В предыдущих уроках мы уже познакомились со свойствами действий с рациональными числами и раскрытием скобок. В этих темах у нас зачастую фигурируют не числа, а выражения.
В некоторых случаях у выражения можно выделить такое число, которое называют коэффициентом.
О том, что это такое, чему он равен, какой у него может быть знак и где его можно применить, мы узнаем в сегодняшнем уроке.
Эта информация доступна зарегистрированным пользователям
Мы уже знаем переместительное и сочетательное свойства умножения.
Они позволяют нам упрощать выражения, что делает работу удобнее.
Упростим выражение (mathbf{frac{1}{2}acdot(-frac{2}{3}b)}), используя эти свойства.
(mathbf{frac{1}{2}acdot(-frac{2}{3}b)=frac{1}{2}cdot acdot(-frac{2}{3})cdot b=frac{1}{2}cdot(-frac{2}{3})cdot acdot b=-frac{1}{3}cdot acdot b=-frac{1}{3}ab})
Мы представили выражения как произведение четырех множителей, сгруппировали в начало численные множители, а в конец буквенные, далее мы перемножили имеющиеся численные множители так, чтобы получилось одно число.
В данном случае коэффициентом выражения будет являться число (mathbf{-frac{1}{3}})
Эта информация доступна зарегистрированным пользователям
Определение: если выражения является произведением числа и одной или нескольких букв, то это число называется числовым коэффициентом (или сокращенно коэффициентом).
Коэффициент обычно пишут перед буквенными множителями; также после него можно написать знак умножения, но обычно его не пишут, а он просто подразумевается.
Пример:
Каков коэффициент выражения (mathbf{0.4a})?
Проверяем, подходит ли выражение под определение: да, оно подходит, так как является произведением.
Числовой множитель только один, значит, ничего считать не надо, и мы сразу можем сказать, что коэффициент данного выражения равен (mathbf{0.4})
Пример:
Каков коэффициент выражения (mathbf{3acdot 2b cdot 4cdot c}) ?
Опять же, данное выражение является произведением, правда коэффициент пока не ясен, так как числовой множитель не один.
В данном случае, как и в примере из начала урока множители необходимо сгруппировать, в результате получим, что коэффициент равен (mathbf{3cdot 2cdot 4=24})
Что если мы хотим посчитать коэффициент выражения, которое является произведением одних лишь буквенных множителей?
Тут нам поможет следующая логика.
Например, очевидно такое равенство: (mathbf{a=1cdot a})
Эта информация доступна зарегистрированным пользователям
Так мы можем приписать умножение на единицу к любому выражению, при этом значение выражения никак не изменится.
Таким образом мы получим необходимый для определения числовой множитель, он и будет коэффициентом.
Поэтому если мы видим выражения, состоящие из одних лишь буквенных множителей, то мы знаем, что их коэффициент равен единице.
Примеры:
(mathbf{ab=1cdot ab}) — коэффициент равен единице
(mathbf{ab+ab=1cdot ab+1cdot ab=ab(1 + 1)=abcdot 2=2ab}) — коэффициент равен 2
Эта информация доступна зарегистрированным пользователям
Как мы уже определили в прошлой главе, коэффициент будет являться произведением числовых множителей.
Значит, знак коэффициента будет соответствовать знаку этого произведения.
Посмотрим на примерах:
Пример:
Посчитаем коэффициент выражения (mathbf{3acdot (-3)cdot b}):
(mathbf{3acdot (-3)cdot b=3cdot(-3)cdot ab=-9ab})
В данном случае коэффициент получился равным (mathbf{-9}), то есть отрицательным, так как произведение числовых множителей получилось отрицательным.
Пример:
Посчитаем коэффициент выражения (mathbf{-frac{1}{3}acdot (-frac{1}{2})bc}):
(mathbf{-frac{1}{3}acdot (-frac{1}{2})bc=-frac{1}{3}cdot(-frac{1}{2})abc=frac{1}{6}abc})
В данном случае количество отрицательных множителей четное, поэтому и коэффициент получается меньше нуля.
Если бы отрицательных множителей было число нечетное, то коэффициент получился бы отрицательным.
Правило: если выражение является произведением числовых и буквенных множителей и отрицательных числовых множителей четное количество, а остальные множители больше нуля, то коэффициент будет положительным; если же их нечетное количество, то коэффициент будет отрицательным.
Также мы знаем, что произведение любых чисел и нуля равняется нулю.
То же самое касается и буквенных множителей.
Пример:
(mathbf{frac{1}{2}abcdot 0c=0})
Поэтому такие выражения, которые являются произведением, а один из их множителей равен нулю, сами равны нулю.
Сразу можно понять, как можно использовать эти знания.
Представим, что у нас есть некоторая сумма. И если для каждого выражения, которое является слагаемым, мы посчитаем коэффициент, то, возможно, некоторые слагаемые уничтожаться, потому что их коэффициент окажется равен нулю.
Пример:
(mathbf{2a+9438xycdot frac{1}{36}ccdot 0z+3b=2a+0+3b=2a+3b})
Как видите, нам не пришлось вдаваться в подробности слагаемого, так как один из его числовых множителей равен нулю.
Эта информация доступна зарегистрированным пользователям
Вы уже знаете с прошлых уроков, что умножение рациональных чисел обладает распределительным свойством относительно сложения.
То есть для любых рациональных чисел a, b и c будет верно равенство:
(mathbf{(a + b) cdot c = ac + bc})
Мы знаем, что выражение, состоящее из рациональных чисел и включающее в себя операции сложения, вычитания, умножения и деления, также будет равняться рациональному числу.
А значит, вместо а, b и c могли стоять не просто рациональные числа, но и целые выражения — главное, чтобы одной букве соответствовало одно и только одно выражение.
Также известно, что отношение равенства симметрично, то есть из того, что ((mathbf{a=b})) следует, что ((mathbf{b=a}))
Значит, мы можем использоваться распределительное свойство и так:
(mathbf{ab+bc=(a+b)cdot c})
Часто мы будем называть такой переход вынесением общего множителя (общим является множитель с).
Эта информация доступна зарегистрированным пользователям
Теперь применим все эти факты на практике.
Пример:
Упростим выражение (mathbf{345ab+345bc+345cd}) :
(mathbf{345ab+345bc+345cd=(345ab+345bc) + 345cd=345cdot(ab+bc)+345cd=})
(mathbf{=345cdot((ab+bc)+cd)=345cdot(ab+bc+cd)})
Первым делом мы добавили скобки для наглядности, чтобы показать, что дальше мы будет упрощать сумму первых двух слагаемых.
К ним мы применили распределительной свойство и вынесли общий множитель 345.
Заметим, что теперь выражение представляет из себя два слагаемых, и у них у обоих есть общий множитель 345.
Поэтому в следующем действие мы снова выносим общий множитель.
Теперь остается убрать ненужные скобки, и мы получаем упрощенное выражение.
Кстати, на этом примере становится понятно, что распределительно свойство работает на любом количестве слагаемых:
(mathbf{(a+b+c)d=ad+bd+cd})
(mathbf{(a+b+с+…+z)t=at+bt+ct+…+zt})
Под троеточием в данном случае подразумевается сколько угодно много слагаемых, главное, что они такого же вида, как первые и последние.
То есть первое троеточие обозначает слагаемые, состоящие из одного числа (буквы), второе же троеточие обозначает слагаемые вида «слагаемое из левой части выражения домноженное на t».
Как же в данном случае нам может помочь коэффициент?
В нашем примере мы выносили общий множитель. Им как раз и является коэффициент таких выражений, как ab, bc и cd.
В примере он уже был везде посчитан и нам ничего не приходилось умножать.
Пример:
Упростим выражение (mathbf{30a+15bcdot2c+10dcdot3e}) :
(mathbf{30a+15bcdot 2c+10dcdot 3e=30a+30bc+30de=30(a+bc+de)})
В данном случае мы сначала посчитали в каждом слагаемом коэффициент (слагаемые в данном случае являются не просто числами, а выражениями).
А далее мы поняли, что этот коэффициент является общим множителем и мы его выносим, пользуясь распределительным свойством.
Пример:
Упростим выражение (mathbf{3acdot b cdot 3c +3cdot a cdot 3c}) :
(mathbf{3acdot b cdot 3c +3cdot a cdot 3c=9abc+9ac=9cdot(abc+ac)})
Это выражение можно упростить еще сильнее, вынося общий буквенный множитель. В данном случае в скобках у слагаемых общий множитель a и с, их и вынесем:
(mathbf{9cdot(abc+ac)=9cdot(a(bc+c))=9cdot(a(bc+1c))=9cdot(a(c(b+1)))=9ac(b+1)})
Здесь мы применили тот факт, что если у выражения не стоит коэффициент, то мы считаем, что его коэффициент равен единице.
Эта информация доступна зарегистрированным пользователям
Ранее мы уже рассматривали одну ошибку в литературном произведении Джека Лондона.
Сегодня мы посмотрим не на ошибки, а на задачки в литературе.
Один из героев Жюля Верна пытался подсчитать, насколько его голова прошла более длинный путь за время одного кругосветного путешествия, чем его ступни.
На первый взгляд задача выглядит довольно непонятной.
Но если сделать ряд допущений, как это часто делают при решении задач реального мира, то наша задача становится вполне решаемой.
Во-первых, известно, что Земля имеет не совсем форму шара, но мы предположим, что траектория героя представляла из себя именно окружность с фиксированным радиусом — радиусом Земли (обозначим буквой R).
Во-вторых, предположим, что двигался он всегда в стоячем положении, а когда он спал, то не двигался.
Это нам нужно для того, чтобы предположить, что голова всегда была на определенном расстоянии от земли.
Тогда мы можем нарисовать следующий рисунок:
Эта информация доступна зарегистрированным пользователям
Выразим путь, который прошли ступни героя. Этот путь будет равняться длине окружности с радиусом R, то есть (mathbf{2pi R})
Пунктиром обозначен путь головы героя, он равняется длине окружности с радиусом (R+h), то есть (mathbf{2pi (R+h)})
Выразим разность второй и первой величины и получим результат:
(mathbf{2pi (R+h)-2pi R=2pi(R+h-R)=2pi h})
Видно, что результат не зависит от радиуса Земли, но зато зависит от высоты героя. Предположим, что его рост средний и равен 1.75 м.
Тогда (mathbf{2pi h = 2cdot 3.14cdot1.75=10.99}) м.
Ответ: на 10.99 м. голова героя прошла более длинный путь за время одного кругосветного путешествия, чем его ступни.
Как мы видим, для решения такой, на первый взгляд странной задачи, хватает весьма простой математики.
Читайте также
Коэффициент.
Рассмотрим произведение, в котором число 3 умножается на букву b:
3b
В таком произведении договорились называть число коэффициентом.
Если выражение является произведением числа и одной или нескольких букв, то это число называют числовым коэффициентом (или просто коэффициентом).
Например, 6х = 6 · х, поэтому коэффициент равен 6.
с = 1 · с, поэтому коэффициент равен 1.
При умножении -1 на любое число а получается число –а:
-1 · а = -а.
Например, -у = -1 · у поэтому коэффициент равен -1.
В математике договорились коэффициент писать в начале, поэтому x · 7 = 7х
В выражении с коэффициентом букв может быть несколько, но это не влияет на коэффициент.
-25ху, коэффициент -25.
56×2, коэффициент 56.
Если мы имеем дело с произведением, в котором несколько числовых множителей, то такое выражение можно упростить, таким образом может быть получен коэффициент.
Например, -8,3 · 10х = (-8,3 · 10) · х = -83х, коэффициент -83.
В одном произведении есть только один коэффициент.
Если имеется сумма, например -8х + 4у, то у каждого слагаемого есть коэффициент: -8 и 4.
Если число не написано, то коэффициент 1 или -1. Например,
аху = 1 · аху, коэффициент равен 1;
-ас = -1 · ас, коэффициент равен -1.
Коэффициент – это число, которое стоит в произведении с одной или несколькими переменными. Оно может быть целым или дробным, положительным или отрицательным.
В математике, физике и других науках много формул, где одна из букв является коэффициентом.
Например, чем больше плотность, тем больше весит один и тот же объем вещества. Если знать объем вещества и его плотность, то найти массу легко по формуле m=ƥV, где ƥ – коэффициент (ƥчитается «ро»).
Примеры. Упростим выражения:
4·(-6,5)·m = -26m
x·(-1,5)·2,2 = -3,3x
-2p·(-1,4) = -2·(-1,4)·p = 2,8p
8m·7 = (8·7)·m = 56m
-2,5m·(-3) = -2,5·(-3)·m = 7m
-3m·(-8k) = (-3)·(-8)·k = 24k
-a·(-b)·(-c)·(-d) = abcd
-5a·6b·(-0,3c) = -30ab·(-0,3c) = 9abc
Если выражение со скобками представляет собой
произведение чисел, то его можно упростить. Для его преобразования нужно
воспользоваться свойствами умножения.
При этом используют известные вам правила
знаков.
Пример
Упростить выражение.
Определение
Если выражение является произведением числа и
одной или нескольких букв, то это число называют числовым коэффициентом
(или просто коэффициентом).
Значит
Коэффициент обычно пишут перед
буквенными множителями.
А как вы думаете какие коэффициенты у
выражений а
и –а? Ведь перед ними не
записаны никакие числа.
Считают, что коэффициентом
выражения а
является число 1, а коэффициентом –а – число -1.
В этом легко убедиться, вспомнив известные вам
формулы:
Напомним, что знак умножения между
буквенными множителями обычно не пишут. Также не пишут знак
умножения и между числовым и буквенным множителями.
Например
Задание
Назовите коэффициенты в выражениях.
Давайте вспомним и запишем формулы для
периметра квадрата, длины окружности, площади прямоугольника, площади круга,
объёма прямоугольного параллелепипеда.
Обратите внимание, все эти формулы мы записали
без знака умножения. Назовём коэффициенты, записанные в формулах.
А теперь давайте поучимся упрощать выражения.
Задание
Упростите выражение и найдите его коэффициент.
Итоги
Если выражение является произведением числа и
одной или нескольких букв, то это число называют числовым коэффициентом (или
просто коэффициентом).
Коэффициент обычно пишут перед буквенными
множителями.
Знак умножения между буквенными множителями не
пишут. Также не пишут знак умножения и между числовым и буквенным множителями.
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Коэффициент
Шабунина Ф.Г.
6 класс -
-
3 слайд
Пример. Упростить выражение.
2𝑎∙3∙5𝑏=2∙𝑎∙3∙5∙𝑏=
2∙3∙5 ∙ 𝑎∙𝑏 =
30𝑎𝑏
Если выражение является произведением числа и одной или нескольких букв, то это число называют числовым коэффициентом (или просто коэффициентом).
30 – коэффициент -
4 слайд
𝑎
− 𝑎
1
1
𝟏∙𝒂=𝒂
−𝟏∙𝒂=−𝒂
Знак умножения между буквенными множителями обычно не пишут.
Знак умножения не пишут и между числовым и буквенным множителями.
2∙𝑥∙𝑦=
2𝑥𝑦 -
5 слайд
Назовите коэффициенты в выражениях.
-
6 слайд
𝑃 кв =4𝑎
𝑆 пр =𝑎𝑏
𝑉=𝑎𝑏𝑐
1
1 -
7 слайд
Задание. Упростите выражение и найдите его коэффициент.
5𝑎∙6=
−3∙12𝑦=
2,5∙𝑥∙2=
−11𝑧∙ −4 =
1 2 ∙𝑏∙ 2 5 ∙𝑎=
−3𝑎∙2𝑏∙ −𝑐 =
5∙6 ∙𝑎=
30𝑎
−3∙12 ∙𝑦=
−36𝑦
2,5∙2 ∙𝑥=
5𝑥
−11∙ −4 ∙𝑧=
44𝑧
1 2 ∙ 2 5 ∙
𝑎∙𝑏 =
1 5 𝑎𝑏
6𝑎𝑏𝑐
−3∙2∙ −1 ∙𝑎∙𝑏∙𝑐= -
8 слайд
Если выражение является произведением числа и одной или нескольких букв, то это число называют числовым коэффициентом (или просто коэффициентом).
Коэффициент обычно пишут перед буквенными множителями.
Знак умножения между буквенными множителями не пишут. Также не пишут знак умножения и между числовым и буквенным множителями.
-
9 слайд
Домашнее задание
п. 40, № 371, 372
Краткое описание документа:
Разработка презентации для проведения урока на дистанционном обучении.
На этом уроке формируется представление о коэффициенте. Вводится понятие коэффициента. Делается упор на то что единица является коэффициентом, но не записывается. Также рассматривается несколько задач, на примере которых можно без труда находить коэффициенты различных выражений.
Гипермаркет знаний>>Математика>>Математика 6 класс>>Математика: Коэффициент
40. Коэффициент
Переместительное и сочетательное свойства умножения позволяют упрощать выражения.
Пример 1. Упростим выражение 0,3а•( — 0,7b).
Решение. Это выражение является произведением четырех множителей: 0,3•а•( — 0,7)•b.
Сгруппировав отдельно числовые и отдельно буквенные множители, получим:
0,3а • (— 0,7 b) = 0,3 • а • (— 0,7) • b = = (0,3 • (- 0,7)) • (а • b) = — 0,21а b.
Число —0,21 называют коэффициентом в полученном выражении.
Если выражение является произведением числа и одной или нескольких букв, то это число называют числовым коэффициентом (или просто коэффициентом).
Коэффициент обычно пишут перед буквенными множителями.
Коэффициентом такого выражения, как а или ab, считают 1, так как а = 1•а; ab = 1•ab.
При умножении —1 на любое число а получается число—а: — 1 • а= — а.
Поэтому числовым коэффициентом выражения —а считают число —1.
Пример 2. Найдем коэффициент выражения — а•( — b).
Решение. Так как — а•( — b)=ab, то, значит, коэффициентом выражения — а•( — b) является 1.
Что называют числовым коэффициентом выражения? Чему равен коэффициент выражения ах? А выражения
-ах?
1244. Упростите выражение:
1245. Найдите коэффициент произведения:
1246. Определите знак коэффициента:
1247. Упростите выражение и подчеркните коэффициент:
1248. Вычислите устно:
1249. На координатной прямой (рис. 92) отмечены числа а и b. Определите знак произведения аb.
1250. Найдите произведение всех целых чисел:
а) от —6 до —1; в) модуль которых меньше 10;
б) от —12 до 1; г) модуль которых больше 3 и меньше 5,6.
1251. Каким числом будет произведение ху, если:
а) x>0, y>0; в) x>0, y<0; д) x<0, y=0;
б) x<0, у<0; г) х=0, у<0; е) x=0, у=0?
1252. Найдите наименьшее целое положительное и наибольшее целое отрицательное решение неравенства:
1253. Найдите значение выражения:
1254. Вычислите:
1255. Найдите значение выражения:
а) — (m + n)+(k + m) — (k— 0,13), если n= — 2,13;
б) (c+ d + k) — (c + k + 15,3), если d= —14,7.
1256. Напишите сумму двух выражений и упростите ее: a) a + b и p — b б) — m + n и —k — n.
1257. Напишите разность двух выражений и упростите ее: а) — а + b и b — а; б) —4—m и 6,4 — m.
1258. Найдите значение выражения:
1) -2,6•(3-3,8)+ 4,2•(4-2,7); 2) -1,212:0,4+ 2,9 • (2-4,3).
1259. Упростите выражение и подчеркните его числовой коэффициент:
1260. Выполните действия:
а) -13,•-(-7,2 + 313,2:8,7); в) -9,396:2,7-0,2•1,7;
б) -16,3•(-8,3 + 212,8:7,6); г) -0,8•1,6-14,911:3,7.
1261. Решите уравнение:
1262. Из 3,2 кг ржаной муки получается 4,48 кг хлеба. Сколько муки расходует хлебозавод на выпечку 28 т хлеба?
1263. 8 каменщиков сложили стены дома за 42 дня. Сколько нужно каменщиков, чтобы сложить стены такого же дома за 28 дней?
1264. Выполнив план на 25%, трактористы вспахали 144 га. Сколько земли нужно вспахать, чтобы выполнить 65% плана?
Н.Я.Виленкин, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд, В.И.Жохов, Математика для 6 класса, Учебник для средней школы
Планирование уроков по математике онлайн, задачи и ответы по классам, домашнее задание по математике 6 класса скачать
Содержание урокаконспект урока
опорный каркас
презентация урока
акселеративные методы
интерактивные технологии Практика
задачи и упражнения
самопроверка
практикумы, тренинги, кейсы, квесты
домашние задания
дискуссионные вопросы
риторические вопросы от учеников Иллюстрации
аудио-, видеоклипы и мультимедиа
фотографии, картинки
графики, таблицы, схемы
юмор, анекдоты, приколы, комиксы
притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения
рефераты
статьи
фишки для любознательных
шпаргалки
учебники основные и дополнительные
словарь терминов
прочие Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
обновление фрагмента в учебнике
элементы новаторства на уроке
замена устаревших знаний новыми Только для учителей
идеальные уроки
календарный план на год
методические рекомендации
программы
обсуждения Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.
Авторські права | Privacy Policy |FAQ | Партнери | Контакти | Кейс-уроки
© Автор системы образования 7W и Гипермаркета Знаний — Владимир Спиваковский
При использовании материалов ресурса
ссылка на edufuture.biz обязательна (для интернет ресурсов —
гиперссылка).
edufuture.biz 2008-© Все права защищены.
Сайт edufuture.biz является порталом, в котором не предусмотрены темы политики, наркомании, алкоголизма, курения и других «взрослых» тем.
Разработка — Гипермаркет знаний 2008-
Ждем Ваши замечания и предложения на email:
По вопросам рекламы и спонсорства пишите на email: