Главная » Блог » Как научиться чувствовать габариты машины
12.08.2018
Комментариев нет
137156
Для того чтобы уверенно управлять автомобилем, необходимо чувствовать его габариты. Под его габаритами подразумевают основные величины: длину, ширину и высоту. Но знать конкретные замеры – недостаточно, важно, находясь внутри авто, понимать реальные расстояния от корпуса транспортного средства до внешних преград.
Мы расскажем вам, как почувствовать машину и научится проезжать даже самые узкие места. Ведь все транспортные средства отличаются своими размерами, соответственно, даже если опытный водитель садится за руль нового транспортного средства, ему понадобится время на определение размера автомобиля. Не говоря уже о новичках, которым сложно понять свое место на дорожном полотне.
Давайте попытаемся разобраться, как чувствовать автомобиль, с какими основными проблемами сталкиваются неопытные водители, как выработать схему ориентации в пространстве.
Зачем учится чувствовать габариты автомобиля
Ощущение своего автомобиля, необходимо для безопасной езды. Правильное понимание размеров авто поможет вам ловко парковаться, перестраиваться между полосами, обгонять впереди идущий транспорт, двигаться в потоке и объезжать препятствия.
Выделяют два вида габаритов:
- статические;
- динамические.
Статические – это основные параметры автомобиля, ее размеры.
Динамические – это фактическое расстояния от края корпуса до условного препятствия, который определяется по ходу движения. Водитель, по мере приближения к реальной точке, высчитывает приблизительное расстояние к ней. Расстояние определяется в динамите – в движении.
Именно ориентация в пространстве поможет водителю не задеть бордюры и другие транспортные средства. Если вовремя затормозить перед препятствием, то можно избежать столкновения. А ошибочная оценка расстояния приводит не только к царапинам и прочим повреждениям лакокрасочного покрытия автомобиля, но и более серьезным последствиям: авариям и вмятинам.
Чтобы чувствовать габариты, необходимо выработать специальный навык. Приобрести его можно в ходе практики вождения, либо отработать специально. Пригодится умение в различных ситуациях:
- на парковке – поможет заехать в узкое пространство, не задеть бампером или крылом оставленные машины;
- на дороге – при перестроении оценить расстояние до соседних машин, при соблюдении дистанции в пробках, при разъезде с транспортом на узких участках проезжей части, при предоставлении приоритета переходам;
- при заезде в гараж – ощущение собственных размеров машины сообщит, когда необходимо остановить машину, чтобы можно было закрыть ворота и спокойно выйти из авто.
Как понять габариты автомобиля: ошибки начинающих
Особенно остро проблема ощущения автомобиля стоит перед водителями без опыта. Новички, недавно получившие водительские удостоверения, жалуются: не чувствую размеры машины. В первый год своей практики автолюбители сталкиваются с проблемами парковки и маневров на узких участках: им сложно развернуться на небольшой площадке, в ограниченных условиях, среди множества других препятствий.
Когда я сел за руль первый раз, мне казалось, что я сижу по центру, а справа и слева от меня находится одинаковое расстояние до колес. До сих пор, после 10 летнего стажа вождения, наверное, как и многие водители, я лучше ощущаю левые габариты – вдоль водительского сиденья.
Как видим, в первую очередь следует понять, что к правому колесу – большее расстояние, нежели к левому.
Вторая ошибка новичков – пытаться увидеть то, что находится перед бампером, выглянуть за капот. По этой причине многие начинающие воители подвигают водительские сиденья ближе к лобовому стеклу, упираясь в руль. Не стоит этого делать. Водителю необходимо смотреть на дорогу, а не под колеса. Ощущать размеры автомобиля вы сможете, когда получите достаточную сноровку.
И еще один совет – главное научится пользоваться зеркалами. В зеркале кажется, что соседние автомобили находятся дальше, чем в реальности. Вы думаете, что сзади идущая машина еще далеко, так как она достаточно мелко выглядит в зеркале, на самом же деле – это всего лишь обман зрения.
ВАЖНО ЗНАТЬ. Боковые зеркала и зеркало заднего вида имеют «мертвую зону». Слепая зона автомобиля – это пространство вокруг машины, которое не отражается в зеркалах. Водитель может не увидеть со своего места рядом идущий транспорт. Поэтому стоит помнить, что перед тем как начинать маневр,нужно предварительно несколько раз взглянуть в зеркала, убедившись в его безопасности.
Как научиться чувствовать автомобиль
Научиться, как чувствовать габариты автомобиля помогут несколько простых упражнений. Начинающим водителям следует отработать навыки ориентации в пространстве на закрытом автодроме. Именно для этого инструктора отделяют флажками небольшие площадки, и заставляют учеников заезжать в условный бокс. Предлагаем посмотреть видео о том, как научиться чувствовать габариты, а после выполнить несколько уроков.
Урок 1. Визуализация
Мысленно нарисуйте положение вашей машины относительно стен бокса, выйдете из транспортного средства и сравните представленную картину с реальной. Как правило, новичкам кажется, что края машины находятся на много ближе к стенам условного гаража, нежели это есть в действительности.
Урок 2. Маячки
Установите на крайнюю точку капота антенну, именно она поможет понять, где заканчивается корпус машины. В любой момент вы можете остановить авто, выйти из автомобиля и посмотреть, как близко находится препятствие. После этого станет понятно, как это правильно делать в машине, как оценивать дистанцию и собственные габариты.
Урок 3. Разметка линий
Если вы новичок, чтобы почувствовать машину, обозначьте на асфальте мелом или баллончиком с краской, шесть линий, которые:
- пересекают передние и задние колеса;
- продолжают левую и правую оси;
- очерчивают задний и передний бампера.
Точки пересечения колес с передней торпедой можно отметить цветной бумагой или скотчем на лобовом стекле. Метки будут давать представление о предполагаемой траектории движения. Таким образом, вы научитесь определять то место дороги, по которому проедут колеса машины. Со временем метки станут не нужны, в мозгу выработается цепочка реакций.
Аналогично можно отметить линии пересечения переднего и заднего бамперов, передних и задних колес. Разметка облегчит определение и ощущение размеров и траекторию движения автомобиля.
Урок 4. Попадание под колеса
Расположите на дороге небольшую картонку, и намеренно постарайтесь на нее наехать поочередно каждым колесом. Это упражнение поможет отработать ощущение линии колес. Практикуйтесь не только при движении вперед, но и задним ходом.
Урок 5. Змейка
Установите на проезжей части преграды, и старайтесь объехать препятствия, не задев их. Маяки можно обозначить флажками, конусами, или обычными пластиковыми бутылками.
Старайтесь проезжать, как можно ближе к маячкам. Начинайте с простых упражнений, а со временем усложняйте себе задания: ставьте флажки теснее, и пытайтесь направлять машину вплотную между препятствий; «восьмеркой» и «змейкой».
Основной совет, как привыкнуть к габаритам машины — как можно больше практиковаться. Так же можете ознакомиться с видео, которое поможет ознакомиться Вам более наглядно https://www.youtube.com/watch?v=l4EiBC8tgP8 . Попросите опытного водителя или инструктора дополнительно позаниматься с вами на площадке.
Навыки приобретаются в ходе вождения. Вы научитесь интуитивно ощущать правильное расстояние до препятствий с высокой точностью. С опытом вы поймете, как ориентироваться по зеркалам в машине, как почувствовать автомобиль.
-
Автошкола Спб
-
Блог
- Что такое габариты автомобиля и как научиться их чувствовать?
Что такое габариты автомобиля и как научиться их чувствовать?
При парковке или при проезде по узким городским дворам у многих автовладельцев могут возникнуть трудности, связанные с габаритами автомобиля. Очень важно научиться их чувствовать, чтобы не повредить свою или чужую машину.
Зачем нужно чувствовать габариты своего авто?
Автомобиль представляет собой источник повышенной опасности. Помимо большой скорости движения, он имеет определенные размеры, границы которых начинающему водителю ощутить трудно . Поэтому новички испытывают проблемы при проезде узких участков дороги или парковке, допуская небольшие столкновения с другими участниками движения, окружающими дорожными знаками, различными сооружениями, припаркованными автомобилями и пешеходами.
Габариты – это размер автомобиля, который находится за полем зрения водителя. Чтобы не задеть чужую машину при парковке или грамотно объехать яму на дороге, данный параметр нужно уметь ощущать. Вся сложность заключается в том, что в автошколе у будущего водителя слишком мало практических занятий, чтобы научиться в полной мере ощущать габариты автомобиля. Поэтому кандидату в водители придется постигать это через опыт уже после получения прав.
Важно уметь определять положение колес относительно неровностей на дорогах. Данная способность пригодится водителю для безопасной езды по дорожному покрытию, имеющему ямы или опасные неровности, которые можно объехать, не снижая скорости.
Существует несколько случаев, где умение ощущать габариты машины может действительно пригодиться:
- парковка задом или передом;
- заезд в гараж;
- проезд в узком дворе среди припаркованных автомобилей;
- объезд ям на дорогах;
Автовладелец должен не просто чувствовать каждую точку автомобиля, но и чувствовать его кузов, считая продолжением своего тела. В этих словах есть доля правды – именно так можно в совершенстве освоить управление автомобилем в самых различных ситуациях.
Виды габаритов автомобиля
В первую очередь, необходимо понимать, что габариты автомобиля могут иметь определенную характеристику. В зависимости от восприятия водителем тех или иных автомобильных размеров, выделяют следующие виды данного параметра:
- Ощущаемые или видимые. Водитель может лишь на глаз определить расстояние до предметов или частей автомобиля, но не может трезво оценивать расстояние до объектов. В этом ему могут помочь различные электронные устройства, например, камера заднего вида или парковочный радар. Поэтому данные габариты называют ощущаемыми – водитель о них знает, но не может до конца воспринимать за истину. К примеру, зеркала заднего вида дают информацию о габаритах авто сзади, но помогают вычислить это точно. Поэтому парковка задним ходом может долгое время восприниматься, как специальное упражнение, которое тренирует чувство водителя в габаритах своего автомобиля.
- Реальные габариты – точные габариты автомобиля, которые были получены в результате соответствующих измерений или предположений о возможном положении колес на дорожном покрытии. Оперируя этой информацией, водитель может совершать более сложные маневры, но получить ее можно лишь детальным изучением своей машины и многих других параметров. Кроме того, нужно постоянно следить за электронными устройствами – парктрониками или камерами заднего вида.
Другое разделение габаритов автомобиля – это колея машины и ее ширина. Между этими понятиями есть небольшая разница. Ощущение колеи – это способность определять положение колес на дороге. Это умение позволяет нам объезжать ямы так, чтобы они проходили между колес. Ширина же, позволяет нам уметь оценивать боковой интервал и проехать между двумя припаркованными автомобилями при минимальном интервале или его слишком малой величине. Водитель должен не только уметь определять такие габариты и двигаться вперед, но и вовремя отказаться от проезда такого участка.
Последний вид оценки габаритов – это длина машины. Пригодится при параллельной парковке или парковке задом.
Как научиться чувствовать габариты?
Не всегда машина будет оборудована парктрониками или камерой заднего вида. В этом случае, габариты придется научиться чувствовать. Для этого есть ряд специальных упражнений, которые развивают этот полезный водительский навык. Необходимо выполнять их периодически, чтобы выработать необходимые рефлексы и привычки. Освоить упражнения за один день и при этом научиться прекрасно чувствовать дистанцию – невозможно.
Сложнее всего за рулем приходится женщинам, так как у них плохо развито периферическое зрение, что делает затрудненным понимания вопроса о габаритах автомобиля. Чтобы научиться им видеть все вокруг себя и определять важные точки кузова снаружи, необходимая долгая учебная работа. Только так получится чувствовать габариты машины и выбирать правильную дистанцию при парковке.
Узнайте больше о том, как управлять автомобилем с автоматической коробкой передач для чайников.
Чувствуем колеса
В первую очередь, нужно научиться ощущать колею автомобиля. Зная положение колес на дороге, можно научиться проезжать дорожные ямы и даже контролировать машину на тесной парковке, используя полученную информацию при маневрировании. Сделать это можно следующим образом:
- Сомните пластиковую бутылку и положите на ровной площадке.
- Заезжая на машине под разными углами сделайте так, чтобы передние колеса поочереди наезжайте на бутылку. Пластиковый хруст говорит о том, что наезд произведен успешно.
Другой вариант данного упражнений – небольшая искусственная неровность вместо бутылки так же поможет научиться видеть положение колес из салона автомобиля. В будущем это поможет при вождении на большой скорости рассчитать требуемое расстояние между колесами для ямы максимальных размеров и сохранить жизнь подвеске.
Ориентир окна и зеркала
Используя ограничительные линии зеркал и окон автомобиля, можно точно научиться парковать машину так, чтобы не было штрафов. К примеру, при парковке передом нужно подъезжать к препятствию до тех пор, пока линия бордюра не окажется точно под линией бокового зеркала заднего вида. В данном случае, расстояние от бордюра до переднего бампера будет самым минимальным.
Также следует учитывать, что если бордюр появился в зеркале при парковке задом, значит, до него осталось совсем немного – буквально несколько сантиметров.
Еще один хороший способ контролировать расстояние – наклеить под лобовым стеклом линию из скотча яркого цвета. При парковке передом стараться делать так, чтобы эта линия совпадала с линией бордюра. Именно эта отметка и будет свидетельствовать о получении необходимого расстояния до препятствия.
Заезд в гараж
При заезде в гараж есть огромная вероятность столкнуться со стеной, особенно, если гаражное место слишком короткое и не совпадает под диаметр автомобиля. Чтобы соблюсти дистанцию хотя бы первое время и быстро научиться это делать в любых условиях в дальнейшем, можно пользоваться следующим из двух приемов.
Чтобы контролировать расстояние в гараже, можно поставить спереди покрышку без диска и подъезжать к стене до тех пор, пока бампер не упрется в покрышку. Всегда запоминайте это расстояние визуально. В будущем этот навык может помочь. Еще один способ подойдет владельцам универсалов, хэтчбэков, внедорожников и даже фургонов. В гараже под потолком подвешивается теннисный мячик. Водитель заезжает задом до тех пор, пока не коснется мячика. Запоминайте это расстояние – оно пригодится в будущем.
Следует учитывать, что сзади дистанция от объектов и строений должна быть такой, чтобы давала возможность водителю полностью открывать заднюю крышку багажника. Особенно, если дело касается коммерческих авто.
Башня из коробок
Еще один хороший способ – помогает научиться чувствовать габариты при повороте автомобиля и не допускать задевания угла бампера при повороте, развороте, движении задом и т.д. Сделать нужно следующее:
- Постройте из картонных коробок небольшую башню, сложив 4-5 коробок друг на друга. Высота башни должна быть такой, чтобы ее было видно во все стекла автомобиля, находясь за рулем.
- Сдавайте задом и поворачивайте таким образом, чтобы каждый раз проходить в минимальной близости от коробок. Момент касания будет говорить о том, что интервал или дистанция до препятствия и без того слишком малая. Это и будет тот самый момент или расстояние, понижать пределы которого нельзя.
Специальные технические средства
Помочь выпускникам школы вождения научиться контролировать габариты машины может не только собственная интуиция, чутье и геометрия, но и специальные гаджеты. К примеру, одним из самых лучших средств, способных оценить боковые расстояния по периметру машины, можно назвать камеры кругового обзора. Подобные устройства помогают отследить расстояние практически до всех объектов, окружающих машину на парковке и помогает избежать случайных касаний с другими машинами. Единственная сложность – привыкнуть к изображениям монитора, когда нужно запомнить, какая камера и за какую часть авто отвечает.
Другой способ – это использование зеркал мертвых зон. Но при парковке они будут помогать нам не в определении машин сбоку, а при парковке задом. Если направить их вниз, они будут указывать на задние колеса. Теория указывает на то, что рядом с колесами проще увидеть бордюр. Поэтому начать смотреть нужно именно в эту сторону.
Не стоит забывать и о самых популярных – датчиках парковки, в народе именуемыми «парктрониками» и камерой заднего вида. Хотя бы один из этих гаджетов должен быть обязательно установлен на каждый проданный автомобиль. При покупке парктроников или камер, следует быть осторожным с китайскими изделиями. Если китайскую камеру при поломках поменять гораздо проще, то с датчиками парковки все намного сложнее, особенно, если они покрашены в цвет кузова или имеют уникальное крепление. Повреждение такого датчика ведет к замене бампера или дорогостоящему восстановлению датчика, которого, скорее всего, в продаже не будет.
Какие ошибки совершают новички?
Главная ошибка новичков состоит в том, что они садятся за руль абсолютно неподготовленными. Это значит, что без чувства габаритов они садятся за руль и задевают своим автомобилем различные препятствия, другие автомобили и т.п. Подобные мелкие ДТП не проходят без последствий. Прежде чем выезжать на узкие пространства нужно хорошенько привыкнуть к габаритам машины и воспользоваться нашими советами. Только так можно выйти из первой самостоятельной поездки без повреждений.
Совершенно противоположная проблема – излишняя самоуверенность, из-за которой молодые водители совершают необдуманные поступки за рулем, подвергая опасности себя и других участников движения. В процессе таких выходок есть огромная вероятность не вписаться в поворот или между других машин и стать виновником страшной аварии.
Следует также помнить, что габариты меняются в зависимости от используемой машины. К примеру, Renault Logan считается достаточно компактным и имеет широкие возможности парковки. В то же время, Kia Rio тоже является востребованной среди автовладельцев, но больше всего негодования вызывает ее обзорность и малый радиус разворота. А все из-за больших габаритов, которые намного меньше в Рено Логан. Поэтому новичок должен быстро выучить и почувствовать габариты новой для него машины.
Вчерашнему выпускнику автошколы важно знать, как почувствовать габариты машины. Этот навык поможет уверенно парковаться, совершать маневры на дороге, ездить по узким улицам. Чувство единого целого со своим автомобилем появляется параллельно накоплению практических навыков вождения. Ускорят процесс специальные упражнения и простые лайфхаки.
Типичные ошибки начинающих
Габаритами называют параметры автомобильного кузова и месторасположение колесной базы. Новичку, находящемуся за рулем, почувствовать границы автомашины сложно. Проблема возникает даже у опытных водителей, которые пересели на авто другой марки. Начать хорошо чувствовать габариты автомобиля позволит только достаточный опыт вождения.
Процессу мешают типичные ошибки, совершаемые новичками, которые не могут адаптироваться к размерам своей автомашины:
- Оценка только переднего участка дороги – водитель, недавно севший за руль, пытается в процессе вождения подвинуться максимально близко к лобовому стеклу, чтобы лучше видеть происходящее перед ним. Делать этого не стоит – заглянуть за бампер не удастся, а боковой обзор значительно ухудшится. Нужно сидеть на водительском сиденье в удобной позе, чтобы видеть дорогу впереди и зеркала.
- Неумение верно определить расстояние до другого автотранспорта, отражающегося в зеркалах заднего вида. Из-за зрительных искажений создается иллюзия удаленности, хотя в реальности другие транспортные средства находятся ближе. Это может привести к авариям, поэтому при вождении делайте поправку на расстояние.
- Невозможность понять свое расположение относительно колесной базы. Новичок, недавно севший за руль, подсознательно ощущает себя равноудаленным от левого и правого колеса. На самом деле водитель смещен влево, и это надо учитывать при движении.
Переживать не стоит – по мере накопления опыта вождения все действия отработаются до автоматизма, и управлять автомашиной станет гораздо проще. Главное – быть максимально внимательным, не гонять и не совершать рискованных маневров.
Виды габаритов автомобиля
Существует два габаритных параметра:
- Видимый (осознаваемый) – сформированный в сознании человека, находящегося за рулем. Водитель видит происходящие за лобовым стеклом, в зеркалах и понимает, что его автомашина и другие транспортные средства имеют определенные размеры. Однако не всегда такие ощущения совпадают с действительностью. В результате неправильно оценивается дорожная ситуация и может возникнуть авария.
- Реальный – настоящий размер транспортного средства – его длина, ширина, высота, расположение колесной базы. Именно их нужно стремиться ощутить во время вождения. Всем новичкам, желающим узнать, как научиться чувствовать габариты, следует усвоить – реальные параметры автомашины начнут чувствоваться в результате регулярных тренировок и поездок.
Заполните форму и узнайте все подробности
Упражнения, позволяющие быстрее ощутить габариты автомобиля
Существуют упражнения, помогающие новичку быстрее почувствовать реальные размеры автомашины во время вождения. Тренировки позволят легче справляться с рядовыми дорожными ситуациями – необходимостью объехать люк, лужу, яму, припарковаться во дворе, встать на парковке.
Навык нужен при обгоне и перестроении, когда во время движения требуется правильно оценить не только границы своего авто, но и других транспортных средств. Тренироваться желательно на безлюдных дорогах или в других местах, где ничто не будет мешать и отвлекать.
«Наезд» и «метки» – учимся чувствовать колеса
Возьмите пластиковую бутылку, положите ее на ровный участок и попытайтесь наехать поочередно слева и справа. Начните с левой стороны, двигайтесь медленно и по хрусту поймете, что попали. Поможет оценить местонахождение левого колеса во время вождения лайфхак – над ним в салоне находится возвышение, куда ставят ногу.
Теперь проделайте то же самое с правой стороны – это тяжелее, поскольку здесь нет ориентира, как слева. Но со временем вы почувствуете, где находится правая часть колесной базы, и легко проедете по смятой бутылке. Усложните задачу – попытайтесь ехать задним ходом. Если регулярно проделывать такое упражнение, почувствовать границы автомашины при вождении удастся быстрее.
Помогут сориентироваться метки на переднем ветровом стекле, нанесенные на уровне расположения колес. Чтобы это сделать, возьмите две линейки – одну положите на капот по колесной линии, а вторую приставьте к ней и расположите вдоль лобового стекла. Поставьте точки-ориентиры, которые будут хорошо видны при движении. Процедуру проделайте поочередно на левой и правой половине кузова. Вместо линейки можно использовать веревку или ленту.
«Маячки» и «маятник» – учимся чувствовать расположение бампера
Для этого упражнения изготовьте маячки – возьмите пару пластиковых бутылок, засыпьте внутрь песок и воткните палки. Чтобы сделать инвентарь заметным, намотайте на деревяшки яркую материю, наподобие флажка. Можно купить два полых черенка для швабры и толстую проволоку, скрутить большой проволочный круг, конец которого просунуть снизу в черенок. Получатся импровизированные стойки для тренировки.
Установите два маячка в линию на ровной поверхности и попытайтесь подъехать к ним максимально близко, лучше даже коснуться бампером. Не переусердствуйте – если импровизированное ограждение упадет – задача считается невыполненной.
Когда получится безошибочно оценивать расстояние до переднего бампера, переставьте маячки назад и попробуйте сделать упражнение при движении задним ходом. Это будет сложнее, поскольку потребуется ориентироваться на изображения в зеркалах. Постепенно движения отрабатываются до автоматизма, и придет ощущение размеров машины.
Поможет новичку сориентироваться в параметрах автомобиля упражнение «маятник». Поставьте две импровизированные стойки спереди и сзади автомобиля на некотором расстоянии от него. Ездите медленно между ними вперед-назад, стараясь только коснуться, но не уронить. Можно выходить из автомобиля и смотреть, столько осталось до препятствия. Если регулярно проделывать такое упражнение, оценивать расстояние до переднего и заднего бампера при движении станет гораздо легче.
Помогут ощутить месторасположение бампера при вождении антенна или другой ориентир, расположенный впереди. Женщины-автомобилисты для этого крепят к фарам реснички. Такую же роль играет декоративный дефлектор, выступающий над капотом.
Стоянка – учимся чувствовать габариты и парковаться
Потренируйтесь пустынной улице останавливать автомашину параллельно тротуару и при этом не задевать бордюр. Не получилось – пробуйте еще. После нескольких попыток вы почувствуете ширину кузова авто и сможете припарковаться, где нужно.
Для второго упражнения понадобится маячки, которые мы делали в прошлый раз. Поставьте их спереди и сбоку от автомашины, а затем сдайте назад. Задача – вписаться в импровизированный «гараж». Попробуйте попасть в огороженное пространство при движении вперед и назад.
Полезные советы
Новичку помогут во время вождения электронные гаджеты:
- камера кругового обзора покажет транспортные средства и препятствия;
- парктроник – поможет при парковке;
- зеркала мертвых зон, направленные на задние колеса, позволят избежать наезда на бордюр.
Поможет новичку заезжать в гараж простой лайфхак – повесьте на потолок воздушный шарик там, где должен заканчиваться капот. Когда будете въезжать в гараж, шар стукнется о лобовое стекло и станет понятно, что нужно остановиться.
Не стоит надеяться только на гаджеты – чтобы наработать практику, нужны занятия:
- занимайтесь минимум два раза в неделю по часу, тогда упражнения дадут результат;
- не прерывайте занятия, иначе потеряете приобретенные навыки, которые еще не успели закрепиться;
- не отчаивайтесь, если ничего не удается – кому-то требуется больше часов кому-то – меньше, со временем все получится;
- хотите ускорить процесс – возьмите уроки у инструктора автошколы, специалист поможет быстрее почувствовать уверенность за рулем.
Все новички первое время слабо ощущают габариты своей машины. Это нормальное явление, которое проходит с опытом. При регулярных тренировках вы быстро освоите такой навык и будете уверенно водить автомобиль.
Чтобы учитывать габариты своего автомобиля на дороге, недостаточно заучить на память размеры длины, ширины и высоты в сантиметрах. Придётся научиться чувствовать расстояние от водительского сидения до бампера и определять на глаз, сколько метров от корпуса вашей машины до соседней. Для того чтобы научиться ориентироваться в пространстве за рулём и не наделать смертельно опасных ошибок, следует выполнить несколько упражнений, и тогда будете чувствовать себя в тесном автомобильном потоке, как рыба в воде.
Содержание
- Зачем нужно чувствовать габариты автомобиля
- Как понять габариты автомобиля водителю-новичку
- Учимся чувствовать габариты
- Заезжаем в «гараж»
- Передние и задние габариты
- Чувство линии колёс
- Боковые габариты
- Отрабатываем бордюр
Зачем нужно чувствовать габариты автомобиля
Вы счастливый выпускник автошколы и обладатель новеньких прав на управление транспортным средством. Вот только практики, полученной во время езды с инструктором, недостаточно, для того чтобы не цеплять во время езды бордюры и вовремя останавливаться перед впередиидущим автомобилем. Почему так происходит?
Просто вы не чувствуете габаритов своего автомобиля. А это очень важные умения:
- парковаться, никого не задев;
- перестраиваться с одной полосы на другую во время движения по шумным улицам города;
- обгонять тех, кто ползёт как черепаха;
- успешно объезжать препятствия.
При этом вам предстоит научиться определять на глазок не только размеры собственного авто, но и правильно оценивать расстояние от корпуса машины до существующего на дороге препятствия, причём делать это придётся прямо во время движения.
Когда достигнете определённого уровня мастерства прикидывать эти два момента на глазок, перестанете задевать бордюры и будете вовремя тормозить перед встречным автомобилем, не «поцеловав» его.
Освоить умение чувствовать габариты можно только во время практической езды, причём сделать это придётся не только при движении вперёд, но и задним ходом, что ещё сложнее. Но как только получите подобные навыки, вам будут не страшны ни парковки, ни узкие дороги, ни развороты, ни заезд в гараж.
Как понять габариты автомобиля водителю-новичку
Новичкам трудно поначалу сориентироваться в пространстве своей машины. Им может казаться, что они сидят по центру в одинаковом расстоянии от колёс. Так что первым делом следует осознать разницу расстояний от водителя до правого и левого колеса.
Водителя-новичка в транспортном потоке легко определить по вытянутой шее, когда он пытается увидеть, что происходит у него перед капотом, хотя на самом деле для водителя важнее не то, что находится под колёсами, а то, что впереди на дороге.
Когда смотрит в зеркала начинающий водитель, ему может показаться, что соседние машины находятся от него намного дальше, чем это есть на самом деле. С подобным обманом зрения предстоит бороться. А о том, что и зеркало заднего вида, и боковые имеют так называемую мёртвую зону, водителю наверняка не рассказывали в автошколе. А если и рассказывали, то он пропустил эту информацию мимо ушей.
Кроме того, что придётся научиться учитывать не только габариты самого автомобиля, но и бампер, который всегда выпирает немного вперёд. Чтобы прочувствовать эту часть машины, можно врезать в бампер антенну.
Движение задним ходом – отдельная история. Здесь дела с габаритами обстоят намного запущеннее. Если у вас хэтчбек, ориентируйтесь на заднюю щётку. А если вы счастливый обладатель седана, пристройте антенну к заднему бамперу.
Припарковаться задним ходом будет легче, если зеркала заднего вида отрегулированы так, что в них отражаются колёса. Определить боковые габариты транспортного средства вы можете, ориентируясь на самую крайнюю часть бокового зеркала.
Во время обгона или когда собрались перестроиться из одного ряда в другой, воспользуйтесь боковым зеркалом. Если едущая за вами следом машина видна в зеркало полностью, можно перестраиваться без риска задеть её. Если вы видите только часть следующего за вами авто, значит, оно подъехало слишком близко, и лучше в данный момент отказаться от манёвра.
Учимся чувствовать габариты
Чтобы как можно скорее освоиться с габаритами, а значит, избежать неприятных последствий на дороге, можно немножко потренировать свой глазомер. Для этого едьте на закрытую площадку, где вам никто не помешает тренироваться.
Заезжаем в «гараж»
Отделите небольшой участок флажками, представьте себе, что это габариты гаража и постарайтесь вписаться в них. Если вам удастся заехать в «гараж», не зацепив флажков, попробуйте выйти из машины и проверьте, оставили ли вы достаточно расстояния, чтобы открыть дверцу, не упёршись в стену условного «гаража».
Передние и задние габариты
Разложите на дороге коробки и пытайтесь подъехать к ним и остановиться как можно ближе, но так, чтобы не задеть препятствие бампером. Во время движения ориентируйтесь на антенну на капоте, чтобы почувствовать, где проходит край вашей легковушки.
Чувство линии колёс
Нарисуйте на асфальте две параллельные линии, которые будут находиться на уровне колёс машины. На лобовом стекле отметьте эти линии скотчем. Так вам легче будет понять, по какой части дороги пройдут колёса. Поначалу скотч будет подсказкой, а в дальнейшем вы будете чувствовать это интуитивно. Таким же образом можно разметить габариты переднего и заднего бамперов и задних колёс.
Далее упражняйтесь, пытаясь наехать одним колесом на лежащую на дороге коробку. Вначале практикуйте с правым и левым передними, а затем приступите к задним колёсам, наезжая на коробку уже задним ходом. После этого попытайтесь проехать так, чтобы коробка проскользнула между левым и правым колесом.
Боковые габариты
Расставьте флажки или пластиковые бутылки по обе стороны движения и старайтесь проехать так, чтобы не задеть их. Вначале выставляйте препятствия ровно, а немного потренировавшись, усложните задачу, выставив их восьмёркой или змейкой.
Отрабатываем бордюр
Можно поставить автомобиль на белую полосу правыми колёсами. Найдите точку на переднем стекле, через которую видно белую линию на 2-3 метра вперёд. Затем на дороге выкладывается доска, и вы должны проехать по ней обеими правыми колёсами. Через полчаса такой тренировки новичок начинает чувствовать расстояние от правого колеса до обочины, и уже никогда не зацепит её.
Как показывает опыт, недостаточно освоить теорию в автошколе, чтобы стать первоклассным водителем. После обучения придётся ещё долго овладевать навыками безопасной езды. Надеемся, что наша статья поможет вам освоиться с габаритами автомобиля как можно скорее.
Новичкам, которые только начинают осваивать езду на автомобиле, сложно правильно оценить его размеры. Но это крайне необходимо для движения по общим дорогам, маневрирования на загруженных стоянках и в других подобных ситуациях. Если водитель не знает, как определить габариты автомобиля, он может столкнуться с другими машинами, наехать на бордюр и повредить свою машину.
Содержание статьи:
- Что такое габариты автомобиля
- Зачем чувствовать габариты
- Виды габаритов
- Как чувствовать габариты автомобиля
- Колеса
- Окна и зеркала
- Упражнения
- Змейка
- Маячок
- Наезд
- Ошибки новичков
- Наша автошкола
Что такое габариты автомобиля
Для уверенной езды по дороге водитель должен инстинктивно ощущать ширину своего транспортного средства, а также место нахождения крайних передней и задней точек.
Под термином «габариты» обычно понимают физические размеры корпуса. Но для управления важны не фактические параметры, а возможность ощущать границы и оценивать реальное расстояние до других автомобилей.
Неопытному человеку может быть непросто. Но как только он поймет, как ощущать габариты автомобиля, этот навык перейдет в разряд бессознательных. Водитель сможет маневрировать в потоке, не задумываясь о размерах. Причем после покупки новой машины сознание подстраивается под изменившиеся габариты очень быстро.
Важно учитывать не только статические, но и так называемые динамические размеры. Речь идет о расстоянии от машины до препятствия, которое нужно понимать в динамике. То есть водитель должен инстинктивно высчитать расстояние до препятствия и начать торможение или маневр до того, как произойдет возможное столкновение.
Зачем чувствовать габариты
Этот практический навык нужен для безопасности движения. Если при управлении авто не ощущать его размеры, можно столкнуться с препятствиями и другими машинами, что причинит материальный ущерб, может нанести вред здоровью водителя, пассажиров.
Навык того, как чувствовать габариты автомобиля при вождении, пригодится в следующих ситуациях:
- Езда по загруженной дороге;
- Смена полосы;
- Заезд и выезд в ячейку на парковке и в гараж;
- Парковка разными способами;
- Обгон транспортных средств и объезд препятствий.
Виды габаритов
Если новичок поймет, как почувствовать габариты автомобиля, он будет ориентироваться на дороге инстинктивно. То есть не будет явно анализировать, где заканчивается передний или задний бампер, правый или левый край.
Начинающему шоферу нужно знать, что существует два способа оценки габаритов:
- Осознаваемый. Это размеры, которые сформировались в голове человека, управляющего транспортом. Он оценивает их по тому, что видит в лобовом стекле и сзади, по бокам и в зеркалах. Как правило, ощущаемые габариты не совпадают с настоящими. Из-за этого происходят столкновения и аварии.
- Реальный. Это настоящие ширина, высота и длина транспортного средства. Основная цель процесса обучения новичка — добиться того, чтобы он ощущал эти размеры. Это достигается путем упражнений и постоянной практики.
При оценке реальных габаритов всегда учитываются другие характеристики машины. Например, нужно знать радиус поворота авто. Это помогает оценить, войдет ли она в проем гаража или парковочное место, если повернуть колеса на определенный угол.
Обратите внимание, что размеры важны и для других целей. Например, при обустройстве навеса в частном доме или покупки гаража нужно убедиться, что ваше транспортное средство поместится внутри с учетом его ширины, длины и высоты. Их же придется называть при вызове эвакуатора в случае необходимости.
Как чувствовать габариты автомобиля
Отличительным признаком новичка, который еще не понимает, как видеть габариты автомобиля, является вытянутая шея. Это связано с тем, что он пытается оценить размеры и расстояние визуально. Но по мере приобретения им опыта водитель понимает, что определять размеры намного проще с помощью зеркал, не изменяя положения за рулем.
Колеса
Простым и точным способом определения габаритов являются колеса. Разберем, как научиться габаритам машины с помощью разметки линий колес. Сначала необходимо воспользоваться мелом или краской и нанести на асфальт такие линии:
- Границы передних и задних колес;
- Места расположения левой и правой полуосей;
- Контуры переднего и заднего бампера.
Далее следует сесть за руль и отметить точку пересечения колес с торпедо с помощью цветной бумаги или липкой ленты на лобовом стекле. Эти метки на первых порах будут ориентиром для маневрирования. Со временем навык станет инстинктивным и метки можно будет убрать. В мозгу закрепятся безусловные реакции.
Таким же образом можно поставить отметки на заднем стекле. Это облегчит маневрирование задним ходом и парковку.
Окна и зеркала
Еще один способ — правильная настройка зеркал для новичков. Необходимо выставить их положение, ориентируясь на следующие советы:
- Боковые зеркала заднего вида можно поставить так, чтобы в них были видны задние колеса. Это поможет ехать назад при заезде на парковку или выезде из гаража.
- При определении ширины автомобиля можно руководствоваться краями зеркал. Они являются наиболее выступающей точкой транспортного средства.
- Если во время езды по дороге в зеркале отображается вся едущая сзади машина, она находится далеко и перестроение будет безопасным.
Со временем водитель научится определять размеры авто и оценивать безопасность маневров за доли секунды.
Упражнения
Существует несколько упражнения, с помощью которых можно понять, как чувствовать габариты автомобиля. Разберем наиболее простые из них.
Змейка
Для обучения необходимо поставить на свободной асфальтированной площадке преграды, которые при столкновении не повредят транспортное средство. Это могут быть пластиковые конусы, заполненные водой бутылки, пакеты с песком.
Водителю необходимо маневрировать по площадке так, чтобы проезжать как можно ближе к препятствиям, но не задевать их. Начать можно с того, что расставить их подальше, а затем постепенно уменьшать расстояние.
Рекомендуется освоить движение змейкой или ездить восьмеркой. Чем больше времени провести за тренировкой, чем быстрее водитель получит нужные навыки. Одновременно с этим новичок учится пользоваться зеркалами и визуально оценивать положение заднего и переднего бамперов.
Маячок
Это модификация предыдущего упражнения. Необходимо расставить упомянутые выше препятствия, после чего попытаться подъехать к ними задом или передом как можно ближе, но без столкновения.
Еще один способ, как научиться определять габариты авто — выложить с помощью препятствий силуэты двух стоящих рядом транспортных средств и отработать навык параллельной или перпендикулярной парковки между ними.
Наезд
Это упражнение помогает оценить размеры машины в динамике. Необходимо положить на асфальт пластиковую бутылку, после чего попытаться наехать на нее правым или левым колесом. Далее задание усложняется. Наезжать нужно уже при поворотах и на большей скорости.
Такие сложные маневры позволят оценить траекторию движения машины с учетом ее габаритов и радиуса поворота.
Ошибки новичков
Инструкторы по обучению вождению выделяют несколько ошибок, которые затрудняют приобретение нужных навыков. Среди них:
- Анализ участка дороги, расположенного впереди автомобиля. Для этого новичок пытается сесть как можно выше и поближе к лобовому стеклу. Но положительного результата такой подход не дает. Все равно увидеть происходящее перед передним бампером без камеры кругового обзора не получится. Но при этом ухудшается видимость происходящего по бокам и сзади автомобиля. Лучше всего занимать удобное положение, а для обзора пользоваться зеркалами.
- Неверная оценка расстояния до находящегося сзади транспортного средства. Из-за особенностей работы зеркал водителю кажется, что автомобили находятся дальше, чем есть на самом деле. Поэтому они начинают небезопасные маневры, что приводит к столкновениям. Важно всегда делать поправку на расстояние при перестроении.
- Неверное определение точек расположения колес. Начинающий водитель инстинктивно думает, что находится по центру автомобиля и колеса располагаются на равном удалении от него. На самом деле он смещен влево и вперед. Это нужно учитывать при маневрировании.
Любой начинающий шофер рано или поздно понимает, как чувствовать габариты автомобиля. Главное соблюдать максимальную осторожность на первых этапах, пока нужные навыки не закрепятся в голове.
Наша автошкола
Хотите знать, как научиться чувствовать габариты автомобиля и приобрести нужные навыки без риска для себя и ущерба для своей машины? Обращайтесь за помощью в автошколу «Дистанция» в Санкт-Петербурге.
Загрузка…