Как найти мотивацию для ребенка

Что делать, если ребенок не проявляет интерес к учебе

Рассказываем, как родители и педагоги могут помочь детям, если у них пропадает мотивация учиться

  1. Что такое учебная мотивация
  2. Почему пропадает интерес к учебе
  3. Как учитель мотивирует детей на учебу
  4. Что может сделать родитель, чтобы помочь ребенку

Не хочет ходить в школу, отказывается делать домашнюю работу, говорит, что на уроках скучно и ничего не нравится. Что делать, если ребенку неинтересно учиться? Разбираемся, из чего состоит учебная мотивация и какую роль играют учитель и родитель в ее формировании.

Материал подготовлен при помощи экспертов: учителя начальных классов, участника программы «Учитель для России» Натальи Брицыной; психолога и тьютора Анисы Шайдуллиной; мамы двоих детей и соадминистратора Университета вероятностного образования А. Лобока Надежды Легковой.

Что такое учебная мотивация

Помните, как в детстве отливали во дворе фигурки из свинца, плавили пластик и учились свистеть в травинку? Как учили Тютчева, жи-ши и писать в прописи? Что было интереснее? Почему?

Ребенок так устроен: любопытство и обучаемость помогают ему стремительно осваивать окружающий мир: в школе, во дворе, везде. При этом мозг младшего школьника отличается от мозга подростка. Дети 7-10 лет только учатся мыслить критически и контролировать эмоции, им не хватает произвольного внимания, чтобы долго удерживать фокус на одной задаче. Несмотря на то, что учебная деятельность постепенно становится ведущей, игра для детей все еще очень важна.


     В начальной школе детям не хватает произвольного внимания, чтобы долго удерживать фокус на одной задаче. Фото: Yuliia D/shutterstock.com

В начальной школе детям не хватает произвольного внимания, чтобы долго удерживать фокус на одной задаче. Фото: Yuliia D/shutterstock.com

Под учебной мотивацией принято понимать стремление ребенка учиться, чтобы достигать учебных целей. Это и интерес к учебе, и удовольствие от учебы, и активное участие в занятии. В школе уровень мотивации оценивают по академическим успехам: чем выше мотивация, тем лучше оценки.

Почему пропадает интерес к учебе

Наталья Брицына отмечает, что на формирование учебной мотивации влияет то, как ребенок сразу с первого класса погрузился в учебный процесс. Насколько ему интересно само здание — школа — и то, что в нем происходит. Иногда неприятие школы формируется еще до первого класса: на подготовительных курсах, по откликам старших братьев и сестер. А есть дети, которые до 1-ого класса никак не взаимодействовали со школой, им это интересно и ново.

В начальных классах особенно важно, кто и как сопровождает учебу ребенка. От личности учителя и поддержки родителей зависит способность ребенка спокойно развиваться, быть любознательным. Если отношения с учителем напряженные, в семье конфликты, ребенок не чувствует себя в безопасности. Без этого невозможно активное интеллектуальное развитие.

Отношения также влияют на самооценку ребенка. Гиперконтроль родителей и неконструктивная обратная связь от учителя могут сформировать устойчивый страх неудачи, который мешает пробовать новое, учиться на своих ошибках.

Если у ребенка нет возможности влиять на то, чем он занимается, возникает риск переутомления. Для нормального развития младшим школьникам нужно время на физическую активность, прогулки. Интерес к учебе может снижаться на фоне усталости от высокой образовательной нагрузки в школе и на дополнительных занятиях.

Аниса Шайдуллина

Психолог, тьютор

Дислексия, дисграфия, дискалькулия, СДВГ и другие особенности развития могут влиять на успеваемость в школе. Из-за постоянного неуспеха и невозможности соответствовать требованиям снижается и интерес к учебе. Родители в определенный момент замечают, что ребенок ленивый или не выучил правило. Будьте внимательными и включенными в ребенка. Это помогает понять, какая причина на самом деле кроется за отсутствием интереса к учебе: непонимание или какие-то другие обстоятельства.

Давление и манипуляции работают на коротких дистанциях, но не развивают внутреннюю мотивацию и уничтожают доверие между родителем и ребенком. Давление на какое-то время задает рамку, в которой ребенок выполняет то, что требуется. Как только давление прекращается, все возвращается в состояние «как было». Аниса Шайдуллина отмечает, что внешний контроль работает, когда он постоянный, причем его приходится усиливать, так как со временем ребенок к нему привыкает, это перестает давать результат.

Как учитель мотивирует детей на учебу

Наталья Брицына отмечает, что ребенку, как и взрослому, не может быть интересно все. Это нормально, если какая-то тема по математике, русскому или окружающему миру сложна или неинтересна. Задача учителя — помочь увидеть, как одно связано с другим.


    Учитель — тот человек, который прививает интерес к учебе, показывает, насколько мир многогранен. Фото: Elnur/shutterstock.com

Учитель — тот человек, который прививает интерес к учебе, показывает, насколько мир многогранен. Фото: Elnur/shutterstock.com

Наталья Брицына

Учитель начальных классов

Для меня важно с первого класса показать, что учеба не ограничена стенами школы и сопровождает нас в течение всей жизни. Учиться интересно и классно. Учитель — тот человек, который прививает интерес к учебе, показывает, насколько мир многогранен. Когда-то мы смотрели на стул и просто знали, что это стул. А теперь мы знаем, из чего его можно сделать (окружающий мир), что это неодушевленное существительное (русский язык), что у стула две пары ног (математика). Детям нравится, что они теперь могут рассказать про себя, про мир вокруг.

В школе учебная деятельность предполагает выполнение внешних задач, которые ставит перед ребенком учитель. Произвольное внимание и воля, которые нужны для этого, только формируются. Если учитель не учитывает возрастные особенности детей, не предлагает переключение между разными видами деятельности на уроке, ребенок будет уставать и терять интерес.

Наталья Брицына

Учитель начальных классов

Мы много делаем упражнений на коммуникацию в классе. Одна половина занятия — это коммуникация, другая — новая тема или повторение пройденного материала. Важно ставить себя на место ученика. Дети работают в группах, в парах. У нас в обучении много игры, но это не как в детском саду. Мы стараемся в классе разнообразить нашу деятельность. Мне кажется, стоит самому себе задать вопрос: «Что сделать, чтобы мне было интересно учиться?» Этот же вопрос можно задать детям.

Личность учителя также имеет значение. Насколько учителю самому интересно учиться и развиваться? Как он относится к своей работе? Понимает ли, от чего зависит его собственная мотивация к саморазвитию?

Наталья Брицына

Учитель начальных классов

Если учителю самому интересно учиться, он этот интерес к учебе передает ученикам. Дети меня тоже учат каким-то формам деятельности, о которых я не задумывалась. Я могу запланировать один урок, а они мне могут предложить вместо этого групповую работу, которая в этом конкретном случае может принести больше результата, потому что она им нравится. Ни в одном документе не прописано, что мне должно быть интересно учить. Важно, чтобы учитель был причастен, был не просто говорящей головой.

Школьная среда тоже может поддерживать учебную мотивацию. Если администрация школы создает пространство, которое дети могут полностью присвоить — делать классные уголки, клеить что-то на стены, двигать столы и стулья — исчезает формальное отношение к школе. Дети приходят в школу, потому что здесь ценят то, что они делают.


    Когда в школе есть пространство, которое дети могут полностью присвоить, исчезает формальное отношение к обучению, появляется удовольствие от процесса. Фото: LightField Studios/shutterstock.com

Когда в школе есть пространство, которое дети могут полностью присвоить, исчезает формальное отношение к обучению, появляется удовольствие от процесса. Фото: LightField Studios/shutterstock.com

Когда в школьной учебе есть место самому ребенку, его личным интересам, появляется удовольствие от процесса. Чтобы развивать личные интересы в стенах школы, учителю нужна поддержка администрации для организации внеклассных мероприятий, кружков, дополнительных занятий.

Что может сделать родитель, чтобы помочь ребенку

  1. Поддерживайте нормальные человеческие отношения
  2. Интерес к учебе не существует сам по себе. В отношениях с родителями образование — это только одна из граней. Чтобы помогать ребенку, сопровождать его в образовании, необязательно изучать педагогику и возрастную психологию. Базовые знания в этих областях помогают понять когнитивные и психические процессы, через которые проходит ребенок, но гораздо важнее поддерживать нормальные человеческие отношения.

    Надежда Легкова

    Мама двоих детей, соадминистратор Университета вероятностного образования А. Лобока

    Уметь слышать ребенка — это слышать его настоящие потребности. Каждому ребенку нужно быть безусловно любимым и принятым. Ему важно, чтобы верили в его способности. Ребенок — это отдельная личность со своим миром, потребностями, переживаниями. Если для нас личность ребенка — это ценность, то слушать и слышать его будет проще. Когда мы сохраняем с детьми контакт и выстраиваем с ними здоровые отношения, они очень легко идут нам навстречу.

  3. Помогайте рефлексировать образовательный опыт
  4. В образовании взрослый может помочь ребенку увидеть пройденный образовательный маршрут, обнаружить, какой был образовательный интерес, какие точки были пройдены. Если что-то на этом пути было значимым, можно попробовать узнать, почему это для ребенка важно сейчас? Образование в каждый отдельный момент — это то, как знания ложатся на собственные смыслы ребенка.
    Если ему неинтересно то, что он проходит в школе, попробуйте нащупать, что происходило в душе ребенка в этот день, что было для него важным, что запомнилось ему безотносительно учебного процесса. Можно спросить его: «Как прошел день?», «Что ты чувствовал сегодня?», «Что было для тебя важно?».
    Если вы готовы слушать ребенка, реагировать на его потребности и вступать с ним в диалог, то он с большей охотой будет идти на контакт. Как возможный побочный эффект, ребенок будет готов прилагать усилия и в учебной деятельности. Но это нельзя использовать как манипуляцию: манипуляция быстро перестанет работать, а доверие к вам может быть разрушено.

    
    Когда вы готовы слушать ребенка, реагировать на его потребности и вступать в диалог, он с большей охотой будет идти на контакт. Фото: Evgeny Atamanenko/shutterstock.com

    Когда вы готовы слушать ребенка, реагировать на его потребности и вступать в диалог, он с большей охотой будет идти на контакт. Фото: Evgeny Atamanenko/shutterstock.com
  5. Адаптируйте образование под индивидуальные потребности ребенка
  6. Каждый ребенок развивается в своем темпе, имеет свои сильные стороны и таланты. Уметь замечать индивидуальные особенности малыша, соизмерять их с социальными ожиданиями и своими родительскими амбициями — важный навык для современного родителя.

    Надежда Легкова

    Мама двоих детей, соадминистратор Университета вероятностного образования А. Лобока

    У моей старшей дочки была своя траектория развития. Она была молчаливой, лет до пяти не общалась со сверстниками. В семь лет я оформила семейное образование, так как она не была готова к учебной деятельности. В середине года я решила попробовать занятия по подготовке к школе. Учительница вовлекла дочку в круг внимания — просила ее помочь, тряпочку намочить, тетради разложить. В итоге 1 сентября в восемь лет она спокойно пошла в государственную школу. А младший сын поступил в школу в полных семь лет. Учебная позиция у него сформировалась через полгода — до этого было ощущение, что мы поторопились. При этом школа помогала в процессе адаптации.

  7. Создавайте для ребенка образовательные возможности
  8. Отношения между ребенком и родителем наполняются совместным опытом. Придумайте такое совместное занятие, которое будет интересно и полезно и вам, и ребенку. Это необязательно должно быть связано со школьными предметами: повод к исследованию можно найти везде. Настольные игры, прогулки в лесу, посещение музеев, путешествия, чтение книг вслух, даже совместный просмотр сериала или игра вместе с ребенком на телефоне или приставке может быть поводом к диалогу и совместным открытиям.

    Надежда Легкова

    Мама двоих детей, соадминистратор Университета вероятностного образования А. Лобока

    Когда мы идем в Третьяковку, я смотрю на интересы ребенка, двигаюсь от него. При этом сам ребенок вряд ли скажет, что хочет в галерею. Но я приведу его туда, чтобы он попробовал. Когда дочке было семь лет, мы записались на хорошую экскурсию в Третьяковку. Экскурсия ей не понравилась с первых минут. Мы отошли, присели в зале рядом, чтобы она успокоилась, Мой взгляд случайно зацепился за голубые бусики на какой-то картине, и я ей об этом сказала. Это ее увлекло, и я предложила найти, есть ли что-то, что ей понравилось бы на соседних картинах. В процессе того, как она находила интересности и рассказывала мне про них, она расслабилась и повеселела, и мы пошли дальше по галерее в созерцательном настроении. В этот момент главное — показать ребенку возможности и вовремя отдать инициативу.

    
    Для того чтобы ребенок научился находить интересное в учебе, можно предложить ему игру. Фото: Yuganov Konstantin/shutterstock.com

    Для того чтобы ребенок научился находить интересное в учебе, можно предложить ему игру. Фото: Yuganov Konstantin/shutterstock.com
  9. Исследуйте с ребенком его интересы
  10. Дошкольники хорошо чувствуют, что им интересно, а что нет. Когда ребенок идет в школу, часто важным становится не то, что интересно, а то, что просит сделать учитель. Желание учиться угасает, так как ребенок не видит себя в этом. Попытки присвоить себе какие-то школьные атрибуты (например, рисование на парте или в учебнике) — это как раз попытки найти себя в учебном процессе теми способами, которые ребенку доступны.

    Для того чтобы ребенок научился находить интересное в учебе, можно предложить ему игру. На прогулке, в дороге, в музее, попросите его найти вокруг три штуки чего-то интересного. Дальше можно либо искать, что же именно и почему показалось ребенку интересным, либо попросить поделиться загаданным и пояснить, что именно показалось интересным.

Образование не ограничивается школой. Интересы за пределами школы могут быть ресурсом для движения в учебе. Если сейчас у вашего ребенка момент, когда интереса в учебе нет, помогите ему разобраться, связано ли это со сложностью материала, с отношениями в школе, с потерей личных смыслов в учебе. Не всегда родитель может быть тем человеком, который поможет ребенку найти интерес именно в школьных предметах. Это может быть учитель, репетитор. Задача родителя — быть в диалоге с ребенком, чтобы понять, когда он перестал видеть себя в учебном процессе. Умение слышать и видеть ребенка создает такие отношения, при которых он готов концентрироваться на учебе и выполнять внешние задачи.

#статьи

  • 14 сен 2022

  • 0

Мотивация ребёнка: как поддержать интерес к школе

Почему у младших школьников пропадает желание учиться и как его вернуть — рассказывают психологи.

Иллюстрация: Оля Ежак для Skillbox Media

Алина Халзагарова

Занимается исследованиями городов и мечтает развиваться в педагогике. Писала для Esquire, Cossa и Mel.fm.

Мотивированный к учёбе ребёнок — мечта любого родителя! Он сам интересуется предметом, стремится выполнять задания, готов браться за сложные задачи и преодолевать трудности. Многие дети с удовольствием приходят в первый класс и с энтузиазмом приступают к обучению, но постепенно интерес теряется.

Психологи Юлия Старостина и Александр Покрышкин рассказали:

  • когда у ребёнка возникает мотивация и какая она бывает;
  • когда и почему пропадает желание учиться;
  • какие приёмы помогут родителям поддерживать мотивацию детей.

Примерно после кризиса трёх лет у человека появляется осознанная мотивация: он начинает понимать, чего он хочет и зачем ему это нужно. Если до этого периода дети часто хотят делать всё и прямо сейчас, то к младшему школьному возрасту у них развивается иерархия мотивов — умение определять для самих себя более и менее важные мотивы. Ребёнок уже не кидается немедленно исполнять то, чего ему захотелось, он способен придержать и в чём-то ограничить себя, если у него есть цель.

Мотивация бывает внешняя и внутренняя.

  • Внутренние мотивы связаны с самим процессом обучения: это когда ребёнок искренне любит то, чем занимается.
  • Внешние мотивы связаны с результатами, которые приносит дело. Ребёнок может учиться для того, чтобы занять социальную позицию. Допустим, он хочет получать пятёрки, потому что ему важно быть авторитетом среди одноклассников или он боится разочаровать родителей. Ещё к внешней мотивации можно отнести стремление к учёбе ради того, чтобы родители купили новые вещи, разрешили побольше играть в гаджеты, и страх быть наказанным.

Внешняя мотивация хороша тем, что её можно создать. Но, к сожалению, никакая внешняя мотивация не может быть постоянной.

Исследования показывают, что стремление получить похвалу или награду, избежать наказания напрямую связано с повышением тревожности, а в состоянии тревоги человеку трудно существовать, получать удовольствие от жизни и полноценно развиваться.

Часто бывает, что дети идут в первый класс в радостном возбуждении, но постепенно теряют интерес к учёбе. При этом родители думают, что ребёнок попросту ленится. Бывает, что такую оценку дают и учителя: «Ребёнок способный, но ему мешает лень».

Традиционно лень рассматривают как качество характера, которое мешает прилагать усилия и добиваться результата. Лень выражается в снижении активности и учебной мотивации ребёнка.

Но современные психологи склонны считать, что лень — это зачастую не черта характера, а симптом — сигнал о том, что человек находится в сложных для себя обстоятельствах. Например, ребёнку может быть просто неинтересно в школе — или, возможно, у него возникли сложности в отношениях с одноклассниками. Ещё причиной лени может быть стресс от слишком сложной задачи или отсутствие понятной цели.

Как слишком сложная задача может лишить мотивации? Представим ребёнка шести лет, который очень любит конструкторы и может посвящать им массу своего времени. Но что будет, если дать ему слишком сложный набор — например, рассчитанный на людей 12–14 лет? У него есть детали, есть образ результата — красивая картинка модели, которая в итоге должна получиться. Но инструкция слишком объёмная, детали слишком мелкие, нужно много читать. Некоторое время ребёнок будет стараться, но в конце концов бросит задачу, потому что «не получается».

Американская исследовательница Эмили Нагоски в книге «Выгорание», которая посвящена потере мотивации, описывает механизм, с помощью которого мозг человека определяет достижимость задачи. Этот механизм, который она называет монитором, непрерывно рассчитывает расстояние от нашего текущего местоположения до конечной цели. И если в течение долгого времени к цели не удаётся приблизиться, «монитор» решает не тратить время на решение этой задачи. Зачем стараться, если всё равно ничего не получается?

Также на мотивацию пагубно влияет отсутствие понятной цели. Это как в известном анекдоте, где прапорщик приказал новобранцам копать яму от забора и до обеда. Задача вроде бы простая, но зачем делать эту работу? Какой результат нужно получить?

К сожалению, часто школьное обучение становится такой «ямой от забора до обеда»: ученик не может сформулировать, зачем ему выполнять эту задачу, и теряет мотивацию.

Одна из самых популярных научных теорий на тему мотивации — теория самодетерминации. Вкратце — это теория о том, как осознанность и свобода выбора помогают людям эффективнее работать.

Психологи, работающие с этой теорией, называют четыре основных условия, при которых человек может сохранять мотивацию к чему-либо:

1) находиться в безопасной и комфортной среде;

2) понимать цель работы и самостоятельно организовывать процесс;

3) чувствовать достижимость успеха;

4) чувствовать поддержку.

Исследовать учебные трудности. Какие конкретно сложности в учёбе есть у вашего ребёнка? С чем они связаны? Как вы можете помочь? Возможно, трудности связаны с усталостью от слишком большой нагрузки в школе и на кружках? Или с нездоровым эмоциональным климатом в школе? Или с личными особенностями восприятия ребёнка?

Исследовать обстановку в классе и отношения с учителем. Например, чувствительным детям может быть сложно работать с чрезмерно строгим и требовательным учителем, а для непосед это, наоборот, лучший вариант.

Больше включаться в школьные процессы. Учёба вашего ребёнка в каком-то смысле определяет и ваше будущее, и будущее вашей семьи. Если вы сами с энтузиазмом относитесь к ней, ребёнок почувствует это и тоже загорится интересом.

Организовать интересный и развивающий досуг, который позволит ребёнку добиваться успеха вне уроков. Желательно, чтобы этот досуг нравился и вам, — тогда вы сможете продуктивно проводить время вместе, поддерживать интерес и замечать успехи ребёнка.

Интересоваться тем, что любит ребёнок. Часто родителям кажется, что их детям нравится какая-то ерунда, и они запрещают ей заниматься. Так делать не стоит. Лучше попробуйте понять, почему ребёнка так увлекает это хобби. Чем оно ему полезно, что даёт? Как можно дать ему то, в чём он нуждается, другими способами?

Поддерживать эмоционально. Обязательно хвалить даже за небольшие успехи и помогать справляться с эмоциями, когда что-то не получается. Механизм работы похвалы очень простой: когда нас хвалят, мы чувствуем удовольствие и стараемся, чтобы в будущем снова заслужить похвалу. Да, это внешняя мотивация, но в ней нет ничего плохого. Наоборот, когда ребёнка хвалят, его уверенность в себе растёт, а значит, растёт и его устойчивость к трудностям.

Научитесь: Младший школьник. Большая инструкция для родителей
Узнать больше

Школа — это не только хорошие оценки.

Я педагог, и у меня трое детей. Двое из них — школьники: дочь учится в шестом классе, сын — в третьем. Оба хорошо успевают, но зубрежка здесь ни при чем.

В статье поделюсь способами, как я мотивирую детей учиться в школе, и объясню, почему не считаю оценки главным достижением в учебе.

Стереотипы, которые мешают родителям жить спокойно

Во время пандемии несколько месяцев дети учились дистанционно. После этого родители стали жаловаться в соцсетях, что их ребенок расслабился и без особого энтузиазма ходит в школу. Но результаты некоторых опросов показывают обратное: многие дети очень хотят учиться. Только все их стремление на корню убивает образовательное учреждение и семья. В результате каждый второй школьник испытывает стресс из-за жесткого прессинга, а это, в свою очередь, плохо сказывается на оценках в дневнике.

Не всегда четверки и пятерки — это пропуск в хорошую жизнь. Существуют примеры, когда дети не были успешны в учебе, но жизнь у них сложилась хорошо. Вероятно, такие истории есть в окружении у каждого. Но я нашла несколько ярких детей, кому плохие успехи в учебе не помешали стать известными людьми.

Например, Томаса Эдисона педагоги считали настолько глупым, что мать решила забрать его из образовательного учреждения и заниматься с ним самостоятельно. Во многих источниках написано, что женщина сделала это, получив письмо об исключении сына из школы. Но на самом деле все было несколько иначе.

Дальше я приведу часть интервью будущего изобретателя литературному журналу T. P’s Weekly в своем переводе:

«Однажды я услышал, как учитель сказал инспектору, что я бестолковый и не имеет смысла больше держать меня в школе. Это так ранило меня, что я разрыдался, пошел домой и рассказал об этом маме. Потом я узнал, что такое хорошая мать.

Она выступила моим сильным защитником… Мы вместе пошли в школу, и мать сердито сказала учителю, что он не знает, о чем говорит, и что у меня больше мозгов, чем у него. В тот момент я сразу решил, что буду достоин своей матери и покажу, что ее уверенность не лишена смысла».

Лауреат Нобелевской премии по физике Вильгельм Вин в школе учился очень посредственно. Он часто прогуливал уроки, что вызывало недовольство учителей. В 15 лет родители перевели его на домашнее обучение и стали готовить к продолжению семейного дела — фермерству. Они не только не осуждали сына, но и, напротив, поддерживали его во всех начинаниях.

У отца Вильгельма Вина были серьезные проблемы с позвоночником, поэтому вся мужская работа легла на плечи юноши. Но мать будущего физика все-таки хотела, чтобы сын получил высшее образование. Она стала его идейным вдохновителем и мотиватором на дальнейшее обучение.

Сегодня вряд ли найдется человек, который назовет этих людей необразованными. Но их успех обусловлен отнюдь не хорошими отметками, а природной любознательностью и поддержкой со стороны семьи.

Я много наблюдала за детьми, особенно когда работала педагогом, и подметила несколько причин, по которым современные родители заставляют детей учиться из-под палки.

Попытка компенсировать свои школьные провалы. «Я был троечником, потому что ко мне придирались учителя. Мой сын докажет всем, что в нашей семье живут неглупые люди!» С ребенка такие родители спрашивают с удвоенной строгостью и ругают за тройки. Хотя их самих никто за тройки не ругал.

Сравнение с другими. «У Семеновых дочка — отличница, выигрывает все олимпиады. Моя-то чем хуже?»

Сюда я также отнесу дух соревнования, когда «Ольгина дочь получила пятерку по сочинению, а моя — четверку. Попрошу у учителя дополнительное задание для ребенка, чтобы она смогла занять первое место в рейтинге учащихся».

Боязнь осуждения со стороны окружения. «Опять сын принес двойку. Стыдно на работе рассказывать о ребенке. Что люди подумают?»

Вера в то, что успех определяется отметками в аттестате. «Объясняю сыну, что двоечники работают только на низкоквалифицированных позициях. Не хочу, чтобы он и мои внуки всю жизнь прозябали в нищете».

Между тем есть интересное исследование: не все представители топ-менеджмента учились на пятерки. И это повод задуматься, а что действительно ребенок должен вынести из школы: оценки, знания или что-то другое? И какую роль в образовательном процессе играет семья?

Мотивация бывает разная: личный опыт

Расскажу свою историю. Я воспитывалась в простой российской семье. Мои родители взяли от школьного обучения максимум. Мама даже сегодня может наизусть процитировать Есенина и рассказать про строение клетки. Она училась хорошо, на четыре и пять, и в итоге стала бухгалтером. У отца было сложное детство, он часто пропускал занятия, поэтому получил аттестат с тройками. Но он поступил в техникум и получил специальность сварщика.

После обучения в советской школе родители знали, что смогут без труда поступить в техникумы и получить специальность. Поэтому прежде всего впитывали знания, а не боролись за оценку, — так тогда было принято. После перестройки ситуация изменилась.

Я родилась в 1990 году и была любознательным ребенком: в четыре года уже хорошо читала книги, а в шесть лет пошла в школу. Учеба давалась мне легко, если бы не одно но: в классе сильно чувствовалось социальное расслоение. Помню, как одноклассница, у которой родители были хорошо материально обеспечены, высмеяла меня при всех за то, что цвет моих колготок не походил к школьной форме. Было очень обидно. Мне кажется, тогда во мне запустился механизм «Нет денег — добьюсь всего благодаря целеустремленности».

В школе я была отличницей, только по итогам одиннадцатого класса получила четверку по химии. ЕГЭ сдала на четыре и пять. Родители хотели, чтобы я училась хорошо. Желательно на пятерки. В их понимании это был мой путь в светлое будущее, так как оплатить мне учебу в вузе они бы не смогли.

По итогам девяти классов я была отличницей
В одиннадцатом классе, по мнению учителей и родителей, я скатилась

Моя мотивация была основана исключительно на желании во взрослом возрасте жить не так, как в детстве. Все, что задавали учителя, я механически заучивала, сдавала — и забывала. Отец с матерью воспринимали мою отличную учебу как само собой разумеющееся. За положительные результаты не хвалили, а из-за тройки могли весь день со мной не разговаривать. Когда я окончила школу, то прошла на бюджет в педагогический вуз и окончила его с красным дипломом. Спустя пару лет получила еще одно образование.

Сейчас мне 31 год, и я вспоминаю школу только с негативом. У меня ярко выраженный синдром отличницы, когда человек предъявляет к себе высокие требования, пытается добиться максимального результата во всех сферах и при этом ждет положительной оценки от окружающих. Доходит до того, что я сильно нервничаю, если не достигаю результата, приближенного к идеалу. Чувства удовлетворения от сделанного, как правило, нет. Я почитала литературу на эту тему и поняла, что это во многом следствие школьной гонки за отметками.

В итоге я сделала вывод, что к школьному обучению своих детей буду подходить иначе. Моя задача — научить их учиться и стимулировать интерес к познанию. Мотивация должна быть только позитивной. В противном случае все это плохо сказывается во взрослой жизни.

Теперь расскажу подробнее, как мне удается поддерживать интерес сына и дочери к учебе.

Слева — мой диплом о высшем образовании, справа — о переквалификации

Метод 1

Баланс между учебой и отдыхом

Согласно рекомендациям Роспотребнадзора учащиеся первых-седьмых классов должны спать около 10 часов, в восьмом-девятом классе — 9—9,5 часа, в десятом-одиннадцатом классе — 8—9 часов. Для школьников требуется организовать пять приемов пищи в сутки с интервалом в 3,5—4 часа.

Кроме того, ежедневно дети должны гулять на свежем воздухе 3—3,5 часа в младшем возрасте и хотя бы 2,5 часа в старшем. Это идеальный режим дня, который позволит ребенку избежать эмоциональных перегрузок. Но в жизни мне чаще встречаются другие примеры.

Среди моих знакомых есть те, чьи дети ходят на несколько дополнительных занятий в день. Они не всегда успевают вовремя лечь спать, а прогулки для них и вовсе дело случая.

Сын подруги каждый будний день посещает школу искусств, три раза в неделю — танцы, по выходным занимается с репетитором по английскому языку, а после подготовки идет на волейбол. Его день расписан поминутно. В итоге по будням мальчик приходит домой в 19:00—20:00, быстро перекусывает и сразу садится выполнять домашнее задание. Полноценного отдыха нет даже в выходные, зато есть большая эмоциональная и физическая нагрузка. Ест он в перерывах между занятиями, ложится спать около полуночи. Времени просто полежать и посмотреть любимый мультик или пообщаться со сверстниками не хватает.

Как это происходит в нашей семье. Мои дети выбрали дополнительные занятия сами. У дочери с раннего детства есть тяга к рисованию, поэтому она уже пять лет учится в школе искусств. Раз в неделю посещает другие кружки: робототехнику и краеведение.

Расписание внеклассных занятий дочери

Понедельник 15:00—16:20 Школа искусств
Вторник 15:00—17:30 Школа искусств
Среда 15:00—15:45 Краеведение
16:00—17:30 Робототехника
Четверг 15:45—18:00 Школа искусств
Пятница 15:00—16:30 Робототехника

15:00—16:20

Школа искусств

15:00—17:30

Школа искусств

16:00—17:30

Робототехника

15:45—18:00

Школа искусств

15:00—16:30

Робототехника

Дочь находится в школе с 09:00 до 15:00, обедает она там же. Затем я везу ее в школу искусств. Мы опаздываем минут на десять, но ничего не поделаешь: окончание уроков в общеобразовательной школе и начало занятий в школе искусств совпадают.

Дочь приходит домой в разное время, но не садится сразу за уроки. Сначала она ужинает, а потом полчаса-час гуляет: либо качается на качелях, либо ездит на велосипеде, либо ходит на горку — в зависимости от времени года. Мы живем в частном секторе, поэтому в основном дети играют в своем дворе или гуляют рядом с домом. После прогулки дочь занимается уроками.

Сын находится в школе с 09:00 до 14:00—15:00. Он, как правило, делает домашнее задание сразу после того, как придет с занятий и пообедает. Гулять особо не любит, зато долго бывает на свежем воздухе в выходные: помогает отцу во дворе, зимой чистит снег, носит пеллеты в котельную или ходит на ближайшую игровую площадку с младшим братом.

Расписание внеклассных занятий сына

Понедельник 18:00—20:00 Футбол
Вторник 14:00—15:30 Шахматы
Среда 18:00—20:00 Футбол
Четверг 14:00—15:30 Шахматы
Пятница 18:00—20:00 Футбол

Спать дети ложатся около 22:30. Уроки начинаются в 09:00. Школа рядом, поэтому и сын, и дочь встают в 08:15 и успевают позавтракать. Время в пути на дополнительные занятия я не учитываю: работаю на удаленке, поэтому сама вожу их на машине. Это занимает в среднем 20 минут в обе стороны.

По моей просьбе в воскресенье дети выполняют все задания, которые известны на неделю. Не скажу, что они делают это с энтузиазмом, зато потом могут больше времени посвятить своим увлечениям: дочь — рисованию, сын — компьютерным играм. В выходные никаких допзанятий нет. Суббота — полноценный выходной.

В итоге у дочери хватает времени на все — и на учебу, и на кружки. В школу искусств она попросилась сама, но на ознакомительное занятие мы сходили вместе. Ей понравилось, и она до сих пор посещает занятия с удовольствием. О кружке краеведения и робототехнике рассказали учителя в школе.

Сейчас она много рисует, поэтому со временем ее работы стали побеждать в разных конкурсах. Это мотивирует ее заниматься и дальше. Мне тоже нравится: рисование развивает воображение, терпение и аккуратность, а также чувство цвета и стиля. На успехах в учебе это тоже сказывается — в тетради дочь пишет аккуратно.

Сын не такой инициативный, как дочь. О шахматах и футболе он узнал от меня. Сходил — понравилось. Игра в шахматы развивает логику, а это, в свою очередь, помогает сыну быстро решать задачи на уроках математики. Футбол — отличная тренировка умения работать в команде. Этот навык точно пригодится во взрослой жизни.

Бывает, что нагрузка по основному месту учебы возрастает, и сил на кружки по интересам не остается. В таком случае насильно посещать клубы я никого заставляю — иногда можно и пропустить. Например, на прошлой неделе дочери нужно было сделать макет средневекового замка для урока истории. Я предупредила учителя в школе искусств, что ребенок не сможет прийти на занятие, так как не успевает выполнить домашнее задание в основной школе.

Если давить на ответственность, то в итоге можно получить уставшего ребенка, который не захочет ходить сначала на кружки и секции, а затем и в школу. Мои дети пропускают дополнительные занятия крайне редко. Для них важен сам факт, что я разрешу остаться дома, если нет вдохновения, настроения, сил. Я считаю, что роль родителей — помочь выявить скрытые таланты и предпочтения и поддерживать детей в их выборе.

Метод 2

Вознаграждение

Речь не о денежном или ином поощрении за хорошую учебу, а о том, что ребенок может заработать самостоятельно благодаря своим знаниям и успехам. Например, у каждого школьника есть шанс бесплатно попасть в «Артек».

Я рассказала детям об этом лагере сама. «Артек» располагается на берегу Черного моря — уже огромный стимул туда поехать. Мы живем очень далеко от Крыма — почти за 6000 км. Но, конечно, это не единственное преимущество «Артека». Я подписана на официальную группу лагеря во «Вконтакте» и иногда показываю детям, как там организован досуг школьников, с какими интересными людьми они встречаются.

Чтобы пройти конкурсный отбор и получить путевку бесплатно, необходимо набрать определенное количество баллов за свои учебные и внеклассные достижения. Коммерческая путевка в 2021 году стоила 90 000 Р — это внушительная для нас сумма. Но я говорю детям, что все в их руках: хочешь отдохнуть в одном из лучших лагерей страны — старайся.

В этом году дочь впервые подала заявку. Ей не хватило баллов по загруженным документам, и она не смогла ее отправить. У нас были грамоты в основном за дистанционные олимпиады по предметам, а в «Артеке», как я потом поняла, больше ценятся дипломы, которые ребенок получает очно. За достижения в творческой сфере дают больше баллов. Теперь у дочери появился стимул — она стала активнее принимать участие в конкурсах по рисованию.

Попасть на бюджетное место в «Артек» возможно, но надо делать акцент на очные мероприятия. Дочери не хватило баллов, так как в основном она участвует в дистанционных конкурсах

Желание получать знания зависит от того, как его стимулировать. Мы с мужем решили дарить детям больше эмоций — по мере возможности путешествуем по России. Например, в прошлом году мы ездили на Байкал, в 2018 и 2017 годах — в Краснодарский край. Путешествовали на своем автомобиле, так что удалось показать детям половину России.

Теперь даже на дни рождения сын с дочерью часто просят не вещи, а поездку или посещение интересного места. Им все равно куда, лишь бы что-то новенькое. Они никогда не знают заранее, куда мы поедем. Это для них сюрприз. Мы пока объездили мало мест, но все эти разы я писала им накануне письмо с загадками.

В следующем году планируем выехать за рубеж. Я хочу организовать квест, чтобы были задания про особенности страны, и связать вопросы с цветами флага, чтобы они потом нашли его на карте и назвали страну.

Путешествия, пусть и в таком скромном количестве, показывают детям красоту мира и знакомят с другой культурой. В прошлом году дочь ездила с группой учащихся от своей школы на экскурсию в Казань на неделю. Дочь была в восторге от архитектуры этого города, но больше ее впечатлил университет Иннополис.

Иннополис — это единственный город высоких технологий в России. Университет — его ядро, место, где преподают ведущие российские и иностранные специалисты в сфере ИТ и робототехники. Его посещение — часть экскурсионной программы. Удивление вызвало то, что обучение там ведется полностью на английском языке. После посещения вуза дочь поняла, насколько важен этот предмет, и сейчас занимается с большим интересом.

Метод 3

Личный пример

Учиться в школе так же непросто, как и работать. Если ребенок рассказывает о какой-то проблеме, я стараюсь провести аналогию со своей деятельностью и говорю, как справляюсь с ситуацией. Детям это интересно, они понимают, что родители тоже люди. Можно привести примеры из своего детства: как вы забыли дома тетрадь, но успешно ответили у доски, или как сумели дать отпор обидчику.

В июне с понедельника по субботу в первой половине дня наша школа организует досуг для учеников. Дочь каждый год просит меня записать ее на площадку. Детям там часто приходится выступать и показывать свои таланты. В качестве номера на одно мероприятие дочь выбрала песню.

Она хорошо подготовилась, но жутко волновалась накануне выступления. Боялась, что забудет слова и все будут над ней смеяться. Тогда я рассказала ей, как сама выступала на сцене в музыкальной школе и в середине произведения запнулась, а потом никак не могла вспомнить, что играть дальше. Раз пять начинала. Зал поддержал меня аплодисментами. Мне было обидно, но никто не смеялся. Я собралась и доиграла пьесу до конца.

Дети должны понимать, что знать все — невозможно. Но в любом возрасте не стыдно обратиться за помощью, чтобы докопаться до сути.

Однажды наша дочь проходила онлайн-олимпиаду по математике. На один вопрос она ответила неверно. Ей стало интересно, как же правильно. Мы с мужем подключились и с разных точек зрения пытались решить задачу. У нас не вышло. Позвонили учителю, и она помогла. Педагогу стало приятно, что ее предмет вызвал интерес.

Мы с мужем и сами всю жизнь учимся. Например, я в прошлом году получила новую профессию — специалиста по управлению персоналом, а муж — корочки электрика. В этом году он много готовился и сдал экзамен на категорию Е. Дети это видели и очень переживали. Я осенью 2021 года защитила диплом по направлению «Цифровой маркетинг» — я писала об этой программе в отдельной статье.

Хотя у нас обоих есть высшее образование, а у супруга еще и среднее специальное, учиться нам нравится. К тому же это существенно влияет на наши доходы.

Метод 4

Компьютерные технологии

Компьютер — это не зло, если пользоваться им с умом. Мой сын любит проводить свободное время за гаджетами, но благодаря играм уровень его знаний гораздо выше, чем у многих сверстников. Например, он отлично схватывает английские слова из роликов и игр. Учитель даже звонил мне, чтобы узнать, кто наш репетитор. При этом мои дети не ходят на платные дополнительные занятия: считаю, что это лишняя трата денег из семейного бюджета.

Даже обычные пользовательские игры могут быть полезны. Например, из игры Titan Quest сын узнал о мифологии. Для классного часа о древнегреческих богах он подготовил интересный проект. Еще он смотрит видео с логическими загадками, а потом задает их при случае на уроках. За просматриваемый контент я не волнуюсь: работаю на удаленке, поэтому слежу за этим.

Сегодня есть много образовательных онлайн-ресурсов, где дети могут бесплатно узнавать новое и участвовать в олимпиадах. Например, моим детям нравятся конкурсы от «Фоксфорда». В период дистанционного обучения наша школа сделал выбор в пользу платформы «ЯКласс», и там тоже есть интересные задания по темам.

Плюс в том, что все мероприятия проходят в игровой форме с учетом возраста и интересов школьников. О мероприятиях я узнаю из имейл-рассылок и статей на rb.ru с хештегом #young, а затем рассказываю о них детям. Сын с дочерью практически всегда соглашаются, им это интересно. Если что-то не нравится или не хотят — не участвуют.

Мы живем в Сибири. В январе-декабре дети не гуляют долго на улице, так как температура воздуха держится в пределах −30…−45 °С. Поэтому в зимние каникулы дочь училась в онлайн-лагере «Инженерный резерв России». О нем рассказала ей я — узнала на rb.ru. Дальше дочь уже сама стала учиться. По итогам обучения организаторы прислали сертификат и памятный подарок.

Сертификат ничего не дал, зато дочь увидела других замотивированных детей и преподавателей — более молодых и креативных, чем преподают у нас в школе. Дочь то готовила карту желаний, то мастерила кормушку. Одна из лекций точно была про дизайн интерьера, потому что дочь показывала свою комнату и рассказывала, как сочетаются цвета. Такой онлайн-лагерь оказался очень хорошим познавательно-развлекательным мероприятием.

Сертификат, который дочь получила после бесплатного обучения в онлайн-лагере
А такую флешку-браслет чуть позже прислали по почте в подарок

Летом уже оба ребенка слушали лекции в «Фоксфорде». Они выбирали темы сами: блогинг, рисование, программирование. Занятия шли по 30 минут, и детям нравился удобный интерфейс и задания — даже некоторые школьные темы там преподносили так, что дети их запомнили. Остальное время они проводили на улице.

Такие занятия мотивируют в дальнейшем на изучение школьных предметов. Сын стал больше интересоваться информатикой. Сказал, что будет тестировщиком игр. Дочь мечтает поступить в художественное училище, поэтому основное внимание уделяет живописи и графике. О выборе профессии, возможно, говорить еще рано, но я рада, что дети чем-то искренне увлечены. Стараюсь во всем их поддерживать и предлагаю участвовать в подобных внешкольных мероприятиях.

Письмо из «Фоксфорда» с приглашением интересно провести каникулы

Метод 5

Границы и разделение ответственности

Я однозначно выступаю за то, что в семье должен быть авторитет учителя. О педагогах при детях — только уважительно. Но надо понимать, что иногда и преподаватели бывают неправы. Говорить ребенку в таком случае, чтобы он решал свои школьные проблемы сам, неправильно. Самостоятельно он не справится.

Приведу два примера из личного опыта.

У сына вторая подготовительная группа здоровья. Есть справка от врача, в которой описана допустимая физическая нагрузка. Ряд упражнений нельзя делать совсем, например подтягивания и прыжки со скакалкой. Учитель физкультуры почему-то игнорировал документ из медучреждения, заставлял сдавать нормативы и ставил тройки. Я поговорила с педагогом — отметки убрали. Нашли выход, как заработать оценки, чтобы хватило для итоговой аттестации, — сын стал изучать теорию, готовить доклады и проекты. Сейчас проблем нет, и со здоровьем уже лучше.

Дочь пришла из школы в слезах. Рассказала, что учительница русского языка раскритиковала ее ответ у доски и посадила за парту, поставив четверку. Это хорошая оценка, в другой момент я бы ничего не стала предпринимать. Но посмотрев классную работу в тетради, поняла, что педагог ошиблась в рассуждениях. Написала ей в «Вайбере», вежливо пояснила свою позицию. Она согласилась, что была неправа. На следующий день поблагодарила мою дочь за внимательность, извинилась при всем классе и заново пояснила ученикам тему.

От человеческого фактора никто не застрахован. Но в споре с учителем ребенок практически всегда проигрывает. И тогда вмешательство родителей, на мой взгляд, необходимо. Однако оно должно быть корректным, без оскорблений и перехода на личности. Так дети чувствуют поддержку со стороны семьи и не боятся идти в школу.

Но есть и другая сторона медали: нужно учить ребенка нести ответственность за свои поступки. Не делать за него то, что он способен выполнить самостоятельно. Например, мастерить по ночам макет на урок технологии или презентацию по информатике. Поленился что-то сделать — будь честен, постарайся найти выход и исправить ситуацию сам. Спорить с педагогом по поводу неудовлетворительной оценки за объективно плохо выполненную работу я не стану.

Выполнение домашних заданий — тоже ответственность ребенка. Я помогаю и проверяю крайне редко. Дома есть все, чтобы хорошо подготовиться к урокам: спокойная обстановка, место для занятий, большая библиотека и доступ в интернет.

Грамоты сына за первый и второй классы
А это учебные достижения дочери. В пятом классе вышла ударницей, красивых грамот не вручали

Что надо знать о мотивации детей на обучение

  1. Школа — это не только хорошие отметки в дневнике. Успешны не те, у кого аттестат с пятерками, а те, кто любит учиться.
  2. Родителям нужно выявить и помочь развить природные способности ребенка.
  3. Очень важно чередовать учебу и отдых, а также стараться придерживаться режима дня. Ребенок в среднем должен спать 9 часов в сутки и гулять на свежем воздухе хотя бы 1,5—2 часа.
  4. Дети не должны бояться ни школы, ни родителей.
  5. Если педагог неправ, это повод вмешаться. Если неправ ребенок, пусть учится нести ответственность за свои поступки.
  6. Гаджеты не вредят развитию детей, но контент нужно фильтровать.
  7. Эмоции и опыт, которые дети получили вне школы, гораздо эффективнее материального стимулирования.
  8. Давление и наказание негативно сказываются на психоэмоциональном состоянии детей и точно не способствуют усвоению знаний.
  9. Главное в школьном обучении — научить ребенка учиться, находить информацию и докапываться до истины.
  10. Задача родителей — стимулировать познавательный интерес.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как составить описательную загадку
  • Как исправить текст на фото на айфоне
  • Винда 10 тормозит на ноутбуке как исправить
  • Как найти госпиталь во время войны
  • Что значит сбой активации продукта в ворде как исправить ошибку

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии