Как найти крутизну ската на карте

Крутизна
ската определяется

по шкале заложений или глазомерно. Для
определения крутизны ската по шкале
заложений необходимо отмерить циркулем,
линейкой или полоской бумаги отрезок
между двумя смежными основными или
утолщенными горизонталями, приложить
его к шкале и прочитать число градусов
у основания шкалы. Крутизну ската между
смежными утолщенными горизонталями
определяют по шкале, соответствующей
пятикратному сечению.

При
глазомерном определении крутизны ската
оценивают в миллиметрах заложение Д
(промежуток между основными горизонталями)
и определяют крутизну 
(в градусах) по формуле
.

Этот
способ применим при высоте сечения
рельефа на картах масштаба 1:25 000 — 5м;
1:50 000 — 10 м; 1:100000—20 м; 1:200000 — 40 м

Наиболее
точно крутизну ската можно определить
по формуле

,

где:
h

высота
сечения рельефа, м;

d

расстояние
между двумя смежными горизонталями, м.

Мерой
крутизны может также служить уклон i,
выраженный
в процентах (%) или в промилле (0/00
— тысячных долях) заложения.

Вычисления
ведут в первом случае по формуле: —
;

а
во втором случае по формуле: —
,

где
h
соответствует превышению на расстояние
d.

Вопрос 3: Измерение расстояний по карте

Масштаб
карты

— степень уменьшения линяй на карте
относительно соответствующих им линий
на местности (точнее их горизонтальных
проложений). При измерении расстоянии
по карте пользуются численным, линейным
или поперечным масштабом.

1:50000

в
1 сантиметре 500 метров

м.
1000 500 0 1 2 км

1650 м.

Рис.
2.
Численный
и линейный масштабы, помещаемые на карте

Численный
масштаб (рис. 2) — масштаб карты, выраженный
дробью, числитель которой — единица, а
знаменатель — число, показывающее, во
сколько раз уменьшены на карте линии
местности. Чем меньше знаменатель
масштаба, тем крупнее масштаб карты.
Ниже численного масштаба на картах
указывается величина масштаба —
расстояние на местности (в метрах или
километрах), соответствующее одному
сантиметру карты (величина масштаба в
метрах равна знаменателю численного
масштаба без двух последних нулей).

При
определении расстояния с помощью
численного масштаба линия на карте
измеряется линейкой, и полученный
результат в сантиметрах умножается на
величину масштаба.

Линейный
масштаб

— графическое выражение численного
масштаба, представляет собой шкалу, на
которой деления соответствуют определенным
расстояниям на местности. По линейному
масштабу можно измерять или откладывать
на карте расстояния с помощью
циркуля-измерителя или линейки. На рис.
2 отложенное расстояние равно 1650 м

Вставить
рисунок №3(12)!

Поперечный
масштаб—график

(обычно на металлической пластинке) для
измерения и откладывания расстояний
на карте с предельной графической
точностью (0,1 мм)

Стандартный
(нормальный) поперечный масштаб (рис.3)
имеет большие деления, равные 2 см, малые
деления (слева от нуля), равные 2 мм, и
отрезки между вертикальной и наклонной
линиями, равные по первой горизонтальной
линии 0,2 мм, по второй— 0,4 мм, по третьей—0,6
мм и т.д. С помощью стандартного поперечного
масштаба можно измерять и откладывать
расстояния на карте любого (метрического)
масштаба Отсчет расстояния по поперечному
масштабу состоит из суммы отсчета на
основании графика и отсчета отрезка
между нулевой вертикальной и наклонной
линиями На рис 12 расстояние между
точками А
и В
при масштабе карты 1 :50 000 равно 2750 м (2
км+700 м+50 м), а при масштабе 1:100000 — 5500 м
(4 км+1400 м+100 м).

Измерение
расстояний циркулем-измерителем.

При измерении расстояния по прямой
линии иглы циркуля измерителя устанавливают
на начальную и конечную точки, затем,
не изменяя раствора циркуля измерителя,
по линейному или поперечному масштабу
отсчитывают расстояние. В том случае,
когда раствор циркуля-измерителя
превышает длину линейного или поперечного
масштаба, целое число километров
определяют по квадратам координатной
сетки, а остаток — обычным порядком по
масштабу.

Ломаные
линии удобно измерять путем последовательного
наращивания раствора циркуля-измерителя
прямолинейными отрезками, как показано
на рис 13,а.

Расстояния
по извилистым линиям измеряют
последовательным отложением шага
циркуля измерителя (рис 13,6). Величина
шага зависит от степени извилистости
линий, но, как правило, берется равной
1 см. Для исключения систематической
ошибки длину шага циркуля измерителя,
определенную по масштабу или линейке,
следует проверять измерением линии
километровой сетки длиной 6-8 см.

Измерение
расстояний

курвиметром. Вращением колесика стрелку
курвиметра устанавливают на нулевое
деление, а затем прокатывают колесико
по измеряемой линии слева направо или
Снизу вверх; полученный отсчет в
сантиметрах умножают на величину
масштаба данной карты.

Поправки
в расстояния, измеренные по извилистым
линиям
(по дорогам). Длина (протяженность)
маршрута, измеренная по карте, всегда
несколько меньше ее действительной
длины, так как на карте невозможно
изобразить все извилины и повороты
дорог. Кроме того, на карте измеряется
не кривая линия, а хорды отдельных
участков этой кривой. Увеличение
протяженности маршрута за счет неровностей
местности незначительное коэффициент
увеличения
при угле наклона 12° составляет 1,02.

В
табл.2
приведены коэффициенты увеличения
протяженности маршрута, измеренного
по карте.

Таблица
№2

Характер
местности и дорог

Коэффициент
для карт масштаба

1:50000

1:100000

1:20000

1:500000

Местность
равнинная, дороги прямолинейные

1,0

1.0

1,05

1,05

Местность
холмистая, дороги извилистые

1,05

1.1

1,15

1.2

Местность
горная, дороги сильноизвилистые

1,15

1.2

1,25

1.3

При
коэффициенте 1,1 шаг (раствор) циркуля
измерителя вместо 1 см берется равным
9 мм, а при коэффициенте 1.2 — 8 мм.

Точность
измерения расстояний по

карте зависит от многих факторов: ошибки
измерения, зависящей от используемого
прибора и аккуратности работы с ним;

погрешностей
карты, неизбежных при ее составлении и
печатании, ошибки из-за помятости и
деформации бумаги.

Средняя
ошибка измерения прямолинейных отрезков
с помощью циркуля-измерителя и поперечного
масштаба с учетом других факторов
колеблется в пределах 0,5—1 мм в масштабе
карты.

Средняя
ошибка измерения протяженности маршрута
по карте циркулем-измерителем или
курвиметром зависит главным образом
от извилистости дорог, по которым
проходит маршрут, и составляет примерно
2% его протяженности при прямолинейных
дорогах и 5%—при извилистых дорогах,
типичных для горной местности.

Соседние файлы в папке рм ВТ т 2 з 1 2

  • #
  • #

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРУТИЗНЫ СКАТОВ

Наиболее распространенный способ определения крутизны скатов — по шкале заложений, помещаемой в южной части листа карты. Этот способ заключается в том, что для нахождения крутизны ската на каком-либо участке дороги с помощью полоски бумаги или циркуля измеряют расстояние между горизонталями, проходящими через те точки, крутизна ската между которыми определяется. Отмеченное на полоске бумаги или же обозначенное раствором циркуля расстояние (на рис. 20 оно обозначено утолщенной полоской) переносят на шкалу заложений.

Тогда у основания шкалы можно прочитать величину крутизны ската. Так, на нашем рисунке крутизна ската между двумя смежными горизонталями, отмеченными черточкой, оказалась равной 4°.

После определения крутизны ската по карте можно решить, учитывая возможности своих средств передвижения, условия погоды и время года, преодолим или нет данный участок местности, лежащий на маршруте движения.

Для точного определения крутизны ската существует формула

h
tg α = ——
d

где а — угол в градусах, обозначающий критузну ската;

h — относительное превышение точек, расположенных на скате, крутизна которого определяется;

d — расстояние между точками, снятое с карты.

В приведенной формуле величины h и d должны быть в одних и тех же единицах измерения (обычно в метрах).

Определение крутизны ската между точками А и Б по разности их абсолютных высот

Пример. Требуется определить крутизну ската по дороге между пунктами А и Б, имеющимися на карте. На рисунке положение точек А и Б карты изображено в виде проекции на вертикальную плоскость, рассекающую скат.

Решение. По горизонталям (отметкам) карты определяем абсолютные высоты точек А и Б. Пусть они соответственно равны 110 и 230 м. Расстояние между ними (АБ1 = d), измеренное по карте, оказалось равным 600 м. Превышение между точками А и Б будет равно h= 230-110=120 м. Тогда , откуда (по специальной таблице значений тангенсов углов) находим крутизну ската а = 11,5°.

С помощью топографической карты можно решить очень много практических задач, не выходя на местность. По топографической карте можно определить : масштаб данной карты, расстояние между любыми местными предметами, размеры любой площади, крутизну скатов, высоты любых точек местности, взаимное превышение точек, видимость точек, количество деревьев в лесу, количество воды в реке и многое другое. 

Как определить масштаб топографической карты, измерить по ней расстояние, определить площадь, определить крутизну скатов.

Обычно на каждой топографической карте дается линейный, численный и текстовой масштаб. Но как быть, если по той или другой причине его не оказалось? Опытный специалист по внешнему виду топографической карты может сразу назвать ее масштаб. Если же вы этого сделать не можете, то следует прибегнуть к следующим способам.

Определение масштаба топографической карты по километровой сетке.

Ее сторона соответствует определенному количеству сантиметров. Если это расстояние равно 2 см, то масштаб карты в 1 см — 500 метров, то есть 1 :50000. Если 4 см, то масштаб карты соответственно будет 1 : 25 000.

Определение масштаба топографической карты по длине дуги меридиана.

Для того чтобы пользоваться этим способом, нужно твердо помнить, что однагеографическая минута по меридиану равна примерно 2 км (точнее 1,85). Подписи градусов и минут имеются на карте, и кроме того, каждая минута выделена шашечкой. Так, например, на рисунке ниже длина одной минуты равна примерно 4 см. Это значит, что масштаб данной карты будет 1:50 000.

Как определить масштаб топографической карты, измерить по ней расстояние, определить площадь, определить крутизну скатов.

Как измерить расстояние по топографической карте.

Чтобы определитьрасстояние между двумя точками, вначале измеряют это расстояние на карте, а затем, пользуясь численным или линейным масштабом карты, определяют действительное значение этого расстояния на местности. Если требуется определить расстояние не по прямой, а по извилистой дороге, пользуются специальным прибором — курвиметром.

Как определить масштаб топографической карты, измерить по ней расстояние, определить площадь, определить крутизну скатов.

Это прибор для измерения длины кривых линий. Основанием курвиметра служит колесико, длина окружности которого известна. Вращение колесика передается на стрелку, поворачивающуюся по круговой шкале. Зная число оборотов колесика, катящегося по измеряемой линии, легко определить и ее длину.

Как измерить площадь по топографической карте.

Измерение площади геометрическим способом.

Измеряемая площадь разбивается на сеть треугольников, квадратов, трапеции, площади которых вычисляются по известным формулам. Сумма площадей известных фигур даст общую площадь, заключенную в контуре.

Измерение площади с помощью сетки квадратов.

Очень удобно определять площадь при помощи миллиметровой сетки, которую наносят на прозрачную бумагу или пленку. Такую сетку прикладывают на контур карты и подсчитывают число квадратных миллиметров. Зная, чему равен 1 мм2 топографической карты на местности (для масштаба 1:100 000 — 1 мм2 равен гектару, то есть 100 X 100 м), легко определить площадь на карте.

Как определить крутизну скатов по топографической карте.

Расстояние между горизонталями, так называемое заложение, показывает крутизну ската. Основные способы определения крутизны скатов по топографической карте следующие.

Как определить крутизну скатов по шкале заложений топографической карты.

Обычно для определения крутизны скатов на полях топографической карты помещается чертеж — шкала заложений. Вдоль нижнего основания этой шкалы указаны цифры, которые обозначают крутизну скатов в градусах. На перпендикулярах к основанию отложены соответствующие величины заложений в масштабе карты.

Как определить масштаб топографической карты, измерить по ней расстояние, определить площадь, определить крутизну скатов.

В левой части шкала заложений построена для основной высоты сечения, в правой — при пятикратной высоте сечения. Для определения крутизны ската, например, между точками а-в, надо взять циркулем это расстояние и отложить на шкале заложений и прочитать крутизну ската — 3,5 градуса.

Если же требуется определятькрутизну ската между горизонталями утолщенными n-m, то это расстояние надо отложить на правой шкале и крутизна ската в данном случае будет равна 10 градусов.

Как определить крутизну скатов вычислением.

Измерив по карте заложение d и зная высоту сечения h, крутизну ската а можно определить по формуле: а = h/d. Где а — крутизна ската в градусах, d — расстояние между двумя смежными горизонталями в миллиметрах.

Как определить крутизну скатов с помощью линейки или на глаз.

На советскихтопографических картах стандартная высота сечения для каждого масштаба установлена такой, что заложению в 1 см соответствует крутизна около 1 градуса. Из вышеприведенной формулы видно, что во сколько раз заложение меньше одного сантиметра, во столько раз крутизна ската больше одного градуса. Отсюда следует, что заложению в 1 мм соответствует крутизна 10 градусов, заложению в 2 мм — 5 градусов, заложению в 5 мм — 2 градуса и так далее.

По материалам книги «Карта и компас мои друзья».
Клименко А.И.

Определение по карте крутизны скатов

Рельеф на топографических картах изображается кривыми замкнутыми линиями, соединяющими точки местности с одинаковыми абсолютными высотами, которые называются горизонталями.

Направления понижения скатов определяются:

— по указателям скатов на горизонталях (бергштрихам), которые своими свободными концами направлены в сторону понижения ската;

— путем сравнения отметок высот;

— по подписи отметок горизонталей (верх цифры смотрит в сторону повышения высот, низ — понижения);

— по водоемам, т.е. высоты всегда понижаются к элементам гидрографии.

Крутизна ската представляет собой угол, образованный наклонной поверхностью ската и горизонтальной плоскостью. Она обычно измеряется в градусах и является основным показателем проходимости техники и допустимой скорости движения. Так, скаты крутизной до 20° могут преодолеваться колесной техникой, до 30° – гусеничной, свыше 30° – практически недоступны для колесных и гусеничных машин.

Крутизна ската на карте определяется по расстоянию между двумя сплошными соседними горизонталями, называемым заложением. Чем ближе друг к другу на карте расположены горизонтали, тем скат круче; чем больше расстояние между двумя соседними горизонталями, тем скат более пологий. Свойство горизонталей передавать крутизну ската позволяет изобразить на карте его форму.

По форме скаты могут быть ровные, вогнутые, выпуклые и волнистые. Условия наблюдения и ведения огня наиболее благоприятны на ровных и вогнутых скатах, неблагоприятные – на выпуклых и волнистых.

На топографических картах 1:25 000, 1:50 000 и 1:100 000 основная высота сечения рельефа подобрана таким образом, что заложению между основными горизонталями в 1 см соответствует крутизна ската 1,2°. Отсюда следует, что заложению в 1 мм соответствует крутизна ската 12°, заложению в 2 мм – 6° (округленно 5°), заложению в 5 мм – 2,4° (округленно 2°) и т.д.

Более точно крутизна ската определяется с помощью специального графика, который называется шкалой заложений и помещается в легенде карты. В основании шкалы подписаны цифры, обозначающие крутизну скатов в градусах. На перпендикулярах к основанию отложены соответствующие им заложения. Шкала заложений дается для двух высот сечений: одна — для заложений между основными горизонталями, другая — для заложений между утолщенными горизонталями (рис.8.37).

Для определения крутизны ската измеряют расстояние между двумя сплошными соседними горизонталями в нужном направлении и откладывают его так, как показано на рисунке.

Рис. 8. 37. Определение крутизны скатов по шкале заложений

Отсчет внизу по шкале против отложенного отрезка укажет крутизну ската в градусах. На крутых скатах, особенно в горной местности, где горизонтали располагаются близко одна от другой, крутизну ската удобнее определять по утолщенным горизонталям. Крутизну ската определяют в таком случае по правой части шкалы. В указанных примерах отрезку аб соответствует крутизна ската 3,5°, а пт – 10°.

Определение крутизны ската на топографической карте. Как определить крутизну ската

С картой в руках

Расстояние между горизонталями, так называемое заложение, показывает крутизну ската. Чем ближе друг к другу на карте расположены горизонтали, тем скат круче; чем больше расстояние между двумя соседними горизонталями, тем скат положе. Рассмотрим основные способы определения крутизны ската.

Вычислением. Измерив по карте заложение d и зная высоту сечения h, можно найти крутизну ската а по формуле

Эту формулу можно преобразовать, сделав некоторые допуски. Получится простая зависимость, справедливая для карт любого масштаба со стандартным сечением рельефа

a= 12/d,

где а — крутизна ската в градусах,

d — расстояние между двумя смежными горизонталями в миллиметрах.

С помощью линейки или на глаз. На топографических картах СССР стандартная высота сечения для каждого масштаба установлена такой, что заложению в 1 см соответствует крутизна около Г. В приведенной выше формуле существует обратная зависимость между заложением d и крутизной а. Поэтому можно вывести следующее правило: во сколько раз заложение меньше (или больше) одного сантиметра, во столько раз крутизна ската больше (или меньше) одного градуса. Отсюда следует, что заложению в 1 мм соответствует крутизна ската 10°, заложению в 2 мм — 5°, заложению в 5 мм—2° и т. д. Это правило позволяет определять крутизну скатов как по линейке с миллиметровыми делениями, так и на глаз.

Направление, форма и крутизна скатов. Определение крутизны скатов.

Скат – это наклонная поверхность форм рельефа. Наиболее важным в тактическом отношении элементом каждой неровности являются скаты, т.е. образующие ее боковые поверхности. К основным характеристикам скатов, определяющим их тактические свойства, относятся:

– крутизна, т. е. угол наклона ската к горизонтальной плоскости,

– высота – превышение высшей точки ската над низшей,

– длина – протяженность ската.

Направление, по которому расстояние от верхней точки ската до его подошвы является кратчайшим, называется направлением ската, а проекция ската на горизонтальную плоскость – его заложением.

Крутизна скатов обычно измеряется в градусной мере и является основным показателем их доступности (проходимости). Классификация скатов по крутизне и примерные данные, характеризующие их доступность, приведены в таблице.

Наименование скатов Крутизна Преодолимость подъемов при твердом грунте
Пологие До 10° Для грузовых автомобилей с прицепом.
Средней крутизны 10° – 20° Для колесных легковых и грузовых (без прицепов) автомобилей.
Крутые 20° – 30° Для автомобилей повышенной проходимости, тракторов и тягачей: без прицепов – до 300, с прицепом – до 250.
Большой крутизны 30° – 40° Для танков и БМП – до 300 – 350, а при коротких подъемах (до 10 м) – до 400.
Очень крутые 40° – 60° Для небольших подразделений (одиночных сотрудников).
Обрывистые Свыше 60° Для натренированных сотрудников со специальным снаряжением.

Тактически важное значение, особенно в отношении влияния на условия наблюдения, ведения огня и защиты от него, имеет форма скатов, т.е. их начертание профиль. По этому признаку скаты подразделяют на: ровные, вогнутые, выпуклые и волнистые.

Ровный скат на всем протяжении имеет одинаковую крутизну; он весь хорошо просматривается и простреливается огнем из стрелкового оружия как со стороны гребня, так и со стороны подошвы.

Вогнутый скат круче к вершине и положе к подошве; в отношении обзора и обстрела он обладает в основном теми же свойствами, что и ровный скат.

Выпуклый скат, наоборот, положе к вершине и круче к подошве; его нижняя часть не просматривается и не простреливается настильным огнем с гребня, а верхняя часть – со стороны подошвы.

Волнистый скат представляет собой сочетание скатов различной формы; в профиль он имеет вид извилистой линии. Разновидностью волнистого ската является ступенчатый скат. Такие скаты свойственны главным образом горному рельефу. Они отличаются значительной крутизной отдельных участков и резкими перегибами, образующими уступы. При организации наблюдения на этом скате необходимо тщательно выбирать место, так как с вершины ската местность у подошвы просматриваться не будет. Волнистый скат может иметь участки всех трех форм скатов.

Формы скатов определяются по взаимному расположению горизонталей на скате. Если скат ровный, то горизонтали располагаются на равных расстояниях одна от другой. При вогнутом скате горизонтали чаще, расположены к вершине. При изображении выпуклого ската горизонтали чаще расположены к подошве.

Составление карты крутизны склонов

Рельеф является решающим фактором в развитии эрозионных процес­сов. Учет рельефа при землеустройстве в районах водной эрозии имеет большое значение. В целях полного и всестороннего учета рельефа при под­готовительных работах составляется карта крутизны склонов.

На картах и планах рельеф местности изображается горизонталями. Горизонталями, или изогипсами

,
называют линии на карте, соединяющие точки с одинаковыми высотами.
Из определения горизонталей вытекают следующие их свойства:

• горизонтали — это замкнутые кривые линии, своими начертаниями обозначают формы рельефа местности;

• все точки, лежащие на одной горизонтали, имеют одинаковую высоту на местности;

• горизонтали не пересекаются между собой;

• чем меньше расстояние между горизонталями на карте данного мас­штаба, тем круче скат на местности;

• на склонах одинаковой крутизны заложения одинаковы;

• по заложению можно определить крутизну ската.

По карте и плану с горизонталями достаточно просто устанавливается

направление ската в любом месте, а так как знание направления ската очень важно для практических целей (при решении различных задач землеустрой­ства территории, проведении комплекса противоэрозионных и других мелио­ративных сельскохозяйственных мероприятий), то горизонтали нужно при­знать весьма ценным способом изображения неровностей местности.

В случае, когда горизонтали не параллельны одна, другой, направление ската выразится кривой линией. Так на рис. 6, линия ската be — кривая, линия fg также несколько искривлена, а линию ската mn можно считать прямой.

Прямое производственно-хозяйственное значение рельефа разнообраз­но. От рельефа в значительной степени зависит:

— производительность работы сельскохозяйственных машин, орудий и. транспорта;

— им обусловливается характер мероприятий по борьбе с эрозией почв;

— он имеет важнейшее значение при проектировании и освоении ороси­тельных и осушительных мелиоративных систем;

— влияет на сроки проведения сельскохозяйственных работ и т.п.

Поэтому при территориальных почвенных исследованиях рельеф дол­жен изучаться и учитываться с достаточной полнотой и детальностью, соот­ветственно установленному масштабу почвенной съемки. Важнейшим элементом форм рельефа являются склоны.

Склонаминазываются участки земной поверхности, образующие тот или иной угол с горизонтальной плоскостью.

Рис. 6. Направление ската

При почвенно-картографических работах для характеристики склонов принимают во внимание:

• во-первых, экспозицию, т.е. обращенность по отношению к странам света;

• во-вторых, склоны характеризуются по их крутизне, т.е. по уклону.

Экспозиция (от лат. expositio- выставление напоказ) склонов — ориен­тировка склонов по отношению к странам света и к соответственно направ­ленным в пространстве процессам, прежде всего господствующим ветрам. Склоны, открытые ветру, называются ветреными, находящиеся в ветровой тени — подветренными.

При проведении почвенных исследований различают восемь экспози­ций склонов (северная, северо-восточная, восточная) или же удвоенное число их, соответствующее основным румбам (экспозиция северная, северо-северо-восточная, северо-восточная и т.д.)

Таблица 1 – Характеристика склонов в зависимости от величины

Уклонов

№ п/п Склоны Уклон
1 Очень пологие (слабонаклонные равнины) менее 3°
2 Пологие (наклонные равнины) 3 – 5°
3 Слабопокатые 3 – 10°
4 Покатые 10 – 15°
4 Сильнопокатые 15 – 20°
5 Крутые 20 – 45°
6 Обрывистые более 45°

Данные таблицы 1 необходимо учитывать при проведении землеустроительных мероприятий на территории любого конкретного хозяйства.

Составление карты крутизны склонов начинается с установления интервалов величины уклонов, которые зависят от степени выраженности рельефа, типа почв, их механического состава, степени смытости и других условий. В связи с этим для разных зон и районов интервалы уклонов могут быть различными.

до 1° от 8° до 10°

от 1° до 3° от 10° до 15°

от 3° до 5° от 20° до 45°

от 5° до 8° свыше 45°

Рекомендуется выделить следующие контуры крутизны склонов на карте (град):

Карта крутизны склонов составляется на копии плана землепользова­ния с горизонталями. Определение земельных массивов с одинаковыми ин­тервалами крутизны выполняется с помощью измерителя, линейки или па­летки. Для этого на измерителе устанавливается величина заложения, соот­ветствующая верхнему пределу уклона первого интервала.

Для масштаба 1:10000 и сечения рельефа через 2,5 м эта величина ин­тервалов углов наклона составит:

1° – 1,43 см 8° – 0,18 см

3° – 0,48 см 10° – 0,14 см

5° – 0,29 см 15° – 0,09 см

При составлении карты крутизны склонов можно использовать также прозрачную палетку с отверстиями разных диаметров, соответствующих ве­личинам заложения разных уклонов.

Палетка строится следующим образом. На прозрачной плотной основе прочерчивается вертикальная линия и на ней радиусами, соответствующими половине величины заложения для каждой выделенной крутизны проводятся окружности, которые далее вырезаются. Так для крутизны 1° заложение бу­дет равно 1,43 см в масштабе 1:10000, радиус соответственно равен d /2=.0,72 см. Общий вид палетки для определения крутизны приведен на рис. 7.

Рис. 7. Палетка для определения крутизны склонов

Край отверстия палетки требуемой крутизны устанавливается касательно к горизонтали и затем ведется вдоль нее, пока противоположный край отверстия не коснется соседней горизонтали. Это положение будет соответ­ствовать границе участка с определенным уклоном или крутизной.

Работу удобнее начинать с мест, где горизонтали проходят наиболее часто.

При определении контуров с различной крутизной могут быть три слу­чая:

а) если соседние горизонтали на карте касаются окружности палетки заданной крутизны, то угол не изменяется;

б) если соседние горизонтали ушли за окружность палетки заданной крутизны, то угол уменьшился;

в) если соседние горизонтали ушли внутрь окружности палетки задан­ной крутизны, то угол увеличился.

В двух последних случаях (б, в) необходимо сменить окружность па­летки. В случае б — увеличить окружность палетки, в случав в — уменьшить окружность.

В точках пересечения горизонтали и окружности на палетке следует провести границу контура территории заданной крутизны (рис.8).

Рис. 8. Проведение границ территорий с заданной крутизной.

Границы между участками с различной крутизной склона оформляются синей тушью, а на самих участках стрелкой указывается направление склона и его крутизна в градусах (рис. 9), также оформленные синей тушью.

Рис. 9. Фрагмент оформления карты крутизны склонов

В результате проведения работ должна быть составлена и оформлена карта крутизны склонов, в соответствии с вышеуказанными требованиями.

Затем вычисляются площади земельных участков, с разной крутизной склонов. Все участки с одинаковой крутизной нумеруются и их площади подсчитываются с помощью палетки вычисления площадей и записываются в таблицу 2.

Таблица 2 – Характеристика угодий по крутизне

контура

Вид

угодья

Площадь

контура, га

Площадь контуров по крутизне
до 1° 1 — 3° 3 — 5° 5 — 8° 8 — 10° св. 10°
Итого

Там же подсчитываете» суммарная площадь участков с одинаковой крутизной.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как найти вид придаточной части
  • Как найти домашнее задание на рэш
  • Как составить общую приблизительную смету
  • Как найти своего друга в пинтерест
  • Как найти лагу под деревянным полом

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии