Как найти дополнение в предложении 5 класс

Чтобы найти дополнение в предложении, да и любой другой второстепенный член предложения, лучше всего начать с грамматической основы предложения: вычленить главные члены предложения — подлежащее и сказуемое. А что такое дополнение? Дополнение, как и обстоятельство, являются в предложении группой сказуемого, то есть от найденного сказуемого мы можем к слову, выраженному в основном существительным или местоимением, задать вопросы косвенных падежей. Это и будет дополнение— второстепенный член предложения,который обозначает предмет или объект, на который направлено действие.

(У кого?) У матросов кипит работа. Солнце залило (чем?) светом и блеском (что?) остров.

Мальчик взялся (за что?) за ложку.

Я прошу (кого? ) вас (о чем?) говорить по делу.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Laliq­ue
[53.6K]

6 лет назад 

Найти дополнение в предложении не составит труда, если запомнить на какие вопросы оно должно отвечать.

Вот перечень этих вопросов:

-«Кого?», «Чего?»

Неизменное правило любой экскурсии. Экскурсии — дополнение.

-«Кому?», «Чему?»

Продавец сдал сдачу покупателю. Покупателю — дополнение.

-«Кем?», «Чем?»

Мария любовалась закатом. Закатом — дополнение.

-«Кого?», «Что?»

Турист увидел неизвестный гриб. Гриб — дополнение.

-«О ком?», «О чем?»

Каждое лето Михаил мечтает о походе в горы. О походе — дополнение.

З В Ё Н К А
[823K]

6 лет назад 

Дополнение — это один из видов второстепенных членов предложения, который охвачен либо затронут действием, выраженным сказуемым. Допустим, у нас в предложении «Вася вчера купил красивую книгу» есть сказуемое «купил». Книга, купленная Васей, закронута действием покупки. Это объект, который он приобрёл. Это и есть дополнение — «книгу«.

Как правило, дополнение называет предмет, обозначает или указывает на него. Но не всегда.

Для того, чтобы найти в предложении все дополнения, нужно:

  1. Найти основу (это и подлежащее, и сказуемое). Основу можно сразу же вычеркнуть. В ней нет и не может быть дополнений. Вычёркиваем «Вася» и «купил». Остаётся «вчера», «красивую» и «книгу». Что это? Три дополнения? Нет.
  2. Все оставшиеся члены предложения называются второстепенными. Но не все из них дополнения. Нам нужно исключить из числа «подозреваемых» все обстоятельства и определения. Почти любое дополнение отвечает на вопросы какого-то падежа, кроме именительного. «Купил когда?» — «Вчера». Нет, «вчера» — это не дополнение. «Книгу какую? — Красивую». Тоже не дополнение. Вопросы не падежные получаются. Нам нужно задать вопрос от сказуемого, ведь дополнение связано именно с ним. «Купил что (кого)?» — «Книгу». Это и есть дополнение. Вместо книги Вася мог купить и другие дополнения — попугая, авторучку, десять карандашей, ящик яблок и так далее.
  3. Кстати, вот перед нами сочетание «двенадцать карандашей». «Карандашей» — это дополнение. Нужно ли отделять числительное и задавать к нему отдельный вопрос? Нет, не нужно, не рекомендуют этого делать. «Двенадцать (или двадцать шесть, например) карандашей» — это одно дополнение. Числительное (число) вместе с существительным составляют так называемое «фразеологически свободное сочетание». Но хоть оно и свободное (двенадцать карандашей можно заменить на тридцать, двадцать четыре или на сколь угодно), Вася не покупал отдельно двенадцать и отдельно карандаши. Это одно, единое дополнение. Подчёркиваем его как одно. Если бы он купил коробку карандашей, то как Вы думаете, отдельно ли он покупал коробку? Нет. Он не говорил продавцу: «Дайте мне коробку и дайте карандаши».

_

Мы выяснили следующее:

  1. Очень характерный признак дополнения, это его непрямая зависимость от сказуемого. Именно от него нужно задавать к дополнениям вопросы. А дополнений в предложении может быть много: «Миша купил шарик, карандаш, пластилин и конфеты».
  2. Далеко не все дополнения выражены существительным. Например: «Мы попросили Наташу станцевать». Как Вы считаете, что такое «станцевать»? Это же не сказуемое, хотя и глагол. «Попросили о чём?» — «Станцевать». Получается, что станцевать — это тоже дополнение. Оно особое. Выражено неопределённой формой глагола. А «Наташу» что такое? «Попросили кого?» — «Наташу». Тоже дополнение.
  3. Вместо существительного в предложении может находиться местоимение-дополнение. Это бывает часто. Например: «Люди потребовали от неё», «Студенты получили её».

Aleks­andra­57rus
[1.6K]

4 года назад 

Дополнение представляет собой второстепенный член предложения, обозначающий предмет и отвечающий на такие косвенные вопросы падежей как «что?», «кто?», «кого?», «чего?», «кому?», «чему?», «о ком?», «о чем?».

Дополнения разделяются на два вида по морфологическому признаку:

  • прямое дополнение, имеющее форму винительного падежа. Например, вижу (кого?) маму; посмотрела (что?) фильм.
  • косвенное дополнение, имеющее форму остальных падежей, включая образованную с помощью предлогов. Например, говорить (о ком?) о животных; позвонить (кому?) дедушке.

Существует несколько способов выражения дополнения различными частями речи. Например, при помощи имени существительного в косвенном падеже, числительного, местоимения, наречия в значении существительного, а так же неопределенной формой глагола и прилагательным в роли существительного.

Дополнение может быть прямым, то есть обозначающим предмет, на который направлено действие, и выраженное переходным глаголом или предикативным наречием, а также косвенным, к которому относятся все остальные дополнения, обозначенные словами разных частей речи.

eduar­d-ko4ur­ov
[288]

9 лет назад 

Дополнение в синтаксисе — второстепенный член предложения, выраженный существительным или местоименным существительным. Дополнение обозначает предмет или лицо, являющееся объектом действия, указанного сказуемым, и отвечает на вопросы косвенных падежей («что?», «кого?», «кому?» и т. д.).

Выделяют прямое дополнение — беспредложное дополнение после переходного глагола (в русском языке — в винительном, иногда в родительном падеже) — и косвенное дополнение (в остальных случаях, после предлогов и косвенных падежей):

Тренер вручил юному футболисту его первую медаль.

или

«Адресат получил письмо от своего друга.»

В данном предложении слово футболист является косвенным дополнением, а слово медаль — прямым.

Употребление прямого дополнения после глагола имеет обычно более обязательный характер, чем косвенного; в некоторых языках имеются иногда и иные отличия[какие?]. Прямое дополнение у глагола обычно бывает одно, в то время как косвенных может быть несколько.

При разборе предложения дополнение подчеркивается штриховым пунктиром.

ktota­ma
[11.5K]

6 лет назад 

В русском языке предложения делятся на подлежащее, сказуемое, обстоятельства и дополнения. Подлежащее и сказуемое — это главные члены в предложение. А что же такое «дополнение»?

Первое. Дополнение — это второстепенный член предложения.

Второе. Дополнение отвечает на вопросы падежей. Например, кого/чего, кому/чему и так далее.

Третье. Дополнение обозначает предмет.

Это три признака дополнения.

Для примера попробуем разобрать одно предложение. На спортплощадке дети играли в футбол. Дополнением тут будет — «в футбол». От дети играли во что?

Дополнение обозначается пунктиром.

Знаете ответ?

Дополнение — это второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что?  кем? чем? о ком? о чём?

Второстепенный член предложения — дополнение

Дополнение, как определение и обстоятельство, является одним из второстепенных членов предложения.

Дополнение, в отличие от определения, поясняет в предложении сказуемое и вместе с обстоятельством составляет группу сказуемого.

Солнце золотило темный загар увядших листьев (Ч. Айтматов).

Солнце золотило (что?) загар — дополнение.

Яков помолчал, взглянул кругом и закрылся (чем?) рукой (И. С. Тургенев).

Дополнение

Значение дополнения

В предложении дополнение может обозначать:

1. объект, на который направлено действие:

  • приступить к задаче;
  • защищать Отчизну;
  •  испечь ватрушки;

2. объект восприятия:

  • слушаю музыку;
  • видишь детей;
  •  ощущаем тепло;

3. орудие действия:

  • рубил топором;
  • строгает фуганком;
  • расписал гуашью;

4. объект сравнения:

  • быстрее футболиста;
  • лучше синтетики;

5. отношение к руководителю, владельцу, производителю чего-либо:

  • ректор (чего?) вуза;
  • заведующий (чем?) аптекой;
  • владелец (чего?) земли.

Как найти дополнение

Способы выражения дополнения

Дополнение может выражаться словами разных частей речи:

  1. именем существительным в косвенном падеже;
  2. местоимением;
  3. именем числительным;
  4. наречием в значении существительного;
  5. неопределенной формой глагола (инфинитивом);
  6. именем прилагательным в роли существительного.

Герасим снова взялся (за что?) за ложку и продолжал хлебать (что?) щи (И. С. Тургенев).

Нам дали это задание (дали задание кому? нам).

Двадцать делится (на что?) на пять.

Завтра не будет похоже (на что?) на сегодня.

Председательствующий просит (о чём?) говорить по существу обсуждаемого вопроса.

Все бывшие одноклассники вспоминали с теплотой о школьном прошлом (вспоминали о чём? о прошлом).

Способы выражения дополнений

В предложении дополнение бывает прямым и косвенным.

Прямое дополнение

Прямое дополнение обозначает предмет, на который непосредственно направлено действие, обозначенное переходным глаголом или словом категории состояния (предикативным наречием):

  • вижу (кого?) малыша;
  • жаль (кого?) сироту.

Прямое дополнение

Способы выражения прямого дополнения

Обычно прямое дополнение выражается формой винительного падежа без предлога существительного или местоимения.

Я нарвал большой (что?) букет этих цветов (К. Паустовский).

Я нагнал (кого?) его, но мне непременно хотелось увидеть его (что?) лицо (И. С. Тургенев).

Прямое дополнение может выражаться формой родительного падежа существительного, если оно обозначает

1. часть от целого

  • купила (чего?) яблок;
  • принес (чего?) воды;
  • выпью (чего?) кефира;
  • налей (чего?) сока.

2. Прямое дополнение управляется глаголом с отрицанием

  • не любила молока;
  • не ожидала встречи;
  •  не ждали милостей.

Прямое дополнение в форме родительного падежа

Примеры предложений с прямым дополнением

Белое одеяло скрыло (что?) все следы (В. Песков).

Я снял (что?) газету и увидел (что?) простоквашу, ярко освещенную голубым лунным светом (В. Катаев).

Я мальчишкой ловил (кого?) снегирей и держал (кого?) их в клетке (В. Песков).

Никогда и никому не доверял своей (чего?) тайны (А.П. Чехов).

Косвенное дополнение

Все остальные дополнения являются косвенными. Они выражаются словами разных частей речи и словосочетаниями.

Косвенное дополнение

Способы выражения косвенного дополнения

Формы косвенных падежей существительных и местоимений как с предлогами, так и без них

Я послал (за кем?) за доктором (И. С. Тургенев)

Я вспоминал (о чём?) об этом в самые страшные минуты боя (К. Паустовский).

Прилагательное или причастие в роли существительного.

Настя спросила (кого?) прохожего, как пройти к вокзалу.

На берегу мы увидели (кого?) загорающих.

Инфинитив

Все просили её (о чём?) спеть что-нибудь (М. Ю. Лермонтов).

Она заставила Ивана Ильича (что?) выпить несколько чашек кофе (А. Толстой).

Наречие в роли существительного

Я крайне устала от вашего бесконечного  (чего?) «быстрей».

Междометие

Дети услышали (что?) «гав» из-за изгороди сада.

Неделимые словосочетания

Собака возилась в углу (с кем?) с четырьмя щенками.

Количественное числительное с зависимым существительным «с четырьмя щенками» является одним членом предложения — дополнением.

С собой в поход мы взяли (что?) несколько палаток.

Местоимение «несколько» составляет синтаксически неделимое сочетание с существительным «палаток» в форме родительного падежа множественного числа.

Видеоурок «Дополнение как второстепенный член предложения»

Тест

Пройдите тест и определите, есть ли дополнение и какого вида, прямое или косвенное, в следующих предложениях.

Летом день длиннее ночи.

Победителю легкоатлетического забега вручены медаль и памятный вымпел.

Еще в школе я выбрал себе профессию программиста.

Мой брат младше сестры.

Не нужно бояться темноты.

Во время летних каникул я поеду к дедушке с бабушкой.

Ранним утром мы насобирали много грибов в подлеске из молодых елочек и берез.

Она не помнила моего рассказа о путешествии на Кавказ прошлой осенью.

Отец прибил молотком расшатанную досочку на крыльце.

Та девушка, кажется, старше меня.

Пойди выпей сока, прежде чем пойдем на прогулку.

На этот раз Николай оказался быстрее лидера прошлых соревнований.

ОТВЕТЫ

Тест

Средняя оценка: 4.6.
Проголосовало: 50

Что такое дополнение – как его быстро найти в предложении и в чем разница между прямыми и косвенными дополнениями

Существительное, которое отвечает на вопросы косвенных падежей.

3 763

Что такое дополнение простыми словами

Сегодня мы поговорим о том, что такое дополнение. Во-первых, это второстепенный член предложения. Поэтому бывают предложения, в которых дополнений вообще нет: «Я читаю». Дополнения нужны для того, чтобы дополнить предложение, упомянуть какой-то предмет, с которым связано наше действие: «Я читаю книгу».

Как легко найти дополнение? Это всегда имя существительное, которое отвечает на вопросы косвенных падежей. То есть всех кроме именительного.

Что обозначают дополнения

Чаще всего они обозначают предмет, на который нацелено действие. Примеры: косить траву, рвать цветы, убирать комнату.

Еще два распространенных значения:

  1. Предмет или человек, для которых выполняется действие: помогать маме, поддерживать друга, заботиться о собаке.
  2. Предмет, с помощью которого совершается определенное действие: ударить камнем, пилить пилой, точить ножовкой.

Как не путать дополнение с подлежащим

Подлежащее всегда отвечает на вопросы «Кто» или «Что», то есть стоит в именительном падеже. Дополнение никогда в именительном падеже не стоит, поэтому вопросы «Кто» или «Что» вы к нему никогда не зададите.

Но.

Вот у вас предложение: «Я строю дом» – (кто?) Я (что делаю?) строю (что?) дом.

«Дом» здесь отвечает на вопрос «что», но это дополнение, потому что падеж у него – винительный.

Чтобы это проверить, надо подставить КОРОВУ.

Я строю (что?) коровУ – у существительного «корова» окончание -у, значит, падеж винительный. А если бы было -а, тогда был бы именительный.

Если у вас вообще туговато с падежами – смотрите вот это мое видео, я там учу их легко запоминать. И про корову рассказываю тоже:

Как не путать дополнение с определением

Определение отвечает на вопрос «какой». Дополнение на такой вопрос никогда не отвечает. Если можно задать вопрос «какой» – значит перед вами определение.

«Девушка (какая) со светлыми волосами». «Со светлыми волосами» – это несогласованное определение, оно обозначает признак.

Про Филиппа Киркорова

Когда папа Филиппа Киркорова привел своего сына к Ванге, Ванга сказала: «Я вижу человека с палкой в руке».

Человек (какой?) с палкой – это несогласованное определение.

А в примерах «читаю книгу», «пишу карандашом», «гуляю с собакой» вы вопрос «какой» никак не зададите, поэтому тут однозначно дополнения.

Прямые и косвенные дополнения

Существительное является прямым дополнением, если оно стоит в винительном падеже без предлога. Пример: «Зову (кого?) подругу», «Пишу (что?) рассказ».

Все остальные дополнения косвенные. Например: «Стучу (чем?) молотком» – косвенное дополнение, потому что оно выражено существительным в творительном падеже. «Читаю (про кого?) про Родину» – косвенное, потому что есть предлог.

В вузе прямыми считаются еще два типа дополнений:

  1. Если существительное в родительном падеже и обозначается часть от целого: «принеси воды» – понятно, что какую-то часть, а не всю воду, которая есть на земле. «Налей молока» – то же самое.
  2. Если существительное в родительном падеже, а значение предложения – отрицание чего-либо: «Я не люблю (чего?) осени», «Я не читаю (чего?) стихов».

Как подчеркивать дополнения

Прерывистой линией. Обратите внимание, если у существительного есть предлог, то он тоже подчеркивается. А вот союзы обычно не подчеркиваются.

Как правильно подчеркивать дополнения

«С» здесь – предлог, я его подчеркнул. «И» – союз, он не подчеркнут.

Полезные материалы по теме

Если вам надо быстро подтянуть русский, посмотрите вот эти подборки с курсами. Там есть бесплатные материалы, книги для скачивания.

  1. Подготовка к ВПР по русскому языку.
  2. Подготовка к ЕГЭ.
  3. Подготовка к ОГЭ.
  4. Общая подборка курсов по русскому для детей и взрослых.

Подписывайтесь на обновления сайта, чтобы не пропускать новые статьи по русскому. Пишите вопросы, если есть, я обязательно отвечу.

( 2 оценки, среднее 5 из 5 )

Оцените статью

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ

Дополнение — это второстепенный член предложения, обозначающий предмет.

Дополнения отвечают на вопросы косвенных падежей: «Кого?», «Кому?», «Кем?», «(О) Ком?», «Чего?», «Чему?», «Что?», «Чем?», «(О) Чём?»

Как правило, они относятся к глаголам.

Рыбаки поймали рыбу.
Юля увидела бабочку.

При разборе по членам предложения дополнения подчёркиваются пунктирной чертой.

Прямое и косвенное дополнение

Дополнение может быть прямым или косвенным.

Прямое дополнение — это дополнение, которое выражено формой винительного падежа без предлога.

Бабушка положила очки на стол.
Петя смастерил бумажный самолётик.

Обрати внимание!

Прямое дополнение можно перепутать с подлежащим, так как формы именительного и винительного падежей существительных иногда совпадают.

Шмель опыляет цветок.

В этом предложении подлежащим является слово «шмель», потому что именно оно обозначает исполнителя действия, названного сказуемым «опыляет». Согласись, цветок не может опылять шмеля, это бессмыслица. Слово «цветок» в этом предложении является прямым дополнением, так как на него направлено действие подлежащего.

В этом примере исполнителями действия «любит» могут быть и мать, и дочь. В таких случаях нужно смотреть на порядок слов в предложении. Первое слово выполняет роль подлежащегомать»), а второе — роль прямого дополнения дочь»).

Дочь любит мать.

А в этом примере слова поменялись местами, значит, и роли они выполняют другие: «дочь» — подлежащее, а «мать» — прямое дополнение.

Косвенное дополнение — это дополнение, которое выражено формой косвенного падежа (кроме винительного) без предлога или с предлогом, а также формой винительного падежа с предлогом.

Паша увлекается игрой на гитаре.

Увлекается чем? Игрой. Косвенное дополнение выражено существительным в форме творительного падежа без предлога.

Игрой на чём? На гитаре. Косвенное дополнение выражено существительным в форме предложного падежа с предлогом.

Саша перепрыгнул через бордюр.

Перепрыгнул через что? Через бордюр. Косвенное дополнение выражено существительным в форме винительного падежа с предлогом.

Средства выражения дополнения

  • Имя существительное.

Наша кошка уронила с подоконника цветок. Уронила что? Цветок.

  • Местоимение.

Писатель посвятил ему свой рассказ. Посвятил кому? Ему.

  • Глагол.

Писателю предложили написать роман. Предложили что? Написать.

  • Сочетание «имя числительное (+) имя существительное».

Мы взяли домой двух котят. Взяли кого? Двух котят.

Русский язык

5 класс

Урок № 22

Дополнение

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. Дополнение как второстепенный член предложения.
  2. Способы выражения дополнения.

Тезаурус

Грамматическая основа предложения – это главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.

Второстепенные члены предложения – это члены предложения, которые зависят от главных членов предложения или от других второстепенных членов и поясняют, уточняют или дополняют главные слова.

Дополнение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет, на который направлено действие, адресата действия, орудие действия.

Прямое дополнение – это дополнение, выраженное именем существительным или местоимением в винительном падеже без предлога.

Косвенное дополнение – это дополнение, выраженное существительным или местоимением в косвенных падежах без предлогов и с предлогами, в том числе и винительным падежом с предлогом.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2016. – с. 83-85

Дополнительная литература:

1. Львова С. И. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1 // Львова С. И., Львов В. В. – М.: МНЕМОЗИНА, 2012, с. 117

2. Бунеев Р. Н. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 1. // Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015, с. 161

3. Панов М. В. Русский язык. 5 класс. // Панов М. В., Кузьмина С. М., Ильинская И. С., Ильина Н. Е., Рочко Т. А. – М.: Русское слово, 2008, с. 321-324

4. Постникова И. И. Просто и занимательно о русском языке: пособие для учащихся 5-9 классов. // Постникова И. И., Подгаецкая И. М. и др. – М.: Просвещение, 2007, с. 259

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Предложение – это основная единица синтаксиса.

Мы уже изучили грамматическую основу предложения – подлежащее, сказуемое.

В предложениях, кроме подлежащего и сказуемого, бывают ещё второстепенные члены предложения.

Благодаря наличию второстепенных членов предложения более точно передают информацию. Выделяют следующие второстепенные члены: дополнение, определение и обстоятельство.

Условные обозначения второстепенных членов:

Дополнение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет, на который направлено действие, адресата действия, орудие действия. Чаще всего дополнение выражается именем существительным и местоимением. Присоединяется дополнение к членам предложения, выраженным глаголом, так как именно действие чаще всего требует пояснения.

Рассмотрим предложения.

Мой брат радуется подарку.

В этом предложении подлежащее – «брат», сказуемое – «радуется». Задаём вопрос: радуется чему? Подарку. «Подарку» – дополнение, выраженное именем существительным, подчёркиваем пунктирной линией.

Автобус привёз нас.

В этом предложении подлежащее – «автобус», сказуемое – «привёз». Задаём вопрос: привёз кого? Нас. «Нас» – дополнение, выраженное местоимением, подчёркиваем пунктирной линией.

Дополнение бывает прямое и косвенное. Если дополнение относится к переходному глаголу, называя объект, на который направлено действие, и выражается формой винительного падежа без предлога, то такое дополнение называется прямым.

Косвенные дополнения – это дополнения, выраженные всеми другими формами косвенных падежей без предлогов и с предлогами, в том числе и винительным падежом с предлогом.

Рассмотрим пример.

Письмо брату мальчик пишет карандашом.

В этом предложении подлежащее мальчик (подчёркиваем одной чертой), сказуемое пишет (подчёркиваем двумя чертами). Задаём вопросы: пишет что? письмо; чем? карандашом; кому? брату. Это дополнения, выраженные именами существительными, подчёркиваем пунктирной линией. Теперь посмотрим, в форме каких падежей употреблены эти существительные. Слово письмо – в винительном падеже без предлога, следовательно, это прямое дополнение. Слово карандашом – в творительном падеже, следовательно, это косвенное дополнение. Слово брату – в дательном падеже, следовательно, это тоже косвенное дополнение.

Очень важно не спутать подлежащее с прямым дополнением. Это может произойти из-за совпадения форм именительного и винительного падежей. Разграничить эти члены предложения поможет смысловой анализ. Подлежащее обозначает действующее лицо (предмет), а дополнение обозначает лицо (предмет), на которое действие переходит. (Можно сказать, что дополнение «страдает» от действия, которое совершает подлежащее.)

Рассмотрим примеры.

Песочный замок разбил прилив.

Мы понимаем, что замок не может разбить прилив, а вот прилив очень просто может повредить замок. Следовательно, в этом предложении подлежащее прилив выражено именем существительным в именительном падеже, подчёркиваем одной чертой, а замок – дополнение, выраженное именем существительным в винительном падеже без предлога, подчёркиваем пунктирной линией.

Пыль поднимает смерч.

Мы знаем, что пыль – это мелкие твёрдые частицы. Пыль сама по себе не может поднимать что-либо. А вот смерч запросто поднимает пыль. Следовательно, смерч – подлежащее, выраженное именем существительным в именительном падеже, подчёркиваем одной чертой, а пыль – дополнение, выраженное именем существительным в винительном падеже без предлога, подчёркиваем пунктирной линией.

Если случай сложный и подобный анализ применить не получается, помните, что в русском языке на первом месте, как правило, стоит подлежащее.

Рассмотрим следующее предложение.

День сменяет ночь.

По смыслу и день может сменять ночь, и ночь может сменять день. Поэтому на первом месте подлежащее – день, а ночь – дополнение. Если же в предложении поменять местами слова день и ночь (Ночь сменяет день), то подлежащим станет ночь, а день – дополнением.

Итак, подведём итог. Дополнение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет, на который направлено действие, адресата действия, орудие действия. Чаще всего дополнения выражаются именем существительным и местоимением.

Дополнение бывает прямое и косвенное.

Теоретический материал для углублённого изучения

Способы выражения прямых и косвенных дополнений

Прямое дополнение выражается существительным в форме винительного падежа без предлога: «накормила щенка».Но оно может быть выражено существительным в форме родительного падежа без предлога, если действие направлено на часть или какое-то количество предмета: «выпью молока».Также формой родительного падежа без предлога выражается прямое дополнение при сказуемом с частицей не: «не видел картины». Прямое дополнение может быть выражено словосочетанием: «купила пару носков».

Косвенное дополнение выражается именем существительным или местоимением в форме косвенных падежей: «увлекаемся спортом».Но могут выражаться также словами других частей речи и словосочетаниями. Например, «просили спеть» – инфинитив, «добавили к пяти карандашам» – словосочетание, «пригласили мастера на все руки» – фразеологизм.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Проанализируйте предложение и укажите дополнения.

Письмо мне принесла сестра.

Варианты ответов:

письмо

мне

сестра

Разбор задания. Анализируем предложение. Сказуемое – «принесла». Может ли письмо что-то принести? Нет. Сестра что-то принесла. Принесла «кого?»,«что?». Письмо. «Письмо» – это дополнение. Принесла кому? Мне. Это тоже дополнение.

Правильные ответы:

письмо

мне

Перед вами сказуемое с дополнением. Решите, какой тип дополнения представлен: прямое или косвенное. Выделите цветом свой выбор.

Нарвал букет (прямое, косвенное)

Послал за доктором (прямое, косвенное)

Покормил сестрёнку (прямое, косвенное)

Махал руками (прямое, косвенное)

Налил сока (прямое, косвенное)

Писал ручкой (прямое, косвенное)

Разбор задания. В первом предложении грамматическая основа «нарвал». Задаём вопрос: нарвал (что?) букет. «Букет» – дополнение, выраженное существительным в винительном падеже без предлога, значит, оно прямое. Во втором предложении грамматическая основа – «послал». Послал за кем? за доктором. Дополнение «за доктором» выражено существительным в форме творительного падежа с предлогом. Следовательно, это косвенное дополнение. В третьем предложении сказуемое выражено глаголом «покормил». Задаём вопрос: покормил кого? сестрёнку. Это дополнение выражено существительным в винительном падеже без предлога, значит, оно прямое. В четвёртом предложении сказуемое – «махал». Махал чем? руками. «Руками» – дополнение в родительном падеже без предлога, значит оно косвенное. Налил сока. Налил чего? сока. «Сока» – это прямое дополнение, так как выражено существительным в родительном падеже без предлога. Последнее предложение: «Писал ручкой». Глагол – «писал». Писал чем? Ручкой. «Ручкой» – дополнение в творительном падеже без предлога. Следовательно, дополнение прямое.

Нарвал букет (прямое)

Послал за доктором (косвенное)

Покормил сестрёнку (прямое)

Махал руками (косвенное)

Налил сока (прямое)

Писал ручкой (косвенное)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как найти адрес в санкт петербурге бесплатно
  • Как быстро найти человека по номеру телефону
  • Как найти площадь цилиндра если известна высота
  • Как найти прибыль от продаж пример
  • Как найти конечный обьем

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии