Как найти метафору в загадках

Загадки с метафорами очень интересны! Чтобы их найти или придумать самому, придется сначала «подковаться» в теории литературы. Но, как бы устрашающе это ни звучало, задание сие весьма увлекательное.

Стоит только начать, и мир преобразится. Вот уже в нем под рыдающими небесами, где готовится исполинский пирог, бродят усатые матери и толстопузые сеньоры. Между ними без устали снует кто-то, похожий на шуструю служанку. В квартире поселяется слон, а на носу у деда – велосипед.

И за всем этим пристально наблюдает очень-очень странный глаз.

Форма краткая, образ емкий

Метафора усиливает языковую образность и речевую выразительность в художественной литературе и искусстве ораторов.

Слово «метафора» произошло от μεταφορά (древне-греческий). В переводе это обозначает:

  • перенос;
  • переносный смысл.

В нем может употребляться выражение, основа которого – сравнение по общему признаку. Причем сам предмет не называется, а именуется так, как сопоставляемый с ним.

Загадка про виноград. Метафора

Гость в саду и странный наблюдающий глаз

Это свойство данных тропов делает их благодатным материалом для хитроумных задачек. Загадки с метафорами издавна были популярны. Строятся на основе этих тропов они и сейчас.

№1.

Братья – маленькие детки –

Кучкой собираются,

Друг от друга ни на шаг,

Вместе быть стараются.

В сад зашел сегодня гость

И назвал их словом «гроздь».

Всех он ласково погладил по головкам,

Подвязал семью рукою ловкой.

Им до осени силенок

Набираться,

За подол зеленый

Матушкин держаться.

Но присмотрись внимательно,

Ведь есть усы у матери!

(ответ: виноградины в грозди, садовод, лоза)

№2.

Наблюдал за мною раз

Очень-очень странный глаз.

Натуральный цвет белка,

Но какая радужка!

Словно солнце иль луна,

Ярко-желтая она.

И совсем уже нет зрачка!

Что за глаз? Задачка!

(ответ: яичница глазунья)

Метафоры в загадках

Очень увлекательно, не правда ли? В этих загадках с метафорами с ответами описываемых тропов несколько:

  • виноградины в грозди — детки, маленькие братья;
  • все растение целиком — семья;
  • матушка – лоза;
  • зеленый подол – листва;
  • усы – особые отростки, которые служат для роста и поддержки растения.

В случае второй загадки метафора с языка слетает сама почти у каждого, кто когда-либо разбивал куриное яйцо или ел яичницу глазунью. Само название этого блюда метафорично.

Кислое с пресным сравнить интересно

Если же предметы просто уподобляются один другому, речь идет об обороте, называемым сравнением.

Эти стилистические фигуры в высказывании усиливают:

  • выразительность;
  • эксперссивность;
  • многоплановость;
  • глубину.

Богатые оттенки смыслов рождают ассоциации в основе загадок с метафорами и сравнениями, стимулируют интерес у слушателя и отгадчика.

Прекрасный цветок, шустрая служанка и хрупкое стекло

Сравнение может быть создано с помощью слов:

  • подобный;
  • похожий.

№3.

Подобно редкому цветку прекрасна,

Но никогда гербарием не стану.

И не лови меня ты понапрасну, —

В твоем альбоме все равно растаю.

(ответ: снежинка)

№4.

Хрупок, словно тонкое стекло,

На солнце полировкою сверкает.

Стало то им, что вчера текло,

То, что на морозе застывает.

(ответ: лед, вода)

Как и в загадках с метафорами, в зарифмованных сравнениях предмет не называется. Его нужно узнать, выявить по признакам подобия.

Загадка про воробья со сравнениями

5.

Коричнево-сер я, как хлеба буханка,

Но мал и умею летать.

Я шустр, как у строгих хозяев служанка,

Сную, чтобы корм добывать.

Пою незатейливо, точно бубенчик:

Все динь да дилинь об одном.

Я в городе, в поле, в саду, в деревеньке,

Сосед ваш за каждым окном.

(ответ: воробей)

В этой поэтической задачке сравнения созданы с помощью:

  • союза как (коричнево-сер, как буханка хлеба; шустр, как служанка у строгих хозяев);
  • союза точно (пою незатейливо, точно бубенчик).

С ответами на загадки-сравнениями,(как и с метафорами), не возникнет больших трудностей.

Сотворить лицо

Бывает, человеческие качества или свойства переносят на:

  • неодушевленные понятия;
  • явления окружающей действительности;
  • отвлеченные понятия.

В таком случае используется троп олицетворение. Последнее призвано помочь пишущему или говорящему создать такой художественный образ, который будет:

  • неповторимым;
  • ярким;
  • расширяющим способности слова передать картину мира, какие-либо чувства и ощущения;
  • уникальным в передаче своего отношения к тому, что изображается.

Загадка про помидор. Олицетворение

Прожорливый сеньор под чихающим небом

Вот еще примеры.

№6.

Красный сеньор смотрит сверху на грядки.

Все у него с аппетитом в порядке.

Воду с солями сосет из земли,

Быстро толстеет, соком налит.

Щеки развесил алые,

Выпятил пузо немалое!

(ответ: помидор)

Олицетворение, делающее из всем известного овоща знатного сеньора, не ново. Еще Джанни Родари в знаменитой «Чиполлино» представил его так.

Так же, как и сказка, только в более сжатой форме, поступает и загадка. Она наделяет ягоду аппетитом. Рассказывается, что некто «пьет», «толстеет», «развешивает щеки» и «выпячивает пузо». Таким образом, растению приписываются человеческие черты.

Хороший способ придумать загадку – олицетворение. Как и с метафорой, с ним получаются колоритные, запоминающиеся строки.

№7.

Небо с утра грустит,

К обеду и вовсе хмурится:

Укрыло лицо в тени.

Я не иду на улицу.

Кашляло очень громко,

Чихало, – земля дрожала.

Насупило темные бровки

И горько так зарыдало!

(ответ: гроза)

Грустят, хмурятся, кашляют, чихают, супят бровки и рыдают обычно люди. Кое-что из этого умеют делать животные. А придание этих качеств небу, тучам, грому и дождю – это олицетворение.

Загадки про снег

Как отличить, что это: загадки со сравнением или с метафорой?

С олицетворением все понятно. Да и с прочими тоже. А теперь рассмотрим еще примеры.

№8.

Ходит по улицам барыня белая,

Город по крыши засыпала мелом!

(ответ: зима, снег)

Если бы здесь было «время года, похожее на белую барыню» или «засыпала чем-то, выглядящим, как мел», то это было бы сравнение. Но в данном примере метафора.

№9.

На небе случился ох-переполох!

На весь свет решили там испечь пирог.

Но в кухне небесной мешки

Прохудились,

На землю потоки муки

Устремились.

(ответ: снегопад)

В случае, если имелось бы высказывание типа: «потоки чего-то, белого и легкого, точно мука», можно было бы говорить о сравнении. Но здесь также явная загадка с метафорой.

С ответами на следующие задачки переносимся в сферу быта и личного обихода.

№10.

День уборки наступает,

Слоник хобот расправляет.

Там, где он сейчас прошел,

Дышится так хорошо!

Пыль всосал легко и быстро,

И ковер наш снова чистый!

(ответ: пылесос)

№11.

Есть рама и два колеса.

Но не едет он никуда.

Этот маленький велосипед

На носу своем носит дед.

(ответ: очки)

Загадка про очки. Метафора

Поскольку сравнения шланга пылесоса с хоботом и очков с велосипедом скрытые, это – загадки с метафорами.

А вот задачка, сочиненная по сказочному сюжету. Она про некий волшебный предмет, который не является ни телевизором, ни телефоном. Но в тридевятом пространстве-времени он выполняет такие же функции и используется со сходными целями. Поэтому можно говорить, что здесь тоже есть метафоры.

№12.

Царевна из сказки старой

Телевизора не имела,

Мобильником не владела,

Но знала все, что хотела,

Царства новости тридевятого.

Что ей помогало, ребята?

(ответ: яблочко на тарелочке)

Яблочко на тарелочке. Загадка-метафора

Приведенные здесь стихотворения – особые упражнения для ума. Интересно разгадывать загадки и полезно использовать их как пособия при изучении литературных приемов.

Метафорический
строй народной загадки.

В данной публикации термин «метафора»
употребляется как перенос одного названия предмета на другой на основании
сходства. В основе метафоры лежит сравнение одного предмета с другим по общим
для них признакам или впечатлению. Которое он производит.

Выразительность художественных метафор связано
с понятием «троп». Тропы- слова, употребляющиеся в переносном смысле, с целью
создания образа.  Метафора- это сравнение, построенное на сходстве признаков. 
С целью выявления жанрообразующих свойств метафоры, была выбрана загадка.

В словаре нам дано следующее определение
данного термина « Загадка- вид устного народного творчества, замысловатое
иносказательное описание явления или предмета, предлагаемое как вопрос для
отгадывания: задается с целью испытать сообразительность, развивает способность
к поэтической выдумке».

Существует 3 направления в исследовании языка
русской загадки: 1) описание загадок с ориентацией на различные языковые
уровни; 2) описание загадок с ориентацией на их структуру, синтаксическую
формулу; 3) описание их семантики соотношения загадки с отгадкой и анализ
метафорического строя русских загадок.

Наиболее интересны для исследования загадки
промежуточного типа, которые содержат прямые и образные смыслы, то есть
понятийный и образный ряд. Таких загадок большинство, особенно распространены в
начальной школе. Попытаемся выяснить какие слова в загадках сохраняют прямое
значение. К ним относятся:

1.       Цветовые прилагательные:

Черненький мужичок, зелененький поясок
(гречневый сноп)

Земля беленькая, а птички на ней черненькие
(бумага и письмо)

2.       Слова, выступающие в функции обстоятельства:

Ни свет, ни заря пошел согнувшись со
двора(коромысло)

В землю крошки, из земли лепешки (репа)

3.       В прямом смысле обычно употребляются числительные

Два брюшка, четыре рожка (подушка)

Пятеро толкают, пятеро держат, а двое
смотрят (нитку вдевают)

Рассмотрим образный ряд загадки. Возникает
вопрос, какие слова чаще всего уходят в подтекст, работают на образ,
метафоризируются?

1.       Обозначения субъекта действия, представленными именами собственными:

Идет Яшка, белая
рубашка(снег)

Антошка низок, в
нем сто ризок (капуста)

2.       Нарицательные наименования лиц по родственным отношениям, возрасту,
полу:

Дед против
солнца стоит(подсолнечник)

3.       Слова, называющие животных

В образном смысле в загадке употребляются
названия одежды.

Как видим, загадка сложное переплетение прямых
и переносных смыслов, поэтических шифров и ключей к этим шифрам.

Во многих загадках раскрыт механизм
развертывания метафоры и этот феномен текстообразования тем более удивителен,
что загадки лаконичны.

Системные связи образов проступают еще более
наглядно, если рассматривать различные варианты загадок про один и тот же предмет.
Кроме того, в загадках встречаются традиционные образы, языковые привычные
метафоры: красна девица, ясный сокол. Старая образность в загадках работает на
прямые смыслы, тем самым облегчает отгадывание.

При исследовании загадок стало своеобразной традицией
подсчитывать, с чем можно сравнить тот или иной предмет. Сам по себе такой
подсчет достаточно информативен, и на его основе можно сделать вывод о
поэтапном формировании наших представлений.

При анализе метафор в загадках можно
произвести и противоположный подсчет: в структуру каких загадок вошел тот или
иной образ.

В общей системе загадок понятия и
представления, предметы и представления этих предметов находятся как бы в
активном взаимодействии. Одно и тоже слово работает и на предмет, и на его художественное
прочтение. Конечно, это не может не сказываться на дальнейшей судьбе слова.
Своими жанрообразующими свойствами, прежде всего необходимостью метафор,
загадка дает импульс для развития лексических значений, и следовательно, для
обогащения языка в целом.

Итак, по своему метафорическому устройству и
образному потенциалу русские народные загадки исключительно разнообразны. И для
них разнообразие как структурного, так и метафорического строя- условие
необходимое, так как составляет сущность, основу, специфику жанра, в противном
случае загадкам угрожает шаблон, а значит легкость отгадывания, нарушается
внутреннее сцепление загадок: информация- неизвестное- образ. Своим
иносказанием, олицетворением предметов, неожиданной мозаикой признаков предмета
загадка способствует развитию языка и прежде всего его эстетики.

Список литературы.

1.       Аникин В.П. Эпитет в загадках. // Эпитет в русском народном творчестве.
М. 1980

2.       Будагов Р. Я. К сравнительно-сопоставительному изучению
словосочетаний// Ф. Н. 1983, №1

3.       Лазутин С. Г. Метафоры в загадках. Воронеж 1976

4.       Леонтьев А.А. слово в речевой деятельности. М. 1955

5.       Шмелев Д.Н. О типах лексических значений слова. М. 1965

Сразу предупреждаем: чтобы решить загадки с метафорой, понадобятся знания по литературе, поэтому ребята, которые внимательно слушали учителя, получат преимущество. Впрочем, не пугайтесь, ведь будет очень интересно. Просто начните — и головоломки перенесут вас в удивительный мир, где откроется волшебный ларец с премудростями, по улицам пойдут горбатые коровы, а в лесу на полянке кудрявый Ваня в зеленом сарафане приготовит подарочек.

Уже есть идеи, что зашифровано в этих примерах загадок с метафорами? Дадим подсказку: указанный литературный прием подразумевает, что не нужно воспринимать слова буквально, в основе выражений лежит сравнение по общим признакам. Иными словами, сам предмет не называется, но его свойства переносятся на другие объекты. Малышам, конечно, будет сложновато, но ученикам 4 класса загадки с метафорами уже по зубам. Итак, игра начинается — приятного времяпрепровождения!

***

Наблюдал за мною раз
Очень-очень странный глаз.
Натуральный цвет белка,
Но какая радужка!
Словно солнце иль луна,
Ярко-желтая она.
И совсем уже нет зрачка!
Что за глаз? Задачка!

Яичница глазунья

На четыре ноги надевали сапоги.
Перед тем как надевать, стали обувь надувать.

Колеса

Братья – маленькие детки –
Кучкой собираются,
Друг от друга ни на шаг,
Вместе быть стараются.
В сад зашел сегодня гость
И назвал их словом «гроздь».
Всех он ласково погладил по головкам,
Подвязал семью рукою ловкой.
Им до осени силенок Набираться,
За подол зеленый
Матушкин держаться.
Но присмотрись внимательно,
Ведь есть усы у матери!

Виноградины в грозди, садовод, лоза

На пяти проводах отдыхает стая птах.

Ноты

Я в раю,
Я в море,
также в бирюзовых
и павлин.

Синий цвет

В углу класса,
где я нахожусь,
пойти с бумагами
Они тебе не помогают.

Бумажная корзина

Что это такое??
Что летает без крыльев,
и бегает без ног.

Ветер

Круглый как луна,
белый как лайм,
они делают меня молоком,
И я не скажу вам больше!

Сыр

Дали братьям теплый дом, чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился и отдельно поселился.

Варежки

У меня есть раздел в середине
и два окна по бокам
через который поступает чистый воздух
и уже выдохнул.

Нос

Мои круглые лица,
Насколько они растянуты!
Силой ударов,
хорошо я пою.

Барабаны

На протяжении тысячелетий
мы перевезли человека;
теперь он скрывает нас
в двигателе вашего авто.

Лошадь

Стоит кудрявый Ваня в зелёном кафтане,
В зелёном кафтане, в лесу на поляне.
Он богат и невелик,
А подарком наделит.

Орешник

Красненька матрёшка, беленько сердечко.

Малина

У людей всех к голове
— пара слуг наготове.
Мозг придумывает что-то.
Делать – не его забота!
Те ж, трудясь, словно шмели,
Сотворили, как смогли.

Руки

Формой будто бы ларец –
Тот премудрости дворец.
Дверь за дверью открываешь,
После каждой – что-то знаешь!

Книга

Я родился и умираю не переставая;
Я все еще существую
и, не выходя из моей кровати,
Я всегда бегаю.

Река

По кругу шли раньше, как в карусели.
И, как штангисты, гири вздымали.
Но, как паровоз, и мы устарели.
А наши потомки – только мигают.

Часы

Мы больше чем один
и мы выходим на Луну,
если вы скажете нам
вы пропустите более одного.

Звезды

Публика, как ротозеи,
Сонно ходит по музею.
Только я стою на месте,
Вижу фрукты: вот бы съесть их!
Полчаса уже мечтаю —
Себя пчелкой представляю.

Картина

Точно клумба наш букет.
Как огромный самоцвет.
Аромат — кисель густой —
Можно ложкой есть большой.
Сей источник красоты
Называется….

Цветы

Весной цвету, летом плод даю, осенью не увядаю, зимой не умираю.

Елка, сосна

На полянке девчонки в белых рубашонках, в зеленых полушалках.

Березы

Плотоядная ? — О,нет!
Травоядная, ответ.
«Хвост — метёлка, щит — рога»,
Всем даю я молока.

Корова

Я вдруг Север потерял,
И «реветь белугой» стал.
Арктика-мой отчий дом,
Океан,покрытый льдом.

Белый медведь

Я — «горбатая корова»,
И в пустынях я здорова.
Без воды живу я дни,
«Корабль пустыни», на мели.

Верблюд

На лесной поляне красуется Татьяна: алый сарафан, белые крапинки.

Земляника


На чтение 4 мин. Просмотров 4.1k.

Мы подготовили особую подборку загадок с метафорой для детей. Хотели бы сразу предупредить, чтобы с лёгкостью с ними справится придется подключить все имеющиеся знания по литературе.

Но не стоит сразу же пугаться и переживать, что ничего не получится. Головоломки ведь созданы не для того, чтобы портить настроение. Скорее, совсем наоборот. Мы обещаем, что будет интересно. Главное, начать, а потом сами не заметите, как оказались в интересном удивительном мире.

Поселились мудрецы В застекленные дворцы, В тишине наедине, Открывают тайны мне. Книги

Ветер

Скатерть бела весь свет одела. Снег

Опубликовано Лазарева Ольга Валерьевна
вкл 15.01.2014 — 6:36

Лазарева Ольга Валерьевна

Автор: 

Костенко Филипп

Данная исследовательска работа содержит материал на тему «Метафора в загадке», учащийся анализирует виды загадок и использование в них метафоры. 

Скачать:

Вложение Размер
Office presentation icon prezentatsiya_metafora_v_zagadke_.ppt 915.5 КБ
Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Разноцветное дерево

Для чего нужна астрономия?

Ручей и камень

Смекалка против Змея-Горыныча

Как напиться обезьяне?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Гидри призрак симс 4 как его найти
  • Как найти подруг вконтакте
  • Как найти полярность провода домофона
  • Как найти гадалку в энгельсе
  • Как найти помещение для пекарни

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии