Каждый музейный экспонат — это уникальный предмет. Он призван вызывать определенные чувства, переживания, эмоции у посетителя, подтолкнуть его к размышлениям, а возможно даже переосмыслению собственных взглядов. Но вот атрибуция музейных предметов, напротив, должна быть сухой, сжатой, но при этом полной и информативной. Что это такое, по каким критериям она проводится, какого алгоритма должны придерживаться музейные работники, мы разберем далее. Представим также частные случаи и примеры по ним.
Что это?
Атрибуция музейных предметов — это установление времени, локации создания, автора того или иного произведения, документа, памятника культуры. Исследователь при ее составлении опирается на анализ стиля, техники, манеры, сюжета, привлекает дополнительные данные, прямые и косвенные. Чем шире их круг, тем точнее описание.
Атрибуция музейных предметов — это спорное либо доказательное приписывание произведения какому-либо автору. Или установление личности персонажа на каком-либо экспонате.
Атрибуция музейных предметов — это и описание экспоната по установленным инструкциями правилам (признакам музейного предмета).
Требования к процессу
Основное требование к атрибуции — это умение ее автором ясно и четко описать экспонат. При этом важно в полной мере раскрыть его характерные детали, особенности. Введение личностно-эмоционального описания недопустимо. Атрибуция музейных предметов — это документ, предлагающий возможность представить перед собой экспонат, не видя его перед глазами.
Что значит провести атрибуцию? Это составить всестороннюю характеристику экспоната, отвечая при этом на ключевые вопросы:
- Что это?
- Из чего оно создано?
- Кто его автор?
- Для чего предназначено?
- Когда и каким образом изготовлено?
- Каково его социальное значения?
- Какая здесь техника исполнения и проч.
Вещь без научного описания и точного определения не может быть использована в музейной деятельности. Но атрибуция не должна ограничиваться лишь непосредственным изучением ее автором экспоната. Он обязательно должен обращаться к дополнительным источникам: энциклопедиям, справочникам, историческим источникам, консультациям у специалистов.
Общий план атрибуции
Методические пособия по атрибуции музейных предметов предлагают следующий ее план:
- Название экспоната.
- Его шифр, инвентарный номер.
- Источник поступления предмета.
- Подлинник или копия?
- История создания, находки, использования в жизни, поступления в музей. Общим словом, легенда экспоната.
- Разбор надписей, отпечатков, клейм. В описании обычно копируются в формате 1:1, с сохранением пунктуации и орфографии автора.
- Использованные материалы.
- Техника, стиль, способ изготовления.
- Полные размеры. Это длина, глубина, высота, ширина, вес, объем, диаметр.
- Устройство и форма экспоната. Здесь наиболее полно разбираются сложные предметы, состоящие из нескольких деталей.
- Краткая характеристика. Собственно, это и есть описание внешнего вида предмета.
- Стилистические особенности. Пункт наиболее важен для предметов искусства.
- Назначение предмета.
- Информация о месте и времени его создания, изготовления.
- Социальная принадлежность экспоната.
- Авторская принадлежность.
- Этническая принадлежность.
- Принадлежность конкретному лицу. Наиболее важно для мемориальных экспонатов.
- Сведения о сохранности.
Некоторые позиции из этого плана атрибуции музейных предметов (или атрибутирования) мы подробнее разберем ниже.
Наименование
Позиция начинается с имени существительного. Затем, если нужно, вводится его описание. Если предмет имеет какое-то отличное местное, этническое, историческое название, оно упоминается в скобках.
Приведем примеры атрибуции музейных предметов здесь:
- Тарелка суповая.
- Грамота почетная.
- Игрушка елочная «Дед Мороз».
- Бусы (прутики) праздничные и проч.
Авторство
Под автором понимается в общем создатель данного экспоната. Поэтому в данной категории упоминают и художника, и писателя, и составителя, и ремесленника, и предприятие-изготовителя. Что касается завода, компании, то важно упомянуть именно историческое наименование конкретно на момент создания экспоната.
Локация создания
Это не только место создания, но и локация бытования, события. Тут также важно упомянуть именно историческое наименование — на момент появления, изготовления экспоната. Для некоторых атрибуций исторических экспонатов важно место использования, применения.
Описание
Описательный раздел — самая главная часть музейной атрибуции. Специалисту тут важно охарактеризовать все основные признаки предмета:
- Цвет.
- Конструктивные особенности.
- Форма.
- Художественный стиль.
- Структура.
- Имеющиеся изображения.
- Подписи, надписи и клейма.
Например, атрибуция музейных предметов из меха обязательно включает в себя описание одежды, ее принадлежность к модным течениям своего времени, описание покроя, происхождение меха, его качество, натуральность и проч. Если предмет сложный (из нескольких деталей), то подобным образом описывается каждый из его элементов.
При атрибуции музейных предметов из бумаги разделяются описания для художественных произведений, исторических свидетельств и документов. Для последних важна не только характеристика внешнего вида, но и содержания. Когда проводится атрибуция музейных предметов из фарфора, описывается форма, структура предмета, детально разбирается рисунок на нем, оформление. Указывается информация о фирме-изготовителе.
Датировка
Датировка может быть точной — для книги или фотографического снимка. Допускается и примерная — для археологических, этнографических экспонатов, а также предметов быта.
Техника и материалы
В данном разделе специалист должен скрупулезно перечислить все материалы в составе изделия. Тут важна конкретика: не металл, а никелевый сплав, не дерево, а дуб, груша, сосна, не ткань, а хлопок, лен, синтетическая комбинация. Но если нет возможности определить состав изделия точно, то общие термины допускаются.
Важно также представить технику исполнения или создания: вышивка, ручная ковка, живопись, чеканка и проч.
Размеры
В музейном деле принято указывать размеры в сантиметрах. Исключение здесь — только нумизматика. Притом сначала указывается вертикальный, а затем горизонтальный размер. Для предметов одежды — длина изделия, ширина плеч, пышность юбки. Для посуды — высота, диаметр горлышка и донышка. Для картин и фотографий сначала указываются размеры без рамки, а лишь затем — с рамкой или полями.
Сохранность
Еще один важный момент в атрибуции — информация о сохранности экспоната. Специалист должен скрупулезно изучить предмет на вопрос даже мельчайших повреждений. Все найденное он фиксирует:
- «Ткань выцвела в определенных местах…»
- «На изделии имеются пятна синего цвета в…»
- «Видны загрязнения на…»
- «Невооруженным глазом заметны сколы, потертости на участках…»
Легенда
И последний важный пункт, о котором нельзя забывать при составлении атрибуции — это легенда. Под ней подразумевается история создания или происхождения предмета, факт его принадлежности знаменитым людям, связь с определенными событиями или местностью, интересная информация об авторе, владельце.
Легенда атрибуции — это тот самый источник, на который сотрудники музея опираются при составлении этикетажа и программ экскурсий.
Пример атрибуции № 1
Разберем теперь конкретные примеры:
- Кринка (корчажка) для молочных продуктов.
- Изготовлена из красной глины, сделана на гончарном круге.
- Изделие темно-коричневого цвета.
- Сосуд отличается округлым выразительным венчиком, выгнутым наружу. Горлышко здесь высокое и широкое, плавно переходящее в овальное плечико. Тулово кринки плавно сужается к донышку. Как внешняя, так и внутренняя поверхность сосуда блестящие, так как мастер покрыл их поливой.
- Кринки бытовали на территории России повсеместно. Главное их использование — хранение и подача на стол молочных продуктов.
- Крынка принадлежала жительнице села Иваново Петровой Марии Семеновне (1925 г. р.). Передана музею на безвозмездных началах ее внучкой — Сергеевой Ксенией Александровной.
- Предположительное место производства — Московская область. Дата изготовления — 1905-1910 гг.
- Материал — глина. Техника изготовления — обжиг. Оформление — полива.
- Высота — 22 см, диаметр горлышка — 5 см, диаметр донышка — 15 см.
- Экспонат имеет трещины и царапины на тулове, два небольших скола на венчике.
Пример атрибуции № 2
Теперь атрибуция одежды:
- Сарафан-саян женский.
- Материал — домотканая шерстяная ткань красного цвета.
- Изделие на лифе. Последний подшит холстом, имеет застежку (застегивается на 5 пуговиц). К лифу присоединена юбка, состоящая из 5 полотнищ, присборенная. Изделие украшено тремя атласными ленточками белого цвета, пришитых параллельно линии подола. Швы — машинная строчка, обработка краев материи — ручная.
- Принадлежал Семеновой Маргарите Павловне (1925 г. р.). Изделие передано музею его владелицей.
- Производства: СССР, Брянская область, с. Ольховка. Дата изготовления: 1930-е годы.
- Материал — шерстяная ткань, холст.
- Длина — 120 см, ширина в плечах — 35 см.
- Сарафан немного поврежден молью на спинке.
Атрибуция — краткое, но всеобъемлющее описание музейного экспоната. Она должна быть составлена таким образом, чтобы у читателя перед глазами возникал полный и верный образ характеризуемого предмета.
Поиск информации на сайте
Для поиска информации можно воспользоваться полями полнотекстового поиска в каждом разделе или по всему сайту (иконка “лупа” в шапке сайта). Поиск можно осуществлять по отдельным словам или фразам. В выдачу результатов поиска будут попадать карточки, в которых встречаются все указанные в запросе слова (с учетом всех словоформ).
Поиск можно сделать более точным, используя синтаксис запросов поиска:
1. Знак “+” перед словом означает, что поиск идет по слову без учета его словоформ (слово1 слово2 +слово3).
2. Знак “-” перед словом означает, что слово и все его словоформы должны быть исключены из результатов поиска (слово1 слово2 -слово3).
3. Выделение фразы кавычками означает, что поиск идет по точной фразе без учета словоформ (“слово1 слово2 слово 3”).
4. Знак “-” перед фразой выделенной кавычками означает, что из поиска будет исключена эта точная фраза без учета ее словоформ (-”слово1 слово2”)
5. Знак “*” вначале, или в конце слова. Поиск идет по части слова (соба* — слова, начинающиеся на «соба», *бака — слова, заканчивающиеся на «бака», *обак* — слова, содержащие «обак»)
Для развернутого поиска некоторые разделы сайта имеют функционал расширенного поиска и панель с фильтрами.
Всех нас когда-то родители за ручку приводили в музей. Мы входили в просторные залы, оглядывались по сторонам, слушали экскурсовода, не все понимали, многое из услышанного куда-то сразу улетучивалась из головы, но, помню, впечатление о таком походе оставалось надолго. Мне всегда очень хотелось потрогать экспонат, хотя было нельзя. Наверное, это желание во многом объясняется тем, что всегда интереснее работать с экспозицией, чем просто наблюдать — и ребенку, и профессору. Учтите, что при этом мы всегда можем увидеть только малую часть того, что хранит музей, ведь огромное число замечательных предметов постоянно лежат в запасниках! Мы знаем, что информационные технологии проникают во все сферы нашей жизни. Могут ли они помочь в музейном деле — чтобы и посетителям было интереснее, и самим работникам музея работалось легче? Мне предоставилась возможность узнать о том, как обстоят дела в этой области в Государственном Историческом музее (ГИМ) — одном из крупнейших музеев нашей страны, где собрано огромное количество самых разных вещей — материальных свидетелей различных эпох, отражающих историю зарождения и развития русского государства с древнейших времен до наших дней.
Но сначала — несколько слов об общих задачах информатизации музеев и музейного дела.
У западных коллег
В музеях Западной Европы компьютерная техника используется значительно шире, чем у нас, но она внедрена в основном в административной, бухгалтерской работе. Если же говорить о построенных на основе информационных технологий музейных системах, то и там это довольно редкое явление.
Так, в боннском музее «Дом истории» все новые поступления описываются лишь компьютерным способом. Но следует учитывать, что в эту музейную систему вложены колоссальные деньги, а фонд «Дома истории» включает всего около 300 тыс. экспонатов, из которых за шесть лет большой коллектив специалистов обработал около 100 тыс. Для сравнения, коллекция ГИМ содержит около 5 млн. единиц хранения, а это — примерно 500 млн. физических предметов (объектов описания).
Интересна информационная система в музее Люксембурга — там она ориентирована именно на посетителей. В залах музея находится около 50 мониторов, которые предоставляют разнообразнейшую информацию, от путеводителя по сложному семиэтажному зданию до сюжетов, иллюстрирующих события из истории Люксембурга. Вся система опирается на мощный компьютерный центр, а информация выдается индивидуально по запросу каждого посетителя. Выглядит это следующим образом: сотрудник музея после стандартной процедуры опроса (возраст, образование и т. п.) выдает посетителю карточку, которая предусматривает один из трех уровней изложения материала: сложный, средний и упрощенный. Осматривая экспозицию, посетитель вставляет карточку в специальное устройство на мониторе и получает информацию в соответствии с установленными критериями.
Таким образом, можно выделить две основные области применения музейных информационных систем: внешняя — расширение возможностей посетителей по самостоятельной работе с музейным фондом и внутренняя — обеспечение более эффективной работы по сохранности музейного фонда и развитию музейного дела.
Рассмотрим теперь вкратце, как создавалась информационная система ГИМ, позволившая успешно решать эти задачи.
Этапы построения информационной системы музея
Первый этап, длившийся с 1981 по 1984 год, включал разработку универсальной системы описания музейного предмета ГИМ и тестирование поисковой модели на определенном количестве предметов. Работа велась в диалоговом режиме на СУБД ИНЭС на машинах серии ЕС.
Второй этап предусматривал практическое внедрение этих технологий. В 1985 году на основе разработанной системы начала действовать первая база данных в отделе керамики. Совместно со специалистами этого отдела была подготовлена выставка «Русский фарфор XVIII — начала XX веков».
Но в 1986-м начался ремонт, и фактически работы приостановились до 1992 года Кстати, ремонт продолжается по сей день — вот уже 14 лет (само здание музея построили за 12).
Третий этап, начавшийся в 1992 году, ознаменовал «возрождение» того, что было наработано ранее. В течение 1994 года был создан отдел информатики музея и началось формирование общей базы данных отдела учета ГИМ. За основу взяли наиболее изученный отдел драгоценных металлов, база данных которого разрабатывалась еще в 1984 году, потом по той же модели создали БД для отдела оружия и ряда других. Система эта была, конечно, не графического, а описательного характера и «жила» на машинах серии ЕС.
На четвертом этапе персональные компьютеры сменили ЕС, а СУБД «Ника» стала преемницей ИНЭС на ПК. Началась отработка методики и технологии построения электронного архива музея на основе новых поступлений и компьютеризации музейного дела в части выставочной деятельности. Ввод изображений предметов начали с отдела нумизматики, а инструментом ввода информации в «Нику» cтал Access.
И наконец, в 2000 году начался пятый этап. Он предусматривает создание единой информационной системы, объединяющей все фондовые отделы, которые располагаются в главном здании и филиалах, и построение единой сети информационных потоков по учету и движению фондов.
Остановимся теперь более подробно на том, что представляет собой база экспонатов музея и как построена система поиска в ней.
База экспонатов музея
Существует международный cтандарт получения, обработки, хранения и передачи изображений в электронном виде — пирамида jpeg, в соответствии с которым электронное изображение предмета имеет 12 степеней детализации: от маленькой виньетки до детального изображения в файле объемом 40 — 150 Мбайт. Используя уникальную технологию, на основе этого стандарта можно получить компрессию изображений в десять раз без потери качества.
Музейный предмет сканируется, к нему добавляется описание и он помещается в электронную базу экспонатов, построенную на базе СУБД «Ника». В ней находятся изображения первых трех уровней детализации.
Сейчас в базе содержатся изображения 15 тыс. экспонатов, которые выезжали за рубеж или проходили реставрацию. И хотя эти предметы побывали во многих странах мира, в России их никто никогда не видел, потому что они лежат только в запасниках. Теперь же в intranet-сети музея, используя развитые средства поиска, можно легко найти и увидеть высококачественные электронные изображения всех этих экспонатов, которыми раньше любовались только за рубежом.
Общее же чиcло записей в базе данных превысило 120 тыс. (15 тыс. изображений, больше 100 тыс. фактографических записей), она постоянно пополняется, сейчас идет ввод в базу электронных изображений коллекции отдела драгоценных металлов — а это около 40 тыс. предметов. Они помещаются в электронный архив и на Web-сервер в сети intranet музея. Всего же база данных будет содержать около 500 млн. объектов описания.
Поисковая система
Особенность ГИМ в том, что здесь хранится огромное число предметов всевозможных видов и размеров — от громадного ковша шагающего экскаватора до миниатюрной брошки. Поэтому требования к поисковой системе были довольно высокие.
В музейном деле к тому же есть своя специфика, и заключается она в том, что при создании единой поисковой системы следует учитывать принцип историзма.
Это значит, что при работе с экспозицией, например, в период подготовки тематической выставки, которая должна быть иллюстрирована самыми разными предметами, необходим инструмент, который бы позволял быстро просмотреть все фонды и отобрать все, что, допустим, связано с Суворовым или Наполеоном.
При поиске важно также учитывать выделение общих признаков, ведь в основе научных исследований музейных работников лежит классификация — поиск общих и уникальных признаков. Они строят классификационные схемы — от общего к частному, только делают это на бумаге, а не в компьютере.
По мнению специалистов ГИМ, работа с базами данных в музейных информационных системах отличается еще и тем, что нет необходимости в универсальных мощных СУБД типа Oracle, ориентированных на выполнение большого числа операций на записи в единицу времени. Здесь подобные операции редкость, поскольку отдельные фрагменты коллекции описываются на местах, и обычно вечером их «складывают» в общее хранилище.
Поэтому решение на базе СУБД «Ника», разработанной в ИСА РАН, по мнению сотрудников отдела информатики Исторического музея, является наиболее удобным и экономически целесообразным.
Информационно-поисковая система на базе «Ники» позволяет из электронной базы экспонатов, сделанной в Web-интерфейсе, проводить выборку по множеству параметров: по отделам музея, по датам изготовления, по странам, по городам, по событиям, по векам, по ГИМ-овскому номеру экспоната, по авторам описаний музейных предметов, комбинировать компоненты поиска, строить сложный комбинированный поиск по условию. Таким образом, например, были отобраны литографии, связанные с Петром I и Людовиком XII. Если бы это делалось «вручную» по картотеке и записям в инвентарных книгах, то заняло бы массу времени.
Интересно, что на основе той же СУБД «Ника», которая теперь развивается, совершенствуется и внедряется специалистами компании Cognitive Technologies, построен электронный архив в Музее Андрея Рублева и база данных «Пострадавшие за веру в годы репрессий», включающая 16 тыс. человек, в Свято-Тихоновском Богословском институте.
Схема работы электронного архива музея
Предметы через фондово-закупочную комиссию поступают в коллекцию ГИМ и передаются в соответствующие фондовые отделы см. рис. Там поступившие экспонаты описываются. Некоторые коллекции, например древнерусской живописи, описаны полностью, некоторые пока частично. Полученная информация о предметах заносится в базу данных — электронный архив «Золотой фонд». Если планируется зарубежная выставка, каждый отдел готовит к ней определенные предметы из своих коллекций. Имеющиеся описания предметов специалисты берут из электронного архива «Золотой фонд», если их нет — предметы описывают и помещают туда. Таким образом, электронный архив постоянно пополняется, и с помощью поисковой системы в нем можно оперативно найти, отобрать предметы и в сжатые сроки получить комплект документации для организации выставки: таможенную ведомость, паспорт сохранности, каталожное описание и др.
Музейные предметы могут перемещаться не только на выставки, но и внутри музея, в те отделы, где вещи не хранятся, например, в отдел реставрации, на внутреннюю выставку или на видео- и фотосъемку. При этом создается внутренняя передаточная ведомость, а информация о перемещении предмета также заносится в электронный архив.
Таким образом, база «Золотой фонд» позволяет отслеживать перемещение предметов как внутри музея, так и за его пределами, кроме того, она служит источником для расширения сети intranet, с которой смогут работать посетители в читальном зале ГИМ, и для Internet-сайта музея.
Доступ к электронному архиву «Золотой фонд» ранжируется по трем уровням: рядовой посетитель, посетитель-специалист и сотрудник ГИМ.
Рассмотрим технические характеристики сети, на которой работает информационная система музея. Она охватывает около 200 компьютеров и несколько локальных сетей — читального зала (библиотека и отдел книжного фонда), отдела информатики, нумизматики, отдела учета, а также бухгалтерии, которые объединены с центральными серверными оптоволоконными линиями связи внутри отделов разводка сделана витой парой. Cеть работает под ОС Windows NT. Используется и Linux, которая обслуживает в основном доступ в Internet. Базы изображений хранятся на ленточных накопителях стандарта DLT, обеспечивающих сохранность изображения в течение 15 лет.
Разработка информационной системы осуществляется при содействии фирмы Cognitive Technologies, поставки аппаратного обеспечения взяла на себя компания CROC. Эксплуатация и наполнение информационной системы возложены на отдел информатики музея.
Что реально дало внедрение информационных технологий музею
Первое — быстрое оформление документации для решения частных практических задач при переезде фондов (например, распечатка документации и упаковочных ярлыков).
Второе — компьютеризация процесса сверки наличия экспонатов. Делается это так: сотрудник фондового отдела сообщает координаты предмета (номер шкафа, полки, ящика или коробки, где он хранится), ГИМ-овский номер название экспоната, краткое описание изменений (cтекло помутнело, трещина появилась) сотруднику отдела информатики, который заносит эти данные в компьютер. Таким образом, в результате происходит сверка наличия и одновременно создается фрагмент базы данных, по которому потом уже легче найти вещь, сверить ее с картотекой, уточнить описание.
Третье — подготовка документации для зарубежных выставок. Из информационной системы сотрудники музея теперь получают таможенный список и паспорт сохранности: на первой странице — текстовое описание экспоната, на второй — распечатка изображения. Такая система дала возможность изготовить всю документацию по четырем небольшим зарубежным выставкам за месяц. А раньше на подготовку только одной зарубежной выставки уходило месяца четыре, а то и полгода.
Четвертое — участие в международных проектах RAMA, NARCISSE, CREDCO, SICMA, MENHIR, позволившее музею получить и технику, и ПО, а также принесшее ему мировую известность, что привело к расширению зарубежной выставочной деятельности музея.
Пятое — создание охранного видеографического банка данных высококачественных электронных изображений предметов, причем помимо оцифрованных фотографий в видимом свете он содержит снимки в ультрафиолетовых, инфракрасных, рентгеновских лучах.
Шестое. Электронная база предметов явилась отличным источником для пополнения качественными изображениями Internet-сайта ГИМ.
Седьмое. Благодаря информационным технологиям стал возможен первичный учет необработанных в полном объеме коллекций из собрания музея. Cейчас уже введено в базу около 5 тыс. компьютерных изображений предметов из этого фонда, за несколько лет можно будет провести такую «первичную фиксацию» всех предметов — без компьютерных технологий это было бы совершено нереально.
Восьмое. В музее занимаются компьютерными исследованиями в области реставрации. Сейчас разрабатываются технологии, которые позволят реставраторам на основе анализа снимков, сделанных методом цветного ультрафиолета, а также в инфракрасных или рентгеновских лучах, и их компьютерной обработки проводить оперативное исследование «больных» и поврежденных предметов.
И наконец, девятое, о чем уже говорилось в начале статьи, — информационная система музея предоставила доступ к изображениям тех экспонатов, которые находятся в запасниках. И позволила расширить масштаб тематического представления богатых коллекций ГИМ.
Самое же главное, по мнению специалистов ГИМ, заключается в том, что заложены новые основы музейного дела — электронная фиксация и ввод высококачественного изображения. А это очень актуально именно для таких огромных музеев, как ГИМ или Эрмитаж.
О перспективах
Для музея очень важно учитывать потребности разных категорий посетителей — от академиков, профессоров до школьников, интересующихся исторической наукой. В связи с этим очень органичной составляющей единой информационной системы музея станет читальный зал.
Он откроет двери для первых посетителей в Международный День музея — 18 мая 2001 года. Всего в читальном зале 84 компьютеризированных рабочих места, из них 20 стационарных — ПК с процессорами Pentium III, TFT-мониторы, а остальные — с возможностью подключения ноутбуков, есть также сканеры, цветной принтер. В музейной библиотеке много ветхих, древних и редких книг. Эти манускрипты будут переведены в электронный вид, и читатели получат электронные копии запрашиваемых страниц.
Сейчас разрабатывается электронная версия каталога библиотеки и книжного фонда, который включает 250 тыс. книг. Каталожные карточки сканируются, создается их электронный образ, а потом запускается процесс распознавания с помощью системы «Евфрат» производства Cognitive Technologies, которая специальным образом настроена для распознавания карточек. Эта работа должна быть завершена ко Дню музея. Посетитель сможет с компьютера в читальном зале послать библиотекарю запрос на определенную книгу, что значительно сократит время поиска и ожидания. Да и сам компьютер, настольный или блокнотный, посетитель сможет получить в зале и, соединившись с Internet или Intranet-сетью музея, поработать с базами электронных изображений. Библиотека, содержащая около 300 компакт-дисков по истории отечественной и зарубежной культуры, тоже будет доступна посетителям.
Общая сумма затрат на реставрацию и оборудование читального зала составила около 50 млн. рублей.
Опыт, полученный при создании информационной системы, не является тайной за семью печатями. На базе отдела информатики в прошлом году был организован научно-консультационный центр, и в ГИМ уже приезжали на стажировку сотрудники Эрмитажа, музеев Кремля, Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, целого ряда региональных музеев, а также музеев Латвии, Армении и даже Сахалина.
Методика создания и видеографических баз данных может быть применена не только в музейном деле. Так, например, на крупных лесокомбинатах используются компьютерные изображения срезов древесины, что облегчает ее сортировку; в криминалистике работают с базами электронных изображений отпечатков пальцев, а на заводе алюминиевых конструкций — с базами изображений разных вариантов профилей.
Об авторе
Михаил Глинников — научный редактор журнала «Мир ПК». Ему можно написать по адресу: mikeg@pcworld.ru
Что нужно музею?
Александр Иванович Шкурко, директор Государственного Исторического музея:
Можно выделить три основные задачи, которые я считаю первостепенными при внедрении информационных технологий в музейном деле.
Во-первых, обеспечить юридическую защиту и физическую сохранность экспонатов ГИМ — крупнейшего в Москве хранилища музейных предметов. Информационная система должна помочь решить эту задачу, обеспечив юридическую сторону защиты адекватно самому предмету.
Возьмем пример из нумизматики. Допустим, что монета вышла в некоем уникальном варианте, скажем, из-за изношенности штампа, и ценность ее превышает обычный тиражный экземпляр на много порядков. Очень важно обеспечить юридическую защиту такой монеты от возможности, например, подмены. Как решить эту проблему? Здесь как раз может помочь введение видеографических банков данных музейных предметов — эта технология позволит создать электронное изображение монеты с очень высокой степенью разрешения, когда видны детали, недоступные глазу. Правда, при этом встает непростая задача соединения этого изображения с минимумом информации описательной.
Вторая важная задача — ускорить с помощью современных информационных технологий процесс научной инвентаризации фонда ГИМ. Существует несколько этапов обработки музейного фонда. Сначала — первичный учет, в результате которого происходит формирование записей о предметах и присваивание им номера в Главной Инвентарной Книге и Актах Приема, с приложением описи предметов. Второй этап — научная инвентаризация, когда вещь поступает в соответствующий фондовый отдел, а их в нашем музее 19, и идет ее более подробное изучение и описание. Этот процесс должен занимать до полугода, но сейчас в связи с нехваткой кадров может затягиваться на несколько лет. Результатом изучения является запись о предмете в Книгу Научного Инвентаря, которая тоже имеет юридическую силу. В ней содержится уже пять миллионов номеров — единиц хранения. Но на каждую такую единицу может приходиться не один, а десятки и даже сотни предметов. И, наконец, получившийся в результате индивидуальный «большой ГИМ-овский номер» предмета должен «вернуться» и отразиться в Главной Инвентарной Книге. Прибавьте к сложностям работы с такими массивами информации еще ремонт здания музея, переезд фондов, разбросанность их по Москве — все это приводит к очень большим задержкам процесса научной инвентаризации. А компьютерные технологии должны ускорить эти процессы, чтобы в более короткие сроки совершалась однозначная идентификация и атрибуция (описание) музейного предмета.
И третья важная задача — работа с посетителями. Меня серьезно волнует вопрос: что мы даем тем, кто к нам приходит? Ведь уже сейчас музей принимает полмиллиона посетителей в год, а когда через год его экспозиция будет открыта полностью, эта цифра возрастет до миллиона. Информационная система должна предоставить инструмент, с помощью которого люди смогли бы активно изучать экспозицию музея, вести самостоятельную работу по осмыслению и изучению тех или иных исторических предметов или событий.
Музею нужны стандарты
Рассказывает Александр Иванович Шкурко, директор Государственного Исторического музея
Главная трудность, связанная с построением информационной системы музея, заключается в совмещении традиционной музейной схемы изучения, описания и фиксации музейного предмета с теми возможностями, которые заложены в различных математических и лингвистических элементах программирования при создании компьютерной базы предметов.
Ведь сейчас нужно не просто отработать математическую схему описания и «лингвистику» электронной базы предметов, которые совпадают с нашей развернутой терминологией описания — надо свести это воедино и сделать стандартом, таким, как, например, инструкция по учету и хранению фонда — есть у нас такой основополагающий документ. Сделать его защищенным в правовом отношении, обязательным к исполнению каждым сотрудником, да и самих музейных работников обучить. То есть регламентировать всю эту работу — здесь очень непростое сочетание чисто юридических вопросов с технологической стороной дела. Ведь весь тот пакет электронной информации, который образуется, должен быть не просто виртуальным, но и весьма жестко регламентируемым и регистрируемым. Музейные предметы имеют очень высокую ценность, их сохранность должна быть обеспечена и юридически безупречна.
Еще одна очень важная проблема — созданный электронный архив музея должен представлять собой общий продукт, совместимый с той технологической системой, в которой будет вращаться 5 млн. экспонатов, при этом надо учитывать не только сегодняшнюю ситуацию, но и перспективу — по крайней мере на 50 лет вперед. Ведь принципы описания музейных предметов были хорошо продуманы и заложены еще в XIX веке, — поэтому и менялась только система учетного обозначения — нумерация, лингвистика.
На основе этой «бумажной» базы и существует сейчас музейное дело, и мы должны создать в информационной системе музея электронную базу, которая бы также составляла его основу и не менялась принципиально впоследствии из-за непредусмотренных заранее неточностей и ошибок.
Первый шаг на этом пути уже сделан. Все экспонаты, которые выезжают у нас на зарубежные выставки, теперь обрабатываются отделом информатики в фактографическом и видеографическом режимах. В результате получился документ — паспорт сохранности предмета. И хотя основным документом как была, так и осталась Главная Инвентарная Книга, в процессе передачи экспоната зарубежному партнеру теперь используется вспомогательный документ, который хорошо и четко описывает предмет. Именно эта наработка и легла в основу создания довольно представительного электронного каталога предметов, выезжавших на зарубежные выставки, так как там вращается «золотое ядро» коллекции.
Наши специалисты сотрудничают с Эрмитажем, Русским музеем, музеями Кремля. Набор задач, которые стоят перед нами, типичен для любого другого музея. Но общая координация усилий со стороны Министерства культуры очень слабая. А ведь очень разумно было бы создать единую отраслевую программу, которая стала бы стандартом для автоматизации музейного дела и которую затем можно было бы тиражировать.
ЭКСПОНАТЫ
ФОНДОВАЯ РАБОТА
(комплектование, учёт, хранение, изучение музейных фондов)
Под комплектованием понимают процесс выявления в среде бытования предметов музейного значения и их сбора для пополнения музейного собрания. В комплектовании реализуется одна из социальных функций музея — функция документирования. К основным формам комплектования относятся полевые исследования (экспедиции, репортажный сбор — собирательская работа в момент события или сразу после него) и текущее комплектование (закупка, обмен, дарение и др.).
Учет музейных фондов обеспечивает юридическую охрану музейных предметов и закрепление предмета за музеем и оформление его принадлежности к музейным предметам или научно-вспомогательным материалам.
Учёт музейных фондов включает 2 этапа: первичную регистрацию (окончательно закрепляет предмет за определённым музеем) через акты и регистрацию в книге поступлений; научную инвентаризацию (научное описание в инвентарных книгах).
Хранение музейных фондов — направление фондовой работы по обеспечению физической сохранности музейных предметов. Для сохранности музейных фондов важнейшим фактором является режим хранения, складывающийся из различных составляющих (температурно-влажностный и световой режим, борьба с загрязнением воздуха и др.)
Изучение музейных фондов включает атрибуцию, классификацию, систематизацию и интерпретацию музейного предмета. В процессе атрибуции выявляются присущие музейным предметам признаки (материал, техника, форма, размер, вес, цвет, время и место бытования и т.д.). Результаты атрибуции, классификации и систематизации позволяют дать интерпретацию музейных предметов как источников знаний и установить его подлинность, достоверность, репрезентативность и другие свойства, присущие музейному предмету.
Содержание экспозиции можно охарактеризовать, используя классификацию, рекомендованную ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» №54 от 26.05.1996 г. Она выделяет: вещественные, письменные, изобразительные, фоно- и кино- источники.
К вещественным источникам относятся: предметы быта (археологические материалы, одежда, украшения, мебель, домашняя утварь, игрушки, детали жилищ и др.); орудия труда, производственный инвентарь, образцы сырья; особая группа вещественных памятников – оружие и военное снаряжение (остатки и детали оружия, военные каски, полевые бинокли, планшеты, котелки); флаги, знамена, вымпелы, а также монеты, бумажные денежные знаки, медали, значки.
Вторую группу материалов основного фонда составляют письменные источники. Это рукописные и печатные материалы: письма, различные записи, дневники, разнообразные документы местной власти и частных лиц. В основной фонд также входят книги, журналы и газеты, если они представляют собой первоисточники информации по тематике мини-музея или этнографического уголка.
Третью группу памятников основного фонда составляют изобразительные источники. Это документальные изобразительные материалы и произведения изобразительного искусства. Большую часть таких источников составляют фотографии. Снятые в разное время и разными людьми, они рассказывают о событиях прошлого и их непосредственных участниках. Сюда же можно отнести воспроизведенные фотографии и рисунки из старых и редких книг, журналов, газет.
Четвертая группа предметов основного фонда – фоно-источники. Это пластинки для граммофонов, патефонов, магнитные ленты, магнитные записи бесед со старожилами, ветеранами войны и труда, знаменитыми земляками.
Пятая группа – кино-источники, зафиксировавшие исторические, культурные события жизни города, района, села, уникальные природные явления.
МУЗЕЙНЫЕ ПРЕДМЕТЫ ЭКСПОЗИЦИИ
«ПРОСТЫЕ ВЕЩИ» (КОЛИЧЕСТВО):
— ОСНОВНОЙ ФОНД: 184
— ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ФОНД: 73
Свидетели былых времён…
(ЭКСПОНАТЫ НАШЕГО ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ)
Не довольствуйся поверхностным взглядом. От тебя не должны ускользнуть ни своеобразие каждой вещи, ни ее достоинство.
Марк Аврелий
Сменяются на свете поколенья;
Идут года, и люди их считают.
Меняются события и мненья.
И вещи, послужив нам, умирают.
Всё, что привычным было и понятным,
Становится вдруг новым и занятным.
И хочется проникнуть в суть предмета,
Ответив на простой вопрос: «Что это?»
Но, в общем-то, любое поколенье
На предков часто смотрит с снисхожденьем.
Мы говорим: «Они-де проще жили,
Не знали техники, небес не покорили.
А мы-то книги умные читаем
И многое о жизни предков знаем.
Мы знаем их обычаи и нравы!»
Друзья, поверьте, в этом мы не правы.
Киселева Е.В.
ЩИПЦЫ ДЛЯ КОЛКИ САХАРА
Инвентарный номер: МТШ 27.
Время и место обнаружения: 18 сентября 1998 г., с.Андреевка Новоусманского района Воронежской области
Источник поступления: передан учеником школы Бугаенко Анатолием
Описание внешних признаков и особенностей: стальные, горячештампованные; с заострёнными губками; состоят из двух половинок, шарнирно скреплённых между собой. Длина — 13,5 см. Концы ручек изогнуты наружу.
Время создания: неизвестно.
Предыдущая история, назначение, способ применения: Щипцы принадлежали, скорее всего, семье Бугаенко А., который и обнаружил их в сарае. В былые времена сахар продавался в «головах» и имел голубоватый оттенок. Для раскалывания кусков и использовались щипцы.
КЕРОСИНОВАЯ ЛАМПА «Hugo Schneider»
Инвентарный номер: МТШ 85.
Время и место обнаружения: 27 июля 2007 г., х.Елец Новооскольского района Белгородской области; старый сарай заброшенного домовладения.
Источник поступления: передана учителем Киселевой Е.В.
Описание внешних признаков и особенностей: Резервуар полусферической формы с «плечиками» в верхней части и узким горлом. Сверху к резервуару присоединена металлическая горелка с пояском у основания, круглыми сквозными отверстиями в нижней части и зубчатым венчиком со сквозным декором. У горла внутрь резервуара вставлен металлический стержень, с округлой ручкой, предназначенный для регулировки фильтра. На зеркале ручки по окружности надпись: «regenerativ blitz lampe». На «плечиках» с одной стороны прописными латинскими буквами рельефная надпись «Hugo Schneider», рядом сбоку круглая крышечка, закрывающая отверстие в резервуаре, предназначенное для добавления горючей жидкости. На резервуаре есть вмятины и трещина. Диаметр резервуара — 18 см. Вытяжное стекло (пузырь) с небольшой трещиной (около 4 см) внизу. Резервуар вставляется в металлическое кольцо — основание подвесной системы лампы (вероятно, от другой лампы). Общая высота подвесной системы около 65 см. Система состоит из соединённых между собой полых трубок, выточенных на концах. Места их соединения — в виде кубиков. Верхняя часть — изогнутая трубка. Прикреплённое к нему ограничительное кольцо для пузыря наполовину отломано. Наверху этой системы — небольшое кольцо для подвешивания диаметром 3,5 см, под ним предохраняющая от жара крышка в виде колокольчика.
Время создания: предположительно, начало XX века.
Предыдущая история, назначение, способ применения: Керосиновая лампа из Германии, производитель – знаменитая фирма по производству металлических изделий и вооружений из Лейпцига «Hugo Schneider». Основана в 1863 году, прекратила существование в 1947 году. Изначально представляла собой небольшое предприятие, на котором вручную изготовлялись лампы. По окончании войны была практически уничтожена. Лампа принадлежала семье, в которой были и угнанные на работу в Германию во время войны, и воевавшие. Скорее всего брат последних владелиц лампы, Егор Лукьянович, привёз её из Германии (он также привёз красивые скатерти, швейную машинку «Зингер», мотоцикл). Лампа использовалась в жилом помещении вплоть до 1965 года, когда на хутор провели электричество.
КНИГА «СОЧИНЕНИЯ ИННОКЕНТИЯ»
Инвентарный номер: МТШ 87.
Время и место обнаружения: 27 июля 2007 г., х.Елец Новооскольского района Белгородской области; старый сарай заброшенного домовладения.
Источник поступления: передана учителем Киселевой Е.В.
Описание внешних признаков и особенностей: Первый и второй том Собрания сочинений знаменитого проповедника Архиепископа Иннокентия (Борисова) в 12 томах. Санкт-Петербург — Москва, 1901 год. Товарищество М. О. Вольф. Типографский переплет. Сохранность низкая: на выцветшей синего цвета обложке — пятна плесени. Края пожелтевших листов местами порваны, местами повреждены мышами, со следами намокания. На титульном листе — росчерк зелёного цвета.
Том 1: Биографический очерк Архиепископа Иннокентия (стр. I-XXXIV); Предисловие. (стр. I-XXXIII); Последнее путешествие Иисуса Христа из Галелеи в Иерусалиме. Воскрешение Лазаря с его последствиями. Торжественный вход Иисуса Христа в Иерусалим, его цель и значение. Проклятие Смоковницы и изгнание из храма торжников. Всенародное посольство к Иисусу Христу от Синедриона. Посрамление сект иудейских и обличение их пороков пред народом. Заключение общественного служения Иисусова в качестве миссии. Беседа с учениками о судьбе Иерусалима и последних днях мира. Предание Иисуса Христа Иудой. Омовение ног и Тайная вечеря. Прощальная беседа Иисуса Христа с учениками (стр. 1-298).
Том 2: Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, изображённые по сказанию всех четырёх евангелистов; Жизнь святого апостола Павла; Жизнь святого священномученика Киприана, епископа Карфагенского (стр. 1-397)
Время создания: 1901 год.
Предыдущая история, назначение, способ применения: Хозяйка книги была женщиной верующей, умела читать. Вероятно, эта книга была ею прочитана, к ней женщина могла возвращаться неоднократно. Об этом свидетельствуют и аккуратные пометки карандашом.
САМОВАР
Инвентарный номер: МТШ 4.
Время и место обнаружения: 14 ноября 1996 г., с.Андреевка Новоусманского района Воронежской области; сарай нежилого бабушкиного домовладения.
Источник поступления: во время этнографической экспедиции в соседнее село передан учеником школы Ивановым Алексеем.
Описание внешних признаков и особенностей: Самовар жаровой формы банка. Материал — латунь (сплав меди и цинка) и детали из дерева. Объем 8 л. Высота — 60 см, крышка без одной ручки. Корпус с двумя подвижными ручками, снабжёнными деревянными защищающими руки насадками. Кран с узорной ручкой в виде четырёхлистника. На корпусе — оттиски золотых, серебряных и бронзовых медалей (8 шт.)и надпись под российским гербом: «Всероссийская выставка 1896 г. въ Н-Новгор. Устав ВЫСОЧАЙШЕ Утв. 10 Апр. 1898 г. Товарищество паровой самоварной фабрики наследниковъ Василiя Степановича Баташева ВЪ Г. ТУЛЕ» (то же написано на крышке и внизу на подставке). Ниже выбита ФАБРИЧНАЯ МАРКА. Самовар цельный тонкостенный с пронизывающей его от топки до конфорки вертикальной трубой. Стенка (основная часть самовара, куда наливается вода для кипячения). Кувшин (внутренняя труба в самоваре, куда кладётся топливо: сосновые шишки, ветки, щепки, угли). Круг (литое кольцо, которое находится на верхней части стенки). Шейка (низ самовара). Поддон (основание самовара). Ручки и Репеёк в виде сердца (фигурная пластина, прикрепляемая к стенке самовара, в которую врезается кран). Ветка в виде четырёхлистника (ручка крана, которая может быть самых разнообразных форм и декоративных украшений). Донышко и Душничок (отверстие на крышке самовара для выпускания пара при кипячении воды).
Время создания: предположительно, начало XX в.
Предыдущая история, назначение, способ применения: о возникновении официальной фабричной марки Баташевых, созданной в 1825 году Иваном Григорьевичем Баташевым. В 1840 году была образовано фабричное производство Василия Степановича Баташева, позднее получившее название «Наследники В. С. Баташева». Многочисленные медали и гербы, которыми награждалась компания на различных выставках продукции промышленности, отражались на моделях изделий (28 медалей в 1897 г.). Фирма была первым призером Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде, получившим в 1896 году самую высокую награду — царский герб за лучшие изделия российского промышленного производства. На образцах продукции Баташевых, выпущенных после 1896 года, красуется почетная государственная награда. Бум в самоварной промышленности начался с 70-х годов 19 века и продолжился вплоть до революции, положившей конец эпохе самоваров. Самовар дровяной использовался в семье бывших владельцев для кипячения воды к чаепитию. Внутрь трубы клали мелко нарубленные щепки. У трубы большая поверхность, поэтому вода закипает быстро и температура внутри сосуда поддерживается. Поджигали, вставляли трубу. В русских печах для такой трубы было даже специальное отверстие. Воздух в трубе естественным образом поднимался вверх, что создавало тягу в топке. Кран, с помощью которого наливается вода из самовара, расположен на небольшом расстоянии от дна, поэтому взвесь не попадает в чашку. Поскольку в русских семьях обычно использовались сразу два самовара (один для повседневного чаепития, другой для застолий), то праздничный самовар был обязательно из меди. Медный самовар чистили до яркого блеска при помощи разнообразных народных средств: золы, глины, кирпича.
ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ АТЛАС СССР ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Инвентарный номер: МТШ 81.
Время и место обнаружения: 13 октября 2006 г., с.Андреевка Новоусманского района Воронежской области; нежилой бабушкин дом.
Источник поступления: передан учеником школы Ивановым Алексеем.
Описание внешних признаков и особенностей: Сохранность низкая. Обложка пожелтевшая, с пятнами и разводами. Нижний правый угол оторван на 3 см с каждой стороны. Просматривается надпись красным карандашом «ГЕОГРАФИЯ», есть другие нечитаемые надписи. Переплёт «рассыпался», страницы не скреплены. На форзаце в конце карандашом нарисован элемент орнамента «цветок», стоит оттиск «ОТК-6». Сзади на обложке чернилами написаны решения задач по математике, рисунок — контур СССР с обозначением и надписью «Москва», подписью морей, Китая, Северного полюса. Надпись «16/III — 53» (?). Цена 2 руб.
Время создания: 1948 год.
Предыдущая история, назначение, способ применения: Атлас выпущен Главным Управлением Геодезии и Картографии при Совете Министров СССР, г.Москва. Очевидно, использовался по назначению учеником, но конкретных сведений нет.
ЦЕП
Инвентарный номер: МТШ 14.
Время и место обнаружения: 20 марта 1997 г., улица Садовая посёлка Трудовое Новоусманского района Воронежской области.
Источник поступления: цеп передан бабушкой ученика Заики Дмитрия Копыловой Александрой Максимовной.
Описание внешних признаков и особенностей: Он состоит из трех частей: 1. ручка, имеющая названия:кадка, цепище, цепильник, держалка, батог, рукоятка, черенок, кевье, 2. бьющая часть, называемая цепец, било, биток, бич, тепинка, молотильник, дубинка, 3. связь, в роли которой выступал ремень или просто веревка. Эту часть называли путо, путце, гуж, связь, навязь, хомут. Длина ручки — 146 см. В верхнем конце ручки утолщение с пропиленным отверстием. Отверстие проходит внутри ручки и выходит наружу на расстоянии 16 см в боковой части ручки. Вторая часть цепа деревянная длиной 94 см с утолщением на конце. Эта молотильная часть соединена с ручкой плотным тканевым жгутом.
Предыдущая история, назначение, способ применения: Цеп использовался для обмолота зерна в семье ученика школы Заики Дмитрия. Его бабушка и передала это орудие труда в музей школы. Обычно молотили на току (ладонь, гумно) в 4, 6, 8 цепов, соблюдая определенный ритм, чтобы не мешать друг другу. Молотили мужчины, женщины, даже дети старше 12 лет, для которых делали небольшие, легкие цепы.
Готовую жатву подрежут серпами,
В снопы перевяжут, на ригу свезут,
Просушат, колотят-колотят цепами,
На мельнице смелют и хлеб испекут. (Н.А.Некрасов)
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ СНЯТИЯ ОБУВИ
Инвентарный номер: МТШ 55.
Время и место обнаружения: 15 августа 2001 г., х.Елец Новооскольского района Белгородской области; старый сарай заброшенного домовладения.
Источник поступления: передан учителем Киселевой Е.В.
Описание внешних признаков и особенностей: Устройство для снятия обуви состоит из цельного деревянного бруска длиной 34 см, толщиной 4 см, опирающегося на поперечный брусок и расположенного под углом к горизонтальной поверхности. Ширина самой широкой части, лежащей на полу, 14 см, а в самом узком месте — 6,5 см. Глубина выемки — 10 см. Высота подвижного поперечного, вставленного снизу бруска — 4 см. Высота над полом изогнутых «рогов» — около 6 см. Дерево потемнело от времени. Снизу и сверху на бруске токие царапины, возможно, от ножа. Производство домашнее.
Время создания: предположительно, середина XX века.
Предыдущая история, назначение, способ применения: служит для облегчения снятия обуви без помощи рук. Упор для снятия сапог (в России ещё называли «васька», «сымало»). Верхняя часть бруска имеет выемку, в которую вставляют ногу с сапогом. Вторая нога при этом стоит на бруске, обеспечивая упор.
КАТОК
Инвентарный номер: МТШ 115.
Время и место обнаружения: 10 августа 2013 г., х.Елец Новооскольского района Белгородской области; старый сарай заброшенного домовладения.
Источник поступления: передан учителем Киселевой Е.В.
Описание внешних признаков и особенностей: Простой каток, сделанный из округлого ствола дерева.Самый маленький был толщиной примерно 5 см, средний — 6,5 см, а самый большой около 8 см. Каток в нашей экспозиции 8 см в диаметре. С кругляшей снимали кору и выравнивали на глазок топором, придавая по возможности более правильную цилиндрическую форму. Чтобы рукоятка ухвата не соскакивала с катка, в середине сделан неглубокий желоб — 1 см. Длина желоба между толстыми концами — 11 см. Дерево потемнело от времени, высохло, по нему проходит одна глубокая трещина и несколько маленьких. Есть обожженные пятна. Производство домашнее.
Время создания: предположительно, середина XX века.
Предыдущая история, назначение, способ применения: Катки обязательно были у каждой хозяйки, потому что с тяжёлыми чугунами ей было не справиться. На этот случай в холодной печурке, что расположена под шестком, держали постоянно два-три деревянных катка. Прежде чем отправить чугун в печь, хозяйка ставила его на шесток около устья и подводила под его тулово рога ухвата. Рядом с чугуном под рукоятку ухвата подкладывала подходящего размера каток. Нажав на конец рукоятки, чугун слегка приподнимала и, опираясь ухватом на каток, вкатывала в печь и ставилв в нужное место пода.
СЕЧКА
Инвентарный номер: МТШ 99.
Время и место обнаружения: 18 сентября 2009 г., п.Трудовое. Найдена учащимися у здания конторы во время уборки территории посёлка.
Источник поступления: передана учениками начальных классов и учителем Нужной И.Ю.
Описание внешних признаков и особенностей: Общая длина сечки — 26 см. Длина рукоятки — 20 см. Полукруглый нож диаметром 17 см. Он крепится в железном креплении, формой напоминающем трапецию высотой 6,5 см. Металл покрыт ржавчиной. Дерево потемнело от времени. Производство .
Время создания: предположительно, середина XX века.
Предыдущая история, назначение, способ применения: Сечки в основном применялись для рубки капусты. С 27 сентября — Воздвиженья — начинали рубить капусту. Для рубки капусты в каждом доме было особое деревянное корыто и сечка.
ЖЕРНОВ
Инвентарный номер: МТШ 108 .
Время и место обнаружения: 27 августа 2012 г., Панинский район.
Источник поступления: передан учителем Говоровой Г.И.
Описание внешних признаков и особенностей: Диаметр каменных кругов — 34 см. Диаметр внутреннего сквозного отверстия — 6 см. Высота каждого круга — 6 см. Камень с насечкой или наковкой, расходящейся из центра. Верхний камень — подвижный (бегун, вышник) — и именно он производит непосредственное перемалывание; нижний — неподвижная основа (снасть, постав). Верхний камень окован желесным обручем, от времени покрытым ржавчиной. Края кругов местами отколоты.
Время создания:
Предыдущая история, назначение, способ применения: Был обнаружен в сарае у бабушки в Панинском районе. Жёрнов — парный каменный круг, использовался как ручная мельница. Использовался для перемалывания в муку пшеницы и других зёрен.Поверхность жёрнова разделена глубокими желобами, называемыми бороздами, на отдельные плоские участки, называемые мелющими поверхностями. От борозд, расширяясь, отходят более мелкие желобки, называемые оперением. Борозды и плоские поверхности распределяются в виде повторяющегося рисунка, называемого гармошкой. У типичного мукомольного жёрнова имеется шесть, восемь или десять таких гармошек. Система желобов и желобков, во-первых, образует режущую кромку, а во-вторых, обеспечивает постепенное ссыпание готовой муки из-под жерновов. При постоянном использовании жернова́ требуют своевременного подтачивания, то есть подравнивание краев всех желобов для поддерживания остроты режущей кромки.Зерно попадает во время размола между бороздками верхнего и нижнего жернов и разрывается и разрезывается острыми режущими краями бороздок насечки на более или менее крупные частицы, которые размалываются окончательно по выходе из бороздок.
СКАЛКИ
Инвентарный номер: МТШ 95, МТШ 96.
Время и место обнаружения: 15 июля 2009 г., с.Макарье, Новоусманский район.
Источник поступления: Скалки были переданы в школьный музей учителем технологии Жигульским Анатолием Николаевичем, проживающим в селе Макарье Новоусманского района Воронежской области.
Описание внешних признаков и особенностей: 1 ПРЕДМЕТ (СЛЕВА). Длина основания – 34,5 см ширина основания – 11 см, высота – 5,5 см, три стойки высотой по 16 см. Расстояние между крайними стойками – 23,5 см между соседними – 11 см. Верхняя перекладина надета на боковые стойки и, видимо, со временем укреплена гвоздями. Сквозь боковые стойки, в их середине, просверлено по одному отверстию. В них вставлена проволока, загнутая на концах. В пространстве между стойками на проволоку надеты две катушки.2 ПРЕДМЕТ (СПРАВА). Основание, вырезанное в виде ступенек, уменьшается кверху. Его общая высота – 7,5 см, длина в нижней части – 27 см, в верхней – 18,5 см. Ширина в верхней части – 4,5 см, в нижней – 12 см. Количество ступенек – 5. Две боковые перекладины вставлены в основание на расстоянии девяти см друг от друга. Высота боковых перекладин – 21 см. Сверху на них надета и укреплена гвоздиками верхняя перекладина длиной 22 см, высотой 3 см и шириной 2,5 см. Сверху и с боков она вырезана «ступеньками». Сквозь боковые стойки, на расстоянии – 5,5 см, у основания проходит загнутая, толстая проволока. На неё надета катушка. На внутренней стороне одной из стоек вырезано углубление в соответствии с формой катушки.
Время создания: предположительно 60-е гг. XX века
Предыдущая история, назначение, способ применения: Оба предмета хранились в родительском доме Анатолия Николаевича. Ранее они принадлежали его матери – Анастасии Ильиничне Филоновой, родившейся в 1917 году в селе Макарье. Как назывались эти предметы, вначале он вспомнить не смог, но позже сказал, что в нашей местности они назывались скалками. На вопрос о том, кто изготовил их, предположил следующее. Во-первых, в роду по материнской линии были свои столяры, которые и могли изготовить эти вещи. Во-вторых, в селе можно было сделать заказ местным столярам (как и кузнецам, плотникам и т.д.).Использовались эти предметы следующим образом. Скалка являлась орудием для перемотки пряжи. Анастасия Ильинична брала шерсть, на ножной прялке пряла, при этом полученная нить наматывалась на катушку-веретено. Затем катушка снималась с прялки, надевалась на ось скалки и с неё сматывалась в клубок. С двойной скалки спрядали из двух ниток одну – потолще, иногда добавляли не шерстяную нитку.А.И.Филонова занималась этим рукоделием до начала 70-х годов: пряла, вязала носки, варежки; её сестра вязала перчатки из более мягкой козьей шерсти. Овечья шерсть была своя. В каждом дворе было минимум 10 голов коз, овец. В колхозе тогда ничего не платили, а мясо овец люди и сами ели, и на базар возили. До конца 60-х годов XX века в Макарье было 2 огромных стада овец.
В российских деревнях предмет для перемотки пряжи назывался по-разному: калтырса, колоброд, порошник, скалка, скальница, скально, скальня, сукало, сучило, цевошник. Наименование «скально» — Вологодская, Тобольская, Ярославская, Омская, Калужская губернии; «скало», «скальница», «сукало» — Ярославская губерния. В «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля: «СКАТЬ, сукать, сучить, ссучать, тростить, спускать, свивая, крутя. Скать пряжу, сучить вдвое. Скать веревки, спускать пряди…» И далее — описание: «Скалка, сиб. скало, скально, (…) или ня, -ница ж. снаряд, на котором скут цевки, для утока: две сошки на дощечке, в который вставляется веретено, с кружалкой (кружком) на пятке, и с насаженной цевкой на носке; рукой по кружалке погоняют веретено, свивая пряжу со вьюшки на цевку; или это ящичек с продольной осью, с маховым колесцом и лебедкой; на другом конце оси надета цевка, для навоя на нее пряжи с тюрика или с воробьев».
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть