Иттен, Йоханнес (Itten, Johannes) — выдающийся педагог, теоретик дизайна, художник.
Очень хорошо тем, кто уверен в своём чувстве цвета, и умело применяет своё чутьё на практике. Но не у всех эта уверенность есть. Как раз тем, кто не уверен в своём чувстве цветовой гармонии, хотя это чувство присуще каждому человеку, предлагаю в помощь цветовой круг Йоханнеса Иттена. Этот цветовой круг очень хорошо помогает подбирать гармоничные цветовые комбинации, состоящие из двух, трех, четырех и более цветов.
Круг Иттена разделен на 12 цветовых секторов. Всего содержится 3 основных первичных цвета — это синий, желтый, красный. Именно при их смешивании и получается всё многообразие цветового круга.
Следующие цвета цветового круга носят название составные или вторичного порядка, их тоже 3 — это фиолетовый, оранжевый и зелёный. Эти цвета получаются путём смешивания в равном соотношении цветов первого порядка.
Благодаря смешиванию цветов первичного и вторичного порядка получаем 6 цветов третичного порядка.
Существует несколько классических комбинаций цветов, подбираемых с помощью цветового круга Иттена.
Внутри каждого круга имеется фигура; линия, треугольники, прямоугольник, квадрат, шестиугольник, вращая фигуру, мы получаем нужную комбинацию сочетания цветов.
Комплиментарные (дополнительные) цвета
Комплиментарными, или дополнительными, контрастными, являются цвета, расположенные на противоположных сторонах цветового круга Иттена.
Классическая триада
Классическую триаду образуют три равноудаленных по цветовому кругу Иттена цвета. Чтобы добиться гармоничности в триаде, возьмите один цвет за главный, а два других используйте для акцентов.
Аналоговая триада
Аналоговую цветовую схему образуют три соседних цвета в двенадцатисекторном цветовом круге. При использовании этой схемы, возможно выбрать один цвет главным, второй — поддерживающим, а третий использовать для акцентирования.
Контрастная триада
Контрастная триада — вариант комплиментарного сочетания цветов, только вместо противоположного цвета используются соседние для него цвета.
Прямоугольная схема
Прямоугольная схема состоит из четырех цветов, каждые два из которых — комплиментарные.
Эта схема дает, пожалуй, самое большое количество вариаций входящих в нее цветов. Чтобы проще было сбалансировать прямоугольную схему, один цвет надо выбрать доминирующим, остальные — вспомогательными.
Квадратная схема
Квадратная схема практически повторяет прямоугольную схему, но цвета в ней равноудалённые по кругу. Здесь также стоит выбрать один доминирующий цвет.
Шестиугольная схема
Шестиугольная схема сочетания цветов более сложная, но тем не менее применяема. В двенадцатисекторный цветовой круг можно вместо треугольника или квадрата вписать и шестиугольник. И тогда гармоничное шестизвучие будет базироваться на трёх парах дополнительных цветов.
Однако вполне справедливо можно заметить, что для подбора гармоничных цветов, 12 цветового круга недостаточно. Вернее не то, что бы недостаточно, а просто это еще не всё. Просто в нашем круге получились насыщенные, яркие цвета. А мы ведь пользуемся разными оттенками этих цветов, а получаются они при добавлении белого или черного цветов. Так при добавлении белого цвета получим пастельные оттенки вплоть до практически белого и наоборот при добавлении черного цвета насыщенность будет увеличиваться. В итоге получается большой цветовой круг с множеством оттенков исходных цветов.
Цветовой круг Иттена делится на холодные и тёплые цвета. Мы видим, что жёлтый цвет — самый светлый, а фиолетовый — самый тёмный. Это значит, что эти два цвета образуют самый сильный контраст света и темноты. Под прямым углом к оси «жёлтый — фиолетовый» расположены «красно-оранжевый» и «сине-зелёный», которые являются двумя полюсами контраста холода и тепла. Жёлтый, жёлто-оранжевый, оранжевый, красно-оранжевый, красный и красно-фиолетовый принято называть тёплыми цветами, а жёлто-зелёный, зелёный, сине-зелёный, синий, сине-фиолетовый и фиолетовый — холодными. Красно-оранжевый, — самый теплейший, а сине-зелёный, — самый холодный цвет.
Вариации цветовых сочетаний:
Сильно теорией не увлекайтесь, дайте волю своей фантазии и смело импровизируйте!
Желаю вам радужного творчества!
Главная — Статьи — Что такое цветовой круг и как им пользоваться
Цветовой круг
Представляем полезный инструмент для подбора цветовой гаммы — цветовой круг Иттена.
Что это такое?
Если выразиться вкратце — это три диска размещённых на одной оси, на поверхностях которых отображены все основные цвета
светового спектра, а так же максимально возможное количество оттенков и шкала контрастности.
Взаимное расположение цветов, оттенков, прорезей и указателей на круге реализовано на основе законов «колористики»
(теории цвета), поэтому с его помощью очень удобно подбирать гармоничные сочетания оттенков там, где это необходимо.
То есть, фактически — это «живая», материальная шпаргалка, на которой отображаются все основные колористические схемы. «Живая», потому что её можно взять в руки, в отличие от изображения на экране.
Устройство цветового круга
Сторона дизайнера
Сторона художника
Купить
Естественно, таким на первый взгляд сложным устройством нужно уметь пользоваться, поэтому на нашем сайте вы можете не только купить цветовой круг, но и подробно ознакомиться с его устройством, прочитать инструкции о том как им пользоваться, посмотреть различное видео по данной теме.
Рекомендуем так же ознакомиться с онлайн-сервисом по подбору цвета в одежде.
Круг для подбора цветовых комбинаций
Предшественником данного устройства в его современном виде является цветовое кольцо Иттена (смотрите рисунок ниже).
Именно Йоханесс Иттен первым из всего спектра выделил именно двенадцать цветов и расположил их по окружности таким образом, что максимально контрастирующие друг с другом пары оказались друг напротив друга. В центре он расположил треугольник с тремя основными цветами — красным, синим и жёлтым (именно из них можно получить все остальные путём смешения в разных пропорциях). Этот треугольник Иттен заключил в шестиугольник, внутри которого обозначил какие оттенки получатся при смешении основных цветов в равных пропорциях.
То есть первое информационное послание, которое несёт в себе такая схема расположения адресовано начинающим художникам — они могут наглядно видеть результаты смешения различных красок.
Рассмотрим этот момент немного подробнее..
Почему основных цветов двенадцать?
- Как видите на приведённом рисунке, есть три первичных цвета (которые так же называют основными).
- Путём их смешивания попарно в равной пропорции, можно получить три вторичных, итого — шесть.
- Смесь первичного с соседним по кругу вторичным даёт третичный цвет. Получается ещё шесть комбинаций, итого — двенадцать. (Так же, третичные цвета можно получить смешивая первичные в неравной пропорции)
Конечно, двенадцати цветов маловато, чтобы сориентироваться в окружающем многообразии красок и найти на желаемый оттенок, или увидеть что получится при смешении не соседних, а совершенно произвольных цветов. Поэтому те круги, которые вы можете найти в продаже или заказать на этом сайте устроены сложнее и несут в себе гораздо больше полезной информации, чем простое «двенадцатичастное кольцо Иттена».
Гид по смешению красок
С его помощью можно определять результат смешения произвольных цветов и оттенков — количество комбинаций получается достаточным для того, чтобы художник смог понять какие цвета нужно смешать для получения данного оттенка. Это замечательная помощь в рисовании, особенно для начинающих художников.
Даже если оттенок слегка отличается от желаемого — нужного результата можно добиться изменяя пропорции смешиваемых красок.
А как же определить эти самые пропорции? Неужели наугад? Нет, цветовой круг может помочь и в этом.
Шкала насыщенности
Эта шкала находится на той же стороне что и гид по смешению, так как эти две функции работают в паре.
Шкала насыщенности представляет собой градацию серых тонов от чёрного до белого. Из представленных на шкале серых клеточек различной яркости можно всегда найти серый оттенок максимально близкий по насыщенности к требуемому оттенку, после чего станет ясно на сколько нужно затемнить или осветлить краску.
Чтобы понять как это делается практически, посмотрите это видео:
Схемы цветовых сочетаний
Обратная сторона диска несёт в себе не меньше полезной информации, а может быть даже больше — она помогает подбирать сочетания цветов исходя из выбранной схемы.
Схема цветовых сочетаний — это фигура, в простейшем случае линия, соединяющая «подходящие» друг к другу цвета. Формулировка очень расплывчатая, так как подбор хроматической гаммы — это одновременно и наука и искусство.
Во-первых, гармония или дисгармония красок — это очень субъективное понятие. Как говорится, «на вкус и цвет товарища нет».
Во-вторых, «подходящие» они или «неподходящие» — всё зависит от конкретной ситуации, настроения, от того что именно хочет сказать художник или дизайнер, от того в каком стиле выполняется данная работа, нужно ли выделить какой-либо элемент, или наоборот — сделать его незаметным.
Цветовой круг — это инструмент, на котором можно визуально отобразить все основные колористические схемы, но пользоваться этим инструментом нужно уметь. Вы должны сами знать, или хотя бы чувствовать какая из схем больше всего подходит для вашей задачи. Мы со своей стороны постараемся выложить на этом сайте максимум полезной информации о том как пользоваться цветовым кругом (смотрите раздел статьи).
Купить
Таблица цветовых схем
Сочетания, представленные в таблице являются классическими колористическими схемами, каждая из которых вызывает свой особый отклик в восприятии. Данный эффект используется в совершенно разных областях дизайна. Мастерство дизайнера (касательно работе с хроматикой) состоит в том, чтобы чувствовать какой эффект оказывает каждая из схем, и умело использовать это на практике.
Монохромное сочетаниеСочетание оттенков разной насыщенности. |
Комплиментарное сочетаниеПротивоположные (дополнительные) цвета. |
Классическая триадаРавносторонний треугольник — три элемента сочетания находятся на одинаковом расстоянии друг от друга. |
Аналоговая триада Три ближайших. |
Контрастная триада Обогащённый вид комплиментарного сочетания (здесь вместо одного противоположного используется пара соседних). |
Прямоугольная схема Две пары комплиментарных сочетаний (вариант такого сочетания — квадрат вместо прямоугольника). |
Заказать данное иделие можно на нашем сайте перейдя в Каталог товаров, или через быстрый заказ в один клик по кнопке:
..в этом случае оператор запишет все данные по заказу в режиме диалога
Поделиться
Опубликовано 02.03.2014 01:02:38
Комплементарные цвета, это цвета на противоположных сторонах цветового круга. Будучи объединенными, они «погашают» друг друга или дают ахроматический цвет (белый или черный). Когда два комплементарных цвета визуально находятся рядом друг с другом, они дают максимальный контраст. Именно поэтому морские спасательные жилеты делают оранжевыми (0xFFA500), оранжевый цвет является комплементарным к темно-синему (navy blue — 0x005AFF). Из-за максимального контраста такие цвета также еще называют противоположными, что, в общем-то, более точный термин, чем комплементарные.
Комплементарные цвета дают интересные оптические эффекты. Например, тень объекта часто кажется содержащей цвет, комплементарный цвету объекта. Например, тень красного яблока может казаться слегка сине-зеленой. Этот эффект часто используется художниками для написания более реалистичных теней. Также, если вы будете смотреть на квадрат определенного цвета достаточно долго, около минуты, а затем посмотрите на белую стену или лист бумаги, вы сможете «увидеть» остаточное изображение квадрата в комплементарном цвете.
При использовании для представления цвета RGB модели, найти комплементарный цвет достаточно легко. Вам всего лишь нужно найти цвет, который при добавлении к данному даст белый (0xFFFFFF). Например, для красного достаточно лишь вычесть его значение 0xFF0000 из белого и получить ядовито-синий (циан) — 0xFFFFFF — 0xFF0000 = 0x00FFFF.
Чтобы использовать калькулятор, начните добавлять RBG коды цветов в таблицу. Выходная таблица отобразит введенный цвет и комплементарный к нему.
Комплементарный (дополнительный) цвет
Файл очень большой, при загрузке и создании может наблюдаться торможение браузера.
#статьи
- 17 янв 2022
-
11
Что такое цветовой круг Иттена и как с его помощью подбирать красивые сочетания
Рассказываем о комплементарных цветах, триадах, тетрадах и о том, как их использовать в дизайне.
Изображение: vlada_maestro / Shutterstock
Пишет о дизайне в Skillbox Media, а в перерывах и сама орудует графическим планшетом. Влюблена в советские шрифты, японскую рекламу и русский язык.
Иоханнес Иттен — швейцарский художник и преподаватель Баухауса, известный своим вкладом в изучение колористики в начале XX века. В книге «Искусство цвета» Иттен подробно описал принципы работы с цветом и свой цветовой круг.
Круг Иттена — схема из 12 цветов. Сейчас это самый популярный инструмент графических дизайнеров и художников. Опираясь на цветовой круг, можно выбрать палитру для интерфейса сайта, фирменного стиля или иллюстрации.
Разберёмся, из чего состоит круг Иттена и для чего он нужен художникам и дизайнерам.
Первичные цвета — синий, жёлтый и красный. Они находятся в центре круга и считаются основными. Если их смешать, можно получить любые оттенки, доступные человеческому глазу.
Вторичные цвета — зелёный, оранжевый и фиолетовый. Получаются при смешении первичных цветов. Например, сочетание жёлтого и красного даёт оранжевый цвет, а синего и красного — фиолетовый.
Третичные цвета. Получаются при смешивании первичного и вторичного цвета, которые соседствуют на схеме. Например, жёлтый и зелёный дают жёлто-зелёный, жёлтый и оранжевый — жёлто-оранжевый.
В результате во внешнем круге есть 12 цветов: три первичных, три вторичных и шесть третичных.
Вариантов сочетаний цветов по кругу Иттена очень много. Рассмотрим шесть самых популярных из них.
1. Комплементарное. Сочетание цветов, расположенных на противоположных сторонах круга. Хорошо подходит для расстановки акцентов. Для этого один из цветов делают основным, а другой — дополнительным, чтобы выделить отдельные объекты на изображении.
2. Контрастная триада. Похоже на комплементарное, но вместо одного из дополнительных цветов берут два соседних. Сочетание получается контрастное, но не резкое. Подходит, если вы хотите приглушить контраст дополнительных цветов или просто расширить палитру.
3. Классическая триада. Сочетание трёх цветов по углам равностороннего треугольника. Этот вариант подойдёт, если вам нужно больше разнообразия в цветовой гамме.
4. Аналоговая триада. Сочетание трёх цветов, расположенных рядом на внешнем круге. Эта палитра — спокойная и сдержанная. Подойдёт, если вам нужны мягкие переходы между цветами без резких акцентов.
5. Тетрада. Сочетание четырёх цветов по углам квадрата. По сути, здесь представлено сочетание из двух пар дополнительных цветов. Подходит, если вам нужно создать красочное и разнообразное изображение.
6. Прямоугольная схема. В отличие от тетрады, здесь сочетаются более близкие оттенки. В этом сочетании контраст достигается за счёт комплементарных пар, но сами эти пары ближе друг к другу на спектре. Подходит, если вам нужна спокойная палитра из четырёх цветов.
В круге всего 12 цветов, а дизайнеру приходится оперировать бесчисленным множеством оттенков. Круг Иттена — это упрощённая схема, а не полноценное решение. Но её можно использовать шире.
Допустим, вам нужен комплементарный цвет к бирюзовому. На круге его нет, но мы понимаем, что он находится между зелёным и голубым. Значит, на круге нужный вам цвет будет максимально удалён от границы этих двух цветов. Максимально удалённая точка — граница между красным и красно-оранжевым. Смешение этих цветов будет комплементарно бирюзовому.
Выбор конкретных оттенков бирюзового и красно-оранжевого — это работа дизайнера.
Также стоит помнить о насыщенности и яркости. Цвет может быть бледным или сочным, тёмным или светлым. Например, красный бывает совсем ненасыщенным — розовым. Или очень тёмным — бордовым. Это тоже влияет на восприятие картинки.
Подобрать сочетание конкретных оттенков можно на расширенном цветовом круге. Он позволяет точно задать тон, насыщенность, яркость и найти подходящие цвета, используя схемы круга Иттена.
Удобный инструмент есть и у Adobe. Он основан на таких же правилах сочетания, но позволяет быстро редактировать параметры каждого цвета в палитре и смотреть, как от этого меняется гармоничная гамма.
Круг Иттена помогает быстро подбирать подходящие сочетания для разных случаев. В бумажной или цифровой версии им пользуются как новички, так и опытные дизайнеры и художники. Это полезный инструмент, который упрощает работу. А со временем вы научитесь подбирать гармоничные цвета и вовсе без схемы.
В цветовой теории есть много интересного и кроме цветового круга: как работать с цветовым воздействием и субъективными цветами, какие бывают контрасты и как, например, связаны форма и цвет. Читайте об этом в нашем обзоре книги Иттена «Искусство цвета».
Также советуем изучить то, как Иттен учил студентов работать с формой объектов. Он не преподавал им механические приёмы, а учил следовать своей интуиции. Для этого он придумал множество упражнений, которые раскрывают творческий потенциал. Об этом Иттен написал в своей книге «Искусство формы», на которую у нас тоже есть обзор!
Научитесь: Профессия Графический дизайнер
Узнать больше
1310 Просмотров ,
Вокруг себя мы видим множество самых разных цветов и оттенков. Именно они делают мир столь многообразным, насыщенным и прекрасным. Однако ученые, художники и даже промышленники на протяжении веков пытались не просто использовать цвета, но и систематизировать их. Такие попытки предпринимали Ньютон, Гельмгольц, Гете, Рунге, Бецольд, Ломоносов и многие другие. Однако наибольшую популярность снискала теория Иттена. Именно на нее опираются все дизайнеры при оформлении интерьера.
Йоханнес Иттен систематизировал опыт своих предшественников и создал схему, которая и получила одноименное название. Благодаря ей становится очевидно, что любой цвет можно получить путем смешивания трех основных: синего, красного и желтого.
Как пользоваться цветовым кругом?
По сути, Иттен создал универсальный справочник, при обращении к которому можно подобрать наиболее удачные сочетания цветов как для интерьера, так и для гардероба.
В центре круга находятся три основных цвета, следующий уровень — вторичные цвета, которые получены путем смешения двух основных, далее — третичные, полученные от смешивания соседних вторичных и т.д.
При этом цвета, которые находятся рядом, дополняют друг друга, а те, что расположены на противоположных сторонах — создают контраст. Идеальный подбор цветов в интерьере осуществляют по одной из 5 схем.
- Комплиментарные цвета. Использование оттенков, расположенных друг напротив друга в цветовом круге Иттена, позволяет усилить каждый из них, придать интерьеру драматизм. Эта схема используется, когда необходимо сделать акцент или отвести внимание от другой области. Правда, в этом случае дизайнеры пользуются еще одной шпаргалкой — кругом Манселла для более точного нахождения контрастных оттенков. Такие сочетания не только самые смелые, но и самые сложные.
- Аналоговые цвета. Использование оттенков, расположенных в круге по соседству – один из самых простых способов внести гармонию в интерьер. Его можно использовать, для создания аккуратной, изящной обстановки без контрастов.
- Триада. Одно из самых любимых сочетаний у дизайнеров. Цвета уравновешивают друг друга, а обстановка получается яркой и оптимистичной.
- Комплементарная триадная схема применяется для создания акцентов при гармоничном сочетании цветов остального интерьера. Такая яркость кажется более сбалансированной и не столь вызывающей, как при использовании комплементарных цветов.
- Двойная разделенная схема. Представляет собой усложненный аналог триады. Она также позволяет создать гармоничный и сбалансированный интерьер, в котором противоположные цвета уравновешивают друг друга. При этом оттенки можно подбирать не только по схеме прямоугольника, но также квадрата и даже пятиугольника. Главное, суметь уравновесить их. Обычно используют один основной тон, два дополнительных и один акцентный.
Что еще стоит учитывать?
Казалось бы все просто — достаточно подобрать цвета по одной из предложенных схем, и можно включать предметы обстановки в интерьер. Однако на практике все немного иначе. Как минимум, избранный цвет может оказаться темнее или светлее, иначе говоря, иметь разную светимость.
Это тоже можно взять на вооружение и создать монохромный интерьер с одним-единственным цветом разной насыщенности. Такой подход в дизайне называется градиент.
Также при сочетании цветов дизайнеры ориентируются на их температуру. Одни из них ассоциируются с солнцем, летом, жарой, другие — со снегом, льдом, зимой. Условно цветовой круг Иттена можно разделить на две части в соответствии с цветовой температурой.
Чтобы интерьер был сбалансированным, необходимо учитывать «теплоту» цвета, особенности освещения и по возможности компенсировать чрезмерный «холод» или «жару» в дизайне.
Есть также цвета, у которых нет тепловой окраски, например, серый, белый, черный. Они становятся отличным фоном для всех остальных.
Кроме того, не стоит злоупотреблять чистыми цветами. Они чересчур активны. Чистый синий, красный и желтый следует использовать с осторожностью и только в качестве акцентов. Также стоит учитывать психологическое восприятие цвета.
Если вы еще не уверены в своих силах, не стоит пытаться применить разделенную схему на практике. Лучше подберите три основных цвета и сочетайте их между собой. Или остановитесь на комплиментарной схеме и уже ее дополните акцентом.
Подбор цветов с помощью круга Иттена
Чтобы не запутаться при подборе цветов, лучше всего придерживаться четкой схемы.
- Выбираем базовый цвет. Беспроигрышный вариант – использовать для этого нейтральный оттенок, например, белый или серый, но можно подобрать и другой приятный вам. Только не забудьте о тех элементах, которые уже присутствуют в комнате. Например, цвет пола может «убить» весь интерьер, если не учесть его на этом этапе.
- Планируем обстановку. Учитываем цвет мебели, которая будет установлена в комнате.
- Подбираем основной акцентный цвет. Теперь следует оценить, элементы каких оттенков будут находиться в комнате, и какие цвета помогут создать оптимальный контраст. На этом этапе нас очень выручит круг Иттена.
- Находим дополнительные цвета по кругу Иттена.
Доля акцентных цветов в обстановке будет зависеть от их площади и активности. Чем ближе цвет к центру круга, тем более дозировано стоит его использовать. При этом не забывайте, что стильный дизайн можно создать, просто используя белый, серый, черный и коричневый. Акценты, конечно, добавляют интерьеру динамики, но лучше пусть их будет слишком мало, чем избыток.
Подбор цветов в соответствии со стилем интерьера
Очень важно, чтобы подобранные цвета соответствовали также стилю интерьера. Для выбора основного оттенка можно воспользоваться шпаргалкой:
- классика: коричневый, белый, бежевый;
- прованс: приглушенный белый, розовый, светло-голубой, бежевый и другие пастельные тона;
- модерн: коричневый, серый, бежевый, голубой, зеленый, белый;
- лофт: красный, синий, оранжевый, темно-серый, зеленый, желательно не чистые, а «запыленные»;
- кантри: белый, кирпичный, коричневый;
- хай-тек: белый, серый, черный, в том числе глянцевые и металлизированные;
- эко: коричневый, хаки, зеленый, бежевый, белый;
- барокко: коричневый, белый, пастельные тона.
Основные ошибки при подборе цвета по кругу Иттена
Хоть круг Итенна и выступает универсальным справочником для дизайнера, помогая избежать ошибок в сочетании цветов, его рекомендации не абсолютны. Например, при использовании аналоговой схемы сочетания цветов можно допустить серьезную ошибку, попытавшись объединить в одном интерьере красный с желтым или оранжевым. Такое сочетание допустимо только для их разбавленных оттенков, и то интерьер будет чересчур «душным».
Не подойдет к красному также кирпичный, розовый, фиолетовый, сиреневый или бордовый. Синий плохо смотрится рядом с розовым, зеленым и сиреневым. Желтый — с бордовым и розовым. Рядом с голубым не будет смотреться бордовый, сиреневый и фиолетовый. А коричневый «не переносит» розовый.
Если вы непременно хотели бы сочетать эти цвета между собой, стоит очень внимательно отнестись к их насыщенности. Например, бледно-розовый отлично будет смотреться рядом с нежно-голубым. Но фуксия на синем будет выглядеть очень вызывающе.
Можно допустить и другие досадные ошибки:
- перенасыщенность интерьера одним цветом;
- неудачно подобранная мебель;
- большое количество контрастов;
- изменение цвета при искусственном освещении.
Лучше заранее спланировать интерьер, подобрать мебель и продумать несколько возможных сочетаний. Для этих целей можно даже воспользоваться специальными программами, например, Remplanner, Homestyler или Planoplan. Более простой вариант — создать коллаж с фотографиями разных элементов в приблизительных пропорциях друг к другу. Визуализация позволит наглядно оценить то или иное сочетание.