О чем речь? Неисправности электрооборудования автомобиля – частая проблема, особенно для подержанных авто, эксплуатирующихся в крупных городах. Перепады температуры, реагенты и повышенная влажность не добавляют срока службы сложным устройствам.
На что обратить внимание? Чтобы точно определить неисправность, необходимо провести ряд диагностических манипуляций. После этого будет понятен дальнейший план: ремонтировать или менять.
В этой статье:
- Признаки неисправности электрооборудования автомобиля
- Основные неисправности электрооборудования автомобиля
- Диагностика неисправностей электрики
- Ремонт и замена электрооборудования автомобиля
Признаки неисправности электрооборудования автомобиля
О поломках в электрическом оборудовании свидетельствуют:
- неравномерная работа двигателя и/или плавающие обороты;
- увеличенный расход топлива, который чаще всего становится следствием сбоя в работе электронного блока управления и/или датчиков, передающих системе неверные сигналы;
- проблемы с запуском двигателя (наиболее вероятные причины – неисправность электрических элементов в стартере и/или контактной группе замка зажигания);
- горящий индикатор Check Engine и высвечивающиеся на дисплее бортового компьютера коды ошибок (причина, как правило, в неисправной электропроводке);
- сбои в работе электроприборов (неработающая подсветка, остановившийся вентилятор и т. д. – все это признаки проблем в электросистеме автомобиля).
Основные неисправности электрооборудования автомобиля
Аккумуляторная батарея
Автомобильный аккумулятор состоит из шести отделений, которые генерируют электрический ток напряжением 2 В каждое. В ходе эксплуатации пластины в этих емкостях могут разрушиться, снижая емкость батареи, а иногда и не позволяя ей полностью зарядиться. Как правило, неисправности АКБ проявляются следующим образом:
- быстрое истощение в силу избыточной или недостаточной зарядки (причина нередко заключается в неисправном регуляторе напряжения);
- саморазряд батареи из-за уменьшения количества активного вещества в батарее;
- возможное размыкание электрической цепи между аккумулятором и другими элементами бортового оборудования из-за окисления контактов;
- повреждение картера АКБ, приводящее к утечке электролитной жидкости.
Работоспособность аккумуляторной батареи проверяется мультиметром, ареометр позволяет определить плотность находящегося в контейнерах электролита, а с помощью нагрузочной вилки диагностируется работоспособность АКБ при подключенном устройстве, которое потребляет электроэнергию.
Генератор
Аккумулятор и генерирующее устройство взаимозависимы, а значит, неполадки в работе одного из этих элементов системы могут оказать негативное влияние на другой. К примеру, когда генератор перестает подавать ток, остается единственный источник электрической энергии – аккумуляторная батарея, и когда она разряжается, двигатель окончательно «замирает».
О неисправности генератора свидетельствует непривычный шум, возникающий, если изношены подшипники и контактные кольца и/или деформированы крепления, которые удерживают устройство. Существует несколько наиболее часто встречающихся видов неполадок:
- слишком сильно натянутый, потерявший упругость или оборванный приводной ремень;
- изношенные в ходе длительной эксплуатации и/или работы в сложных условиях щетки и ламели;
- разрушившиеся по причине низкого качества металла или недостаточной смазки подшипники;
- неисправность обмоток (обрыв цепи, замыкание витков или «пробой на массу»);
- вышедшие из строя по причине низкого качества или слишком высокого напряжения в сети выпрямительные диоды.
Причины неисправности генерирующего устройства можно выявить в ходе диагностики с помощью мотор-тестера и осциллограммы выходного напряжения.
Электростартер
Если стартер работает неправильно, то автомобиль может попросту заглохнуть на ходу. Поэтому важно проверить работоспособность этого устройства, определив силу тока в цепи и частоту вращения вала на холостых оборотах.
Существует несколько видов неисправностей в стартере:
- нагар, образующийся на контактах тягового реле и перемычках;
- деформированный или окисленный коллектор якоря, а также появившийся на нем налет;
- контакт обмотки с массой на рамках якоря или между витками – на коллекторе;
- сильно изношенные или поврежденные щетки;
- поломки или наслоения на креплениях, приводящие к заклиниванию щеток.
Система зажигания
До 12 % неполадок в электрическом оборудовании, которые могут привести к увеличению расхода топлива на 5-6 % и снижению мощности ДВС, а также к его полному отказу во время движения, происходят в системе зажигания.
Наиболее часто встречающаяся неисправность – отсутствие искры на свечах. Однако неполадки могут возникать и по другим причинам:
- поврежденная изоляция высоковольтных проводов;
- перегоревшие или покрытые нагаром свечные наконечники;
- налет на конусах свечей;
- поврежденный изолятор;
- обрывы в 12-вольтной цепи, которая питает прерыватель и первичную обмотку катушки зажигания.
Чтобы проверить состояние системы зажигания, необходимо провести ее диагностику с помощью осциллографа и мотор-тестера. Все неисправные детали подлежат замене. Также необходимо очистить или восстановить поврежденные контакты, чтобы устранить все неполадки.
ЭСУД
Электронная система управления двигателем (ЭСУД) – это сложный механизм, который контролирует работу мотора. Однако, как и любое оборудование, ЭСУД подвержена поломкам. В дизельных моторах чаще всего может встречаться обрыв проводов и утраченная связь с тем или иным датчиком, а в двигателях внутреннего сгорания, работающих на бензине, в перечне наиболее часто встречающихся неполадок, специалисты указывают:
- обрыв проводки и нарушенная связь между датчиками и электронным блоком управления – порядка 35 %;
- нарушения работы топливного насоса (заклинившие якорь и щетки, пробой между витками обмотки или оборванная проволока) – около 22 %;
- поломки электромагнитных форсунок (пробои, обрыв проводов) – примерно 9 %.
Однако система самодиагностики способна обнаружить и локализовать эти неисправности, выдавая коды ошибок. Это позволяет быстро определить проблему и выполнить ремонт. Поэтому, чтобы сохранить надежность и безопасность автомобиля, необходимо проводить регулярную диагностику системы управления и своевременно устранять возникшие неполадки. Ряд подобных проблем приводит к срабатыванию индикатора «Check engine» на приборной панели.
Считывать выдаваемые электронной системой управления двигателем коды неисправности можно, используя подключенный к ней напрямую или через автосканер ноутбук или мобильное устройство.
Короткое замыкание
Летом 2021 года неподалеку от Оренбурга из-за неполадок в работе электрического оборудования загорелся припаркованный неподалеку от жилого дома автомобиль. Пламя быстро перекинулось на здание. В результате произошло возгорание на площади около 150 м2. При пожаре пострадал и был доставлен в ожоговый центр один из местных жителей. Это далеко не единичный случай – неисправная бортовая сеть нередко становится причиной чрезвычайных происшествий.
По статистике возгорание в подкапотном пространстве транспортных средств с двигателем внутреннего сгорания чаще всего происходит вследствие короткого замыкания в электрической сети автомобиля или из-за неисправностей в топливной системе. О возможном пожаре свидетельствуют дым, поваливший из-под капота и запах горелой резины или проводов, который проникает в салон. При появлении этих признаков не следует поддаваться панике. Специалисты советуют:
- прекратить движение и припарковаться, съехав с проезжей части вдали от других машин, людей и зданий;
- выключить зажигание и попросить пассажиров покинуть салон и отойти от автомобиля на безопасное расстояние;
- поставить автомобиль на стояночный тормоз, собрать документы и взять их с собой, покидая салон;
- при обнаружении признаков возгорания во время движения нельзя пытаться решить проблему, увеличивая скорость, – пламя разгорится еще сильнее;
- при появлении дыма необходимо осторожно поднять крышку капота с помощью монтировки и погасить пламя, направив струю пены из огнетушителя на очаг возгорания;
- если пламя грозит перекинуться на топливный бак, необходимо немедленно отойти от автомобиля на безопасную дистанцию;
- следует незамедлительно известить о происшествии экстренные службы.
Товары из категории
Перейти в каталог
Диагностика неисправностей электрики
Если причиной неисправности электрооборудования автомобиля стал сбой в работе того или иного исполнительного механизма (или электроприбора), то он необязательно подлежит немедленной замене. Возможно, отказ является следствием повреждения электрической проводки, и установка новых элементов не поможет устранить неполадки.
Специалисты рекомендуют при выявлении проблем с работой какого-либо элемента электрического оборудования первым делом «прозвонить» участок проводки, отвечающий за подключение этого механизма или прибора к бортовой сети, посредством мультиметра или сигнальной лампочки на 12 вольт с соединительными проводами.
Проверка напряжения
При обнаружении неполадок в работе того или иного электронного элемента первым делом необходимо измерить напряжение тока в участке цепи, соединяющей это устройство с другими. Порядок действий:
- Переключить мультиметр в режим вольтметра.
- Подсоединить щуп мультиметра к минусовой клемме аккумуляторной батареи или к массе автомобиля, выбрав для этого участок, на котором можно добиться устойчивого контакта.
- Оставшийся щуп прижать к подающему питание кабелю, заранее снятому с клеммы неисправного устройства.
Если прибор отреагирует – провод цел и по нему проходит электрический ток. Эту процедуру необходимо повторять до тех пор, пока не будет обнаружен участок проводки с отсутствующим напряжением или не станет понятно, что причина неисправности скрывается не в нарушении целостности проводки.
Внимание! Отдельные электрические цепи могут находиться под напряжением, только если в замок зажигания вставлен и повернут в соответствующее положение ключ.
Поиск короткого замыкания
Эту процедуру проводят при обесточенной электроцепи автомобиля. Порядок действий:
- Извлекаем плавкий предохранитель, отвечающий за конкретную цепь.
- Переводим мультиметр в режим омметра.
- Соединяем щуп прибора с клеммами предохранителя (все приборы в этой цепи должны быть отключены от питания).
- Шевелим провод. Если стрелка прибора приходит в движение – место короткого замыкания обнаружено.
Часто такая проблема возникает при повреждении изоляции на проводах.
Проверка качества заземления
Большая часть транспортных средств оборудована электропроводкой с однопроводной схемой. Электрические приборы получают минусовый заряд от металлического корпуса, а значит, от качества заземления критически зависит их работа. При длительной эксплуатации автомобиля корпусные детали могут:
- разбалтываться;
- покрываться оксидной пленкой;
- ржаветь.
Потеря или ухудшение контакта между приборами и корпусом автомобиля приводит к сбоям в их работе или полному отказу одного или нескольких элементов электрооборудования. Для проверки исправности и качества заземления необходимо:
- Отсоединить аккумуляторную батарею и соединить мультиметр с массой автомобиля одним из щупов.
- Вторым щупом необходимо подсоединить прибор к месту заземления или соединению, которое нужно проверить.
- Появившиеся на мониторе мультиметра показания следует сравнить с заводскими. Близость значений свидетельствует об исправности заземления.
Проверка целостности цепи
Для диагностики необходимо:
- Обесточить цепь, скинув с аккумуляторной батареи одну из клемм или сняв плавкий предохранитель.
- Проверить исправность электроцепи, соединив щупом мультиметра ее контакты.
- Второй щуп нужно подключить к массе автомобиля. Любые появившиеся на экране мультиметра значения свидетельствуют об отсутствии разрывов. Если же прибор никак не реагирует – налицо нарушение целостности электрической цепи.
Ремонт и замена электрооборудования автомобиля
Провести диагностику и устранить неисправности электрооборудования автомобиля можно как своими силами, так и обратившись к специалистам. Выявив неисправные участки цепи, нужно избавиться от замыкания или обрыва проводов – спаять либо заменить на новые. Следует помнить, что соединение на скрутки с обжимом может быть лишь временным решением проблемы.
При замене поврежденных участков проводки необходимо подбирать новые комплектующие с аналогичным сопротивлением и из того же металла. При ремонте следует избегать установки слишком длинных проводов. Перекручиваясь, они быстрее выходят из строя под действием температурных колебаний, влажности и загрязнений, и становятся причиной короткого замыкания цепи. Важно убедиться в том, что разъемы новых проводов очищены от оксидной пленки.
Влажность и температурные колебания могут приводить к разрушению защитного слоя на поверхности клемм и разъемов, которые соединяют с цепью реле, конденсаторы, предохранители и другие компоненты, расположенные в моторном отсеке. При ремонте необходимо восстановить и очистить от окислов, нагара и грязи все контакты и дорожки, а также обеспечить защиту этих элементов с помощью специального лака.
Замену проводки и отдельных элементов электрического оборудования транспортного средства необходимо осуществлять только при неработающем двигателе и отключенном питании – следует заранее заглушить мотор и скинуть с аккумуляторной батареи клеммы, чтобы исключить короткое замыкание.
На ремонт и замену может понадобиться от нескольких минут, если речь идет, например, о замене проводов, отвечающих за соединение генератора с аккумуляторной батареей, до нескольких часов, когда проводка нарушена под обшивкой салона, возникли проблемы с заземлением или перестал работать бортовой компьютер автомобиля. Ремонтируя электрическое оборудование, следует быть внимательным, ведь неправильно подключенные провода, к примеру, с нарушенной полярностью, могут привести к короткому замыканию, выходу из строя дорогостоящих приборов или механизмов и даже возгоранию. Если нет соответствующих знаний и навыков, лучше доверить работу профессионалам.
Первая подача напряжения в электросхему
При первой подаче напряжения в электросхему может сгореть предохранитель в цепи питания схемы или сработать автомат из-за короткого замыкания на корпус. В этом случае необходимо найти место короткого замыкания при отключении схемы от сети. Это можно сделать повторным измерением сопротивления изоляции схемы относительно корпуса в разных точках схемы, с рассоединением частей схемы, если это необходимо.
После подачи напряжения в электрическую схему проверяется работа всех ее аппаратов при всех режимах работы, предусмотренных схемой.
Поиск и устранение неисправности электрооборудования любой сложности
Наиболее сложным при ремонте электрооборудования является процесс поиска неисправностей, так как современные электрические схемы представляют собой сложную систему. Задача осложняется еще тем, что большинство неисправностей носят скрытый характер и не могут быть обнаружены внешним осмотром. Процесс поиска неисправности представляет собой последовательность тестовых экспериментов и принятия диагностического промежуточного или конечного решения.
Одним из путей уменьшения времени поиска неисправностей и требований к квалификации обслуживающего персонала является применение автоматического поиска неисправностей, основанного на алгоритмизации процедур поиска. Для поиска неисправностей в системе электрооборудования, как показывает опыт эксплуатации, возможно применение следующих методов:
- Внешний осмотр. Наибольший эффект дает внешний осмотр включенного электрооборудования при отсутствии аварийных признаков отказа и соблюдения правил безопасности труда. Признаками неисправности в этом случае (кроме тех, которые можно обнаружить при включенном электрооборудовании) являются: появление искрений, дыма, нагрев отдельных деталей, появление треска и т.п. Однако внешний осмотр не позволяет обнаружить скрытые неисправности.
- Метод замены. Если после замены исчезают неисправности, то был заменен действительно поврежденный элемент.
- Метод вносимой неисправности. В этом случае в проверяемый блок вносятся искусственные повреждения, вызывающие определенные логические взаимодействия элементов. Контроль за параметрами схемы и анализ их изменений позволяют определить или локализовать неисправность.
- Метод половинного разбиения. Этот метод успешно может быть применен в том случае, если показатели надежности отдельных узлов и блоков схем электрооборудования одинаковы. Для поиска неисправности можно проверить один узел, например, по напряжению, а затем по току. Деление может быть выполнено и внутри блока или узла, что позволяет оперативно локализовать, а затем и обнаружить неисправность.
- Метод контрольного сигнала. Использование подобного метода обусловлено широким распространением логических элементов и микросхем в системах регулирования и управления. Для обнаружения неисправности с помощью контрольного сигнала целесообразно представить контрольную цепь диаграммой прохождения сигнала через исправную систему. Контрольному сигналу заданной формы будет соответствовать определенная реакция, анализируя которую, можно выявить работоспособность проверяемого узла или электрической цепи.
- Метод промежуточных измерений. Метод предусматривает осциллографирование характерных процессов, измерение напряжений на контрольных точках, контроль сопротивления отдельных элементов и электрических цепей и другие контрольно-диагностические действия, позволяющие определить место неисправности в электрооборудовании или обнаружить неисправный элемент.
- Метод сравнения с неисправным объектом. Метод сравнения заключается в том, что сигналы неисправности узла или блока схемы сравнивают с сигналами другого исправного или неисправного узла или блока.
К нашей компании Авангард-Сети есть специалисты-электронщики, у которых имеется большой опыт за плечами в области поиска неисправностей и пуско-наладочных работах.
Возможные отказы элементов электрических схем при проверке их под напряжением
При проверке электрических схем под напряжением возможны отказы в работе отдельных элементов схем. Все эти отказы можно свести к нескольким видам:
- Отсутствие контактата, где он должен быть, – нарушение в работе контактов в аппаратах, слабые контакты в зажимах, повреждения проводов.
- Наличие контакта там, где его не должно быть, – нарушение в работе контактов в аппарате, замыкание между токоведущими частями, замыкание на корпус токоведущих частей оборудования.
- Наличие обходной цепи для тока (шунтирование) – например пробой на корпус кнопочного поста мимо кнопки. Это вызывает самовключение аппарата, что может быть при сырости и токопроводящей пыли.
- Несоответствие схеме некоторых аппаратов и ее частей, например катушка аппарата на другое напряжение, чем напряжение в схеме управления. Все эти неисправности могут проявляться периодически что затрудняет их поиск. Методы наладки в таких случаях зависят от особенностей схемы.
Онлайн журнал электрика
Проверка электронных схем под напряжением проводится только после проверки их корректности монтажа, только после проверки работы аппаратов этих схем без напряжения и проверки сопротивления изоляции цепей, после проверки надежности всех зажимов в схемах шатанием руками и отверткой. Проверка схем выполняются при снятом напряжении силовой цепи, чтоб не врубались электроприемники.
1-ая подача напряжения в электросхему
При первой подаче напряжения в электросхему может сгореть предохранитель в цепи питания схемы либо сработать автомат из-за недлинного замыкания на корпус. В данном случае нужно отыскать место недлинного замыкания при выключении схемы от сети. Это можно сделать повторным измерением сопротивления изоляции схемы относительно корпуса в различных точках схемы, с рассоединением частей схемы, если это нужно.
После подачи напряжения в электронную схему проверяется работа всех ее аппаратов при всех режимах работы, предусмотренных схемой.
Вероятные отказы частей электронных схем при проверке их под напряжением
При проверке электронных схем под напряжением вероятны отказы в работе отдельных частей схем. Все эти отказы можно свести к нескольким видам:
1. Отсутствие контактата, где он должен быть, — нарушение в работе контактов в аппаратах, слабенькие контакты в зажимах, повреждения проводов.
2. Наличие контакта там, где его не должно быть, — нарушение в работе контактов в аппарате, замыкание меж токоведущими частями, замыкание на корпус токоведущих частей оборудования.
3. Наличие обходной цепи для тока (шунтирование) – к примеру пробой на корпус кнопочного поста мимо кнопки. Это вызывает самовключение аппарата, что может быть при сырости и токопроводящей пыли.
4. Несоответствие схеме неких аппаратов и ее частей, к примеру катушка аппарата на другое напряжение, чем напряжение в схеме управления. Все эти неисправности могут проявляться временами что затрудняет их поиск. Способы наладки в таких случаях зависят от особенностей схемы.
Как отыскать неисправности в электронной схеме
Разглядим на примере часть электронной схемы управления, на которой проследим за поисками неисправности при нарушениях в работе пускателя КМ3.
Допустим, КМ3 не врубается. Тогда нужно снова проверить включение автомата SF в цепи управления. При его включении необходимо проверить наличие напряжения на выходе автомата индикатором.
Ключ КУ необходимо поставить в положение Н – наладка, потому что в этом положении пускатель КМ3 можно включить независимо от других.
Если при нажатии кнопки Запуск пускатель не врубается, то необходимо проверить напряжение на зажиме 1 катушки, можно проверить индикатором.
Напряжение есть. В данном случае нужно проверить целостность подходящего нулевого провода, проверив напряжение двуполюсным индикатором меж точками N и 1.
Напряжение есть. Тогда необходимо проверить плотность зажимов на катушке пускателя либо контактов касания, если необходимо с ее выниманием, зачистить зажимы от окислов, проверить целость обмотки катушки. После чего исправная катушка должна работать.
Напряжения на катушке нет при определении при определении двуполюсным индикатором, однополюсный индикатор указывает напряжение в точке 1. В данном случае необходимо проверить целость подходящего к катушке нулевого провода, подход нулевого провода ко всей цепи управления проверкой напряжения индикатором на выходе из автомата SF относительно корпуса.
Напряжение в точке 1 отсутствует. Проверить напряжение в точке 2. если оно есть, то проверить зажимы и целость провода 1 – 2.
Напряжения в точке 2 нет. Проверить напряжение в точке 3. Если оно есть, то проверить контакты реле КК, зажимы реле КК.
Напряжения в точке 3 нет. Проверить напряжение в точке 4, и если оно есть, то проверить целость провода 3 – 4, его зажимы.
Напряжения в точке 4 нет. Проверить контакты и зажимы кнопки Запуск, и если напряжения нет, то инспектировать дальше по направлению к автомату SF.
Все проверки до кнопки Запуск от катушки пускателя должны выполняться при нажатой кнопке Запуск либо присоединением параллельно ей провода (пунктирная линия на рисунке).
После устранения дефектов в положении выключателя Н – наладка можно пробовать включать пускатель в положении Р – работа . При всем этом вводится зависимость включение пускателя КМ3 от включения пускателей КМ1 и КМ2, потому при проверке они должны быть включены.
Если КМ3 не врубается, то необходимо таким же образом проверить от точки 7 до точки 17 (7 – 8 – 9 – 10 – 11 – 12 – 15 – 17).
Меры предотвращения опасности
Первый и самый действенный способ – установить в щитке специальные защитные устройства. К примеру, УЗО поможет вовремя предотвратить утечку тока в квартире, автоматический выключатель — короткое замыкание и перенапряжение, реле контроля напряжения – возникновение двух фаз в розетке, а также перенапряжения. Учтите, что использовать УЗО можно только если у вас есть заземление, так требует ПУЭ в главе 1.7, а именно в пункте 1.7.80.
Следующее, о чем нужно позаботиться – хотя бы раз в год (а лучше в полгода) делать ревизию электропроводки. Это позволит вовремя обнаружить плохой контакт, повреждение кабеля либо перегрев токоведущих жил. Сюда можно внести еще и оценку состояния старой проводки. Нужно отдавать себе отчет, когда лучше произвести замену всей домашней электросети. Не забывайте об основных признаках проблемы с электрикой – трески, искрение розеток, запах гари. Если какой-либо из этих признаков покажет себя, нужно немедленно переходить к поиску поломки.
Ну и последнее – во время ремонта соблюдайте технику безопасности. Перед тем как вешать телевизор на стену, определите, где проходит скрытая проводка, чтобы случайно в нее не попасть при сверлении. О том, как найти провод в стене, мы рассказывали в соответствующей статье. Помимо этого, не забывайте, что соединять алюминий с медью нужно только с помощью специальных клеммных колодок, а выполнять электромонтаж разрешается только при полном отключении электроэнергии.
Вот мы и рассмотрели возможные неисправности электропроводки в квартире и частном доме. Надеемся, статья была для вас полезной и интересной!
Причины возникновения аварийных ситуаций
Итак, первая и самая основная причина неисправности электрики – желание сэкономить на материалах. Специально выбранное маленькое сечение кабеля (т.к. он будет стоить меньше), дешевая китайская фурнитура, монтаж непрофессионалами. Все это приводит к тому, что через короткий промежуток времени в квартирах происходят пожары в результате возгорания электропроводки.
Второй причиной является старая электропроводка. Как правило, замену кабельной линии в квартире и частном доме осуществляют раз в 10-15 лет. За это время большинство соединений в распределительных коробках ослабевают, изоляция кабелей разрушается, в результате чего и пропадает свет. К тому же, раньше норма потребления электроэнергии была на порядок меньше, поэтому и сечение кабеля было небольшое. Сейчас же, с появлением мощных потребителей, например, котлов и электроплит, сечение кабеля должно быть относительно большим. Например, согласно СП 31.110, п.9.2 электроплиты нужно подключать отдельным кабелем сечением не менее 6 кв.мм.
Третья причина – неправильный электромонтаж. Даже если вы только провели электропроводку, она может уже находиться в неисправном состоянии. Это связано с тем, что неправильно были выполнены соединения проводов, сечение кабеля выбрано с ошибкой (хуже, если слишком маленькое), либо при монтаже была повреждена изоляция проводника. Как результат – утечка тока, возгорание проводки, выход из строя бытовой техники и т.д.
Неправильная эксплуатация. Бывает так, что электропроводка новая, но из-за того, что хозяева небрежно относятся к ней, возникают всякого рода неисправности электрики в доме либо квартире. Например, выдергивание вилки из розетки влечет за собой ситуацию, когда розетка выпадает из стены. Куда хуже, когда происходит механическое повреждение кабеля в стене при вбивании гвоздя (если решили повесить картину) или же сверлении отверстий под крепление для телевизора.
Помимо этого к причинам неисправности проводки можно отнести затопление квартиры соседями сверху, коррозию проводов (чаще всего в месте соединения алюминия с медью), а также выход из строя бытовой техники. Что касается последнего, например, очень часто стиральная машина бьет током при пробое нагревательного элемента (ТЭНа).
Короткое замыкание
Наиболее опасный тип поломки. Чаще всего возникает при механическом повреждении проводов, неправильной эксплуатации электроприборов, непрофессиональном ремонте.
В лучшем случае короткое замыкание приводит к сгоранию предохранителей, в худшем — к серьезному повреждению проводки, прогоранию изоляции, оголению жилы. Также при коротком замыкании существует риск возгорания в любом отсеке машины, в том числе и в двигательном. Если замкнуло провод, который находится рядом с другими, из строя могут быть выведены все.
В результате повреждения проводки происходит отказ (полный или частичный) электрооборудования, двигателя, сопутствующих устройств.
Для устранения проблемы необходимо обратиться к опытному автоэлектрику. Придется заменить перегоревшие предохранители. А возможно и проводку целиком.
Слабый контакт
Выявляется посредством вольтметра. Один провод прибора необходимо присоединить к массе автомобиля, а второй должен прикасаться к выводу соединений. Таким образом происходит замер уровня напряжения. В случае обнаружения утечки напряжения необходимо найти место повреждения изоляции и устранить проблему.
Чтобы снизить риск возникновения проблем с проводкой на Infiniti, стоит доверять ремонт только профессиональному автоэлектрику, устанавливать качественные предохранители и – что очень важно — не оставлять автомобиль надолго в местах с повышенной влажностью.
Электросеть — это система объединения электрических установок, среди которых передаётся и распределяется энергия.
В процессе работы в любой систему могут возникать ошибки и неполадки: например, возникновение перегрузок, скачков напряжения, утечка тока.
Рассмотрим причины возникновения ошибок и неисправностей электрических установок и поговорим о том, какие есть методы предотвращения возможных сбоев и поломок.
Неисправности электрооборудования, методы их поиска и устранения
Наиболее сложным при ремонте электрооборудования является процесс поиска неисправностей, так как современные электрические схемы представляют собой сложную взаимосвязанную сеть электрических и электронных цепей. Поэтому достаточно трудно обнаружить неисправную деталь или цепь среди множества других деталей и цепей, влияющих одна на другую. Задача осложняется еще тем, что большинство неисправностей носят скрытый характер и не могут быть обнаружены внешним осмотром. Процесс поиска неисправности представляет собой последовательность тестовых экспериментов над электроприводом и принятия диагностического промежуточного или конечного решения.
Одним из путей уменьшения времени поиска неисправностей и требований к квалификации обслуживающего персонала является применение автоматического поиска неисправностей, основанного на алгоритмизации процедур поиска, Для поиска неисправностей в системе электрооборудования. как показывает опыт эксплуатации, возможно применение следующих методов.
Внешний осмотр. Наибольший эффект дает внешний осмотр включенного электрооборудования при отсутствии аварийных признаков отказа и соблюдения правил безопасности труда. Признаками неисправности в этом случае (кроме тех, которые можно обнаружить при включенном электрооборудовании) являются: появление искрений, дыма, нагрев отдельных деталей, появление треска и т.п. Однако внешний осмотр не позволяет обнаружить скрытые неисправности.
Метод замены. Если после замены исчезают неисправности, то был заменен действительно поврежденный элемент.
Метод вносимой неисправности. В этом случае в проверяемый блок вносятся искусственные повреждения, вызывающие определенные логические взаимодействия элементов. Контроль за параметрами схемы и анализ их изменений позволяют определить или локализовать неисправность.
Метод половинного разбиения. Этот метод успешно может быть применен в том случае, если показатели надежности отдельных узлов и блоков схем электрооборудования одинаковы. Для поиска неисправности можно проверить один узел, например, по напряжению, а затем по току. Деление может быть выполнено и внутри блока или узла, что позволяет оперативно локализовать, а затем и обнаружить неисправность.
Метод контрольного сигнала. Использование подобного метода обусловлено широким распространением логических элементов и микросхем в системах регулирования и управления. Для обнаружения неисправности с помощью контрольного сигнала целесообразно представить контрольную цепь диаграммой прохождения сигнала через исправную систему. Контрольному сигналу заданной формы будет соответствовать определенная реакция, анализируя которую, можно выявить работоспособность проверяемого узла или электрической цепи.
Метод промежуточных измерений. Метод предусматривает осциллографирование характерных процессов, измерение напряжений на контрольных точках, контроль сопротивления отдельных элементов и электрических цепей и другие контрольно-диагностические действия, позволяющие определить место неисправности в электрооборудовании или обнаружить неисправный элемент.
Метод сравнения с неисправным объектом. Метод сравнения заключается в том, что сигналы неисправности узла или блока схемы сравнивают с сигналами другого исправного или неисправного узла или блока.
Располагая перечисленными методами поиска дефектов, следует учесть, что оптимальная методика должна представлять собой логическую последовательность действий, сужающих границы области «неисправности до полной локализации ее. При этом для выбора метода поиска неисправности и в процессе поиска необходимо пользоваться следующими практическими принципами:
прежде всего необходимо убедиться, что в системе электрооборудования нет ошибочно установленных позиций, положений рукояток переключателей и задающих устройств;
следует выбирать такой метод и такую последовательность поиска неисправности, чтобы исключалась случайность полученных результатов, поиск должен приводить хотя бы к одному из многих возможных результатов; в начале поиска неисправности нужно выбрать такую проверку, которая позволяет получить наибольшую информацию, устраняющую максимум неопределенностей;
если имеется отказ, следует вначале предположить природу отказа исходя из внешних признаков его, а затем предусмотреть методику по предполагаемой причине отказа;
метод поиска отказа необходимо выбирать с учетом наименьших затрат времени, если неизвестна действительная причина отказа.
Неисправности электрооборудования можно классифицировать по трем признакам. К первой группе следует отнести неисправности, обусловленные проектными недостатками.
Вторая, наиболее многочисленная группа неисправностей проявляется в начале периода эксплуатации электрооборудования и связана обычно с несовершенством конструкции эксплуатируемого оборудования, некачественными монтажом и наладкой. К характерным неисправностям этой группы относятся: многочисленные ложные срабатывания блокировок из-за некачественной наладки; завышение уставки максимальной токовой защиты, так как ток срабатывания (уставка) реле рассчитан не по действительному (рабочему), а по номинальному току двигателей.
В этот период весьма многочисленные случаи выхода из строя силовых и контрольных кабелей вследствие некачественного монтажа соединительных муфт и концевых заделок.
Эти неисправности обусловливают большой объем ремонтных работ, удорожают первоначальный период эксплуатации. Однако поиск неисправности облегчается, так как известны причины неисправности, полученные на основании опыта эксплуатации подобного оборудования на других объектах.
Третья группа неисправностей появляется в процессе эксплуатации и связана с неблагоприятными внешними условиями, процессами старения изоляционных материалов и некачественной эксплуатацией. Наиболее частые неисправности этой группы — обрыв электрической цепи в контактных реле, пускателей, контакторов. Следует отметить три основные причины этих неисправностей: попадание посторонних предметов между контактами; разрегулирование механической части электрического аппарата, тяг, пружин; окисление и эрозия контактов из-за воздействия электрической дуги.
При отыскании неисправности можно воспользоваться любым методом поиска. Применяемый на практике метод поиска разрыва в электрической цепи основан на включении этой цепи под напряжение и проверке контрольных точек этой цепи с помощью индикатора или контрольной лампочки.
При наличии разрыва между контрольными точками возникает разность потенциалов, что визуально проявится в загорании контрольной лампы.
Большую помощь в отыскании и устранении неисправности оказывавает производственная сигнализация. Если неисправность произошла вне сферы действия производственной сигнализации, необходимо воспользоваться схемами электрооборудования.
Высокая квалификация обслуживающего персонала, знание им электрических схем и принципа их работы, а также методов поиска и устранения неисправностей являются основными условиями успешной эксплуатации электрооборудования береговых установок.
Дефекты в работе счётчиков
При явных дефектах в работе счётчиков, обнаруженных Потребителем, или случаях отказов в работе расчетных счетчиков электрической энергии Потребитель обязан немедленно поставить в известность энергоснабжающую организацию.
Ответственность за сохранность и чистоту внешних элементов средств измерений и учета электрической энергии несет персонал, обслуживающий оборудование, на котором они установлены. Нарушение пломбы на расчетном счетчике, если это не вызвано действием непреодолимой силы, лишает законной силы учет электроэнергии, который выполняется данным расчетным счетчиком.
Правила оформления акта
Акт не имеет стандартного унифицированного образца, поэтому составляется в свободной форме или по разработанному и утвержденному в компании шаблону. Он может быть написан как на обычном листе А4 формата, так и на фирменном бланке организации, причем как в рукописном, так и в печатном виде. Главное, чтобы он был удостоверен подписями всех членов специальной комиссии. Составлять документ необходимо не менее чем в двух экземплярах, в зависимости от количества заинтересованных сторон. Каждая из копий должна быть заверена оригинальными подписями.
В акте обязательно должны содержаться
- сведения о наименовании оборудования,
- его паспортные данные,
- технические характеристики и прочие параметры.
Чем сложнее оборудование, тем более детально его следует описывать, вплоть до фиксации условий хранения и эксплуатации.
Здесь же нужно внести подробные данные о выявленной неисправности.
Иногда к акту в качестве дополнительного приложения прикладывают фотографии поломки, которые должны быть утверждены руководителем предприятия.
Короткое замыкание и его последствия
Специалисты по чрезвычайным ситуациям среди главных причин возгорания в подкапотном пространстве машины называют короткое замыкание в бортовой сети и неисправности топливной системы. Вообще, на возможный пожар водителю могут указать задымление, а также запах горелых резины или проводки в салоне автомобиля. Если возгорание всё-таки случилось, представители МЧС рекомендуют не паниковать и придерживаться следующих рекомендаций:
- припарковать машину на съезде дороги, подальше от прохожих, строений и других автомобилей;
- заглушить двигатель, и если в машине были пассажиры, то их следует высадить;
- поставить авто на ручной тормоз, забрать документы из машины;
- если автомобиль загорелся при движении, то скорость увеличивать не стоит – это только увеличит воспламенение;
- если загорелось что-то в моторном отсеке, то следует с помощью монтировки или какой-нибудь палки немного приоткрыть капот и направить под него пену из огнетушителя;
- в случае, если огонь подбирается к топливному баку, лучше подальше отойти от машины и увести от неё пассажиров, если таковые были;
- внутри салона горящего автомобиля не следует находиться более 90 секунд;
- в случае возгорания автомобиля позвонить в пожарную охрану или службу спасения.
Заключение
Конечно, вовсе не обязательно неисправности электрооборудования автомобиля должны иметь столь серьёзные последствия, как в случае с коротким замыканием проводки. Например, со сломанными зарядкой для смартфона или даже кондиционером вполне можно ездить какое-то время. Стоимость и сложность ремонта при подобных поломках зависит характера неполадки. Вместе с тем, бортовая сеть машины связывает самые разные агрегаты, оказывающие влияние друг на друга. И если какой-нибудь из них вдруг перестанет работать, то лучше его починить, а не ждать, пока сломается что-нибудь ещё.
Видео о неисправностях электрооборудования машины:
Способы предотвращения
Для предотвращения развития КЗ и защиты электрических устройств и линий электроснабжения самым эффективным методом является установка автоматического выключателя или же плавких предохранителей. Автомат (на фото ниже) при возникновении «коротыша» своевременно отключит питание, тем самым предотвратит возникновение опасной ситуации.
Еще один способ предотвратить возникновение короткого замыкания — своевременная ревизия электропроводки, благодаря которой можно визуально определить место оплавления изоляции и перейти к устранению неполадки.
Напоследок рекомендуем просмотреть полезное видео по теме:
Вот мы и рассмотрели причины возникновения короткого замыкания, последствия и способы предотвращения опасного явления. Надеемся, предоставленная информация была для вас полезной!
Рекомендуем также прочитать:
- Как определить короткое замыкание
- Причины срабатывания автоматического выключателя
- Что делать, если в квартире пахнет проводка
Неполадки с генератором
Определить неполадки с генератором можно по непривычному шуму, причиной которого являются износ подшипников и контактных колец, а также деформация креплений, фиксирующих установку на месте её расположения. К основным неисправностям этого агрегата относятся:
- чрезмерное натяжение, снижение упругости или обрыв приводного ремня;
- сильный износ щёток и ламелей по причине долгой работы или сложных условий эксплуатации;
- рассыпание подшипников из-за нехватки смазки или низкого качества деталей;
- неполадки с обмотками: обрывы цепи, межвитковое замыкание или «пробой на массу»;
- выход их строя диодов выпрямителя из-за их низкого качества или повышенного напряжения в сети автомобиля.
Связанные с генераторами неполадки можно выявить в ходе диагностики по рисунку осциллограммы выходного напряжения. Для этого обычно используется мотор-тестер.
«Стартёр заел»
Насколько электростартер исправен, можно определить по его амперажу и частоте вращения вала этой детали на холостых оборотах. Основные неполадки пускателя:
- образование нагара на контактах тягового реле и перемычки;
- деформация, окисление коллектора якоря или появление на нём налёта;
- контактирование обмотки: на рамках якоря – с «массой», на коллекторе – между витками;
- сильный износ щёток или их повреждение;
- заклинивание щёток на креплениях из-за поломки или наслоений.
Что это такое?
Электрическая цепь — это, как правило, два проводника с разноименным потенциалом и подключенным потребителем тока. Каждый конечный потребитель имеет свое внутреннее сопротивление, которое сопротивляется току и ограничивает, тем самым дозируя его количество и плотность в проводнике, заставляя производить работу.
В момент, когда сопротивление резко уменьшается до статической погрешности сопротивления проводников, электрический ток, ничем практически не ограниченный, возрастает до такой величины, что сечение проводников становится малым и проходя через них, разогревает жилы до температуры разрушения и плавления. Поэтому частый спутник короткого замыкания — это огонь, расплавленный металл проводников и вспомогательных механизмов.
Признаками замыкания в проводке являются запах гари, искрение и возгорание проводов, а также отключение электричества на определенном участке или же во всей сети.
Содержание
- Неисправности электрооборудования, методы их поиска и устранения
- Как оценить возможность включения в работу нового электрооборудования — Общие дефекты и методы их выявления
- Содержание материала
- Оценка состояния механической части
- Оценка состояния электромагнитной системы
Неисправности электрооборудования, методы их поиска и устранения
Наиболее сложным при ремонте электрооборудования является процесс поиска неисправностей, так как современные электрические схемы представляют собой сложную взаимосвязанную сеть электрических и электронных цепей. Поэтому достаточно трудно обнаружить неисправную деталь или цепь среди множества других деталей и цепей, влияющих одна на другую. Задача осложняется еще тем, что большинство неисправностей носят скрытый характер и не могут быть обнаружены внешним осмотром. Процесс поиска неисправности представляет собой последовательность тестовых экспериментов над электроприводом и принятия диагностического промежуточного или конечного решения.
Одним из путей уменьшения времени поиска неисправностей и требований к квалификации обслуживающего персонала является применение автоматического поиска неисправностей, основанного на алгоритмизации процедур поиска, Для поиска неисправностей в системе электрооборудования. как показывает опыт эксплуатации, возможно применение следующих методов.
Внешний осмотр. Наибольший эффект дает внешний осмотр включенного электрооборудования при отсутствии аварийных признаков отказа и соблюдения правил безопасности труда. Признаками неисправности в этом случае (кроме тех, которые можно обнаружить при включенном электрооборудовании) являются: появление искрений, дыма, нагрев отдельных деталей, появление треска и т.п. Однако внешний осмотр не позволяет обнаружить скрытые неисправности.
Метод замены. Если после замены исчезают неисправности, то был заменен действительно поврежденный элемент.
Метод вносимой неисправности. В этом случае в проверяемый блок вносятся искусственные повреждения, вызывающие определенные логические взаимодействия элементов. Контроль за параметрами схемы и анализ их изменений позволяют определить или локализовать неисправность.
Метод половинного разбиения. Этот метод успешно может быть применен в том случае, если показатели надежности отдельных узлов и блоков схем электрооборудования одинаковы. Для поиска неисправности можно проверить один узел, например, по напряжению, а затем по току. Деление может быть выполнено и внутри блока или узла, что позволяет оперативно локализовать, а затем и обнаружить неисправность.
Метод контрольного сигнала. Использование подобного метода обусловлено широким распространением логических элементов и микросхем в системах регулирования и управления. Для обнаружения неисправности с помощью контрольного сигнала целесообразно представить контрольную цепь диаграммой прохождения сигнала через исправную систему. Контрольному сигналу заданной формы будет соответствовать определенная реакция, анализируя которую, можно выявить работоспособность проверяемого узла или электрической цепи.
Метод промежуточных измерений. Метод предусматривает осциллографирование характерных процессов, измерение напряжений на контрольных точках, контроль сопротивления отдельных элементов и электрических цепей и другие контрольно-диагностические действия, позволяющие определить место неисправности в электрооборудовании или обнаружить неисправный элемент.
Метод сравнения с неисправным объектом. Метод сравнения заключается в том, что сигналы неисправности узла или блока схемы сравнивают с сигналами другого исправного или неисправного узла или блока.
Располагая перечисленными методами поиска дефектов, следует учесть, что оптимальная методика должна представлять собой логическую последовательность действий, сужающих границы области «неисправности до полной локализации ее. При этом для выбора метода поиска неисправности и в процессе поиска необходимо пользоваться следующими практическими принципами:
прежде всего необходимо убедиться, что в системе электрооборудования нет ошибочно установленных позиций, положений рукояток переключателей и задающих устройств;
следует выбирать такой метод и такую последовательность поиска неисправности, чтобы исключалась случайность полученных результатов, поиск должен приводить хотя бы к одному из многих возможных результатов; в начале поиска неисправности нужно выбрать такую проверку, которая позволяет получить наибольшую информацию, устраняющую максимум неопределенностей;
если имеется отказ, следует вначале предположить природу отказа исходя из внешних признаков его, а затем предусмотреть методику по предполагаемой причине отказа;
метод поиска отказа необходимо выбирать с учетом наименьших затрат времени, если неизвестна действительная причина отказа.
Неисправности электрооборудования можно классифицировать по трем признакам. К первой группе следует отнести неисправности, обусловленные проектными недостатками.
Вторая, наиболее многочисленная группа неисправностей проявляется в начале периода эксплуатации электрооборудования и связана обычно с несовершенством конструкции эксплуатируемого оборудования, некачественными монтажом и наладкой. К характерным неисправностям этой группы относятся: многочисленные ложные срабатывания блокировок из-за некачественной наладки; завышение уставки максимальной токовой защиты, так как ток срабатывания (уставка) реле рассчитан не по действительному (рабочему), а по номинальному току двигателей.
В этот период весьма многочисленные случаи выхода из строя силовых и контрольных кабелей вследствие некачественного монтажа соединительных муфт и концевых заделок.
Эти неисправности обусловливают большой объем ремонтных работ, удорожают первоначальный период эксплуатации. Однако поиск неисправности облегчается, так как известны причины неисправности, полученные на основании опыта эксплуатации подобного оборудования на других объектах.
Третья группа неисправностей появляется в процессе эксплуатации и связана с неблагоприятными внешними условиями, процессами старения изоляционных материалов и некачественной эксплуатацией. Наиболее частые неисправности этой группы — обрыв электрической цепи в контактных реле, пускателей, контакторов. Следует отметить три основные причины этих неисправностей: попадание посторонних предметов между контактами; разрегулирование механической части электрического аппарата, тяг, пружин; окисление и эрозия контактов из-за воздействия электрической дуги.
При отыскании неисправности можно воспользоваться любым методом поиска. Применяемый на практике метод поиска разрыва в электрической цепи основан на включении этой цепи под напряжение и проверке контрольных точек этой цепи с помощью индикатора или контрольной лампочки.
При наличии разрыва между контрольными точками возникает разность потенциалов, что визуально проявится в загорании контрольной лампы.
Большую помощь в отыскании и устранении неисправности оказывавает производственная сигнализация. Если неисправность произошла вне сферы действия производственной сигнализации, необходимо воспользоваться схемами электрооборудования.
Высокая квалификация обслуживающего персонала, знание им электрических схем и принципа их работы, а также методов поиска и устранения неисправностей являются основными условиями успешной эксплуатации электрооборудования береговых установок.
Источник
Как оценить возможность включения в работу нового электрооборудования — Общие дефекты и методы их выявления
Содержание материала
При оценке состояния оборудования и возможности включения его в работу необходимо установить отсутствие или наличие дефектов в нем, при наличии последних — выявить их. Как уже говорилось выше, общие конструктивные элементы и узлы определяют и общие дефекты, из которых, как показывает практический опыт, основными являются следующие:
у корпусов — повреждения их в процессе транспортировки и монтажа, дефекты сварных или болтовых соединений, неплотности в стыках, дефекты уплотнений н т. п.;
у обмоток — увлажнение изоляции (имеет место чаще всего в результате длительного и неправильного
хранения оборудования); механические повреждения; нарушения междувитковой изоляции, соединений в обмотках, токопроводах и выводах; несоответствие маркировки выводов требованиям ГОСТ;
у устройств переключения силовых трансформаторов — механические повреждения, неправильное соединение отпаек или неправильная работа переключателя;
у магнитопроводов — замыкания отдельных листов стали между собой, нарушение изоляции стяжных болтов, если они есть, коррозия листов стали, засорение вентиляционных каналов (статоров и роторов электрических машин), слабая затяжка болтов (чаще силовых трансформаторов);
у коллекторов машин постоянного тока — дефекты паек «петушков», т. е. мест соединения отдельных секции обмотки якоря к пластинам коллектора, засорение промежутков между пластинами;
у подшипников синхронных генераторов — нарушения изоляции их от фундаментной плиты, служащей для устранения паразитных «подшипниковых токов», которые возникают у генераторов, если изоляция нарушена, при их работе в контуре вал ротора — подшипники — фундаментные плиты — вал ротора из-за несимметрии магнитного поля ротора (вызывается неравномерностью воздушного зазора между ротором и статором; в результате в контуре возникает при работе генератора пульсирующее поле, вызывающее по закону Джоуля — Ленца пульсирующие токи, повреждающие подшипники и металл в местах их возникновения);
у бетонных реакторов — увлажнение бетонных стоек, выполняющих одновременно функции изоляции между витками обмотки реактора и опорной конструкции;
у устройств заземления — дефекты соединения заземляющих проводок с корпусом оборудования и между отдельными участками заземляющих устройств, несоответствие сопротивления растеканию контура требованиям ПУЭ и техники безопасности.
Для обеспечения надежной работы электрооборудования все его дефекты должны быть своевременно выявлены, оценены и устранены.
Общие дефекты оборудования определяют общие методы их выявления, которые могут быть объединены в следующие основные группы:
- методы определения состояния механической части электрооборудования;
- измерения и испытания, определяющие состояние магнитной системы;
- измерения и испытания, определяющие состояние токоведущих частей и контактных соединении;
- измерения и испытания, определяющие состояние изоляции токоведущих частей;
- методы проверки и испытаний устройств релейной защиты, автоматики, управления, сигнализации и других вторичных устройств;
- методы окончательной оценки пригодности электрооборудования к опробованию и эксплуатации.
Оценка состояния механической части
Оценка состояния механической части начинается с его осмотра (ревизии). При осмотре оценивается общее состояние оборудования, выявляются все наружные дефекты, проверяется соответствие оборудования проекту и техническим требованиям по паспортным данным и заводской документации.
Осмотру подвергаются все виды электрооборудования, реле, приборы. При осмотре обращается внимание на отсутствие коррозии и механических повреждении, у маслонаполненных аппаратов — отсутствие течи масла, повреждении у магнитопроводов, выводов, контактных соединений, главной и между витковой изоляции.
Оборудование перед осмотром должно быть очищено от пыли, грязи, заводской смазки и ржавчины; монтаж его должен соответствовать нормативным требованиям. Перечень замеченных недостатков по внешнему состоянию оборудования предъявляется монтажному и эксплуатационному персоналу для принятия мер по их устранению. Дальнейшие работы по проверке, испытаниям и наладке производятся только после устранения дефектов.
Состояние механической части масляных выключателей определяется, кроме того, по целому комплексу проверок, из которых главными являются следующие: измерение скорости включения и отключения, «вжатия» контактов при включении, одновременности замыкания и размыкания контактов в пределах одной и всех трех фаз, измерение минимального напряжения срабатывания привода, опробование работы выключателей при повышенном, пониженном и нормальном напряжениях оперативного тока.
Состояние механической части воздушных выключателей дополнительно определяется измерением «сброса» давления воздуха при операциях включения и отключения, давления «строгания» главных контактов выключателя и давления завершения операции, расхода воздуха на утечку, осциллограммой различных циклов выключателя.
Механическое состояние электрических машин окончательно определяется результатами опробования их на холостом ходу и под нагрузкой с проверкой нагрева и вибрации, работы масляной и охладительной систем, а силовых трансформаторов — по результатам измерений сопротивления постоянному току обмоток и коэффициента трансформации, снятия «круговых диаграмм» (при наличии у трансформатора переключателя под нагрузкой), по работе системы принудительной циркуляции масла и обдува радиаторов для охлаждения обмоток (при их наличии).
Состояние устройств заземления определяется измерением их сопротивления, напряжения прикосновения переходных сопротивлений постоянному току отдельных «точек» присоединения.
Механическое состояние измерительных трансформаторов, различных сборок, щитов, неподвижных узлов комплектных распределительных устройств, реакторов и т.п. определяется, главным образом, только по результатам внешнего осмотра.
Оценка состояния электромагнитной системы
Существует зависимость тока намагничивания магнитопроводов с обмотками от качества стали и их сборки и наличия короткозамкнутых витков в обмотке, т. е. от состояния обмотки. Эта зависимость и используется для определения состояния электромагнитной системы измерительных трансформаторов. Снятая у них характеристика зависимости тока намагничивания в обмотке от подаваемого на нее напряжения позволяет судить по характеру ее изменения и особенно в начальной части о наличии, например, у трансформатора тока (ТТ) междувиткового повреждения (короткозамкнутых витков). Сказанное отчетливо видно из рис. 15.
Рис. 15. Зависимость iном от подаваемого напряжения U в обмотку исправного трансформатора тока и с короткозамкнутыми витками:
1— исправный ТТ; 2 — 11 с малым количеством короткозамкнутых витков (один-два); 3 — закорочены три-четыре витка; 4 — закорочено значительное количество витков
Резкое снижение характеристики намагничивания в начальной части ее в этом случае объясняется значительным размагничиванием магнитопровода при малых значениях магнитного потока. Как видно из рисунка, кроме того, при незначительном количестве короткозамкнутых витков характеристика изменяется только в начальной части, при значительном— и в насыщенной части.
Снятые характеристики намагничивания ТТ сравниваются с типовыми или опытными. Значительные отклонения от типовых или опытных также являются признаком повреждения.
Существует также зависимость потерь холостого хода от повреждений обмоток и стали магнитопровода в силовых трансформаторах. Она используется для оценки состояния последних. Если подать на одну из обмоток трансформатора при разомкнутых других (холостой ход) ток, то в первой ваттметром можно измерить мощность, определяющую «потери» на так называемое намагничивание трансформатора и нагрев обмотки током намагничивания.
Эта мощность регламентирована типом и конструкцией трансформатора и указывается в заводской документации его. Следовательно, измеренную при определенном напряжении мощность можно сравнить с паспортными или каталожными данными и установить, имеют ли место в трансформаторе заводские или явившиеся следствием транспортировки или монтажа на месте установки дефекты.
При наличии замыкания в обмотках или дефектов магнитопровода (нарушение изоляции между листами стали, использование некачественной стали) измеренные потери будут значительно превышать заводские или каталожные данные.
У трансформаторов напряжения для оценки состояния их измеряют ток холостого хода, т.е. ток во вторичной обмотке, имеющий место при номинальном напряжении. По аналогии с потерями в силовых трансформаторах этот ток также может быть использован для оценки состояния трансформаторов напряжения путем сравнения его с приведенным в заводской документации или в каталожных данных.
Состояние магнитопроводов электрических машин оценивается снятием характеристик холостого хода и короткого замыкания (у синхронных генераторов), а также нагрузочных характеристик (у машин постоянного тока) и сравнением полученных характеристик с заводскими, имеющимися в сопроводительной документации. По характеристикам одновременно определяются дополнительные параметры, необходимые для наладки устройств регулирования возбуждения и дальнейших расчетов, производимых при эксплуатации.
Источник
Виды неисправностей электрической сети и их устранение.
01.03.2019
Неисправность электрической сети
В наше прогрессирующее столетие все еще существуют проблемы с работой электрических сетей.
Впоследствии неисправностей в доме, квартире или других помещениях могут случиться несчастные случаи в виде пожара или удара человека током.
Во избежание аварийных ситуаций определим неисправности в бытовой среде и их устранение.
Факторы неисправностей
1. Устаревшая проводка
В среднем электрическая проводка служит 20-25 лет.
Стоит учесть тот фактор, что некоторые элементы сети изнашиваются быстрее из-за чего соединения ослабевают.
В 21 веке индустрия бытовых приборов растет и развиваются, мы все чаще используем электрические плиты,
мультиварки, электрические нагреватели, все это дает дополнительную нагрузку на сеть в 2 раза.
2. Ошибки монтажа
Новая электропроводка может быть негодной с первых дней использования.
Связано это с некорректным выбором материалов, неправильными расчетами. К ошибкам можно отнести соединение разных металлов,
таких как медь и алюминий, в местах соединений возникает коррозия.
Самые опасные ситуации являются некачественные соединения и поврежденная изоляция, которые обеспечивает утечку тока.
3. Экономия на материалах
Желание сэкономить естественно, однако экономия на электрической сети не самая лучшая идея.
Использование кабеля с минимальным сечением, поддельная продукция
и привлечение неквалифицированных работников грозит чрезвычайным происшествием.
4. Ошибки в эксплуатации
Ярким примером является незнание путей проводки, а если быть точнее, то ее повреждение гвоздем или сверлом.
Еще встречаются нарушение в виде выдергивания вилки, вследствие чего розетка разбалтывается.
Грубая ошибка подключать неисправные приборы в электрическую сеть.
Виды неисправностей
1. Повреждение жил
Низкокачественный монтаж в процессе которого скручивание или стягивание болтами повреждает жилу.
Жила ломается и подает низкое питание.
2. Поврежденная изоляция
Бывает так, что изоляция приходит в негодность в связи с долговременной эксплуатацией.
Частой причиной является механическое повреждение, в результате которой образовывается утечка тока.
Восстановить целостность возможно с помощью замены повреждённого участка или полной замены линии.
Во избежание удара током устанавливается УЗО.
3. Плохое соединение
Плохие контакты в местах скручивания и подсоединения к розеткам, автоматам и т.д.,
провоцирует перегрев жилы и оплавку изоляционных материалов. Проверяйте периодически все зажимы и контакты.
4. Перегрев
Из-за ошибочного расчета сечения жил и некачественного соединения, возникает перегрев.
Использование такой сети влечет к короткому замыканию и возможному возгоранию.
Устраняется неисправность при полной замене линии с использованием подходящего кабеля.
5. Бытовая техника
Когда бытовой прибор бьется током или почувствуется запах гари,
незамедлительно отключите прибор от электрической сети и найдите причину утечки.
6. Нейтральный (нулевой) провод
Нейтральный провод отгорает из-за чего вся электрическая сеть отключается. Опасность заключается в ударе током.
Контакт можно восстановить. Для предотвращения устанавливают РКН (реле контроля напряжения)
7. Розетки и выключатели
Включатель изнашивается и перестает работать, а с розеткой немного сложнее.
В устаревшей розетке ослабевают контакты и при соединении с прибором есть вероятность перегрева.
Если период эксплуатации данных элементов превышает более 6-10 лет, то рекомендуется их заменить
Меры предосторожности
1. Соблюдение техники безопасности
Повесить картину, телевизор или ковер на стену, узнайте где проведён кабель, дабы избежать ее повреждения.
Разные металлы соединяются специальными клеммами. Монтаж проводиться исключительно при отключенной сети.
2. Установка защитных устройств
Для предотвращения короткого замыкания и высокого напряжения используйте автоматический выключатель.
Избежать утечку тока поможет — УЗО
Чтобы избежать возникновения 2-х фаз в розетках, применяйте реле контроля напряжения
3. Проверка электрической сети
Раз в 6 или 12 месяцев (лучше в 6), проверяйте контакты и целостность изоляции кабеля.
Запах гари, треск или искрение это явные признаки неисправности.
Пользуйтесь качественными услугами и проверенными материалами.
Ваш, ПлюсЭлектро
Возврат к списку