Как найти лесистость территории

Площадь лесного фонда, лесистость, группы леса

По состоянию на 1 января 2000 г. общая площадь земель, управляемых с целью ведения лесного хозяйства (лесной фонд), и лесов, не входящих в лесной фонд, в Российской Федерации была определена в 1181,4 млн гектаров с запасом древесины 82,1 млрд кубометров.

Лесной фонд составляет 69% всех земель России (вместе с внутренними водами), при этом 78,3% лесных земель России располагаются в азиатской части и 21,7% — в европейской. Степень облесенности территории России (или лесистости, которую определяют как отношение площади покрытых лесом земель к общей площади) составляет 45,3%. За период 1966-1993 годов среднее ежегодное увеличение площади земель, покрытых лесной растительностью составляло 1,8 млн гектаров, а в 1993-1998 годах — около 2,5 млн гектаров. В азиатской части России это увеличение связано с различного рода уточнениями площадей категорий лесного фонда, тогда как в европейской части России, где ежегодное увеличение составило 780 тыс. га, оно в значительной мере является результатом зарастания брошенных сельхозугодий внутри и на границе лесных массивов и создания лесных культур. Лесистость европейской части России к 1998 году составляла 39,1% (Лесной…, 1999).

Динамика лесистости европейской части России (Цветков, 1957; Лесной фонд России…, 1999; Страхов, Писаренко, Борисов, 2001)

В конце XVI — начале XVII века значительная часть пашни заросла лесом в связи со смутными временами и экономическим кризисом (Готье, 1937). В последующий период сельскохозяйственные угодья вновь наступали на лес. К концу XVII века леса занимали около 48% площади (Цветков, 1957). К середине XIX века лесистость территории сократилась и составила около 39% (Цветков, 1957). К концу XIX века повсеместное развитие огородничества и мясомолочного животноводства определило увеличение площади сенокосов и усиление пастбищной нагрузки на лесные угодья. Резкое сокращение лесистости (до 26 %) произошло к 1914 году в связи с прекращением поставок польского угля в Россию и с увеличением заготовки дров в период первой мировой войны (Абатуров, 2000). После 1914 года лесистость постепенно возрастала и достигла к 1956 году 32%. Увеличению лесистости могли способствовать последствия Великой Отечественной войны, во время которой (хоть и проводились сплошные рубки) большие площади сельскохозяйственных угодий заросли мелколиственными лесами. Во второй половине 1960-х годов сильно изменились технологии сельскохозяйственного производства и хозяйственный уклад сельского населения: практически полностью прекратился выпас и сенокошение в лесу, уменьшилось промежуточное и побочное пользование лесом. Резкое ослабление антропогенной нагрузки привело к активному возобновлению лиственных деревьев и кустарников под пологом лесов, а также к значительным изменениям живого напочвенного покрова в лесах (Курнаев, 1968; Речан и др., 1993; Абатуров, 2000).


Динамика лесистости Вологодской (7), Московской (2) и Тамбовской (3) областей (по данным: Цветков, 1957; Лесной фонд России…, 1999; Абатуров, 2000)

Лесистость (а) и средний возраст (б) насаждений в лесхозах европейской части России по данным учета лесного фонда 1998 г.
Лесистость, %: 1 — 0,1-25; 2 — 26-50; 3 — 51-75; 4 — 76-90.
Средний возраст, лет: 1 — 1-50, 2 — 51-100, 3 — 101-150, 4 — 151-250. Данные подготовлены и любезно предоставлены сотрудником ВНИИЛМ Б.Н. Моисеевым

В разных регионах европейской части России лесистость и средний возраст насаждений разные. Лесистость изменяется от 0,2 до 80,7%, средний возраст — от 4 до 246 лет. Эти различия отражают, прежде всего, историю антропогенных воздействий в каждом из них. Плотность населения и степень антропогенных воздействий в широколиственных и хвойно-широколиственных лесах всегда были выше, чем в хвойных лесах, что видно на примерах изменения лесистости Вологодской, Московской и Тамбовской областей. В европейской части России 33% территории лесного фонда занято лесами первой группы, 22% — второй и 45% — лесами третьей группы. В последние годы заметна тенденция увеличения площади, занятой лесами первой группы: с 1993 по 1998 год она стала больше на 11,3 тыс. гектаров. С историей природопользования и особенностями демографической структуры населения регионов связано то, что природно-антропогенные зоны существенно различаются по соотношению насаждений с разными режимами ведения лесного хозяйства. Доля площади лесного фонда первой группы леса (водоохранные, запретные и защитные полосы, памятники природы, национальные парки и пр.) выше в полосе неморальных лесов, а доля площади лесов III группы (возможных для эксплуатации и пр.) — в полосе бореальных лесов.

Еще интересные статьи по теме:

Последовательность
выполнения работы:

1. Изложить
основные методические положения оценки
природоохранной организации территории.

2. Определить
экологическую стабильность территории
крестьянского хозяйства, сделать выводы
и предложения.

3. Произвести
оценку земель КФХ по степени антропогенной
нагрузки до землеустройства и по проекту.

Для
оценки природоохранной организации
территории рассчитывают экологические
показатели до землеустройства и по
проекту. К ним относятся: коэффициент
экологической стабильности территории;
индекс экологического разнообразия
территории; индекс продуктивности
агроландшафтов; коэффициент антропогенной
нагрузки; длина экотонов в расчете на
1 га пашни; лесистость территории, %;
число и средняя площадь агроэкологически
однородных участков на пашне;другие
показатели, характеризующие экологическое
разнообразие и стабильность территории
(площади микрозаповедников, экологических
ниш, протяженность миграционных
коридоров, защищенная лесополосами
площадь).

1.1. Лесистость территории вычисляется по формуле:

Рлес.
/ Рхш-ва, %

1.2. Коэффициент полезащитной облесенности территории:

К
облес. = Р л.п./ Р с/х угодий, (до
землеустройства и по проекту,%)

Таблица
12 — Определение коэффициента полезащитной
облесенности территории.

Площадь
с/х угодий, га

Площадь
лесополос, га

К
облес,%

До
землеустр

по
проекту

до
эемлеустр

по
проекту

1217,8

1,2

0,099

1176,84

39,99

3,4

1-3.
Ширина благоприятной экологической
зоны.

Известно,
что экологически устойчивые угодья
(леса, лесополосы, болота естественного
происхождения, целинные земли, пастбища)
создают вокруг себя благоприятную
экологическую среду и хорошо влияют на
окружающую территорию, ее флору и фауну.
Для установления границ этого влияния
можно определить предельное расстояние
от экологически устойчивого угодья до
экологически нестабильной территории,
те есть ширину благоприятной экологической
зоны (В) по отношению к менее устойчивому
угодью. Эту ширину можно вычислить по
формуле:

В=
,

,

где
Р — площадь угодья, га; К2 — коэффициент
экологического влияния угодья на
окружающие земли.

Таблица
13 — Определение ширины благоприятной
экологической зоны

п/п

Название
угодий

Площадь
угодий по проекту, га

Коэффициент
экологического влияния угодья на
окружающ. среду

Ширина
благоприятной экологич. зоны

1

Леса
естественного происхождения

2,29

2

Лесополосы

39,99

2,29

250,24

Продолжение
таблицы 13

3

Болота
естественного происхождения

2,93

4

Водные
объекты

14,0

2,93

48,75

5

Пастбища
(естественные)

154,8

1,71

86,22

6

Итого

194,79

В
процессе землеустроительного
проектирования такие расчеты нужно
провести по всем экологически устойчивым
угодьям. Перенеся эти данные на плановую
основу, можно определить экологически
нестабильные территории, на которых
требуется проведение различных
экологических мероприятий. К этим
мероприятиям можно отнести:

  • консервацию
    нарушенных земель, выведение из с/х
    оборота, организацию заповедных
    территорий и зон с особым природоохранным
    режимом;

  • перевод
    интенсивно используемых угодий в менее
    интенсивные (создание почвозащитных
    севооборотов, зал ужение деградированных
    участков пашни, облесение и др.);

  • рекультивацию
    нарушенных земель;

  • устройство
    прудов, водоемом, выполаживанне оврагов;

  • организацию
    миграционных коридоров (буферных полос,
    лесополос и др.).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Лесистость — степень облесённости территории. Определяется отношением покрытой лесом площади к общей площади страны, района, лесхоза и т. д.; выражается в процентах. Величина лесистости в разных районах страны может различаться в зависимости от физико-географических, климатических и почвенных условий. Динамика лесистости изменяется под влиянием хозяйственной деятельности и стихийных бедствий, уничтожающих леса.

Абсолютно безлесными являются тундра, пустыни, альпийские луга. Наиболее высокая лесистость (50-80 %) характерна для тайги, средняя (30-45 %) — для хвойных, смешанных и широколиственных лесов, ниже средней (10-25 %) — для лесостепи, низкая и очень низкая (2-5 %) — для степи.

Различают следующие виды лесистости:

  • оптимальная лесистость, при которой леса наиболее положительно влияют на условия окружающей среды, эффективно выполняя многообразные природоохранные функции и давая народному хозяйству нужное количество древесины;
  • гидрологическая лесистость, когда леса создают благоприятный водный режим на водосборе;
  • минимально необходимая лесистость, противодействующая эрозии почвы в безлесных или малолесных сельскохозяйственных районах.

Литература

  • Лесная энциклопедия / Гл. редактор Г. И. Воробьёв. — М.: Советская энциклопедия, 1985. — Т. 1. — 563 с. — 100 000 экз.

Лесистость

  • Лесистость — степень облесённости территории. Определяется отношением покрытой лесом площади к общей площади страны, района, лесхоза и т. д.; выражается в процентах. Величина лесистости в разных районах страны может различаться в зависимости от физико-географических, климатических и почвенных условий. Динамика лесистости изменяется под влиянием хозяйственной деятельности и стихийных бедствий, уничтожающих леса.

    Абсолютно безлесными являются тундра, пустыни, альпийские луга. Наиболее высокая лесистость (50—80 %) характерна для тайги, средняя (30—45 %) — для хвойных, смешанных и широколиственных лесов, ниже средней (10—25 %) — для лесостепи, низкая и очень низкая (2—5 %) — для степи.

    Различают следующие виды лесистости:

    * оптимальная лесистость, при которой леса наиболее положительно влияют на условия окружающей среды, эффективно выполняя многообразные природоохранные функции и давая народному хозяйству нужное количество древесины;

    * гидрологическая лесистость, когда леса создают благоприятный водный режим на водосборе;

    * минимально необходимая лесистость, противодействующая эрозии почвы в безлесных или малолесных сельскохозяйственных районах.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Густота́ речно́й се́ти — это отношение длины всех поверхностных водотоков данной площади (км) к величине этой площади (км²). Густота речной сети показывает степень развитости гидрографической сети в пределах территории. Величины густоты речной сети одновременно характеризуют собой средние расстояния между смежными водотоками.

Гидрографи́ческая сеть — совокупность рек и других постоянно и временно действующих водотоков, а также озёр, болот и водохранилищ на какой-либо территории.

Подтайга — природная зона, располагающаяся на переходе от южной тайги к широколиственным лесам или лесостепи и характеризующаяся господством хвойно-широколиственных, лиственничных, сосново-мелколиственных или мелколиственных лесов. Подтаёжные насаждения отличаются от таёжных разреженностью, осветлённостью, густым травяным покровом из злаков и разнотравья.

Марь (от эвенкийского — поросль карликовой березы, болото) — сильно увлажненное пространство, покрытое осоково-багульниковыми кочками, либо сфагновым мхом, поросшее мелкой кустарниковой березой (ёрником) и редкостойными лиственницами.

Дерново-карбонатные почвы (встречается также Рендзины) — азональные почвы, образующиеся на карбонатных породах, залегающих на небольшой глубине. Дерново-карбонатные почвы встречаются небольшими участками по всей Европе, однако, наибольшие площади они занимают в бассейне Вислы и на территории Беларуси. Дерново-карбонатные почвы развиваются в автоморфных условиях и в целом имеют промывной тип водного режима. Благодаря высокому содержанию кальция в подстилающей горной породе, органические кислоты быстро…

Упоминания в литературе

По показателю лесистости (доле лесов в территории региона) также самый высокий показатель имеет Латинская Америка, а самый низкий – Австралия. Выделяют сильнолесистые страны (где площадь лесопокрытой поверхности составляет от 50 % территории и выше), а также среднелесистые и слаболесистые. Последние располагаются в аридном поясе – это Алжир, Ливия, Египет, Саудовская Аравия, Афганистан, Пакистан и др. Сильнолесистые страны находятся в зоне экваториальных и влажных тропических лесов (Суринам, Гайана, Эквадор, Малайзия, Индонезия, Мьянма, Лаос) и лесных массивов умеренного пояса (Финляндия, Швеция, Россия, Канада и др.).

В северокавказских предгорьях люди издавна занимались земледелием. Центральный Кавказ уже к 1700 году отличался от Западного меньшей лесистостью, что в основном было связано с очень активной хозяйственной деятельностью местных жителей. На северном склоне Кавказских гор, выше сравнительно узкого пояса широколиственных лесов в расширениях речных долин (в межгорных котловинах) были распространены горные луговые степи, остепененные луга с фрагментами березовых лесов, которые граничили с высокогорными лугами. Радиоуглеродным методом установлено, что начало хозяйственного освоения этих территорий, выразившееся в сведении грабово-буковых и сосновых лесов, относится к первым векам нашей эры. Дальнейший интенсивный выпас скота привел к распространению лугов на бывшей лесистой территории. Изменение растительного покрова и видов животных, в значительной степени способствовала миграция из предгорных степей представителей степной флоры и фауны, тогда как ранее такая миграция сдерживалась наличием лесного пояса40.

2. площадь распространения ресурсов (размеры водоносных горизонтов, пляжей; лесистость, обводненность территории; границы устойчивого снежного покрова), позволяющая определить потенциальные рекреационные угодья, установить округа санитарной охраны;

Необратимые глобальные изменения биосферы Земли под влиянием сельскохозяйственного производства резко усилились в XX в. В связи со значительным ростом населения и сокращением площадей высокоурожайных земель в 70–90-е гг. XX в. началось повсеместное внедрение интенсивных технологий (монокультуры; высокопродуктивные, но незащищенные сорта, полученные путем гибридизации; агрохимикаты; травмирующие приемы вспашки и т. д.), что сопровождалось водной и ветровой эрозией, вторичным засолением, почвоутомлением, деградацией почв, обеднением эдафона и мезофауны, уменьшением лесистости, увеличением распаханности и т. д.

Связанные понятия (продолжение)

Суффозия (от лат. suffosio — подкапывание) — механический вынос частиц горных пород потоком подземных вод.

Ле́нточные бо́ры — сосновые леса, ли­шай­ни­ко­вые, зе­ле­но­мош­ные и тра­вя­ные, тянущиеся вдоль рек полосами шириной 5—40 км, располагаясь на песчаных древнеаллювиальных отложениях.

Подробнее: Ленточный бор

Низинные болота — травяные или гипново-травяные эвтотрофные болота грунтового питания, наиболее богатые минеральными солями. Для заливаемых низинных болот типичны заросли ив вместе с восковником, которые сопровождаются богатым травяным ярусом, составленным осоками, вахтой трёхлистной, сабельником болотным, калужницей и др. На черноольховых топях, кроме упомянутого встречаются также валериана бузинолистная, молочай болотный, ирис жёлтый.

Ала́с (якут. Алаас) — типичное для равнинной Якутии и Тюменской области (где они называются хасыре́ями) геологическое образование и форма рельефа.

Се́рые лесны́е по́чвы формируются в лесостепной зоне в условиях периодически-промывного водного режима под пологом широколиственных (дубовые с примесью липы, клёна, ясеня), смешанных (берёзовые с примесью пихты и сосны или сосново-берёзовые с примесью лиственницы) или мелколиственных (берёзовые с примесью осины) лесов с разнообразной и обильной травяной растительностью. Один сантиметр почвы образуется в природе за 250—300 лет, двадцать сантиметров — за 5—6 тысяч лет.Серые лесные почвы широко распространены…

Темнохво́йный лес — лес, в котором преобладают теневыносливые хвойные деревья: ель, пихта и др.

Берёзовый лес, березняк — лес, в котором главной лесообразующей породой является берёза. Берёзовые леса — это мелколиственные листопадные леса. По сравнению с другими лесами берёзовые более ветроустойчивы, не столь требовательны к плодородию почв и низовые пожары им причиняют меньший ущерб.

Сфа́гновые боло́та — разновидность водно-болотных угодий, обычно верховых болот, преобладающая в умеренных широтах лесной и лесотундровой зон.

Гарь (гарник, горельник, горель) — лесная территория с древостоем, погибшим от пожара. Согласно эколого-флористической классификации растительности Ж. Браун-Бланке, растительность гарей представлена классом Epilobietea angustifolii R.Tx. et Prsg. In R.Tx. 1950. На месте гари развивается постпирогенная сукцессия, характеризующаяся появлением на её месте мелколиственного, а затем коренного леса.

Карбона́тные по́чвы — почвы, образующиеся в верхнем (гумусовом) слое земли и содержащие карбонаты.

Ли́ственничный лес, ли́ственничник, листвя́га — лес, в котором главной лесообразующей породой является лиственница. Это — светлохвойный лес с опадающей на зиму хвоей, как правило, без примеси других пород. Благодаря ажурности крон под полог леса попадает много света, что благоприятствует разрастанию травяно-кустарничкого яруса и подлеска. Наиболее распространённые породы подлеска — ольха, кустарниковая берёза, ива, рододендрон , кедровый стланик и другие, а также багульник болотный.

Болотные почвы — почвы с большим количеством неразложившихся и полуразложившихся растительных остатков (торфа), которые накапливаются в них под влиянием длительного избыточного увлажнения.

Коло́к (мн. ч. колки́) или око́лок (мн. ч. око́лки) (нар., разг.) — небольшой лес, обычно в поле, в степи, среди пашни, болота и т. д. В некоторых местах чаще употребляют вариант «околок», «околки».

Увал (относится к мезоформам) — вытянутая возвышенность с плоской, слегка выпуклой или волнистой вершиной и пологими склонами.

Лугово-черноземные почвы распространены на террасовых равнинах и низких водоразделах лесостепной и степной зон (около 3% пашни колхозов и совхозов), в ландшафтах подлесья на низких древних террасах рек, делювиальных шлейфах. Их материнскими породами являются делювий лессовидных суглинков и меловых мергелей. При суглинистом механическом составе верхние горизонты имеют зернистую структуру.

Заливно́й луг (также по́йменный, поёмный), или займище — луг, расположенный в пойме реки и заливаемый водой в половодье.

Подзо́листые по́чвы (Подзол, Podzol, Podsol, Podsosal, устар. белозёмы) — типичные почвы хвойных, или северных («бореальных»), лесов. Эти почвы формируются в холодных местностях с хорошим промывным режимом.

Приро́дная зо́на (греч. zone — «пояс»), физико-географическая зона — часть географической оболочки Земли и географического пояса, имеющая характерные составляющие её природные компоненты и процессы. Это — климат, рельеф, гидрологические и геохимические условия, а также почвы, растительность и животный мир. Климатические условия (температура, увлажнение, цикличность их изменений) являются определяющими факторами.

Адыры — холмисто-увалистые предгорья, а также отдельные сопки и увалы на равнинах. Сложены лёссово-конгломератовыми отложениями — продуктами разрушения гор. Высоты относительно прилегающих равнин достигают 400 м. Имеют ландшафт полупустынь и пустынь с эфемеровой растительностью, сильно изрезаны оврагами. Адыры характерны для Средней Азии и Казахстана.

Москворецко-Окская равнина — слабоволнистая местность в юго-западной части Подмосковья, расположена южнее Клинско-Дмитровской гряды на правобережье реки Москвы. Основным типом рельефа района являются слабоволнистые равнины. Однако встречаются участки с отчётливо выраженным холмистым рельефом. В целом же аккумулятивно-ледниковые формы рельефа выражены в этом районе слабо и встречаются в основном в центральных частях междуречий. Эрозионное расчленение равнины менее резко выражено, чем на Клинско-Дмитровской…

Во́дность — количество воды, проносимое рекой с её бассейна за отрезок времени (месяц, сезон и т. д.) по сравнению с нормой (средним значением) для данного периода.

Московское оледенение — ледниковая эпоха, относящаяся к среднему неоплейстоцену, около 170—125 тысяч лет назад, последнее из крупных четвертичных оледенений Русской (Восточно-Европейской) равнины. Ему предшествовало одинцовское время (или днепровско-московский интергляциал, 250—170 тысяч лет назад) — относительно тёплый период, отделяющий московское оледенение от максимального, днепровского оледенения (300—250 тысяч лет назад), также в среднем неоплейстоцене. Закончилось микулинским (эемским) межледниковьем…

Лесообразующая порода — древесная порода, формирующая полог леса — верхний, главный ярус древостоя. Лесообразующая порода определяет внешний облик насаждений. Обладая собственным комплексом сопутствующих растений и животных, является ведущей в образовавшихся сообществах своего ареала, от фитоценоза, сообщества растений, до биогеоценоза, включающего как живые организмы (биоту), так и неживую, абиотическую составляющую — воздух, почву и воду.

Торфяное болото, или торфяник — болото со слоем торфа толщиной не менее 20-30 см. Такие болота являются более старыми по сравнению с другими болотами. Торф является хорошим удобрением, и из-за этого торфяными болотами считаются те, которое поросли растительностью именно благодаря торфу. Также болота считают торфяными, когда в результате процесса накопления минерала корневая система основной массы растений располагается в слое торфа, но и не достигает минерального грунта. В торфяных болотах имеется…

Лёссовидные суглинки — горные породы, близкие к лёссам, отличаются от них меньшим содержанием крупнепылеватой фракции и большими колебаниями содержания других фракций, меньшей пористостью и просадочностью, окраска от желтовато-бурой до красновато-бурой. Обычно содержат карбонаты. Бескарбонатные лессовидные суглинки часто называют покровными суглинками.

Ольховый лес (ольшаник, ольс) — мягколиственный лес, в котором лесообразующей породой является ольха.

Дерново-подзолистые почвы — подтип подзолистых почв. Содержат 3-7 % гумуса, среди подзолистых почв наиболее плодородны. Распространены на юге лесной зоны Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнин.

Насаждение (лесной фитоценоз) — элементарный, однородный участок леса, отличающийся от соседних по характеру растительности, главным компонентом является древостой. Насаждения могут отличаться происхождением, составом, возрастом, степенью сомкнутости или формой.

Ли́ственница Гме́лина (лат. Lárix gmélinii) или Ли́ственница дау́рская (лат. Lárix dahúrica) — вид хвойных деревьев из рода Лиственница (Larix) семейства Сосновые (Pinaceae). Наиболее северная древесная порода, достигающая 72°55’07» с. ш. на Таймыре в долине реки Хатанги между устьями рек Блудная и Попигай (в обычной древесной форме), а по последним наблюдениям — и 73°04’32″ с. ш. (в форме стланика) примерно на 150 км западнее указанного местонахождения. Приблизительно до той же широты доходит лиственница…

Лесосека — участок леса, отведённый для рубок спелых и перестойных насаждений, лесовосстановительных рубок, рубок ухода за лесом и санитарных. Граница такого участка определяется визирами, лесосечными знаками (столбами, кольями) или естественными рубежами. Площадь лесосек — от нескольких га до нескольких десятков га. Ширина сплошных лесосек — от 50 м до 1 км.

Торфяно-болотные почвы развиваются в условиях болотных почвообразующих процессов — при избыточном увлажнении атмосферными осадками или грунтовыми водами. Они имеют относительно примитивный почвенный профиль, состоящий из торфяного или торфяно-глеевого горизонтов.

Верховы́е боло́та (олиготрофные болота) — вид болот, питание которых осуществляется атмосферными осадками (особенностью такого питания является то, что в осадках содержится очень мало минеральных солей).

Подробнее: Верховое болото

Фи́зико-географи́ческое райони́рование — система территориального деления земной поверхности, основанная на выявлении и исследовании системы соподчиненных природных регионов, обладающих внутренним единством и своеобразными индивидуальными чертами природы. Районирование бывает зональным (пояса, зоны и подзоны) и азональным, (физико-географические страны, области, провинции, районы, урочища, фации), отраслевым (по рельефу, климату, почвам и др.) и комплексным. Каждый район обладает уникальным географическим…

Мелколи́ственные леса́ — леса, образованные листопадными (летнезелёными) деревьями с узкими листовыми пластинками.

Лесной массив — значительная целостная ограниченная территория леса. Границы могут быть естественными — водоёмы, элементы рельефа, участки других типов растительности, или возникшими в результате человеческой деятельности — сельскохозяйственными угодьями, населёнными пунктами и др.

Покровны́е сугли́нки — несвязанные дисперсные глинистые грунты, близки к лессовидным суглинкам. Образовывались в позднем неоплейстоцене четвертичного периода (QIII). Покровные суглинки накапливались в период микулинского междледниковья и валдайского оледенения.

Алтайский край — субъект Российской Федерации, расположенный на юго-востоке Западной Сибири между 50 и 55 градусами северной широты и 77 и 87 градусами восточной долготы. Протяженность территории с запада на восток около 600 км, с севера на юг около 400 км. Расстояние от Барнаула до Москвы по прямой около 2940 км, по автомобильным дорогам около 3400 км. Площадь 167 996 км².

Подробнее: География Алтайского края

Разнотра́вье — сообщество травянистых растений, формирующееся многочисленными видами трав, за исключением злаков, бобовых и осоковых. Встречается в травостоях различных видов лугов и степей, преобладает на первоначальных этапах формирования травянистых сообществ (например, при расчистке лесных участков) или в результате нарушения луговой растительности (например, из-за чрезмерного выпаса). Может возникать на перенасыщенных органическими удобрениями участках или при отмирании злаков из-за переувлажнения…

Спи́ллвей — путь (канал) грандиозного, как правило — катастрофического, сброса воды из ледниково-подпрудных озер (дилювиального потока) через низкие водоразделы, перевальные седловины (сквозные долины), а также по под- и внутриледниковым трещинам и каналам в соседние бассейны.

Во́дный режи́м — изменения во времени расхода воды, уровней воды и объёмов воды в водотоках (реках и других), водоёмах (озёрах, водохранилищах и других) и в других водных объектах (болота и другие).

Хвойные породы — древесные растения из отдела хвойных, обычно вечнозелёные, покрытые игловидными, линейчатыми или чешуйчатыми листьями — хвоёй. Большей частью к хвойным породам относят деревья, реже кустарники.

Сосна́ сиби́рская кедро́вая, или Сиби́рский кедр (лат. Pínus sibírica) — один из видов рода Сосна; вечнозелёное дерево, достигающее 35—44 м в высоту и 2 м в диаметре ствола. Максимальная продолжительность жизни — 500 (по некоторым данным 800—850) лет.

Белгородская область — субъект Российской Федерации, расположенный на юге Среднерусской возвышенности, в юго-западной части России на границе с Украиной.

Подробнее: География Белгородской области

Эоловые отложения — генетический тип континентальных отложений, представлены материалом, принесенным ветром. Формируются за счёт песчаных и пылеватых частиц морских, дельтовых, аллювиальных, пролювиальных, озёрных и флювиогляциальных отложений.



Скачать материал

В помощь начинающим учителям«Внеурочное занятие»Масагутова Роза Рифовна, учит...



Скачать материал

  • Сейчас обучается 22 человека из 15 регионов

  • Курс добавлен 12.04.2023

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • В помощь начинающим учителям«Внеурочное занятие»Масагутова Роза Рифовна, учит...

    1 слайд

    В помощь начинающим учителям
    «Внеурочное занятие»
    Масагутова Роза Рифовна, учитель географии и экологии высшей квалификационной категории,
    МБОУ- «Нижнемактаминская СОШ №2» Альметьевский район, Республика Татарстан

  • Представляю работу «Занятие вне школы». Я провожу такие занятия традиционно....

    2 слайд

    Представляю работу «Занятие вне школы». Я провожу такие занятия традиционно. Форма организации различна: это и занятие на «экологической тропе», и пеший поход на Пик» и экскурсия на природу «родные тропинки», и работа на пришкольном участке «Рассада-своми руками». Каждое занятие-обучающее, имеет свои цели и задачи. Поднимаясь на Пик, мы изучаем маршрут, расстояние, растительность, условия приспособления животных, насекомых. которых мы можем встретить на пути, а так же дети должны увидеть проблемы загрязнения окружающей среды (свалки на пути или отдельный мусор). Каждое занятие должно помогать ученикам понять их причастность ко всему что происходит в природе, в окружающей среде. Их социальную значимость в социуме.
    Одно из таких занятий на природе это определение лесистости в нашем поселке. «Оценка лесистости на территории поселка Нижняя Мактама»

  • Цель занятия: привлечение ребят к э проблемам лесистости своего поселка. Зада...

    3 слайд

    Цель занятия: привлечение ребят к э проблемам лесистости своего поселка. Задачи: сформировать у ребят потребность ценностно-смысловой ориентации социальным ролям; побудить ребят к изучению видового состава деревьев; привлечь к исследовательской работе
    Главная идея: А какова же роль деревьев в жизни человека с нарастающим увеличением антропогенного вмешательства человека в природу?
    Что сегодня можем сделать мы для сохранения деревьев?

  • предметные: формирование понятия «лесистость», развит...

    4 слайд

    предметные: формирование понятия «лесистость», развитие умения анализировать и рассуждать;
    — метапредметные:
    личностные – создавать условия для развития творческих способностей и активности учащихся;
    — регулятивные: формировать умение понимать выделенные учителем ориентиры действий в предложенном материале; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результатов своих действий, вносить коррективы под руководством учителя;
    — познавательные: проводить классификацию деревьев; проводить расчеты, научиться работать со шкалой оценки лесистости;
    — коммуникативные: уметь делать выводы. адекватно использовать речевые средства для взаимодействия на занятии; формулировать свое мнение; слушать и уметь воспринимать различные точки зрения,
    УУД

  • Наша Родина- Россия! Необъятная, красивая, удивительная, неповторимая, загад...

    5 слайд

    Наша Родина- Россия! Необъятная, красивая, удивительная, неповторимая, загадочная.. А Республика Татарстан является частью России. Россия занимает 1 место в мере по площади. И по лесистости занимает одно из лидирующих мест в мире. А что такое лесистость и какой процент лесистости в Татарстане?
    Актуальность занятия заключается в том, что проблема охраны деревьев, лесов стала всенародной, общемировой. И 2015 год был объявлен Годом скверов и парков в Республике Татарстан, 2017 год-объявлен Годом экологии в России., а так же мы отмечали и Год охраны почвенных ресурсов, Год защиты водных угодий и др. Значит, есть необходимость напомнить всем ещё раз об экологических проблемах. Каждый житель земли, каждый школьник должен знать не только каково значение растений для человека, но и принимать меры по сохранению лесного богатства, и охране растительности, понимать, на сколько серьезна проблема.

  • Предполагаемые результаты:
При проведении таких занятий ученики
Научатся:
1)О...

    6 слайд

    Предполагаемые результаты:
    При проведении таких занятий ученики
    Научатся:
    1)Определять видовой состав деревьев,
    2)Работать с источниками информации, справочным материалом литературный материал по данному вопросу о болезнях деревьев, о причинах их возникновения, о свойствах отдельных деревьев.
    3)Делать математические расчеты
     Смогут
    1)Давать визуальную оценку состояние древесных насаждений на территории посёлка (болезни, повреждения);
    2) Разработать памятку для жителей, о значении деревьев для человека, их основных функциях и рекомендациях.
    3) Представлять результаты своего труда.
    4) выполнять творческие проекты и исследовательские работы, например
    «Оценка лесистости в нашем поселке». «Мой поселок-Ботанический сад», «Школьная территория-цветущий сад». и т.д.
    Будут делать:
    Делать выводы
    Предлагать свои рекомендации по озеленению и возможных мероприятиях, направленных на улучшение лесистости.
    3)Создадут Альбом «Ботанический сад-школы»

  • При проведении занятий используются  компоненты УМК Издательства «Просвещение...

    7 слайд

    При проведении занятий используются компоненты УМК Издательства «Просвещение» -Атласы. Учебники.
    Ход занятия.
    Определение целей и задачи предстоящей работы. Класс разделить на группы, которые в дальнейшем будут выполнять отдельные задания по алгоритму
    Работа со словарем: Узнать что такое «лесистость». «крона деревьев», шкала оценки состояния лесистости»
    Выбрать участок. Определиться с местоположением изучаемой территории (это может быть улица, это может быть территория вокруг садика, вокруг школы или другого объекта).
    4. Обзор литературы по теме.

  • Ход занятия (продолжение)
5. Практическая часть: 
а)выбор площадки.
б)определ...

    8 слайд

    Ход занятия (продолжение)
    5. Практическая часть:
    а)выбор площадки.
    б)определение видового состава деревьев;
    в)произвести расчеты: количество деревьев. Крона деревьев. Нахождение коэффициента лесистости.;
    6. Отчеты групп и составление общего отчета-работы.

  • Методика проведение занятия 
Выбор участка. Заложить пробную площадку. Площад...

    9 слайд

    Методика проведение занятия

     Выбор участка. Заложить пробную площадку. Площадка не должна выходить за    пределы выбранного лесного (или древесного сообщества (главный доминирующий вид отмечается везде в пределах площадки).Эту работу можно проводить и выезжая в лес.
     Определить вид деревьев, растущих на пробной площадке.
     Определить состояние отдельных деревьев каждого вида. Оценку состояния деревьев проводят по внешним признакам по 5-бальной
     Определить коэффициенты состояния древесных пород. Коэффициент состояния (К1, К2, К3 и т.д.) определяют для каждого вида по формуле.

  • Алгоритм занятия1 группа. 
Изучение литературы по данной теме.
Значение дерев...

    10 слайд

    Алгоритм занятия
    1 группа.
    Изучение литературы по данной теме.
    Значение деревьев для человека;
    Каков зеленый фонд поселений в Татарстане.
    Значение леса и факторы влияющие на лесистость;
    О болезнях деревьев
    Полезные свойства отдельных деревьев;
    Какие деревья очищают воздух от загрязнений
    Источники:
    Государственный доклад, 2010.с 52 (можно использовать и другие годы)
    Интернет ресурсы

  • Алгоритм занятияГруппа 2. выбор площадки. (название улицы, измерение площади...

    11 слайд

    Алгоритм занятия
    Группа 2. выбор площадки. (название улицы, измерение площади участка, фотоотчет) 
    Заложить пробную площадку . Площадка не должна выходить за    пределы выбранного лесного сообщества (главный доминирующий вид отмечается везде в пределах площадки).
    Сделать чертеж участка
    Сделать фото выбранного участка
    Источини:
    Алексеев А.И. География. Россия.Природа и население. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений под редакцией Алексеева А.И.М.: Дрофа, 2011.-304 с
    2.Алексеев А.И. География. Россия.9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений под редакцией Алексеева А.И –М.: Дрофа, 2008.-286 с
    3.Государственный Доклад о состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды Республики Татарстан в 2010 году». Министерство экологии и природных ресурсов, Казань. 2011 .-427
    4. Генеральный план п.г.т. Нижняя Мактама альметьевского муниципального района Республики Татарстан .Казань 2012- 39 стр. Сайт rud.exdat.com
    5.Чернова Н.М. Основы экологии: учеб.для 10-11 кл М.: Дрофа, 2002-304с.:ил
    Сайты: Сайт Wikipedia.org http://ru.wikipedia.org/wiki/
    Сайт rt-online.ru
    Сайт http://blog.i.ua
    Фото лес.http://www.tys.ru/2006/12/11/d

  • Алгоритм занятияГруппа 3. Определить вид деревьев, растущих на пробной площад...

    12 слайд

    Алгоритм занятия
    Группа 3. Определить вид деревьев, растущих на пробной площадке.
     Определить состояние отдельных деревьев каждого вида. Оценку состояния деревьев проводят по внешним признакам по 5-бальной
    Группа 4. на основе собранных данных (под руководством учителя)
    Определить коэффициенты состояния древесных пород. Коэффициент состояния (К1, К2, К3 и т.д.) определяют для каждого вида по формуле.

    Источники:
    Алексеев А.И. География. Россия.Природа и население. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений под редакцией Алексеева А.И.М.: Дрофа, 2011.-304 с
    2.Алексеев А.И. География. Россия.9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений под редакцией Алексеева А.И –М.: Дрофа, 2008.-286 с
    3.Государственный Доклад о состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды Республики Татарстан в 2010 году». Министерство экологии и природных ресурсов, Казань. 2011 .-427
    4. Генеральный план п.г.т. Нижняя Мактама альметьевского муниципального района Республики Татарстан .Казань 2012- 39 стр. Сайт rud.exdat.com
    5.Чернова Н.М. Основы экологии: учеб.для 10-11 кл М.: Дрофа, 2002-304с.:ил
    Сайты: Сайт Wikipedia.org http://ru.wikipedia.org/wiki/
    Сайт rt-online.ru
    Сайт http://blog.i.ua
    Фото лес.http://www.tys.ru/2006/12/11/d

  • Листья деревьев активно улавливают пыль, особенно снижают концентрацию вредны...

    13 слайд

    Листья деревьев активно улавливают пыль, особенно снижают концентрацию вредных выхлопов и газов.
    Изучение понятия «Крона»

  • Словарь терминов 
Ассимиляция- совокупность процессов синтеза в живом организ...

    14 слайд

    Словарь терминов

    Ассимиляция- совокупность процессов синтеза в живом организме
    Насаждение — участок леса, однородный по древесной, кустарниковой растительности и живому напочвенному покрову. Насаждение есть лесной фитоценоз (фитон — расте­ние, ценоз — общий, сообщество), однородный по биологиче­ским признакам. Насаждение включает в себя все деревья, кус­тарники, травянистую растительность, мхи, лишайники, которые растут на определенном участке.
    Древостой — совокупность деревьев, являющихся основным компонентом насаждения. Древостой — наиболее важ­ный компонент леса, основная составная часть.
    В древостоях выделяют преобладающую, главную, второстепенную и сопутствующую породы.
    Дендрофлора, или арборифлора — флора древесных растений. 
    Преобладающие породы — древесные породы, которые ко времени таксационного учета насаждения составляют большую часть его запаса или занимают большую часть площади
    Главная порода — древесная порода, которая в определенных, лесорастителышх и экономических условиях наиболее отвечает условиям среди и хозяйственным целям.
    Второстепенные породы — древесные породы, образующие смешанные насаждения с главными породами, но имеющие по сравнению с ними меньшую хозяйственную ценность
    Лесистость — степень облесённости территории. Определяется отношением покрытой лесом площади к общей площади страны, района, лесхоза

  • Словарь-терминовЛес — элемент географического ландшафта, состо­ящий из совоку...

    15 слайд

    Словарь-терминов
    Лес — элемент географического ландшафта, состо­ящий из совокупности древесных, кустарниковых, травянистых растений, животных и микроорганизмов, в своем развитии био­логически взаимосвязанных, влияющих друг на друга и на внешнюю среду».
    Основными элементами (компонентами) леса будут насаждение, древостой, подрост, подлесок, подгон, живой напочвенный покров, лесная подстилка.
    Сопутствующая порода — древесная порода, произрастающая совместно с лесообразующей во 2—3-м ярусах насаждения, а иногда и в подлеске.
    Подрост — молодое поколение древесных растений под пологом леса или на вырубках, способное выйти в 1-й ярус насаждения, сменив старый материнский древостой.
    Подрост бывает семенного и вегетативного происхождения.
    Однолетний подрост семенного происхождения называют всходами, старше одного года (до 3—5 лет, в условиях севера до 10 лет) — самосевом (для хвойных и лиственных пород с тяжелыми семенами) или налетом (для лиственных пород с легкими семенами.
    Подлесок — кустарники, реже древесные породы, произрастающие под пологом леса и неспособные образовать древостой в данных условиях.
    Подгоном — называется древесная порода или кустарник, способствующие ускорению роста и улучшению формы ствола главной породы.
    Живой напочвенный покров — совокупность мхов, лишайников, травянистых растений и полукустарников, покрывающих почву под пологом леса, на вырубках и гарях.
    Лесная подстилка— скопление на поверхности почвы растительного спада, находящегося на разной стадии разложения

  • Учимся делать расчеты.
Рассчитаем площадь зеленых насаждений, в расчете на од...

    16 слайд

    Учимся делать расчеты.
    Рассчитаем площадь зеленых насаждений, в расчете на одного жителя поселка. Население 10 059 чел. Примерно 3 часть населения проживает на этом участке, т.е 3 тыс человек. Площадь выбранного участка- 120000 кв.м.
    120000:3000=40 на каждого жителя. Теперь вычислим лесистость 736:40=18,4 кв.м
    На каждого жителя поселка приходится в среднем 18,4 кв.м лесных насаждений.
    Или 736/3000=0,24 кв.м

  •       Видовой состав древесной фауны посёлка Н. Мактама

    17 слайд

    Видовой состав древесной фауны посёлка Н. Мактама

  • Фото материал по теме  занятия.

    18 слайд

    Фото материал по теме занятия.

  • Деревья нашего поселка

    19 слайд

    Деревья нашего поселка

  • Изучение видового состава деревьев ( в окрестностях поселка и выезжая на прир...

    20 слайд

    Изучение видового состава деревьев ( в окрестностях поселка и выезжая на природу, где помогать могут и родители)

  • Определение заболевания дерева

    21 слайд

    Определение заболевания дерева

  • Визуальная оценка древесных насаждений

    22 слайд

    Визуальная оценка древесных насаждений

  • А) Коэффициенты состояния древесных пород определяли для каждого вида деревье...

    23 слайд

    А) Коэффициенты состояния древесных пород определяли для каждого вида деревьев по формуле: 

    К j — коэффициент состояния j-гo вида;
    R — число видов деревьев.
    Б) Определены коэффициенты состояния лесного древостоя в целом (К) как среднее арифметическое коэффициентов состояния отдельных видов деревьев на пробном участке: К1+К2+К3+ Кn/  R
    где К„ К2,… Кг — коэффициенты состояния видов деревьев;
    R — число видов деревьев.
    Учимся находить коэффициент лесистости)

  • Парковые зоны всегда были символом богатства и благополучия городов. По данны...

    24 слайд

    Парковые зоны всегда были символом богатства и благополучия городов. 
    По данным Всемирной организации здравоохранения,
    смертность и длительность заболеваний обратно пропорциональны площади зеленых .
    .. Гектар леса в течение часа поглощает около 8 кг углекислого газа, такое количество выдыхают 200 чел
    Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) считает, что на 1 горожанина должно приходиться 50 м2 городских зеленых насаждений и 300 м2 пригородных.

  • Вот такие буклеты выполняют ученики

    25 слайд

    Вот такие буклеты выполняют ученики

  • Вот такие буклеты выполняют ученики

    26 слайд

    Вот такие буклеты выполняют ученики

  • Список использованной литературы и УМК:
1. Алексеев А.И. География. Россия.Пр...

    27 слайд

    Список использованной литературы и УМК:
    1. Алексеев А.И. География. Россия.Природа и население. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений под редакцией Алексеева А.И.М.: Дрофа, 2011.-304 с
    2.Алексеев А.И. География. Россия.9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений под редакцией Алексеева А.И –М.: Дрофа, 2008.-286 с
    3.Государственный Доклад о состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды Республики Татарстан в 2010 году». Министерство экологии и природных ресурсов, Казань. 2011 .-427 с
    4. Генеральный план п.г.т. нижняя мактама альметьевского муниципального района Республики Татарстан .Казань 2012- 39 стр. Сайт rud.exdat.com —
    5.Чернова Н.М. Основы экологии: учеб.для 10-11 кл М.: Дрофа, 2002-304с.:ил
    6. С.В. Алексеев Практикум по экологии.- М: Пр.,1996
    7. А.И. Ванин Определитель деревьев и кустарников.- М: Лесная промышленность, 1967.
    8. Т.К. Горышина Растения в городе.-Л: ЛГУ, 1991
    9. Жизнь растений  т.5/2-М: Просвещение, 1981,
    10. А.Т. Зверев Экология. Практикум- М: Оникс 21 век, 2004,
    11. Л.С. Литвинова, О.Е.Жиренко Нравственно-экологическое воспитание школьников- М:Пр, 2007,
    12Смирнов Ю.И. «Популярная энциклопедия растений» 1997 г.
    13.Травникова В.В. «Биологические экскурсии» 2002 г.
    6. Тимофеев А.И. «Биологические исследования школьников»
    Журнал «Биология в школе» 2001 г
    Попова Т.А. «Мониторинг природной среды». 2005г.
    2. ПостниковаТ.Ф. «Экологический мониторинг».2001г.

     Сайт Wikipedia.org http://ru.wikipedia.org/wiki/
    Сайт rt-online.ru
    Сайт http://blog.i.ua
    Фото лес.http://www.tys.ru/2006/12/11/d

  • «Любая деятельность должна быть в радость-а иначе зачем..»
Любите свою работу...

    28 слайд

    «Любая деятельность должна быть в радость-а иначе зачем..»
    Любите свою работу, своё дело!

    Спасибо за внимание.

    Масагутова Роза Рифовна
    Контакты:
    эл.почта : rmasagutova@yandex.ru

Краткое описание документа:

Представленная
работа по внеурочной деятельности Определение лесистости в своём поселке. Я провожу такие занятия традиционно. Каждое занятие-обучающее, имеет свои цели и задачи. Ученики учатся на практике определять породы деревьев, давать визуальную оценку состояния кроны и болезни деревьев. Многое узнают о деревьях, учатся беречь и заботиться о древесных насаждениях. Материал будет полезен молодым педагогам как по географии так и по экологии.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 266 078 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 05.10.2020
  • 141
  • 0
  • 05.10.2020
  • 137
  • 0
  • 05.10.2020
  • 1066
  • 7
  • 05.10.2020
  • 470
  • 8
  • 05.10.2020
  • 112
  • 0
  • 05.10.2020
  • 634
  • 14
  • 05.10.2020
  • 195
  • 4
  • 05.10.2020
  • 178
  • 0

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Подростковый возраст — важнейшая фаза становления личности»

  • Курс повышения квалификации «Основы туризма и гостеприимства»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере»

  • Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»

  • Курс повышения квалификации «История и философия науки в условиях реализации ФГОС ВО»

  • Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»

  • Курс повышения квалификации «Правовое регулирование рекламной и PR-деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Страхование и актуарные расчеты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гостиничный менеджмент: организация управления текущей деятельностью»

  • Курс профессиональной переподготовки «Техническая диагностика и контроль технического состояния автотранспортных средств»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Ошибка при синтаксическом анализе пакета андроид как исправить на самсунге
  • Человеку как найти мотивацию
  • Как найти солдата вов по фото
  • Как найти настройки анимации в презентации
  • Как составить свой дизайн проект квартиры

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии