Синонимы 🌟 Что такое, виды, как появляются, примеры, значение, функции
Что такое
Чтобы убедиться в том, насколько необходимыми и ценными являются для нашей речи синонимы, достаточно попытаться рассказать о чем-нибудь. Грамотный человек с большим лексическим запасом даже не задумывается об этом – использует десятки синонимов ежедневно и интуитивно чувствует, какое слово можно употребить, а какое – нет.
Что такое синонимы?
Синонимами называются слова, относящиеся к одной части речи, значения которых совпадают полностью либо частично. Основное предназначение их заключается в обогащении речи, повышении ее разнообразия, выразительности. Например: смеяться – хохотать – заливаться и т.п.
Определение синонимов
Если говорить о синонимах в широком понимании данного термина, то в их роли могут выступать другие ярусы языковой системы. К ним принадлежат морфемы, фразеологизмы и синтаксические конструкции. Также у каждого синонима имеется собственный оттенок значения. Благодаря этому слова отличаются друг от друга. Например: алый – багряный – красный.
Понятие о синонимах
Наряду с антонимами, омонимами и паронимами, синонимы служат лексическими средствами языка. Их знание и правильное употребление позволяют сделать речь логичной и точной, избежать повторения одних и тех же слов. Термин «синонимы» происходит из греческого языка и означает «одноименность». Такие слова пишутся и звучат по-разному, а также имеют уникальную стилистическую окраску.
С синонимами связано несколько законов, действующих в языке:
- Явления и предметы, которые имеют существенное значение для языкового коллектива, отличаются большим количеством синонимов.
- Закон «притяжения». Если одно слово в синонимическом ряду приобретает переносное значение, то оно возникает и у других слов.
- Закон распределения (Шарля Бреаля). Слова, считающиеся синонимами в прошлом, постепенно приобретают разные значения, стилистическую окраску и прочие признаки.
Примерами первого закона являются слова «говорить», «еда», «деньги» – у каждого из них очень много синонимов.
Примеры синонимов к слову “еда”
Интерес вызывает слово «красный» в плане закона притяжения. Сейчас оно обозначает цвет, но исторически первым значением считалось «красивый, яркий». Слово «розовый» – один из синонимов. Причем у него тоже есть как прямое значение, так и переносные: розовые мечты, розовые очки и т.п.
Третий закон предполагает, что дублеты (полные синонимы) держатся в языке относительно недолго, поскольку они не обогащают его. Например, купец – гость уже не заменяют друг друга по значению, а град – город имеют разную стилистическую окраску.
Классификация. Виды синонимов
В русском языке используется несколько классификаций синонимов. Прежде всего, их различают по способу словообразования на два вида:
- однокорневые – расследование и следствие;
- разнокорневые – незрячий и слепой.
Разница между синонимами:
- Стиль. Относятся к разным сферам общения, литературным стилям (украсть – стащить – похитить).
- Оттенок лексического значения. Слова могут выражать конкретизацию действия (готовить – жарить), характер действия (открыть – распахнуть), степень проявления (жара – пекло).
- Степень современности. В любом языке присутствуют устаревшие, выходящие из употребления, используемые и новые слова (ладонь – длань, надеяться – уповать).
- Образность. Употребление художественных приемов с целью охарактеризовать что-либо. Например, благородного, доброго, щедрого человека можно назвать просто хорошим, а образно – «золотым».
- Лексическая сочетаемость. Критерий показывает, насколько легко синонимы объединяются с разными словами. «Опрометью» можно совместить лишь с глаголами-синонимами «бежать» (помчаться опрометью), а «быстро» – с огромным количеством разных слов.
- Эмоционально-оценочная окраска. Некоторые синонимы помогают показать отношение говорящего. Например, облако – тучка (ласково).
Три основных вида синонимов
Основные виды синонимов в лексике:
- семантические;
- стилевые;
- семантико-стилистические;
- абсолютные;
- контекстуальные.
Семантические
По-другому их называют идеографическими или смысловыми. Это слова, которые имеют разные оттенки значений. Например: мокрый – влажный – сырой – указывают на разную степень проявления одного и того же признака. Кажется, что такие синонимы обозначают практически одно и то же. Но их важность становится особенно заметной в определенном контексте. Например, старый и ветхий – синонимы. Однако слово «старый» может употребляться по отношению к человеку, а «ветхий» – лишь относительно какой-то вещи.
Стилевые (стилистические)
Синонимы, которые указывают на один и тот же объект либо явление, но при этом используются в разных сферах, поскольку имеют разную эмоциональную и экспрессивную окраску. Они принадлежат к разным стилям речи (книжному, разговорному, устаревшему, деловому и др.) и не могут заменять друг друга. Например: ходить – слоняться – бродить или узнать – испытать – испить чашу до дна.
При употреблении таких синонимов особенно важно правильно подобрать слово по отношению к той или иной ситуации. Для этого нужно чувствовать его экспрессивный оттенок. Кроме того, следует учитывать сферу употребления. Например, слово «провинция» считается нейтральным, а «глухомань» можно использовать лишь в беседе.
Семантико-стилистические
Больше всего отличаются синонимы данного типа – и по стилю, и по оттенку в значении. Для сравнения: сердиться – нейтральное, злиться – разговорное (очень сильно сердиться), серчать – разговорное (немного сердиться). Еще один пример: идти – плестись. Оба слова указывают на одно действие. При этом «идти» может употребляться в любых ситуациях, а «плестись» обладает дополнительными оттенками, такими как идти медленно, с трудом и т.д.
Абсолютные (полные, дублеты)
Относительно небольшая группа синонимов, которые при разном написании и звучании не несут в себе особой стилистической окраски, а также не имеют семантических отличий. Эти слова могут заменять друг друга в любом контексте, никак не влияя на общую суть. Большинство полных синонимов являются существительными.
Примеры дублетов
В современном русском языке дублетов становится все меньше по причине того, что слова начинают приобретать новую стилистическую окраску и отличаться по смыслу. К примеру, все реже используются термины «языковедение» или «языкознание» – на смену им пришла «лингвистика».
Контекстуальные
Особая группа слов, значения которых сближаются лишь в определенном контексте, а во всех остальных случаях они не являются синонимами. Большая часть таких слов отличается экспрессивной окраской. Их функция состоит в том, чтобы охарактеризовать процесс, явление или признак, а не просто назвать их.
В качестве примера можно привести синонимы слова «говорить» или «сказать»: проронить – выдать – бросить – уронить и т.п. В предложении: «Мы не проронили больше ни слова». В обыкновенном употреблении их прямое значение никак не связано с говорением.
Фразеологизмы-синонимы
Фразеологизмы-синонимы – обороты, значения которых совпадают полностью или частично. Это возможно, поскольку каждый фразеологизм представляет собой отдельную семантическую единицу. При использовании таких синонимов важно учитывать их грамматическую сочетаемость, а также уместность в том или ином контексте.
- добрая душа – прекрасной души человек – человек с большой буквы (про хорошего человека);
- кладезь премудрости – ходячая энциклопедия (про умного человека);
- как кошка с собакой – быть на ножах – на дух не переносить (про вражду).
Синонимия морфем
Морфема – это самая маленькая единица языка, которая несет в себе определенный смысл. Среди морфем встречаются многие языковые явления, в том числе – синонимия. Например, большое количество синонимов образовалось на основе одного корня, но с разными суффиксами. Такие слова хоть и похожи, но все же имеют разный стиль, семантику, а не просто дублируют друг друга. Примеры:
- абрикосный – абрикосовый (суффиксы -н, -ов);
- ананасовый – ананасный;
- учеба – учение;
- вражий – вражеский;
- волчица – волчиха (оба варианта верны, первый – литературный, второй – разговорный).
Синтаксические синонимы
Синтаксические синонимы – это параллельные конструкции, которые имеют похожее строение, а также близкое значение. Отличаются по стилю и смыслу. К параллельным конструкциям относятся следующие:
- Бессоюзные и союзные сложные предложения («Я поняла: он не увидел мое сообщение» и «Я поняла, что он не увидел мое сообщение»).
- Простое предложение с определением в виде причастного оборота и сложноподчиненное предложение с придаточным определительным («Парень, сидящий за первой партой, мой друг» и «Парень, который сидит за первой партой, – мой друг»).
- Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения («Я пришел домой, а папа уже спал» и «Когда я пришел домой, папа уже спал»).
- Простое предложение с распространенным обстоятельством в форме причастного оборота и сложноподчиненное предложение с придаточным времени, цели и т.п. («Ужиная, он смотрел телевизор» и «Когда он ужинал, он смотрел телевизор»).
Примеры синонимов
Примеры синонимов разных частей речи:
- существительное «странник» – путник, путешественник, турист, паломник;
- глагол «спать» – уснуть, дремать, прилечь, отдохнуть;
- прилагательное «счастливый» – беззаботный, радостный, безмятежный;
- наречие «красиво» – изящно, эффектно, роскошно, изысканно;
- деепричастие «рисуя» – вырисовывая, изображая, воображая;
- междометие «ах» – ох, ух, ахти.
Что такое синонимичный ряд? Примеры
Синонимичный ряд – это группа слов, состоящая из нескольких синонимов. Они могут быть как одно-, так и разнокоренными. Количество слов в ряду может быть разным – от 2-3 до 10 и более. В составе всегда присутствует доминанта – это главное слово, которое имеет стилистически нейтральный окрас, общее значение и может легко сочетаться с другими. Например: обманывать (доминанта) – хитрить – врать – жульничать – юлить.
Пример разбора синонимичного ряда
Особенностью синонимичного ряда является то, что все слова принадлежат к одной части речи. При этом у них разный стиль и оттенок значения. Также ряд может состоять из фразеологизмов, например: много – куры не клюют – через край – тьма тьмущая.
Значение в речи и в тексте
В нашей речи синонимы помогают избежать повторений одних и тех же слов (тавтологии), ярче и точнее выразить мысль, придают сказанному эмоциональную окраску. Также они служат связующим звеном между предложениями.
Значение синонимов
Согласно известному российскому лингвисту Д. Э. Розенталю, синонимы в русском языке повышают выразительность речи. Составляя текст (или речь), мы с легкостью подбираем идеально подходящее контексту и стилю слово-синоним, чтобы не повторяться.
Функции синонимов в тексте:
- Замещения. Папа подарил дочери малахитовую шкатулку. Этот ларчик удивительно подходит к ее глазам.
- Уточнения. Человек это был простой, ничем не примечательный, обыкновенный.
- Усиления (с эффектом градации). Солдаты продемонстрировали в бою храбрость, отвагу, невероятную стойкость.
- Сопоставления. Он верил в добро, нет, скорее даже веровал в него.
- Противопоставления. Она не смеялась, а звонко хохотала. Он не говорил, а шептал.
Как появляются синонимы?
Новые элементы, обогащающие язык, появляются постоянно. Точно так же непрерывно синонимы меняют свое значение и даже теряют связь друг с другом. Существует несколько путей возникновения синонимов. Один из них – скрещение говоров. Каждому диалекту свойственен определенный запас слов. Когда говоры объединяются между собой, возникают полностью равноправные дублеты.
Еще один путь появления синонимов связан с развитием письменности. При этом слова на другом языке проникают из устной речи в письменную и наоборот. Так было, например, со старославянским языком: ворог – враг, злато – золото.
Также на обогащение лексики языка влияют всяческие изменения общественных отношений, форм производства, классовая и профессиональная разница. Говорящие предпочитают не только как-нибудь обозначить предмет или явление, но и выразить свое отношение к нему.
Таким образом, неизбежно возникает дифференциация слов-синонимов. Чтобы проследить ее, можно сопоставить слово с наиболее нейтральным синонимом, подобрать к нему антонимы, попробовать использовать в разных контекстах и изучить грамматическую структуру.
Чем отличаются синонимы от антонимов?
Синонимы имеют разное написание и произношение, но похожее значение. Антонимы – это слова с противоположным значением. Они ориентированы главным образом на смысл, в то время как синонимы могут иметь разные оттенки и цель применения. Антонимов в языке гораздо меньше, они образуют пары, а не синонимичные ряды, и демонстрируют контраст.
Примеры антонимов
Как подобрать синонимы к слову?
Первым делом нужно определить значение главного слова, после чего нужно отыскать слова, которые максимально к нему приближены. Важно различать оттенки синонимов и возможность их применения в том или ином контексте, ситуации, стиле. Универсальными считаются лишь нейтральные слова, которые подходят и для разговорной, и для официальной/деловой речи. Облегчить поиск синонимов могут специальные словари – как бумажные издания, так и электронные форматы.
Синонимы – интересное видео
Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Найти глаголы — синонимы?
Подставить слова к слову «Я» глаголыУбидеть, пылесосить, победитьСлово нота — найти значение, синонимы?
Подставить слова к слову «Я» глаголы
Убидеть, пылесосить, победить
Слово нота — найти значение, синонимы.
Примеры глаголов синонимов?
Примеры глаголов синонимов.
Пожалуйста помогите( найти негде не могу.
Что такое синонимия глаголов?
Что такое синонимия глаголов?
Что может сеять глаголы и синонимы?
Что может сеять глаголы и синонимы.
Как написать предложение с глаголами — синонимами?
Как написать предложение с глаголами — синонимами.
Синонимы к глаголу »спросить»?
Синонимы к глаголу »спросить».
Что такое глаголы — синонимы?
Что такое глаголы — синонимы.
Подбери к глаголам в стихотворении синонимы?
Подбери к глаголам в стихотворении синонимы.
Глаголы совершенного вида и их синонимы?
Глаголы совершенного вида и их синонимы.
На этой странице сайта, в категории Русский язык размещен ответ на вопрос Найти глаголы — синонимы?. По уровню сложности вопрос рассчитан на учащихся 1 — 4 классов. Чтобы получить дополнительную информацию по интересующей теме, воспользуйтесь автоматическим поиском в этой же категории, чтобы ознакомиться с ответами на похожие вопросы. В верхней части страницы расположена кнопка, с помощью которой можно сформулировать новый вопрос, который наиболее полно отвечает критериям поиска. Удобный интерфейс позволяет обсудить интересующую тему с посетителями в комментариях.
Помните, как в детстве, найдя в траве красно — черного жучка и посадив его на маленькую ладошку, пели : «Божья коровка, улети на небко : Там твои детки кушают конфетки – Всем по одной, А тебе ни одной». Или : «Божья коровка, улети на небо ; Принеси ..
1)По древним поверьям, божья коровка напрямую связана с Богом, живет она на небе и лишь изредка спускается на землю. При этом она играет роль настоящего посланца, у нее можно узнать, какая будет погода, удастсяли урожай и т. Д. 2)Еще одна гипотеза ..
Когда кто — то отказывается делать что — то. Например, поиграл — убери.
Вдруг раздался непродолжительный, но резкий шум. Раздался (сказуемое) Шум (подлежащее) Непродолжительный и резкий (определение).
Заблестели ; взбираемся ; замереть ; зажигать ; расстилается ; опираться ; запереть ; натирать ; постелить ; протиреть ; прибирать.
Говорить: синонимы глагола и примеры использования
Слова с одним и тем же или близким значением, как и слова с противоположным смыслом – неотъемлемая часть жизни всех пишущих людей, будь то студенты, редакторы или профессиональные писатели. Кроме того, часто в них нуждаются и обычные люди для более точных формулировок в беседе или письме.
Например, многих интересует распространенное слово «говорить», синонимы, значение, фразеологизмы с ним. Статья поможет подобрать максимально возможное количество вариантов и изучить иллюстрации к применению каждого.
Свойства и значения слова
Го-во-ри́ть – глагол, несовершенный вид, переходный.
Корень: -говор-; суффикс: -и; глагольное окончание: -ть.
- Владеть, пользоваться языком, устной речью. Марк только на днях научился говорить, и к удивлению родителей, это был не английский язык, а русский.
- Произносить слова, выражать какие-то мысли, вести речь, сообщать что-то. Ничего ранее неизвестного, говорит, Вы нам не сообщили, но, тем не менее, выражаем благодарность за сам факт.
- Говорить, синоним и значение – свидетельствовать, передавать определенную информацию, давать представление. Молчание было как раз уместным, потому что выражение лица и напряженность мускулов говорили, что он будет стоять на своем до конца.
- Подсказывать (переносное). Ранее неведомое чувство говорило ей, что Артемьев лжет.
- Разговаривать, беседовать (разговорное). Они говорили всю ночь, словно десять лет назад, словно и не было никакого расставания.
- Проявляться в чьих-либо словах, поступках, действиях, сказываться (переносное). Скорее всего, в ней говорило бунтарство: пускай мне же будет хуже, но сделаю наперекор.
- Идет молва, ходят слухи (безличное). Обо мне много чего говорят, и скажу тебе по секрету и с гордостью: я сам автор большинства этих слухов.
- Обсуждать что-либо, высказывать какое-либо мнение, рассуждать о чем-то (безличное). О ней нельзя было сказать «искренняя» или «глубокая», потому что так говорят о… по сравнению с ней о заурядных людях.
Синонимы к слову говорить
Среди самых распространенных следующие варианты:
- Апострофировать, базарить, балакать, беседовать.
- Бормотать (про себя), бросать, бредить, болтать.
- Быть в ударе, вдаваться в (рассуждения, подробности), вещать, вести (речь, разговор, беседу).
- Владеть языком, вставлять, выговаривать, выдавать.
- Выражать(ся), высказывать(ся), гласить, говорить ерунду.
- Городить, гундеть, доказывать, держать/вести (слово, речь).
- Заикаться (о чем-то), заявлять, замечать, заговаривать (с кем, зубы).
- Изрекать, излагать, лепетать, изъясняться.
- Лялякать, молвить, мямлить, намекать.
- Нести (чушь), обмениваться словами, объясняться, обмолвиться.
- Отзываться, ораторствовать, переговариваться, перекидываться словами.
- Говорить, синонимы: петь, повторять, подтверждать, поговаривать
- Приговаривать, проповедовать, произносить, проговаривать.
- Развивать мысль, разглагольствовать, разинуть рот, разговаривать.
- Распинаться, рассказывать, распространяться, рассуждать.
- Рассусоливать, растягивать (слова), резонировать, рубить.
- Сказать/сказывать, сообщать, собеседовать, свидетельствовать.
- Срываться с (языка), сюсюкать, тараторить, твердить.
- Текстовать, точить лясы, толковать, трактовать.
- Трепаться, трепать языком, тявкать, указывать.
- Удостоверять, утверждать, фонтанировать, упоминать.
- Чесать (языком), шепелявить, щебетать, шептать.
Иллюстрации употребления популярных синонимов
Нередко людей интересует, как синонимы к глаголу «говорить» можно применять на практике. Несколько примеров:
- Андрей Викторович и Сергей беседовали до утра и, судя по всему, остались очень довольны бессонной ночью.
- Болтала бы с тобой всю жизнь!
- Вести беседу – это такое же искусство как литература или живопись.
- И все-таки случайно она выдала, что втайне ездила к нему в Севастополь.
- Хватит говорить ерунду!
- Будущие журналисты учились вести речь у известного профессионала.
- Ты мне зубы не заговаривай!
- Она много писала и это помогло ей научиться виртуозно изъясняться.
- Сколько можно об этом намекать?
- Но он все равно обмолвился, что не рад этой встрече.
- Весь урок они перекидывались словами, несмотря на замечания химика.
- Поговаривают, что у них был головокружительный, но короткий роман.
- Мне стало намного легче, когда мы с ней проговорили эту ситуацию.
- Больше чем разговаривать с умными, думающими людьми я люблю только молчать с ними же.
- Я всегда любила слушать, как рассуждает мой дядя.
- Ее ненавидели за красоту и страсть вечно рубить правду-матку.
- Оба свидетельствовали о невиновности Вячеслава.
- Он всегда твердил, что в жизни нет ничего важнее любви и смерти, разве что железная дорога и вода.
- Игорь вопреки изобилию информации трактовал сон о сыне по-своему.
- Тебе не помешало бы научиться указывать ему на его неправоту.
- Точно, Борис что-то упоминал об этом.
- Анна умела шептать то, что ты больше всего жаждал услышать; не иначе как волшебница.
«Говорящий»: синонимы
Синонимы слова «говорящий»:
- Плетущий, просвещающий, вещающий, тараторящий.
- Болтающий, мычащий, переговаривающийся, проговаривающий.
- Высказывающийся, крякающий, изрекающий, городящий.
- Ораторствующий, собеседующий, тянущий, выговаривающий.
- Рассусоливающий, треплющийся, режущий, гласящий.
- Выдающий, замечающий, толкущий, подтверждающий.
- Доказывающий, бросающий, рассуждающий, сообщающий и так далее.
Антонимы и фразеологизмы
Антонимами слова «говорить» являются «немотствовать» и «молчать». Среди распространенных фразеологизмов и устойчивых выражений:
- Вообще говоря / говорить загадками / говорит, как пишет / говорить начистоту.
- Говорить на разных языках / говорить правду / говорить под руку / говорят тебе.
- Как говорят / иначе говоря / мягко говоря / кто бы говорил.
- Не говоря уже / нечего говорить / свободно говорить / что ни говори.
Часто употребляемое слово «говорить»: синонимы, значение, фразеологизмы больше не будут пугать пишущих и изъясняющихся людей. Давайте говорить правильно!
Синонимы – что такое, виды, как появляются, примеры, значение, функции
https://russkij-azyk.my-dict.ru/q/5458017_najti-glagoly-sinonimy/
https://www.syl.ru/article/451475/govorit-sinonimyi-glagola-i-primeryi-ispolzovaniya
Что такое глаголы синонимы и как их выделить в тексте.
Если вам необходимо получить ответ на вопрос Что такое глаголы синонимы и как их выделить в тексте?, относящийся
к уровню подготовки учащихся 1 — 4 классов, вы открыли нужную страницу.
В категории Русский язык вы также найдете ответы на похожие вопросы по
интересующей теме, с помощью автоматического «умного» поиска. Если после
ознакомления со всеми вариантами ответа у вас остались сомнения, или
полученная информация не полностью освещает тематику, создайте свой вопрос с
помощью кнопки, которая находится вверху страницы, или обсудите вопрос с
посетителями этой страницы.
Тип урока: урок объяснения нового.
Форма урока: традиционный урок.
Цель урока: совершенствование умений
правильно подбирать слова близкие и
противоположные по смыслу и пользоваться ими для
эффективного общения в устной и письменной речи.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся, планируемые ответы, действия |
||||||||
Подготовка к началу урока (30 секунд до начала урока) |
|||||||||
Учитель встречает детей у своего рабочего места, приглашая их занять свои места. |
В кабинете звучит негромкая музыка. Дети входят в класс. Все проходят на свои места, приветствуют учителя. |
||||||||
Пояснение учителя к этапу урока Предварительное оборудование кабинета способствует настрою детей на урок, сосредоточенности на предполагаемом материале, безусловному воспроизведению в памяти имеющихся знаний по теме. |
|||||||||
I. Организационный момент (1 мин.) слайд 1 |
|||||||||
Учитель: – Здравствуйте, ребята! – Мне ещё раз хочется сказать вам: «Доброе утро!». А утро действительно сегодня доброе! Не правда ли? Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу. Присаживайтесь. |
Дети внимательно слушают учителя. |
||||||||
Пояснение учителя к этапу урока Этот приём позволит учителю снять напряжение с учащихся, сконцентрировать их внимание на себе как основном объекте, предъявляющем информацию. |
|||||||||
II. Орфографическая минутка (3 мин.) слайд 2 |
|||||||||
Учитель: – Начнём урок с повторения. |
Дети внимательно слушают информацию, рассматривают материалы на доске, партах. На звон |
||||||||
– Прочитайте слова. К какой части речи они относятся? Объясните свой ответ. |
Дети: – Это имена существительные. Слова отвечают на вопросы кто? что? |
||||||||
– Образуйте от существительных слова, отвечающие на вопрос «что делать?». |
Звон – звонить Зелень – зеленеть Свет – светить Крик – кричать Корм – кормить |
||||||||
– Слова какой части речи получили? | Дети: – Это глаголы. Слова, обозначающие действие предмета. |
||||||||
– Объясните орфограммы в корне слова. | – В корне безударная гласная, проверяемая ударением. Учащиеся подбирают проверочные слова, объясняют написание орфограммы. |
||||||||
Пояснение учителя к этапу урока Учитель должен постараться привлечь внимание ребят, настроить их на самостоятельную, продуктивную работу. |
|||||||||
III. Повторение (3 мин.) | |||||||||
Учитель: Как называются слова, противоположные по смыслу? (Антонимы) – Слова каких частей речи могут иметь антонимы? –
|
Дети: – Слова, противоположные по значению называются антонимы. – Имена существительные, прилагательные могут иметь антонимы. Учитель обобщает ответы и дает полное объяснение Идёт предварительное обсуждение задания в парах. После выслушиваются устные ответы учащихся. |
||||||||
– Как называются слова близкие по значению. (Синонимы) |
Дети: – Слова, близкие по значению, называются синонимами. Учитель обобщает ответы и дает полное объяснение |
||||||||
– Приведите примеры таких слов. | Учащиеся приводят примеры слов-синонимов. Н-р: Родина / отчизна, отечество / воин / боец, защитник / застенчивый / стыдливый, стеснительный / |
Пояснение учителя к этапу урока На данном этапе выявляются базовые знания по разделу. На данном этапе осуществляется выявление основного понятия, которое должно быть актуализировано на уроке. Организуется работа в группах, которая требует соблюдения определённых правил взаимодействия. |
|
IV. Сообщение темы и цели урока (1 мин.) слайд 3-4 |
|
Учитель: – Мы продолжаем работать по теме «Глагол». Тема урока «Глаголы близкие и противоположные по значению». – Научимся подбирать к глаголам синонимы и антонимы и использовать эти умения в речи. |
Дети внимательно слушают |
Пояснение учителя к этапу урока Учитель должен постараться заинтересовать ребят, настроить их на предстоящую работу. |
|
V. Чистописание (3 мин.) слайд 5 |
|
Учитель: – Как обычно, в начале урока – оформление тетради и минутка чистописания. Повторим написание заглавной и строчной буквы Гг. – Вспомним, как пишется буква. Внимание на слайд. Учитель: – Образцы работы у вас на столах. |
Дети внимательно слушают Ребята, посмотрев образец работы, приступают к |
Пояснение учителя к этапу урока На этом этапе урока ведётся работа по совершенствованию навыка написания букв и соединений, отработка написаний, в которых дети допускают ошибки. |
|
VI. Работа по теме урока. Наблюдение за глаголами-антонимами (10 мин.) слайды 6-8 |
|
Учитель: 1.– Соберите предложения из рассыпавшихся слов. Предложения запишите в тетрадь. |
Дети выполняют следующее задание: из рассыпавшихся слов собирают предложения:
Получившиеся предложения учащиеся записывают |
2. – Найдите в этих предложениях глаголы. Подчеркните двумя чертами. – Что можно |
Дети находят глаголы, опираясь на глагольные вопросы. Дети: |
3. – Как называются слова, противоположные по смыслу?
|
– Слова, противоположные по смыслу называются антонимы. Учитель обобщает ответы и дает полное объяснение |
4. Работа по учебнику, страница 198 упражнение 533 – Напишите пословицы. Подчеркните глаголы, сравните их по смыслу. |
Упражнение выполняется устно. |
5. – Прочитайте предложения на слайде.
– Закончите предложения, используя глагол с |
Дети внимательно смотрят на экран, обдумывают свои ответы. |
Пояснение учителя к этапу урока На этом этапе организованы наблюдения, стимулирована инициатива, организована детская деятельность через привлечение материала учебника, учебные, дидактические и демонстрационные пособия. |
|
VII. Физминутка (3 мин.) слайд 9 |
|
VIII. Работа по теме урока.Наблюдение за глаголами-синонимами (10 мин.) слайды 10-17 |
|
Учитель: 1. – Среди данных слов найдите только глаголы. – В своей речи мы используем слова не только противоположные по значению, но и близкие, сходные по смыслу, но отличающиеся оттенками значения. – Как они называются? |
К предметам, изображённым на экране дети подбирают слова, близкие по значению. Это слова-синонимы. |
2. Составление синонимических рядов. – В языке много слов, обозначающих одно и то же понятие, но отличающихся различными оттенками значения. Давайте поработаем с такими словами. – К каждому предмету (на экране) подберите подходящие по смыслу глаголы. |
Дети внимательно слушают. Дети выполняют задание устно. |
3. – Что можете сказать о глаголах в каждой группе? |
Дети: – Эти слова похожи, близки по значению. |
4. – Как называются слова, близкие по значению? – Чем эти слова отличаются? – Слова, близкие по значению, называются синонимами, вам, ребята, нужно внимательно относиться к выбору слова, чтобы сказать наиболее точно, ярко и выразительно. |
– Слова отличаются смысловым Учитель обобщает ответы и дает полное |
5. – Распределите глаголы-синонимы в порядке усиления действия. |
Ребята устно выполняют задание, опираясь на информацию, изображённую на слайде. Дождь: моросит, накрапывает, хлещет, льёт. |
6. Работа по учебнику. – Открываем учебник на странице 197. Выполняем упражнение 529 Учитель: |
Упражнение выполняется коллективно с комментированием с места отдельными учениками |
7. Чтение информации учебника на странице 199. |
Дети знакомятся с информацией учебника самостоятельно. Затем правило читает один ученик. |
Пояснение учителя к этапу урока На данном этапе учащимися закрепляются значения новых слов, которые отрабатывались в течение урока. Учителю необходимо направлять и корректировать речевую деятельность учащихся в ходе коллективных действий. При этом внимательно наблюдать за качеством и скоростью работы учащихся, их эмоциональными проявлениями для того, чтобы сделать вывод об эффективности используемых приёмов, результативности работы, для общего развития учащихся. |
|
IX. Закрепление (4 мин.) Слайд 18 |
|
Учитель: – Подберите к данным словам синонимам, затем антонимы.
|
|
Пояснение учителя к этапу урока На этом этапе надо установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока, научить ясно и логично высказывать свою точку зрения. |
|
X. Итог урока (2 мин.) Слайды 19-20 |
|
Учитель: – Какие слова учились использовать в речи? – Приведите примеры глаголов – синонимов и глаголов – антонимов. – Молодцы. Урок закончен. |
|
Пояснение учителя к этапу урока. |
Какие синонимы можно подобрать к глаголам (см)?Lysinka 9 лет назад
К глаголам лежит, наговорить, обдумать, исколесил, прорастают нужно подобрать по два синонима. YulyaOwl 9 лет назад Лежит-расстилается, покоиться. наговорить-нагрубить, наболтать. обдумать-поразмыслить, обмозговать. исколесил-объездил, обошел. прорастают-пробиваются, всходят. комментировать
в избранное
ссылка
отблагодарить Знаете ответ? |
Есть интересный вопрос? Задайте его нашему сообществу, у нас наверняка найдется ответ! |
Делитесь опытом и знаниями, зарабатывайте награды и репутацию, заводите новых интересных друзей! |
Задавайте интересные вопросы, давайте качественные ответы и зарабатывайте деньги. Подробнее.. |
Статистика проекта за месяц
Новых пользователей: 4267
Создано вопросов: 15676
Написано ответов: 37026
Начислено баллов репутации: 882029
Класс: 3
Предмет: Русский язык
Тема урока: Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цель: Формировать умение грамотно использовать в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы, расширять словарный запас, воспитывать стремление к познанию.
Задачи:
1.Образовательные:
- Закрепить знания детей о глаголе, как о части речи.
- Закреплять умение подбирать к определенным глаголам синонимы и антонимы, употреблять их в речи.
- Учить высказывать свои мысли и понимать позицию собеседника.
2. Развивающие:
- Развивать словесно-логическое мышление, умение анализировать свою деятельность.
- Развивать внимание, зрительную и слуховую память, речь учащихся.
- Развивать интерес у детей к предмету.
- Развитие общеучебных навыков.
3. Воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность, ответственность,
- Способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества.
4. Оздоровительная
1. Создание на уроке атмосферы непринужденности, психологического комфорта, предупреждение учебной перегрузки.
Раздаточный и демонстрационный материал: карточки «Лото», «Бортовые журналы», сигнальные карточки «штурвал» и «спасательный круг», карточки с дифференцированными заданиями, демонстрационный материал, карточки – «тройки», презентация.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран (интерактивная доска).
Этап |
Вид работы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащегося |
||||||||||||
I. Организационный момент. Цель: Психологически настроить детей на плодотворную работу на уроке. |
Знакомство, настрой |
Не то беда что мы всегда Чего – нибудь не знаем, А то беда, что иногда Незнание скрываем. А если знаешь сам, чего Не знаешь, не умеешь, Тогда добьешься своего, Узнаешь, поумнеешь. Пожелаем друг другу: Мы будем внимательны; Мы будем думать – И у нас все получится. |
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. |
||||||||||||
II. Актуализация знаний учащихся. Цель: Учить последовательно идти к намеченной цели. Закрепить знания о глаголе. Задачи: Развивать речь, внимание, мышление. Воспитывать чувство дружбы. |
1. Словарная работа. 2. Минутка чистописания |
Работа в парах. Игра «ЛОТО». -Я буду говорить задание, а вы фишкой накрываете те слова, о которых идет речь. — Закройте все слова, которые называют предметы одежды. — Закройте все географические названия. — Закройте все слова, которые называют овощи. — Прочитайте слова, которые остались незакрытыми? — Что объединяет эти слова? — Докажите это. Учитель помещает на доску таблички с надписью «глагол».Слайд1 — Сегодня на уроке мы с вами совершим увлекательное путешествие по морю слов. Оно огромно. В нём множество островов и рифов, проливов и заливов. — Чтобы узнать, на какие острова мы сегодня отправимся, необходимо провести минутку чистописания. — Перед вами лежат листочки. Вам нужно напечатанную цепочку букв правильно, аккуратно переписать в тетрадь письменными буквами в соединении: 1 вариант: гсгигнгогнгигмгы 2 вариант: гагнгтгогнгигмгы — Возьмите карандаш и вычеркните букву г. — Что интересного заметили? — Какое слово получилось? Учитель помещает на доску таблички с надписью «синонимы» и «антонимы».Слайд1 |
Учащиеся накрывают фишками словарные слова.
— Летят, лечит, грузят. — Все эти слова — глаголы. — Глагол- это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действие предмета. Учащиеся прописывают буквы в соединении. Учащиеся вычёркивают букву г. 1 вариант – синонимы, 2 вариант — антонимы. |
||||||||||||
III. Этап формулировки темы и целей урока. Цель: Учить детей логически рассуждать и обоснованно выражать свои мысли. Учить самостоятельно, формулировать тему и цели урока. Быть деловым партнёром учителя. Задачи: Создание возможности самостоятельного поиска способов решения задач, посредством выполнения специально подобранных вопросов и упражнений. |
Вопросы на доске |
— Опираясь на оставшиеся слова в карточке «ЛОТО» и получившиеся слова в минутке чистописания, сформулируйте тему нашего урока. — Как вы думаете, на какие вопросы по этой теме мы можем ответить за время путешествия? Назовите их. (вопросы записаны на слайде) Слайд2 — Когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука? — Какие глаголы называются синонимами? — Какие сказки сочинил А.С.Пушкин? — Какие глаголы называются антонимами? — Для чего нужны глаголы-синонимы и глаголы-антонимы в речи? — Действительно, сегодня на уроке мы постараемся ответить на следующие вопросы. Учитель зачитывает вопросы еще раз (остались вопросы, на которые планируется ответить на уроке). |
— Глаголы — синонимы и глаголы-антонимы. Учащиеся выбирают нужные вопросы: — Какие глаголы называются синонимами? — Какие глаголы называются антонимами? — Для чего нужны глаголы-синонимы и глаголы-антонимы в речи? |
||||||||||||
IV. Репродуктивно-поисковый этап. Цели: Познакомить с понятием глаголы-синонимы. Учить самостоятельно, находить способ решения поставленной задачи. Задачи: Создание положительно-эмоционального климата. Контроль за посадкой во время письма и снижение у детей напряжения посредством проведения физкультурной паузы. |
1. Работа над понятием синонимов. 2. Упражнения в подборе синонимов. |
— Путешествие начинается. — Первый остров на нашем пути – остров Синонимов. Итак, мы сошли на берег. Перед нами Дворец Синонимов. В нём устроена Картинная галерея. (на слайде рисунки) Слайд3 — Рассмотрите картины. Как эти картины можно подписать с помощью подписей-действий? Слайд 4, 5, 6 — Что можно о них сказать? — Полученные подписи – это слова -..(синонимы) — Как по–другому их можно назвать? — Совершенно верно, слова – друзья. (на доске под словом «синонимы» крепится полоска со словом «друзья») Слайд 7 — Давайте попробуем найти среди множества глаголов – синонимы (запись на доске) работать передвигаться трудиться плакать смеяться бросить глядеть хохотать рыдать смотреть поднять кинуть идти стоять -А теперь прочитайте слова (слова на слайде). Слайд 8 — Что можно о них сказать? Почему? смеяться — Посмотрите на эти синонимы. Можно ли их назвать однокоренными? — Что вы еще заметили? — Какой можно сделать вывод? (Синонимы – это слова, близкие по смыслу, но разные по звучанию и написанию – надпись на слайде) |
Дети придумывают глаголы (после ответов учащихся на слайде появляются подписи): Пляшут – танцуют Говорят – беседуют Глядит – смотрит — Это глаголы близкие по смыслу. — Синонимы — Это слова – друзья. Учащиеся находят пары синонимов. Работать — трудиться передвигаться — идти плакать — рыдать смеяться — хохотать глядеть — смотреть бросить — кинуть Учащиеся выписывают любые две пары синонимов. — Глаголы – синонимы, слова близкие по смыслу. — Нет, они разные по написанию. — От уменьшения действия к усилению значения слова. — Синонимы – это слова, близкие по смыслу. |
||||||||||||
3. Работа над словосочетанием. |
— Прочитайте словосочетание на слайде. Слайд 9 Бить баклуши — Как вы понимаете его значение? — Каким глаголом-синонимом мы можем иего заменить? — Посмотрите на доску. Записаны словосочетания. Я вам предлагаю самостоятельно заменить их глаголами-синонимами и записать напротив. Повесить нос – Витать в облаках – Водить за нос – Сидеть сложа руки — |
Учащиеся читают надпись. — Бездельничать. Учащиеся по вариантам записывают: Повесить нос — грустить. Витать в облаках — мечтать Водить за нос – обманывать. Сидеть сложа руки – бездельничать. Ученики по вариантам озвучивают выполненную работу. |
|||||||||||||
4. Работа с предложением .стр. 103 упр. 175 ( 2 предлож.) |
Учитель читает . — Проходят по нашей улице троллейбусы, проходят автобусы, проходят легковые машины. — Понравилось ли вам предложение по конструкции? — Как можно избежать повторения слов в предложении? — Почему один и тот же глагол употребляется по-разному? — Для чего используют синонимы в речи? |
— Повторяются глаголы. — Заменить другими глаголами-синонимами. — Точнее выражается мысль — Благодаря использованию синонимов речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов. |
|||||||||||||
5. Вывод. |
— Путешествие по острову Синонимов заканчивается. — Давайте вспомним, на какие вопросы мы уже нашли здесь ответы: — Что такое синонимы? — Для чего используют синонимы в речи? |
— Синонимы – это слова, близкие по смыслу. — Благодаря использованию синонимов речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов. |
|||||||||||||
Физминутка |
— Кораблик отправляется и путешествие продолжается. Большая часть работы выполнена. Необходим отдых. Но и расслабиться нужно с пользой. Попробуем выполнить всю трудную работу, которую успевает сделать глагол всего в 20 словах. Покачайтесь, покружитесь, |
||||||||||||||
V. Репродуктивно-поисковый этап. Цели: Познакомить понятием глаголы-антонимы. Учить самостоятельно, находить способ решения поставленной задачи. Задачи: Создание положительно-эмоционального климата и контроль за посадкой во время письма. |
1. Работа над понятием антонимы. 2. Упражнения в самостоятельном подборе антонимов. |
— Вот мы причалили к острову Антонимов. Слайд10. Мы оказываемся у замка. Перед нами две двери. Чтобы пройти дальше нам нужно распределить глаголы в два столбика: Что хорошо, а что плохо? трудиться, лениться ссориться, мириться чистить, пачкать терять, находить смеяться, грустить плакать, веселиться дружить, враждовать печалиться, радоваться любить, ненавидеть заболеть, выздороветь — Прочитайте слова. Что можно о них сказать? — Как понять «противоположные»? — Верно, это слова — спорщики. — Как по-другому их можно назвать? (антонимы). — Что такое антонимы? — Молодцы, хорошо ориентировались, значит запомнили. (Антонимы – слова, противоположные по смыслу – надпись на слайде). — Сейчас мы будем играть в игру «Перестрой фразы наоборот». У: Я буду работать. |
Учащиеся распределяют глаголы в 2 столбика: Хорошо / плохо Трудиться / лениться Мириться / ссориться Чистить / пачкать Находить / терять Смеяться / грустить Веселиться / плакать Дружить / враждовать Радоваться / печалиться Любить / ненавидеть Выздороветь / заболеть — Это глаголы противоположные по смыслу. — Наоборот. — Антонимы – слова, противоположные по смыслу. Учащиеся отвечают хором. |
||||||||||||
3. Работа над пословицей. |
— Продолжите пословицу ( на доске): — Ласточка день начинает, а соловей … (кончает) Объясните смысл. Объясните орфограммы, которые встречаются в этой пословице. Запишите пословицу по памяти. Подчеркните в пословице глаголы. Что вы можете о них сказать? — Для чего нам необходимы антонимы? |
— кончает Начинает – кончает, это антонимы. Слайд 11 — Речь становится красивой, выразительной, точной. |
|||||||||||||
4. Работа с карточками .Дифференцированная работа. |
Карточка 1 1.Подчеркните глаголы – синонимы. Глядит, как гусь на зарево. Смотрит, как кот на сало. 2. Подберите антонимы к словам: пропал – (?) …(нашёлся, появился) сломал – (?) … (сделал, наладил) Карточка 2 1. Замените синонимами глаголы: Солнце село — (зашло, закатилось) Самолёт сел – (приземлился) 2. Запиши антонимы: ходить -… болтать -… засыпать -… сидеть — … Карточка 3 1. Найти синонимы и подчеркнуть их. Зябнет осинка, 2. Напиши антонимы к глаголам: Бездельничать – работать, Огорчаться – радоваться. — Что делать, если затрудняешься в подборе синонимов или антонимов? — Откройте учебник на странице 154 – 155 1 вариант – выписать две пары глаголов – синонимов 2 вариант – две пары глаголов — антонимов |
Нужно обратиться к словарю. |
|||||||||||||
5. Вывод |
— Пришло время покинуть остров Антонимов. — Давайте вспомним, на какие вопросы мы нашли здесь ответы: — Что такое антонимы? — Для чего используют антонимы в речи? |
— Антонимы – это слова противоположные по смыслу. — Благодаря использованию антонимов речь становится красивой, выразительной, точной. |
|||||||||||||
VI. Рефлексия |
— Соотнесите определение с парами глаголов Слайд 12 |
||||||||||||||
VII. Итог |
Вопросы по теме урока |
— Путешествие наше закончилось. Пора бросать якорь. Давайте проверим, нашли мы ответы на вопросы, которые поставили в начале путешествия? — Какие слова называются синонимами? А какие слова — антонимами? — Для чего нужны синонимы и антонимы в речи? — На что обязательно необходимо обратить внимание, выбирая синоним или антоним? (На значение слова.) — Кто узнал новые значения слов, пополнил свой словарный запас? — Поднимите руку у кого 5 плюсов. Кто в своих знаниях поднялся на ступеньку выше? — Молодцы, я рада за вас. — Вы сегодня хорошо потрудились. Спасибо за работу! |
— Синонимы – слова, близкие по смыслу. — Антонимы – слова, противоположные по смыслу. — Благодаря использованию синонимов и антонимов речь становится богатой, яркой, выразительной, точной и без повторов. |
||||||||||||
VIII. Д. з. |
По выбору 1. упр.180 2. Подобрать 3 пословицы с глаголами – антонимами. |