Еще один частный случай – работа с обратными векторами.
Давай выясним, как связаны проекции данного вектора и вектора, который является ему обратным. Начертим их и обозначим координаты начал и концов:
Проведем дополнительные линии и рассмотрим два получившихся треугольника. Они прямоугольны, так как проекция строится с помощью перпендикуляра к оси.
Наши векторы отличаются лишь направлением. При этом, если мы просто посмотрим на них как на прямые, мы можем сказать, что они параллельны. Их длины тоже одинаковы.
Прямоугольные треугольники равны по углу и гипотенузе. Это значит, что численно равны и их катеты, в том числе те, которые равны проекциям:
Мы помним, что обратные векторы всегда коллинеарны. Это значит, что прямые, на которых они расположены, находятся под одним углом к оси:
Остается лишь определиться со знаками. Данный вектор направлен по оси Х, а обратный ему – против. Значит, первый положителен, а второй отрицателен. Но модули их равны, так как равны их длины.
Давайте еще раз уточним.
Вектор сам по себе не может быть отрицательным (обратный вектор есть вектор, умноженный на минус единицу).
Длина вектора так же не может быть отрицательной. Длина есть модуль вектора, а модуль всегда положителен.
Проекция вектора бывает отрицательной. Это зависит от направления вектора.
Зная угол между вектором и осью, можно не прибегать к координатам. Углы, прямоугольные треугольники… Всегда стоит помнить, что, если ты видишь прямоугольный трегольник, тригонометрия протянет тебе руку помощи.
Именно тригонометрия чаще всего применяется в задачах, где требуется работать с проекциями. Особенно она помогает в задачах на второй закон Ньютона.
Можем заметить, что проекции вектора соответствуют катетам прямоугольного треугольника, который легко можно достроить:
Зная, что проекции соответствуют катетам, мы можем записать, чему равны синус и косинус угла. Они равны отношению проекций к гипотенузе. За гипотенузу считаем длину данного вектора.
Из этих уравнений легко выражаются проекции.
А еще следует помнить, что из проекций мы можем найти длину данного вектора с помощью теоремы Пифагора:
Зная, как работать с проекциями векторов и часто практикуясь, можно довести свои навыки решения большинства задач механики до совершенства.
Умение применять свои знания на практике невероятно важны. Это касается не только физики.
Мы знаем, что проекции были придуманы для того, чтобы работать не с векторами, а с числами.
Предположим, у нас есть два вектора и нам нужно найти их сумму. Посчитать по клеткам нам вряд ли удастся:
Спроецируем оба вектора на ось Х. Заметим, что конец одного вектора есть начало второго, то есть их координаты совпадают:
Мы можем заметить, что сумма проекций двух данных векторов оказалась равна проекции вектора их суммы!
Намного важнее уметь доказывать гипотезы в общем виде.
Тогда никто не сможет упрекнуть тебя в том, что твои утверждения – просто результат совпадения!
Согласно определению проекции, запишем уравнения проекций для двух данных векторов и вектора их суммы:
Затем запишем, чему равна сумма этих векторов.
Мы доказали нашу гипотезу.
Все очень просто! Помнишь, как мы считали разность через сумму? Здесь это делается аналогично!
Простейшие задачи на нахождение проекций чаще представлены в виде различных графиков или рисунков.
Давай научимся с ними работать.
Нам даны оси и векторы. Задача: найти проекции каждого из них на обе оси.
Будем делать все по порядку. Для каждого вектора предлагаю сначала определить знак проекций, а затем посчитать их.
В первом случае вектор направлен против оси Х.
Значит, его проекция на эту ось будет отрицательна. Мы убедимся в этом с помощью вычислений.
Сразу бросается в глаза то, что вектор расположен перпендикулярно оси Y. Его проекция на эту ось будет равна нулю, ведь расстояние между проекциями точек начала и конца равно нулю!
Рассмотрим второй вектор.
Он «сонаправлен» оси Y и «противонаправлен» оси Х. Значит, проекция на ось будет положительна, а на ось Х – отрицательна.
Убедимся в этом.
На осях для удобства отметим проекции точек начала и конца вектора, проведя перпендикуляры. Затем проведем вычисления:
Рассмотрим (vec). Заметим, что он является обратным для (vec): их длины равны, а направления противоположны.
Мы помним, что в таком случае их проекции отличаются лишь знаками. И это действительно так:
Поступаем с (vec) так же, как поступали с первым вектором.
Он перпендикулярен оси Х, а значит его проекция (что есть разность между проекциями точки конца и начала!) на эту ось равна нулю.
Проведя перпендикуляры, считаем проекцию на ось Y:
С (vec) работать приятно: он расположен по направлению обеих осей. Обе его проекции будут положительны, остается лишь посчитать их:
Задачи на нахождение вектора и его угла с осью
С помощью проекций можно найти длину вектора и его направление, а также угол, под которым он находится относительно оси.
Давай попробуем это сделать.
Даны проекции вектора на две оси. Для начала нарисуем оси:
Расположить вектор можно как угодно, поэтому произвольно отметим на осях его проекции. Мы помним, что проекции и вектор образуют прямоугольный треугольник. Давай попробуем его составить.
С проекцией на ось Х все понятно, просто поднимаем ее. Но куда поставить проекцию оси Y?
Для этого нам нужно определить направление вектора. Проекция на ось Х отрицательна, значит вектор направлен в другую сторону от оси.
Проекция на ось Y положительна. Вектор смотрит в ту же сторону, что и ось.
Исходя из этого, мы можем нарисовать вектор и получить прямоугольный треугольник:
Теперь нужно найти длину этого вектора. Используем старую добрую теорему Пифагора:
Обозначим угол (alpha ), который необходимо найти, мы учились это делать в начале изучения проекций. Он расположен вне треугольника. Мы ведь не ищем легких путей, верно?
Рассмотрим смежный ему угол (beta ). Его найти гораздо проще, а в сумме они дадут 180 градусов.
Чтобы сделать это, абстрагируемся от векторов, проекций и просто поработаем с треугольником, стороны которого равны 3, 4 и 5. Найдем синус угла (beta ) и по таблице Брадиса (либо с помощью инженерного калькулятора) определим его значение.
Вычитанием угла (beta ) из 180 градусов найдем угол (alpha ):
Главный метод работы с осями и проекциями в решении физических задач
В большинстве задач по физике, когда в условиях нам дают значения векторных величин, например, скорости, нам дают длину вектора.
Поэтому важно научиться искать проекции вектора и связывать их с ней.
Рассмотрим следующий рисунок (вектор F2 перпендикулярен вектору F3):
Чаще всего с подобным расположением векторов мы встречаемся в задачах, где необходимо обозначить все силы, действующие на тело.
Одним из важных этапов решение «векторной части» этих задач является правильный выбор расположения осей. Он заключается в том, чтобы расположить оси так, чтобы как можно большее число векторов оказались им параллельны.
Как правило, оси располагаются под прямым углом друг к другу, чтобы не получить лишней работы с углами.
Сделаем это для данного рисунка:
Мы видим, что остальные векторы расположены к осям под каким-то углом.
Пунктиром проведем горизонтальную линию и отметим этот угол, а затем отметим другие равные ему углы:
Пришло время искать проекции. У нас две оси, поэтому сделаем для удобства табличку:
Мы располагали оси так, чтобы некоторые векторы были расположены параллельно осям, значит их проекции будут равняться их длинам.
Оси перпендикулярны друг другу, поэтому некоторые проекции будут равняться нулю. Запишем это:
Переходим к векторам, которые расположены под углом.
Выглядит страшно, но это не так!
Дальше идет чистая геометрия. Чтобы не запутаться, рассмотрим лишь часть рисунка. А лучше и вовсе перерисовать его часть, могут открыться много новых вещей.
Из конца вектора F1 проведем перпендикуляр к оси Y. Мы получим прямоугольный треугольник, где нам известен угол (альфа) и гипотенуза (вектор).
Обозначим, что является проекцией. Это катет:
Здесь на помощь придет тригонометрия. Этот катет прилежащий к известному углу. Синус угла есть проекция катета, деленная на гипотенузу. Отсюда можно выразить катет (проекцию) и записать ее в таблицу.
Вспомни, когда мы первый раз встретились с тригонометрией, изучая векторы. Мы тоже рассматривали прямоугольный треугольник.
Найдем проекцию на ось Х. Это, кажется, сложнее, ведь мы не знаем угол…
Знаем! Ведь проекция вектора на ось Х – то же самое, что противолежащий катет уже рассмотренного треугольника, смотри:
Значит, проекцию на ось Х можно найти через косинус.
Не забываем смотреть на направления векторов!
Попробуй найти проекции четвертого вектора самостоятельно и сверься с таблицей.
Значит, проекцию на ось Х можно найти через косинус.
Не забываем смотреть на направления векторов!
Попробуй найти проекции четвертого вектора самостоятельно и сверься с таблицей.
Заключение
Итак, теперь мы знаем о векторах очень много! Мы выяснили, зачем они нужны и как с ними работать, а еще разобрали их роль в решении различных задач. Теперь векторы — наша прочная опора.
Именно из таких знаний складывается порой нечто более сложное и комплексное, что-то, что безусловно нам однажды поможет.
Векторная алгебра — основные понятия с примерами решения и образцами выполнения
Вектором называется направленный отрезок. Вектор обозначается либо символом (
— точка начала,
— точка конца вектора), либо
. В математике обычно рассматриваются свободные векторы, то есть векторы, точка приложения которых может быть выбрана произвольно.
2. Длиной (модулем) вектора называется длина отрезка
. Модуль вектора обозначается
.
3.Вектор называется единичным, если его длина равна «1»; единичный вектор направления вектора
называется ортом вектора
и определяется по формуле
.
4. Вектор называется нулевым, если его начало и конец совпадают ; любое направление можно считать направлением нулевого вектора.
5. Векторы называются коллинеарными, если они лежат либо на одной прямой, либо на параллельных прямых. Коллинеарность векторов обозначается: . Необходимым и достаточным условием коллинеарности векторов
и
является существование такого числа
, что
.
6. Два вектора называются равными, если они коллинеарны, имеют одинаковую длину и направление.
7. Вектор называется противоположным вектору
, если модули их равны, а направления противоположны.
8. Векторы называются компланарными, если они лежат в одной плоскости или в параллельных плоскостях.
Для решения задач необходимо уметь выполнять линейные операции над вектором в геометрической форме, то есть над вектором, как над
направленным отрезком: сложение, вычитание векторов и умножение вектора на число.
9. Сложение двух векторов можно выполнить по правилу параллелограмма (рис. 1) или по правилу треугольника (рис. 2).
При сложении более двух векторов, лежащих в одной плоскости, используется правило «замыкающей линии многоугольника» (рис. 3).
При сложении трех некомпланарных векторов удобно пользоваться правилом «параллелепипеда» (рис. 4).
10. Действие вычитания двух векторов связано с действием сложения (рис.5).
Разностью двух векторов называется вектор, проведенный из конца вычитаемого в конец уменьшаемого. Заметим, что разностью является вектор, служащий второй диагональю параллелограмма.
Разность можно также представить в виде сложения с противоположным вектором (рис. 6).
11. Произведением вектора на число
называется вектор
, который имеет :
12. Для решения задач полезно знать также следующие законы и свойства:
Примеры задач решаемых с применением векторной алгебры
Задача:
Пусть даны точки
1) Найти координаты векторов
2) Написать разложение этих векторов по базису
3) Найти длины этих векторов
4) Найти скалярное произведение
5) Найти угол между векторами и
.
6) Найти разложение вектора по базису
и
Решение:
1) Вычислим координаты векторов и
(нужно из координат точки его конца вычесть координаты его начала):
, аналогично,
и
2)
4) Для вычисления угла между векторами воспользуемся формулой:
5) Разложить вектор по векторам
и
— это значит представить вектор
в виде линейной комбинации векторов
и
, т. е.
, где
. Имеем
, но у равных векторов соответственно равны координаты, следовательно, получим систему, из которой найдем
и
.
Задача:
а). Даны векторы и
в некотором базисе. Показать, что векторы
образуют базис и найти координаты вектора
в этом базисе.
Решение:
Три вектора образуют базис, если .
Найдем координаты вектора в базисе
и
.
Два вектора равны, если их соответствующие координаты равны.
Решим систему методом Крамера:
Ответ: .
Задача:
Даны координаты вершин тетраэдра
и
. Найти: 1) координаты точки пересечения медиан треугольника
; 2) уравнение прямой, проходящей через вершину
параллельно медиане, проведенной из вершины
треугольника
; 3) координаты точки, симметричной точке
относительно плоскости
. Сделать чертёж.
Решение:
1) Найдем координаты т. середины отрезка
(рис. 16):
Точка пересечения медиан треугольника делит медиану
в отношении
, считая от вершины
. Найдем координаты точки
:
2) Найдем направляющий вектор прямой . Уравнение прямой, проходящей через вершину
параллельно прямой
:
3) Найдем уравнение плоскости :
Найдем каноническое уравнение прямой, перпендикулярной плоскости и проходящей через т.
:
. Запишем каноническое уравнение прямой в параметрическом виде:
.
Найдем координаты точки пересечения плоскости
и найденной прямой:
Координаты точки симметричной точке
относительно плоскости
—
.
Ответ: 1) координаты точки пересечения медиан уравнение прямой
; 3) координаты симметричном точки
.
На этой странице размещён краткий курс лекций по высшей математике для заочников с теорией, формулами и примерами решения задач:
Возможно вам будут полезны эти страницы:
Векторная алгебра — решение заданий и задач по всем темам с вычислением
Понятие вектора. Линейные операции над векторами
1°. Любые две точки пространства, если они упорядочены (например, А является первой, а В — второй точкой), определяют отрезок вместе с выбранным направлением (а именно, от A к В). Направленный отрезок называется вектором. Вектор с началом в A и концом в В обозначается
или
Длина вектора, обозначаемая
, АВ или
а, называется также модулем вектора. Чтобы найти координаты вектора, нужно из координат конца вектора вычесть одноименные координаты начала:
Тогда длина вектора найдется так:
Векторы, расположенные на одной прямой или на параллельных прямых, называются коллинеарными.
Два вектора называются равными, если они коллинеарны, имеют одинаковые модули и направления. В этом случае пишут
Равные векторы имеют равные координаты.
Векторы называются противоположными, если они коллинеарны, имеют одинаковые длины и противоположные направления:
Вектор называется нулевым, если его модуль равен нулю, и обозначается
2°. Линейными называются действия сложения, вычитания векторов и умножения вектора на число.
1.Если начало совмещено с концом
то начало
совпадает с началом
а конец — с концом
(рис. 3.1).
2.Если начала векторов совмещены, то начало
совпадает с концом
, а конец
совпадает с концом
(рис. 3.2).
3.При умножении вектора на число (скаляр)
длина вектора умножается на
, а направление сохраняется, если
и изменяется на противоположное, если
(рис. 3.3).
Вектор называется ортом, или единичным вектором вектора
его длина равна единице:
3°. Запись ci — означает, что вектор
имеет координаты
или
разложен по базису
— орты осей Ох, Оу и Oz пространственной системы координат Oxyz). При этом
4°. Числа называются направляющими косинусами вектора
— углы между вектором
и координатными осями Ох, Оу, Oz соответственно. Единичный вектор
— орт вектора
. Для любого вектора справедливо:
5°. Линейные операции над векторами, которые заданы своими координатами, определяются так: пусть тогда
Следовательно, при сложении векторов складываются их соответствующие координаты, а при умножении вектора на число умножаются на число все координаты вектора.
6°. Необходимое и достаточное условие коллинеарности векторов , устанавливаемое равенством
может быть записано соотношениями
из которых следует пропорциональность их координат:
Если один из членов какого-нибудь из этих отношений равен нулю, то и второй член того же отношения должен быть нулем. Геометрически это значит, что в этом случае оба вектора перпендикулярны соответствующей координатной оси (например, если то векторы
).
7°. Система векторов называется линейно независимой, если равенство
( — действительные числа) возможно только при
Если же равенство (1) возможно при некотором нетривиальном наборе
то система этих векторов называется линейно зависимой. Любой вектор линейно зависимой системы линейно выражается через остальные.
Примеры с решениями
Пример:
Доказать, что треугольник с вершинами в точках A(1,2), B(2,5), С(3,4) прямоугольный.
Решение:
Построим векторы, совпадающие со сторонами треугольника (см. п. 1°): (рис. 3.4).
Найдем длины сторон:
Нетрудно видеть, что Следовательно, треугольник ABC прямоугольный с гипотенузой
и катетами
Пример:
Проверить, что точки А( 2,-4,3), В(5, —2,9), С( 7,4,6) и D(6,8, -3) являются вершинами трапеции.
Решение:
Составим векторы-стороны с целью обнаружения коллинеарности векторов (в трапеции ВС || AD) (рис. 3.5):
Имеем значит, ABCD — трапеция.
Пример:
Найти орт и направляющие косинусы вектора
Решение:
Имеем В соответствии с п. 3°, 4°
и направляющие косинусы вектора
причем
Пример:
Определить точку В, которая является концом вектора , если его начало совпадает с точкой
Решение:
Пусть точка В имеет координаты B(x,y,z) (рис. 3.6). Тогда координа- ^ ты вектора (п. 1°)
Следовательно, Ответ. В(5, -5,3).
Пример:
Вектор разложить по векторам
Решение:
Необходимо найти такие числа х, у, z, что т.е.
Имея в виду, что при сложении векторов складываются их координаты и равные векторы имеют равные координаты, приходим к системе уравнений
Ответ.
Пример:
Показать, что система векторов
линейно независима.
Решение:
В данном случае равенство (1) имеет вид , или
Отсюда получаем систему уравнений
из которой следует, что Это подтверждает линейную независимость данных векторов.
Пример:
Показать, что система векторов
линейно зависима.
Решение:
Равенство (1) равносильно системе уравнений
Она имеет ненулевое решение, например, Таким образом,
Отсюда видно, что
т.е. вектор
линейно выражается через
Очевидно, что
можно выразить через
— через
Скалярное произведение векторов
1°. Скалярным произведением двух ненулевых векторов а и b называется число, равное произведению их длин на косинус угла между ними:
Из (рис. 3.7) имеем
(
— проекция вектора
на направление вектора
).
Итак,
т.е. скалярное произведение векторов равно сумме произведений одноименных координат этих векторов.
При этом если же
, т. е.
поскольку cos 90° = 0 (условие перпендикулярности двух векторов).
3°. Из определения скалярного произведения следует формула для вычисления угла между двумя векторами:
Примеры с решениями
Пример:
Перпендикулярны ли векторы если
Решение:
Условие перпендикулярности векторов (п. 2°) в нашем случае
Пример:
Найти проекцию вектора на направление вектора
Решение:
Имеем (п. 1°). Подставив сюда выражение для
из п. 3°, получим
Ответ
Пример:
Зная векторы, совпадающие с двумя сторонами: и
найти внутренние углы треугольника ABC.
Решение:
При помощи таблиц находим Для нахождения других углов нам понадобится вектор
который является суммой
:
поэтому
Ответ. 123° 10′, 19°29′, 37°21′.
Пример:
Найти координаты вектора если
где
и
Решение:
На рис. 3.9 имеем Из условий перпендикулярности векторов (п. 2°) имеем
Положим
Условие задачи перепишем в виде Рис. 3.9 системы
Векторное произведение векторов
1°. Векторы приведенные к одному началу, образуют правую (левую) тройку при условии: если смотреть из конца вектора
на плоскость векторов
то кратчайший поворот от
совершается против (по) часовой стрелки (рис. 3.10).
2°. Векторным произведением ненулевых векторов называется вектор
, обозначаемый
удовлетворяющий следующим трем условиям.
1) вектор
перпендикулярен плоскости векторов
2) Вектор направлен так, что векторы
образуют правую тройку.
3) т.е. его длина численно равна площади параллелограмма, построенного на векторах
(рис. 3.11), таким образом,
Если векторы коллинеарны, то под
понимается нулевой вектор:
3°. Если известны координаты векторов-сомножителей то для отыскания координат векторного произведения служит формула
в которой определитель следует разложить по элементам первой строки.
Примеры с решениями
Пример:
Найти площадь треугольника, вершины которого находятся в точках А(1,2,3), В<3,2,1), С(1,0,1).
Решение:
Найдем координаты векторов Определим координаты векторного произведения
(рис. 3.12):
Найдем длину этого вектора, которая равна численно площади параллелограмма S (п. 2°): Площадь треугольника
равна
Пример:
Построить параллелограмм на векторах и
вычислить его площадь и высоту, опущенную на
.
Сделаем чертеж (рис. 3.13). Имеем Отдельно вычисляем векторное произведение:
Смешанное произведение векторов
1°. Смешанным произведением трех ненулевых векторов называется число, равное скалярному произведению двух векторов, один из которых — векторное произведение
, а другой — вектор
. Обозначение:
Если
образуют правую тройку, то
Если
образуют левую тройку, то
Модуль смешанного произведения векторов равен объему параллелепипеда (рис. 3.14), построенного на этих векторах,
Условие
равносильно тому, что векторы
расположены в одной плоскости, т.е. компланарны. Имеет место равенство
Объем тетраэдра с вершинами в точках
можно вычислить по формуле
где
2°. Условие равносильно условию линейной независимости
, а тогда любой вектор
линейно выражается через них, т. е.
Для определения х, у, z следует решить соответствующую систему линейных уравнений
Примеры с решениями
Пример:
Найти объем параллелепипеда, построенного на векторах
Решение:
Искомый объем Поскольку
Пример:
В точках 0(0,0,0), А(5,2,0), В(2,5,0) и С(1,2,4) находятся вершины пирамиды. Вычислить ее объем, площадь грани ABC и высоту пирамиды, опущенную на эту грань.
Решение:
1) Сделаем схематический чертеж (рис. 3.15).
2) Введем векторы .Объем пирамиды ОАВС (тетраэда) равен
3) Площадь грани ABC
4) Объем пирамиды отсюда
Ответ.
Основные понятия векторной алгебры
Прямоугольные декартовы координаты
Координатная ось
Пусть на плоскости или в пространстве задана произвольная прямая L: Ясно, что по этой прямой L сы можем перемещаться в oднoм из двух противоположных направлений. Выбор любого (одного) из этих направлений будем называть ориентацией прямой L.
Оnределение:
Прямая с заданной на ней ориентацией называется осью. На чертеже ориентация оси указывается стрелкой (рис. 1 ) . Фиксируем на оси некоторую точку О и выберем какой-нибудь отрезок а, доложив по определению его длину равной единице (рис. 2).
Пусть М — произвольная точка оси . Поставим этой точке в соответствие число х по следующему прав илу: х равно расстоюiию между точками О и М, взятому со знаком плюс или со знаком минус н зависимости от того, совпадает ли направление движения от точки О к точке М с заданным направлением или противоположно ему (рис. 3).
Оnределение:
Ось с точкой начала отсчета О и масштабными отрезками а называется координатной осью, а число х, вычисляемое по указанному правилу, называется координатой точки М. Обозначение: М (х).
Прямоугольные декартовы координаты на плоскости
Пусть П — произвольная плоскость. Возьмем на ней некоторую точку О и проведем через эту точку взаимно перпендикулярные прямые L 1 и L 2. Зададим на каждой из nрямых L 1 и L 2 ориентацию и выберем единый масштабный отрезок а. Тогда эти прямые nревратятся в координатные оси с общей точкой отсчета О (рис. 4).
Назовем одну из координатных осей осью абсцисс (осью Ох), друrую —осью ординат (осью Оу) (рис. 5). Точка О называется началом координат. Пусть М — произвольная точка плоскости П (рис. 6). Проведем через точку М прямые, перпендикулярные координатным осям, и поставим ей в соответствие упорядоченную пару чисел (х, у) по следующему nравилу:
Числа х и у называются прямоугольными декартовыми при этом х называется ее абсциссой, а у — ординатой. координатами точки М; Обозначение: М(х, у). Чтобы кратко охарактеризовать описанную конструкцию, говорят, что на плоскости П задана прямоугольная декартова система координат Ох у. Координатные оси разбивают плоскость на четыре части, называемые четвертями или квадрантами. На рисунке и в таблице показано, как эти квадранты нумеруются (рис. 7).
Замечание:
Масштабные от резки на координатных осях могут быть и разной длины. В этом случае координатная система называется просто прямоугольной.
Прямоугольные декартовы координаты в пространстве
Возьмем в пространстве некоторую точку О и проведем через нее три взаимно перпендикулярные прямые L 1 , L 2 и L 3 . Выберем на каждой из nрямых ориентацию и единый масштаб. Прямые L 1 , L 2 и L 3 превратятся в координатные оси с общей точкой отсчета О (рис. 8).
Назовем одну из этих осей осью абсцисс (осью Ох), вторую — осью ординат (осью Оу) и третью — осью аппликат (осью Oz) (рис. 9). Точка О называется началом координат. Пусть М — nроизвольная точка (рис. 10). Проведем через точку М nлоскости, перпендикулярные координатным осям, и поставим ей в соответстnие упорядоченную тройку чисел (х, у, z) по следующему правилу:
Числа х, у и z называются прямоугольными декартовыми координатами точки М; при этом х называется абсциссой точки М, у — ее ординатой, а z —аппликатой. Обозначение: М(х, у, z). Таким образом, в пространстве введена прямоугольная декартова система координат.
Оnределение:
Плоскость, проходящая через любую пару координатных осей, называется координатной плоскостью.
Координатных плоскостей три: Оху, Oyz и Oxz. Эти плоскости разбивают пространство на восемь частей — октантов. 1 .4. Простейшие задачи аналитической геометрии А. Расстояние между точками Пусть М 1 (х 1 ) и М 2 (х 2 )- две точки на координатной оси. Тогда расстояние d между ними вычисляется по формуле
Если на плоскости задана прямоугольная декартова система координат Оху, то расстояние d между любыми двумя точками М 1 (х 1 , у1 и М2 (х2 , y2) вычисляется по следующей формуле
Рассмотрим прямоугольный треугольник ∆MM1M2 (pиc. l l). По теореме Пифагора
,и извлекая из обеих частей равенства квадратный корень, приходим к требуемой формуле .
Замечание:
Расстояние между точками в пространстве вычисляется по следующей формуле
Задача:
Написать уравнение окружности радиуса т с центром в точке Р(а, b).
Пусть М(х, у) — точка окружности (рис. 12). Это означает, что |M P| = r. Заменим |M P|его выражением
и возведем обе части полученного равенства в квадрат:
Это есть каноническое уравнение окружности радиуса r с центром в точке Р(а, b) .
Задача:
Пусть F л (-с, 0) и F n (c, 0) -фиксированные точки плоскости, а -заданное число (а > с ≥ 0). Найти условие, которому удовлетворяют координаты х и у точки М, обладающей следующим свойством: сумма расстояний от точки М до Fл и до F n равна 2а.
Вычислим расстояния между точками М и F л и между точками М и F n . Имеем
Перенесем второй корень в правую часть
Возводя обе части в квадрат, после простых преобразований получим
С целью дальнейших упрощений вновь возводим обе части в квадрат. В результате nриходим к равенству
Полагая b 2 = а 2 — с 2 и деля обе части nоследнего соотноwения на а 2 b 2 , nолучаем уравнение эллипса
Деление отрезка в данном отношении:
Требуется выразить координаты х и у этой точки через координаты концов отрезка М1М2 и числа λ 1 и λ 2 . Предположим сначала, что отрезок М1М2 не параллелен оси ординат Оу (рис. 14). Тогда
то из последних двух соотношений получаем, что
Точка М лежит между точками М1 и М2 , поэтому либо х 1 х > х 2 . В любом из этих случаев разности х1 — х и х — х 2 имеют одинаковые знаки. Это позволяет переписать последнее равенство в следующей форме
В случае, когда отрезок М1М2 параллелен оси Оу, х 1 = х 2 = х. Заметим, что тот же результат дает формула (*), если nоложить в ней х 1 = х 2 . Справедливость формулы
доказывается аналогичным рассуждением .
Задача:
Найти координаты центра тяжести М треугольника с вершинами в точках . М1 ( х 1 , у 1 ), М2 ( х 2 , у 2 ) и М3 ( х 3 , у 3 ). Восnользуемся тем, что центр тяжести треугольника совпадает с точкой пересечения его медиан. Точка М делит каждую медиану в отношении 2 : 1, считая от вершины (рис. 15). Тем самым, ее координаты х и у можно найти по формулам
где х’ и у’ — координаты второго конца М’ медианы М3 М’. Так как М’ — середина отрезка М1М2, то
Полученные соотношения позволяют выразить координаты z и у центра тяжести М треугольника ∆М1М2М3 через координаты его вершин:
Замечание:
Полярные координаты
Предположим, что задана точка О, ось .содержащая точку О, и масштабный отрезок (эталон длины) (рис. 16).
Пусть М — произвольная точка плоскости, отличная от точки О (рис.17). Ее положение на плоскости однозначно определяется двумя числами: расстоянием г между точками О и М и отсчитываемым против часовой стрелки углом φ между положительным лучом оси и лучом ОМ с началом в точке О. Пару (г, φ) называют полярными координатами точки М; г — полярный радиус точки М , φ — полярный угол.
Точка О называется полюсом, — полярной осью.
Ясно, чтоЕсли точка М совпадаете полюсом, то считаем г = 0; полярный угол φ в этом случае не определен.
Таким образом, на плоскости можно задать еще одну координатную систему — полярную.
Прямоугольную декартову систему координат Оху будем называть согласованной с заданной полярной, если начало координат 0(0, 0) — полюс, ось Ох — полярная ось, а ось Оу составляете осью Ох угол, равный. Тогда
(рис.18). В свою очередь
Пример:
Пусть R > О — заданное число. Множество точек плоскости, полярные координаты (г,
Определители 2-го и 3-го порядков
Определителем второго порядка называется число
Обозначение:
Тем самым, для вычисления определителя второго порядка нужно из произведения а11, а22 элементов главной диагонали вычесть произведение а12, а21 элементов его побочной диагонали (рис. 20).
Пример:
По правилу (1) имеем
С определителями второго порядка мы встречаемся уже при отыскании решения системы двух линейных алгебраических уравнений с двумя неизвестными
Решая эту систему методом исключения неизвестных при условии, что
Пусгь теперь даны девять чисел aij (i = I, 2, 3; j = I, 2, 3).
Определителем третьего порядка называется число, обозначаемое символом
и вычисляемое по следующему правилу:
Первый индекс i элемента aij указывает номер строки, в которой он расположен, а второй индекс j — номер столбца.
Чтобы разобраться с распределением знаков в правой части формулы (2), обратим внимание на следующее: произведение элементов а11, а22, а33 главной диагонали входит в формулу со своим знаком, также как и произведение а11, а22, а33 и а11, а22, а33 элементов, расположенных в вершинах треугольников, основания которых параллельны главной диагонали (рис. 21); с другой стороны, произведение а13, а22, а31 элементов побочной диагонали, а также произведения а12, а21, а33 и а11, а23, а32 — с противоположным знаком (рис.22). Такой подход к вычислению определителя третьего порядка называется правилом треугольника.
Пример:
Применяя правило треугольника, находим
Установим некоторые свойства определителей 3-го порядка, легко проверяемые при помощи разложений (1) и (2).
Свойство:
Величина определителя не изменится, если все его строки заменить его столбцами с теми же номерами
Свойство:
При перестановке любых двух строк (или любых двух столбцов) определителя он изменяет свой знак на противоположный.
Свойство:
Общий множитель всех элементов одной строки (или одного столбца) определителя можно вынести за знак определителя
Следующие три свойства определителя вытекают из свойств 1-3. Впрочем, в их справедливости можно убедиться и непосредственно, пользуясь формулами (1) и (2).
Свойство:
Если определитель имеет две равные строки (или дна равных столбца), то он равен нулю.
Свойство:
Если все элементы некоторой строки (или некоторого столбца) равны нулю, то и сам определитель равен нулю.
Свойство:
Если соответствующие элементы двух строк (или двух столбцов) пропорциональны, то определитель равен нулю.
Укажем еще один способ вычисления определителя 3-го порядка
Минором Mij элемента aij определителя ∆ называется определитель, получаемый изданного путем вычеркивания элементов i-й строки и j-ro столбца, на пересечении которых находится этот элемент. Например, минором элемента a23 будет определитель
Алгебраическим дополнением элемента Aij называется минор Mij — этого элемента, взятый со своим знаком, если сумма i + j номеров строки и столбца, на пересечении которых расположен элемент aij, есть число четное, и с противоположным знаком, если это число нечетное:
Теорема:
Определитель равен сумме произведений элементов любой его строки (любого его столбца) на их алгебраические дополнения, так что имеют место следующие равенства
Покажем, например, что
Пользуясь формулой (2), получаем, что
Правило (3) называется разложением определителя по элементам i-й строки, а правило (4) — разложением определителя по элементам j -го столбца.
Пример:
Раскладывая определитель по элементам 1-ой строки, получим
Понятия связанного и свободного векторов
Рассмотрим две точки А и В. По соединяющему их отрезку можно перемещаться в любом из двух противоположных направлений. Если считать, например, точку А начальной, а точку В конечной, то тогда получаем направленный отрезок АВ, в другом случае — направленный отрезок В А. Направленные отрезки часто называют связанными или закрепленными векторами. На чертеже заданное направление указывается стрелкой (рис. 1).
В случае, когда начальная и конечная точки совпадают, А = В, связанный вектор называется нулевым.
Определение:
Будем говорить, что связанные векторы АВ и CD равны, если середины отрезков AD и ВС совпадают (рис. 2).
Обозначение:
Заметим, что в случае, когда точки А, В, С и D не лежат на одной прямой, это равносильно тому, что четырехугольник ABCD — параллелограмм. Ясно, что равные связанные векторы имеют равные длины.
Пример:
Рассмотрим квадрат и выберем векторы, как указано на рис.3. Векторы АВ и DC равны, а векторы ВС и DA не равны.
Укажем некоторые свойства равных связанных векторов:
- Каждый связанный вектор равен самому себе: АВ = АВ.
- Если АВ = CD, той CD = АВ.
- Если АВ = CD и CD = EF,то АВ = EF (рис.4).
Пусть АВ — заданный связанный вектор и С — произвольная точка. Ясно, что, опираясь на определение, всегда можно построить точку D так, чтобы
CD = АВ.
Тем самым, от каждой точки можно отложить связанный вектор, равный исходному (рис. 5).
Мы будем рассматривать свободные векторы, т. е. такие векторы, начальную точку которых можно выбирать произвольно, или, что то же самое, которые можно произвольно переносить параллельно самим себе. Ясно, что свободный вектор однозначно определяется заданием связанного вектора АВ.
Если в качестве начальных выбирать лишь те точки, которые лежат на прямой, определяемой заданным (ненулевым) связанным вектором, то мы приходим к понятию скользящего вектора (рис. 6).
Связанные и скользящие векторы широко используются в теоретической механике.
Для обозначен ия свободных векторов будем пользоваться полужирными строчными латинскими буквами — а, b, с,… ; нулевой вектор обозначается через 0.
Пусть заданы вектор а и точка А. Существует ровно одна точка В, для которой
= а
(рис.7). Операция построения связанного вектора АВ, для которого выполняется это равенство, называется откладыванием свободного вектора а от точки А.
Заметим, что связанные векторы, получаемые в результате описанной операции откладывания, равны между собой и, значит, имеют одинаковую дли ну. Это позволяет ввести длину свободного вектора а, которую мы будем обозначать символом |а. Длина нулевого вектора равна нулю. Если а = b, то |а| = |b; обратное неверно.
Линейные операции над векторами
Сложение векторов
Пусть заданы два вектора а и b. Возьмем какую-нибудь точку О и отложим от нее вектор a: = а. От полученной точки А отложим вектор b:
= b. Полученный в результате вектор
называется суммой векторов а и b и обозначается через a + b (рис. 8). Этот способ построения суммы векторов называется правилом треугольника.
Нетрудно заметить, что сложение векторов коммутативно, т. е. для любых векторов а и b справедливо равенство
а + b = b + а
Если отложить векторы а и 1» от обшей точки О и построить на них как на сторонах параллелограмм, то вектор , идущий из общего начала О в противоположную вершину параллелограмма, будет их суммой а + b (или b +а) (рис. 10). Этот способ построения суммы векторов называется правилом параллелограмма.
Пусть заданы три вектора, например, a, b и с. Отложим от произвольной точки О вектор a: = а; от полученной точки А отложим вектор b:
= b; отточки В — вектор с:
= с (рис. 11). По определению суммы
— а + b и
= (а + b) + с (рис. 12). С другой стороны, АС = b + с и, значит, ОС = а + (Ь + с) (рис. 13). Тем самым, для любых векторов a, b и с выполняется равенство
(а +b) + с = а + (b + с),
т. е. сложение векторов ассоциативно. Опуская скобки, можно говорить о сумме трех векторов и записывать ее так:
а + b + с.
Аналогично определяется сумма любого числа векторов: это есть вектор, который замыкает ломаную, построенную из заданных векторов. На рис. 14 показан», как построить сумму семи векторов:
Приведенный способ сложения произвольного числа векторов называется правилом замыкающего ломаную.
Пример:
Найти сумму векторов, идущих из центра правильного шестиугольника в его вершины.
По правилу замыкающего ломаную получаем
Умножение вектора на число
Определение:
Свободные векторы а и b называются коллинеарными, если определяющие их связанные векторы лежат на параллельных или на совпадающих прямых (рис. 16).
Обозначение: а||b.
Замечание:
Из определения следует, что если хотя бы один из векторов a и b нулевой, то они коллинеарны.
Если отложить коллинеарные векторы а и b от обшей точки О, = n,
= Ь, то точки О, А н В будут лежать на одной прямой. При этом возможны два случая: точки А и В располагаются на этой прямой: 1) по одну сторону от точки О, 2) по разные стороны (рис. 17). В первом случае векторы а и b называются одинаково направленными, а во втором — противоположно направленными.
Если векторы имеют равные длины и одинаково направлены, то они равны. Пусть а — вектор, λ — вещественное число.
Определение:
Произведением вектора а на число λ называется вектор b такой, что
2) векторы а и b одинаково (соответственно, противоположно) направлены, если λ > 0 (соответственно, λ
(здесь λ и μ — любые действительные числа, а и Ь — произвольные векторы).
Определение:
Вектор, длина которого равна единице, называется единичным вектором, или ортом, и обозначается а° (читается: а с нуликом), |а°| = 1.
Если а ≠ 0, то вектор
есть единичный вектор (орт) направления вектора а (рис. 18).
Координаты и компоненты вектора
Выберем в пространстве прямоугольную декартову систему координат. Обозначим через i, j, к единичные векторы (орты) положительных направлений осей Ox, Оу, Oz (рис. 19). Рассмотрим произвольный вектор п, начало которого лежит в начале координат О, а конец — в точке А. Проведем через точку А плоскости, перпендикулярные осям Ох, Оу и Oz. Эти плоскости пересекут координатные оси в точках Р, Q и R соответственно. Из рис. 20 видно, что
Векторы коллинеарны соответственно единичным векторам i, j, k,
поэтому найдутся числа х, у, z такие, что
а = xi + yj + zk. (2)
Формула (2) называется разложением вектора а по векторам i, j, к. Указанным способом всякий вектор может быть разложен по векторам i, j, k.
Векторы i, j, к попарно ортогональны, и их длины равны единице. Тройку i, j, k называют ортонормированным (координатным) базисом (ортобазисом).
Можно показать, что для каждого вектора а разложение (2) по базису i, j, к единственно, т. е. коэффициенты х, у, z в разложении вектора а по векторам i, j, к определены однозначно. Эти коэффициенты называются координатами вектора а. Они совпадают с координатами х, у, z точки А — конца вектора а. Мы пишем в этом случае
а = <х, y,z>.
Эта запись означает, что свободный вектор а однозначно задастся упорядоченной тройкой своих координат. Векторы xi, yj, zk, сумма которых равна вектору а, называются компонентами вектора а.
Из вышеизложенного следует, что два вектора а = < х1, у1, z1 > и b = <х2, у2, z2> равны тогда и только тогда, когда соответственно равны их координаты, т. е.
Радиус-вектором точки М(х,у, z) называется вектор г = xi + yj + zk, идущий из начала координат О в точку М (рис. 21).
Линейные операции над векторами в координатах
— при сложении векторов их координаты попарно складываются. Аналогично получаем
— при умножении вектора на число все его координаты умножаются на это число.
Пусть а = < х1, у1, z1>, b = < х2, у2, z2 > — коллинеарные векторы, причем b ≠ 0. Тогда а = μb, т.е.
Обратно, если выполняются соотношения (3), то а = μb, т. е. векторы a и b коллинеарны.
Таким образом, векторы а и b коллинеарны тогда и только тогда, когда их координаты пропорциональны.
Пример:
Найти координаты вектора начало которого находится в точке М1 ( х1, у1, z1 ). а конец — в точке M2 (х2, у2, z2).
Из рис. 22 видно, что = r2 — r1 , где r2, r1 — радиус-векторы точек М1 и M2 соответственно. Поэтому
— координаты вектора ММг равны разностям одноименных координат конечной М2 и начальной М точек этого вектора.
Проекция вектора на ось
Рассмотрим на оси l ненулевой направленный отрезок АВ (рис.23). Величиной направленного отрезка АВ на оси l называется число, равное длине отрезка АВ, взятой со знаком «+», если направление отрезка АВ совпадаете направлением оси l, и со знаком «-», если эти направления противоположны.
Рассмотрим теперь произвольный вектор , определяемый связанным вектором АВ. Опуская из его начала и конца перпендикуляры на заданную ось l, построим на ней направленный отрезок CD (рис. 24).
Определение:
Проекцией вектора на ось l называется величина направленного отрезка CD, построенного указанным выше способом.
Обозначение:
Основные свойства проекций
- Проекция вектора АВ на какую-либо ось l равна произведению длины вектора на косинус угла между осью и этим вектором (рис. 25)
- Проекция суммы векторов на какую-либо ось l равна сумме проекций векторов на ту же ось.
Скалярное произведение векторов
Пусть имеем два вектора a и b.
Определение:
Скалярным произведением вектора а на вектор b называется число, обозначаемое символом (а, b) и определяемое равенством
(1)
где φ, или в иной записи (), есть угол между векторами а и b (рис. 27 а).
Заметив, что |b| cos φ есть проекция вектора b на направление вектора а, можем написать
(рис. 27 б) и, аналогично,’ (2)
(рис. 27 в), т.е. скалярное произведение двух векторов равно длине одного из них, помноженной на проекцию на него другого вектора. В случае, если один из векторов а или b — нулевой, будем считать, что
(a, b) = 0.
Свойства скалярного произведения
- Скалярное произведение обращается в нуль в том и только в том случае, когда по крайней мере один из перемножаемых векторов является нулевым или когда векторы а и b ортогональны, a ⊥ b.
Это следует из формулы (1), определяющей скалярное произведение.
Поскольку направление нулевого вектора не определено, мы можем его считать ортогональным любому вектору. Поэтому указанное свойство скалярного произведения можно сформулировать так:
2. Скалярное произведение коммутативно:
(а, b) = (b, а).
Справедливость утверждения вытекает из формулы (I), если учесть четность функции cos φ: cos(- φ) = cos φ.
3. Скалярное произведение обладает распределительным свойством относительно сложения:
(а + b, с) = (а, с) + (b, c).
4. Числовой множитель А можно выносить за знак скалярного произведения
(λа, b) = (а, λb) = λ (а, b).
- Действительно, пусть λ > 0. Тогда
поскольку при λ > 0 углы () и (λ
) равны (рис.28).
Аналогично рассматривается случай λ
Замечание:
В общeм случае (а, b)c ≠ a(b, c).
Скалярное произведение векторов, заданных координатами
Пусть векторы а и b заданы своими координатами в ортонормированном базисе i, j, k:
Рассмотрим скалярное произведение векторов а и b:
Пользуясь распределительным свойством скалярного произведения, находим
То есть, если векторы а и b заданы своими координатами в ортонормированном базисе, то их скалярное произведение равно сумме произведений одноименных координат.
Пример:
Найти скалярное произведение векторов n = 4i — 2j + k и b = 6i + 3j + 2k.
(a, b) = 4 • 6 + (-2) • 3 + 1 • 2 = 20.
Скалярное произведение вектора на себя называется скалярным квадратом:
(а, а) = а 2 .
Применяя формулу (4) при b = а, найдем (5)
С другой стороны,
так что из (5) следует, что (6)
— в ортонормированном базисе длина вектора равна квадратному корню из суммы квадратов его координат.
Косинус угла между векторами. Направляющие косинусы
Согласно определению
(а, b) = |а| • |b| • cos φ,
где φ — у гол между векторами а и b. Из этой формулы получаем
(7)
(предполагается, что векторы а и b — ненулевые).
Пример:
Найти угол между векторами a = <2, -4,4,>и d = <-3,2,6>. Пользуясь формулой (8), находим
или, в координатной записи, (9)
где а есть угол, образованный вектором я с осью Ох. Аналогично получаем формулы
Формулы (9)-(11) определяют направляющие косинусы вектора а, т. е. косинусы углов, образуемых вектором n с осями координат (рис. 29).
Пример:
Найти координаты единичного вектора n°. По условию | n°| = 1. Пусть n° = zi+ yj+ zk. Тогда
Таким образом, координатами единичного вектора являются косинусы углов, образованных этим вектором с осями координат:
Пример:
Пусть единичный вектор n° ортогонален оси z:
(рис. 30). Тогда его координаты г и у соответственно равны
x=cos φ, y = sin φ.
Векторное произведение векторов
Определение:
Векторным произведением вектора а на вектор b называется вектор, обозначаемый символом [a, b] (или a х b), такой, что
1) длина вектора [а, b] равна |а| • |Ь| • sin φ, где φ — угол между векторами а и b (рис.31);
2) вектор [а, b] перпендикулярен векторам а и b, т.е. перпендикулярен плоскости этих векторов;
3) вектор [а, Ь] направлен так, что из конца этого вектора кратчайший поворот от л к Ь виден происходящим против часовой стрелки (рис. 32).
Иными словами, векторы я, b и [a, b] образуют правую тройку векторов, т.е. расположены так, как большой, указательный и средний пальцы правой руки. В случае, если векторы a и b коллинеарны, будем считать, что [a, b] = 0.
По определению длина векторного произведения (1)
численно равна площади параллелограмма (рис.33), построенного на перемножаемых векторах a и b как на сторонах:
|[a, b]| = .
Свойства векторного произведения
- Векторное произведение равно нулевому вектору тогда и только тогда, когда по крайней мере один из перемножаемых векторов является нулевым или когда эти векторы коллинеарны (если векторы я и b коллинеарны, то угол между ними равен либо 0, либо тг).
Это легко получить из того, что |[a, b]| = |a| • |b| • sin φ.
Если считать нулевой вектор коллинеарным любому вектору, то условие коллинеарности векторов a и b можно выразить так
2. Векторное произведение антикоммутативно, т. е. всегда (2)
В самом деле, векторы [а, b] и [b, а] имеют одинаковую длину и коллинеарны. Направления же этих векторов противоположны, так как из конца вектора [a, b] кратчайший поворот от a к b будет виден происходящим против часовой стрелки, а из конца вектора [b, a] — почасовой стрелке (рис. 34).
3. Векторное произведение обладает распределительным свойством по отношению к сложению
4. Числовой множитель λ можно выносить за знак векторного произведения
Векторное произведение векторов, заданных координатами
Пусть векторы a и b заданы своими координатами в базисе i,j, k: а = < х1, у1, z1>, b = < х2, у2, z2 >. Пользуясь распределительным свойством векторного произведения, находим (3)
Выпишем векторные произведения координатных ортов (рис. 35):
Поэтому для векторного произведения векторов a и b получаем из формулы (3) следующее выражение (4)
Формулу (4) можно записать в символической, легко запоминающейся форме, если воспользоваться определителем 3-го порядка: (5)
Разлагая этот определитель по элементам 1-й строки, получим (4). Примеры:
- Найти площадь параллелограмма, построенного на векторах а = i + j- k, b = 2i + j- k.
Искомая площадь = |[а, b]. Поэтому находим
2. Найти площадь треугольника ОАВ (рис.36).
Ясно, что площадь S∆ треугольника ОАВ равна половине площади S параллелограмма О АС В. Вычисляя векторное произведение [a, b] векторов a= и b =
, получаем
Замечание:
Векторное произведение не ассоциативно, т.е. равенство [[а, b], с] = [а, b,с]] в общем случае неверно. Например, при а = i, b = j. c= j имеем
Смешанное произведение векторов
Пусть имеем три вектора а, b и с. Перемножим векторы а и b векторно. В результате получим вектор [а, b). Умножим его скалярно на вектор с:
([a, b], с).
Число ([а, b], с) называется смешанным произведением векторов а, b, с и обозначается символом (а, b, с).
Геометрический смысл смешанного произведения
Отложим векторы а, b и с от общей точки О (рис. 37). Если все четыре точки О, А, В, С лежат в одной плоскости (векторы a, b и с называются в этом случае компланарными), то смешанное произведение ([а, b], с) = 0. Это следует из того, что вектор [а, b] перпендикулярен плоскости, в которой лежат векторы а и b, а значит, и вектору с.
Если же точки О, А, В, С не лежат в одной плоскости (векторы a, b и с некомпланарны), построим на ребрах OA, OB и ОС параллелепипед (рис. 38 а). По определению векторного произведения имеем
где — площадь параллелограмма OADB, а с — единичный вектор, перпендикулярный векторам а и b и такой, что тройка а, b, с — правая, т. е. векторы a, b и с расположены соответственно как большой, указательный и средний пальцы правой руки (рис. 38 6).
Умножая обе части последнего равенства справа скалярно на вектор с, получаем, что
Число ргe с равно высоте h построенного параллелепипеда, взятого со знаком « + », если угол ip между векторами с и с острый (тройка а, b, с — правая), и со знаком «-», если угол — тупой (тройка а, b, с — левая), так что
Тем самым, смешанное произведение векторов a, b и с равно объему V параллелепипеда, построенного на этих векторах как на ребрах, если тройка а, b, с — правая, и -V, если тройка а, b, с — левая.
Исходя из геометрического смысла смешанного произведения, можно заключить, что, перемножая те же векторы a, b и с в любом другом порядке, мы всегда будем О получать либо +V, либо -V. Знак произведения будет зависеть лишь от того, какую тройку образуют перемножаемые векторы — правую или левую. Если векторы а, b, с образуют правую тройку, то правыми будут также тройки b, с, а и с, а, b. В то же время все три тройки b, а, с; а, с, b и с, b, а — левые. Тем самым,
(а, b, с) = (b, с, а) = (с, a,b) = -(b, а, с) = -(а, с, b) = -(с, b, а).
Еще раз подчеркнем, что смешанное произведение векторов равно нулю тогда и только тогда, когда перемножаемые векторы а, b, с компланарны:
Смешанное произведение в координатах
Пусть векторы а, b, с заданы своими координатами в базисе i, j, k:
Найдем выражение для их смешанного произведения (а, b, с). Имеем
— смешанное произведение векторов, заданных своими координатами в базисе i, j, k, равно определителю третьего порядка, строки которого составлены соответственно из координат первого, второго и третьего из перемножаемых векторов.
Пример:
Проверить, компланарны ли векторы
Рассматриваемые векторы будут компланарны или некомпланарны в зависимости от того, будет равен нулю или нет определитель
Разлагая его по элементам первой строки, получим
Двойное векторное произведение
Двойное векторное произведение [а, [b, с]] представляет собой вектор, перпендикулярный к векторам а и [b, с]. Поэтому он лежит в плоскости векторов b и с и может быть разложен по этим векторам. Можно показать, что справедлива формула
[а, [b, с]] = b(а, с) — с(а, b).
Решение заданий и задач по предметам:
Дополнительные лекции по высшей математике:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института
http://lfirmal.com/vektornaya-algebra-osnovnyie-ponyatiya-i-opredeleniya/
План урока:
Понятие вектора
Равенство векторов
Сложение векторов
Свойства сложения
Вычитание векторов
Умножение вектора на число
Решение задач с помощью векторов
Понятие вектора
Рассмотрим простейшую задачу. Корабль, двигатель которого развивает скорость 20 км/ч, плывет по течению реки, при этом скорость течения составляет 2 км/ч. Какова скорость корабля относительно берега? Очевидно, в данном случае надо сложить скорость течения и собственную скорость корабля:
20 км/ч + 2 км/ч = 22 км/ч
Теперь посмотрим на почти такую же задачу, которая отличается лишь тем, что корабль плывет уже против течения. Для ее решения скорости уже придется вычитать:
20 км/ч — 2 км/ч = 18 км/ч
Получается, что ответ задачи во многом зависит не только от величин скоростей, но и от их направления. Возможны и более сложные случаи, когда корабль двигается на воде перпендикулярно течению или, например, под углом в 60°. Величины, при операции с которыми необходимо учитывать их направление, называют векторными величинами, или просто векторами.
Помимо скорости к ним относят ускорение, силу, импульс, напряженность магнитного и электрического поля и многие другие величины. Те же величины, для которых нельзя указать направление, называют скалярными величинами. Это масса, температура, плотность и т. п. Для выполнения действий с векторами необходимо разработать общие правила их сложения, вычитания, умножения, которые будут справедливы независимо от физической природы векторных величин. И разработать эти правила помогает как раз геометрия.
Для начала введем понятие вектора. Любой отрезок имеет два конца, которые обычно не отличают друг от друга. Однако если одну из этих точек считать началом отрезка, а другую – собственно концом, то у отрезка появится направление. В таком случае его можно считать вектором.
Часто вектора называют направленными отрезками. Обозначают их с помощью стрелок.
На этом рисунке показан вектор, начало которого находится в точке А, а конец – в точке В. При записи в формулах сначала пишут букву, означающую начало вектора, потом обозначение его конца, а над этими двумя буквами ставят стрелочку:
С практической точки зрения приходится вводить в рассмотрение особый нулевой вектор. У него начало и конец совпадают, то есть он представляет собой всего лишь одну точку:
Нулевой вектор необходим, так как нам необходимо научиться выполнять действия над векторами. Мы знаем, что в обычной алгебре используется число ноль. В векторной же алгебре аналогом нуля является как раз нулевой вектор.
Каждый вектор имеет свою длину, которая равна расстоянию между его началом и концом. То есть, если его начало находится в точке А, а конец в точке В, то длина вектора будет совпадать с длиной отрезка АВ. Обозначают длину с помощью вертикальных скобок:
Естественно, что длина нулевого вектора равна нулю.
Задание. Найдите модуль вектора, изображенного на рисунке:
Решение. Легко выполнить построение, при котором вектор окажется гипотенузой в прямоугольном треугольнике
Тогда длину вектора можно найти по теореме Пифагора:
Равенство векторов
Через начало и конец векторов можно провести прямую. В связи с этим можно ввести понятие коллинеарных векторов.
На рисунке коллинеарны вектора а и b, так как они лежат на одной прямой. Также коллинеарны с и d, так как они лежат на параллельных прямых. А вот вектора a и c неколлинеарны, так как они лежат на пересекающихся прямых.
Для пары коллинеарных векторов можно определить, являются ли они сонаправленными или противоположно направленными.
Для обозначения сонаправленных векторов используется символ «⇈», а для противоположно направленных «⇅». Можно сформулировать две очевидных теоремы о коллинеарных векторах.
Проиллюстрируем эти правила с помощью рисунка:
Особняком стоит нулевой вектор. Он представляет собой точку, а потому не имеет определенного направления. Поэтому условно его считают сонаправленным с любым другим вектором.
Теперь мы можем дать определение равенству векторов.
Задание. Найдите на картинке равные вектора.
Решение. Здесь равны вектора а, b и e. Они сонаправлены и имеют длину 6. Вектор с сонаправлен с ними, но его длина составляет только 5 клеток. Длина вектора d составляет 6 клеток, но он не сонаправлен с другими векторами. Наконец, вектор m также не сонаправлен с другими векторами и даже не коллинеарен им.
Ответ: a, b и e.
Если началом вектора является некоторая точка А, то можно сказать, что вектор отложен от точки А. Докажем важное утверждение:
Доказать его можно построением. Пусть есть вектор а и точка М. Проведем через М прямую p, параллельную вектору а. Такая прямая будет единственной. Если точка М и вектор лежат на одной прямой, то в качестве прямой p возьмем именно эту прямую. Далее от точки М можно отложить отрезки МN и МN’, длина которых будет совпадать с длиной вектора а. В результате получится два вектора,MN и MN’, один из которых будет сонаправлен с а, а другой – противоположно направленный.
Часто равные вектора, отложенные от разных точек, обозначают одной буквой. Можно считать, что это один и тот же вектор, просто приложенный к разным точкам.
Задание. АВСD – параллелограмм, диагонали которого пересекаются в точке О. Определите, равны ли вектора:
Решение.
а) Отрезки АВ и DC равны, ведь это противоположные стороны параллелограмма, по той же причине эти отрезки параллельны. Видно, что они сонаправлены, значит, вектора равны.
б) Отрезки ВС и DA параллельны и равны, но эти вектора противоположно направлены, поэтому вектора НЕ равны друг другу.
в) Точка пересечения диагоналей параллелограмма делит их пополам, поэтому длины отрезков АО и ОС одинаковы. Вектора АО и ОС лежат на одной прямой, то есть они коллинеарны. При этом они ещё и сонаправлены, поэтому АО и ОС – равные векторы.
г) Вектора АС и BD лежат на пересекающихся прямых, то есть они не коллинеарны. Этого уже достаточно, чтобы считать их НЕ равными друг другу.
Ответ: а) д; б) нет; в) да; г) нет.
Сложение векторов
Пусть некоторый объект сначала находился в точке А, а потом переместился в точку В. Тогда его перемещение удобно обозначить с помощью вектора АВ. Далее пусть этот объект из точки В переместился в другую точку С.
С одной точки зрения, объект совершил сразу два перемещения, из А в В и из В в С, которые можно представить векторами:
Этот пример подсказывает нам универсальное правило, с помощью которого можно складывать вектора. Его называют правилом треугольника.
С помощью правила треугольника удобно складывать вектора, если конец одного из них совпадает с началом другого. Но что делать, если это не так? В этом случае достаточно от конца одного вектора отложить вектор, равный второму:
Задание. На рисунке показаны два вектора. Постройте в тетради их сумму и найдите длину получившегося вектора.
Решение. Перенесем вектор b к концу вектора а. Далее по правилу треугольника на удастся найти их сумму (обозначим этот вектор буквой с):
Теперь найдем длину получившегося вектора. Он является гипотенузой в прямоугольном треугольнике, причем длины катетов в этом треугольнике можно определить по рисунку, они составляют 4 и 6. Тогда длину гипотенузы можно найти по теореме Пифагора:
Отдельно рассмотрим случаи, когда складываются коллинеарные вектора. В этом случае получающаяся сумма окажется коллинеарной каждому слагаемому. Если вектора сонаправлены, то их длина итогового вектора окажется равной сумме длин складываемых векторов:
Если складываются противоположно направленные вектора, то длина их суммы окажется разностью длин складываемых векторов.
Именно по этой причине при решении простейших задач на движение корабля по реке скорость корабля и скорость течения либо складывают, либо вычитают. Дело в том, что в этих задачах складываются вектора скоростей корабля и течения. Когда судно плывет по течению, эти векторы сонаправлены, а когда плавание идет против течения, векторы оказываются противоположно направленными.
Задание. Корабль развивает в неподвижной воде скорость 12 км/ч. Он плывет по реке, скорость воды в которой составляет 5 км/ч. Найдите скорость корабля относительно берега, если:
а) судно плывет по течению;
б) судно плывет против течения;
в) судно плывет перпендикулярно течению.
Решение. Во всех случаях итоговая скорость судна является векторной суммой собственной скорости судна и течения реки:
Однако направления этих векторов различны. Найдем решение графически, с помощью построений. В первом случае вектора по условию сонаправлены:
Приложив другу к другу отрезки длиной 12 и 5, получим отрезок длиной 17. Это значит, что в первом случае скорость корабля относительно берега составит 17 км/ч.
Во втором случае вектора уже окажутся противоположно направленными:
Отрезок, соответствующий итоговой скорости, здесь уже равен 7 клеткам, значит, итоговая скорость составляет 7 км/ч.
В третьем случае вектора скоростей перпендикулярны:
При построении получился прямоугольный треугольник, вектор итоговой скорости в нем оказался в роли гипотенузы. Найти его длину можно по теореме Пифагора, ведь катеты нам известны:
Свойства сложения
Действия с векторами во многом подобны действиям с обычными числами. Напомним, что в алгебре при прибавлении к числу нуля оно не менялось:
a + 0 = a
Аналогично и при прибавлении к вектору нулевого вектора он не изменится:
Работает ли это правило с векторами? Оказывается, что да. Убедиться в этом можно, построив параллелограмм, сторонами которого являются складываемые векторы:
Видно, что диагональ параллелограмма является суммой векторов, которые соответствуют нижней и крайней правой его стороне. Они обозначены как векторы a и b, причем в данном случае к а прибавляется b. Но одновременно эта же диагональ – это сумма векторов, которые соответствуют крайней левой и его верхней стороне. Напомним, что противоположные стороны параллелограмма равны и параллельны, поэтому они и обозначены одним вектором. В этом случае уже к b прибавляется a. Результат при этом получается одинаковый, поэтому можно записать, что
На этом примере мы увидели, как работает ещё одно правило сложения векторов, который называется правилом параллелограмма. Если есть два вектора, которые необходимо сложить, то можно отложить их от одной точки, а потом достроить получившуюся фигуру до параллелограмма.
Задание. Сложите с помощью правила параллелограмма вектора, изображенные на рисунке:
Решение. Надо всего лишь построить параллелограмм, как показано на рисунке. Его диагональ и окажется искомым вектором:
Ещё один закон, использующийся в алгебре, называется сочетательным законом, записывается он так:
Оказывается, что и при действиях с векторами он также работает, то есть справедливо соотношение:
Здесь оранжевый вектор – это сумма красного (а) и синего (b) вектора. Если к оранжевому вектору добавить зеленый (с), то получится фиолетовый вектор, который, таким образом, является суммой
Желтый вектор – это сумма синего и зеленого вектора. Видно, что фиолетовый вектор представляет собой сумму красного и желтого, то есть он представляет сумму
Складывать можно любое количество векторов. В этом случае надо последовательно прикладывать эти вектора друг к другу, выстраивая «цепочку» векторов. Например, сложение 4 векторов, показанных на рисунке, будет осуществляться следующим образом:
Этот способ сложения векторов именуют правилом многоугольника. Естественно, в силу переместительного закона вектора можно прикладывать друг к другу в разной последовательности, при этом результат будет получаться один и тот же.
Задание. Сложите, используя правило многоугольника, вектора, изображенные на рисунке. Выполните сложение двумя разными способами:
В первом случае последовательно сложим вектора a, b, c и d. Во втором случае изменим последовательность сложения. Например, сложим их в порядке d, b, c, a:
Видно, что каждый из двух способов дал один и тот же результат, что ещё раз подтверждает справедливость переместительного закона сложения векторов.
Вычитание векторов
Напомним, что в алгебре операция вычитания вводится как операция обратная сложению. То есть если для трех чисел верно соотношение
a + b = c
то разностью чисел с и a как раз окажется b:
c — a = b
Аналогично вычитание понимается и в векторной алгебре. Пусть построены вектора а, b и c так, что
Этот пример показывает, как строить разность двух векторов. На рисунке вектора с и a отложены от одной точки, а вектор b, являющийся их разницей, проведен от конца вычитаемого вектора к концу уменьшаемого вектора.
В данном случае под уменьшаемым вектором понимается тот, который в разнице стоит перед знаком минус, а вычитаемый вектор – тот, который находится уже после этого знака. Например, в записи
Вектор а – уменьшаемый, а вектор b – вычитаемый.
Задание. Постройте в тетради разность векторов, изображенных на рисунке:
Решение. Заметим, что в условии не сказано, какой вектор из какого надо вычитать. Поэтому можно построить сразу два ответа:
Несложно заметить, две получившиеся разности представляют собой противоположно направленные векторы одной длины. Такие векторы называются противоположными.
Очевидно, что если сложить друг с другом два противоположных вектора, то получится нулевой вектор:
Противоположные вектора играют в векторной алгебре такую же роль, как и противоположные числа. С их помощью удобно выполнять вычитание векторов. Напомним, что для обычных чисел справедливо соотношение:
Поэтому операцию вычитания можно заменить операцией сложения, если вместо вычитаемого вектора взять вектор, противоположный ему. Рассмотрим этот способ на примере. Пусть из a надо вычесть b:
На первом шаге надо построить вектор, противоположный b:
Теперь надо просто сложить a и (– b):
В итоге нам удалось построить разность векторов а и b.
Умножение вектора на число
Предположим, что нам надо сложить два равных вектора. В результате мы получим новый вектор, который будет сонаправлен с исходным, но его длина будет вдвое больше. Логично считать, что получившийся вектор вдвое больше исходного, то есть он получился при умножении вектора на число 2:
Аналогично можно построить вектора, которые больше исходного не в 2, а в 3,4 и т. д. раз:
Итак, чтобы умножить вектор на положительное число k, надо построить сонаправленный с ним вектор, длина которого в k раз больше.А как умножать вектор на отрицательное число? Здесь нужно использовать противоположный вектор. Логично считать, что он получается при умножении (– 1) на вектор. Зная это, легко умножать вектор и на другие отрицательные числа:
Естественно, что если вектор умножается на ноль, то в результате получается нулевой вектор.
Задание. На рисунке показаны вектора а и b. Найдите вектора
Решение. Для построения снам надо сначала умножить исходные вектора на 4 и 2, а далее полученные результаты сложить:
Для нахождения вектора d надо построить вектор, противоположный вектору 2b, и уже его складывать с 4a:
Наконец, для нахождения вектора е необходимо построить противоположный вектор уже для 4а:
Некоторые правила обычной алгебры, касающиеся операции умножения, справедливы и для векторов. Первый такое правило – это сочетательный закон:
Видно, что мы можем либо сразу умножить вектор а на число 12, либо сначала его умножить на 4, а потом на 3. Результат операции при этом не изменится.
Также в отношении операции умножения векторов на число справедлив распределительный закона, которые позволяют раскрывать скобки:
Например, пусть нам надо сложить вектора 2а и 3а. Распределительный закон говорит, что мы можем поступить двумя способами. В первом случае мы просто строим вектора 2а и 3а и складываем их. Во втором случае мы складываем только числа 2 и 3 (получаем 5), и далее уже умножаем вектор а на число 5:
Есть ещё один распределительный закон, в котором в скобках находится уже сумма векторов, а не чисел:
Этот закон можно применить в случае, когда нам необходимо, например, сложить вектора 4а и 4b. Конечно, можно просто построить их и сложить, однако закон говорит, что мы можем сначала сложить aи b, и уже потом эту сумму умножить на 4:
Сформулированные нами законы сложения и умножения векторов позволяют выполнять действия с векторами так же, как с числами. В том числе можно упрощать выражения, содержащие векторные величины. Например, пусть известны вектора а, b и с, и надо найти вектор
Видно, что выражение значительно упростилось.
Решение задач с помощью векторов
Вектора активно используются в физике при решении многих задач, однако они также помогают доказывать геометрические теоремы. Рассмотрим несколько примеров, и начнем со вспомогательной задачи.
Задание. Известно, что С – это середина отрезка АВ. Докажите, что для любой точки О выполняется равенство:
Используя правило треугольника, вектор ОС можно представить в виде двух различных сумм:
Проанализируем выражение в скобках. Вектора АС и ВС коллинеарны, ведь они лежат на одной прямой АВ. При этом они противоположно направлены. Длина у них одинакова, ведь С – середина АВ. Тогда по определению АС и ВС – противоположные вектора, и их сумма равна нулю:
Задание. Докажите, что если в трапеции провести прямую, проходящую через середины ее оснований, то она также пройдет через точку, в которой пересекаются продолжения боковых сторон трапеции.
Решение. Построим трапецию, обозначим ее вершины и середины оснований:
Здесь ABCD – трапеция, основаниями которой являются отрезки ВС и AD. M и N – их середины. Прямые АВ и CD пересекаются в точке O. Необходимо доказать, что прямая MN также проходит через О.
Заметим, что ∆ОВС и ∆ОАD подобны. Действительно, у них есть общий ∠ВОС, а ∠ОВС и ∠ОАD одинаковы как односторонние углы при секущей АВ, поэтому треугольники подобны по 1-ому признаку. Обозначим коэффициент подобия буквой k, тогда можно записать, что
Так как отрезки ОА и АВ лежат на одной прямой, то вектора ОА и АВ коллинеарны и притом сонаправлены, поэтому в (1) отрезки можно заменить векторами:
(это соотношение мы доказали в предыдущей, вспомогательной задаче).
Аналогичную формулу можно составить и для второго основания и его середины N:
Полученное нами равенство означает, что вектора ON и ОМ коллинеарны, а значит, лежат на одной прямой (эти вектора не могут лежать на параллельных прямых, так как имеют общую точку О). Тогда получается, что О, M и N лежат на одной прямой, ч. т. д.
В данной публикации мы рассмотрим, как найти сумму и разность векторов, приведем геометрическую интерпретацию, а также формулы, свойства и примеры этих действий.
-
Сумма векторов
- Формула сложения векторов
- Свойства сложения векторов
-
Разность векторов
- Формула вычитания векторов
- Примеры задач
Сумма векторов
Сложение векторов выполняется по правилу треугольника.
Геометрическая интерпретация:
Суммой a и b является вектор c, начало которого совпадает с началом a, а конец – с концом b. При этом конец вектора a должен совпадать с началом вектора b.
Для сложения векторов также используется правило параллелограмма.
Два неколлинеарных вектора a и b можно привести к общему началу, и в этом случае их суммой является вектор c, совпадающий с диагональю параллелограмма и берущий начало в той же точке, что и исходные векторы.
Формула сложения векторов
ci = ai + bi
Элементы вектора c равняются попарной сумме соответствующих элементов a и b.
Для плоских задач | a + b = {ax + bx; ay + by} |
Для трехмерных задач | a + b = {ax + bx; ay + by; az + bz} |
Для n-мерных векторов | a + b = {a1 + b1; a2 + b2; … an + bn} |
Свойства сложения векторов
1. Коммутативность: a + b = b + a
2. Ассоциативность: (a + b) + c = a + (b + c)
3. Прибавление к нулю: a + 0 = a
4. Сумма противоположных векторов: a + (-a) = 0
Примечание: Вектор –a коллинеарен и равен по длине a, но имеет противоположное направление, из-за чего называется противоположным.
Разность векторов
Для вычитания векторов также применяется правило треугольника.
Если из вектора a вычесть b, то получится c, причем должно соблюдаться условие: b + c = a
Формула вычитания векторов
ci = ai – bi
Элементы вектора c равны попарной разности соответствующих элементов a и b.
Для плоских задач | a — b = {ax — bx; ay — by} |
Для трехмерных задач | a — b = {ax — bx; ay — by; az — bz} |
Для n-мерных векторов | a — b = {a1 — b1; a2 — b2; … an — bn} |
Примеры задач
Задание 1
Вычислим сумму векторов a = {3; 5} и b = {2; 7}.
Решение:
a + b = {3 + 2; 5 + 7} = {5; 12}.
Задание 2
Найдем разность векторов a = {4; 8; -2} и b = {-1; 9; 5}.
Решение:
a – b = {4 – (-1); 8 – 9; -2 – 5} = {5; -1; -7}.