Как найти кульминацию в истории

Сюжетная линия: завязка, развитие, кульминация, развязка

Каждая история состоит из элементов: завязка, кульминация, развязка. Распространенная ошибка начинающих писателей – неполная или сломанная сюжетная линия в их произведениях. Такие работы скучны и непонятны. Чтобы выстроить захватывающий внимание сюжет, надо уметь жонглировать элементами. Попробуем научиться этому вместе.

Редактор,
куратор блога Band

Что такое сюжет художественного произведения

Сразу разведем понятия фабула и сюжет.

Фабула – это то что произошло, события в хронологической последовательности.

Сюжет произведения

это то, в какой последовательности автор рассказывает о событии. Сюжет – цепочка действий, причинно-следственных связей. Причем хронологическая последовательность в сюжете может быть нарушена.

Традиционно композиция произведения состоит из экспозиции, завязки, развития, кульминации и развязки.

Например, сказка про колобка.

Фабула: самоуверенный и беспечный Колобок преодолевает ряд препятствий, но попадается на уловку лисы и погибает.

Сюжет: Жили-были Дед да Бабка (экспозиция), состряпали они Колобка (завязка), Колобок сбежал и встретил на своем пути зайца, волка, медведя (развитие), Колобок встретил лису и после льстивых манипуляций запрыгнул к ней на нос (кульминация), Колобка съели (развязка).

Подписаться на полезные материалы, бесплатные лекции и скидки

Нет законов, обязывающих авторов включать те или иные элементы сюжета в свою историю. Что-то можно опускать, что-то менять местами.

Существует несколько традиционных сюжетных схем. Все они похожи, но включают разное количество элементов.

Рассмотрим три схемы: Пирамиду Фрейтага, восьмипунктовую дугу и классическую схему из нашего примера с Колобком.

Пирамида Фрайтага и Восьмипунктовая дуга

Пирамида Фрейтага разработана писателем Густавом Фрейтагом. В центре пирамиды – кульминация, которую поддерживают все остальные элементы истории.

Восьмипунктовая дуга – самая развернутая сюжетная схема, включает:

1. Стазис, т.е. начальное состояние, что было ДО старта событий.

2. Первый импульс – запускающее событие, что-то, что влияет на решение героя двигаться к цели.

3. Цель – собственно намерение героя, возникшее после импульса. Цели могут меняться в процессе, но каждый раз новая цель должна быть сильнее прежней.

4. Неожиданность – событие, которое меняет течение повествования, становится поворотной точкой. Оно может быть как негативным (препятствие, испытание), так и позитивным (внезапная помощь).

5. Решающий выбор – герой попадает в ситуацию выбора после случившейся неожиданности.

6. Кульминационный пункт (климакс) – самый острый момент истории, здесь герой достигает или лишается цели в результате совершенного выбора.

7. Поворот – что происходит с героем после кульминации, как он меняется, в каком направлении поворачивает.

8. Развязка – итоги, мораль, заключение, послесловие.

Классическая структура художественного произведения и советы по созданию её элементов

Разберем её по элементам сюжета:

Экспозиция – все, что вы сообщаете читателю о героях до начала событий: кто они, в какой локации находятся, в каком положении. Экспозиция может быть прямой (в начале книги, до завязки) или задержанной (данные вводятся после завязки), или обратной (в конце книги).

В «Унесенных ветром» прямая экспозиция. Маргарет Митчел знакомит нас с миром героев на пикнике у О’Хара, показывает героев, их образ жизни. Действие начинается позже.

А вот «Черновик Лукьяненко иллюстрирует задержанную экспозицию. Книга начинается с действия, завязки (герой с первых страниц оказывается в сложной ситуации), что интригует. А позже уже автор постепенно вводит информацию о герое.

Иллюстрацией к обратной экспозиции может быть фильм Игра в кальмара». Лишь в финале фильма раскрывается история игрока №001, выясняется, кто он, и некоторые моменты из фильма, таким образом, начинают восприниматься совсем иначе.

Дадим только парочку советов авторам:

– Читатель не обязан знать о герое всё с первых строк, не перегружайте экспозицию.

– Если экспозиция прямая, то она должна быть увлекательной. Частая ошибка неопытных авторов – долгое, скучное введение, с целью сразу прояснить все нюансы мира героя.

Завязка – запускающее событие. Что-то что провоцирует конфликт, становится поводом для движения героя.

Яркий пример завязки – все тот же «Черновик Лукьяненко. Герой внезапно сталкивается со странной ситуацией – в его квартире оказывается прописан другой человек, внезапно поменялся ремонт и мебель, его собака его не узнает. Что происходит? И что делать?

Рекомендации по работе над завязкой:

– Она должна быть яркой, цепляющей, интригующей. Именно в этот момент читатель решает – продолжить чтение или отложить книгу. Не затягивайте завязку по времени.

– Доводите ситуацию в завязке до апогея. Она должна быть безвыходной, шокирующей, пугающей. Чтобы хотелось узнать – как же герой из неё выйдет.

На курсе

«Как писать прозу»

разбираем приемы по созданию живых персонажей, написанию сильных диалогов и сюжетов, от которых читатель забывает дышать.

Развитие – самый длинный элемент сюжета. Здесь герой преодолевает преграды на пути к цели, находит друзей и врагов. Напряжение по ходу движения должно нарастать, пока не перейдет в кульминацию.

Фильм «Побег из Шоушенка» содержит увлекательное развитие событий. Главный герой поочередно справляется с несколькими (казалось бы безвыходными) трудностями, находит друзей, но авторы подкидывают и подкидывают ему новые проблемы.

– Градус напряжения в развитии должен постоянно подниматься. Каждое следующее препятствие должно быть все сложнее, ставки должны быть выше. Как в сказке про Ивана Царевича и Серого Волка. Сначала яблочки молодильные, а под финал девицу заморскую.

– Не пускайте развитие на самотек. Лучше заранее продумать план приключений» героя в тезисах.

Кульминация – момент наивысшего напряжения, пик конфликта. Кульминация – это не финал, не обязательно здесь раскрывать все интриги. Но это момент, когда сердце читателя разрывается и кажется, что хуже быть уже не может.

Все в том же «Побеге из Шоушенка» кульминацией становится исчезновение Дюфрейна из камеры. Нам еще не известно где он и что с ним, есть лишь страшное предположение о самоубийстве. Есть напряжение и любопытство.

– Кульминационный момент не может длиться долго. Это всегда острый, краткий, яркий эпизод.

– После кульминации герои меняются, их жизнь не может быть прежней. Заложите это в план.

– В кульминации сталкиваются главный герой (протагонист) и его злейший враг (антагонист).

Если в сюжете отсутствует кульминация, то история теряет остроту. Так пишутся лирические произведения, хроники, личные заметки. В них нет конфликта, просто повествование. Беллетристика же подразумевает напряжение и его разрешение. Поэтому не теряйте кульминацию в своих работах, четко её идентифицируйте и усильте.

Развязка – закрытие конфликта. Все точки расставлены, злодеи наказаны.

Опять обратимся к «Побегу из Шоушенка», ибо сюжетная линия там выстроена по классической схеме. Развязка в фильме занимает пару минут, показывающих несколько месяцев жизни героев и все последствия предшествующих событий: арест начальника охраны, самоубийство начальника тюрьмы, жизнь сокамерников и их воспоминания о Дюфрейне и, конечно, действия самого Дюфрейна – кем он стал, что получил.

Иногда авторы не пишут развязку, заканчивая работу на кульминационном моменте. И тогда это открытый финал, читатель сам додумывает, чем все закончилось. И многие этого не любят. Поэтому десять раз подумайте, прежде чем выбрать открытый финал.

Если же вы пишете серию книг или книгу с продолжением, то позаботьтесь о промежуточном финале. Хотя бы один из конфликтов должен быть закрыт, оставляя ощущение завершенности.

Послесловие (эпилог) – необязательная часть, в которой можно рассказать, как сложилась жизнь героев после всех описанных событий. Он дает ощущение полной завершенности.

Дюфрейн встречает своего друга Реда на морском побережье. Мы понимаем, что у них обоих теперь все будет хорошо.

Часто эпилог используют в произведениях, основанных на исторических/реальных событиях. В нем рассказывается, что случилось с героями дальше, кто и когда умер, чего еще добился.

В эпилог можно заложить «затравку для продолжения.

Описанная сюжетная схема отлично встраивается в роман и повесть. В рассказе, вероятно, придется использовать сокращенные варианты. Писательство – это прежде всего творчество, поэтому экспериментируйте.

Больше знаний и приемов для писателей вы получите на литературных мастерских. Каждый курс сопровождается профессиональными редакторами, которые будут работать с вами и вашими текстами.

Мечтаете стать писателем?

Учитесь у лучших современных авторов – Гузель Яхина, Галина Юзефович, Алексей Иванов, Линор Горалик и других.

В школе БЭНД более 20 программ для авторов с разными запросами и разным уровнем опыта: нужны оригинальные посты для блога и нативный сторителлинг? Хотите написать серию рассказов и опубликовать их в толстом журнале? Всегда мечтали о крупной форме – романе или детской книге? BAND поможет найти свой уникальный авторский голос и выйти на писательскую орбиту.

Без внутренней драматургии не будет художественного произведения. У каждого литературного творения есть своя структура, позволяющая удержать внимание публики и направить его в необходимое русло. Самая яркая точка действия — кульминация. Именно тогда происходит тот решающий рывок, который подводит к логическому завершению все назревшие конфликты. Его характеризует наивысшее напряжение читательского внимания.

Что такое кульминация?

В каждом литературном произведении есть стадии развития действия: 

  • Экспозиция — время, место и быт героя перед началом действия, описание его жизни; 
  • Завязка — событие, которое послужило началом возникновением конфликта; определяет все последующее развитие действия; 
  • Кульминация — вершина всей истории, момент предельного обострения конфликта. После кульминации действие идет на спад, приближая нас к развязке. В произведениях с множеством сюжетных линий может быть не одна, а несколько кульминаций. 
  • Развязка — заключительный эпизод в развитии действия, разрешение конфликта или возможные пути его разрешения (трагические или благополучные развязки). 
  • Эпилог — рассказ о том, что было после истории, о дальнейшей жизни персонажей. 

В основе сюжета лежит конфликт. Это столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и жизненных принципов, пружина развития любой истории. Пожалуй, это один из основных элементов драматургии. Не будет конфликта — не будет развития истории. Конфликтные ситуации возникают не только в отношениях между героями. Противоречия могут быть между героем и обществом, а также и во внутренней борьбе героя с самим с собой. От определения конфликтной ситуации зависит и развитие всего дальнейшего действия. 

Можно выделить следующие виды конфликтов: разрешимый (“Преступление и наказание” Ф. М. Достоевский); неразрешимый (“Гроза”, А. Н. Островский); явный (“Отцы и дети” И. С. Тургенев) ; скрытый (“Господин из Сан-Франциско” И. Бунин); внешний (столкновения двух героев, добра и зла), (“Мастер и Маргарита” М. А. Булгаков) внутренний (герой борется со своими демонами) ( “Герой нашего времени”, М. Ю. Лермонтов).

Вот определение кульминации — наивысшая точка напряжения, обострение конфликта между героями, без нее ничего не получится. Сначала автор произведения знакомит нас с героями, потом мы постепенно погружаемся в жизнь героев, их переживания, проблемы, как внутренние, так и внешние, их быт, взаимоотношения друг с другом. Действие развивается, мы все больше переживаем за героев, следим за поворотами судьбы и их душевным миром. И когда наступает вершина конфликта, мы хотим, чтобы у героев все получилось, они добились успеха, победили зло, выжили. 

Иногда в произведении, например в романе, несколько сюжетных линий, несколько конфликтных ситуаций, значит, не одна кульминация. Поэтому определять кульминацию можно, рассматривая определенную сюжетную линию в произведении. 

Главные черты

Как определить кульминацию? В какой-то момент развитие действия достигает такой точки, где все сюжетные линии объединяются, когда конфликт достигает пика. Есть характерные особенности, которые помогают найти кульминацию: 

  • основные сюжетные линии объединяются в одной точке; 
  • ускоряется ритм развития события; 
  • эмоциональное напряжение достигает своего предела; 
  • интересы всех персонажей сводятся к общему событию. 

Читатель чувствует, когда идет нарастание конфликта, действия. Например, в пьесе Островского “Гроза” кульминационный момент — это признание Катерины в содеянном, а именно в измене мужу, и в это же самое время раздается удар грома. А потом действие идет на спад, приближая нас к развязке и разрешению конфликта. 

Примеры

Можно привести и другие примеры кульминации из произведении художественной литературы. 

Кульминация в романе в стихах А. С. Пушкина “Евгений Онегин” происходит во время дуэли Онегина и Ленского. Онегин мог все исправить, но выстрелил первым и убил друга. Ленский так и не смог сделать своего первого выстрела. 

«Вмешался старый дуэлист;
Он зол, он сплетник, он речист…
Конечно, быть должно презренье
Ценой его забавных слов,
Но шепот, хохотня глупцов…»
И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир!

Сложный с несколькими сюжетными линиями роман М. Булгакова “Мастер и Маргарита” имеет несколько кульминаций. Например, бал сатаны. Это тот самый момент, где Маргарита ради Мастера продает душу сатане. 

Рассматривая сюжетную линию Иешуа и Пилата, можно определить кульминацию — это распятие проповедника. А вот Мастер заканчивает свои отношения с героями романа тогда, когда отпускает Пилата на волю.

Наивысшая точка напряжения в романе Сомерсета Моэма «Театр» — это момент, когда Джулия Ламберт растоптала бездарную актрису Эвис Крайтон. Джулия отомстила ей и как актрисе, и как женщине. Роджер обвиняет мать в притворстве, а Джулия, наоборот, приходит к выводу, что только актеры реальны в этом мире, “все люди — наше сырье”. 

Кульминацией романа П. Зюскинда “Парфюмер” можно считать момент создания долгожданного, божественного запаха духов. Герой шел к этому всю свою жизнь, способ достижения цели страшный — запахи он собирал с убитых им же девушек. Кульминационный момент в конце повествования, а за ним следует развязка — герой наказан: за восхитительный запах созданных им духов его растерзали каннибалы. 

Таким образом, кульминационные моменты, определяющие наивысшую точку развития сюжета, необходимы в любом произведении. Именно в этот момент действие достигает наивысшего напряжения, разрешение конфликта далее развивается в определенном, заданном автором направлении. Теперь Вы знаете, как найти кульминацию в произведении?

Автор: Екатерина Грушевская

В литературе есть множество терминов, с которыми обязательно нужно ознакомиться школьникам, ведь они являются частью школьной программы и могут понадобиться при выполнении каких-либо заданий в литературе и не только. Одним из обязательных для изучения терминов является кульминация – она есть в каждом произведении, поэтому знать о ней и уметь распознавать кульминацию должен каждый.

Итак, что такое кульминация в литературе? Кульминация в литературе – это момент наивысшего напряжения в каком-либо художественном произведении, разгар или пик основных событий в произведении, которое можно поделить на три основные части.

Именно в кульминации мы наблюдаем достижение наивысшего накала конфликта, эта часть произведения заряжает читателя самыми сильными эмоциями. Кульминационный момент требует от читателя самого максимального внимания, он представляет собой гремучую смесь, состоящую из напряжения и динамики, накала страстей и, возможно, загадок, которые вскоре приоткроют завесу тайны.

Как найти кульминацию?

Найти кульминацию в художественном произведении несложно. Попробуйте отыскать в своём любимом произведении тот момент, где отчётливо показывается главная проблема и основные пути её решения – это и будет кульминация произведения.

Примеры кульминаций

В произведении «Горе от ума» А.С. Грибоедова к кульминации относится последняя сцена (перед финальным монологом Чацкого и его отъездом), в которой мы наблюдаем притворство Молчалина по отношению к Софье, а Чацкий узнает, что сплетне о сумасшествии он обязан Софье. Стоит учитывать, что в крупных произведениях может быть сразу несколько кульминаций.

Вместе со статьёй «Что такое кульминация в литературе?» читают:

Что такое аллегория в литературе?

Что такое гипербола в литературе?

Что такое олицетворение в литературе?

Оценить:

Загрузка…

Поделиться с друзьями:

Есть книги, закрыв которые читатель долго не может прийти в себя. Так происходит, когда кульминация удалась — она настолько потрясающая, что захватывает дух. Такие истории редкость. Их помнят десятилетиями или даже столетиями.

Написать головокружительную кульминацию непросто. Здесь будут кстати советы от более опытных авторов. И то успех не гарантирован! Как всегда в литературе, знание лишь половина дела. Остальное решает трудолюбие и везение.

Где разместить?

Кульминация может размещаться везде, начиная с середины произведения. Но лучше всего ей быть в конце книги. Ведь это момент, когда окупаются все старания читателя и его интерес к рассказываемой истории. Удовлетворение прочитанным — то, с чем он должен остаться после прочтения последней страницы.

Лишь к концу произведения, особенно если речь идёт о романе, все сюжетные элементы сводятся воедино. На их пересечении уместно разместить кульминационную точку. После неё следует финальная часть (несколько заключительных глав).

Но самое интересное, что по-настоящему запоминающаяся кульминация должна занимать буквально несколько последних страниц.

Поэтому важно учесть базовые принципы:

  • нельзя затягивать концовку;
  • самая напряженная точка в повествовании всегда только одна.

Нельзя затягивать!

Не важно, где располагается кульминация — чуть дальше или ближе к финалу. За нею неизбежно следует эмоциональный спад, вся история будто скатывается с горки — замедляется темп, гаснут эмоции. Поэтому каждое последующее предложение будет казаться читателю менее интересным, чем предыдущее. А дополнительная информация лишь разбавит общее впечатление от кульминационного момента — эффект окажется хуже, чем ожидалось автором.

Поэтому лучший выход — взорвать мозг (поразить, удивить, шокировать), а затем по-быстрому свернуть повествование. Но здесь страдает авторское эго! Ведь писатель не успевает завершить линии всех персонажей и написать приличный эпилог. Ему кажется, что он не профессионален.

Однако факт остается фактом — чем меньше событий втиснуто после кульминации, тем ярче эмоциональная реакция у читателей.

Как можно схитрить? Изначально продумать сюжет так, чтобы было понятно безо всяких дополнительных пояснений, что же произойдет с персонажами после пиковой точки истории. Если характеры персонажей полностью раскрыты, нетрудно представить, как они отреагируют на то или иное событие, что почувствуют!

Читатель самостоятельно представит себе все подробности концовки, при этом не забывая о самых острых эмоциональных впечатлениях от кульминации.

Кульминация всегда одна

Самый экстремальный момент в произведении и есть кульминация. Поэтому финальный пик всегда будет самым крутым в повествовании. Здесь не бывает двух равнозначных по эмоциональному накалу вершин.

Хороший финал всегда резкий, неожиданный, способный потрясти читателя (даже если ему не нравится такой итог истории).

Иногда между кульминационным моментом и завершением истории находится всего два-три абзаца, как в финале серии романов «Автостопом по Галактике» Дугласа Адамса. И это прекрасно! Такого завершения истории и такой кульминации поклонники не забудут.

Эффект кульминации — что это?

Кульминационного пика ближе к финалу можно достичь двумя способами:

1)Ошарашить неожиданностью, укладывающейся в логику сюжета. Это как в фильме показать медленно приближающийся из-за поворота автомобиль, который и собьет счастливого героя в финале. Намеки на шокирующий финал разбросаны по всему произведению как подсказки читателю, но при этом он все равно находится в неведении до самого конца.

2)Заставить напряженно ожидать развязки, используя принципы саспенса. Эмоциональное напряжение нарастает у читателя по ходу всего повествования. И когда он сбрасывает его в момент кульминации, все переживания будут сконцентрированы именно в этой точке повествования. Один единственный момент врежется в память, делая историю незабываемой. Читатель получит все ответы, утолив беспокойство двумя-тремя последними страницами книги.

Читать:

Саспенс как инструмент работы с сюжетом

Главное действовать с умом!

Любой из перечисленных приемов может как привести к успеху, так и быть катастрофическим для произведения.

Умение распрощаться с читателями на эмоциональном пике истории большое мастерство. Если они чего-то не поймут в конце, уйдут разочарованными. То есть, здесь от успеха до провала всего один маленький шаг — тонкая грань между переизбытком финальных пояснений и яркой, ничем не обремененной кульминацией.

Кроме того, не во всех историях кульминация уместна в финале. Если её сделать здесь ещё и неожиданной, она будет выглядеть неуместной, слепленной кое-как, наспех.

Поэтому каждому автору нужна практика, желание учиться и немножечко риска. Зато освоив искусство потрясающей кульминации или точнее кульминационного финала, можно писать книги из разряда тех, что удовлетворённые читатели охотно рекомендуют своим друзьям и знакомым.

Источник: На основании статьи Роберта Вуда. Спасибо автору!

За счет каких приемов можно создать сильную кульминационную сцену, которая понравится всем зрителям.

  • Максимальная удаленность от начала

  • Самые высокие ставки

  • Меньше всего шансов

  • Наивысшее напряжение

Кульминация – это момент наивысшего драматического напряжения в художественном произведении. При просмотре любого по-настоящему качественного фильма именно кульминация становится для зрителя максимально сильным, эмоциональным и запоминающимся моментом. Кульминации любят все. Многие именитые режиссеры в своих интервью признавались, что приступали к работе над фильмом, только из-за того что ярко видели какой крутой в этом кино может быть кульминация.

Но как именно создать по-настоящему мощную кульминацию? Именно об этом мы сегодня и поговорим. Вот несколько основных моментов, на которые нужно ориентироваться автору.

Максимальная удаленность от начала

Это не значит удаленность по времени. В данном случае имеется в виду максимальная удаленность по эмоциональному и смысловому заряду.

Любой сюжет – это путь, по которому двигается герой попутно либо меняясь сам, либо меняя мир вокруг себя. Чем сложнее и напряженней этот путь, чем больше он несет изменений, тем ярче будут восприниматься действия в кульминационной сцене.

Например, в «Дне Сурка», кульминацией является последний день, который персонаж Билла Мюррея  Фил провел во временной петле. И насколько же он отличался от самого первого. А если вспомнить с каким трудом Фил даже в мелочах менял заранее прописанный сценарий этого злополучного дня, мы сразу понимаем чего ему стоил этот последний день. Ведь взять хотя бы маленькую сцену с воровством мешков с деньгами из инкассаторской машины. Сколько раз филу пришлось пережить этот момент, чтобы посекундно запомнить все действия охранников и точно выверить свои движения, чтобы просто подойти и забрать деньги незамеченным?

А сколько подобных усилий должно было уйти, чтобы исправить весь день? Разумеется, при просмотре мало кто осмысленно задумывается над этим моментом, но подспудно каждый зритель видит и даже физически ощущает, насколько кульминация удалена от начала и каким сложным был пройденный путь.

Самые высокие ставки

В любой истории герой должен чем-то рисковать. Что-то должно стоять на кону. Какая-то ставка, которую он потеряет при проигрыше.

Эта ставка в идеале должна проявляться еще в начале фильма и сохраняться в подвешенном состоянии до самого конца. Но если вы как сценарист метите в высшую лигу, по мере развития сюжета ставка должна постоянно увеличиваться. До самой кульминации. Именно в кульминации проигрыш героя должен означать самые большие потери.

Такое развитие может происходить за счет увеличения масштабов изначальной ставки. А может за счет наслоения и добавления новых ставок.

В качестве примера первого случая можно вспомнить кульминацию «Крепкого орешка». Опасность угрожает жене Джона Маклейна на протяжении всего фильма. Но только перед финалом Ханс Грубер узнает, что Холли важна для этого чокнутого босого полицейского, который весь вечер портит его планы. И поэтому именно в кульминации мы в первый раз видим, как к голове девушки приставлен пистолет. Уровень опасности для нее в этот момент в разы выше, чем в любой другой сцене фильма.

Ставка одна и та же, но ее масштаб увеличен.

В качестве примера второго варианта развития ставки, можно вспомнить четвертый эпизод «Звездных войн». Изначально ставкой Люка Скайокера была жизнь принцессы, которая в случае его проигрыша так и осталась бы в плену. Но в кульминации, к этой ставке присоединяется другая, более глобальная: угроза всей Галактике. Люк узнает, что пока у Империи есть Звезда Смерти, никто, в том числе и спасенная им принцесса не будет в безопасности.

Это новая ставка, которая буквально поглощает изначальную.

И опять же, на кону эта ставка появляется только в самой кульминации. Люку и его друзьям надо во что бы то ни стало прорваться к шахте реактора. Иначе второго шанса им не дадут.

Так что, работая над своими историями, старайтесь выстраивать их так, чтобы именно к кульминации у героя на кону оказывалась самая большая ставка за фильм. Зрители это точно оценят.

Меньше всего шансов

Еще один прием, который замечательно дополняет предыдущий. Именно в кульминации у героя должно быть меньше всего шансов на победу. Сочетание гигантской ставки и кажущейся минимальной вероятности на победу не может оставить зрителей равнодушными.

В доказательство можно привести монументальную кульминацию «Мстителей. Финал». Халк, Ракета, Воитель, Человек-муравей и даже Соколиный глаз погребены под завалами штаба. Тор и Железный человек без сознания. Капитан Америка избит. У него раздроблена рука, а ногу проткнули мечом. От щита остался жалкий огрызок.

И именно в этот момент Танос дает своим войскам команду высадиться на землю. Время замирает. На огромном поле боя, одинокий и маленький Капитан Америка стоит напротив разношерстной многотысячной армии.

Какие тут могут быть шансы на победу?

Именно поэтому этот момент так тянется. Именно поэтому армия Таноса не нападает. Чтобы дать прочувствовать зрителю всю безысходность момента. 

А потом через наушник Кэпа, сквозь треск пробивается голос…

На ютубе лежат десятки роликов с реакцией зрителей в кинотеатрах на этом моменте. Видя это в первый раз, зал просто взрывается криками и аплодисментами. Именно так и должна действовать на людей по-настоящему крутая кульминация.

Именно чтобы снизить шансы на победу крепкому орешку в финале оставляют всего две пули. Именно поэтому в «Короле льве» Симба в какой-то момент, точно так же висит над пропастью, как и его отец. А Шрам также возвышается над ним. Именно поэтому в «Пиратах Карибского моря» Барбосса в кульминации протыкает Капитана Джека Воробья саблей…

И каждый раз публика в восторге.

Хотите таких же оваций? Пусть зритель хотя бы на секунду подумает, что у вашего героя нет никаких шансов победить.

Наивысшее напряжение

В самом определении кульминации сказано, что это момент наивысшего напряжения. И это напряжение должно быть во всем. Самые яркие эмоции, самые высокие ставки. 

Самое высокое напряжение героя. Самое большое его усилие по достижению цели. Самое сложное действие.

Победа не должна быть максимально сложной. И она должна свершиться благодаря усилию героя, а ни в коем случае не прийти извне.

Давайте еще раз вернемся к «Мстителям. Финал». Мы оставили Кэпа одного против армии в момент, когда он услышал в наушнике голос воскресшего друга. После этого позади капитана начинают появляться порталы и из них выходит целая армия Мстителей и их друзей.

А теперь давайте представим, что первым делом эта новая армия супергероев всем скопом бросается на Таноса и просто толпой забивает его до смерти. Их там столько, что едва ли каждый успеет по разу ударить. Стала бы такая развязка достойным завершением истории длиной в два десятка полнометражных фильмов?

Конечно, нет. Ведь это было бы слишком легко. И не потребовало бы ни от одного из главных героев каких-либо усилий. К счастью вместо такого маловразуметельного конца мы увидели очередное превознеможение Тони Старка. Никто из смертных не может  напрямую справиться даже с одним камнем бесконечности. Для взаимодействия с ними смертным нужны приспособления: амулет, скипетр, сфера. А Тони Старк смог управиться со всеми шестью. Пусть на секунду и ценой своей жизни. Но смог.

Наивысшее напряжение достойное столь тщательно выстроенной кульминации.

К сожалению и начинающие авторы, и что хуже уже состоявшиеся сценаристы, очень часто нарушают это правило кульминации. Например, неплохо начинающийся фильм «Иллюзия обмана», в кульминации полностью теряет все заработанные у зрителей очки. Мало того, что последняя треть сюжета изобилует логическими дырами и не свойственными началу фильма глупостями, так еще и герои-фокусники в итоге оказываются настолько умными, что все усилия антагониста пропадают зря. Он просто ничего не может им противопоставить, они обыгрывают его как ребенка. Разве можно получить удовольствие от такой кульминации?

Какой из этого можно сделать вывод? Обязательно заставьте своего героя как следует попотеть ради победы. Чем труднее ему будет, тем лучше.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как найти работу в слониме
  • Как найти категорию лицензий
  • Как найти объем по молям
  • Как исправить сданный отчет сзв тд
  • Как составить план график закупок по 44 фз в еис

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии