Лабораторная
работа № 4 «Измерение объема тела».
Цель работы: научиться определять объём тела с помощью измерительного цилиндра.
Приборы и
материалы: измерительный цилиндр (мензурка), тела
неправильной формы небольшого объёма (гайка, болтик и т.д.).
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ
ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ
При погружении в
мензурку тела уровень воды в мензурке повышается, так как увеличивается объём
воды на величину, равную объёму тела.
1.
Определите
по рисунку уровень воды:
до
погружения ______________
после
погружения _____________
Объём
тела ____________________
2.
Какую
физическую величину измеряют с помощью мензурки?
_____________________________________________________________
3.
В
каких единицах она измеряется?
_____________________________________________________________
4.
Переведите:
1м³
= ____________ см³ 0,01
м³ = __________ см³
1
см³ = ___________ м³ 100 см³ = __________ м³
0,5
м³
= ___________ см³ 5000 см³ = __________ м³
Примечание:
1мл = 1см³.
ХОД РАБОТЫ
1.
Определите
цену деления мензурки.
Цена
деления = ______________
2.
Налейте
в мензурку столько воды, чтобы тело можно было полностью погрузить в воду, и
измерьте объём . Результат занесите в таблицу.
3.
Опустите
тело в воду, удерживая его за нитку, и снова измерьте объём жидкости . Результат занесите в таблицу.
4.
Посчитайте
объём тела . Занесите в таблицу.
5.
То
же самое проделайте с другими имеющимися у вас телами.
№ опыта |
Название тела |
Начальный объём воды |
Объём воды и тела |
Объём тела
|
Вывод:____________________________________________________________
Лабораторная
работа № 4 «Измерение объема тела».
Цель работы: научиться определять объём тела с помощью измерительного цилиндра.
Приборы и
материалы: измерительный цилиндр (мензурка), тела
неправильной формы небольшого объёма (гайка, болтик и т.д.).
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ
ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ
При погружении в
мензурку тела уровень воды в мензурке повышается, так как увеличивается объём
воды на величину, равную объёму тела.
1.
Определите
по рисунку уровень воды:
до
погружения 40 мл
после
погружения 60 мл
Объём
тела 20 мл
2.
Какую
физическую величину измеряют с помощью мензурки? Объем тела
3.
В
каких единицах она измеряется? мл
4.
Переведите:
1м³
= 1000000 см³ 0,01
м³ = 10000 см³
1
см³ = 0,000001 м³ 100 см³ = 0,0001
м³
0,5
м³
= 500000 см³ 5000 см³ = 0,005
м³
Примечание:
1мл = 1см³.
ХОД РАБОТЫ
6.
Определите
цену деления мензурки.
Цена
деления = 10 мл
7.
Налейте
в мензурку столько воды, чтобы тело можно было полностью погрузить в воду, и
измерьте объём . Результат занесите в таблицу.
8.
Опустите
тело в воду, удерживая его за нитку, и снова измерьте объём жидкости . Результат занесите в таблицу.
9.
Посчитайте
объём тела . Занесите в таблицу.
10.
То
же самое проделайте с другими имеющимися у вас телами.
№ опыта |
Название тела |
Начальный объём воды |
Объём воды и тела |
Объём тела
|
Вывод:
Объем тела неправильной формы
можно определить с помощью измерительного цилиндра. Для этого определяют объем
воды в мензурке, затем объем воды и тела, погруженного в нее. Объем тела
приближенно равен разности этих объемов.
Цель работы:
Научиться определять объём тела с помощью измерительного цилиндра.
Приборы и материалы:
Измерительный цилиндр (мензурка), тела неправильной формы небольшого объёма (гайки, фарфоровые ролики, кусочки металла и др.), нитки.
Указания к работе:
1. Определите цену деления мензурки.
2. Налейте в мензурки столько воды, чтобы тело можно было полностью погрузить в воду, и измерьте её объём.
3. Опустите тело, объём которого надо измерить, в воду, удерживая его за нитку (рис. 201), и снова измерьте объём жидкости.
4. Проделайте опыты, описанные в пунктах 2 и 3, с некоторыми другими имеющимися у вас телами.
5. Результаты измерений запишите в таблицу 9.
Дополнительное задание.
Если тело неправильной формы не входить в мензурку, то его объём можно определить с помощью отливного сосуда (рис. 202). Перед измерением сосуд наполняют водой до отверстия отливной трубки. При погружении в него тела часть воды, равная объёму тела, выливается. Измерив мензуркой её объём, определяют объём погружённого в жидкость тела.
Таблица 9.
рис. 201
рис. 202
reshalka.com
ГДЗ учебник по физике 7 класс Перышкин. №4 Измерение объема тела. Номер №1
Решение
Объём тела неправильной формы точно измерить с помощью измерительных приборов нельзя. Поэтому для измерения объема воспользуемся мензуркой. Тело, полностью погружённое в жидкость, вытесняет объём жидкости, который равен объёму самого тела. Воспользуемся этим законом и найдем объёмы некоторых тел следующим образом. Нальем достаточное количество воды в мензурку, а затем погрузим полностью туда наше тело. Разница между первоначальным объёмом и объёмом жидкости, в которое погружено тело, равна объёму этого тела.
V
=
V
2
−
V
1
, где
V
2
− объём воды и тела,
V
1
− начальный объём воды в мензурке.
- Прежде чем проводить измерения физической величины с помощью измерительного прибора нужно определите цену деления его шкалы.
Для определения цены деления необходимо взять 2 соседних числа, найти их разницу (от большего отнять меньшее), а затем разделить полученное число на количество маленьких штрихов между этими числами.
На шкале цилиндра возьмём, к примеру, числа 20 и 30.
Таким образом, цена каждого деления будет равна
30
−
202
=
10
= 5 мл.
2 - В мензурку нальём столько воды, чтобы тело можно было полностью погрузить в воду. Начальный объём воды равен 70
с
м
3
. - Опустим тело, объём которого надо измерить (шарик, брусок, цилиндр), в воду, удерживая его за нитку, и снова измерим объём жидкости.
Вычисления.
V
б
р
=
95
−
70
=
25с
м
3
V
ц
=
85
−
65
=
20с
м
3
V
ш
=
75
−
60
=
15с
м
3
- Результаты измерений запишем в таблицу 9.
Таблица 9.
№ опыта | Название тела | Начальный объём воды в мензурке
V 1 , с м 3 |
Объём воды и тела
V 2 , с м 3 |
Объём тела V,
с м 3 V = V 2 − 1 |
---|---|---|---|---|
1 | Брусок | 70 | 95 | 25 |
2 | Цилиндр | 65 | 85 | 20 |
3 | Шарик | 60 | 75 | 15 |
Вывод. В ходе лабораторной работы мы научились измерять объёмы тел с помощью измерительного цилиндра и выяснили, что объём тел равен разнице объёма воды, в которое погружено тело, и первоначального объёма воды.
Урок 10: Лабораторная работа 3 «Измерение объемов».
Кубик, кубик, где ты был?
-Я объем свой находил!
-И нашел? Сумел? Ура!
-Перемножил три ребра!
Цели урока:
-
Образовательные – сформировать умение измерения объема жидкостей и твердых правильной и произвольной формы, вместимости сосудов;
2. Развивающие – развитие таких мыслительных операций как анализ, сопоставление, сравнение, умение выделять главное, существенное в изучаемом материале. Развивать логически излагать свои мысли; развивать эмоции учащихся, создавая на уроке ситуации занимательности; формировать потребность в дополнительном, послеучебном познавательном труде; способствовать обогащению словарного запаса, прививать культуру умственного труда;
3. Воспитательные – приучать детей к аккуратному ведению записей в тетради, к доброжелательному общению, взаимопомощи, к самоконтролю; воспитывать чувство сопереживания за товарищей, формировать познавательный интерес к физике.
Тип урока: формирование умений и навыков.
План урока
-
Организационный момент
-
Актуализация опорных знаний.
-
Лабораторная работа.
-
Закрепление материала .
-
Домашнее задание
Ход урока
1. Этап начальной организации урока.
Задача: подготовить учащихся к работе на уроке.
Содержание: взаимное приветствие учителя и учащихся, определить отсутствующих, проверить готовность учащихся к уроку, организовать внимание учащихся, проверить готовность оборудования.
2. Актуализация опорных знаний.
Задача: вспомнить изученный ранее материал.
Учитель: Ребята, как узнать, сколько зерен риса помещается в стакане? Для ответа на этот вопрос нам понадобится научиться измерять еще одну важную величину – объем. Дело в том, что у плоских фигур объема не бывает. Объем является величиной, связанной с пространственными размерами тел. Т.е.
Объем – это физическая величина, которая характеризует свойство тел занимать ту или иную часть пространства.
V – символическое обозначение объема.
Для измерения объема надо определить, какое количество кубиков, объем которых принят за единицу, помещается в теле. К примеру, все вы играли с кубиком Рубика. Для того, чтобы узнать его объем, нужно измерить, сколько цветных кубиков в него входит.
Учитель показывает кубик Рубика и вместе с учащимися определяют его объем.
За единицы объема приняты объемы кубиков с ребрами 1 мм, 1 см, 1дм, 1 м и т.д. Основная единица объема в СИ —м3 .
Итак, объем тела правильной формы (комната, аквариум, губка) измеряют по формуле V = a*b*c
Перевод единиц
Задание:
Преобразуйте данные единицы объема:
800 = …
;
2 =
;
0,4 = ….
;
3,2 = ….
;
5 = …
Объем тела неправильной формы и объем жидкости ( или вместимость сосудов) измеряют при помощи мензурки.
Мензурка – это прозрачный сосуд с делениями, указывающими объем налитой в нее жидкости.
Чаще всего шкалу мензурки градуируют в мл. В быту распространена единица объема 1 литр (л). Объемы твердых тел в литрах и миллилитрах выражать не принято.
1мл = 1см3
1л = 1дм3= 0.001 м3
-
Лабораторная работа.
Для проведения лабораторной работы можно использовать указания, приведенные в учебнике (с. 160-162) или пособие «Тетрадь для лабораторных работ по физике для 7 класса».
Ребята, а теперь приступим к практической части. Наша цель – научиться измерять объемы твердых тел и жидкостей и определять вместимость сосудов.
Ход работы
Задание 1. Определим вместимость чайной и столовой ложек.
Задание 2. Измерим объем твердого тела правильной формы
Рассчитать объем кирпича или даже класса легко, т.к. это прямоугольные параллелепипеды. А как найти объем тела неправильной формы, например, гири?
Для определения объема тела неправильной формы используется мензурка. Если тело опустить в мензурку, то оно вытеснит воду и объем этой воды будет равен объему тела.
Задание 3.
Если же тело не входит в измерительный цилиндр, то для измерения их объема можно воспользоваться отливным стаканом.
Задание 4. Ответить на контрольные вопросы.
Задание 5. Суперзадание.
Предложите способ определения объема твердого тела, которое невозможно поместить в мензурку.
4. Этап подведения итогов урока и домашнее задание.
4
Конспект урока.
Лабораторная работа №4
Тема: «Измерение объема тела»
Цель урока: Продолжить формирование навыков постановки эксперимента и умение делать выводы по полученным результатам.
Задачи:
- Формирование умений применять полученные знания на практике;
- Развитие практических навыков при проведении работы с физическим оборудованием;
- Определение объема твердого тела несколькими способами.
Демонстрация: Измерение объема твердого тела математическим, геометрическим способом и с помощью измерительного цилиндра.
План урока
- Подготовительный этап.
- Проведение эксперимента.
- Рефлексия деятельности.
- Домашнее задание.
Ход урока
- Подготовительный этап. (12 мин.)
В начале урока проводится инструктаж по ТБ. Затем обучающимся выдаются заранее приготовленные бланки. На экране интерактивной доски презентация к лабораторной работе, где написана тема урока и оборудование. Цель урока ученики пишут самостоятельно, после чего она обсуждается. В традиционной лабораторной работе, к которой готовились обучающиеся, объем измерялся только с помощью измерительного цилиндра, в данной работе объем измеряется дополнительно геометрическим и математическим способом. Затем школьники отвечают письменно на вопросы, после их обсуждения приступают к выполнению экспериментального задания.
- Проведение эксперимента. (39 мин.)
Первый способ определения объема — геометрический. Обучающиеся должны самостоятельно измерить необходимые для вычисления объема физические величины, по формуле вычислить объем и заполнить таблицу. Два подготовленных к лабораторной работе ученика, контролируют экспериментальную часть работы, помогают тем, кто не справляется с заданием. После определения объема геометрическим способом переходят к определению объема с помощью измерительного цилиндра, определяют объем твердого тела неправильной формы и твердого тела, которое не помещается в измерительный цилиндр. После чего вычисляют объем математическим способом.
- Рефлексия деятельности. (5 мин.)
На этом этапе урока обучающиеся отвечают письменно на вопросы, они убедились в том, что объем цилиндра измеренный экспериментально двумя способами, и вычисленный математическим способом одинаков. Они делают вывод, что существуют три способа определения объема и на практике нужно пользоваться тем способом, который более удобный.
- Домашнее задание. (3 мин.)
Карточки с индивидуальным заданием.
1 Вариант
- Стальная деталь имеет массу 600 гр. Определите её объём.
- Какой вместимости нужно взять сосуд, чтобы в него можно было налить керосин, масса которого 400 гр.
- Вариант
- В вашем распоряжении находится только кувшин, весы с гирьками и сосуд с водой. Объясните, как бы вы поступили, используя лишь эти тела, чтобы определить вместимость кувшина?
- Когда сосуд целиком наполнили водой, его масса стала равна 1,5 кг. Масса этого же сосуда без воды равна 200 гр. Какова вместимость сосуда?
БЛАНК ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ
Ф.И.О. учащегося: __________________________________________________
Лабораторная работа №4
Тема: _____________________________________________________________
Цель работы: __________________________________________________________________
Оборудование: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Техника безопасности: Осторожно работайте со стеклянной посудой. Стекло – хрупкий материал.
Ответьте на вопросы:
- Что такое объем? ______________________________________________
- Как обозначается объем и в каких единицах выражается в СИ? _____________________________________________________________
- Какие еще единицы объема вы знаете? ___________________________
- В каком агрегатном состояние тело сохраняет объем? _____________________________________________________________
- В каких единицах выражаются шкала каждого измерительного прибора, которыми вы будете пользоваться при выполнении работы? _____________________________________________________________
- Как определить цену деления измерительного прибора? __________________________________________________________________________________________________________________________
- Чему равна погрешность измерения для каждого прибора? ____________________ _________________________________________
Ц.Д.(мензурки) = _________________Ц.Д.(линейки) = _________________
4. Записать формулу по которой вычисляют объем цилиндра геометрически_________________________________________________
Ход работы:
- Определить геометрическим способом объём металлического цилиндра.
Оборудование: металлический цилиндр, линейка.
Заполняем таблицу с учетом погрешности измерения.
- Определить с помощью мензурки объем металлического цилиндра.
Оборудование: измерительный цилиндр, металлический цилиндр, твердые тела неправильной формы, пустой стакан.
Способ измерения объема тела с помощью мензурки основан на том, что при погружении тела в жидкость, объем жидкостис погруженным в нее телом, увеличивается на величину равную объему тела. Этот способ позволяет найти объем тела неправильной формы.
А) В мензурку наливаем воды в количестве достаточном для того, чтобы погрузить в него измеряемое тело. Объем записываем.
Б) Полностью погружаем тело в воде.
В) Определяем объем воды с погруженным в нее телом. Объем записываем. Разница объемов воды после погружения в нее тела и до погружения, и будет равен объему тела.
Указания. 1. Обратите внимание на правильное расположение глаз при снятии показаний со шкалы мензурки. Чтобы правильно измерить объем жидкости, глаз должен находиться на уровне поверхности жидкости. 2. Поскольку 1 мл = 1 см3, объемы жидкостей выражают как в миллилитрах (мл), так и в кубических сантиметрах (см3). Объемы твердых тел выражать в миллилитрах не принято.
Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу учитывая погрешность измерения.
Измерьте с помощью мензурки объем металлического цилиндра, объем твердого тела неправильной формы и объем тела, не помещающегося в измерительный цилиндр. Результат запишите в таблицу.
Приборы и материалы: измерительный цилиндр, металлический цилиндр, отливной стакан, твердое тело неправильной формы, твердое тело, не помещающееся в измерительный цилиндр.
Название тела |
Объём воды V1, см3 |
Объём воды с телом V2, см3 |
Объём тела V=V2-V1, см3 |
- Определить объем цилиндра математическим способом.
Приборы и материалы: металлический цилиндр, плотность цилиндра 7,8 г/см3, рычажные весы.
Контрольные вопросы
- Какие способы измерения объема твердого тела вы использовали в данной работе? Когда можно их применять?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Равны ли объемы цилиндра, полученные с помощью этих измерений?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа «Измерение объема тела»
Лабораторная работа №4 Измерение объема тела
Лабораторная работа №4
Измерение объема тела
Оборудование:
измерительный цилиндр
цилиндр, шарик, нитки
Цель работы: научиться определять объем тела с помощью
измерительного цилиндра (мензурки).
Для дополнительного задания :
отливной сосуд
тело неправильной
формы
Ход работы: 1. Определите цену деления мензурки
50
Ход работы:
1. Определите цену деления мензурки.
2. Налейте в мензурку столько воды,
чтобы тело можно было полностью
погрузить в воду , и измерьте ее объем V1.
3. Опустите тело в воду, удерживая его за
нить, и снова измерьте объем жидкости V2.
4. Проделайте опыты с другими телами.
Результаты измерений запишите в таблицу № опыта
5. Результаты измерений запишите в таблицу
№ опыта |
Название тела |
Начальный объем жидкости |
Объем жидкости и тела |
Объем тела |
1. |
шарик |
|||
2. |
цилиндр |
|||
3. |
Тело неправильной формы |
6. Дополнительное задание:
Определите объем тела неправильной
формы с помощью отливного цилиндра,
опираясь на указания учебника, стр.164.
Вывод: Сегодня на лабораторной
работе я научился … (см. цель работы)