Сценарий совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы
«Где живут капли воды в детском саду?
Цель: формирование представлений детей о необходимости бережного отношения к воде.
Задачи:
— развивать умение сравнивать и обобщать на основе собственных наблюдений
— воспитывать осознанное бережное отношение к воде через игровую проблемную ситуацию
— стимулировать познавательную активность, приучать к самостоятельному поиску решения проблемы
— развивать познавательные психические процессы: речь, мышление, память
1. Организационный момент
Послушайте загадку и узнаете, о чём будем говорить.
(Загадка о капле воды.)
В ручьях и океанах обитает,
Бывает – в воздухе летает,
Как только надоест летать,
На землю падает опять. (Капля воды.)
(Дети отвечают.)
Капелька воды, маленькая путешественница, ей не сидится на месте. То она висит на облачке, то вместе с другими дождевыми каплями падает на землю, то в виде пара поднимается наверх
Давайте вырежем из бумаги капельки воды. Складываем их в коробку.
Проблема:
— Для чего человеку нужна вода? (Ответы детей.)
— А как вы думаете, где живут капли воды в нашем детском саду.
(Высказываются предположения.)
Предлагаю каплями из коробки отмечать места в д-с, где расходуется вода.
– Дети начинают поиски с обследования групповой комнаты.
Вода используется в умывальнике и туалете, — 2 капельки наклеиваются на дверь; вода есть в буфетной, где моют посуду — наклеивается капля, капля на чайник с питьевой водой; капля на шкафчик, где хранятся кисточки с красками для рисования — их необходимо мыть в воде; затем по капле в уголок природы, где живут растения.
Продолжаем путешествие за пределами группы.
На дверь кухни вешаем 5 капелек: (приготовление еды и питья, мытьё посуды, овощей, мытьё посуды и пола).
На дверь медицинского кабинета прикрепляем 3 капли. Вода для мытья рук, запивания лекарства. Такое же количество появляется на дверях прачечной.
На обратном пути в группу дети собирают и подсчитывают капли.
Сколько же воды нужно в одном детском саду?
Мы выяснили, сколько воды нужно для жизни в нашем детском саду. А где ещё люди используют воду?
Как вы думаете, могут ли запасы воды на Земле закончиться? За счёт чего запасы пополняются?
Давайте подумаем, как мы с вами можем научиться экономно расходовать воду?
Что нужно людям делать, чтобы сохранить воду?
(Беречь её.)
Сказка про Капельку
Автор сказки: Ирис Ревю
Некогда жила на свете Капелька – маленькая и лёгкая. И звали её Капелла. Её домом было облако – высокое, мягкое, недосягаемое. На облачке жили и её подружки – хохотушки-капельки. Иногда они собирались вместе, и тогда облако становилось большим и тяжелым. И именовалось тучей. На туче Капелла и её подружки преображались. Они надевали новые наряды: тяжёлые и тёмные. Они становились большими каплями. И больше не могли удерживаться наверху. Они устремлялись вниз, на землю. Так капелька однажды оказалась на земле. Земля показалась ей цветущим садом. Ласково светило солнышко, радостно пели птицы, пищали комарики, жужжали пчёлки. Кругом — зелёная трава, красные, жёлтые, фиолетовые цветы. «Ах, как хорошо» — думала Капелла. Спустившиеся вместе с ней другие капли прятались в земле между корнями растений, а некоторые собирались в ручейки. В ручейке оказалась и Капелла. Ручей радовал всех весёлой песенкой. Звонкоголосый не стоял на месте. Он стремился к реке, река – к морю. А в море капель – миллионы. И затеряться легко. Но Капелла не потерялась. Когда пригрело солнышко, потоки теплого воздуха поднялись вверх, унося с собой маленькие капельки воды в виде пара. Так и Капелла снова оказалась на небе. Надолго ли? Скоро она опять соберётся с подружками и образует тучу. И всё повторится вновь.
Не у всех на даче есть центральное водоснабжение, а вода нужна всем. По этой причине проблема поиска воды, рытья колодцев и бурения скважин стоит очень остро. Можно ли найти воду на участке самим? Как проверить ее качество? Отвечаем на самые важные вопросы.
Даже если вам улыбнулась удача и вы быстро нашли водоносный слой, это совсем не означает, что вашим трудностям пришел конец. Ведь не всякая жидкость, которая располагается под землей, пригодна для питья: в ней могут присутствовать вредные для человека элементы. По этой причине перед использованием найденную воду нужно проверить.
Как найти воду на участке
Поиск воды – дело непростое. Мы хотим познакомить вас с наиболее распространенными методами поиска воды. Начнем с народных.
Народные способы поиска воды
Наши предки были очень наблюдательными. Они могли, наблюдая за поведением животных или рассматривая растительный покров, определить, в каком месте находятся подземные воды.
Растения-индикаторы
Как известно, некоторые растения предпочитают сухие почвы и не могут расти в местах с высоким уровнем грунтовых вод. А другие, наоборот, встречаются только во влажных местах. Обладая данной информацией, определить, есть ли на вашем участке вода, можно с помощью анализа растительности, которая там преобладает.
- Мокрица, гравилат речной, полынь, камыш, крапива, щавель, плющ – растения-индикаторы, которые указывают на наличие подземного водоема на вашем участке. Если на вашей территории растет береза, внимательно осмотрите дерево. Если оно невысокого роста, а ветки направлены к земле – это также признак наличия воды.
- Сосна, прекрасно чувствующая себя на участке, говорит об отсутствии воды в этом месте. На то же самое укажут и здоровые яблони, вишни или сливы. Эти деревья при наличии подземных вод начинают болеть и плохо расти.
Наблюдение за животными
Животные также могут «подсказать» вам, где можно найти воду на участке – нужно только внимательно понаблюдать за ними.
- Собаки в жару роют ямки и ложатся в них, чтобы легче было перенести зной. Эти ямки они располагают в прохладных местах – там под землей находится вода.
- Лошадь, когда хочет пить, бьет копытом в том месте, где есть вода.
- Мошки роятся по вечерам над влажными местами.
- Мышь, наоборот, ищет только сухие участки. Если она соорудила нору в земле, воды там нет. А вот на участках, расположенных над подземными водами, мышиные гнезда находятся на ветках или в траве, но не в почве.
- Рыжие муравьи также не любят повышенной влажности. Они строят свои муравейники только в сухих местах – воду там искать не стоит.
Использование водопоглощающих (гигроскопичных) материалов
Существуют материалы, например соль или красный (керамический) кирпич, которые сильно впитывают влагу. На этом их свойстве основан следующий способ определения места подземных вод на участке.
Возьмите несколько абсолютно сухих глиняных горшков, не покрытых глазурью. Подготовьте материал, который вы будете использовать в качестве водопоглотителя. Соль высушите в духовке. Кирпич измельчите в порошок и также просушите. Можно взять еще силикагель, который тоже обладает гигроскопичными свойствами. Наполните любым из названных материалов несколько горшков и обвяжите их льном, плотной мешковиной или другой натуральной тканью. После этого пронумеруйте горшки и взвесьте их на очень точных весах (лучше всего использовать аптекарские).
В разных местах участка выкопайте ямки и закопайте горшки на глубину около 50 см. Через сутки все емкости выкопайте и снова отправьте на весы. Горшок, вес которого увеличился больше всего, укажет на место, где расположены подземные воды.
Поиск воды с помощью биолокации
Лозоходство было известно еще в XV веке. Тогда с его помощью искали полезные ископаемые, клады, геопатогенные зоны и т.д. Наши предки с его помощью находили воду. В наше время лозоходство считается лженаучной практикой, однако по-прежнему продолжает использоваться и иногда весьма успешно.
Как найти воду с помощью лозы
Наши предки, не имевшие никаких современных приборов для поиска воды, использовали для этой цели лозоходство. Суть данного метода – в следующем. Найдите на иве, вербе или лещине ветку в виде рогатки, где расстояние между побегами равно примерно 150 градусов. Перед началом работы тщательно высушите ее.
Поиск воды осуществляйте, двигаясь сначала с севера на юг, а потом с востока на запад. Прижмите локти к телу, а рогатку возьмите руками за оба конца так, чтобы ее острый конец «смотрел» вверх. Медленно передвигайтесь по территории. В том месте, где находятся подземные воды, лоза опустится вниз. Поставьте здесь колышек. Так пройдите весь участок. По колышкам потом можно определить расположение водоносного слоя.
Как найти воду с помощью рамки
Подобный принцип положен и в основу поиска воды с помощью металлической рамки. Подготовьте два алюминиевых прута длиной около 40 см и диаметром не меньше 3 мм. Отмерив в каждом из них около 10 см от края, загните под углом 90 градусов. Для удобства и большей точности работы подготовьте две полые трубки, сделанные из бузины, калины или лещины (удалите из веток сердцевину). Вставьте в них короткие концы алюминиевых прутьев.
Движение по участку осуществляйте так же, как и при поисках с лозой. Возьмите в руки ветки с рамками. Локти прижмите к телу, алюминиевые рамки расположите параллельно друг другу. Начните проверять территорию. В том месте, где находится вода, рамки начнут движение и пересекутся. Установите здесь колышек. По ним, как и в предыдущем методе, потом сможете определить расположение водоносной жилы.
Научные способы поиска воды
Все в жизни изменяется. Изменились и способы поиска воды на участке. Сейчас для этой цели используются более надежные инструменты, чем рамка и лоза, и неисчерпаемые возможности современной техники.
Ручное бурение
Один из распространенных методов поиска воды на участке – разведывательное бурение. С помощью ручного бура диаметром около 30 см можно сделать скважины глубиной до 10 м. Бур извлекают вместе с грунтом через каждые 20 см. Грунт осматривают, чтобы определить, насколько он более влажный в сравнении с предыдущим. Профессиональные бурильщики могут с помощью данного метода довольно точно определить близость водоносного слоя. Однако объем подземного источника определить путем бурения невозможно – это существенный минус данного способа.
Спектральная сейсморазведка
Этот научный метод относится к одному из самых точных при определении мест нахождения подземных вод. Суть его заключается в следующем. Всю территорию участка простукивают, а «ответы» – силу колебательных волн грунта – улавливает и фиксирует специальный прибор. Данные вносятся в компьютер, где с помощью специальной программы рассчитывается вероятность нахождения воды и глубину залегания водоносного слоя. У метода один существенный недостаток – его высокая цена.
Вода живая или мертвая?
Помните сказку про живую и мертвую воду? Водопроводная хлорка – это плохо. То ли дело колодец или скважина, вода из которых проходит многоступенчатую естественную фильтрацию в слоях земли, следовательно, на порядок лучше, чище и здоровее. Однако это не совсем так. И первое, что нужно понять, это разницу в химическом составе вод, залегающих на разной глубине.
- Поверхностные, восполняемые осадками. Для полива такая вода подходит, но питьевой ее назвать никак нельзя. Обычно она очень мутная, т.к., поступая с поверхности почвы и проходя через глинистый и песчаный слои, задерживает в себе много взвесей твердых частиц.
- Грунтовые, также восполняемые за счет дождей и талых вод. Дополнительный фактор риска – загрязнение отходами предприятий и животноводства. Именно эти воды вкупе с поверхностными попадают в колодцы глубиной до 20 м.
- Межпластовые, окруженные водоупорными пластами грунта. Именно они чаще всего достаются обладателям собственной скважины на даче. Вода с глубины 20-30 м, как правило, содержит много хлоридов, азотистых соединений и сульфатов. На глубине 30-70 м температура ниже, а давление выше. В результате здесь образуются ионы карбонатов и гидрокарбонатов кальция и магния, что увеличивает жесткость воды. Еще одна проблема вод на этой глубине – избыток железистых соединений.
- Артезианские залегают на глубине более 100 м и являются самыми экологически чистыми. Однако и они могут содержать примеси, опасные для здоровья. Обычно артезианская вода «грешит» повышенной минерализацией и высоким процентом марганца. Также на больших глубинах создаются оптимальные условия для развития и жизнедеятельности сероводородных бактерий.
Таким образом, «живая» вода, добытая прямиком из-под земли, гораздо опаснее, чем очищенная (пусть и химическим способом) «мертвая» водопроводная. Но это не значит, что скважины и колодцы изжили себя. Вовсе нет. Просто, прежде чем начать использовать их, важно оценить качество воды.
Как часто нужно проверять воду?
Первая проверка производится спустя 3-4 недели после бурения скважины. За этот срок успевают осесть песок и частицы твердой породы, поднятые в процессе земельных работ. Оптимальное для лабораторного исследования время – межсезонье, т.к. именно осенью и весной поверхностные воды наиболее загрязнены.
В дальнейшем анализ качества воды рекомендуют проводить раз в год. Исключение составляют следующие случаи:
- источник воды находится в промышленной зоне: проверка проводится раз в квартал или хотя бы каждые полгода;
- вода используется для питья: проверка проводится 2-3 раза в год.
Внеплановая проверка проводится после ремонтных работ в скважине/колодце или после установки оборудования для фильтрации и очистки.
Забор воды на пробу
Итак, у нас есть скважина или колодец. И первая задача – оценить текущее качество воды. Для этого нужно взять образцы, придерживаясь следующих правил.
- Используйте стерильную стеклянную или пластиковую тару объемом 1,5 л. Бутылки из-под газированной воды или других сладких напитков нуждаются в тщательной дезинфекции, т.к. на их стенках могут остаться частицы красителей и пищевых добавок, которые исказят результаты экспертизы.
- Обязательно спустите застоявшуюся воду. При заборе воды из колодца с помощью насоса или из скважины, дайте воде стечь в течение 15-30 минут. Жидкость, которая долго не знала обновления, по качеству всегда гораздо хуже той, что придет ей на смену. Если забор из колодца осуществляется с помощью ведра, опускайте его ниже обычного, но при этом не старайтесь достичь дна. Вода ближе к поверхности может оказаться застоявшейся, а в самом низу будет с существенной примесью ила.
- Набирайте воду не из крана, а из трубы, подведенной непосредственно к источнику. Напор должен быть слабым, чтобы в емкость не попал лишний воздух. Насыщение среды кислородом может спровоцировать различные химические реакции, что повлияет на точность результатов.
- Наполните тару до краев, чтобы в ней не было воздушной пробки, и закройте герметичной крышкой или пробкой.
- Набирайте воду непосредственно перед тем, как везти ее на экспертизу. Максимальный срок хранения не должен превышать двое суток. При этом храните тару в прохладном месте. Во избежание цветения и других реакций в результате воздействия солнечного света оберните емкость плотным непрозрачным пакетом.
К емкости с водой для экспертизы необходимо приложить записку с указанием, где была взята проба, тип источника, а также точную дату и время забора.
Лабораторное исследование
Самый точный способ определить качество воды – отправить образец на экспертизу. В каждом федеральном округе есть организации, обладающие полномочиями для проведения соответствующих исследований:
- санэпидемстанции,
- лаборатории при НИИ,
- геологические лаборатории,
- аккредитованные лаборатории Роспотребнадзора,
- лаборатории в региональных отделениях водоканала,
- лаборатории в организациях, деятельность которых связана с геологоразведкой.
Стоимость услуг зависит от того, обратились ли вы в частную или государственную организацию, а также от вида исследования. Например, можно провести не полную, а частичную проверку, направленную на выявление отдельной группы веществ.
Комплексный анализ состоит из двух частей. Параметры проверки указаны в таблице.
Химическое исследование воды (анализ на соответствие нормам СанПиН 2.1.4.1074-01) | Микробиологическое исследование воды (определение бактериологических и паразитологических показателей) |
|
|
По факту проверки вы получите документ с подробной характеристикой воды. Это позволит сделать вывод, можно ли использовать имеющуюся скважину для конкретных целей. Также отчет из лаборатории поможет подобрать оптимальную систему очистки, которая решит имеющиеся проблемы.
Анализ воды «на глаз»
Иногда хватает даже визуального осмотра жидкости, анализа ее запаха, вкуса, цвета и прозрачности, чтобы понять, пригодна ли она для использования. Перечислим наиболее распространенные причины загрязнения и методы устранения проблемы.
- Низкая эффективность сетчатого фильтра (или его отсутствие). Основной признак: вода мутная. В процессе эксплуатации фильтр забивается песком и глиняными отложениями и из-за этого выходит из строя. Все, что нужно сделать, это очистить оборудование или установить вместо него новое.
- Загрязнение грунтовыми водами. Основной признак: вода мутная. Грунтовые воды иногда проникают через кольца бетонных резервуаров или отверстие в кессоне. Проблему решит выкачка случайно попавших грунтовых вод, очистка поверхности бетонной конструкции и кессона от слоя загрязнений, а также герметизация отверстий, которые и привели к протечке.
- Переизбыток железа. Основной признак: вода имеет металлический привкус. Очистка от железистых соединений возможна благодаря использованию реагентного или безреагентного фильтров. Популярностью пользуются установки обратного осмоса, а также метод аэрации.
- Переизбыток сероводорода. Основной признак: вода имеет выраженный тухлый запах. Снизить количество сероводорода поможет угольный фильтр или обеззараживание воды перманганатом калия.
Комплексная чистка колодца
Комплексная обработка колодца включает чистку шахты и обеззараживание воды. Подобные меры актуальны для всех колодцев без исключения и должны проводиться минимум единожды (а лучше дважды) в год ранней весной или после весеннего паводка.
Весь процесс происходит следующим образом.
- Откачка воды. Если воды в колодце не слишком много, достаточно использовать поверхностный насос. В противном случае не обойтись без более мощного оборудования погружного типа. Перед началом работ обязательно удалите с помощью сачка с мелкой сеткой весь плавающий мусор.
- Осмотр и обработка дна и стенок колодца. Когда вода откачана, спуститесь в шахту и осмотрите дно и стенки на предмет трещин и протечек. Все изъяны устраните гидроизоляционным раствором. Почистите с помощью щеток и шпателя все поверхности от ила, водорослей и мусора. Со дна удалите осадок и старую придонную засыпку, которую замените на новую (гравий, песок, мелкофракционный щебень). Использовать для засыпки керамзит нельзя, т.к. его удельный вес слишком мал, кроме того, материал токсичен. Если на бетонных кольцах присутствует налет, удалите его специальными составами (например, слабым раствором соляной кислоты или уксуса при соляных отложениях; медным купоросом – при плесени; пятна коррозии удаляют болгаркой или отбойным молотком, после чего обрабатывают водостойким антикоррозийным составом).
- Дезинфекция воды. Средства дезинфекции должны убивать патогенную микрофлору и подавлять ее развитие, но при этом быть безопасными для человека, не вредить стенкам скважины и легко смываться. После обеззараживания воды ее выкачивают из колодца.
Чтобы откачать воду, прошедшую процедуру обеззараживания, используйте недорогой насос, чтобы после завершения работ с ним не жалко было распрощаться.
Популярные средства для обеззараживания воды в колодце
Несмотря на появление современных методов физической дезинфекции (ультразвуковая и ультрафиолетовая чистка), не теряют актуальности и более привычные химические способы обеззараживания с применением доступных средств.
Марганцовка
Использование марганцовки относят к щадящим методам дезинфекции. Проводится все по следующей схеме:
ШАГ 1. Добавьте в ведро теплой воды 1 ст.л. перманганата калия, перемешайте, вылейте раствор в колодец.
ШАГ 2. Спустя 30-60 минут откачайте воду.
ШАГ 3. Промойте раствором марганца сухие стенки колодезной шахты.
ШАГ 4. Поместите на дно сетку (сито) с 3-5 г марганца или кремниевой крошки. Сетка будет находиться в колодце постоянно, оказывая антибактериальное и обеззараживающее воздействие.
Порошок 1%-ного хлора (хлорная известь)
Хлорка обеспечивает достаточно сильную дезинфекцию. Чтобы рассчитать нужное количество хлорной извести, следуйте инструкции.
- Возьмите 10 г порошка и разведите в 1 л чистой воды.
- Наполните 3 емкости объемом 200 мл колодезной водой.
- В первую емкость добавьте 2 капли хлористого раствора, во вторую – 4, а в третью – 6. Перемешайте жидкость в каждой из емкостей.
- Спустя полчаса оцените каждую емкость на предмет хлорного запаха: он должен быть едва ощутимым.
- Рассчитайте нужное количество раствора, используя следующие данные: 1 мл раствора хлорной извести содержит 25 капель, т.е. для обеззараживания 1 куб.м. воды в колодце нужно 400 мл раствора.
Сам процесс дезинфекции происходит следующим образом.
ШАГ 1. Залейте раствор в колодец и перемешивайте воду длинным шестом в течение 10 минут. Если объем воды большой, используйте ведро на веревке: зачерпывайте им жидкость, а затем выливайте обратно.
ШАГ 2. Закройте колодец полиэтиленовой пленкой или тканью на 12-24 часа в холодное время года или на 6-10 часов летом. Материал должен быть плотным, чтобы не допустить попадание внутрь шахты солнечных лучей, которые разрушают молекулы хлора.
ШАГ 3. Если по истечении указанного времени запах хлора полностью отсутствует, повторите обеззараживание.
ШАГ 4. Промойте стенки колодца сперва хлорированной водой, а затем и чистой.
ШАГ 5. Откачивайте воду насосом, пока не исчезнет запах хлора.
«Белизна»
Нужное для обеззараживания воды количество «Белизны» рассчитывается так: 1 л средства на железобетонное кольцо колодца. Последовательность действий аналогична использованию хлорной извести.
Таблетированные препараты
В продаже имеется немало хлорсодержащих таблетированных препаратов («Акватебс», «Септолит», «Экобриз») для дезинфекции колодца. Расход указывается в инструкции. Работа по дезинфекции проводится следующим образом.
ШАГ 1. Откачайте из колодца воду и очистите дно и стенки от отложений и загрязнений.
ШАГ 2. Оросите стенки шахты приготовленным раствором с помощью распылителя или щетки на длинном шесте. Подождите 30 минут и смойте состав чистой водой.
ШАГ 3. Наполните колодец водой и вылейте в него раствор. Перемешайте и плотно закройте тканью или полиэтиленом. Выдержите 3-12 часов.
ШАГ 4. Откачайте воду до полного исчезновения запаха.
После окончания дезинфекции с использованием хлорсодержащих составов не используйте колодезную воду в течение суток после завершения процедуры, а затем еще 5-10 дней обязательно кипятите ее или пропускайте через фильтр. Желательно после комплексной обработки колодца сдать воду на экспертизу, чтобы убедиться в ее безопасности.
О воде нужно заботиться постоянно, только тогда она будет живой и станет приносить вам пользу.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 15 «Сказка»
Конспект занятия
в группе раннего возраста
«В поисках капельки»
Разработала:
Пототова С.Г.
Программное содержание:
Познакомить детей со свойствами воды: теплая, прозрачная, холодная, чистая.
Подвести малышей к пониманию того, что без воды не могут жить растения, птицы, звери и человек.
Развивать внимание, память, двигательную активность, мелкую моторику, речевую активность.
Доставить детям эмоциональное удовольствие от общения друг с другом и игр с водой.
Материал к занятию:
Солнышко
Прищепки
Картинки (река, туча, кран)
Картинки (люди, животные, рыбы, птицы, цветы, деревья)
Лейка с водой
Одноразовые стаканы с водой
Тарелочки
Пипетки
Музыка (шум моря, журчание ручья, шум дождя)
Одноразовые тарелки с цветным песком
Два тазика с холодной и теплой водой
Массажные капельки из воздушных шариков.
Ход занятия:
Воспитатель: Я вам, дети, сейчас расскажу сказку про маленькую водяную капельку. Хотите? Слушайте.
«Жила-была маленькая водяная капелька. Где была капелька, там была и вода. А где была водичка, всем было хорошо. Радостно было рыбкам плавать в воде, растениям и цветам хорошо было расти. А нам с вами купаться и пить воду.
Но вот однажды случилась с капелькой беда. Налетел сильный ветер, стало очень холодно, капелька и замерзла. А без капельки погибнут рыбки, цветы и птички. Надо спасать капельку. Давайте позовем на помощь Солнышко. Оно теплое, яркое, отогреет капельку.
Дети (зовут Солнышко):
Солнышко, отзовись!
Красное, появись!
Воспитатель: А вот и солнышко. Только что-то оно грустное. Как вы думаете, почему оно грустит?
Дети: У него не хватает лучиков.
Воспитатель: Давайте солнышку поможем. Сделаем ему лучики из прищепок.
(Работа с прищепками.)
Молодцы, какое красивое солнышко у вас получилось. Мы его поставим, и оно будет радовать нас своим теплом и маленькая капелька больше не замерзнет.
Ребята, а вы знаете, где живет водичка?
Дети: В тучке, в кране, в реке. (дети называют, педагог выставляет картинку)
Воспитатель: Правильно, а знаете, кому нужна вода?
Дети: Людям, птицам, рыбам, цветам, животным, деревьям… (дети называют, педагог выставляет картинку)
Воспитатель: Я вас приглашаю отправиться в увлекательное путешествие по группе.
Мы по группе все пойдем
И много-много капелек в группе мы найдем.
Посмотрим, где у нас в группе прячутся капельки.
(Подходят к уголку природы.)
Воспитатель: Ребятки, кто здесь живет?
Дети: Цветы.
Воспитатель: А как они поживают? Посмотрите земля то в горшках совсем сухая.
Дети: Они пить хотят.
Воспитатель: А что же нам сделать?
Дети: Полить их.
Воспитатель: А где же водичка?
Дети: В лейке.
(Дети совместно с воспитателем поливают цветы.)
Воспитатель: А что растения делают с водичкой?
Дети: Они ее пьют.
Воспитатель: Вот молодцы, нашли капельки и помогли цветам, иначе они погибли бы.
Ну что отправляемся дальше.
Мы по группе пойдем
Еще капельки найдем.
(Подходим к столу. На столе стаканчики с водой, тарелочки, пипетки.)
Воспитатель: Посмотрите, что налито в стаканах?
Дети: Вода.
Воспитатель: А какая вода в стаканах?
Дети: Чистая.
Воспитатель: А чистую воду можно пить?
Дети: Да
Воспитатель: Попробуйте водичку. (дети делают глоток воды)
Воспитатель: Ой, мне кажется кто-то плачет…
Да это же капельки в ваших стаканах, им стало грустно, и они просят, чтобы вы их выпустили. А помогут вам пипетки.
(Работа с пипетками.)
Воспитатель:Молодцы. Сколько капелек вы выпустили?
Дети: Много.
Воспитатель: А какую песенку поет водичка?
Дети: С-с-с-с.
Воспитатель: Ой, какие вы молодцы. Еще капельки нашли, и они говорят вам спасибо. Давайте тоже превратимся в капельки и поиграем.
Вот капельки собираются вместе.
Друга за руки берем.
В круг скорее все встаем
Получилось – море.
(Звучит шум моря.)
Море волнуется. (не отпуская рук, поднимают и опускают руки поочередно, изображая волны)
А теперь руки отпускаем.
Друг за другом повернись
И за друга зацепись
Получился – ручеек.
(Звучит журчание ручья)
Побежал ручеек по камешкам.
А теперь все отцепились
В дождик детки превратились.
(Звучит шум дождя)
Льется дождик.
Воспитатель: Молодцы, хорошо играли. А как дождик капает?
Дети: Кап- кап-кап.
Воспитатель: А давайте мы дождик нарисуем.
(Рисование дождя на песке)
Капли весело стучали
Кап-кап-кап-кап.
Мы ладошки подставляли
Так-так-так-так.
Капли весело смеялись
Ха-ха-хи-хи.
И мы тоже улыбались
Посмотри, посмотри!
Воспитатель: Какой красивый дождик у вас получился. Продолжим наше путешествие.
Поищем, где же еще спрятались капельки
(Подходим в кукольный уголок.)
Воспитатель: Посмотрите, здесь два тазика. Что в тазиках?
Дети: Вода.
Воспитатель: Пощупайте, какая вода в этом тазике?
Дети: Холодная.
Воспитатель: А в этом тазике какая вода?
Дети: Теплая.
Воспитатель: Правильно. А что можно делать с теплой водой?
А давайте покажем, что можно делать с водой.
Льется теплая вода
Умываться нам пора. (Умываются)
А еще нужна вода
Чтоб была чистота…
Постираем мы белье…
Вымоем посуду…
Пол в квартире мы протрем…
Вот, порядок наведем!
Воспитатель: Молодцы, сколько дел переделали. Наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось? А что вам понравилось? (Ответы детей)
А мне понравилось, как вы помогли цветочкам, как рисовали дождик, выпускали капельки, играли. Я хочу подарить вам подарки – это необычные капельки. Они массажные и помогут развивать ваши ручки.
Игра – лабиринт «Поиск капелек».
Актуальность.
Проблема экологического образования в современном
мире является одной из главных. Важно сформировать у
дошкольников новое экологическое мировоззрение. Необходимо дать детям
экологические основы, научить детей овладевать умениями целесообразно вести
себя в природе, грамотно взаимодействовать с природой, бережно и экономно
использовать природные ресурсы, ответственно и осознанно относиться к
окружающему миру и среде.
В становлении экологической культуры дошкольников, решающее значение имеет
организация игровой деятельности, формирующая их знания, опыт принятия
экологически грамотных решений, усвоения моральных норм и правил поведения в
окружающей среде. Игры позволяют значительно расширить знания о
конкретных объектах природного окружения, которые необходимо усвоить.
Новизна: игровая программа составлена в форме лабиринта — игры,
которая предполагает не только выполнение заданий для перехода от станции к
станции, но и разных видов деятельности, позволяющих формировать экологическую
культуру и грамотность дошкольников, развивать
их исследовательские навыки и творческие способности.
Цель: создание
условий для формирования экологической культуры у детей дошкольного
возраста через игровую форму работы.
Задачи:
·
Продолжать знакомить со свойствами воды и ее состояниями,
круговоротом в природе.
·
Уточнить и расширить представления детей о важной роли воды в
жизни живых существ на Земле.
·
Активизировать мыслительную деятельность, учить строить причинно –
следственные связи, анализировать и делать выводы.
·
Дать представление о том, что природа в современном мире нуждается
в природосбережении, формировать у детей интерес к природоохранной деятельности
человека.
·
Воспитывать умение работать в команде, действовать согласованно.
Участники игры: дети 5-7лет.
Предварительная работа: проведение занятий, просмотр
видеороликов, наблюдения, проведение опытов, беседы, чтение книг и рассказов.
Оборудование: звукозапись
шума воды, глиняный кувшин, эмблемы капелек 6 штук, одноразовые стаканчики
прозрачные, краска гуашь: красная, синяя, колба, миска. Карточки с заданиями;
карточки с алгоритмом перехода воды из твердого состояния в жидкое и в
газообразное состояние; карточки «маленьких человечков; карточки с изображением
применения воды в природе и человеком. Таз, сачок, магнитная удочка, мусор:
металлические скрепки, болты, фантики, кусочки пенопласта.
Ход
экологической игры:
Звуковое
сопровождение: шум воды. Воспитатель показывает детям кувшин.
— Ребята, что вы слышите? (Шум воды). Правильно,
это журчит вода.
Трудно найти место на Земле, где бы ни
было воды. Вода нас окружает всюду. Скажите, где мы встречаем воду? (В
морях, озерах, реках, в кране и т.д.) Правильно, еще вода есть в земле,
растениях, в животных и даже в человеке. Ребята, вода на Земле – это главный
элемент для всего живого. Вода — одна из главных богатств на Земле. Вода входит
в состав любого живого организма. Ни растения, ни животные, ни насекомые не
смогут жить без воды!
— Ребята,
посмотрите, кто спрятался в кувшинчике? Воспитатель достает из кувшина
«капельку» — эмблему. К нам пришла маленькая капелька. У нее случилась
беда, она растеряла всех своих подружек – капелек и ни как не может их найти,
теперь ей грустно и страшно одной. Давайте отправимся в путешествие по «Царству
воды» и поможем капельке найти ее подружек. Согласны? (Да). Но чтобы их
отыскать нужно пройти лабиринт и выполнить задания. Посмотрите, перед вами
карта – лабиринт, по которой мы с вами будем путешествовать. А эта капелька
будет нас вести по лабиринту.
Я веселая сестричка!
Я подруженька водички!
В океане и реке ты найдешь меня везде!
(Один из детей двигает капельку по
лабиринту, останавливается на первой станции).
1 станция: «Лабораторная».
Карточка с вопросом:
определите, какая я на вкус, цвет, какой я имею запах и есть ли у меня форма?
1) Опыт:
определение запаха (дети определяют запах воды – без запаха, обосновывают
свой ответ).
2) Опыт:
определение вкуса (дети определяют вкус воды без вкуса, обосновывают свой
ответ).
3) Опыт:
определение цвета (дети определяют цвет воды — прозрачная. Несколько
стаканчиков с водой, добавляют разную краску, анализируют, приходят к выводу,
что вода может окрашиваться в любой цвет, обосновывают свой ответ).
4) Опыт:
определение формы (дети определяют форму воды – формы не имеет. Дети
наливают воду в сосуды разной формы, вода принимает форму каждого сосуда.)
Воспитатель подводит детей к тому, что вода текучая.
·
Дети получают эмблему капельки.
— Ребята, одну капельку мы с вами нашли.
Нашей капельке стало веселее, теперь она не одна.
Отправляемся дальше в путь.
(Один из детей двигает капельку по
лабиринту, останавливается на следующей станции).
2
станция: «Мыслительная».
Карточка с заданием: составь
схему состояния воды.
— Ребята, вода жидкая и текучая, а что
произойдет с водой, если ее заморозить? А если нагреть? (Ответы детей).
Правильно ребята, Вода бывает жидкая, замершая и парообразная. Приведите,
примеры замершей воды. Парообразной. (Ответы детей).
Игра: «Маленькие человечки»
Цель:
закреплять умение составлять схемы состояния воды, активизировать мыслительную
деятельность, учить обосновывать свой ответ.
Оборудование: набор
карточек ассоциативных рисунков и набор карточек с изображением человечков
изображающих состояние воды.
Ход игры:
Дети делятся на 3 подгруппы. Каждой
подгруппе выдается карточка с изображением: сосулька – ручеек — облако;
ручеек – сосулька — ручеек; чашка с паром – стакан с водой – чашка с паром.
Дети выбирают карточки с н нужными человечками и выкладывают схемы по
картинкам.
·
Дети получают эмблему капельки.
— Ой, у наших капелек появилась еще одна
подружка. Нам надо отправляться на следующую станцию.
3
станция: «Театральная».
Карточка
с заданием: покажите путешествие капелек воды в природе.
Игра:
«Ходят капельки по кругу».
Цель: учить
изображать капельки воды, передавать жестами и мимикой состояние капелек,
активизировать мыслительную деятельность.
Ход
игры:
Воспитатель
– мама тучка, а дети превращаются в капельки дождя. Воспитатель проговаривает
действия капелек, дети проигрывают.
Тучка: —
Капельки вам пора отправляться в путь. Капельки двигаются, танцуют, прыгают.
—
Капельки опускаются на Землю.
—
Посидели капельки по одной, и стало им скучно. Начали капельки соединяться с
другими капельками и веселыми ручейками потекли. (Дети берутся за руки –
изображают ручейки). Встретились все ручейки и стали большой рекой.
-Плывут
капельки одной большой рекой, путешествуют. Текла, текла река и попала в океан.
(Дети перестраиваются в хоровод, двигаются по кругу).
—
Плавали капельки в океане, но тут их пригрело солнце. Дети присели на
корточки. Стали капельки легкими и потянулись вверх и полетели (присевшие
капельки поднимаются и вытягивают руки вверх).
—
Испарились капельки под лучами солнца и вернулись к своей маме – тучке…
Каждый
раз капельки отправлялись в путешествие, но каждый раз они возвращались к своей
маме тучке.
А
как вы думаете, если бы капельки не возвращались назад к маме тучке, что бы
произошло с водой на Земле? (Ответы детей).
Молодцы,
нашли еще одну капельку.
·
Дети получают эмблему капельки.
— Ребята
сколько мы с вами нашли капелек уже? (Три).
А мы с вами двигаемся дальше все вместе.
4 станция: « Хозяйственная».
Карточка с заданием: кому
нужна вода в природе?
Карточка с заданием: где применяет
человек воду?
— Ребята здесь два вопроса, чтобы на них
ответить мы разделимся на две подгруппы. И каждая команда ответит на свой
вопрос. Командам выдаются карточки, из которых они должны выбрать нужные.
Карточки для вопроса 1:
человек, дерево, цветок, гриб, рыбка, животное, птичка.
Карточки для вопроса 2:приготовление
еды, мыть посуды, стирка белья, купание, умывание, питьевая вода, использование
воды на заводе, мыть овощи, полив огорода.
·
Дети получают эмблему капельки.
5 станция: «Спасатели».
Карточка с заданием: на пруду
экологическая катастрофа, он заполнен мусором и маслеными пятнами. Как помочь
пруду?
Оборудование: ёмкость с водой, в которой
находится бумажный, пластиковый, металлический мусор и капли масла; сачки,
магнитные удочки, губки и салфетки.
— Ребята, что находится в пруду и кто там
живет? (Водоросли, камыш, лягушки, рыбки, утки, цапли и т.д.)
— Как мусор и загрязнённая вода влияет на
пруд и его жителей? (Ответы детей).
Дети анализируют ситуацию и принимают
решение, используя свои знания. С помощью сачков и магнитов убирают мусор из
пруда, с помощью губок и салфеток — убирают все маслянистые пятна с поверхности
воды.
— Ребята, как должны вести себя люди у
водоемов, что нельзя делать? (Ответы детей).
— Ребята, от загрязненной воды и мусора
страдает все живое, все это вредно для жизни живых организмов и человека.
Поэтому вода – это наше главное богатство, ее надо беречь.
Вы
слыхали о воде?
Говорят
она везде!
В
луже, в море, в океане
И
в водопроводном кране.
Как
сосулька замерзает
В лес
туманом заползает,
На
плите у нас кипит,
Паром
чайника шипит.
Без
нее нам не умыться,
Не
наесться, не напиться!
Смею
вам я доложить:
Без
нее нам не прожить. Н. Рыжова
·
Дети получают эмблему капельки.
Дети перемещают все собранные капельки, в
родничок.
Ребята, вы молодцы! Вы не только собрали
все капельки, но и помогли им добраться до родничка. За вашу помощь вы
получаете от родничка вот такие эмблемы родничка.
Игра окончена.
Автор:
Кирилина Ольга Ивановна воспитатель детского сада, МАДОУ город Нижневартовск Детский Сад №32 «Брусничка», Тюменская область; ХМАО-Югра, город Нижневартовск
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
город Нижневартовск детский сад №32 «Брусничка»
Конспект познавательногозанятия младшая группа
«Приключение Капельки»
Подготовила:воспитатель высшей категории
Кирилина Ольга Ивановна
«Приключение Капельки»
Цель: Формирование у детей познавательного интереса к явлениям природы и их свойствам. Образовательные задачи:
Познакомить детей со свойствами воды: текучесть, состоит из капелек.
Развивающие задачи:
1. Активизировать и обогащать словарь детей прилагательными (сухая, мокрая, теплая, холодная)
2. Развивать диалогическую речь, закрепить умение отвечать на вопросы.
Воспитательные задачи:
1. Побуждать детей к совместной поисковой деятельности.
2. Доставить детям эмоциональное удовольствие от общения друг с другом и игр с водой. Предварительная работа: разучивание с детьми игрового массажа, песни «У дождика длинные ножки», беседы о воде, ее роли в жизни человека, игры с водой, рассматривание иллюстраций, чтение стихов, сказок о воде, наблюдения за водой.
Материалы для занятия:
— Капелька – игрушка;
— пипетка и губки для экспериментирования с водой;
— тазики с водой;
— салфетка на каждого ребенка;
— капельки, вырезанные из бумаги для аппликации дождика.
— тарелочки под губки
Ход занятия:
1 ЭТАП ЗАНЯТИЯ (ВВОДНАЯ ЧАСТЬ)
(Воспитатель звенит в колокольчик)
Колокольчик поет, всех ребят в кружок зовет,
Колокольчик поет, всех ребят в кружок зовет.
Здравствуй Полянаш дружок, звонкий колокольчик и т. д, перечисляя каждого ребенка. Воспитатель:
Здравствуйте ребята. Вы рады мне? И я рада вас видеть.
Покажите мне ладошки, я поглажу их немножко, а вы друг на друга посмотрите и улыбку подарите.
Что же интересного нас ожидает?
Вы умывались сегодня?
Какая была водичка?
Воспитатель:
Ребята, хотите, я рассказу вам кого сегодня встретила в детском саду?
У двери нашей группы я встретилаБельчонка, он нам принес коробочку, хотите посмотреть, что в ней? Воспитатель открывает ее вместе с детьми, и находят «капельку» (сюрпризный момент).
Что это такое? ответы детей.
Воспитатель:
Конечно, это Капелька. У нее случилось горе. Капелька жила в лужице вместе с подружками — такими же капельками.Вдруг появилось солнышко, и подружки Капельки, стали легкими, воздушными, потянулись к солнышку, и собрались в большую тучку. А наша Капелька осталась одна в тени под кустиком. Бельчонку очень не хотелось, чтобы Капелька грустила, вот и принес нам ее в детский сад. Посмотрите, Капелька грустная, печальная. (воспитатель показывает грустную капельку).Давайте, ребята, мы развеселим нашу гостью, найдем ей подружек?
ВТОРОЙ ЭТАП ЗАНЯТИЯ (ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ)
Воспитатель:
Ребята, кто подружки нашей Капельки? (другие капельки).
Но, как же, нам в детском саду найти Капельке подружек?
Давайте внимательно посмотрим на Капельку.
Из чего наша капелька? (из воды).
Если она состоит из воды, мы с вами можем легко найти ей подружек.
Ребята, а где живет водичка? А у нас в детском саду? (ответы детей).
Воспитатель:
Правильно в кране. Вот вода в тазиках из крана, очень похожа на капельку, правда? Но здесь не одна капелька, а их много, чтобы убедиться в этом, давайте мы подойдем к тазику с водичкой и посмотрим, сколько здесь капелек (дети вместе с воспитателем подходят к столам, где стоит тазик с водой, пипетка и губки)
Воспитатель: Ребята, смотрите, я возьму пипетку, наберу в нее водички, и покапаю, нажимая на пипетку каждому из вас на ручку.
Видите, капельки капают одна за другой, значит действительно у нас капельки из воды.
А сейчас, мы с вами возьмем губку. Ребята, а губка сухая или мокрая? (сухая). А, давайте ее опустим в воду, а сейчас какая? (мокрая, наберем водички, поднимем и отожмем, посмотрим, как водичка течет из губки, сколько много капелек в ней, целый дождик)
Давайте отожмем водичку, и положим губки на тарелочки.
А руки у вас ребята, сухие или мокрые? (закреплять индивидуально и хором, мокрые, а сейчас возьмем салфетку и вытрем их, какие руки стали?) (Сухие, а салфетка мокрая)
Воспитатель:
Ребята, мы нашли нашей гостье подружек или нет? (ответы детей) Конечно, нашли.
А где живут подружки капельки? (в воде)
Воспитатель:
Ребята, давайте посмотрим на нашу Капельку, что в ней изменилось? (ответы детей).
Молодцы, она стала улыбаться, радоваться, потому что встретилась со своими друзьями. А, сейчас, ребята, мы немного отдохнем и покажем нашей Капельке, какой мы знаем массаж про дождик. Покажем?
Дети вместе с воспитателем проводят игровой массаж «Дождик капает по крыше»
Дождик капает по крыше
Дон-дон-дон дети встают друг за другом и ладошками стучат по спинке соседа
По веселой звонкой крыше
Дон-дон – дон… стучат кулачками
Дома дети посидите
Дон-дон — дон делают «пилящие» движения вдоль спины
Поиграйте, пошалите
Дон-дон-дон производят массажные движения каждым пальчиком
А когда уйду, гуляйте
Дон-дон-дон. поглаживающие движения сверху вниз
Молодцы, нашей гостье очень понравился массаж.
3 ЭТАП ЗАНЯТИЯ (ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ)
Воспитатель:
Ребята, а чтобы Капелька никогда не расставалась со своими подругами, давайте мы с вами поиграем? Посмотрите внимательно, у нас в группе есть лужица, (воспитатель выкладывает на пол лужицу, состоящую из капелек, вырезанных из бумаги, а в ней живут капельки.)
Сколько же много здесь капелек! (воспитатель обращает внимание детей на лужицу)
Вдруг появилось солнышко и наши капельки потянулись к нему и стали собираться в тучку. (дети поднимают капельки и приклеивают их на тучку, выполняют коллективную работу). Воспитатель обращает внимание детей на тучку полную воды.
А капельки, какие дружные, как и мы с вами, хвалит детей. Дети радуются выполненной работе. Воспитатель:
А сейчас, мы нашу гостью посадим рядом с тучкой, пусть она никогда не расстается со своими подружками. А сами нашим гостям в подарок споем песенку
«У дождика длинные ножки»
У дождика длинные ножки,
Бежали они по дорожке,
А капельки весело пели,
И звонко и звонко звенели.
А дождик плясал по дорожке
И сделались мокрыми ножки,
А капельки весело пели
И звонко и звонко звенели
Воспитатель:
Молодцы ребята, хорошо танцевали, играли, нашли Капельке подружек.
И Капелька вас тоже благодарит и дарит вам подарки (леечки)