Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 12
1. В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности:
1) разработка, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
2) разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации;
3) деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
4) разработка и производство средств защиты конфиденциальной информации;
5) деятельность по технической защите конфиденциальной информации;
6) производство и реализация защищенной от подделок полиграфической продукции;
7) разработка, производство, испытание и ремонт авиационной техники, за исключением беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, включающих беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 349-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения и военной техники, разработка, производство, испытание, хранение, реализация и утилизация боеприпасов (за исключением указанной деятельности, осуществляемой воинскими частями и организациями Вооруженных Сил Российской Федерации и войск национальной гвардии Российской Федерации, в случае, если осуществление указанной деятельности предусмотрено их учредительными документами);
(п. 8 в ред. Федерального закона от 30.12.2021 N 490-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9) разработка, производство, испытание, ремонт и утилизация гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, разработка, производство, испытание, утилизация патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов (за исключением указанной деятельности, осуществляемой воинскими частями и организациями Вооруженных Сил Российской Федерации и войск национальной гвардии Российской Федерации, в случае, если осуществление указанной деятельности предусмотрено их учредительными документами);
(п. 9 в ред. Федерального закона от 30.12.2021 N 490-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9.1) хранение и торговля гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия, патронами к гражданскому и служебному оружию и составными частями патронов (за исключением указанной деятельности, осуществляемой воинскими частями и организациями Вооруженных Сил Российской Федерации и войск национальной гвардии Российской Федерации, в случае, если осуществление указанной деятельности предусмотрено их учредительными документами);
(п. 9.1 в ред. Федерального закона от 30.12.2021 N 490-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10) разработка, производство, испытание, хранение, реализация (в том числе распространение), утилизация пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом, применение пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с техническим регламентом (за исключением указанной деятельности, осуществляемой воинскими частями и организациями Вооруженных Сил Российской Федерации и войск национальной гвардии Российской Федерации, в случае, если осуществление указанной деятельности предусмотрено их учредительными документами);
(п. 10 в ред. Федерального закона от 30.12.2021 N 490-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
11) деятельность по хранению и уничтожению химического оружия;
12) эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности;
(п. 12 в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Путеводитель по госуслугам для юридических лиц. Внесение изменений в реестр лицензий:
13) утратил силу с 1 июля 2013 года. — Федеральный закон от 04.03.2013 N 22-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
14) деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры;
(п. 14 в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
15) деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
16) производство лекарственных средств;
КонсультантПлюс: примечание.
Лицензии на производство и техническое обслуживание медицинской техники в части технического обслуживания должны быть переоформлены до 01.01.2024 (ФЗ от 30.04.2021 N 128-ФЗ).
17) техническое обслуживание медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения);
(п. 17 в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 128-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
18) оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирование наркосодержащих растений;
19) деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах;
20) деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров;
21) деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов;
22) — 23) утратили силу. — Федеральный закон от 18.02.2020 N 21-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
24) деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами. В целях настоящего Федерального закона лицензирование не осуществляется в отношении перевозок, выполняемых автобусами пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти в области разведывательной деятельности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, органов прокуратуры Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его управлений в субъектах Российской Федерации, органов федеральной фельдъегерской связи, таможенных органов Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, органов принудительного исполнения Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (за исключением использования автобусов учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации в целях осуществления приносящей доход деятельности), а также в отношении перевозок, выполняемых автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования;
(в ред. Федеральных законов от 30.10.2018 N 386-ФЗ, от 27.12.2019 N 478-ФЗ, от 06.12.2021 N 403-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
25) деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров;
КонсультантПлюс: примечание.
До 01.01.2024 деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов может осуществляться без лицензии при условии уведомления о начале ее осуществления (Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 N 353).
26) деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов;
КонсультантПлюс: примечание.
До 01.01.2024 погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте может осуществляться без лицензии при условии уведомления о начале ее осуществления (Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 N 353).
27) погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте;
28) погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах;
29) деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
30) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности (за исключением случаев, если сбор отходов I — IV классов опасности осуществляется не по месту их обработки, и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, и (или) размещения);
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 14.07.2022 N 268-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
31) деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах;
(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 270-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
32) частная охранная деятельность;
33) частная детективная (сыскная) деятельность;
34) заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов, цветных металлов;
35) оказание услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
36) оказание услуг связи;
Путеводитель по госуслугам для юридических лиц. Получение лицензии на оказание услуг связи:
37) телевизионное вещание и радиовещание;
38) утратил силу. — Федеральный закон от 17.06.2019 N 148-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
39) деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности);
40) образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями на территории инновационного центра «Сколково»);
(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 02.08.2019 N 298-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
41) утратил силу. — Федеральный закон от 13.07.2015 N 216-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
42) геодезическая и картографическая деятельность (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации в целях обеспечения обороны Российской Федерации, а также при осуществлении градостроительной и кадастровой деятельности, недропользования), в результате которой осуществляются создание государственных топографических карт или государственных топографических планов, государственных геодезических сетей, государственных нивелирных сетей и государственных гравиметрических сетей, геодезических сетей специального назначения, в том числе сетей дифференциальных геодезических станций, определение параметров фигуры Земли и гравитационного поля в этих целях, установление, изменение и уточнение прохождения Государственной границы Российской Федерации, установление, изменение границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований, границ населенных пунктов, границ зон с особыми условиями использования территории;
(в ред. Федеральных законов от 30.12.2015 N 431-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
43) производство маркшейдерских работ;
44) работы по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы;
(п. 44 в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
45) деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства);
(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
46) медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»);
Путеводитель по госуслугам для юридических лиц. Внесение изменений в реестр лицензий:
47) фармацевтическая деятельность;
Путеводитель по госуслугам для юридических лиц. Внесение изменений в реестр лицензий на осуществление фармацевтической деятельности:
48) деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
КонсультантПлюс: примечание.
Лицензирование деятельности, указанной в п. 49, прекращается со дня вступления в силу закона, предусматривающего установление аккредитации и (или) саморегулирования такой деятельности.
49) деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности;
50) деятельность, связанная с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения;
(п. 50 введен Федеральным законом от 28.07.2012 N 133-ФЗ)
51) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами;
(п. 51 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 255-ФЗ)
52) выполнение работ по карантинному фитосанитарному обеззараживанию;
(п. 52 введен Федеральным законом от 27.10.2015 N 292-ФЗ)
53) деятельность по производству биомедицинских клеточных продуктов;
(п. 53 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 323-ФЗ)
54) деятельность по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах;
(п. 54 введен Федеральным законом от 27.12.2018 N 498-ФЗ)
55) космическая деятельность;
(п. 55 введен Федеральным законом от 15.04.2019 N 54-ФЗ)
56) деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов (за исключением деятельности по обработке (переработке) организациями и индивидуальными предпринимателями лома и отходов драгоценных металлов, образовавшихся и собранных ими в процессе собственного производства, а также ювелирных и других изделий из драгоценных металлов собственного производства, нереализованных и возвращенных производителю);
(п. 56 введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 282-ФЗ)
КонсультантПлюс: примечание.
С 01.03.2024 п. 57 ч. 1 ст. 12 излагается в новой редакции (ФЗ от 29.12.2022 N 607-ФЗ).
57) деятельность по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий;
(п. 57 введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 282-ФЗ)
КонсультантПлюс: примечание.
С 01.03.2022 осуществление деятельности, указанной в п. 58 ч. 1 ст. 12, без лицензии не допускается. Это требование не применяется к правоотношениям, возникшим до 01.03.2022, в связи с заключением гос. контрактов, предусматривающих сервисное обслуживание.
58) сервисное обслуживание вооружения и военной техники.
(п. 58 введен Федеральным законом от 26.05.2021 N 156-ФЗ)
2. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливаются исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в случае, если указанные перечни не установлены федеральными законами.
(в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1. Утратил силу с 1 марта 2022 года. — Федеральный закон от 11.06.2021 N 170-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения изменений в предусмотренный настоящим Федеральным законом перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии.
4. Возможность осуществления лицензируемых видов деятельности иностранными юридическими лицами устанавливается положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, если указанный вопрос не урегулирован федеральными законами.
(часть 4 введена Федеральным законом от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
Сообщить об ошибке в тексте
Форма предназначена исключительно для сообщений о некорректной информации на сайте ФНС России и не подразумевает обратной связи. Информация направляется редактору сайта ФНС России для сведения.
Если Вам необходимо задать какой-либо вопрос о деятельности ФНС России (в том числе территориальных налоговых органов) или получить разъяснения по вопросам налогообложения — Вы можете воспользоваться сервисом «Обратиться в ФНС России».
По вопросам функционирования интернет-сервисов и программного обеспечения ФНС России Вы можете обратиться в «Службу технической поддержки».
Ваше сообщение:
Ошибка в тексте:
Лицензии на программное обеспечение. Виды и правовой аспект.
Давайте сначала разберемся с основными терминами и понятиями. Термин «лицензия» в российском законодательстве используется в двух значениях:
1. разрешение компетентного государственного органа на осуществление определенного вида деятельности (из числа видов деятельности, подлежащих обязательному лицензированию);
2. разрешение обладателю исключительных прав на объект интеллектуальной собственности (художественное произведение, программу для ЭВМ, изобретение, товарный знак) использовать этот объект определённым образом.
Нас интересует только второе значение. Перефразируя его в нашем контексте, мы получаем следующее: лицензия — это договор (соглашение) между владельцем компьютерной программы и пользователем её копии. Исторически все лицензии на софт делятся на два класса: лицензии на свободное и на проприетарное программное обеспечение. Проприетарное (от английского proprietary – «собственническое») — это несвободное ПО (такое, как продукты Microsoft).
Лицензии на проприетарное программное обеспечение также обозначают аббревиатурой EULA (произносится «юла»), что расшифровывается как End User License Agreement («Лицензионное соглашение конечного пользователя»). Грубо говоря, EULA — это текст, который обычно выводится при инсталляции Windows-программ и снабжен внизу кнопочкой «Я согласен». EULA является полной противоположностью лицензиям на свободное программное обеспечение. Там, где EULA запрещает (копировать, распространять и модифицировать), «свободные» лицензии разрешают.
Виды лицензий.
По лицензионному соглашению могут передаваться исключительные или неисключительные права на программное обеспечение.
При передаче неисключительных прав правообладатель предоставляет пользователю право использовать ПО наравне с собой или другими лицами, также управомоченными правообладателем. При этом правообладатель не лишается возможности использовать программное обеспечение сам и предоставлять право использования данного программного обеспечения иным лицам.
При передаче исключительных прав на программное обеспечение правообладатель передаёт пользователю имеющиеся у него исключительные права на программное обеспечение; в этом случае правообладатель не вправе осуществлять те правомочия, которые были переданы пользователю по договору о передаче исключительных прав, а также передавать эти полномочия иным лицам.
Программное обеспечение может распространяться на условии открытого кода (OpenWare), или же без такого условия.
При распространении программного обеспечения на условиях открытого кода правообладатель, предоставляя пользователю, право использования программного обеспечения, передает также исходные коды программы. При этом пользователю может предоставляться право модифицировать исходные тексты в целях их переработки и совершенствования.
Последующее использование полученных в результате такой переработки программных продуктов различается в зависимости от вида лицензии. В настоящее время существуют две группы типовых лицензий на передачу программного обеспечения с открытым кодом: GNU GPL и FreeBSD.
Основное их различие заключается в «наследуемости» свойства открытого кода: согласно условиям лицензии GNU GPL, все программные продукты, полученные в результате переработки или модернизации распространяемого на таких условиях программного кода, также могут распространяться далее только на условиях GNU GPL. Это, с одной стороны, способствует прогрессу в развитии программного обеспечения, с другой – нарушает имущественные интересы некоторых разработчиков, вложивших серьёзные средства в модернизацию программного кода.
Бoльшую свободу в использовании передаваемого программного обеспечения предоставляет лицензия Free BSD. По условиям этой лицензии, программные продукты, полученные в результате переработки предоставленного программного кода, могут распространяться на любых условиях, в том числе и на возмездной основе.
Лицензии FreeBSD и GNU GPL получили широкое распространение, но они не являются единственно возможными лицензиями на передачу программного обеспечения с открытым кодом. Правообладателем, при необходимости, могут быть выработаны собственные условия предоставления прав на такое программное обеспечение, в большей или меньшей степени ограничивающие права пользователя.
Лицензии на распространение программного обеспечения, не содержащие условия об открытости исходных кодов, более разнообразны. Каждый правообладатель может выработать свои собственные условия предоставления прав на ПО. Практически во всех таких лицензиях содержится запрет на любую модификацию программного кода, если только такая модификация не разрешена прямо в законодательстве (например, адаптация программы).
Распространённым делением типов программного обеспечения в зависимости от условий лицензии является их деление по критерию возмездности. В соответствии с этим критерием, программное обеспечение делится на бесплатное, условно-бесплатное и коммерческое. В некоторых случаях выделяют также программное обеспечение, распространяемое на специальных условиях.
Бесплатное программное обеспечение (FreeWare) не следует путать с «открытым» программным обеспечением (OpenWare): как бесплатность распространения не означает открытости исходных кодов, так и открытость исходных кодов не влечёт за собой безвозмездный характер распространения.
При предоставлении программного обеспечения на бесплатной основе правообладателем, как правило, оговариваются специальные условия использования ПО. Распространённым условием является запрет на внесение любых изменений в программный код, за исключением прямо разрешённых законодательством. Обычным условием «бесплатной» лицензии является оговорка об освобождении правообладателя от любых гарантий и обязательств, связанных с функционированием программного обеспечения.
Условно-бесплатное распространение программного обеспечения подразумевает, что пользователю предоставляется возможность ознакомиться с программой, протестировать её возможности при решении задач пользователя. При этом либо ограничивается срок бесплатного использования программы, либо предоставляется функционально ограниченная версия ПО. По ознакомлении с программой пользователь вправе либо отказаться от её дальнейшего использования, либо оплатить программный продукт и приобрести права на него в полном объёме.
Коммерческое распространение программного обеспечения предполагает, что пользователь должен оплатить программы, только после чего он получает права на них. Обычно в лицензионных соглашениях, предусматривающих предварительную или последующую оплату за передаваемое программное обеспечение, содержится больший объём гарантий и обязательств правообладателя, нежели в лицензиях на бесплатно распространяемое программное обеспечение.
В некоторых случаях правообладатели, распространяющие своё программное обеспечение на коммерческой основе, предоставляют права бесплатно, или условно-бесплатно. Обычно соглашения о предоставлении ПО в таких случаях содержат набор дополнительных условий, ограничивающих (реже – расширяющих) права пользователей, а также предусматривающих пределы использования программных продуктов.
Лицензионные соглашения можно подразделить в зависимости от того, с кем, и в каких целях они заключаются. По этому критерию можно выделить лицензионные соглашения с конечным пользователем (EULA – End User License Agreement), и лицензии, предусматривающие возможность доработки программного обеспечения.
Типовой формы лицензионного соглашения с конечным пользователем в настоящее время не выработано, различными правообладателями используются разные, хотя и близкие по содержанию лицензионные соглашения.
В отличие от единообразных лицензионных соглашений с конечным пользователем, лицензионные соглашения, предусматривающие возможность доработки программы, могут значительно различаться.
Во-первых, такие лицензионные соглашения могут входить в пакет документов, оформляющих отношения дистрибьюторского или франчайзингового типа. Согласно таким соглашениям, компания-правообладатель предоставляет компании-распространителю право распространять ПО, в том числе, и с возможной доработкой продукта под нужды конечного пользователя. Система лицензионных соглашений в этом случае будет двухуровневой: правообладатель программного продукта предоставляет лицензию как распространителю, так и (посредством распространителя) конечному пользователю. Права на произведенные распространителем изменения в программном продукте, как правило, сохраняются за распространителем и предоставляются им конечному пользователю по соответствующей лицензии.
Во-вторых, возможность доработки ПО может содержаться в лицензионных соглашениях, являющихся частью партнёрского договора. Таким партнёрским договором обычно оформляются отношения по совместной разработке комплексных программных продуктов, где модули, написанные одними разработчиками, могут модифицироваться другими; при этом каждый из разработчиков сохраняет права на результат собственных творческих усилий.
Объём и пределы осуществления предоставляемых таким соглашением прав могут различаться в зависимости от того, насколько тесными являются отношения между разработчиками.
Возможность доработки программного продукта предусмотрена в «свободных» лицензиях (GNU GPL и FreeBSD). В этом случае возможность последующей передачи прав на программное обеспечение не ограничивается, более того, в лицензиях семейства GNU GPL отсутствие ограничений на передачу прав является обязательным.
В некоторых случаях, когда речь идёт о предоставлении прав на программное обеспечение конечному пользователю, можно говорить о «связанных» и «независимо предоставляемых» лицензиях (поставка на условиях OEM/BOX).
В первом случае (OEM) права на программное обеспечение предоставляются при поставке программного обеспечения вместе с компьютерным оборудованием. Такие лицензии предусматривают меньшее лицензионное вознаграждение (обычно включаемое в стоимость оборудования), но при этом предусматривают меньший объём правомочий пользователя.
При независимой («коробочной») поставке программное обеспечение предоставляется на соответствующем материальном носителе, в сопровождении документации, необходимой для установки, наладки и использования программы; сам материальный носитель выступает в качестве резервной копии дистрибутива. Объём предоставляемых правомочий в этом случае несколько больше, кроме того, возможно предоставление по одной лицензии возможности использования программы на нескольких компьютерах (при условии соразмерного увеличения лицензионного вознаграждения). При такого рода поставках часто используется т.н. «обёрточная лицензия»: пользователь признаётся заключившим лицензионное соглашение (напечатанное на обёртке), если он вскрыл коробку с дистрибутивом.
Классификация бесплатного ПО
Free — бесплатная программа или скрипт. Вы можете пользоваться и распространять это ПО бесплатно, но вот изменять программу или скрипт Вы не имеете права.
Free GPL — бесплатное и свободное программное обеспечение. Обычно при такой лицензии Вы имеете право запускать, изучать, распространять и улучшать программу или скрипт. Исходники обычно доступны на сайте автора. Вы можете их скачать, изменить ПО под себя и спокойно им пользоваться. Никаких нарушений в этом случае не будет. Распространять можно как исходное, так и измененное Вами или кем-то ПО.
Adware — бесплатная программа, которая полноценно исполняет возложенные на неё функции, но при этом содержит в себе дополнительные компоненты. Компонент может крутить какую-то рекламу внутри программы, а может, например, попросить Вас заполнить какую-то анкету и т.д. При установке подобных программ, пользователя обычно предупреждают о том, что вместе с программой будут установлены дополнительные компоненты.
По распространению всё тоже самое, что и у freeware программ.
Классификация платного ПО
Shareware — условно-бесплатная программа или скрипт. Обычно программы этого типа ограничиваются в плане функциональности. Т.е. какие-то функции программа выполняет, как положено, а вот часть самых полезных и нужных функций заблокирована до тех пор, пока Вы не купите ключ. Распространять shareware программы можно при условии, что в код не внесено никаких изменений и программа не взломана.
Trial — условно-бесплатная программа или скрипт. По этому принципу делается большинство платных программ. Суть его в том, что программа не имеет ограничений по функциям, но работает без ключа только определенное количество времени (20-30 дней) или запусков (10-20 запусков). Сейчас этот тип условно-бесплатного ПО часто относят к Shareware. По распространению всё тоже самое, что и у shareware программ.
Demo — демоверсия. Программы, работающие по этому принципу обычно не имеют функциональных и временных ограничений. Ограничения накладываются на результат т.е. Вы что-то создаете, а сохранить результат не можете. Иногда бывает, что при сохранении результата, на него накладываются водяные знаки, говорящие о том, что использовалась демо-версия. По распространению всё тоже самое, что и у shareware программ.
Логистика поставок ПО.
Производитель ПО распространяет свои продукты через сеть дистрибьюторов, которые в свою очередь работают с реселлерами. Конечные пользователи для заказа программного обеспечения должны обращаться к авторизованным реселлерам вендора, ни производитель, ни дистрибьютор в большинстве случаев не работают с конечными покупателями.
Производитель ПО, как обладатель исключительных авторских прав на программный продукт, изготавливает лицензионные копии ПО: печатает лицензии, генерирует ключи, изготавливает коробочные версии, носители и т.д. Как правило, производитель также обеспечивает техническую поддержку ПО.
Дистрибьютор принимает заказ от реселлера и формирует заказ на изготовление именных лицензий производителю ПО. Дистрибьютор так же, как правило, содержит склад коробочных, предустановленных версий ПО и носителей для сокращения срока поставки.
Реселлер, работая напрямую с заказчиком, формирует спецификацию заказа дистрибьютору, после изготовления и комплектации заказа дистрибьютором, реселлер осуществляет доставку ПО заказчику. Для продажи программного обеспечения реселлер, как правило, должен быть предварительно сертифицирован производителем и иметь соответствующих специалистов.
Документы, подтверждающие наличие прав на использование ПО
Доказательством подлинности могут служить:
- Cертификат подлинности (если предусмотрен производителем).
- Бумажная лицензия с признаками подлинности.
- Оригинальные носители с защитой от подделки.
Подтверждением легальности также могут служить различные прилагающиеся к продукту документы:
- Лицензионное соглашение с конечным пользователем (в бумажном или электронном виде).
- Оригинал руководства пользователя (если предусмотрено производителем).
- Оригинальная коробка, в которой был куплен продукт (в случае покупки коробочной версии).
- Любая другая документация, приложенная к продукту.
- Счёт-фактура, накладная, а также Лицензионный договор с поставщиком.
Способы приобретения лицензий.
В настоящее время существует несколько способов получения лицензий ПО:
- Full Package Product (FPP)
- Лицензия, носитель и документация упакованы в красочную коробку, продается в розничной сети.
- Original Equipment Manufacturer (OEM).
- Лицензия на программное обеспечение для продажи вместе с новым компьютерным оборудованием.
- Программы лицензирования для организаций.
Юридические аспекты
Лицензия как разрешение компетентного государственного органа на осуществление определенного вида деятельности выдается на основании Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» и ряда других федеральных законов. Использование лицензий-разрешений на использование объектов интеллектуальной собственности регулируется законодательством об интеллектуальной собственности, в частности, законами РФ «Об авторском праве и смежных правах», «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных», «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», Патентным законом РФ.
- Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»
- Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах»
- Закон РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных»
- Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».
Основные нарушения, допускаемые пользователями программным обеспечением и влекущие установленную законом ответственность, являются следующими: использование программного обеспечения без надлежащего оформления документов (в том числе лицензионного/сублицензионного договора); использование, выходящее за рамки лицензионного договора (например, копирование программного обеспечения на большее количество компьютеров, чем это предусмотрено в договоре); обход технических средств защиты программного обеспечения, а также разработка и распространение средств, предназначенных для такого обхода.
Следует отметить, что статьёй 1227 ГК РФ закреплено правило, согласно которому «интеллектуальные права не зависят от права собственности на материальный носитель (вещь), в котором выражен соответствующий результат интеллектуальной деятельности. Переход права собственности на вещь не влечёт переход или предоставление интеллектуальных прав на результат интеллектуальной деятельности».
Сублицензия
В практике возможно заключение сублицензионного договора, по которому приобретатель прав на программное обеспечение при наличии на то письменного согласия его собственника предоставляет право использования программы другому лицу (лицам), при этом оставаясь ответственным за его действия перед собственником. Такая ответственность может быть исключена, если это прямо предусмотрено лицензионным договором.
Сублицензиату могут быть предоставлены права на программное обеспечение только в пределах тех прав и тех способов использования, которые предусмотрены лицензионным договором для приобретателя (лицензиата). Срок действия сублицензионного договора не может быть выше срока действия лицензионного договора.
Хотите внедрить в своей организации CRM или получить бесплатную консультацию? Тогда звоните нам по телефону: +7(843)202-38-93
Читайте также:
Лицензия — это разрешение на право осуществлять конкретный вид деятельности, которое выдается специальным лицензирующим органом. Для получения лицензии соискатель должен соответствовать определенным требованиям и оплатить госпошлину.
Кому нужно получать лицензию
В статье 12 закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ приводится перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии. Всего их 53, среди них:
- деятельность, связанная с шифрованием и защитой информации;
- деятельность, связанная с оружием и военной техникой;
- производство лекарств и медтехники;
- охранная и детективная деятельность;
- оказание услуг связи, телевидение и радиовещание;
- деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, компьютерных программ, баз данных и фонограмм на любых носителях;
- образовательная деятельность;
- фармацевтическая и медицинская деятельность;
- перевозки водным и воздушным транспортом;
- перевозки железнодорожным транспортом пассажиров и опасных грузов;
- перевозки пассажиров автотранспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек.
Кроме этого существует ряд видов деятельности, подлежащих лицензированию, которые регулируются отдельными законами, такие как деятельность кредитных организаций и участников рынка ценных бумаг, страховая деятельность и деятельность по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 1 закона № 99-ФЗ).
Если вы обнаружили в этих списках ту деятельность, которой планируете заниматься, надо будет получить на нее лицензию. Для малого бизнеса актуальным является получение лицензий на образовательную, медицинскую, охранную деятельность, пассажирские перевозки (в порядке, предусмотренным законом № 99-ФЗ) и получение лицензии на розничную торговлю алкоголем, которую мы рассмотрим отдельно.
Куда обращаться за получением лицензии
Выдают лицензии территориальные отделения специальных лицензирующих органов, которые указаны в Постановлении Правительства от 21 ноября 2011 г. № 957, некоторые из них мы укажем в таблице:
Вид деятельности |
Лицензирующий орган |
---|---|
Частная охранная и детективная деятельность |
МВД России |
Медицинская и фармацевтическая деятельность, производство лекарств |
Росздравнадзор, Россельхознадзор |
Образовательная деятельность |
Рособрнадзор |
Пассажирские перевозки автомобильным транспортом |
Ространснадзор |
Лицензии на право розничной торговли алкоголем выдает Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка. Контакты региональных управлений Росалкогольрегулирования можно найти на этом сайте.
Лицензионные требования
Лицензию можно получить лишь при условии соблюдения определенных требований: наличие технической базы (помещения, оборудование, специальная документация); работников необходимой квалификации и специальности; системы производственного контроля; размер уставного капитала и др. Приводятся эти требования по каждому виду лицензируемой деятельности в отдельных Положениях, утверждаемых постановлениями Правительства.
Например, лицензионные требования к перевозке пассажиров автотранспортом указаны в постановлении Правительства от 7 октября 2020 г. № 1616. Соискатель такой лицензии должен иметь:
- транспортные средства, соответствующие техническим требованиям для перевозки пассажиров и оснащенные аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС;
- помещения и оборудование для техобслуживания и ремонта транспортных средств;
- водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование;
- специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств или наличие договора с медицинской организацией или ИП, имеющими соответствующую лицензию.
С требованиями к выдаче лицензий по вашему виду деятельности вы можете ознакомиться, обратившись в соответствующий лицензирующий орган. Требования к получению лицензии на продажу алкоголя мы рассмотрим ниже, в отдельном разделе.
Документы для получения лицензии
В лицензирующий орган надо подать заявление о выдаче лицензии и пакет подтверждающих документов, указанных в ст. 13 закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ. Учитывая, что лицензированию подлежат виды деятельности, контролируемые разными службами, формы таких заявлений будут отличаться.
В заявлении должны быть указаны наименование, организационно-правовая форма, место нахождения соискателя; лицензируемый вид деятельности; ИНН; данные выписки из ЕГРИП или ЕГРЮЛ; сведения об оплате госпошлины.
Кроме заявления подаются копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензионным требованиям, а также опись всех документов. О том, какие именно нужны документы, надо узнавать в лицензирующем органе или самостоятельно найти соответствующий нормативно-правовой акт.
Перечень сведений, указываемых в заявлении, и список документов, прилагаемых к нему, является исчерпывающим (ст. 13 (4) закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ), то есть от вас не должны требовать другие документы.
Сколько стоит лицензия
Размер государственной пошлины за лицензию установлен статьей 333.33 НК РФ. Статья очень большая, поэтому подскажем, где искать. Находим пункт 1 подпункт 92. Размер госпошлины составляет 7 500 рублей для всех видов лицензируемой деятельности, за исключением:
- банковских операций (0,1 % уставного капитала, но не более 500 тыс. рублей);
- производство, хранение, закупку, поставки этилового спирта и алкогольной продукции (от 800 тыс. до 9,5 млн. рублей);
- розничная продажа алкогольной продукции — 65 тыс. рублей за каждый год срока действия лицензии;
- предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами — 30 тыс. рублей.
Обращаем ваше внимание – госпошлина оплачивается один раз за весь срок действия лицензии. В общем случае срок лицензии не ограничен, но по некоторым видам деятельности он установлен (с возможностью продления), например, срок алкогольной лицензии не должен превышать пять лет.
При отказе в выдаче лицензии госпошлина не возвращается. В Конституционном суде рассматривалось дело о возврате заявителю 40 тыс. рублей в связи с отказом в выдаче лицензии на розничную продажу алкоголя (Постановление КС от 23.05.2013 № 11-П). По этому вопросу даже сами судьи не пришли к согласию, один из них высказал особое мнение, суть которого «Формально правильно, но по сути — издевательство». Исходя из этого, прежде чем оплачивать лицензию, рекомендуем сначала обратиться в соответствующий лицензирующий орган, чтобы убедиться, что вы сможете соблюсти необходимые требования для ее получения.
Как получить лицензию
После того, как вы нашли контакты лицензирующего органа, подготовили необходимые документы и уплатили госпошлину, надо обратиться за получением лицензии. Документы можно подать:
- лично, при визите в лицензирующий орган;
- заказным письмом с уведомлением о вручении;
- в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
При получении документов соискателю лицензии выдается копия описи с отметкой о дате приема (лично или заказным письмом с уведомлением о вручении). Если в поданном пакете документов обнаруживается неполный комплект или нарушение требований, то в течение трех рабочих дней со дня приема заявления соискателю вручается (высылается) уведомление о необходимости устранить нарушения в тридцатидневный срок. После устранения нарушений мотивированное решение о рассмотрении заявления на лицензию или о возврате заявления принимается в течение трех рабочих дней.
Если же претензий к документам не было, то решение о выдаче лицензии выносится в течение пяти рабочих дней, а сама лицензия вручается лицензиату или направляется ему заказным письмом с уведомлением в течение трех рабочих дней после этого решения. Возможно получение лицензии и в форме электронного документа, если было указано в заявлении.
В выдаче лицензии могут отказать, тогда в решении об этом должны быть указаны мотивы отказа со ссылками на нормативно-правовые акты или реквизиты акта проверки соискателя лицензии, если отказ был основан на несоответствии лицензионным требованиям.
Выдается лицензия по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 14 сентября 2021 г. № 1559. Если лицензия был испорчена или утеряна, то можно получить ее дубликат в порядке, предусмотренном статьей 17 закона № 99-ФЗ.
Действует лицензия на территории всей Российской Федерации, но если лицензиат меняет регион деятельности, то должен сообщить об этом в лицензирующий орган того субъекта РФ (край, область, республика), где он собирается работать.
Как получить лицензию на алкоголь
Розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво – это достаточно популярный вид деятельности наших пользователей, поэтому расскажем подробнее, как получить лицензию на алкоголь. Регулирует лицензирование этого вида деятельности специальный закон № 171-ФЗ от 22 ноября 1995 года. Сначала внесем ясность в вопрос продажи пива (а также пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи).
Пиво является алкогольной продукцией, но его реализацию регулируют отдельные положения закона. На продажу пива не распространяются особые требования к розничной продаже и потреблению алкогольной продукции, указанных в статье 16 закона № 171-ФЗ, и для продажи пива не нужна лицензия.
Продавать пиво можно лишь в стационарных объектах (магазинах), но к их площади нет определенных требований, как для реализации другой алкогольной продукции. И еще одно отличие пива от другого алкоголя – его могут реализовывать не только организации, но и индивидуальные предприниматели.
Что касается алкоголя в целом, то получение лицензии на его производство и оборот кроме закона № 171-ФЗ регулирует еще и специальный Административный регламент. Документы для получения лицензии на производство алкоголя отличаются от тех, что подают на получение лицензий для других видов деятельности. В нашей статье мы рассмотрим лицензионные требования только к розничной продаже алкоголя, т.к. требования к его производству, хранению и оптовому обороту имеет смысл рассматривать отдельно.
Для получения лицензии соискатель должен:
- быть юридическим лицом (ИП продавать алкоголь, кроме пива, не могут);
- иметь в собственности или долгосрочной (от года) аренде стационарные торговые объекты и складские помещения;
- общая площадь таких помещений для розничной продажи алкоголя должна быть не менее 50 кв. м в городских поселениях и не менее 25 кв. м в сельской местности;
- при продаже алкоголя в городских поселениях лицензиат должен применять кассовый аппарат;
- иметь уставный капитал определенного размера (требование устанавливают региональные лицензирующие органы), но не более 1 млн. рублей.
Региональные лицензирующие органы могут устанавливать и другие дополнительные требования, поэтому прежде чем собирать необходимые документы и оплачивать госпошлину, обратитесь за подробной информацией в соответствующее окружное управление Росалкогольрегулирования. Их контакты, так же как и форму заявления на лицензию вы можете найти в Административном регламенте.
Переоформление, приостановление и возобновление действия лицензии
Если у лицензиата меняются данные, указанные в статье 18 закона № 99-ФЗ, надо обратиться в лицензирующий орган за переоформлением лицензии. Переоформление требуется в случаях:
- реорганизации юридического лица;
- изменения личных данных и места жительства ИП;
- смене юридического адреса и наименовании организации;
- изменения адреса, по которому осуществляется лицензируемый вид деятельности.
Порядок переоформления лицензии приводится в статье в статье 18 закона № 99-ФЗ, размер госпошлины составляет от 600 до 2600 рублей.
Лицензирующий орган не только выдает лицензии, но и следит за деятельностью лицензиата. Если в процессе плановой или внеплановой проверки обнаружатся нарушения лицензионных требований, то будет вынесено предписание об их устранении, а если это не произойдет в указанный срок, то деятельность лицензии может быть приостановлена (статья 20 закона № 99-ФЗ), На период приостановления вести лицензируемую деятельность запрещено.
После того, как требования лицензирующего органа выполнены, действие лицензии возобновляется. Сведения о приостановлении и возобновлении лицензий вносятся в специальный реестр.
Аннулирование и прекращение действия лицензии
В случае невыполнения требований, из-за которых было вынесено предписание или приостановлена деятельность лицензии, она должна быть аннулирована по иску лицензирующего органа. Действие лицензии прекращается в течение 10 рабочих дней после такого судебного решения.
Деятельность лицензии может быть прекращена и в добровольном порядке, если:
- подано заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности;
- прекращена деятельность физического лица в качестве ИП;
- прекращена деятельность юридического лица (за исключением реорганизации).
При прекращении деятельности ИП или юрлица сообщать об этом в лицензирующий орган не надо, это сделает налоговая инспекция.
Ответственность за работу без лицензии
За нарушение законов о лицензировании предусмотрена административная ответственность:
- за деятельность без лицензии по статье 14.1 (п. 2) КоАП РФ: штраф для организаций от 40 до 50 тысяч рублей, для ИП – от 4 до 5 тысяч рублей, при этом допускается конфискация продукции, орудий производства и сырья;
- за деятельность с нарушением условий выданной лицензии по статье 14.1 (п. 3) КоАП РФ: штраф для организаций от 30 до 40 тысяч рублей, для ИП – от 3 до 4 тысяч рублей;
- за деятельность с грубым нарушением условий выданной лицензии по статье 14.1 (п. 4) КоАП РФ: штраф для организаций от 100 до 200 тысяч рублей, для ИП – от 4 до 8 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Если при этом деятельность без лицензии причинила крупный ущерб гражданам, организациям, государству или принесла доход в крупном размере (более 1,5 млн. рублей), то возможно привлечение и к уголовной ответственности по статье 171 УК РФ – штраф до 300 тысяч рублей или арест до шести месяцев.
Мы в соцсетях: Телеграм, ВКонтакте, Дзен — анонсы статей, новости по регистрации и ведению бизнеса
Как проверить лицензию на образовательную деятельность учреждения?
Designed by cookie_studio/Freepik
Любое обучение предполагает не только приобретение знаний, но и получение документа, который подтверждает образование. Однако если у образовательной организации нет аккредитации или лицензии, такой документ может быть не востребован у работодателей и даже не иметь юридической силы. Поэтому так важно проверять наличие аккредитации и лицензии в Реестре образовательных учреждений.
Что такое Реестр образовательных учреждений?
Designed by rawpixel-com/Freepik
Это перечень образовательных организаций, подтвердивших свое соответствие стандартам образовательной деятельности и получивших соответствующую лицензию.
Он формируется на основании Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Данные об учреждениях, внесенных в реестр, представлены на сайте Рособнадзора.
Зачем нужна лицензия образовательному учреждению?
Если заведение, предоставляющее образовательные услуги, не имеет лицензии (лицензия отозвана или не получена вообще), оно не имеет права никого учить. Соответственно, любой документ об образовании не несет юридической силы (не действителен).
Важна и аккредитация учебного заведения, которая влияет на возможность выдавать документы государственного образца.
Но это еще не все. Даже если официальный документ не требуется, и вы хотите получить какие-то знания просто для себя, факт отсутствия лицензии должен настораживать. Организация, которая отвечает за предоставленные услуги, заинтересована работать официально. Если никакой лицензии нет, это может означать, что у организации проблемы с законом, либо просто нет необходимой материальной базы, педагогического состава, нет подходящих помещений. Образно говоря, новые знания будут получены в «шарашкиной конторе» с «филькиной грамотой» на выходе.
Вот затем, чтобы не оказаться в такой ситуации, и нужно проверять наличие лицензии. А значит, следует обратиться к Реестру образовательных учреждений.
Нужна ли лицензия для обучения по программам дополнительного профессионального образования (ДПО)?
Да, нужна. В законе выделяют три вида дополнительного профессионального образования:
-
Профессиональная переподготовка;
-
Повышение квалификации;
-
Стажировка.
Если образовательная организация проводит обучение хотя бы по одной из них, она по итогам должна выдавать документ об обучении (аттестат, диплом о профпереподготовке, удостоверение о повышении квалификации), следовательно, должна иметь право на выдачу подобных документов.
Поэтому любое учреждение ДПО обязано получить лицензию. Все необходимые документы должны быть размещены на сайте организации.
Если учреждение занесено в реестр, значит, у него все хорошо?
На данный момент – да. Но нужно понимать, что хотя лицензии имеют неограниченный срок действия, их могут отозвать или приостановить при обнаружении серьезных нарушений законодательства. Все это обязательно будет отражено в Реестре образовательных учреждений.
Поэтому информацию нужно периодически проверять.
Как найти лицензию на образовательную деятельность
Если организация работает законно, то на её сайте должны быть документы о лицензировании. Как правило, это сканированные копии (сама лицензия и приложение к ней), в которых указаны:
- номер лицензии;
-
дата выдачи документа;
-
организация, которая его выдала (территориальный орган Рособрнадзора);
-
идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
-
основной государственный регистрационный номер юридического лица (ОГРН);
-
в приложении – вид образования (например, дополнительное профессиональное обучение).
Если таких документов нет или возникли сомнения в их подлинности, стоит проверить, находится ли организация в Реестре образовательных учреждений на сайте Рособрнадзора. У реестров есть электронные версии, доступ к которым бесплатный.
Проверить лицензию на образовательную деятельность у Рособрнадзора онлайн
-
Зайдите на
официальный сайт Рособрнадзора. -
В разделе «Государственные услуги и функции» выберите «Государственные услуги».
-
В левой колонке нажмите «Лицензирование образовательной деятельности».
-
Войдите в раздел «Сводный реестр лицензий».
-
В поисковую строку введите информацию, которой располагаете: номер лицензии, ИНН, название образовательной организации, или любую другую (субъект, орган, выдавший лицензию, дата выдачи). В результате появится информация о состоянии лицензии.
Источник фото obrnadzor.gov.ru
Источник фото obrnadzor.gov.ru
Источник фото obrnadzor.gov.ru
Вы можете увидеть, что лицензия действует – или не действует, аннулирована, приостановлена полностью, либо частично.
-
Лицензия не действует, или аннулирована. В этом случае образовательная организация НЕ ИМЕЕТ права набирать новых абитуриентов, выдавать дипломы об образовании и вести образовательную деятельность. Фактически – вуз (ссуз, учебный центр) должен прекратить работу;
-
Лицензия приостановлена полностью или частично. Это означает, что организация не имеет права набирать новых абитуриентов, но может заниматься работой, которая не связана с учебным процессом, пока суд не примет решение: восстановить лицензию или аннулировать её окончательно.
Бывают случаи, когда информации о лицензии нет вообще. Проверьте правильность введения данных. Если ошибки нет, это означает, что лицензия поддельная.
Также необходимо помнить, что лицензию должен иметь как головной вуз, так и все его филиалы.
Можно сразу зайти в Сводный реестр лицензий на сайте Рособрнадзора по ссылке http://obrnadzor.gov.ru/gosudarstvennye-uslugi-i-funkczii/gosudarstvennye-uslugi/liczenzirovanie-obr…
Что делать, если организации нет в Реестре образовательных учреждений?
Если организация не представлена в реестре, значит, она не обращалась за лицензией или лишилась ее по той или иной причине. То есть ее деятельность незаконна. С ней не стоит связываться вообще.
Какие бывают реестры образовательных учреждений?
Designed by gpointstudio/Freepik
В поиске информации можно столкнуться с множеством различных реестров:
-
Реестром аккредитованных образовательных организаций,
-
Реестром лучших вузов страны,
-
Национальным Реестром «Ведущие образовательные учреждения России» и т.д.
Но все эти списки вторичны по отношению к Реестру образовательных учреждений и не так важны. Ведь в конечном счете главное – не статус учебного заведения и не его престижность, а полученные знания и легальность документа об образовании, на которое вы потратили много времени, сил и, возможно, денег.
Вопрос — ответ
Что такое Реестр образовательных учреждений?
Сюда входит перечень учебных заведений, подтвердивших соответствие своих образовательных программ федеральным стандартам. Есть также реестры лучших вузов страны, аккредитованных образовательных организаций и Национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России». Однако они вторичны по отношению к Реестру образовательных организаций.
Как проверить, есть ли учебное заведение в Реестре?
Для проверки лицензии следует зайти на официальный сайт Рособрнадзора (obrnadzor.gov.ru), перейти в раздел «Государственные услуги» и перейти на вкладку «Лицензирование образовательной деятельности». Там следует выбрать раздел «Сводный реестр лицензий» и вбить в соответствующем поле название учебного заведения. Кроме того, лицензирующие документы, как правило, находятся на сайте самой образовательной организации
Зачем нужна лицензия?
Наличие лицензии даёт право учебному заведению набирать учеников и осуществлять свою деятельность. Без лицензии, либо с просроченными документами делать это запрещено. Итоговый документ об образовании будет недействителен (не будет иметь юридической силы).
Нужно ли лицензировать образовательные программы?
Согласно действующему законодательству об образовании (ч.1 ст. 91 ФЗ «Об образовании в РФ») подлежит обязательному лицензированию только сама образовательная деятельность. Иными словами, если учебный центр заявляет в виде реализуемых программ «дополнительное профессиональное образование», он имеет право обучать по всем специальностям. Есть исключения, которые регулируются иными нормативно-правовыми актами. Например, обучение по охране труда требует включения в реестр Минтруда РФ. В этом случае учебный центр обязан придерживаться дополнительных условий, так как действует приоритет специальной нормы к общей.
Куда организации обращаться за лицензией на образовательную деятельность?
Лицензиями на образовательную деятельность занимается Рособрнадзор, либо местные органы системы образования. Способы подачи заявления могут быть разными: лично, почтой, через портал Госуслуг или отделения МФЦ. Срок рассмотрения заявления и пакета документов составляет 45 рабочих дней. При этом сама лицензия бессрочная и не требует периодического подтверждения. Рособрнадзор может отобрать или приостановить действие лицензии, если организация нарушила условия лицензирования.