Загадки с метафорами очень интересны! Чтобы их найти или придумать самому, придется сначала «подковаться» в теории литературы. Но, как бы устрашающе это ни звучало, задание сие весьма увлекательное.
Стоит только начать, и мир преобразится. Вот уже в нем под рыдающими небесами, где готовится исполинский пирог, бродят усатые матери и толстопузые сеньоры. Между ними без устали снует кто-то, похожий на шуструю служанку. В квартире поселяется слон, а на носу у деда – велосипед.
И за всем этим пристально наблюдает очень-очень странный глаз.
Форма краткая, образ емкий
Метафора усиливает языковую образность и речевую выразительность в художественной литературе и искусстве ораторов.
Слово «метафора» произошло от μεταφορά (древне-греческий). В переводе это обозначает:
- перенос;
- переносный смысл.
В нем может употребляться выражение, основа которого – сравнение по общему признаку. Причем сам предмет не называется, а именуется так, как сопоставляемый с ним.
Гость в саду и странный наблюдающий глаз
Это свойство данных тропов делает их благодатным материалом для хитроумных задачек. Загадки с метафорами издавна были популярны. Строятся на основе этих тропов они и сейчас.
№1.
Братья – маленькие детки –
Кучкой собираются,
Друг от друга ни на шаг,
Вместе быть стараются.
В сад зашел сегодня гость
И назвал их словом «гроздь».
Всех он ласково погладил по головкам,
Подвязал семью рукою ловкой.
Им до осени силенок
Набираться,
За подол зеленый
Матушкин держаться.
Но присмотрись внимательно,
Ведь есть усы у матери!
(ответ: виноградины в грозди, садовод, лоза)
№2.
Наблюдал за мною раз
Очень-очень странный глаз.
Натуральный цвет белка,
Но какая радужка!
Словно солнце иль луна,
Ярко-желтая она.
И совсем уже нет зрачка!
Что за глаз? Задачка!
(ответ: яичница глазунья)
Очень увлекательно, не правда ли? В этих загадках с метафорами с ответами описываемых тропов несколько:
- виноградины в грозди — детки, маленькие братья;
- все растение целиком — семья;
- матушка – лоза;
- зеленый подол – листва;
- усы – особые отростки, которые служат для роста и поддержки растения.
В случае второй загадки метафора с языка слетает сама почти у каждого, кто когда-либо разбивал куриное яйцо или ел яичницу глазунью. Само название этого блюда метафорично.
Кислое с пресным сравнить интересно
Если же предметы просто уподобляются один другому, речь идет об обороте, называемым сравнением.
Эти стилистические фигуры в высказывании усиливают:
- выразительность;
- эксперссивность;
- многоплановость;
- глубину.
Богатые оттенки смыслов рождают ассоциации в основе загадок с метафорами и сравнениями, стимулируют интерес у слушателя и отгадчика.
Прекрасный цветок, шустрая служанка и хрупкое стекло
Сравнение может быть создано с помощью слов:
- подобный;
- похожий.
№3.
Подобно редкому цветку прекрасна,
Но никогда гербарием не стану.
И не лови меня ты понапрасну, —
В твоем альбоме все равно растаю.
(ответ: снежинка)
№4.
Хрупок, словно тонкое стекло,
На солнце полировкою сверкает.
Стало то им, что вчера текло,
То, что на морозе застывает.
(ответ: лед, вода)
Как и в загадках с метафорами, в зарифмованных сравнениях предмет не называется. Его нужно узнать, выявить по признакам подобия.
5.
Коричнево-сер я, как хлеба буханка,
Но мал и умею летать.
Я шустр, как у строгих хозяев служанка,
Сную, чтобы корм добывать.
Пою незатейливо, точно бубенчик:
Все динь да дилинь об одном.
Я в городе, в поле, в саду, в деревеньке,
Сосед ваш за каждым окном.
(ответ: воробей)
В этой поэтической задачке сравнения созданы с помощью:
- союза как (коричнево-сер, как буханка хлеба; шустр, как служанка у строгих хозяев);
- союза точно (пою незатейливо, точно бубенчик).
С ответами на загадки-сравнениями,(как и с метафорами), не возникнет больших трудностей.
Сотворить лицо
Бывает, человеческие качества или свойства переносят на:
- неодушевленные понятия;
- явления окружающей действительности;
- отвлеченные понятия.
В таком случае используется троп олицетворение. Последнее призвано помочь пишущему или говорящему создать такой художественный образ, который будет:
- неповторимым;
- ярким;
- расширяющим способности слова передать картину мира, какие-либо чувства и ощущения;
- уникальным в передаче своего отношения к тому, что изображается.
Прожорливый сеньор под чихающим небом
Вот еще примеры.
№6.
Красный сеньор смотрит сверху на грядки.
Все у него с аппетитом в порядке.
Воду с солями сосет из земли,
Быстро толстеет, соком налит.
Щеки развесил алые,
Выпятил пузо немалое!
(ответ: помидор)
Олицетворение, делающее из всем известного овоща знатного сеньора, не ново. Еще Джанни Родари в знаменитой «Чиполлино» представил его так.
Так же, как и сказка, только в более сжатой форме, поступает и загадка. Она наделяет ягоду аппетитом. Рассказывается, что некто «пьет», «толстеет», «развешивает щеки» и «выпячивает пузо». Таким образом, растению приписываются человеческие черты.
Хороший способ придумать загадку – олицетворение. Как и с метафорой, с ним получаются колоритные, запоминающиеся строки.
№7.
Небо с утра грустит,
К обеду и вовсе хмурится:
Укрыло лицо в тени.
Я не иду на улицу.
Кашляло очень громко,
Чихало, – земля дрожала.
Насупило темные бровки
И горько так зарыдало!
(ответ: гроза)
Грустят, хмурятся, кашляют, чихают, супят бровки и рыдают обычно люди. Кое-что из этого умеют делать животные. А придание этих качеств небу, тучам, грому и дождю – это олицетворение.
Как отличить, что это: загадки со сравнением или с метафорой?
С олицетворением все понятно. Да и с прочими тоже. А теперь рассмотрим еще примеры.
№8.
Ходит по улицам барыня белая,
Город по крыши засыпала мелом!
(ответ: зима, снег)
Если бы здесь было «время года, похожее на белую барыню» или «засыпала чем-то, выглядящим, как мел», то это было бы сравнение. Но в данном примере метафора.
№9.
На небе случился ох-переполох!
На весь свет решили там испечь пирог.
Но в кухне небесной мешки
Прохудились,
На землю потоки муки
Устремились.
(ответ: снегопад)
В случае, если имелось бы высказывание типа: «потоки чего-то, белого и легкого, точно мука», можно было бы говорить о сравнении. Но здесь также явная загадка с метафорой.
С ответами на следующие задачки переносимся в сферу быта и личного обихода.
№10.
День уборки наступает,
Слоник хобот расправляет.
Там, где он сейчас прошел,
Дышится так хорошо!
Пыль всосал легко и быстро,
И ковер наш снова чистый!
(ответ: пылесос)
№11.
Есть рама и два колеса.
Но не едет он никуда.
Этот маленький велосипед
На носу своем носит дед.
(ответ: очки)
Поскольку сравнения шланга пылесоса с хоботом и очков с велосипедом скрытые, это – загадки с метафорами.
А вот задачка, сочиненная по сказочному сюжету. Она про некий волшебный предмет, который не является ни телевизором, ни телефоном. Но в тридевятом пространстве-времени он выполняет такие же функции и используется со сходными целями. Поэтому можно говорить, что здесь тоже есть метафоры.
№12.
Царевна из сказки старой
Телевизора не имела,
Мобильником не владела,
Но знала все, что хотела,
Царства новости тридевятого.
Что ей помогало, ребята?
(ответ: яблочко на тарелочке)
Приведенные здесь стихотворения – особые упражнения для ума. Интересно разгадывать загадки и полезно использовать их как пособия при изучении литературных приемов.
Метафорический
строй народной загадки.
В данной публикации термин «метафора»
употребляется как перенос одного названия предмета на другой на основании
сходства. В основе метафоры лежит сравнение одного предмета с другим по общим
для них признакам или впечатлению. Которое он производит.
Выразительность художественных метафор связано
с понятием «троп». Тропы- слова, употребляющиеся в переносном смысле, с целью
создания образа. Метафора- это сравнение, построенное на сходстве признаков.
С целью выявления жанрообразующих свойств метафоры, была выбрана загадка.
В словаре нам дано следующее определение
данного термина « Загадка- вид устного народного творчества, замысловатое
иносказательное описание явления или предмета, предлагаемое как вопрос для
отгадывания: задается с целью испытать сообразительность, развивает способность
к поэтической выдумке».
Существует 3 направления в исследовании языка
русской загадки: 1) описание загадок с ориентацией на различные языковые
уровни; 2) описание загадок с ориентацией на их структуру, синтаксическую
формулу; 3) описание их семантики соотношения загадки с отгадкой и анализ
метафорического строя русских загадок.
Наиболее интересны для исследования загадки
промежуточного типа, которые содержат прямые и образные смыслы, то есть
понятийный и образный ряд. Таких загадок большинство, особенно распространены в
начальной школе. Попытаемся выяснить какие слова в загадках сохраняют прямое
значение. К ним относятся:
1. Цветовые прилагательные:
Черненький мужичок, зелененький поясок
(гречневый сноп)
Земля беленькая, а птички на ней черненькие
(бумага и письмо)
2. Слова, выступающие в функции обстоятельства:
Ни свет, ни заря пошел согнувшись со
двора(коромысло)
В землю крошки, из земли лепешки (репа)
3. В прямом смысле обычно употребляются числительные
Два брюшка, четыре рожка (подушка)
Пятеро толкают, пятеро держат, а двое
смотрят (нитку вдевают)
Рассмотрим образный ряд загадки. Возникает
вопрос, какие слова чаще всего уходят в подтекст, работают на образ,
метафоризируются?
1. Обозначения субъекта действия, представленными именами собственными:
Идет Яшка, белая
рубашка(снег)
Антошка низок, в
нем сто ризок (капуста)
2. Нарицательные наименования лиц по родственным отношениям, возрасту,
полу:
Дед против
солнца стоит(подсолнечник)
3. Слова, называющие животных
В образном смысле в загадке употребляются
названия одежды.
Как видим, загадка сложное переплетение прямых
и переносных смыслов, поэтических шифров и ключей к этим шифрам.
Во многих загадках раскрыт механизм
развертывания метафоры и этот феномен текстообразования тем более удивителен,
что загадки лаконичны.
Системные связи образов проступают еще более
наглядно, если рассматривать различные варианты загадок про один и тот же предмет.
Кроме того, в загадках встречаются традиционные образы, языковые привычные
метафоры: красна девица, ясный сокол. Старая образность в загадках работает на
прямые смыслы, тем самым облегчает отгадывание.
При исследовании загадок стало своеобразной традицией
подсчитывать, с чем можно сравнить тот или иной предмет. Сам по себе такой
подсчет достаточно информативен, и на его основе можно сделать вывод о
поэтапном формировании наших представлений.
При анализе метафор в загадках можно
произвести и противоположный подсчет: в структуру каких загадок вошел тот или
иной образ.
В общей системе загадок понятия и
представления, предметы и представления этих предметов находятся как бы в
активном взаимодействии. Одно и тоже слово работает и на предмет, и на его художественное
прочтение. Конечно, это не может не сказываться на дальнейшей судьбе слова.
Своими жанрообразующими свойствами, прежде всего необходимостью метафор,
загадка дает импульс для развития лексических значений, и следовательно, для
обогащения языка в целом.
Итак, по своему метафорическому устройству и
образному потенциалу русские народные загадки исключительно разнообразны. И для
них разнообразие как структурного, так и метафорического строя- условие
необходимое, так как составляет сущность, основу, специфику жанра, в противном
случае загадкам угрожает шаблон, а значит легкость отгадывания, нарушается
внутреннее сцепление загадок: информация- неизвестное- образ. Своим
иносказанием, олицетворением предметов, неожиданной мозаикой признаков предмета
загадка способствует развитию языка и прежде всего его эстетики.
Список литературы.
1. Аникин В.П. Эпитет в загадках. // Эпитет в русском народном творчестве.
М. 1980
2. Будагов Р. Я. К сравнительно-сопоставительному изучению
словосочетаний// Ф. Н. 1983, №1
3. Лазутин С. Г. Метафоры в загадках. Воронеж 1976
4. Леонтьев А.А. слово в речевой деятельности. М. 1955
5. Шмелев Д.Н. О типах лексических значений слова. М. 1965
Сразу предупреждаем: чтобы решить загадки с метафорой, понадобятся знания по литературе, поэтому ребята, которые внимательно слушали учителя, получат преимущество. Впрочем, не пугайтесь, ведь будет очень интересно. Просто начните — и головоломки перенесут вас в удивительный мир, где откроется волшебный ларец с премудростями, по улицам пойдут горбатые коровы, а в лесу на полянке кудрявый Ваня в зеленом сарафане приготовит подарочек.
Уже есть идеи, что зашифровано в этих примерах загадок с метафорами? Дадим подсказку: указанный литературный прием подразумевает, что не нужно воспринимать слова буквально, в основе выражений лежит сравнение по общим признакам. Иными словами, сам предмет не называется, но его свойства переносятся на другие объекты. Малышам, конечно, будет сложновато, но ученикам 4 класса загадки с метафорами уже по зубам. Итак, игра начинается — приятного времяпрепровождения!
***
Наблюдал за мною раз
Очень-очень странный глаз.
Натуральный цвет белка,
Но какая радужка!
Словно солнце иль луна,
Ярко-желтая она.
И совсем уже нет зрачка!
Что за глаз? Задачка!
Яичница глазунья
На четыре ноги надевали сапоги.
Перед тем как надевать, стали обувь надувать.
Колеса
Братья – маленькие детки –
Кучкой собираются,
Друг от друга ни на шаг,
Вместе быть стараются.
В сад зашел сегодня гость
И назвал их словом «гроздь».
Всех он ласково погладил по головкам,
Подвязал семью рукою ловкой.
Им до осени силенок Набираться,
За подол зеленый
Матушкин держаться.
Но присмотрись внимательно,
Ведь есть усы у матери!
Виноградины в грозди, садовод, лоза
На пяти проводах отдыхает стая птах.
Ноты
Я в раю,
Я в море,
также в бирюзовых
и павлин.
Синий цвет
В углу класса,
где я нахожусь,
пойти с бумагами
Они тебе не помогают.
Бумажная корзина
Что это такое??
Что летает без крыльев,
и бегает без ног.
Ветер
Круглый как луна,
белый как лайм,
они делают меня молоком,
И я не скажу вам больше!
Сыр
Дали братьям теплый дом, чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился и отдельно поселился.
Варежки
У меня есть раздел в середине
и два окна по бокам
через который поступает чистый воздух
и уже выдохнул.
Нос
Мои круглые лица,
Насколько они растянуты!
Силой ударов,
хорошо я пою.
Барабаны
На протяжении тысячелетий
мы перевезли человека;
теперь он скрывает нас
в двигателе вашего авто.
Лошадь
Стоит кудрявый Ваня в зелёном кафтане,
В зелёном кафтане, в лесу на поляне.
Он богат и невелик,
А подарком наделит.
Орешник
Красненька матрёшка, беленько сердечко.
Малина
У людей всех к голове
— пара слуг наготове.
Мозг придумывает что-то.
Делать – не его забота!
Те ж, трудясь, словно шмели,
Сотворили, как смогли.
Руки
Формой будто бы ларец –
Тот премудрости дворец.
Дверь за дверью открываешь,
После каждой – что-то знаешь!
Книга
Я родился и умираю не переставая;
Я все еще существую
и, не выходя из моей кровати,
Я всегда бегаю.
Река
По кругу шли раньше, как в карусели.
И, как штангисты, гири вздымали.
Но, как паровоз, и мы устарели.
А наши потомки – только мигают.
Часы
Мы больше чем один
и мы выходим на Луну,
если вы скажете нам
вы пропустите более одного.
Звезды
Публика, как ротозеи,
Сонно ходит по музею.
Только я стою на месте,
Вижу фрукты: вот бы съесть их!
Полчаса уже мечтаю —
Себя пчелкой представляю.
Картина
Точно клумба наш букет.
Как огромный самоцвет.
Аромат — кисель густой —
Можно ложкой есть большой.
Сей источник красоты
Называется….
Цветы
Весной цвету, летом плод даю, осенью не увядаю, зимой не умираю.
Елка, сосна
На полянке девчонки в белых рубашонках, в зеленых полушалках.
Березы
Плотоядная ? — О,нет!
Травоядная, ответ.
«Хвост — метёлка, щит — рога»,
Всем даю я молока.
Корова
Я вдруг Север потерял,
И «реветь белугой» стал.
Арктика-мой отчий дом,
Океан,покрытый льдом.
Белый медведь
Я — «горбатая корова»,
И в пустынях я здорова.
Без воды живу я дни,
«Корабль пустыни», на мели.
Верблюд
На лесной поляне красуется Татьяна: алый сарафан, белые крапинки.
Земляника
На чтение 4 мин. Просмотров 4.1k.
Мы подготовили особую подборку загадок с метафорой для детей. Хотели бы сразу предупредить, чтобы с лёгкостью с ними справится придется подключить все имеющиеся знания по литературе.
Но не стоит сразу же пугаться и переживать, что ничего не получится. Головоломки ведь созданы не для того, чтобы портить настроение. Скорее, совсем наоборот. Мы обещаем, что будет интересно. Главное, начать, а потом сами не заметите, как оказались в интересном удивительном мире.
Ветер
Опубликовано Лазарева Ольга Валерьевна
вкл 15.01.2014 — 6:36
Автор:
Костенко Филипп
Данная исследовательска работа содержит материал на тему «Метафора в загадке», учащийся анализирует виды загадок и использование в них метафоры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
915.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Разноцветное дерево
Для чего нужна астрономия?
Ручей и камень
Смекалка против Змея-Горыныча
Как напиться обезьяне?