Как найти непрореагировавшее вещество

ЭКЗАМЕНЫ НЕ ЗА ГОРАМИ
Подготовка к ЕГЭ по химии

Выполнение заданий высокого уровня сложности

Задачи с расчетами по уравнениям
реакций,
происходящих в растворах

При обучении школьников способам решения задач
очень большое значение придаю применению
алгоритмов. Я считаю, что вначале нужно уверенно
овладеть небольшим числом стандартных приемов,
получить представление о возможных типах задач.
Это позволит ученику выйти на творческий уровень
в своем дальнейшем химическом образовании и
самообразовании.

Одно из заданий высокого уровня сложности (оно
входит в третью часть экзаменационной
работы – задание С4) проверяет умение
производить расчеты по уравнениям реакций,
происходящих в растворах.

В учебной литературе недостаточно подробно
объясняются особенности решения таких задач.
Поэтому мы с учениками вначале разбираем все
моменты, на которые нужно обратить внимание,
записываем алгоритмы в общем виде, рассматриваем
решение задач каждого типа, затем отрабатываем
умения на самостоятельном решении целого ряда
подобных задач.

Прежде всего ученик должен усвоить понятие о
массовой доле растворенного вещества, или, иначе,
процентной концентрации раствора. Эта величина
показывает отношение массы растворенного
вещества к массе раствора:

р.в-во
= mр.в-во / mр-р.

Производные формулы:

mр.в-во = mр-рр.в-во,

mр-р = mр.в-во / р.в-во.

Если в условии задачи указан объем раствора с
определенной плотностью, то прежде всего находят
массу раствора:

mр-р = Vр-рр-р,

затем – массу растворенного вещества:

mр.в-во = mр-рр.в-во.

Количество вещества находят по массе
растворенного вещества:

= mр.в-во
/ М.

Рассмотрим некоторые типы задач с расчетами по
уравнениям реакций, происходящих в растворах.

Нахождение массовых долей веществ в
растворе после реакции.

При решении таких задач прежде всего нужно
найти количества вещества реагентов. Если задача
на избыток и недостаток, то количества вещества
продуктов реакции находят по веществу, которое
дано в недостатке.

Один из важных моментов – это нахождение
массы раствора после реакции
(массы
полученного раствора, mр-р получ). Если
какое-либо вещество взаимодействует с веществом,
находящимся в растворе, то складывают массу
вещества и массу раствора; в случае, когда оба
реагирующих вещества даны в виде растворов,
складывают массы двух растворов. Если в
результате реакции образуется осадок или газ, то
из полученной суммы вычитают массу вещества,
ушедшего из раствора в виде осадка или газа:

mр-р получ = mв-во + mр-р –
mосадок (газ),

mр-р получ = mр-р1 + m
р-р2
 – mосадок (газ).

При решении задач на избыток и недостаток нужно
помнить о том, что в растворе после реакции будет
находиться в растворенном виде не только продукт
реакции, но и вещество, которое было дано в
избытке.

Чтобы найти количество вещества, которое не
прореагировало – избытка, нужно от исходного
количества вещества отнять количество
прореагировавшего вещества:

изб
= исх – прор.

Затем найти его массу и массовую долю в
растворе, полученном после реакции.

Задача 1. 4,8 г магния растворили в 200 мл
12%-го раствора серной кислоты (
= 1,05 г/мл). Найти массовую долю
соли в полученном растворе.

Дано:

m(Mg) = 4,8 г,

Vр-р(H2SO4) = 200 мл,

р-р(H2SO4)
= 1,05 г/мл,

р.в-во(H2SO4)
= 12 %.

Найти: р.в-во(MgSO4 ).

Р е ш е н и е

(Мg) = m / M
= 4,8 (г) / 24 (г/моль) = 0,2 моль.

mр-р(H2SO4) = Vр-р = 200 (мл)•1,05 (г/мл) = 210
г.

mр.в-во(H2SO4) = mр-рр.в-во = 210•0,12 =
25,2 г.

р.в-во(H2SO4)
= m/M = 25,2 (г) / 98 (г/моль) = 0,26 моль.

В недостатке – Mg. Следовательно:

(MgSO4) = 0,2
моль,

(H2) = 0,2
моль.

mр.в-во(MgSO4) = M• = 120 (г/моль)•0,2 (моль) = 24 г.

m(H2) = M = 2 (г/моль)•0,2 (моль) = 0,4 г.

mр-р получ = mр-р(H2SO4)
+ m(Mg) – m(H2) = 210 (г) + 4,8 (г) – 0,4 (г) =
214,4 г.

р.в-во(MgSO4)
= mр.в-во(MgSO4) / mр-р получ =
24 (г) / 214,4 (г) = 0,112, или 11,2 %.

О т в е т. р.в-во(MgSO4) = 11,2 %.

Задача 2. Смешали 250 г раствора сульфата
железа(III) с концентрацией 8 % и 50 г раствора
гидроксида натрия с концентрацией 30 %. Найти
концентрацию веществ в получившемся растворе.

Дано:

mр-р(Fe2(SO4)3)
= 250 г,

р.в-во(Fe2(SO4)3)
= 8 %,

mр-р(NaOH) = 50 г,

р.в-во(NaOH)
= 30 %.

Найти: р.в-во получ.

Р е ш е н и е

mр.в-во(Fe2(SO4)3) = mр-рр.в-во = 250
(г)•0,08 = 20 г.

(Fe2(SO4)3)
= m/M = 20 (г) / 400 (г/моль) = 0,05 моль.

mр.в-во(NaOH) = mр-рр.в-во = 50 (г)•0,3 = 15 г.

(NaOH) = m/M =
15 (г) / 40 (г/моль) = 0,375 моль.

В недостатке – Fe2(SO4)3.
Следовательно:

(Na2SO4)
= 0,05 (моль)•3 = 0,15 моль.

(Fe(OH)3) = 0,05
(моль)•2 = 0,1 моль.

прор(NaOH) =
0,05 (моль)•6 = 0,3 моль.

изб(NaOH) = исх – прор = 0,375
(моль) – 0,3 (моль) = 0,075 моль.

m(NaOH) = M =
40 (г/моль)•0,075 (моль) = 3 г.

m(Na2SO4) = M = 142 (г/моль)•0,15 (моль) = 21,3 г.

m(Fe(OH)3) = M = 107 (г/моль)•0,1 (моль) = 10,7 г.

m р-р получ = mр-р(Fe2(SO4)3
+ mр-р(NaOH) – m(Fe(OH)3) = 250 (г) + 50
(г) –10,7 (г) = 289,3 г.

р.в-ва(Na2SO4)
= m / mр-р = 21,3 (г) / 289,3 (г) = 0,074, или 7,4 %.

р.в-ва(NaOH)
= m / mр-р = 3 (г) / 289,3 (г) = 0,01, или 1 %.

О т в е т. р.в-во(Na2SO4) = 7,4 %, р.в-во(NaOH) = 1 %.

Задача 3. Карбонат кальция массой 10 г
растворили при нагревании в 150 мл
хлороводородной кислоты (
= 1,04 г/мл) с массовой долей 9 %.
Какова массовая доля хлороводорода в
получившемся растворе?

О т в е т. р.в-во(HCl) = 4,2 %.

Задача 4. 5,6 г железа растворили в 100 мл 10%-го
раствора соляной кислоты (
= 1,05 г/мл). Вычислить массовую долю
хлороводорода в полученном растворе.

О т в е т. р.в-во(HCl) = 2,9 %.

Задача 5. 5,6 г железа растворили в 200 мл
раствора соляной кислоты (
= 1,05 г/мл) с массовой долей 10 %. Найти
массовую долю соли в полученном растворе.

О т в е т. р.в-во(FeCl2) = 5,9 %.

Задача 6. Смешали 110,4 г раствора карбоната
калия с концентрацией 25 % и 111 г раствора
хлорида кальция с концентрацией 20 %. Найти
концентрацию вещества в полученном растворе.

О т в е т. р.в-во(KCl) = 14,8 %.

Задача 7. Смешали 320 г раствора сульфата
меди(II) с концентрацией 5 % и 120 г раствора
гидроксида натрия с концентрацией 10 %. Найти
концентрации веществ в полученном растворе.

О т в е т. р.в-во(Na2SO4) = 3,3 %, р.в-во(NaOH) = 0,9 %.

• Более сложными являются задачи на
нахождение массы (или объема) вещества, которое
нужно добавить к раствору другого вещества для
того, чтобы его концентрация изменилась в
результате произошедшей реакции.

В этом случае алгоритм решения следующий:

1) нужно обозначить за x количество
добавленного вещества – реагента;

2) выразить через х количества
прореагировавшего с реагентом вещества и
полученного в результате реакции газа или
осадка;

3) найти количество растворенного вещества в
исходном растворе и его количество, оставшееся
после реакции (оставш
= 1 – прор);

4) выразить через х массу оставшегося в
растворе вещества;

5) найти массу раствора, полученного после
реакции:

mр-р получ = mреаг + mр-р1 –
mосадок (газ);

mр-р получ = mр-р1 + mр-р2 –
m осадок (газ).

6) все данные подставить в формулу:


р.в-во2
= mоставш / mр-р получ.

7) найти количество вещества реагента, его массу
или объем.

Задача 8. Найти массу карбоната
кальция, которую следует добавить к 600 г раствора
азотной кислоты с массовой долей 31,5 %, чтобы
массовая доля кислоты уменьшилась до 10,5 %.

Дано:

mр-р1(HNO3)
= 600 г,

р.в-во1(HNO3)
= 31,5 %,

р.в-во2 (HNO3)
= 10,5 %.

Найти: m(CaCO3).

Р е ш е н и е

(СаСО3) = х
моль; (HNO3)прор
= 2х моль;

(СО2) = х
моль, m(CO2) = 44x г;

m(CaCO3) = M = 100 (г/моль)•х (моль) = 100х г;

mр.в-во1(HNO3) = mр-р1р.в-во1 = 600
(г)•0,315 = 189 г;

1(HNO3)
= m р.в-во /М = 189 (г) / 63 (г/моль) = 3 моль,

оставш(HNO3)
= 1 – прор = 3 – 2х
моль,

mоставш(HNO3) = М = 63 (г/моль)•(3 – 2х) =
(189 – 126х) г;

mр-р получ = m(CaCO3) + mр-р1(HNO3) –
m(CO2) = 100x + 600 – 44x = 600 + 56x,

р.в-во2(HNO3)
= mоставш(HNO3) / mр-р получ.

0,105 = (189 – 126х) / (600 + 56х),

х = 0,955 моль, (СаСО3)
= 0,955 моль,

m(CaCO3) = M = 100 (г/моль)•0,955 (моль) = 95,5 г.

О т в е т. m(CaCO3) = 95,5 г.

Задача 9. Найти массу кристаллогидрата CaCl2•6H2O,
которую необходимо добавить к 47 мл 25%-го раствора
карбоната натрия (
= 1,08 г/мл), чтобы получить раствор, в
котором массовая доля карбоната натрия
составила бы 10 %.

Дано:

Vр-р1(Na2CO3)
= 47 мл,

р-р1(Na2CO3)
= 1,08 г/мл,

р.в-во1(Na2CO3)
= 25 %,

р.в-во2(Na2CO3)
= 10 %.

Найти: m(CaCl2•6H2O).

Р е ш е н и е

(СaCl2•6H2O)
= x моль, (CaCl2)
= x моль,

прор(Na2CO3)
= х моль, (СаСО3)
= х моль;

m(CaCl2•6H2O) = M = 219 (г/моль)•х (моль) = 219х г;

m(CaCO3) = M = 100x г;

mр-р1(Na2CO3) = Vр-р1р-р1 = 47 (мл)• 1,08
(г/мл) = 50,76 г,

mр.в-во1(Na2CO3) = mр-р1 р.в-во1 = 50,76
(г)•0,25 = 12,69 г,

1(Na2CO3)
= mр.в-во1 / M = 12,69 (г) / 106 (г/моль) = 0,12
моль,

оставш(Na2CO3)
= 1 – прор = 0,12 – х,

mоставш(Na2CO3) = M = 106(0,12 – x) =
12,69 – 106x;

mр-р получ = m(CaCl2•6H2O) + mр-р1(Na2CO3) –
m(CaCO3),

219x + 50,76 – 100x = 50,76 + 119x,

р.в-во2 = mоставш(Na2CO3)
/ mр-р получ,

0,1 = 12,69 – 106х / 50,76 + 119х,

х = 0,0646 моль.

m(CaCl2•6H2O) = М = 219 (г/моль)•0,0646 (моль) = 14,14 г.

О т в е т. m(CaCl2•6H2O) = 14,4 г.

Задача 10. Какой объем 30%-го раствора
аммиака (
= 0,892
г/мл) необходимо добавить к 200 мл 40%-го раствора
соляной кислоты (
= 1,198 г/мл), чтобы массовая доля
кислоты уменьшилась вчетверо?

О т в е т. Vр-р(NH3) = 108,2 мл.

Задача 11. Какой объем углекислого газа
нужно добавить к 100 мл 20%-го раствора гидроксида
натрия (
= 4,1
г/мл), чтобы массовая доля гидроксида натрия
уменьшилась вдвое?

О т в е т. V(CO2) = 10,9 л.

Задача 12. Найти объем раствора соляной
кислоты (
= 1,05
г/мл) с массовой долей 10 %, который нужно
добавить к 350 г раствора гидроксида калия с
массовой долей 10,5 %, чтобы концентрация щелочи
составила 3 %.

О т в е т. Vр-р(HCl) = 135,6 мл.

• Внимание: растворенное вещество –
реагент!

При решении задач на растворы нужно помнить о
том, что при обычных условиях с водой реагируют
следующие вещества:

1) щелочные и щелочно-земельные металлы,
например:

2Na + 2H2O = 2NaOH + H2;

2) оксиды щелочных и щелочно-земельных металлов,
например:

СаО + Н2О = Са(ОН)2;

3) оксиды неметаллов, например:

SO3 + H2O = H2SO4;

4) многие бинарные соединения – гидриды,
карбиды, нитриды и другие, например:

KН + Н2О = KОН + Н2.

Растворение вещества-реагента в воде.

Растворенным веществом в данном случае будет
продукт взаимодействия вещества-реагента с
водой. Масса раствора будет складываться из
массы реагента и массы воды:

mр-р = mреаг + mH2O.

Если в результате реакции выделился газ, то

mр-р = mреаг + mH2O –
mгаз.

Задача 13. В каком объеме воды нужно
растворить 11,2 л оксида серы(IV), чтобы получить
раствор сернистой кислоты с массовой долей 1 %?

Дано:

V(SO2) = 11,2 л,

р.в-во(H2SO3)
= 1 %.

Найти: V(H2O).

Р е ш е н и е

(SO2) = V / VM
= 11,2 (л) / 22,4 (л/моль) = 0,5 моль, следовательно, (H2SO3) = 0,5
моль.

mр.в-во(H2SO3) = M = 82 (г/моль)•0,5 (моль) =
41 г,

mр-р(H2SO3) = mр.в-во(H2SO3)
/ р.в-во(H2SO3)
= 41 (г) / 0,01 = 4100 г;

m(H2O) = mр-р(H2SO3) –
m(SO2),

m(SO2) = M = 64 (г/моль)•0,5 (моль) = 32 г,

m(H2O) = 4100 (г) – 32 (г) = 4068 г,

V(H2O) = m/ = 4068 (г) / 1 (г/мл) = 4068 мл, или 4 л 68 мл.

О т в е т. V(H2O) = 4068 мл.

Задачи, в которых неизвестна масса
вещества-реагента, необходимого для образования
раствора с определенной концентрацией.

Алгоритм решения следующий:

1) принять количество растворенного реагента за
х моль;

2) согласно уравнению реакции выразить через х
количества продуктов реакции;

3) найти через х массы реагента и продуктов
реакции;

4) найти массу раствора;

5) подставить все данные в формулу для расчета
массовой доли вещества в растворе:

р.в-во(продукт)
= mр.в-во(продукт) / mр-р.

Задача 14. Найти массу гидрида лития,
которую нужно растворить в 100 мл воды, чтобы
получить раствор с массовой долей гидроксида
лития 5 %.

Дано:

V(H2O) = 100 мл,

р.в-во(LiOH)
= 5 %.

Найти: m(LiH).

Р е ш е н и е

Пусть (LiH) = x
моль,

тогда (LiOH) = x
моль, 2) = х
моль.

m(LiH) = M
= 8 (г/моль)•х (моль) = 8х (г),

m(LiOH) = M
= 24 (г/моль)•х (моль) = 24х г,

m(H2) = M = 2 (г/моль)•х = 2х г.

mр-р = m(LiH) + m(H2O) – m(H2),

m(H2O) = V = 100 (мл)•1 (г/мл) = 100 г.

mр-р = 8х + 100 – 2х = 6х + 100.

р.в-во(LiOH)
= mр.в-во(LiOH) / mр-р,

0,05 = 24х / (6х + 100); 0,3х + 5 = 24х,

х = 0,21, (LiH) =
0,21 моль.

m(LiH) = M
= 8 (г/моль)•0,21 (моль) = 1,7 г.

О т в е т. m(LiH) = 1,7 г.

Растворение вещества-реагента в растворе.

В этом случае растворяемое вещество реагирует
с водой, которая присутствует в растворе. Масса
растворенного вещества во втором растворе
складывается из массы вещества в первом растворе
и массы вещества – продукта реакции:

mр.в-во1 = mр-р1р.в-во1,

mр.в-во2 = mр.в-во1 mр.в-во(прод.),

mр-р2 = mр-р1 + mреаг,

или mр-р2 = mр-р1 + mреаг 
mгаз.

р.в-во2
= mр.в-во2 / mр-р2.

Задача 15. К 200 г 10%-го раствора
ортофосфорной кислоты добавили 28,4 г фосфорного
ангидрида. Найти массовую долю кислоты в
получившемся растворе.

Дано:

mр-р1(H3PO4)
= 200 г,

р.в-во13РО4)
= 10 %,

m(P2O5) = 28,4 г.

Найти: р.в-во23РО4).

Р е ш е н и е

(P2O5) =
m / M = 28,4 (г) / 142 (г/моль) = 0,2 моль,

прод3РО4)
= 0,2 (моль)•2 = 0,4 моль.

mпрод3РО4) = М = 98 (г/моль)•0,4 (моль) =
39,2 г,

mр.в-во13РО4) = mр-р1р.в-во1 = 200 (г)
•0,1 = 20 г,

mр.в-во23РО4) = mр.в-во23РО4)
+ mпрод3РО4) = 20 (г) + 39,2 (г) = 59,2
г;

mр-р23РО4) = mр-р13РО4)
+ mреаг2О5) = 200 (г) + 28,4 (г) = 228,4
г.

р.в-во23РО4)
= mр.в-во23РО4) / mр-р23РО4)
= 59,2 (г) / 228,4 (г) = 0,2592, или 25,92 %.

О т в е т: 3РО4) = 25,92 %.

Задача 16. Найти массу фосфорного
ангидрида, которую необходимо добавить к 70 г 10%-го
раствора ортофосфорной кислоты, чтобы получить
40%-й раствор.

Дано:

mр-р13РО4)
= 70 г,

р.в-во13РО4)
= 10 %,

р.в-во23РО4)
= 40 %.

Найти: m(P2O5).

Р е ш е н и е

Пусть 2О5)
= х моль,

тогда 3РО4)
= 2х моль.

mпрод3РО4) = М = 98 (г/моль)•2х
(моль) = 196х г.

mреаг2О5) = М = 142 (г/моль)•х
(моль) = 142х г,

mр.в-во13РО4) = mр-р1р.в-во1 = 70 (г)•
0,1 = 7 г,

mр.в-во23РО4) = mр.в-во13РО4)
+ mпрод3РО4) = 7 + 196х, 000000

mр-р23РО4) = mр-р13РО4)
+ mреаг2О5) = 70 + 142х,

р.в-во23РО4)
= mр.в-во23РО4) / mр-р23РО4),

0,4 = (7 + 196х) / (70 + 142х),

х = 0,15, 2О5)
= 0,15 моль.

m(P2O5) = M = 142 (г/моль)•0,15 (моль) = 21,3 г.

О т в е т. m(P2O5) = 21,3 г.

Задача 17. В 240 мл воды опустили 69 г натрия.
Найти массовую долю продукта в растворе.

О т в е т. прод = 39,2 %.

Задача 18. Найти массовую долю кислоты в
растворе, полученном при растворении 33,6 л
сернистого газа в 320 г 5%-го раствора сернистой
кислоты.

О т в е т. р.в-во223) = 33,4 %.

Задача 19. Какую массу оксида серы(VI) нужно
растворить в 150 мл воды, чтобы получить 60%-й
раствор серной кислоты?

О т в е т. m(SO3) = 144 г.

Задача 20. Найти массу оксида серы(VI),
которую необходимо растворить в 99 г 40%-й серной
кислоты, чтобы получить 80%-й раствор.

О т в е т. m(SO3) = 93 г.

Задача 21. Какую массу оксида фосфора(V)
нужно растворить в 120 г воды, чтобы получить 40%-й
раствор ортофосфорной кислоты?

О т в е т. m(P2O5) = 49 г.

Задача 22. К 180 г 50%-го раствора
ортофосфорной кислоты добавили 42,6 г оксида
фосфора(V). Найти массовую долю кислоты в
полученном растворе.

О т в е т. р.в-во23РО4) = 66,8 %.

Задача 23. В 20 г воды растворили 3,5 г оксида
натрия. Вычислите массовую долю растворенного
вещества.

О т в е т. (NaOH) = 19,2 %.

Задача 24. К 120 г 8%-го раствора гидроксида
натрия добавили 18,6 г оксида натрия. Вычислите
массовую долю гидроксида натрия в
образовавшемся растворе.

О т в е т. р.в-во(NaOH) = 24,2 %.

Задача 25. Найти массу оксида серы(VI),
которую нужно добавить к 2 л 8%-го раствора серной
кислоты (
= 1,06
г/мл), чтобы массовая доля серной кислоты стала
равной 20 %.

О т в е т. m(SO3) = 248,2 г.

Задача 26. Какую массу фосфора необходимо
сжечь в кислороде, чтобы, растворив полученный
оксид в 1000 г раствора ортофосфорной кислоты с
массовой долей 50 %, получить раствор этой
кислоты с массовой долей 75 %?

О т в е т. m(P) = 173,2 г.

Задача 27. Какую массу натрия необходимо
растворить в 120 мл воды для получения раствора
щелочи с массовой долей 18 %?

О т в е т. m(Na) = 13,8 г.

Г.С.ОСНОВСКАЯ,
учитель химии средней школы № 7
(г. Великие Луки, Псковская обл.)

5

3.4. Материальные
расчеты

Материальные
расчеты выполняются в форме материального
баланса. Материальный баланс составляется
на единицу выпускаемой продукции, на
один производственный поток или мощность
производства в целом. Кроме того,
составляется материальный баланс для
каждой отдельной стадии производства.

Материальный
баланс для новых производств составляется
по данным проектов; для действующих
производств – по данным регламента.

Цель материального
расчета – определение затрат сырья для
получения заданного количества продукта,
определение расходных коэффициентов
по всем видам сырья, определение составов,
объемов реакционных масс и отходов на
каждой стадии процесса. Для стадий с
емкостными аппаратами в материальном
расчете определяется объем, соответствующий
1 тонне готового продукта, Vт(i)
3
реакционной массы/тонна готового
продукта].

3.4.1. Исходные
данные для материального расчета

1. Блок-схема или
аппаратурно-технологическая схема
процесса.

2. Химическая схема
для каждой стадии для основной и всех
побочных реакций; стехиометрические
уравнения для всех стадий; степени
превращения исходных веществ; выходы
по всем реакциям.

3. Данные о соотношении
реагирующих веществ и составе реакционных
масс, поступающих с предыдущих стадий.

4. Для стадий,
связанных с физико-механическими и
физико-химическими превращениями,
данные о составе фракций, на которые
делится поток, входящий на стадию.

При проведении
материального расчета необходимо
учитывать все примеси, побочные продукты,
катализаторы, вспомогательные вещества,
потери продукта. Для потерь, не связанных
с технологической переработкой, может
быть принята величина до 5%.

Материальный
расчет можно проводить двумя способами.

Расчет на 1
тонну готового продукта (на какую-либо
другую укрупненную единицу продукции)

При этом получают
расходные коэффициенты по сырью и
удельные объемы реакционных масс на 1
тонну готового продукта. Такой расчет
рекомендуется при оценке метода по
технико-экономическим показателям. Он
также бывает полезен для дальнейших
переходов к материальным расчетам на
операции с иным количеством готового
продукта. Вместе с тем, в данном случае
отсутствуют данные о реальных загрузках
сырья в аппарат.

Расчет на 1 операцию

Такой расчет
проводится на одну операцию для
периодического процесса. В случае
непрерывного процесса проводится расчет
часовой производительности. При
материальном расчете периодического
процесса предварительно определяют
объем реакционного аппарата на основной
стадии производства, Va(1).
Затем определяют реальные загрузки
сырья в аппараты.

3.4.2. Последовательность
выполнения материального расчета для
периодического процесса

1. Определяют
аппарат для основной стадии. Основная
стадия – это первая стадия, связанная
с химическими превращениями. В случае
косметических и фармацевтических
производств основной стадией является
стадия получения готового продукта.
Определяют объем аппарата
Va(1).

2.
Определяют объем реакционной массы в
аппарате:

(1)

где 
— коэффициент заполнения.

Величина 
зависит от режима работы аппарата:

 = 0.8 — 0.9 для
хранилищ;

 = 0.7 – 0.8 для
аппаратов при отсутствии вспенивания
и кипения

 = 0.3 – 0.5 для
аппаратов при наличии вспенивания и
кипения

3. Рассчитывают
загрузку основного компонента GA
в основной аппарат.

Предположим, что
процесс представляет собой превращение
исходного продукта А в конечный
продукт К согласно стехиометрическому
соотношению:

а(1)А →…… кК

На первой стадии
протекают следующие реакции:

основная

а(1)А + в(1)В
= с(1)С + d(1)D
выход 1

побочная

а(2)А + в(2)В
= е(2)Е + d(2)D
выход 2

xA
– суммарная степень превращения вещества
А;

yA
– содержание 100%-ного вещества А в
техническом продукте;

yB
– содержание 100%-ного вещества В в
техническом продукте.

Определяем
теоретическое количество вещества А
(100%-ное вещество А), необходимое для
получения 1 тонны продукта К.

Определяем
количество технического продукта

Предположим,
что согласно регламентным данным объем
реакционной массы Vp
соответствует величина RAтехн.
Тогда для первой стадии можно определить
удельный объем реакционной массы на 1
тонну готового продукта:

Определяем
количество примесей в веществе А.

Определяем
количество вещества А, расходуемое
в химической реакции

Определяем
количество непрореагировавшего вещества
А.

4. Проводят расчет
количеств остальных компонентов.

Исходя из регламентных
данных и определенных выше величин GA
и GAтехн,
определяют величины GВ
и GВтехн, после
чего рассчитывают количество примесей,
вносимых с веществом В.

Расчет по основной
реакции

Количество
вещества В, расходуемое в реакции

Количество
образовавшегося вещества C.

Количество
образовавшегося вещества D

Расчет по побочной
реакции

Количество
компонента В, расходуемое в реакции

Количество
образовавшегося вещества Е

Количество
образовавшегося вещества D

Общее количество
образовавшегося вещества D

Количество
непрореагировавшего вещества В

Возможно протекание
других побочных неучитываемых реакций,
в результате которых образуются примеси
неустановленного строения. Предполагается,
что молекулярная масса этих примесей
равна молекулярной массе исходного
соединения. Тогда масса примесей может
быть вычислена следующим образом:

Данные материального
расчета сводятся в таблицу.

Согласно закону
сохранения суммарная масса исходных
продуктов должна равняться суммарной
массе конечных продуктов.

Загрузка растворителей
и катализаторов учитывается вначале в
графе Загружено,
а затем в графе Получено.

Наименование
сырья и

полупродуктов

Концен-трация,

%

Масса,
кг

Плотность,
кг/л

Объем,
л

100%

Техн.

Загружено

1.
Вещество А техн.

В
т.ч.

а.
Вещество А

б.
Примеси

2.
Вещество В техн.

В
т.ч.

а.
Вещество В

б.
Примеси

yA

100

yB

100

GA

GAприм

GB

GBприм

GAтехн

GBтехн

Итого

исх

Получено

1.
Реакционная масса, в т.ч.

а.
Вещество А

б.
Вещество В

в.
Вещество С

г.
Вещество D

д.
Вещество Е

е.
Примеси

в
веществе А

ж.
Примеси

в
веществе В

з.
Примеси

GAост

GВост

GСреак

GD

GEреак

GAприм

GВприм

Gприм

Vp(1)

Итого

кон

Vp(1)

Соседние файлы в папке equipment

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Решение расчётных задач по химии подчиняется логике и проводится по определенным алгоритмам. Прежде всего, нужно внимательно прочитать и проанализировать условие задачи, написать необходимые уравнения химических реакций. Важно осознать ключевой (главный) вопрос в задаче и понять, количество какого вещества следует найти и по количеству какого вещества будет производиться расчёт. На основе анализа условия определить причинно-следственные связи и составить план последовательности решения задачи. Почему мы главным вопросом задачи считаем нахождение количества вещества? По количеству вещества всегда можно найти его массу, объём и массу раствора (массу и объём газа) и ответить на возможные дополнительные вопросы, содержащиеся в задаче.

В рассматриваемых примерах мы не будем пояснять выполнение формальных расчётов, предполагая, что вы проводите их без затруднений.

Пример 1. Электролиз 470 г 5%-ного раствора нитрата меди(II) прекратили после того, как масса раствора уменьшилась на 8 г. Из полученного раствора отобрали порцию массой 92,4 г. Вычислите массу 11,2 %-ного раствора едкого кали, необходимого для полного осаждения меди из отобранной порции раствора.

А) Проводим анализ условия

(составляем уравнения химических реакций, о которых упоминается в условии задачи).

1-й фрагмент.

«Электролиз 470 г 5%-ного раствора нитрата меди(II) прекратили… ».

При проведении этого этапа стараемся не обращать внимания на численные значения, а выделяем только химическую часть условия – она выделена в тексте фрагмента полужирным шрифтом.

2-й фрагмент.

«…Из полученного раствора отобрали порцию массой 92,4 г. Вычислите массу 11,2 %-ного раствора едкого кали, необходимого для полного осаждения меди из отобранной порции раствора».

Необходимо понять: в смеси после реакции находятся продукты реакции (Cu, O2, HNO3) и исходные вещества, которые не прореагировали, были «в избытке» (Cu(NO3)2, H2O), и следует рассматривать возможность взаимодействия каждого из этих веществ с добавляемым реагентом.

Б) Устанавливаем логические связи (формулируем главный вопрос задачи, т.е. находим вещество, количество которого необходимо рассчитать, и логическую цепочку, связывающую количество этого вещества с веществами, количество которых мы знаем или можем вычислить).

Главный вопрос – найти количество KOH (прореагировавшего с HNO3 и Cu(NO3)2, находящимися в отобранной части раствора).

Выводы (логическая цепочка):

При проведении расчётов будем использовать уменьшение массы раствора на 8 г (единственная количественная величина, относящаяся к протеканию реакции), которое происходит за счёт осаждения меди и выделения кислорода.

1) Количество KOH связано с количеством Cu(NO3)2 и HNO3 в порции раствора (уравнения (2) и (3)).

2) Количество HNO3 связано с количеством Cu и O2, которые образовались в процессе электролиза (уравнение (1)).

3) Количество Cu(NO3)2 в растворе после электролиза (избыток Cu(NO3)2) связано с количеством выделившихся Cu и O2.

В) План решения задачи.

1) Найти количество Cu(NO3)2 до электролиза.

2) Найти количество образовавшейся HNO3 по количеству выделившихся Cu и O2 (уравнение 1).

3) По уменьшению массы (т.е. по количеству выделившихся Cu и O2) найти количество прореагировавшего Cu(NO3)2 по уравнению (1).

4) Найти количество непрореагировавшего Cu(NO3)2.

5) Найти количество Cu(NO3)2 и HNO3в отобранной порции раствора.

6) По количеству Cu(NO3)2 и HNO3 в порции найти количество прореагировавшего KOH.

7) Вычислить массу раствора KOH.

Г) Решение.

1) Находим количество вещества Cu(NO3)2 до электролиза.

2) По уравнению (1) находим количество прореагировавшего Cu(NO3)2:

Пусть прореагировало x моль Cu(NO3)2, тогда

г)

3) По уравнению (1) находим количество прореагировавшего HNO3:

г)

4) Находим количество вещества Cu(NO3)2 и HNO3 в отобранной порции раствора.

а)

б) находим количество вещества Cu(NO3)2 с помощью пропорции – концентрация вещества одинакова как во всём растворе, так и в любой его части

а)

в) находим количество вещества HNO3 в отобранной порции:

а)

5) Находим количество KOH и массу добавленного раствора KOH.

а) По уравнению (2).

б) По уравнению (3).

в)

Пример 2. Насыщенный раствор нитрата алюминия получили, растворив кристаллогидрат Al(NO3)3·12H2O (растворимость 241 г в 100 г воды при 25 ºС) в 250 г воды. Полученный раствор разделили на две части. В первую добавили раствор Na2CO3 (избыток), во вторую 400 г раствора аммиака (избыток). Во второй колбе осадок в 4 раза тяжелее, чем в первой. Найдите концентрацию соли во второй колбе.

В ответе приведите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин).

А) Проводим анализ условия

Разбиваем условие на смысловые фрагменты, выделяем ключевые слова и понятия и составляем уравнения реакций (химическая часть задачи).

1-й фрагмент:

«Насыщенный раствор нитрата алюминия получили, растворив кристаллогидрат Al(NO3)3·12H2O (растворимость 241 г в 100 г воды при 25 ºС) в 250 г воды. Полученный раствор разделили на две части».

2-й фрагмент:

« В первую добавили раствор Na2CO3 (избыток), …»

3-й фрагмент:

«во вторую 200 г раствора аммиака (избыток)»

4-й фрагмент:

«Во второй колбе осадок в 4 раза тяжелее, чем в первой. Найдите концентрацию соли во второй колбе».

Химических превращений нет.

Б) Устанавливаем логические связи (формулируем главный вопрос задачи, т.е. находим вещество, количество которого необходимо рассчитать, и логическую цепочку, связывающую количество этого вещества с веществами, количество которых мы знаем или можем вычислить).

Главный вопрос – найти количество NH4NO3.

Выводы (логическая цепочка):

Единственная цифра, которую можно использовать при проведении расчётов, это «4» – отношение масс Al(OH)3, образовавшихся во 2-й и 1-й колбах.

В) План решения задачи.

1) Найти количество Al(NO3)3(общее).

2) Найти количество Al(NO3)3 в 1-й части (уравнение (1) по Al(OH)3.

3) Найти количество Al(NO3)3 во 2-й части (уравнение 2) по Al(OH)3.

4) Найти количество NH4NO3 (по уравнению (3)) по количеству AlCl3 (2-я часть)).

5) Найти ω(NH4NO3) по уравнению (3).

Г) Решение

1) Находим количество Al(NO3)3 в исходном растворе.

а) находим количество Al(NO3)3·12H2O, которое растворилось в 250 г воды:

Используя данные по растворимости (растворимость 241 г в 100 г воды при 25 ºС), составляем пропорцию,

б)

2) Находим количество Al(NO3)3, прореагировавшего по уравнениям (2) и (3):

Пусть по уравнению (1) прореагировало x моль Al(NO3)3, по уравнению (2) – y моль Al(NO3)3, тогда

а) x + y = 1,4

б) по уравнению (2):

в) по уравнению (3):

г)

3) По уравнению (3) находим количество NH4NO3:

а)

4) По уравнению (3) находим количество образовавшегося Al(OH)3:

5) Находим массу 2-й части раствора Al(NO3)3.

Концентрация вещества в растворе и в любой его части одинакова, следовательно

6) Находим массовую долю NH4NO3 в растворе:

а)

б)

Похожие статьи

  • Как эффективно подготовиться к ЕГЭ по химии?
  • Обзорная лекция по функциональной грамотности
  • Бесплатные тренировочные варианты ЕГЭ по химии
  • Обмен методическими знаниями

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ТОВАРЫ

Решение через составление уравнение (v1 -v2) + (v2 +2v2) = v1 + 2v2

Разве это уравнение? Это тождество.

После реакции в сосуде находятся:

1) $nu_1-nu_2$ молей непрореагировашего вещества

2) некоторые количества двух веществ, образовавшихся из $nu_2$ молей вещества $XY_2$. В соответствии с уравнением реакции из одного моля прореагировавшего вещества $XY_2$ образуется один моль вещества $X$ и два моля вещества $Y$; из $nu_2$ молей — пропорциональные количества.

Сумма числа молей по пп.1,2 определяется из уравнения состояния идеального газа при указанных в задаче условиях в сосуде после реакции. Отсюда можно составить уравнение. Оно будет включать в себя одну из частей приведенного Вами тождества (безралично, левую или правую) и выражение, использующее объем, давление и температуру газовой смеси после реакции.

Чтобы поделиться, нажимайте

Задачи на тему Избыток/недостаток реагирующих веществ.

Предлагаем вашему вниманию задачи по теме Избыток/недостаток реагирующих веществ с подробными видео-объяснениями (даны сразу после условий задания) и ответами (приведены в конце страницы).


Составитель — репетитор по химии в Skype или Zoom — Александр Владимирович Коньков (подробнее здесь)


  1. В сосуд поместили 6 моль водорода и 4 моль кислорода. Рассчитайте число молекул образовавшейся воды. В ответе укажите число без степени 1024.

  1. К воде массой 36 г добавили оксид калия массой 18,8 г. Укажите массу (г) непрореагировавшего вещества.

  1. Какой объём (л) углекислого газа образуется при горении 3 л ацетилена в 9 л кислорода? Все объёмы измерены при н.у.

  1. Сульфид цинка массой 5,82 г сожгли в закрытом сосуде в присутствии 3,36 дм3 (н.у.) кислорода. Рассчитайте суммарную массу (г) газообразных веществ в реакционном сосуде после окончания реакции.

  1. Рассчитайте объём (дм3) ацетилена (н.у.), который образуется, если технический карбид кальция массой 10 г, содержащий 2% примесей, обработали водой массой 25 г.

  1. При нагревании метанола массой 1,184 г и муравьиной кислоты массой 0,69 г получен сложный эфир массой 0,75 г. Найдите практический выход (%) эфира в реакции этерификации.

  1. Какой объём (мл) 28%-ной соляной кислоты (плотность 1,14 г/мл) можно получить из 28 л водорода и 30 л хлора (н.у.)?

  1. В воде массой 2 г растворили оксид серы (VI) массой 4 г. Определите массовую долю (%) вещества в растворе.

  1. При сгорании фосфора массой 12,4 г в кислороде объёмом (н.у.) 8,96 дм3 образовалась смесь оксидов фосфора. Рассчитайте массовую долю (%) оксида фосфора (V) в полученной смеси продуктов.

  1. Смесь, состоящую из оксида кальция массой 5,6 г и кокса массой 4 г, нагрели до высокой температуры. Массовая доля углерода в составе кокса равна 90%. В результате реакции получили карбид кальция и оксид углерода (II). Затем карбид кальция обработали избытком воды. Рассчитайте объём (дм3, н.у.) выделившегося ацетилена, если его выход равен 92%.


Ответы:

  1. 4
  2. 32
  3. 6
  4. 6
  5. 3
  6. 83
  7. 286
  8. 82
  9. 56
  10. 2

В случае, если вы нашли ошибку или опечатку, просьба сообщать об этом автору проекта в контакте https://vk.com/id30891697 или на электронную почту yoursystemeducation@gmail.com


Посмотреть видео-объяснения каждого задания ЦТ, РТ и ДРТ всех лет, а также получить условия всех пробных, тренеровочных и реальных вариантов ЕГЭ, вы можете получив полный доступ к сайту кликнув здесь «Получить все материалы сайта»

А также:

  • Посмотреть видео-объяснения решений всех типов задач по химии
  • Просмотреть все тесты по органической химии с видео-объяснениями
  • Просмотреть все тесты по неорганической химии с видео-объяснениями
  • Посмотреть пробные варианты ЦТ  вы можете здесь,
  • Посмотреть пробные и реальные варианты ЕГЭ
  • Посмотреть все видео-уроки по различным разделам школьного курса
  • Больше заданий РТ с видео-объяснениями
  • Больше заданий ЦТ с видео-объяснениями
  • Больше заданий ЕГЭ с ответами и видео-объяснениями
  • Все видео-объяснения вы можете найти на YouTube канале
Материалы сайта (тесты, задания, задачи, видео) разработаны автором самостоятельно и не являются копией каких-либо других заданий, в том числе заданий, разработанных РИКЗом (Республиканским институтом контроля знаний). При составлении заданий использованы идеи, которые были использованы составителями ЦТ и РТ, что не является нарушением авторского права. Все материалы сайта используются исключительно в образовательных целях.
В доказание вышесказанного, привожу выдержки из Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах»:
Статья 7. Произведения, не являющиеся объектами авторского права
Пункт 2. Авторское право не распространяется на собственно идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты, даже если они выражены, отображены, объяснены или воплощены в произведении.
Статья 32. Свободное использование объектов авторского права и смежных прав
Пункт 2. Допускается воспроизведение отрывков из правомерно обнародованных произведений (цитирование) в оригинале и переводе в исследовательских, образовательных, полемических, критических или информационных целях в том объеме, который оправдан целью цитирования.
Статья 36. Свободное использование произведений в образовательных и исследовательских целях
Пункт 2. Статьи и иные малообъемные произведения, правомерно опубликованные в сборниках, а также газетах, журналах и других печатных средствах массовой информации, отрывки из правомерно опубликованных литературных и иных произведений могут быть воспроизведены посредством репродуцирования и иного воспроизведения в образовательных и исследовательских целях.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как найти телефон продавца на авито если
  • Как найти управляющую компанию моего дома
  • Как найти адрес где находится телефон
  • Как найти сервер sccm
  • Ошибка на мониторе out of range как исправить

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии