Многие компании, преследующие цель расширения бизнеса, на практике сталкиваются с проблемами выбора правильной формы закрепления юридического статуса дополнительного офиса или цеха. Что следует выбрать — филиал или представительство? Каковы отличия между ними и чем эти формы отличаются от иных обособленных подразделений? А может это одно и то же? Понять различия между филиалами, представительствами, иными обособленными подразделениями, выделить их основные признаки и помочь выбрать правильную форму ведения бизнеса, не забывая о специфике режима налогообложения компании, поможет настоящая статья.
Определение терминов
Прежде всего, оговоримся, что состав терминологии гражданского и налогового права различается. В Налоговом кодексе Российской Федерации (далее — НК РФ, Кодекс) отсутствует определение понятия филиал, равно как и понятие представительства. В то же время, статья 11 НК РФ указывает, что институты, понятия и термины гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом. Поэтому указанные термины мы будем применять для целей налогообложения именно в том значении, в котором они используются в гражданском законодательстве.
Понятия «филиал» и «представительство» приведены в статье 55 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ). Согласно положениям данной нормы, представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.
Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
Исходя из определений, можно сделать вывод, что главное отличие филиала и представительства друг от друга состоит в их функциональном назначении: представительство лишь представляет интересы юридического лица в его взаимоотношениях с участниками гражданского оборота, например, выполняет функции ведения переговоров и последующего заключения сделок, а также защиты интересов организации в судебных органах.
Филиал также представляет интересы юридического лица, т.е. в том числе выполняет функции представительства. Помимо этого, филиал осуществляет все или часть функций юридического лица. Иначе говоря, филиал не только ведет переговоры и совершает от имени юридического лица сделки, но и выполняет фактические действия, направленные на исполнение заключенных договоров, т.е. ведет производственную, торговую или иную деятельность, осуществлением которой занимается само юридическое лицо. При этом, филиал может выполнять все виды деятельности организации, либо некоторые из них.
Общие признаки филиала и представительства
Рассмотрев оба понятия, мы можем выделить признаки, схожие как для филиала, так и для представительства. Первый и самый, пожалуй, определяющий признак сводится к тому, что ни филиал, ни представительство не являются юридическими лицами, т. е. самостоятельными участниками гражданского оборота, а вступают в гражданские, трудовые, налоговые и иные правоотношения от имени юридического лица, их создавшего. На практике этот признак находит свое отражение в следующем:
- сделки от имени филиала или представительства заключает само юридическое лицо;
- оно же несет ответственность по обязательствам, возникшим в связи с их деятельностью;
- филиалы и представительства не могут выступать в качестве истцов и ответчиков в суде, т.е. не могут самостоятельно от своего имени участвовать в судебных процессах.
Вот как комментирует этот вопрос Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ (далее — ВАС РФ) в Информационном письме от 14.05.98 г. N 34 «О рассмотрении исков, вытекающих из деятельности обособленных подразделений юридических лиц»: «…обособленное подразделение, не являющееся юридическим лицом, может предъявлять иск только от имени юридического лица … К исковому заявлению, подписанному руководителем обособленного подразделения, должна быть приложена доверенность (или ее копия) юридического лица, подтверждающая его полномочия на подписание искового заявления от имени юридического лица».
При отсутствии такой доверенности, исковое заявление возвращается без рассмотрения, на основании п. 2 ч. 1 ст. 108 АПК РФ».
Аналогичный вывод содержится и в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации». В силу п. 9 данного Постановления, филиалы и представительства российских юридических лиц не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц. Ответственность за неисполнение всех обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов несет юридическое лицо, в состав которого входит соответствующий филиал (представительство).
Руководствуясь данной правовой позицией, ФАС Московского органа в своем Постановлении от 15 апреля 2009 г. № КА-А40/1708-09 отметил, что филиалы не являются субъектами налоговых правоотношений, следовательно, не могут быть привлечены к налоговой ответственности, поскольку к ответственности за действия (бездействия) филиалов может быть привлечено только юридическое лицо.
Проблема территориальной обособленности
Территориальная обособленность, или расположение вне места нахождения организации, также является важным определяющим признаком как филиала, так и представительства. В соответствии с п. 2 и 3 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации и указывается в его учредительных документах.
В 90-ые и «нулевые» между юристами шли ожесточенные споры о том, что такое «место нахождения» юрлица? Одни считали, что это конкретный адрес, т.е. населенный пункт, улица, дом, офис, по которому расположен постоянно действующий исполнительный орган юридического лица, или в случае его отсутствия — иной орган или лицо, имеющее право действовать от имени юридического лица без доверенности, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ). В соответствии с этим предположением, территориальная обособленность означает, что если дополнительный офис компании располагается в одном населенном пункте, на одной улице и даже в одном доме с создавшим их юридическим лицом, но в отличном от него помещении, они смело могут относиться по данному признаку к филиалу или представительству.
Другие юристы полагали, что под местом нахождения юридического лица следует считать не конкретный почтовый адрес, содержащийся в ЕГРЮЛ, а принадлежность к определенному субъекту Российской Федерации (например, Санкт-Петербург, Москва, Саратов и так далее).
Данный спор был разрешен только в 2015 году, когда законодатель принял закон № 209-ФЗ от 29.06.2015 года. Этот нормативный акт внес изменения в ГК РФ и установил, что местом нахождения юрлица является конкретный населенный пункт (муниципальное образование) на территории РФ. В свою очередь, в ЕГРЮЛ указывается адрес юрлица в пределах места его нахождения.
Таким образом, территориальная обособленность, как признак филиала или представительства, означает, что создать их юридическое лицо может лишь вне места своего нахождения, т.е. вне населенного пункта (муниципального образования), где зарегистрирована головная компания.
Вопросы имущественной обособленности
Имущественная обособленность филиалов и представительств, как следующий важный их признак, означает, что, во-первых, они вправе владеть и пользоваться имуществом, выделенным юридическим лицом на отдельный баланс, а во-вторых, вправе иметь отдельный расчетный счет.
Впрочем, по поводу «отдельного баланса обособленного подразделения» не все так просто. Законодательство вообще не знает такого термина. На практике под ним понимают документ с отчетной информацией о деятельности хозяйствующего субъекта, а также способ учета показателей, позволяющий соотносить их друг с другом. Пункт 8 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» гласит, что подобная отчетность должна содержать показатели деятельности всех филиалов. А отсюда вывод — филиалы не формируют отдельную отчетность и не составляют отдельного баланса. Следовательно, когда нормативные акты говорят об «отдельном балансе», они просто имеют ввиду перечень показателей, которые юрлицо установило для своих подразделений, выделенных на «отдельный баланс».
Кроме того, филиалы и представительства только фактически владеют и пользуются имуществом (и денежными средствами), выделенными им организацией. Они не обладают правом распоряжения, оперативного ведения или хозяйственного управления – вещными и обязательственными правами на них.
Руководители филиалов и представительств
Филиалы и представительства организационно обособлены от создавшего их юридического лица. Это означает, что их руководители назначаются юридическим лицом и действуют на основании выданной им доверенности. Высший Арбитражный, а позднее и Верховный Суды неоднократно подчеркивали этот момент. Так, 23.06.2015 года Пленум ВС РФ принял Постановление № 25, в котором еще раз пояснил, что основные полномочия руководителя филиала (либо представительства) подтверждаются только его доверенностью, а не положением или учредительными документами юрлица.
Интересно, что в далеком 1996 году, п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ» указывал, что: «При разрешении спора, вытекающего из договора, подписанного руководителем филиала (представительства) от имени филиала и без ссылки на то, что договор заключен от имени юридического лица и по его доверенности, следует выяснять, имелись ли у руководителя филиала (представительства) на момент подписания договора соответствующие полномочия, выраженные в положении о филиале и доверенности. Сделки, совершенные руководителем филиала (представительства) при наличии таких полномочий, следует считать совершенными от имени юридического лица».
Прошло чуть менее 20 лет и Верховный Суд, разъясняя данный момент, посчитал нужным убрать фразу «в положении о филиале». Таким образом, он дополнительно подчеркнул, что полномочия руководителя подтверждаются только доверенностью.
Положение о филиале
Филиалы и представительства действуют на основании отдельного документа (Положения), который является внутренним документом организации (т.е. не подлежит государственной регистрации) и утверждается органом, в компетенцию которого входит принятие решения о создании филиала или представительства. Отметим при этом, что какие-либо требования к содержанию Положения законодательством не установлены.
Обязательность отражения сведений о филиалах и представительствах в ЕГРЮЛ
До 2015 года субъекты хозяйственной деятельности были обязаны указывать сведения о филиалах и представительствах в Уставе. В результате, учредительный документ какой-нибудь крупной федеральной компании на 1/3 состоял из длинного списка филиалов и их адресов, а изменения в Устав вносились каждые полгода.
Учитывая данный факт, государство изменило эту процедуру. В настоящее время законодательство требует, чтобы информация о филиалах и представительствах содержалась только в ЕГРЮЛ. Сведения о них в Устав можно и не вносить (ст.55 ГК РФ).
Создание филиалов и представительств
Мы рассмотрели основные признаки, характеризующие филиалы и представительства, и отличающие их от юридических лиц. Теперь обратимся к вопросу закрепления правового статуса филиала и представительства — поговорим о регистрации их создания. Как мы уже говорили выше, сведения о филиалах теперь надо указывать только в ЕГРЮЛ. Но это не значит, что нужно немедленно исключить эти сведения из действующих уставов. Новые правила касаются только филиалов и представительств, созданных после 01.09.2014 года.
Сегодня, для открытия филиала или представительства, необходимо пройти следующие шаги:
- принять решение о создании филиала/представительства компетентным органом, определенным законом и уставом;
- назначить в решении (протоколе, или в приказе) руководителя филиала или представительства;
- заполнить заявление по форме Р13001 или Р14001 и заверить его у нотариуса. (О проблеме, связанной с использованием той или иной формы, мы довольно подробно говорили в отдельной статье. Желающие могут ознакомиться с ней на нашем сайте;
- сдать документы в регистрирующий орган по месту своего нахождения.
Постановка на учет, учет изменений в сведениях, снятие с учета организации в налоговом органе по месту нахождения филиала и представительства осуществляются на основании сведений ЕГРЮЛ. Это означает, что после внесения изменений в ЕГРЮЛ, в связи с созданием филиала или представительства, регистрирующий орган передает по каналам электронной связи файл, содержащий соответствующие сведения, в налоговый орган по месту нахождения организации, а тот в свою очередь – в налоговый орган по месту создания филиала или представительства. Последнему отводится пять дней для постановки на налоговый учет организации по месту нахождения ее филиала или представительства.
С какого момента следует считать созданным филиал или представительство? Ответ на этот вопрос можно найти в Письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 16 декабря 2009 г. № 03-02-07/1-541: датой создания филиала (представительства) организации является дата внесения в ЕГРЮЛ сведений о нем.
Обособленное подразделение в налоговом праве
Мы рассмотрели сходства между филиалом и представительством и различия между ними, определили порядок постановки их на учет. Теперь стоит поговорить еще об одном понятии, используемом в законодательстве и на практике, а именно обособленное подразделение юридического лица.
Смысловое содержание понятия «обособленное подразделение», используемое в налоговом законодательстве, шире, чем в гражданском. В соответствии со статьей 11 НК РФ, обособленное подразделение организации — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Таким образом, Налоговый кодекс РФ выделяет еще один вид обособленного подразделения юридического лица, отличный от филиала и представительства.
Отличие филиалов и представительств от иных обособленных подразделений. Главный признак обособленного подразделения
Мы определили, что филиалы и представительства обладают целым рядом признаков, отличающих их не только от юридических лиц, но и от иных обособленных подразделений, а именно:
- расположение вне места нахождения организации;
- наделение имуществом создавшей их организацией;
- наличие о них сведений в учредительных документах юридического лица и в ЕГРЮЛ;
- наличие отдельного документа (Положения), утвержденного надлежащим образом, на основании которого они действуют;
- назначение их руководителей компетентным органом организации и осуществление их полномочий на основании доверенности, выданной организацией;
- осуществление всех функций организации или их части (для филиала);
- представление интересов организации и осуществление их защиты (для представительств).
Причем судебные органы исходят из того, что для квалификации обособленного структурного подразделения в качестве филиала или представительства необходимо наличие непременно всех признаков, приведенных в ст. 55 ГК РФ (Постановление ФАС Московского округа от 04.07.2007 N КА-А41/5937-07-П). И отсутствие хотя бы одного из них означает, что такое подразделение юридического лица не может быть признано филиалом или представительством.
Исходя их определения, приведенного в НК РФ, обособленное подразделение характеризуется для целей налогообложения следующими признаками: наличие рабочих мест, которые являются стационарными, оборудованными, созданными вне места нахождения самой организации на срок более месяца, по месту нахождения которых осуществляется деятельность этой организации.
Наличие рабочих мест – вот основополагающий признак любого обособленного структурного подразделения, позволяющий определить, имеется ли у организации обязанность поставить его на учет. Аналогичный вывод содержится и в Письме Минфина РФ от 4 мая 2007г. N 03-02-07/1-214: «Из смысла указанных положений п. 2 ст. 11 НК РФ, во взаимосвязи со ст. 16, 20, 22 и 209 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) следует, что основным признаком обособленного подразделения организации является осуществление этой организацией деятельности в РФ вне места ее нахождения, посредством стационарного рабочего места, оборудованного для своего работника». Ст. 209 ТК РФ определяет рабочее место как место, где работник должен находиться, или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой, и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Основываясь на данной норме, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ в своих письмах не раз указывал, что, если организация не создала для своих сотрудников хотя бы одно стационарное рабочее место, которое прямо или косвенно находится под контролем этой организации, основания для постановки на налоговый учет этой организации по месту осуществления деятельности отсутствуют (см. Письмо от 5 августа 2005 г. N 03-02-07/1-211 и Письмо от 8 августа 2006 г. N 03-02-07/1-212).
Налогообложение обособленных подразделений
Различия между филиалами, представительствами и другими обособленными структурными подразделениями юридического лица приобретают важное практическое значение для целей налогообложения самой организации.
Дело в том, что согласно пп. 1 п.3 ст. 346.13 НК РФ организации, имеющие филиалы, не имеют право на применение упрощенной системы налогообложения. Однако этот запрет не распространяется на иные обособленные подразделения (в том числе и представительства с 2015 года), созданные с соблюдением норм налогового законодательства. Поэтому налогоплательщик, заинтересованный в наличии у него права на применение упрощенной системы налогообложения, должен иметь в виду это правило при создании структурного подразделения.
Примечательно, что, несмотря на видимые признаки, факт создания филиала, а не обособленного подразделения, налогоплательщикам удавалось оспорить в суде, отстаивая свое право на применение желаемой «упрощенки». При рассмотрении подобных дел суды исходили из следующего.
В целях применения норм об упрощенной системе налогообложения недостаточно одного закрепления решения о создании филиала или представительства на бумаге. Общество должно совершать конкретные фактические действия, направленные на осуществление деятельности через свой филиал или представительство. Например, по одному делу суд заметил, что общество не утверждало Положения о филиале, не назначало его руководителя, филиалу не передавалось никакого имущества, для его функционирования не оборудовано ни одного рабочего места, на налоговый учет по месту нахождения филиала общество не вставало. Помещение для размещения филиала по адресу, указанному в дополнениях к учредительным документам Общества, в пользование обществу собственником не передавалось, договор аренды также не заключался.
Кроме того, суд пояснил, что из положений пп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ следует, что право применения упрощенной системы налогообложения не предоставляется только тем организациям, которые фактически имеют обособленные подразделения, наделенные всеми функциями филиала и образованные в соответствии с требованиями гражданского законодательства. В данном случае указанное в учредительных документах общества подразделение фактически не существует, а потому общество не может считаться имеющим филиал. Внесение дополнений в учредительные документы, касающихся создания филиала, в случае, когда филиал фактически не создан, само по себе не может свидетельствовать о несоответствии общества требованиям, установленным в пп. 1 п. 3 ст.346.12 НК РФ (Решение Арбитражного суда Кемеровской области по делу № А27-16080/2017 от 03.11.2017 года).
В другом случае суд пришел к выводу, что созданное обществом обособленное подразделение, по существу не обладает признаками филиала, определенными статьей 55 ГК РФ, поскольку не представляет интересы общества, учредители общества не наделили его функциями и полномочиями, предусмотренными названной статьей.
Помимо отсутствия оснований для утраты права на применение упрощенной системы налогообложения, у обособленных подразделений, в отличие от филиалов, есть еще одно преимущество. Заключается оно в том, что постановка на учет обособленного подразделения значительно проще, нежели филиала или представительства. Во-первых, для этого не требуется оформления соответствующего решения. Во-вторых, нет необходимости внесения сведений об обособленном подразделении в учредительные документы и в ЕГРЮЛ. Достаточно лишь встать на налоговый учет по правилам ст. 83 НК РФ. Это исключение приобретает особую актуальность в случае поочередного создания нескольких обособленных подразделений в течение небольшого промежутка времени, что позволяет сэкономить и время, отведенное регистрирующему органу для исполнения государственной функции, и госпошлину. Особенно в тех субъектах, где механизм передачи данных о создании филиалов и представительств в соответствии с новыми правилами еще не отработан, и она происходит с большими задержками.
В любом случае, даже несмотря на всю организационную простоту оформления и деятельности обособленного подразделения, не забывайте о том, что современные обычаи делового оборота диктуют актуальные правила ведения бизнеса и требуют от его участников юридически правильного закрепления формы построения предпринимательских отношений.
- Оставить заявку 🡪
- Узнать стоимость регистрации филиала или представительства 🡪
- Другие статьи по теме «Регистрация фирм» 🡪
Где найти регистрационный номер и адрес своего филиала ФСС? Этим вопросом задаются предприниматели, которым нужно попасть на прием по одному из следующих вопросов:
- Открытие обособленного подразделения. В соответствии с действующими нормативными актами, его необходимо ставить на учет в фондах по месту нахождения;
- Сдача отчетности, если она производится лично;
- При наличии в организации беременных женщин, пособие которым формируется за счет средств ФСС;
- В случае производственной травмы сотрудника для предоставления необходимых материалов;
- При взаимодействии по вопросам оформления больничных.
Если раньше за вас с ФСС общался бухгалтер или с момента регистрации прошло много времени, а поводов обращаться не было, может оказаться, что адреса нужного филиала никто не знает. Быстро решить задачу поможет наша инструкция «Как найти номер ФСС по ИНН организации в Москве в 4 шага».
Алгоритм, описанный ниже, предназначен для тех, кто уже зарегистрирован в ФСС. Чтобы узнать, что делать ИП, которые только планируют встать на учет, перейдите по ссылке.
Большую часть вопросов с ФСС можно решить без визита в отделение, если использовать облачный сервис 1С:Фреш.
Изучить возможности и попробовать бесплатно
ШАГ 1
Чтобы узнать свое отделение ФСС по ИНН, необходимо пройти по ссылке:
http://portal.fss.ru/fss/insurant/searchInn/. Сервис позволяет определить регистрационный номер страхователя по ИНН и найти свой филиал ФСС.
ШАГ 2
Чтобы найти ФСС по ИНН, водим свой ИНН и нажимаем кнопку «Искать». Появится Код филиала ФСС, в котором мы стоим на учете. Первые две цифры – это код региона, вторые две цифры – номер Филиала ФСС. (На примере код 7707, значит регион Москва, Филиал №7). Если сохранилось письмо, полученное при постановке на учет в ФСС(КПП), то там имеется код подчиненности в ФСС, первые две цифры которого также означают регион регистрации, вторые две — номер филиала, его можно использовать вместо ИНН.
ШАГ 3
Чтобы определить адрес ФСС по регистрационному номеру, переходим по ссылке:
http://fss.ru/ru/fund/for_enterprises_and_organisation/index.shtml и выбираем соответствующую группу Региональных отделений (на примере это «Отделения Фонда в городах федерального значения»), а затем выбираем свой регион и город.
ШАГ 4
В списке отделений находим свой Филиал (в нашем примере это Филиал №7)!
КАК НАЙТИ СВОЙ ФИЛИАЛ ФСС ТЕМ, КТО ЕЩЕ НЕ ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Вы — ИП и собираетесь нанять первого сотрудника? В течение 30 календарных дней со дня заключения с ним трудового договора нужно зарегистрироваться в ФСС в качестве страхователя, иначе получите штраф от 5000 до 10000 рублей.
Административная ответственность предусмотрена и за другие нарушения, которые вы, как работодатель-новичок, легко можете допустить по незнанию.
Встать на учет можно тремя способами: через сайт
www.gosuslugi.ru, в отделении или отправив документы почтой. Во втором и третьем случае нужно сначала найти адрес нужного филиала. Для этого:
Большую часть вопросов с ФСС можно решить без визита в отделение, если использовать облачный сервис 1С:Фреш.
Если через время нужно будет посетить отделение, вы всегда сможете найти ФСС по ИНН организации. Пошаговый алгоритм описан в этой статье — сохраните ее в закладки, чтобы не потерять.
Организация нередко осуществляет свою деятельность по адресу, отличному от того, который указан в уставе. И это может привести к созданию обособленного подразделения, что, в свою очередь, повлечет возникновение у организации новых обязанностей, связанных с регистрацией в налоговых органах и уплатой налогов (страховых взносов) по специальным правилам.
Вопросам, связанным с созданием обособленных подразделений, посвящено интервью с экспертом — Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса.
Каковы признаки обособленного подразделения?
На основе определения в статье 11 НК РФ можно выделить три признака:
— территориальная обособленность от места нахождения самой организации;
— наличие стационарного рабочего места;
— создание (использование) указанного рабочего места на срок более одного месяца.
Что означает территориальная обособленность?
Территориальная обособленность — это место расположения подразделения отличное от места нахождения организации. Данное условие формально соблюдается, если адрес места нахождения организации и адрес обособленного подразделения различаются хотя бы на номер строения при совпадении иных составляющих: улица, дом (письмо Минфина от 23.01.2013 № 03-02-07/1-15).
Место нахождения юридического лица указывается в его учредительном документе и в ЕГРЮЛ. Если юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, место нахождения указывается только в ЕГРЮЛ (пункт 4 статьи 52, пункт 5 статьи 54 ГК РФ).
В ЕГРЮЛ должен быть указан также адрес юридического лица в пределах места нахождения этого юридического лица (подпункт «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
Чем отличается адрес от места нахождения?
Согласно пункту 2 статьи 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется не просто местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации, а еще и наименованием населенного пункта (муниципального образования), в котором оно располагается.
Заметим, муниципальное образование — это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения (статья 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).
Адрес, указываемый в ЕГРЮЛ, — это описание места нахождения объекта, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления. Это описание включает в себя наименование элемента планировочной структуры при необходимости, элемента улично-дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать (статья 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 443 – ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»»).
Адрес включает почтовый индекс, наименование субъекта РФ, наименование района, города, улицы, номера дома, корпуса, помещения.
Таким образом, место нахождение, указываемое в учредительных документах, и адрес юридического лица (адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица в пределах места нахождения юридического лица), указываемый в ЕГРЮЛ, различаются.
Каким образом различие между местом нахождения и адресом влияет на признание подразделения обособленным?
Место нахождения может быть обозначено в уставе наименованием населенного пункта, например, — «город Москва». Причем, изменение сведений в ЕГРЮЛ в части адреса организации в рамках населенного пункта не потребует изменений в уставе.
Определение представительства и филиала как обособленных подразделений юридического лица, расположенных вне места его нахождения закреплены в статье 55 ГК РФ.
В этой связи можно сделать вывод, что подразделение будет считаться обособленным только в том случае, если оно создано в ином населенном пункте (муниципальном образовании), чем тот, в котором зарегистрирована организация.
Данный подход возможен, если место нахождение организации указано в уставе как населенный пункт. И по желанию организации в устав могут быть внесены соответствующие изменения.
Что еще указывает на создание обособленного подразделения?
Второй признак обособленного подразделения — наличие оборудованных стационарных рабочих мест. Согласно правоприменительной практике для возникновения обособленного подразделения достаточно создания (использования) даже одного стационарного рабочего места.
Рабочее место — это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибывать в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (статья 209 Трудового кодекса). При этом у организации должны быть заключены трудовые договоры с физическими лицами. Гражданско–правовые договоры не влекут создания рабочего места.
Таким образом, вне трудовых отношений, то есть при отсутствии работников, обособленное подразделение не возникает.
Под оборудованием стационарного рабочего места подразумевается создание условий, необходимых для исполнения трудовых обязанностей, а также исполнение работником таких обязанностей (письмо Минфина России от 28.07.2011 № 03-02-07/1-265, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 20.06.2007 № Ф08-3590/2007-1449А, ФАС Северо–Западного округа от 02.11.2007 по делу А26-11293/2005).
Создание стационарного рабочего места не зависит:
— от способа организации работ — вахтовый метод или командировка;
— режима рабочего времени (продолжительности рабочей недели, работы, смены и т.п.);
— срока нахождения конкретного работника на стационарном рабочем месте или месте приема на работу и выплаты заработной платы (постановление АС Северо-Кавказского округа от 21.07.2015 № Ф08-4287/2015);
— наличия у организации прав собственности на помещение или его пользование, в котором рабочее место создается.
Влечет ли наличие трудового договора с работником, который трудится вне офиса, необходимость создания обособленного подразделения?
Важно содержание трудового договора. Согласно статье 57 Трудового кодекса обязательными условиями для включения в трудовой договор являются, в том числе, место работы, трудовая функция, условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (передвижной, разъездной, в пути, другой).
Рассмотрим примеры.
Работа может носить разъездной характер, когда работники посещают различные организации с целью продвижения товара и установления сотрудничества. Понятно, что они не осуществляют деятельность в офисе организации (собственном или арендованном). При осуществлении деятельности, имеющей разъездной характер, основания для постановки на учет организации в налоговом органе по месту осуществления такой деятельности не возникают (письма Минфина России от 01.03.2012 № 03-02-07/1-50, от 28.07.2011 №03-02-07/1-265).
Надомниками считаются лица, заключившие трудовой договор о выполнении работы на дому из материалов и с использованием инструментов и механизмов, выделяемых работодателем либо приобретаемых ими за свой счет (статья 310 Трудового кодекса). Но, если организация ведет деятельность с использованием труда надомников без оборудования стационарных рабочих мест, основания для постановки на учет организации в налоговом органе по месту жительства работника-надомника не возникают.
Между сторонами может быть заключен договор о дистанционной работе в том случае, если для выполнения трудовой функции и для взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, используется Интернет. Согласно статье 312.1 Трудового кодекса дистанционной работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне стационарного рабочего места. Следовательно, независимо от того, на какой срок дистанционный работник привлекается, обособленное подразделение не образуется (письмо Минфина от 04.07.2013 № 03-02-07/1/25829).
Не создает обособленное подразделение и организация, которая заключает договор на выполнение работ силами работников, привлеченных другой организацией (статья 341.1 Трудового кодекса). Обособленное подразделение может появиться у организации, предоставивший персонал.
А как быть, если работник выполняет работу по месту нахождения заказчика?
При осуществлении деятельности на территории заказчика, когда работники организации, предположим, консультируют заказчика, настраивают его программное обеспечение, производят уборку помещений, и эта работа выполняется без стационарного рабочего места, обособленное подразделение не создается.
Заметим, положения договора с заказчиком, согласно которым предоставление инвентаря, средств связи является обязанностью заказчика, позволили судам делать выводы об отсутствии стационарного рабочего места у исполнителя, оказывающего услуги (постановление ФАС Московского округа от 20.12.2010 № КА-А41/15744-10).
А как поступать, если организация занимается, например, строительством линий электропередач, дорог, или чем-то другим, когда стационарные места территориально обособлены от места нахождения организации, но само рабочее место не имеет постоянного адреса?
В случае передвижного характера работ регистрация может быть произведена по согласованию с налоговым органом. Такая процедура предусмотрена пунктом 9 статьи 83 НК РФ.
Соответствующий запрос может быть направлен организацией в налоговый орган по своему месту нахождения или по месту деятельности.
В подобных ситуациях некоторые организации специально арендуют помещение, адрес которого используется для целей постановки на учет обособленного подразделения.
Постановлением Правительства от 19.11.2014 № 122 утверждены Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов, согласно которым при присвоении адресов зданиям, сооружениям и объектам незавершенного строительства адреса должны соответствовать адресам земельных участков, в границах которых расположены такие здания, сооружения и объекты незавершенного строительства.
В этой связи при отсутствии у стационарного рабочего места, расположенного на земельном участке, почтового адреса, в качестве такового используется адрес земельного участка.
Какое значение имеет продолжительность работы по месту нахождения обособленного подразделения?
Третий признак, характеризующий наличие обособленного подразделения — временной: рабочее место должно быть создано на срок более одного месяца.
Еще раз обратим внимание на то, что фактическое время нахождения конкретного работника на рабочем месте, которое создано или используется организацией вне места ее нахождения, для признания обособленного подразделения значения не имеет (письмо Минфина от 18.02.2010 № 03-02-07/1-67).
Итак, наличие у подразделения одновременно территориальной обособленности, стационарных рабочих мест сроком более месяца, означает, что это — обособленное подразделение, через которое организация осуществляет свою деятельность. Для целей налогового контроля каждая российская организация должна быть поставлена на учет в ФНС (статья 83 НК РФ) по месту такой деятельности (месту нахождения обособленного подразделения).
Иные признаки (отдельный баланс, счет и т.п.) на признание обособленного подразделения не влияют.
Какие документы подтверждают создание обособленного подразделения?
Локальные акты организации, в которых указано на создание обособленного подразделения. Полномочия этого подразделения принципиального значения не имеют. И подавать их в налоговые органы для постановки на учет не нужно. Документы могут потребоваться только в случае налогового спора о дате возникновения обособленного подразделения.
Создание стационарного рабочего места может подтверждаться:
— договором аренды помещения;
— трудовым договором с работником, в котором рабочее место определено по месту нахождения обособленного подразделения;
— первичными документами, свидетельствующими о ведении деятельности по месту нахождения обособленного подразделения (накладные, акты приемки- передачи и т.д.).
Само по себе право пользования помещением не всегда подтверждает факт наличия оборудованных стационарных рабочих мест.
Если для ведения деятельности необходимо специальное разрешение уполномоченных органов, в частности, лицензия, то дата ее выдачи может быть признана датой создания обособленного подразделения, так как именно с этой даты может начаться деятельность.
Самый ранний из документов, подтверждающих наличие всех признаков обособленного подразделения определяет дату его создания.
Что делать, если организация приняла решение открыть филиал или представительство?
В случае регистрации изменений в ЕГРЮЛ в связи с созданием филиалов и представительств, постановка на учет по месту их нахождения будет происходить автоматически на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. Наличие или отсутствие стационарных мест по месту нахождения обособленного подразделения, оформленного как филиал или представительство, для регистрации в налоговых органах не имеет значения.
При этом НК РФ предусмотрены особенности администрирования обособленного подразделения в зависимости от его формы. Например, налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку обособленных подразделений налогоплательщика, которые оформлены как филиал и представительство.
Если организация создала обособленное подразделение, которое не является филиалом, и не указала его в качестве такового в своих учредительных документах, она вправе применять упрощенную систему налогообложения.
Как для целей применения УСН отличить филиал от обособленного подразделения?
Филиал — это обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения юридического лица и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Филиал должен быть указан в ЕГРЮЛ.
Заметим, организация самостоятельно принимает решение о придании или непридании статуса филиала обособленному подразделению.
Для создания обособленного подразделения организация должна направить в налоговый орган сообщение о создании обособленного подразделения. На основе этого сообщения организация будет поставлена на учет в связи с созданием обособленного подразделения с присвоением соответствующего КПП.
В случае принятия решения о признании обособленного подразделения в статусе филиала указанное решение требует государственной регистрации: внесения в ЕГРЮЛ изменений в порядке главы VI Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ.
Как производится постановка на учет по месту нахождения обособленного подразделения?
Организация должна сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения о создании обособленного подразделения. Эта обязанность не распространяется на обособленные подразделения, созданные за пределами территории Российской Федерации, а также на филиалы и представительства.
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 23 НК РФ сообщение должно быть направлено в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации.
Сообщение может быть представлено в налоговый орган лично или через представителя, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по ТКС.
Форма сообщения о создании обособленных подразделений российской организации и об изменениях в ранее направленные сведения о таких обособленных подразделениях утверждена приказом ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@ (форма С-09-3-1). При этом ответственность за несоблюдение формы сообщения не установлена.
Регистрация в налоговых органах организации по месту нахождения ее обособленного подразделения осуществляется налоговым органом на основании сообщения в течение пяти дней со дня его получения.
Нужно ли направлять сообщение о создании обособленного подразделения, если организация уже поставлена на учет в налоговом органе по месту ведения деятельности через это обособленное подразделение?
Нужно. Обязанность организации представить в налоговый орган по месту своего нахождения сообщение о создании каждого обособленного подразделения появляется независимо от того, что обособленное подразделение может находиться:
— на территории, подведомственной налоговому органу, в котором организация уже поставлена на учет по месту нахождения (письмо ФНС России от 27.02.2014 № СА-4-14/3404);
— на территории одного муниципального образования, подведомственного налоговому органу, в котором организация уже поставлена на учет по месту нахождения другого обособленного подразделения (письмо Минфина России от 02.09.2011 № 03-02-07/1-314);
— на территории одного муниципального образования, подведомственного разным налоговым органам, в одном из которых организация уже поставлена на учет по месту нахождения другого обособленного подразделения. При наличии несколько обособленных подразделений в одном муниципальном образовании, подведомственных разным налоговым органам, организация может выбрать налоговый орган. Форма уведомления о выборе налогового органа для регистрации приведена в приложении № 4 приказа ФНС от 11.08.2011 № ЯК-7-6/488@.
В том случае, если уведомление о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения получено поздно, необходимо пересчитывать НДФЛ за период с момента создания обособленного подразделения и пересдавать отчетность?
Нередко уведомление о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения организация получает спустя один–два месяца после создания обособленного подразделения.
Отсутствие КПП из-за позднего получения уведомления о постановке на учет приводит к возникновению ситуации излишнего перечисления НДФЛ по месту нахождения одного обособленного подразделения и недоимки по месту нахождения другого обособленного подразделения, исправление которой возможно с помощью процедуры уточнения платежа (пункт 7 статьи 45 НК РФ) или зачета (статья 78 НК РФ). Осуществление указанных процедур требует представления уточненных расчетов по форме 6–НДФЛ.
Вместе с тем перечисление НДФЛ не по месту нахождения обособленного подразделения (по месту нахождения иного обособленного подразделения) не должно повлечь начисление пени и привлечение налогового агента к ответственности, предусмотренной статьей 123 НК РФ (письма ФНС России от 07.04.2015 № БС-4-11/5717@, от 02.08.2013 № БС-4-11/14009).
Полагаем, что в рассматриваемой ситуации расчет по форме 6-НДФЛ по обособленному подразделению может заполняться с месяца получения уведомления.
Как уплачивается налог на прибыль по обособленным подразделениям?
Порядку уплаты налога посвящена статья 288 НК РФ. У налога, подлежащего зачислению в бюджет субъекта РФ, есть некоторая особенность. Если организация и ее обособленные подразделения находятся на территории одного субъекта Российской Федерации, то она вправе принять решение об уплате налога на прибыль за свои обособленные подразделения в бюджет этого субъекта. И в том случае, если головная организациия платит налог на прибыль за свои обособленные подразделения в бюджет субъекта, она вправе представить налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций в налоговый орган только по своему месту нахождения (письмо Минфина России от 03.07.2017 № 03-03-06/1/41778).
Что меняется в обязанностях плательщиков страховых взносов при создании обособленного подразделения?
Согласно подпункту 7 пункта 3.4 статьи 23 НК РФ плательщик страховых взносов обязан отдельно сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации о наделении обособленного подразделения полномочиями (о лишении полномочий) по начислению выплат и вознаграждений физическим лицам. Сообщение должно быть отправлено не позднее одного месяца со дня соответствующего события. Причем, данным правилом нужно руководствоваться в отношениях, возникающих с 1 января 2017 года.
На основании указанных сообщений налоговые органы будут учитывать обособленные подразделения, включая филиалы, представительства российских организаций, созданные на территории Российской Федерации, уполномоченные или лишенные полномочий по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц (пункт 3.1 статьи 84 НК РФ).
Уплату страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам организация производит по месту своего нахождения и местам нахождения тех обособленных подразделений, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (пункт 11 статьи 431 НК РФ).
Если адрес места нахождения обособленного подразделения со временем меняется?
Организация в течение трех дней со дня изменения сведения об обособленном подразделении должна направить об этом сообщение в налоговый орган (форма С-09-3-1).
Налоговый орган при изменении места нахождения обособленного подразделения, в котором организация была зарегистрирована, снимает ее с учета в течение пяти дней со дня получения сообщения.
Регистрация организации в налоговом органе по новому месту нахождения обособленного подразделения осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения обособленного подразделения.
Смена адреса обособленного подразделения отличается от ликвидации обособленного подразделения?
Да. В случае закрытия обособленного подразделения, включая филиал и представительство, в налоговый орган нужно направить соответствующее сообщение в течение трех дней со дня принятия решения о закрытии подразделения.
Снятие с учета организации налоговым органом по месту нахождения обособленного подразделения при закрытии обособленного подразделения осуществляется не ранее составления справки о выездной налоговой проверке организации (для случаев, если решение о проведении выездной проверки было принято до составления уведомления о снятии с учета российской организации в налоговом органе).
Каким образом налоговый орган может обнаружить, что организация создала обособленное подразделение?
В рамках мероприятий налогового контроля самой организации и (или) ее контрагентов, например, арендодателей офисных центров или складских помещений, генподрядчиков и т.п.
Для привлечения к ответственности за непредставление сообщения о создании обособленного подразделения проведение налоговой проверки не требуется. Производство по делу будет проводиться в порядке статьи 101.4 НК РФ.
Какова ответственность в случае, если организация не поставлена на учет по месту нахождения обособленного подразделения?
Непредставление сообщения об обособленном подразделении влечет ответственность по пункту 1 статьи 126 НК РФ. В этом случае штраф составляет 200 рублей (письмо Минфина России от 17.04.2013 № 03-02-07/1/12946).
Трехлетний срок давности по этому налоговому правонарушению исчисляется со дня, следующего за последним днем месячного срока, отведенного для подачи сообщения.
За непредставление в срок сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, наступает административная ответственность в соответствии с нормами части 1 статьи 15.6 КоАП РФ в виде штрафа для должностных лиц в размере от 300 до 500 рублей.
Более существенная ответственность установлена пунктом 2 статьи 116 НК РФ. Ведение деятельности организацией без постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения может наказываться штрафом в размере 10 % от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей.
Когда применяется штраф по пункту 2 статьи 116 Налогового кодекса?
Согласно определению Верховного суда от 26.06.2017 № 303-КГ17-2377 применительно к созданию обособленного подразделения установлена обязанность организации сообщить о его создании посредством направления сообщения в установленный срок. Неисполнение данной обязанности влечет ответственность по пункту 1 статьи 126 НК РФ, а не по пункту 2 статьи 116 НК РФ независимо от факта ведения деятельности.
Но порядок налогообложения некоторыми налогами регламентируется законодательством, в том числе субъектов РФ, и нормативными актами муниципальных образований. Из этого следует, что непостановка на учет по месту нахождения обособленного подразделения не отменяет обязанность организации производить расчет налогов на основании нормативных актов по налогообложению, действующих на территории, где расположено соответствующее обособленное подразделение, даже и не поставленное на учет в налоговой инспекции.
Можно сказать, что игнорирование обязанности по сообщению о созданном обособленном подразделении ограничивается штрафом по НК РФ в 200 рублей при одинаковых условиях налогообложения по месту нахождения организации и месту нахождения непоставленного на учет обособленного подразделения.
Из решения Верховного суда следует, что ответственность по пункту 2 статьи 116 и статьи 122 НК РФ разграничивается следующим образом.
В том случае, если организация была зарегистрирована в налоговом органе (любом), и налоговый орган имел возможность определить объем налоговых обязательств организации, в том числе от деятельности, осуществляемой через обособленные подразделения, и при этом была зафиксирована неуплата налогов, то ответственность наступает по статье 122 НК РФ.
Ответственность по пункту 2 статьи 116 НК РФ применима, когда налоговому органу по тем или иным причинам не удалось установить вид и размер налогов, подлежащих уплате по результатам деятельности, сокрытой от налогообложения. При таком понимании решения Верховного суда, привлечение организации к ответственности за неуплату налогов, возникшую вследствие ее деятельности без регистрации, возможно только по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки.
Условия возникновения обособленного подразделения
Согласно налоговым нормам, ОП – это любое территориально обособленное от компании подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Причем не важно, есть ли сведения о нем в учредительных документах компании <3>.
Для возникновения ОП обязательно наличие следующих условий:
- территориальная обособленность. То есть деятельность ведется по адресу, отличному от адреса организации, указанного в ЕГРЮЛ <4>. Значит, даже если подразделение и головная организация расположены в соседних зданиях и находятся в ведении одной налоговой инспекции, это может свидетельствовать о создании ОП <5>;
- оборудование стационарного рабочего места. В НК нет понятия «рабочее место», поэтому воспользуемся нормами Трудового кодекса <6>. Так вот, рабочим считается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое находится под контролем работодателя <7>. Это место должно быть оборудовано, то есть должны быть созданы условия (есть мебель, офисная техника, инструменты и т.п.) для выполнения работником своих трудовых обязанностей. Рабочее место будет стационарным, если оно создано на срок более 1 месяца <3>. При этом если организуется всего одно рабочее место вне места нахождения организации, это уже является достаточным основанием для признания ОП <8>;
- через ОП уже ведется деятельность <9>. Это значит, что сотрудник, который будет трудиться на оборудованном месте, принят на работу и приступил к своим обязанностям.
Внимание! При открытии филиала (представительства) компании-упрощенцы теряют право на применение спецрежима, в то время как создание обычного ОП на право применения упрощенки никак не влияет <11>.
А вот будет ли работник организации трудиться на этом рабочем месте постоянно или только периодически (например, вахтовым методом), для образования ОП не важно <10>. Ведь даже если сотрудники время от времени меняются, работают они все равно на одних и тех же стационарных рабочих местах.
Итак, ОП возникнет в тот момент, когда все перечисленные условия будут одновременно соблюдены.
С теорией разобрались, посмотрим, как ее применить в жизненных ситуациях.
Когда ОП точно не будет
Если какой-либо из вышеперечисленных признаков отсутствует, то ОП создавать не требуется. Например:
- разъездной характер работы сотрудников (водители, курьеры, торговые представители, страховые или рекламные агенты): они посещают другие организации, и стационарные рабочие места для них не создаются <12>;
- с работником заключен трудовой договор о дистанционной работе. При этом работник трудится вне места нахождения работодателя или его обособленного подразделения, вне стационарного рабочего места, контролируемого работодателем, и взаимодействует с работодателем дистанционно, например, через Интернет <13>. Получается, что определение дистанционной работы, данное в ТК РФ, позволяет не признавать ОП по месту работы дистанционного сотрудника. С этим согласны и в Минфине <14>;
- сотрудники ЧОПа трудятся на постах охраны, оборудованных и предоставленных им компанией – заказчиком охранных услуг <15>. При этом на постах охраны нет имущества ЧОПа и рабочее место охранника неподконтрольно работодателю. По этим же причинам ОП не создается аудиторскими фирмами, организациями, предоставляющими свой персонал в аренду другим организациям или предпринимателям (аутсорсинг и аутстаффинг), компаниями, оказывающими услуги технического или сервисного обслуживания оборудования, клининговыми и другими компаниями, чьи работники выполняют служебные обязанности в других организациях;
- у организации есть недвижимость, которая сдается в аренду, а значит, эта компания не создает для себя ни одного стационарного рабочего места, на котором будет трудиться ее работник <16>;
- деятельность на судне не приводит к созданию ОП, поскольку невозможно установить точный адрес места ведения такой деятельности <17>.
ОП следует признать
Допустим, организация решила арендовать помещение для хранения сырья. Этот склад расположен по адресу, отличному от адреса ее местонахождения. Фактически помещение будет закрыто, а открываться будет несколько раз в месяц только на время завоза или вывоза сырья. Постоянно находиться на складе работники не будут, но они будут приезжать туда периодически для завоза/вывоза сырья. При этом Минфин считает, что время нахождения работника на складе не имеет значения, ведь он прибывает туда в связи со своей работой и выполняет там свою работу, а значит, это приводит к созданию стационарного рабочего места и, соответственно, ОП <18>.
А есть ли ОП?
На практике встречаются и спорные ситуации.
Выполнение работ на стройплощадке заказчика
Достаточно часто возникают споры о создании ОП в случае направления работников в длительные (на срок более 1 месяца) командировки. Особенно это актуально для компаний, выполняющих строительные работы. Ведь в месте работ они могут устанавливать бытовки, использовать собственную технику или оборудование. При этом все это происходит на чужой территории (не контролируемой работодателем).
Споры о том, образуется ли в этом случае ОП, приходится решать в суде. Суд может занять сторону налоговиков, если сочтет, что создание стационарных рабочих мест инспекторами было доказано. Например, это удалось налоговикам из Северо-
Кавказского округа <19>. Суды учли, что по условиям договора на компанию, как на генподрядчика, возлагалась обязанность обеспечить в период проведения работ соблюдение правил и требований охраны труда. А это значит, что компания должна была контролировать условия труда своих работников на рабочих местах. Согласно протоколам допроса свидетелей один из работников компании-генподрядчика в период выполнения работ постоянно находился на объекте строительства. И судьи пришли к выводу, что как минимум одно постоянное рабочее место по месту выполнения работ обществом было создано.
Если же инспекторы не докажут создание рабочих мест, суд встанет на сторону компании. Так, ФАС ЦО <20> учел, что работники подрядчика во время нахождения на территории заказчика контролировались не подрядчиком, а заказчиком. И то, что работники подрядчика длительное время находились на стройплощадке заказчика, не подтверждает создание ОП.
Надомники
Еще один неоднозначный случай – как расценивать труд надомника. Ведь в соответствии с заключенным трудовым договором он будет работать в месте своего проживания и использовать для работы инструменты и механизмы, выделенные нанимателем или приобретенные им самим за свой счет <21>. Образуется ли ОП по месту жительства таких работников?
Если работодатель обеспечивает надомника необходимым для работы оборудованием (например, компьютером, принтером, телефоном и т.п.) и это указано в трудовом договоре, то компании будет нелегко обосновать свою непричастность к организации рабочего места сотрудника. В случае если работник пользуется исключительно своим имуществом, то уже налоговикам будет затруднительно доказать, что в квартире надомника создается ОП. Тем более что эта квартира не находится под контролем работодателя (что является одним из признаков ОП <22>), к примеру, он не может беспрепятственно входить в помещение, где трудится надомник, или отслеживать условия труда (соблюдение требований охраны труда, санитарии и т.п.). Минфин в такой ситуации рекомендует компании обратиться в налоговую инспекцию для принятия решения о создании ОП <23>. А вообще лучше заключить с сотрудником договор о дистанционной работе и избежать тем самым споров с налоговиками.
Почему важно не пропустить момент признания ОП
Теперь вы знаете, есть ли у вашей компании ОП или нет. И задача бухгалтера – сообщить о создании ОП в ИФНС, ФСС и ПФР, потому что организация, имеющая ОП, по месту нахождения этого ОП обязана:
- уплачивать в региональный бюджет авансовые платежи и налог на прибыль, исходя из доли прибыли ОП в общей прибыли компании, и сдавать налоговую декларацию <24>;
- уплачивать НДФЛ, удержанный с доходов работников ОП <25>, и представлять в налоговую справки по форме 2-НДФЛ <26>;
- платить страховые взносы с выплат в пользу работников ОП, в отделения ПФР и ФСС представлять отдельные расчеты по форме РСВ-1 ПФР и по форме 4-ФСС по взносам, начисленным ОП <27>. Примечание. Эта обязанность распространяется только на расположенные на территории РФ ОП, у которых есть отдельный баланс и расчетный счет и через которые начисляется и выплачивается вознаграждение работникам <28>;
- если по месту нахождения ОП у компании зарегистрированы транспортные средства <29> – уплачивать за них транспортный налог <30> и, соответственно, отчитываться в инспекцию <31>;
- если ОП имеет отдельный баланс, на котором учтены основные средства, – уплачивать в отношении этих ОС налог на имущество (авансовые платежи) <32>, а также сдавать в ИФНС декларацию по налогу <33>;
- регистрировать в ИФНС ККТ, которая будет использоваться в ОП <34>.
Примечание. Прочитать о том, как и в какие сроки нужно сообщить об ОП в ИФНС, а также об ответственности за непостановку на учет, можно: ГК, 2014, N 17, с. 32.
* * *
Если у вас есть сомнения относительно того, образуется ли у вас обособленное подразделение, обратитесь в свою налоговую инспекцию (или в инспекцию по месту ведения деятельности) <35>. Но учтите, что если ИФНС посчитает, что ОП возникло, вам, скорее всего, придется руководствоваться этим мнением. Ведь в противном случае при проверке инспекторы могут оштрафовать вас за ведение деятельности без постановки на учет <36>.
<1> Подп. 3 п. 2 ст. 23, п. 1 ст. 83 НК РФ.
<2> П. 3 ст. 83 НК РФ.
<3> П. 2 ст. 11 НК РФ.
<4> Пп. 2, 3 ст. 54 ГК РФ.
<5> Письма Минфина от 23.01.2013 N 03-02-07/1-15, от 17.04.2013 N 03-02-07/1/12946.
<6> П. 1 ст. 11 НК РФ.
<7> Ч. 6 ст. 209 ТК РФ.
<8> Письмо УФНС по г. Москве от 20.10.2010 N 16-15/110055; Решение АС Свердловской области от 31.10.2013 N А60-30533/2013.
<9> Письмо ФНС от 29.12.2006 N ШТ-6-09/1275@.
<10> Письмо Минфина от 12.10.2012 N 03-02-07/1-250.
<11> Письма Минфина от 12.05.2014 N 03-11-06/2/22075, от 20.06.2013 N 03-11-06/2/23305.
<12> Письмо Минфина от 24.05.2013 N 03-02-07/1/18634.
<13> Ч. 1 ст. 312.1 ТК РФ.
<14> Письма Минфина от 26.03.2014 N 03-02-07/1/13157, от 01.12.2014 N 03-04-06/61300.
<15> Письмо Минфина от 05.10.2012 N 03-02-07/1-238.
<16> Письмо УФНС по г. Москве от 28.08.2012 N 16-15/080199@.
<17> Письма ФНС от 08.05.2015 N СА-4-14/7920@; Минфина от 24.09.2013 N 03-04-06/39626.
<18> Письмо Минфина от 18.01.2012 N 03-02-07/1-20.
<19> Постановления ФАС СКО от 08.08.2012 N А32-4519/2011; 15 ААС от 20.06.2013 N А32-4519/2011.
<20> Постановления ФАС ЦО от 11.06.2014 N А64-5181/2013; 19 ААС от 04.02.2014 N А64-5181/2013.
<21> Ст. 310 ТК РФ.
<22> Ч. 6 ст. 209 ТК РФ.
<23> Письма Минфина от 23.05.2013 N 03-02-07/1/18299, от 18.03.2013 N 03-02-07/1/8192.
<24> П. 2 ст. 288, абз. 1 п. 1 ст. 289 НК РФ.
<25> П. 7 ст. 226 НК РФ.
<26> Письма Минфина от 06.02.2013 N 03-04-06/8-35, от 22.01.2013 N 03-04-06/3-17; ФНС от 30.05.2012 N ЕД-4-3/8816@.
<27> Ч. 11, 12 ст. 15 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ; ст. 6, п. 1 ст. 24 Закона от 24.07.98 N 125-ФЗ; Письмо ФСС от 05.05.2010 N 02-03-09/08-894п.
<28> Ч. 11 ст. 15 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
<29> П. 1 ст. 363, п. 5 ст. 83 НК РФ; п. 24.3 Правил, утв. Приказом МВД от 24.11.2008 N 1001.
<30> Письмо Минфина от 20.11.2013 N 03-05-05-04/49748.
<31> П. 1 ст. 363.1 НК РФ.
<32> Ст. 384 НК РФ.
<33> Абз. 1 п. 1 ст. 386 НК РФ.
<34> П. 1 ст. 4 Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ; п. 15 Положения, утв. Постановлением Правительства от 23.07.2007 N 470; п. 21 Регламента, утв. Приказом Минфина от 29.06.2012 N 94н.
<35> П. 9 ст. 83 НК РФ; Письмо ФНС от 15.05.2014 N СА-4-14/9323.
<36> П. 2 ст. 116 НК РФ.
Статья впервые опубликована в журнале «Главная книга», N 12, 2015.
Источник: система КонсультантПлюс, ИБ «Бухгалтерская пресса и книги».
Вам доступно более 490 профессиональных изданий в КонсультантПлюс.
Что такое филиал и зачем он нужен компании
Дата публикации: 29 декабря 2022 г. (обновлено 11 января 2023 г.)
Филиал — это обособленное подразделение юридического лица, выполняющее функции организации частично или полностью. Деятельность ведется только по согласованному положению юрлица.
Положение также касается руководящих должностей, которые назначаются юрлицом и управляют подразделением по доверенности.
Расширение и масштабирование бизнеса — основная причина открытия новых отделений. Это возможность делегировать полномочия и увеличить обороты. Например, управление коммуникациями, заключение контрактов и договоров, ведение торговли и производства в нескольких местах одновременно.
Филиалы располагаются отдельно от адреса регистрации юридического лица. Дополнительные офисы или производства могут находиться в разных городах и странах. Все сведения о действующих отделениях указываются в основных документах учредителя.
Налоги и судебные процессы
Филиал не является юридическим лицом, но при этом принимает ответственность по функциям и обязанностям, которые прописаны в положении учредителем компании. Подразделение не может участвовать в судах и разбирательствах самостоятельно, без юрлица. Иск подается юрлицом, а для руководителя отделения оформляется доверенность на подписание заявления в суде.
У филиала отсутствует статус налогоплательщика или иного обязанного лица. Всю ответственность за дополнительные сборы, штрафы и налоги несет юридическое лицо, открывшее отделение.
Подразделения используют средства компании, которые находятся на отдельном счету в банке. К этим средствам относятся финансы, выделенные организацией. При этом вся прибыль и издержки будут отражены в бухгалтерской отчетности.
Краткая характеристика филиалов:
- могут самостоятельно управлять отведенными средствами и распоряжаться имуществом;
- не являются отдельными юридическими лицами;
- ведут деятельность самостоятельно — частично или полностью выполняют функции организации;
- открываются только юрлицами;
- не создаются индивидуальными предпринимателями;
- располагаются за пределами адреса регистрации юрлица.
Виды филиалов
Подразделения различаются по сферами деятельности:
- Производства и промышленные предприятия.
- Банки и финансовые организации.
- Прочие компании.
По владельцу:
- Государственные подразделения.
- Частные организации.
- Иностранные подразделения (с обязательной аккредитацией).
Все филиалы отражаются в едином государственном реестре юридических лиц — ЕГРЮЛ. Все характеристики прописаны в Гражданском кодексе Российской Федерации.
Читайте также: