Саморазвитие
В поисках кадра: 5 советов, как делать красивые фотографии
30 августа 2016
6 366 просмотров
В соцсетях больше 80 миллионов фотографий. Книга «В поисках кадра» рассказывает о творческом подходе к фотографированию. Примите эти советы к сведению, чтобы ваши снимки выделялись на фоне остальных.
1. Силуэт — самая чистая из всех форм
Форма важнее фигуры, текстуры или узора: именно по ней люди обычно опознают предметы. Вам может казаться, что вы вдыхаете аромат благоухающей розы, но пока не увидите форму растения, вы не убедитесь в этом. Вы слышите по радио сексуальный голос, но не уверены, обладает ли говорящий привлекательными формами: ведь вы его не видите.
Силуэт — самая чистая из всех форм, поэтому неудивительно, что фотосъемка силуэтов так популярна. Двумерные тени и силуэты, пожалуй, лучше всего определяют форму.
2. Мозг мгновенно распознает порядок и беспорядок
Мозг, этот удивительный механизм, мгновенно распознает порядок и еще быстрее — беспорядок. На отсутствие порядка в композиции мозг реагирует одним из двух способов:
- воспринимает кадр как скучный, безжизненный, невнятный, незавершенный;
- видит фотографию хаотичной, лишенной гармонии, раздражающей.
Ваш мозг поспешно заключает, что вам удалось сфокусироваться на нужном объекте, забывая напомнить, что до нажатия кнопки стоит посмотреть левее, правее, выше и ниже объекта, убедившись, что вы не впустили в кадр «незваных гостей».
Чаще всего в появлении незваных гостей виновата спешка фотографа. Подумайте, что важно для кадра? Что вы хотите показать — порядок или беспорядок?
Уберите из кадра лишнее, руками или используйте зум ногами.
3. Используйте ноги в качестве зума
Большинство композиций требует от фотографа физических перемещений в пространстве, чтобы добиться гармоничной расстановки элементов кадра: взять левее или правее, выше или ниже, приблизиться или отодвинуться. Выбор композиции всегда субъективен, поскольку все мы видим по-разному.
Посчитав, что ваша композиция идеальна, и убедившись, что в кадре нет ничего лишнего, нажмите на кнопку, но потом сделайте два шага в сторону объекта съемки и сфотографируйте его снова. Вы с удивлением обнаружите, что эти два шага сделали композицию куда привлекательнее.
4. Делайте фотографии на рассвете
Цвет дневного освещения варьирует в зависимости от времени суток и погоды. Полуденное солнце дает жесткий белый свет. Учитывая направленность сверху и бесцветность такого освещения, вы едва ли запечатлеете композицию, полную эмоций. Вот почему многие опытные фотографы предпочитают снимать рано утром.
В хорошую погоду перед рассветом безоблачное небо окрашивается в холодные оттенки синего и пурпурного или розовые и красные тона. Всё меняется с пробуждением солнца, когда его теплый свет раскрашивает предметы спереди и сбоку оттенками оранжевого и золотого.
Вопреки расхожему мнению понятие удачной композиции существует не только в изобразительном искусстве. Когда всё течет ровно, «композиция» жизни в гармонии. А всякая гармония — сочетание определенного количества спокойствия с определенным количеством напряжения. Напряжение представляет собой ощущение движения — как физического (например, на изображении ребенка, бегущего по цветочному полю), так и умозрительного (например, изогнутая линия грунтовой дороги).
Фотограф запечатлел девушку, пока та приближалась к сильной струе воды, идущей изо рта разных людей, чьи портреты поочередно проецируются на обелископодобные башни из стеклоблоков. Деление на равные части в этом снимке придает композиции равновесие, а застывшее движение девушки, означающее, что она в пути, добавляет снимку напряжения.
Боковое освещение особенно эффектно, потому что создает напряжение игрой света и тени. Оно возможно, когда солнце сбоку от вас и объекта съемки. Такой свет создает тени, которые придают композиции удивительную глубину и подчеркивают фактуры.
По материалам книги «В поисках кадра».
Фото обложки поста — @julia_batirova.
«На прошлой неделе была отличная погода! Я видел Сашины кадры в Фейсбуке — свет был шикарный! А вот сегодня вообще нечего снимать. Не повезло…»
Знакомый ход рассуждений? Я слышал это тысячи раз. Более того, я сам так рассуждал, когда только начинал снимать. Разве можно снять что-то крутое в серый пасмурный день без малейших намеков на красочный закат?
Ну… конечно! Более того, фактор погоды можно совсем не учитывать в своих планах. Неважно, хорошей она будет или плохой. Интересные кадры можно найти и в том, и в другом случае. Они будут разными…, очень разными. Но они точно будут.
Последние лет пять я никогда не возвращаюсь из фотопутешествий без интересных снимков. Каждый день съемок приносит мне минимум один хороший кадр. А в большинстве случаев даже больше: от 2 до 10. Эти снимки затем набирают лайки в соцсетях, их покупают люди в виде отпечатков и дизайнеры для своих проектов. Сегодня я поделюсь с вами системой, которая поможет вам добиваться того же результата.
Что мешает находить хорошие кадры?
Прежде, чем начать думать о композиции и настройках камеры, нам нужно понять, что вообще мы будем снимать. Нужна причина достать камеру из сумки. Без нее фотографии не будет. Вот с этой причиной практически у всех есть сложности. Ее мало кто может объяснить.
«Я просто чувствую, что это красиво».
«Я делаю много разных дублей, а дома долго выбираю, какой кадр лучше».
«Тут все вокруг так красиво! Можно просто снимать все подряд».
«Я снимаю интуитивно. Если мне что-то нравится, значит нужно это сфотографировать».
Такой подход неплох, если находишься в идеально красивом месте. Перед тобой супер-вид и думать о том, что снимать, не нужно. Все очевидно. Однако, в этом мышлении есть много скрытых опасностей.
- Вы начинаете думать, что впечатляющие кадры можно сделать только в самых красивых местах планеты.
- Даже добравшись до супер-вида, вы делаете всего-лишь еще один кадр этого места. До вас практически идентичный снимок сделали тысячи фотографов со всего света.
- Чтобы сделать уникальный кадр, вы видите только одно решение — найти красивое место, в котором до вас мало кто бывал. Обычно это труднодоступный или очень дорогой вариант.
- Самое плохое: вы перестаете видеть другие возможности, не связанные с поиском места. А они есть. Эти возможности — фотографические. О них — чуть позже.
Чем плох интуитивный подход? Он делает нас зависимыми от обстоятельств. От места, от погоды, от миллиона других факторов. Его логика такая: у нас получается впечатляющий кадр только если все вокруг впечатляющее. Мы стоим на краю Гранд Каньона, на нас надвигается шторм или все небо, вдруг, полыхнуло яркими закатными красками где-нибудь в Гималаях.
Но, что делать, если мы не можем часто путешествовать в идеальные места? Что делать, если погода не радует красочными рассветами? Что делать, если все, что нам доступно — это пару выходных дней в месте, недалеко от дома? Можно ли делать впечатляющие кадры в таких ситуациях?
Конечно! Для этого я уже много лет использую прием, который называю «Техника семи элементов». Сейчас я объясню.
Для начала давайте развернем проблему таким образом, чтобы ее можно было решить. Мы не будем говорить о том, как поймать красивый закат или как точно предсказать день, в который стоит идти за красивыми туманами. Все эти вещи станут для нас просто обстоятельствами, не более. Они не будут влиять на то, найдем мы хороший кадр или нет. Для этого нужно перестать говорить о том, что нам неподвластно и подумать о другом.
Из чего получаются сильные кадры?
Когда мы говорим о фотографии, мы используем слово «поиск»: поиск кадра. И правда, мы приходим на место съемки и тут-же начинаем что-то искать. Что именно? Деревья, горы, цветы? Всегда по-разному. Вещей, которые могут попасть нам в кадр слишком много. Оттого мы теряемся, не понимаем, что же мы ищем. Нам кажется, что это должно быть что-то эдакое, необычное, сногсшибательное или даже заумное, не для всех. Так что же мы ищем?
Чтобы перестать надеяться на удачу и избавиться от боязни не увидеть что-то интересное, нам нужен список. Точный перечень того, что действительно нужно искать. Из чего может получиться отличный кадр.
Такой список есть. В нем всего семь пунктов. А это значит, что понять, запомнить и использовать его будет несложно. То, о чем пойдет речь ниже, я назвал «техникой семи элементов». Это система, которая помогает смотреть на пейзаж фотографическим взглядом и позволяет находить интересные кадры даже не в самых впечатляющих местах. Давайте разбираться, как она работает.
Когда мы говорим о списке элементов, в голове появляется перечень объектов, из которых можно построить кадр. Что-то типа: дорога, река, дерево, водопад и т.д. Но это не наш случай. Таких вещей слишком много, список никогда не будет исчерпывающим и коротким одновременно. Такой подход не годится. Нам вообще не нужно искать деревья или реки. Нет правил, почему нужно снимать это дерево, а не вон то, немного другое.
Несмотря на то, что фотография — это копия окружающего нас мира, воспринимаем мы ее иначе. Мир — объемный, мы воспринимаем его всеми органами чувств. Фотография — плоская картинка, мы воспринимаем ее только глазами. Например, реальная вода на снимке становится всего-лишь изображением воды. Это цветное пятно со своей формой и цветом. Дерево превращается в набор линий. Мы смотрим на плоское изображение, а не на реальный многомерный мир. И это многое меняет.
Нам нужно научиться находить вещи интересные исключительно для глаз. Из них получаются сильные кадры. Это и есть фотографические элементы. Их всего семь. Сначала я кратко расскажу про каждый из них, а затем вы сможете скачать рабочую тетрадь с пошаговым руководством и специальные карточки-шпаргалки, для того, чтобы начать использовать технику семи элементов в ближайшие же выходные.
Семь элементов, которые есть в любой хорошей фотографии
1. Линии
Любое изображение состоит из линий. Когда мы делаем снимок, объекты реального мира превращаются в линии. Наша задача — искать сильные линии, на которые можно опереться при построении кадра. Линии бывают вертикальные, горизонтальные и диагональные. Первые два типа — чаще всего задают ориентацию кадра. Диагонали — создают глубину и направляют взгляд. Вот пара примеров сильных линий.
2. Формы
Окружающие нас объекты внутри фотографии превращаются в формы. Именно здесь находится ответ на вопрос, почему, скажем, лучше снимать именно это дерево, а не какое-то другое. Правильный ответ: «Форма этого дерева кажется мне более интересной, выразительной и гармоничной». Формы идеальны для создания лаконичных графических кадров. Но и в видовой фотографии они часто используются на передних планах.
3. Ритм
В подавляющем большинстве случаев, природа хаотична. В лесу сложно снимать из-за нагромождения веток и стволов. То же самое и на каменистом морском берегу, и среди скал. И тем удивительнее, когда ты, вдруг, видишь как весь этот беспорядок на мгновение становится понятным. Несколько похожих друг на друга деревьев располагаются на одинаковом расстоянии и как бы перекликаются друг с другом. Это ритм. Если вы его встречаете, обязательно делайте о нем фотографию.
4. Свет
О свете можно говорить вечно. Его долго ждут, за ним охотятся. Он бывает очень разным: прямым, рассеянным, сумеречным, теплым, холодным. С использования света для создания впечатляющих кадров начинает большинство людей, увлекающихся пейзажной фотосъемкой. Если вы попадает в необычные световые условия — пора делать кадр!
5. Контраст
Мы всегда реагируем на контраст. Контрастные цвета, контрастное освещение. Помните старые телевизоры с ручками настройки яркости и контраста? Моей любимой ручкой был именно контраст. С ее помощью я делал изображение на экране выразительнее, его было легче воспринимать. Контраст бывает не только визуальным, но и смысловым. Живое и неживое, например, один из самых распространенных вариантов контраста в пейзажной фотографии.
6. Пространство
Пространство — это, пожалуй, самый недооцененный элемент. Я никогда не встречал его в книгах, статьях, обсуждениях. Тем не менее, он работает великолепно. Фотографы часто испытывают проблему с упрощением своих кадров. Они включают в них очень много разных вещей. Из-за этого теряется главное: о чем этот кадр, на что здесь смотреть? Простые кадры — наоборот, понятные и красноречивые. Пространство — это ключ к простым и понятным снимкам.
7. Момент
Думаю, этот элемент не нужно дополнительно объяснять. Если вы его видите, вы сразу понимаете, что пора доставать фотоаппарат. Радуги, залитые красками небеса, полярные сияния, бури — все это мимолетные моменты, запечатлеть которые мечтает любой фотограф.
Почему эта техника работает?
Что общего у всех семи элементов? Они показывают порядок и гармонию там, где мы этого не ожидаем: среди хаоса окружающей нас природы. Мы просто не можем пройти мимо. Беспорядочное переплетение веток, кустов, пестрота текстур и мелких деталей — это то, к чему мы привыкли. Гармония — то, чего мы не ожидаем увидеть. Это всегда восхищает.
Кажется, что эти элементы встречаются не так уж и часто. Ведь мы редко замечаем их в обычной жизни. Однако, если знать, что искать, вдруг оказывается, что нас окружает множество интересных вещей. И теперь мы знаем, что именно нужно искать для создания сильного кадра.
Прелесть этого списка в том, что он короткий. Его легко удержать в голове. Не менее важно, что список конечен. Любой из моих собственных сильных кадров, а также удачные работы других пейзажных фотографов, состоят из одного или нескольких фотографических элементов из списка. Исключений нет.
Это означает, что теперь можно перестать полагаться на удачу: повезет, не повезет. Не нужно больше ломать голову над тем, что же именно нужно искать, каких природных персонажей сделать главными в своих кадрах. Нужно просто искать элементы из списка и снимать кадры про них.
Чтобы показать насколько это круто работает, приведу один пример из своей практики. Как-то мы с группой фотографов пришли на видовую точку в Хибинах. С нее открывался впечатляющий вид на озеро Имандра. Вот только с погодой для съемки заката в тот вечер не повезло. Прилетели плотные тучи, пасмурная погода оставляла мало шансов снять этот вид с необычным светом. Все выглядело примерно так:
Многие расстроились и решили в этот вечер просто сделать разведку, в надежде, что на следующий день им повезет больше. Обычная реакция, если ты не знаком с техникой семи элементов. Почему расстраиваться в этой ситуации неправильно? Потому что в пасмурную погоду мы лишаемся всего двух элементов из семи: свет и момент. Но у нас остается еще целых пять фотографических элементов, из которых может получиться интересный кадр.
Вдумайтесь в это. Мы расстраиваемся и перестаем искать кадры, если теряем всего 28% возможностей. Но, ведь, у нас остается еще целых 72%! Этого разве мало? Да, конечно, тут есть натяжка, считать все цифрами. Тем не менее, это наглядно демонстрирует ситуацию.
Но вернемся к примеру. Конечно, я понимал ситуацию еще до того, как вообще пошел на видовую точку. Несмотря на отсутствие света и благоприятной для эффектных снимков погоды, я все равно пришел в красивое место, чтобы искать там другие снимки. Я не терял время на вздохи о невезении, отвлекся от вида на Имандру и переключиться на поиск линий, форм, ритмов, контрастов и пространства.
Я перестал смотреть вдаль и мыслить широкоугольными видами. Меня интересовали детали, максимально графические, лаконичные. И это сработало! Я увидел красоту, которая меня поразила.
Удивительная форма и контраст живого и мертвого. Я сразу понял, какой кадр хочу, достал камеру, начал работать над снимком. Минут через пять я заметил на себе недоуменный взгляд товарища: я стоял на видовой точке, отвернувшись от направления заката, направив камеру на серую скалу.
В этой истории есть две ключевые вещи.
- Я сделал кадр, который вряд ли получился бы, не знай я о семи элементах, и о том, как их правильно применять.
- Я, не тратил время на расстройство и получал от процесса большое удовольствие.
Что самое классное? Техника семи элементов дает свободу. Я понимаю, что с этим инструментом я вооружен в любом месте при любых обстоятельствах. Могу не ехать за тридевять земель и снимать недалеко от дома. Я также никогда не надеюсь снять что-то конкретное. Стараюсь использовать сильные стороны тех условий, которые есть здесь и сейчас.
Более того, мне даже интереснее снимать в плохую погоду или в не очень фотогеничном месте. Эти, вроде бы, неблагоприятные обстоятельства — шанс для меня найти интересное в простом или, на первый взгляд, скучном и банальном. Это вызов для меня, как для фотографа. И я с радостью его принимаю, зная, что у меня есть отличный инструмент — моя система поиска сильных кадров.
То, что система работает, подтверждается не только личным опытом съемок. Я 5 лет провожу мастер-классы и учу людей находить интересные кадры. А это не просто съемки и лекции. Это еще и разборы и обсуждения снимков. Перед моими глазами прошли тысячи фотографий других людей, в каждой из которых мы находили на основе какого из семи фотографических элементов она построена.
Такая выборка вполне тянет на исследование. И оно показывает, что система работает. Ни разу мы не нашли в ней дыры. Если в кадре есть хотя бы один сильный элемент из списка, он сразу выделяется из массы остальных. Если элементы не просматриваются — кадр проходной.
Как использовать систему на практике?
Понять теорию — это лишь начало пути. Наша задача не рассуждать, а находить классные фотографии. А это означает, что нужен какой-то план действий. Для того, чтобы сгладить переход от теории к практике, я подготовил для вас две вещи.
- Рабочую тетрадь с пошаговым руководством к действию.
- Карточки-шпаргалки, которые можно распечатать или записать в телефон и пользоваться прямо во время съемок.
Они помогут вам не просто прочитать этот материал, а сделать следующий важный шаг — взять камеру и пойти искать интересные фотографии!
Итак, что вам нужно сделать, прежде, чем дочитаете до конца и закроете статью? Всего три вещи.
- Скачайте рабочую тетрадь и карточку-шпаргалку по ссылке:
Скачать тетрадь и карточки - Прочитайте пошаговое руководство, посмотрите примеры, распечатайте карточки на принтере или запишите в смартфон.
- Поставьте напоминание на ближайшие выходные: «Пойти в место, которое мне нравится и найти там хороший кадр при помощи техники семи элементов».
В день, когда напоминание сработает, берите камеру и идите снимать. Не обращайте внимание на погоду, не идеальную фотогеничность выбранного места, лень и другие отвлекающие вещи. Ищите те элементы, которые возможно найти в данный конкретный момент. Сделайте кадры, отберите 1-3 самых интересных для вас и присылайте мне на admin@fotolandscape.com с заголовком «Техника семи элементов». Обсудим!
И да, еще одно. Если техника семи элементов вас вдохновила на новые свершения, поделитесь этой статьей в соцсетях и прямо сейчас напишите в комментариях, что вы собираетесь делать на выходных. 🙂
Как снять классный пейзажный кадр?
Скачайте бесплатную email-книгу о том, как создавать впечатляющие фотографии в любых условиях на ту технику, которая у вас уже есть.
Композиция для начинающих: правила построения гармоничного кадра с примерами
Чтобы делать классные фотографии, нужно разобраться в основах. Сюда входят настройки камеры, ракурсы и схемы света, а также композиция кадра. Последняя отвечает за целостность картинки и помогает выделить важные детали.
Из этой статьи вы узнаете о 20+ правилах построения композиции в фотографии, начиная
с «попсовых» вариантов и заканчивая самыми необычными решениями.
Оглавление:
1. Основные правила построения гармоничного кадра
2. Как исправить композицию на готовой фотографии
3. В заключение
Основные правила построения гармоничного кадра
Фотограф способен запечатлеть обычные вещи так, что они кажутся чем-то невероятным, будь это дворовая кошка или завораживающий закат.
1. Правило третей
Кадр делится на 9 равных частей: 2 линии проводятся по горизонтали, 2 – по вертикали. Между ними образуются точки пересечения. Именно здесь принято располагать объекты.
Рассмотрим правило третей в композиции пейзажа. Горизонт следует разместить на одной из линий – тогда станет понятно, где располагается главная часть изображения. Если вы фотографируете красивые облака, 2/3 кадра должно занимать небо. Вдалеке виднеется дерево? Сместите камеру так, чтобы оно находилось на вертикальном отрезке.
Фотоаппараты и смартфоны содержат готовую сетку. Вам не нужно заниматься расчетами.
Горизонт совпадает с нижней линией, дерево между точками пересечения. Кадр выглядит уравновешенным
2. Золотое сечение
Итальянский математик Фибоначчи обнаружил, что все явления природы подчиняются правилу золотого сечения. Он рассчитал закономерность, в которой каждое последующее число равно сумме двух предыдущих. Эта последовательность выражена в двух формах – сетке и спирали. Правило Фибоначчи прослеживается во многих шедеврах живописи, даже в рисунках Леонардо да Винчи. Например, в портрете Мона Лизы.
Спираль раскручивается, начиная с лица
Оба приема активно используют художники, архитекторы и фотографы. Последние испытывают больше сложностей. Согласно правилу, кадр нужно поделить в пропорции 1:1,618:1. Сделать математические расчеты за пару секунд невозможно. Поэтому для репортажной съемки, где важно поймать момент, стоит выбрать другой способ. Еще можно установить графический редактор и обрезать картинку там.
Линия спирали следует по перилам. Центр не совпадает, т.к. снимок сделан под углом
3. Золотые треугольники
Эта техника отвечает за динамику снимка. Кадр нужно поделить на 4 треугольника. Сначала проведите диагональ – например, из левого нижнего угла в верхний правый. Из оставшихся углов нужно опустить линию перпендикулярно диагонали. Образуются 2 точки пересечения. На них принято располагать объекты – здания, предметы, людей.
Также есть ведущая линия. Она пролегает вдоль диагонали. Пусть это будет тень, отбрасываемая человеком, или проселочная дорога.
Склоны гор параллельны коротким линиям
4. Правило диагоналей
Первое, что приходит на ум – это «Лестница» Александра Родченко. Мы видим женщину
с ребенком на руках, которая поднимается по ступеням. Диагональная композиция усиливает впечатление от снимка. У Родченко блестяще получилось передать динамику действий, и черно-белая пленка приумножила этот эффект.
Кадр сделан сверху, диагональная композиция смотрится динамично
Правило диагоналей в фотографии можно использовать по-разному. В зависимости от наклона линии кадры могут получиться медленными (восходящая – из нижнего левого в верхний правый угол) и быстрыми (нисходящая – из верхнего левого в нижний правый угол). Первые вызывают умиротворение, вторые – странную тревогу. Вы можете поэкспериментировать и убедиться в этом на своем опыте.
Линия проходит через угол дома, параллельно следу самолета
5. Ведущие линии
Классический пример – фото дороги. Линии направляют взгляд зрителя к горизонту. После он замечает небо, деревья и кустарники, крохотные дома.
Линии могут быть прямыми или изогнутыми. Например, в форме зигзага или буквы S.
Они образуют композиционную связь переднего и заднего плана и создают четкий маршрут, который должен пройти наблюдатель.
В природе ведущие линии не так очевидны. Это могут быть крохотные ручейки или склоны гор. Иногда это просто облака или рельеф земли.
Ведущая линия изгибается под углом и следует к солнцу
6. Симметрия
Симметрия тесно ассоциируется с красотой. Кому-то этот прием покажется скучным. Однако нельзя отрицать, что архитектура на таких фото смотрится очень эффектно.
Существует 3 типа симметрии:
- В горизонтальной нижняя часть изображения повторяет верхнюю. Чаще всего это небо или горы, которые отражаются в воде. Ну или глянцевый пол.
- Для съемки людей, животных или вытянутых объектов (мостов, небоскребов и т.д.) кадр условно делят по вертикали. Одна половинка копирует другую (насколько это возможно). Найти человека, у которого одинаковые брови или расположение веснушек, сложно. В данном случае нарушение правил композиции не делает фотографию плохой. В неидеальности есть своя прелесть.
- Последний тип – радиальная. Композиция строится вокруг центральной точки.
Верхняя и нижняя часть снимка являются зеркальными отражениями друг друга
Дерево совпадает с осью симметрии
Композиция расходится от центра пиццы
7. Фрейминг
Рамка придает снимку особую глубину и помогает сконцентрировать внимание зрителя на главном объекте. Складывается впечатление, что фото сделано в двух измерениях.
В качестве рамки выступают различные арки, окна и нависающие ветви деревьев. Контуру необязательно быть замкнутым или четким – его можно оставить в расфокусе.
Говоря о фрейминге, стоит упомянуть виньетку – затемнение или осветление по краям кадра. Она также добавляет объема. Эффект накладывается на этапе редактирования, в программе для обработки RAW. Это занимает не более 10 минут.
Ветки слегка размыты и не перетягивают внимание на себя
8. Треугольники
Ранее мы обсуждали правило, основанное на золотом сечении. Сейчас речь идет о композиции, когда предметы в кадре образуют треугольник. Ее часто используют
для создания эстетичных фуд фотографий.
Каким будет треугольник – равносторонним или прямоугольным – не принципиально. Если вершина повернута кверху, у наблюдателя возникает ощущение устойчивости. Похожее мы испытываем, когда смотрим на египетские пирамиды. Если же она расположена наоборот, появляется чувство, будто картинка вот-вот перевернется.
Вершины треугольника находятся в центре тарелок (и яблока)
9. Игра света и тени
Сильный контраст между светом и темнотой добавляет загадочности. Посредством освещения можно передать форму, объем и текстуру объекта.
Свет бывает направленным или рассеянным. Первый дает резко очерченные, глубокие тени. Вы могли его наблюдать при съемке в солнечную погоду. Профессиональные фотографы предпочитают работать при мягком свете – ранним утром, вечером или в пасмурную погоду. Если такой возможности нет, на помощь придут отражатели.
Тени деревьев увеличивают глубину снимка
10. Заполнение кадра
Правила композиции в фотографии используют для того, чтобы заострить внимание на важных вещах. Заполнение кадра – наиболее радикальный способ. Его применяют в портретной съемке. Мы можем рассмотреть веснушки на лице модели, удивиться, насколько красивые у нее глаза. А еще попробовать угадать, какую эмоцию они выражают.
Этот прием подойдет и для архитектурной съемки. Если облицовка здания содержит множество интересных, но мелких деталей, стоит подойти к нему поближе.
Кадрирование выполняется максимально близко к краю лица
11. Расфокусировка
У этого метода есть 2 интерпретации. Если речь идет о портретах, технически задача фотографа – запечатлеть модель с наиболее выгодной стороны. Теперь представьте, что фигура получилась смазанной. Можно сказать, что снимок безнадежно испорчен, но это не так. Здесь расфокус выступает в роли художественного приема. Играя с резкостью, можно выразить состояния человека, показать одиночество или эмоциональное переживание.
Другие предпочитают размыть задний фон, не оставляя нам выбора, куда смотреть. Этот вариант идеально подходит для рекламы одежды или косметики.
Задний план размыт, но мы легко улавливаем идею. Девушка только проснулась и потягивается в постели
12. Голландский угол
Заваленный горизонт принято считать дефектом. В данном случае он допускается специально. Камера смещается относительно своей оси так, что у человека создается иллюзия, будто он наклонил голову набок. Этот прием особенно хорош в сочетании с правилом диагоналей и ведущими линиями.
Что интересно, голландский угол позаимствовали из кинематографа. Режиссеры используют такой ракурс, чтобы насторожить зрителя.
Странный ракурс добавляет динамики обычным действиям
13. Повторение
Ритм в фотографии – это повторение или чередование элементов композиции. Он может быть статичным (в кадре присутствуют предметы одинакового размера) либо прогрессирующим. В этом случае объекты увеличиваются в геометрической прогрессии. Повторяться может не только форма или размер, но также интервалы и цвет.
Этот прием пользуется популярностью как у перфекционистов, так и у любителей нарушать правила. О нет, один элемент выпал из ряда! Интересно, так было задумано?
Балконы идентичны по конструкции и цвету. Рай для перфекциониста
14. Больше воздуха
Под «воздухом» понимают фон, который не перетягивает на себя внимание. У него нет текстуры, цвет достаточно спокойный. Никаких разноцветных полос и ярких пятен. При этом он необязательно должен быть светлым.
Техника съемки не нуждается в особом объяснении. Если вы делаете фото памятника, сместите объектив так, чтобы на заднем плане находилось небо.
Пустое пространство делает снимок легче
15. Комбинации цветов
Постарайтесь найти кадр, где будут присутствовать комплиментарные оттенки. Они расположены на противоположных концах цветового круга. Подобные комбинации добавят сочности и выразительности. Можно скачать программу для улучшения качества фото и дополнительно поиграть с яркостью и насыщенностью.
Желтый и фиолетовый, бирюзовый и розовый – комплиментарные цвета
16. Правило шансов
Формулировка гласит: изображения, на которых присутствует нечетное количество элементов, воспринимаются нами как более приятные. Глаза невольно притягиваются к объекту, который находится в центре. Поэтому здесь нужно располагать самое важное.
Воссоздать этот композиционный прием в уличной фотографии сложно. Используйте его в предметной и модельной съемке. Так вы сможете найти подходящий реквизит заранее.
Если семья состоит из 3 человек, ребенка лучше поместить в центр
17. Узоры и текстуры
На переднем плане оказывается не здание, а брусчатка, которая ведет к нему. Или барельеф на стене – вы поняли суть. Узоры хочется долго рассматривать. Чтобы картинка смотрелась эффектно, стоит задуматься над освещением. Тень добавить объема и экспрессивности.
Мокрая дорога переливается от света фонарей. Смотрится волшебно
18. Многоплановость
Большинство правил создания выразительного снимка гласят, что нужно сконцентрировать внимание на определенном объекте. Если вы не боитесь сложностей, предлагаем разбить фото на передний, средний и задний план. Вспомните фильмы: когда герои ведут диалог, вокруг них продолжается жизнь. Тем не менее, это ничуть не отвлекает от главной линии.
Такая композиция достигается благодаря широкоугольной оптике и закрытой диафрагме. Главное помнить, что планы не должны перекрывать друг друга.
Мы видим девушку с ноутбуком, бариста и прохожих. Легко угадывается, ради кого устроена фотосессия
19. Глубина резкости
Это диапазон расстояний, в котором предметы воспринимаются как резкие. Его величина зависит от диафрагмы, фокусного расстояния и настроек камеры. Это позволяет расставить акценты на фото. Например, выделить крохотный цветок на фоне тысячи других.
Вряд ли у новичков это получится сделать с первого раза. Придется изучить инструкцию к фотоаппарату и почитать онлайн-учебники.
Цветы в центре выделяются. Можно рассмотреть каждое соцветие
20. Противопоставление
Мощный инструмент, который может вызвать бурю эмоций, от легкой горечи до сильного возмущения. На фото присутствуют 2 объекта, которые резко контрастируют между собой. Черное и белое, бедность и богатство – противопоставление имеет свою философскую идею. Некоторые используют его как средство выражения социальной позиции.
Фотограф запечатлел контраст между районами города
21. Проводка
Этот прием буквально создан для съемки машин и спортивных сцен. Сделать такое фото без практики не получится. Секрет прост: нужно открыть затвор камеры и перемещаться вслед объектом. Вы получите желаемый эффект, если скорости движения будут совпадать.
Все зависит от выдержки. Рекомендуем начать с 1/30 секунды. Помните: чем длиннее выдержка, тем длиннее полосы от проводки.
Проводку снимают в ручном режиме либо на «Приоритете выдержки»
Как исправить композицию на готовой фотографии
Мы разобрали основы композиции в фотографии. Но от ошибок никто не застрахован. Если пропорции кадра неидеальны, поможет ФотоМАСТЕР. В этом редакторе есть готовые сетки: правило третей, диагонали, треугольники, золотое сечение и т.д. Вам не придется высчитывать, где проходит спираль Фибоначчи – она уже построена.
Также есть стандартные форматы (4:3, 5:4, 16:9, квадрат и прочие), в том числе для постов в соцсети. Наконец, вы можете кадрировать изображение вручную.
Нужно поправить композицию на фото? Установите ФотоМАСТЕР!
В заключение
Надеемся, эти примеры композиции вдохновили вас. Однако хочется напомнить, что искусство субъективно и его правила полезно нарушать. Экспериментируя, вы можете найти собственный стиль. Ранее мы упоминали Александра Родченко. Пик активности
этого фотографа пришелся на первую половину 20 века. Десятки лет спустя мы не перестаем восхищаться его профессионализмом.
К тому же, сейчас другие технологии. Вы можете скачать фоторедактор и создать нечто новое, чего не видел мир. Зачем отказываться от преимуществ?
Вам также может быть интересно:
Вы видите картинку будущей фотографии до того, как поднесли видоискатель фотоаппарата к глазам? Лично я, когда приходится много снимать (например, в отпуске), могу представить фото в голове заранее. И, насколько я понял после прочтения различных статей и книг, профессиональные фотографы обладают таким даром. Недавно мне попались на глаза философские рассуждения одного англоговорящего специалиста, в котором он дает совет, как можно развить в себе этот навык. Меня фотоурок настолько впечатлил, что я незамедлительно опробовал полученные рекомендации на практике. Давайте расскажу и покажу, что из этого получилось. Может и вы заинтересуетесь.
Как-то один мой друг рассказывал историю о том, как он вместе со знакомым фотографом шел через луг. Казалось, ничего впечатляющего вокруг не было заметно. Но тут фотолюбитель сказал: «Вот он!» — встал и сделал потрясающий кадр. «Представляешь!» — говорил мне друг: «Там просто поле и пару кустиков. Я бы в жизни не поверил, что можно снять такое красивое фото. А он видит…»
Когда у меня между съемками случаются большие перерывы, я перестаю видеть кадр. Смотрю в видоискатель, но не могу скомпоновать фотографию. Если вы читали мои отчеты о самостоятельных путешествиях, наверняка заметили, что к концу отпуска фотки получаются более красивые, чем в самом начале. Почему? Да потому, что в каждой поездке мы снимаем, в среднем, 1’500 кадров. При чем, каждый вечер мы копируем снимки на ноутбук и просматриваем, анализируем что не так, как данное фото можно было бы улучшить. И постепенно появляется способность: я точно знаю, как будет вышлядеть снимок еще до того, как достал фотоаппарат из фоторюкзака.
<span data-mce-type=»bookmark» style=»display: inline-block; width: 0px; overflow: hidden; line-height: 0;» class=»mce_SELRES_start»></span>
Мне нравится читать статьи и книги на английском языке. Все-таки, в иностранном сегменте Интернета гораздо шире выбор качественной литературы о том, как научиться красиво фотографировать. Так, мне стретилась статья, на которую я ссылался в начале данного фотоурока. Фотограф Рик Келлер (Rick Keller) рассказал об очень эффективном способе, как развивать чувство кадра, навыки построения композиции, используя «рамку кадрирования». Привожу фрагмент его урока фотографии, в моем переводе на русский язык:
Я пришел к выводу, что я не мог ясно написать просто статью, в которой рассказал про мои работы, снятые на пленку, без того, чтобы не описать сначала мой основной подход к фотографии – подход, лежащий в основе классического обучения, формирующий мой созерцательный процесс, объясняющий, как и почему я выбираю ту или иную композицию на снимке и, в конечном счете, определяющий последующий процесс печати фото. Тогда, и только тогда я мог бы чувствовать себя комфортно, посвятив себя написанию статьи о моих пленочных фотографиях. В данном эссе я кратко расскажу историю фундаментальных основ, до сих пор слегка недооцененную, концепцию выбора инструмента.
Сначала позвольте мне окунуться в небольшое философское обсуждение процесса, который многие фотографы в прошлом, настоящем и, надеюсь, будущем рассматривают, как критический шаг в построении снимка, называемый визуализация. Визуализация – не является новой концепцией или технологией фотографии. Фотографы (начинающие, любители и профессионалы) используют ее каждый день, чтобы понимать свою работу и делать ее реальностью, использовать в соответствии с их собственным стилем, того, как они смотрят и интерпретируют мир.
Что такое визуализация фотографии?
Думаю, нет лучшего способа ответить на данный вопрос, чем поделиться серией цитат от, возможно, величайшего мастера фотографии всех времен Ансела Адамса.
«Визуализация – это сознательный процесс проектирования конечного фотографического снимка в голове фотографа перед тем, как сделать первый шаг, фотографируя объект наяву».
«Термин «визуализация» отправляет к целостному эмоционально-ментальному процессу создания фотографии, и она является самой важной концепцией в фотографии».
«Визуализировать изображение (в целом или его часть) означает увидеть его четко в голове перед тем, как нажать кнопку пуск, постоянное воображение от композиции снимка до конечного отпечатка». Визуализация более точно рассматривается, как подход на пути к фотографии…»
«Первый шаг на пути к визуализации и, отсюда, на пути к выразительной интерпретации – это обратить внимание на мир вокруг нас в терминах фотографического изображения. Мы должны исследовать, что лежит перед нашим взглядом, чтобы понять его значимость, сущность, форму, текстуру и взаимосвязь уровней тонов. Мы должны натренировать наши глаза быть более восприимчивыми».
«Я уверен, что лучшие фотографы всех эстетических взглядов «видят» их окончательный снимок каким-то образом перед тем, как снять его, может благодаря сознательной визуализации, а может – благодаря похожему интуитивному опыту».
Дорогие друзья-фотографы, по моему скромному мнению, данные утверждения кратко отражают суть одной из важнейших философий в теории фотографии. Господин Ансел Адамс описал и подробно проинструктировал процесс визуализации. Он считал ее сознательным, интуитивным и эмоциональным процессом, который начинается, как построение художественного образа в голове фотографа, преднамеренно и физически переводит в визуальное и материальное выражение такой конструкции. Несомненно, Адамс, вместе с движением, называемым Группа f/64, сделали многое для превращения фотографии из живописного содержания объекта на фотографической бумаге в модернистскую форму фотографического искусства, характеризуемого подчеркиванием композиции, детализацией, формы и текстуры.
Конечно, в своих книгах Адамс пишет намного больше о том, что такое визуализация и серьезно концентрируется на оценке структуры, формы, и также о технических манипуляциях инструментами печати, конечного продукта визуализации. Уже десятилетия, с тех пор как Адамс положил основу своей философии и помог фундаментально превратить фотографию в настоящее, уважаемое искусство, фотографы продолжают использовать этот подход в соответствии с их системой убеждений, многие даже на осознают, что используют данный метод. Другие, увлеченные фотографы, без сомнений, сопротивляются этому процессу, особенно, делая первые осознанные и осязаемые шаги в переводе изображения из головы на матрицу фотоаппарата, называемый формированием комопзиции.
Как объясняет Адамс в своих книгах, процесс визуализации может даваться легко и непринужденно одним фотолюбителям, а другим, наоборот, потребуются годы тренировок и практики, перед тем, как они смогут им совладть и контролировать его. Процесс осознания и видения изображения в мозгу, распознования и ощущения его физического и/или эмоционального значения, манипулирование физичискими инструментами в процессе достижения фотографом формирования окончательной картинки, представляет собой крайне важный художественный и технический аспект, пронизывающий уроки Адамса и удерживающий историческое и практическое значение в течение 30 лет со дня его смерти.
Как многие из нас уже поняли и согласились, Ансел Адамс был несравненным фотографом-пейзажистом, страстным любителем природы и чемпионом системы национальных парков США. Также он выполнял некоторые превосходные работы в стиле натюрморт и портрет. Данный интерес Адамса к фотографии, его стиль и подходы, процесс визуализации ясно представляют его самого, как страстного фотографа, одного из тех, кто получал удовольствие в стремлении за неторопливым подходом формирования изображения в голове, переводя его в видимое изображение, и далее на печать.
Все это доказывает, что фотограф обладал двумя качествами: видением и чувством кадра. Для тех фотолюбителей, кто не снимает пейзажи, архитектуру, натюрморт или портреты, чей интерес заключается в съемке подвижных объектов, когда нет времени остановиться и задуматься, я аргументирую тем, что чистая концепция визуализации остается релевантной и для ваших случаев, как и для любого другого жанра фотографии.
С тех пор, как 80 лет назад Адамс отправился в свое долгое путешествие в фотографию, в мире произошли значительные социоэкономические и технологические изменния, полностью поменявшие его. По отношению к преимуществам, появившимся в фотографии, Адамс комментировал некоторые из этих изменений и благосклонно о них отзывался, например, об уровне автоматизации камер, о ранних стадиях изобретения цифровых фотоаппаратов, он проявлял интерес и говорил, что за такими нововведениями большое будущее.
За последние 30 лет фотографическая техника совершила большой скачок вперед. Камеры умеют многое. Но, к сожалению, забылись некоторые важные аспекты обучения искусству фотографии. И сейчас, в 2015 году, процесс визуализации снимка играет не меньшую роль, чем во времена пленочного фото. Без навыков перевода своего видения в снимок, создания и анализа композиции, построение осмысленной фотографии невозможно. Надеюсь, что большинство моих товарищей по увлечению, молодых и старых, любителей и профессионалов, приверженцев аналоговой и цифровой техники, согласятся со мною.
В наши дни интересные и впечатляющие преимущества современных фотоаппаратов, технологий производства объективов, могут, как это ни парадоксально, иметь и обратный, негативный эффект на визуализацию. Например, автоматизация (фокусировка, экспозамер, возможность увидеть готовое фото незамедлительно) определенно имеет свои преимущества и применения. Но я рассматриваю ее, как один из примеров случаев, когда «лучшее – враг хорошего» в фотографии (это – тема для другой статьи).
Автоматизация потенциально может блокировать субъективный и креативный психологический настрой и неблагоприятно воздействовать на процесс оценки композиции и создания кадра в голове. Растущая, волнующая тенденция любителей и профессиональных фотографов тратить их ментальную энергию (не говоря уже о с трудом заработанных денежных средствах и накоплениях) на граничащее с безумием обсуждение технических характеристик, как например, скорость автофокуса и его точность, скорость работы микропроцессора, емкость буфера, количество линий на дюйм, MTF-графики, шумы матрицы, пикселизация (список видится бесконечным) выглядит контрпродуктивно, они отвлекают от того, что делает фотографию шедевром.
Сейчас, следуя на поводу у общественности, наметилась тенденция меньше тратить времени, или, что значительно хуже, меньшего интереса к созерцанию, к созданию осмысленной композиции. В наши дни, откроете ли вы фотографический журнал, учебник, посмотрите ли передачу или почитаете специализированные форумы, вы увидите, что почти не обсуждается, о чем думал фотограф, выстраивая свою фотографию, какие законы заставляют работать ту или иную композицию в кадре, как ее можно было бы улучшить. И даже, если такие комментарии встречаются, то очень быстро они скатываются к обсуждению технических настроек при съемке.
Еще раз, я не говорю, что соверменные фотографы не компетентны или они не используют визуализацию повседневно. Опытные, талантливые фотолюбители применяют этот прием каждый день. Проблема, на мой взгляд, в том, что обсуждение любого впечатляющего фото быстро переходит к деталям камеры, которой оно было снято, объектива, примененного при съемке. Но не нужно забывать и о художественном видении кадра, и о влиянии креативности фотографа, навыков композиции, манипуляции светом.
Без понимания фундаментальных основ создания сильной, взаимосвязанной композиции (внутренне распознаваемые формы, их комбинации, порядок расположения, кадрирование, взаимосвязь), фотограф не сможет достичь его целей. И неважно, насколько дорогой и продвинутой камерой он владеет. Перекос в сторону техники наносит ущерб визуализации и тормозит рост навыков фотолюбителя.
Я утверждаю, что самое большое пространство для улучшения качества фотографий лежит в области тренировки видения фото, умения составить композицию. Признаюсь, я сам, в начале своей карьеры, стал жертвой этой «черной дыры», но мне посчастливилось из нее выбраться…
Что же, с таким введением в историю концепции визуализации и кратким обсуждением современных проблем, стоящих перед начинающими фотографами, давайте приступим к обсуждению очень простого, недооценненного и, возможно, забытого инструмента для облегчения визализации, который улучшит ваши навыки композиции. За годы своего увлечения фотографией я пришел к выводу, что выдающийся снимок можно получить, соединив три составляющие: художественное видение, свет и навыки фотографа. Главным образом, я пришел к такому выводу через множество попыток и анализ своих работ, опыт, изучение классических техник, анализирование работ великих мастеров.
Как я попробовал на практике научиться применять визуализацию фотоснимка
Меня статья, примеры снимков так впечатлили, что я сразу же решил поробовать на себе, приемы в ней описанные. Сначала сделал рамку из плотной черной бумаги.
На дворе – 2-е мая 2015 года. Прогуляемся по центру Екатеринбурга с нашим «бумажным фотоаппаратом». Уже с первых кадров мне удалось почувствать всю мощь предлагаемой техники визуализации.
Фото 1. Уроки фотографии для начинающих. Как увидеть красивый кадр
Обычно мы идем, смотрим по сторонам, видим красоту окружающего мира, но передать ее на снимке не так-то просто. И не сразу понятно, что войдет в кадр, будет ли правильной композиция.
Теперь же, я просто вытягиваю вперед руку и вожу рамкой до тех пор, пока не увижу красивый кадр.
Фотография 1а. Рамка визуализации позволяет рассмотреть снимок, выстроить композицию
Вот пейзаж Верх-Исетского пруда в центре Екатеринбурга.
Фото 2. Как научиться фотографировать красиво? Нужно тренировать видение кадра
А вот – способ кадрирования рамкой визуализации.
Фото 2а. Урок фотографии по использовании рамки кадрирования
Поскольку на ветру бумага изнибается, пришлось вернуться домой и усовершенствовать конструкцию. Теперь я взял лист плотного картона (с обложки старой книги) и обмотал его черной изолентой. К слову, размеры моего приспособления: отверстие 11*17 см пропорционально полнокадровой матрице 36*24 мм, ширина рамки – 4 см. Можно использовать белый цвет, но автор статьи советует чёрный, чтобы не отвлекаться от объекта съемки.
Фотография 3. Если вы можете видеть кадр, не используя рамку или пальцы, могу вам позавидовать
Фото 3а. Построение композиции. Визуализация
У подземного перехода на Плотинке, как всегда, старики играют в шахматы.
Фотография 4. Шахматисты у Плотинки. Как научиться фотографировать
Фото 4а. Наверное, предыдущий вариант, все таки, смотрится лучше, поскольку там на снимке передана атмосфера: старики играют в шахматы на воле.
Вот памятник писателю П.П. Бажову, автору сказок про Хозяйку медной горы.
Фото 5. Уроки фотографии для начинающих. Учимся видеть кадр. Памятник Бажову
Фотография 5а. Пример кадрирования
На центральной площади уже поставили кресла для зрителей Парада Победы. Здесь – тот случай, когда оригинал смотрится явно лучше, чем кадрированный вариант. Но ведь так и в обычной жизни фотографа!
6. Ритм в фотографии. Тренируемся видеть кадр.
6а
Сколько себя помню, на площади 1905-го года под памятником Ленину собираются коммунисты. Мечтают вернуть былое.
Фото 7. Компартия. Нужно уметь вычленить главное.
7а
На улице Вайнера можно снять стандартный кадр с витринным персонажем. Жаль, смартфон мой тормозил и не получилось скомпоновать композицию, когда мужчина – слева, модель на весь экран – справа. Я сделал около 20-ти кадров, но так и не попал. Но, задумку вы поняли…
Фотография 8. Курсы фотографов. Рамка визализации позволит выбрать лучший кадр
8а
Вот еще один пример съемки витрины с использованием рамки визуализации.
9. Видите фотографию на этом кадре?
9а. Так кадрировать лучше?
9б
Вообще, пешеходная улица – рай для стрит-фотографии.
10. Стрит-фото на Вайнера
Вы видите кадр на следующем снимке? Я нет…
Фото 11. Уроки фотографии для новичков. Иногда заметить хороший кадр бывает трудно.
Теперь включаем наш картонный фотоаппарат и кадр вырисовывается сам собой.
Фото 11а. Но если потренироваться, то будет легче искать красивые виды для фотографии
Еще одна фотография. Сначала в ней нет никакого смысла.
Фотография 12. Слишком много всего в кадре. Не видна суть…
Но, как только включаем видение кадра, получаем небольшую историю в одном снимке: «Помощь зависимым жертвам полиции».
Фото 12а. Уроки фотографии для новичков. Такой вариант, мне кажется, становится историей в кадре и смотрится интереснее.
Эх, нужно было еще дождаться, когда гаишники остановят этого мотоциклиста.
Как и во многих странах мира, в Екатеринбурге мосты подверглись нападению не совсем нормальных людей.
13. Уроки фотографии для начинающих. Как тренировать видение кадра
13а. Вычленим детали.
А вот, как тренировка видения кадра помогает снять историю соседства старины и модерна.
Фото 14. Если тренировать видение кадра, построение композиции каждый день, результаты не заставят себя ждать.
Фотография 14а. Вариант построения фотокомпозиции
Попробуем усложнить задачу построения снимка. Видите кадр в этом хаосе?
15. Трудно выделить что-то на этом снимке?
Может так?
15а
А если перевести изображение в черно-белый режим?
15б
Не идеал, в данном случае, но ход мыслей, думаю, понятен.
Самое высокое сооружение в Екатеринбурге – недостроенная телебашня высотой 219,25 метра.
16
16а
17
17а
На Плотинке можно покататься на лошадях.
18
18а
Или сфотографировать графичный минимализм с голубями.
19
19а
С помощью рамки кадрирования можно увидеть неплохой кадр даже в рекламном плакате.
20
20а. Тренируемся видеть кадр и вычленять главное.
Давайте еще посмотрим пример, как рамка визуализации позволяет вычленить объект в кадре.
21. Как можно скомпоновать фотографию?
21а
В черно белом варианте легче рассмотреть абстрактный рисунок, образованный сучьями на дереве.
21б
В 2014 году президент России натворил дел и теперь страна шаг за шагом идет к международной изоляции, стремясь занять место Ирана. Проход в цивилизованный мир запрещен…
22
22б
Если почитать советы по съемке портретов, можно встретить рекомендацию не всегда стараться поместить в кадр лицо фотомодели полностью. Иногда, можно еще плотнее кадрировать снимок. Вот мои пробы.
23
23а
23б
Конечно, в настоящей жизни мы видим картинку иначе, чем в рамках видоискателя фотоаппарата.
24
24а
Мне, кстати, нравится фото, в котором в кадре присутсвуют люди. Она содержит что-то в контексте.
24б
Используя рамку визуализации, легче вытделить важную часть.
25
25а. Визуализация в фотографии.
Храм на крови уже появлялся в моем уроке фотографии для начинающих фотографов. Там, где мы учились выбирать правильно выдержку, диафрагму и светочувствительность. Пусть еще раз послужит благородному делу.
26
26а
27
27а. Тренируемся делать акцент на главном в фотографии. Уроки для новичков.
28
28а
Развив видение кадра, мы можем снять настоящую картину из простого лопуха.
29
29а
Ну, портреты мне никогда не давались.
30
30а
А в данном случае еще за спиной стояла очередь из желающих сфотографироваться на стулике.
Вот дверь в кладовку Папы Карло из сказки про Буратино.
31
31а
И, наконец, еще один вид на Верх-Исетский пруд в Екатеринбурге.
32
32а
Заключение к уроку фотографии о развитии навыков видения кадра
Данный фотоурок я назвал бесценным, потому что уверен, что такой простой прием поможет значительно продвинуться на пути к созданию высокохудожественных снимков. И пускай сегодня я не наснимал шедевров, но путь, которым следует идти, я нашел.
Некоторые фотографы могут сказать, что они делают тоже самое, но глядя в видоискатель камеры. У меня два возражения, основанных на опыте использования рамки кадрирования.
Во-первых, фотоаппарат в руках накладывает некоторые границы на свободу творчества: камера тяжелая, ее не всегда охото лишний раз включать и выключать, всегда хочется быстрее нажать на спуск. А в моем случае – просто поднял руку и выбрал кадр, ни о чем не волнуясь.
Во-вторых, сколько кадров мы сделаем, прогуливаясь вечером с фотоаппаратом? Ну, сто штук. Пусть – двести… А я, за вечер, «снял», может, тысячу! Поднял рамку – готово! Не нужно мучиться с копированием снимков на компьютер, удалением мусора.
Автор, предложивший использовать рамки визуализации пишет, что всегда носит их в фоторюкзаке. Когда он снимает пейзажи, он не достает фотоаппарат до тех пор, пока не увидит хороший кадр с помощью рамки.
Мы вчера с женой целый день провели в лесу. Ездили в поход выходного дня на Чертово Городище в окрестностях Екатеринбурга. Знаете, какой неожиданный результат использования визуализации? Обычно, с такого путешествия я привожу пару сотен фотографий. Вчера же, я снял не больше трех десятков. И все потому, что, глядя через мой «картонный видоискатель», я понимаю, что в данной позиции, в конкретном месте не получится снять интересный кадр и зря не фотографирую.
Литература для развития навыка построения композиции
Под конец нашего урока фотографии нужно отметить, что для успешной тренировки видения кадра мы должны четко понимать правила и законы композиции. Нужно прочитать, хотя бы, статьи в Интернете на эту тему. А лучше – хорший учебник.
Я рекомендую, во-первых, уже известную нам «Беседы о фотомастерстве» от Лидии Дыко. Есть у неё еще «Основы композиции в фотографии». Только ищите то издание, где примеры снимков — не в конце учебника, а размещены по ходу повествования.
Очень неплохо написана книга для фотожурналистов, изданная 19 апреля 1941 года (за два месяца до Войны!!!). Автор С. Морозов. Называется учебник: «Композиция в фоторепортаже». В ней опубликовано много примеров снимков с пояснениями, как работает связь между объектами в кадре. В конце – задания для самостоятельных занятий.
Если вы можете читать по-английски, то вот два толковых учебника для фотографов.
- Michael Freeman. The Photographer’s Mind: Creative Thinking for Better Digital Photos. (Фотографическая психология. Креативное мышления для лучших цифровых фотографий). Автор говорит: «Если вы фотографируете осла, то это будет фото животного, снимаете мальчика – портрет человека, дом в горах – архитектура. А нужно фотографировать историю взаимотношений этих объектов, историю про них». И в книге подробно рассказывается, как снимать так, чтобы получалась история.
- Trey Ratcliff. Composing the Photo: Creating Order from the Chaos (Компонуя фотографию. Создание порядка из хаоса).
Такой вот фотоурок для начинающих фотографов у меня получился. Когда в комментариях к статье с примерами снимков, снятых на Nikon D5300 я писал, что для того, чтобы научиться красиво фотографировать, не нужна ни зеркалка, ни даже – мыльница, достаточно сотового телефона, не все со мною соглашались. Теперь беру свои слова обратно: чтобы научиться фотографировать шедевры не нужен даже смартфон, достаточно, лишь, картонки и мотка черной изоленты за 45 рублей.
P.S. Если считаете, что время на написание данного урока фотографии я потратил не зря, то было бы здорово, если бы вы поделились ссылкой на него в социальных сетях. Нужно же как-то сайт продвигать… Спасибо!
|
Фотоурок, в котором подробно обсуждается, как научиться делать технически качественную фотографию, что такое выдержка, диафрагма и светочувствительность. |
|
Фотоурок о том, чем отличаются полнокадровые фотоаппараты от КРОПнутых, что такое эквивалентное фокусное расстояние и как оно влияет на геометрию картинки. |
|
Упражнение «600 шагов» я выполнял с беззеркалкой Sony A6000 KIT 16-50mm f/3.5-5.6 в руках. Если не знаете что фотографировать, поступайте по принципу «что вижу, то и снимаю». Описание обработки снимков. |
|
Статья с набором задний для начинающих фотографов, позволяющих тренировать технические и творческие навыки. Урок поможет научиться снимать великие фотографии. Примеры фото на Nikon D40 + Nikon 35mm f/1.8G. |
|
Как из серии кадров создать фотоисторию рассказывается в статье про съемку фоторепортажа. По каким правилам строится рассказ. Как влияют на восприятие снимка разные планы в фотографии. |
|
Фотоурок о том, чем отличаются полнокадровые фотоаппараты от КРОПнутых, что такое эквивалентное фокусное расстояние и как оно влияет на геометрию картинки. |
10 апреля 2021
Фото
Вместе с Canon рассказываем, как найти цепляющий сюжет для фотографии и сделать кадр, который все запомнят.
Подготовьтесь
Чутьё на сюжеты приходит с опытом. Если его пока нет, тренируйте насмотренность, изучая работы других фотографов. Это могут быть именитые профессионалы: репортажные фотографы — Юрий Козырев, Алекс Уэбб; портретисты — Стив МакКарри, Энни Лейбовиц, Марио Тестино; уличные фотографы — Эрик Ким, Мацей Дакович. Или менее известные авторы из Instagram*, чьи работы кажутся вам особенно интересными. Копировать чужие снимки не стоит, но можно поискать в них вдохновение и найти идеи для крутых ракурсов или сюжетов.</p>
Если вы собираетесь делать фотографии в известном месте, например на Красной площади в Москве или Марсовом поле в Париже, поищите его фотографии в Сети. Так вы сможете избежать повторений и сделать более нестандартные снимки.
Перед фотоохотой можно занести идеи будущих кадров в блокнот. Описывать их подробно не стоит, просто подумайте, что вы хотите запечатлеть и какие планы для этого нужно использовать.
Обращайте внимание на детали
Чтобы зрителю хотелось рассматривать кадр, нужно добавить в него жизни и загадки. Если вы фотографируете на улице, осмотритесь и найдите в толпе интересных людей. Они могут выделяться оригинальным внешним видом или находиться в необычной ситуации, например спать на скамейке.
Если речь идёт о портретном фото, приглядитесь к герою и найдите деталь в облике, которая поможет рассказать его историю. Это могут быть внешние особенности, например выразительные глаза (вспомните фотографию «Афганской девочки», сделанную фотожурналистом Стивом МакКарри для National Geographic), или предметы, которые ему дороги или необходимы (удочка или снасти, если речь о заядлом рыбаке). На деталях можно устроить основной акцент или же сделать их частью большого сюжета.
Правильно подобранные детали помогут рассказать историю, даже если вы снимаете натюрморт. Соберите в кадре элементы, которые создадут общий сюжет и не будут конфликтовать друг с другом. Например, положите рядом портфель, открытки из городов мира, фотокамеру и авиабилет — и вот перед вами визуальная история о путешественнике без человека в кадре.
Делать крутые кадры с историей легко с камерой Canon EOS M200. Благодаря широкой линейке сменных объективов вы сможете удивить всех качественной макросъёмкой или захватывающей дух широкоформатной фотографией. Функции автофокусировки и ручной фокусировки помогут выделить важные детали.
Специально для начинающих фотографов в Canon EOS M200 есть функция «Творческий помощник»: она подскажет, какие настройки выбрать для конкретного кадра. Снимок можно обработать прямо в камере с помощью готовых пресетов. В настройках камеры есть сюжетные программы (портрет, пейзаж или крупный план) и творческие фильтры («Рыбий глаз», «Акварель», чёрно-белый кадр). Чтобы отправить готовое фото на смартфон или ноутбук, не нужны провода: камеру к другим устройствам можно подключить через Bluetooth или Wi-Fi.
Хочу рассказать историю
Контролируйте весь кадр, а не только центральный объект
Детали могут сыграть и против вас, если они находятся не к месту. Шанс вырезать нелепый, выбивающийся из композиции элемент с помощью кадрирования или фоторедактора будет не всегда.</p>
Внимательно посмотрите, что попадает в объектив. Заметите ненужное — двигайте камеру в сторону, вперёд и назад, или сместитесь сами. Ещё можно попробовать уменьшить масштаб фотографии или по возможности убрать препятствие из кадра вручную.
Делайте серию фотографий
1 / 0
Изображение: kasakphoto / Shutterstock
2 / 0
Изображение: kasakphoto / Shutterstock
3 / 0
Изображение: kasakphoto / Shutterstock
Снимите хотя бы 5–10 кадров на одном месте, используя разные планы, ракурсы, жанры и настройки камеры. Например, сделайте несколько фото улицы целиком, затем пару снимков конкретного человека, потом заметные детали — допустим, переполненный бумагами портфель или наспех застёгнутый пиджак.
Из получившегося набора фотографий можно выбрать самую говорящую или использовать их все вместе, сделав коллаж или галерею.
Фиксируйте эмоции
Хороший кадр должен заставлять зрителя сопереживать герою снимка, независимо от того, что на нём изображено: человек, животное или предмет. Кадр должен вызвать эмоцию: позитивную или негативную. Для этого нужно эту самую эмоцию зафиксировать.
Иногда поймать её легко (к примеру, на репортажных фотографиях с места событий), иногда сложно (при портретной съёмке). Во втором случае нужно наладить контакт с героем и помочь ему расслабиться. Проведите немного времени вместе и поболтайте о чём-нибудь. Когда заметите, что человек перестал стесняться и чувствует себя комфортно, приступайте к съёмкам.
Чтобы снять эмоциональный пейзаж, понаблюдайте за местом съёмки. Подумайте, какие чувства оно у вас вызывает, и постарайтесь поймать их в объектив. Здесь снова помогут детали: сломанное дерево, цветок, животное или насекомое.
Следите за композицией и светом
Красиво падающая тень и правильное размещение акцентов в кадре помогут сделать хороший кадр. А ещё при их помощи также можно внести в снимок сюжет. Если вы хотите привлечь внимание к конкретной детали фотографии:
- Используйте правило третей. Мысленно поделите снимок двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями — получатся четыре точки пересечения. Разместите центральный элемент снимка в одной из них.
- Найдите рамки или указатели. Например, мост, арка, кроны деревьев, аллея, дверной проём. С их помощью можно выделить нужный объект на фото и, наоборот, скрыть что-то, создав загадку.
- Создайте глубину. Разместите детали на переднем, среднем и заднем плане. Тогда картинка будет восприниматься более объёмно.
На глубину может повлиять и свет: для этого разместите его источник позади объекта съёмки. Вот ещё несколько способов, как использовать свет и тень для сторителлинга:
- Поставьте источник света сбоку. Это поможет сделать главного героя кадра неплоским, добавит ему теней и подчеркнёт детали.
- Используйте шторы, тюль или другие преграды для света. Однотонные шторы смягчат резкий солнечный свет. Если на них есть прорези или текстура (например, кружевной тюль) — добавят тени форму.
- Сделайте свет цветным. Возьмите яркие воздушные шары, зонтик или другой полупрозрачный предмет и разместите его так, чтобы он закрывал солнце или другой источник света.
Не бойтесь экспериментировать
Иногда для создания кадра с историей привычных ракурсов будет недостаточно. Найти выигрышный угол съёмки помогут нестандартные позы: попробуйте лечь или сесть на землю, забраться повыше на лестницу. Пример удачного необычного ракурса — фотография Елизаветы II, сделанная Тоби Мелвиллом в 2019 году. Фотограф снял королеву сверху, в то время как она шла по собору Святого Павла в Лондоне. Пол здания похож на шахматную доску: получилось, что королева делает ход как одноимённая фигура в настольной игре.
И не стесняйтесь пользоваться камерой в окружении людей. Получить живую фотографию с историей на улице проще, чем в других условиях: посмотрите, как эффектно смотрятся работы стрит-фотографов, например Зуна Ли или Лукаса Вашака.
Экспериментировать с Canon EOS M200 проще простого. У камеры есть оптический стабилизатор изображения, который позволяет делать чёткие кадры даже в движении. Благодаря откидному сенсорному экрану можно делать селфи или быстро снимать интересные сюжеты, которые происходят позади вас. Кроме того, камера Canon EOS M200 справится с работой в непростых погодных условиях: она выдерживает температуру до 40 градусов тепла и влажность до 85%.
Узнать больше
Продумайте постобработку
На создание истории и передачу эмоций влияет не только композиция кадра, но и его оформление. Попробуйте поиграть со снимком в фоторедакторе: меняйте контраст, теплоту, экспозицию, баланс белого. И добавьте цветовые фильтры — преобладающие оттенки помогут скорректировать общее настроение снимка. К примеру:
- красный добавляет экспрессии — силы, страсти, злости;
- оранжевый помогает передать уверенность;
- жёлтый придаёт кадру энергии и ощущения счастья;
- зелёный передаёт ощущение спокойствия и умиротворения;
- тёмно-синий передаёт грусть или даже страх.
Ещё один способ изменить настроение снимка — сделать его чёрно-белым. Такой приём поможет привлечь большее внимание к деталям, эмоциям героев и сюжету.
*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.