответ в квадратных сантиметрах.
2. Был куплен дачный участок размером 20 м на 30 м. Определи площадь дачного участка, ответ запиши в квадратных сантиметрах.