Оригинал взят у feelek в Фабрика игрушек «Бирюсинка»
В 1942 году в Красноярске появилась фабрика игрушек «Бирюсинка». В настоящее время – это одно из ведущих предприятий в отрасли, на котором выпускают мягко-набивные игрушки, карнавальные костюмы для детей и взрослых, игрушки из поливинилхлоридного пластизоля, стеклянные елочные украшения и игрушку-упаковку для новогодних подарков.
Проектом Flamp была организована экскурсия, фотографии с которой вы можете посмотреть под катом.
1. Фабрика была создана на базе Промкомбината Сталинского района в 1942 году и первоначально называлась «Детская игрушка», затем «Сибирская игрушка». В 1989 году фабрика стала Закрытым акционерным обществом «Красноярская фирма Бирюсинка». За Уралом это единственная фабрика ёлочных игрушек.
2. В этом цехе делают игрушки из поливинилхлоридного пластизоля.
3. Раствор находится в таких вот резервуарах.
4. Из него изготавливаются части будущих игрушек. Потом части расставляются для сушки.
5. Легендарные весы «Тюмень». Вообще обстановка тут весьма совковая.
6. Затем готовые части раскрашиваются вручную специальной краской.
7.
8. Части тел будущих кукол раскладываются отдельно друг от друга, а затем уже другой человек собирает все вместе и упаковывает.
9. Экскурсовод рассказывает о том, что когда-то на фабрике трудилось около тысячи человек, а сейчас осталось менее ста. Все из-за того, что на игрушки нет спроса. Рынок занял дешевый китайский ширпотреб.
10. А здесь готовится ткань уже для мягких игрушек.
11. Из этой же ткани делаются карнавальные костюмы.
12. Цех мягко-набивной игрушки.
13. Здесь делают даже вот таких больших львов.
14.
15. Идем далее — стеклодувный участок.
16. Оказывается, до сих пор существует такая профессия — стеклодув. Никакой автоматизации — все вручную. Кроме этой фабрики вакансий стеклодувов нет ни в Красноярске, ни в одном дугом ближайшем городе. Получают они немного — 10-15 тысяч рублей. Но это в последние месяцы перед Новым годом. В остальное время заказов совсем немного.
17. За смену стеклодувы успевают сделать около 250 игрушек.
18. Горелки работают на керосине, температура больше тысячи градусов. Работает это все далеко не бесшумно.
19. Для того, чтобы выдуть шарик требуется около 7 секунд. Если работник не успевает, то получается брак — стекло быстро становится твердым.
20. Несмотря на профессионализм, брак случается все-таки нередко.
21.
22. Работают здесь кстати почему-то только женщины.
23.
24.
25. Застывшие изделия складываются вот в такие ящики.
26. Эти ящики переносятся в цех металлизации елочных украшений.
27. Стеклянные шарики помещаются в большие резервуары.
28. Рядом с ними развешиваются алюминиевые проволоки. В резервуарах создается вакуум и под воздействием высокой температуры алюминий тонкой пленкой оседает на поверхности стеклянных шариков.
29. Процесс занимает около минуты.
30.
31.
32. На некоторые игрушки вместо алюминия наносится краска.
33. Раскрашивается все тоже вручную.
34. Перед Новым годом на фабрике постоянно проводятся экскурсии, и все фотографируют. Естественно работникам это порядком надоедает..
35.
36.
37. Делают и совсем эксклюзивные рисунки — например с красноярской символикой.
38. Выполняется много корпоративных заказов — например от Флампа
39.
40. Игрушки можно купить на самой фабрике, чем участники экскурсии с удовольствием воспользовались.
41. Кроме того, за дополнительные 10 рублей можно попросить написать что-нибудь на своей игрушке.
42.
43.
Спасибо проекту Flamp и в частности Ольге за организацию экскурсии.
Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите на shauey@yandex.ru Лера Волкова (multypassport@gmail.com) и Саша Кукса (alxmcr@gmail.com) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта http://bigpicture.ru/.
Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс, где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.
Жми на иконку и подписывайся!
© кадр: PresentHunt | youtube.com
Производственные тайны
Мы уже рассказывали историю создания нескольких культовых игрушек (а подробнее о компании LEGO вы можете прочитать здесь). Но задумывались ли вы о том, как именно их производят на заводах каждый день в наше время? В создании некоторых игрушек люди почти не принимают участия, а вот на других заводах они берут основную работу на себя. Собрали несколько видео, в которых показан процесс создания популярных игрушек.
Начнем с самой популярной игрушки этого года. Оказывается, процесс ее создания очень прост: на специальный пресс, напоминающий гигантскую вафельницу, выкладывают силикон, затем получившийся огромный поп-ит разрезают на отдельные игрушки, а их вставляют в рамки, предварительно проделав в силиконе отверстия, чтобы закрепить его.
В этом ролике вы увидите, как создаются не только знаменитые кирпичики Lego, но и игрушечные человечки. Присмотритесь повнимательнее к огромному чану с головами человечков: правда ведь они напоминают попкорн? На конвейерах изготавливают и сами детали, а еще наносят на них рисунки и собирают готовые фигурки. Даже неудачные детали выбрасывают сами машины! Но чем же в компании занимаются люди? Они придумывают новые наборы конструктора (подробнее об этой и других необычных профессиях рассказывали здесь) и проверяют, удастся ли их собрать покупателям.
На примере этого видео, снятого на одной испанской фабрике, вы можете узнать, как делают кукол. Зрелище это не для слабонервных: заготовки голов вставляют в формы, нагревают и опускают в жидкость, а волосы им на головы пришивают с помощью специального устройства. Вручную соединяют головы, конечности и туловища кукол. На заводе же придумывают и шьют наряды для них.
Воздушные шарики делают из латекса. Его наносят на специальные керамические формы, напоминающие лампочки. На конвейерах готовые шарики снимают с форм и надувают: сначала для проверки качества, а затем для того, чтобы нанести на них рисунок. В конце шарики сдувают и упаковывают.
Из этого видео вы узнаете, как изготавливают мягкие игрушки. Оказывается, при разработке новой игрушки сначала создают пластилиновую модель. К ней прикладывают кальку и таким образом делают лекала. Обычно для производства мягких игрушек используют искусственный мех. Натуральный не подходит не только из-за цены, но и из-за его опасности для детей: ворсинки легко выпадают и могут попасть в дыхательные пути. Набивают их синтетическим волокном (оно тоже практичнее натуральных материалов). У мягких игрушек, создаваемых на фабриках, есть нечто общее с воздушными шариками: их тоже надувают воздухом. Благодаря этому набивка равномернее распределяется по игрушке.
В ролике показано, как делают кубик Рубика. Все детали для игрушек изготавливают на конвейерах, а вот собирают каркасы, прикрепляют детали и наносят на них разноцветные квадратики люди.
Создание пластиковой игрушки начинается с очень подробного карандашного рисунка, который отражает размер будущей игрушки, ее текстуру и выражение лица. Затем набросок превращают в 3D-модель. Некоторые модели игрушек печатают на 3D-принтере, а другие вырезают из воска. На их основе создают формы, которые специальный аппарат наполняет пластиком. Получившиеся фигурки остужают, чтобы они затвердели, красят и добавляют к ним оставшиеся детали.
А вот так делают деревянные игрушки. Обычно для их производства используют старые деревья. Доски превращают в цилиндры, разрезают их на заготовки, обрабатывают, придают им форму и красят. Даже опилкам на заводах находится применение: из них изготавливают некоторые детали игрушек с помощью пресса. Из всех получившихся элементов вручную собирают готовые игрушки.
- игрушки
- видео
Фабрика «Весна» — в то время ещё артель «Игрушка» — появилась в 1942 году. С
тех пор производство игрушек ни разу не останавливалось. На фабрике выпускают 1
200 видов разной детской игровой продукции, из которых около 500 — это куклы.
Производственные цеха и участки находятся в Кирове и за его пределами — в
Слободском, Лянгасово и Баташах. Товар продают через дилерскую сеть в 70
регионах России, а также в страны СНГ. В Орле и Нижнем Новгороде открыты
филиалы компании. The Village побывал на фабрике и выяснил, из чего и как
сделаны куклы.
Процесс разработки новой модели куклы до её появления на полке магазина
занимает около девяти-десяти месяцев. Согласно бизнес-плану фабрики, таких
новинок должно быть около ста в год. Ежедневно производство выпускает около
трёх тысяч кукол. Модели меняются каждый день, обычно их количество 30–50 видов.
Сначала художники, модельеры и дизайнеры разрабатывают образ новой игрушки,
делают эскизы внешнего вида и аксессуаров. Затем скульптор-форматор
изготавливает из пластилина форму будущих частей куклы — голову, руки, ноги и
туловище. На их основе создаётся гипсовая форма, затем восковая и, наконец,
металлическая гальваноформа. Именно она используется для следующего этапа
производства — ротационного формования.
На ротационном участке из дозатора гальваноформы заполняют ПВХ-пластизолем
(поливинилхлорид-пластизоль) и герметично закрывают. Затем диски,
укомплектованные гальваноформами, помещают в ротационную печь, где приводят во
вращение в трёх параллельных плоскостях и одновременно нагревают. Такая
процедура не позволяет пластизолю спекаться, а равномерно распределяет его по
стенкам формы. В итоге вещество «желатинизируется» — превращается в плотный
цельный материал. Все печи компьютеризированы, и, в зависимости от программы и
изделия, в среднем гальваноформы находятся внутри от 8 до 16 минут при
температуре 140–270 градусов. После этого, чтобы без труда извлечь
полуфабрикаты игрушек, их охлаждают в специальной камере.
Детали пластмассовых кукол — туловища и ноги — изготавливают методом
экструзионного выдувания. В экструдере — станке для переработки — пластмасса
расплавляется и попадает в открытую форму туловища или ног куклы. После
наполнения её края смыкаются, а внутрь подаётся сжатый воздух, который
разгоняет расплавленный материал по полости формы. Из открытой формы извлекают
готовое изделие и направляют на участок обработки пластмасс.
На этом участке в туловищах кукол сверлятся отверстия, чтобы куклу можно было
собрать и вставить, если кукла озвученная, звуковое устройство. Все тексты,
которые говорят куклы, проходят психолого-педагогическую экспертизу. Эксперт
даёт заключение о том, что прослушивание не навредит ребёнку и не вызовет
агрессивных действий, а, наоборот, разовьёт нужные навыки. Здесь же
определяется, с какого возраста ребёнок может играть с этой куклой. Помимо
этого, каждая игрушка имеет сертификат соответствия.
Далее изделия поступают на художественный участок. Здесь оформители придают
заготовке вид куклы. Сначала игрушке пришивают волосы на специальной прошивной
машине. Прежде чем выполнить эту процедуру, головы нагревают в специальных
нагревательных барабанах при температуре около 65 градусов: когда пластизоль
мягкий, то прошивать его легче. Для волос используют итальянское нейлоновое
волокно. Прямые волосы кукол пришиваются сразу с бобин, а для волнистых
используют опаренный нейлон, который поступает от производителя сложенный
кольцами.
После этого оформители делают куклам «макияж»: аэрографом румянят щёки, кистью
рисуют брови и губы. Затем полуфабрикат поступает к специалисту, который
вставляет глаза. Часть из них производится тут же на фабрике, но основная доля
— от испанского производителя.
Следующий этап производства кукол — сборка. На фабрике производят куклы
мягконабивные (голова, руки и ноги из пластизоля, туловище изготавливается из
нетканого материала и заполняется гипоаллергенной смесью из синтетического
волокна и поролона) и пластмассовые (туловище и ноги из пластмассы, остальное —
из пластизоля). На этом же этапе кукол одевают и причёсывают. Для каждой
игрушки дизайнерами-модельерами разработана своя одежда и причёска.
Одна из популярных моделей куклы — Анастасия. У неё 11 коллекций, среди
которых, например, «Спорт» (Анастасия-фигуристка), «Народные мотивы» (Анастасия
— русская красавица) или «Профессии» (Анастасия-учитель).
На фабрике несколько швейных цехов для производства одежды. На одном из них
есть вязальный участок, где для кукол изготавливают трикотажные вещи. Для
каждой куклы обычно предусмотрено несколько нарядов — тот, в котором она
продаётся, и дополнительные, которые можно приобрести отдельно. Переодевание
игрушек положительно влияет на мелкую моторику детей. В качестве застёжек
используют чаще всего самоклеящиеся «липучки», чтобы ребёнок любого возраста
смог с ними справиться.
И, наконец, завершающий этап — кукол упаковывают в коробки, которые складывают
в гофроящики. В таком виде игрушки отправляются на склад, а потом попадают на
полки магазинов.
ФОТОГРАФИИ: Евгений Ананьев
www. the-village.ru
The Village продолжает узнавать, как делают разные вещи. В этот раз мы решили посмотреть на производство одной из старейших российских фабрик игрушек «Весна» в Кирове и рассказать, как делают кукол. Фабрика «Весна» — в то время ещё артель «Игрушка» — появилась в 1942 году. С тех пор производство игрушек ни разу не останавливалось. На фабрике выпускают 1 200 видов разной детской игровой продукции, из которых около 500 — это куклы. Производственные цеха и участки находятся в Кирове и за его пределами — в Слободском, Лянгасово и Баташах. Товар продают через дилерскую сеть в 70 регионах России, а также в страны СНГ. В Орле и Нижнем Новгороде открыты филиалы компании. The Village побывал на фабрике и выяснил, из чего и как сделаны куклы.
Процесс разработки новой модели куклы до её появления на полке магазина занимает около девяти-десяти месяцев. Согласно бизнес-плану фабрики, таких новинок должно быть около ста в год. Ежедневно производство выпускает около трёх тысяч кукол. Модели меняются каждый день, обычно их количество 30–50 видов.
Сначала художники, модельеры и дизайнеры разрабатывают образ новой игрушки, делают эскизы внешнего вида и аксессуаров. Затем скульптор-форматор изготавливает из пластилина форму будущих частей куклы — голову, руки, ноги и туловище. На их основе создаётся гипсовая форма, затем восковая и, наконец, металлическая гальваноформа. Именно она используется для следующего этапа производства — ротационного формования.
На ротационном участке из дозатора гальваноформы заполняют ПВХ-пластизолем (поливинилхлорид-пластизоль) и герметично закрывают. Затем диски, укомплектованные гальваноформами, помещают в ротационную печь, где приводят во вращение в трёх параллельных плоскостях и одновременно нагревают. Такая процедура не позволяет пластизолю спекаться, а равномерно распределяет его по стенкам формы. В итоге вещество «желатинизируется» — превращается в плотный цельный материал. Все печи компьютеризированы, и, в зависимости от программы и изделия, в среднем гальваноформы находятся внутри от 8 до 16 минут при температуре 140–270 градусов. После этого, чтобы без труда извлечь полуфабрикаты игрушек, их охлаждают в специальной камере.
Детали пластмассовых кукол — туловища и ноги — изготавливают методом экструзионного выдувания. В экструдере — станке для переработки — пластмасса расплавляется и попадает в открытую форму туловища или ног куклы. После наполнения её края смыкаются, а внутрь подаётся сжатый воздух, который разгоняет расплавленный материал по полости формы. Из открытой формы извлекают готовое изделие и направляют на участок обработки пластмасс.
На этом участке в туловищах кукол сверлятся отверстия, чтобы куклу можно было собрать и вставить, если кукла озвученная, звуковое устройство. Все тексты, которые говорят куклы, проходят психолого-педагогическую экспертизу. Эксперт даёт заключение о том, что прослушивание не навредит ребёнку и не вызовет агрессивных действий, а, наоборот, разовьёт нужные навыки. Здесь же определяется, с какого возраста ребёнок может играть с этой куклой. Помимо этого, каждая игрушка имеет сертификат соответствия.
Далее изделия поступают на художественный участок. Здесь оформители придают заготовке вид куклы. Сначала игрушке пришивают волосы на специальной прошивной машине. Прежде чем выполнить эту процедуру, головы нагревают в специальных нагревательных барабанах при температуре около 65 градусов: когда пластизоль мягкий, то прошивать его легче. Для волос используют итальянское нейлоновое волокно. Прямые волосы кукол пришиваются сразу с бобин, а для волнистых используют опаренный нейлон, который поступает от производителя сложенный кольцами.
После этого оформители делают куклам «макияж»: аэрографом румянят щёки, кистью рисуют брови и губы. Затем полуфабрикат поступает к специалисту, который вставляет глаза. Часть из них производится тут же на фабрике, но основная доля — от испанского производителя.
Следующий этап производства кукол — сборка. На фабрике производят куклы мягконабивные (голова, руки и ноги из пластизоля, туловище изготавливается из нетканого материала и заполняется гипоаллергенной смесью из синтетического волокна и поролона) и пластмассовые (туловище и ноги из пластмассы, остальное — из пластизоля). На этом же этапе кукол одевают и причёсывают. Для каждой игрушки дизайнерами-модельерами разработана своя одежда и причёска.
Одна из популярных моделей куклы — Анастасия. У неё 11 коллекций, среди которых, например, «Спорт» (Анастасия-фигуристка), «Народные мотивы» (Анастасия — русская красавица) или «Профессии» (Анастасия-учитель).
На фабрике несколько швейных цехов для производства одежды. На одном из них есть вязальный участок, где для кукол изготавливают трикотажные вещи. Для каждой куклы обычно предусмотрено несколько нарядов — тот, в котором она продаётся, и дополнительные, которые можно приобрести отдельно. Переодевание игрушек положительно влияет на мелкую моторику детей. В качестве застёжек используют чаще всего самоклеящиеся «липучки», чтобы ребёнок любого возраста смог с ними справиться.
И, наконец, завершающий этап — кукол упаковывают в коробки, которые складывают в гофроящики. В таком виде игрушки отправляются на склад, а потом попадают на полки магазинов.
Елочные игрушки представлены на современном рынке исключительно широким ассортиментом, большинство из них создается методом штамповки из пластмассы, изделия поставляются из разных стран, в основном из Китая. Однако существуют традиционные технологии производства новогодних украшений – более того, они активно практикуются, позволяя создавать индивидуальные предметы ручной работы.
Фабрики работают круглый год, создавая уникальные праздничные изделия из стекла. Но как происходит работа на подобных производствах, каким образом людям удается создавать такую красоту?
Из чего делают елочные игрушки?
Большинство производств охотно принимают туристов, предлагают проведение экскурсий, так что узнать секреты производства не сложно. Для изготовления традиционных игрушек для новогодней елки используется стекло, на фабрики поставляются специальные заготовки, из которых затем выдуваются как шары, так и изделия более сложных форм. Также в огромном количестве используются краски, различные блестки, дополнительные материалы для украшения. Ручной труд специалистов, стеклодувов и художников – тоже важное слагаемое успешного производства. Трудятся на таких производствах практически одни только женщины – считается, что у мужчин просто не хватит терпения для ручной обработки каждого шарика.
Елочные игрушки – производственный процесс
Первым этапом создания любой игрушки для елки служит разработка художественного эскиза. Изображения на шарах, форма игрушек и другие объекты могут быть придуманы художником по собственному усмотрению, также заказ на партию изделий с определенными изображениями может прийти извне. Игрушки для елок иногда заказываются оптом – различными предприятиями, частными лицами, ведь они могут быть даже бизнес – подарками.
После того, как эскиз будет уже разработан, за дело возьмутся стеклодувы. Они получат стеклянные трубочки – заготовки, которые нужно будет разделить на несколько фрагментов и выдуть шарики или другие формы. После данного этапа стеклянные шарики нужно остудить и передать художникам. Их работа – исключительно ручная, однако шарики в рамках одной серии выходят одинаковые, разницы между ними фактически не видно. Но разрисовывание изделия – не одномоментный процесс, он выполняется за несколько этапов, и пока одни игрушки сохнут, мастер занимается другими. В первую очередь необходимо нанести на стеклянный шарик основной цвет, который служит фоном, затем по частям появляется само изображение.
На многих фабриках игрушки металлизируют, прежде чем отправить их на рабочие места художников – тонкий слой алюминия наносится при использовании специального оборудования, он делает поверхность непрозрачной, однородной, блестящей. Процедура требуется не всегда, но порой практикуется. Кроме того, покраска изделий тоже порой осуществляется при использовании автоматики, но только на первом этапе. Сложные по форме заготовки удается полностью прокрасить с нанесением ровного слоя только при условии использования пульверизатора.
После того, как все слои краски нанесены, все детали прорисованы, игрушки просушивают окончательно, упаковывают в коробки и отправляют на реализацию. Иногда перед упаковкой приходится выполнять еще один дополнительный этап – обрезать “хвостики”, которые являются краем изначальной стеклянной заготовки, и вставлять в образовавшееся отверстие крепежи для подвешивания украшения. Отпиливание ненужных частей может быть автоматизированным или ручным, в последнее время наиболее распространен именно первый вариант. После того, как хвостик удален, а держатель поставлен, игрушка точно может быть упакована для дальнейшей продажи!
Особенности работы на игрушечной фабрике
Работы осуществляются круглогодично, но многие из игрушечных фабрик стремятся выпускать дополнительные категории продукции, продажа которых позволила бы продержаться на плаву весь год, а не только зимний сезон. Может производиться стеклянная посуда, украшения другого типа. Пик производства елочных игрушек начинается с осени, а в декабре производства вовсе переходят на авральный режим работы, чтобы создать новогоднюю красоту для всех желающих. Стоит отметить, что на подобных предприятиях зарплаты бывают вполне достойными. Это закономерно – ручной труд художников и мастеров необходимо оплачивать соответствующим образом.
Создание елочных украшений – трудоемкий, но исключительно интересный процесс. Результатом становится шар или фигурка, очень похожие на те, что многим из нас приходилось видеть в детстве. Да, стеклянные изделия легко бьются, их нужно хранить и использовать с осторожностью, но они смотрятся совершенно по-другому, нежели китайские штампованные аналоги.
Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.