Объемные техніко-эксплуатационные характеристики
К объемным технико-эксплуатационным
характеристикам транспортных грузовых
и пассажирских судов относятся:
-
грузовместимость,
-
удельная грузовместимость,
-
валовая вместимость,
-
чистая вместимость.
Величина грузовместимости насыпью
Wнaс
(м³) определяется
по данным обмера каждого грузового
помещения или по размерам на чертежах.
Высота грузового помещения определяется
от верхней кромки пайола до нижней
кромки палубы; длина и ширина — между
внутренними кромками обшивки бортов.
Из полного объема помещения вычитается
фактический объем всех конструктивных
деталей внутри трюма — бимсов, шпангоутов,
трапов, пиллерсов и т. д.
Киповая грузовместимость Wкип
(м³) судна определяется также по
данным обмеров или размерам, взятым с
чертежа, но при этом высота помещения
измеряется от кромки пайола до нижней
кромки бимсов, а другие размеры измеряются
от внутренних кромок рыбинсов. Из
полученного объема вычитаются объемы
всех конструктивных деталей, находящихся
в трюме.
Киповая грузовместимость судна всегда
меньше грузовместимости насыпью. Эта
разница находится в пределах до 4 — 5% для
больших судов и до 10% — малых. На судах,
имеющих диптанки, используемые для
грузов либо для топлива, грузовместимость
устанавливается в двух вариантах: с
диптанками и без них.
При перевозке некоторых грузов на палубе
в грузовместимость судна включается
дополнительная «палубная емкость»,
которая определяется по формуле:
Wплб
Sплб *
Hдс
где Sплб —
площадь палубы, используемая для укладки
груза с учетом необходимых пространств
для проходов, креплений палубного груза
и соблюдения правил техники безопасности;
Hдс
средняя допустимая высота укладки
груза.
Высота укладки палубного груза
устанавливается из условий обеспечения
необходимой остойчивости судна, удобства
и прочности крепления rpyзa, обеспечения
обзора судна с мостика, соблюдения
правил техники безопасности и т. д.
Удельная грузовместимость
показывает грузовместимость судна,
приходящуюся на 1 т его чистой
грузоподъемности (м³ /т). Базисным
значением этой характеристики судна
является удельная грузовместимость,
вычисленная для чистой грузоподъемности
при полных запасах и осадке по летнюю
марку, в вариантах для насыпных и штучных
грузов, т, е.
W
Dч
Wi- грузовместимость судна, м3
Dч — чистая грузоподъемность
судов, т
При уменьшении чистой грузоподъёмности
величина удельной грузовместимости
увеличивается, и наоборот.
Полное и наглядноe представление о
грузовместимости судна и отдельных его
грузовых помещений дает чертеж, который
можно назвать планом вместимости.
Этoт чертеж представляет разpез судна
по диаметральной плоскости (а иногда и
план) c изображением расположения всех
грузовых помещений, водяных цистерн,
бункеров и грузовых стрел и кранов.
План вместимости должен содержать
следующие данные:
-
грузовместимость каждого отдельного
грузового помещения в зерне и кипах; -
eмкость в весовых тоннах каждой водяной
цистерны; -
емкость в весовых тоннах каждого
бункера; -
длину и ширину грузовых люков и высоту
комингсов; -
число грузовых стрел или кранов c
указанием их грузоподъемности; -
удаление в метрах цeнтpа тяжести каждого
грузового помещения, водяной цистерны
и бункера от киля и до миделя.
Рис.
47 — План вместимости судна
Рис. 48 — Схема общего расположения
судна
Регистровая вместимость
Регистровая вместимость, или регистровый
тоннаж, является условным показателем
объема помещений судна, защищённых от
морской стихии.
Единицей измерения регистровой
вместимости служит так называемая
регистровая тонна, равная 100 куб. фут.
или 2,83 м³.
Различают два вида регистровой
вместимости:
валовая, или брутто-регистровая
(БРТ), и
чистая, или нетто-регистровая
(НРТ).
Регистровая вместимость как
объемный показатель служит для:
-
— сравнения величины судов;
-
— установления величины всевозможных
сборов, связанных с заходами судов в
порты, проходом каналов и т. п.; -
— статистического учета тоннажа в
сопоставимых величинах, наиболее полно
отражающих размер судов.
Валовая вместимость судна, или
брутто-регистровый тоннаж (БРТ, GRT)
выражает объем помещений судна как
сооружения в целом.
-
Валовая вместимость судна включает
объем всех судовых помещений под верхней
палубой и в надстройках и рубках, за
исключением вспомогательных помещений,
оговоренных в Правилах обмера. -
Чистая вместимость судна, или
нетто-регистровый тоннаж (НРТ, NRT)
выражает условный объем помещений
судна, которые служат для перевозки
грузов или пассажиров, т. е. коммерчески
эксплуатируемых.
Международной конвенцией по обмеру
судов 1969 года принятой ИМО, было принято
переход на определение вместимости
вместо NRT — NT, вместо GRT — GT.
Регистровая «тонна» является
единицей не веса, а объема. Этот «тоннаж»,
значит «измерение объема судна и
приложением к нему математической
формулы». Валовая вместимость (GT)
является функцией от объема закрытых
помещений судна, измеренных по внешней
стороне корпуса. Численное значение
для GT судна всегда меньше численного
значения для ее валовой регистровой
вместимости и значение GRT выраженный
эквивалентно в кубических метрах, а не
кубических футах.
Чистая вместимость (NT) основана на
расчете объема всех грузовых помещений
судна и определяется по ряду факторов,
определяющим из которых является осадка
по миделю.
Закрытыми пространствами являются все
пространства, ограниченные корпусом
судна, постоянными или разборными
перегородками или переборками, палубами
или покрытиями, кроме постоянных или
переносных тентов (навесов).
Подсчет валовой и чистой вместимости
производится независимо друг от друга.
Валовый тоннаж (валовая вместимость)
является реалистичным отображением
размеров судна, а чистый тоннаж (чистая
вместимость) — отражением его вместимости
и не может быть менее 30% валовой
вместимости.
Величины вместимости судов, определяются
в соответствии с Конвенцией 1969, могут
приводиться без указания размерности.
Каждому судну, валовая вместимость
которого определяется в соответствии
с Конвенцией, дается Международное
мерительное свидетельство 1969.
Конвенция вступила в силу 18 июля 1982 г.
Существуют приближенные оценки
зависимостей GT и NT:
-
Танкеры и суда для перевозки массовых
грузов GT ≈ 0,65DW -
Универсальные сухогрузные суда
-
GT ≈ 0,70DW
-
Рефрижераторные и контейнерные суда
GT ≈ DW. -
Приблизительное соотношение между
валовой (GT) и чистой (NT) вместимостью
для грузовых судов
NT ≈ 0,55 GT.
ТОННАЖНАЯ МАРКА
Порядок нанесения тоннажной марки (ее
форма и положение на бортах судов) принят
ИМКО (Межправительственная морская
консультативная организация – Inter –
Governmental Maritime Consultative Organisation) на Третьей
ассамблее ООН, 18 октября 1963 г.
Рис. 49 — Грузовая и тоннажная марки
Рис. 50 — Марки: 1 — тоннажная марка, 2 —
грузовая марка
Марка наносится от линии второй
непрерывной палубы (а не верхней — как
обычная грузовая марка). Расстояние
между линией второй палубы и тоннажной
маркой определяется таблицами.
Знак тоннажной марки наносится на
бортах судна в корму от миделя на
достаточном удалении от грузовой марки
с тем, чтобы избежать путаницы между
ними. Расстояние до тоннажной марки от
миделя не должно быть менее 540
и более 2000 мм.
Если тоннажная марка на борту судна
не утоплена, то помещение между верхней
непрерывной палубой и следующей ниже
нее палубой не включается в регистровую
вместимость и с него не берутся
соответствующие сборы.
Если же тоннажная марка утоплена, то
объем верхних твиндеков включается в
валовую и чистую регистровую вместимость.
СКОРОСТНЫЕ ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ
Соседние файлы в предмете Технология и организация грузовых перевозок
- #
02.04.202110.86 Кб44для ргз овп.xlsx
- #
- #
Главные размерения судна — совокупность конструктивных, расчетных, наибольших и габаритных линейных размеров судна:
- длины,
- ширины,
- осадки,
- высоты борта.
Главные размерения:
- характеризуют мореходные качества корабля или судна и определяют возможность его проводки в узкостях (каналах и тд), шлюзах, на мелководье,
- определяют возможность размещения на стапеле (слипе) или постановки в корабельный док .
Линейные характеристики судна
К линейным характеристикам в 1ю очередь относятся габаритные размерения судна:
- Lex- максимальная или наибольшая длина судна (м), замеренная между крайними точками носовой и кормовой оконечностей судна;
- L — длина судна (м) или расстояние, измеренное на уровне летней грузовой ватерлинии от передней кромки форштевня до оси баллера руля, или 96% длины судна, измеренной на уровне этой ватерлинии от передней кромки форштевня до крайней кромки кормовой оконечности судна, смотря по тому, что больше;
- Вех — наибольшая ширина судна (м), измеренная на мидельшпангоуте между наружными кромками шпангоутов;
- В — ширина судна по ватерлинии (м), измеренная на мидель-шпангоуте, в плоскости летней грузовой ватерлинии, между наружными кромками шпангоутов;
- D — высота борта (м). Вертикальное расстояние, измеренное на миделе от верхней кромки горизонтального киля до верхней кромки бимса верхней палубы у борта.
На судах, имеющих закругленное соединение верхней палубы с бортом, высота борта судна измеряется до точки пересечения продолженных теоретических линий верхней палубы и борта, как если бы это соединение было угловым; d- осадка судна (м). Расстояние, измеренное по вертикали на миделе от верхней кромки горизонтального киля до соответствующей ватерлинии.
Помимо указанной выше осадки судна на миделе, различают осадку судна носом d н и кормой d к, которые обычно замеряют по маркам углубления, нанесенным на бортах судна в его оконечностях.
Марки углубления наносят на правом борту в дециметрах и обозначают арабскими цифрами, на левом борту — в футах и обозначают римскими цифрами.
Высота цифр на левом борту и расстояние между ними по вертикали равно, 1 фут.
Высота цифр на правом борту и расстояние между ними равно 1 дм.
Замеренные осадки судна по маркам углубления дают расстояния по вертикали между нижней кромкой горизонтального киля и линией ватерлинии, по которую плавает судно, в тех местах по его длине, где нанесены марки.
Осадку на миделе или среднюю осадку рассчитывают как полусумму носовой и кормовой осадок.
Разность осадок носом и кормой называется дифферентом судна. Если нос судна погружен в воду больше, чем корма, то говорят, что судно имеет дифферент на нос, и наоборот.
Объемные характеристики судна:
- грузовместимость судна W (м3) объем всех судовых помещений, предназначенных для перевозки груза. Различают грузовместимость при перевозке штучных грузов — в кипах и груза — насыпью (в зерне);
- киповая грузовместимость судна Wк (м3), или объем всех грузовых помещений между внутренними кромками выступающих конструкций (шпангоутов, бимсов, карлингсов и т. п.) и защищающих их деталей;
- грузовместимость судна насыпью Wз (м3) — суммарный объем всех имеющихся в грузовых помещениях свободных объемов. Грузовместимость судна насыпью всегда больше грузовместимости в кипах;
- удельная грузовместимость судна (м3/т), или грузовместимость судна, приходящаяся на1 тонну его чистой грузоподъемности;
- w = W/∆ч.
Для исчисления взимаемых с судов сборов за пользование каналами, лоцманские услуги, постановку в доки и т. п., а также для статистического учета флота, устанавливают так называемую валовую вместимость судна и чистую вместимость судна, которые измеряются в регистровых тоннах (1 peг. т. = 100 куб. фут или 2,83 м3).
Контейнеровместимость — измеряется в ДФЭ (TEU’S). ДФЭ — двадцатифутовый эквивалент (TEU’S — twenty feet equivalent unit’s), т. е. указывается какое количество 20-футовых контейнеров может разместить судно в трюмах и на палубе. СКН/700 — судно контейнеровоз-навалочник, контейнеровместимостью 700 двадцатифутовых контейнеров. На место 2 двадцатифутовых контейнеров, как правило, возможно, поставить 1 сорокафутовый контейнер и наоборот.
На судах типа Ro-Ro грузовместимость указывается в тысячах м3, например, Ro/60 означает вместимость в 60000 м3.
Грузовые характеристики судна.
К грузовым характеристикам судна относятся следующие данные о нем:
- удельная грузовместимость,
- коэффициент конструктивной неравномерности трюмов,
- количество и размер люков, коэффициент лючности,
- количество палуб и их площадь, допустимые нагрузки на палубы,
- количество и грузоподъемность судовых грузоподъемных средств,
- технические средства вентиляции и регулирования микроклимата в грузовых помещениях.
Поскольку удельная грузовместимость судна связана с его чистой грузоподъемностью, она может считаться величиной постоянной лишь при данной чистой грузоподъемности судна.
Однако для практических целей чистую грузоподъемность можно рассчитать при условии наличия 50% запасов на судне: ∆ = ∆w -0,5Σ .
Таким образом, условная чистая грузоподъемность будет величиной постоянной, что позволяет с достаточной точностью использовать удельную грузовместимость.
Сопоставление удельной грузовместимости с удельно-погрузочным объемом грузов позволяет судить о возможности использования грузоподъемности и грузовместимости судна при загрузке его тем или иным грузом.
Для нефтеналивных танкеров важнее другая качественная характеристика судна — удельная грузоподъемность танкера.
Удельная грузоподъемность танкера — показывает, какое количество тонн (кг) приходится на 1 м3 вместимости.
В принципе, удельная грузовместимость предусматривается при проектировании судна и, в зависимости от назначения судна (для какого груза), распределяется следующим образом:
Рудовозы 0,8-1,0 м /т, балкеры 1,2-1,3 м3/т, контейнеровозы 1,2-4,0 м3/т, танкеры 1,3-1,4 м3/т, универсальные суда 1,5-1,7 м3/т, лесовозы 2,0-2,2 м3/т, ролкеры 2,5-4,0 м3/т.
Международная конвенция по обмеру судов 1969 г.
Цель Конвенции:
- результаты обмера выражать в м3;
- свести до минимума преимущества шельтердечных и тому подобных судов.
В Конвенции введены следующие новые термины и их обозначения:
- валовая вместимость (gross tonnage) — GT в м3 (вместо BRT в регистровых тоннах);
- чистая вместимость (Netto gross tonnage) — NT в м3 (вместо NRT в регистровых тоннах).
По новым правилам Конвенции 1969 г., так же как и по действующим правилам обмера, валовая вместимость GT характеризует размеры судна и общий объем его помещений, а чистая вместимость NT — объем помещений, предназначенных для получения коммерческих доходов.
Однако, поскольку Конвенция 1969 г. затрагивает и ущемляет коммерческие интересы многих стран, вступление ее в силу затягивается.
Регистровая вместимость, условный показатель объема помещений судна, защищенных от морской стихии. Единицей измерения является, как указывалось выше, регистровая тонна, равная 100 куб. футам (2,83 м3), т. е. регистровая тонна — это объемная величина. Регистровый тоннаж служит для сравнения величин судов и определения величины различных портовых сборов, а также для статического учета тоннажа.
Регистровый тоннаж подразделяется:
Брутто-регистровый тоннаж — это объем всех помещений судна под палубой и в надстройках за вычетом объема: балластных танков, рулевой рубки, помещений на палубе для вспомогательных механизмов, камбуза, световых люков и др.
Нетто-регистровый тоннаж — это объем помещений, служащий для перевозки грузов и пассажиров, т. е. используемый в коммерческих целях, и применяется в основном для исчисления портовых сборов и налогов. Он получается в результате исключения из брутто-регистрового тоннажа объема помещений жилых и служебных
помещений, румпельной и цепного ящика, штурманской рубки, водяного балласта вне междудонного пространства, помещений для котлов и вспомогательных механизмов вне машинного отделения.
На основании обмера Регистром судну выдается документ, именуемый мерительным свидетельством.
Количество и грузоподъемность судовых грузовых средств. Грузоподъемность судовых стрел и кранов, обычно составляет 3-10 т. Грузоподъемность грузовых стрел и кранов имеет большое значение, так как определяет вес подъемов, что, в свою очередь, оказывает влияние на интенсивность грузовых работ. Современные многоцелевые суда оснащаются кранами грузоподъемностью до 35-40 т, что позволяет самостоятельно осуществлять перегрузку контейнеров. Помимо обычных стрел, суда вооружаются тяжеловесными стрелами грузоподъемностью до 60-120 т для погрузки тяжеловесных грузов в портах и в рейдовых пунктах.
В комплекс грузового снаряжения судов типа Ro-Ro должны входить: 2 автопогрузчика г/п 40 т и 2 тягача для буксировки накатных грузов.
Рудовозы, балкеры и контейнеровозы (за исключением фидерных) не имеют судовых перегрузочных средств, так как обрабатываются, в основном, на специализированных перегрузочных комплексах (терминалах).
Наливные суда имеют, как минимум, два грузовых насоса, производительностью не менее 10% от дедвейта в час. Грузовые насосы предназначены только для слива груза из грузовых танков. Погрузка танкеров осуществляется береговыми насосами.
Неравномерность трюмов — вместимость отдельных трюмов морских судов неодинакова, что приводит к неравномерному распределению груза по трюмам, при одновременной их обработке наибольший трюм лимитирует время окончания грузовых операций, снижая уровень интенсивности грузообработки судна в целом.
Коэффициент конструктивной неравномерности трюмов
Значение коэффициента колеблется для большинства судов в пределах 0,6-0,9, чем меньше коэффициент, тем ниже норма грузовых работ, следовательно, увеличивается стоянка судна под грузовыми операциями.
Количество и размер люков являются важнейшим фактором, определяющим продолжительность грузовых операций.
От количества люков зависит, на какое количество рабочих ходов можно вести погрузку-разгрузку судна, что имеет решающее влияние на скорость его обработки.
Размеры люков определяют степень удобства, а следовательно быстроту погрузки-выгрузки, при широком раскрытии палубы судна они значительно снижают горизонтальное перемещение груза в трюмах наиболее трудоемкий процесс, лимитирующий погрузочный процесс.
Степень удобства и приспособленности судна к выполнению грузовых операций характеризует коэффициент лючности, который представляет собой отношение суммарного объема грузовых помещений, находящегося под просветом люков , к общей грузовместимости судна.
Количество палуб и их площадь.
Допустимые нагрузки на палубу.-Глубина трюма имеет важное значение на однопалубных судах, так как позволяет перевозить тарно-штучные грузы в несколько ярусов и в тоже время лимитирует перевозку грузов, состоящих из высоких грузовых мест.
Однако большая часть генеральных грузов имеет ограничения по высоте укладки (количеству ярусов) с целью предохранения нижних ярусов от раздавливания.
Поэтому на универсальных судах устанавливают промежуточную палубу — твиндечную палубу, с помощью которой предохраняется груз от раздавливания и снижается давление груза на палубу трюма.
Помимо этого, твиндечная палуба увеличивает общую площадь грузовых палуб, что позволяет разместить на судне большее количество объемных грузовых мест (крупногабаритных), которые перевозятся в 1, максимум в 2 яруса.
Для судов типа Ro-Ro площадь палуб является важнейшей грузовой характеристикой.
С целью увеличения площади палуб они, в дополнение к стационарным палубам, оборудуются съемными или подвесными промежуточными палубами.
Допустимые нагрузки на палубу — количество тонн на один кв. метр (т/м2), в основном, должен соответствовать высоте грузового помещения:
σдоп g 0,9H (т/м2),
где Н — высота трюма.
На судах типа Ro-Ro каждая палуба должна выдерживать, как минимум, двойную нагрузку ДФЭ, массой 25 т. У рудовозов допустимая нагрузка составляет 18-22 т/м2. Универсальные суда: палуба трюма, в зависимости от высоты трюма, составляет 6-12 т/м, твиндек 3,5-4,5 т/м, верхняя палуба 2-2,5 т/м2, крышки грузовых люков 1,5-2,0 т/м2. Лесовозы: верхняя палуба и крышки грузовых люков 4,0-4,5 т/м2. Контейнеровозы: палуба трюмов как минимум ДФЭ массой 25 тонн в 6 ярусов.
Технические средства вентиляции и регулирования микроклимата грузовых помещений
По степени оборудования техническими средствами вентиляции суда делятся на три группы:
- имеющие естественно-принудительную вентиляцию;
- оборудованные механической системой вентиляции;
- оборудованные системой кондиционирования воздуха в грузовых помещениях.
На судах, оборудованных естественно-принудительной вентиляцией, воздух в трюмы и твиндеки подается через систему дефлекторов и воздуховодов.
Производительность естественно-принудительной вентиляции зачастую может быть недостаточна для обеспечения сохранной перевозки грузов в сложных гидрометеорологических условиях, особенно на дальних расстояниях. Для повышения воздухообмена грузовых помещений и подачи в них наружного воздуха на судах применяют систему механической вентиляции.
Суда с механической вентиляцией оборудуют системой воздухораспределения и электровентиляторами.
Подача воздуха в трюм судна обеспечивается вентиляторами, производительность которых зависит от заданной кратности обмена воздуха. Для обычных универсальных судов достаточно 5-7-кратного обмена воздуха в час, а на судах, которые перевозят фрукты, овощи и другие специфические грузы, необходимо обеспечить 15-20-кратный обмен воздуха в час.
Скорость судна и дальность плавания
Скорость судна — важнейшая эксплуатационная характеристика судна, определяющая его провозную способность и сроки доставки грузов.
Скорость зависит от мощности главного двигателя и обводов корпуса. Выбор скорости при проектировании судна может быть решен только с учетом расхода топлива главным двигателем, грузоподъемности и грузовместимости судна. Сдаточная скорость определяется на мерной линии при работе двигателя на полную мощность (максимальная).
Техническая или паспортная скорость устанавливается при работе главного двигателя с мощностью, составляющей 90% от максимальной мощности.
Экономичная скорость — скорость судна, при которой минимальный расход топлива на единицу пути (одну милю).
Обычно, эта скорость составляет 60-70% от технической скорости. Используется в том случае, если судно имеет резерв времени для прибытия в порт назначения или в силу каких-либо обстоятельств не располагает достаточным запасом топлива.
Дальность и автономность плавания — зависит от вместимости топливных танков, т. е. 100% запаса топлива при экономичной скорости:
qтопл
Lмили =100%(qтопл / Vэконом)
Доля расходов на топливо в составе общих эксплуатационных расходов судна по данным зарубежной печати составляет свыше 65%. В настоящее время скорости многих быстроходных судов снижены до 40-50%, в связи с резким подорожанием нефтепродуктов.
Тип и мощность главного двигателя, род топлива:
По роду двигателя суда подразделяются на пароходы с поршневыми двигателями, теплоходы с дизельными двигателями, паро- и газотурбоходы, дизель-электроходы и турбоэлектроходы, суда — атомоходы и др.
Наибольшее распространение имеют суда с дизельными малооборотными двигателями большой мощности, с малым удельным расходом топлива, однако, имеющими довольно значительные габариты и вес.
В настоящее время на судах устанавливался сравнительно малогабаритные и легкие среднеоборотные главные двигатели с работой двух или более таких двигателей на гребной вал через понижающий редуктор.
В результате усовершенствования двигатели этого класса приблизились по моторесурсу и надежности к малооборотным, но в то же время они намного легче и занимают на судне меньше места.
Деятельность морского флота Российской Федерации осуществляется на базе более 200 предприятий и организаций, включая 10 морских судоходных компаний. Как акционерные общества открытого типа зарегистрированы 10 морских пароходств, 21 морской порт, 11 судоремонтных заводов. Ввиду важности этой отрасли для страны государство сохраняет контроль за основными объектами инфраструктуры морских портов. С этой целью начиная с 1993г. во всех морских портах созданы специальные государственные органы управления (администрации морских портов), во владение которых переданы причалы, волноломы, подходные каналы, железнодорожные и автодорожные устройства портов. Все эти объекты — собственность государства, и ими будут пользоваться многочисленные клиенты. Эксплуатация же причалов и терминалов может осуществляться частными фирмами.
Для морского транспорта характерны следующие показатели материально-технической базы, работы флота и портов.
Водоизмещение судна D — масса вытесненной судном воды — равно массе судна в тоннах.
Полная грузоподъёмность, или дедвейт судна DВ , — это максимальное количество груза в тоннах Q , а также запасы топлива qТ , воды qВ и грузов снабжения qСН , которые может принять судно:
DВ = Q + qТ + qВ + qСН .
Чистая грузоподъёмность судна D — это максимальное количество груза (без воды, топлива и грузов снабжения) в тоннах, которое судно может принять к перевозке:
DЧ = DВ — (qТ + qВ + qСН ).
Грузовместимость судна — объём всех грузовых помещений судна в кубических метрах.
Регистровая вместимость судна (объём судна) — мерительное свидетельство. Регистровая вместимость может быть валовой или полной (брутто) и чистой (нетто). Измеряется объёмной регистровой тонной, равной 2,83 м3
Валовая (полная) регистровая вместимость судна WБР — объём, получаемый в результате обмера помещений судна. Используется как показатель для расчёта сборов и пошлин в морских портах.
Зависимость между чистой и валовой регистровой вместимостью, полной грузоподъёмностью (дедвейтом) и водоизмещением может характеризоваться формулой
W = 2/3W = 4/9D = 8/27D.
Рейс судна — время, затрачиваемое судном от начала погрузки в порту отправления до постановки судна под новую погрузку.
Продолжительность рейса судна включает в себя ходовое и стояночное время. Ходовое время зависит от протяжённости рейса и скорости хода судна, стояночное — от производительности погрузочно-разгрузочных средств, а также уровня организации обслуживания судна в портах.
Различают простые, сложные и круговые рейсы. При перевозке грузов или пассажиров между двумя портами рейс судна называют простым. При перевозке грузов между несколькими портами, в каждом из которых производится погрузка или выгрузка, рейс называют сложным. Если судно перевозит груз между двумя или несколькими портами и возвращается в порт первоначального отправления, то такой рейс называется круговым.
Коэффициент ходового времени KХ — отношение ходового времени tХ в общей продолжительности рейса TР:
KХ = tХ/TР.
Коэффициент балластного пробега KБ определяется делением балластного пробега LБ на общий пробег судна L:
KБ = LБ/L.