Как найти мотив в литературе

Автор статьи

Ольга Викторовна Литвиненко

Эксперт по предмету «Литература»

Задать вопрос автору статьи

Определение 1

Мотив – это минимальный компонент художественного произведения, неразложимый элемент содержания.

Понятие мотива

Термин «мотив» перенесен в литературоведение из музыки. Там он обозначает ритмически оформленную группу из нескольких нот. По аналогии, термин «мотив» в литературоведении применяется для обозначения минимального компонента художественного произведения. Понятие мотива в этом значении играет центральную роль в сравнительном изучении сюжетов литературы, преимущественно устной. Сопоставление сходных мотивов, применяемое и как метод восстановления изначальной формы сюжета и как способ отслеживания его миграции, оказывается практически единственным приемом исследования у всех домарксистских школ – от сравнительно-мифологической школы М. Мюллера и арийской школы Гриммов до сравнительно-исторической, восточной, антропологической.

У представителей западноевропейского субъективно-идеалистического литературоведения термин «мотив» имеет другое значение. Они определяют его как опыт поэта, взятый его значимости. В этом смысле, мотив является исходным моментом художественного творчества, совокупностью чувств поэта, его идей, ищущих доступное оформление, определяющие выбор материала поэтического произведения и повторяющиеся в творениях одного поэта, одной нации, одной эпохи, благодаря чему они доступны анализу. Это понимание основывается на противопоставлении объекта и субъекта, что типично для субъективно-идеалистических систем и разоблачается в марксистском литературоведении.

В конце 19-начале 20 века понятие мотива появляется в работах А. Н. Веселовского. русский филолог говорит о мотиве как о простейшей повествовательной единице, которая ложится в основу сюжета первоначально сказок и мифов, а затем – литературных произведений. Другими словами, Веселовский представлял мотивы как некие «кирпичики», из которых строится сюжет. По мнению ученого, любая поэтическая эпоха работает над исторически завещанными поэтическими образами, наполняя их новым пониманием и создавая их новые комбинации. Примерами таких мотивов являются представление солнца «оком», похищение невесты и т.д.

«Мотив в художественном произведении» 👇

Особенно популярным понятие мотива стало в литературоведении 20 века, а содержание этого понятия при этом существенно расширилось. Современные литературоведы часто отождествляют мотив с темой произведения. например, говорят о философских мотивах в поэзии Ф. И. Тютчева, о мотиве нравственного возрождения в произведениях классиков и т.д. Часто под мотивами понимаются опорные слова-символы, которые несут определенную смысловую нагрузку в тексте. Кроме этого, можно говорить и мотивах, которые характерны для определенных жанров литературы, определенных эпох и направлений (например, у романтиков – музыка).

Определение 2

Таким образом, в широком понимании мотив – это основное образное или психологическое звено, лежащее в основе каждого литературно-художественного произведения (например, звездные мотивы в поэзии Фета, любовные мотивы в лирике Тютчева и т. д).

На самом начальном этапе литературно-художественного развития, например, в мифотворчестве, отдельное художественно – словесное образование покрывается развитием одного же мотива. Также мотив в этом случае целиком совпадает с темой. В ходе художественной эволюции поэтическое произведение образуется срастанием большого количества отдельных мотивов. В таком случае с темой совпадает ключевой мотив. Например, тема «Войны и мира» — мотив исторического рока, однако это не мешает одновременному развитию в произведении ряда других, только отдаленно связанных с главной темой, ключевых мотивов.

Замечание 1

Совокупность входящих в состав художественного произведения мотивов образует его сюжет.

Мотив как первоэлемент сюжета. Теория «бродячих сюжетов» А. Н. Веселовского

Мотив – это устойчивый формально-содержательный компонент произведения, который способен повторяться в рамках творчества одного автора, а также в контексте мировой литературы в целом.

Мотивы могут повторяться. Мотив – устойчивая семиотическая единица текста, обладающая исторически универсальным набором значений:

  • Для комедии характерным является мотивы «кто про что»
  • Для баллады – фантастический мотив
  • Для эпопеи – мотив странствия.

Мотив больше других компонентов художественной формы соотносится с чувствами и мыслями автора. По определению Гаспарова, «мотив – это смысловое пятно». Ряд исследователей относят мотив к элементам фабулы, этот вид мотива называется повествовательным. Мотив, в котором какая-либо деталь повторяется, называется лирическим. В основе повествовательных мотивов лежит какое-либо событие, эти мотивы развернуты в пространстве времени и предполагают наличие актантов. В мотивах лирических актуализируется не процесс действия, а его значимость для сознания, воспринимающего это событие. Однако и лирический, и повествовательный мотивы характеризуются повторяемостью.

Загадочность, незавершенность, возможность быть как бы полуреализованным в произведении является важнейшей чертой мотива. У разных авторов один и тот же мотив звучит по-разному.

Литературоведы говорят о двойственной природе мотива. Под этим имеется в виду то, что мотив существует и как индивидуальность, и как инвариант, то есть содержит в себе устойчивое ядро, которое повторяется во многих текстах. Мотив, повторяясь в литературе, способен приобретать философскую наполненность.

Согласно А. Н. Веселовскому, мотив имеет следующие признаки:

  • Одночленность
  • Образность
  • Схематичность.

Из комбинаций мотивов образуется сюжет произведения. В своей работе «Поэтика сюжета» Веселовский пытался выявить основные мотивы и отследить их комбинацию в сюжеты. Он выдвинул теорию «бродячих сюжетов» — сюжетов, которые «кочуют» у разных народов в пространстве и времени это объясняется не только единством психологических и бытовых условий разных народов, но и заимствованиями.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Понятие «мотив» в
литературе

Прежде, чем перейти к определению
понятия «мотив» в литературе, рассмотрим данный термин в других науках.

Моти́в (от лат. moveо — «двигаю»,
через фр. mоtif — «мотив») — многозначное понятие:

Мотив (психология) — динамический процесс
физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека,
определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость. В
российской науке часто определяется как «опредмеченная потребность».

Мотив (искусство) — является
характерным элементом, регулярно используемым в каком-либо произведении,
например, в картине, росписи, вышивке, орнаменте;

Мотив (литература) — простейшая
составная часть сюжета;

Мотив (музыка) — является простейшей
ритмической единицей мелодии, которая состоит из некоторой короткой
последовательности звуков, объединённых одним логическим акцентом;

Мотив (из глоссария психологических
терминов) – является материальным или нематериальным предметом, для которого
человек делает те или другие действия. В качестве мотива может выдаваться
желание удовлетворить какую-то нужду, либо какой-то предмет, который мы хотим
приобрести. Так, к примеру, жажда добиться чьей-либо любви может принудить нас
делать эффектные и красивые поступки, а желание иметь престижную марку машины –
постараться заработать как можно больше денег. Кроме того, мотивом может стать
осмысливаемая цель, которая лежит в основе выбора поступков и действий – так, к
примеру, желание стать президентом будет мотивом для выбора человеком
обусловленной тактики поведения.

Таким образом, подытожив все
вышесказанное, сформулируем определение литературного мотива.

Мотив является устойчивым смысловым
элементом литературного текста, который повторяется в пределах цепи фольклорных
(где он значит наименьшую единицу сюжетосложения) и литературно-художественных
произведений.

Мотив следует рассматривать в
контексте целого творчества одного либо нескольких писателей, какого-то
литературного течения или литературы целой эпохи, а также отдельного
произведения. В лирике он воплощается в ведущих темах, сюжетных ситуациях,
символах, образах. Мотивом зачастую именуют «элементарную, неделимую
тематическую единицу произведения»[1].
Согласно прочим определениям, мотив является «образным единством действия и
ситуации; структурным элементом внешнего либо внутреннего процесса»[2] (последнее касается лирики).

Распространившись на область изучений
индивидуального творчества и став острым аспектом в современном
литературоведческом анализе, определение  «мотив» все сильнее теряет свое старое
содержание, которое относилось к формальной структуре произведения: из сферы
«строгой» поэтики он переходит в сферу исследования писательской психологии и
его мировоззрения (или даже психологии творчества — В. Дильтей). Мотивами стали
именовать и свойственные  поэту лирические темы либо комплекс переживаний и
чувств, а также устойчивые свойства его лирического образа, вне зависимости от
того, находили ли они надлежащее выражение в какой-либо константной словесной
формуле. В данном формально незафиксированном смысле определение «мотив»
обширно используется в исследованиях лирики.

Недостаточная определенность и
условность определения «мотив», конечно же, приводит к сложностям в
классификации и выделении мотивов [сравните, к примеру, библиографии мотивов и
тем К. Бауэрхорста (1932) и Ф. Шмитта (1959) «Stоff-und Mоtivgeschichte in
dеutsche Litеratur», где в основе классификации лежит сразу несколько
принципов, также и только тематических[3]].

«Мотив (от movеo — двигаю, привожу в
движение), в пространном смысле данного слова, — главное образное или
психологическое зерно, положенное в основу всякого художественного
произведения»[4].

На самой элементарной стадии
литературно-художественного формирования, например, в несложном мифотворчестве
некоторое «художественно словесное основание восполняется, в основном, за счет
развития одного и того же мотива, который развертывается в единое поэтическое
произведение»[5]. Здесь
мотив еще полностью совпадает с темой.

В последующем движении художественной
эволюции, на наиболее безупречных стадиях развития литературы, лирическое
произведение создается путем срастанием довольно значительного числа некоторых
мотивов. В данном случае главный из мотивов совпадает с темой. Мотив выступает
как шелковая цветная нить в пестрой ткани сюжета, отдельным камнем сложной его
мозаики.

Мотив (фр. mоtif, нем. Mоtiv, от лат.
mоveo —двигаю) — термин, который перешел в литературоведение из музыковедения.
Он представляет собой «наименьшую самостоятельную единицу музыкальной формы
<…> Развитие происходит посредством разнообразных повторений мотива, а
также его переустройств, включении контрастных мотивов <…> Мотивная
структура олицетворяет логическую связь в строении произведения»[6]

Впервые данный термин был
зафиксирован в «Музыкальном словаре» С. де Броссара (1703), где он являлся
ключевым при анализе композиции произведения, помогал выяснить свойства мотива
в литературном произведении: его вычленяемость из единого и повторяемость в
разнообразии вариаций.

В литературоведении еще И.В. Гёте и
Ф. Шиллером употреблялось определение «мотив» для характеристики составных
частей сюжета. Автор  статьи «Об эпической и драматической поэзии» (1797)
выделяет мотивы пяти следующих видов:

1)   
«устремленные вперед, ускоряющие
действие»;

2)   
«отступающие мотивы, отдаляющие действие
от его основной цели»;

3)   
«замедляющие, задерживающие ход действия»;

4)   
«направленные к прошлому»;

5)   
«направленные к будущему, которые
предвосхищают то, что случится в последующие эпохи»[7].

Определение  мотива как элементарной
единицы повествования впервые теоретически обосновано было в «Поэтике сюжетов»
исследователя А.Н. Веселовского. Он  интересовался, в первую очередь,
повторяемостью мотивов в жанрах повествования различных народов. Мотив
представлялся как ядро «предания», «поэтического языка», которые были
унаследованы из прошлого: «Под мотивом я подразумеваю простейшую единицу
повествования, ответившую образно на различные запросы бытового наблюдения или
первобытного ума. При единстве или сходстве психологических и бытовых условий
на главных стадиях человеческого развития подобные мотивы могли самостоятельно
формироваться и вместе с тем препровождать похожие черты»[8].

Исследователь Веселовский мотивы
считал простыми формулами, зарождавшимися у различных племен вне зависимости
друг от друга. «Признак мотива — его образный одночленный схематизм…»[9]. К примеру, затмение («солнце кто-то
похищает»), бой за невесту, борьба братьев за наследство. Исследователь хотел
выяснить, какие могли зародиться мотивы в сознании первобытных людей на
основании отображения их жизненных условий. По поэтическим памятникам он
исследовал доисторический быт различных племен, их жизнь. Ознакомление с
зачаточными формулами приводило его к мысли, что сами мотивы не есть акт
творчества, их невозможно перенимать, заимствованные же мотивы сложно отличить
от самозарождающихся. Согласно теории Веселовского, творчество,  прежде всего,
проявлялось в «комбинации мотивов», которая давала тот или иной персональный
сюжет. Ученый для анализа мотива использовал следующую формулу: а + b. К
примеру, «злая старуха не любит красавицу — и задает ей опасную для жизни
задачу. Каждая часть формулы может трансформироваться, в особенности приращению
подлежит
b»[10] (с. 301). Таким образом, гонение старухи
проявляется в тех задачах, которые она задает красавице. Таких задач может
иметься две, три и более. Потому формула а + b возможно усложнится: а + b + b +
b2. В последующем комбинации мотивов преобразовались в бесчисленные композиции
и стали началом таких жанров повествования, как повесть, роман. По взгляду
Веселовского, сам мотив остался неразложимым и устойчивым; разные комбинации
мотивов и составляют сюжет. В отличие от мотива, сюжет могли заимствовать, он
мог также передаваться от народа к народу, делаться бродячим. Каждый мотив в
сюжете выступает в определенной роли: он бывает основным, второстепенным,
эпизодическим. Зачастую  разработка одного и того же мотива в различных сюжетах
повторяется. Многие традиционные мотивы могут быть развернуты в целые сюжеты, а
традиционные сюжеты, напротив, «свернуты» в один мотив. Веселовский замечал,
что великие поэты склонны при помощи «гениального поэтического инстинкта»
применять те сюжеты и мотивы, которые уже однажды подвергались поэтической
обработке.

Список использованных
источников

1.    
Благой, Д.Литературная энциклопедия:
Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого,
Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.;
Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 2015

2.     Верли,
М. Общее литературоведение, М., 1957, с. 144

3.     Наследие
Александра Веселовского. Исследования и материалы. СПб.: Наука, 1992, с. 300

4.    
Томашевский, Б. В. Теория литературы.
Поэтика, М. — Л., 1928, с. 136 и след.

5.     Чернец,
Л. В. Литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины,
2003

6.    
Щелкова, Л. Ж. Мотив // Электронный ресурс
// http://uchebniki-besplatno.com/literaturovedenie-uchebnik/schelkova-motiv-24402.html

7.    
Щемелева, Л. М.. Лермонтовская
энциклопедия //  электронный ресурс http://feb-web.ru/feb/lermenc/lre-abc/lre/lre-2902.htm

§ 3. Мотив

Этому слову, одному из опорных в музыковедении[646], принадлежит ответственное место и в науке о литературе. Оно укоренено едва ли не во всех новоевропейских языках, восходит к латинскому глаголу moveo (двигаю) и ныне имеет весьма широкий диапазон смыслов.

Исходное, ведущее, главное значение данного литературоведческого термина поддается определению с трудом. Мотив — это компонент произведений, обладающий повышенной значимостью (семантической насыщенностью). Он активно причастен теме и концепции (идее) произведения, но им не тождественен. Являя собой, по словам Б.Н. Путилова, «устойчивые семантические единицы», мотивы «характеризуются повышенной, можно сказать исключительной степенью семиотичности. Каждый мотив обладает устойчивым набором значений»[647]. Мотив так или иначе локализован в произведении, но при этом присутствует в формах самых разных. Он может являть собой отдельное слово или словосочетание, повторяемое и варьируемое, или представать как нечто обозначаемое посредством различных лексических единиц, или выступать в виде заглавия либо эпиграфа, или оставаться лишь угадываемым, ушедшим в подтекст. Прибегнув к иносказанию, правомерно утверждать, что сферу мотивов составляют звенья произведения, отмеченные внутренним, невидимым курсивом, который подобает ощутить и распознать чуткому читателю и литературоведу-аналитику. Важнейшая черта мотива — его способность оказываться полуреализованным в тексте, явленным в нем неполно, загадочным.

Мотивы могут выступать либо как аспект отдельных произведений и их циклов, в качестве звена их построения, либо как достояние всего творчества писателя и даже целых жанров, направлений, литературных эпох, всемирной литературы как таковой. В этой надындивидуальной стороне они составляют один из важнейших предметов исторической поэтики (см. с. 372–373).

Начиная с рубежа XIX–XX вв., термин «мотив» широко используется при изучении сюжетов, особенно исторически ранних, фольклорных. Так, А.Н. Веселовский в своей незавершенной «Поэтике сюжетов» говорил о мотиве как простейшей, неделимой единице повествования, как о повторяющейся схематической формуле, ложащейся в основу сюжетов (первоначально — мифа и сказки). Таковы, приводит примеры мотивов ученый, похищение солнца или красавицы, иссохшая в источнике вода и т. п.[648] Мотивы здесь не столько соотносятся с отдельными произведениями, сколько рассматриваются как общее достояние словесного искусства. Мотивы, по Веселовскому, исторически стабильны и безгранично повторяемы. В осторожной, предположительной форме ученый утверждал: «… не ограничено ли поэтическое творчество известными определенными формулами, устойчивыми мотивами, которые одно поколение приняло от предыдущего, а это от третьего <…>? Каждая новая поэтическая эпоха не работает ли над исстари завещанными образами, обязательно вращаясь в их границах, позволяя себе лишь новые комбинации старых и только наполняя их <…> новым пониманием жизни <…>?»[649] Основываясь на разумении мотива как первоэлемента сюжета, восходящем к Веселовскому, ученые Сибирского отделения Российской Академии наук ныне работают над составлением словаря сюжетов и мотивов русской литературы[650].

На протяжении последних десятилетий мотивы стали активно соотноситься с индивидуальным творческим опытом, рассматриваться

в качестве достояния отдельных писателей и произведений. Об этом, в частности, свидетельствует опыт изучения поэзии М.Ю. Лермонтова[651].

Внимание к мотивам, таящимся в литературных произведениях, позволяет понять их полнее и глубже. Так, некими «пиковыми» моментами воплощения авторской концепции в известном рассказе И.А. Бунина о внезапно оборвавшейся жизни очаровательной девушки являются «легкое дыхание» (словосочетание, ставшее заглавием), легкость как таковая, а также неоднократно упоминаемый холод. Эти глубинно взаимосвязанные мотивы оказываются едва ли не важнейшими композиционными «скрепами» бунинского шедевра и одновременно — выражением философического представления писателя о бытии и месте в нем человека. Холод сопровождает Олю Мещерскую не только зимой, но и летом; он царит и в обрамляющих сюжет эпизодах, изображающих кладбище ранней весной. Названные мотивы соединяются в последней фразе рассказа: «Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре».

Один из мотивов толстовского романа-эпопеи «Война и мир» — душевная смягченность, нередко сопряженная с чувствами благодарности и покорности судьбе, с умилением и слезами, главное же — знаменующая некие высшие, озаряющие моменты жизни героев. Вспомним эпизоды, когда старый князь Волконский узнает о смерти невестки; раненого князя Андрея в Мытищах. Пьер после разговора с Наташей, ощущающей себя непоправимо виноватой перед князем Андреем, испытывает какой-то особенный душевный подъем. И здесь говорится о его, Пьера, «расцветшей к новой жизни, размягченной и ободренной душе». А после плена Безухов спрашивает у Наташи о последних днях Андрея Болконского: «Так он успокоился? Смягчился?»

Едва ли не центральный мотив «Мастера и Маргариты» М.А. Булгакова — свет, исходящий от полной луны, тревожащий, будоражащий, мучительный. Этот свет так или иначе «задевает» ряд персонажей романа. Он связан прежде всего с представлением о мучениях совести — с обликом и судьбой испугавшегося за свою «карьеру» Понтия Пилата.

Для лирической поэзии характерны словесные мотивы. А.А. Блок писал: «Всякое стихотворение — покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся как звезды. Из-за них существует стихотворение»[652]. Так, в блоковском стихотворении «Миры летят» (1912) опорными (ключевыми) словами оказываются полет, бесцельный и безумный; сопровождающий его звон, назойливый и жужжащий; усталая, погруженная во мрак душа; и (по контрасту со всем этим) недостижимое, тщетно манящее счастье.

В цикле Блока «Кармен» функцию мотива выполняет слово «измена». Это слово запечатлевает поэтическую и одновременно трагическую душевную стихию. Мир измен здесь связывается с «бурей цыганских страстей» и уходом от отчизны, сопрягается с неизъяснимым чувством грусти, «черной и дикой судьбой» поэта, а вместо с тем — с чарой безграничной свободы, вольного полета «без орбит»: «Это — музыка тайных измен?/Это — сердце в плену у Кармен?»

Заметим, что термин «мотив» используется и в ином значении, нежели то, на которое мы опираемся. Так, мотивами нередко называют темы и проблемы творчества писателя (например, нравственное возрождение человека; алогизм существования людей). В современном литературоведении бытует также представление о мотиве как «внеструктурном» начале — как о достоянии не текста и его создателя, а ничем не ограниченной мысли толкователя произведения. Свойства мотива, утверждает Б.М. Гаспаров, «вырастают каждый раз заново, в процессе самого анализа» — в зависимости от того, к каким контекстам творчества писателя обращается ученый. Так понятый мотив осмысляется в качестве «основной единицы анализа», — анализа, который «принципиально отказывается от понятия фиксированных блоков структуры, имеющих объективно заданную функцию в построении текста»[653]. Подобный подход к литературе, как отметил М.Л. Гаспаров, позволил А. К. Жолковскому в книге «Блуждающие сны» предложить читателям ряд «блестящих и парадоксальных интерпретаций Пушкина сквозь Бродского и Гоголя сквозь Соколова»[654].

Но какие бы смысловые тона ни придавались в литературоведении слову «мотив», остаются самоочевидными неотменимая значимость и подлинная актуальность этого термина, который фиксирует реально (объективно) существующую грань литературных произведений.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

ОСЕННИЙ МОТИВ

ОСЕННИЙ МОТИВ

Отзвенело лето. Улетело.
Осень сарафан цветной надела.
Нарядилась в бусы из рябины,
Принакрылась тонкой паутиной.

В речку бросила холодной сини.
Ходит-бродит осень по России,
То грустит она, то веселится…
В край далекий улетают птицы.

Дождик льется. Небо

Г. С. Прохоров. Коломна Мотив «пьянства автора» как преодоление семантической ограниченности текста

Г. С. Прохоров. Коломна
Мотив «пьянства автора» как преодоление семантической ограниченности текста
Мотив вина нельзя назвать сильно распространенным в средневековой литературе, тем более дидактически-апологетического свойства. И все-таки такие тексты тоже

Н. В. Барковская. Екатеринбург «Пьяный красный карлик не дает проходу…»: Мотив вина в поэзии А. Блока и А. Белого

Н. В. Барковская. Екатеринбург
«Пьяный красный карлик не дает проходу…»: Мотив вина в поэзии А. Блока и А. Белого
Мотив вина обладает огромной символической валентностью, он сочетается буквально со всеми сквозными темами (любовь, сон, смерть, Бог, дьявол, город) и мотивами

С. И. Измайлова. Махачкала «Сыр, вино и редиска. Это ли не благодать?…» Мотив пира и образ вина в новеллистике Ф. Искандера

С. И. Измайлова. Махачкала
«Сыр, вино и редиска. Это ли не благодать?…» Мотив пира и образ вина в новеллистике Ф. Искандера
Пиршество является одним из основных композиционных приемов в новеллистике Ф. Искандера, отправной точкой большинства произведений, которые, по

3. «Читатель мой, мы в октябре живем»: мотив «творческой осени» в поэзии Пушкина и Бродского

3. «Читатель мой, мы в октябре живем»: мотив «творческой осени» в поэзии Пушкина и Бродского
Описание осенней природы в поэзии Иосифа Бродского часто обрамляется мотивом вдохновения. Изображение обнаженных деревьев и монотонных дождей сопровождается упоминанием о пере,

1.4.3. Мотив скифско-германского пира в стихотворении «Кассандре»

1.4.3. Мотив скифско-германского пира в стихотворении «Кассандре»
Непосредственно после стихотворения «Когда на площадях…» Мандельштам пишет стихотворение «Кассандре». Образы скифского праздника в «Кассандре» представляют собой дальнейшую разработку мотивов

3.3.3. Мотив альпийского путешествия: А. Белый

3.3.3. Мотив альпийского путешествия: А. Белый
Памяти А. Белого был написан цикл «Стихов памяти Андрея Белого». «Мудрецов германских голоса» (III, 83) намекают на увлечение Белым немецкой философией. 5-е стихотворение цикла — «А посреди толпы, задумчивый, брадатый…» (III, 85) — в

В.В.Прозоров  «Очерки о жизни  в литературе». 

Сюжет – вся
живая и многоцветная ткань текста, воспринимаемая нами.

Фабула (признак
факультативный) – рельефно явленные узоры и рисунки на этой ткани.

Мотивы – нити,
составляющие ткань текста, специальным образом окрашенные и умело сплетенные,
сопряженные друг с другом.

Сюжет и фабула
в большей мере аттестуются поэтической текстовой реальностью. Мотив как единица
сюжетно-фабульной данности, способная быть корректно вычлененной из нее,
целиком остается в пределах словесно-художественного текста и одновременно в
значительной степени хранит в себе зримо и звучно обозначенную память о теме
текста, о его межтекстовых отношениях и связях, о внетекстовой действительности,
о мире вне текста и за текстом.

При этом
сюжетно-фабульная схема преимущественно характеризует мир текста с позиции
внетекстового бытия. Мотив же представительствует прежде всего саму текстовую
данность, в которой он органично прописан.

Мотив –
неизменная составляющая словесно-художественного сюжета, но составляющая отнюдь
не простейшая, не элементарная, с точки зрения самого сюжета; это и не тема
неразложимой части произведения (Б.В. Томашевский) или «неделимая
составная часть интриги» в драме.

Мотивы в сюжете
могут быть производящими и производными, свернутыми и распространенными,
динамическими и статическими, относительно свободными и абсолютно
обусловленными. В сложной совокупности своей, в сплетении своем они образуют
словесно-художественный сюжет.

Это
«микросюжеты» (Е.М. Мелетинский), «снующие»  в целом, самостоятельно существующем сюжете.

Мотив, даже в
его искусственной аналитической изоляции от художественного организма, упрямо и
многозначно являет в себе весь текст, храня его тайну, намекая на его
поэтический пафос и помогая осуществлять необходимые типологические
сопоставления и другие методологические операции в литературоведении. Мотив –
один из надежнейших средств бесконечного филологического разглядывания и
различения сюжета.

Мотив –
некоторое (в повествовательно-протяженных сюжетах) развивающееся постоянство,
относительная повторяемость движений и жестов, часто предметно (объектно)
выраженная: в характерах и поступках героев, в лирических переживаниях, в
драматических действиях и ситуациях, в символически обозначенных,
разномасштабных художественных деталях и т.д.

Разумеется,
мотив может быть воссоздан во всей своей автономной полноте лишь в процессе
исследовательского, литературно-критического, инсценировочно-интерпретаторского,
режиссерского (спектакли и кинофильмы «по мотивам…»), более или менее
изощренного читательского анализа.

Чем лаконичнее (в соответствии с жанровыми признаками) и афористичнее
текст, тем исчерпаннее может оказаться цепь мотивов, в нем обнаруживаемых.

Очевидно и то,
что любое, кажущееся себе самым исчерпывающим описание соцветия мотивов не
дает, конечно же, знаний о сюжетном целом, способном выражать бесконечную
множественность противочувствий. Сумма или цепь мотивов не есть сюжет, но для
распознавания сюжета анализ мотивов – одна из результативнейших филологических
процедур. 

Комплекс мотивов и типы сюжетных схем. 

Составитель Н. Д.Тамарченко 

Мотив

1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich.
S. 161.

Мотив. Тема одной из наименьших содержательных целых, выделяющихся
при анализе произведения”.

Мотив динамический. Мотив, сопровождающий изменение в ситуации
(входящей в состав действия), противоположность статического мотива”.

Мотив свободный. Мотив, не включенный в систему причинно-следственной
фабулы, противоположность мотива связанного”.

2) Wilpert G. von. Sachwörterbuch der Literatur.

Мотив (лат. motivus — побуждающий), <…>
3. содержательно-структурное единство как типич., исполненная значения
ситуация, которая охватывает общие тематические представления (в противоп.
определенному и оформленному через конкретные черты
материалу
<Stoff>, который, напротив, может включать в себя многие М.) и
может становиться отправной точкой содержания человеч. переживаний или
опыта в символич. форме: независимо от идеи осознающих оформленный элемент
материала, напр., просветление нераскаявшегося убийцы (Эдип, Ивик, Раскольников).
Следует различать ситуационные М. с постоянной ситуацией (соблазненная
невинность, возвращающийся странник, отношения треугольника) и М.-типы
с константными характерами (скупец, убийца, интриган, призрак), так
же как пространственные М. (руины, лес, остров) и временные М. (осень,
полночь). Собственная содержательная ценность М. благоприятствует его
повторению и часто оформлению в определенный жанр. Cуществуют преимущественно
лирич. М. (ночь, прощание, одиночество), драматические М. (вражда братьев,
убийство родственника), балладные мотивы (Ленора-М.: появление умершего
возлюбленного), сказочные мотивы (испытание кольцом), психологические
мотивы (полет, двойник) и т. д., наряду с ними постоянно возвращающиеся
М. (М.-константы) отдельного поэта, отдельных периодов творчества одного
и того же автора, традициональные М. целых литературных эпох или целых
народов, а также независимо друг от друга одновременно выступающие М.
(общность М.). История М. (П. Меркер и его школа) исследует историческое
развитие и духовно-историческое значение традициональных М. и устанавливает
существенно различное значение и воплощение одинаковых М. у разных поэтов
и в разные эпохи. В драме и эпике различают по важности для хода действия:
центральные или стержневые М. (часто равные идее), обогащающие
побочные
М
. или окаймляющие М., лейт- , подчиненные, детализирующие
наполняющие- и «слепые» М. (т. е. отклоняющие, иррелевантные
для хода действия)…” (S. 591).

3) Mölk U. Motiv, Stoff, Thema // Das Fischer
Lexicon. Literatur. B. 2.
“Имя, которое интерпретатор дает идентифицируемому им мотиву, влияет
на его работу, безразлично, хочет ли он составить инвентарь мотивов
определенного корпуса текстов или планирует аналитическое исследование
мотивов отдельного текста, сравнительное или историческое их изучение.
Иногда распространенные в определенную эпоху мотивы-формулы скрывают
то, что они сближают совершенно различные феномены: “ange-femme“ (женщина-ангел)
обозначает, например, во французской романтике как стилизованную под
ангела возлюбленнную, так и ангела женского пола; только если опознают
оба феномена как два различных мотива, получают предпосылку для дальнейшего
понимания. Насколько значительные последствия может иметь собственное
наименование при идентификации мотива, показывает пример вопроса, лучше
ли по поводу “Простого сердца” Флобера говорить о “женщине и попугае”
или о “женщине и птице”; здесь только более широкое обозначение открывает
интерпретатору глаза на определенные значения и их варианты, но не более
узкое” (S. 1328).

4) Barnet S., Berman M., Burto W. Dictionary of Literary, Dramatic
and Cinematic Terms. Boston, 1971.
Мотив — повторяющееся слово, словосочетание, ситуация, предмет
или идея. Чаще всего термин «мотив» применяется для обозначения ситуации,
которая повторяется в различных литературных произведениях, напр., мотив
быстрого обогащения бедняка. Однако мотив (в значении «лейтмотив» от
немецкого «ведущий мотив») может возникнуть внутри отдельного произведения:
это может быть любое повторение, которое способствует целостности произведения,
вызывая в памяти предыдущее упоминание данного элемента и все, что с
ним было связано” (p. 71).

5) Dictionary of World Literary Terms / By J. Shipley.

Мотив. Слово или мыслительная модель, повторяющиеся в одинаковых
ситуациях или для того, чтобы вызвать определенное настроение внутри
одного произведения, или в различных произведениях одного жанра” (p.
204).

6) The Longman Dictionary of Poetic Terms / By J. Myers, M. Simms.

Мотив (от латинского «двигаться»; также может обозначаться
как «топос») — тема, образ или персонаж, который развивается при помощи
различных нюансов и повторений” (p. 198).

7) Dictionary of Literary Terms / By H. Shaw.

Лейтмотив. Немецкий термин, буквально означающий «ведущий
мотив». Он обозначает тему или мотив, ассоциативно связанные в музыкальной
драме с определенной ситуацией, действующим лицом или идеей. Термин
нередко применяется для обозначения основного впечатления, центрального
образа или повторяющейся темы в художественном произведении как, например,
«практицизм» в «Автобиографии» Франклина или «революционный дух» Томаса
Пайна” (p. 218-219).

8) Благой Д. Мотив // Словарь литературных терминов. Т. 1.
Стлб. 466 — 467.

М. (от moveo — двигаю, привожу в движение), в широком смысле
этого слова, — основное психологическое или образное зерно, которое
лежит в основе каждого художественного произведения”. “… c темой совпадает
главный из мотивов. Так, напр., темой «Войны и мира» Льва Толстого является
мотив исторического рока, что не мешает параллельному развитию в романе
целого ряда других, зачастую только отдаленно сопряженных с темой побочных
мотивов (напр.. мотив правды коллективного сознания — Пьер и Каратаев…)”.
“Вся совокупность мотивов, входящих в состав данного художественного
произведения, образует то, что называется
сюжетом его”.

9) Захаркин А. Мотив // Словарь литературоведческих терминов.
С.226-227.

М. (от франц. motif — мелодия, напев) — выходящий из употребления
термин, обозначающий минимальный значимый компонент повествования, простейшую
составную часть сюжета художественного произведения”.

10) Чудаков А.П. Мотив. КЛЭ. Т. 4. Стлб. 995.

М. (франц. motif, от лат. motivus — подвижной) — простейшая
содержательная (смысловая) единица худож. текста в
мифе и сказке;
основа, на к-рой путем развития одного из членов М. (a+b превращается
в a+b1+b2+b3) или комбинации неск. мотивов вырастает
сюжет (фабула),
представляющий собой бóльшую ступень обобщения”. “В применении
к худож. лит-ре нового времени М. чаще всего называют отвлеченное от
конкретных деталей и выраженное в простейшей словесной формуле схематич.
изложение элементов содержания произведения, участвующих в создании
фабулы (сюжета). Содержание самого М., напр., смерть героя или прогулка,
покупка пистолета или покупка карандаша, не говорит о его значимости.
Масштаб М. зависит от его роли в фабуле (осн. и второстепенные М.).
Осн. М. относительно устойчивы (любовный треугольник, измена — месть),
но о сходстве или заимствовании М. можно говорить лишь на сюжетном уровне
— при совпадении комбинации многих второстепенных М. и способов их разработки”.

11) Незванкина Л.К., Щемелева Л.М. Мотив // ЛЭС. С. 230:

М. (нем. Motive, франц. motif, от лат. moveo — двигаю), устойчивый
формально-содержат. компонент лит. текста; М. может быть выделен как
в пределах одного или неск. произв. писателя (напр., определенного цикла),
так и в комплексе всего его творчества, а также к.-л. лит. направления
или целой эпохи”.

“Более строгое значение термин «М.» получает тогда, когда он содержит
элементы символизации (дорога у Н.В. Гоголя, сад у Чехова, пустыня у
М.Ю. Лермонтова <…>). Мотив, т. о., в отличие от темы, имеет
непосредственную словесную (и предметную) закрепленность в самом тексте
произв.; в поэзии его критерием в большинстве случаев служит наличие
ключевого, опорного слова, несущего особую смысловую нагрузку (дым у
Тютчева, изгнанничество — у Лермонтова). В лирике <…> круг М.
наиболее отчетливо выражен и определен, поэтому изучение М. в поэзии
может быть особенно плодотворно.

Для повествоват. и драматич. произведений, более насыщенных действием,
характерны сюжетные М.; многие из них обладают историч. универсальностью
и повторяемостью: узнавание и прозрение, испытание и возмездие (наказание)”.

Мотив-любой
элемент сюжета,фабулы,который вычленяется
на уровне сюжета,коллизии,воспетый
повторяемости( в пределах ТВ-ва автора,в
пределах данного текста,традиции
вообще). Мотив бывает
лирический,прозаический,драматический,индивидуальный.
Мотив имеет словесную реализацию-связь
с текстом. Мотив задается темой

Мотив
может трактоваться по-разному (см. обзор
различных интерпретаций понятия
«мотив»):Силантьев И. В. Теория мотива
в отечественном литературоведении и
фольклористике: очерк историографии.
Новосибирск, 1999.

Семантическая
трактовка
:   Сторонниками
семантической трактовки мотива являются
А. Н. Веселовский, А. Л. Бем, О.
М. Фрейденберг.А. Н. Веселовский
подчеркивает свойство
семантической неразложимости мотива
:
под мотивом он подразумевает «формулу,
образно отвечавшую на первых порах
общественности на вопросы, которые
природа всюду ставила человеку, либо
закреплявшую особенно яркие, казавшиеся
важными или повторявшиеся впечатления
действительности». 

Морфологический
подход
 (В.
Я. Пропп):Для В. Я. Проппа критерием
выделения мотива выступает логическое
отношение
.
Мотив распался на компоненты
логико-грамматической структуры
высказывания — на набор субъектов,
объектов и предикатов, выраженных в тех
или иных фабульных вариациях.Далее В.
Я. Пропп в «Морфологии сказки»
вообще отказался от понятия мотива и
ввел в оборот принципиально другую
единицу нарратива – «функцию
действующего лица
».

Дихотомическая
теория
 (А.
И. Белецкий, А. Дандес, Б. Н. Путилов,
Е.М. Мелетинский):Согласно дихотомическим
представлениям о мотиве, природа
его дуалистична и
раскрывается в двух соотнесенных
началах:1)   обобщенный инвариант
мотива, взятый в отвлечении от его
конкретных фабульных выражений,2)   совокупность
вариантов мотива, выраженных в фабулах
(алломотивы).
Мотив,
по А. И. Белецкому, – это «простое
предложение изъяснительного характера,
некогда дававшее все содержание мифу,
образному объяснению непонятных для
примитивного ума явлений».
А.
И. Белецкий различает два уровня
реализации мотива в сюжетном повествовании
– «мотив
схематический
»,
который соотносится с ин-вариантной сюжетной
схемой, и «мотив
реальный
»,
который является элементом сюжета
произведения.

Точка
зрения Б. Н. Путилова:исследователь
ассоциирует с понятием мотива два
взаимосвязанных значения:1) схема,
формула, единица сюжета в виде некоего
элементарного обобщения2) сама единица
в виде конкретного текстового
воплощения.Сам термин «мотив» Б. Н.
Путилов употребляет в значении «мотифемы»
— как инвариантную схему, обобщающую
существо ряда алломотивов.Б. Н. Путилов
выделяет определенные функции мотива
в системе эпического
повествования:1) конструктивную (мотив
входит в составляющие
сюжета);2) динамическую (мотив
выступает как организованный момент
сюжетного движения);3) семантическую (мотив
несет свои значения, определяющие
содержание сюжета); 4) продуцирующую
(мотив продуцирует новые значения и
оттенки значений – в силу заложенных
в нем способностей к изменению,
варьированию, трансформации).

Основной
тезис концепции Е. М. Мелетинского заключается
в том, что «структура мотива может быть
уподоблена структуре предложения
(суждения)». Мотив рассматривается при
этом как одноактный микросюжет,
основой которого являетсядействие.
Действие в мотиве является предикатом,
от которого зависят аргументы-актанты
(агенс, пациенс и т.д.).

Тематическая
трактовка
 (Б.
В. Томашевский, В. Б. Шкловский)Б. В.
Томашевский определяет мотив исключительно
через категорию темы, отмечая, что
понятие темы есть понятие, объединяющее
материал произведения. Тема может быть
у всего произведения, и в то же время
каждая часть произведения обладает
своей темой. Путем такого разложения
произведения на тематические части
можно дойти до частейнеразлагаемых.«Тема
неразложимой части произведения
называется мотивомВ
сущности — каждое предложение обладает
своим мотивом».

 Мотив  в
теории интертекста
 (мотив
как часть текста и его смысла, а не
фабулы, т.к. понятие фабулы вообще
избыточно) (Б. М. Гаспаров).Для интертекстуального анализа
характерно совмещение понятий мотива
и лейтмотива:лейтмотив –
это семантический повтор в пределах
текста произведения, а мотив – это
семантический повтор за пределами
текста произведения. Интертекст не
приемлет границ текста вообще.Мотив в
данном случае трактуется предельно
широко: это практически любой смысловой
повтор в тексте.

 Таким
образом, при определении мотива следует
учитывать следующие признаки:1)  повторяемость
мотива (при этом повтор понимается как
повтор не лексический, но
функционально-семантический),2)
традиционность, т. е. устойчивость мотива
в фольклорной и литературной традиции
(мотив – это «традиционный, повторяющийся
элемент фольклорного и литературного
повествования»)3) наличие семантического
инварианта мотива и его вариантов.

Мотив-единица
повествовательного языка. действие-это
структурообразующее мотива. герой и
мотив- коррелирующин понятия. Мотив и
хронотоп: хр имеет структурную
функциональную близость к мотиву. Мотив
связан с темой

Мотив-эстетически
значимая повествовательная
единица,интертекстуальная в своем
функционировании, инвариантная в своей
принадлежности к языку.Соотносящая в
св. структуре действие с актантными и
пространствеено – врменными признаками.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Затерянная река subnautica как найти
  • Как найти сечение геометрической фигуры
  • Как найти вершины гиперболы онлайн
  • Как найти закладку для яндекса
  • Как найти почтовый индекс по москве

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии