Научно- исследовательская работа
(Шаг в будущее)
по русской литературе
на тему:
«Мораль в баснях И.А.Крылова «
Выполнила:
ученица 8 класса «Б»
Абсаламова Сакинат
Проверил: Дагирова Б.М.
2018
г.
Тематика:
Литература
Автор исследовательской работы:
Абсаламова Сакинат Камиловна
Ученица 8 класса
МКОУ «Нижнеказанищенская СОШ №2».
Руководитель:
Дагирова Б.М.
учитель русского языка
и литературы
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ. Обоснования актуальности и
выбора темы.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
1. Теоретический анализ исследуемой
проблемы
1. О морали в баснях.
2. Чему учат басни Крылова.
3. О Крылове.
2. Практическая часть работы.
1. Социологический опрос, анкетирование,
результаты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Выводы, предложения
БИБЛИОГРАФИЯ.
Приложения.
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня, как никогда, нужно нашему поколению
обращаться к литературе, к книгам. Восхищение и широкий интерес вызывали басни
в XIX веке, не теряют они своей актуальности и сейчас. Сегодня, как никогда,
нужно нашему поколению обращаться к литературе, к книгам. Восхищение и широкий
интерес вызывали басни в XIX веке, не теряют они своей актуальности и сейчас.
Знаменитый
баснописец безжалостно казнил смехом всякие недостатки человеческого рода,
всякое зло, разнообразные виды глупости и пошлости, приписывая эти недостатки
животным, и делал это с блеском.
Басни Крылова
покажут нам, чего нужно остерегаться в жизни, какое поведение окружающие
осуждают, а за какое могут поощрять.
Актуальность данной работы заключается в том, что и сейчас есть человеческие пороки. Басни
И.Крылова как никогда актуальны, потому что помогают посмотреть на себя со
стороны и задуматься о наших недостатках.
Они не умрут, так как в них отражается жизнь и человек, как в
зеркале. Важность и актуальность рассматриваемой темы, определили выбор мною темы
исследовательской работы: «Мораль в баснях И.А.Крылова ».
Поэтому цель моей работы
: — показать значимость творчества И.А.Крылова и в наши дни, через мораль из
его басен.
Гипотеза: «Если мы будем читать и анализировать басни Крылова, то мы
станем мудрее, добрее и трудолюбивыми».
Для достижения цели необходимо было
решить следующие задачи:
1.Знать, что такое мораль.
2.
Познакомиться
более глубоко с баснями И.А.Крылова.
3.
Определить
мораль в баснях.
4.Провести анкетирование, с целью выявления степени
образованности современных русских людей разных возрастных групп. Показать как басни И.Крылова помогают посмотреть
на себя со стороны и задуматься о наших недостатках.
Основная
часть
1.
Теоретический
анализ исследуемой проблемы
О морали в баснях
МОРА́ЛЬ — Правила нравственности, а также сама нравственность.
Басни И.
А. Крылова — совершенны по силе выражения, по красоте формы, по мастерству и
живости рассказа, тонкому юмору и чисто народному языку.
Каждая басня – это сочетание мудрости, морали и юмора.
Законы жизни по
Крылову естественны и мудры, он презирает искусственность и корысть.
Только в баснях
Крылова мы встречаемся с подлинно народными, реалистическими традициями
басенного творчества.
У
Крылова всякое животное имеет свой индивидуальный характер и
проказница-мартышка, участвует ли она в квартете или примеривает очки, и
лисица, везде хитрая, уклончивая, бессовестная и больше похожая на человека,
чем на лисицу; и косолапый мишка — добродушно-честный, неповоротливо-сильный;
лев — грозно-могучий, величественно-страшный.
«Звериный маскарад»
усиливает сатирический комизм басни, придавая ей гротескную остроту. Животные,
наделенные свойствами людей, лишь подчеркивают нелепость и комизм ситуаций.
«Простодушное» восприятие их проделок делает еще более смешными поведение и
речи басенных персонажей.
Обратимся к одному из маленьких шедевров Крылова — его басне «Квартет».
Смешна
комичная самоуверенность Мартышки, убежденной, что она в состоянии создать
квартет из зверей, никогда никакого отношения к музыке не имевших. Все они
очень серьезно взялись за дело, вовсе не представляя себе, что для игры на
музыкальном
инструменте мало одного желания, нужно еще и умение. Мартышка же уверена, что
вся беда в том, что исполнители не так сидят:
Стой, братцы, стой! — кричит
Мартышка. — Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не
так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись
против альта;
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!
Мораль здравого
смысла, житейской истины, подтвержденной практикой, сохранила свое значение и
поныне.
Такие басни, как «Волк
и ягнёнок», «Ворона и Курица», «Свинья под дубом», «Волк на псарне» высмеивают нерадивость, легкомыслие, неблагодарность и
тому подобные пороки и слабости людей.
Басня «Волк и ягнёнок»
Мораль басни: «у сильного
всегда бессильный виноват».
Ягнёнок в жаркий день
пошёл напиться к ручью. Мимо пробегал голодный Волк, который решил задрать и
съесть Ягнёнка, но «делу дать законный вид и толк». Подбежав к Ягнёнку, он
вначале стал говорить, что тот нечистым рылом мутит его чистое питьё. Ягнёнок
оправдывался, что пьёт на сто шагов ниже водопоя Волка. Волк, не смутившись,
тут же обвинил Ягнёнка в грубости, сделанной ему «запрошлым летом». Но
оказалось, что Ягнёнку нет от роду и году. Тогда, не слушая дальнейших
оправданий, Волк прорычал: «ты виноват уж тем, что хочется мне кушать» – и
поволок Ягнёнка в тёмный лес.
Басня «Ворона и
Курица»
Когда Кутузов на погибель французам оставлял
Москву, все её жители тоже собрались из города, «как из улья пчелиный
рой». Увозимая на одном возу Курица увидела Ворону, которая не спешила улетать.
Курица спросила, почему она остаётся. Ворона ответила, что её не жарят и не
варят, как кур, поэтому она надеется ужиться с французами – а там, глядишь, и
поживиться от них сырком иль косточкой. Но надежды Вороны не сбылись: когда
французы стали голодать в Москве, она попала к ним в суп.
Мораль Крылова: глупый человек часто думает, что счастье уже
близко к нему – и в этот самый миг попадается как Ворона в суп.
Басня «Ворона и Лисица»
Мораль этой басни: давно известна лживость лести, однако льстецы
всё равно находят способ обводить многих вокруг пальца.
Ворона нашла где-то кусок сыра и собиралась позавтракать. Мимо
бежала хитрая Лисица. Увидев, аппетитный сыр, Лисица стала льстиво расхваливать
красоту Вороны, а потом попросила, чтобы та спела своим «ангельским голоском».
Поверившая похвалам Ворона каркнула во всё горло. Сыр выпал у неё из клюва, и
хитрая Лисица убежала с ним.
Басня
«Волк на псарне»
Волк, думая ночью залезть в овчарню к овцам,
попал на псарню, к охотничьим собакам. Собаки залаяли, сбежались псари.
Загнанный в угол Волк из хитрости затеял переговоры: предложил свою дружбу,
обещал не трогать больше здешних стад. «Ты сер, а я, приятель, сед, – прервал
его ловчий. – И волчью вашу я давно натуру знаю. На мир с волками я иду не
иначе, как спустив с них шкуру». И тут же выпустил на Волка гончих стаю.
Эту басню И. А. Крылов написал в момент, когда
близкий к разгрому в России Наполеон пробовал
предложить Кутузову мирные
переговоры.
Басня «Ларчик»
Мораль басни: не надо видеть сложности там, где
на самом деле всё просто.
К кому-то принесли от мастера красивый ларчик.
Все любовались им. Пришёл взглянуть на него и специалист по механике, который в
силу сложности своего ремесла стал подозревать, что ларчик имеет мудрёный замок
с секретом. Механик взялся разгадать несуществующий секрет. Он долго вертел
ларчик в руках нажимал то гвоздик, то скобку, потел, но с задачей так и не
справился. А ларчик открывался просто, без всяких секретов.
Басня «Квартет»
Мартышка, Осёл, Козёл и Мишка решили
сыграть скрипичный квартет. Раздобыв инструменты, они «ударили в смычки, дерут,
а толку нет». Звери решили: причина в том, что они не так расселись. Несколько
раз участники квартета рассаживались по-новому, однако их музыка от этого лучше
не стала. «Вы, друзья, как не садитесь, всё в музыканты не годитесь», – сказал
им пролетавший мимо Соловей.
Басня «Лягушка и Вол»
Лягушка, увидев на лугу огромного Вола, захотела
сравняться с ним в размерах. Она стала пыхтеть и раздуваться изо всех сил –
пока не лопнула.
Мораль басни: среди простых людей многие хотят походить на знатных
вельмож и жить, как они – но только зря стараются.
Басня «Осёл и соловей»
Прослышав, что соловей – великий мастер
петь, осёл попросил, чтобы он показал ему своё искусство. Соловей залился
чудной трелью, которой заслушались люди и природа. Осёл же сдержанно похвалил
соловья и посоветовал ему, чтобы «больше навостриться» в пении, поучиться у
дворового петуха.
«Избави, бог, и нас от этаких судей», – мораль
Крылова.
Басня «Синица»
Синица хвалилась, что сможет сжечь море.
В морских глубинах поднялся страшный переполох. К берегу океана стали слетаться
птицы, сбегаться звери из лесов и люди-гурманы – любители похлебать богатой
ухи. Все предвкушали невиданное зрелище, но синица моря зажечь не смогла и со
стыдом улетела.
Мораль басни: «делом, не сведя конца, не надобно
хвалиться».
Басня
«Кукушка и петух»
Кукушка восхищалась громким и важным
пением петуха, а он – её плавным и протяжным кукованием. Они долго рассыпались
во взаимных похвалах, сравнивая друг друга с соловьём и райской птичкой, пока
пролетавший мимо Воробей не посмеялся над их «музыкой».
«За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит
Петуха? За то, что хвалит он Кукушку».
Басня «Свинья под Дубом»
Свинья наелась желудей под Дубом, поспала и стала рылом подрывать
у дерева корни. «От этого дерево может засохнуть», – сказал ей сидевший на
ветке ворон. «Пускай, – ответила Свинья. – Мне нет проку от него, были бы
жёлуди». «Если бы ты подняла вверх рыло, то увидала бы, что жёлуди на мне
растут», – проговорил Дуб.
Невежда бранит науки и ученье, не чувствуя, что он вкушает их плоды.
Басня «Стрекоза и муравей»
Попрыгунья Стрекоза, не работая, пропела
всё красное лето, когда «под каждым ей листком был готов и стол и дом». Но лето
кончилось. Началась холодная и голодная зима. Не приготовив себе ни еды, ни
жилья, Стрекоза решила пойти за ними к трудолюбивому Муравью. Муравей спросил,
что же делала Стрекоза летом? «Пела», – ответила та. «Ты всё пела? это дело.
Так поди же попляши», – дал ответ Муравей.
Мораль басни «Стрекоза и Муравей»
Красавица
Стрекоза, которая у многих ассоциируется с легкомыслием и ветреностью,
протанцевала и пропела все лето, не заготовив на зиму продуктов и не
позаботившись о своем будущем. Муравей, как представитель наиболее
трудолюбивого и старательного вида насекомых, наоборот прилежно трудился все
лето, чтобы зимой быть сытым и не беспокоиться о пропитании. Главная мысль
басни «Стрекоза и Муравей» заключается в том, что несмотря на тепло и роскошь
окружающего мира, каждый человек должен задумываться о своем будущем и
готовиться загодя
.
Басня «Лебедь, Щука и Рак»
Однажды Лебедь, Рак да Щука взялись
везти воз с поклажей и впряглись в него. Но «Лебедь рвётся в облака, Рак
пятится назад, а Щука тянет в воду». Хоть все они и лезут вон из кожи, а «воз и
ныне там».
Мораль басни
«Лебедь, Щука и Рак»
Когда в товарищах
согласья нет, на лад их дело не пойдёт».
Басня «Собачья дружба»
Две живших по соседству собаки, Полкан и Барбос, долго
грызлись между собой, но потом решили помириться и завести сердечную дружбу.
Они стали жать друг другу лапы, обниматься и целоваться. Но тут повар на беду
из кухни кинул кость. Два новых друга наперерез бросились к ней и так подрались
из-за кости, что их насилу розлили водой.
И среди людей многие друзья таковы, замечает Крылов. «Только кинь
им кость, так что твои собаки».
Басня «Мартышка и
Очки»
Мартышка к старости стала плохо видеть.
Услыхав у людей, что от этого могут помочь Очки, она раздобыла себе их с
полдюжины. Но пользоваться Очками Мартышка не умела: она то прижимала их к
темени, то вешала на хвост, то нюхала, то лизала – и не добившись толку, плюнув
на людские враки, разбила Очки о камень.
Так и невежды, говорит Крылов, не зная
цены полезной вещи, осуждают её, а невежды познатней эту вещь и гонят.
Басня «Слон и
Моська»
По улицам напоказ народу водили Слона.
Маленькая собачка Моська стала лаять и бросаться на огромного зверя. Знакомая
шавка принялась успокаивать Моську, говоря, что Слон даже не обращает на неё
внимания. «Вот то и хорошо, что я без драки попасть могу в большие забияки! –
ответила Моська. – Пусть все говорят, что я сильна, раз лаю на слона!»
Мораль басни «Слон и Моська»
Моська хотела произвести на себя впечатления, хотела поднять
авторитет в глазах других собак.
Чему учат басни Крылова
Басни И.А. Крылова учат быть добрыми, умными, честными. Хотя
в баснях действуют птицы, животные, предметы, мы понимаем, что речь идет о
людях.
Мною прочитано много басен Крылова, в которых под маской животных удачно
передается быт, поведение, образ жизни, характер людей. Из его басен можно
взять для себя очень много мудрого и поучительного.
Вот, например, басня « Стрекоза и Муравей».
Лето
красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза…»
Ну пела, ну плясала, но ведь никому от этого не было вреда. А Муравей трудолюбивый
– положительный герой во всех отношениях, но оказывается по отношению к
Стрекозе жестоким:
« Я без души
Лето целое все пела? –
Ты все пела? Это дело:
Так, поди же попляши!»
Таким образом, Крылов в образе порхающей Стрекозы воплотил не просто
легкомыслие и беззаботность резвушки, а выразил протест против тех людей,
которые, не хотят трудиться, а хотят только веселиться и отдыхать.
Хочу, проанализировать басню « Ворона и Лисица». В данной басне мораль предвкушает
повествование:
От льстивых похвал Лисицы « вскружилась голова», «Ворона решила спеть», т.е. «
Каркнула во все воронье горло». Сыр выпал, и Лиса добилась результата.
Данная басня говорит о том, что не стоит поддаваться льстивым речам, потому что
за ними всегда стоит желание добиться какой-либо выгоды в пользу льстеца.
Лисица хорошо понимает, что сыр ей силой не отнять и поэтому она решается
выманить его у Вороны хитро и говорит, «так сладко». И Ворона попадается на эту
лесть!
Автор осуждает не только того, кто льстит, но и того, кто поддается лести.
Меня привлекает творчество баснописца тем, что автор – рассказчик всегда
находится рядом со своими персонажами, а не над нами. Даже когда его герои
делают явные глупости, автор впрямую не осуждает их , а лишь показывает
нелепости их поведения. Но это не значит, что Крылов сочувствует всем своим
героям.
Он поддерживает простых людей, живущих в мире естественных ценностей.
Сочувствуют своим персонажам, не приукрашивает их.
Я бы посоветовала почитать басни, если вы хотите стать умнее и мудрее. Ивана
Андреевича Крылова можно считать нашим наставником и учителем.
О Крылове
Знаменательной вехой в
развитии русской литературы первой трети XIX явилось басенное творчество И.А.
Крылова, одного из крупнейших и самобытнейших писателей своего времени. Его
творчество таит в себе такое огромное богатство, к которому следует постоянно обращаться
и из которого можно бесконечно черпать, «особенно в эпохи нравственных
оскудений и художественного упадка».
«Свой» жанр Крылов искал
долго и трудно. Но именно в баснях раскрылся во всей полноте сатирический
талант Крылова. За сорок лет им было написано более двухсот басен.
Басни Крылова — способ
народного мышления, мудрость народа, его житейская философия.
Слово в баснях Крылова —
средство выражения народной смекалки, национальной самобытности русского
мужика.
Произведения
написаны таким языком, что хотя и выглядят как литературные формы, но на самом
деле несут в себе интонации и насмешки, присущие только великому народному уму.
Маленькие басни Крылова изменили общий взгляд на этот жанр. Новаторство
проявилось в реалистичности, философской нотке и житейской мудрости. Басни
стали маленькими романами, иногда драмами, в которых проявилась веками
накопленная мудрость и лукавство ума. Замечательно, что при всем этом автор не
превратил басню в сатирическое стихотворение, а сумел сохранить глубокую
содержательную часть, состоящую из небольшого рассказа и морали.
Несмотря на
сатиру, баснописец любил жизнь во всех ее проявлениях, только очень бы хотел,
чтобы простые и естественные истины наконец сменили низкие страсти.
2. Практическая часть работы.
2.1.
Социологический опрос, анкетирование
Я провёла
социологический опрос среди учащихся 5-8 классов. Задавала им следующие
вопросы:
1. Какие басни И.А.Крылова вы
знаете?
2.Какие басни вам нравятся?
3. Любите ли вы читать басни?
4. Для чего служит мораль?
И
получила следующие результаты:
1. Басни И.А.Крылова знают 85%
2.Любят читать 80% учащихся
3.Басни нравятся 74% учащихся
4.93% учащихся считают, что мораль служит для раскрытия основной
мысли.
Так же я провела
социологический опрос среди технического персонала, работников столовой МКОУ
СОШ и среди жителей Карамахи.
Были заданы
следующие вопросы:
1.
Знакомы ли вы с творчеством И.А.Крылова?
2.
Сможете ли вы определить мораль басен И.А.Крылова?
3.
Живёте ли вы законами жизни по Крылову?
Законы жизни по Крылову естественны и мудры, он презирает искусственность и
корысть.
На 1 вопрос
были получены 100% положительные ответы. Мораль басен И.А.Крылова могут
определить 60% сотрудников нашей школы и 52% жителей посёлка. Однако
следует отметить, что басни любят и помнят, но презирают искусственность и корысть
не многие.
Анкета «Мораль басен
И.А.Крылова»
Среди учащихся 5-11
классов было проведено анкетирование, в котором было предложено определить басни по морали.
1.Определите басни
И.А.Крылова по морали.
1.
«У сильного всегда бессильный виноват» («Волк и ягненок»)
2.Мораль Крылова: глупый
человек часто думает, что счастье уже близко к нему – и в этот самый миг
попадается как Ворона в суп.( «Ворона и Курица» )
3.Мораль этой басни:
давно известна лживость лести, однако льстецы всё равно находят способ обводить
многих вокруг пальца. («Ворона и Лисица»)
4.Эту басню И. А. Крылов
написал в момент, когда близкий к разгрому в России Наполеон пробовал
предложить Кутузову мирные
переговоры. («Волк на псарне»)
5.Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он
кукушку.
(«Кукушка и Петух»)
6. А, вы, друзья, как ни садитесь, всё в
музыканты не годитесь.(«Квартет»)
7.А ларчик просто открывался. («Ларчик»)
8.«Когда в товарищах согласья нет, на лад
их дело не пойдёт».(«Лебедь, Щука и Рак»)
8. «Избави, бог, и
нас от этаких судей» («Осёл и соловей»)
9.Невежда бранит науки и
ученье, не чувствуя, что он вкушает их плоды. («Свинья под Дубом»)
10. Ты всё пела? Это дело! Так пойди же попляши. («Стрекоза
и муравей»)
2. Считаете ли вы, что басни И.А.Крылова помогут избавиться от наших недостатков?
Были получены следующие результаты:
Класс |
Определили мораль басни |
Помогут избавиться от |
5-е классы |
28% |
50% |
6-е классы |
28% |
50% |
7-е классы |
52% |
65% |
8-е классы |
34% |
40% |
9-е классы |
60% |
35% |
|
75% |
70% |
|
90% |
80% |
Результаты
анкетирования помогли нам убедиться, что тема нашего исследования актуальна:
басни любят и помнят, но мораль определяют не все.
Заключение
Басни
великого русского баснописца Крылова сопровождают читателя на протяжении всей
его сознательной жизни и с интересом воспринимаются в любом возрасте.
Крылов
живет среди нас, «как живой с живыми говоря».
Мы отдаем дань И. А. Крылову не только как
гениальному писателю, утвердившему и прославившему любимый народом жанр, мы
ценим его крыловскую, жизнеутверждающую традицию, воспринятую нашей русской
литературой, нашим театром и даже изобразительным искусством.
Мораль, она же нравственное заключение в
баснях, всегда несут в себе некий смысл, и из текста видно, что прислушиваться
к басням нужно, т.к. ошибки и поступки героев влекли за собой различного
характера последствия, и мы , прислушавшишь, в будущем можем не допустить той
же ошибки..
Мораль басен Крылова заключается: не надо быть ленивым,
нужно быть трудолюбивым и добрым!
Выводы,
предложения
Данное исследование показало,
что моя гипотеза подтвердилась частично. Активно читают басни И.А.Крылова школьники ,чем представители
старшего поколения.
Знание басен и умение определять мораль
уберегут от ошибок, они сделают нас лучше, они научат нас быть добрыми и
трудолюбивыми.
Проведенная
работа позволяет мне сделать следующие выводы:
По итогам проделанной работы
выдвигаю следующие предложения:
- Читать басни Ивана Андреевича Крылова.
- Научиться определять мораль басен И.А.Крылова.
- Провести диспут среди учащихся «Как мораль помогает
избавиться от недостатков?»
Литература
- Гаспаров М.Л., Античная литературная басня. – М.: Наука,
1971. - Коровин В.И. Басни Ивана Крылова – М., 1997
- Крылов И.А. Басни – М., 1996
- Крылов И.А. Басни М.: Детская литература, 1985
- Эзоп. Античная басня. Басни Эзоповского сборника.
Приложение
Мои иллюстрации к басням И.А. Крылова.
«Волк и лисица»
«Лисица и виноград»
«Собачья дружба»
«Ворона и лисица»
«Лягушка и вол»
«Большое видится на расстоянии», – сказал в своем «Письме к женщине» Сергей Есенин. И это правда: чтобы получше разглядеть что-то значимое, стоит отойти подальше, абстрагироваться. А еще лучше посмотреть с разных сторон и при разном свете – так даже в привычном откроется новое.
Вот, например, басни Крылова. На них два столетия растут дети, причем самые разные. И дворянские сынки росли на них, и благовоспитанные гимназистки, и мещане, и крестьянские ребятишки. Потом – пионеры, потом мы – удалое племя 1990-х, и, наконец, современные ребята. Читают, вникают, смеются, раздражаются. Учат наизусть. Рассуждают о поступках героев.
Сюжеты басен Крылова вечны. На них два столетия растут самые разные дети: и дворянские сынки, и крестьянские ребятишки, и пионеры, и племя 1990-х
Сюжеты басен Крылова вечны. А вот язык потихоньку устаревает: нынешним детям приходится пояснять гораздо больше, чем их родителям. Но все равно басни делают свою работу: сюжет и герои вызывают эмоции, а те, в свою очередь, побуждают к разгадке аллегории. Мы сопоставляем ее с жизнью, находим параллели и видим поступок со стороны, на расстоянии. Это, конечно, не единственный, но неплохой способ рассмотреть и свои грехи.
Поэтому-то и любил басни Крылова преподобный Амвросий Оптинский, часто прося келейника прочитать парочку за обедом. Поэтому в простодушном письме Ивану Андреевичу одного из читателей есть такие строки: «Ты, любезный тятенька, пишешь это для всех: для малого, для старого, для ученого и простого… Басни твои – это не басни, а Апостол».
Мы знаем Крылова по поздним портретам: солидный и полный, он взирает на нас благосклонно и насмешливо. Сотрудник Императорской публичной библиотеки, академик Императорской Академии наук по отделению русского языка и словесности, он был богат и знаменит. О тиражах, которыми издавались его басни, могли лишь мечтать писатели-современники. Крылову прощались неопрятный внешний вид, обжорство, чудачества и лень. Он был живой классик, признанный, любимый.
А выросли знаменитые басни вовсе не из благополучной сытой жизни. Все забавные моськи, волки, лисы, мартышки и бараны из басен появились благодаря испытаниям. Тяжелое детство, бедность, обивание порогов открыли для Ивана Андреевича сущность людей. На себе он испытал их жадность, лукавство, обман, жестокость, глупость, равнодушие.
Такой опыт мог озлобить душу, убить талант. Но Крылов нашел остроумное применение своему знанию людской натуры: стал говорить «истину вполоткрыта», как он сам характеризовал басни. Через аллегории, через образы животных описывал человеческие страсти.
Через аллегории, через образы животных Крылов описывал человеческие страсти
Басни Ивана Андреевича хороши и по отдельности, особенно если совмещать их с разговором о жизни человеческой души. Но особенно здорово читать их вместе, книгой – так перед нами вырастает целостная картина общества. В нем есть лентяи, желающие заполучить славу без труда; есть невежи, считающие себя умниками; насильники, оправдывающие собственную жестокость; хвастуны, льстецы и обманщики. А есть настоящие мастера своего дела, скромные и серьезные, немногословные труженики – длинная череда таких зверей (и людей: например, в басне «Крестьянин и разбойник») проходит перед взглядом читателя.
Есть мнение, что в баснях Крылова мало духовной пользы и нравственных смыслов: «так, житейские случаи и сатира». Все эти глупцы, хвастуны и завистники были списаны с современников, а мы, вслед за Иваном Андреевичем, смеемся над ними, негодуем или поражаемся их невежеству, при этом ничем не наполняя свою душу.
Но душа – не корзинка: ее сложно наполнить чем-то конкретным, отмеренным, специалистами рекомендованным. Зато есть неочевидные вещи, которые она впитывает и которые ее формируют. Например, жалость.
Как ни странно, многих героев басен Крылова попросту жалко. Например, легкомысленную стрекозу, обреченную на голод и холод. Квартет, который пыжится делать то, что ему не дано. Ворону, оставшуюся без сыра. Глупую Моську и не менее глупую лягушку, которая лопнула, меряясь величиной с волом.
Эта жалость – сложное чувство. Она рождается из глубины понимания образов, из попытки встать на место героя, почувствовать себя в его шкуре. А еще из того, что душа узнает свои грехи, пусть даже неосознанно.
Неприятно ведь быть мартышкой, хватившей очками о камень, правда? Или глупым ослом, поучающим соловья пению. Или льстивой кукушкой. Увидеть это в себе, честно назвать, хотя бы внутренне – большой духовный шаг.
Как известно, многие басенные сюжеты Крылова не новы: они встречались и у Эзопа, и у Лафонтена. Однако Ивану Андреевичу удалось наполнить их русским национальным колоритом – в первую очередь, благодаря свободному, богатому, ироничному народному языку. Крылов был первым, кто осмелился заменить им высокий слог. Это случилось тогда, когда считалось, что вульгарная обыденная речь не должна появляться на страницах книг.
А еще Иван Андреевич изменил соотношение между сюжетной частью басни и ее моралью. Последняя стала краткой, емкой и скорее ироничной, чем очевидно назидательной. Например, в басне «Осел и соловей» она занимает всего одну строчку: «Избави Бог и нас от этаких судей».
Чтобы понять и полюбить басни Крылова, современному ребенку нужны две вещи: визуальное подкрепление и комментарий взрослого. Басня будет интересна, если к ней есть живая яркая картинка с узнаваемыми героями. Еще во время прочтения важно разъяснять все трудные понятия, архаизмы, устаревшие выражения. Иногда очевидное для нас слово ребенок понимает совершенно неправильно или не понимает вовсе. Если спросить, например, ученика младшей школы, кто такой куманек, скорее всего, ответить он не сможет. Во-первых, он не знает, кто такой кум, а во-вторых, сама уменьшительно-ласкательная форма непривычна или вовсе незнакома его уху.
Эта книга позволит не только почитать знаменитые басни с ребенком, но и соотнести их смысл с учением Христа
В издательстве «Вольный Странник» вышла книга басен Ивана Андреевича Крылова с православными комментариями. Она поможет родителям, которые хотят не только почитать знаменитые басни с ребенком, но и соотнести их смысл с учением Христа. К каждой басне прилагается краткий понятный комментарий, он поясняет слова и поступки героев и включает небольшую цитату из Священного Писания. Так, читая и беседуя с ребенком, мы вместе нащупаем целую систему связей: от ироничного текста чудака-баснописца двухсотлетней давности – к нашим дням, от поступков героев – к окружающей нас действительности. И главное – через слова Евангелия – к собственной душе.
Приобрести книгу можно на сайте издательства «Вольный Странник».
План урока:
Краткий рассказ о жизни И.А. Крылова и творческом пути
Жанр басни и понятие морали
Басня «Осел и Соловей»
Басня «Листы и корни»
Басня «Ларчик»
Мастерство Крылова в изображении характеров персонажей
Значение басен И.А. Крылова
Краткий рассказ о жизни И.А. Крылова и его творческом пути
Появился на свет будущий баснописец в Москве 13 февраля 1769 г. в семье небогатого офицера-дворянина, поэтому раннее детство мальчика прошло в различных гарнизонах. Капитан Андрей Прохорович Крылов был защитником Яицкой крепости во время Пугачевского бунта. Члены семьи офицера Крылова, включая четырехлетнего ребенка, были приговорены Пугачевым к повешению, но смерти удалось избежать. Когда крепость была в осаде, матери чудом удалось вывезти сына в Оренбург, который вскоре тоже был окружен восставшими. В осажденном городе Иван узнал, что такое голод. Эту историю впоследствии А.С. Пушкин описал в «Истории Пугачева», отец Крылова послужил прототипом при создании образа капитана Миронова в повести «Капитанская дочка».
Когда Ивану было 6 лет, семья после отставки отца перебралась в Тверь. Образование мальчик получил домашнее, но без учителей. Иногда зажиточный сосед разрешал ему посещать уроки для своих детей. В 1782 г. умер отец, Иван с матерью и братом переехали из Твери в Петербург. Семья терпела нужду, в 14 лет Иван стал служащим в казенной палате, в которой прослужил до 1787 г. Продолжал заниматься самообразованием: изучал математику, иностранные языки, литературу. Свои первые произведения написал в 15 лет, получив за них гонорар 60 рублей: это были либретто[1] и остроумные куплеты к опере «Кофейница». В 1786 г. семнадцатилетний Иван Крылов стал известен как драматург, написав пьесы «Проказники», «Сочинитель в прихожей», «Бешеная семья» и др. В 1788 г. скончалась мать Крылова, у 19-летнего Ивана остался на руках маленький брат Лев.
В 1789 г. Крылов писал статьи для журнала «Почта духов», который выходил всего 8 месяцев и был ликвидирован, т.к. Екатерина II выразила недовольство его резкой общественной сатирой. В 1792 г. Крылов стал издавать журнал «Зритель», но и над этим изданием установили надзор полиции, и оно было вскоре запрещено. В 1797 г. Крылов оставил журналистику, стал секретарем князя С. Голицына, поселился в его пензенском имении и занимался обучением детей князя.Там он продолжал писать стихи и пьесы. В 1805 г. показал свои басни известному поэту-баснописцу И.И. Дмитриеву, который оценил по достоинству мастерство Крылова и высказал мнение, что истинное предназначение поэта в сочинительстве басен. Благодаря Дмитриеву Иван Крылов стал знаменит как выдающийся баснописец.
В 1806 г. Крылов возвратился в столицу, продолжил писать басни и пьесы. В 1809 г. впервые издал книжку своих басен. При жизни поэта всего вышло 9 сборников его басен. В 1810 г. Крылов устроился в Императорскую публичную библиотеку, служил библиотекарем до конца своей жизни почти 30 лет. Скончался Иван Андреевич Крылов в Петербурге 21 ноября 1844 г. от воспаления легких.
И. А. Крылов добился всего в жизни сам. Не имея возможности обучаться в учебных заведениях, он занимался самообразованием: читал литературу, научился играть на скрипке, освоил несколько европейских языков, в том числе древнегреческий. Крылов был всесторонне образованным человеком;проявил себя как публицист, драматург, переводчик, поэт, но более всего прославился как создатель басен.
Жанр басни и понятие морали
Роль аллегории в баснях. Эзопов язык
Басня – известный с античных времен эпический жанр, представляющий собой краткий поучительный рассказ. Легендарным баснописцем древности был Эзоп, живший в VI в. до нашей эры. Его считают родоначальником басенного жанра. Эзоп для порицания людских пороков и поступков сочинял не скучные нравоучительные речи, а небольшие остроумные прозаические истории. Баснописец был рабом и не мог себе позволить в открытую высмеивать недостатки своих хозяев, поэтому он пользовался аллегорией[2], т.е. иносказанием, чтобы скрыть истинный смысл высказывания.
Творения Эзопа стали классическими образцами басни, их сюжеты использовались многими литераторами для создания своих произведений. Басни Эзопа перевел на латынь древнеримский поэт Федр в I в. нашей эры. Во II в. древнегреческий поэт Бабрий стал басни писать стихами, зарифмовав басни Эзопа. В XVII в. басенный жанр значительно развил француз Жан де Лафонтен, занимавшийся переводами античных басен.
С XVIII в. немало русских литераторов занимались переводами и сочинением басен: Д.И. Фонвизин, А.П. Сумароков, В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов и др.К их популярным в свое время басням читатели со временем утратили интерес. Исчезающий жанр басни в творчестве Крылова заиграл новыми красками, его басни стали неиссякаемым источником народной мудрости, многие выражения превратились в афоризмы[3]. Крылов стал автором 236 басен, многие из них не теряют своей актуальности и сегодня.
От имени древнегреческого баснописца Эзопа появилось понятие «эзопов язык». Это язык иносказаний и намеков, позволяющий скрыть истинный смысл от цензуры, но дающий возможность донести его до читателя. Персонажами басен становились не только люди, но и животные, птицы, растения, а их поведение и характеры взяты у людей. Помимо «очеловечивания» животных, в баснях присутствует прием олицетворения, т.е. качества живых существ приписываются предметам и явлениям неживой природы. Поскольку басни были нравоучительными сочинениями, первые или последние строки заключали в себе вывод, основную мысль, т.е. мораль. Мораль басни являлась нравственным советом читателю.
Для Крылова басни Эзопа тоже стали источником вдохновения.По сюжетам Эзопа были написаны «Стрекоза и муравей», «Ворона и Лисица», «Волк и ягненок» и много других басен. Русский поэт-баснописец в скудные по использованию художественных средств древнегреческие басни привнес красочные живые картины, для создания которых использовал иронию, метафоры, сравнения и пр. В баснях Крылова появились сюжетная интрига, метко прорисованные характеры персонажей, колоритная речь, виртуозные диалоги.Крылов делал авторские переводы и басен Лафонтена. Заимствованные сюжеты классических басен в творчестве Крылова обрели национальный колорит. Помимо переводных произведений, у баснописца есть много оригинальных басен, их сюжеты были взяты из жизни его современников, связаны с проблемами российского общества.Сам Крылов писал: «Люблю, где случай есть, я пощипать порок».
Басня «Осел и Соловей»
Сатирическое изображение невежественного человека, дающего оценку творениям искусства
В 1811 г. была опубликована басня «Осел и Соловей». После публикации ее автора прозвали «Соловьем». Побудил к созданию басни случай из жизни Крылова. Он по приглашению посетил одного влиятельного вельможу, который попросил его почитать басни. Баснописец славился своим артистическим умением чтеца, слушателей покоряла его выразительная манера чтения. Он прочитал несколько басен, в том числе и свой перевод басни французского баснописца Лафонтена. Важный сановник[4], выслушав Крылова с глубокомысленным видом, высокомерно выразил похвалу и дал совет заниматься переводами басен, как поэт Иван Дмитриев. Крылов скромно ответил, что он так не умеет.
Современник Крылова и замечательный поэт И.И. Дмитриев не только переводил басни, но сочинял и собственные, еще писал стихотворения и сказки. Но в его сочинениях вельможа оценил лишь переводы. Так и в чтении Крылова он отметил только переводную басню. В высшем обществе со времен Петра I укоренилось преклонение перед иноземным искусством, к национальному относились пренебрежительно, считали лучшим творчеством для русских литераторов – переводы классических произведений. Хотя в России были собственные таланты, предпочтение отдавалось античным и западноевропейским авторам.
Вернувшись домой, Крылов написал басню, в которой иносказательно описал этот случай. Вельможного «ценителя поэзии» он представил Ослом, а себя – Соловьем. Литературные переводы Крылов сравнил с «кукареканьем» дворового петуха. Они свидетельствуют о несомненном даровании литератора-переводчика, но не могут быть показателем самобытного таланта. Поэту-баснописцу хотелось, чтобы среди представителей высшего света нашлись бы люди, способные оценить по достоинству национальную поэзию.
В басне Осел, узнавший, что Соловей превосходно поет, захотел послушать его пение, чтобы оценить мастерство птицы. Соловей спел красиво, все заслушались его пением. Осел певца за талант похвалил, но посоветовал подучиться у дворового петуха для улучшения искусства пения.
Речь Осла выдает в нем невежественного и невоспитанного человека. Он фамильярно и небрежно обращается к Соловью, называет его «дружищем», хотя Соловей не принадлежал к числу его друзей. Свое мнение и похвалу Соловью он выражает просторечными выражениями: «изрядно», «боле навострился». Особенно нелепа фраза «великий мастерище», которая характеризует говорящего как плохо образованного человека. Такое сочетание слов является тавтологией[5]: первое слово «великий»по значению лишнее, т.к. второе слово тоже употреблено с суффиксом увеличительного значения -ищ-.
В образе Соловья представлен талантливый человек, бескорыстно и щедро дарующий свое искусство людям. Соловья Крылов называет «любимцем и певцом Авроры[6]», его искусством очарованы все: «пастух им любовался», «замолкли птичек хоры», «затихли ветерки», «прилегли стада». Описывая пение Соловья,автор использовал художественные языковые средства, чтобы передать его искусное мастерство. Звучание голоса передано в метафорах: «томной свирелью отдавался», «мелкой дробью по роще рассыпался». Палитра звуков соловьиной трели передана в выражениях: «защелкал», «засвистал на тысячу ладов», «переливался». Используя антитезу в произведении, Крылов противопоставляет мастерство завораживающих трелей Соловья скудным и невыразительным суждениям Осла.
Подобные отношения нередки в жизни людей. Самоуверенный, не разбирающийся в искусстве человек берется давать оценку вещам, которые ему не понятны, он не способен оценить по достоинству истинный талант. Авторская насмешка над мнимыми знатоками искусства слышна в финале. Мораль басни «Осел и Соловей»звучит в просьбе об избавлении от «этаких судей».
Басня «Листы и корни»
Роль народа и иных сословий в создании общественного благосостояния
Современник Крылова поэт М. Муравьев сочинил басню «Верхушка и корень». Ее сюжет прост: корень, желая изменить свою убогую участь, взбунтовался и отказался добывать питательную воду для верхушки. Итог оказался плачевным для всего дерева: верхушка обломилась, корень погиб вместе с деревом, превратился в трухлявую колоду. Верхушка и корень не могут существовать порознь, они составляющие части здорового и красивого дерева. Под верхушкой дерева поэт имел ввиду правительство, под корнем – народ. Благополучие государства, по мнению Муравьева, зависит от правительства, а бунт народа может подорвать прочность государственных устоев. Крылова тоже волновали общественные и государственные проблемы. В 1811 г. он написал басню «Листы и корни», в которой его мнение не противоречило точке зрения Муравьева, а дополняло ее.
Гордые, заносчивые, эгоистичные и самодовольные листы в кроне дерева хвастаются, загордившись собственной значимостью, считают себя «красой долины». Но корни напомнили листьям о том, без них они бы погибли. Листы позабыли о своей зависимости от корней, благодаря которым они питаются. Корни терпеливые и трудолюбивые, листы живут за счет их труда. Примером антитезы стало описание образов листов и корней. Капризные и самовлюбленные листы противопоставлены скромным корням-труженикам.
В основе сюжета басни «Листы и корни»иносказательно звучит гражданская тема: под листами подразумевается дворянство, корни представляют собой крестьянство. Для развития и благополучия страны важны все сословия в обществе. Мораль басни заключается в мысли, что неприметный, тяжелый и полезный народный труд должен быть уважаем, потому что плодами этого труда пользуются дворянство и иные слои общества. Но неблагодарная и высокомерная дворянская элита недооценивает труд простых людей, преувеличивая свою собственную роль в жизни общества.
Басня «Ларчик»
Критика тщеславного «мудреца» и неуместного хвастовства
Басня была впервые опубликована в 1808 г. Краткое изложение басни «Ларчик»: некий механик, увидев с красивой отделкой ларец без замка, похвастался, что может открыть любой ларец «с секретом». Испробовав множество способов, механик все же ларец не открыл, отказался от этой затеи и стал посмешищем в глазах окружающих. Оказалось, что секрет ларчика был в его простоте. Мораль басни «Ларчик» разъясняется в первых ее строчках: не нужно предполагать сложное устройство и кропотливую работу там, где возможно «за дело просто взяться». Зачастую лучшим оказывается самое простое решение.Механик, увидев, что ларец без замка, пришел к «логическому» умозаключению: «ларец с секретом». Ему даже в голову не пришло попытаться ларец открыть привычным способом: просто поднять крышку. Тщеславие не позволило ему увидеть простоту решения, запутало в сложных действиях. Он, выставляя себя опытным мастером, не смог трезво оценить ситуацию, мудрствуя, начал со сложнейшего, а не с простейшего решения проблемы. В результате он потерял время и потратил силы, не добившись результата. Авторская ирония предназначена «механики мудрецу», который усмотрел «труд и мудрость» там, где достаточно было обыкновенной смекалки и здравого смысла.
Отчасти Крылов в этой басне дал ключ к пониманию собственных басен: не стоит усложнять их смысл, мораль лежит на поверхности. Ведь все гениальное – просто, еще древнегреческий драматург Еврипид в Vв. до н.э. изрек: «Слова истины просты».
Мастерство Крылова в изображении характеров персонажей.
Афористичность басен
Свои басни Крылов переписывал много раз, доводя их тексты до совершенства.Первый исследователь творчества Крылова В.Ф. Кеневич писал, что баснописец был более строг к своим произведениям, чем его читательская аудитория. Он многократно переделывал басни, стремился, чтобы не осталось ни единого слова, которое бы «приедалось». Оттого любое слово в его баснях несет точную смысловую нагрузку. Персонажи басен Крылова представляют собой не просто аллегорические образы. В баснях прочих авторов образы животных характеризовали какую-либо особенность человеческого характера: лиса – хитрость, осел – тупость,заяц – трусость, волк – злобу и пр. У Крылова эти образы представляют не отдельную характерную черту. Каждое действующее лицо – это цельный особый характер.Слова, которые произносят персонажи, их манера говорить дают представление об их воспитании, уровне культуры, социальной принадлежности.Речевые характеристики действующих лиц представлены естественным живым разговорным языком.
Крылов первым привнес в литературные тексты уличную и бытовую лексику, народное просторечие, стал употреблять грубоватые, нелитературные слова. Язык басен Крылова близок к фольклорному творчеству, в нем отражена вековая народная мудрость. Искрометные и легко запоминающиеся высказывания стали афоризмами, которые очень близки народным пословицам. Всем известны выражения: «Демьянова уха»; «а Васька слушает, да ест»; «услужливый дурак опаснее врага»; «у сильного всегда бессильный виноват» и др. Афоризмы басен Крылова обогатили русскую фразеологию.
Значение басен И.А. Крылова
Крылов был наделен поэтическим и драматическими талантами,но в истории литературы остался как самый известный русский баснописец. Басни, созданные более двухсот лет назад, и сегодня не утратили первоначальной свежести, строки из басен остались пословицами и поговорками на все времена.
Сам Крылов на вопрос, отчего он предпочтение отдает басням, отвечал, потому что их «читают и слуги, и дети». Крылов еще при жизни стал автором, чьи произведения были известны людям разных слоев общества, разного возраста: его творчество нравилось простолюдинам и знати, взрослым и детям. В простеньких историях, похожих на драматические сценки, скрыт мудрый поучительный смысл. Крылов нарушил традиционные каноны классической басни, внес много нового в басенный жанр. Критик В. Г. Белинский заметил, что басня у Крылова вмещает в себя черты «повести, комедии, юмористического очерка, злой сатиры».
А.С. Пушкин считал Крылова «истинно народным поэтом», потому что национальное своеобразие его басен выразилось «в веселом лукавстве ума, насмешливости и живописном способе выражаться». Н.В. Гоголь Крылова назвал «поэтом и мудрецом», его басни – «книгой мудрости народа».
Словарь
Либретто – описание сюжета театрального музыкального произведения.
Аллегория – иносказательное изображение в конкретном образе отвлеченного понятия.
Афоризм – оригинальное меткое изречение в краткой форме, ставшее широкоупотребительным.
Сановник – влиятельный человек, занимавший высокое положение в обществе.
Тавтология – сочетание близких по значению слов, лишний повтор слов с одинаковым смыслом.
Аврора – в древнеримской мифологии богиня утренней зари.
МБОУ башкирская гимназия им. Н.Наджми г. Дюртюли.
Научно- исследовательская работа
«Мораль и крылатые выражения
в баснях И. А. Крылова»
Выполнила: Касимова Диана,
ученица 4 класса «а»
Руководитель: Хасанова А.Ф.
2018 год
Содержание
Введение 3
Что такое басня 5
Первые баснописцы 6
Биография И.А. Крылова 7
Мораль в баснях на 10 примерах 8
Басня «Слон и Моська» 9
Басня «Мартышка и очки» 10
Басня «Лебедь, щука и рак» 11
Басня «Квартет» 12
Басня «Стрекоза и муравей» 14
Басня «Кот и повар» 15
Басня «Осёл и соловей» 16
Басня «Ворона и лисица» 17
Басня «Свинья под дубом» 18
Басня «Зеркало и обезьяна» 19
Крылатые выражения в баснях И. А. Крылова 20
Заключение 22
Литература 23
Введение.
Я, Касимова Диана, ученица 4 «а» класса башкирской гимназии имени Назара Наджми города Дюртюли.
Я очень люблю литературное чтение: читать стихи, рассказы, повести и сказки. Литературу я люблю с самого детства. Я всё время просила, чтобы мама почитала мне сказки, а когда научилась читать, с большим удовольствием читала их сама. Недавно на уроке литературного чтения мы читали басни И. А Крылова. Мне они очень понравились тем, что в каждой басне есть иносказание и скрытая мораль, которую не все с первого раза могут понять. Я решила прочитать несколько басен и попробовать самостоятельно выявить мораль. Хочу расширить свой словарный запас и пополнить его крылатыми выражениями.
В своей научно- исследовательской работе я поделюсь своими выводами, основанными на личном опыте, к которым я пришла. Хочу познакомить вас с моей работой, чтобы вы узнали больше о баснях, афоризмах, крылатых выражениях.
Цель исследования: расширить свои знания в области литературы по теме басни И.А.Крылова.
Задачи:
— узнать первых баснописцев;
— познакомиться с биографией И. А. Крылова;
— выявить мораль в баснях И.А.Крылова
— узнать какие крылатые выражения и афоризмы прочно укрепились в русском языке
Объект исследования:
Басни Ивана Алексеевича Крылова.
Гипотеза:
Я предполагаю, что басни учат мудрости жизни, а крылатые выражения делают речь более богатой, красочной.
Что такое басня.
Басня – это литературное произведение нравоучительного характера. Если говорить простыми словами, то басня – это произведение, в котором содержится мораль (нравоучение) и высмеиваются пороки и недостатки людей. При этом в баснях вместо людей главными персонажами выступают животные, вещи или растения. Произведения могут быть как в стихотворной форме, так и прозаической. На самом деле, басня – это очень старый литературный жанр.
Первые баснописцы
В Древней Греции был знаменит Эзоп – известный древнегреческий поэт-баснописец, живший примерно в 6 веке до нашей эры, заложивший начало жанра «басни».Насчитывается более 400 греческих басен, написанных прозой Эзопом. В его баснях оживают животные: лисы, змеи, рыбы, волки, медведи, львы, высмеиваются пороки бедных и богатых: обман, коварство, лень, самодовольство, глупость, жадность. Басни были популярны и изучались в школах, ставились в театре. Слушатели, в том числе цари и гости царского двора, не могли сдержать слез от смеха от рассказанных басен.
Древнейшие варианты басен Эзопа не сохранились до наших дней. Однако у Эзопа был ряд последователей, которые их переводили :Ж.Лафонтен, И.А. Крылов
Жан де Лафонтен,
Виднейшим баснописцем нового времени был французский поэт Жан де Лафонтен.
Он менее всего моралист и, во всяком случае, мораль его не возвышенная; он учит трезвому взгляду на жизнь, уменью пользоваться обстоятельствами и людьми, и постоянно рисует торжество ловких и хитрых над простоватыми и добрыми; сентиментальности в нём абсолютно нет—его герои те, кто умеет может устроить свою судьбу
Иван Андреевич Крылов.
Для современного человека самым узнаваемым и любимым баснописцем является И.А.Крылов
Иван Андреевич родился в 1769 году в Москве, в семье военного, которая не отличалась высокими доходами. Однако это не помешало ему получить немалые знания и стать одним из наиболее просвещенных людей своего времени. Это стало возможным благодаря сильному стремлению юноши к чтению, языкам и наукам, которые будущий публицист и поэт освоил путем самообразования.
Мораль в баснях Крылова
Произведения Крылова не просто басни – «это повесть, комедия, юмористический очерк, злая сатира». В своих баснях он показал, что упорный труд, скромность, прилежание, честность – главное в жизни, что ум и храбрость возьмут верх над невежеством и трусостью.
Крылов показал нам целый зверинец в своих баснях. Но под видом животных он изображал людей. За этими львами, лисицами, воронами показывал он человеческие характеры, смеялся то зло, то мягко над недостатками людей.
Почему же мы так любим его басни? Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Он учит мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием русского языка.
Басня «Слон и Моська»
По улицам Слона водили,
Как видно, напоказ.
Известно, что Слоны в диковинку у нас,
Так за Слоном толпы зевак ходили.
Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться;
Ну так и лезет в драку с ним.
«Соседка, перестань срамиться, —
Ей Шавка говорит, — тебе ли со Слоном возиться?
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет
Вперед
И лаю твоего совсем не примечает. –
«Эх, эх! — ей Моська отвечает, —
Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
«Ай, Моська! знать, она сильна,
Что лает на Слона!»
Мораль басни «Слон и Моська».
Старания напугать слона обращены вовсе не к нему.
У слона не будет на собаку никакой реакции, но таким способом собака добьется цели. Ведь после такого она будет в авторитете у других собак. Для нее достаточно просто произвести впечатление храброй и сильной, а не быть ею.
Строчки басни «Ай, Моська! знать, она сильна, что лает на Слона!» прочно вошли в нашу речь, как крылатое выражение.
Басня «Мартышка и очки»
Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
«Тьфу пропасть! — говорит она, — и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на-волос нет в них».
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.
К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.
Мораль басни «Мартышка и очки».
Крылов под очками показал знания, которые очень часто разбиваются о нежелание учиться, самосовершенствоваться, пробиваться, стараться. Отсюда — результат: мартышка-глупышка осталась ни с чем.
Эта басня на все времена. В ней Крылов быстро, коротко и очень точно раскрыл внутреннюю сущность глупого, необразованного человека. 21 век — век новых гениальных изобретений, которые невозможны без необходимых знаний, упорства, умения думать, анализировать, сравнивать. Чтение и изучение басни «Мартышка и очки » в школе — начальное руководство к действию — учиться долго и терпеливо, усидчиво и с удовольствием, чтобы потом, во взрослой жизни, дарить людям новые идеи и продвигать их в жизнь.
Басня «Лебедь, щука и рак»
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав — судить не нам;
Да только воз и ныне там.
Мораль басни «Лебедь, щука и рак».
Когда работаешь в команде обязательно надо работать дружно, складно, сообща. Если при работе в команде не будет командного духа, то из дела выйдет только мука.
Крылатое выражение: Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет.
Басня «Квартет»
Проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки –
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
«Стой, братцы, стой! — кричит Мартышка. — Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!»
Расселись, начали Квартет;
Он все-таки на лад нейдет.
«Постойте ж, я сыскал секрет, —
Кричит Осел, — мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем».
Послушались Осла: уселись чинно в ряд,
А все-таки Квартет нейдет на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры, кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решать сомненье:
«Пожалуй, — говорят, — возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть;
Скажи лишь, как нам сесть!» –
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней, —
Им отвечает Соловей. –
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь».
Мораль басни Квартет
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь.
Мораль басни «Квартет».
Естественно, басня имеет скрытый смысл и она вовсе не про животных – музыкантов, которые не имеют слуха.
Если браться за дело не умеючи его делать, толку не будет, как не садись. Надо учиться. она обращена и к обычным людям, которые на словах могут многое, а на деле – ничего.
Крылатое выражение: «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь»
Басня «Стрекоза и муравей»
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела,
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле,
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает,
Стрекоза уж не поет,
И кому же в ум пойдет
К Муравью ползет она:
Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!
Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?
Говорит ей Муравей.
До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас –
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило.
А, так ты…
Я без души лето целое все пела.
Ты все пела? Это дело:
Так,поди же, попляши!
Мораль басни «Стрекоза и муравей».
Осуждение лентяев и людей, любивших жить за чужой счет.
Всегда найдутся те, кто будет жить ни о чем не думая, а потом просить помощи. Не нужно жить одним днем, нужно всегда заботиться о будущем и думать не только о себе, но и о близких людях. Возможно, кто – то подумает, что муравей поступил слишком жестоко по отношению к стрекозе. Увы, таким людям нельзя помогать, зная, что они даже не потрудились ничего сделать.
Нужно беречь время. А то можно упустить его. Нужно все делать вовремя.
Крылатое выражение: «Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела»
Басня «Кот и повар»
Какой-то Повар, грамотей,
С поварни побежал своей
В кабак (он набожных был правил
И в этот день по куме тризну правил),
А дома стеречи съестное от мышей
Кота оставил.
Но что же, возвратясь, он видит? На полу
Объедки пирога; а Васька-Кот в углу,
Припав за уксусным бочонком,
Мурлыча и ворча, трудится над курчонком.
«Ах ты, обжора! ах, злодей! –
Тут Ваську Повар укоряет,-
Не стыдно ль стен тебе, не только что людей?
(А Васька все-таки курчонка убирает.)
Как! Быв честным Котом до этих пор,
Бывало, за пример тебя смиренства кажут,-
А ты… ахти, какой позор!
Теперя все соседи скажут:
«Кот Васька плут! Кот Васька вор!
И Ваську-де, не только что в поварню,
Пускать не надо и на двор,
Как волка жадного в овчарню:
Он порча, он чума, он язва здешних мест!»
(А Васька слушает, да ест.)
Тут ритор мой, дав волю слов теченью,
Не находил конца нравоученью,
Но что ж? Пока его он пел,
Кот Васька все жаркое съел.
А я бы повару иному
Велел на стенке зарубить:
Чтоб там речей не тратить по-пустому,
Где нужно власть употребить.
Мораль басни «Кот и повар».
Смысл: один говорит, стыдит, убеждает, а другой, не обращая внимания, продолжает делать что-то плохое. Бесполезно уговаривать в тех случаях, когда нужны решительные меры, а не слова.
Крылатое выражение: «А Васька слушает, да ест»
Басня «Осёл и соловей»
Осел увидел Соловья
И говорит ему: «Послушай-ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище.
Хотел бы очень я
Сам посудить, твое услышав пенье,
Велико ль подлинно твое уменье?»
Тут Соловей являть свое искусство стал:
Защелкал, засвистал
На тысячу ладов, тянул, переливался;
То нежно он ослабевал
И томной вдалеке свирелью отдавался,
То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.
Внимало все тогда
Любимцу и певцу Авроры;
Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,
И прилегли стада
Чуть-чуть дыша, пастух им любовался
И только иногда,
Внимая Соловью, пастушке улыбался.
Скончал певец. Осел, уставясь в землю лбом,
«Изрядно, — говорит, — сказать неложно,
Тебя без скуки слушать можно;
А жаль, что незнаком
Ты с нашим петухом;
Еще б ты боле навострился,
Когда бы у него немножко поучился»,
Услыша суд такой, мой бедный Соловей
Вспорхнул — и полетел за тридевять полей.
Избави бог и нас от этаких судей.
Мораль басни «Осёл и соловей»
Избави бог и нас от этаких судей . Мораль басни в том, что часто не разбирающиеся в какой – то профессии люди дают советы мастерам. Они критикуют и указывают, что они что – то делают неправильно. Судить без знания дела абсурдно, а принимать во внимание такие суждения тем более.
Басня «Ворона и лисица»
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду, Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, —
Лисицу сыр пленил,
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись!
Что ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!»
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло, —
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал — с ним была плутовка такова.
Мораль басни «Ворона и лисица».
Баснописец прозрачно указывает на то, что не каждый, кто говорит приятные, сладкие речи, может считаться искренним другом, вполне возможно, что это очередная «лисица» только и ждет, пока ей под ноги свалится то, что она пожелает отнять. Прекрасная басня, которая подает пример многим людям. Иван Андреевич Крылов написал не мало поучительных на мой взгляд басен. Но эта запомнилась больше всех.
Басня «Свинья под дубом»
Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.
«Ведь это дереву вредит, —
Ей сДубу Ворон говорит, —
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».
«Пусть сохнет, — говорит Свинья, —
Ничуть меня то не тревожит,
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею».
«Неблагодарная! — примолвил Дуб ей тут, —
Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут».
Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
Мораль басни «Свинья под дубом».
Мораль басни Крылова Свинья под дубом такова, что в ней высмеивается невежество, неблагодарность, неуважение к чужому труду
Басня «Зеркало и обезьяна»
Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,
Тихохонько Медведя толк ногой:
«Смотри-ка, — говорит, — кум милый мой!
Что это там за рожа?
Какие у нее ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на нее хоть чуть была похожа.
А ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
Я даже их могу по пальцам перечесть». –
«Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» –
Ей Мишка отвечал.
Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.
Таких примеров много в мире:
Не любит узнавать никто себя в сатире.
Я даже видел то вчера:
Что Климыч на руку нечист, все это знают;
Про взятки Климычу читают.
А он украдкою кивает на Петра.
Мораль басни «Зеркало и обезьяна».
Не любит узнавать никто себя в сатире.
Мораль басни «Зеркало и Обезьяна» Крылов описал в конце произведения по всем правилам басенного жанра. Медведь указал Обезьяне на её невежество, но та готова увидеть недостатки всех своих «подружек», но только не свои.
Крылатые слова и выражения в баснях И. А. Крылова.
В нашей повседневной речи мы часто употребляем выражения из Крыловских басен, не всегда при этом осознавая их авторство. Они давно стали крылатыми выражениями, пословицами и поговорками.
Крылатые выражения — это образные и устойчивые фразеологизмы, которые широко используются в нашей повседневной речи. Источником крылатых выражений могут служить и современные события: речи известных людей, публицистика.
Словарь крылатых слов и выражений.
«Кто в лес, кто по дрова»(«Музыканты») — это выражение означает нестройно, не слажено, вразброд (петь играть и т.д.)
“А ларчик просто открывался“
Выражение из басни И. А. Крылова “Ларчик”, 1808 год.
“Ларчик” — искусно сделанный, украшенный ящичек для хранения драгоценностей, важных бумаг и т.п.
В басне рассказывается о том, как один мастер долго старался открыть ларчик, предполагая, что он с секретом, а на самом деле никакого секрета не было, ларчик открывался очень просто.
Смысл: всё оказалось очень просто. Говорится обычно шутливо или иронически, когда находится очень простое объяснение происходящему.
«Великий зверь на малые дела»
Цитата «Великий зверь на малые дела» из басни И. А. Крылова «Воспитание Льва» (1811).
Выражение это применяется к людям, которые прилагают много старания и изобретательности для выполнения пустячных дел, не стоящих затраченных на них усилий, а на большие дела не способны
Выражение «Видит око, да зуб неймет» употреблено в басне И. А. Крылова «Лисица и виноград» .
Как часто мы стремимся получить что-то легко и быстро, но не имеем возможности осуществить желаемое!
Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку“
Выражение из басни И. А. Крылова “Кукушка и петух»
Смысл: взаимные похвалы не бывают искренними. Говорят иронически, когда один хвалит другого потому, что тот похвалил его.
Как белка в колесе. «Белка»
Слона – то я и не приметил. «Любопытный»
Сильнее кошки зверя нет! «Мышь и Крыса»
Ты сер, а я, приятель, сед. «Волк на псарне»
У сильного всегда бессильный виноват. «Волк и Ягнёнок»
Заключение
Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, горе-музыканты, Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка. И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью.
Прочитав несколько басен, поразмышляв над их содержанием, над крылатыми выражениями, которые часто встречаются в речи, я пришла к выводу, что басни И.А. Крылова учат нас быть добрыми, честными, справедливыми. Хотя в баснях действуют животные, птицы или предметы, мы понимаем, что речь идёт о людях. Автор помогает нам оценить их поступки, и возможно, не повторять их ошибки.
Моя гипотеза подтвердилась: Басни Крылова учат житейской мудрости, мы часто используем крылатые выражения, они делают нашу речь богаче и красочней.
Я планирую продолжить свое знакомство с баснями Крылова и ввести в свою речь как можно больше крылатых выражений.
Литература
— http://infoogle.ru/chto_takoe_basnya.html
— https://obrazovaka.ru/ezop.html#ixzz5Xt1omTaH
— https://obrazovaka.ru/alpha/k/krylov-ivan-andreevich-krylov-ivan-andreyevich#ixzz5YKw9ETZq
— http://chtooznachaet.ru/medvezhya-usluga.html
— http://chtooznachaet.ru/znachenie-frazeologizma-demyanova-uxa.html
Басня — относительно небольшое литературное произведение, имеющее поучительный смысл, всегда с элементами сатиры. Заключительной частью басни обычно выступает краткий поучительный вывод — мораль басни. В русской литературе значительный вклад в развитие басни как жанра литературы внес Иван Андреевич Крылов. Как и обычно в баснях, главными героями Крылова есть часто животные и растения. Крылов умел тонко подмечать человеческие пороки и недостатки и с особой талантливостью перекладывать их на персонажей своих басен. В этом и заключается смысл басен Крылова — в раскрытии и высмеивании таких человеческих недостатков, как жадность, зависть, невежество, хитрость, обман. Наиболее известные басни Крылова: «Лебедь, Рак и Щука», «Ворона и Лисица», «Стрекоза и Муравей», «Мартышка и очки», «Слон и Моська» и другие. автор вопроса выбрал этот ответ лучшим Enot-Nina 3 года назад У Крылова немало басен, где главными действующими лицами чаще выступают животные, а также растения. При этом автор высмеивает их недостатки, плохие черты характера. Очень часто один персонаж противопоставляется другому. Например: глупость, недалекость и тупость свиньи и мудрость дуба («Свинья под дубом). Или же излишняя самоуверенность и прямота, несгибаемость Дуба и гибкость, приспосабливаемость Тростинки («Дуб и Тростинка»). Немало басен, где высмеивает автор сразу всех участников, указывая на их общую проблему. Это басни «Квартет» или «Лебедь, щука и рак». Все эти персонажи их характеристики легко переносятся на людей. Среди знакомых и в наши дни очень много «обезьян с очками» или таких коллективов как рак со щукой и лебедем. Возможно, Крылов надеялся, что в некоторых его персонажах люди узнают самих себя и задумаются над своими пороками, недостатками. Nikolai Sosiura 7 лет назад Русский баснописец И.А.Крылов в своих произведениях высмеивает глупость, жадность и невежество. Иронизируя над социальными пороками он учит читателя понимать, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Знаменитый баснописец Крылов Olbast 8 лет назад Смыслом басен Ивана Андреевича Крылова, является показать (вытянуть наружу) отрицательные черты и пороки людей. А вот целью басен, на мой взгляд, является искоренение этих самых пороков, отрицательных черт, дурных характеров путем осмеяния. Вполне возможно, что баснописец в отдельных своих произведениях описывал конкретных людей того периода и смысл отдельных басен для нас останется до конца не понятным. Но в большинстве своих произведений мы без труда увидим отдельные черты и пороки которые характерны и для наших современников. Ведь жадность, глупость и другие аналогичные черты, к сожалению, неискоренимы. Поэтому басни Крылова будут всегда популярны и всегда читая их, мы будем узнавать в них себя или знакомых нам людей. Альфия1961 8 лет назад Басни Крылова, — это достаточно поучительная вещь для тех, кто вообще проникается тем, что он пишет. Если человек чувствительный, внимательный, умеющий проникать в замысел любого произведения, то конечно же басни Крылова ему понравятся.Я не буду писать в какой басне какая мысль доносится.Их можно прочесть, если захотите.Но, ясно одно, в баснях прослеживаются многие человеческие пороки и добродетели. Другое дело, что в реалии очень часто добро тесно переплетено со злом.И есть даже пословица «НЕ было бы счастья, да несчастье помогло». Это тоже берет откуда то свое начало. Так что, Басни, — это великая вещь, для того, кто хочет и любит видеть и красоту жизни и ее совсем другие негативные проявления. -Irinka- 3 года назад Иван Андреевич Крылов является одним из самых известных баснописцем, ведь из-под его пера вышло огромное количество замечательных басен. Басней называется небольшое литературное произведение, целью которого является на примере других, чаще всего животных обличить пороки, неправильные, недостойные поступки. Басня всегда несёт в себе поучительный смысл. В конце басни автор пишет краткий поучительный вывод. Именно этот вывод и является моралью басни. Крылов в своих произведениях высмеивает глупость, жадность и невежество. Крылов с помощью иронии, высмеивая обличает такие пороки, как жадность, глупость, хитрость, невежество и не только. К примеру в басне «Свинья под дубом», Крылов высмеивает невежество и глупость свиньи, которая не знает от куда берётся её любимое лакомство — жёлуди. Бархатные лапки 3 года назад В каждой басне Крылов высмеивает разные человеческие пороки: жадность, высокомерие, глупость, невежество, хвастовство, болтливость и так далее. Обязательно в басне есть мораль, в которой указано как поступать не стоит. К примеру в басне «Ворона и лисица» баснописец высмеивает такой порок как хвастовство, гордыня, лесть. Ворона была настолько хвастлива и самолюбива, что легко поддалась на разговоры хитрой и продуманной Лисицы и уронила свой кусок сыра. В басне «Осел и соловей» Крылов высмеивает такой порок, как невежество. Осел не смог по достоинству оценить талант Соловья, более того он начал его критиковать. Смысл басен в том, что автор высмеивает и показывает пороки. kellymilena 4 года назад Свой глубокий поучительный смысл всегда содержится в каждой басне Крылова. Здесь говорится о нормах поведения людей. В этих баснях в аллегорической форме Крылов показывает, что человеку следует уважать, как поступать, а как не нужно делать это. Определенный типаж человека при этом олицетворяют собой разные животные. Крылов с большим смыслом делает их героями своих басен. Характерные для определенных зверей особенные свойства переносятся на людей с помощью приема под названием Аллегория. Например, это волк хищный, петух самовлюбленный, лиса хитрая. Но смысл басен Крылова нередко еще шире.Этот автор вскрывает низкие пороки строя и общества. В любой басни главный смысл — это мораль, которая у Крылова дается в последних нескольких строчках басни. Басня — это попытка в аллегорической форме заставить людей задуматься над распространенными пороками — невежеством, глупостью, чванством, ленью и прочими. Крылов показывает в баснях различных животных, наделенных обычными, свойственными человеку пороками и в нравоучительной форме высмеивает их, заставляя читателя задуматься, что хорошо, а что не очень. По большому счету это сатира, причем часто Крылов в качестве основы для сюжета брал реальные исторические события, в которых главных действующих лиц замещали узнаваемые образы животных. angren 4 года назад Великий баснописец Иван Крылов в своих баснях высмеивал многие недостатки людей: жадность, хитрость, глупость, невежество, чванство, нежелание трудиться. Животным он приписывал человеческие качества и черты характера и талантливо высмеивал недостатки. Смысл и мораль басни обычно в конце каждого рассказа. Поучительные слова просты и понятны даже детям. Самые известные басни «Слон и Моська», » Квартет», «Ворона и лисица»,» Мартышка и очки». Прошло много лет со дня написания этих басен, но остались те же человеческие недостатки, которые Крылов высмеивал много лет назад, поэтому и актуальны его басни в наше время. Знаете ответ? |