Как найти начало события

Математика, 4 класс

Урок № 16. Единицы времени. Сутки.

Задачи на нахождение начала, продолжительности и конца события

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

— время, сутки

— таблица единиц времени

— решение задач на определение начала, продолжительности и конца события

Глоссарий по теме:

Время — такая величина, которая характеризует длительность тех или иных событий.

Год — единица времени, равная 12 месяцам.

Неделя — единица времени, равная 7 суток.

Сутки — единица времени, равная 24 часам.

Час — единица времени, равная 60 минутам.

Минута — единица времени, равная 60 секундам.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Математика: 4 класс: учебник в 2 ч. Ч.1/ М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова – М. Просвещение, 2016. – с. 45-46 Всероссийские проверочные работе. Математика. Рабочая тетрадь 4 класс в 2 ч. Ч 1/ под. ред. Н. А. Сопруновой – М.; Просвещение, 2016. – с. 29-41

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Отгадайте ребус и вы узнаете тему урока.

С — сутки

Вы уже знаете некоторые единицы времени. Например, год. В году 12 месяцев. Это 365 дней в обычном, или 366 в високосном году. Более крупная единица времени, чем год — век. Век равен 100 годам.

Более мелкой единицей времени служит месяц — промежуток времени, близкий к периоду обращения Луны вокруг Земли.

Один месяц — это 30 или 31 сутки (в феврале 28 или 29 суток).

А что же такое сутки?

Су́тки — единица измерения времени, приблизительно равная периоду обращения Земли вокруг своей оси. Сутки делятся на 24 часа и условно делятся на четыре характерных интервала —   утро,   день,   вечер   и   ночь.

Сутки – это день и ночь. Говорят, что сутки прошли, если прошли день и ночь. Но отсчитывать время днём и ночью можно только в жизненных ситуациях, а если речь идёт о математической точности, то здесь нужен специальный прибор, который измеряет время. Этим прибором являются часы.

Вы знаете, что в сутках 24 часа. Но на циферблате часов стоят числа от 1 до 12. Поэтому иногда нужно уточнять, 3 часа дня или 3 часа ночи.

Начало суток — 0 часов. От 0 часов до 12 часов проходит первая половина суток, через час после 12 часов дня буде 13 часов (или 1 час дня).

Век, год, месяц, неделя, сутки, час, минута, секунда — всё это единицы измерения времени.

Год, месяц и сутки были взяты из природы, а час, минута, секунда — придуманы человеком.

Для решения задач на определение начала, продолжительности и конца событий, необходимо помнить некоторые правила:

1) Чтобы найти длительность события, надо из конца вычесть его начало.

2) Чтобы найти начало события. Нужно из конца вычесть его длительность.

3) Чтобы найти длительность события, надо к началу прибавить его длительность.

Задания тренировочного модуля:

1. Решите задачи, пользуясь правилом.

А) Экскурсия в музее началась в 11 ч. и продолжалась 1 ч. 40 мин. Когда экскурсия закончилась?

Решение:__________

Ответ: экскурсия закончилась________

Б) Фильм начался в 12 ч., а закончился в 13 ч. 30 мин. Сколько длился фильм?

Решение:_____________

Ответ: фильм длился________

В) Урок длился 45 мин. и закончился в 11 ч. 20 мин. В котором часу начался урок?

Решение:________

Ответ: урок начался______

Правильный ответ:

А) Решение:11 ч. + 1 ч. 40 мин. = 12 ч. 40 мин.

Ответ: экскурсия закончилась в 12 ч. 40 мин.

Б) Решение: 13 ч. 30 мин. — 12 ч. = 1 ч. 30 мин.

Ответ: фильм длился 1 ч. 30 мин.

В) Решение: 11 ч. 20 мин. – 45 мин. = 10 ч. 35 мин.

Ответ: урок начался 10 ч. 35 мин.

2. Какое время показывают часы? Заполните окошки. Напишите два варианта – до полудня и после полудня.

Правильный ответ:

1) 2:45 или 14:45 2) 5:45 или 17:45

3) 11:15 или 23:15 4) 1:15 или13:15

Математика

Тема: Определение начала, конца, продолжительности события

Цели:  формирование умений  решать задачи на определение начала, конца и продолжительности события; систематизация знаний об известных единицах времени (сутки, неделя, месяц, год); развитие умений соотносить заданные единицы времени.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся  познакомятся с новым видом задач; научатся решать задачи на определение начала, конца и продолжительности события; принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; проводить сравнения  по заданным критериям.

Метапредметные:

а) познавательные УУД: 

— учить анализу объектов с целью выделения признаков;

 — формировать умения выбирать основания для сравнения и классификации объектов;

— формировать умения устанавливать причинно-следственные связи и учить построению логических цепей рассуждения;

б) коммуникативные УУД;

— формировать потребность в общении с учителем;

— развивать умение слушать и вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

в) регулятивные УУД

— учить детей контролировать свои действия при работе в классе;

 — формировать умения адекватно оценивать свою работу, исправлять ошибки.

Личностные: 

— формировать социальную роль ученика;

— развивать учебно-познавательный интерес к учебному материалу.

ХОД УРОКА

I. Орг. момент.  Эмоциональный настрой  (Слайд 1)

-Ребята,  улыбнитесь друг другу, мне, гостям. Улыбка украшает человека, рассеивает мрачные мысли, разгоняет серые тучи.

— Что ещё может делать улыбка?

— Пусть сегодня с вами будет только хорошее настроение.

II. Актуализация знаний. (Слайд 2)

1. Фронтальная работа

Мы знаем время растяжимо.

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его.

Бывают у него застои,

А иногда оно течет

Ненагруженное, пустое,

Часов и дней напрасный счет.

Пусть равномерны промежутки

Что разделяют наши сутки,

Но положив их на весы,

Находим долгие минутки

И очень краткие часы

— Ребята , о чем это стихотворение? О каких единицах времени говорит автор?

— Какие величины вы уже знаете? Какие величины изучаем сейчас?

— Назовите все единицы времени, начиная с наименьшей. (Слайд 3)

2 .Устный счет

1. Оле 3 года. Папа старше её на 23 года. Сколько лет папе? (26 лет)

2. У Серёжи брат учится в институте. Всего ему учится 5 лет. Сколько месяцев

он будет учиться? (60 месяцев)

3. — Сколько дней в 2 неделях? (14 дней)

— Полгода это сколько месяцев? (6 мес.)

— 4 века это сколько лет? (400 лет)

— 2 минуты это сколько секунд? (120 сек)

— 3 часа это сколько минут? (180 мин)

— Полвека это сколько лет? (50 лет)

— Сколько часов в сутках ?

— Как найти третью часть суток ? ( 24:3 = 8 ( ч ).)

— Что такое половина суток ? Как ее найти ? ( Это вторая часть суток:

24 : 2 = 12 ( ч ) .)

— Как найти четверть часа ? ( 1 ч = 60 мин , 60 : 4 = 15( мин ) . )

— Как найти четверть года ? ( 1 год = 365 сут., 365 : 4 = 91 сут. 6 ч.)

(Оценить свою работу)

III. Самоопределение к деятельности. Определение темы и целей урока

— Как думаете, что мы будем изучать на сегодняшнем уроке?  (картинка на доске)

Ослик пригласил к себе на день рождения гостей, в том числе и Пятачка, к 9 часам. Чтобы не опоздать, Пятачок вышел из дома в 8 часов, взяв с собой из дома воздушный шарик. Первую половину пути он проделал за 10 минут. Ещё 5 минут он летел на воздушном шарике, пока шарик не лопнул. Расстроенный Пятачок 5 минут рассматривал лопнувший шарик, 15 минут горько плакал и 10 минут брёл до жилья Ослика. Не опоздал ли Пятачок на день рождения Ослика?

— Вы правильно предположили, что мы будем решать задачи на время , а вот какие сейчас узнаете.

(Слайд 4)

* Уроки начинаются в 8 ч. От дома до школы Оля идет 15 мин и 10 мин готовится к урокам. Во сколько ей нужно выйти в школу, чтобы не опоздать? (в 7 часов 35 минут Определяем начало события )

* Уроки начинаются в 8 ч. Оля выходит из дома в 7 ч 35 мин. Сколько времени нужно Оле, чтобы дойти от дома до школы и подготовиться к урокам ?

(определяем продолжительность события 25 минут)

* Оля выходит из дома в 7 ч 35 мин. От школы до дома она идет 15 мин и 10 мин готовится к урокам. Во сколько начинаются уроки ?

(определяем конец события в 8 часов)

— О чем первая задача?

— Во сколько Оле нужно выйти в школу, чтобы не опоздать? (в 7 часов 35 минут)

— О чем вторая задача?

— Сколько времени нужно Оле, чтобы дойти от дома до школы и подготовиться к урокам ? ( 25 минут)

— О чем третья задача?

— Во сколько начинаются уроки ? ( в 8 часов)

— Чем похожи задачи ? (определяем время)

— Чем они отличаются ? (определяем начало события, продолжительность события и конец события)

— Сформулируйте тему  урока.

Тема урока: Решение задач на определение начала, продолжительности и  конца события.

( На доске карточки:  начало, продолжительность, конец события.)

— Сформулируйте задачи урока. ( научиться решать задачи на определение начала, продолжительности и конца события)

IV. Работа по теме урока.

1. Стр.49, №231

— Откройте тетради, оформите заглавие. Откройте учебник на с. 49, прочитайте первую задачу про себя.

— Прочитай вслух. ( один ученик у доски)

— Уроки начались в 9 часов.  Закончились через 4 часа. Во сколько уроки закончились?  (9+4=13ч)

— Это задача на нахождение окончания событий. Она решается сложением.

— Составь по этой задаче обратные. Уроки закончились в 13 часов. Длились 4 часа. Во сколько начались уроки? ( 13 – 4 = 9ч)

— Это задача на начало события. Уроки начались в 9 часов и закончились в 13 часов. Сколько времени длились уроки? ( 13-9=4ч)

— Это задача на продолжительность события.

2. Стр.49, № 232  (1) ( Самостоятельное выполнение. Два ученика работают на доске. Проверка,  самооценка.)

— Прочитайте задачу про себя.

— Прочитай вслух

— Это задача на продолжительность события. Каким действием она решается? (вычитанием) — (…), выходи к доске. Остальные решают в тетрадях. 12 ч 30 мин – 10 ч = 2 ч 30 мин (2)

— Прочитайте задачу про себя.

— Прочитай вслух. Это задача на окончание события. Каким действием решается? (сложением) 13 ч + 3  ч 15 мин = 16 ч 15 мин (3)

— Прочитайте задачу про себя.

— Прочитай вслух. Это задача на начало события. Каким действием решается? (вычитанием) 14 – 1 = 13 (ч)
( оцените свою самостоятельную работу)

V. Физкультминутка.

( составлена из упражнений, имитирующих работу часов)

«Часики» —  повороты глазами влево — вправо без поворота головы.

«Маятник» — наклоны туловища влево и вправо, а затем вперед и назад.

«Колесики» — круговые движения согнутыми в локтях и приставленными к плечам руками.

«Будильник» — поднимаем руки через стороны и хлопаем над головой.

«Пружинка» — приседания.

«Часы идут, идут, а с места не сойдут» — ходьба на месте.

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Работа в группах

Для решения задач на определение начала, продолжительности и конца событий, необходимо помнить некоторые правила (на доске)

1) Чтобы найти длительность события, надо из конца вычесть его начало.

2) Чтобы найти начало события. Нужно из конца вычесть его длительность.

3) Чтобы найти длительность события, надо к началу прибавить его длительность.

—  Решите задачи, пользуясь правилом.

А) Экскурсия в музее началась в 11 ч. и продолжалась 1 ч. 40 мин. Когда экскурсия закончилась?

Решение:__________

Ответ: экскурсия закончилась________

Б) Фильм начался в 12 ч., а закончился в 13 ч. 30 мин. Сколько длился фильм?

Решение:_____________

Ответ: фильм длился________

В) Урок длился 45 мин. и закончился в 11 ч. 20 мин. В котором часу начался урок?

Решение:________

Ответ: урок начался______

Правильный ответ:

А) Решение:11 ч. + 1 ч. 40 мин. = 12 ч. 40 мин.

Ответ: экскурсия закончилась в 12 ч. 40 мин.

Б) Решение: 13 ч. 30 мин. — 12 ч. = 1 ч. 30 мин.

Ответ: фильм длился 1 ч. 30 мин.

В) Решение: 11 ч. 20 мин. – 40 мин. = 10 ч. 40 мин.

Ответ: урок начался 10 ч. 40 мин.

(Самооценка)

VII. Закрепление изученного

1. Работа в парах.   Восстановите правильную последовательность.

1 век                                                   60 сек

1 год                                                   60 мин

1 сутки                                                30сут. или 31 сут.( в феврале 28 или 29 сут.)

1 час                                                    100 лет

1 мин.                                                 365 или 366 суток

1 неделя                                            12 мес.

1 месяц                                               24 час

(Работа на листочках,     проверка)                                                                          

2.Мультипликационно – математическая минутка. (Слайды)

 «Незнайка»:   Я сочинял стихи о своих друзьях 3 часа 17 минут. Сколько времени я занимался этой трудной работой?   (197 минут)

 «Кот Леопольд»:   Я терпел обидные выходки мышей 1 месяц 2 недели и 3 дня. На какой по счету день мое терпение лопнуло?  (на 48 день)

 «Винни-Пух»:   Я летел на воздушном шаре 1 сутки и еще 15 часов. Сколько времени я затратил на полет? (39 часов)

VII. Подведение итогов урока

— В каких единицах измеряют время ?

— Каким действием находится начало события?( вычитанием)

— Каким действием находится конец события? ( сложением)

— Каким действием находится продолжительность события?( вычитанием)

VIII. Рефлексия

— Оцените свою работу на уроке, пользуясь предложениями.(слайд)

Я понял…

Я научился…

Наибольший мой успех сегодня  — это…

Я испытал трудности…

Черемшанская
ООШ – филиал МБОУ «Зудиловская СОШ»

Конспект
урока по математике в 4  классе

по
программе «Школа России».

Тема: «Решение задач на
определение начала, продолжительности и конца события».

                                             
Подготовила учитель начальных классов

                                  
Черемшанская ООШ – филиал МБОУ«Зудиловская СОШ»

                                                                                                                   
Чернова М.В.

п.
Ильича

2020г

Тема:
Решение задач на определение начала, продолжительности и конца события.

Задачи:

 1) продолжить работу над умением решать задачи на
определение начала, продолжительности и конца события

2) совершенствовать вычислительные навыки, умение решать уравнения; закрепить
знания о единицах времени;

3) воспитывать бережное отношение ко времени.

Планируемые результаты:

Предметные:
обобщать знания о единицах времени, определять начало, конец и
продолжительность событий; усваивать соотношения между единицами времени и
уметь применять их при решении задач; решать задачи изученных видов, дополнять
их недостающими данными.

Метапредметные:

 Познавательные УУД:
учить анализу объектов с целью выделения признаков; — формировать умения
выбирать основания для сравнения и классификации объектов; — формировать умения
устанавливать причинно-следственные связи и учить построению логических цепей
рассуждения;

Коммуникативные УУД;
— формировать потребность в общении с учителем; — развивать умение слушать и
вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

Регулятивные УУД: — учить детей контролировать свои действия при работе в классе; —
формировать умения адекватно оценивать свою работу, исправлять ошибки.

Личностные: проявлять
интерес к математике: к количественным и пространственным отношениям, к
зависимостям между объектами, процессами и явлениями окружающего мира и
способами их описания на языке математики, к освоению математических способов
решения познавательных задач.

Межпредметные связи:
окружающий мир: мир глазами историка, мир глазами эколога.

Ресурсы урока:  рабочая
программа; таблица перевода одних единиц времени в другие единицы; учебник;
рабочая тетрадь; электронное приложение к учебнику.

Тип урока: изучение нового материала.

 Форма урока:
комбинированный.

                                                                  Ход урока.

I.Организационный
момент (
Мотивация к учебной
деятельности)

Долгожданный
дан звонок

Начинаем
мы урок.

Мы
отлично учимся!

Всё у
нас получится!

Улыбнитесь
друг другу. Улыбнитесь нашим гостям. Я желаю вам удачи.

Ребята,
проверьте, все ли необходимое для урока лежит у вас на партах: тетрадь, ручка,
карандаш, учебник. Лишнее с пар убираем, чтобы не мешало при работе на уроке.

Урок
хочу начать с пословицы: Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости.

— как
вы её  понимаете?

Наши
знания — это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно,
достаём и используем. И сегодня я вам желаю воспользоваться этим богатством.

II. Актуализация знаний

1.Самостоятельная работа отдельных
учащихся по карточкам.

2. Работа по учебнику. Фронтальная работа.

Задания
в учебнике (устно) № 234,235(с.49).

3.
Индивидуальная работа по карточкам.

Записать
числа в порядке убывания
3649,3651,3645,3655,3658,3644,3647,3643 и
числа пропущенные между ними.


Прочитай число:

208 056 914

  • Назови предшествующее и последующее числа.
  • Сколько классов и сколько разрядов в записи этого числа?
  • Какая цифра стоит в разряде единиц миллионов?
  • Сколько всего миллионов в этом числе?

4.Математический
диктант.  Задание записано на доске.

Верны ли
утверждения:

1.      Первое 
слагаемое 370, второе слагаемое 230, значит, сумма 500.

2.      Первое
слагаемое 410, сумма 1000, значит второе слагаемое 590.

3.      Уменьшаемое
800, разность 350, значит вычитаемое 550.

4.      Сумма
чисел 300 и 130, больше разности этих чисел.

5.      1000
больше 1 в 100 раз.

6.      Прыжок
дельфина 680 см или 6 м и 80 см.

7.      На одной
полке х книг, на другой в 8 раз меньше, значит на ней   х : 8.

             8.Перечислить учебные месяцы.

Отгадайте
загадку:

Без ног и без крыльев оно,
Быстро летит,
Не догонишь его.
Вчера было, 
Сегодня есть
И завтра будет.  (Время)

— Назвать все единицы измерения времени, начиная с
наименьшего

(секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век,
тысячелетие)

1Часы показывают 8 ч 40 мин нут. Уроки
начинаются в 9 часов. Сколько

времени осталось до начала урока? (20 минут)

2. Часы показывают 15 часов. Мама работает до 5 вечера.
Сколько времени

осталось работать маме до конца рабочего дня? (2 часа)

3. Оле 3 года. Папа старше её на 23 года. Сколько лет папе?
(26 лет)

4. У Серёжи брат учится в институте. Всего ему учится 5
лет. Сколько месяцев

он будет учиться? (60 месяцев)

5. — Сколько дней в 3 неделях? (21 дней)

— Пол года это сколько месяцев? (6 мес.)

— 4 века это сколько лет? (400 лет)

— 2 минуты это сколько секунд? (120 сек)

— 3 часа это сколько минут? (180 мин)

— Полвека это сколько лет? (50 лет)

III. Самоопределение к деятельности.

Самоопределение к деятельности

— Как
думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке?

 —
Скажите, который час показывают часы. (9 часов 30 минут, половина десятого,
двадцать один тридцать, 30 минут десятого.)

 — А
сейчас? (7 часов утра, 7 часов вечера, 19 часов)

 — Вы
правильно определили, сегодня мы будем решать задачи на время. — 

 — А
какие, вы сейчас увидите.

1. (
Учитель читает задачи.)

— Уроки начинаются в 8 ч. От дома до школы Оля идет 15 мин
и 10 мин

готовится к урокам. Во сколько ей нужно выйти в школу, чтобы
не

опоздать(в 7 часов 35 минут Определяем
начало события )

Начало
события

?

Окончание
события

8 часов

Продолжительность
события

25 мин

— О чем первая
задача?

         

Во сколько  Оле  нужно  выйти  в  школу,  чтобы  не  

   опоздать?
(в 7 часов 35 минут)

— Уроки начинаются в 8 ч. Оля выходит из дома в 7 ч 35 мин.
Сколько времени

нужно Оле, чтобы дойти от дома до школы и подготовиться к
урокам ?

(определяем продолжительность события 25 минут)

Начало
события

7
ч 35 мин

Окончание
события

8 часов

Продолжительность
события

?

— О чем вторая
задача?

         
— Сколько времени   нужно Оле, чтобы дойти от дома до школы   и подготовиться к
урокам? (25 минут)

— Оля выходит из дома в 7 ч 35 мин. От школы до дома она
идет 15 мин и

10 мин готовится к урокам. Во сколько начинаются уроки ?

(определяем конец события в 8 часов)

Начало
события

7
ч 35 мин

Окончание
события

?

Продолжительность
события

25 мин

— О чем третья задача?

          —  Во
сколько  начинаются  уроки? (в 8 часов)

          — Чем
похожи задачи ? (определяем время)

          —  Чем
они отличаются ? (определяем  начало  события,  продолжительность
события   и конец  события)

2.  Давайте вместе сформулируем тему урока.

Тема урока: Решение задач на определение начала, продолжительности и

конца события.

На доске
карточки:  начало, продолжительность, конец события.

— Сформулируйте
задачи урока.

( научиться решать
задачи на определение начала, продолжительности и конца события)

IV. Работа по теме урока.

Работа по учебнику c. 49

№ 231.


Откройте тетради, оформите заглавие. Откройте учебник на с. 49, прочитайте
первую задачу про себя.


Прочитай вслух.

  (ученик
выходит к доске и работает с моделью часов)


Уроки начались в 9 часов. Покажи на циферблате.

 —
Закончились через 4 часа. Покажи на циферблате. (длинная (минутная) стрелка
сделала 4 круга, маленькая переместилась на 4 часовых деления)

— Это
задача на нахождение окончания событий. Она решается сложением.


Составь по этой задаче обратные. Уроки закончились в 13 часов. Длились 4 часа.
Во сколько начались уроки? (13 – 4 = 9ч)

 — Это
задача на начало события. Уроки начались в 9 часов и закончились в 13 часов.
Сколько времени длились уроки? (13 — 9=4ч)

— Это
задача на продолжительность события.

 № 232 ( с. 49 ). (
Самостоятельное  выполнение.  Два ученика работают на  доске.  Проверка,
самооценка.)

 —
Прочитайте задачу про себя.


Прочитайте  вслух

— Это
задача на продолжительность события. Каким действием она решается? (вычитанием).

Один
ученик выходит к доске, остальные решают в тетрадях. 12 ч 30 мин – 10 ч = 2
ч 30 мин (2)


Прочитайте задачу про себя.

 —
Прочитай вслух. Это задача на окончание события. Каким действием решается?
(сложением) 13 ч + 3  ч 15 мин = 16 ч 15 мин (3)

 —
Прочитайте задачу про себя.


Прочитай вслух. Это задача на начало события. Каким действием решается?
(вычитанием) 14 – 1 = 13 (ч)
            (оцените
свою самостоятельную работу)

V. Физкультминутка.

В небе плавает луна.
(
Плавные покачивания вправо и влево.)

В облака зашла она.      

Раз, два, три, четыре,
пять —
(Хлопки в ладоши.)

Можем мы луну достать.
(
Руки вверх.)

Шесть, семь, восемь,
девять, десять —
(Хлопки над головой.)

И пониже перевесить.
(
Руки вниз.)

Десять, девять, восемь,
семь —
(Шаги на месте.)

Чтоб луна светила всем.
(
Сесть за парту.)

VI. Продолжение работы по теме урока

С.49 № 233

Дополняют условия задачи.

1.      Предстоит
подобрать три слагаемых, сумма которых 112, при этом второе слагаемое на
несколько единиц больше чем первое.

2.      Предстоит
вычислить первое слагаемое найти 1/3 от 2 часов и подобрать два других
слагаемых так, чтобы сумма трех слагаемых была равна 2 часам

С.49
№ 236(Коллективное выполнение)

Составляют
выражения и объясняют их значение

С. 49 №
237  (Работа в парах. На полях)


Чертёж не переносите в тетрадь.

 Возьмите
угольники. — (один ученик работает у доски).

 —
Напиши на первой строчке: тупые углы.

Вспомни,
какие углы называются тупыми. (Углы, которые больше прямого)

 —
Покажи на угольнике прямой угол.

 — Как
находятся тупые углы? (прямой угол угольника совмещается с углом, сторону
угольника направляем по стороне угла)

 —
Выпиши тупые углы.

 —
Вспомним, как обозначается угол.

 —
Напомню, что вершина в названии угла называется посередине.

 Например:
 угол АВС или  СВА – тупой.

 —
Проверяем, какие углы выписали. (АВС, ВОD, COM, CDA)


Выпишите прямые углы. (CBM)

 — Как
находятся острые углы? Выпишите острые углы. (BCA, BCO, BAC, DOM, DCA, ABM,
BOC, OMC)

Учащиеся по программе 7.2 выполняют  задания на карточках.  Проверка
в парах.

2 г. = . . мес.            36 мес. = . г.

2 сут. = . . г              3 мин = . . . с

420 мин = . ч            2 в. 5 г. = . . . г

2. Решение уравнений:

Х : 4 = 20         240 – Х = 100

Х = 20 • 4         Х = 240 – 100

Х = 80              Х = 140

Проверка:       Проверка:

80 : 4 = 2 0       240 –1 40 = 100

     20 = 20                100 = 100

VII. Рефлексия

( Самостоятельное выполнение заданий « Проверь себя»
(учебник с. 49, Проверка.)

Ответ: в 13 ч .

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение
итогов урока

— В каких единицах
измеряют время?

– Как найти начало события?  (Ответ ученика:
надо из окончания события отнять продолжительность события.)

– Как найти окончание события? (Ответ ученика: надо к началу события
прибавить продолжительность события.)

– Как найти продолжительность события? (Ответ ученика: надо из
окончания события отнять начало события.)


Ребята, сегодня мы  вами работали по теме «Решение задач на определение начала,
продолжительности и конца события».

– Что было трудно?
– Какими знаниями, полученными на уроке, вы  хотели бы поделиться 
дома?
– Где можно применить полученные знания?

А вы знаете
сколько  по продолжительности времени вы должны выполнять домашнее
задание?(Ответы детей).

Ребята, на
выполнение домашней работы в 4 классе дается 1,5-2 часа, не больше, поэтому
постарайтесь правильно распределить свое время. Правильное распределение
времени позволит вам за ранее запланировать свой день.

Домашнее задание.

Организует обсуждение выполнения домашней работы –

№239(с.49), ТПО стр.46  №105

Приложение.

0012-012-Rebjata-vozmite-na-parte-list-samootsenki

Карточки  для индивидуальной работы.

Карточка
1 вариант                                                                 

Имя___________________

Сравни
величины

6дм 
________306мм

52дм________5м2см

472см________47дм2см

8м5см_________8м3дм

305с
_________3мин 5с

148мин
______1ч 48мин

3т 5ц =
___________ц

3ч 5 мин
= _________мин

Карточка
2 вариант

Имя___________________

Вырази в
новых единицах

200мм 
=  ___________дм

600с =
____________мин

15000кг
= _________т

2530м =
_________км________м

184дм =
_________м________дм

76мин =
________ч_______мин

3дм 5мм
= ____________мм

2т 5ц
7кг = ___________кг

Карточки для
самостоятельной работы.

Реши
задачу.

Детский
утренник закончился в 14 ч. Когда начался утренник, если он продолжается 1 ч?

____________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

Работа в паре.

Реши задачи.

*
Уроки   начинаются  в 8 ч.  От дома до школы Оля идет 15 мин и 10 мин  

  
готовится к   урокам.  Во сколько  ей  нужно  выйти  в  школу,  чтобы  не  

  
опоздать?                    

Ответ:
___________________________________________________________

* Уроки 
начинаются  в  8 ч. Оля  выходит из дома в 7 ч 35 мин.  Сколько времени   

   
нужно Оле, чтобы дойти от дома до школы   и подготовиться к урокам ?

Ответ:
______________________________________________________________

*  Оля
выходит  из дома в 7 ч 35 мин. От школы до дома она идет 15 мин
 и 

    10 
мин  готовится  к  урокам.  Во сколько  начинаются  уроки ?

Ответ:
______________________________________________________________

– Прочитай число:

208 056 914

  • Назови
    предшествующее и последующее числа.
  • Сколько
    классов и сколько разрядов в записи этого числа?
  • Какая
    цифра стоит в разряде единиц миллионов?
  • Сколько
    всего миллионов в этом числе?

– Прочитайте числа (друг другу) и представьте их в виде суммы
разрядных слагаемых: 5321     8020    70564
– Запишите числа:

  1. 2000
    + 400 + 30 + 1 =
  2. 40 000
    + 8000 + 90 + 5 =
  3. 500 000
    + 600 + 7 =

(Оцените свою работу)

Открытый урок по математике 4 класс

Учитель: Подорожняк Е.Н.

Тип урока:изучение нового материала.

Форма урока: комбинированный.

Оборудование: учебник Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. и др. «Математика, 4 класс, часть 1», модель циферблата, карточки с заданиями.

Тема: Решение задач на определение начала, продолжительности и конца события.

Задачи урока:

1. Предметные: — формировать знания о единицах времени, соотношениях между ними; — формировать навык производить устные и письменные вычисления чисел больше 1000; — вспомнить виды углов. 2. 2.Метапредметные:

а) познавательные УУД: — учить анализу объектов с целью выделения признаков; — формировать умения выбирать основания для сравнения и классификации объектов; — формировать умения устанавливать причинно-следственные связи и учить построению логических цепей рассуждения;

б) коммуникативные УУД; — формировать потребность в общении с учителем; — развивать умение слушать и вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

в) регулятивные УУД: — учить детей контролировать свои действия при работе в классе; — формировать умения адекватно оценивать свою работу, исправлять ошибки.

3. Личностные: — формировать социальную роль ученика; — развивать учебно-познавательный интерес к учебному материалу.

Ход урока.

I. Мотивация к учёбе:

Улыбнитесь друг другу, мне, гостям. Улыбка украшает человека, рассеивает мрачные мысли, разгоняет серые тучи.

— Что ещё может делать улыбка? (дарит хорошее настроение, разгоняет серые тучи).

— Пусть сегодня на уроке с вами будет хорошее настроение.

— Девизом нашего урока будут слова доктора физико-математических наук А.И.Маркушевича

«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели.»

доктор физико-математических наук

Алексей Иванович Маркушевич.

II. Актуализация знаний

— Сегодня мы работаем с вами с Листами самооценки. Каждое задание, которое вы будете выполнять отмечаем на листе самооценки.

— Каким значками отмечаете? ( + или ?)

— В каких случаях ставите + ? ( когда все получилось и все понятно)

— Когда ставим ? ( когда есть ошибки при выполнении задания или не все понятно)

— Как оцениваете свою работу на уроке? ( подсчитываем +)

— Сколько заданий сегодня на уроке нужно выполнить? (6 заданий)

— Начинаем с логической разминки.

— А учащиеся 2 рядя выполняют самостоятельную работу на карточках.

1.Самостоятельная работа отдельных учащихся по карточкам.

2. Фронтальная работа с учащимися.

_- По какому разделу работаем?

— Какие величины уже выучили?

— Какие величины сейчас изучаем?

— Назвать все единицы измерения времени, начиная с наименьшей

(секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век, тысячелетие)

3.Решение задач на определение времени.( устно)

1. Оле 3 года. Папа старше её на 23 года. Сколько лет папе? (26 лет)

2. У Серёжи брат учится в институте. Всего ему учится 5 лет. Сколько месяцев

он будет учиться? (60 месяцев)

3. — Сколько дней в 2 неделях? (14 дней)

— Полгода это сколько месяцев? (6 мес.)

— 4 века это сколько лет? (400 лет)

— 2 минуты это сколько секунд? (120 сек)

— 3 часа это сколько минут? (180 мин)

— Полвека это сколько лет? (50 лет)

— Сколько часов в сутках ?

— Как найти третью часть суток ? ( 24:3 = 8 ( ч ).)

— Что такое половина суток ? Как ее найти ? ( Это вторая часть суток:

24 : 2 = 12 ( ч ) .)

— Как найти четверть часа ? ( 1 ч = 60 мин , 60 : 4 = 15( мин ) . )

— Как найти четверть года ? ( 1 год = 365 сут., 365 : 4 = 91 сут. 6 ч.)

4. Практическая работа с моделью часов.

1. Часы показывают 8 ч 40 минут. Уроки начинаются в 9 часов. Сколько

времени осталось до начала урока? (20 минут)

2. Часы показывают 15 часов. Мама работает до 5 вечера. Сколько времени

осталось работать маме до конца рабочего дня? (2 часа)

( оцените свою практическую работу)

III. Самоопределение к деятельности.

— Как думаете, что мы будем изучать на сегодняшнем уроке?

— Скажите, который час показывают часы. (9 часов 30 минут, половина десятого, двадцать один тридцать, 30 минут двадцать второго часа.)

— А сейчас? (7 часов утра, 7 часов вечера, 19 часов)

— Вы правильно определили, сегодня мы будем решать задачи на время. — — А какие, вы сейчас увидите.

Работа в паре. ( можно пользоваться моделью часов)

— У вас на партах лежат карточки. Прочитайте и решите задачи.

* Уроки начинаются в 8 ч. От дома до школы Оля идет 15 мин и 10 мин

готовится к урокам. Во сколько ей нужно выйти в школу, чтобы не

опоздать? (в 7 часов 35 минут Определяем начало события )

* Уроки начинаются в 8 ч. Оля выходит из дома в 7 ч 35 мин. Сколько времени

нужно Оле, чтобы дойти от дома до школы и подготовиться к урокам ?

(определяем продолжительность события 25 минут)

* Оля выходит из дома в 7 ч 35 мин. От школы до дома она идет 15 мин и

10 мин готовится к урокам. Во сколько начинаются уроки ?

(определяем конец события в 8 часов)

  1. Проверка работы в парах. ( оценить работу в паре)

— О чем первая задача?

Во сколько Оле нужно выйти в школу, чтобы не

опоздать? (в 7 часов 35 минут)

— О чем вторая задача?

— Сколько времени нужно Оле, чтобы дойти от дома до школы и подготовиться к урокам ? ( 25 минут)

— О чем третья задача?

— Во сколько начинаются уроки ? ( в 8 часов)

— Чем похожи задачи ? (определяем время)

— Чем они отличаются ? (определяем начало события, продолжительность события и конец события)

  1. Сформулируйте тему и задачи урока.

Тема урока: Решение задач на определение начала, продолжительности и

конца события.

( На доске карточки начало, продолжительность, конец события.)

— Сформулируйте задачи урока.

( научиться решать задачи на определение начала, продолжительности и конца события)

IV. Работа по теме урока.

1.Работа по учебнику c. 49№231

— Откройте тетради, оформите заглавие. Откройте учебник на с. 49, прочитайте первую задачу про себя.

— Прочитай вслух.

( ученик выходит к доске и работает с моделью часов)

— Уроки начались в 9 часов. Покажи на циферблате.

— Закончились через 4 часа. Покажи на циферблате. (длинная (минутная) стрелка сделала 4 круга, маленькая переместилась на 4 часовых деления)

— Это задача на нахождение окончания событий. Она решается сложением.

— Составь по этой задаче обратные. Уроки закончились в 13 часов. Длились 4 часа. Во сколько начались уроки? ( 13 – 4 = 9Ч)

— Это задача на начало события. Уроки начались в 9 часов и закончились в 13 часов. Сколько времени длились уроки? ( 13-9=4ч)

— Это задача на продолжительность события.

232  (1) ( Самостоятельное выполнение. Два ученика работают на доске. Проверка, самооценка.)

— Прочитайте задачу про себя.

— Прочитай вслух

. — Это задача на продолжительность события. Каким действием она решается? (вычитанием) — (…), выходи к доске. Остальные решают в тетрадях. 12 ч 30 мин – 10 ч = 2 ч 30 мин (2)

— Прочитайте задачу про себя.

— Прочитай вслух. Это задача на окончание события. Каким действием решается? (сложением) 13 ч + 3  ч 15 мин = 16 ч 15 мин (3)

— Прочитайте задачу про себя.

— Прочитай вслух. Это задача на начало события. Каким действием решается? (вычитанием) 14 – 1 = 13 (ч)

( оцените свою самостоятельную работу)

V. Физкультминутка.

VI. Продолжение работы по теме урока.

  1. Работа на карточках.

Реши задачу.

Детский утренник закончился в 14 ч. Когда начался утренник, если он продолжается 1 ч?

2. Геометрический материал.

С. 49 № 237 ( на полях)

— Чертёж не переносите в тетрадь.

Возьмите угольники. — (один ученик работает у доски).

— Напиши на первой строчке: тупые углы.

Вспомни, какие углы называются тупыми. (Углы, которые больше прямого)

— Покажи на угольнике прямой угол.

— Как находятся тупые углы? (прямой угол угольника совмещается с углом, сторону угольника направляем по стороне угла)

— Выпиши тупые углы.

— Вспомним, как обозначается угол.

— Напомню, что вершина в названии угла называется посередине.

Например:  угол АВС или  СВА – тупой.

— Проверяем, какие углы выписали. (АВС, ВОD, COM, CDA)

— Выпишите прямые углы. (CBM)

— Как находятся острые углы? Выпишите острые углы. (BCA, BCO, BAC, DOM, DCA, ABM, BOC, OMC)

VII. Рефлексия

Тетради для проверочных работ. С.30-31

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— В каких единицах измеряют время ?

— Каким действием находится начало события?( вычитанием)

— Каким действием находится конец события? ( сложением)

— Каким действием находится продолжительность события?( вычитанием)

IХ. Домашнее задание

С. 49 № 236, №238

Приложение к уроку.

«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели.»

доктор физико-математических наук

Алексей Иванович Маркушевич

Карточки для индивидуальной работы.

Карточка 1 вариант

Имя___________________

Сравни величины

6дм ________306мм

52дм________5м2см

472см________47дм2см

8м5см_________8м3дм

305с _________3мин 5с

148мин ______1ч 48мин

Карточка 2 вариант

Имя___________________

Вырази в новых единицах

200мм = ___________дм

600с = ____________мин

15000кг = _________т

2530м = _________км________м

184дм = _________м________дм

76мин = ________ч_______мин

3дм 5мм = ____________мм

3т 5ц = ___________ц

3ч 5 мин = _________мин

2т 5ц 7кг = ___________кг

Карточки для самостоятельной работы.

Реши задачу.

Детский утренник закончился в 14 ч. Когда начался утренник, если он продолжается 1 ч?

______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

Работа в паре.

Реши задачи.

* Уроки начинаются в 8 ч. От дома до школы Оля идет 15 мин и 10 мин

готовится к урокам. Во сколько ей нужно выйти в школу, чтобы не

опоздать?

Ответ: ___________________________________________________________

* Уроки начинаются в 8 ч. Оля выходит из дома в 7 ч 35 мин. Сколько времени

нужно Оле, чтобы дойти от дома до школы и подготовиться к урокам ?

Ответ: ______________________________________________________________

* Оля выходит из дома в 7 ч 35 мин. От школы до дома она идет 15 мин и

10 мин готовится к урокам. Во сколько начинаются уроки ?

Ответ: ______________________________________________________________

Loading…

Для решения задач на определение начала, продолжительности и конца событий, необходимо помнить некоторые правила:

1) Чтобы найти длительность события, надо из конца вычесть его начало.

2) Чтобы найти начало события. Нужно из конца вычесть его длительность.

3) Чтобы найти длительность события, надо к началу прибавить его длительность.

Устно закрепи правила, выполни следующие задания, после чего проверь себя по ответам в конце урока.

 Решите задачи, пользуясь правилом.

1) Экскурсия в музее началась в 11 ч. и продолжалась 1 ч. 40 мин. Когда экскурсия закончилась?

Решение:__________

Ответ: экскурсия закончилась________

2) Фильм начался в 12 ч., а закончился в 13 ч. 30 мин. Сколько длился фильм?

Решение:_____________

Ответ: фильм длился________

3) Урок длился 45 мин. и закончился в 11 ч. 20 мин. В котором часу начался урок?

Решение:________

Ответ: урок начался______

4) Какое время показывают часы? Заполните окошки. Напишите два варианта – до полудня и после полудня.

Д/З с. 49 № 232, 238 (Все примеры расписать по действиям)

Правильный ответ к заданиям:

1) Решение:11 ч. + 1 ч. 40 мин. = 12 ч. 40 мин. Ответ: экскурсия закончилась в 12 ч. 40 мин.

2) Решение: 13 ч. 30 мин. — 12 ч. = 1 ч. 30 мин. Ответ: фильм длился 1 ч. 30 мин.

3) Решение: 11 ч. 20 мин. – 45 мин. = 10 ч. 35 мин.  Ответ: урок начался 10 ч. 35 мин.

4) Правильный ответ:

1) 2:45 или 14:45 2) 5:45 или 17:45

3) 11:15 или 23:15 4) 1:15 или13:15

Дата публикации — 29.10.2020

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как найти эмблему в mad max
  • Как найти перекос на железной дороге
  • Как найти штрафы гибдд по номеру машины
  • Как найти аирподс которые украли
  • Протекает бачок унитаза как исправить

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии