Как найти свой приход? По каким критериям нужно выбирать храм, в который будешь ходить регулярно? Что делать, если в течение нескольких лет не получается влиться в приходскую жизнь? На эти вопросы отвечает клирик Марфо-Мариинской обители иерей Дионисий Денисов.
Обязательно ли для спасения иметь свой приход? Если у человека нет прихода, является ли это критерием того, что он ведет неправильную церковную жизнь?
— У каждого должен быть приход, хотя, конечно, найти его бывает трудно. Но к этому нужно стремиться, так как приходская жизнь упорядочивает духовную. Упорядоченность важна во всех сферах – в семейной жизни, на работе, в быту. Если человек живет так, будто он никому ничем не обязан, ни от чего не зависит… вы же понимаете, что ни к чему хорошему это не приведет.
Когда у человека появляется приход, он становится частью единого духовного организма. У него появляется духовник, знакомые. А что это значит? Кому-то нужно будет помочь, за кого-то – помолиться. И самому, при необходимости, попросить молитв о себе. Другими словами, жизнь в лоне Церкви становится реальной, живой, а не фикцией.
Как именно приход может помочь вести правильную духовную жизнь?
— В первую очередь, нужно понимать, что Господь спасает нас через пребывание в Церкви, через участие в Таинствах – Причастии, исповеди. Бывают разные жизненные обстоятельства, но в большинстве своем без посещения храма спастись мы не сможем.
Приход при храме – это большая семья, в которой каждый призван возрастать во Христе и исполнять заповеди о любви к ближнему. И участие в приходской жизни – это следствие того, что человек ходит постоянно в один и тот же храм.
Да, человек может сходить в гости к друзьям, отправиться в поездку, но потом он возвращается домой. Если своего дома нет, то это проблема.
Так и в Церкви. Можно с друзьями отправиться в паломническую поездку, сходить на Литургию в храм особо почитаемого мною святого. Но, в первую очередь, нужно позаботиться о том, чтобы был храм, куда христианин будет приходить каждые выходные, в праздники, будет исповедоваться одному священнику.
Почему важно постоянно посещать один и тот же храм? Давайте приведу такую аналогию. У каждого человека должна быть постоянная работа. Если он регулярно меняет место работы, например, каждый месяц, то выглядит это весьма подозрительно.
Для человека важна определенность и постоянство.
Как выбрать храм, в который будешь ходить постоянно?
— Когда Господь нас привлекает к Себе, он чаще призывает нас через конкретного святого. Другими словами, не мы храм выбираем, а Господь через Своего праведника привлекает нас к Себе. Очень важно этим дорожить и без какой-то особой причины этим не пренебрегать.
Я советую выбирать тот храм, который расположен рядом с домом. Почему? Как я уже сказал, в духовной жизни важно постоянство. Если храм рядом с домом, то вы просто-напросто чаще будете его посещать.
Важно также выбирать храм по душе, прислушавшись к себе. Например, Марфо-Мариинская обитель была создана преподобномученицей Елисаветой, и наш приход в основном состоит из тех, кто любит эту святую. Они особо выделяют ее среди других служительниц Господа. И такой мотив выбора храма я считаю очень правильным и достойным. Человек думает, как устроить свою жизнь так, чтобы максимально часто молиться у мощей почитаемого им святого, узнавать о нем как можно больше, слушать о нем в проповедях, стараться подражать его жизни.
Стоит еще упомянуть о родителях, которые хотят максимально правильно выстроить духовную жизнь своих маленьких детей. Тогда они и вправду ищут приход с уже устроенной приходской жизнью. Например, папа любит спорт, и он ищет храм, при котором будет спортивная секция в православными тренерами.
Но тут важно не забывать, что в храм мы идем к Богу, а не для того, чтобы появились друзья или знакомые. В храме христианин, в первую очередь, предстоит пред Господом. Всё остальное – не так важно, это лишь дополнение. Если я выбираю тот храм, где у меня будут друзья, чтобы после богослужения пойти пить чай или на выходных ездить на шашлыки, вместе пробежать марафон или даже помочь знакомым бабушкам – вы сами понимаете, это большая ошибка. Да, объединение прихожан – это хорошо, но объединяться мы должны, в первую очередь, вокруг Христа. Общий досуг – это важно, но он не должен вытеснять главное.
Бывает, что человек несколько лет подряд ходит в один храм, исповедуется у одного священника. Но притом влиться в приходскую жизнь у него не получается. В чем проблема? В приходе? Или сам человек не прикладывает достаточно усилий?
— Мне кажется, когда человек приходит в храм, он часто ошибочно думает, что здесь его должны обогреть, утешить. Он ждет, чтобы его кто-то направил, привлек к какой-то деятельности, желательно приятной.
Но ведь, рассудите, это всё-таки потребительское отношение к Церкви. Мы же пришли молиться Богу, служить Ему, а не для того, чтобы нас чаем напоили и побеседовали с нами. Хотя и это очень важно и нужно.
В каких-то храмах приходская жизнь устроена так, что новый человек очень быстро вливается, становится своим. А кому-то просто, возможно, повезло. Или он сам общительный, доброжелательный, и к нему люди сразу тянутся.
Но если не получается влиться в приходскую жизнь, это не значит, что храм плохой или люди плохие.
Что же тогда делать, если очень хочется стать частью прихода, но не получается?
— В первую очередь — молиться Богу, просить у Господа об устроении своей духовной жизни, просить, чтобы Он помог влиться в приходскую жизнь или, возможно, найти «свой» приход. И помнить, что мы всё-таки приходим в храм, чтобы послужить Господу, а не в ожидании, чтобы служили нам.
Часто человек стремится к комфорту. Пришел в храм, а там бабушки шикнули, сделали замечание – и он сразу же уходит. Конечно, понятно преимущество прихода, где все доброжелательные. Но это не абсолютный критерий того, что приход для этого конкретного человека станет «своим». Возможно, даже наоборот. Опять-таки, если рассуждать с духовной точки зрения, может быть, Господь человеку посылает испытание, дает возможность на деле доказать, зачем он пришел в Церковь. Бабушка шикнула, кто-то сделал замечание – может, нужно переступить через себя? Усмирить свою гордыню? Честно ответить, готов ли я хоть малейшие подвиги нести ради Господа, ради моего спасения?
Беседовала Татьяна Энтина
Другие интервью о.Дионисия Денисова:
Великий пост для новичков: научиться смотреть на жизнь как на проявление воли Божией
Христианин в трудных обстоятельствах: как молиться и сохранять мир в душе
Больше новостей из жизни Марфо-Мариинской обители — в Telegram-канале «Марфо-Мариинская обитель милосердия», в группе VK и аккаунте в Яндекс-Дзен.
Чтобы получать самые актуальные новости на свою почту, подписывайтесь на рассылку
Когда человек входит в Церковь, у него появляются вполне конкретные вопросы: в какой храм ходить? к кому там обратиться? Протоиерей Андрей Ткачев считает, что нет ничего плохого в том, что человек ходит по разным храмам и ищет «свой».
#BOOK_WITH_PHOTO#
Людям часто не хватает опыта разнообразия. Ведь служа одну и ту же литургию разные священники все равно служат ее по-разному. Потому что мы люди разного темперамента, разного характера, разной степени любви ко Христу, разных грехов, разного образования. И мы, делая одно и то же, делаем это по-своему. Божественное вообще нешаблонно, оно не может повторяться. В этом разнообразии однообразного могут открываться новые грани и новые смыслы.
Не вижу ничего плохого в том, что человек посещает разные храмы, если Бог подарил ему такую роскошь возможностей. Это – как на хорошо накрытом столе попробовать и одно, и второе, и третье. В одном храме поют лучше, во втором приятнее внешний вид, а этот храм просто близко к дому. Ну и ходите спокойно и туда и сюда.
Рано или поздно нужно будет отделить сущностное от временного. Чистоту Божественной энергии литургии – от конкретного священника, ее служащего.
Если человек познал красоту службы, сладость Божественных словес через какого-то определенного батюшку и к нему прилепился навсегда, тут есть опасность, что он очень плотно зарифмует в сознании все, связанное с Господом, с этим конкретным батюшкой. Будет бояться потерять этого батюшку, потому что будет думать, что он потеряет все святое. Как производное от этого – начнет считать, что другой священник не такой духоносный, что другой приход, другой храм не такой «истинно христианский», не такой намоленный.
Но если у человека за спиной будет опыт общения с разными пастырями, общинами, то за фасадом такой пестроты он будет учиться узнавать одного и того же Господа. И тогда у него, наконец, возникнет возможность со временем приходить к Богу почти вне зависимости от человеческих добродетелей и пороков.
Фото: tatarstan-mitropolia.ru
Оксфордский профессор и известный писатель Джон Рональд Руэл Толкиен в старости писал письма своему сыну, многие из которых можно «раздергать» на замечательные цитаты. В одном из писем он говорил, что любовь к Богу и службе Божией должна быть такова, чтобы наслаждаться литургией и Божественным присутствием в самой бедной церкви, с самым неумелым священником-проповедником самого невзрачного вида в самых смиренных ризах и при самом малом числе молящихся. И даже тогда, когда ничто тебя не настраивает на службу: священник кашляет и шепелявит, хор поет надтреснутыми старческими голосами, а в открытую дверь задувает ветер с улицы, и вообще все, казалось бы, говорит: «Зачем ты тут стоишь?», – тебе хорошо, потому что ты знаешь, что здесь на самом деле происходит. И ты переживаешь это всем сердцем, вне зависимости от того, кто в этом еще участвует.
Но это письмо уже старого человека, который с высоты своего опыта может говорить сыну такие слова. Чтобы найти Христа в любом храме, нужно сначала найти себя в каком-то храме. Если ты интеллектуальный человек, тогда ты будешь искать священника или, возможно, епископа, который говорит чрезвычайно глубокие проповеди, привлекая материал из области естествознания, истории, философии, – и ты от этого будешь окрылен. Или если ты разбираешься в искусстве, тебе будет тяжело в храме с небрежно подобранными или «наштампованными» иконами, – и ты начнешь искать место, где твое эстетическое восприятие не будет страдать.
Или если ты музыкант, тебе захочется послушать хороший хор. Человеку музыкальному молиться при хоре, который фальшивит так, что и глухой услышит, – это мука! А какому-то ценителю древней архитектуры будет хорошо в старом полутемном храме с фресками, которые немножко стерлись от времени, где нет электрического света, а только слабый свет свечей… А кто-то, наоборот, захочет молиться в большом соборе при большом стечении людей… и так далее. Пожалуйста!
Только ходите в храмы и ищите себя. Через опыт узнавания многого познается «единое на потребу». И тогда это «единое» может открываться уже вне зависимости от человеческих успехов или неуспехов.
Это и есть первый шаг новообращенного – найти себя в храме.
Ага, в уентер Москвы почти нет жилых домов, зато с одной точки сразу 3-5 храмов видны, многие большие сборы. А на окраинах храмов оооочень мало, ве мелкие, т.к. бывшие деревенские. А народу там ооооо как много. В на ближайших храм, например, нельзя просто войти, когда служба, даже в будни. Приходиться стоять снаружи. Это нормально? помтоу мы, когда не было еще дочки, ездили в центр в храм. Так там даже в воскресенье нет толпы и суеты. Стоишь себе, молишься, все видно, все слышно, никто не толкает. Детям там хоть можно показать что и как происходит, научить себя вести в храме.
А в ближайшем только к причастию подводишь и опять наружу. Пока маленькая, ей это не важно, но будет постарше, я не сомгу ей показать толком что такое служба. Как-то раз во время праздника стояла внутри и даже не могла руку поднять,чтобы перекреститься, а когда захотела сменить позу, чтобы нои не затекали, так не могла и полшага сделать. Это нормально?
Потмоу мой совет: ходите в храмы, которые в центре! Заяем же мучить и себя и окружающих, создавать в храме «час пик».
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Как выбрать храм? В ближайшем ко мне — грубый священник, не могу заставить себя пойти к нему на исповедь. Можно ли мне искать другой храм?
Вы счастливый человек. У вас есть ближайшие и далекие храмы. У многих нет такого выбора, есть только один храм — так живут люди по всей России. А некоторым и вовсе приходится ездить в соседние села, чтобы попасть на службу.
В больших городах храмов множество. Сейчас во многих европейских странах прихожан приписывают к ближайшему храму автоматически — по адресу. В России мы можем ходить по разным храмам, наблюдать за общинной жизнью приходов, выбирать себе тот приход, куда захочется прибиться.
Священника, к которому вы будете ходить на исповедь, не стоит выбирать по субъективным качествам — «этот слишком молод и неопытен, а этот старый и, значит, мудрый», или «у этого иномарка, а вот этот подойдет — ласковый голос и ездит на «Оке»». Выбирать надо, слушая свое сердце: оставайтесь там, где почувствуете, что священник приносит вашей душе пользу. Он может быть и грубоватым, и немногословным, но если с ним вы возрастаете во Христе, благодарите Бога за этого человека и берите с него пример.
Фото о. Игоря Фомина: www.foma.ru
Фото в анонсе: udgeen_byt, photosight.ru
Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать, написав по адресу: vopros@foma.ru
Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, задайте его через форму ниже. Обратите внимание: не все ответы публикуются на сайте. Если вы точно хотите получить ответ на свой вопрос, укажите е-mail — ответ придет вам на почту.
P.S. Священник, отвечающий вам в письме, может дать только общие рекомендации. Если вы хотите получить более подробный ответ по вашей личной ситуации, необходима личная встреча со священником.
Время ожидания ответа может быть различным в зависимости от сложности вопроса и загрузки отвечающих священников. Также в праздничные дни, дни особенной занятости священнослужителей (начало Великого поста, Страстная неделя, двунадесятые праздники и т.д.) ожидание ответа может занять более продолжительное время, чем обычно.
Есть разные храмы.Наверное нужно выбирать тот храм, где именно тебе, будет хорошо.Пусть это будет даже маленькая деревенская церквушка, все равно.Если тебе там хорошо и комфортно, значит это место твое.И значит именно сюда, тебе стоит приходить. Конечно храмы есть разные.И в каждом храме, свои особенная атмосфера и энергетика.Которая кстати, может не каждому подходить.Поэтому если мне каком-то храме не комфортно, зачем мне туда ходить? Я пойду туда, где мне будет комфортно и уютно на душе.Где я буду чувствовать свое единение с Богом, в этом храме.Ощущать то, что его стены слышат меня, а купол уносит мои молитвы к Богу.Конечно многое тут зависит и от собственного настроя.Говорят, что это главное.А место типа не важно.Но это не всегда так.Человек должен учится чувствовать себя и то, что ему подходит.Так будет правильнее и полезнее Считается что чем больше и популярнее храм, тем сильнее его энергетика.Но вот в чем «соль», не каждому эта энергетика, может подходить.Кто-то придет в этот храм и почувствует там себя хорошо, а кто-то почувствует дискомфорт.Или вообще ничего не почувствует.Если так происходит, значит это место не твое.Хотя это конечно не означает, что оно плохое и что туда больше нельзя ходить. В правильной церкви, должен жить святой дух.Атмосфера должна быть намоленной и благодатной.И это должно чувствоваться сразу.Батюшка и помощники церкви, должны быть доброжелательными, отзывчивыми, чуткими.Особенно это важно для батюшки.А то извините, бывают такие, что противно к ним подходить.Ведь батюшки, это в общем вполне себе обычные люди, только более высокого духовного уровня, чем мы.Этот уровень, позволяет им, посредничать между нами и Богом.Только вот что бы стать настоящим посредником, человек должен обладать особыми духовными качествами и свойствами.А ими к сожалению, обладает не каждый священник.Кстати и духовника, лучше иметь своего.Которому ты будешь готов, открыть свою душу.Важно что бы духовник подходил тебе.Между прихожанином и духовником, как между пациентом и врачом, должно существовать доверие. автор вопроса выбрал этот ответ лучшим Судья Инквизиции 7 лет назад Церковь это не здание, или храм в котором проходят культовые мероприятия, церковь это собрание людей. Например Апостолы Иисуса Христа сами и были Церковью, которую оставил Спаситель народа Израиль свидетельствовать в мире о своём воскресении, и вознесении. Так-что выбирая Церковь для посещения следует понимать, что в первую очередь человек выбирает круг общения, а не крышу с золочёнными куполами, и стены с летописными фресками, хотя общение с хорошими людьми вполне может сопровождаться харизматичной обстановкой и культурным наследием. Но духовная чистота людей, которая проявляется в их повседневном поведении, играет ключевую роль в вопросе правильного выбора круга общения. Набожность и знание обрядности не являются критериями духовной чистоты. Например древние Иудеи, вроде и Священные Писания изучали (библию, её ветхозаветную часть), и богослужения для них установленные Богом творили , а невиновного, наследника Царствия Израильского, Царя своего избранного Всевышним, предали смерти от завести и злобы. Правильно выбранная Церковь, а лучше сказать круг общения, должен укреплять человека духовно, возрождать его жизнь к лучшему принося радость и благолепие, знание правды, давая силу побеждать врагов в бранях духовных, а если понадобиться и в физических, противостоять заблуждениям, лжи. zvezda712 7 лет назад Если проповедники и священнослужители говорят о том, что Иисус Христос пожертвовал Свою жизнь, ради того чтоб люли имели спасение от греха, это правильное учение! Истина! Проповеди направлены на изменение характера человека. На то, чтобы освобождаться от плохих привычек. Чтобы больше и больше быть похожими на образ (характер) Иисуса Христа. Чтобы исполнять две основные заповеди данные Христом: возлюби Бога всем сердцем своим, и вторая — возлюби ближнего своего как самого себя! Человек Божий — Алексий 5 лет назад А из кого выбирать? Церковь то ОДНА! Церковь это Тело Христово, а Иисус голова, как это подробно объясняет апостол Павел в двенадцатой главе первого своего послания к христианам города Коринфа: порознь – мы члены, а вместе – Тело или Церковь. И у Христа, как и у человека Тело Одно! Прочтите книги: «Церковь одна» Алексея Степановича Хомякова, «Православие» протоиерея Сергия Булгакова и «Христианства нет без Церкви» священномученика архиепископа Иллариона Троицкого! Уверен, что все эти безценные книги есть в интернете. Вы же, скорее всего, имели ввиду секты: лютеран, латинян, адвентистов, баптистов и прочих еретиков, укравших у Церкви наименования: Церковь и Христианство. Да, они нагло присвоили себе эти почётные названия, не имея к Телу Христову никакого отношения. Сатана, чтобы запутать и погубить людей, насоздавал тысячи сообществ, и наименовал их «христианскими церквями», а также придумал религии и внушил, что в них можно найти спасение, и ложь удалась, всё человечество обмануто и запутано, не может разобраться и найти Одну Единственную Церковь, в которой только и можно спастись через Таинство Евхаристии! Причащение Плотью и Кровью Господних соединяет христиан с Богом и делает их микрочастицами Его Тела, а вне Бога жизни нет, а Евхаристии нет ни в одной религии и лжецеркви! Не вас одного волнует этот вопрос В своё время в одной из стран было много храмов- где»служили «жрецы- прорицатели..и царь этой страны, желая иметь предсказание- идти ему войной на персов или нет- послал в каждыфй храм запечатанный сосуд и повелел определить- что там запечатано и где ему ответили правильно- туда он и пошел за предсказанием.. так написано в «Истории» Геродота… Эта я к тому, что какая религия вам в жизни помагает- ту и надо выбирать.. Я в этом плане- за Православие… Знаете ответ? |