Вопрос поиска духовного учителя очень остро стоит для людей, ищущих себя и стремящихся к постижению Истины. В Индии считается, что лишь по милости Гуру можно эволюционировать на духовном пути. Лишь присутствие в вашей жизни реализованного мастера способно задать правильный вектор развития. Учитель дарит ученику инструменты для духовных практик, дохновляет, помогает избежать ошибок, наставляет, руководит, мотивирует и просто дарит милость.
Однако найти действительно хорошего учителя непросто. В современном мире много самопровозглашенных «гуру», «наставников» и даже признанных духовных лидеров, которые де-юро считаются продвинутыми и готовыми делиться мудростью, а де-факто не выполняют своих обязанностей перед учениками.
Как же найти Гуру? Предлагаю несколько рабочих схем поиска духовного учителя, которые можно опробовать на себе.
Как искать гуру дистанционно?
Начинать поиски логичнее всего с тех материалов, которые доступны в сети Интернет или в библиотеках. Например:
- Изучать лекции, видео, репортажи о гуру. Сегодня у каждой более-менее солидой религиозной организации в Индии есть если не сайт, то страничка в социальной сети. Достаточно прослушать пару лекций, посмотреть несколько видео, чтобы понять, готов ли дать этот конкретный человек вам что-то важное и полезное для духовного развития.
- Читать книги, статьи, биографии. Литература, написанная духовными лидерами или посвященная их жизнеописанию, также может предоставить информацию для рассуждения. Понять основные концепции мировоззрения гуру вполне можно из его цитат и трудов.
- Общаться с людьми, у которых есть духовные учителя. Лучшие рекомендации своим гуру дают преданные ученики. Поэтому если вас заинтересовали некоторые личности, претендующие на звание духовных лидеров, стоит пообщаться, в первую очередь, с их учениками. Если это достойные люди и их отзывы об учителе соответствующие, это может служить благоприятным знаком.
Дистанционные поиски — это только первый этап, который позволяет «отделить мух от котлет». Благодаря этой работе вы можете создать список гуру, которые вам интересны и с которыми вы бы хотели познакомиться поближе. Впоследствии стоит познакомиться с каждым из тех, кто вас заинтересовал и, если все совпадет, то и получить соответствующую инициацию.
Как искать гуру в Индии?
По приезду в Индию шансы на то, чтобы найти духовного учителя существенно увеличиваются. Множество садху, санньяси, ашрамов и прочих духовных орагнизаций, представленных в этой стране, готовы помочь вам в решении этого вопроса.
Где осуществлять поиск?
- В ашрамах. Выбирайте в качестве места жительства во время путешествия по Индии не гестхаусы и отели, а ашрамы. Жизнь в таких местах организована вокруг духовного лидера и духовных практик. Есть шанс увидеть Гуру и его учеников, побыть в атмосфере святого человека, принять участие в церемониях ашрама, проникнуться духом места. Возможно, в одном из таких ашрамов вы найдете именно то, чего жаждет ваше сердце. Примеры больших ашрамов в Индии: Ашрам Саи Бабы «Прашанти Нилаям» в Путтапарти, Шри Рамана Ашрам в Тируваннамалаи, Ашрам Шри Ауробиндо в Пондичерри.
- На собраниях духовных лидеров. Самым большим мероприятием, объединяющим тысячи учителей со всех уголков Индии, является Кумбха-Мела. В города Нашик, Харидвар, Аллахабад в дни, рассчитываемые по Луне, раз в 12 лет съезжаются все, кто имеет отношение к индуизму: от простых садху, ведущих образ жизни нищенствующих монахов, до сиддхов — реализованных мастеров. Конечно, бродя среди бесчисленного множество палаток, в каждой из которых предлагают познать истину, начинаешь сомневаться, кто шарлатан, а кто истинный учитель. Но ничто не мешает слушать проповеди разных мастеров и выбирать из них те, которые откликаются.
- В святых местах. Продвинутые с духовной точки зрения личности часто селятся в местах с определенными вибрациями: в Гималаях, у священных рек, на вершинах святых гор, а также в городах и деревнях, фигурирующих в Писаниях. Много реализованных мастеров, преимущественно, вайшнавской традиции, живет во Вриндаване, у Говардхана, в Матхуре, Майяпуре. Варанаси больше привлекает тантриков, агхори, учителей шиваитской традиции. В местах, где находятся мощные шакти-питхи, можно найти тех, кто исповедует шактизм.
- В храмах. Святые люди часто отправляются в паломничество по храмам, а многие из них даже ведут странствующий образ жизни. Они всегда стараются поклониться тем Богам и Богиням, которые покровительствуют местам, куда приезжают гуру. Встретить учителя можно во время посещения известных святынь: например, храма Шри Баладжи в Тирупати, во время поездки по храмам с 12 джьотирлингамими, посещения Чар-Дхама, пешого паломничества в труднодоступные храмы, вроде Вайшно Деви Темпла и т.д.
- На улицах, в транспорте, в дхабах (кафе). В Индии говорят, что учитель появляется только тогда, когда ученик к этому полностью готов. Неизвестно, где и каким образом вы встретите своего Гуру, но если вы готовы — это непременно случится. Поэтому стоит тренировать вивеку — способность к различению истины — в любых обстоятельствах, в которых вы оказываетесь. Возможно, вашим учителем станет садху, спящий рядом с вокзалом в Дели, или монах в белых одеждах, который идет парикраму вокруг Вриндавана вместе с вами.
Санскритский термин Саптариши (सप्तर्षि – saptarṣī) означает “семь мудрецов”. Речь идет о семи великих риши в древней Индии, которых превозносят Веды. И это вовсе не удивительно, так как в древнейших текстах они рассматриваются как истинные патриархи Ведической религии и просветители Земли.
Согласно Ведам Саптариши — это семь святых мудрецов, получивших полубессмертный статус благодаря полному покаянию и самоотверженному служению Дхарме. А главная цель их существования – безопасно вести человечество сквозь туман четырех великих эпох (индийские Юги).
Господь Шива /themumbaicity.com/
О том, как им удалось получить столь великое посвящение, рассказывают древнейшие истории и легенды. Одна из самых популярных из них гласит, что давным-давно в верховьях Гималаев появился никому незнакомый йог. Никто не мог предположить, откуда он пришёл, ведь выглядел пришелец очень необычно. В короткое время собралось множество людей в надежде посмотреть на какое-то чудо, но йог ничего не делал и просто сидел.
Окончательно разочаровавшись, люди начали расходиться и только семь человек нашли в его занятии что-то особенное, ведь только тот, кто превзошел физическую природу, может длительное время находиться в медитации. Поэтому все семеро новых последователей начали умолять этого йога обучить их его мастерству. В результате, после 84 лет практики эти семеро человек стали необычайно сиять. Семь человек, или Саптариши, называли своего учителя Адийоги (Господь Шива). Он им и оказался…
Стальной монумент “Адийоги” (Господь Шива): высота – 34 метра (112 футов), длина – 45 метров (147 футов) и ширина 25 метров (82 фута), установлен в 2017 г в южноиндийском городе Коимбатор (Коямпуттур) в индийском штате Тамилнад. Чёрный бюст Махадева на открытой площадке, просматриваемой со всех сторон и окруженной горами – это символ обретения умиротворения.
Адийоги – первый йог во Вселенной. Как известно, именно Господь Шива считается изобретателем этого вида искусства в совершенствовании духа и тела. Он не только создал Йогу и был первым, кто ее практиковал, но и передал сакральные знания семи мудрецам (саптариши), которые распространили мудрость Йоги по всему миру. Адийоги считается также Адигуру (первым учителем во Вселенной).
Таинственные святые
В целом Саптариши – это семь мудрецов, которые осознали Брахмана, не нуждаясь в духовных писаниях, но не без помощи их учителя – Господа Шивы. Будучи мудрыми, они понимали, что не каждый может осознать Брахмана без какой-либо письменной формы, поэтому и создали Веды, которые затем были написаны мудрецом Вьясой.
Благодаря своему служению Саптариши занимают более высокое положение, чем все остальные Дэвы. Как уже можно было понять из написанного выше, все семь саптариши по сути являются брахмариши, но нельзя подняться до уровня брахмариши только благодаря заслугам. И этот божественный порядок был создан самим Господом Брахмой.
Бог Брахма – творец и создатель Вселенной. /indianochka.ru/
Поэтому только одному из них – Вишвамитре удалось поднялся до уровня Брахмариши благодаря своим заслугам. Будущий автор большей части третьей мандалы “Риг-Веды” и великой “Гаятри-мантры” выполнял медитацию и тапасью в течение тысяч лет! За что и был удостоен ранга Брахмариши самим Брахмой.
Высшие защитники Земли
Саптариши живут в течение периода времени, известного как “манвантары“ (принято считать 306 720 000 земных лет или 308 448 000 лет по Блаватской (см. “Тайная Доктрина”, т. II, с. 88 ). В этот период времени они служат представителями Брахмы и взаимодействуют с Господом Шивой, чтобы поддерживать баланс на Земле.
А когда в завершении очередного цикла (в конце манвантары) Вселенная разрушается – Саптариши сливаются с Богом. После обязанность заполнения Земли передаётся новоназначенным Саптариши.
Саптариши
Третий глаз мудрецов полностью открыт, что позволяет им предвидеть будущее и не подчинятьс кругу жизни и смерти. Их пристальное внимание охватывает всю Вселенную, и, тем не менее, они могут сохранять точные детали в своих действиях и мыслях.
Саптариши обладают силой, которая способна победить любое оружие на Земле. Они приобрели эту силу и знания для усиления процессов перехода. Саптариши низводят на Землю необходимые знания и энергии для усиления процессов перехода (пралайи). И естественно, являются наиболее развитыми “светлыми существами” в творении и совершенными хранителями божественных законов.
Интересно, что Ведические Самхиты никогда не перечисляют этих великих риши по именам, хотя более поздние ведические тексты, такие как Брахманы и Упанишады, делают это.
Самый ранний список семи риши дается в Джайминия Брахмана 92.218-221): Васиштха, Бхарадваджа, Джамадагни, Гаутама, Атри, Вишвамитра и Агастья, а затем Брихадараньяка Упанишада (2.2.6) дает несколько иной список: Гаутама и Бхарадваджа, Вишвамитра и Джамадагни, Вашиштха и Кашьяпа, и Атри, Бригу. Гопатхи Брахмана (1.2.8) дает следующие имена: Васиштха, Вишвамитра, Джамадагни, Гаутама, Бхарадваджа, Гунгу, Агастья, Бхригу и Кашьяпа.
Считается, что для создания одного “дня Брахмы” (кальпы) требуется 14 манвантаров. В конце каждой кальпы наступает период разрушения (пралайя), возглавляемый Господом Шивой, после чего он находится в состоянии покоя, называемом “ночью Брахмы”. А затем запускается новый цикл творения.
Манвантары в космологии индуизма
Сейчас мы проходим через седьмую Манвантару, и возможно, поэтому так сакральна цифра “7” для некоторых культур. Имена действующих Саптариши: Атри, Вашиштх, Вишвамитра, Гаутама, Джамадагни, Бхарадвадж и Кашьяпа.
Имена Саптариши во времена других Манвантар представлены в таблице:
Списки семи риши /en.dharmapedia.net/
Стоит сказать, что имена первых риши могут немного различаться от источника к источнику. Например, в “Вишну Пуране“ их имена такие: Крату, Пулаха, Пуластья, Атри, Ангирас, Васиштха и Бхригу (XXI.28).
Затем от сосредоточившегося (Брахмы) родились наделённые разумом потомки — их тела и способности возникли от телесной (сущности Брахмы). От членов мудрого (бога) появились «познавшие поле». Это я уже поведал ранее. Все они, боги и другие существа, а также неподвижные (предметы) пребывали как вместилище трёх гун. Но, поскольку эти существа, движущиеся и неподвижные, не размножались, мудрый (бог) сотворил иных, наделенных разумом сынов, подобных себе.
(Эти) — наделённые разумом Бхригу, Пуластья, Пулаха, Крату, а также Ангирас, Маричи, Дакша, Атри и Васиштха. (VII.1-5)[5]
Но от этого главная духовная суть и предназначение Саптариши для всего мироздания не меняется.
Ключевые истории и жизнь семи великих риши
Риши Атри
Атри — один из семи великих Саптариши, написавших множество священных ведических мантр. Пятая мандала Риг-Веды была названа мандалой Атри в его честь.
Риши Атри /m.facebook.com/
Он был женат на Анасуе Деви, известной среди семи женщин-пативрат.
У него было три сына:
- Даттатрея – воплощение Тридевов (Брахмы, Вишну и Махеша)
- Дурваса
- Сома (Чандра)
Риши Вишвамитра
Риши Вишвамитра был кшатрием из династии Чандраванши и сыном царя Гадхи. После своего отца он становится королем. Вишвамитра один из ключевых персонажей великого индийского эпоса Рамаяна.
Риши Вишвамитра /fanfics.me/
Широко известен его конфликт с великим мудрецом Васиштхой, когда он хотел приобрести у него исполняющую желания корову Камадхену. Получив отказ, он приказал своей армии захватить желаемое, но мудрец Васиштха всю её уничтожил.
После поражения Вишвамитра предпринял великое покаяние, чтобы доставить удовольствие Господу Шиве. За что он и получил от него много нового небесного оружия. Но применив его против риши Васиштхи, он снова потерпел поражение.
Вот тогда Вишвамитра понял, что духовные силы гораздо важнее, чем самое совершенное небесное оружие. И после Вишвамитра предпринял суровый “тапас”, за что и получил титул Брахмариши.
Риши Кашьяпа
Кашьяпа один из семи Саптариши, которого Атхарва-Веда описывает как ученого, добившегося всего самостоятельно.
Риши Кашьяпа /vk.com/
В индийской мифологии он являлся отцом Дэвов, Нагов, Асуров и всего человечества. Был мужем Адити, от которой породил Агни и Адитьев. Но наиболее важно, что Господь Вишну принял своего пятого Аватара как Вамана, сына Адити, в седьмом из Дашаватаров. Со своей второй женой Дити, он породил Дайтьев.
Кашьяпа считается автором классического справочника по аюрведе – трактата “Кашьяп Самхита” (или Браддха Дживакия Тантра). А также “Шильпа-Шастра Кашьяпы“ — санскритского трактата по архитектуре, иконографии и декоративно-прикладному искусству.
Риши Бхардвадж
Сын Дэвариши Брихаспати и отец Дроначарьи (одного из ключевых персонажей Махабхараты и Гуру Пандавов и Кауравов). Обладал ненасытной жаждой изучения Вед и науки. Медитировал на Господа Шиву и Парвати. Получил Амриту от Агни с помощью Девраджа Индры.
Риши Бхардвадж /ky.pamperedpeopleny.com/
Ещё, согласно Шантипарве, 12-ой книге Махабхараты, он прекрасно знал Дханур-Веду и даже проповедовал об этом. Обладал обширными знаниями в аюрведе. Ему приписывают составление шестой мандалы Риг-Веды, которая содержит 765 мантр. И авторство 23-х мантр из Атхарва-Веды.
Риши Васиштха
Духовный сын Брахмы, один из прародителей земных существ, отец мудреца Шактри и дед мудреца Парашары. Семейный наставник, гуру правителей Солнечной династии Икшваку; гуру Рамы (седьмой аватары Вишну), Лакшмана и Бхараты, которым, он дал знание Вед и других Шастр. А второе имя его было Праджапати.
Риши Васиштха /www.peoples.ru/
А после того, как Рама убил Равану и вернулся в Айодхью, Васиштха короновал его как царя Айодхьи. Впоследствии Рама основал империю Рама Раджья.
Риши Васиштха обладал исполняющей желания коровой Камадхену и ее ребенком Нандини. Из-за которой и объявил ему войну Риши Вишвамитра. Во время этого военного конфликта, он передал свою энергию Брахмы в свой жезл, который называется Брахмаданда, и свел на нет все снаряды, брошенные в него.
В Риг-Веде присутствует много мантр, написанных Васиштхой. Он также дал различные сутры в области Дхармы.
Его женой была Арундати, которая считается одной из звезд коллекции Большой Медведицы. Из-за этого вовсе не удивительны его широкие познания в астрологии.
Риши Джамадагни
Он был отцом Парашурамы (Рамы) — шестого воплощения Господа Вишну. А его женой была Ренука.
Парашурама (Рама), сын Риши Джамадагни. Парашурама буквально означает “Рама с топором”, был шестым воплощением Господа Вишну и легендарным учителем шайвизма. /nathas.org/
Риши Джамадагни был специалистом по священным писаниям и Ведам. Был убит вором Картавирьей Арджуном во время похищения у риши коровы желаний Камадхены. Но его сын Парашурама убил Картавирью Арджуна и схватил Камадхену. Разозлившись на такой поступок Картавирьи Арджуны, Рама решил стереть всех кшатриев с лица земли. Так он пересек всю планету и убил кшатриев 21 раз!
Гаутама Махариши
Махариши Гаутама был сыном Махариши Рахуганы и Маты Прадвеши. Он родился в Трета Югу, в первый день Шукла Пакши месяца Чайтра.
Обладал великими духовными знаниями. Но его главным вкладом была Гаутама Дхармасутра, которая считается первым священным писанием в области социального и религиозного права.
Он был женат на Ахалии, которая родила ему трёх сыновей: Вамдева, Нотха и Шатаананда, а также дочь по имени Анджани. Однажды Деварадж Индра явился в образе Махариши Гаутамы к его жене Ахалии. За это Риши Гаутама проклял Индру, чтобы он стал импотентом из-за своего озорства. Но также проклял и Ахалию, в результате чего она превратилась в камень. Правда он заверил супругу, что она вернет свою человеческую форму, когда Господь Рама придет и коснется камня.
Махариши Гаутама основал храм Шивы Тримбакешвар, в котором установлен Джотирлинга Махариши Гаутама являлся горячим поклонником Господа Шивы и имел тесную связь с рекой Годавари. Но самое главное – он предпринял великое покаяние на благо человечества.
Саптариши в космологии индуизма
В индуистской астрономии семь звезд Саптарши Мандал или Большой Медведицы представляют семь риши с именами:
- Атри
- Ангирас
- Вашишта
- Маричи
- Крату
- Пуластья
- Пулаха
Большая Медведица с семью звёздами Саптариши /hindutsav.com/
Есть ещё одна звезда, которая еле видна. Согласно древней ведической астрономии она известна как Арундати. Арундати и Васиштха женаты, и вместе они составляют двойника Мицара.
Цикл Саптариши
Ещё существует “Цикл Саптариши” – официально не принятая система исчисления времени. Согласно ей полный цикл Саптариши составляет 3600 лет. Но до сих пор учёные спорят с какого поворотного события в истории (с восшествия на престол Ману или начала Всемирного Потопа) правильно начинать исчисление. Правда стоит признать, что эти знания крайне необходимы лишь профессиональным учёным, которые с точностью до года хотят выяснить, когда произошли те или иные события описанные в Пуранах.
Саптариши в джайнизме
В джайнизме говорится, что “однажды в Матхуре, расположенном в Уттар-Прадеше, семь святых Риддхидхари Дигамбер, имевшие “Аакаашгамини Видхья”, прибыли в сезон дождей для чатурманов, Имена были: 1.) Сурманью, 2.) Шриманью, 3.) Шриничай, 4.) Сарвасундар, 5.) Джайваан, 6.) Винайлаала и 7.) Джаймитра. Все они были сыновьями царя Шри Нандана из Прабхапурнагара и царицы Дхарини. Царь Шри Нандан принял дикшу, став шишья Всеведущего Притинкара Мунираджа, и достиг спасения. Благодаря большому тапчарану этих семи дигамбер-муни болезнь Махамаари остановила свое пагубное воздействие, и все они получили название “Саптариши”.
Вообще, исследователи, подробно изучающие индуизм, считают, что Саптариши древней Индии были теми, кто давал максимальный вклад человечеству, освещая нас своими знаниями и мудростью.
При написании статьи использованы материалы публикаций:
https://www.quora.com/What-are-the-Saptarishi
Имена и история саптариши
Saptarishi Names and Story
См. еще:
Ведантист. Календарь Саптариши – Цикл Юг в космологии индуизма. Кали-Юга в научном аспекте
Собрали самые душещипательные высказывания индийского философа. А вы о них слышали?
12 января 2023
Махариши Махеш Йоги (12 января 1918 — 5 февраля 2008) — основатель движения трансцендентальной медитации. Говорят, что именно он научил Запад медитировать (читайте также: Простые медитации для пробуждения энергии любви).
С этим не поспоришь: среди его почитателей были не только рядовые европейцы и американцы, но и мировые знаменитости. Учиться медитации у Махариши Махеш Йоги приезжала даже группа The Beatles.
А еще его называли «хихикающим гуру» — все потому, что индийский философ часто смеялся. Даже негативные ситуации он воспринимал с улыбкой. У него точно есть, чему поучиться — убедитесь в этом сами, читая цитаты философа из нашей подборки.
-
«Думающий о поражении терпит поражение. Нерешительный не достигает ничего. Нужно поставить перед собой великую цель и добиваться ее. Никогда не задумывайтесь о поражении, ибо мы получаем именно то, о чем думаем».
-
«Не борись с темнотой. Впусти свет, и темнота исчезнет».
«Все, чем мы являемся, — это результат того, о чем мы думали. Сознание — это все. О чем мы думаем, тем мы и становимся».
-
«Для максимально быстрого развития необходима комфортная и регулируемая жизнь».
-
«Все проблемы в жизни возникают из-за некоторой слабости ума. Всякая слабость ума происходит из-за незнания разумом его собственной сущностной природы, которая является универсальной — источником бесконечной энергии и интеллекта… Чтобы искоренить любую проблему, нужно выйти из невежества и прийти к знанию».
-
«По мере того, как функционирование мозга становится все более и более интегрированным, сознание — ум — становится все более и более непобедимым, а затем тело сразу же подчиняется любому диктату ума».
-
«Не основывай свою жизнь на симпатиях и антипатиях или прихотях других. То, чем ты являешься в жизни — наслаждаешься ли ты или страдаешь — это твоя собственная ответственность. Регулярно медитируй и не откладывай на более поздний срок свои стремления для сознания Бога».
«Не беспокойся о ситуации в мире. Ты, должно быть, очень счастлив! Только благодаря счастью и волнам блаженства ты сможешь автоматически помочь своей стране и всему миру. Ты остаешься непобедимым, когда ты не позволяешь ничему затмить свое счастье».
-
«Философия жизни такова: жизнь — не борьба, не напряжение. Жизнь не должна быть страданием. Жизнь — это блаженство, это — вечная мудрость, вечное существование».
-
«Любовь и преданность космически развитого человека обладают значительным и существенным значением, которое охватывает вечность».
-
«Каждый человек сам несет ответственность, и она состоит в том, что до того, как его физическое тело перестанет существовать, он должен научиться развивать свое сознание, которое даст ему вечную жизнь».
«Просто думайте о любом негативе, который приходит к вам, как о капле дождя, падающей в океан вашего счастья».
-
«Мудрый человек знает, как превратить поражение в победу» (читайте также: 7 качеств, которыми обладает только мудрая женщина — а у вас они есть?).
-
«Если вы открыты с человеком, он будет открыт с вами. Если вы хотите чьей-то любви, отдайте вашу любовь этому человеку. Если вы ждете доброго и сочувствующего поведения от кого-то, будьте добрым и сочувствующим к нему. Если вы хотите поддержки от него, окажите поддержку. Если вы хотите восхищения от других, делайте что-то, чтобы показать ваше восхищение ими. Если вы искренни в своей отдаче, вы получаете во много раз больше обратно».
-
«Любовь открывает все двери, независимо от того, насколько долго они оставались закрытыми. Ваши поступки должны нести единство и гармонию, чтобы открыть все двери, которые были закрыты в течение долгого времени. Будьте настойчивы и терпимы. Откройте свое сердце навсегда».
From Wikipedia, the free encyclopedia
Indian philosophy, the systems of thought and reflection that were developed by the civilizations of the Indian subcontinent. They include both orthodox (astika) systems, namely, the Nyaya, Vaisheshika, Samkhya, Yoga, Purva-Mimamsa (or Mimamsa), and Vedanta (Advaita, Dwaita, Bhedbheda, Vishistadvaita), and unorthodox (nastika) systems, such as Buddhism, Jainism, Ajivika, Ajnana, Charvaka etc. as well as other schools such as Raseswera, Paninya, Pratyabhijna, Pasupata Shaivism, Shaivism etc. Indian thought has been concerned with various philosophical problems, significant among which are the nature of the world (cosmology), the nature of reality (metaphysics), logic, the nature of knowledge (epistemology), ethics, and the philosophy of religion etc. Some of the most famous and influential philosophers of all time were from the Indian Subcontinent such as Buddha, Nagarjuna, Adi Sankara, etc.[1][2][3] This list is until 14th century AD.
Name | Life | School | Notes |
---|---|---|---|
Dirghatamas | 14th century BCE | ||
Avatsara | 14th century BCE | ||
Brishaspati | 14th century BCE | ||
Lopamudra | 12th century BCE | wife of sage Agastya | |
Agastya | 12th century BCE | husband of Lopamudra and one of the saptarishis | |
Atri | 12th century BCE | one of the saptarishis | |
Bharadwaja | 12th century BCE | one of the saptarishis | |
Vasishtha | 12th century BCE | one of the saptarishis | |
Shakalya | 12th century BCE | His Padapatha of the Rig Veda was one of the early attempts in the direction of analysis | |
Valmiki | 11th century BCE | Valmiki was the writer of Ramyana and is revered as the first poet or Adi Kavi in Sanskrit literature. | |
Vyasa | 9th century BCE | Vyasa was the writer of Mahabharat. | |
Mahidasa Aitareya | 9th century BCE | ||
Gargi Vachaknavi | 8th century BCE | Debates with Yajnavalkya | |
Maitreyi | 8th century BCE | Advaita | wife of Yajnavalkya |
Aruni | 8th century BCE[4] | one of the first philosophers in recorded history. | |
Ghosha | 10th century BCE -8th century BCE | ||
Yajnavalkya | 8th-7th century BCE[5][6][4] | Credited for coining Advaita | |
Sandilya | 8th century BCE | Known for Sandilya Vidya, a set of teachings of vidyā or philosophy | |
Pratardana | 8th century BCE | ||
Bodhayana | 8th century BCE | Vishishtadvaita | |
Pravahana Jaivali | 8th century BCE | Known for Panchagni Vidya, a set of teachings of vidyā or philosophy | |
Śākaṭāyana | 8th century BCE | Nairukta (etymologist) | |
Raikva | 8th century BCE | ||
Satyakama Jabala | 8th century BCE | ||
Shukracharya | 8th century BCE | Political Philosophy | He wrote Sukraneeti |
Parshvanatha | 8th century BCE | Jainism | 23rd Tirthankara and one of the earliest exponent of Karma philosophy in recorded history |
Pippalada | 8th century BCE | He was the founder of Pippalada School of thought, which taught the Atharvaveda. | |
Shvetashvatara | 8th century BCE | ||
Sushrutha | 8th century BCE | Credited for Sushruta Samhita, Charaka Samhita and the Astanga Hridaya (regarded as one of the Great Trilogy of Ayurvedic Medicine and on various forms of surgery) | |
Ashtavakra | 7th century BCE | ||
Shvetaketu | 7th century BCE | grandson of sage and philosopher Aruni | |
Kapila | 6th century BCE | Samkhya | credited as the founder of the Samkhya school,Argued for vegetaraninism |
Āḷāra Kālāma | 6th century BCE | Samkhya | .According to the Pāli Canon scriptures, he was the first teacher of Gautama Buddha. |
Uddaka Rāmaputta | 6th century BCE | one of the teachers of Gautama Buddha | |
Panini | 6th century BCE[7] | Founder of Paniniya School | |
Pañcaśikha | 6th century BCE | Samkhya | |
Asuri | 6th century BCE | Samkhya | Student of Kapila |
Yaska | 6th-5th century BCE[7] | Nairukta (etymologist) | |
Brishaspati | Charvaka | ||
Akṣapāda Gautama | 6th century BCE | Nyaya | credited as the founder of the Nyaya School |
Kanada | 6th century BCE | Vaisheshika | Credited as the founder of the Vaisheshika school,explained the creation and existence of the universe by proposing an atomistic theory, applying logic and realism, and is one of the earliest known systematic realist ontology in human history. |
Purana Kassapa | 6th century BCE | Amoralism | |
Ajita Kesakambali | 6th century BCE | Charvaka | Ajita propounded Ucchedavada (the Doctrine of Annihilation after death) and Tam-Jivam-tam-sariram-vada (the doctrine of identity of the soul and body), which denied the separate existence of an eternal soul. |
Payasi | 6th century BCE | Charvaka | |
Pakudha Kaccayana | 6th century BCE | Sassatavāda | Credited as the founder of the Atomism philosophy |
Makkhali Gośāla | 6th century BCE | Ajivika | |
Sañjaya Belaṭṭhiputta | 6th century BCE | Ajñana | |
Mahavira | 6th century BCE | Jainism | Taught the principles of Anekantavada (many-sided reality): syadvada and nayavada. |
Gautama Buddha | 6th century BCE | Founder of Buddhism | |
Śāriputra | 6th century BCE | Buddhism | He is considered the first of the Buddha’s two chief male disciples |
Kaniyan Pungundranar | 5th century BCE | Philosopher from the Sangam age | |
Pingala | 5th century BCE | ||
Dandamis | 4th century BCE | ||
Kalanos | 4th century BCE | ||
Chanakya | 4th century BCE | Political philosophy | He is considered the pioneer of the field of political science and economics in India. |
Jaimini | 4th century BCE | Mimansa | Founder of Mimansa School |
Moggaliputta-Tissa | 3rd century BCE | Buddhism | |
Avvaiyar | 3rd century BCE | Sangam era poet | |
Bogar | 3rd century BCE | one of the 18 celebrated siddhars of Tamil Nadu | |
Korakkar | 3rd century BCE | one of the 18 celebrated siddhars of Tamil Nadu | |
Patanjali | 2nd Century BCE | Paniniya | Founder of Yoga School |
Nagasena | 2nd Century BCE | Buddhism | |
Kātyāyana | 2nd Century BCE | ||
Badarayana | 2nd century BCE | Vedanta | Badarayana is regarded as having written the basic text of the Vedanta system, the Vedāntasūtra a.k.a. Brahmasūtra |
Manu | 2nd century BCE | Author of Manumsriti | |
Thiruvalluvar | 1st Century BCE | ||
Śabara | 1st century AD | Mimansa | |
Lakulisha | 1st century AD | Pashupata Shaivism | |
Aśvaghoṣa | 1st century AD | Buddhsim | He is believed to have been the first Sanskrit dramatist, and is considered the greatest Indian poet prior to Kālidāsa. |
Gunadhara | 1st century AD | Jainism | |
Sarvajña Rāmeśvara | Raseśvara | ||
Govinda Bhagavat | Raseśvara | ||
Vātsyāyana | 1st century AD | Famous for «Kama Sutra» | |
Nagarjuna | 2nd century AD[4] | Buddhism | Founder of Madhyamaka |
Kapilar | 2nd century AD | ||
Kundakunda | 2nd century AD | Jainism | |
Umaswati | 2nd century AD | Jainism | |
Samantabhadra | 2nd century AD | Jainism | He was a proponent of the Jaina doctrine of Anekantavada. |
Ilango Adigal | 2nd century AD | Jainism | |
Isvarakrsna | 3rd century AD | Samkhya | |
Aryadeva | 3rd century AD | Buddhism | Aryadeva was a student of Nagarjuna and contributed significantly to the Madhyamaka |
Asanga | 4th century AD[4] | Buddhism | one of the founder of the Yogachara .He is known as one of the seventeen Nalanda masters. |
Aviddhakarṇa | Charvaka | ||
Vasubandhu | 4th century AD | Buddhism | one of the founder of the Yogachara .He is known as one of the seventeen Nalanda masters. |
Dignāga | 4th century AD | Buddhism | One of the Buddhist founders of Indian logic (hetu vidyā). |
Pakṣilasvāmin Vātsyāyana | 4th century AD | Nyaya | |
Haribhadra | 4th century AD | Jainism | |
Pujyapada | 5th century AD | Jainism | |
Buddhaghosa | 5th century AD | Buddhism | |
Vatsyayana | 5th century AD | Nyaya | |
Kambalasvatara | Charvaka | ||
Bodhidharma | 5th century AD | Buddhism | |
Kamandaka | 5th century AD | Kautilyan(Chanakya)School of diplomacy | |
Bhartṛhari | 5th century AD | Paniniya | |
Guṇabhadra | 5th century AD | Buddhism | |
Maticandra | 5th century AD | Samkhya | |
Siddhasena | 5th century AD | Jainism | |
Dharmakirti | 6th century AD | Buddhism | He was also one of the primary theorists of Buddhist atomism |
Prabhākara | 6th century AD | Mimansa | Founder of Pravakar School |
Prashastapada | 6th century AD | Vaisheshika | |
Bhāviveka | 6th century AD | Buddhism | In Tibetan Buddhism Bhāviveka is regarded as the founder of the Svātantrika tradition of the Mādhyamaka school of Buddhism |
Bodhiruci | 6th century AD | Buddhism | |
Bhavivikta | 6th century AD | Nyaya | |
Dharmapala | 6th century AD | Buddhism | |
Manikyanandi | 6th century AD | Jainism | |
Śīlabhadra | 6th century AD | Buddhism | |
Udyotakara | 6th century AD | Nyaya-Vaisheshika synthesis | |
Bhatta Narayana | 6th century AD | Buddhism | |
Purandara | Charvaka | ||
Sthiramati | 6th century AD | Buddhism | |
Paramartha | 6th century AD | Buddhism | |
Gaudapada | 6th century AD | Advaita | |
Buddhapālita | 6th century AD | Buddhism | |
Buddhapālita | 6th century AD | Buddhism | |
Kumārila Bhaṭṭa | 7th century AD[7] | Mimansa | |
Jinabhadra | 7th century AD | Jainism | |
Buddhaguhya | 7th century AD | Buddhism | |
Chandragomin | 7th century AD | Buddhism | Chandragomin was a teacher at Nalanda Monastic University |
Pushpadanta | 7th century AD | Jainism | |
Bhartṛprapañca | 7th century AD | Bhedabheda | |
Govinda Bhagavatpada | 7th century AD | Advaita | He was the Guru of the Adi Shankara. |
Rājāna | 7th century AD | Samkhya | Wrote the longest commentary on Sankhya-Karika called Yukti-dīpikā, “Light on the arguments” |
Bhutabali | 7th century AD | Jainism | |
Jayarāśi Bhaṭṭa | 8th century AD | Ajnana | He is known for his radical skepticism |
Kumudendu | 8th century AD | Jainism | |
Adi Shankara | 8th century AD[4] | Advaita | He is credited by some with unifying and establishing the main currents of thought in Hinduism. |
Totakacharya | 8th century AD | Advaita | He was a disciple of Ādi Śaṅkara |
Virasena | 8th century AD | Jainism | |
Śāntarakṣita | 8th century AD | Buddhism | |
Virūpa | 8th century AD | Buddhism | |
Acharya Vamana | 8th century AD | Vamana’s investigation into the nature of a Kāvya is known as theory of Riti | |
Hastamalakacharya | 8th century AD | Advaita | He was a disciple of Adi Shankara, Hastamalaka founded a matha by name Idayil Matham in Thrissur, Kerala |
Jñānagarbha | 8th century AD | Buddhism | |
Padmapadacharya | 8th century AD | Advaita | A follower of Adi Shankara |
Vimalamitra | 8th century AD | Buddhism | |
Udbhatabhatta | Charvaka | ||
Maṇḍana Miśra | 8th century AD | Initially Mimansa,Then Advaita | |
Nammalvar | 8th century AD | one of the twelve alvar saints | |
Ubaya Bharti | 8th century AD | Mimansa | Wife of Maṇḍana Miśra, Famous for debate with Adi Sankara |
Nimbarkacharya | 8th century AD | He founded Nimbarka Sampradaya, one of four main traditions of Hindu sect Vaishnavism | |
Śāntarakṣita | 8th century AD | Buddhism | |
Vidyananda | 8th century AD | Jainism | |
Śālikanātha | 8th century AD | Mimansa | |
Vajrabodhi | 8th century AD | Buddhism | one of the eight patriarchs in Shingon Buddhism. |
Aparajita | 8th century AD | Jainism | He defended the practice of Digambara monks of being nude |
Śubhakarasiṃha | 8th century AD | Buddhism | one of the eight patriarchs in Shingon Buddhism. |
Akalanka | 8th century AD | Jainism | |
Baladevācārya | 8th century AD | Father of Sridhara | |
Haribhadra | 8th century AD | Buddhism | Disciple of Śāntarakṣita |
Bhāskara | 8th century AD | Bhedabheda | |
Dharmottara | 8th century AD | Buddhism | |
Ravigupta | 8th century AD | Buddhism | |
Jayanta Bhatta | 9th century AD | Nyaya | |
Anandavardhana | 9th century AD | Ānandavardhana is credited with creating the dhvani theory. | |
Adikavi Pampa | 9th century AD | Jainism | |
Sridhara | 9th century AD | ||
Vācaspati Miśra | 9th century AD | Advaita | |
Vasugupta | 9th century AD | Pratyabhijna | |
Bhatta Kallata | 9th century AD | Pratyabhijna | Pupil of Vasugupta |
Gunabhadra | 9th century AD | Jainism | He co-authored Mahapurana along with Jinasena. |
Bhasavarajna | 10th century AD | Nyaya | |
Udayana | 10th century AD | Nyaya | |
Śaṅkaranandana | 10th century AD | Buddhism | |
Ratnavajra | 10th century AD | Buddhism | |
Utpaladeva | 10th century AD | Pratyabhijna | |
Laksmanagupta | 10th century AD | Pratyabhijna | son and disciple of Utpaladeva,and teacher of Abhinavagupta |
Abhinavagupta | 10th century AD | ||
Kshemaraja | 10th century AD | Pratyabhijna | disciple of Abhinavagupta |
Nemichandra | 10th century AD | Jainism | |
Nathamuni | 10th century AD | Vishishtadvaita | |
Somānanda | 10th century AD | Vishishtadvaita | |
Indrabhuti | 10th century AD | Buddhism | |
Yamunacharya | 10th century AD | Vishistadvaita | |
Amritchandra | 10th century AD | Jainism | |
Jñanasrimitra | 11th century AD | Buddhism | |
Mahapurna | 11th century AD | ||
Yadava Prakaasa | 11th century AD | Advaita | One of the teachers of Ramanuja |
Atīśa | 11th century AD | Buddhism | |
Ratnakīrti | 11th century AD | Buddhism | |
Jinamitra | 11th century AD | Jainism | |
Jnanasribadara | 11th century AD | Buddhism | |
Bhoja | 11th century AD | ||
Nimbarkacharya | 11th century AD | Dvaitadvaita | |
Prabhācandra | 11th century AD | Jainism | |
Basavanna | (c. 1131–1167 CE) | Lingayatism | Socio-religious reforms, Anubhava Mantapa, Vachana literature |
Avvaiyar | 12th century CE | Famous for collection of single-line quotations» Aathichoodi» | |
Pillai Lokacharya | 12th century AD | Vishishtadvaita | |
Vardhamana Upadhyaya | 12th century AD | Nyaya | |
Ramanuja | 12th century AD | Vishishtadvaita | |
Mamaidev | 12th century AD | ||
Basava | 12th century AD | Shaivism | Founder of Lingayatism |
Siddheshwar | 12th century AD | Shaivism | |
Parasara Bhattar | 12th century AD | Vishishtadvaita | |
Naropa | 12th century AD | Buddhism | |
Vedanta Desika | 12th century AD | Vishishtadvaita | |
Vidyaranya | 12th century AD | Advaita | |
Khana | 12th century AD | ||
Akka Mahadevi | 12th century AD | Shaivism | |
Hemachandra | 12th century AD | Jainism | |
Shri Harsha | 12th century AD | ||
Abhayakaragupta | 12th century AD | Buddhism | |
Jayaratha | 12th century AD | ||
Someshvara III | 12th century AD | ||
Madhvacharya | 13th century AD | Dwaita | Considered the chief proponent of ‘Dwaita’ |
Vimuktatman | 13th century AD | Advaita | |
Yādavaprakāśa | 13th century AD | Advaita | |
Dnyaneshwar | 13th century AD | Advaita | |
Akshobhya Tirtha | 13th century AD | Dwaita | |
Narahari Tirtha | 13th century AD | Dwaita | |
Meykandar | 13th century AD | Shaivism. | |
Chakradhar Swami | 13th century AD | Dwaita | |
Trivikrama Panditacharya | 13th century AD | Dwaita | Disciple of Madhvacharya |
Amalananda | 13th century AD | Advaita | |
Vishnu Tirtha | 13th century AD | Dwaita | Brother of Madhvacharya |
Prakasatman | 13th century AD | Advaita | |
Padmanabha Tirtha | 13th century AD | Dwaita | Disciple of Madhvacharya |
Narayana Panditacharya | 13th century AD | Dwaita | |
Jayatirtha | 14th century AD | Dwaita | considered as one of the founder of Haridasa movement |
Lalla | 14th century AD | Pratyabhijna | |
Madhava Tirtha | 14th century AD | Dwaita | 3rd pontiff of Madhvacharya peetha. |
Sripadaraja | 14th century AD | Dwaita | considered as one of the founder of Haridasa movement |
Kavindra Tirtha | 14th century AD | Dwaita | |
Gangesha Upadhyaya | 14th century AD[7] | Nyaya | He established the Navya-Nyāya («New Logic») school |
See also[edit]
- Hindu Philosophy
- Buddhist Philosophy
- Jain philosophy
- Indian Philosophers
- Karma
- Samsara
- Moksha
- Artha
References[edit]
- ^ «Category Archives: Indian Philosophy». ep.utm.edu. Retrieved 2021-05-04.
{{cite web}}
: CS1 maint: url-status (link) - ^ Watts, Alan (1975). Psychotherapy, East and West. Vintage Books. ISBN 0394716094.
- ^ Walpola Rahula, Theravadin (1959). What the Buddha Taught. Oneworld Publications. ISBN 0-8021-3031-3.
- ^ a b c d e Ben-Ami Scharfstein (1998), A comparative history of world philosophy: from the Upanishads to Kant, Albany: State University of New York Press, pp. 9-11
- ^ Frits Staal (2008). Discovering the Vedas: Origins, Mantras, Rituals, Insights. Penguin Books. p. 3. ISBN 978-0-14-309986-4., Quote: «Yajnavalkya, a Vedic sage, taught…»
- ^ Patrick Olivelle (1998). Upaniṣads. Oxford University Press. pp. 3, 52–71. ISBN 978-0-19-283576-5.
- ^ a b c d «Approximate Chronology of Indian Philosophers». Stanford Encyclopedia of Philosophy. Retrieved 2022-02-22.
Индийская культура является одной из древнейших в мире. Ее уникальность состоит в многообразии учений и религиозных течений. Еще, Индию называют страной тысячи религий, и уже в древней Индии, ее называли страной мудрецов. Назовем некоторые имена, самых древних поэтов, мудрецов, правителей, оставивших свой след в истории Индии.
Меру Агастья.
Жил до IV столетия до н. э., это имя окутано множеством тайн и мифов. Меру Агастья, божественный риши (мудрец, провидец), один из семи, чей культ описывается как магическая практика. Его жизнь и деяния описаны в Махабхарате и Брихадараньяка упанишаде. Рождение Меру было загадочным, воспитывал он себя сам, создал для себя невесту, впоследствии женился на ней, после достижения ею нужного возраста. Жил на севере Индии, затем, вместе с женой переселился на юг и уже там, основал тамильскую линию сидхов, проповедовал свое учение, став учителем для своих последователей. Преподавал основы медицины, астрономию. Тамильские сказания о мудреце приписывают ему создание чудодейственных таблеток, оживлявших мертвых.
Вальмики.
Жил в IV – III столетии до н. э. от рождения получил имя Ратнакара. О жизни поэта мало что известно, но по преданиям, он был брахманом (монахом), но, разбойничал, грабил людей, раскаяние пришло к нему еще в довольно молодом возрасте. Вальмики вымаливал прощение у Бога, подолгу предаваясь молитвам. Ему приписывают создание известной древней героической поэмы «Рамаяна». Подолгу предаваясь покаянным молитвам, Вальмики не двигался с места, его тело постепенно покрыли муравьи, на санскрите Вальмики обозначает вышедший из муравейника.
Встретившись с мудрецом Нараду, узнал от него про события, положенные в основу «Рамаяны». Вальмики стал первым индийским поэтом, который изобрел новый стихотворный размер, шлок.
Тирумурай.
Святой Муллар, он же риши Сундаранатха, был рожден учеником Шивы, проживал на горе Кайласа, воплотившись в человеческом теле по собственному желанию, для просвещения людей, погрязших во тьме неверия и неграмотности. Тирумурай отправился на юг Индии, к своему другу сиддху Агастьяру. В дороге он увидел стадо коров, столпившихся возле своего мертвого пастуха, чтобы как-то успокоить животных, Тирумурай покинул свое тело и вселился в тело пастуха, отогнал стадо в деревню, а когда вернулся за своим телом, не нашел его. Медитируя, Тирумурай увидел свое тело, в нем находился Шива, а ему предстояло дальше жить в теле южанина. Поселившись в храме Шивы Натараджи, святой проводил ночи в созерцании, а в конце года, произносил четверостишие, которое описывало весь год. Таких стихов набралось 3 000, из них составили Гирлянду мантр, которые изданы в девяти книгах, названо собрание «Тирумантирам». По исследованиям ученых, в произведениях упоминаются религиозные представления, соответствовавшие XII-XI столетию до н. э.
Патанджали.
Древнеиндийский мудрец, основавший философское учение Даршаны. Жил во втором столетии до нашей эры. Появился на свет, согласно легенде, во время молитвы матери, она была одинокой женщиной, занималась йогой, достигла просветления, но, не имела детей, и ей некому было передать свои знания. Женщина передала Патанджали все свои знания, а он, на протяжении всей своей жизни пытался донести людям необходимость практик дыхательных асан, крийи и пранаямы, для полного просветления разума и соединения с божественной сущностью. Написал известный трактат «Йога-сутра», обобщивший все философские учения, существовавшие на тот момент. В книге собраны 194 афоризма, познав которые, ученик должен получить представление о достижении цели, препятствиях на пути к ним и о самой практике.
Патанджи вел аскетический образ жизни, чем добился значительных успехов в выполнении практик и преподавании.
Император Ашока.
Жил в III столетии до н. э., упоминается как кровожадный правитель, но более поздние исследования показывают императора Ашоку, как первого правителя, осуществившего воссоединение индийских разрозненных княжеств и королевств, благочестивого правителя, прививавшего поклонение буддизму, учредившего паломничество к его святыням.