Как найти мозги ребенку

Мозг является частью центральной нервной системы и играет решающую роль в управлении многими функциями организма, включая как произвольную деятельность, например, ходьба или речь, так и непроизвольную, например, дыхание или моргание.

Мозг имеет два полушария, каждое из которых состоит из четырёх долей. Доли имеют многочисленные складки, и не все складки созревают одновременно. Химические вещества, способствующие развитию мозга, высвобождаются волнами, в результате чего различные участки мозга развиваются в предсказуемой последовательности. Временные рамки этих изменений в развитии объясняют, в частности, почему существует лучшее время для определённых видов обучения и развития.

Различные участки мозга контролируют различные функции. Большинство видов деятельности, которые мы считаем умственным трудом, такие как мышление, планирование, запоминание, выполняются корой головного мозга. Другие части мозга отвечают за память и обучение, в том числе таламус, гиппокамп, миндалевидное тело и базальный передний мозг. Гипоталамус, миндалевидное тело и другие части головного мозга также играют важную роль в реагировании на стресс и в контроле над эмоциями.

Основными строительными блоками мозга являются нейроны — нервные клетки, составляющие центральную нервную систему.

Мозг начинает формироваться пренатально, примерно через три недели после зачатия. Мозг плода вырабатывает примерно в два раза больше нейронов, чем ему понадобится — это запас прочности, который повышает шансы новорождённого на здоровый мозг.

При рождении мозг младенца содержит 100 миллиардов нейронов. Это примерно столько же, сколько звёзд в галактике Млечный Путь, и это почти все нейроны, которыми когда-либо будет обладать мозг.

Детский мозг

У каждого нейрона есть один аксон и много дендритов. Аксон — это выходящий отросток, который посылает импульсы другим нейронам. У каждого нейрона также есть много дендритов — это короткие, похожие на волосы входящие отростки, которые получают импульсы от других нейронов. Таким образом, нейроны идеально сконструированы для формирования соединений, так называемых синапсов.

Синапсы — соединения между клетками мозга. При рождении человеческий мозг находится в удивительно незавершённом состоянии. Большинство из его 100 миллиардов нейронов ещё не связаны между собой. Формирование и укрепление этих связей являются ключевыми задачами раннего развития мозга.

Связи между нейронами формируются по мере того, как растущий ребёнок исследует окружающий мир и формирует привязанность к родителям, членам семьи и другим, заботящимся о нём людям.

В течение первых десяти лет жизни мозг ребёнка формирует триллионы связей или синапсов. Аксоны соединяются с дендритами, а химические вещества, называемые нейротрансмиттерами, помогают посылать импульсы через образовавшиеся синапсы.

Каждый отдельный нейрон может быть связан с 15 000 других нейронов, образуя сеть нейронных путей, которая является чрезвычайно сложной. Эту сложную сеть иногда называют проводкой или схемой мозга. По мере созревания нейронов создаётся всё больше и больше синапсов. При рождении количество синапсов на нейрон составляет 2 500, но к возрасту трёх лет это количество достигает 15 000 синапсов на нейрон.

Это всё равно, что в Инстаграме вместо 100 друзей у вас вдруг стало 600, каждый из которых, в свою очередь, также имеет 600 друзей.

По мере взросления ребёнка количество нейронов остаётся относительно стабильным, но каждая клетка растёт, становясь больше и тяжелее. Частично этот рост связан с тем, что дендриты ветвятся, образуя разветвлённые дендриты, которые могут принимать сигналы от множества других нейронов.

Нейронная сеть расширяется в геометрической прогрессии. Но если связи используются не регулярно или недостаточно часто, мозг их ликвидирует. Поэтому опыт играет решающую роль в развитии мозга маленького ребёнка.

Что всё это значит. Развитие мозга не прекращается после периода раннего детства, но именно в этот период закладывается фундамент, на основе которого мозг продолжает развиваться. Раннее детство — это время строительства либо прочного фундамента, либо хрупкого и ненадёжного. Ранние годы очень важны для развития, которое продолжается на протяжении последующих этапов детства, юности, а также во взрослой жизни.

Окна возможностей в развитии ребёнка

Окна возможностей (в Монтессори мы называем их сензитивными периодами — прим. ред.) — это периоды особой чувствительности в жизни ребёнка, в рамках которых происходит овладение определёнными видам деятельности. Например, учёные определили, что нейроны, отвечающие за зрение, начинают активно посылать и принимать сигналы в возрасте от 2 до 4 месяцев, а интенсивность их работы достигает пика в возрасте 8 месяцев. Поэтому именно в этот период дети начинают проявлять активный интерес к окружающему миру.

Рассмотрим несколько примеров.

Зрение. Острота зрения развивается с рождения до 6–7 лет; бинокулярное зрение развивается в возрасте от 1 до 3 лет. При рождении младенцы могут видеть отчётливо и избирательно, особенно предметы (например, человеческие лица) на расстоянии 20–25 сантиметров. Сосредоточение обоих глаз на одном удалённом предмете, развитие глубинного восприятия и зрительно-моторной координации — всё это требует большего времени. Яркость и движения ребёнок различает на любом расстоянии.

Для стимуляции зрения с первых месяцев жизни используйте развивающие мобили и контрастные чёрно-белые картинки. Регулярно проверяйте зрение малыша у специалистов.

Чувства. Одними из первых схем, которые строит мозг, являются схемы, управляющие эмоциями. Первые две эмоции противоположны: ощущение покоя и расслабленности и ощущение стресса и напряжения. Начиная примерно с двухмесячного возраста, они начинают развиваться в более сложные чувства. Эмоции развиваются слоями, каждый из которых сложнее предыдущего. Стрессовая реакция развивается сразу же, с рождения до 3 лет; эмпатия и зависть начинают развиваться со второго года жизни и примерно до 10 лет.

Обеспечьте любовь и заботу, которые дадут мозгу ребёнка правильную эмоциональную стимуляцию. Пренебрежение ребёнком может вызвать мозговые волны, которые приглушают ощущение счастья. Жестокое обращение может вызывать тревогу, чрезмерный стресс и фактически повредить развивающийся мозг.

Язык. Языковые навыки наиболее остро проявляются в раннем возрасте, и развиваются на протяжении всей жизни. Перед рождением ребёнок учит мелодию голоса своей матери. В течение первых шести лет его мозг настраивает схему, необходимую для понимания и воспроизведения сложного языка. Шестимесячный ребёнок может распознать гласные звуки, которые являются основными составляющими речи. Распознавание речи начинается с рождения и продолжается до 6 или 7 лет; словарный запас начинает увеличиваться на втором году жизни и продолжает увеличиваться в течение жизни.

Младенцы рождаются с интересом к человеческим голосам и склонностью к лепетанию. Разговор с ребёнком, особенно в стиле высокочастотной речи, известном как родительский, ускоряет процесс выучивания новых слов и помогает младенцам соединить предметы со словами.

Движения. Развитие моторики начинается с более крупных мышц (шея, руки и ноги) и переходит к более мелким мышцам (пальцы рук и пальцы ног). Базовые двигательные навыки начинают развиваться вскоре после рождения; мелкая моторика начинает развиваться во второй половине первого года. Музыкальная аппликатура раскрывается примерно в 5 лет. При рождении движения младенцев резкие и неконтролируемые. В течение следующих четырёх лет мозг будет совершенствовать схемы, необходимые, чтобы дотянуться до предмета, для захвата, сидения, ползания, ходьбы, бега и прыжков.

Предоставьте детям свободу исследования в безопасных пределах. Способность дотягиваться до предметов помогает мозгу развивать зрительно-моторную координацию и помогает мышцам усвоить шаблоны действий. Как только ребёнок будет готов к ним, такие занятия, как рисование и игра на скрипке или фортепиано, помогут развить мелкую моторику.

Как стресс влияет на развитие детского мозга

Переживания ребёнка — как положительные, так и негативные — оказывают влияние на соединения и связи в мозге и нервной системе. Тёплые отношения между ребёнком и заботящимися о нём взрослыми активно стимулируют его мозг, вызывая тем самым рост синапсов и укрепление существующих связей.

Если ребёнок часто или в течение длительного времени испытывает такие проблемы, как жестокое обращение, пренебрежение или нищета без поддержки взрослых, то развитие может замедлиться. Стрессовые ситуации переносятся легче, если присутствуют взрослые, способные поддержать ребёнка и помочь ему снизить уровень стресса. Примерами такого стресса могут служить потеря близкого человека, болезнь, травма или нищета в случае, когда ребёнку помогает адаптироваться заботящийся о нём взрослый.

Некоторые стрессовые ситуации считаются положительным, например, когда наблюдается незначительная доля страха, печали или повседневных проблем. В случае положительного стресса система может вернуться в спокойное состояние за относительно короткий период времени.

Когда дети сталкиваются с физическим или эмоциональным стрессом или травмой, высвобождается гормон стресса кортизол, мозг посылает сигнал из гипоталамуса в кору надпочечников, железу, расположенную над почкой. Высокий уровень кортизола может привести к гибели клеток мозга и ослаблению связей между клетками в определённых областях мозга, нанося вред жизненно важным цепям мозга.

Другими словами, проводка в доме может быть серьёзно повреждена или неправильно подключена, если ребёнок подвергается многократному и длительному стрессу без помощи со стороны заботящегося о нём взрослого. Малыши, имеющие устойчивую положительную эмоциональную связь с теми, кто заботится о них, демонстрируют более низкий уровень кортизола в мозге.

Как мы можем поддержать развитие малышей

Исследования в области развития мозга в раннем детстве и готовности к школе предлагают следующие рекомендации по уходу за детьми младшего возраста.

Обеспечение здоровья, безопасности и хорошего питания. Регулярный дородовой уход; кормление грудью, если это возможно; регулярное обследование и своевременная вакцинация ребёнка; обеспечение безопасности в местах, где дети играют; использование автокресла, когда ребёнок путешествует в автомобиле.

Создание тёплых, заботливых отношений с детьми. Покажите детям, что они вам глубоко не безразличны. Выражайте радость от того, кто они есть. Помогите им чувствовать себя в безопасности.

Отвечайте на потребности развития ребёнка. Как в теннисном матче, то, как вы реагируете на сигналы и подсказки ребёнка, имеет большое значение в процессе познания. Обращайте внимание на его ритмы и настроение, даже в первые дни и недели жизни. Реагируйте на детей, когда они расстроены, а также когда они счастливы. Старайтесь понять их чувства, сигналы, выражаемые словами или действиями, их попытки что-либо сделать. Держите их на руках и прикасайтесь к ним; играйте, следуя за ними. Включайтесь в игру, когда дети этого хотят, и отходите, когда кажется, что стимуляции достаточно.

Осознайте, что каждый ребёнок уникален. Имейте в виду, что с самого рождения дети обладают разным темпераментом, они растут в собственном темпе, и этот темп варьируется от ребёнка к ребёнку. В то же время, верьте в то, что каждый ребёнок обладает силой и способен добиться успеха.

Говорите, читайте и пойте детям — окружите их языком. Постоянно говорите о том, что вы делаете и что делают другие. Пойте им, слушайте вместе музыку, рассказывайте истории и читайте книги. Просите угадать, каким будет продолжение рассказа, играйте в игры со словами, задавайте детям открытые вопросы: «Что ты думаешь о ..?». Попросите детей представить себе события, которые произошли в прошлом или могут произойти в будущем. Обеспечьте их материалами для чтения и письма, включая мелки и бумагу, книги, журналы и игрушки. Это ключевой опыт для последующего обучения чтению.

Поощряйте безопасные исследования и игры. Дайте детям возможность передвигаться, исследовать и играть; будьте готовы вмешаться в случае, если они могут причинить вред себе или окружающим.

Помогите детям разобраться в отношениях. Позаботьтесь о том, чтобы дети проводили время с другими детьми как своего возраста, так и других возрастов, и оказывайте поддержку в разрешении неизбежно возникающих конфликтов.

Придерживайтесь дисциплины в процессе обучения. Поговорите с детьми о том, какие чувства они могут испытывать, и научите словам, способным описать эти чувства. Скажите, что вы их любите, даже несмотря на то, что вам может не нравиться их поведение. Объясните правила и последствия тех или иных действий, чтобы дети могли понимать смысл вашей просьбы. Говорите им о том, как бы вы хотели, чтоб они себя вели, а не только о том, что вам не нравится в их поведении. Отметьте, как их поведение влияет на окружающих.

Установите распорядок дня. Соблюдайте распорядок дня и ритуалы во время особых моментов, например, во время еды, дневного и вечернего сна. Постарайтесь быть предсказуемыми, чтобы дети знали, что могут положиться на вас.

Заботьтесь о детях и принимайте участие в дошкольном образовании. Поддерживайте постоянный контакт с воспитателями или учителями ваших детей, чтобы быть в курсе, чем они занимаются. Иногда, особенно во время переходных периодов, будьте рядом с детьми, когда за ними присматривают другие взрослые. Отношения, основанные на заботе, которые формируются вне дома, входят в число самых важных для детей.

Берегите себя. Вы сможете обеспечить наилучший уход за маленькими детьми только в том случае, если о вас тоже заботятся. Научитесь справляться со стрессом, чтобы ребёнок мог рассчитывать на вашу помощь в подобных ситуациях. Благополучие ребёнка зависит от вашего здоровья и хорошего самочувствия.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

❤️🧠 Мозг детей 👶 синхронен с вашим сердцем, потенциал которого для вас является не меньшей тайной, чем тайна мозговых функций ваших детей. 

🙏 Мое поколение и поколение моих родителей выросли в особых условиях, когда родителям было некогда заниматься своими детьми, своим сердцем, своим мозгом, своим развитием и передавать мудрость природы своим детям. Мы выросли с недостатком внимания, любви, знаний, отрезанные от своей природы. Но для нас открываются новые знания, новые возможности, недоступные ранее, и в первую очередь, меняя себя, мы влияем на развитие нового поколения – людей с высокоразвитым потенциалом. И только мы делаем выбор, влиять на это или нет, меняться ли самим, помогая детям быть синхронными с новыми высокоскоростными энергиями, технологичными знаниями и, самое главное, объединенными с силой своей настоящей природы.

☀️ Чем больше мы разовьем в ребенке заложенных в нем совершенных генетических данных, дадим им жизнь, тем более счастливым вырастет новое поколение. Мы не просто можем, мы обязаны изменить свои паттерны, привычки, реакции, знания, сознание, чтобы передать детям самое большое наследство – ген счастья. 

🙌 Все начинается с нас. Своим поведением мы неосознанно активируем тот генетический ряд, с которым ребенку придется жить всю жизнь, пока он не найдет выход из этого лабиринта. Но знали ли вы, что независимо от генетической предрасположенности до 3 лет можно раскрыть генетическую память первозданного человека, владеющего всеми пятью основными качествами? Ген 🧬– гений!✨

 🔥 Вы готовы трудиться, чтобы мы смогли вырастить поколение гениев – счастливых и свободных людей, которые никогда не будут ни в чем нуждаться, включая управление ими?

 ⚡️ Эта статья посвящена основным моментам, на которые необходимо обратить внимание в воспитании детей до 3 лет. Но мы с вами будем возвращаться вновь и вновь к этой теме, потому что Души, которые приходят в период перехода Земли, взывают к вашему Сердцу. Именно от вашего Сердца идет волна взаимодействия с мозгом ребенка. 

🌟 Связи между клетками мозга формируются до трех лет. Уже в первые шесть месяцев после рождения ребенка его мозг достигает 50 % своего взрослого потенциала. К трем годам созревает задняя часть мозга, а уже к четырем годам – лобные доли. До трех лет формируется фундамент работы мозга. И уже после трех лет на этот фундамент накладываются кирпичики способностей. 

🔥 Если в первые три года не образовался прочный фундамент, то построенный в течение взросления дом будет без фундамента, а значит, мозг будет давать сбои и начнет рано стареть. 

❤️ Итак, давайте рассмотрим 5 основных качеств, на которые нам необходимо обратить внимание. 

1. Связь с настоящей природой. Развитие экстрасенсорного восприятия: видеть за пределами видимого.

2. Стимулирование обучения. Предлагаю обратить внимание на гениальную программу Монтессори, она развивает концентрацию внимания, которого не хватает нынешнему поколению как основной функции мозга. 

3. Физическое развитие. Танцы, движение телом. Вестибулярный аппарат. Детская йога, йога в гамаках (в присутствии высококвалифицированных мастеров).

4. Развитие музыкальное: слух и голос. 

5. Развитие творческих способностей. Рисование. 🌅 Пойте, танцуйте, рисуйте вместе с детьми, будьте примером. Находите время на своих детей. 

Рассмотрим подробнее каждый из пунктов. 

🌊🌬🔥🌎🍃🌲🌾🌱 Связь с настоящей природой дарует здоровье ума, психики, разума и тела. Ребенок нового поколения должен быть грамотен в общении с окружающим миром. Когда ребенок растет в сотрудничестве с потоком жизни, он всегда будет достигать соглашения с событиями в его жизни. Удары судьбы будут обходить его стороной. Именно этот пункт я поставила на первое место. Потому что все последующее становится гармоничным дополнением. Родитель, который может привести ребенка к связи с храмом своей природы, сам должен находиться в этом храме. Поэтому так важно выстроить его в своем пространстве и умножить в пространстве своих детей. 

🙏🌎 Важно поддерживать детей в желании взаимодействия с природой, как внешне, так и внутренне. Внешне это может проявляться в прогулках на природе, в отдыхе на пикниках, в прослушивании музыки, которая питает душу детишек, и так далее. Рассказывайте сказки, истории с участием в главной роли силы природы, рассказывайте о том, что тело ребенка и вся окружающая природа является единым организмом. 

💨 Моей дочери 2 года. Однажды супруг уехал на один день, и мы остались ночевать вдвоем. Малышка разыгралась и без папы не хотела ложиться спать. Я рассказала ей историю о силе воздуха, о том, что воздух помогает телам во множестве функций. Дочь встала с кровати и пошла прыгать, хотя в это время она обычно засыпает. Я сказала: “Доченька, давай будем ложиться спать…”, но малышка не хотела слушать. И в этот момент в окно подул сильный ветер. 🌬 Это было волшебно, на ее глазах пришло подтверждение маминых слов. Ветер пришел укладывать малышку спать с заботой о ее здоровье. Дочь быстро побежала в кроватку, сама укрылась, закрыла глазки. На следующий день рассказывала папе, что ветер приходил вместо него укладывать ее спать. 

Дочь получила первый опыт живого присутствия природы. 

💧 Второй раз был опыт с водой. Мы поехали на море. 🌊 Дочь захотела побросать камни в воду. Разыгравшись, она побежала на специально отведенную площадку для рыбаков. Я ее спокойно предупредила, что это небезопасно. Но ее мои слова не остановили. Супруг пошел за ней, придерживая. Когда они подошли к воде, то внезапно поднялась сильная волна 🌊, которая на расстоянии буквально нескольких сантиметров заземлила свои капли. Малышка обернулась и посмотрела на меня такими глазами осознанными, побежала навстречу мне, впечатленная этой картиной, рассказывая, как вода попросила ее бросать камушки у берега. 

❗️ Обратите, пожалуйста, внимание, что мы не пугаем силой природы: мол, она придет и “накажет”, если ребенок не будет слушаться. Это в корне неверный подход. Напротив, мы говорим, как сильно ребенка любит все сущее, как весь мир о нем заботится. Само по себе обещание наказания – это манипуляция, которая взращивает тиранов и жертв. Действуйте в любви, и Сердце само вас поведет. 

🍀 На сегодняшний день таких моментов взаимодействия с природой много, они рождаются сами собой волшебными чудесами из моего поля постоянного взаимодействия с подлинной природой. Она говорит за меня, дает примеры. И ребенок ощущает себя частью целого, а силу природы – пока как строгих, но любящих родителей, которые заботятся о ней. 

🐚 Природа ведет себя так, как и необходимо ребенку до трех лет: спокойно, но твердо, показывая верный опыт, чтобы завязывались совершенные связи, реакции, культура бытия. Настоящая природа – это Мировая Душа, абсолютная (настоящая!) Любовь, могущество и мудрость, внутренний мир осознанного человека. ☀️

🌞 Ранее наши древние предки были всегда на связи с природой. Природа говорила с ними на своих языках символов и интуиции. На сегодняшний день эта связь людей с природой оборвана. Сын недавно водил меня в кино на нашумевший фильм “Дюна”, и я была в восторге от того, как автор фильма показал в каждом действии героев взаимодействие с силой природы. Когда ваш ребенок будет в единстве с природой, он будет развиваться гармонично.

✅ Продолжение следует…

P.S. Обратите внимание на питание ваших детей до трех лет и после.

☀️ Польза для мозга 

🥦🥑🥬🥕🌽🫑🍑🍒🍌🍏🍎🥭🫐🍍🍋🥗

❌⛔️❌ Яд для мозга

🥐🥯🥓🌭🍔🌮🍕🍟🥩🍫🍿🍰🌯🌮🧇🥞

С безусловной любовью, Камаллая 🔥🕊❤️

Современная педагогика и психология обладает огромным арсеналом научных данных, среди которых особое место занимают нейронауки. Несмотря на то, что полного понимания процесса развития человеческого мозга у ученых пока нет, существует достаточное количество фактов, понимание которых может сильно облегчить жизнь родителей и специалистов, работающих с детьми. Сотрудники Монтессори центров «Созвездие» подготовили обзор основных фактов о работе детского мозга.

Развитие мозга до и после рождения. Почему будущая мама должна хорошо питаться и избегать стрессов, а уже состоявшимся родителям стоит серьезнее относиться к досугу малыша

Развитие мозга начинается ещё до рождения крохи, а полностью взрослым учёные считают мозг людей старше двадцати лет. Самый сложноустроенный орган человека претерпевает множественные изменения, невероятно чувствителен к внешним воздействиям, а также во многом зависит от наследственных факторов. Как же развивается мозг человека?

Что происходит до рождения?

В момент, когда ваш малыш сделал первый вдох, его организм уже проделал огромную работу и заложил основу для всего будущего функционирования крохи. Несмотря на то, что размер его мозга увеличится ещё в 4 раза до своего полного созревания, основная масса нейронов в нём уже существует, а биохимия его уже отлажена.

Тот факт, что мозг, управляющий нашими чувствами, мыслями и способностями, формируется ещё в утробе матери, накладывает большую ответственность на беременных женщин. Нельзя недооценивать научные данные о том, что образ жизни, качество пищи и даже эмоциональное состояние женщины во время беременности имеет огромное влияние на развитие малыша.

Так, например, существуют явные доказательства, что стресс во время беременности нарушает формирование структуры трактов лимбической системы, которая, в свою очередь, ответственна за эмоциональные реакции будущего человека. Прием различных лекарств, в том числе безобидного на первый взгляд парацетамола, ученым удалось связать с гиперактивностью детей, а злоупотребление сахаром во время беременности сказалось на когнитивных способностях детей.

Мозг новорожденного. Какой он?

Уникальность человека в том, что его мозг огромен относительно остального тела, поэтому для прохождения родовых путей ребенок рождается слегка недоразвитым, а почти полного размера (около 80%) мозг достигает уже к трём годам. Вы наверняка знаете о родничке, мягкой зоне на голове новорожденного. Именно эта зона ответственна за возможность рождения человека естественным путём и того самого быстрого роста детского мозга.

Мозг новорожденного. Какой он?

Итак, ребенок рождается, а перед ним огромный мир и безумно сложно устроенное общество, в котором ему необходимо научиться жить самостоятельно как можно быстрее. Мозг малыша буквально создан для выучивания огромных объемов информации, ведь синапсы (соединения нервных клеток, которые являются основой всех знаний и умений) формируются гораздо быстрее, чем у взрослых и даже подростков.

Принцип формирования синапсов простой. Чем чаще определенная информация попадает к ребенку, тем более значимой считает её организм, соединение крепнет, а навык и память в этой сфере улучшается. Так жизненно важные навыки (например, речь и ходьба) остаются с малышом на всю жизнь, а случайные события с возрастом забываются. Тот же процесс характерен и для мозга взрослых, но скорость освоения информации у них существенно ниже.

Мозг ребенка жаждет новой информации и учится сортировать её по категориям важной и неважной. Именно поэтому дошкольникам важно регулярно и много контактировать с разнообразной средой. Благодаря балансу между различными активностями (творческими и развивающими занятиями, общением со старшими и сверстниками, игрой в одиночестве, нахождении в городе и на природе, на улице и в помещении и так далее) происходит гармоничное развитие малыша, ведь его мозг регулярно встречается с разнообразными ситуациями и учится адекватно реагировать на разные стимулы и решать разноплановые задачи.

Как растёт мозг?

Структура мозга меняется не только за счёт синапсов. Целые зоны мозга и нервные клетки новорожденного ещё не до конца сформировались к моменту появления малыша на свет.

Зрительная кора

Всем известно, что зоркие глаза малыши приобретают не сразу, а рождаясь едва различают границы предметов и цвета. Это происходит из-за того, что клетки зрительной коры развиваются и учатся распознавать образы перед собой в течения первых шести месяцев!

Удивительно, что даже с такой незрелой системой зрения (даже фокусироваться новорожденные почти не умеют), они уже умеют различать самый важный образ – человеческое лицо. Именно во время визуального контакта с мамой новорожденные тренируют свое зрение и учатся видеть мир.

Развитие органов зрения и зон мозга, отвечающих за зрительную информацию, начинается с визуального контакта с матерью. Специалисты по раннему развитию рекомендуют как можно больше смотреть на ребенка и разговаривать с ним, особенно во время кормления грудью, ведь этим несложным действием вы стимулируете развитие младенца.

Мозжечок

Еще со школьного курса биологии многие помнят, что мозжечок отвечает за развитие движений, к тому же участвует в работе памяти, внимания, освоении речи и даже формировании эмоций. Несложно догадаться, что гармоничное развитие этой важнейшей зоны мозга во многом зависит от достаточной физической активности ребенка. Начиная с переворачиваний и ползания и заканчивая спортивными кружками и занятиями танцами, умеренная физическая активность стимулирует активное развитие мозжечка. Чтобы понять, насколько необходимым является движение для благополучия ребенка, следует лишь упомянуть, что мозжечок увеличивается в три раза только за первый год жизни младенца.

Мозжечок, участвующий в огромном количестве мозговых процессов, развивается только в условиях адекватной физической нагрузки. Именно поэтому родителям младенцев важно давать своим детям возможность двигаться, ползать и хватать предметы вокруг, непременно пробуя их на зуб.

Как растёт мозг?

Миелинизация нейронов

Если представить, что нейроны – это провода организма, то миелинизация – это их качественная изоляция. Покрытие отростков клеток специальном веществом (миелином) позволяет нервной системе быстрее и точнее передавать сигналы. Именно из-за незавершенного процесса миелинизации младенцам сложнее обрабатывать информацию и быстро реагировать на изменения в окружении. По этой же причине они не могут совершать тонкие и сложные действия.

От простого к сложному

Решение всё более сложных задач становится по силам молодому мозгу благодаря достройке всё более сложных цепочек нейронов, а также настройке и автоматизации совместной работы этих цепочек. Правило простое: чем больше отдельных операций включает в себя задача, тем позже она станет доступна мозгу. Именно поэтому малыши сначала учатся переставлять ноги, а уже потом могут использовать ходьбу для того, чтобы добраться до нужного места или предмета.

Более подробную информацию о детском мозге можно послушать у заведующего лаборатории мозга и когнитивных исследований Сергея Киселёва:

Как создать оптимальные условия для гармоничного развития мозга ребенка?

Как вы уже поняли, несмотря на роль наследственности в развитии нервной системы детей, грамотно организованная среда имеет гораздо большее значение. В данном разделе мы бы хотели уделить внимание основным характеристикам по-настоящему развивающей среды, положительно воздействующей на гармоничное развитие мозга ребенка с рождения.

Социальное окружение

Стремление быть среди других людей заложено в нас на уровне инстинктов, поэтому неудивительно, что для нормального развития ребенку просто необходим контакт с другими людьми. Наш мозг претерпел множество изменений именно благодаря появлению культуры (например, у человека особенно развиты лобные доли, ответственные за произвольность и сложную обработку информации), поэтому и для его нормального развития ребенку просто необходимо общение с себе подобными. Широкий круг знакомств и возможность общаться со взрослыми и ровесниками в различных условиях стимулирует зоны мозга, ответственные за развитие речи, самоконтроль и эмоциональный интеллект.

Исследователи, изучающие работу мозга людей, которые в детстве были изолированы от общества, отметили, что даже во взрослом возрасте их мозг сильнее реагирует на стресс, более остро реагирует на критику, а также хуже поддаётся осознанному контролю.

Посещение развивающих занятий, вечера в кругу семьи, совместные прогулки с другими семьями и любые другие формы общения необходимы даже самым маленьким детям, ведь они стимулируют развитие мозга ребенка, вследствие чего улучшаются его коммуникативные и когнитивные способности.

Сбалансированное питание

Родителям важно помнить один очевидный факт: являясь органом человеческого организма, мозг нуждается в разнообразном и сбалансированном питании. Даже взрослый мозг очень сильно зависит от качества питания, а для детского мозга здоровая диета критически важна. Мы говорим как о достаточном количестве витаминов и минералов, так и о балансе белков, жиров и углеводов. В настоящий момент неврологи активно изучают влияние различного вида диет на развитие мозга детей, но уже сейчас есть доказательства связи повышенного потребления сахара и когнитивных нарушений у детей, а также пагубного влияния ожирения на работу мозга подростков.

Как создать оптимальные условия для гармоничного развития мозга ребенка?

Многие родители ударяются в крайности и вместо разнообразной диеты начинают кормить детей целыми горстями витаминных и минеральных добавок. Помните, что любые пищевые добавки и лекарства следует давать детям только после консультации с врачом и по результатам анализов. Здоровый рацион, включающий овощи, крупы, зелень, животный и растительный белок, растительные и животные жиры в умеренном количестве, а также максимальное исключение ненатуральных добавок и полуфабрикатов вполне достаточно для здорового питания.

Физическая активность

Мы уже писали, что физическая активность критически важна для здоровья детей. Старайтесь прививать у детей любовь к движению уже с первых месяцев жизни, используйте гимнастику для младенцев, позволяйте малышу ползать и трогать разные предметы, знакомьте его с разными поверхностями. Чуть позже смело включайте в распорядок дня физкультминутки, прогулки на свежем воздухе, игры в детских городках, занятия танцами, гимнастикой и интересным для малыша спортом. Старайтесь быть для ребенка примером и не снижайте и собственную физическую активность!

Новые впечатления – залог здоровья!

Мы много раз писали, что для ощущения стабильности, развития чувства времени и улучшения контроля детям важен достаточно жесткий распорядок дня. Тем не менее важно понимать, что содержание занятий должно меняться. Используйте разные виды творческих материалов, посещайте разные детские площадки и парки, ходите в гости, приглашайте другие семьи к себе, разучивайте новые песни и стихи. Новая информация стимулирует образование связей в мозге: чем больше у малыша было позитивного и разнообразного опыта в раннем возрасте, тем легче ему будет справляться с новыми задачами в более взрослом возрасте.

Новые впечатления – залог здоровья!

В каждой новой задаче наш мозг ищет сходства со своим прошлым опытом, этим он похож на поисковые системы в интернете. Представьте, что в детстве у каждого человека складывается своя база данных, и именно от её обширности зависит качество работы поисковой системы. Новые впечатления расширяют кругозор ребенка и делают его более успешным и адаптивным в старшем возрасте.

Избегайте травмирующих ситуаций

Несомненно, трудности и разочарования также необходимы ребенку, как и позитивные эмоции, но только проблемы, которые малыш способен решить сам или с помощью родителей не травмируют его психику. Согласитесь, одно дело застать малыша рыдающим из-за того, что шнурки на ботинках не хотят завязываться сами, другое же дело успокоить ребенка, который преждевременно столкнулся с насилием, болезнями или недостатком в семье.

Сотни исследований доказали, что последствия детских травм затрагивают целые зоны мозга, нарушая их связи с другими участками и препятствуя нормальному процессу переработки информации, приводя к посттравматическим расстройствам, депрессии и другим нарушениям.

Выводы

Человеческий мозг – это самый сложный орган организма, неудивительно, что для его развития требуется не один год, а качество его функционирования зависит не только от генетических факторов, но и от особенностей окружающей среды. Понимание принципов развития мозга родителями, позволяет создать для ребенка оптимальную среду.

Заключение

Развитие мозга – это сложнейший процесс, до сих пор не до конца изученный учеными. Тем не менее существует уже достаточно данных, которые позволяют специалистам по детскому развитию делать свои занятия максимально полезными для малышей. Педагоги и психологи детского Монтессори центра «Созвездие» используют только проверенные методики, основанные на научных данных о развитии детей.

Заключение

Посещение детьми дошкольных клубов и различных развивающих занятий имеет массу преимуществ: ребенок расширяет свой круг знакомств, становится самостоятельнее и увереннее, получает новый жизненный опыт и просто проводит время с пользой, а родители получают несколько часов свободного времени, которые бывают так необходимы. Специалисты наших детских клубов всегда стараются подобрать оптимальную программу для детей в соответствии с предпочтениями семьи. Приходите знакомиться с нашим детским центром на бесплатном пробном занятии, мы обязательно подберем подходящее расписание для вашего малыша!

Статью подготовила Монтессори-педагог
Соколова Оксана

При рождении мозг ребёнка содержит около 100 миллиардов нейронов — это столько же, сколько звёзд в Млечном Пути. В течение первых лет жизни у младенца вырастут триллионы связей между мозгом и клетками, которые называются нейронными синапсами.

Синапсы, не связанные друг с другом посредством стимуляции, обрываются в школьные годы. Хотя мозг младенца имеет некоторые неврологические особенности, такие как способность быстро и легко изучать любой язык, он более податлив и уязвим, чем мозг взрослого. И, что удивительно, мозг малыша имеет в два раза больше нейронных связей, чем у людей других возрастов. Это означает, что дети, особенно в юном возрасте, могут учиться быстрее и эффективнее взрослых и даже подростков.

Тлум.Ру рассказывает о семи основных стратегиях, которые помогут вам обеспечить эмоциональное и интеллектуальное развитие вашего ребёнка.

№ 1. Будьте отзывчивым родителем, но оставайтесь лидером

Одним из наиболее важных факторов в развитии здорового человека является присутствие взрослого, который чутко реагирует на его потребности и эмоции. Это означает, что когда дети выражают потребность или эмоцию, вы отвечаете им своими эмоциями.

Другими словами, ребёнок должен знать, что вы будете рядом, если вы ему понадобитесь. Но при этом очень важно не ставить его в центр всех дел и не давать понять, что весь мир вертится вокруг его потребностей. Человеческие младенцы созданы, чтобы развиваться, общаясь со своими близкими и наблюдая за семейной и общественной жизнью. Это означает, что больше всего вашему малышу нужно общаться с вами с любовью, теплотой и радостью, а также наблюдать за тем, как вы занимаетесь повседневными делами.

№ 2. Составьте распорядок дня

Распорядок дня помогает младенцам развить когнитивное понимание и глубокое чувство безопасности, потому что им нравится знать, чего ожидать. Рутина также способствует сотрудничеству в семье, потому что нет борьбы за власть по поводу того, что будет дальше и кто чем займётся.

№ 3. Не мешайте ребёнку играть

Младенцы всегда чем-то заняты — они хватаются за предметы, двигают конечностями, изучают окружающий мир. Родительская роль состоит в том, чтобы облегчить этот процесс, создавая для них среду, которая поощряет их исследования. Очень важно не прерывать их ежедневную работу, пытаясь научить их тому, чему, по нашему мнению, они должны учиться.

Поэтому, когда ваш младенец занят, возьмите за правило не отвлекать его и не отвлекаться самому. Точно так же, как вы пытаетесь не разбудить спящего ребёнка, постарайтесь не прерывать малыша, который занимается и играет один. Всем младенцам нужно время, чтобы поиграть в безопасности нашего присутствия, но без внешнего вмешательства. Научиться делать это — важное достижение.

№ 4. Помните, что младенцы больше всего учатся, общаясь

Несмотря на то, что в мозгу ребёнка каждый день формируются новые нейронные связи в соответствии с окружающей средой, самая важная работа, которую он выполняет, — это развитие способности к доверию и близости. Ребёнок использует родителей как свою безопасную базу для исследования мира и смотрит на вас, чтобы узнать, как интерпретировать то, что он переживает.

Другими словами, интеллектуальное развитие ребёнка строится на основе эмоциональной безопасности. Это означает, что ваше внимание должно быть сосредоточено на том, чтобы взаимодействовать с младенцем, реагировать на него, показывать ему мир и успокаивать его, когда он выражает беспокойство по поводу разных вещей. Исследования показывают, что младенцы, наиболее развитые в интеллектуальном, эмоциональном и физическом плане, — это дети, родители которых внимательно, отзывчиво и с добротой относятся к ним.

№ 5. Укрепляйте безопасность привязанности

Всем младенцам необходимо развить надёжную привязанность к своим особенным людям. Такая привязанность возникает из трёх чувств:

  • Безопасность — вера в то, что ваши особенные люди всегда будут рядом, чтобы позаботиться о вас и защитить вас в этом огромном и пугающем мире;
  • Видимость — вера в то, что ваши особые люди понимают, что вы чувствуете, и любят вас таким, какой вы есть, даже с этими иногда подавляющими эмоциями;
  • Успокоение — вера в то, что ваши особенные люди утешат вас и помогут вам почувствовать себя лучше в трудное время;

Обратите внимание: это означает, что мы принимаем весь спектр эмоций ребёнка.

Одна из самых больших ошибок, которую совершает большинство родителей, играя с младенцами, — это попытки рассмешить его. Обычно это развлечение для нас, и в ограниченных дозах это может быть развлечением для младенца. Но следите за сигналами своего ребёнка и будьте осторожны. Младенцы выражают множество разных эмоций, и наша задача — принимать и признавать то, что выражает ребенок, а не пытаться изменить то, как он себя чувствует.

№ 6. Интеллект растёт от вовлечённости и открытий

Мозг младенца не нуждается в академической или сенсорной нагрузке: он найдёт множество способов стимулировать своё познавательное развитие, когда малыш будет вместе с родителями заниматься повседневными делами. Он найдёт отличную интеллектуальную стимуляцию в играх в прятки, в том, чтобы вытаскивать все кастрюли или ложки из шкафа и видеть мир из детской переноски, когда родители ходят по магазинам или общаются с другими людьми.

Стоит ли играть с младенцем в игры для развития мозга? Конечно, в этом нет вреда, но важно сделать это занятие интерактивным и соответствующим возрасту — это означает сенсорное, а не только когнитивное развитие. Пусть занятия проходят в игровой форме — подключайте песни, танцы, музыку, делайте младенцам массаж, пойте и играйте по-разному.

№ 7. Помогайте младенцу исследовать мир

Если вы хотите повысить интеллект своего ребёнка, позаботьтесь о нём и присматривайте за его перемещениями, но дайте ему свободу для исследования. Это будет означать пару месяцев ежедневного восстановления разрушенных интерьеров вашего дома, но вскоре он перейдёт от этого этапа к следующему, придя к выводу, что мир стоит исследовать, и ничто не должно останавливать его в этом.

И не забывайте стараться выводить малыша на улицу каждый день, если позволяют погода и ваши силы. Городским жителям нужно как можно чаще находиться на природе, и младенцы не исключение. Поскольку мозг младенцев растёт быстрее в зависимости от окружающей среды, проведённое на улице время поможет им увидеть и впитать больше. И дело вовсе не только в «свежем воздухе» — если у молодых родителей нет сил вытаскивать коляску на улицу, можно сэкономить ресурсы и поставить её на балкон. Там тот же самый воздух, не переживайте! А вот исследование мира, когда ребёнок к нему уже способен — важный момент в прогулках.

Итак, подводя итоги, когда вы с любовью относитесь к младенцу, обогащаете его речь, обращаете внимание на его потребности, вы даёте нервным связям и проводящим путям его мозга больше возможностей соединиться друг с другом. В свою очередь, он приобретёт богатые языковые навыки, умение рассуждать и планировать.

Чтобы читать больше полезных материалов для родителей, подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен. А ещё мы завели Telegram — присоединяйтесь, если вам удобнее этот формат.

Интересное по теме:

10 СПОСОБОВ ВЫРАСТИТЬ ИЗ РЕБЁНКА СЧАСТЛИВОГО ВЗРОСЛОГО

Вам также может понравиться:
Как помочь ребёнку повысить самооценку: 8 советов

11 фраз родителей, которые нельзя говорить детям

В мозге ребёнка при рождении содержится около 100 миллионов нейронов. В течение первых лет жизни в этом важнейшем органе проходит активный период созревания нервных связей, которые растут каждую секунду. Правильное развитие мозга зависит от многих факторов, в том числе от окружающей среды, личного опыта и взаимоотношения с окружающими. Это в свою очередь отражается на навыках мышления и формировании речи. Очень важно с раннего возраста обеспечить малышу максимальные условия для того, чтобы его головной мозг правильно и активно развивался. Вот несколько советов на заметку.

Отказ от курения во время беременности

Отказ от курения во время беременности

Курение — опасная привычка с множеством негативных последствий. Вдвойне она вредна для беременных женщин, являясь одной из частых причин неблагоприятных родов. Будущая мать должна не только отказаться от сигарет, но и всеми силами избегать так называемого пассивного курения, то есть вдыхания табачного дыма. В нем содержится масса вредных химических веществ, которые плохо влияют на мозг малыша.

Во время курения токсичные вещества незамедлительно попадают в кровь и поступают прямо к плоду вместе с кислородом и питанием. Согласно многочисленным исследованиям, никотин отрицательно влияет на развитие головного мозга ребёнка. Дети, подвергшиеся внутриутробному воздействию табака, рождаются с изменениями в структуре мозга, что впоследствии приводит к поведенческим проблемам, затрудненному обучению и более низкому уровню IQ.

Выбор в пользу грудного вскармливания

Грудное вскармливание очень важно для новорожденных. Оно помогает сформировать не только крепкий иммунитет, но и здоровый, развитый мозг. Этому способствуют жиры, витамины и полезные микроэлементы, содержащиеся в материнском молоке. По данным исследований, недоношенные младенцы, питавшиеся грудным молоком в течение первых дней жизни, имели впоследствии гораздо лучшую память и двигательные функции, чем те дети, которые ели искусственную смесь. Помимо этого, грудное вскармливание способствует развитию ранних моторных навыков.

Прослушивание приятной музыки

Прослушивание приятной музыки

Для того чтобы улучшить развитие головного мозга малыша, нужно как можно раньше ввести в его жизнь музыку. Она способствует когнитивному здоровью. Прослушивание музыки приводит к высвобождению дофамина, который повышает мотивацию к обучению. К тому же, приятные мелодии доставляют малышу удовольствие и положительные эмоции, благодаря чему он быстрее воспринимает многие вещи и хорошо обучается. Уроки музыки в раннем возрасте имеют важное значения для правильного развития головного мозга. Дети, занимающиеся музыкой, имеют гораздо лучшую память, чем их сверстники.

Чтение книг для детей

Заботливые родители должны быть заинтересованы в том, чтобы их ребёнок начал читать как можно раньше. Вот почему с книгами нужно знакомить детей с младенческого возраста и даже с самого их рождения. Хорошо превратить это в своеобразным ритуал, например, читать им перед дневным или ночным сном. Мозг грудного малыша способен распознавать звучание слов, интонацию и ритм. Даже если ребёнок пока не знает слова и не умеет говорить, он постепенно начинает осознавать, что информация берется из книг. Это в свою очередь поможет сохранить интерес к чтению. Дети, которые рано начинают читать, обладают более богатой и грамотной речью, отличаются хорошей концентрацией внимания.

Диета для здоровья мозга

Привычка питаться здоровой пищей должна быть заложена с раннего детства. Растущий организм нуждается в правильном питании для нормального физического и умственного развития. Для того чтобы обеспечить оптимальное количество питательных веществ, нужно почаще включать в рацион малыша фрукты, овощи и зелень. А вот потребления фаст-фуда, газированных напитков с искусственными подсластителями и сладостей лучше избегать. Эти продукты не лучшим образом сказываются на здоровье мозга и организма в целом.

Ограничение просмотра телевизора

Многие родители из-за своей чрезмерной занятости часто оставляют ребёнка наедине с телевизором. Но педиатры и психологи не рекомендуют просмотр телевизора малышам младше двух лет. Дети постарше не должны смотреть телепередачи или пользоваться электронными гаджетами более 2-3 часов в день. Каждые полчаса им желательно устраивать перерыв на час или два.

Длительное время, проводимое перед экраном или монитором, негативно сказывается на успеваемости ребёнка и приводит к проблемам со сном, поведением, ожирению и излишней агрессии. Кроме того, постоянный просмотр телевизора мешает взаимодействию между детьми и родителями. Исследования показали, что более низкие когнитивные способности мозга наблюдаются у малышей, которые постоянно смотрят телевизор.

Отказ от кофеина

Кофеин содержится в энергетических напитках, кофе, какао и некоторых жевательных резинках или сладостях, которые может употреблять ребёнок. Это вещество в больших количествах мешает нормальному развитию головного мозга. Кофеин разрушает формирование ключевых нервных соединений и влияет на поведенческие и структурные этапы развития мозга. Согласно исследованиям, большое потребление кофеина также негативно влияет на качество сна.

Творческие развивающие игрушки

Творческие развивающие игрушки

В современных магазинах развивающие игрушки — не редкость. Они сейчас очень востребованы. Но для того чтобы обеспечить нормальное развитие мозга ребёнка, необходимо отдать предпочтение творческим развивающим игрушкам и наборам. Это поможет малышу сформировать навыки общения, языка, когнитивную гибкость, фантазию и контролировать эмоции. Творческие наборы не обязательно должны быть дорогими. Главное, чтобы они были безопасные и помогали развивать воображение ребёнка.

Регулярные физические упражнения

Физические упражнения очень важны как для взрослых, так и для детей. Это самый простой способ поддержания иммунитета и развития когнитивных навыков у ребёнка в самом раннем возрасте. Регулярная и правильная физическая нагрузка помогает развить память и повышает способность к обучению. Помимо этого спорт улучшает поступление крови в мозг, что обеспечивает его нормальное функционирование. Физически здоровые дети, которые ежедневно делают зарядку, имеют лучшее умственное развитие, чем их сверстники, которые совсем не занимаются спортом.

Общение с ребёнком

Для того чтобы мозг ребёнка хорошо развивался, родители должны больше проводить время со своим чадом. Развитие начинается с самого рождения, и поэтому постоянное присутствие взрослых очень важно. Вне зависимости от занятости нужно постараться выделять время на общение с малышом, разговаривать с ним, гулять, играть и читать. Дети берут пример со своих родителей, поэтому важно с раннего возраста заложить в них правильные поведенческие мотивы.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как найти раптора в табс
  • Как составить маршрутные листы для урока
  • Как исправить если котлеты недосолены
  • Как найти кафе в игре
  • Как найти сумму чисел двоичной системы

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии