Как найти гамму ми минор

гамма ми минор на гитаре

Содержание статьи

  • 1
  • 2 Гамма Ми-минор на гитаре. Общая информация
  • 3 Краткая памятка для начинающих
  • 4 3 вида гаммы Ми-минор
  • 5 Как построить гамму Ми-минор
  • 6 Параллельная гамма
  • 7 Гамма Ми-минор натуральный вид
  • 8 Аппликатура
    • 8.1 1 схема
    • 8.2 2 схема
    • 8.3 3 схема
    • 8.4 4 схема
    • 8.5 5 схема
  • 9 Гамма гармонического Ми-минора 5 позиций
    • 9.1 1 фигура
    • 9.2 2 фигура
    • 9.3 3 фигура
    • 9.4 4 фигура
    • 9.5 5 фигура
  • 10 Упражнения с гаммой Ми-минор
    • 10.1 Упражнение #1
    • 10.2 Упражнение #2
    • 10.3 Упражнение #3
    • 10.4 Упражнение #4
    • 10.5 Упражнение #5
  • 11 Заключение и советы

Гамма Ми-минор на гитаре. Общая информация

Гамма ми-минородна из 12-ти основных минорных гамм в европейской музыкальной теории. Она используется в очень большом количестве песен как зарубежных, как и отечественных исполнителей. В своей аппликатуре она имеет один диез – неполную ноту – F#, на что можно опереться при запоминании гаммы. По структуре выстраивается точно так же, как и стандартная минорная тональность, в гармоническом виде добавляется седьмая ступень. Ниже вы найдете все боксы гаммы ми-минор на гитаре, а также упражнения по их отработке.

Краткая памятка для начинающих

Памятка для начинающих по правильной игре гамм

3 вида гаммы Ми-минор

Как и любая другая, например, гамма ре-мажор, ми-минор может быть построен тремя различными способами.

Первый – это натуральный звукоряд. Это наиболее простой и распространенный вид, поскольку для его выстраивания нужно просто сыграть все ноты, входящие в гамму, по порядку – от одной октавы к другой. Кроме этого, на основе натурального звукоряда построена блюзовая гамма – пентатоника.

Второй – гармонический. В этом звукоряде в гамме меняется седьмая ступень, она повышается на полутон, в данном случае это – ре-диез. Данная нота меняет звучание гаммы. Придавая ей характерный «восточный» колорит. Это придаст вашей композиции больше разнообразия и характера, а также индивидуальности. На основе этой гаммы можно даже писать гитарные риффы, и это будет звучать очень красиво и здорово.

Третий – мелодический. Здесь уже выстраивается относительно того, куда вы идете при игре – вверх, или вниз. Если вы двигаетесь вверх, то вы повышаете шестую и седьмую ступени. Это придает минору больше чувственности и мелодики, что сразу же становится слышно в композиции. Если же вы спускаетесь, то эти изменения не учитываются, и вам нужно сыграть обычный натуральный ряд.

Как построить гамму Ми-минор

Построение гаммы, точно такое же, как и любого минора – тоника-тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон. То есть, исходя из этого, гамма ми-минор будет иметь в себе следующие ноты – E – F# – G – A – B – C – D – E. Чтобы выстроить гармонический звукоряд, вам нужно просто сыграть D#, вместо D, перед переходом на следующую октаву. Если же вы хотите сыграть мелодическую гамму – то просто сыграйте C# и D#, если идете от низкой октавы к высокой.

Параллельная гамма

Параллельная тональность к гамме ми-минор – это Соль-мажор. Она имеет в себе точно такие же знаки и ноты, и подчиняется тем же самым правилам в гармонических и мелодических звукорядах.

Гамма Ми-минор натуральный вид

гамма ми минор натуральныйНиже представлены все гитарные боксы гаммы ми-минор от нулевого до двенадцатого лада. В этих изображениях так же указано, какими пальцами какой лад зажимать — это нужно для удобства, а также для правильно постановки рук во время игры. Условные обозначения расшифровываются на рисунке ниже.

Обратите внимание так же на то, что каждый бокс, представленный ниже, по сути своей является продолжением предыдущего. Это сильно поможет в запоминании всех позиций.

Аппликатура

1 схема

В данной аппликатуре все начинается от второго лада, а тоникой является третий. Поскольку ми-минор параллельна соль-мажору, то и нота, от которой все начинается, является соль. Нота Ми здесь появляется только на втором ладу четвертой струны. Обратите внимание и на то, что первой нотой может быть и открытая шестая струна – тогда тоникой становится Ми.

гамма ми минор на гитаре

гамма ми минор

2 схема

В данной схеме все начинается с пятого лада – точно так же, как и первый бокс на нем заканчивался.

гамма ми минор на гитаре

гамма ми минор

3 схема

Далее бокс берет начало с седьмого лада, и наполовину состоит из предыдущей схемы.

гамма ми минор на гитаре

4 схема

Точно так же – бокс наполовину переигрывает предыдущую позицию, начинаясь с девятого лада. Далее все схемы по сути представляют собой то же самое, что было указано выше, но играются в октаву – с двенадцатого лада.

гамма ми минор на гитаре

гамма ми минор

5 схема

Эта схема возвращает нас к первым ладам. Здесь она начинается с нулевого лада – что, по сути, является тоникой, а которой говорилось выше. Стоит сказать, что этот бокс также играется через октаву – но вместо нулевого вам нужно будет зажимать двенадцатый лад.

гамма ми минор на гитаре

гамма ми минор

Как уже говорилось выше, на практике гармонический минор отличается только тем, что вы играете последнюю ноту гаммы на полутон выше.

1 фигура

Этот паттерн является логичным продолжением 5-той фигуры. Он начинается со второго лада.

2 фигура

Следующая схема берет начало с пятого лада, и так же продолжает вторую фигуру.

3 фигура

Далее – седьмой лад. Половина всего паттерна точно так же взята из третьего бокса.

4 фигура

Суть та же самая. Первая нота расположена на одиннадцатом ладу и двигается в октаву. Бокс отчасти повторяет четвертую фигуру.

5 фигура

Этот паттерн начинается от нулевого лада. Почти каждую струну здесь нужно будет сыграть открытой – кроме третьей, поскольку как раз на ней мы повышаем ступень до D#.

Читайте также: Как играть флажолетами

Упражнения с гаммой Ми-минор

Следующий раздел посвящен упражнениям по отработке боксов. Помните, что играть их нужно только под метроном. Таким образом вы сразу же приучите себя к ровной игре. Начинать стоит с небольших темпов, постепенно наращивая скорость.

Упражнение #1

Первое упражнение сделано для отработки бокса от третьего лада. В табулатуре представлен довольно высокий темп исполнения, но вы всегда можете уменьшить его до удобной вам скорости. Его суть заключается в том, чтобы играть ноты на одной струне, потом переходить на следующую, но дальше – возвращаться.

Упражнение #2

Второе упражнение очень похоже на первое, однако мы добавляем седьмой лад. Суть остается такой же – вы по очереди играете ноты гаммы на каждой струне, иногда возвращаясь к предыдущим.

Упражнение #3

Третье упражнение немного меняет общую суть. Теперь вы движетесь от первой струны до шестой – однако по тому же самому боксу.

Упражнение #4

Это более длинный пассаж, однако по-прежнему находящийся внутри одного паттерна гаммы.

Упражнение #5

По своей сути – повтор предыдущего упражнения, но задом-наперед.

Заключение и советы

Вы наверняка обратили внимание, что упражнения в данном случае очень похожи между собой. Поэтому старайтесь играть их подряд друг за другом, вперед и назад. Соединяйте все паттерны между собой, чтобы играть их без остановки. Сама их структура способствует этому. Кроме этого, не забывайте про занятия под метроном. Это очень важно, поскольку учит вас ровной и четкой игре. В упражнениях отталкивайтесь от аппликатур гаммы, чтобы пальцы не путались, и вы не сбивались лишний раз.

Гамма ми-минор используется очень часто, поэтому уделите ее отработке особое внимание.

Бесплатный ВИДЕО КУРС «Мастер медиатора» на сайте Pereborom.ru. 10 видео уроков по игре медиатором на акустической гитаре + 4 тренажёра. Курс для начинающих гитаристов.

Поддержать проект и создание уроков можно на Cбер 2202 2004 1296 6077

Гамма Ми-Минор на гитаре. Как построить, позиции, аппликатуры

Подробности
Автор: JetNet
Просмотров: 35141
25.11.2020 09:29
Категория: Основы теории музыки

Содержание: [Скрыть]

    • 1.Состав и ступени гаммы ми-минор
      • 1.1.Как построить гамму ми-минор
      • 1.2.Устойчивые ступени гаммы ми-минор
    • 2.Аппликатуры гаммы ми-минор на грифе
      • 2.1.Пять позиций гаммы ми-минор на грифе гитары
      • 2.2.Первая позиция
      • 2.3.Вторая позиция
      • 2.4.Третья позиция
      • 2.5.Четвертая позиция
      • 2.6.Пятая позиция
    • 3.Гармонический минор Em. Аппликатура. Как построить гармонический ми-минор
      • 3.1.Схема построения
      • 3.2.Аппликатуры гармонического минора от ноты ми (E)

Аккорд Em

Прошу любить и жаловать — гамма Ми-Минор (Em). Это одна из самых популярных и часто используемых гамм в западной музыке. Особенно часто она используется в гитарных композициях, потому что стандартный строй гитары как раз таки Ми. В песнях рок и метал стиля также довольно популярен ми-минор. Так как рок музыка достаточно тяжелая в звучании, ей отлично подходят минорные гаммы и тональности. Подробнее про теорию и гаммы можно прочесть в этой статье: про гаммы. В этой статье разберем как построить гамму, ее аппликатуры, а также приведем несколько табулатур для разучивания и упражнений.

Состав и ступени гаммы ми-минор

Как построить гамму ми-минор

Гамма ми-минор на гитаре диатоническая и состоит из 7 нот или ступеней. Ее название соответствует ее тональности (ми-минор). В гамме содержится всего одна нота с диезом — Фа-диез (F#). Так как гамма минорная, в ней присутствуют характерный «грустный» оттенок. Из теории музыки известно, что минорные диатонические гаммы строятся по следующей схеме:

тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон

Тональность и тоника гаммы ми-минор (исходя из названия) — Ми (E). Построим гамму от этой ноты, получится следующая последовательность:

E-F#-G-A-B-C-D-E

Ми-Фа диез-Соль-Ля-Си-До-Ре-Ми

Гамма соль-мажор является параллельной ми-минору. Она состоит из тех же нот в той же последовательности, но тоникой является нота Соль.

Устойчивые ступени гаммы ми-минор

Самыми устойчивыми ступенями гаммы натурального минора являются первая, третья и пятая. Здесь это тоника, терция и квинта — E (Ми) G (Соль) B (Си). Эти три звука образуют трезвучие или аккорд ми-минор (Em). Остальные ступени являются неустойчивыми и стремятся к разрешению. Если выбросить их из гаммы, то получим пентатоническую гамму Ми.

Аппликатуры гаммы ми-минор на грифе

На грифе гитары гамму ми-минор можно сыграть в 5 разных позициях. Рассмотрим их схематично, а также посмотрим на табулатуры гаммы ми-минор.

Пять позиций гаммы ми-минор на грифе гитары

Гамма ми-минор на грифе

Красными точками обозначена тоника гаммы — нота Ми (E). Ниже представлены 5 позиций гаммы

Первая позиция

Это основная и базовая позиция гаммы ми-минор. Начинается с открытых струн. Это открытая позиция гаммы ми-минор. В ней расположен популярный аккорд Em.

Гамма ми-минор 1 позиция

Табулатура ми-минор 1 позиция

Вторая позиция

Этот бокс расположен в пределах 2-6 ладов на грифе. Тоника нота Ми находится на 2 и 4 струнах

Гамма ми-минор 2 позиция

Табулатура ми-минор 2 позиция

Третья позиция

Здесь на каждой струне можно играть по 3 ноты. Нота ми расположена на 2 и 5 струнах, на 5 и 7 ладах соответственно.

Гамма ми-минор 3 позиция

Табулатура ми-минор 3 позиция

Четвертая позиция

Гамма ми-минор 4 позиция

Табулатура ми-минор 4 позиция

Пятая позиция

Гамма ми-минор 5 позиция

Табулатура ми-минор 5 позиция

Гармонический минор Em. Аппликатура. Как построить гармонический ми-минор

Схема построения

Чтобы из натурального ми минора получить гармонический, нужно повысить седьмую ступень на полтона. Для наглядности разберем его схему.

E-F#-G-A-B-C-D#-E

Ми-Фа диез-Соль-Ля-Си-До-Ре диез-Ми

Как видно из схемы, нота D (Ре) повышается на полтона до ре-диеза. Благодаря этому, между 6 и 7 ступенью гаммы получаем интервал — уменьшенная кварта, а между 1 и 7 ступенью — повышенная септима. В отличие от натурального минора в гармоническом ми миноре присутствуют уже 2 ноты с диезами. Теперь рассмотрим аппликатуры на грифе гитары.

Аппликатуры гармонического минора от ноты ми (E)

Гамма гармонический ми-минор на грифе

Чтобы запомнить и выучить аппликатуру любого гармонического минора, вам в первую очередь нужно хорошо знать натуральный минор. Дальше запомните расположение седьмых ступеней на грифе. Теперь при игре импровизаций просто помните, где у вас «семерки» и всегда повышайте их на полтона.

Наш очередной выпуск посвящен такому явлению, как лад. Мы постараемся ответить на такие вопросы: что такое лад в музыке, какое можно дать определение этому понятию и какие бывают разновидности музыкальных ладов.

Итак, что же такое лад? Вспомните, что означает это слово за рамками музыки? В жизни иногда говорят о людях, что они между собой ладят, то есть дружат, понимают друг друга и оказывают взаимную помощь. В музыке звуки тоже должны ладить между собой, находиться в ладу, иначе получится не песня, а одна сплошная какофония. Получается, что лад в музыке – это звуки, которые дружны между собой.

Основы лада

Звуков в песне очень много и они разные. Есть звуки устойчивые – опорные, и есть неустойчивые – подвижные. Для того чтобы получилась музыка, нужны и те, и другие, и они должны чередоваться между собой и помогать друг другу.

Строение музыки можно уподобить строительству кирпичной стенки. Как стенка получается из кирпичей и цемента между ними, так и песня рождается только тогда, когда есть звуки устойчивые и неустойчивые.

в музыке есть устойчивые и неустойчивые звуки

Устойчивые звуки вносят в музыку покой, они притормаживают активное движение, на них обычно завершается музыкальная пьеса. Неустойчивые звуки нужны для развития, они постоянно уводят развитие мелодии от устойчивых звуков и вновь приводят к ним. Все неустойчивые звуки стремятся перейти в устойчивые, а устойчивые, в свою очередь, как магниты притягивают к себе неустойчивые.

Для чего так неустанно трудятся устойчивые и неустойчивые звуки в ладу? Для того чтобы получилась какая-нибудь песня – веселая или грустная. То есть звуки лада могут влиять и на настроение музыки, они словно окашивают мелодии в разные эмоциональные оттенки.

Виды лада: мажор и минор

Итак, лад – это всегда целая команда звуков, которые неустанно трудятся над созданием песен всяких настроений. Ладов в музыке очень много, но есть два самых главных. Они называются мажор и минор.

Мажорный лад или просто мажор – это лад света и веселья. Годится он для создания музыки радостной, бодрой и веселой. Минорный лад или просто минор – это мастер печальной и задумчивой музыки.

виды лада - мажор и минор

Мажорный лад – это яркое солнце и чистое голубое небо, а минорный лад – это алый закат и темнеющие под ним пики елового леса. Мажорный лад – это ярко-зеленая весенняя трава на лужайке, которой с огромным удовольствием лакомится серая козочка. Минорный лад – это наблюдать из окна вечером, как падают осенние листья и капают осенние хрусталики-дождинки. Красота бывает разной, и мажор с минором – два художника, которые своими звуками готовы нарисовать любую картину.

мажор и минор в картинках

СОВЕТ. Если вы занимаетесь с детьми, то полезно будет поработать с картинками. Покажите ребенку ряд картинок, пусть он представит, как они могли бы звучать – мажорно или минорно? Готовую подборку вы можете скачать у нас. В качестве творческого задания ребенку можно предложить создать свою галерею мажорных и минорных образов. Это пробудит в нем творческое воображение.

ПОДБОРКА КАРТИНОК «МАЖОР И МИНОР» — СКАЧАТЬ

В мажорном ладу сочинены такие известные песни, как «В лесу родилась елочка», торжественный Гимн Российской Федерации, солнечная «Улыбка». В минорном ладу сложены песни «В траве сидел кузнечик» и «Во поле береза стояла».

ВИКТОРИНА. Послушайте два музыкальных фрагмента. Это два танца из «Детского альбома» Петра Ильича Чайковского. Один танец называется «вальс», другой – «мазурка». Как вы думаете, какой из них написан в мажоре, а какой в миноре?

Фрагмент №1 «Вальс»

Фрагмент №2 «Мазурка»

Правильные ответы: «Вальс» — это мажорная музыка, а «Мазурка» — минорная.

Тональность и гамма

Мажорный и минорный лад можно выстроить от любого музыкального звука – от до, от ре, от ми и т.д. Этот первый, самый главный звук будет называться в ладу тоникой. А высотное положение лада, привязка его к какой-то тонике обозначается словом «тональность».

Каждая тональность как-то должна называться. У человека есть имя и фамилия, а у тональности – название тоники и лада, которые можно тоже соединить в одно имя. Например, До мажор (нота ДО – это тоника, то есть главный звук, капитан команды, от нее построен лад, причем лад мажорный). Или еще пример: ре минор – это минорный лад от ноты РЕ. Другие примеры: Ми мажор, Фа мажор, соль минор, ля минор и т.д.

название тональности складывается из обозначения ее тоника и лада

ЗАДАНИЕ. Попробуйте сами составить какое-нибудь название тональности. Возьмите любую тонику и любой лад, соедините вместе. Что у вас получилось?

Если расположить по порядку все звуки тональности, начиная с тоники, то получится гамма. Гамма начинается тоникой и ей заканчивается. Кстати, гаммы называются точно так же, как и тональности. Например, гамма ми минор начинается с ноты МИ и заканчивается она тоже нотой МИ, гамма Соль мажор начинается с ноты СОЛЬ и ею же она завершается. Понимаете? Вот вам нотный пример:

соль мажор начинается с ноты соль

ми минор начинается с ноты ми

Но откуда в этих гаммах берутся диезы и бемоли? Об этом давайте поговорим дальше. Оказывается, мажорные и минорные гаммы имеют свое особое строение.

Строение мажорной гаммы

Чтобы получилась мажорная гамма нужно взять всего лишь восемь звуков и выстроить их в ряд. Но не все звуки нам подходят. Как выбрать нужные? Вы знаете, что расстояние между ступенями может быть полтона или целый тон. Так вот, для мажорной гаммы нужно, чтобы расстояние между ее звуками соответствовало формуле: тон-тон, полутон, тон-тон-тон, полутон.

строение мажорной гаммы

Например, гамма До мажор начинается с ноты ДО и заканчивается тоже нотой ДО. Между звуком ДО и РЕ – расстояние один целый тон, между РЕ и МИ – тоже тон, а между МИ и ФА – всего лишь полтона. Далее: между ФА и СОЛЬ, СОЛЬ и ЛЯ, ЛЯ и СИ по целому тону, между СИ и верхней ДО – только полутон.

строение гаммы до мажор

Давайте разберемся с тонами и полутонами

Если вы забыли, что такое тона и полутона, то давайте это повторим. Полутон – это кратчайший промежуток от одного звука до следующего. Очень наглядно полутона между звуками нам показывает клавиатура фортепиано. Если играть все клавиши подряд, не пропуская ни белых, ни черных, то при переходе от одной клавише к следующей мы как раз будем проходить расстояние в один полутон.

полутона на клавиатуре пианино

Как видите, полутон можно сыграть, поднимаясь с белой клавиши на ближайшую черную, или спускаясь с черной на белую, которая тут же, рядышком. Кроме того, которые образуются только между «белыми» звуками: это МИ-ФА и СИ-ДО.

Полутон – это половинка, а если воссоединить две половинки вместе, то получится нечто целое, получится один целый тон. На клавиатуре фортепиано целые тона можно легко найти между двумя соседними белыми клавишами, если их разделяет черная. То есть ДО-РЕ – это тон, и РЕ-МИ – тоже тон, а вот МИ-ФА – это не тон, это полутон: эти белые клавиши ничто не разделяет.

тона и полутона на белых клавишах

Чтобы получить целый тон от ноты МИ в пару нужно взять не простую ФА, а ФА-ДИЕЗ, то есть добавить еще полтона. Или можно оставить ФА, но тогда придется понизить МИ, взять МИ-БЕМОЛЬ.

черно-белые тона

Что касается черных клавиш, то на пианино они расположены группами – по две или по три. Так вот, внутри группы две соседние черные клавиши тоже удалены друг от друга на один тон. Например, ДО-ДИЕЗ и РЕ-ДИЕЗ, а также СОЛЬ-БЕМОЛЬ и ЛЯ-БЕМОЛЬ – это все сочетания нот, которые дают нам целые тона.

целые тона на черных клавишах фортепиано

А вот в больших промежутках между группами черных «кнопочек», то есть там где между двумя черными клавишами помещены две белых, расстояние будет уже полтора тона (три полутона). Например: от МИ-БЕМОЛЯ до ФА-ДИЕЗА или от СИ-БЕМОЛЯ до ДО-ДИЕЗА.

Еще больше подробностей о тонах и полутонах можно узнать из статьи «Знаки альтерации».

Строим мажорные гаммы

Итак, в мажорной гамме звуки должны быть выстроены таким образом, чтобы между ними было сначала два тона, потом полутона, затем три тона и снова полутон. Построим для примера гамму Ре мажор. Сначала делаем «заготовку» — напишем ноты подряд от нижнего звука РЕ до верхнего РЕ. Ведь в Ре мажоре звук РЕ является тоникой, с него гамма должна начаться и им она должна закончиться.

ре мажор начинается и заканчивается нотой ре

А теперь нужно «выяснить отношения» между звуками и привести их в соответствие с формулой мажорной гаммы.

  • Между РЕ и МИ – целый тон, здесь все нормально, идем дальше.
  • Между МИ и ФА – полутон, но на этом месте по формуле должен быть тон. Выправляем – путем повышения звука ФА добавляем в расстояние еще полтона. Получаем: МИ и ФА-ДИЕЗ – один целый тон. Теперь порядок!
  • ФА-ДИЕЗ и СОЛЬ дают нам полутон, который как раз должен быть на третьем месте. Получается, что не зря мы ноту ФА повышали, этот диез нам еще пригодился. Идем дальше.
  • СОЛЬ-ЛЯ, ЛЯ-СИ – это целые тона, так и должно быть по формуле, оставляем их без изменений.
  • Следующие два звука СИ и ДО – это полутон. Как выправить, вы уже знаете: нужно увеличить расстояние – ставим диез перед ДО. Если бы требовалось уменьшить расстояние, поставили бы мы бемоль. Понимаете принцип?
  • Последние звуки – ДО-ДИЕЗ и РЕ – это полутон: то, что нужно!

Что же в итоге мы получили? Оказывается, в гамме Ре мажор два диеза: ФА-ДИЕЗ и ДО-ДИЕЗ. Понимаете теперь, откуда они взялись?

в ре мажоре два диеза

Аналогично можно построить мажорные гаммы от любых звуков. И там тоже будут появляться либо диезы, либо бемоли. Например, в Фа мажоре – один бемоль (СИ-БЕМОЛЬ), а в Си мажоре целых пять диезов (ДО, РЕ, ФА, СОЛЬ и ЛЯ-ДИЕЗЫ).

в фа мажоре 1 бемоль

в си мажоре 5 диезов

Можно строить гаммы не только от «белых клавиш», но и от пониженных или повышенных звуков. Не забывайте при этом учитывать известные вам знаки. Например, гамма Ми-бемоль мажор – это гамма с тремя бемолями (сам МИ-БЕМОЛЬ, ЛЯ-БЕМОЛЬ и СИ-БЕМОЛЬ), а гамма Фа-диез мажор – это гамма с шестью диезами (все диезы, кроме CИ-ДИЕЗА).

в ми-бемоль мажоре 3 бемоля

в фа-диез мажоре 6 диезов

Строение минорной гаммы

Тут принцип почти такой же, как и с мажорными гаммами, только формула строения минорной гаммы немного другая: тон, полутон, тон-тон, полутон, тон-тон. Применяя эту последовательность тонов и полутонов, вы легко можете получить минорную гамму.

строение минорной гаммы

Давайте обратимся к примерам. Построим минорную гамму от ноты СОЛЬ. Сначала просто выпишем все ноты по порядку от СОЛЬ до СОЛЬ (от нижней тоники до ее повторения наверху).

гамма соль минор начинается и заканчивается звуком соль

Далее смотрим, какие расстояния между звуками:

  • Между СОЛЬ и ЛЯ – целый тон, так и должно быть по формуле.
  • Дальше: ЛЯ и СИ – тоже тон, но на этом месте нужен полутон. Что делать? Нужно уменьшить расстояние, для этого понижаем звук СИ с помощью бемоля. Вот у нас и появился первый знак – СИ-БЕМОЛЬ.
  • Далее по формуле нам нужны два целых тона. Между звуками СИ-БЕМОЛЬ и ДО, а также ДО и РЕ как раз такое расстояние, какое должно быть.
  • Следующее: РЕ и МИ. Между этими нотами целый тон, а нужен всего лишь полутон. Опять-таки лечение вам уже известно: понижаем ноту МИ, и получаем полтона между РЕ и МИ-БЕМОЛЕМ. Вот вам уже второй знак!
  • Проверяем последнее: нужно еще два целых тона. МИ-БЕМОЛЬ с нотой ФА – это тон, и ФА с СОЛЬЮ – это тоже тон. Все окей!

Что получили в итоге? В гамме соль минор два бемоля: СИ-БЕМОЛЬ и МИ-БЕМОЛЬ.

в соль миноре два бемоля

Для тренировки вы можете построить самостоятельно или «разобрать по косточкам» несколько минорных гамм: например, фа-диез минор и ля минор.

гамма фа диез минор

гамма ля минор

Как еще можно получить минорную гамму?

Мажорная и минорная гаммы, построенные от одной и той же тоники, различаются между собой лишь тремя звуками. Давайте выясним, какие это различия. Сравним гамму До мажор (нет знаков) и до минор (три бемоля).

до мажор и до минор в сравнении

Каждый звук гаммы – это ступень. Так вот, в минорной гамме по сравнению с мажорной три ступени низкие – третья, шестая и седьмая (отмечены римскими цифрами – III, VI, VII). Таким образом, если нам известна мажорная гамма, то мы легко можем получить минорную, изменив всего лишь три звука.

Для упражнения поработаем с тональностью Соль мажор. В гамме Соль мажора один диез – это ФА-ДИЕЗ, который является седьмой ступенью гаммы.

  • Понижаем третью ступень – ноту СИ, получаем СИ-БЕМОЛЬ.
  • Понижаем шестую ступень – ноту МИ, получаем МИ-БЕМОЛЬ.
  • Понижаем седьмую ступень – ноту ФА-ДИЕЗ. Этот звук уже повышенный, и для того чтобы его понизить, нужно просто отменить повышение, то есть убрать диез.

Таким образом, в соль миноре будет всего два знака – СИ-БЕМОЛЬ и МИ-БЕМОЛЬ, а ФА-ДИЕЗ из него просто бесследно исчезает. Как видите, ничего сложного.

соль мажор и соль минор в сравнении

Устойчивые и неустойчивые звуки в мажоре

И в мажорной, и в минорной гамме семь ступеней, три из которых устойчивые, а четыре – неустойчивые. Устойчивыми ступенями являются первая, третья и пятая (I, III, V). Неустойчивые – это все остальные – вторая, четвертая, шестая, седьмая (II, IV, VI, VII).

устойчивые ступени - это первая, третья и пятая, остальные - неустойчивые

Устойчивые ступени, если их собрать вместе, образуют тоническое трезвучие, то есть трезвучие, построенное от тоники, от первой ступени. Слово трезвучие обозначает аккорд из трех звуков. Сокращенно тоническое трезвучие обозначается T53 (в мажоре) или с маленькой буквы t53 (в миноре).

тоническое трезвучие - аккорд построенный на тонике, то есть на первой ступени

В мажорной гамме тоническое трезвучие мажорное, а минорной – соответственно, минорное. Таким образом, трезвучие из устойчивых ступеней дает нам полное представление о тональности – о ее тонике и ладе. Звуки тонического трезвучия являются своеобразным ориентиром для музыкантов, по ним они настраиваются на начало произведения.

в мажоре тоническое трезвучие мажорное, а в миноре оно минорное

В качестве примера давайте рассмотрим устойчивые и неустойчивые звуки в Ре мажоре и в до миноре.

Ре мажор – светлая тональность с двумя диезами (ФА-ДИЕЗ и ДО-ДИЕЗ). Устойчивые звуки в ней – это РЕ, ФА-ДИЕЗ и ЛЯ (первая, третья и пятая нотки из гаммы), вместе они дают нам тоническое трезвучие. Неустойчивые – это МИ, СОЛЬ, СИ и ДО-ДИЕЗ. Посмотрите на пример: неустойчивые ступени для большей наглядности закрашены:

устойчивые и неустойчивые звуки в ре мажоре

До минор – это гамма с тремя бемолями (СИ-БЕМОЛЬ, МИ-БЕМОЛЬ И ЛЯ-БЕМОЛЬ), она минорная и потому звучит с легким оттенком грусти. Устойчивые ступени здесь – ДО (первая), МИ-БЕМОЛЬ (третья) и СОЛЬ (пятая). Они дают нам минорное тоническое трезвучие. Неустойчивые ступени – это РЕ, ФА, ЛЯ-БЕМОЛЬ и СИ-БЕМОЛЬ.

устойчивые и неустойчивые звуки в до миноре


Итак, в данном выпуске мы с вами познакомились с такими музыкальными понятиями, как лад, тональность и гамма, рассмотрели строение мажора и минора, научились находить устойчивые и неустойчивые ступени. Из следующих выпусков вы узнаете о том, какие есть разновидности мажора и минора и какие есть другие лады в музыке, а также о том, как быстро определять диезы и бемоли в любых тональностях.

минорный лад
В музыкальной практике используется большое число разнообразных музыкальных ладов. Из них два лада наиболее распространены и практически универсальны: это мажор и минор. Так вот и мажор, и минор бывают трёх видов: натуральным, гармоническим и мелодическим. Только не нужно этого пугаться, всё просто: разница лишь в деталях (1-2 звука), остальное в них совпадает. Сегодня в поле нашего зрения – три вида минора.

3 вида минора: первый — натуральный

Натуральный минор – это простая гамма без всяких случайных знаков, в таком виде в каком она есть. Учитываются только ключевые знаки. Звукоряд этой гаммы один и тот же при движении и вверх, и вниз. Ничего лишнего. Звучание – простое, немного строгое, печальное.

Вот, например, что представляет собой звукоряд натурального ля минора:

 ля минор натуральный

3 вида минора: второй — гармонический

Гармонический минор – в нём при движении и вверх, и вниз повышается седьмая ступень (VII#). Повышается она не с бухты-барахты, а ради того, чтобы обострить её тяготение в первую ступень (то есть в тонику).

Давайте посмотрим на звукоряд гармонического ля минора:

 ля минор гармонический

В результате седьмая (вводная) ступень действительно хорошо и естественно переходит в тонику, зато между шестой и седьмой ступенями (VI и VII#) образуется «дыра» – интервал увеличенной секунды (ув2).

Впрочем, в этом есть своя прелесть: ведь благодаря этой увеличенной секунде гармонический минор звучит как-то на арабский (восточный) лад – очень красиво, изысканно и очень характерно (то есть гармонический минор легко узнаётся на слух).

3 вида минора: третий — мелодический

Мелодический минор – это минор, в котором при движении гаммы вверх повышаются сразу две ступени – шестая и седьмая (VI# и VII#), зато при обратном (нисходящем) движении эти повышения отменяются, и играется (или поётся) фактически натуральный минор.

Вот пример мелодического вида того же ля минора:

 ля минор мелодический

Почему нужно было повысить эти две ступени? С седьмой мы уже разбирались – она хочет быть ближе к тонике. А вот шестая повышается для того, чтобы закрыть ту «дыру» (ув2), которая образовалась в гармоническом миноре.

Почему это так важно? Да потому что минор МЕЛОДИЧЕСКИЙ, а по строгим правилам ходы на увеличенные интервалы в МЕЛОДИИ запрещены.

Что даёт повышение VI и VII ступеней? С одной стороны, более направленное движение к тонике, с другой стороны, это движение смягчается.

Зачем тогда отменять эти повышения (альтерацию) при движении вниз? Тут всё очень просто: если мы будем играть гамму сверху вниз, то при возвращении на повышенную седьмую ступень нам снова захочется вернуться к тонике, притом что это уже не нужно (мы, преодолев напряжение, уже завоевали эту вершину (тонику) и спускаемся вниз, где можно отдохнуть). И ещё: мы просто не должны забывать, что находимся в миноре, а эти две подружки (повышенные шестая и седьмая ступени) как-то добавляют весёлости. Этой весёлости в первый раз может быть и в самый раз, но во второй – уже лишка.

Звучание мелодического минора полностью оправдывает своё название: он действительно звучит как-то по-особому МЕЛОДИЧНО, мягко, лирично и тепло. Такой лад часто встречается в романсах и песнях (например, о природе или в колыбельных).

Повторенье – мать ученья

О, как я тут разошёлся, сколько про мелодический минор написал. Скажу вам по секрету, что чаще всего вам предстоит иметь дело с гармоническим минором, поэтому про «госпожу седьмую ступень» не забывайте – иногда ей нужно «повыситься».

Давайте еще раз повторим, какие три вида минора есть в музыке. Это минор натуральный (простой , без прибамбасов и наворотов), гармонический (с повышенной седьмой ступенью – VII#) и мелодический (в котором при движении вверх нужно повысить шестую и седьмую ступени – VI# и VII#, а при движении вниз – играть просто натуральный минор). Вот вам в помощь рисуночек:

три вида минора

ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОСМОТРИТЕ ЭТО ВИДЕО!

Правила теперь вы знаете, сейчас предлагаю посмотреть просто шикарное видео в тему. После просмотра этого короткого видео-урока вы раз и навсегда научитесь отличать один вид минора от другого (в том числе и на слух). В видео предлагается разучить песенку (на украинском языке) – очень интересно.

Три вида минора – другие примеры

Что это у нас всё ля минор да ля минор? Что же? других тональностей нет? Есть, конечно. Сейчас и посмотрим примеры натурального, гармонического и мелодического минора еще и в других нескольких тональностях.

Ми минор – три вида: в этом примере цветом выделены изменения ступеней (в соответствии с правилами) – поэтому не буду давать лишних комментариев.

гамма ми минор

Тональность си минор с двумя диезами при ключе, в гармоническом виде – появляется ля-диез, в мелодическом – к нему добавляется еще и соль-диез, а затем при движении гаммы вниз оба повышения отменяются (ля бекар, соль бекар).

гамма си минор

Тональность фа-диез минор: в ней при ключе три знака – фа, до и соль диезы. В гармоническом фа-диез миноре повышается седьмая ступень (ми-диез),а в мелодическом – повышаются шестая и седьмая ступени (ре-диез и ми-диез), при нисходящем движении гаммы эта альтерация отменяется.

гамма фа-диез минор

До-диез минор в трёх видах. При ключе у нас четыре диеза. В гармоническом виде – си-диез, в мелодическом – ля-диез и си-диез в восходящем движении, и натуральный до-диез минор в нисходящем движении.

гамма до-диез минор

Тональность фа минор. Ключевые знаки – бемоли в количестве 4-х штук. В гармоническом фа миноре повышается седьмая ступень (ми-бекар), в мелодическом – повышается шестая (ре-бекар) и седьмая (ми-бекар), при движении вниз повышения, разумеется, отменяются.

гамма фа минор

Три вида до минора. Тональность с трёмя бемолями при ключе (си, ми и ля). Седьмая ступень в гармоническом виде повышена (си-бекар), в мелодическом виде – кроме седьмой повышена ещё и шестая (ля-бекар), в нисходящем движении гаммы мелодического вида эти повышения отменяются и возвращаются си-бемоль и ля-бемоль, которые есть в натуральном виде.

гамма до минор

Тональность соль минор: здесь при ключе выставляется два бемоля. В гармоническом соль миноре – фа-диез, в мелодическом – кроме фа-диеза, ещё и ми-бекар (повышение VI ступени), при движении вниз в мелодическом соль миноре – по правилу возвращаются знаки натурального минора (то есть фа-бекар и ми-бемоль).

гамма соль минор

Ре минор в своих трёх видах. Натуральный без какой-либо дополнительной альтерации (не забывайте только про знак си-бемоля при ключе). Гармонический ре минор – с повышенной седьмой (до-диез). Мелодический ре минор – при восходящем движении гаммы си-бекар и до-диез (повышенные шестая и седьмая ступень), при нисходящем движении – возвращение натурального вида (до-бекар и си-бемоль).

гамма ре минор

Ну вот, на этом и остановимся. Можете добавить страничку с этими примерами в закладки (наверняка пригодится). Ещё рекомендую подписаться на обновления странички сайта в контакте, чтобы быть в курсе всех обновлений и быстро находить нужный материал.

Гамма Ми-минор на гитаре для начинающих: позиции, аппликатуры, схемы

Гамма Ми-минор постоянно используется в металлической и рок-музыке. Из-за своей аппликатурной простоты она отлично подходит для начинающих любителей тяжелых риффов. Также ее используют в популярных и эстрадных стилях.

Краткая памятка для начинающих

Начните изучение с самой простой позиции, которая основана на открытых струнах. Это не только проще, но и полезнее на практике. Много знаменитых рокерских песен основано на минорной или пентатонической гамме в ми.

Разучите не только порядок нот на грифе, но и попробуйте играть их в разных ритмических рисунках: четвертями, восьмыми, триолями. Это в дальнейшем поможет начать импровизировать на известные вам произведения.

Не учите позиции как отдельные блоки. Они нужны для того, чтобы связывать их между собой. Когда выучите первую и вторую, постарайтесь сразу сыграть ноты из двух гамм.

3 вида гаммы Ми-минор

В музыке чаще всего применяются эти виды:

  1. Натуральный.

  2. Гармонический.

  3. Гамма Ми-минор мелодический.

Каждая из них отличается своим интервальным строением и знаками альтерации. Но для знания основ необходимо разобрать обычный e-moll. Уже от него добавляются другие производные звукоряды.

Как построить гамму Ми-минор

Как и другие минорные тональности, «E» строится по определенной схеме: Т-П-Т-Т-П-Т-Т.

Где «Т» – это тон, откладываемый от одной из нот звукоряда. От «ми» – получается «фа диез» (сразу находим знак при ключе, который характерен именно для этой тональности). Далее «П» – полутон – «фа# – соль» и так далее.

При построении гармонического e-moll нужно повысить 7 ступень при движении как вверх, так и вниз: E – F# — G – A – H – C – D#.

Для мелодического схема будет следующая: E – F# — G – A – H – C# — D# (вверх, а вниз играем натуральный).

Параллельная гамма

Параллельной гаммой является Соль-мажор. У них пересекается нотный состав и ключевой знак.

Гамма Ми-минор натуральный вид

Написать гамму Ми-минор удобнее всего в виде позиций, расположенных в разных частях грифа гитары. Некоторые из них применяются постоянно, другие используются менее часто. Мы рассмотрим самые применяемые боксы, в которых написано большинство популярных песен.

Аппликатура

Условные обозначения:

  1. Зеленый круг – ноты, которые входят в бокс

  2. Черный круг – тоники (ноты «E»).

  3. Цифра – номер пальца, которым нужно зажимать лад.

1 схема

Эта аппликатура интересна тем, что тоника находится на втором ладу. Это полезно знать для того, чтобы построить аккорд Em (от 2 л.), который регулярно используется для обыгрывания рок-композиций.

2 схема

Переходим на 5 лад и разбираем схему, в которой безымянный палец и мизинец постоянно находятся рядом друг с другом.

3 схема

На 7 ладу строится Em – его известная форма с применением баррэ. Это также распространенный вариант, который необходимо знать каждому гитаристу.

4 схема

Перемещаемся к 9 позиции, которая охватывает целых пять ладов.

5 схема

Открытая фигура, с которой удобнее всего начать изучение e-moll.

Гамма гармонического Ми-минора: 5 позиций

После того, как поиграли натуральную гамму, перейдем к гармоническому варианту. Он не только поможет запомнить ноты на грифе, но и добавит в вашу импровизацию красоту.

1 фигура

К стандартным схемам прибавляется нота D#, которая придаст тональности интересный арабский оттенок.

2 фигура

Не забывайте каждый раз добавлять этот знак альтерации, который делает увеличенную секунду между До и Ре-диез.

3 фигура

Позиция, которая раскладывается на пять ладов. Посмотрите на то, что указательный палец здесь смещается по пятой струне.

4 фигура

Постепенно заполняем весь гриф нотами, четвертая позиция особенно насыщенная.

5 фигура

В открытой схеме очень удобно расслышать характерное звучание гармонического минора.

Упражнения с гаммой Ми-минор

Для того, чтобы лучше разобраться в пройденных боксах, рекомендуем поиграть небольшой комплекс заданий, рассчитанных на запоминание.

Упражнение #1

Первый бокс на практике используется для игры риффов, поэтому здесь сделан упор на игру на басовых струнах.

Упражнение #2

Попеременно играем ноты Ми-минор в одном направлении, а затем меняем в обратную сторону. Так мы разовьем беглость пальцев.

Упражнение #3

Теперь разучим движение от самой тонкой струны к самой толстой. Это поможет запомнить популярные паттерны, когда гитарист играет скоростной пассаж в этом направлении.

Упражнение #4

Исполним бокс с басовой струны в сторону более высокого звука. Такие перемещения не слишком часто применяются в музыке, но полезны для развития координации.

Упражнение #5

По той же самой последовательности возвращаемся назад. Старайтесь соблюсти постановку пальцев.

Заключение и советы

При обучении на начальных этапах используйте метроном. Сначала достаточно играть Ми-минор в самом медленном темпе. Позже можете немного увеличить его. Когда разучите одну позицию, постарайтесь исполнить ее, не глядя на гриф.

Если у вас остались вопросы по гамме Ми-минор – задавайте их в комментариях. Также распространите статью через социальные сети среди своих друзей. Добавьте страницу в закладки, чтобы не пропускать свежие разборы.

Предлагаем вашему вниманию для изучения статью — Гамма Ре-минор на гитаре.

Дата публикации: 18.08.2022
Просмотров: 1217

Комментарии (0)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как найти свойства ярлыков
  • Как правильно найти дискриминант квадратного уравнения
  • Вот ап как исправить время
  • Как найти давление столба жидкости физика
  • Как найти плотность абсолютной влажности воздуха

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии