Содержание статьи
- 1
- 2 Как выучить ноты на гитаре?
- 3 Для чего мне учить расположение нот на грифе?
- 4 Необходимые базовые знания
- 4.1 Обозначение нот
- 4.2 Ноты на открытых струнах
- 4.3 Что означает Диез и Бемоль
- 4.4 Где не используются Бемоли и Диезы
- 4.5 Что такое натуральный ряд
- 5 Таблица нот для гитары
- 6 Пошаговое изучение расположения нот на гитаре
- 6.1 День первый. Учим ноты на шестой струне
- 6.2 День второй. Учим ноты на пятой струне
- 6.3 День третий. Учим ноты на четвертой струне
- 6.4 День четвертый. Учим ноты на третьей струне
- 6.5 День пятый. Учим ноты на второй струне
- 6.6 День шестой. Учим ноты на первой струне
- 6.7 День седьмой. Распознавание октав. Поиск нужных нот
- 6.8 День восьмой. Все ноты на пятом ладу
- 6.9 День девятый. Все ноты на десятом ладу
- 6.10 День десятый. Запоминаем все ноты A
- 6.11 День одиннадцатый. Запоминаем все ноты B
- 6.12 День двенадцатый. Запоминаем все ноты С
- 6.13 День тринадцатый. Запоминаем все ноты D
- 6.14 День четырнадцатый. Запоминаем всем ноты E
- 6.15 День пятнадцатый. Запоминаем все ноты F
- 6.16 День шестнадцатый. Запоминаем все ноты G
- 7 Ноты на грифе гитары. Таблицы для скачивания. Шпаргалки.
- 8 Стоит ли использовать наклейки с нотами на грифе гитары?
- 9 Несколько полезных советов
Как выучить ноты на гитаре?
Существует довольно много способов сделать это, однако самый простой – просто зазубрить и запомнить их, используя некоторые упрощающие меры. Иначе процесс может сильно затянуться, что значительно приостановит ваше музыкальное развитие. Эта статья как раз и посвящена систематизации обучения нотам на гитаре, а также содержит в себе несколько простых шагов, которые помогут в этом.
Для чего мне учить расположение нот на грифе?
Ответ на это такой же, как и на вопрос – зачем вообще учить ноты? Вся музыка состоит из них, как язык состоит из букв, поэтому без знания нот вы просто не сможете придумывать действительно интересные и сложные композиции. Конечно, вы будете способны учить любые композиции по аккордам, однако импровизировать, сочинять красивые соло, придумывать интересные последовательности аккордов – совершенно точно нет. Вы не будете знать, когда надо играть ту или иную ноту, или вообще где находится нужный звук. Знание того, где на грифе находится нота – а еще лучше то, как она звучит – позволит свободно играть на гитаре произведения любого уровня сложности.
Необходимые базовые знания
Обозначение нот
На письме они помечаются буквами латинского алфавита от A до G. Соответственно их значения выглядят так:
- A — ля;
- B — си (иногда может обозначаться как H);
- C -до;
- D — ре;
- E — ми;
- F — фа;
- G — соль.
В последующем руководстве мы будем использовать именно такие пометки для вашего удобства.
Ноты на открытых струнах
В стандартном строе открытые струны на гитаре состроены в кварту друг к другу, кроме третьей и второй – они строят в большую терцию. Благодаря этому аккорды зажимаются гораздо проще, это позволяет значительно упростить изучение гамм и боксов пентатоник. Ноты на открытых струнах выстроены в следующем порядке с первой по шестую – E B G D A E. Это называется «стандартный строй». Стоит сказать то, что почти все популярные строи, не сильно меняют его структуру, а иногда просто опускают ноты, сохраняя техническую последовательность.
Что означает Диез и Бемоль
В современной музыкальной теории мало кто использует оба эти понятия – скорее это свойственно ученикам музыкальных школ, которые изучали классическую теорию. В целом, между этими понятиями можно условно поставить знак равенства, потому что диезы и бемоли означают «промежуточные» – то есть, полутона, или же черные клавиши на фортепиано. Например, после ноты C идет не D, а Db – Ре-бемоль, или же C#. Собственно, в классических учебниках указывается, что Бемоль пишется, когда мы идем по гамме вниз, а Диез – вверх. Однако этот момент можно опустить, и называть промежуточные ноты так, как удобно вам – понятия все равно обозначают одно и то же.
Где не используются Бемоли и Диезы
Ровно в двух тональностях – Ля-миноре и До-мажоре. В остальных ситуациях они активно используются всеми без исключения музыкантами.
Кроме того, бемоли и диезы отсутствуют между нотами E и F, а также B и C. Они находятся на расстоянии полутона друг от друга. Обязательно запомните это – данный аспект довольно важен при импровизации.
Что такое натуральный ряд
Натуральным рядом по факту называется обычная гамма без повышения и понижения ступеней. В ней все ноты идут последовательно друг за другом в классическом мажорном или минорном порядке. Этот порядок очень важно знать для импровизации на гитаре, поскольку именно на нем она и строится.
Читать также: Как поменять струны на акустической гитаре
Таблица нот для гитары
Перед тем, как приступать непосредственно к запоминанию нот, взгляните на эту таблицу, на которой они обозначены вплоть до 12го лада. Почему до 12го? Потому что это целая октава, и после него ноты повторяются в том же самом порядке, как будто начинаются с нулевого. В данном случае нулевым ладом служит двенадцатый.
Пошаговое изучение расположения нот на гитаре
День первый. Учим ноты на шестой струне
Итак, начать стоит с самой низкой струны на гитаре. В стандартном строе ноты расположены таким образом:
День второй. Учим ноты на пятой струне
Следующий шаг – пятая струна. На ней ноты располагаются в таком порядке.
День третий. Учим ноты на четвертой струне
Далее – четвертая струна. В стандарте ноты на ней такие
День четвертый. Учим ноты на третьей струне
В стандарте это выглядит так
День пятый. Учим ноты на второй струне
В стандартном строе это выглядит так
День шестой. Учим ноты на первой струне
Для стандартного строя разметка следующая
Как можно понять, ноты располагаются точно так же, как и на шестой струне.
День седьмой. Распознавание октав. Поиск нужных нот
Прежде всего, стоит рассказать про принципы, благодаря которым вы быстро сможете найти октаву, и, отталкиваясь от нее, нужную ноту:
- Зажатая на седьмом ладу струна будет звучать в октаву к открытой предыдущей. Это распространяется на струны с шестой по четвертую, в случае со второй лад надо зажимать не седьмой, а восьмой.
- Если вы, например, зажмете на шестой струне пятый лад, а на четвертой – седьмой, то это будет также октава. Это касается струн с шестой по четвертую, в случае, когда вы зажимаете четвертую и вторую или третью и первую, то сдвиньте верхнюю ноту на один лад вправо.
Запомните эти два простых принципа, и вместе с приведенными выше таблицами вы без труда найдете октавы ко всем нотам на грифе. Это очень важно в таком вопросе, как играть соло, поскольку вам потребуется постоянно находить тонику для возврата в нужное место.
Подробно про построение октав с примерами в статье Октавы на гитаре
День восьмой. Все ноты на пятом ладу
В стандартном гитарном строе ни одна нота на пятом ладу не является промежуточной. Используйте это как памятку для поиска других звуков по всему грифу – достаточно запомнить их расположение, и вы сможете буквально на ходу понять, где находится нужная вам нота.
День девятый. Все ноты на десятом ладу
То же самое касается и нот на десятом ладу – в стандартном гитарном строе ни одна из них не является промежуточной. Это также может служить вам своеобразным ориентиром при игре.
День десятый. Запоминаем все ноты A
В стандартном строе нота A располагается на следующих ладах
День одиннадцатый. Запоминаем все ноты B
Нота B в стандартном строе располагается на следующих ладах
День двенадцатый. Запоминаем все ноты С
В стандарте нота C находится на этих ладах
День тринадцатый. Запоминаем все ноты D
Эту ноту прозвучивают эти лады
День четырнадцатый. Запоминаем всем ноты E
Данную ноту обозначают эти лады
День пятнадцатый. Запоминаем все ноты F
Эта нота находится на следующих ладах
День шестнадцатый. Запоминаем все ноты G
Она находится на этих ладах
Ноты на грифе гитары. Таблицы для скачивания. Шпаргалки.
Для того, чтобы вам было легче учиться, ниже представлен небольшой сборник файлов-шпаргалок с указанными на грифе нотами. Это сделает процесс обучения еще проще.
- Удобная таблица от сайта Pereborom.ru — Скачать (292 Kb)
- Таблица #2 — Скачать (280 Kb)
- Таблица #3 — Скачать (344 Kb)
- Таблица #4 — Скачать (27 Kb)
Изображения откроются в новом окне, после вы сможете сохранить их себе на компьютер.
Стоит ли использовать наклейки с нотами на грифе гитары?
Однозначно – да, но только поначалу. Таким образом, вам действительно будет проще запомнить, где находится какая нота. Однако не стоит цепляться за них – постепенно убирайте их с грифа и старайтесь запоминать ноты без них.
Несколько полезных советов
- Как уже было сказано выше – используйте стикеры на гриф, чтобы запомнить нужные ноты;
- Тренируйте слух – учитесь не только запоминать расположение нот на грифе, но и то, как они звучат, чтобы быстро находить нужную интонацию по звуку;
- Находите все интервалы по всему грифу – это очень поможет в игре в дальнейшем;
- Запоминайте, из каких нот, и каким образом строятся аккорды, чтобы потом без труда ставить их в любом месте грифа;
- Узнайте, по какому принципу строятся мажорные и минорные гаммы, и пытайтесь строить их от уже запомнившихся нот в любом месте грифа.
Бесплатный ВИДЕО КУРС «Мастер медиатора» на сайте Pereborom.ru. 10 видео уроков по игре медиатором на акустической гитаре + 4 тренажёра. Курс для начинающих гитаристов.
Поддержать проект и создание уроков можно на Cбер 2202 2004 1296 6077
Предисловие
Безусловно, используя только материал этой статьи невозможно научиться играть на гитаре по нотам. Для этого необходимо иметь некоторые теоретические познания, а главное практические навыки. Первое, что нужно освоить это понятия метр и ритм. Начинать лучше с простых, одноголосных мелодий и только затем приступать к пьесам, написанным двумя или тремя голосами. Для этой цели подходит, например, нотный сборник В. Калинина «Юный гитарист». Главное не надо торопиться. Лучше проработать четыре несложных, но разнохарактерных произведения, чем «закопаться», в одном красивом и сложном. На самом деле играть грамотно по нотам не так уж и легко. Требуется, как минимум, усидчивость и терпение.
Данная статья составлена из нескольких параграфов учебного пособия Петрова И.Б. и Мякотина Е.В. «Краткий курс музыкальной грамоты для учащихся класса гитары», и является, некоторым образом, анонсом (издание готовится к печати). Авторы надеются, что предложенный материал будет интересен, не только для учащихся класса гитары школ искусств, но и широкому кругу гитаристов-любителей, желающих расширить свои познания по музыкальной грамоте в процессе самостоятельного обучения игре на гитаре.
Ноты на грифе гитары. Общие обозначения
Обозначения пальцев правой руки
– большой – p, указательный – i, средний – m, безымянный – a, мизинец – e.
Обозначения пальцев левой руки
– указательный, обозначается в нотах цифрой – 1, средний обозначается цифрой – 2, безымянный – 3, мизинец – 4; 0 – открытая струна.
— обозначение струны (в нотах).
Апояндо
(игра с опорой),
тирандо
(игра без опоры) – два основных приёма игры правой рукой.
Позиция
– расположение пальцев левой руки на грифе гитары, дающее возможность извлечь несколько звуков разной высоты разными пальцами без её перемещения, чаще всего, обозначаются римскими цифрами (I, II, III), расположенных над нотоносцем. Позиция обычно определяется ладом грифа, на котором находится указательный палец левой руки. Граница данной позиции может быть обозначена пунктирной линией.
Р.Н.П.
– русская народная песня,
У.Н.П.
– украинская народная песня.
sim
.
(
simile
)
– играть также, в данной статье, тем же пальцем правой руки.
Высота музыкального звука
Для определения высоты звука ноты размещают на
нотном стане
(нотоносце), состоящем из пяти параллельных линий (счёт линий ведётся снизу):
Ноты пишут на линиях, между ними, под и над нотным станом, в том числе и на коротких добавочных линиях
[1]
, которые пишутся «от руки»:
Музыкальных звуков очень много, а их названий, как известно, всего семь:
до, ре, ми, фа, соль, ля, си
. Чтобы понять, как называется та или иная нота, необходим особый знак, который ставят в начале нотного стана –
скрипичный ключ
. Этот ключ показывает, где находится нота соль и относительно её располагаются остальные ноты:
Теперь попробуем найти эти звуки на фортепиано.
На клавиатуре фортепиано перед двумя чёрными клавишами находится белая клавиша
до
, перед тремя чёрными клавишами – белая клавиша
фа
:
Семь названий музыкальных звуков периодически повторяются в одном и том же порядке. Расстояние между двумя звуками
До
(до-си) называется
октавой
:
Счёт добавочных линий ведётся: верхних – вверх от первой добавочной линии, нижних – вниз от первой добавочной линии.
Если мы посмотрим на фортепиано, то увидим на его клавиатуре 88 клавиш, 52 белых и 36 чёрных (на некоторых моделях фортепиано и синтезаторов бывает меньшее количество клавиш). Они делятся на семь полных октав, со всеми октавами мы познакомимся в дальнейшем, как и с названиями чёрных клавиш, а первоначально необходимо выучить данный звукоряд, так как эти ноты чаще всего применяются при игре на гитаре.
Расположение нот на грифе гитары. Стандартный строй
Строй гитары:
первая струна
– ми первой октавы,
вторая струна
– си малой октавы,
третья струна
– соль малой октавы,
четвёртая струна
– ре малой октавы,
пятая струна
– ля большой октавы,
шестая струна
– ми большой октавы.
Запомните! Что, для удобства чтения с листа ноты для гитары записываются на октаву выше.
Задания:
1.Назовите последовательно расположенные восемь звуков звукоряда вверх и вниз от разных нот в восходящем и нисходящем порядке:
до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до, до-си-ля-соль-фа-ми-ре-до
ре-ми-фа-соль-ля-си-до-ре, ре-до-си-ля-соль-фа-ми-ре
ми-фа-соль-ля-си-до-ре-ми, ми-ре-до-си-ля-соль-фа-ми
фа-соль-ля-си-до-ре-ми-фа, фа-ми-ре-до-си-ля-соль-фа
соль-ля-си-до-ре-ми-фа-соль, соль-фа-ми-ре-до-си-ля-соль
ля-си-до-ре-ми-фа-соль-ля, ля-соль-фа-ми-ре-до-си-ля
си-до-ре-ми-фа-соль-ля-си, си-ля-соль-фа-ми-ре-до-си
2. Заучите отдельно, какие ноты записываются на линейках, а какие помещаются между линейками. Так, например, в скрипичном ключе на линейках пишутся пять нот: ми, соль, си из первой октавы, ре и фа из второй. К этой группе можно отнести и ноту «до» первой октавы – она занимает первую добавочную линейку. Между линейками (равно как над или под линейками) в скрипичном ключе записываются следующие звуки: ре, фа, ля первой октавы, до, ми, соль второй октавы – сыграйте на гитаре каждую ноту и этого ряда по очереди в восходящем и нисходящем направлениях, называя звуки.
3. Назовите вслух ноты в восходящем движении через одну ступень (до-ми, ре-фа, ми-соль, фа-ля и т.д.); в нисходящем движении через одну ступень (до-ля, си-соль, ля-фа и т.д.)
4. Для быстрого запоминания расположения нот на нотоносце полезно выполнение письменных работ – те же упражнения со ступенями звукоряда переводите в формат графической записи, названия нот по-прежнему произносятся вслух.
5. Определяйте названия нот:
6. Перечислите все названия звуков двойным шагом через одну ступень в восходящем движении:
до-ми-соль, ре-фа-ля, ми-соль-си, фа-ля-до, соль-си-ре, ля-до-ми,
си-ре-фа, до-ми-соль.
В нисходящем движении:
соль-ми-до, фа-ре-си, ми-до-ля, ре-си-соль, до-ля-фа, си-соль-ми,
ля-фа-ре, соль-ми-до.
Тон и полутон, знаки альтерации
Самое маленькое расстояние между двумя звуками называется
полутон
. Наглядное представление о полутоне проще всего можно получить с помощью гитары, а точнее, гитарного грифа, где расстояние между ладами и есть полутон. Если мы сыграем несколько звуков, последовательно зажимая лады на одной струне, то у нас получится восходящая «цепочка» звуков, между которыми неизменно сохраняется одинаковое расстояние. Таким образом расположение нот на грифе гитары делает изучение тонов и полутонов несколько проще.
Сыграть на фортепиано такую «цепочку» немного сложнее: для этого нам придётся использовать чёрные клавиши. Так, расстояние, равное полутону будет не между клавишами
до
и
ре
, а между клавишей
до
и ближайшей чёрной клавишей справа; другой полутон образуется между этой же клавишей и клавишей
ре
; в итоге, между клавишами
до
и
ре
будет два полутона или один
тон
(от греч. tόνος – натяжение, напряжение).
Однако между белыми клавишами расстояние не всегда является тоном. Между клавишами
ми
и
фа
, а также между
си
и
до
нет чёрных клавиш, и расстояние между ними равняется полутону:
(Пример на гитаре:
ми второй октавы
– открытая 1-ая струна, нота
фа
первый лад 1-ой струны;
си первой октавы
– открытая 2-я струна, нота
до второй октавы
– первый лад 2-ой струны.)
Расстояния между звуками высчитывается методом сложения тонов и полутонов. Например, расстояние между
до
и
фа
– два с половиной тона (между
до
и
ре
– 1 тон, между
ре
и
ми
– 1 тон, между
ми
и
фа
– полтона).
Чёрные клавиши собственных названий не имеют, зато они получают целых два названия, производные от двух окружающих её белых клавиш. Если чёрная клавиша располагается справа (то есть выше на полтона) от белой клавиши, то она называется
диезом
, если слева (то есть ниже на полтона), то –
бемолем
. Например, чёрная клавиша, располагающая между клавишами
до
и
ре
имеет два названия: по отношению к
до
– это
до-диез
, по отношению к
ре
–
ре-бемоль
:
Итак, знак
диез
означает повышение звука на полтона (на гитаре на 1лад), а знак
бемоль
– понижение на полтона (на гитаре на 1лад). Эти названия имеют специальные нотные обозначения: диез –
#
, бемоль –
b
, которые пишутся перед нотами. Например:
фа, фа-диез; до, до-диез; си, си-бемоль; ми, ми-бемоль
.
Из всего вышеизложенного следует, что знаки
диез
и
бемоль
означают на фортепиано только чёрные клавиши. В большинстве случаев так оно и есть, но не всегда. Например, какая клавиша будет звучать, когда нам встретится нота
ми-диез
? Так как, диез – это повышение звука на полтона, а между клавишами
ми
и
фа
нет чёрной клавиши, то клавиша
фа
и будет звуком
ми-диез
. И наоборот,
фа-бемоль
– это клавиша
ми
. Аналогичная ситуация возникает и между клавишами
си-до
, где, как вы помните, также расстояние равно полутону.
Кроме того, существуют ещё и знаки повышения и понижения звуков не на полтона, а на целый тон. Такие знаки имеют название
дублей
(то есть двойные) и имеют свои обозначения:
дубль-диез
–
X
,
дубль-бемоль
–
º
. Например:
фа-дубль-диез, до-дубль-диез,
си-дубль-бемоль, ми-дубль-бемоль.
Если нам встретится нота
фа-дубль-диез
, то нам необходимо повысить ноту
фа
на тон, в итоге получится звук
соль
; если встретится нота
си-дубль-бемоль
, то потребуется ноту
си
понизить на тон, получится –
ля
.
Все эти «непривычные» диезы и бемоли (
ми-диез, фа-бемоль, си-диез, до-бемоль
), а также дубли применяются достаточно редко и на первых порах вам не встретятся. Однако с возрастанием сложности нотных примеров эти знаки будут применяться чаще. На вопрос, зачем нужны эти дополнительные обозначения и названия для белых клавиш, мы ответим позже, а сейчас рассмотрим правила применения этих знаков в нотном письме.
Существуют два вида знаков:
случайные и ключевые
.
Случайные знаки
– это те знаки, которые встречаются в данном музыкальном произведении редко, эпизодически; действуют исключительно на протяжении того такта, где они встречаются:
В данной мелодии в третьем такте возле половинной ноты
фа
стоит знак
диез
(то есть повышение на полтона – на 1 лад выше). Этот знак распространяется и на вторую ноту этого такта, то есть четвертная нота
фа
также должна быть повышена на полтона. Но в четвёртом такте, где также встречается нота
фа
, знак
диез
уже не действует, а значит, здесь звучит уже чистая
фа
(на прежнем ладу).
Ключевые знаки
– это те знаки, которые встречаются в данном музыкальном произведении постоянно; записываются они возле ключа:
После скрипичного ключа у нас стоит
бемоль
на высоте ноты
си
(обратите внимание, что ключевой знак стоит перед размером). Этот знак действует на протяжении всех восьми тактов данной мелодии, то есть все ноты
си
во втором, третьем, а также в шестом
[1]
тактах должны быть понижены на полтона (на 1 лад).
Наконец, существует ещё один знак, который отменяет все предыдущие знаки – знак
бекар
(
§
):
Несмотря на то, что знак
бемоль
записан на третьей линейке, он будет действовать на все ноты
си
, встречающиеся в мелодии, даже если они находятся в другой октаве.
Во втором такте этой мелодии перед второй нотой
до
стоит знак
диез
, который повышает этот звук на полтона, однако перед следующей нотой
до
в этом такте стоит знак
бекар
, который возвращает ноте
до
её первоначальную высоту. Аналогичная ситуация в четвёртом такте.
Итак, существуют пять знаков изменения высоты звука:
#
– диез (повышение на полтона)
b
– бемоль (понижение на полтона)
X
– дубль-диез (повышение на тон)
º
– дубль-бемоль (понижение на тон)
§
– бекар (отмена предыдущего знака)
Все вышеперечисленные знаки изменения высоты звука называются знаками
альтерации
(от лат. alter – другой, изменившийся).
Ноты на грифе гитары. Упражнения
Выучите на гитаре звукоряд от ноты до 1-ой октавы, до ноты до 2-ой октавы (гамма
До мажор
). Затем сыграйте и спойте последовательно расположенные восемь звуков звукоряда вверх и вниз от разных нот в восходящем и нисходящем порядке:
Разучите на гитаре звукоряд от ноты ля на 5-ой струне (гамма ля-минор) в две октавы:
Сыграйте данное упражнение на гитаре, используя мелодический вариант исполнения (звуки по очереди), названия нот обязательно петь или хотя бы произносить.
Затем сыграйте, и спойте, следующее упражнение:
В дальнейшем следует освоить два новых понятия: звучание звуков в унисон (одинаково) и в октаву. Если мы зажмём вторую струну на пятом ладу, то получим ноту ми, и она будет звучать в унисон с первой струной. Если мы зажмём вторую струну на пятом ладу, то получим ноту ми, и она будет звучать в унисон с первой струной. Если мы зажмём третью струну на четвёртом ладу, то получим ноту си, и она будет звучать в унисон со второй струной. Четвёртая, пятая и шестая струны будут звучать в унисон с предыдущими струнами, зажатыми на пятом ладу. Струна, зажатая на двенадцатом ладу, звучит в октаву с открытой струной.
Специфика гитары как инструмента струнного такова, что одну и ту же ноту, например
ми второй октавы
(по написанию), можно взять в пяти местах на грифе, причём, если высота звука будет одинаковой, то тембр и окраска значительно отличаются: открытая первая струна, вторая струна, зажатая на пятом ладу; третья струна, зажатая на девятом ладу; четвёртая струна, зажатая на четырнадцатом ладу; пятая струна, зажатая на девятнадцатом ладу. В дальнейшем мы будем рассматривать расположение нот на грифе гитары до двенадцатого лада, так как, в практике игры на классической гитаре этот участок грифа наиболее часто используется. К тому же после двенадцатого лада (место соединения грифа с корпусом гитары) ноты первых позиций повторяются с интервалом в октаву.
Нота
си первой октавы
: открытая вторая струна; третья струна, зажатая на четвёртом ладу; четвёртая струна, зажатая на девятом ладу.
Нота
соль первой октавы
: открытая третья струна; четвёртая струна, зажатая на пятом ладу; пятая струна, зажатая на десятом ладу.
Нота
ре первой октавы
: открытая четвёртая струна; пятая струна, зажатая на пятом ладу; шестая струна, зажатая на десятом ладу.
Нота
ля малой октавы
: открытая пятая струна; шестая струна, зажатая на пятом ладу.
Используя этот несложный принцип, а также нехитрую арифметику можно легко «находить» ноты на грифе гитары. Например, нота
фа второй октавы
:
первый лад на первой струне, шестой лад на второй струне (1+5); десятый лад на третьей струне (6+4).
В целях дальнейшего изучения грифа гитары и работы над сменой позиций можно предложить следующее упражнение. Берём известную несложную мелодию (или фрагмент мелодии) и играем её в разных позициях на различных струнах. Пример: русская народная песня «Во саду ли, в огороде».
Польку В. Калинина – исполняем во V позиции на 2-ой струне, затем в IX позиции на 3-ей струне.
Украинскую народную песню «По дороге жук» — исполняем в V позиции (от 6-ой струны).
«Ехал казак» играем в IV позиции от 4-ой струны, затем в X позиции от 5-ой струны.
Русскую народную песню «Крутится, вертится шар голубой» — исполняем в V позиции от 4-ой струны, затем в X позиции от 5-ой струны.
Всем самого наилучшего и успехов!
Загрузить PDF
Загрузить PDF
В отличие от клавиш фортепиано, расположение нот на грифе гитары не имеет никакой очевидной повторяющейся схемы. Чтобы выучить аккорды, риффы и песни, сначала вам нужно запомнить названия нот на грифе. Если запастись терпением, а также базовым пониманием музыкальной теории и устройства гитары, то любой сможет знать ноты на грифе как свои пять пальцев.
Примечание: в статье идет речь о стандартном строе, самом распространенном варианте настройки струн гитары. В стандартном строе открытым струнам соответствуют следующие ноты (сверху вниз): E (ми), A (ля), D (ре), G (соль), B (си) и E (ми).
-
1
Выучите ноты на открытых струнах. Гитара имеет шесть струн, самая толстая из которых является верхней, а самая тонкая струна — нижней. Гитарные струны обычно перечисляют снизу вверх, поэтому самая тонкая струна будет первой, а самая толстая — шестой. Струнам с первой по шестую соответствуют ноты E B D G A E. Существуют различные способы запомнить ноты на этих струнах. Вот один из простых примеров, когда по созвучности с названиями нот получается словосочетание «Меси соль ремнями»:
- E (ми)
- B (си)
- G (соль)
- D (ре)
- A (ля)
-
E (ми)[1]
-
2
Ноты соответствуют латинским буквам. В западной музыкальной культуре ноты записываются в виде букв от A до G. После G цикл повторяется и снова следует A, но это будет уже более высокая версия ноты «ля». Двигаясь по грифу к корпусу гитары, ноты повторяются в той же последовательности. Итак, E будет выше на грифе, чем F, а затем G и последующая A.
- Предшествующая нота считается более низкой. Поэтому B — ниже, чем следующая за ней C.
- Последующая нота считается более высокой. Так, E будет выше, чем предшествующая ей D.
-
3
Диезы и бемоли между буквенными обозначениями. В промежутке между натуральными нотами находятся диезы (обозначаются символом # ) и бемоли (обозначаются символом ♭). Диезы идут сразу за буквенным обозначением, например A→ A#, а бемоли — сразу перед нотой, как D♭→ E. Диезы и бемоли являются взаимозаменяемыми в зависимости от песни. Например, ноту между C и D можно записать как C# или как D♭. Все множество нот выглядит так:
- A, A#, B, C, C#, D, D#, E, F, F#, G, G#
- Обратите внимание на отсутствие E# или B#. Ноты E и B не имеют диезов, поэтому переход осуществляется просто как E→F. По той же причине не существует C♭ или F♭. Запомнив это простое исключение из правила, вы легко запомните ноты на грифе гитары.
-
4
Спускаясь по ладам грифа вниз, вы повышаете ноту на полтона. Гитарные лады нумеруются, при этом открытая струна обозначается как 0, первый от головки грифа лад будет 1 и так далее. Такой полушаг (полутон) — это простой переход между нотами (A→ A# ), включая диезы и бемоли, тогда как полный тон будет соответствовать двум нотам (A→ B, B→ C#). Каждый лад представляет собой именно такой полутон. Таким образом:
- На верхней шестой струне первой нотой (открытая струна) будет E.
- На первом ладу шестой струны находится F (не забываем, что E# не существует).
- На втором ладу шестой струны находится F#.
- На третьем ладу шестой струны находится G.
- И так далее до конца грифа. Старайтесь называть каждую ноту на струне. Если вы все поняли правильно, то на 12 ладу вы снова придете к ноте E.
-
5
Найдите все ноты натурального ряда на первой струне. Ноты натурального — это ноты без диезов и бемолей (A, B, C, D, E, F, G). Лучше всего начинать запоминание нот с верхней (шестой) струны E (ми). Для этой струны первые несколько основных нот обозначены точками на грифе.[2]
- E (ми) — открытая струна;
- F (фа) находится на первом ладу;
- G (соль) находится на третьем ладу;
- A (ля) находится на пятом ладу;
- B (си) находится на седьмом ладу;
- C (до) находится на восьмом ладу;
- D (ре) находится на десятом ладу;
- E (ми) находится на двенадцатом ладу, после чего схема повторяется.
-
6
Представьте, что у гитары только 12 ладов. Лады — это тонкие металлические вставки в накладке грифа. Прижимая струну к ладу, вы окрашиваете ее в другую ноту, двигаясь по звукоряду. А после 12 лада (обычно на гитаре он обозначается 2 точками) все повторяется. Таким образом, 12 лад каждой из струн соответствует нотам на открытых струнах, а далее схема повторяется. Это значит, что вам нужно выучить ноты на ладах 0–12, после чего вы будете знать ноты на всем грифе.[3]
- На 12 ладу с первой по шестую струну будут находиться ноты E B G D A E.
- Все дело в том, что в западной музыкальной культуре существует лишь 12 нот — A, A#, B, C, C#, D, D#, E, F, F#, G, G#. Спустя 12 нот все начинается сначала.
Реклама
-
1
Запоминайте ноты на грифе по очереди, а не все сразу. Сначала запомните ноты на первой струне, а затем полностью сосредоточьтесь на одной ноте. Для начала найдите все ноты E (ми) от первого до двенадцатого лада, а затем переходите к следующей ноте. Пытаясь запомнить все ноты сразу, вы лишь собьете себя с толку, поэтому разделите задачу на подзадачи. Существует множество вариантов, в каком порядке лучше запоминать ноты, но мы советуем попробовать следующий: E — G — B — F — D — A — C.
- Репетируйте, играя одну и ту же ноту и зажимая ее одним и тем же пальцем. Постепенно наращивайте скорость, пока не научитесь находить каждую ноту без подглядывания.
- Используя верхнюю струну, вы можете найти расположение практически любой ноты. Запомнив все ноты на самой низкой по звучанию шестой струне E, далее вы сможете найти любую ноту на грифе.
-
2
Используйте октавы, чтобы найти эту же ноту на струнах ниже. Октавы — это одни и те же ноты, но с разной высотой звучания. Чтобы понять, что такое октава, представьте себе двух отлично гармонирующих певцов, один из которых поет высоко, а второй низко и глубоко, но при этом одну и ту же ноту. На гитаре с помощью октав можно легко находить ноты на грифе. Просто спуститесь на две струны ниже, а затем на два лада вправо. Там и будет находиться октава. Например, поместите палец на третий лад шестой струны. Это нота G (соль). Спустившись на пятый лад четвертой струны, вы также получите ноту G.
- Это правило имеет одно исключение. Вторая струна (открытая B) на полтона ниже остальных. Поэтому, чтобы найти октавные пары для второй струны, нужно спуститься на две струны и только на один лад вправо.
-
3
Помните, что идентичные ноты находятся на расстоянии одной струны и пяти ладов друг от друга. Спуститесь на одну струну и сместитесь на пять ладов влево, чтобы прийти к той же ноте, с которой вы начали. Например, если начинать на десятом ладу четвертой струны, то идентичную ей ноту вы найдете на пятом ладу третьей струны (это будут ноты C).
- Также можно идти в обратном порядке. Поднимитесь на струну выше и сместитесь на пять ладов вправо, чтобы снова прийти к этой ноте.
- Как и с октавами, исключением является вторая струна. Придя на вторую струну, смещайтесь на 4, а не на 5 ладов влево. Поэтому для четвертого лада третьей струны соответствующая нота будет попадать на открытую вторую струну B, иначе говоря, нулевой лад.[4]
-
4
Повторяющиеся схемы на грифе. Существует множество хитростей и схем поиска нот на грифе. Помимо октав и парных нот для поиска нужной ноты можно также использовать следующие уловки:
- верхняя и нижняя струна звучат как нота E;
- четвертая струна D — это та же струна E, только со смещением на два лада вниз;
- третья струна G — та же струна A, только со смещением на два лада вниз;
- вторая струна B — та же струна A, только со смещением на два лада вверх.[5]
-
5
Во время каждого занятия уделяйте 5–10 минут на поиск всех нот на грифе. Например, в первую неделю можно тратить первые 5 минут занятия на поиск всех нот E на грифе. На протяжении всей недели найдите и сыграйте каждую ноту E, отрепетировав настолько, что вам уже не нужно будет считать или искать их. На следующей неделе переходите к ноте F. Спустя лишь несколько недель вы уже будете знать расположение всех нот на грифе.
- Выберите часть на грифе и двигайтесь по нему вверх и вниз по всем шести струнам, играя только ноты E. Постепенно увеличивайте скорость, пока вы не будете знать назубок все ноты E данной части грифа.
- Не нужно особо напирать на диезы и бемоли — хорошо зная расположение нот натурального звукоряда, вы легко отыщите все остальное.[6]
-
6
Для проверки своих знаний учитесь играть по нотам. Музыка записывается при помощи нот, поэтому умение быстро читать ноты и находить их на грифе — отличный способ быстро выучить все ноты. Если вы смогли дойти до уровня «чтения с листа», когда лишь глянув на нотный стан, вы можете найти нужные ноты на грифе прямо в процессе чтения, значит вы отлично запомнили все ноты.
Реклама
Советы
- Для запоминания нот от вас требуется терпение и регулярная практика. Особо хитрить не получится, но вам ведь нужно выучить и находить на грифе всего 12 разных нот.
Реклама
Об этой статье
Эту страницу просматривали 176 556 раз.
Была ли эта статья полезной?
Ноты на грифе гитары
Что делать, если вы видите незнакомые символы рядом с текстом песни?
Или разные незнакомые слова типа «полутон», «диез» или «аппликатура»?
Как быстро правильно объяснить, какую ноту сейчас нужно играть?
В этом уроке мы постараемся раскрыть ответы на эти вопросы. Он является вводным и содержит обзор самых базовых музыкальных терминов, нот и их расположения на грифе гитары.
Но для начала давайте разберемся с обозначениями этого курса:
Правило — раскрывает знание какого-либо важного термина.
Заметка — интересная деталь относительно изученного.
Практикум — практическое задание.
Этот и еще 3 урока распространяются бесплатно
Чтобы увидеть остальные уроки — откройте полный доступ к курсу. После оплаты курс навсегда останется в вашем личном кабинете.
Основные понятия
Знакомство с самыми базовыми понятиями музыки.
Сейчас мы познакомимся с самыми главными музыкальными терминами. Обойдемся без зубрежки — вы всегда сможете вернуться в начало страницы и освежить их в памяти. В процессе изучения вы все запомните автоматически. Приступаем:
Нота — это звук определенной высоты.
Интервал — это соотношение двух нот по их высоте.
Лад — пространство между двумя соседними поперечными металлическими пластинами на гитарном грифе. Лады делят гриф таким образом, чтобы при последовательном движении от одного лада к следующему высота извлекаемых звуков отличалась на полутон. Также ладами называют сами металлические пластины.
Полутон — это наименьшая единица расстояния между двумя звуками
(в традиционной музыке), а также мера измерения всех музыкальных интервалов.
Тон — это базовый музыкальный интервал, который состоит из двух полутонов.
Аккорд — это сочетание трех и более нот разной высоты, взятых одновременно.
Аппликатура аккорда — это схема этого аккорда на гитарном грифе. Она позволяет визуализировать аккорд и дает возможность сыграть его без дополнительных знаний. Вот пример аппликатуры аккорда до-мажор:
Аппликатура аккорда До-Мажор
Символ ‘X’ на аппликатуре рядом со струной значит, что эту струну извлекать не нужно или при извлечении ее нужно будет приглушить. А ноль рядом со струной намекает, что ее нужно сыграть открытой.
В этом курсе мы будем отталкиваться от стандартного гитарного строя, так как он наиболее распространен среди гитаристов.
Одной из самых крутых «фишек» гитары, является простота построения аккордов. Например, вы можете взять аккорд ля-минор (Am) c баррэ от пятого лада и всего лишь сдвинуть все пальцы на полтона вперед, чтобы получить другой минорный аккорд — ля-диез минор (A#m). Достаточно запомнить одну всего одну аппликатуру минорного аккорда, и вы сможете исполнить практически любой минорный аккорд (правда, это не всегда будет удобным). Просто, не так ли?
Сравните это с фортепиано, где сдвиг аккорда на полтона даст уже совсем другую аппликатуру, которую нужно будет учить заново. Фактически, гитара позволяет держать в голове как можно меньше информации и сразу наслаждаться осознанной игрой.
Вы можете выучить несколько аккордовых аппликатур и без проблем начать играть песни аккордами. Встретив неизвестный аккорд, вы всегда можете сдвинуть известную вам аппликатуру в нужное место грифа.
Чем больше аппликатур вы выучите — тем больше будет у вас возможностей в отношении аккордов и шире гитарный кругозор.
Теперь добавьте к этому понимание того, как строятся аккорды (и базовую теорию вообще), и ваши возможности вырастут безгранично.
Тут мы подобрались к еще одному интересному нюансу: гитаристы мыслят аппликатурно. Когда вам нужно взять какой-то новый аккорд, вы не раскладываете его на составляющие ноты и не ищете каждую из них на грифе гитары, чтобы потом зажать их все вместе. Вместо этого вам достаточно правильно выбрать самую нижнюю по высоте звука ноту аккорда (она зовется тоникой), и от этой ноты построить нужную аппликатуру (которая уже «сидит» в пальцах).
Понятия «высокая нота» и «низкая нота» вызывают у новичков изрядную путаницу. Особенно это заметно в применении к струнам. Представьте первую струну, она же — самая тонкая. Первая струна находится дальше всех струн относительно уровня ваших глаз. Ее антиподом служит шестая струна (она же — самая толстая), которая находится ближе всех струн по отношению к вашим глазам. При всем при этом, шестая струна будет (!) самой низкой струной т.к. ее нота самая низкая на гитаре. И наоборот.
Знакомство с нотами
Какие ноты бывают. Что такое знаки альтерации?
На самом деле, вы их уже знаете. Точнее, вы знаете их названия: «до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», «си». Знакомо?
Чтобы умело ориентироваться в гитарном грифе, вам первым делом нужно будет выучить латинские обозначения этих нот. Благо, их всего семь:
Сейчас вы можете пропустить эту таблицу и выучить ее позже. Я рекомендую сфотографировать ее или сделать скриншот, а потом повторять в удобное вам время (и в удобном месте). Вы можете делать так со всеми нашими материалами.
Как вы знаете, нот всего 7, но на самом деле — о ужас! — их 12. Остальные 5 нот — это полутона (помните начало урока?). Для полутонов нет отдельных латинских букв, их обозначают через дополнительные символы, которые называются диез и бемоль.
Диез — нотный знак, требующий повышения ноты на полутон. Обозначается как #. Например, если ноту D нужно повысить на полтона вверх, то пишут D#.
Бемоль — нотный знак, требующий понижения ноты на полутон. Обозначается как b. Например, если ноту D нужно понизить на полутон, то пишут Db.
Основная разница между ними — в направлении движения.
Полутона есть между всеми нотами, кроме пар ми (E) — фа (F) и си (B) — до (C). Таким образом, мы получаем 7 нот (обозначаются буквами) и 5 полутонов (обозначаются символами диезов или бемолей). Итого — 12 нот.
Для наглядности, это может выглядеть так:
C — C# — D — D# — E — F — F# — G — G# — A — A# — B
или так:
C — Db — D — Eb — E — F — Gb — G — Ab — A — Bb — B.
Запомните эти последовательности, они нам пригодятся. А еще отметьте, что диезы и бемоли в общем называют знаками альтерации.
В общем диезы и бемоли называют знаками альтерации.
Вы обратили внимание на то, что одну и ту же ноту можно выразить как через диез, так и через бемоль? Например, C# по высоте звучания равняется Db. Такие ноты называют энгармонически равными. Выбор знака обуславливается тональностью произведения.
Большинство новичков интуитивно выбирают для себя какой-то один знак альтерации, который используют в дальнейшем. Как правило, это диез. Мы не будет отходить от этой практики и будем использовать в этом уроке только диезы.
Многие гитаристы тут начинают задавать вопросы в стиле «а почему так, а не по другому?»:
Почему нот 7, а не 8?
Почему полутонов 5?
Почему нет полутонов между ми и фа?
На самом деле, это нужно принять на веру. Это аксиомы, это так работает. Ответы на эти вопросы будут связаны как с историей развития теории музыки, так и с более глубоким ее понимание. Для достижения цели нашего курса ответы на эти вопросы не важны.
Этот и еще 3 урока распространяются бесплатно
Чтобы увидеть остальные уроки — откройте полный доступ к курсу. После оплаты курс навсегда останется в вашем личном кабинете.
Знакомство с гитарным грифом
Как найти любую ноту на гитарном грифе.
Как мы уже договорились, в этом уроке мы будем разбирать ноты на грифе в стандартном строе.
В нотном выражении он расшифровывается как E-B-G-D-A-E. Слева тут самая первая, тонкая струна, а справа будет шестая и самая толстая.
Помните, чуть выше я просил вас запомнить последовательность нот? Так вот, с ее помощью вы УЖЕ можете построить схему нот на всем гитарном грифе.
Напоминаю последовательность:
C — C# — D — D# — E — F — F# — G — G# — A — A# — B.
Все, что нам нужно — это нота открытой струны, от которой мы сможем отталкиваться. Например, нота открытой первой струны — ми (E). Теперь смотрим на нашу последовательность и видим, что через полтона от E располагается фа (F). Значит 1-й лад 1-ой струны — это нота F. И так далее: 2-й лад — F#, 3 лад — G …
После В вся последовательность повторяется: нота следующего лада — C, потом C# и так далее.
Ради интереса вы можете взять бумажку, расчертить гитарный гриф лада так до 12-го, и спокойно заполнить ноты всех ладов.
Подытожим: все, что вам нужно для поиска нот на гитарном грифе, это знание последовательности нот с полутонами, и знание нот открытых струн стандартного строя гитары.
Если чертить схему самостоятельно — лениво, то вот вам готовая схема нот на грифе:
Схема расположения нот на гитарном грифе.
Слева находятся открытые струны, снизу — лады. В кружочки обведены ноты, а полутоны — между ними.
Как запомнить ноты
Способы запоминания нот на гитарном грифе.
Теперь поговорим о том, как все эти ноты проще всего запомнить.
Во-первых, учить нам придется не шесть струн, а пять т.к. ноты первой и шестой открытых струн одинаковы. Таким образом задача упростилась на 16%.
Во-вторых, не нужно учить полутона. Достаточно запомнить, где находятся целые ноты, а полутон всегда можно вывести самостоятельно. Например, вы знаете, где находятся ноты до и ре. На ум сразу просится, что нота между ними — до-диез (или ре-бемоль). Задача упростилась еще на 40%.
В-третьих, не нужно учить ноты после 12 лада т.к. далее они повторяются. Нота 13 лада эквивалента ноте 1 лада, и так далее. Это упрощает задачу еще почти вполовину.
Итоговая, упрощенная, схема для разучивания будет выглядеть так:
Упрощенная схема расположения нот на гитарном грифе.
Практикум 1
Я рекомендую следующий способ запоминания:
- Каждый день запоминайте по одной струне до 12 лада. Вам нужно выучить расположение всего лишь 7-ми нот на струне.
- Каждый новый день повторяйте ту струну, которую вы выучили вчера и учите еще одну, пока не выучите их все.
- Далее уделяйте 5 минут времени занятия для того, чтобы повторить ноты. Не спешите — знания закрепятся в голове постепенно, и нет никакого смысла торопить события или нервничать по этому поводу.
Многие распечатывают схему расположения нот на грифе и вешают на стены в различных местах квартиры или дома. Таким образом, схема всегда перед глазами и постепенно запоминается сама собой.
Еще один способ — периодически самостоятельно чертить такую схему. Вы заполняете все, что помните, а остальное — выводите. Несколько таких подходов в удобное время — и вы увидите прогресс.
Еще пара способов:
1. Попросите кого-нибудь назвать вам номер струны и лада, и старайтесь отгадать ноту.
2. Возьмите знакомую вам мелодию и разложите ее на ноты. В процессе распознавания нот ваш мозг будет работать усиленно, и это поможет быстрее их выучить.
Помните: не нужно зубрить и нервничать. Тратьте на изучение грифа всего по 5 минут в день. В остальное время лучше займитесь упражнениями на развитие гитарной техники.
Кстати, знание интервалов, которые мы разберем в следующем уроке, сильно поможет вам лучше ориентироваться в гитарном грифе.
Практикум 2
Давайте закрепим новые знания с помощью небольшого теста.
Тест
Насколько хорошо вы знаете ноты на грифе гитары?
Протестируйте свои знания.
Все вопросы подразумевают стандартный строй гитары.
Какие ноты включает в себя стандартный строй гитары?
Какая нота располагается на 5 ладу струны D?
Какая из этих нот не располагается на 7 ладу?
B
Неверно, это 7 лад струн обеих струн E.
F#
Неверно, это 7 лад струны B.
E
Неверно, это 7 лад струны A.
A#
Верно. Такой ноты на 7 ладу нет.
Из каких нот состоит этот аккорд? (подсказка: открытые струны мы тоже учитываем)
А это что за ноты отмечены кружочками?
Условие: у нас 6-струнная гитара с 24 ладами. Сколькими способами на ней можно взять ноту E? Высота ноты не важна.
8
Не-а. Их 14 — по 2 на струны B, G, D, A и по 3 на обе струны E (лад 24 — тоже E).
10
Не-а. Их 14 — по 2 на струны B, G, D, A и по 3 на обе струны E (лад 24 — тоже E).
12
Не-а. Их 14 — по 2 на струны B, G, D, A и по 3 на обе струны E (лад 24 — тоже E).
14
Ответ верный. Молодцом!
Кажется, это FAIL. Не волнуйтесь и прогоните материал еще разок, а потом пройдите этот тест заново:)
Вы и сами знаете, что можно было ответить лучше
В таких случаях говорят: ‘на троечку’. Но не унывайте, просто надо повторить все еще разок!
Для начала — сойдет, но материал надо повторить
Похоже, вы неплохо знаете материал! Но я бы на всякий случай повторил
Великолепная работа на материалом урока! Продолжайте в том же духе, и все получится
Ура! На этом мы заканчиваем наш первый урок. Второй урок будет посвящен музыкальным интервалам.
Откройте полный доступ к курсу
Чтобы увидеть остальные уроки — откройте полный доступ к курсу. После оплаты курс навсегда останется в вашем личном кабинете!
Онлайн-курс расскажет, как применять теорию музыки на практике с любого уровня игры. Двадцать лонгридов с заданиями и тестами расскажут про все самые важные темы, в том числе:
- ноты на грифе гитары
- аккорды: базовые и более продвинутые
- тональности
- гаммы и лады (в том числе и пентатоника).
Как научиться играть на гитаре? Этап №4. Элементарные понятия музыкальной теории. Сочинение собственной музыки.
Мы начинаем серию материалов, посвященных тому, как научиться играть на гитаре. Чем она будет отличаться от десятков похожих материалов в интернете? Тем, что мы уберем всю избыточную информацию и постараемся в 4 этапа продемонстрировать вам путь музыканта от дворовой игры на гитаре простым боем до осмысленного понимания строения инструмента и сочинения собственных музыкальных партий с начальными знаниями в музыкальной теории. Но обо все по порядку: запаситесь терпением и будьте готовы усердно трудиться. Поверьте, это того стоит!
Другие материалы из серии:
Этап №1. Общее понятие о гитаре. Постановка рук. Настройка гитары >>>
Этап №2. Развитие координации, улучшение эффективности работы правой и левой руки >>>
Этап №3. Техники и приемы игры на гитаре >>>
Этап №4. Элементарные понятия музыкальной теории. Сочинение собственной музыки.
Наконец, мы подошли к тому, что является целью любого увлеченного музыканта – сочинение собственной музыки. В этой статье мы постараемся вам кратко и простым человеческим языком объяснить основные принципы сочинения музыки и дать пару советов из собственного опыта.
Мы постараемся не грузить вас терминологией из учебников по сольфеджио и не будем заставлять учить нотную грамоту – этим вы всегда сможете заняться и самостоятельно. Мы же подготовили для вас основные тезисы, которые, надеемся сэкономят вам немало времени в вопросах понимания гитарного искусства. Итак, начнем!
Ноты на грифе гитары
Первое, что вам нужно понять и по возможности выучить – это расположение нот на грифе. Для 6-струнной гитары в стандартном строе оно приведено на картинке ниже.
Запутанно, не правда ли? Это только с первого взгляда – посвятите первую неделю тому, чтобы безошибочно ориентироваться в нотах открытых струн, нотах на 5 и 10 ладу. Обратите внимание, что на 12 ладу ноты идентичны открытым струнам – только они на октаву выше. Соответственно каждые 12 ладов на струне – это октава и ориентироваться нам нужно только в промежутке с 0 по 11 лады – далее все расположение нот повторяется!
Когда вы более-менее неплохо начнете ориентироваться в нотах на грифе, посмотрите на некоторые закономерности:
- Чтобы найти октаву просто «перепрыгните» через струну и сместитесь на два лада вправо или влево (обратите внимание на особенность этого правила на тонких струнах)
- Звучанию открытых струн соответствуют определенные зажатые лады – 1-я открытая струна это 5-й лад 2-й струны, 2-я открытая – 4-й лад 3-й струны и так далее
- Некоторые ноты можно обозначить через диез и бемоль одновременно. Диез (#) – это повышение на полутон, бемоль (b) – понижение на полутон. Соответственно на втором ладу 6-й струны ноту можно обозначить и как F# (фа-диез), и как Gb (соль-бемоль). Обратите внимание, что между нотами ми-фа и си-до нету промежуточных нот, т.е. обозначение E# или Fb, как и B# или Cb некорректно.
Аккорды и созвучия. Интервалы
Интервал – это расстояние между звуками определенной высоты. Для начала понимания музыки вам следует освоить и запомнить следующие основные интервалы:
- 0 ладов – чистая прима или унисон;
- 3 лада (полтора тона) – малая терция (иногда называют минорной терцией);
- 4 лада (два тона) – большая терция (иногда называют мажорной терцией);
- 7 ладов – чистая квинта;
- 12 ладов – чистая октава.
Теперь о сочетаниях нот и интервалов и о том, зачем нам нужно хорошо знать хотя бы эти интервалы.
Созвучие – это сочетание 2-х и более нот разной высоты. Аккорд – сочетание 3-х и более звуков разной высоты, взятых одновременно. Теперь о наиболее распространенных аккордах и о том, из каких нот они состоят:
- Минорный аккорд (обозначается, как «m») – состоит из основной ноты, малой терции и чистой квинты (основная нота + 3 лада + еще 4 лада). Например, Am (аккорд Ля-минор): состоит из ноты Ля, ноты До и ноты Ми (5-й, 8-й и 12-й лад шестой струны).
- Мажорный аккорд (обозначается без приставок) – состоит из основной ноты, большой терции и чистой квинты (основная нота + 4 лада + еще 3 лада). Например, A (аккорд Ля-мажор): состоит из ноты Ля, ноты До-диез и ноты Ми (5-й, 9-й и 12-й лад шестой струны).
- Power-chord (пауэр-аккорд, иногда его называют квинтаккордом, обозначается с цифрой «5» у основной ноты) – созвучие, состоящее из основной ноты, чистой квинты и чистой октавы (основная нота + 7 ладов + еще 5 ладов). Например, A5 (пауэр-аккорд Ля): состоит из ноты Ля, ноты Ми и ноты Ля на октаву выше (5-й, 12-й и 17-й лад) шестой струны.
- Доминантсептаккорд (или малый мажорный септаккорд, обозначается с помощью приставки «7» к основной ноте) – мажорный аккорд, в который добавляется нота на тон ниже основной. Например, A7: состоит из тех же нот, что и мажорный аккорд Ля (Ля, До-диез и Ми) + добавляется нота Соль.
- Малый минорный септаккорд (обозначается «m7») – минорный аккорд, в который добавляется нота на тон ниже основной. Например, Am7: состоит из тех же нот, что и мажорный аккорд Ля (Ля, До и Ми) + добавляется нота Соль.
Итак, этих основных аккордов вам хватит, чтобы начать разучивать любимые песни и начать сочинять свои. Но очень часто, при придумывании следующего аккорда наугад, вы будете ошибаться и выбирать последовательность аккордов, которая звучит некрасиво, немелодично или даже пугающе. Почему так происходит?
Тональности
Человеческий слух очень чутко реагирует на сочетания разных по высоте звуков. Сыграйте аккорд Am на пятом ладу с помощью баре (схема — 5 7 7 5 5 5 от толстых струн к тонким). Теперь сыграйте последовательность из аккорда Am и аккорда Bm (7 9 9 7 7 7 ). Звучит странно, не правда ли?
А попробуйте сыграть не Bm, а Cm (8 10 10 8 8 8). Уже лучше, но все еще странно. Наконец, последний эксперимент: сыграйте Am и C (8 10 10 9 8 8). Так-то лучше!
Если говорить кратко и очень обобщенно, то человеческое ухо (скорее даже мозг) лучше воспринимает мелодичные партии без диссонансов и странных сочетаний нот. В свою очередь мелодичные партии чаще всего создаются в рамках тональности без лишних нот – это правило работает практически со всеми музыкальными хитами.
Тональность — это закрепление положения музыкального лада за определёнными по высоте звучания музыкальными тонами, привязка к конкретному участку музыкального звукоряда. Звучит мудрено, не так ли? Если сказать простыми словами, то каждая песни подчинена определенным правилам сочетания звуков, она имеет определенную тональность исходя из того, какие ноты используются в гармонической и мелодической части.
Как же это поможет нам? Очень просто: задав определенную гармонию (последовательность аккордов), вы обрисовываете тональность композиции – и далее вы можете развивать партии, уже зная, какие ноты подойдут для данной композиции, какие подойдут только при определенных условиях, а какие точно не подойдут!
Разберем простой пример: сыграйте аккорды Am-F-C-G. Пора создать свою первую мелодию! В данном случае эта гармония обрисовывает тональность Am (Ля-минор). Почему – расскажем ниже, обратите внимание, что тональность не всегда совпадает с первым аккордом.
Теперь обратите внимание на рисунок ниже – здесь на грифе обозначены входящие в тональность Ля-минор ноты. Если убрать из нее «слабые» 2-ю и 6-ю ступени (Си и Фа), то мы получим пентатонику Ля-минор. Эти ступени называют слабыми, потому что они «тяготеют» к соседним ступеням во время исполнения. Просто попробуйте использовать их под аккомпанемент указанных выше аккордов – и вы поймете, что мы имеем в виду.
Далее все звучит просто: вы знаете аккомпанемент, вы знаете ноты, которые под него подойдут – просто экспериментируйте! Начните с того, что просто последовательно играйте пентатонику восходящим и нисходящим движением:
Круто, не правда ли? Это ваша первая мелодия под аккомпанемент! : )
Посмотрите снова на рисунок выше с тональностью Ля-минор. У каждой минорной тональности есть параллельная мажорная – в данном случае это тональность До-мажор. Параллельная мажорная тональность на полтора тона выше минорной. При этом она будет состоять из тех же нот, но будет иметь другую эмоциональную окраску и в ней будут немного другие «слабые» ступени.
Как же научиться определять тональность? Только практика, то есть улучшение слуха, улучшение понимания структуры тональности – поверьте, через несколько месяцев вы будете видеть некоторые последовательности аккордов и без труда сразу определять тональность и сразу делать наброски мелодической партии. Научитесь понимать и сразу представлять на грифе структуру тональности от определенной ноты.
Теперь осмыслим все, что мы рассказали в данном уроке и дадим пару советов:
- На грифе гитары по полутонам расположены ноты, из определенных сочетаний этих нот состоят тональности: мы кратко рассмотрели минорные и мажорные тональности – но это далеко не все их типы. Более сложные по строению тональности изучите самостоятельно позже.
- Основу музыки составляет гармония, аккомпанемент. Он чаще всего состоит из созвучий и аккордов. Для начала выучите различные аппликатуры минорных, мажорных аккордов, пауэр-аккордов и простейших септаккордов. После этого попробуйте понять строение и более сложных аккордов: даже если вы не планируете играть джаз изучите книгу И. Бойко «Мой метод».
- Гармония в целом обрисовывает тональность произведения в целом или отдельного его куска (да-да, в рамках одного трека тональности могут меняться) – уже исходя из аккомпанемента мы определяем тональность и в ней пишем мелодию.
- Навык определения тональности приходит с опытом. Подбирайте на слух несложные любимые треки, пытайтесь понять их тональность и придумывайте мелодию. Это лучшая практика для развития музыкального мышления. Для начала изучите структуру простейших минорных и мажорных тональностей в разных позициях – подавляющее большинство музыки написано именно в них.
- Экспериментируйте: попробуйте добавлять в мелодию «слабые» ноты или даже ноты не из тональности. Это может привнести изюминку в написанные вами партии.