Как найти финансирование сми

Автор статьи

ирина родионова

Эксперт по предмету «Журналистика»

Задать вопрос автору статьи

Определение 1

Средства массовой информации — это совокупность органов публичной передачи информации при помощи технических средств.

СМИ по типу источника финансирования могут быть:

  • Государственными (бюджетными);
  • Платными – существуют за счет абонентской платы потребителей;
  • Подписными;
  • Общественными – существуют за счет фондов общественных организаций и добровольных пожертвований частных лиц и организаций;
  • Коммерческими – самоокупаются за счет рекламы;
  • Арендными.

Дотации и субсидии

По мере своих возможностей государство старается помочь средствам массовой информации. Однако государственные субсидии далеко не всегда покрывают все расходы газет и телерадиокомпаний. Выделение субсидий происходит адресно. Сначала редакция обращается в местную администрацию или правительство с просьбой выделить денежные средства. Затем эта просьба рассматривается комиссией из представителей исполнительной и законодательной власти. Именно комиссия и принимает решение отказать в помощи или удовлетворить просьбу. В некоторых случаях редакции в расчетах, приложенных к просьбе, специально завышают тираж, и, следовательно, объем бумаги, приобретаемой ими, а также стоимость полиграфических услуг. В результате они получают сумму, превышающую нужды, предусматриваемые схемой оказания дотаций.

Логотип baranka

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе

Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Получить скидку 3 000 ₽

Замечание 1

Схема предписывает, что дотации и субсидии могут использоваться только на оплату полиграфических услуг и закупку бумаги.

Образовавшиеся излишки редакторы часто направляют на доплату к заработной плате или премии сотрудникам. В этом случае отчитаться в целевом использовании оказанной дотационной помощи практически невозможно. Дотации, выделяемые местной администрацией, в некоторых случаях позволяют не только контролировать экономическую деятельность СМИ, но и оказывать влияние на редакционную политику.

Даже небольшая государственная помощь грозит потерей независимости изданий от властных структур. Практика субсидий может быть упразднена, если редакции средств массовой информации станут акционерами издательских комплексов. В региональной прессе процесс разгосударствления может происходить путем формирования крупных холдингов, газетных сетей, которые концентрируются вокруг центральных изданий. Например, подобная схема эффективно применяется в странах Запада.

«Источники финансирования российских СМИ» 👇

Образование независимых система телерадиовещания и их развитие позволяют максимально полно реализовать конституционные права граждан на получение информации. это придает рассматриваемой проблеме особую актуальность.

Частный капитал

Финансово-политические и финансово-промышленные группы, центром которых являются столичные коммерческие банки, покупают акции открытых акционерных обществ, основанных телерадиокомпаниями, редакциями печатных изданий. Таким образом, вслед за приватизацией предприятий промышленности в 1990-х годах осуществлялась приватизация частным капиталом отечественных средств массовой информации. например, в 1999 г. Б. Березовский приобрел контрольный пакет акций издательского дома «Коммерсант». Он вместе с подопечными фирмами оказался владельцем 75% акций телеканала ТВ-6, а также оказывал влияние на такие издания, как «Независимая газета», «Матадор», «Новые известия», журнал «Огонек». В. Гусинский до 2001 года был владельцем холдинга Медиа-Мост, в который кроме телекомпании НТВ, радиостанции «Эхо Москвы» и телесети ТНТ входили печатные издания:

  • «Караван историй»
  • «Сегодня»
  • «Итоги»
  • «Семь дней».

В 1997 году была создана фирма «Профмедиа» — дочерняя фирма «ОНЭКСИМбанка». В 1998 году она стала самостоятельной организацией в виде медиа-холдинга Интеррус. По мнению Я.Н.Засурского, владелец часто не рассматривает печатное издание или телеканал как источник прибыли, они необходимы только как средство воздействия на мнение общественности. Естественно, чем больше тираж издания, тем больше сфера воздействия на мнение общества. Однако поднимать тираж зачастую владельцы стараются не за счет расширения спектра мнений, а путем компроматных вбросов и «пожелтения».

Передел собственности и смена владельцев средств массовой информации стал привычным явлением в медиасфере. Например, в 2001 г. контрольный пакет акций телекомпании НТВ перешел от В. Гусинского к Газпрому. А «Лидвиль Инвестментс Лимитед», дочерняя компания «Газпром-Медиа», в том же году стала владельцем контрольных пакетов акций «ТНТ-Телесеть», «НТВ Плюс», «Издательства 7 дней».

Спонсорство через рекламу

Средства массовой информации зачастую могут оказаться в зависимости от частного капитала не только прямо, но и косвенно, через рекламу. Средства, получаемые от публикации рекламных объявлений, оплачиваемых заказчиками, которыми могут быть как коммерческие, так и государственные предприятия, фирмы, организации, а также частные лица, оказываются основным источником доходов журнала, газеты, телевидения и радио. Феномен активного развития рекламных изданий – это чисто рекламное явление, которое вызвано необходимостью быстрой передачи большого массива ценовой информации на мелкооптовый и оптовый рынки. С формированием устойчивых торговых связей на таких рынках неизбежно происходит уменьшение числа объявлений такого рода – сбытовая и ценовая информация из рекламных газет переходит в почтовую рекламу и Интернет. Практически каждое СМИ использует систему наценок: за срочность, место, редакционную подготовку текста публикации, оригинал-макет объявления, публикацию на первой или последней полосе, за многоцветность. Также СМИ используют систему скидок: при покупке определенного числа модулей или целой полосы, при повторе публикации.

Ряд российских СМИ получают финансирование от иностранных источников. В их число вошли «Интерфакс», ТАСС, телеканалы, которые принадлежат «Газпром-Медиа»: «Наш Футбол», «Матч ТВ» и другие.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Отрывок из книги медиаконсультанта Александра Амзина «Интернет-журналистика. Как писать хорошие тексты, привлекать аудиторию и зарабатывать на этом», которую выпускает издательская группа АСТ.

Оглавление:

  1. Бизнес-модели СМИ
  2. Рекламная модель
  3. Подписная и платная модель
  4. Платный доступ к контенту (paywall)
  5. Клубная система
  6. Большие данные в платной модели
  7. Платные агрегаторы
  8. Платная модель: не плата и не подписка
  9. Гибридная модель
Александр Амзин​

Бизнес-модели СМИ

Содержание СМИ и просто оплата труда журналистов — нелёгкая бизнес-задача. Вот несколько цитат для вдохновения.

Владение сегодня медиа — это только постоянная головная боль, где найти деньги. Заработать практически нельзя.

Евгения Альбац,

Главный редактор журнала The New Times

Доля в медиакомпании — это liability. Ты делишь не призрачную прибыль, а ответственность, берешь на себя какие-то обязательства.

Максим Кашулинский

,

Главный редактор Republic.ru, издатель Reminder

Вопрос о том, можно ли в журналистике заработать, насмешит, пожалуй, любого работающего журналиста.

Леонид Бершидский,

бывший главный редактор «Ведомостей», колумнист Bloomberg

Чтобы содержать редакцию, нужно где-то добывать деньги на регулярной основе. Есть пять основных способов это сделать, обычно используют их комбинацию:

  1. Получить государственное или муниципальное финансирование.

  2. Найти частного спонсора.
  3. Работать на грант, который не надо возвращать.
  4. Продавать рекламу.
  5. Брать плату с читателей.

Первые две строчки несут большие риски, так как спонсор — будь это бизнесмен или государство — рано или поздно попытается влиять на редакционную политику. Кроме того, стороннее финансирование ограничивает пространство для маневра. Очень быстро выясняется, что для развития нужны дополнительные средства, а взять их неоткуда. И там, где не возникает политический конфликт между редакцией и учредителем, появляется экономический.

Работа на грантовой основе обычно не зазорна, но имеет четко выраженный интервал по времени. Грант оттягивает вопрос «где взять денег», но не снимает его. Похоже, что безвозвратная инвестиция на раннем этапе — это чуть ли не единственная возможность для нового медиа получить 2-3 года жизни, требующихся для выхода на самоокупаемость.

Любые виды возвратных инвестиций медиа не подходят, потому что для отрасли характерна низкая маржинальность. Проще говоря, большинство медиа убыточны или находятся на грани окупаемости, исключения редки, и даже они не могут гарантировать инвестору многократного увеличения вложений. Стратегия выхода ему обычно тоже не ясна.

В результате он пытается получить возврат инвестиций, эксплуатируя редакционные возможности, и это ничем хорошим не заканчивается.

Одно из следствий такой структуры рынка — расцвет внешних корпоративных СМИ, работающих под эгидой крупных банков, ритейлеров, сотовых операторов. Чаще всего их жанр можно определить как «потребительский гид».

Устойчивая бизнес-модель медиа основана на следующих критериях:

  • Регулярные платежи.
  • Платежи из множества источников.
  • Отсутствие конфликта интересов.

Мы кратко рассмотрели (и отбросили) три строчки из пяти. Давайте поговорим о рекламной модели и возможности брать с читателей деньги.

Рекламная модель

Рекламная модель подразумевает оплату интереса читателей третьими лицами. Часто при рекламной модели важен охват аудитории и объем рекламы, который просматривают пользователи.

Рекламная модель не исчерпывается отношениями издания и рекламодателя, так как предметом купли-продажи является внимание читателя. Если отбросить метрики и терминологию, издание позволяет рекламодателю дернуть читателя за рукав определённое количество раз в единицу времени. Читатель, доверяя изданию, в этой сделке не участвует, но (так сложилось исторически) готов потерпеть.

Вокруг этой задачи трёх тел наворочено множество схем.

Например, в глянцевых журналах рекламодатель показывает картины и атрибуты успешной жизни, и тем самым соответствует общей цели журнала.

В рекламе programmatic и объявлениях, размещенных на социальных платформах, объявление учитывает недавние интересы пользователя, повышая его терпимость и стремясь быть полезным.

В нативной рекламе уже издание стремится добавить в рекламу сколько-то пользы для своей аудитории.

Но в целом на выручку от рекламы гораздо больше влияет посещаемость ресурса, чем его редакционная политика.

Лирическое отступление. Не стоит путать редакционную политику, то есть принципы оперативного управления, с позиционированием СМИ. Вы можете объявить себя деловым изданием и тем самым обеспечить повышенный коэффициент к размещаемой рекламе. При этом доля настоящей бизнес-журналистики может варьировать в широких пределах. Это особенно справедливо, когда вы исчерпали собственную тему, а возможности роста — еще нет.

В долгосрочной перспективе рекламная модель подталкивает издание к созданию привлекательных, популярных, но неглубоких статей. Это со временем снижает общий уровень редакции, не мотивирует ее на расследования, написание больших материалов и тому подобное.

Не следует думать, что рекламная модель плоха. Просто её гораздо легче использовать СМИ общего интереса, чем тематическим. Кроме того, рекламная модель способна создать конфликт интересов: СМИ не может одновременно брать деньги у организации и, скажем, вести расследование о злоупотреблениях ее топ-менеджмента.

Издания, работающие по рекламной модели, уязвимы для экономического давления. Причем рынки бывают разные, и на рынках с большой долей государственного участия экономическое давление от компании может сигнализировать о недовольстве органов власти.

Может показаться, что я противник рекламной модели. Это не так. Она прекрасно работает в 90% случаев и отлично сочетается с остальными. Но СМИ, работающие по рекламной модели:

  • Обязаны разделять редакционный и рекламный контент, а также производство.

  • Зависят от сезонности.
  • Перманентно испытывают экономический кризис вместе со всей отраслью.
  • Дерутся с конкурентами за один и тот же кусок пирога.
  • Должны организовать собственное производство спецпроектов и нативной рекламы и научиться их продавать.
  • Обязаны уметь отчитываться перед рекламодателями и выполнять обязательства.
  • Постоянно думают, как бы не отдать слишком много агентству и не позволить потенциальным рекламодателям выкупить рекламное место задешево на автоматическом аукционе.

Рекламная модель — нервный и сложный бизнес, причем успешно занимаются им не СМИ, а Facebook, «Яндекс», Google и остальные гиганты. У СМИ просто нет того объема данных о пользователях, который бы позволил эффективно им противостоять. Даже Герман Геринг признавал летом 1940 года: «Мы забыли, что англичане сражаются лучше, когда их спины прижаты к стене».

Как раз англичане нашли способ сражаться за свои рекламные платформы. Например, в июне 2018 года британские The Times, The Sun, The Guardian и The Telegraph создали совместную рекламную платформу, позволяющую соревноваться с дуополией Facebook и Google.

На другом фланге этой битвы издатели пытаются найти взаимопонимание с брендами и предоставить метрики, которые имеют смысл для заказчика. Тот же The Telegraph сумел связать показы нативной рекламы у себя с узнаванием бренда и склонностью к покупке.

Подписная и платная модель

Платная бизнес-модель исходит из простого предположения, что читатель готов за что-то (обычно информацию) заплатить.

Это утверждение изначально было верным — недаром слово «газета» произошло от «газетты» — монеты в два сольдо, а венецианская La gazeta dele novità так и называлась — «Новостей на газетту». Сколько платишь, столько и получаешь. iTunes по-венециански.

Но, как всегда, возникли дополнительные издержки. Издавать и печатать газету дорого. Поэтому в прессе появилась реклама. Она перевернула идею «новостей на газетту», потому что еще до продажи редакция получала больше газетты. Там, где удавалось снизить выручку от покупки до пренебрежимых величин, появились бесплатные СМИ.

Одновременно вырабатывалось некое разграничение — бесплатные СМИ жертвовали качеством контента, расширяя аудиторию и инвентарь. При тоталитарных и авторитарных режимах СМИ распространялись за символическую плату, выгода значила здесь меньше, чем возможность идеологической обработки.

Постепенно общедоступные новости потеряли свою ценность, превратившись в сырье. Тогда газеты (особенно местные) обратили внимание на свою объединяющую роль. Они стали размещать частные объявления и тем самым породили дополнительную бизнес-модель. Частное объявление — такой же эксклюзив, как и новость, а в некоторых случаях и полезнее, потому что никакое журналистское расследование не поможет тебе купить детскую кроватку.

К сожалению, монополию газет на этом рынке довольно быстро разрушили специализированные интернет-ресурсы.

Лирическое отступление. Недавно бизнесмен Крейг Ньюмарк пожертвовал 20 миллионов долларов журфаку Городского университета Нью-йорка (CUNY). В этом есть горькая ирония — Ньюмарка обвиняют в том, что его сайт частных объявлений Craigslist отобрал доходы у местных газет.

Но некоторые медиаменеджеры твердо усвоили урок. Лояльная аудитория может ценить эксклюзивную информацию. Людям также нравится принадлежать тому или иному сообществу. Чувствовать себя выделяющимися из толпы. Поддержка и развитие такого сообщества — позволяет рассматривать медиа как сервис. А за сервис следует платить.

Весь вопрос в том, за что мы готовы платить. Взаимодействие потребителя, контента и денег многолико. Легко оставить за день сотни рублей в кафе, но трудно расплатиться той же суммой за месяц доступа к офисному пакету, который принесет нам десятки тысяч рублей в виде заработка.

Легко десять раз проехаться в метро. Трудно подписаться за ту же сумму на телеканал «Дождь». Легко купить танк в World of Tanks. Психологически тяжело оставить ту же сумму в обмен на необходимую для исследований научную статью.

Так мы приходим к очевидному выводу: деньги имеют контекстную стоимость. Тем не менее, очередной доклад Reuters Institute Digital News Report, вышедший в 2018 году, показал, что постепенно люди понимают монетарную стоимость новостей и других журналистских материалов.

Во многих странах мира доля людей, готовых платить за СМИ, растет. В Норвегии в 2017 году за новости платили 30% опрошенных. В Швеции — 26%. В Австралии и Гонконге — по 20 процентов.

Но битва за кошельки читателей будет долгой. Даже в странах-лидерах ежегодно доля платящих за новости жителей растет на 3–5 п.п.; в странах, не столь увлеченных перспективами paywall, наблюдается нулевой рост доли плательщиков. Так что пройдет минимум десяток лет, прежде чем мы сможем уверенно говорить о подписке как универсальной бизнес-модели СМИ.

Давайте поговорим о видах платной модели, сразу оговорившись, что медиа обычно сочетают способы заработка.

Платный доступ к контенту (paywall)

Платный доступ к контенту бывает разовым и подписным. Чаще всего (и выгоднее для всех) оформить подписку. Подписка — индикатор общественного интереса. При подписке потребители совместно оплачивают работу журналистов в обмен на гарантированное качество продукта.

Если издание целиком переходит на подписную модель, то редакционная политика зависит напрямую от читателей, а не от третьих лиц. Это максимально честная, но очень непростая для реализации модель.

Основной индикатор успешности в ней — число подписчиков и выручка от подписки и сопутствующих услуг (например, заказов и мероприятий, доступных только подписчикам).

Подписная модель хорошо работает в нишевых изданиях, объединяющих сравнительно узкие сегменты аудитории (например, спортивные телеканалы достаточно просто продают платные трансляции).

Недостатки подписной модели очевидны:

  • Она сильно зависит от макроэкономической ситуации и внешних шоков.

  • Аудитория издания постепенно вымывается и меняется, ее надо пополнять.
  • На рынке обычно существуют бесплатные конкуренты, работающие по рекламной модели.
  • Совмещать рекламную модель с подписной в цифровом пространстве непросто.

Все эти проблемы издания пытаются решить по-разному — зависит от точки старта.

Например, традиционная рекламная пресса получает существенную (часто большую) долю доходов от печатной рекламы, но собирается в течение нескольких лет перейти на подписную модель. Для этого необходимо сохранять баланс рекламных и подписных доходов, но выстраивать продукты, исходя из светлого будущего, а не бумажного прошлого.

В результате газеты вроде The New York Times и The Washington Post ставят перед собою метрики, связанные с числом подписчиков. В сентябре 2017 года The Washington Post пересекла отметку в миллион подписчиков.

В феврале 2018 года The New York Times объявила, что ее выручка от подписки в прошлом году превысила миллиард долларов. Несколькими месяцами ранее газета сообщила, что её ежемесячно читает 130 миллионов пользователей, а подписано 3,5 миллиона человек. Это вдвое больше, чем во второй половине 2015 года.

В апреле 2018 года цели в 3 миллиона подписчиков достиг издательский дом Dow Jones, в который входит The Wall Street Journal.

Платная подписка открывает перед изданиями новые возможности. Например, свою подписную аудиторию они знают обычно гораздо лучше любых рекламодателей . Это использует The Financial Times, которая изучает отрасли, в которых работают подписчики, и предлагает эту аудиторию партнерам на 20-50% дороже обычного.

Кроме того, эти данные позволяют гораздо эффективнее проводить мероприятия. Такая монетизация аудитории — клубная модель со встречами и конференциями — приносит финансовой газете десятки процентов выручки.

Пока так внимательно своих подписчиков изучают меньше 5% изданий (и меньше 20% спрашивают хотя бы пол и возраст). Но именно работа с подпиской заставляет СМИ развиваться, опираясь на собранные данные, а не чутье издателя и главного редактора.

Как я уже писал раньше, на рынке обычно присутствуют бесплатные конкуренты. В этом смысле подписные медиа развиваются во враждебной среде, ведь пользователи уже купаются в океане новостей, а благодаря системам рекомендаций получают эти новости в пассивном режиме.

Такое ограничение определяет направления, в которых могут расти медиа:

  • Профессиональные отраслевые новости и статьи, с которыми сложно конкурировать изданиям широкого профиля.

  • Эксклюзивы, которые конвертируют пришедших на них в лояльную аудиторию. Из истории с The New York Times мы знаем, что платящая аудитория составляет единицы процентов от общей — тем ценнее работать на небольшое, но активное ядро.
  • Нетекстовая продукция, которую невозможно пересказать.
  • Выстраивание вертикальных и горизонтальных связей в аудитории, управление сообществом, которое невозможно переманить к обычным изданиям.
  • Выбор с залогом — часто плата за подписку играет роль залога, так как человек, оплативший доступ к определенному изданию, перестает искать альтернативы.
  • Дополнительный заработок и предоставляемая ценность. Стоимость подписки не обязательно взимать напрямую. Это могут быть отдельные продажи (например, трансляции матчей или продажа билетов на виртуальные события и вебинары), комиссии с потребительских гидов, продажа сопутствующих товаров, рассылка пробников (распространенная практика в глянце) и тому подобное.

Таким образом, конкурентное поле сужается — сначала следует выделиться на общем новостном фоне, а затем показать превосходство среди других подписных изданий. Это, конечно, две различные задачи продукта.

Клубная система

Кроме материалов у любого приличного СМИ на вооружении стоят три вещи:

  • Уникальная картина дня (повестка).
  • Аудитория, объединенная уникальным набором ценностей.

  • Огромные связи с интересующими аудиторию экспертами и ньюсмейкерами.

Издание, транслируя свои ценности через первый пункт, предлагает некую членскую систему (не обязательно коммерческого характера), обычно объединяющую второй и третий пункты.

  • Российское издание Republic на момент написания этой главы было известно своим набором колумнистов (и главным среди них — Олегом Кашиным).

  • Невозможно представить себе, чтобы телеграм-издание @breakingMash включило в свою повестку философские лекции об особенностях Средневековья.
  • Именно этим занимается (в числе прочего) проект Arzamas, имеющий небольшую, но образованную и очень лояльную аудиторию.

Как это работает? Обычно аудитория делится на две части, одна из которых гораздо больше численно, а другая — платежеспособнее.

  • Подписчики лондонских The Times и The Sunday Times — члены клуба Times+. Они получают бесплатные электронные книги, скидки на товары (например, хороший кларет), посещают организованные для них спектакли и мероприятия. Они получают доступ к другим изданиям — например, годовую цифровую подписку на The Wall Street Journal.

  • The New York Times использует клубную систему, чтобы продавать дополнительные продукты членам клуба. Далеко не каждый подписчик этой американской газеты получает знаменитый кроссворд, но всякий получающий кроссворд (отдельный продукт) — лояльный потребитель и член клуба. У The New York Times есть базовая подписка, позволяющая читать все статьи; а также «полный доступ» и «полный доступ плюс». Оба последних открывают доступ к эксклюзивам — рецептам и кроссворду. Их разница лишь в том, что к ним добавлена возможность поделиться одной или двумя подписками с друзьями. Это превращает обычную подписную модель в клуб друзей, где доступ к газете одновременно ценность и подарок.
  • Российское издание The Bell использует клубную систему для проведения закрытых встреч с политиками и бизнесменами. Это позволяет обеспечить информацией самых преданных пользователей даже тогда, когда эта информация не может разглашаться: разговоры ведутся в режиме off the record. Доступ к важным спикерам — несомненная ценность, которую не могут обеспечить конкуренты, а члены клуба — не обязательно потребители информационного продукта.

Другими словами, членство в клубе не исчерпывается чтением статей определенного толка.

Это коммуникация в другой плоскости. В случае The Times — потребительского вида, The New York Times — социального, The Bell — делового и нетворкингового.

Клубная бизнес-модель часто (но, как мы видели, необязательно) связана с проведением мероприятий или запуском профессиональных продуктов. Иногда даже трудно определить, где заканчивается профессиональное предложение и начинается клуб.

  • Американское издание Politico предлагает профессиональную версию Politico Pro с множеством рассылок, отраслевых предложений, календарем и анонсами. И хотя это ни в коем случае не клубный продукт, большинство подписчиков почти наверняка работает в Вашингтоне и занято либо законодательной деятельностью, либо лоббированием. Таким образом, узкий продукт вполне способен сформировать клуб пользователей — пусть и не всегда с горизонтальными связями между членами.

  • Рассылка The Skimm предлагает молодым женщинам бесплатный новостной дайджест. Хотя подписчицы не связаны друг с другом, их объединяет в единое клубное пространство уникальный тон ведущих. Платежеспособные подписчицы загружают приложение и знают, что присоединяются к единому рекомендательному пространству интересных аудиозаписей, статей, книг и событий, интегрированных в их календарь.

Это заставляет нас сделать третий вывод — клубная система возникает следом за ощущением общности. Как Макс Вебер говорил, что успешное государство заставляет население ощущать себя нацией, так и полагающееся на клубную систему издание заставляет лояльных потребителей хотя бы частично отождествлять свою систему ценностей с собственным брендом.

Клубная бизнес-модель работает благодаря кредиту доверия, который нарабатывает издание. Почти невероятно, чтобы членами клуба, «послами» бренда стали люди, которые не понимают, где они оказались, что они читают, и не собирающиеся возвращаться.

Поэтому клубная бизнес-модель не всегда зависит только от бизнеса или объема трафика. Она процветает там, где работает команда с историей, репутацией, регулярно выполняющая обещания и превосходящая ожидания.

Большие данные в платной модели

Как мы уже писали, для успеха подписной модели требуется много данных. Хороший кейс здесь — газета The Wall Street Journal, несколько лет разрабатывавшая систему, способную сделать читателю персонализированное предложение.

Разработанная система присваивает читателям сайта WSJ.com, пока не являющимся подписчиками, «показатель склонности [к подписке]», основанный на более чем 60 сигналах. Среди этих сигналов:

  • Операционная система.
  • Впервые ли читатель зашёл на сайт.
  • Устройство, на котором он читает статью.
  • Выбор материалов.
  • Местоположение и множество производных демографических параметров.

Задействуя модель машинного обучения, система решает, сколько бесплатных материалов может прочесть посетитель, и вычисляет, с какой вероятностью читатель покинет сайт, если ему предложить вместо очередного материала заплатить за подписку.

С помощью новой системы издание проводит множество экспериментов. Выяснилось, что подписчики с низким показателем «склонности», если дать им больше материалов, впоследствии повышают этот показатель и охотнее конвертируются в платных подписчиков. Все это повышает предсказуемость бизнеса.

Пока еще не подписавшиеся пользователи легко сегментируются на «горячих», «теплых» и «холодных». Как только «холодных» достаточно разогреют, им предложат жесткий paywall — модель, в которой без оплаты прочесть ничего нельзя. Другим в обмен на электронный адрес предложат временные пропуска или позволят читать в течение конкретной сессии все материалы.

Есть и другие способы привлечения потенциальных подписчиков. Репортеры The Wall Street Journal, например, могут открыть материал для читателей, опубликовав его в социальных сетях. То, что доступно платным подписчикам, видят их друзья — и пробуют благодаря своему социальному графу.

Интересно, что стоимость подписки не варьирует в зависимости от показателя склонности. По состоянию на начало 2018 года годовая цифровая подписка на The Wall Street Journal стоила 222 доллара.

Сбор данных о пользователе пригодится не только для продажи подписки. Сложная система сбора информации и рекомендации материалов используется The Financial Times для создания неповторимого пользовательского опыта. FT не ограничивается продажей материалов заинтересованному читателю, а также смежных товаров и мероприятий. Газета идет дальше и создает персонализированную под читателя среду, которую он просто не хочет покидать.

Как это устроено?

  • FT рассматривает себя как сервис, ключевой параметр — быстрая загрузка и реакция. Издание посвятило много времени и сил тому, чтобы открываться меньше чем за 2 секунды на мобильных устройствах.

  • Специальный сервис myFT отслеживает интересы пользователя и предлагает то, о чем он хотел бы прочесть. Читатель выстраивает собственную газету, причем это именно тематические подборки, а не простая подписка на категории, как это бывает с многими медийными продуктами.
  • С конца 2018 года The Financial Times ввела в свою систему игровой элемент, позволяющий не столько привлечь новых подписчиков, сколько удержать старых. Газета разработала скоринговую систему Knowledge Builder, которая учитывает осведомленность пользователя по интересующим его тематикам. Речь идет о создании довольно серьезного информационного профиля читателя, так как FT в силу своих размеров покрывает около тысячи тематик. Если материал слишком похож на то, что обычно потребляет пользователь, его счет будет ниже — в FT заботятся о разнообразии информационной диеты читателя.

То, что мы наблюдаем на примерах WSJ и FT — медийные инфраструктуры будущего, проросшие в платной бизнес-модели просто потому, что рядом лежат доступные деньги подписчиков. Нет никаких сомнений в том, что не только платформы, но и более-менее крупные СМИ (вне зависимости от бизнес-модели) скоро научатся создавать рекомендательные системы, удерживающие лояльных пользователей и вовлекающих пока еще не лояльных.

Платные агрегаторы

В 2014 году в Нидерландах запустился агрегатор платного контента Blendle. Идея Blendle в постатейной продаже премиальных журналистских материалов (обычно за несколько десятков центов). В 2016 году у агрегатора был первый миллион подписчиков, а также 20 партнеров, включая The Wall Street Journal, The New York Times, Axel Springer, Time и New York Magazine.

Компания довольно далеко ушла от идеи единичных транзакций, создавая уникальный пользовательский опыт, который не похож на «газетный iTunes», как называли Blendle сначала обозреватели.

Продается не сам новостной повод или текст. Магазин Blendle устроен так, что каждая статья задействует логотип, оформление и даже узнаваемый шрифт соответствующего издания. Продается ощущение чтения того или иного бренда.

Поиск той же новости на сайте издания для обычного пользователя затруднен. Blendle дает собственные описательные заголовки, увеличивающие не кликабельность, а конверсию на своей площадке.

Характерный пример заголовка в рассылке Blendle: This company made a better search engine than Google. So how come you’ve never heard of it? («Эта компания сделала поиск лучше, чем у Google. Как получилось, что вы никогда о ней не слышал? »). Материал The New York Times называется The Case Against Google («Дело против Google»). Конечно, это защищает агрегатор от пиратов, которые могли бы прочесть эту статью через дырки в платной системе доступа. Но дело не только в пиратах. Агрегатор текстового контента просто обязан выглядеть как единый продукт. Полуигровые заголовки разных медиа создали бы мешанину.

Центр модели — подборка наиболее важных, ударных статей. В подборку Blendle не попадут обычные новости. Вместо этого предлагают расследования, колонки, интервью, аналитику. Кроме того, пользователь за свои деньги должен получить больше уникального опыта. Поэтому упор делается на материалы, которые потребуют от 10 до 20 минут на чтение.

Транзакционная система продумана лучше, чем у всех на рынке. Новые пользователи получают несколько долларов на знакомство с возможностями системы. Действует правило возврата средств — на случай, если статья не понравилась. Деньги также не взимаются, если прочтение заняло менее 10 секунд. Есть возможность автоматического пополнения счета.

Недостатки решения очевидны. Как и любой агрегатор, Blendle зависит от воли партнеров. Последним в долгосрочной перспективе невыгодно продавать отдельные материалы вместо месячных и годовых подписок. Это лишает их не только денег, но и маркетингового канала.

Партнерам также не следует путать платежеспособных читателей агрегаторов с лояльными. В Blendle как раз попадают те, кто хочет потратить на статью деньги, но не готов тратить лояльность. Это один из тех сегментов аудитории, с которых можно при дополнительных усилиях получить немного денег; почему бы не отдать сбор этих средств на аутсорс.

Другой недостаток — сложность автоматизации. Стандартные рекомендательные системы основываются на анализе тематик текстов. Системам вроде Blendle необходима система, отбирающая хорошую журналистику. То есть система, для которой пока еще не придумано критериев. Пока роль такой системы выполняют редакторы агрегатора.

Платная модель: не плата и не подписка

Естественно, нельзя объединить все варианты взимания платы с подписчиков единым термином «платная модель». Мы очень скоро увидим это в подглавке «гибридная модель».

Рассматривая же платность того или иного издания, надо твердо помнить несколько вещей.

Во-первых, многие медиа, которые набрали сотни тысяч подписчиков, являются исключениями из правила. Повторить опыт The New York Times или The Wall Street Journal довольно просто — надо просто самому быть размером с них.

Во-вторых, медиа в задействовании платной модели преследуют совершенно разные цели.

The Washington Post в сентябре 2017 года собрала миллион цифровых подписок, естественно, сначала поставив перед собою такую цель и сделав все, чтобы ее достичь.

Vox и BuzzFeed отказались от платной модели. Но не потому, что им не нужны деньги, а потому, что платформы и, в первую очередь, Facebook предложили им деньги за производство качественного видеоконтента, изменив тем самым направление медиастратегии.

The Financial Times жестко ограничила доступ к сайту пользователей без статуса подписчика. Затем она попросила подписчиков уточнить некоторые данные в анкете и стала взимать премию с рекламодателей за доступ к этим людям. Это довольно хитроумная, действенная и, кажется, недооцененная практика. Хотя бы пол и возраст спрашивают менее 20%, а данные о профессии — менее 5% газет.

Но опыт The Financial Times тоже неповторим, если только вы не статусное деловое издание, которое помогает принимать решения.

Гибридная модель

Зачастую издания пытаются совместить рекламную модель с моделью подписки. В среднесрочной перспективе это дает большую выручку, однако грозит изданию все той же зависимостью от рекламодателей и ослабляет определяющую роль аудитории в создании повестки.

Если бы Лев Николаевич Толстой писал о гибридных бизнес-моделях медиа, он счел бы, что каждая из них несчастна по-своему, потому что проблемы, с которыми сталкивается издание, зависят от соотношения рекламной и подписной выручки. Если:

  • Рекламная выручка превалирует в общей. Платные продукты остаются на периферии читательского зрения, а менеджеры уделяют им внимание по остаточному принципу.

  • Выручка от рекламы примерно равна подписной. Аудитории приходится самостоятельно отвечать на вопрос, за что же она платит, если реклама продолжает показываться. Особенное удивление у платных подписчиков вызовет нативная реклама, хотя, скажем, киношникам ничто не мешает брать деньги за билет со зрителя, а с рекламодателя за продакт-плейсмент.
  • Выручка от рекламы существенно ниже других видов. Это приводит к конфликтам с крупными компаниями, которые, будучи одновременно крупными рекламодателями, не могут поверить, что медиа с хорошей отдачей может не быть охватной рекламной площадкой.

  • Соединяются несколько моделей. Например, реклама, платные отчеты и мероприятия. Они уравновешивают друг друга, но одновременно и фрагментируют аудиторию, потому что один и тот же человек обычно не вовлечен одинаково в несколько продуктов.

Сложность задачи, которая встает перед издателями, переходящими на гибридную модель, ужасает. При переходе на платный режим, пусть и частичный, от нас ожидают:

  • Более жестких правил по взаимодействию с рекламодателями. В частности, не принимать политическую рекламу, не размещать объявления компаний, чья деятельность может освещаться в будущем. Особую опасность в этом — репутационном — отношении гибридная модель представляет для деловых изданий.

  • Разделения аудитории на первый и второй сорт. Информационный продукт почти всегда остается все тем же, а вот читатель или зритель ожидает, что премиальный статус принесет ему некое моральное вознаграждение. Именно поэтому каждый магазин выдает вам карту лояльности, а покупка колоды виртуальных карт даже в игре South Park обставлена как прекрасное приключение.

Здесь, конечно, есть пространство для маневра. Скажем, плата не обязана подразумевать подписку, в том числе на основной информационный продукт. Это может быть что-то отдельное, микротранзакции или ощущение, далекое от информированности, которую так любят презентовать новостные СМИ.

Лирическое отступление. Критики платной модели часто говорят, что никто не будет платить за обычные новости. Они абсолютно правы. Но никто и не продает то, что называется обычными новостями. Bloomberg продает терминалы за десятки тысяч долларов с новостями, позволяющими заработать миллионы. «Интерфакс» продает ленту, которую читают аналитики всех мастей. Netflix продает месяц видеоразвлечений, Sony — подписку на гарантированно неплохие игры, а эфирное телевидение ничего не продает, потому что оно продает вас.

Инвестиции в средства массовой информации и медиабизнес

Под медиакомпаниями могут понимаются компании, которые занимаются производством и распространением любого контента, включая новости, аналитические материалы, журналистские репортажи, кино, сериалы, музыку, книги, телевизионные и радиопередачи. 

Медиабизнес справедливо можно назвать сложным направлением для инвестирования. Во многом это связано с тем, что отрасль эта стремительно меняется и трансформируется под натиском цифровой революции. 

В то же время в повсеместном зарождении и развитии различный мультимедийных платформ заложен огромный потенциал. Ведь, по сути, все мировые компании, весь мировой бизнес, развиваясь, в какой-то степени вступает на путь медиабизнеса. Любая компания из любой сферы, будь то традиционное производство или строительство, розничная торговля или финансы, — абсолютно все заинтересованы в выходе на аудиторию через медиаплатформы.  

Тенденции и перспективы медиарынка

Ключевая тенденция последних лет в мире медиа — это продолжающееся сокращение доли традиционных медиа вроде кабельного ТВ и печатных СМИ и рост доли цифровых медиа.

 С 22% в 2015 году доля последних выросла до 33,4% в 2021 году. Наибольшее предпочтение цифровым каналам отдают жители Южной Кореи, где в 2022 году доля цифровых медиа превысит уже  50%. В остальных развитых странах этот показатель составляет более 40%. Самыми активными потребителями цифрового контента выступают миллениалы.

При этом, как отмечается в отчете аналитического агентства глобального рынка медиа PQ Media, мировой рынок смартфонов сейчас в стадии насыщения или близок к ней. Поэтому прирост цифровых каналов в ближайшее время будет невысоким. 

Так, в 2021 году, рост потребления медиа в мире с учетом цифровых и традиционных каналов составил 1,6% или 54,4 часа в неделю. Годом ранее, в пандемийном 2020 году, рост составил 3,1%, что стало самым высоким показателем за последние 15 лет. В 2022 году ожидается рост потребления на 2,5%, чему будут способствовать выпуск нового привлекательного контента, несколько крупных спортивных мероприятий, включая ЧМ-2022 в Катаре, а  также президентские и парламентские выборы, которые окажут влияние на крупнейшие медиарынки мира. 

Основными драйверами роста медиарынка, по выводам агентства PQ Media, выступают мобильные видеоплатформаы, стриминговые сервисы, подкасты, цифровая наружная реклама, электронные книги и видеоигры.

В традиционных медиа не падать удается лишь некоторым сегментам, например, печатным книгам, радио и наружной рекламе. Из всего вышесказанного можно заключить, что успех медиабрендов во многом связан с их способностью к мультимедийной трансформации и готовности переходить на новые технологии.

Плюсы и минусы инвестирования в медиабизнес

Плюсы:

  • Рост спроса на медиапродукцию. Увеличение числа мобильных устройств и повсеместное использование интернета увеличило спрос на медиа. К примеру, средний американец тратит более 13 частов в сутки на использование различных платформ.
  • Обилие направлений. Инвестиции в медиа могут подразумевать различные форматы и инструменты, начиная от венчурного инвестирования медиастартапов, заканчивая портфельными инвестициями с покупкой акций медиахолдингов. Вы можете вложить деньги во что угодно, например, в запуск небольшого тематического канала в Телеграме, так и в крупнейшие мировые медиагиганты.

Минусы:

  • Дороговизна производства. Производство медиаконтента обходится довольно дорого, поскольку за любую работу нужно платить авторам, фотографам, операторам и т.д.
  • Сложность монетизации. Большинство потребителей медиаконтентавсе же пока не привыкли за него платить, они привыкли пользоваться информацией бесплатно. В связи с тем, что число платных подписчиков обычно ограничено, любое независимое медиаиздание зависит от успешности привлечения рекламодателей.
  • Быстрая трансформация рынка. В медиа чрезвычайно быстро меняются условия работы, крупные площадки, такие как Яндекс и Google регулярно вводят какие-то новые правила, обновляются особенности работы на YouTube и в социальных сетях, вводятся новые внутренние сервисы и функции, оказывающие прямое влияние на всех своих пользователей. В медиабизнесе всегда присутствует высокая степень неопределенности по поводу того, чего ожидать завтра.
  • Многоплатформенность. Обилие разнообразных платформ, на которых обязательно необходимо присутствовать, создает головную боль для владельцев медиабизнеса. Качественно вести и наполнять уникальным контентом все площадки и соцсети крайне трудно, а иногда почти невозможно, ведь запуск на новой платформе фактически равен запуску нового медиа. Для этого требуется много времени, труда и денег.

Выбор способа инвестирования

Вы можете инвестировать в начинающие проекты в области медиа и СМИ, либо вложиться в действующие бизнесы, инвестируя в их развитие и расширение напрямую, либо став держателем акций медиакомпаний.

1. Вложения в медиастартап 

Самый рискованный вариант для инвестора, нередко требующий внушительной суммы.

Новые проекты нуждаются в крупных частных инвесторах (бизнес-ангелах), находят финансирование через венчурные фонды либо приглашаются на медиа-акселераторы, на которых присутствуют инвесторы из мира медиабизнеса. 

Среди известных зарубежных медиа-акселераторов можно назвать американские Matter и Harmony Labs, немецкие акселераторы Plug&Play от издательского медиаконцерна Axel Springer, акселератор Next Media Accelerator и Media Lab Bayern (последние два ориентированы на немецкий рынок).

2. Инвестиции в готовое СМИ или медиапроект

Многие действующие медиапроекты ищут инвестиции для расширения бизнеса, на рекламу и укрепление своих позиций (например, на наращивание ссылочной массы, выход на новостные агрегаторы, такие как Яндекс.Новости, Google News), на набор штата сотрудников, модернизацию оборудования и т.д.

Плюс этого варианта в том, что стартовать в некоторых случаях можно с небольших сумм, например, с нескольких сотен тысяч рублей. Но, конечно, многое зависит от самого проекта.

Есть примеры, когда требуются инвестиции на более 500 млн. рублей. По данным открытых источников, обозначаемая российскими предпринимателями доходность медиапроектов обычно составляет от 10 до 40% годовых. 

Вы можете инвестировать в:

  • Онлайн-каталоги;
  • Городские информационные порталы;
  • Новостные агентства;
  • Редакции газет/журналов;
  • Интернет-СМИ;
  • Тематические/специализированные порталы;
  • Блоги и каналы в социальных сетях;
  • Радиоканалы;
  • Телеканалы.
  • Кинокомпании;
  • Мобильные приложения.

Сильным медиапроектом в первую очередь можно назвать тот, который имеет, с одной стороны, качественное наполнение, с другой — сильный единый бренд. При инвестировании в действующие СМИ, инвестору необходимо уделить особое внимание следующим моментам:

  • Аудитория и показатели проекта. Посещаемость, какой охват аудитории проекта (текущий и потенциальный), каков ее состав и особенности, процент активной аудитории.
  • Диверсификация и активность проекта. На скольких площадках представлен проект помимо основного канала (соцсети, YouTube, мессенджеры, блоги на специализированных ресурсах, рассылка по e-mail), с какой периодичностью публикуются материалы и вызывают ли они обратную связь, какое количество лайков, комментариев, репостов они набирают.
  • Автоматизация проекта. Чтобы проект развивался, а его сотрудников не разрывало от количества разнонаправленных задач, работа должна быть автоматизирована. Например, могут использоваться качественные кроссплатформенные ресурсы для загрузки контента на сайт, разные соцсети и т.д.
  • Монетизация бизнеса. Какими способами проект зарабатывает деньги и насколько эти способы эффективны. Это может быть платная подписка на контент, спонсорство, донаты, продажа собственной продукции, доход от размещения рекламодателей, продажа мерча или другие способы.
  • Стратегия развития. В компании должны четко представлять не только вектор развития компании, но и конкретные сроки достижения целей, планируемые обороты, чистую прибыль и прочее.

3. Инвестиции в акции медиакомпаний

Пассивный способ вложиться в медиабизнес — это собрать пакет акций крупнейших медиакомпаний и зарабатывать на их росте для последующей продаже или на дивидендах.

Многие крупные медиакомпании размещают на биржах свои акции и позволяют получить долю в компании. 

В последние годы в медиаиндустрии состоялось множество слияний и поглощений игроками друг друга. На текущий момент глобальными игроками на мировом рынке выступают такие компании как:

  • Discovery (NASDAQ:DISCA);
  • Walt Disney (NYSE:DIS);
  • ViacomCBS (NASDAQ:VIAC);
  • AT&T (NYSE:T);
  • Comcast (NASDAQ:CMCSA);
  • Netflix (NASDAQ:NFLX).

В 2020-2021 годах, к примеру, можно было неплохо заработать на акциях Walt Disney и Netflix, которые в определенные периоды подымались до 96% и 103% соответственно. Среди российских публичных компаний из сферы медиа, акции которых торгуются на бирже, вариантов не так много. Один из самых известных примеров — компания ОАО РБК (RBCM).

Чем привлекательны вложения в крупнейшие медиакомпании:

  • Масштаб и охват аудитории. Размер — это то, что имеет решающее значение в медиабизнесе. Масштаб бизнеса — это лучший аргумент при переговорах с партнерами и рекламодателями, которые имеют выход на максимальную аудиторию и могут пользоваться различными рекламными инструментами в рамках одной рекламной кампании.
  • Технологичность. Крупнейшие компании, такие как Netflix, развиваются в области прямой доставки контента потребителю (DTC), что обеспечивает им значительную прибыльность, так как потребление медиа сегодня все больше осуществляется по запросу.
  • Диверсификация продукта. Медиахолдинги диверсифицируют свой контент, создавая различные форматы, способы распространения информация, делая продукты под разную аудиторию и разные регионы, различной тематики и направленности.

Перед тем, как покупать акции медиакомпаний, при анализе финансовых показателей следует уделить внимание количеству резерва денежных средств компании и объему ее долгов.

Для создания нового контента, а тем более для кинопроизводства, требуются большие объемы средств, а наличие крупных долгов такой деятельности не благоприятствует. 

Чтобы приобрести акции медиакомпаний, вам потребуется подыскать брокера и завести брокерский счет.

Помните о том, что акции считаются высокорисковым активом.

Поэтому необходимо придерживаться правила диверсификации — то есть включить в портфель как минимум 15-20 акций различных компаний, а не делать ставку на 1-2 варианта.

Перспективные направления для инвестиций в медиа

На какие направления, тенденции и тренды, касающиеся мира медиа можно обратить внимание в ближайшей перспективе? Вот некоторые варианты:

  • Подкасты. Стремительно растущая ниша — подкасты. Согласно данным исследования Global Podcasting Market Analysis Report 2022, ожидается, что рынок подкастинга вырастет с 15,62 миллиарда долларов в 2021 году до 58,31 миллиарда долларов в 2026 году. То есть среднегодовой темп роста составит 30,15%.
  • Сегмент онлайн-видео. Бурно развивается сегмент онлайн-видео. Особенно крупный скачок произошел во время пандемии COVID-19. В первой половине 2020 года объем российского рынка онлайн-видео составил около 19 млрд. рублей, что на 56% выше аналогичного периода прошлого года. До того рынок рос в среднем на 35-45% в год.
  • Искусственный интеллект. Искусственный интеллект и машинное обучение все активнее используются для выдачи персонализированного контента аудитории, для оптимизации рабочих процессов медиаредакций, создания уникальных изображений и видео, а также для решения многих других вопросов.
  • Метавселенная. Растет интерес аудитории к метавселенной, объединяющей пользователей через виртуальную или дополненную реальность. Например, в метавселенной могут происходить встречи и интервью, производиться взаимодействие с виртуальным контентом, там же могут создаваться студии смешанной реальности, куда можно приглашать известных спикеров из другой части планеты и т.д.
  • Омниканальные проекты. Во всех сферах бизнеса существует тенденция на объединение разных каналов коммуникации с потребителем, в результате чего создается комбинация цифрового и физического опыта. Пример в медиа, это когда студии типа Disney выпускают фильмы одновременно в кинотеатрах и онлайн.
  • Shoppable контент. Пандемия коронавируса позволила многим людям привыкнуть к совершению онлайн-покупок. Способы постоянно улучшаются. Например, с помощью искусственного интеллекта, который умеет распознавать товары в видеороликах, вероятно, скоро станет возможным совершение онлайн-покупок без отрыва от просмотра.

Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Социальная журналистика занимается разными темами — прежде всего людьми, обществом и его проблемами. А еще деньгами, которых обычно не хватает, чтобы эти социальные проблемы решить. Отдельно денег не хватает самой социальной журналистике. Справедливости ради стоит сказать, что сейчас практически все медиа переживают не самые лучшие времена: бизнес сокращает бюджеты на рекламу, читатели уже давно не подписываются на печатные издания и еще не привыкли подписываться на онлайн-медиа, государство ограничило право иностранцев инвестировать в российский медиа-рынок.

На конференции АСИ в Благосфере «ЗаЧем будущее социальной журналистики?» обсуждали основные способы финансирования медиа, которые сконцентрированы на освещении общественных проблем. В подборке «Филантропа» — основные из них.

1. Государство

В больших государственных информационных агентствах есть разделы, посвященные социальным проблемам. Например, у «России Сегодня» (бывшее РИА «Новости») есть проект «Социальный навигатор»). Можно получить грант Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. В прошлом году более 430 изданий из 62 регионов получили около 340 миллионов рублей для финансирования социально значимых проектов. Фонд президентских грантов может быть источником финансирования социальных СМИ.

«Важно, чтобы издание уже работало, чтобы в команде были журналисты, которые пишут на социальную тематику. Если это проекты на «пустом месте», которые появились в попытке подстроиться под условия конкурса, то такие заявки не будут поддержаны», – объяснил генеральный директор ФПГ Илья Чукалин выступая на конференции.

2. Издатель или спонсор

По этой финансовой модели существуют многие общественно-политические СМИ, а также, например, корпоративные издания. В этом случае основной источник финансирования — коммерческая организация или НКО. Среди социальных СМИ к таким можно отнести АСИ, журнал «Филантроп», сайт «Милосердие.ру». Первым секторным СМИ стал журнал «Деньги и благотворительность», который начал издавать фонд «КАФ». В том же году появилось АСИ — Агентство социальной информации.

«В 1994 фонд «КАФ» начал издавать журнал «Деньги и благотворительность» — первое российское секторное издание, посвященное проблемам филантропии, — рассказывает Мария Черток, директор фонда «КАФ». — Тогда даже сектора не было как такового. Мы поняли, что нужно печатное СМИ, журнал, который бы объединил всех. Так и получилось, журнал был секторообразующий, образовательный проект.

В 2010 году мы открыли электронный журнал о благотворительности «Филантроп», и наша цель была не только создать полноценное внутрисекторное СМИ, но и рассказывать о важных практиках, новых подходах, проектах благотворительности всем, кто интересуется этой темой, но не связан с ней профессионально.

Нам важен этот новый круг людей, новая аудитория, которой близки идеи, но не хватает знаний о благотворительности. По сути это площадка для для обсуждения и продвижения идей филантропии в России, как и другие проекты фонда «КАФ». Кроме того, для нас это инструмент коммуникации, возможность рассказывать о наших проектах, мы — производители смыслов в благотворительность, и онлайн-СМИ позволяет усиливать этот эффект. Но чего мы не смогли — это найти способ монетизировать этот проект».

Некоторые фонды издают специализированные журналы или поддерживают сайты с полезной информацией для широкой аудитории. Так, недавно Фонд помощи хосписам «Вера» запустил обновлённую версию сайта «Про паллиатив». На сайте фонда «Даунсайд Ап» много полезной информации о детях и взрослых с синдромом Дауна, также фонд издает два собственных журнала — «Синдром Дауна 21 век» для специалистов и «Сделай шаг» для родителей.

Добро доброе: учимся говорить на языке благотворительности

3. Краудфандинговая кампания

Особенность каудфандинговой модели в том, что такая кампания ограничена во времени, имеет конкретную финансовую цель, а спонсор может получить вознаграждение (сувенир, экземпляр с автографом и тп). Вот несколько примеров успешных краудфандинговых кампаний:
— интернет-журнал 7х7 за три дня собрал более 840 тысяч рублей для оплаты штрафа Роскомнадзору. Эта сумма равна годовому бюджету региональной редакции, говорилось на сайте журнала.

Сайт Colta.ru появился в 2012 году на базе закрывающегося в тот момент OpenSpace, благодаря сбору на краудфандинговой платформе Planeta.ru. Тогда  цель 700 тысяч рублей была достигнута за 20 дней. «После этого был еще не один сбор, сейчас Colta.ru — лидер в категории «журналистика», они собрали на нашей платформе уже 5,6 млн рублей», — рассказала на конференции Наталья Игнатенко, PR-менеджер planeta.ru

Журнал для слепоглухих людей «Ваш собеседник» собрал 366 тысяч рублей на planeta.ru, это 91% от заявленной суммы. В обращении редакции, опубликованном на сайте платформы говорится, что помимо денег кампания принесла журналу новые контакты и PR.

25 главных фактов о том, как благотворительные организации меняют нашу жизнь к лучшему

4. Прямой фандрайзинг

Прямой фандрайзинг отличается от краудфандинга тем, что он может быть не органичен во времени, сумме и ничего не перелагает взамен. Это не платная подписка или доступ к уникальному контенту, а возможность поддержать издание и выразить благодарность редакции.

Сейчас такой сбор пожертвований открыт, например, у «Новой газеты», «Медиазоны» и портала «Такие дела». Главные редактор портала «Такие дела» Анастасия Лотарева, выступая на конференции АСИ во вторник отметила, что их изданию сложно объяснить читателям необходимость сбора на работу редакции. «Мы фонд фондов, мы через свой сайт собираем деньги для других благотворительных проектов и не берем с них никакую комиссию. То есть читателю нужно донести: вот тут вы жертвуете через нас в пользу хосписа, а вот тут можете пожертвовать нам самим на работу портала, его редакторов, фотографов и журналистов», — объяснила Анастасия.

С ней согласилась главный редактор портала «Православие и мир» Анна Данилова. «Очень сложно говорить про себя. Часто попросить для кого-то другого, для подопечных нашего фонда проще, чем попросить пожертвовать на работу редакции», — сказала она. По ее мнению, журналистика как инструмент решения социальных проблем может быть эффективнее прямого сбора денег, но общество пока не осознает этого. «Мы можем написать о какой-то проблеме, резонанс дойдет до органов власти… У нас не раз так было, что после публикации проблема решалась и цена этого решения — гонорар автора в несколько тысяч рублей», — добавила Анна. По ее словам, 70% бюджета портала «Православие и мир» покрывается за счет пожертвований читателей.

«Наша большая мечта – чтобы отношение к смерти и к паллиативной помощи поменялось на культурном уровне»

5. Нативная реклама и партнерские проекты

Пока это направление слабо развито в социальной журналистике, в основном так зарабатывают общественно-политические СМИ.

Анастасия Лотарева привела в качестве примера такого проекта совместный проект с онлайн-кинотеаторм Okko, приуроченный к цифровой премьере фильма «Чудо» с Джулией Робертс. В фильме рассказывается история мальчика с синдромом Тричера Коллинза, который перенес 27 операций и учился на дому, а потом пошел в обычную школу и столкнулся с буллингом. Журналисты портала «Такие дела» подготовили спецматерилы, в которых обсуждались вопросы, поднятые в фильме.

Журнал «Филантроп» тоже делает совместные фандрайзинговые проекты совместно с партнерами — платформой Благо.ру, инициативой #ЩедрыйВторник, ВДНХ и др. Это перспективное направление, уверены в редакции, которое нужно развивать совместными усилиями — СМИ, НКО и бизнес-партнеров.

Как помогают мужчины: спецпроект «Филантропа» и Благо.ру

Альянс независимых региональных издателей (АНРИ) рассказывает, как СМИ привлечь финансирование для реализации социального проекта, чем полезно партнерство медиа и НКО и какие бывают гранты.

Карточки подготовлены на основе выступления директора по коммуникациям и стратегическому развитию Центра «Благосфера» Елены Темичевой для участников XIII Саммита независимых региональных издателей.

​1.

Что такое социальный проект?

Социальный проект – это программа (комплекс мероприятий), в соответствии с которой организация будет решать социально-значимую проблему в установленный срок, а после – оценит результаты.

Социальный проект не похож на рекламный или журналистский спецпроект в СМИ.

Для него важно следующее:

  • Наличие проблемы: социальный проект должен быть посвящен реальной социальной проблеме. Если вы подаетесь на грант, основанием для отказа в финансировании может стать то, что вы не разработали комплекса действий по решению конкретной проблемы, а предложили существующую социальную рубрику / эфир;
  • Новизна: социальный проект не должен дублировать текущую деятельность СМИ;
  • Цели: проект должен иметь цель, достижимую за определенный отрезок времени. Такой целью может быть содействие решению конкретной проблемы или просвещение.

На сайте Фонда президентских грантов можно пройти бесплатный курс о том, как придумать, разработать и воплотить в жизнь социальный проект.

СМИ активно реализуют социальные проекты самого разного формата и тематики:

«Карта сообществ» — проект журнала «Русский репортер», рассказывающий о полезных социальных инициативах. Журналисты следят за новостями и рассказывают читателям о благотворительных фондах, приютах для бездомных, некоммерческих образовательных программах, чтобы вовлекать в их деятельность большее количество людей.

«Не бойся» — просветительский проект «Дождя» о людях с ВИЧ.

«Механика аутизма» — VR-проект «РИА Новости», который позволяет пользователю окунуться в мир человека с аутизмом, понять, почему люди с этим расстройством реагируют так в той или иной ситуации.

«Открытые НКО» — проект «Комсомольской правды», представляющий собой онлайн-платформу, объединяющую волонтерские некоммерческие проекты и СМИ.

«Добрые истории» — проект радио «Шоколад», созданный для поддержки фонда помощи родственникам больных с инсультом. В рамках проекта актер Сергей Гармаш читал отрывки из сборника рассказов Михаила Зощенко. Слушатели радиостанции могли сделать пожертвование, отправив СМС.

«У Христа за пазухой: сироты в культуре» — совместный проект «Арзамаса» с фондом «Арифметика добра», занимающимся проблемой сиротства. Это серия лекций о том, как российское государство и общество учились заботиться о сиротах, больных и бедных, а также об отражении сиротства в истории, литературе, кино и фольклоре.

«Победи в себе равнодушие» — проект ивановского ИД «Частник», направленный на борьбу с «синдромом постороннего». Редакция напечатала и раздала открытки с короткими инструкциями: как помочь пожилому человеку, заметить ребенка в тревожной ситуации, пристроить брошенных животных.  

​​2.

Где получить средства на социальный проект?

На реализацию социальных проектов СМИ могут получить:

  1. Субсидии профильных ведомств: например, субсидии «Роспечати»;
  2. Государственные гранты:
    • Фонд президентских грантов (ФПГ) – самый крупный грантооператор России. ФПГ принимает заявки со всей страны и отдает предпочтение региональным заявкам.
    • Грантовые конкурсы региональных правительств и комитетов, занимающихся социальной политикой. Как правило, все они организованы одинаково, поскольку получают рекомендации о порядке проведения грантовых конкурсов централизованно от Минэкономразвития. Если у вас нет собственного опыта участия и победы в таких конкурсах, посмотрите на опыт коллег в своем или соседнем регионе. Так, в Ленинградской области региональными грантами занимается Комитет по печати и связям с общественностью. В 2018 году экспертный совет поддержал четыре медиапроекта: больше всего баллов набрал проект ООО «Медиа-Эксперт» «Добро пожаловать в Ленобласть!» На его реализацию из бюджета было выделено 4,8 млн рублей. В рамках проекта был опубликован цикл статей о культурном и историческом наследии области (например, о гастрономическом туризме или паломничестве).
  3. Гранты и конкурсы НКО – конкурсы социально-ориентированных организаций, крупных международных структур и фондов (подробнее о них читайте далее).

​3.

Как СМИ подать заявку в Фонд президентских грантов?

Фонд президентских грантов работает с апреля 2017 года и является единым оператором грантов президента России на развитие гражданского общества. Учредителями фонда выступили семь прежних операторов грантовой поддержки НКО: Союз женщин России, Российский союз ректоров, Лига здоровья нации, Союз пенсионеров России, Национальный благотворительный фонд, движение «Гражданское достоинство» и благотворительный фонд «Покров».

В 2019 году фонд объявил два конкурса на получение грантов. Первый уже завершился – победителями стали 1 644 некоммерческие организации, получившие 3,3 млрд рублей. Причем 87% победителей — это региональные проекты. В этом году состоятся еще два конкурса, второй уже стартовал.

На конкурс ФПГ заявки могут подавать только некоммерческие организации. СМИ может претендовать на грант в трех случаях:

— если оно зарегистрировано как НКО;

— если заявителем выступает Ассоциация СМИ;

— если заявку на грант подает НКО, а редакция СМИ выступает партнером в общем проекте. Редакция может частично или даже полностью вести проект: партнеры свободны самостоятельно определять объем работы в проекте и распределение его бюджета.

​​4.

На какую тему лучше делать социальный проект?

Приоритетные направления проектов опубликованы на сайте Фонда президентских грантов.

Как пояснил генеральный директор ФПГ Илья Чукалин, для фонда в первую очередь важна социальная направленность подаваемого на конкурс проекта.

«Поскольку Фонд президентских грантов ориентирован на социальные проекты, из заявки должно быть очевидно, что проект направлен не просто на развитие СМИ, в нем должен быть четко виден социальный эффект, а также обозначено, что такая деятельность для редакции не нова, что в составе команды СМИ уже есть опытные социальные журналисты», — отмечает он.

Примеры социальных проектов в СМИ и размер привлеченных средств:

Пермская ассоциация радио и телевидения: проект по созданию каталога «Пермский край — великий и многоликий», содержащего материалы о культуре и традициях народов Пермского края. Бюджет: 1 971 446,59 руб.

АНО «Редакция газеты «Выбор»: проект «Правовая, психологическая и информационная поддержка родителей детей-инвалидов». Бюджет: 1 581 337,16 руб.

АНО «Редакция «Литературной газеты»: проект «Муза Тавриды» — публикация произведений трехсот талантливых крымских авторов, пишущих в различных жанрах. Бюджет: 2 951 299,80 руб.

Прежде чем вы приступите к обдумыванию идеи и планированию проекта для подачи на конкурс в Фонд, ознакомьтесь с требованиями к заявкам.

​​​​6.

Как выстраивать партнерство с НКО?

СМИ и некоммерческие организации могут взаимодействовать по-разному:

НКО как эксперты – проект «ведет» СМИ, а представители НКО выступают в нем экспертами, помогают журналистам с поиском историй и героев.

НКО как партнеры – некоммерческие организации могут выступать равноценными партнерами в проекте и участвовать в создании нового продукта. Например, совместно планировать и проводить мероприятия в рамках общего просветительского проекта на социальную тему.

НКО как заказчики – проект придумывает и «ведет» НКО, привлекая СМИ как партнера по креативным и информационным задачам. Например, проект «Вместе», реализованный на портале «Такие дела», является заказом фонда Потанина. Другой пример: проект «Арзамаса» о сиротах, который финансировал фонд «Арифметика добра».

​7.

Как создать собственное НКО?

Редакция частного СМИ может учредить и собственное НКО для реализации социальных проектов на постоянной основе. Процедура регистрации некоммерческой организации описана на сайте Министерства юстиции РФ и на портале Ассоциации «Юристы за гражданское общество» (ассоциация, кстати, занимается правовой поддержкой некоммерческих организаций и может помочь с регистрацией).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Найти как правильно расчет
  • Как найти стоимость приобретенного оборудования
  • Если перекислила борщ как исправить
  • Музыка недоступна в вашем регионе инстаграм как исправить
  • Как найти друга в самаре

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии