Графики в задачах с параметрами
Покажем, как задачи с параметрами можно решать графически.
Найдём количество решений уравнения
$$ sqrt{5+4left|xright|-{x}^{2}}=a$$
в зависимости от $$ a$$.
Искомое количество решений совпадает с числом точек пересечения графиков функций
$$ {f}_{1}left(xright)=sqrt{5+4left|xright|-{x}^{2}}$$ и $$ {f}_{2}left(xright)=a$$.
График первой функции получается из графика функции, который был построен в предыдущем примере. Для этого нужно воспользоваться преобразованием вида ПР1 то есть график $$ y={f}_{1}left(xright)$$ имеет такой вид, как показано на рис. 43 $$ fleft(0right)=sqrt{5}$$.
Графиком функции $$ y=a$$ будет прямая, параллельная оси $$ Ox$$ (рис. 43). При этом она пересекает ось ординат в точке $$ (0,a)$$. Легко видеть, что при $$a < 0$$ и $$a > 3$$ прямая $$ y=a$$ не имеет пересечений с графиком $$ y={f}_{1}left(xright)$$, при $$ a=3$$ и $$ ain [0;sqrt{5})$$ есть две точки пересечения, а при $$ ain [sqrt{5};3)$$ – четыре общие точки и при $$ a=sqrt{5}$$ – три общие точки. Остаётся лишь сформулировать ответ.
При $$ ain (-infty ;0)bigcup (3;+infty )$$ решений нет, при $$ ain [0;sqrt{5})bigcup left{3right}$$ – два решения, при $$ ain left{sqrt{5}right}$$ – три решения, при $$ ain (sqrt{5};3)$$ – четыре решения.
Найдём количество решений уравнения в зависимости от $$ a$$:
$$ |x+5|+|x-3|=a$$.
Методом интервалов нетрудно построить график функции
$$ fleft(xright)=|x+5|+|x-3|$$.
Количество решений уравнения совпадает с числом точек пересечения этого графика с прямой $$ fleft(xright)=a$$ (рис. 44).
Проанализировав график, несложно выписать ответ.
При $$ ain (8;+infty )$$ уравнение имеет 2 решения, при $$ a=8$$ уравнение имеет бесконечно много решений, при $$ ain (-infty ;8)$$ решений нет.
Рассмотрим ещё один пример задач с параметром, где используется построение множеств, задаваемых уравнениями с модулем. Напомним, что графиком уравнения называют линию на плоскости, на которой лежат те и только те точки, координаты которых удовлетворяют этому уравнению.
Найдём количество решений системы уравнений
$$ left{begin{array}{l}left|xright|+left|yright|=4;\ {x}^{2}+{y}^{2}={a}^{2}end{array}right.$$
в зависимости от $$ a$$.
Для решения необходимо построить график уравнения $$ left|xright|+left|yright|=4$$. Это можно сделать, последовательно выполнив построения таких графиков:
График второго уравнения – окружность с центром в точке $$ O(0;0)$$ и радиусом $$ left|aright|$$. Изобразим оба этих графика на координатной плоскости $$ xOy$$.
Как видим, при $$|a| < 2sqrt{2}$$ и $$|a| > 4$$ графики не пересекаются. При $$ left|aright|=2sqrt{2}$$ или $$ left|aright|=4$$ есть 4 точки пересечения. При остальных $$ a$$ есть 8 точек пересечения. Таким образом, можно сформулировать ответ.
При $$ ain (-infty ;-4)cup (-2sqrt{2};2sqrt{2})cup (4;+infty )$$ система не имеет решений;
при $$ ain {-4;-2sqrt{2};2sqrt{2};4}$$ система имеет 4 решения;
при $$ ain (-4;-2sqrt{2})cup (2sqrt{2};4)$$ система имеет 8 решений.
В следующей задаче нам потребуется понятие локального экстремума функции. Говорят, что функция $$ y=fleft(xright)$$ имеет локальный максимум в точке $$ {x}_{0}$$, если для некоторого числа $$ε > 0$$ при $$|x − x_0| < ε$$ (т. е. числа $$ x$$ и $$ {x}_{0}$$ достаточно близки) верно неравенство $$ fleft(xright)le fleft({x}_{0}right)$$. Если же для некоторого числа $$ε > 0$$ при $$|x − x_0| < ε$$ верно $$ fleft(xright)ge fleft({x}_{0}right)$$, то говорят, что функция $$ y=fleft(xright)$$ имеет локальный минимум в точке $$ {x}_{0}$$. Точки локального максимума или минимума называют точками локального экстремума функции. В случае выполнения неравенств $$ fleft(xright)le fleft({x}_{0}right)$$ или $$ fleft(xright)ge fleft({x}_{0}right)$$ для произвольного $$ x$$ точку $$ {x}_{0}$$ называют точкой глобального экстремума функции. Ясно, что всякий глобальный экстремум будет локальным. Примером такой точки для квадратичной функции будет точка, соответствующая вершине параболы.
При каких $$ a$$ функция $$ fleft(xright)={x}^{2}-3|x-{a}^{2}|-5x$$ имеет более двух точек локального экстремума?
$$left|x-{a}^{2}right|=left{begin{array}{l}x-{a}^{2}, mathrm{если} xge {a}^{2},\ {a}^{2}-x, mathrm{если} x<{a}^{2}.end{array}right.$$
$$fleft(xright)=left{begin{array}{l}{x}^{2}-8x+3{a}^{2}, mathrm{если} xge {a}^{2},\ {x}^{2}-2x-3{a}^{2}, mathrm{если} x<{a}^{2}.end{array}right.$$
При $$ xge {a}^{2}$$ график функции $$ fleft(xright)$$ есть часть параболы $$ y={x}^{2}-8x+3{a}^{2}$$, лежащая справа от $$ x={a}^{2}$$, а при $$x < a^2$$ $$ fleft(xright)={x}^{2}-2x-3{a}^{2}$$ и графиком функции будет часть параболы $$ y={x}^{2}-2x-3{a}^{2}$$ в полуплоскости слева от прямой $$ x={a}^{2}$$. Наибольшее возможное количество точек экстремума этой функции равно `3` (две вершины парабол и точка их пересечения, см. рис. 45).
Это возможно при условии $$1 < a^2 < 4$$, то есть $$ ain (-2;-1)bigcup (1;2)$$.
$$ ain (-2;-1)bigcup (1;2)$$.
Найдём все значения $$ a$$, при которых уравнение
$$ sqrt{x-9}=ax+7a-3$$
имеет единственное решение.
Полагая $$ x+7=t$$, получим уравнение $$ sqrt{t-16}=at-3$$. (1)
Требуется найти все значения $$ a$$, при которых графики функций $$ y=sqrt{t-16}$$ и $$ y=at-3$$ имеют единственную общую точку. Заметим, что все прямые, задаваемые уравнением $$ y=at-3$$ проходят через $$ (0;-3)$$ (рис. 46).
Ясно, что если $$ ale 0$$, то прямая $$ y=at-3$$ не имеет общих точек с параболой $$ y=sqrt{t-16}$$. Угловой коэффициент прямой $$ y=at-3$$ равен $$ a$$. Найдем угловые коэффициенты $$ {a}_{1}$$ и $$ {a}_{2}$$ прямых $$ {l}_{1}$$ и $$ {l}_{2}$$ (см. рис. 46) (обе задаются уравнением вида $$ y=at-3$$), первая из которых проходит через точку $$ (16;0)$$, а вторая имеет ровно одну общую точку (касается) с параболой $$ y=sqrt{t-16}$$. Подставляя в уравнение прямой значения $$ t=16$$, $$ y=0$$, находим $$ {a}_{1}={displaystyle frac{3}{16}}$$. И при `0<a<3/16` уравнение (1) имеет единственное решение. Число `a_2` является ещё одним значением `a`, при котором уравнение (1) имеет единственный корень `t_1>16`. Возводя обе части (1) в квадрат, получаем уравнение $$ {a}^{2}{t}^{2}-(6a+1)t+25=0$$, дискриминант которого $$ D=(6a+1{)}^{2}-(10a{)}^{2}$$. При $$ D=0$$ и $$a > 0$$ график $$ y=at-3$$ касается линии $$ y=sqrt{t-16}$$ (cм. рис. 46). Уравнение $$ D=0$$ имеет единственный положительный корень `a=1/4`. Следовательно, `a_2=1/4`. Если $$dfrac3{16}leq a<dfrac14$$, то прямая $$ y=at-3$$ и парабола $$ y=sqrt{t-16}$$ имеют две общих точки, а при `a > 1/4` они не имеют общих точек.
`0<a<3/16`, `a=1/4`.
В следующем примере нам необходимо будет изобразить точки на координатной плоскости, координаты которых удовлетворяют некоторому неравенству $$ f(x,y)le {a}_{0}$$ для заданной функции двух переменных $$ f$$ и некоторого фиксированного числа $$ {a}_{0}$$. Для этого нужно сначала выяснить вид множества точек $$ f(x,y)=a$$ при различных значениях $$ a$$ и заштриховать все точки координатной плоскости, принадлежащие линиям $$ f(x,y)=a$$ при $$ ale {a}_{0}$$. Часто это бывает область на плоскости внутри, либо вне некоторой фигуры, которая задаётся равенством $$ f(x,y)=a$$. Например, неравенство $$ f(x,y)=(x-1{)}^{2}+(y+1{)}^{2}le 1$$ задаёт круг радиуса $$ 1$$ с центром в точке $$ А(1,–1)$$.
Рассмотрим пример использования этого правила в задаче.
Найдём все значения параметра $$ a$$, при которых система
$$ left{begin{array}{l}{x}^{2}+{y}^{2}+31le 8left(right|x|+|yleft|right),\ {x}^{2}+{y}^{2}-2y={a}^{2}-1end{array}right.$$
имеет хотя бы одно решение.
Неравенство системы после выделения полных квадратов можно записать в виде $$ {x}^{2}-8left|xright|+16+{y}^{2}-8left|yright|+16le 1$$ или $$ left(right|x|-4{)}^{2}+(left|yright|-4{)}^{2}le 1$$. Множество $$ E$$ решений этого неравенства – объединение кругов $$ {K}_{1}$$, $$ {K}_{2}$$, $$ {K}_{3}$$, $$ {K}_{4}$$ (вместе с их границами) радиуса $$ 1$$ (см. рис. 47) с центрами $$ {O}_{1}(4;4)$$, $$ {O}_{2}(4;-4)$$, $$ {O}_{3}(-4;-4)$$, $$ {O}_{4}(-4;4)$$. Запишем уравнение системы в виде
$$ {x}^{2}+(y-1{)}^{2}={a}^{2}$$.
Это уравнение задаёт окружность $$ L$$ радиуса $$ left|aright|$$ с центром в точке $$ M(0;1)$$, или точку $$ (0;1)$$ при $$ a=0$$. Исходная система имеет хотя бы одно решение при тех значениях $$ a$$, при которых окружность $$ L$$ имеет общие точки с множеством $$ E$$. При этом ввиду симметричного расположения соответствующих пар кругов относительно оси ординат достаточно выяснить, при каких значениях $$ a$$ окружность $$ L$$ имеет общие точки с кругами, центрами которых являются точки $$ {O}_{1}$$ и $$ {O}_{2}$$. Проведём из точки $$ M$$ лучи $$ {l}_{1}$$ и $$ {l}_{2}$$ в направлении точек $$ {O}_{1}$$ и $$ {O}_{2}$$. Пусть $$ {A}_{1}$$ и $$ {B}_{1}$$ – точки пересечения $$ {l}_{1}$$ и окружности с центром $$ {O}_{1}$$, $$ {A}_{2}$$ и $$ {B}_{2}$$ – точки пересечения $$ {l}_{2}$$ и окружности с центром $$ {O}_{2}$$. Тогда из геометрических соображений имеем:
$$ M{O}_{1}=5$$, $$ M{O}_{2}=sqrt{25+16}=sqrt{41}$$,
$$ M{A}_{1}=4$$, $$ M{B}_{1}=6$$, $$ M{A}_{2}=sqrt{41}-1$$, $$ M{B}_{2}=sqrt{41}+1$$.
При $$ 4le left|aright|le 6$$ окружность с центром $$ M$$ имеет общие точки с кругом $$ {omega }_{1}$$ , а при $$ sqrt{41}-1le left|aright|le sqrt{41}+1$$ – с кругом $$ {omega }_{2}$$.
Так как $$4 < sqrt{41} − 1 < 6$$, то объединение отрезков $$ [4;6]$$ и $$ [sqrt{41}-1;sqrt{41}+1]$$ есть отрезок $$ [4;sqrt{41}+1]$$, а искомое множество значений $$ a$$ определяется неравенством $$ 4le left|aright|le sqrt{41}+1$$.
$$ 4le left|aright|le sqrt{41}+1$$.
Найдём все значения параметра $$ b$$, при которых система уравнений
$$ left{begin{array}{l}y=|b-{x}^{2}|,\ y=a(x-b)end{array}right.$$
имеет решение при любом значении параметра $$ a$$.
Рассмотрим три возможных случая: $$b < 0$$, $$ b=0$$,а также $$b > 0$$.
а) Если $$b < 0$$, то запишем систему в виде $$ left{begin{array}{l}y={x}^{2}+d,\ y=a(x+d),end{array}right.$$ где $$d = −b > 0$$. Эта система не имеет решений при $$ a=0$$ и поэтому $$b < 0$$ не подходит.
б) Если $$ b=0$$, то система примет вид $$ left{begin{array}{l}y={x}^{2},\ y=ax.end{array}right.$$
Легко видеть, что она имеет решение $$ (0;0)$$ при любом $$ a$$, т.е. значение $$ b=0$$ подходит.
в) Пусть $$b > 0$$. Теперь мы прибегнем к графическому методу. Рассмотрим два случая: $$0 < b ≤ 1$$ и $$b > 1$$. Если $$b > 1$$, то $$sqrt{b} < b$$. Пусть $$ a=1$$, тогда система примет вид $$ left{begin{array}{l}y=|{x}^{2}-b|,\ y=x-b.end{array}right.$$
Эта система не имеет решений, так как прямая $$ y=x-b$$ не пересекает график функции $$ y=|{x}^{2}-b|$$ (см. рис. 48). Если $$0 < b ≤ 1$$, то $$ sqrt{b}ge b$$. В этом случае прямая $$ y=a(x-b)$$ пересекает график функции $$ y=|{x}^{2}-b|$$ при любом $$ a$$ (на рис. 49) представлен случай $$a > 0$$).
$$ 0le ble 1$$.
В завершении разберём несколько задач с параметрами, которые удобно решать методом областей на координатной плоскости.
Найдём все значения `a`, при каждом из которых уравнение
`a|x-3|=5/(x+2)`
на промежутке `{0;+oo)` имеет ровно два корня.
Рассмотрим функции `f(x)-a|x-3|` и `g(x)=5/(x+2)`.
Если построить график функции `f(x)` для разных `a` (рис. 50) и график функции `g(x)` (рис. 51), то можно без проблем исследовать на промежутке `[0;+oo)` уравнение `f(x)=g(x)`.
При `a<=0` все значения функции `f(x)` на промежутке `[0;+oo)` неположительны, а все значения функции `g(x)` – положительны, поэтому при `a<=0` уравнение `f(x)=g(x)` не имеет решений на промежутке `[0;+oo)`. При `a>0` функция `f(x)` возрастает на промежутке `(3;+oo)`. Функция `g(x)` убывает на этом промежутке, поэтому уравнение `f(x)=g(x)` всегда имеет ровно одно решение на промежутке `(3;+oo)`, поскольку `f(3)<g(3)` и `f(3+1/a)>g(3+1/a)`. На промежутке `[0;3]` уравнение `f(x)=g(x)` принимает вид `3a-ax=5/(x+2)`. Это уравнение сводится к уравнению `ax^2-ax+(5-6a)=0`. Будем считать, что `a>0`, поскольку случай `a<=0` был рассмотрен ранее. Дискриминант квадратного уравнения `D=a^2-4a(5-6a)=25a^2-20a`, поэтому при `0<a<4/5` это уравнение не имеет корней; при `a=4/5` уравнение имеет единственный корень, равный `1/2`; при `a>4/5` уравнение имеет два корня.
Пусть уравнение имеет два корня, то есть `a>4/5`. Тогда оба корня меньше `3`, поскольку при `x>=3` значения функции `3a-ax` неположительны, а значения функции `5/(x+2)` положительны. По теореме Виета сумма корней равна `1`, а произведение равно `5/6-6`. Значит, больший корень всегда принадлежит промежутку `[0;3]`, а меньший принадлежит этому промежутку тогда и только тогда, когда `5/a-6>=0`, то есть `a<=5/6`.
Таким образом, уравнение `a|x-3|=5/(x+2)` имеет следующее количество корней на промежутке `[0;+oo):
– нет корней при `a<=0`;
– один корень при `0<a<4/5`;
– два корня при `a=4/5` и `a>5/6`;
– три корня при `4/5<a<=5/6`.
`a=4/5`, `a>5/6`.
В завершении разберём несколько задач с параметрами, которые удобно решать методом областей на координатной плоскости. В следующем примере будем использовать известный подход к задачам, содержащим некоторые переменные в квадрате. Суть этого подхода — рассмотрение выражения как квадратичной функции относительно какой-нибудь переменной (остальные переменные при этом считаются параметрами) с последующим использованием известных свойств квадратичной функции.
Найдём все значения параметра $$ a$$, при каждом из которых система уравнений
$$ left{begin{array}{l}left(right|y+9|+|x+2|-2)({x}^{2}+{y}^{2}-3)=0,\ (x+2{)}^{2}+(y+4{)}^{2}=aend{array}right.$$
имеет ровно три решения.
Первое уравнение данной системы равносильно совокупности двух уравнений $$ |y+9|+|x+2|=2$$ и $$ {x}^{2}+{y}^{2}=3$$. Первое из них задаёт квадрат $$ G$$ с центром $$ (-2;-9)$$, диагонали которого равны $$ 4$$ и параллельны осям координат. Второе задаёт окружность $$ S$$ с центром $$ (0;0)$$ радиуса $$ sqrt{3}$$ (см. рис. 52).
Второе уравнение исходной системы при $$a > 0$$ задаёт окружность $$ Omega $$ с центром $$ (-2;-4)$$ радиуса $$ R=sqrt{a}$$.
Отметим, что при $$a < 0$$ второе уравнение задаёт пустое множество, при $$ a=0$$ одну точку $$ (-2;-4)$$. Поэтому при $$ ale 0$$ трёх решений быть не может.
Рассмотрев случаи внешнего и внутреннего касания окружностей $$ Omega $$ и $$ S$$, можно заключить, что они имеют ровно `1` общую точку при $$ R=sqrt{20}pm sqrt{3}$$, ровно `2` общие точки при $$ Rin (sqrt{20}-sqrt{3};sqrt{20}+sqrt{3})$$ и ни одной общей точки при остальных $$ R$$. Поскольку центры окружности $$ Omega $$ и квадрата $$ G$$ лежат на прямой $$ x=-2$$, то $$ Omega $$ и $$ G$$ имеют ровно `1` общую точку при $$ R=3$$ или $$ R=7$$, ровно `2` общие точки при $$ Rin (3;7)$$ и ни одной общей точки при остальных значениях $$ R$$. Для того чтобы у системы было 3 решения, необходимо и достаточно, чтобы окружность $$ Omega $$ имела `2` общие точки с квадратом $$ G$$ и `1` общую точку с окружностью $$ S$$ или наоборот. Рассмотрим значения $$ R$$, при которых окружность $$ Omega $$ имеет с квадратом $$ G$$ или окружностью $$ S$$ ровно `1` общую точку.
1) $$ R=sqrt{20}+sqrt{3}$$. Тогда есть ровно `1` общая точка с окружностью $$ S$$, и ровно `2` общие точки с квадратом $$ G$$ (т. к. $$3<sqrt{20}+sqrt3<7$$), т. е. у системы 3 решения.
2) $$ R=sqrt{20}-sqrt{3}$$. Тогда есть ровно `1` общая точка с окружностью $$ S$$ и нет общих точек с квадратом $$ G$$ (т. к. $$sqrt{20}-sqrt3<3$$), т. е. у системы 1 решение.
3) $$ R=3$$. Тогда есть ровно `1` общая точка с квадратом $$ G$$ и ровно `2` общие точки с окружностью $$ S$$ (т. к. $$sqrt{20} − sqrt{3} < 3 < sqrt{20} + sqrt{3}$$), т. е. у системы 3 решения.
4) $$ R=7$$. Тогда есть ровно `1` общая точка с квадратом $$ G$$ и нет общих точек с окружностью $$ S$$ (т. к. $$7 > sqrt{20} + sqrt{3}$$), т. е. у системы 1 решение.
Итак, подходят $$ R=3$$ и $$ R=sqrt{20}+sqrt{3}$$. Тогда искомые значения параметра $$ a={3}^{2}=9$$ и $$ a=(sqrt{20}+sqrt{3}{)}^{2}=23+4sqrt{15}$$.
$$ a=9$$, $$ a=23+4sqrt{15}$$.
В зависимости от значений параметра а найдём количество решений уравнения
`a+[x]=sqrt(2x-x^2)`.
Количество решений соответствует количеству общих точек графиков `y=a+[x]` и `y=sqrt(2x-x^2)`.
$$ y=sqrt{2x-{x}^{2}}iff left{begin{array}{l}yge 0,\ {left(x-1right)}^{2}+{y}^{2}=1.end{array}right.$$ (Рис. 53)
График функции `y=a+[x]` представлен на рисунке ниже (Рис. 54).
Общие точки возможны лишь при `x in [0;2]`. Рассмотрим несколько случаев расположения графиков.
1) Если `0<=x<1`, то `y=a+[x]=a`. В этом случае возможна одна общая точка с полуокружностью `y=sqrt(2x-x^2)` при `0<=a<1`.
2) Если `1<=x<2`, то `y=a+[x]=a+1`. Теперь одна общая точка возможна при `0<a+1<=1`, то есть `-1<a<=0`.
3) Если `x=2`, то `y=a+[x]=a+2`. Точка `(2;a+2)` лежит на графике `y=sqrt(2x-x^2) iff a=-2`.
При `a in (-oo;-2)uu(-2;-1]uu[1;+oo)` нет решений;
при `a in {-2}uu(-1;0)uu(0;1)` одно решение;
при `a=0` два решения.
Графический метод решения системы линейных уравнений
- Расположение графиков и количество решений системы линейных уравнений
- Алгоритм графического метода решения системы линейных уравнений
- Примеры
Расположение графиков и количество решений системы линейных уравнений
Рассмотрим систему двух уравнений: $ {left{ begin{array}{c} 3x-y = 5 \ 3x+2y = 8end{array} right.}$
Построим график каждого из уравнений и найдём точку пересечения.
Подставим координаты точки пересечения в уравнение:
$ {left{ begin{array}{c}3 cdot 2-1 ≡ 5\ 3cdot2+2cdot1 ≡ 8end{array} right.} Rightarrow$ (2;1) — решение системы
Таким образом, точка пересечения графиков уравнений является решением системы.
Графики двух уравнений системы могут пересекаться, быть параллельными и совпадать. Получаем разное количество решений системы в зависимости от соотношения коэффициентов уравнений:
$ frac{a_1}{a_2} neq frac{b_1}{b_2} $
$ frac{a_1}{a_2} = frac{b_1}{b_2} neq frac{c_1}{c_2} $
$ frac{a_1}{a_2} = frac{b_1}{b_2} = frac{c_1}{c_2} $
Прямые пересекаются
Прямые параллельны
Прямые совпадают
Одно решение
Нет решений
Бесконечное множество решений
Алгоритм графического метода решения системы линейных уравнений
1. Построить графики уравнений системы в одной координатной плоскости.
2а. Если $ frac{a_1}{a_2} neq frac{b_1}{b_2} $ найти точку пересечения – единственное решение системы.
2б. Если $ frac{a_1}{a_2} = frac{b_1}{b_2} neq frac{c_1}{c_2} $ прямые параллельны и решений нет.
2в. Если $ frac{a_1}{a_2} = frac{b_1}{b_2} = frac{c_1}{c_2} $ прямые совпадают, решений бесконечное множество.
Примеры
Пример 1. Решите графически систему уравнений. Сколько решений вы получили в зависимости от соотношения коэффициентов?
а)$ {left{ begin{array}{c} 5x+2y = 3 \ x-y = 4end{array} right.}$
Точка пересечения (1;-1)
Одно решение: $ frac{5}{1} neq frac{2}{-1}$
б) $ {left{ begin{array}{c}2x+y = 3 \ 4x+2y = 1end{array} right.}$
Прямые параллельны, решений нет:
$ frac{2}{4} = frac{1}{2} neq frac{3}{1}$
в) $ {left{ begin{array}{c}4x-y = 2 \ x+y = 3end{array} right.}$
Точка пересечения (1;2)
Одно решение: $ frac{4}{1} neq frac{-1}{1}$
г) $ {left{ begin{array}{c}2x-3y = 5 \ 4x-6y = 10end{array} right.}$
Прямые совпадают, бесконечное множество решений:
$ frac{2}{4} = frac{-3}{-6} = frac{5}{10} $
Пример 2*. Решите графически систему уравнений:
а)$ {left{ begin{array}{c} |x|-y = 0 \ x+3y = 4end{array} right.}$
В первом уравнении y всегда положительный: $y ge 0,∀x$
$ {left{ begin{array}{c}y(x) = |x| = {left{ begin{array}{c} x, x ge 0 \ -x, x lt 0 end{array} right.} \ x+3y = 4 end{array} right.} $
Два решения: (-2;2) и (1;1)
б)$ {left{ begin{array}{c} x-|y| = 0 \ 3x+y = 4end{array} right.}$
В первом уравнении x всегда положительный: $x ge 0,∀x$
$ {left{ begin{array}{c}y(x) = |y| = {left{ begin{array}{c} y, y ge 0 \ -y, y lt 0 end{array} right.} \ 3x+y = 4 end{array} right.} $
Два решения: (2;-2) и (1;1)
в)$ {left{ begin{array}{c} x^2-4y^2 = 0 \ 3|x|-2y = 8end{array} right.}$
$ {left{ begin{array}{c} (x-2y)(x+2y) = 0 \ y = 1,5|x|-4end{array} right.}$
$ {left{ begin{array}{c} left[ begin{array}{cc} y = frac{1}{2} x \ y = -frac{1}{2} x end{array} right. \ y = {left{ begin{array}{c} 1,5x-4,x ge 0 \ -1,5x-4,x lt 0 end{array} right.} end{array} right.} $
Из первого уравнения получаем две прямых, из второго – ломаную.
Четыре решения:
(-4;2);(-2;-1);(2;-1);(4;2)
г)$ {left{ begin{array}{c}|y-x| = 4 \ |x+y| = 2end{array} right.}$
$ {left{ begin{array}{c} left[ begin{array}{cc} y-x = 4 \ y-x = -4 end{array} right. \ left[ begin{array}{cc} x+y = 2 \ x+y = -2 end{array} right. end{array} right.}$
$ {left{ begin{array}{c} left[ begin{array}{cc} y = x+4 \ y = x-4 end{array} right. \ left[ begin{array}{cc} y = -x+2 \ y = -x-2 end{array} right. end{array} right.}$
Из первого уравнения получаем одну пару параллельных прямых, из второго уравнения – вторую пару параллельных прямых.
Четыре решения:
(-3;1);(-1;3);(3;-1);(1;-3)
Рейтинг пользователей
Урок 1 | Геометрический смысл производной | — |
---|---|---|
Задание 1 | Справочный материал: геометрический смысл производной | |
Задание 2 | Прямая y = 7x — 5 параллельна касательной к графику функции. Найти абсциссу точки касания — Предварительный просмотр | |
Задание 3 | Прямая ?=−4?−11 является касательной к графику квадратичной функции. Найти абсциссу точки касания | |
Задание 4 | Найдите количество точек, в которых касательная к графику функции параллельна прямой y = 6 или совпадает с ней. | |
Задание 5 | На рисунке изображен график производной функции . Найдите количество точек, в которых касательная к графику функции f(x) параллельна прямой y = — 2x – 11 или совпадает с ней. | |
Задание 6 | Как найти значение производной в данной точке, если к графику функции проведена касательная | |
Задание 7 | Найдите значение производной функции в точке ?_0=8. | |
Задание 8 | На рисунке изображен график производной функции f(x) | |
Урок 2 | Признаки возрастания и убывания функции. Точки экстремума. | — |
Задание 1 | Справочный материал: признаки возрастания и убывания функции, точки экстремума | |
Задание 2 | В какой точке отрезка функция принимает наибольшее значение | |
Задание 3 | В какой точке отрезка функция принимает наименьшее значение | |
Задание 4 | Найдите сумму точек экстремума | |
Задание 5 | Найти количество точек максимума функции по графику производной | |
Задание 6 | Найти сумму целых целых точек на промежутках возрастания функции по графику производной | |
Задание 7 | Найти длину наибольшего промежутка возрастания функции | |
Задание 8 | Определите количество целых точек, в которых производная функции положительна. | |
Задание 9 | Определите количество целых точек, в которых производная функции f(x) отрицательна. | |
Задание 10 | Найти количество точек минимума функции по графику производной | |
Задание 11 | Найти количество точек максимума функции по графику производной | |
Задание 12 | По графику производной найти точку экстремума функции | |
Задание 13 | По графику производной найти количество точек экстремума | |
Задание 14 | В скольких точках производная функции отрицательна? | |
Задание 15 | В скольких точках производная функции положительна? | |
Задание 16 | По графику производной определить, в скольких точках функция возрастает | |
Задание 17 | По графику производной определить, в скольких точках функция убывает | |
Задание 18 | Определить по графику функции, в какой точке значение производной наибольшее | |
Задание 19 | Определить по графику функции, в какой точке значение производной наименьшее | |
Урок 3 | Физический смысл производной | — |
Задание 1 | Физический смысл производной | |
Задание 2 | По уравнению координаты найти скорость точки | |
Задание 3 | По уравнению координаты найти время движения точки | |
Задание 4 | Сколько раз скорость точки обращалась в ноль | |
Урок 4 | Первообразная | — |
Задание 1 | По графику y=F(x) найти количество решений уравнения f(x)=0 | |
Задание 2 | Пользуясь рисунком, вычислите F(8)-F(2) | |
Задание 3 | По графику функции найти площадь закрашенной фигуры. |
Решение уравнений с помощью графиков
Решение линейных уравнений
Как ты уже знаешь, графиком линейного уравнения является прямая линия, отсюда и название данного вида.
Линейные уравнения достаточно легко решать алгебраическим путем – все неизвестные переносим в одну сторону уравнения, все, что нам известно – в другую и вуаля! Мы нашли корень.
Сейчас же я покажу тебе, как это сделать графическим способом.
Итак, у тебя есть уравнение: ( displaystyle 2{x} -10=2)
Как его решить?
Вариант 1, и самый распространенный – перенести неизвестные в одну сторону, а известные в другую, получаем:
( displaystyle 2x=2+10)
( displaystyle 2x=12)
Обычно дальше мы делим правую часть на левую, и получаем искомый корень, но мы с тобой попробуем построить левую и правую части как две различные функции в одной системе координат.
Иными словами, у нас будет:
( displaystyle {{y}_{1}}=2x)
( displaystyle {{y}_{2}}=12)
А теперь строим. Что у тебя получилось?
Как ты думаешь, что является корнем нашего уравнения? Правильно, координата ( displaystyle x) точки пересечения графиков:
Наш ответ: ( displaystyle x=6)
Вот и вся премудрость графического решения. Как ты с легкостью можешь проверить, корнем нашего уравнения является число ( displaystyle 6)!
Вариант 1. Напрямую
Просто строим параболу по данному уравнению: ( displaystyle {{x}^{2}}+2{x} -8=0)
Чтобы сделать это быстро, дам тебе одну маленькую подсказку: удобно начать построение с определения вершины параболы. Определить координаты вершины параболы помогут следующие формулы:
( displaystyle x=-frac{b}{2a})
( displaystyle y=-frac{{{b}^{2}}-4ac}{4a})
Ты скажешь «Стоп! Формула для ( displaystyle y) очень похожа на формулу нахождения дискриминанта» да, так оно и есть, и это является огромным минусом «прямого» построения параболы, чтобы найти ее корни.
Тем не менее, давай досчитаем до конца, а потом я покажу, как это сделать намного (намного!) проще!
Посчитал? Какие координаты вершины параболы у тебя получились? Давай разбираться вместе:
( displaystyle x=frac{-2}{2}=-1)
( displaystyle y=-frac{{{2}^{2}}-4cdot left( -8 right)}{4}=-frac{4+32}{4}=-9)
Точно такой же ответ? Молодец!
И вот мы знаем уже координаты вершины, а для построения параболы нам нужно еще … точек. Как ты думаешь, сколько минимум точек нам необходимо? Правильно, ( displaystyle 3).
Ты знаешь, что парабола симметрична относительно своей вершины, например:
Соответственно, нам необходимо еще две точки по левой или правой ветви параболы, а в дальнейшем мы эти точки симметрично отразим на противоположную сторону:
Возвращаемся к нашей параболе.
Для нашего случая точка ( displaystyle Aleft( -1;-9 right)). Нам необходимо еще две точки, соответственно, ( displaystyle x) можно взять положительные, а можно взять отрицательные? Какие точки тебе удобней?
Мне удобней работать с положительными, поэтому я рассчитаю при ( displaystyle x=0) и ( displaystyle x=2).
При ( displaystyle x=0):
( displaystyle y={{0}^{2}}+0-8=-8)
При ( displaystyle x=2):
( displaystyle y={{2}^{2}}+2cdot 2-8=0)
Теперь у нас есть три точки, и мы спокойно можем построить нашу параболу, отразив две последние точки относительно ее вершины:
Как ты думаешь, что является решением уравнения?
Правильно, точки, в которых ( displaystyle y=0), то есть ( displaystyle x=2) и ( displaystyle x=-4). Потому что ( displaystyle {{x}^{2}}+2{x} -8=0).
И если мы говорим, что ( displaystyle y={{x}^{2}}+2{x} -8), то значит, что ( displaystyle y) тоже должен быть равен ( displaystyle 0), или ( displaystyle y={{x}^{2}}+2{x} -8=0).
Просто? Это мы закончили с тобой решение уравнения сложным графическим способом, то ли еще будет!
Конечно, ты можешь проверить наш ответ алгебраическим путем – посчитаешь корни через теорему Виета или Дискриминант.
Что у тебя получилось? То же самое?
Вот видишь! Теперь посмотрим совсем простое графическое решение, уверена, оно тебе очень понравится!
Решение смешанных неравенств
Теперь перейдем к более сложным неравенствам!
Как тебе такое:
( displaystyle 4x<{{x}^{3}})?
Жуть, правда? Честно говоря, я понятия не имею, как решить такое алгебраически… Но, оно и не надо. Графически ничего сложного в этом нет! Глаза боятся, а руки делают!
Первое, с чего мы начнем, – это с построения двух графиков:
( displaystyle {{y}_{1}}=4x)
( displaystyle {{y}_{2}}={{x}^{3}})
Я не буду расписывать для каждого таблицу – уверена, ты отлично справишься с этим самостоятельно (еще бы, столько прорешать примеров!).
Расписал? Теперь строй два графика.
Сравним наши рисунки?
У тебя так же? Отлично!
Теперь расставим точки пересечения и цветом определим, какой график у нас по идее должен быть больше, то есть ( displaystyle {{y}_{2}}={{x}^{3}}).
Смотри, что получилось в итоге:
А теперь просто смотрим, в каком месте у нас выделенный график находится выше, чем график ( displaystyle {{y}_{1}}=4x)? Смело бери карандаш и закрашивай данную область! Она и будет решением нашего сложного неравенства!
На каких промежутках по оси ( displaystyle Ox) у нас ( displaystyle {{y}_{2}}={{x}^{3}}) находится выше, чем ( displaystyle {{y}_{1}}=4x)? Верно, ( displaystyle xin left( -2;0 right)cup left( 2;+infty right)).
Это и есть ответ!
Ну вот, теперь тебе по плечу и любое уравнение, и любая система, и уж тем более любое неравенство!
Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
1
На рисунке изображён график функции y = F(x) — одной из первообразных функции f(x), определённой на интервале (−3; 5). Найдите количество решений уравнения f(x) = 0 на отрезке [−2; 4].
2
На рисунке изображён график некоторой функции
(два луча с общей начальной точкой). Пользуясь рисунком, вычислите F(8) − F(2), где F(x) — одна из первообразных функции f(x).
3
На рисунке изображён график функции y = f(x). Функция
— одна из первообразных функции y = f(x). Найдите площадь закрашенной фигуры.
4
На рисунке изображён график некоторой функции y = f(x). Функция
— одна из первообразных функции f(x). Найдите площадь закрашенной фигуры.
Пройти тестирование по этим заданиям