Разбор по членам предложения — это определение главных и второстепенных членов с указанием частей речи, которыми они выражены.
Узнаем, в какой последовательности выполнить разбор по членам предложения. Чтобы понять, с чего его начать, напомним, что предложением является слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль, имеющую интонационную завершенность.
Главные члены предложения
Центром любого предложения являются главные члены — подлежащее и сказуемое. Это равноправные члены, которые образуют грамматическую основу предложения.
Подлежащее обозначает предмет, о котором говорится в предложении. Сказуемое выражает действие, которое выполняет подлежащее.
Первый шаг разбора — это определение подлежащего и сказуемого, то есть выяснение грамматической основы предложения.
Осенний ветер кружит желтые листья в воздухе.
О чём говорится в предложении? К слову «ветер» зададим вопрос что? Это подлежащее, которое выражено именем существительным. Оно имеет форму именительного падежа. Это слово подчеркиваем одной сплошной линией.
Узнаем, что говорится о подлежащем. От подлежащего зададим вопрос:
ветер (что делает?) кружит.
Слово «кружит» является сказуемым, которое выражено глаголом. Сказуемое подчеркнем двумя прямыми линиями.
«Ветер кружит» — это грамматическая основа предложения, которую составляют подлежащее и сказуемое.
Второстепенные члены предложения
Кроме главных членов, в предложении можно указать второстепенные члены предложения:
- определение
- дополнение
- обстоятельство
Второстепенные члены так называются, потому что они поясняют главные члены предложения и зависят от них. Посмотрим, есть в предложении слово, связанное с подлежащим:
ветер (какой?) осенний.
Слово «осенний» обозначает признак предмета и зависит от подлежащего «ветер». Это второстепенный член предложения — определение, которое выражено именем прилагательным. Определение подчеркиваем волнистой линией.
Далее поищем слова, поясняющие сказуемое.
Кружит (что?) листья.
Слово «листья» обозначает предмет, на который направлено действие, обозначенное сказуемым «кружит». Это второстепенный член предложения дополнение, которое выражено именем существительным. В отличие от подлежащего в форме именительного падежа дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей (кого? чего? кому? чему? кем? чем? и пр.). Этот второстепенный член предложения подчеркнем пунктирной линией.
Кружит (где?) в воздухе.
Слово «в воздухе» обозначает место действия. Это второстепенный член предложения обстоятельство места. Оно выражено именем существительным с предлогом. Обстоятельство подчеркнем пунктирной линией с точками между штрихами.
В этом предложении у дополнения «листья» также имеется зависимое слово:
листья (какие?) жёлтые.
Это определение, которое выражено именем прилагательным. Подчеркиваем этот второстепенный член волнистой линией.
В результате разбора главные и второстепенные члены предложения должны быть подчеркнуты соответствующими линиями.
Осенний ветер кружит жёлтые листья в воздухе.
Отметим, что в этом предложении, кроме подлежащего и сказуемого, имеются второстепенные члены. Такое предложение называется распространённым.
Если в предложении есть только главные члены, это нераспространённое предложение.
Пришла зима.
Итак, чтобы правильно выполнить разбор по членам предложения, последовательно действуем по плану:
- выделим подлежащее и сказуемое (грамматическую основу);
- от подлежащего зададим вопрос к определению;
- от сказуемого зададим вопросы к дополнению и обстоятельству;
- подчеркнем каждый член предложения и укажем часть речи.
У каждого главного члена предложения имеются поясняющие их второстепенные члены.
Запомним!
Подлежащее поясняется определением, а сказуемое — дополнением и обстоятельством.
От подлежащего нельзя задать синтаксический вопрос к дополнению или обстоятельству.
Приведем примеры письменного разбора по членам предложения.
Примеры письменного разбора по членам предложения
Дети собирают землянику на лесной полянке.
В небе пролетел серебристый самолёт.
Миша гуляет с рыжей собакой в парке.
Шустрый воробей громко чирикает на ветке.
Голуби быстро склевали хлебные крошки.
Разобрать предложение по членам онлайн поможет этот сайт.
Видеоурок «Разбор по чл. предложения (4 класс)»
Средняя оценка: 4.7.
Проголосовало: 87
Каждое предложение имеет грамматическую основу. Проанализируем этот термин.
Основа — это то, что служит фундаментом для чего-либо (ср.: прочная основа здания, металлическая основа судна).
Основа слова выражает его лексическое значение. Определим, какую задачу основа выполняет в предложении.
Катя наблюдает. Это предложение состоит только из грамматической основы. Из него мы узнаём о том, что Катя наблюдает.
Катя наблюдает за кузнечиками. В этом предложении к грамматической основе добавлен второстепенный член, который уточняет предмет наблюдения (за кузнечиками).
Катя с удовольствием наблюдает за кузнечиками. Добавление к грамматической основе ещё одного второстепенного члена позволяет показать, как Катя наблюдает за кузнечиками (с удовольствием).
Любознательная Катя с удовольствием наблюдает за кузнечиками. Определение, добавленное к подлежащему, характеризует Катю, которая наблюдает (любознательная).
Во всех примерах одна и та же грамматическая основа — Катя наблюдает. Второстепенные члены помогают дополнить эту информацию.
Грамматическая основа выражает основное содержание предложения, а второстепенные члены его уточняют.
Именно от грамматической основы мы начинаем задавать вопросы к остальным словам в предложении, чтобы установить между ними связь.
В грамматическую основу предложения входят его главные члены — подлежащее и сказуемое.
Подлежащее подчёркивается одной чертой, а сказуемое — двумя.
Пример:
над поляной взошло яркое солнце.
Бывают предложения, в которых есть только подлежащее. Солнце. Мороз.
Бывают предложения, в которых есть только сказуемое. Светает. Мне не спится.
Предложений без грамматической основы не существует.
Подлежащее и способы его выражения
Подлежащее — это главный член предложения, который сообщает, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы «Кто?» или «Что?».
Чтобы найти подлежащее, нужно ответить на вопрос: «О ком или о чём говорится в предложении?»
Пример:
на пруду плавали утята.
О ком говорится в предложении? Об утятах. Утята — подлежащее.
Способы выражения подлежащего
- Имя существительное в форме именительного падежа. Туристы отправились в путешествие.
Иногда формы именительного и винительного падежей существительных совпадают. К таким случаям нужно относиться с особой внимательностью.
Картины пишут художники. О ком говорится в предложении? О художниках. Художники — подлежащее. Что говорится о художниках? Что они пишут. Пишут — сказуемое. Пишут что? Картины. Это дополнение.
- Местоимение в форме именительного падежа. Мы поймали большую рыбу.
Местоимения бывают разными: я, ты, он, она, оно, они, всякий, каждый, кто, никто, что, ничто и т. д.
- Сочетание «имя существительное / местоимение в форме именительного падежа + имя существительное в форме творительного падежа» с предлогом. Мы с мамой отправились в лес.
Предложения с такими сочетаниями следует отличать от предложений с подлежащим, выраженным именем существительным.
Маша с Ирой поедут в кино.
Маша с Ирой поедет в кино.
Обрати внимание на сказуемые. В первом примере сказуемое выражено глаголом, употреблённым в форме множественного числа, а во втором — в форме единственного числа.
- Сочетание «имя числительное в форме именительного падежа + имя существительное в форме родительного падежа». Трое друзей играли в хоккей. На небе сияют миллиарды звёзд.
Сказуемое и способы его выражения
Сказуемое — это главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего и отвечает на вопросы «Что делает?», «Каков?», «Кто?» или «Что?».
Чтобы найти сказуемое, нужно ответить на вопрос: «Что говорится о подлежащем в предложении?»
Пример:
на пруду плавали утята.
Что говорится об утятах предложении? Что они плавали. Плавали — сказуемое.
Способы выражения сказуемого
- Глагол. Лодка тихо отплыла от причала.
В некоторых предложениях сказуемое может быть выражено двумя словами.
Ребята будут плавать в бассейне.
Скоро мы начнём изучать новое произведение.
Пусть скорее наступят каникулы.
- Имя прилагательное. Весной природа особенно красива.
Иногда сказуемое может быть выражено сочетанием глагола быть и именем прилагательным.
Девочка умна. Девочка была умна.
Следует отличать определения от сказуемых, выраженных именами прилагательными.
Эта книга была интересной. В предложении говорится о книге. Это подлежащее. Что говорится о книге? Что она была интересной. Это сказуемое.
Бабушка читала интересную книгу. В предложении говорится о бабушке. Это подлежащее. Что говорится о бабушке? Что она читала. Бабушка читала книгу. Какую книгу? Интересную. Это определение.
- Имя существительное. Москва — столица России. Синтаксис — раздел лингвистики.
Источники:
Схема предложения с вопросами. © ЯКласс.
План урока:
Члены предложения и их значимость
Главные члены предложения
Второстепенные члены предложения и их значимость
Распространенные и нераспространенные предложения
Члены предложения и их значимость
Прочитай слова. Подумай, связывает ли их что-то?
По красный, быстро, грузовик, дороге, едет
Верно, из этих слов можно составить предложения.
Назови их.
Грузовик едет по дороге.
Красный грузовик едет по дороге.
Красный грузовик быстро едет по дороге.
Предложение можно сравнить с семьей. Когда-то мама и папа объединились и создали семью, каждый из них стал членом семьи. Позже в ней появились новые члены семьи – дети. При этом каждый занимает свое место: папа, мама, ребенок, брат или сестра. Именно так ведут себя и слова, когда объединяются в предложение.
Главные члены предложения
Давай вернемся к нашим предложениям:
О чем говорится во всех предложениях?
О грузовике.
А что одним словом говорится о нем?
Грузовик едет.
Можно ли убрать эту фразу из предложений так, чтобы смысл все равно был понятен?
Верно, нельзя, весь смысл предложений потеряется.
Тогда можно ли считать, что слова «грузовик едет» являются главными членами предложения?
Совершенно верно, можно.
Давай потренируемся находить основу предложения. Прочитай предложение.
Желтый листочек упал с березы.
Объясни, почему выделенные слова можно считать основой предложения.
Верно, в предложении говорится, что листочек упал – это его главная мысль.
Чтобы убедиться, что ты не ошибся, прочитай записи ниже, где скрыты оба главных члена и каждый из них по очереди. Проверь, понятен ли смысл прочитанного без этих слов?
Действительно, без главных членов предложения теряется весь смысл и предложение разваливается.
Найди главные члены в следующих предложениях:
Мальчики играли в снежки.
Осенью идут затяжные дожди.
К чаю бабушка испекла сладкий пирог.
Проверь себя:
Второстепенные члены предложения и их значимость
Прочитай. Найди основу предложения.
Сегодня папа купил спелый арбуз.
Правильно, папа купил – основа предложения.
А о чем еще говорится в предложении? Что купил папа? Когда купил?
Верно, папа купил арбуз, купил сегодня.
Давай разберемся, для чего нужны в предложении такие слова, которые нельзя назвать главными членами предложения.
Проверим, действительно второстепенные члены предложения нужны в русском языке. Для этого выполним задание.
Прочитай текст, пропуская вопросы в скобках.
Стоит (какая?) зима. (Где?) Лежит (какой?) снег. (Когда?) Трещат (какие?) морозы. (Какой?) Лед сковал (что?). Ребята надели (какие?) шубки и валенки и вышли кататься (на чем?).
Теперь прочитай текст еще раз, отвечая на вопросы и вставляя пропущенные слова. Если затрудняешься, используй слова для справок.
Слова для справок: Ночью, меховые, холодная, на санках, сильные, реку, крепкий, всюду, белый.
Сравни два получившихся текста. Чем они отличаются?
Правильно, во втором тексте есть второстепенные члены предложения, поэтому он более точно и красочно описывает события.
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения
Посмотри на рисунки и схемы, соотнеси их. Какие предложения получились?
Получились предложения: Мальчик лепит. Девочка рисует.
Являются ли все слова в этих предложениях главными членами?
Да.
Рассмотри схему. С ее помощью расскажи, как находить в предложении подлежащее и сказуемое.
Теперь, когда ты это знаешь, давай потренируемся находить подлежащее и сказуемое в предложениях.
Мама пришла домой.
Папа читает газету.
Сестра готовит блины.
Бабушка ласково улыбнулась.
Брат рисует машинку.
Дедушка сидит в кресле.
Проверь себя.
Распространенные и нераспространенные предложения
Прочитай текст. На какие две группы можно разделить предложения?
Прошло лето. Наступили прохладные деньки. Идут дожди. Листья на деревьях пожелтели. Птицы улетают на юг.
Проверь себя:
1 группа: Прошло лето. Идут дожди.
2 группа: Наступили прохладные деньки. Листья на деревьях пожелтели. Птицы улетают на юг.
Прочитай слова.
Пьют, блюдечка, пушистые, из, молоко, котята.
Составь из этих слов нераспространенное предложение, а затем – распространенное.
Как ты это сделал?
Правильно, когда ты нашел главные члены получилось нераспространенное предложение:
Котята пьют.
А когда добавил сюда остальные слова, подходящие по смыслу, получилось распространенное предложение:
Пушистые котята пьют молоко из блюдечка.
Отлично!
Распространение предложений с помощью второстепенных членов
А теперь добавь второстепенные члены в предложения так, чтобы они стали более точными.
Сидит ворона.
Идет дождь.
Возможно, у тебя получилось так:
На дереве сидит ворона.
За окном идет дождь.
Связь слов в предложении
Прочитай предложения, сравни их. Чем они похожи и чем различаются?
Верно, у них одинаковая грамматическая основа и сообщают оба предложения одну и ту же информацию. Но второе предложение распространенное, поэтому в нем информация более точная.
На какие вопросы отвечает каждое слово распространенного предложения?
Яблоки (что сделали?) созрели
Созрели (что?) яблоки
Яблоки (какие?) спелые
Созрели (где?) в саду
Убедимся в этом.
Посмотри на запись. Что здесь пропущено?
(Какой?) дом стоял (как?) на краю (чего?)
Здесь пропущены слова. Попробуй вставить их так, чтобы они отвечали на вопросы в скобках. Получилось ли у тебя предложение?
Старый дом одиноко стоял на краю деревни.
Верно, получилось предложение, ведь все слова связаны между собой вопросами и передают мысль.
Составление деформированных предложений
А теперь попробуй собрать из слов предложения:
- Лето, зиму, белка, все, запасы, делает, на.
- Пруду, живут, в, лягушки, старом.
- Творчества, Юле, для, набор, подарили.
- Дуб, у, растет, раскидистый, дома.
Чтобы было легче, прочитай алгоритм работы с деформированным предложением:
Проверь, какие предложения должны были получиться:
- Все лето белка делает запасы на зиму.
- В старом пруду живут лягушки.
- Юле подарили набор для творчества.
- У дома растет раскидистый дуб.
Отлично! Сегодня ты узнал, что такое грамматическая основа и главные члены предложения, чем они отличаются от второстепенных членов и как из нераспространенного предложения сделать распространенное.
Давай проверим, насколько хорошо ты это усвоил. Пройди тест, выбрав один или несколько вариантов ответа.
Главные члены предложения – что к ним относится, чем они отличаются от второстепенных и что про них обязательно надо знать в школе
Подлежащее и сказуемое.
3 190
Сегодня мы поговорим о главных членах предложения в русском языке. К ним относятся подлежащее и сказуемое. Давайте познакомимся с ними поближе, разберем лайфхаки, которые облегчат вам школьную жизнь.
Что значит «главные»
Их достаточно, чтобы выразить мысль: «Я читаю», «Мама отдыхает», «Кот мурлыкает».
Более того, достаточно даже одного из них. Например: «Ночь» – понятно, что на улице ночь. Или: «Грустно» – одним словом сказали о своем душевном состоянии.
А вот второстепенных членов без главных не может быть. Нельзя просто взять и сказать: «С утра». Нужно либо подлежащее в паре со сказуемым: «Я работаю с утра», либо только сказуемое: «Моросит с утра».
Про подлежащее
Оно нужно для того, чтобы называть то, о чем идет речь. Например: «На улице идет дождь». О чем тут идет речь? О дожде, поэтому дождь – подлежащее.
Сразу важный момент. Подлежащее – это не тот, кто совершает какое бы то ни было действие. А именно тот, о ком идет речь в предложении.
Смотрите, в чем разница. «Дом строится рабочими». Кто тут совершает действие? Рабочие. А о чем речь в предложении? О доме. Подлежащее тут именно дом, а рабочие – прямое дополнение.
Про сказуемое
Начнем с того, почему оно так названо. Ученые дали ему такое название, потому что оно «сказывает», «рассказывает» о подлежащем. Что мы узнаем о «рыбаке» в предложении «Рыбак очень устал»? Что он «устал». «Сказывает» нам это как раз сказуемое.
Сказуемые могут давать самую разную информацию. Например, сообщать нам о:
- Действии: «Я вспоминаю прошлое» (вспоминать).
- Состоянии человека или другого живого существа: «Мне плохо» (плохо).
- Состоянии неодушевленных предметов или окружающей среды: «Вечереет».
- Возрасте: «Мне пятнадцать» (пятнадцать).
- Умениях и навыках: «Я умею танцевать танго» (танцевать).
И о многом другом.
Что от них зависит
Это очень важный блок. Сейчас дам материал, а потом объясню, почему.
От подлежащего в каком бы то ни было предложении зависеть может только определение. Например: «Ночь» – «Темная ночь», «Мгла» – «Беспросветная мгла».
От сказуемых может зависеть только дополнение и обстоятельство: «Стучать» – «Стучать молотком» (косвенное дополнение) – «Стучать молотком весь день» (добавилось еще обстоятельство времени).
Знать это надо для двух целей:
- Чтобы сразу видеть, полное предложение или неполное.
- Чтобы правильно определять тип второстепенных членов.
Если у вас в предложении есть подлежащее и дополнение, то сразу делайте вывод: «предложение неполное». Потому что дополнение может зависеть только от сказуемого, а его у вас нет. Например: «Вода в трубах» – очевидная неполнота. А полный диалог будет таким:
– Что это булькает?
– Вода в трубах.
Аналогичная ситуация. Если есть сказуемое и определение – предложение тоже неполное: «Красный падает». Полный вариант такой:
– Флажки поставили нормально, не падают?
– Красный падает.
Теперь о типе второстепенных членов. Вот ребенок пришел на репетиторство ко мне, я ему дал разбирать предложение. Там было словосочетание «тайны природы». Он говорит: «тайны (чего?) природы – дополнение».
Не правильно. Дополнение может зависеть только от сказуемого. От подлежащего зависят только определения. Поэтому: «тайны (какие?) природы» – несогласованное определение.
Что значит «морфологизованные» и «неморфологизованные»
В школе вряд ли встретитесь с этими словами, но для олимпиад пригодится.
Морфологизованное подлежащее – это такое, к которому нельзя задать вопросы «Кто» или «Что». Сравните:
- Хомячок ест. Кто? Хомячок – морфологизованное подлежащее.
- Жить – Родине служить. Как тут задать вопрос «кто» или «что»? Никак. Задается только общий вопрос: «о чем говорится в предложении». Подлежащее неморфологизованное.
Аналогично со сказуемым. Оно будет морфологизованным, если к нему можно задать вопрос, как к глаголу: что делает, что сделает, что делали и пр. Сравните:
- Я люблю читать книги. Я (что делаю?) люблю читать – морфологизованное сказуемое, с вопросами все окей.
- Мой брат учитель. Вопрос «что делаю» задать уже нельзя. Приходится выкручиваться с общим вопросом: «Что говорится о подлежащем» (то есть обо мне) – «учитель». Неморфологизованное сказуемое.
Как их правильно подчеркивать
Подлежащее всегда подчеркивается одной ровной чертой, без «разрывов», сказуемое – двумя.
У подлежащего нет «типов», поэтому под ним мы ничего не пишем. А под сказуемыми надо обязательно написать их тип: простое глагольное, составное глагольное или составное именное:
Над ними надо писать части речи, которыми они выражены. Например, я – это местоимение, учить – глагол, учитель – существительное.
Главные члены – не словосочетания
Словосочетания никогда не выражают законченной мысли. А подлежащее со сказуемым сразу образуют предложение, начинают выражать законченную мысль. Поэтому они не являются словосочетаниями.
Еще один момент, который вам поможет запомнить разницу. В словосочетании вопрос можно задать только от главного слова к зависимому, не наоборот. А от сказуемого, по идее, можно задать вопрос к подлежащему: Рабочие (что делают?) строят. Строят (кто?) рабочие.
Сказуемое и подлежащее как бы оба главные члены и сложно определить, кто из них главнее.
Полезные материалы по теме
Очень вам советую прочитать статьи про односоставные предложения. Я там даю много примеров и всегда их комментирую. Эти статьи помогут вам лучше различать подлежащее и сказуемое, правильно задавать к ним вопросы:
- Односоставные предложения (общая статья).
- Назывные.
- Определенно-личные.
- Неопределенно-личные.
- Безличные.
Еще рекомендую статью про словосочетание и сложное предложение.
Подпишитесь на рассылку блога. Вам на почту каждую неделю будут приходить наши лучшие статьи по русскому языку. Они небольшие, читаются обычно за три-четыре минуты, написаны простым языком (ну, я старался как мог, упрощал всеми силами).
Если у вас проблемы с русским, загляните в мои подборки с курсами. Они помогут вам эффективно готовиться к контрольным работам, ВПР и экзаменам:
- Подготовка к ВПР.
- Курсы подготовки к ОГЭ.
- Курсы подготовки к ЕГЭ.
- Общие курсы по русскому для школьников, взрослых людей, а также иностранцев.
Напишите, пожалуйста, как вам статья. Сумел ли я объяснить вам, что такое главные члены предложения, была ли информация в статье полезной. Если написано плохо, сложно, если вы устали и русский вам уже опротивел – скажите об этом тоже.
Спасибо.
( 3 оценки, среднее 4.67 из 5 )
Оцените статью
ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА
Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети
ПОДПИСАТЬСЯ