Синонимы 🌟 Что такое, виды, как появляются, примеры, значение, функции
Что такое
Чтобы убедиться в том, насколько необходимыми и ценными являются для нашей речи синонимы, достаточно попытаться рассказать о чем-нибудь. Грамотный человек с большим лексическим запасом даже не задумывается об этом – использует десятки синонимов ежедневно и интуитивно чувствует, какое слово можно употребить, а какое – нет.
Что такое синонимы?
Синонимами называются слова, относящиеся к одной части речи, значения которых совпадают полностью либо частично. Основное предназначение их заключается в обогащении речи, повышении ее разнообразия, выразительности. Например: смеяться – хохотать – заливаться и т.п.
Определение синонимов
Если говорить о синонимах в широком понимании данного термина, то в их роли могут выступать другие ярусы языковой системы. К ним принадлежат морфемы, фразеологизмы и синтаксические конструкции. Также у каждого синонима имеется собственный оттенок значения. Благодаря этому слова отличаются друг от друга. Например: алый – багряный – красный.
Понятие о синонимах
Наряду с антонимами, омонимами и паронимами, синонимы служат лексическими средствами языка. Их знание и правильное употребление позволяют сделать речь логичной и точной, избежать повторения одних и тех же слов. Термин «синонимы» происходит из греческого языка и означает «одноименность». Такие слова пишутся и звучат по-разному, а также имеют уникальную стилистическую окраску.
С синонимами связано несколько законов, действующих в языке:
- Явления и предметы, которые имеют существенное значение для языкового коллектива, отличаются большим количеством синонимов.
- Закон «притяжения». Если одно слово в синонимическом ряду приобретает переносное значение, то оно возникает и у других слов.
- Закон распределения (Шарля Бреаля). Слова, считающиеся синонимами в прошлом, постепенно приобретают разные значения, стилистическую окраску и прочие признаки.
Примерами первого закона являются слова «говорить», «еда», «деньги» – у каждого из них очень много синонимов.
Примеры синонимов к слову “еда”
Интерес вызывает слово «красный» в плане закона притяжения. Сейчас оно обозначает цвет, но исторически первым значением считалось «красивый, яркий». Слово «розовый» – один из синонимов. Причем у него тоже есть как прямое значение, так и переносные: розовые мечты, розовые очки и т.п.
Третий закон предполагает, что дублеты (полные синонимы) держатся в языке относительно недолго, поскольку они не обогащают его. Например, купец – гость уже не заменяют друг друга по значению, а град – город имеют разную стилистическую окраску.
Классификация. Виды синонимов
В русском языке используется несколько классификаций синонимов. Прежде всего, их различают по способу словообразования на два вида:
- однокорневые – расследование и следствие;
- разнокорневые – незрячий и слепой.
Разница между синонимами:
- Стиль. Относятся к разным сферам общения, литературным стилям (украсть – стащить – похитить).
- Оттенок лексического значения. Слова могут выражать конкретизацию действия (готовить – жарить), характер действия (открыть – распахнуть), степень проявления (жара – пекло).
- Степень современности. В любом языке присутствуют устаревшие, выходящие из употребления, используемые и новые слова (ладонь – длань, надеяться – уповать).
- Образность. Употребление художественных приемов с целью охарактеризовать что-либо. Например, благородного, доброго, щедрого человека можно назвать просто хорошим, а образно – «золотым».
- Лексическая сочетаемость. Критерий показывает, насколько легко синонимы объединяются с разными словами. «Опрометью» можно совместить лишь с глаголами-синонимами «бежать» (помчаться опрометью), а «быстро» – с огромным количеством разных слов.
- Эмоционально-оценочная окраска. Некоторые синонимы помогают показать отношение говорящего. Например, облако – тучка (ласково).
Три основных вида синонимов
Основные виды синонимов в лексике:
- семантические;
- стилевые;
- семантико-стилистические;
- абсолютные;
- контекстуальные.
Семантические
По-другому их называют идеографическими или смысловыми. Это слова, которые имеют разные оттенки значений. Например: мокрый – влажный – сырой – указывают на разную степень проявления одного и того же признака. Кажется, что такие синонимы обозначают практически одно и то же. Но их важность становится особенно заметной в определенном контексте. Например, старый и ветхий – синонимы. Однако слово «старый» может употребляться по отношению к человеку, а «ветхий» – лишь относительно какой-то вещи.
Стилевые (стилистические)
Синонимы, которые указывают на один и тот же объект либо явление, но при этом используются в разных сферах, поскольку имеют разную эмоциональную и экспрессивную окраску. Они принадлежат к разным стилям речи (книжному, разговорному, устаревшему, деловому и др.) и не могут заменять друг друга. Например: ходить – слоняться – бродить или узнать – испытать – испить чашу до дна.
При употреблении таких синонимов особенно важно правильно подобрать слово по отношению к той или иной ситуации. Для этого нужно чувствовать его экспрессивный оттенок. Кроме того, следует учитывать сферу употребления. Например, слово «провинция» считается нейтральным, а «глухомань» можно использовать лишь в беседе.
Семантико-стилистические
Больше всего отличаются синонимы данного типа – и по стилю, и по оттенку в значении. Для сравнения: сердиться – нейтральное, злиться – разговорное (очень сильно сердиться), серчать – разговорное (немного сердиться). Еще один пример: идти – плестись. Оба слова указывают на одно действие. При этом «идти» может употребляться в любых ситуациях, а «плестись» обладает дополнительными оттенками, такими как идти медленно, с трудом и т.д.
Абсолютные (полные, дублеты)
Относительно небольшая группа синонимов, которые при разном написании и звучании не несут в себе особой стилистической окраски, а также не имеют семантических отличий. Эти слова могут заменять друг друга в любом контексте, никак не влияя на общую суть. Большинство полных синонимов являются существительными.
Примеры дублетов
В современном русском языке дублетов становится все меньше по причине того, что слова начинают приобретать новую стилистическую окраску и отличаться по смыслу. К примеру, все реже используются термины «языковедение» или «языкознание» – на смену им пришла «лингвистика».
Контекстуальные
Особая группа слов, значения которых сближаются лишь в определенном контексте, а во всех остальных случаях они не являются синонимами. Большая часть таких слов отличается экспрессивной окраской. Их функция состоит в том, чтобы охарактеризовать процесс, явление или признак, а не просто назвать их.
В качестве примера можно привести синонимы слова «говорить» или «сказать»: проронить – выдать – бросить – уронить и т.п. В предложении: «Мы не проронили больше ни слова». В обыкновенном употреблении их прямое значение никак не связано с говорением.
Фразеологизмы-синонимы
Фразеологизмы-синонимы – обороты, значения которых совпадают полностью или частично. Это возможно, поскольку каждый фразеологизм представляет собой отдельную семантическую единицу. При использовании таких синонимов важно учитывать их грамматическую сочетаемость, а также уместность в том или ином контексте.
- добрая душа – прекрасной души человек – человек с большой буквы (про хорошего человека);
- кладезь премудрости – ходячая энциклопедия (про умного человека);
- как кошка с собакой – быть на ножах – на дух не переносить (про вражду).
Синонимия морфем
Морфема – это самая маленькая единица языка, которая несет в себе определенный смысл. Среди морфем встречаются многие языковые явления, в том числе – синонимия. Например, большое количество синонимов образовалось на основе одного корня, но с разными суффиксами. Такие слова хоть и похожи, но все же имеют разный стиль, семантику, а не просто дублируют друг друга. Примеры:
- абрикосный – абрикосовый (суффиксы -н, -ов);
- ананасовый – ананасный;
- учеба – учение;
- вражий – вражеский;
- волчица – волчиха (оба варианта верны, первый – литературный, второй – разговорный).
Синтаксические синонимы
Синтаксические синонимы – это параллельные конструкции, которые имеют похожее строение, а также близкое значение. Отличаются по стилю и смыслу. К параллельным конструкциям относятся следующие:
- Бессоюзные и союзные сложные предложения («Я поняла: он не увидел мое сообщение» и «Я поняла, что он не увидел мое сообщение»).
- Простое предложение с определением в виде причастного оборота и сложноподчиненное предложение с придаточным определительным («Парень, сидящий за первой партой, мой друг» и «Парень, который сидит за первой партой, – мой друг»).
- Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения («Я пришел домой, а папа уже спал» и «Когда я пришел домой, папа уже спал»).
- Простое предложение с распространенным обстоятельством в форме причастного оборота и сложноподчиненное предложение с придаточным времени, цели и т.п. («Ужиная, он смотрел телевизор» и «Когда он ужинал, он смотрел телевизор»).
Примеры синонимов
Примеры синонимов разных частей речи:
- существительное «странник» – путник, путешественник, турист, паломник;
- глагол «спать» – уснуть, дремать, прилечь, отдохнуть;
- прилагательное «счастливый» – беззаботный, радостный, безмятежный;
- наречие «красиво» – изящно, эффектно, роскошно, изысканно;
- деепричастие «рисуя» – вырисовывая, изображая, воображая;
- междометие «ах» – ох, ух, ахти.
Что такое синонимичный ряд? Примеры
Синонимичный ряд – это группа слов, состоящая из нескольких синонимов. Они могут быть как одно-, так и разнокоренными. Количество слов в ряду может быть разным – от 2-3 до 10 и более. В составе всегда присутствует доминанта – это главное слово, которое имеет стилистически нейтральный окрас, общее значение и может легко сочетаться с другими. Например: обманывать (доминанта) – хитрить – врать – жульничать – юлить.
Пример разбора синонимичного ряда
Особенностью синонимичного ряда является то, что все слова принадлежат к одной части речи. При этом у них разный стиль и оттенок значения. Также ряд может состоять из фразеологизмов, например: много – куры не клюют – через край – тьма тьмущая.
Значение в речи и в тексте
В нашей речи синонимы помогают избежать повторений одних и тех же слов (тавтологии), ярче и точнее выразить мысль, придают сказанному эмоциональную окраску. Также они служат связующим звеном между предложениями.
Значение синонимов
Согласно известному российскому лингвисту Д. Э. Розенталю, синонимы в русском языке повышают выразительность речи. Составляя текст (или речь), мы с легкостью подбираем идеально подходящее контексту и стилю слово-синоним, чтобы не повторяться.
Функции синонимов в тексте:
- Замещения. Папа подарил дочери малахитовую шкатулку. Этот ларчик удивительно подходит к ее глазам.
- Уточнения. Человек это был простой, ничем не примечательный, обыкновенный.
- Усиления (с эффектом градации). Солдаты продемонстрировали в бою храбрость, отвагу, невероятную стойкость.
- Сопоставления. Он верил в добро, нет, скорее даже веровал в него.
- Противопоставления. Она не смеялась, а звонко хохотала. Он не говорил, а шептал.
Как появляются синонимы?
Новые элементы, обогащающие язык, появляются постоянно. Точно так же непрерывно синонимы меняют свое значение и даже теряют связь друг с другом. Существует несколько путей возникновения синонимов. Один из них – скрещение говоров. Каждому диалекту свойственен определенный запас слов. Когда говоры объединяются между собой, возникают полностью равноправные дублеты.
Еще один путь появления синонимов связан с развитием письменности. При этом слова на другом языке проникают из устной речи в письменную и наоборот. Так было, например, со старославянским языком: ворог – враг, злато – золото.
Также на обогащение лексики языка влияют всяческие изменения общественных отношений, форм производства, классовая и профессиональная разница. Говорящие предпочитают не только как-нибудь обозначить предмет или явление, но и выразить свое отношение к нему.
Таким образом, неизбежно возникает дифференциация слов-синонимов. Чтобы проследить ее, можно сопоставить слово с наиболее нейтральным синонимом, подобрать к нему антонимы, попробовать использовать в разных контекстах и изучить грамматическую структуру.
Чем отличаются синонимы от антонимов?
Синонимы имеют разное написание и произношение, но похожее значение. Антонимы – это слова с противоположным значением. Они ориентированы главным образом на смысл, в то время как синонимы могут иметь разные оттенки и цель применения. Антонимов в языке гораздо меньше, они образуют пары, а не синонимичные ряды, и демонстрируют контраст.
Примеры антонимов
Как подобрать синонимы к слову?
Первым делом нужно определить значение главного слова, после чего нужно отыскать слова, которые максимально к нему приближены. Важно различать оттенки синонимов и возможность их применения в том или ином контексте, ситуации, стиле. Универсальными считаются лишь нейтральные слова, которые подходят и для разговорной, и для официальной/деловой речи. Облегчить поиск синонимов могут специальные словари – как бумажные издания, так и электронные форматы.
Синонимы – интересное видео
Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Найти глаголы — синонимы?
Подставить слова к слову «Я» глаголыУбидеть, пылесосить, победитьСлово нота — найти значение, синонимы?
Подставить слова к слову «Я» глаголы
Убидеть, пылесосить, победить
Слово нота — найти значение, синонимы.
Примеры глаголов синонимов?
Примеры глаголов синонимов.
Пожалуйста помогите( найти негде не могу.
Что такое синонимия глаголов?
Что такое синонимия глаголов?
Что может сеять глаголы и синонимы?
Что может сеять глаголы и синонимы.
Как написать предложение с глаголами — синонимами?
Как написать предложение с глаголами — синонимами.
Синонимы к глаголу »спросить»?
Синонимы к глаголу »спросить».
Что такое глаголы — синонимы?
Что такое глаголы — синонимы.
Подбери к глаголам в стихотворении синонимы?
Подбери к глаголам в стихотворении синонимы.
Глаголы совершенного вида и их синонимы?
Глаголы совершенного вида и их синонимы.
На этой странице сайта, в категории Русский язык размещен ответ на вопрос Найти глаголы — синонимы?. По уровню сложности вопрос рассчитан на учащихся 1 — 4 классов. Чтобы получить дополнительную информацию по интересующей теме, воспользуйтесь автоматическим поиском в этой же категории, чтобы ознакомиться с ответами на похожие вопросы. В верхней части страницы расположена кнопка, с помощью которой можно сформулировать новый вопрос, который наиболее полно отвечает критериям поиска. Удобный интерфейс позволяет обсудить интересующую тему с посетителями в комментариях.
Помните, как в детстве, найдя в траве красно — черного жучка и посадив его на маленькую ладошку, пели : «Божья коровка, улети на небко : Там твои детки кушают конфетки – Всем по одной, А тебе ни одной». Или : «Божья коровка, улети на небо ; Принеси ..
1)По древним поверьям, божья коровка напрямую связана с Богом, живет она на небе и лишь изредка спускается на землю. При этом она играет роль настоящего посланца, у нее можно узнать, какая будет погода, удастсяли урожай и т. Д. 2)Еще одна гипотеза ..
Когда кто — то отказывается делать что — то. Например, поиграл — убери.
Вдруг раздался непродолжительный, но резкий шум. Раздался (сказуемое) Шум (подлежащее) Непродолжительный и резкий (определение).
Заблестели ; взбираемся ; замереть ; зажигать ; расстилается ; опираться ; запереть ; натирать ; постелить ; протиреть ; прибирать.
Говорить: синонимы глагола и примеры использования
Слова с одним и тем же или близким значением, как и слова с противоположным смыслом – неотъемлемая часть жизни всех пишущих людей, будь то студенты, редакторы или профессиональные писатели. Кроме того, часто в них нуждаются и обычные люди для более точных формулировок в беседе или письме.
Например, многих интересует распространенное слово «говорить», синонимы, значение, фразеологизмы с ним. Статья поможет подобрать максимально возможное количество вариантов и изучить иллюстрации к применению каждого.
Свойства и значения слова
Го-во-ри́ть – глагол, несовершенный вид, переходный.
Корень: -говор-; суффикс: -и; глагольное окончание: -ть.
- Владеть, пользоваться языком, устной речью. Марк только на днях научился говорить, и к удивлению родителей, это был не английский язык, а русский.
- Произносить слова, выражать какие-то мысли, вести речь, сообщать что-то. Ничего ранее неизвестного, говорит, Вы нам не сообщили, но, тем не менее, выражаем благодарность за сам факт.
- Говорить, синоним и значение – свидетельствовать, передавать определенную информацию, давать представление. Молчание было как раз уместным, потому что выражение лица и напряженность мускулов говорили, что он будет стоять на своем до конца.
- Подсказывать (переносное). Ранее неведомое чувство говорило ей, что Артемьев лжет.
- Разговаривать, беседовать (разговорное). Они говорили всю ночь, словно десять лет назад, словно и не было никакого расставания.
- Проявляться в чьих-либо словах, поступках, действиях, сказываться (переносное). Скорее всего, в ней говорило бунтарство: пускай мне же будет хуже, но сделаю наперекор.
- Идет молва, ходят слухи (безличное). Обо мне много чего говорят, и скажу тебе по секрету и с гордостью: я сам автор большинства этих слухов.
- Обсуждать что-либо, высказывать какое-либо мнение, рассуждать о чем-то (безличное). О ней нельзя было сказать «искренняя» или «глубокая», потому что так говорят о… по сравнению с ней о заурядных людях.
Синонимы к слову говорить
Среди самых распространенных следующие варианты:
- Апострофировать, базарить, балакать, беседовать.
- Бормотать (про себя), бросать, бредить, болтать.
- Быть в ударе, вдаваться в (рассуждения, подробности), вещать, вести (речь, разговор, беседу).
- Владеть языком, вставлять, выговаривать, выдавать.
- Выражать(ся), высказывать(ся), гласить, говорить ерунду.
- Городить, гундеть, доказывать, держать/вести (слово, речь).
- Заикаться (о чем-то), заявлять, замечать, заговаривать (с кем, зубы).
- Изрекать, излагать, лепетать, изъясняться.
- Лялякать, молвить, мямлить, намекать.
- Нести (чушь), обмениваться словами, объясняться, обмолвиться.
- Отзываться, ораторствовать, переговариваться, перекидываться словами.
- Говорить, синонимы: петь, повторять, подтверждать, поговаривать
- Приговаривать, проповедовать, произносить, проговаривать.
- Развивать мысль, разглагольствовать, разинуть рот, разговаривать.
- Распинаться, рассказывать, распространяться, рассуждать.
- Рассусоливать, растягивать (слова), резонировать, рубить.
- Сказать/сказывать, сообщать, собеседовать, свидетельствовать.
- Срываться с (языка), сюсюкать, тараторить, твердить.
- Текстовать, точить лясы, толковать, трактовать.
- Трепаться, трепать языком, тявкать, указывать.
- Удостоверять, утверждать, фонтанировать, упоминать.
- Чесать (языком), шепелявить, щебетать, шептать.
Иллюстрации употребления популярных синонимов
Нередко людей интересует, как синонимы к глаголу «говорить» можно применять на практике. Несколько примеров:
- Андрей Викторович и Сергей беседовали до утра и, судя по всему, остались очень довольны бессонной ночью.
- Болтала бы с тобой всю жизнь!
- Вести беседу – это такое же искусство как литература или живопись.
- И все-таки случайно она выдала, что втайне ездила к нему в Севастополь.
- Хватит говорить ерунду!
- Будущие журналисты учились вести речь у известного профессионала.
- Ты мне зубы не заговаривай!
- Она много писала и это помогло ей научиться виртуозно изъясняться.
- Сколько можно об этом намекать?
- Но он все равно обмолвился, что не рад этой встрече.
- Весь урок они перекидывались словами, несмотря на замечания химика.
- Поговаривают, что у них был головокружительный, но короткий роман.
- Мне стало намного легче, когда мы с ней проговорили эту ситуацию.
- Больше чем разговаривать с умными, думающими людьми я люблю только молчать с ними же.
- Я всегда любила слушать, как рассуждает мой дядя.
- Ее ненавидели за красоту и страсть вечно рубить правду-матку.
- Оба свидетельствовали о невиновности Вячеслава.
- Он всегда твердил, что в жизни нет ничего важнее любви и смерти, разве что железная дорога и вода.
- Игорь вопреки изобилию информации трактовал сон о сыне по-своему.
- Тебе не помешало бы научиться указывать ему на его неправоту.
- Точно, Борис что-то упоминал об этом.
- Анна умела шептать то, что ты больше всего жаждал услышать; не иначе как волшебница.
«Говорящий»: синонимы
Синонимы слова «говорящий»:
- Плетущий, просвещающий, вещающий, тараторящий.
- Болтающий, мычащий, переговаривающийся, проговаривающий.
- Высказывающийся, крякающий, изрекающий, городящий.
- Ораторствующий, собеседующий, тянущий, выговаривающий.
- Рассусоливающий, треплющийся, режущий, гласящий.
- Выдающий, замечающий, толкущий, подтверждающий.
- Доказывающий, бросающий, рассуждающий, сообщающий и так далее.
Антонимы и фразеологизмы
Антонимами слова «говорить» являются «немотствовать» и «молчать». Среди распространенных фразеологизмов и устойчивых выражений:
- Вообще говоря / говорить загадками / говорит, как пишет / говорить начистоту.
- Говорить на разных языках / говорить правду / говорить под руку / говорят тебе.
- Как говорят / иначе говоря / мягко говоря / кто бы говорил.
- Не говоря уже / нечего говорить / свободно говорить / что ни говори.
Часто употребляемое слово «говорить»: синонимы, значение, фразеологизмы больше не будут пугать пишущих и изъясняющихся людей. Давайте говорить правильно!
Синонимы – что такое, виды, как появляются, примеры, значение, функции
https://russkij-azyk.my-dict.ru/q/5458017_najti-glagoly-sinonimy/
https://www.syl.ru/article/451475/govorit-sinonimyi-glagola-i-primeryi-ispolzovaniya
Что такое глаголы синонимы и как их выделить в тексте.
Если вам необходимо получить ответ на вопрос Что такое глаголы синонимы и как их выделить в тексте?, относящийся
к уровню подготовки учащихся 1 — 4 классов, вы открыли нужную страницу.
В категории Русский язык вы также найдете ответы на похожие вопросы по
интересующей теме, с помощью автоматического «умного» поиска. Если после
ознакомления со всеми вариантами ответа у вас остались сомнения, или
полученная информация не полностью освещает тематику, создайте свой вопрос с
помощью кнопки, которая находится вверху страницы, или обсудите вопрос с
посетителями этой страницы.
Как определить, нейтральные, книжные, разговорные слова, и как не запутаться?
Нейтральные слова Книжные слова Разговорные слова
плакать рыдать реветь
бросить низринуть швырнуть
есть вкушать трескать
Смурной, печальный, скорбный. Галдёж, крик, клич. Глаза, мигалки, вежды. Морда, лицо, лик. Расхищать. красть, тибрить.
Падать, шмякаться, низвергаться. Кемарить, спать, почивать. Дерзновенный, рисковый, смелый.
Книжные: скорбный, клич, вежды, лик, расхищать, низвергаться, почивать, дерзновенный. Это слова, характерные прежде всего для письменной речи, присущие научным работам, официально-деловым документам, публицистике. По «шкале экспрессивности» — это самая высшая точка, т. е. это слова с повышенной экспрессивностью.
Нейтральные: печальный, крик, глаза, лицо, красть, падать, спать, смелый. Нейтральная лексика, иными словами, общеупотребительная лексика. Эта лексика предназначена для констатирующего, безоценочного, нетерминологического обозначения предметов, понятий повседневной жизни, явлений природы, периодов жизни человека и состояний его жизнедеятельности, отрезков времени, мер длины, веса, объёма и т. п. Она лишена экспрессии, эмоциональных и социальных оценок. Она является точкой отсчета в «шкале экспрессивности», по которой распределяется лит. лексика по основным разрядам: межстилевая (нейтральная) , книжная (повышенной экспрессии) и разговорная (пониженной, или сниженной, экспрессии). .
Разговорные: смурной, галдеж, мигалки, морда, тибрить, шмякаться, кемарить, рисковый. Разговорную лексику образуют слова, распространенные преимущественно в разговорной речи. Разговорная лексика ориентирована на неформальное общение в условиях межличностной коммуникации (непринуждённость общения и соответственно — выражения мыслей, чувств, отношения к предмету разговора) . Поэтому ей присуща сниженная экспрессивная окраска. Эта лексика эмоционально более напряженная, экспрессивная окраска варьируется от дружески фамильярной до грубо фамильярной и даже бранной.
А не запутаться очень на самом деле просто. Вот к примеру, «глаза» — нейтральная лексика, так говорят все для обозначения части лица человека. В разговорной речи мы можем услышать множество вариантов для обозначения оных: «моргалы», «мигалки», «гляделки» и т. п. Сразу видно, что такие слова уже не нейтральные, а экспрессивно окрашенные, причем сниженно. А в книжной речи не могут употребляться такие экспрессивно сниженные слова, ей присущи более «культурные» слова (ну это чтоб понятней было=), то есть: «очи», «вежды», «зеницы» и т. д.
В общем, принцип довольно простой и легкий, нужно порсто научиться обпределять нейтральную лексику (общеупотребительную) , а уже от нее отталкиваться в «плохую» (разговорную) или «хорошую» (книжную) сторону, то есть уметь правильно определить степень экспрессивной окраски (сниженной или повышенной) . Думаю, разберешься.
Источник статьи: http://otvet.mail.ru/question/64726776
Глаголы синонимы нейтральные книжные разговорные
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Рассказчик в детстве много читал и, веря в то, что все герои книг реальны, мечтал с ними встретиться.
2) Мальчику запрещали читать на кухне и отправляли его в комнату спать.
3) Несмотря на то что рассказчик в детстве любил читать, он не огорчался, когда у него ночью отнимали книгу, потому что начинал придумывать себе сны.
4) Рассказчик считает, что когда он сам начал писать, то стал чувствовать себя гораздо лучше, чем в голодном детстве.
5) Рассказчик и во взрослом возрасте продолжает мечтать о чём-то нереальном, считая мечты о том, что потенциально может случиться в реальности, глупыми.
(1)Сколько себя помню, меня загоняли в постель ровнёхонько в половине десятого. (2)А книжки отбирали, и если я проносил что-либо нелегально, то в самый увлекательный момент пододеяльного чтения бесшумно отпахивалась занавеска — я спал на кухне, на деревянном топчане, покрытом тоненьким матрасиком, набитым соломой, — кто-то возникал в проёме, и книжка изымалась. (3)А спать мне не хотелось то ли по причине упрямства и самоутверждения, то ли из-за того, что я был взбаламучен уже прочитанным. (4)Как бы там ни было, я не слишком расстраивался. (5)Во-первых, потому, что подобное происходило ежедневно, а во-вторых — и это главное — у меня в запасе было ещё одно увлекательнейшее занятие: я придумывал себе сны.
(6)Ах, какие это были сны, если, конечно, мне везло и они в самом деле проходили передо мною, как на экране! (7)Признаться, это случается со мной и сейчас, хотя возраст — как бы это поизящнее выразиться — внёс существенные коррективы в мои сценарии снов. (8)В детстве я мечтал обрести способность оказаться в любимых книгах и не только зримо увидеть их героев, но и запросто пообщаться с ними. (9)С Питером Марицем, юным буром из Трансвааля, с неугомонным бретёром д’Артаньяном, со знаменитым пиратом капитаном Флинтом или князем Серебряным. (10)В детстве я свято верил, что в книгах излагаются исторические события, что их герои — в самом деле существовавшие и, что самое любопытное, продолжающие существовать люди, с которыми можно запросто встретиться где-то там, вне реальности, но вполне реально. (11)Потом это прошло (может быть, к сожалению?), я стал сочинять нечто близкое к действительности и
записывать это «нечто», а ощущение — будто чуточку обокрал себя. (12)И стал куда беднее, чем в голодном детстве…
(13)Да, теперь я мечтаю об ином, но столь же нереальном, потому что мечтать реально — неинтересно, поверьте. (14)Мечтать, подобно Корейке, о том, что я найду толстый бумажник, набитый сотенными? (15)Глупо.
(16)Мечты бесценны сами по себе хотя бы потому, что способность мечтать – осколок утерянного детства. (17)Крохотный, как бриллиант, и сверкающий, как бриллиант. (18)А ведь человек живёт только в детстве своём. (19)Только. (20)В юности он – суетится, в зрелости — озабочен, в старости — раним. (21)Вот почему мечты для меня — просто способ продолжения жизни. (22)Всегда что-то обещающей и никогда не выполняющей своих обещаний. (23)Может быть, именно в этом и заключается её прелесть? (24)Как знать, как знать…
(25)Так что — мечтайте. (26)Если упорно о чём-то мечтать, то мечта обретает зыбкие черты нереальной реальности, и вы снова к чему-то стремитесь, снова чего-то ждёте, снова чего-то желаете. (27)Но ведь способность чего-то ждать и желать и есть основа нашей жизни.
(28)Например, желание заглянуть за горизонт. (29)У человека всегда два равно недостижимых горизонта: будущее и прошлое. (30)В будущее заглядывать тревожно, а тревога перед сном — гарантия тяжёлых сновидений. (31)И я заглядываю за второй, дарованный только человеку горизонт. (32)В прошлое. (33)Оно прочно прикрыто толстым льдом прожитых веков, а потому вечно спокойно и безмятежно. (34)Оно — БЫЛО, но ведь было! (35)А «БЫЛО» — всего лишь одна из форм глагола «ЕСТЬ».
* Борис Львович Васильев (1924–2013) — русский советский писатель и сценарист.
Источник статьи: http://rus-ege.sdamgia.ru/problem?id=29827
Глаголы синонимы нейтральные книжные разговорные
Среди предложений 25–31 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи сочинительного союза, частицы и форм слов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
(1)Сколько себя помню, меня загоняли в постель ровнёхонько в половине десятого. (2)А книжки отбирали, и если я проносил что-либо нелегально, то в самый увлекательный момент пододеяльного чтения бесшумно отпахивалась занавеска — я спал на кухне, на деревянном топчане, покрытом тоненьким матрасиком, набитым соломой, — кто-то возникал в проёме, и книжка изымалась. (3)А спать мне не хотелось то ли по причине упрямства и самоутверждения, то ли из-за того, что я был взбаламучен уже прочитанным. (4)Как бы там ни было, я не слишком расстраивался. (5)Во-первых, потому, что подобное происходило ежедневно, а во-вторых — и это главное — у меня в запасе было ещё одно увлекательнейшее занятие: я придумывал себе сны.
(6)Ах, какие это были сны, если, конечно, мне везло и они в самом деле проходили передо мною, как на экране! (7)Признаться, это случается со мной и сейчас, хотя возраст — как бы это поизящнее выразиться — внёс существенные коррективы в мои сценарии снов. (8)В детстве я мечтал обрести способность оказаться в любимых книгах и не только зримо увидеть их героев, но и запросто пообщаться с ними. (9)С Питером Марицем, юным буром из Трансвааля, с неугомонным бретёром д’Артаньяном, со знаменитым пиратом капитаном Флинтом или князем Серебряным. (10)В детстве я свято верил, что в книгах излагаются исторические события, что их герои — в самом деле существовавшие и, что самое любопытное, продолжающие существовать люди, с которыми можно запросто встретиться где-то там, вне реальности, но вполне реально. (11)Потом это прошло (может быть, к сожалению?), я стал сочинять нечто близкое к действительности и
записывать это «нечто», а ощущение — будто чуточку обокрал себя. (12)И стал куда беднее, чем в голодном детстве…
(13)Да, теперь я мечтаю об ином, но столь же нереальном, потому что мечтать реально — неинтересно, поверьте. (14)Мечтать, подобно Корейке, о том, что я найду толстый бумажник, набитый сотенными? (15)Глупо.
(16)Мечты бесценны сами по себе хотя бы потому, что способность мечтать – осколок утерянного детства. (17)Крохотный, как бриллиант, и сверкающий, как бриллиант. (18)А ведь человек живёт только в детстве своём. (19)Только. (20)В юности он – суетится, в зрелости — озабочен, в старости — раним. (21)Вот почему мечты для меня — просто способ продолжения жизни. (22)Всегда что-то обещающей и никогда не выполняющей своих обещаний. (23)Может быть, именно в этом и заключается её прелесть? (24)Как знать, как знать…
(25)Так что — мечтайте. (26)Если упорно о чём-то мечтать, то мечта обретает зыбкие черты нереальной реальности, и вы снова к чему-то стремитесь, снова чего-то ждёте, снова чего-то желаете. (27)Но ведь способность чего-то ждать и желать и есть основа нашей жизни.
(28)Например, желание заглянуть за горизонт. (29)У человека всегда два равно недостижимых горизонта: будущее и прошлое. (30)В будущее заглядывать тревожно, а тревога перед сном — гарантия тяжёлых сновидений. (31)И я заглядываю за второй, дарованный только человеку горизонт. (32)В прошлое. (33)Оно прочно прикрыто толстым льдом прожитых веков, а потому вечно спокойно и безмятежно. (34)Оно — БЫЛО, но ведь было! (35)А «БЫЛО» — всего лишь одна из форм глагола «ЕСТЬ».
* Борис Львович Васильев (1924–2013) — русский советский писатель и сценарист.
(25)Так что — мечтайте. (26)Если упорно о чём-то мечтать, то мечта обретает зыбкие черты нереальной реальности, и вы снова к чему-то стремитесь, снова чего-то ждёте, снова чего-то желаете. (27)Но ведь способность чего-то ждать и желать и есть основа нашей жизни.
(28)Например, желание заглянуть за горизонт. (29)У человека всегда два равно недостижимых горизонта: будущее и прошлое. (30)В будущее заглядывать тревожно, а тревога перед сном — гарантия тяжёлых сновидений. (31)И я заглядываю за второй, дарованный только человеку горизонт.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Рассказчик в детстве много читал и, веря в то, что все герои книг реальны, мечтал с ними встретиться.
2) Мальчику запрещали читать на кухне и отправляли его в комнату спать.
3) Несмотря на то что рассказчик в детстве любил читать, он не огорчался, когда у него ночью отнимали книгу, потому что начинал придумывать себе сны.
4) Рассказчик считает, что когда он сам начал писать, то стал чувствовать себя гораздо лучше, чем в голодном детстве.
5) Рассказчик и во взрослом возрасте продолжает мечтать о чём-то нереальном, считая мечты о том, что потенциально может случиться в реальности, глупыми.
Пояснение (см. также Правило ниже).
1) Рассказчик в детстве много читал и, веря в то, что все герои книг реальны, мечтал с ними встретиться. − Подтверждается предложением 10.
2) Мальчику запрещали читать на кухне и отправляли его в комнату спать. − Противоречит предложению 2.
3) Несмотря на то что рассказчик в детстве любил читать, он не огорчался, когда у него ночью отнимали книгу, потому что начинал придумывать себе сны. − Подтверждается предложениями 4−5.
4) Рассказчик считает, что когда он сам начал писать, то стал чувствовать себя гораздо лучше, чем в голодном детстве. − Противоречит предложению 12.
5) Рассказчик и во взрослом возрасте продолжает мечтать о чём-то нереальном, считая мечты о том, что потенциально может случиться в реальности, глупыми. − Подтверждается предложением 13.
Задание 22 требует от учащегося умения проводить информационную обработку текста.
Это задание, как и 1-е, проверяет способность учащихся улавливать логику развития мысли автора предъявленного для анализа текста.
Чтобы выполнить задание 22, необходимо внимательно прочесть текст, найти подтверждение предлагаемым вариантам ответов в тексте.
В приведённых вариантах ответов должна содержаться та же информация, те же факты, что и в тексте. Обратите внимание на невозможность искажения, даже незначительного, фактов, деталей текста, связанных с периодами действия (годами, месяцами и т. п.), именами героев, родом занятий персонажей — именно здесь часто скрываются «ловушки» задания № 21. Обязательно после определения вариантов ответа еще раз найдите конкретные предложения, подтверждающие эту информацию, в тексте.
Источник статьи: http://rus-ege.sdamgia.ru/problem?id=29857
Распределите глаголы-синонимы по трем столбикам: 1)нейтральные 2)книжные 3)разговорные
глаголы-синонимы:
Плакать,рыдать,реветь; учить,изучать,зубрить; чахнуть,сохнуть,хиреть; созерцать,смотреть,глазеть.
1. плакать, учить, сохнуть, смотреть
2. рыдать, изучать, чахнуть,созерцать
3. реветь, зубрить, хиреть, глазеть
1)нейтральные: Плакать, учить, сохнуть, смотреть
2)книжные: рыдать, изучать, чахнуть, созерцать
3)разговорные: реветь, зубрить, хиреть, глазеть
Другие вопросы из категории
Вопрос «кем быть» не волновал моих учителей, моих родителей и меня
самого. Всем, в тои числе и мне, казалось, что он сам решится, он нечто
далёкое и туманное, о котором не надо заранее беспокоиться.
Теперь этот вопрос застал меня врасплох. Надо решать, нечего рассчитывать на чью- то поддержку, на выручку со стороны.
В каком деле я принесу больше пользы, что я люблю, чему отдать свои
силы? С пристрастием допрашивая себя, я сделал открытие. О каждом из
своих знакомых я мог сказать что- то определённое. Наш сосед Сергей
Артамонович добр от природы простосердечен, имеет какие- то привычки, а
Яков Перляков, мой одногодок, отличается тем- то. Хорошо ли, плохо, я
всех мог оценить. Всех, кроме себя. Оказывается, самый непонятный для
меня человек- я сам. Кто таков? Что из себя представляю?
Заранее спасибо. Лучший ответ и спасибо обеспечены, конечно же.
Читайте также
плакать рыдать реветь
бросить низринуть швырнуть
есть вкушать трескать
1 расмотри таблицу
2 спишите растовляя синонимы по таблицам
Смурной ,печальный ,скорбный .Галдёж ,крик ,клич . Глаза, мигалки ,вежды .Морда ,лицо, лик . Расхищать , красть, тибрить, .Падать, шмякаться ,низвергаться .Кемарить ,спать ,почивать .Дерзновенный , рисковфй, смелый .
ПОМОГИТЕ ПЛИЗ зарание огромное спасибо
цвета, ж) процесс издавания звуков.
Вязать, звенеть, светает, зеленеет, восклицать, лежать, радоваться, выкопать, чирикать, шествует, побледнеть, шептаться, печалиться, замерзнуть, пожелтеть, поразмышлять, смеркается, двигаться.
2. Выписать из задания № 1 только глаголы совершенного вида, составить два словосочетания, соответствующие схемам: глагол + сущ., глагол + наречие.
3. Запишите данные ниже глагола в инфинитиве, обозначив окончания.
Образец: Обвиняет – обвинять.
Отрастет, обидимся, отвлечетесь, околдую, зацвел.
4. Выпишите глаголы, которые пишутся раздельно с не:
(Не)останавливаться, (не)навидеть, (не)долюбливать, (не)знакомиться, (не)житься, (не)различают, (не)мог, (не)здоровится, (не)годовать, (не)отваживаются.
5. Запишите слова, распределяя на две группы:
1. — ыва — , — ива — 2. — ова — , — ева –
Разбрас…вать, затапл…вать, проб…вать, танц…вать, осматр…вать, рад…вать, утрач…вать, след…вать, команд…вать, выращ…вать.
6. Выпишите словосочетания с переходными глаголами.
Сеять пш…ницу, др…мать на д…ване, прису…ствовать на конференц…и, чу…ствовать вину, уча…ствовать в сор..внованиях, любить бабушку, с…деть на лавочк…, рассказ…вать ска…ки, насл…ждаться тиш…ной, прин…сти дрова.
7. Найдите в предыдущем задании возвратный глагол, выпишите его, дополните запись возвратными глаголами из задания № 1. Составьте с одним из глаголов предложение.
8. Заполните таблицу по образцу:
Инфинитив
Условное накл.
(сослагательное)
Изъявительное
наклонение
Повелительное
наклонение
1. Приготовить
приготовил бы
приготовила бы
приготовил
приготовят
приготовь
приготовьте
пусть приготовят
2. Поглядеть
3. Сидеть
9. Спиши предложение, подчеркни глаголы как члены предложения, укажи наклонение.
Сделай морфологический разбор выделенных слов.
Если б я была царица, то на весь крещеный мир приготовила бы пир.
Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.
Кончил дело – гуляй смело.
Чем больше вы будете узнавать лес, тем больше будете убеждаться в том, что лес человеку не враг, а друг.
Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам.
Если бы рядом стояла вода, люди бы сбили огонь без труда.
1. Распределите глаголы по группам а) трудовой процесс, б) движение, в) состояние человека, г) состояние природы, д) процесс речи и мысли, е) проявление цвета, ж) процесс издавания звуков.
Вязать, звенеть, светает, зеленеет, восклицать, лежать, радоваться, выкопать, чирикать, шествует, побледнеть, шептаться, печалиться, замерзнуть, пожелтеть, поразмышлять, смеркается, двигаться.
2. Выписать из задания № 1 5 глаголов несовершенного вида, составить два словосочетания, соответствующие схемам: глагол + сущ., глагол + наречие.
3. Запишите данные ниже глагола в инфинитиве, обозначив окончания.
Образец: Обвиняет – обвинять.
Отчитываются, стригут, несет, приводила, распоряжусь.
4. Выпишите глаголы, которые пишутся слитно с не:
(Не)останавливаться, (не)навидеть, (не)долюбливать, (не)знакомиться, (не)житься, (не)различают, (не)мог, (не)здоровится, (не)годовать, (не)отваживаются.
5. Запишите слова, распределяя на две группы:
1. — ыва — , — ива — 2. — ова — , — ева –
Разбрас…вать, затапл…вать, проб…вать, танц…вать, осматр…вать, рад…вать, утрач…вать, след…вать, команд…вать, выращ…вать.
6. Выпишите словосочетания с непереходными глаголами.
Сеять пш…ницу, др…мать на д…ване, прису…ствовать на конференц…и, чу…ствовать вину, уча…ствовать в сор..внованиях, любить бабушку, с…деть на лавочк…, рассказ…вать ска…ки, насл…ждаться тиш…ной, прин…сти дрова.
7. Найдите в предыдущем задании возвратный глагол, выпишите его, дополните запись возвратными глаголами из задания № 1. Составьте с одним из глаголов предложение.
8. Заполните таблицу по образцу:
Инфинитив
Условное накл.
(сослагательное)
Изъявительное
наклонение
Повелительное
наклонение
1. Приготовить
приготовил бы
приготовила бы
приготовил
приготовят
приготовь
приготовьте
пусть приготовят
2. Явиться
3. Дышать
Нейтральное книжное разговорное
Слова: Идти, шевствовать,пл_стись.Гигантский, здоровенный,большой. Дрыхнуть,поч_вать,спать.заплакать,Возрыдать,разр_веться.Клянчить,х_дайствовать,просить. Пожалуйста помогите!
Источник статьи: http://russkij-yazyk.neznaka.ru/answer/1140713_raspredelite-glagoly-sinonimy-po-trem-stolbikam-1nejtralnye-2kniznye-3razgovornye/
Гость:
Найдём и подчеркнём глаголы-синонимы (выделены большими буквами, подчеркнуть __).
Глаголы→обозначают действие предмета, отвечают на вопрос «ЧТО ДЕЛАТЬ?/ЧТО СДЕЛАТЬ?»
Очень люблю радугу — радости чудесную дугу. Цветными воротами перекинется она над землей, ЗАСВЕРКАЕТ, ЗАБЛЕСТИТ — залюбуешься! Только вот всегда радуга далеко. Сколько ни иди, как не спеши, все равно близко не подойдешь. Рукой не дотронешься. Я так и назвал её — «далёкое чудо».
Синонимы в тексте засверкает, заблестит→в значении→ начинать сверкать, блестеть, засиять ярким светом.
Дата: 14.02.18 г. Класс: 4 «А» Предмет:
русский язык Тақырыбы:
Тема: Подбор и употребление в речи глаголов синонимов и глаголов
антонимов. Тип:
комбинированный Мақсаты:
Цель: учащиеся знают понятия синонимы и антонимы; понимают необходимость
употребления в речи синонимов и антонимов; размышляют над
употреблением в речи синонимов и антонимов.
Задачи: Создать благоприятную психологическую
атмосферу; Максимально активизировать
мыслительную деятельность учащихся
Развивать
орфографическую зоркость, каллиграфические навыки; способствовать созданию
эмоционально- положительной основы для развития коммуникативных способностей и
навыков коллективного сотрудничества;
Воспитывать самостоятельность,
ответственность.
Планируемый результат: учащиеся смогут подбирать и
употреблять в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы.
Әдістері:
Методы: информационно-рецептивный, репродуктивный,
личностно-ориентированный
Ключевые идеи:
Синонимы – это слова, близкие по значению, но разные по звучанию. Антонимы –
это слова, противоположные по значению.
Пәнаралық
байланыс:
Межпредметная связь: литература
Раздаточный
и демонстрационный материал: карточки «Бортовые
журналы», , карточки с дифференцированными заданиями, карточки
для работы в группе, бортовые журналы, карточки с признаками глагола, золотые
монеты в сундуке, глобус
Көрнекілігі:
Оборудование: компьютер,
мультимедийный проектор, экран (интерактивная доска), интерактивная
доска( презентация)
Сабақтың
барысы:
Ход
урока:
1.Ұыймдастыру
кезеңі. Организационный этап.
Приветствие Здравствуйте!
Сәлеметеіз бе! Good morning!
Психологический
настрой Игра – активатор “РАЗ”,
“ДВА”! «ТРИ» —
— Для
того, чтобы наш настрой на работу был отличным (настроение улучшилось),
попробуйте на счёт “раз” хлопнуть в ладоши, а на счёт “два” хлопнуть ладошкой
по ладошке соседей, на «три» дотронуться ладошками в группе. Приготовились?
—
“РАЗ”, “ДВА”! «Три» Молодцы! Девиз «Один за всех, все за одного!»
2.Ой қызметінің белсенділігін ояту. Активизация
мыслительной деятельности. Как вы думаете, для чего мы
изучаем русский язык? (ответы детей)
Слайд
Русский
язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок,
послушен, ловок и вместителен.
А. И. Куприн
Слайд
Учись, смекай, активным
будь и
к знаниям откроешь
путь!
Итак, начинаем работать.
3.Бұрынғы
біілімді жандандыру. Актуализация прежних знаний
Слайд
—
Сможет ли человек, за 40 минут, совершить кругосветное путешествие?
А
мы, сегодня, на уроке русского языка это должны сделать.
Мы
отправимся в кругосветное путешествие по модели нашей Земли -Глобусу,
проплывём четыре океана. Назовите, какие океаны вы знаете. (Тихий,
Атлантический, Индийский, Сев- Ледовитый) и уже открыт пятый океан и называется
он «Южный»
Слайд
На
столе, перед вами изображение корабля, на котором мы отправимся в путешествие.
—
На корабле необходимо раскрасить флажок —
зелёным
цветом, если у тебя радостное настроение,
жёлтым
цветом – спокойное настроение,
красным
– грустное настроение.
Покажите мне свои корабли
О
какой части речи мы говорили с вами на последних уроках русского языка? (о
глаголе). Поэтому для нашего путешествия нам нужно взять с собой багаж знаний
о глаголе, логическое мышление, память, внимание, грамматическую речь и
орфографическую зоркость. И, конечно же, умения работать в команде.
А
что вы хотите пожелать тем, кто с нами отправится в путешествие? ПОЖЕЛАНИЯ
ребятам и гостям
А
что нам для нашего путешествия необходимо еще, вы мне скажете немного позже.
Для
нашего путешествия нам необходимы бортовые журналы, в которых необходимо
записать число, классная работа. И на полях чертим шкалу успеха. (Тема – Глаголы:_________
(дописывают
после минутки чистописания)
— Начнём путешествие с Тихого океана. АДИЛЯ
Тихий океан – самый большой на Земле. Такое имя ему
дал мореплаватель Фернан Магеллан, потому что во время его путешествия на
парусных кораблях этот океан был спокойным. Хотя на самом деле Тихий океан
вовсе не тихий, особенно в западной его части, где он поднимается и гонит
огромные волны – цунами, приносящие много бед жителям японских островов.
1. Орографическая
пятиминутка.
Чтобы спасти нам
жителей японских островов нам необходимо выполнить ряд заданий. На столах у вас
лежат карты — задания
—
Распределить слова на группы по орфограммам.
М..рской, чудес,,ная, в..рхушка, радос,,ный, ло..кий,
р..синка, гла..кий, хрус..нула, остро..ки.
Безударная Б. г. |
Непроизносимая Н.г. |
Парная П.с |
—
На какие группы разделили слова?
—
безударная гласная в корне слова,
—
непроизносимая согласная,
—
парная согласная в корне слова,
проверка на слайде и в группе
Если справились с этим заданием, оцените свою работу
по шкале успеха.
— Найди «лишнее» слово. Слово — хрустнула (Глагол).
Докажи ответ. ()
2. Фронтальный
опрос. (задания в конверте)
Команде необходимо
собрать всю информацию о глаголе (на листе изображение глагола, дети
приклеивают на лист все характерные признаки глагола работа 3 мин
Капитаны
кораблей прикрепляют на доску работу группы (наклейки зеленого цвета) , может
кто то из вас заметил недостающие признаки глагола, кто из членов группы сможет
вспомнить недостающий признак, группа получает бонус к своим ответам.
—
Какая часть речи называется глаголом?
—
На какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы?
—
Назови постоянные признаки глагола. (Вид, спряжение.)
—
На какие вопросы отвечают глаголы совершенного вида? Несовершенного вида?
—
Назвать пару глаголов совершенного и несовершенного вида.
3. Распределить
слова по спряжению. Работа с сигнальными карточками,
(«МОЛЧАНКА» Послушаем.
как шумит тихий океан Шум океана, показывают на карточках 1 или 2 спряжение)
Бежать, дарить, путешествовать, плыть, готовить,
получить, брить, летать, смотреть, строить.
Если справились с этим заданием, оцените свою работу
по шкале успеха.
Слайд
Минутка чистописания. Перед
вами лежат листочки. Вам нужно напечатанную цепочку букв правильно, аккуратно
переписать в тетрадь. Письменными буквами. гсгигнгогнгигмгы
гагнгтгогнгигмгы Возьмите карандаш и вычеркните букву
Г. Что
интересного заметили? Какие слова получились?
(Синонимы. Антонимы) оцените свою работу на шкале
успеха
Впишите эти два слова напротив темы нашего урока. «Глаголы
синонимы и антонимы».
Слайд
3. Целеполагание
— Как
вы думаете, на какие вопросы по этой теме мы можем ответить за время
путешествия? Назовите их. (вопросы записаны на слайде)
—
Когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука?
—
Какие глаголы называются синонимами?
—
Какие сказки сочинил А.С.Пушкин?
—
Какие глаголы называются антонимами?
— Для
чего нужны глаголы-синонимы и глаголы-антонимы в речи?
— Что
такое наречие?
— Действительно, сегодня на уроке мы постараемся ответить на
следующие вопросы. Учитель зачитывает вопросы еще раз (остались
вопросы, на которые планируется ответить на уроке).
Сегодня
тема нашего урока «Подбор и употребление в речи глаголов синонимов и глаголов
антонимов».
В стране родного языка не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём и сами до всего дойдём.
Слайд Диана Лысенко
—
Мы проплываем Атлантический океан.
Раньше
европейцы даже не подозревали о существовании Тихого океана. Им был известен
только один океан – Атлантический, который казался беспредельным, поэтому его
назвали в честь самого сильного героя греческих мифов Атланта. На самом деле
Атлантический океан второй по величине после Тихого, наибольшая глубина океана
5 километров. В Атлантическом океане бывают огромные волны высотой с
трёхэтажный дом.
Слайд
На побережье Атлантического океана есть огромный замок
и называется он Замок синонимов.
Вспомните,
что называется синонимами
Слайд
Запишите синонимы к картинке
Смотрит – глядит
Говорят – беседуют
Танцуют – пляшут
Синонимы – понятия
Синонимы — друзья
1. Упражнение
«Поиск». Подбери к глаголам — синонимы
бросать-
хохотать-
зябнуть-
бранить-
блестеть-
Оцени на шкале успеха свою работу
Слайд
синонимический ряд поставь действия в
порядке усиления (смеяться, хохотать, заливаться. закатываться)
1. Расположить глаголы-синонимы в порядке усиления действия,
поставив над каждым словом как начинает развиваться действие.
Хихикает, хохочет, смеётся.
Говорит, шепчет, кричит.
Хвалит, превозносит, одобряет.
Разрушит, испортит, сломает.
Проверяем
— Как думаешь, для чего нужны синонимы?
Физминутка
—
Кораблик отправляется и путешествие продолжается. Большая часть работы
выполнена. Необходим отдых. Но и расслабиться нужно с пользой. Попробуем
выполнить всю трудную работу, которую успевает сделать глагол всего в 20
словах.
Покачайтесь,
покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте.
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поморгайте, улыбнитесь,
Глубоко теперь вздохните.
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите
Вновь трудиться вы начните.
Наше путешествие продолжается, и мы
проплываем Индийский океан. Ангелина
Омывает
берега Индии Индийский океан. Индийский океан особенно неспокоен в южной своей
части. Он теплее других, даже в северной части воды индийского океана
прогреваются до + 35 градусов.
На
берегу океана есть тоже большой замок и называется он Замок антонимов
Антонимов.
Все
жители этого замка настоящие спорщики
Слайд
подбери к глаголам антонимическую пару
встречать-
лежать
–
светлеть-
начинать
–
кричать-
5.Игра
«Перестрой фразы
наоборот»
Я буду говорить Вы
будете…(молчать)
Я буду стоять Вы
будете….(сидеть)
Я буду открывать
Вы
будете……(закрывать)
Я буду
работать
А вы
будете…(отдыхать)
Дидактическая игра (в мяч).
—
Подобрать антонимы.
Работать — бездельничать, говорить — молчать, потерять — найти,
сидеть — стоять, строить — ломать, плакать – смеяться, хвалить – бранить,
встать – сесть, взять – отдать, завязать – развязать.
Вывод: антонимы делаю нашу речь более
точной. Ведь не зря народ придумал такую пословицу «Всё познаётся в сравнении».
А помогают нам сравнивать слова — антонимы.
2. Комментированное письмо, упр. 409 стр. 154
—
С антонимами мы встречаемся часто в пословицах и поговорках.
—
Объяснить пословицы и поговорки.
—
Подчеркнуть антонимические пары.
—
Какие слова называются антонимами?
— Какова роль антонимов в речи?
(Антонимы придают речи
ясность, выразительность.)
Как вы думаете, где мы можем встретить глаголы -синонимы ,
глаголы-антонимы( в своей речи, в литературных
произведениях)
Вывод: Синонимы позволяют
избегать ненужных повторов в тексте, более точно выражают мысль.
Самостоятельная работа
1 уровень – составить со словами предложение. Проверка
Слайд
5. Работа с текстом. |
— Подчеркните в тексте глаголы-синонимы. Хихикнули молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапками, |
—
Синонимы – это слова, близкие по смыслу.
— Для
чего используют синонимы в речи?
—
Благодаря использованию синонимов речь становится богатой, яркой, выразительной,
без повторов.
Слайд
3. Вставить подходящий по смыслу глагол.
По улицам города … мотоциклист. С весёлой песней …
отряд. Сквозь густые заросли малины … медведь. Лениво … к реке стадо коров.
Слова для справок: шагает, мчится, пробирается,
бредёт.
— Синтаксический разбор II
предложения.
— Морфологический разбор глагола «шагает».
Шагает
– глагол, н.ф. – шагать, несов.в., Iспр., наст.вр., 2 л., ед.ч.,
сказуемое.
Разбор по составу пробирается
Слайд Соедини Синонимы и антонимы
— Предлагаю вам «Аукцион слов».
— Что такое «аукцион»?
— Аукцион — это публичный торг,
при котором товар или имущество продаётся лицу, предложившему наивысшую цену.
— В нашем случае, вместо товара даны
глаголы:
бранить ругать
— хвалить
спешить бежать
— стоять
сооружать строить
— ломать
заступиться защитить
— обидеть
вечереет
темнеет — рассветает
веселиться
радоваться — огорчаться
брать
взять — отдать
Вывод: Если мы будем использовать синонимы
и антонимы, будет красива и грамотна наша речь.
— Наше путешествие благополучно заканчивается, и мы проплываем
Северный Ледовитый океан.
Арктика – самая северная область, зимой и летом покрытая толстым слоем льда и
снега. У Северного полюса находится четвёртый океан, почти вся его поверхность
покрыта толстыми крепкими льдами, а вокруг многометровые сугробы снега. Вот
почему этот океан назвали Северный Ледовитый.
«Крестики
— нолики». Крестик
правильное утверждение, 0 – неверное утверждение.
Индивидуальная
работа.
—
Если, на ваш взгляд, высказывание является верным, то ставьте знак крестик , а
если неверным, то нолик.
1.
Глагол – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на
вопросы что делать? что сделать? (-)
2.
Глаголы II спряжения имеют окончания
–ишь,
-ите. (+)
3.
Глаголы слышать и терпеть относятся к I спряжению. (-)
4.
Глаголы шагаю, иду – синонимы. (+)
5.
Глаголы сохраняю, берегу – антонимы. (-)
Ответы: 0Х0Х0
Самопроверка.
Итог
Вопросы по теме урока
— Путешествие
наше закончилось. Пора бросать якорь. Давайте проверим, нашли мы ответы на
вопросы, которые поставили в начале путешествия?(вопросы на слайде на тот
который был вначале урока )
—
Какие слова называются синонимами? А какие слова — антонимами?
—
Для чего нужны синонимы и антонимы в речи?
(Синонимы — богатой,
яркой, выразительной, без повторов.)
А
антонимы помогают нам сравнивать слова).
— На
что обязательно необходимо обратить внимание, выбирая синоним или антоним? (На
значение слова.)
— Кто
узнал новые значения слов, пополнил свой словарный запас?
—
Какую роль играют глаголы в речи?
(Без
глаголов наша речь бедна, а глагол делает её ясной и понятной)
— Необходимо иметь большой словарный запас.
В своей речи нужно
умело пользоваться синонимами, антонимами, фразеологическими оборотами.
— Где вам
пригодятся знание синонимов и антонимов?
Все это важно
знать для того чтобы правильно использовать синонимы при беседе в выступлениях
сочинениях.
-А если не всегда
легко подобрать синонимический ряд или антонимическую пару, что же делать
тогда? (обратиться к словарю синонимов и антонимов).
Рефлексия
«Фразеологизм».
— Выбери
фразеологизм, который характеризует твою работу на уроке.
Шевелить мозгами. (показывает
каждый в группе)
Краем уха. Хлопать
ушами.
Рефлексия
«Кораблик».
— Хочется
поблагодарить вас за сотрудничество, активность и творчество!
— Кто
в своих знаниях поднялся на лесенку успеха? Подсчитайте, кто, сколько баллов
набрал. Сложите результаты в группе. Какое число у вас получилось?
—
Закройте свои Бортовые журналы.
Возьмите
в руки карандаши красного, желтого, и зеленого цвета и:
— Если тебе
понравился урок, и ты успешно справился со всеми заданиями, раскрась парус
жёлтым цветом.
— Если тебе на
уроке было трудно, но ты смог прийти к верному ответу, раскрась парус зелёным
цветом.
— Если тебе было
трудно на уроке справляться с заданиями и тебе требуется помощь, раскрась парус
красным цветом.
Подклейте свои
кораблики на один общий лист и капитаны прикрепят их на доску, и мы посмотрим,
как вы поработали.
— Покажите
всем ваши корабли.
И
заполните оценочный лист урока
Сундук с монетами
На дне одного из океанов был найден
сундук с золотыми монетами, и наверное пришло время отблагодарить всех кто
сегодня путешествовал . показывал свои знания и умения, работал в команде.
Дз
стр. 155, упр. 410 или 411на выбор.- Вы сегодня хорошо потрудились.
Спасибо за работу!
.
БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ группы №
Имена:____________________________________________________________
1. Задание
Распредели слова на
группы по орфограммам, подчеркни пропущенную орфограмму.
М…рской, чудес…ная,
в…рхушка, радос…ный, ло…кий, р…синка, гла…кий, хрус…нула, остро…ки.
Найди лишнее слово
2. Минутка
чистописания
Перепиши в тетрадь строчными буквами,
прочитай что получилось, впиши в тетрадь тему
урока
гсгигнгогнгигмгы ги гагнгтгогнгигмгы.
2. Упражнение
«Поиск». Подбери к глаголам — синонимы
бросать-
хохотать-
зябнуть-
бранить-
блестеть-
Вставить
подходящий по смыслу глагол
По улицам города … мотоциклист. С весёлой
песней … отряд. Сквозь густые заросли малины … медведь. Лениво … к реке стадо
коров.
Слова для справок: шагает, мчится,
пробирается, бредёт.
2. Расположить глаголы-синонимы в порядке усиления действия,
поставив над каждым словом цифру, как начинает развиваться действие.
Хихикает, хохочет, смеётся.
Говорит, шепчет, кричит.
Хвалит, превозносит, одобряет.
Разрушит, испортит, сломает.
3.
Работа с текстом
.- Подчеркните в тексте глаголы-синонимы.
Хихикнули молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапками,
засмеялись добрые старушки, улыбнулись старые зайцы, побывавшие в лапах у
лисицы и отведавшие волчьих зубов.
Итог: (записать количество баллов у
каждого члена группы и общее количество)
_____________________________________________________________________________________
Оценочный
лист урока
Фамилия,
имя_________________________________________
Оцени по пятибальной
шкале
1.Понравился
урок? 1 2 3 4 5
2.Мне было интересно работать с материалами урока 1 2 3 4 5
3.
Я узнал(а) много нового 1 2 3 4 5
4.Я
могу рассказать, о том что узнал(а) своему другу 1 2 3 4 5
5.За
урок я ставлю себе оценку 1 2 3 4 5
Оценочный
лист урока
Фамилия,
имя_________________________________________
Оцени по пятибальной
шкале
1.Понравился
урок? 1 2 3 4
5
2.Мне
было интересно работать с материалами урока 1 2 3 4
5
3.
Я узнал(а) много нового 1 2 3 4 5
4.Я
могу рассказать, о том что узнал(а) своему другу 1 2 3 4
5
5.За
урок я ставлю себе оценку 1 2 3 4 5
Оценочный
лист урока
Фамилия,
имя_________________________________________
Оцени по пятибальной
шкале
1.Понравился
урок? 1 2 3 4
5
2.Мне
было интересно работать с материалами урока 1 2 3 4
5
3.
Я узнал(а) много нового 1 2 3 4 5
4.Я
могу рассказать, о том что узнал(а) своему другу 1 2 3 4
5
5.За
урок я ставлю себе оценку 1 2 3 4 5
Оценочный
лист урока
Фамилия,
имя_________________________________________
Оцени по пятибальной
шкале
1.Понравился
урок? 1 2 3 4
5
2.Мне было интересно работать с материалами урока 1 2 3 4
5
3.
Я узнал(а) много нового 1 2 3 4
5
4.Я
могу рассказать, о том что узнал(а) своему другу 1 2 3 4
5
5.За
урок я ставлю себе оценку 1 2 3 4
5
Оценочный
лист урока
Фамилия,
имя_________________________________________
Оцени по пятибальной
шкале
1.Понравился
урок? 1 2 3 4
5 2.Мне
было интересно работать с материалами урока 1 2 3 4
5
3.
Я узнал(а) много нового 1 2 3 4
5
4.Я
могу рассказать, о том что узнал(а) своему другу 1 2 3 4
5
5.За
урок я ставлю себе оценку 1 2 3 4
5
К повторению по теме «Глагол»в группе (на
бумаге нарисован Дядюшка Глагол. Ребята из коныертов доствют распечатанные на только
те признаки, которые к нему относятся. Для быстрой проверки этого видв заданий,
все признаки распечсатать на бумаге например желтого цвета, а остальные
признаки на бумаге другого цвета )
самостоятельная часть речи |
самостоятельная часть речи |
отвечает на вопрос что делать? что сделать? что будет делать? и обозначает действие предмета |
отвечает на вопрос что делать? что сделать? что будет делать? и обозначает действие предмета |
Бывает совершенного и несовершенного вида |
Бывает совершенного и несовершенного вида |
Изменяется по временам и числам |
Изменяется по временам и числам |
Имеет прошедшее настоящее и будущее время |
Имеет прошедшее настоящее и будущее время |
Инфинитив – это неопределенная форма, которая не ни лица, ни рода. |
Инфинитив – это неопределенная форма, которая не ни лица, ни рода. |
В неопределенной форме отвечают на вопрос что делать? |
В неопределенной форме отвечают на вопрос что |
Неопределенная форма образуется при помощи суффиксов |
Неопределенная форма образуется при помощи суффиксов |
В настоящем времени изменяется по лицам и числам. |
В настоящем времени изменяется по лицам и числам. |
Бывает совершенного и несовершенного вида. …несовершенного вида отвечает на вопрос что делать, |
Бывает совершенного и несовершенного вида. …несовершенного вида отвечает на вопрос что делать, |
Изменение глагола по лицам и числам называется |
Изменение глагола по лицам и числам называется |
Глаголы 1 спряжения в форме настоящего и будущего |
Глаголы 1 спряжения в форме настоящего и будущего |
Глаголы 2 спряжения в форме настоящего и будущего |
Глаголы 2 спряжения в форме настоящего и будущего |
Спряжение можно определить по окончанию 3 л мн. |
Спряжение можно определить по окончанию 3 л мн. |
В прошедшем времени изменяется по родам |
В прошедшем времени изменяется по родам |
самостоятельная часть предложения |
самостоятельная часть предложения |
отвечает на вопрос кто? что? и обозначает предмет |
отвечает на вопрос кто? что? и обозначает предмет |
изменяется по падежам |
изменяется по падежам |
изменяется по родам |
изменяется по родам |
Бывает 1,2,3 склонения |
Бывает 1,2,3 склонения |
Бывает одушевленное и неодушевленное |
Бывает одушевленное и неодушевленное |
Собственное и нарицательное |
Собственное и нарицательное |
В предложении является главным членом и |
В предложении является главным членом и |
Связано с прилагательным в роде, числе и падеже. |
Связано с прилагательным в роде, числе и падеже. |
Ча- ща пиши с буквой А |
Ча- ща пиши с буквой А |
На конце после шипящих в женском роде пишется ь знак |
На конце после шипящих в женском роде пишется ь знак |
Отвечает на вопрос какой? какая? какое? и обозначает |
Отвечает на вопрос какой? какая? какое? и обозначает |
Имеет прямое и переносное значение |
Имеет прямое и переносное значение |
К 1 скл. относятся существительные ж.р с окончаниями -а,-я |
К 1 скл. относятся существительные ж.р с окончаниями -а,-я |
Тесно связано роде, числе и падеже. |
Тесно связано роде, числе и падеже. |