Как найти осадку баржи

Размеры любого судна, в том числе и такого малого, как яхта, характеризуется совокупностью его основных размерений. К ним относятся длина и ширина корпуса, высота бортов и осадка судна. От данных показателей, а также от их пропорционального соотношения во многом зависит его мореходные качества – прежде всего остойчивость и максимальная скорость. В данной статье рассмотрим такое понятие, как осадка судна, как её рассчитать и от каких факторов зависит выбор осадки лодки.

осадка судна определение

Понятие «осадка судна»

В кораблестроении термином «осадка» обозначают показатель глубины погружения корпуса корабля в воду. В общепринятом смысле осадка – это расстояние от водной поверхности до самой нижней точки днища судна. Однако, в мореходном деле используется несколько разновидностей понятия «осадка»:

  • Проектная. Представляет собой расчетную осадку, измеренную на ½ длины корпуса судна, и характеризующую расстояние от ватерлинии судна до крайней точки киля. Данный показатель, измеренный по мидель-шпангоуту, в проектно-технической документации, согласно принятым международным стандартам, обозначается латинской буквой «Т».
  • Носовая осадка – показывает глубину погружения носовой части судна. Для её определения на носу крупных судов наносят специальную разметку – носовую марку.
  • Кормовая осадка – нижняя точка погружения кормы в воду. Определяется при помощи нанесённой на корму разметки – кормовой марки.
  • Средняя осадка судна является средним арифметическим вычислением глубины погружения судна в воду. Измеряется по формуле: Тср. = (кормовая осадка + носовая осадка) умноженные на ½.

Глубина осадки судна зависит от нескольких факторов:

  • Массы судна. Согласно законам физики, чем больше масса корабля, тем глубже он будет погружаться в воду.
  • Длины и ширины корпуса. При одинаковой массе меньшую осадку будет иметь судно с более широким и длинным корпусом. Это связано с большей выталкивающей силой воды, действующей на корпус корабля с увеличенной площадью днища.
  • Конструктивных особенностей корпуса. В первую очередь, здесь подразумевается размер киля. А для малых судов – его наличие или отсутствие.

Соответственно, осадка судна есть величина переменная. Так, показатель максимальной осадки судна зависит от его загрузки: при полной загрузке она будет больше, чем у порожнего судна.

Определение осадки судна

Поскольку осадка судна является весьма важным показателем, капитану корабля необходимо знать величину осадки в каждый конкретный момент времени. Особенно актуальным это становится при подходе к побережью, входе в порты, проходе каналов и прочих мелководных мест. Неправильный расчет осадки судна в подобной ситуации может привести к катастрофе – посадке корабля на мель со всеми вытекающими отсюда неприятными последствиями.

На больших кораблях, для визуального определения величины погружения корпуса в воду, по обеим сторонам носа и кормы наносят специальные метки. Они идут от нижней точки киля и до главной ватерлинии. Общепринятым в морском флоте считается цена одного деления разметки в 1/10 метра. Однако, в странах с англо-саксонской морской традицией используются обозначения в виде футов и дюймов, где одно деление равно одному футу (примерно 30,5 см). Для простоты различия, метки, нанесённые по метрической системе, нумеруются арабскими цифрами, а по англосаксонской системе – римскими.

осадка судна

Определение осадки судна входит в обязанность помощника капитана либо самого командира корабля. Определяется она несколькими способами:

  • По специальной диаграмме, называемой «грузовой размер». В ходе исчислений выводится грузовая шкала, которая является основным грузовым документом судов.
  • По показателям кормовой (Тк) и носовой (Тн) осадок находится средняя осадка судна (Тср): Тк х Тн = Тср. Подобная формула справедлива для плавсредств с ровным килем, лишённым изгиба. Для кораблей с изогнутым килем, перед тем, как определить осадку судна, потребуется внести в данную формулу поправки в виде коэффициента изгиба киля. Этот показатель должен быть указан в технической документации корабля.

Соответственно, формула Тк х Тн = Тср неприемлема и для большинства яхт и лодок, имеющих киль, а также швертботов из-за конструктивной особенности киля. Киль яхты и швертбота представляют собой не выступ в виде балки, проходящей от носа до кормы, а узкий «плавник», выступающий из днища по центру корпуса. В результате осадка килевой яхты по корме или по носу будет значительно, порой в разы, меньше осадки по мидель-шпангоуту.

Яхты с длинной килевой линией, конечно, также бывают, но они составляют лишь небольшую часть от общего числа. Подобная конструкция киля обычно используется на больших океанских мегаяхтах, приближающихся по своим размерам к большим морским судам, а также применялась на тяжёлых яхтах старой постройки.

Расчёт осадки яхты производится ещё на этапе её проектирования, и зависит от ряда показателей – её общей массы, водоизмещения, длины киля, формы обводов корпуса и так далее. Все эти показатели весьма скрупулёзно вычисляются конструкторами и вводятся в специальные формулы, позволяющие получить диаграммы осадки яхты в зависимости от её прочих метрических данных.

Выбор осадки судна

При постройке судна, в первую очередь учитываются условия, в которых оно будет эксплуатироваться. В полной мере это касается и такого показателя, как осадка судна. Здесь перед конструкторами встаёт дилемма: с одной стороны, требуется сделать судно максимально вместительным и грузоподъёмным, а с другой – позволить ему беспрепятственно заходить в порты и проходить через каналы. От проектировщиков судов требуется найти ту «золотую середину», позволяющую сделать эксплуатацию судна максимально эффективной, с экономической точки зрения.

Например, для крупнотоннажного судна водоизмещением 150-250 тыс.т уменьшение осадки всего на полметра приводит к «потере» от 5 до 10 тыс.т его полезной нагрузки. В то же время — суда со слишком большой осадкой попросту не смогут проходить через такие значимые каналы, как Панамский и Суэцкий. Для примера, глубина фарватера Суэцкого канала составляет 20 м, а Панамского и того меньше – 12 м. Обход же судном Южной Америки и Африки, минуя перечисленные каналы, ставит под вопрос экономическую целесообразность повышение грузоподъёмности за счёт увеличенной осадки.

Конечно, в истории мирового кораблестроения имеются монстры, наподобие супертанкера «Яре Викинг» (длина – 458 м, осадка – ок. 25 м), газовоз «Прелюд», морской трубоукладчик «Пионер Спирит» (осадка – 27 м). Но они были построены для определённых целей, их эксплуатация не требует пересечения ими морских каналов и захода в мелководные порты. Так, супертанкер «Яре Викинг» был специально заказан для перевозки нефти из Персидского залива в Японию, а «Пионер Спирит» — для монтажа трубопроводов в открытом море.

средняя осадка судна

От таких же критериев следует отталкиваться и при выборе яхты с различной осадкой. Выбирая парусник с полноценным килем, следует учитывать, что несмотря на отличную мореходность, на нём будет проблематично подойти к необорудованному побережью. Особенно это актуально для мелких акваторий, где уже за километр от побережья придётся высаживаться с килевой яхты и идти к берегу вброд. Под данное определение вполне подходит Финский залив, значительная часть Каспийского и Азовских морей.

Для плавания в мелких морях и вдоль побережья лучше выбрать швертбот с убирающимся килем. Однако, уходить на нём в открытое море, а тем более пытаться пересечь океан, крайне не рекомендуется. Связано это с гораздо худшими мореходными свойствами швертботов по сравнению с полноценными килевыми яхтами. Плоскодонные лодки имеют самую малую осадку из всех типов судов, поэтому отлично подходят для плавания по внутренним водам – рекам и небольшим озёрам. А вот хождение на плоскодонках по морям крайне опасно из-за их низкой остойчивости.

Как снять осадку судна

Как снять осадку суднаОсадка судна — глубина, на которую погружена нижняя часть судна. Знать это размерение — вопрос безопасности. Как снять осадку судна?

Визуально определить осадку судна совсем не трудно, если причальное сооружение позволяет оказаться рядом с числовой линейкой, нанесенной на борт судна. К слову, вы можете испытать трудности, если ваше судно ошвартовано на причале типа finger pier.

Моряки определяют статическую и динамическую осадки судна. Когда судно погружено в спокойную воду и на него не влияют никакие внешние силы — мы снимаем статическую осадку. Когда наше судно в движении и имеет просадку, а также присутствуют другие внешние факторы (например волнение моря) — требуется определить динамическую осадку судна. Снять ее визуально практически невозможно, требуется расчет. Для того, чтобы рассчитать динамическую осадку судна, нам сперва нужно знать статическую. Статическую осадку можно рассчитать определением водоизмещения судна, но фактическое визуальное снятие, конечно, будет более точным.

Определение осадок требуется для:

  • Навигационной безопасности
  • Подсчета груза
  • Расчета остойчивости

Три основные осадки судна — носовая, кормовая и осадка на миделе.

Как снять осадку судна

Итак, ваше судно ошвартовано у причала с удобным доступом к бортовой разметке. Визуально вы можете определить линию водной поверхности на корпусе судна. Важно, что бы судно было спрямлено и не имело крена.

4 Как снять осадку судна

Осадка — 8.05 см

На борт судна нанесена шкала. В большинстве случаев мы измеряем осадку судна в метрах.  Отсчет начинается с днищевой части. Большая буква М означает круглое значение — 1 метр, 2 метра, 3 метра и т.д. Между ними вы увидите цифры 2,4,6,8. Они обозначают десятки сантиметров: 2 — 20 см, 4 — 40 см, 6 -60 см, 8 — 80 см.

3 e1587359171418 Как снять осадку судна

Высота каждой цифры и вертикальное расстояние между ними — 10 см. Когда линия водной поверхности касается нижней части цифры, то числовое значение равняется самой цифре. А если цифра погружена полностью и линия касается ее верхней границы, то к числовому значению прибавьте 10 см. Соответственно, если цифра погружена на половину, то это пять сантиметров. Для драфт сюрвея (подсчет груза через водоизмещение, часто используется на балкерах) снимают еще более точное счисление.

На некоторых судах, особенно небольших, вы можете увидеть разметку в дециметрах. Как снять осадку судна

А если вы видите римские цифры, значит осадка снимается в футах.

Как снять осадку судна

В теории если сложить носовую и кормовые осадки и поделить на два, то мы получим среднюю осадку на миделе. Однако, на деле расчетная средняя осадка может отличаться от фактической, т.к. судно может иметь прогиб.

Теперь вы знаете, как определить, насколько судно погруженно в воду, и когда вас старпом отправит на причал как снять осадку судна, вам не будет стыдно 🙂

  1. Осадка судна (определение, пределы ее изменения и учет при организации работы судна).

Осадка судна —
величина погружения судна в воду,
исчисляемая от нижней кромки киля судна
до поверхности спокойной воды. Для
определения осадки судна служат
специальные шкалы на носу и на корме
судна. Шкала осадки позволяет вести
наблюдение за осадкой судна в процессе
погрузки.

При переходе из
пресной воды в соленую (из реки в море)
и наоборот осадка
судна
изменяется
за счет плотности соленой воды. В соленой
воде судно
имеет осадку
меньше, чем в пресной.

Отношение главных
размерений судна характеризует
навигационные (мореходные) качества и
маневренные элементы судна

Шкала осадки
позволяет вести наблюдение за осадкой
судна в процессе погрузки.

  1. Шкала (марки)
    углубления судна, их эксплуатационное
    назначение.

    Марки
    углубления —
    вертикальные
    шкалы, наносимые на наружной обшивке
    обоих бортов судна в районе форштевня
    и ахтерштевня, а у больших судов также
    мидель-шпангоута. Отмечаются арабскими
    цифрами высотой 10 см, расположенными
    на такой же высоте друг от друга и
    обозначающими углубление судна —
    расстояние от действующей ватерлинии
    до нижней кромки горизонтального киля
    или других конструкций

Для того чтобы
можно было определить осадку судна в
любое время, на форштевне и ахтерштевне,
а часто и в средней части судна наносят
марки углублений. Пользуясь этими
марками, можно ориентироваться при
определении дифферента и состояния
судна при погрузке и разгрузке. Марки
углублений используют также при заходе
в порты с малой глубиной. В этом случае
часто приходится разгружать суда на
рейде, пока судно не получит допустимую
осадку. Марки углублений вырезают из
листовой стали и приваривают или
накренивают на корпус судна. Они выделяют
на фоне корпуса особой окраской и поэтому
хорошо видны. На правом борту осадка
указывается в дециметрах, а на левом –
в футах.

  1. Соотношения между удельной грузовместимостью судна и удельно-погрузочным объемом груза, влияние этого соотношения на степень использования грузоподъемности судна.

При эксплуатации
судна удельный погрузочный объем
перевозимого груза может совпадать с
У. г. (в этом случае судно с полным грузом
имеет осадку по грузовую марку), превышать
ее (грузоподъемность и допускаемая
осадка используются не полностью) или
отличаться в меньшую сторону
(недоиспользуется грузовместимость).
Поэтому при проектировании грузового
судна для определенной линии необходимо
тщательное изучение грузопотоков на
ней.


для «тяжелого» груза Q=Dч;


для «легкого» груза Q=W/U

  1. Соотношения между удельной грузовместимостью судна и удельно-погрузочным объемом груза, влияние этого соотношения на степень использования грузовместимости судна.

При эксплуатации
судна удельный погрузочный объем
перевозимого груза может совпадать с
У. г. (в этом случае судно с полным грузом
имеет осадку по грузовую марку), превышать
ее (грузоподъемность и допускаемая
осадка используются не полностью) или
отличаться в меньшую сторону
(недоиспользуется грузовместимость).
Поэтому при проектировании грузового
судна для определенной линии необходимо
тщательное изучение грузопотоков на
ней.


для «тяжелого» груза Q=Dч;


для «легкого» груза Q=W/U

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Содержание

  • Что такой осадка?
  • Как определить осадку судна формула?
  • В чем измеряется осадка судна?
  • Что называется осадкой судна?
  • Что такое посадка корабля?
  • Что такое осадок примеры?
  • Как найти осадку носом и кормой?
  • Как определить осадку понтона?
  • Как определить дифферент судна?
  • Как рассчитать осадку лодки?
  • Что обеспечивает непотопляемость судна?
  • Что называют грузоподъёмностью судна?
  • Что называется водоизмещением?
  • Что означают цифры на носу корабля?
  • Как определить грузоподъемность судна?

Что такой осадка?

Осадка — в военном и гражданском кораблестроении, глубина погружения корабля или судна в воду.

Как определить осадку судна формула?

Средняя осадка судна является средним арифметическим вычислением глубины погружения судна в воду. Измеряется по формуле: Тср. = (кормовая осадка + носовая осадка) умноженные на ½.

В чем измеряется осадка судна?

В метрической системе (арабские цифры) осадка измеряется в метрах – при этом высота цифр и расстояние между ними (по перпендикуляру к основной плоскости) составляет 100 мм. В английской системе (римские цифры) осадка измеряется в футах (1 фут = 0,3048 м. В одном футе 12 дюймов, 1 дюйм = 2,54 см).

Что называется осадкой судна?

Осадка в военном и гражданском кораблестроении — глубина погружения корабля или судна в воду.

Что такое посадка корабля?

Посадка судна — статическое положение судна относительно поверхности воды. Характеризуется креном и дифферентом. Когда и тот и другой равны нулю, говорят что судно «сидит на ровном киле».

Что такое осадок примеры?

ОСАДОК, в геологии — общий термин, используемый для описания какого-либо вещества (например, гравия, песка или глины), которое переносится и осаждается водой, льдом, ветром или силой тяжести. Отстой, осадок — гуща от опустившихся на дно частиц винограда.

Как найти осадку носом и кормой?

На марках углубления осадка наносится от нижней кромки киля, а не от основной плоскости. Линия соприкосновения корпуса судна с водой (фактическая ватерлиния) в местах пересечения марок углубления на носу даст осадку носом ( Η Τ ), в середине судна – осадку на миделе ( Μ Τ ), а на корме – осадку кормой ( Κ Τ ).

Как определить осадку понтона?

Осадкой называется расстояние самой углубленной точки подводной части понтоны от поверхности воды. Если понтон имеет вид прямоугольного понтона с вертикальными стенками, то очевидно, что объемное водоизмещение его равняется объему параллелепипеда с гранями, равными длине по ватерлинии, ширине по ватерлинии и осадке.

Как определить дифферент судна?

В практике расчетов наклонений судна в продольной плоскости, связанных с определением дифферента, вместо углового дифферента принято пользоваться линейным дифферентом, значение которого определяется как разность осадок судна носом и кормой, т. е. d = TH – TK.

Как рассчитать осадку лодки?

Грубый расчет: Длину умножить на ширину и умножить на 0.7 = площадь ватерлинии. Умножить на массу = осадка.

Что обеспечивает непотопляемость судна?

Непотопляемость судна обеспечивается разделением его на отсеки системой водонепроницаемых переборок и палуб, а также приданием судну определенных запасов плавучести и остойчивости.

Что называют грузоподъёмностью судна?

— количество груза, которое судно может принять при погружении до предельной осадки соответственно грузовой марке. Грузоподъемность, как и водоизмещение, выражается в тоннах (английских или метрических). Следует различать валовую, или полную, грузоподъемность (дедвейт) и чистую.

Что называется водоизмещением?

Вес вытесняемой судном воды при погружении до ватерлинии,равный весу судна с грузом,называют водоизмещением судна. Допустимая осадка судна отмечается красной линией,называемой ватерлинией.

Что означают цифры на носу корабля?

Нижние кромки цифр соответствуют той осадке, которую они обозначают. Если осадка кормой больше осадки носом, то судно имеет дифферент на корму и, наоборот, при осадке носом больше осадки кормой — дифферент на нос. … Так для примера, при увеличении скорости, судно приобретает дифферент на корму.

Как определить грузоподъемность судна?

Грузоподъемность лодки можно вычислить по формуле: Q1=1/5*(ρ*V – G1) т, где ρ — плотность воды, т/м3, V – объем корпуса, м3, G1 – масса лодки, включая корпус и постояно закрепленное в нем оборудование, т.

Интересные материалы:

Как в Microsoft Teams сделать задний фон?
Как в Minecraft сделать тыквенный пирог?
Как в опен офис сделать список в алфавитном порядке?
Как в Outlook 2010 сделать ежедневное напоминание?
Как в Pages сделать список по алфавиту?
Как в почте сделать русский язык?
Как в повер поинте сделать вертикальный лист?
Как в PowerPoint сделать слева слайды?
Как в PPT сделать вертикальный слайд?
Как в презентации сделать текст волной?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как найти адрес моего инстаграмма
  • Как найти интересное видео на ютубе
  • Как найти чипированного собаку
  • Как составить маржу
  • Как можно найти двемеров

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии