Как найти остаток отделения натурального числа

© 2011-2023 Довжик Михаил
Копирование материалов запрещено.

Добро пожаловать на OnlineMSchool.
Меня зовут Довжик Михаил Викторович. Я владелец и автор этого сайта, мною написан весь теоретический материал, а также разработаны онлайн упражнения и калькуляторы, которыми Вы можете воспользоваться для изучения математики.

Если Вы хотите связаться со мной, имеете вопросы, предложения или хотите помочь развивать сайт OnlineMSchool пишите мне support@onlinemschool.com

19. Задачи на теорию чисел


1. Вспоминай формулы по каждой теме


2. Решай новые задачи каждый день


3. Вдумчиво разбирай решения

Найти остаток от деления числа


Задание
1

#2202

Уровень задания: Легче ЕГЭ

Найдите все числа, при делении которых на (5) в частном получится то же число, что и в остатке.

Пусть при делении числа (a) на (5) в частном получится то же число, что и в остатке. Тогда (a=5r+r). Так как (r) – это остаток при делении на (5), то (r) может быть равно только (0), (1), (2), (3) или (4). Для всех значений (r) найдем соответствующее значение (a): (0), (6), (12), (18), (24).

Ответ:

(0), (6), (12), (18), (24)


Задание
2

#2203

Уровень задания: Легче ЕГЭ

Найдите все числа, при делении которых на (8) в частном получится то же число, что и в остатке.

Пусть при делении числа (a) на (8) в частном получится то же число, что и в остатке. Тогда (a=8r+r). Так как (r) – это остаток при делении на (8), то (r) может быть равно только (0), (1), (2), (3), (4), (5), (6) или (7). Для всех значений (r) найдем возможное значение (a): (0), (9), (18), (27), (36), (45), (54), (63).

Ответ:

(0), (9), (18), (27), (36), (45), (54), (63)


Задание
3

#2204

Уровень задания: Легче ЕГЭ

Число при делении на (8) дает остаток (5). Какой остаток оно дает при делении на (4)?

Пусть число (a) при делении на (8) дает остаток (5), тогда (a=8b+5=8b+4+1=4(2b+1)+1), тогда (a) при делении на (4) дает остаток (1).

Ответ:

(1)


Задание
4

#2205

Уровень задания: Легче ЕГЭ

Докажите, что если числа (a) и (b) дают при делении на (c) одинаковые остатки, то ((a-b), vdots ,c).

Исходя из условия: (a=n_1c+r) и (b=n_2c+r Rightarrow
a-b=n_1c+r-n_2c-r=c(n_1-n_2) , vdots , c)
.

Ответ:

Доказательство


Задание
5

#2206

Уровень задания: Легче ЕГЭ

Докажите, что среди любых (n+1) натуральных чисел найдутся два, разность которых делится на (n).

Всего при делении на (n) существует (n) различных остатков, а так как чисел (n+1), то по принципу Дирихле найдутся (2) числа с одинаковыми остатками, следовательно, их разность будет делиться на (n).

Ответ:

Доказательство


Задание
6

#2207

Уровень задания: Легче ЕГЭ

Докажите, что числа вида (n^2), где (ninmathbb{N}), не могут при делении на 3 давать остаток (2).

Остаток от деления на число (k) произведения натуральных чисел (Acdot B) равен остатку от деления на число (k) произведения (acdot b), где (a) и (b) – остатки от деления на (k) чисел (A) и (B) соответственно.

Таким образом, остаток от деления числа [(3m + 1)^2 = (3m + 1)cdot (3m + 1)] на (3) равен остатку от деления (1cdot 1) на (3), то есть равен (1).

Остаток от деления числа [(3m + 2)^2 = (3m + 2)cdot (3m + 2)] на (3) равен остатку от деления (2cdot 2) на (3), то есть равен (1).

Остаток от деления числа [(3m)^2 = 9m^2] на (3) равен (0).

Так как любое натуральное число (n) всегда можно представить в одном из видов: (3m), (3m + 1), (3m + 2) ((minmathbb{N}cup{0})), то (n^2) при делении на (3) не может давать в остатке (2).

Ответ:

Доказательство


Задание
7

#2208

Уровень задания: Легче ЕГЭ

При каких простых (p) число (p^2 + 29) также является простым?

Проверим, каким может быть остаток от деления числа (p^2 + 29) на (3):

1) Если (p) не делится на (3), то (p^2) при делении на (3) даёт остаток (1), тогда (p^2 + 29) при делении на (3) даёт такой же остаток, как и число (1 + 29 = 30), то есть (0).

Таким образом, если (p) не делится на (3), то (p^2 + 29) делится на (3), но (p^2 + 29 > 3), а простых чисел, делящихся на (3), кроме числа (3), не бывает.

2) Единственное простое число, которое делится на (3) – это число (3), следовательно, осталось проверить только случай (p = 3): [p^2 + 29 = 9 + 29 = 38] – не является простым.

В итоге мы доказали, что не существует простых чисел (p), таких, что число (p^2 + 29) – простое.

Ответ:

(varnothing)

В ЕГЭ по математике часто встречается задание — найти наименьший остаток от деления натурального числа на 9, 2, 3 и другие цифры. Как показывает практика, многие школьники не справляются с примерами подобного типа. Значительное затруднение вызывают большие числа, поэтому данной тематике стоит уделить особое внимание. Сайт «Школково» поможет подготовиться к итоговому тестированию и с легкостью решать задачи профильного уровня.

Сдайте аттестационное испытание успешно с помощью нашего образовательного портала!

Подготовка к Единому государственному экзамену может стать увлекательной и легкой с удобным онлайн-сервисом «Школково». На нашем сайте вы найдете все необходимые для повторения материалы, а также множество уравнений для вычисления, база которых постоянно обновляется и дополняется. Вся информация тщательно подобрана, систематизирована и изложена в наиболее простой и понятной форме нашими преподавателями. Благодаря подобному подходу выпускники усваивают материал в более короткие сроки по сравнению с обучением по школьному пособию, и найти остаток от деления числа на 4, 2 и 3 для них не составляет труда.

В разделе «Теоретическая справка» собраны правила и формулы. Они пригодятся для выполнения упражнений на тему нахождения остатка от деления суммы двух чисел на 7, 4, 5 и другие цифры. В «Каталогах» представлено множество задач различного уровня сложности. Ученики могут выбрать любое упражнение из предложенных. Если оно вызовет затруднения, на нашем сайте есть раздел «Избранное». Туда можно добавить сложные и интересные задачи, к которым вы хотели бы вернуться позже.

Для того чтобы занятия проходили наиболее эффективно, рекомендуем начать с простых заданий. Так вы проверите свои способности и выявите слабые стороны, на которые стоит обратить особое внимание. Если после решения нескольких простых уравнений на деление числа без остатка на 5, 4, 2 и другие цифры вы поняли, что они даются вам легко, сразу переходите к более трудным задачам. Всего через несколько дней вы подтяните знания в данной тематике и будете справляться с упражнениями любого уровня сложности.

Чтобы занятия приносили результат, советуем обращаться к нашему порталу ежедневно. Зарегистрируйтесь на сайте для сохранения прогресса. Каждый день вы будете получать индивидуальное задание, основанное на ваших способностях. Постепенно уравнения будут становиться все труднее, поэтому вы незаметно для себя научитесь решать даже сложные варианты, где нужно найти отрицательные числа.

Начните занятия на сайте «Школково» уже сегодня, и результат не заставит себя ждать!

Обучение на нашем портале доступно каждому желающему. Чтобы отслеживать прогресс и получать новые задания на нахождение остатка при делении числа на 100, созданные персонально для вас, зарегистрируйтесь в системе. Желаем удачной подготовки!

УСТАЛ? Просто отдохни

Онлайн калькулятор определит остаток от деления чисел, поможет проверить себя при решении уроков и примеров на деление. Деление с остатком (деление по модулю) — это арифметическая операция, в результате выполнения которой получается два целых числа: неполное частное и остаток от деления.

Остаток всегда должен быть меньше делителя. Если при делении остаток равен нулю, то это значит, что делимое делиться нацело или без остатка на делитель.

×

Пожалуйста напишите с чем связна такая низкая оценка:

×

Для установки калькулятора на iPhone — просто добавьте страницу
«На главный экран»

Для установки калькулятора на Android — просто добавьте страницу
«На главный экран»

Смотрите также

Метод анализа остатков

В основе метода анализа остатков, который используется при решении ряда задач с целочисленными неизвестными, лежит формула деления с остатком. Суть метода состоит в рассмотрении случаев различных остатков от деления на заданное число, что позволяет в конечном итоге решить поставленную задачу.

В первых трёх примерах, приведённых ниже, в явном виде ищутся остатки от деления одних целых чисел на другие.

Пример №19.

Найти частное и остаток от деления числа (— 23) на 7.

Решение:

Согласно формуле деления с остатком, получаем:

— 23 = — 4 • 7 + 5 , т.е. частное равно — 4, а остаток равен 5.

Пример №20.

Найти сумму остатков, получающихся при делении числа 7263544587435873 на 2, 4, 5, 9, 10, 25.

Решение:

Используя признаки делимости нацело на числа 2,4,5,9,10 и 25, находим остатки:

  • остаток от деления на 2 равен 1;
  • остаток от деления на 4 равен 1;
  • остаток от деления на 5 равен 3;
  • остаток от деления на 9 равен 0;
  • остаток от деления на 10 равен 3;
  • остаток от деления на 25 равен 23.

Суммируя остатки 1 + 1+3+0+3+23, получаем в ответе 31.

Пример №21.

Пусть остаток от деления натурального числа m на 7 равен 3. Найти остаток от деления на 7 числа Метод анализа остатков

Решение:

Из условия следует, что число m имеет вид: Метод анализа остатков . Тогда

Метод анализа остатков

Таким образом, остаток от деления числа Метод анализа остатков на 7 равен 1.

Пример №22.

Доказать, что при любых целых X число Метод анализа остатков делится нацело на 6.

Решение:

Разобьём множество всех целых X на 6 групп в зависимости от остатка при делении на 6, т.е. рассмотрим 6 случаев:

Метод анализа остатков

1) Пусть Метод анализа остатков , тогда Метод анализа остатков

2) Пусть Метод анализа остатков, тогда Метод анализа остатковМетод анализа остатковМетод анализа остатковМетод анализа остатковМетод анализа остатковМетод анализа остатков

3) Пусть Метод анализа остатков , тогда Метод анализа остатковМетод анализа остатковМетод анализа остатковМетод анализа остатковМетод анализа остатков

4) Пусть Метод анализа остатков, тогда Метод анализа остатковМетод анализа остатковМетод анализа остатковМетод анализа остатков

Метод анализа остатков

5) Пусть Метод анализа остатков тогда Метод анализа остатков

Метод анализа остатков

6) Пусть Метод анализа остатков , тогда Метод анализа остатков

Метод анализа остатков

Таким образом, мы рассмотрели все целые числа X и доказали, что всегда (в каждом из шести случаев) выражение Метод анализа остатков кратно 6.

Замечание. Эту задачу можно было решить иначе. Преобразуем данное в условии задачи выражение:

Метод анализа остатков

Каждое из двух слагаемых делится нацело на 6 (первое как произведение трёх последовательных целых чисел), поэтому их сумма кратна 6.

Пример №23.

Учительница принесла в класс счётные палочки. Дети раскладывали их в пакетики. Когда разложили по 2 палочки в каждый пакетик, то осталась 1 лишняя палочка. Затем разложили по 13 штук в пакетик, и тогда осталось 7 лишних палочек. Когда же палочки разложили по 9 штук в пакетик, то лишних не осталось. Сколько, самое меньшее, было счётных палочек?

Решение:

Пусть всего было n счётных палочек. Тогда условия задачи приводят к системе

Метод анализа остатков

Таким образом, требуется найти наименьшее натуральное нечётное число п , делящееся на 9 и дающее при делении на 13 остаток 7. Заметим, что в силу нечётности Метод анализа остатков число k должно быть чётным, т.е. Метод анализа остатков Метод анализа остатков причём меньшему n соответствует меньшее р , но тогда имеем Метод анализа остатков Поскольку числа п и Метод анализа остатковделятся нацело на 9, то, следовательно, число Метод анализа остатков также должно быть кратно 9 (и при этом быть минимальным). Наименьшее целое неотрицательное р , для которого выполняются эти условия, равно 7, откуда находим

Метод анализа остатков

Ответ: самое меньшее — 189 счётных палочек.

Пример №24.

После деления некоторого двузначного числа на сумму его цифр получается 7 и в остатке 6. После деления этого же двузначного числа на произведение его цифр в частном получается 3 и в остатке 11. Найти это двузначное число.

Решение:

Обозначим Метод анализа остатков — искомое число Метод анализа остатков Тогда, по условию, имеем систему уравнений

Метод анализа остатков

Решая систему методом подстановки, находим единственное решение, удовлетворяющее всем условиям задачи: x= 8, y = 3 . Ответ: 83.

Пример №25.

Целые числа m, n,k не делятся нацело на 3. Доказать, что число Метод анализа остатков делится на 3.

Доказательство. Если Метод анализа остатков то возможны два случая: Метод анализа остатковиМетод анализа остатков . В первом случае Метод анализа остатков— делится на 3 с остатком 1, а значит, Метод анализа остатков , также делится на 3 с остатком 1. Аналогично во втором случае: Метод анализа остатков делится на 3 с остатком Метод анализа остатков делится на 3 с остатком 1. Таким образом, если целое число не делится нацело на 3, то его квадрат (любая чётная степень) при делении на 3 дают остаток 1. Но тогда сумма трёх таких чётных степеней кратна 3.

Пример №26.

Доказать, что если Метод анализа остатков — простые числа, то Метод анализа остатков — тоже простое число.

Доказательство. Если Метод анализа остатков, то остаток от деления Метод анализа остатков на 3 равен 1. Но тогда Метод анализа остатков делилось бы на 3, что противоречит условию. Следовательно, Метод анализа остатковМетод анализа остатков, тогда действительно Метод анализа остатков — простое число, и при этом Метод анализа остатков тоже является простым.

Пример №27.

Решить уравнение в целых числах

Метод анализа остатков

Решение:

Перепишем уравнение в виде: Метод анализа остатков . Заметим, что правая часть уравнения при любом целом Y делится нацело на 7. Выясним, какие остатки при делении на 7 даёт левая часть данного уравнения. Для этого разобьём множество всех целых X на 7 групп в зависимости от остатка при делении на 7: Метод анализа остатков где Метод анализа остатков, и рассмотрим каждый из этих случаев в отдельности.

1) Если Метод анализа остатков

2) если Метод анализа остатков

3) если Метод анализа остатков

4) если Метод анализа остатков

5) если Метод анализа остатков

6) если Метод анализа остатков

7) если Метод анализа остатков

Итак, правая часть уравнения делится на 7 нацело (т.е. с остатком 0), а левая часть при этом — с остатками 2, 3, 4, 6. Однако равные числа при делении на одно и то же целое число 7 должны давать одинаковые остатки. Полученное противоречие говорит о том, что данное уравнение не имеет решений в целых числах.

Пример №28.

Найти все пары целых чисел (x;y), удовлетворяющие уравнению

Метод анализа остатков

и доказать, что для каждой такой пары сумма Метод анализа остатков является нечётным числом.

Решение:

Заметим, что левая часть уравнения кратна 3, следовательно, и правая часть должна делиться на 3 нацело. Разобьём множество всех целых y на три группы в зависимости от остатка при делении на 3:

Метод анализа остатков

1) Если Метод анализа остатков , то уравнение примет вид Метод анализа остатков . Это равенство невозможно, так как его левая часть кратна 3, а правая — нет.

2) Если Метод анализа остатков, то получим аналогичную ситуацию.

3) Наконец, если Метод анализа остатков, то, подставляя в уравнение, получим

Метод анализа остатков

Следовательно, общий вид решений:Метод анализа остатковОсталось показать, что Метод анализа остатков — нечётно. В самом деле, если Метод анализа остатковчётно, то Метод анализа остатков— чётно и, значит, Метод анализа остатков — нечётно. Если, наоборот, Метод анализа остатков — нечётно, то Метод анализа остатков также нечётно, а значит, Метод анализа остатков— чётно. Таким образом, числа Метод анализа остатков и Метод анализа остатков, а значит и их кубы, имеют всегда разную чётность, поэтому их сумма есть нечётное число.

Ответ: Метод анализа остатков

Пример №29.

Решить в целых числах уравнение

Метод анализа остатков

Решение:

Так как произвольное целое число Метод анализа остатков представимо в виде Метод анализа остатков, Метод анализа остатков или Метод анализа остатков где Метод анализа остатков , а

Метод анализа остатков

то любое число в кубе или делится нацело на 9, или даёт при делении на 9 в остатке 1 или 8. Аналогично, так как Метод анализа остатков даёт при делении на 9 остаток 0 или 3. Итак, правая часть уравнения может делиться на 9 с остатками 2 или 5, а левая — 0, 1 или 8. Следовательно, уравнение не имеет решений в целых числах.

Эта лекция взята со страницы, где размещён подробный курс лекций по предмету математика:

Предмет математика

Эти страницы возможно вам будут полезны:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как составить свой собственный комплекс тренировок
  • Как найти пещеру вардена в майнкрафт
  • Как найти свой компютер
  • Как найти адрес росгосстраха
  • Как найти язык в ворде

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии