Основные способы цитирования
Цитата — это приведенное полностью или частично высказывание из авторского текста (научной, художественной, публицистической и др. литературы или доклада) с указанием на автора или источник.
Цитаты оформляются следующими способами:
1. Предложениями с прямой речью.
Цитата как прямая речь может быть приведена полностью. не полностью. не с начала предложения.
1) Цитируемое предложение или часть текста приведены полностью.
Например: Пушкин отмечал: «Чацкий совсем не умный человек — но Грибоедов очень умен».
2) Цитата приводится не полностью (не с начала или не до конца предложения, или с выбрасыванием части текста в середине); в этом случае пропуск обозначается многоточием, которое может быть заключено в угловые скобки (что принято при цитировании научной литературы).
Например: Гоголь писал: «Пушкин есть явление чрезвычайное… это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет».
3) Цитата может быть приведена не с начала предложения.
Например: Писарев писал: «…красота языка заключается в его ясности и выразительности». Или «…Красота языка заключается в его ясности и выразительности», — писал Писарев.
2. Предложениями с косвенной речью.
Цитата может быть оформлена не как прямая речь, а как продолжение предложения или изолированный компонент текста.
Например: Гоголь писал, что «при имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте».
А. П. Чехов подчёркивал, что «…праздная жизнь не может быть чистою».
«Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости» (Пушкин). (Последний пример представляет собой изолированный компонет текста, поэтому после цитаты фамилия автора приводится в скобках.)
3. Предложениями с вводными словами.
Например: По словам А. М. Горького, «искусство должно облагораживать людей».
Нередко цитаты привлекаются для того, чтобы ярче выразить мысль.
Например: Надо быть внимательным к языку, к сочетаниям слов, к тексту, который читаешь. Это обогащает речь. Ярко сказал об этом известный русский поэт В. Брюсов:
Быть может, всё в жизни лишь средство
Для ярко-певучих стихов,
И ты с беспечального детства
Ищи сочетания слов.
Цитаты из стихотворений в кавычки не заключаются, если соблюдена стихотворная строка.
Цитата как продолжение предложения
Стихотворная цитата может быть оформлена без кавычек, но с красной строки и соблюдением стихотворных строк.
Например:
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
Есенин
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ЦИТАТАХ
Цитата заключается в кавычки.
Если цитата стоит при словах автора и представляет собой самостоятельное предложение, то она оформляется как прямая речь в кавычках в одном из возможных ее положений по отношению к словам автора: в положении после слов автора, перед ними, слова автора внутри цитаты и др.
Например: Белинский писал: «Создает человека природа, но развивает и образует его общество».
«Детский поэт должен быть умным человеком, как взрослый, и очень наивным, непосредственным человеком, как ребенок!» — писал С. Маршак.
«Горек чужой хлеб, — говорит Данте, — и тяжелы ступени чужого крыльца» (П.).
Если цитата синтаксически связана со словами автора, то есть образует с ними придаточное предложение, то первое слово цитаты пишется со строчной буквы: Белинский писал, что «создает человека природа, но развивает и образует его общество».
Если цитата приводится не полностью, то на месте пропуска (в начале, середине или конце цитаты) ставится многоточие. При этом первое слово цитаты в начале предложения пишется с прописной буквы, даже если в источнике оно начинается со строчной буквы.
Например: «…Тяжелы ступени чужого крыльца», – говорит Данте. Сравните: К. Э. Циолковский писал: «Музыка есть сильное возбуждение, могучее орудие, подобное медикаментам. Она может и отравлять и исцелять». – К. Э. Циолковский писал, что «музыка… может и отравлять и исцелять». – К. Э. Циолковский писал, что «музыка есть сильное возбуждение, могучее орудие…».
Цитаты, состоящие из нескольких абзацев, выделяются кавычками только один раз, а не перед каждым абзацем.
Например: В повести «Разливы рек» К. Г. Паустовский писал:
«Бывает такая внутренняя уверенность в себе, когда человек может сделать все.
Он может почти мгновенно написать такие стихи, что потомки будут повторять их несколько столетий.
Он может вместить в своем сознании все мысли и мечты мира, чтобы раздать их первым же встречным и ни на минуту не пожалеть об этом».
Если предложение заканчивается цитатой и в конце цитаты стоит многоточие, вопросительный или восклицательный знак, то после них ставятся кавычки и точка.
Например: В одной из своих статей А. М. Горький писал, что «Рудин – это и Бакунин, и Герцен, и отчасти сам Тургенев…».
Конечно, есть такие скептики, которые считают, что «как сказал – так и ладно. Все равно поймут!».
Если автор подчеркивает отдельные слова цитаты для усиления их значения (в печати эти слова выделяются особым шрифтом), то он оговаривает это в примечании, заключая его в скобки и указывая свои инициалы, перед которыми ставится тире.
Например: (курсив наш. – Н. В.), (подчеркнуто нами. – Н. В.), (выделено нами. – Н. В.).
Такое примечание помещается или непосредственно после соответствующего места в цитате, или в конце цитаты, или в конце страницы в виде сноски (подстрочного замечания).
Например: О. Бальзак утверждал, что «там, где все горбаты, прекрасная фигура становится уродством» (выделено нами. – Н. В.).
При цитировании стихотворного текста с соблюдением строк и строф подлинника кавычки обычно не ставятся.
Например: Нам хорошо памятны замечательные слова А. С. Пушкина об осени:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…
Эпиграф также обычно не заключается в кавычки. При этом ссылка на автора дается без скобок ниже эпиграфа справа.
Например, эпиграф к повести К. Г. Паустовского «Золотая роза» оформлен так:
Золотая роза
Литература изъята из законов тления. |
Если после стихотворной цитаты продолжается прозаический текст, то тире ставится в конце стихотворной строки:
Муж Татьяны, так прекрасно и так полно с головы до ног охарактеризованный поэтом этими двумя стихами:
…И всего выше
И нос, и плечи поднимал
Вошедший с нею генерал, –
муж Татьяны представляет ей Онегина как своего родственника и друга (Бел.). Слова муж Татьяны повторяются для того, чтобы связать вторую часть слов автора с первой.
Если цитирующий вставляет в цитату свой текст, поясняющий в ней предложение или отдельные слова, то это пояснение заключается в квадратные скобки.
Например: А волоса у нее [русалки] зеленые, что твоя конопля (Т.).
При сокращении цитаты, уже имеющей многоточия, выполняющие те или иные свойственные им функции, многоточие, поставленное автором, цитирующим текст, указывающее на сокращение цитаты, заключается в угловые скобки.
Например: В дневнике Л. Н. Толстого читаем: «Она не может отречься от своего чувства <…>. У нее, как и всех женщин, первенствует чувство, и всякое изменение происходит, может быть, независимо от разума, в чувстве… Может быть, Таня права, что это само собой понемногу пройдет <…>».
Кавычками выделяются чужие слова, включенные в авторский текст, когда обозначается их принадлежность другому лицу.
Например: Борьба Пастернака за «неслыханную простоту» поэтического языка была борьбой не за его понятность, а за его первозданность, первородность – отсутствие поэтической вторичности, примитивной традиционности… (Д. С. Лихачев).
Кавычками выделяются иностилевые слова, подчеркивающие ироническое значение слова, указывающие на двойной смысл слова или смысл, известный лишь тому, кому адресованы слова, а также слова, употребляемые в особом, часто условном значении.
Например: …Многие страницы английского классического романа «ломятся» от богатства вещного мира и сверкают этим богатством (М. Урнов); Ведь нулевой цикл – «непыльный» цикл, он не требует многочисленных смежников и поставщиков (Зам.).
Кавычками выделяется чисто грамматическая необычность употребления слов, когда в качестве членов предложения употребляются части речи или целые обороты, не предназначенные для выражения данных функций.
Например: От его приветливого «я вас ждал» она повеселела (Б. П.); «Хочешь?», «давай ты» звучало в моих ушах и производило какое-то опьянение; я ничего и никого не видел, кроме Сонечки (Л. Т.).
Ссылки на автора и источник цитирования заключаются в скобки, а точка, заканчивающая цитату, ставится после закрывающей скобки.
Например: «Мыслить педагогически широко – это значит видеть в любом социальном явлении воспитательный смысл» (Азаров Ю. Учиться, чтобы учить // Новый мир. 1987. № 4. С. 242).
Если цитата заканчивается вопросительным или восклицательным знаком, а также многоточием, то эти знаки сохраняют свое место, стоят перед закрывающей кавычкой.
Например: «Не покидайте своих возлюбленных. Былых возлюбленных на свете нет…» (А. Вознесенский. Поэмы. М., 2001. С. 5).
Цитата в стихах (от лат. citatum от citare — призывать, называть). Цитата — вещь распространенная. В статьях и размышлениях, в рецензиях и полемических заметках цитата из художественного произведения дает начало той или иной мысли автора, либо иллюстрирует сё, убеждает читателя в справедливости критического высказывания, либо приглашает его к совместным раздумьям.
Однако и в художественной литературе, у самих писателей, мы нередко обнаруживаем цитаты из современных или прежних, ставших уже классическими сочинений. В этих случаях это художественный приём, использование и назначение которого довольно разнообразны. Чаще всего такой приём встречается в поэзии: сама природа стиха тяготеет к сжатой, лаконичной форме выражения, из него естественнее, чем из прозы, можно выделить ритмически завершённый фрагмент, несущий приметы всей мысли, всего образа; существенно и то, что стихи лучше запоминаются читателями, чем текст прозы или пьесы, и, стало быть, легче узнаются при будущих встречах. А узнавание цитаты важно для того, чтобы глубоко проникнуть в авторский замысел, как можно более полно воспринять не только текст, но и подтекст произведения.
Вот, к примеру, знаменитое пушкинское:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Последний стих, в точности повторяющийся в предпоследней строфе стихотворения, представляет собой «скрытую», раскавыченную цитату из Жуковского. В стихотворении 1821 года «Лала Рук» символ возвышенной романтической любви — «Гений чистой красоты». А позже, в стихотворении «Я Музу юную, бывало…», Жуковский как бы цитирует самого себя, отказываясь от инверсии и меняя принадлежность эпитета, пишет — «Гений чистой красоты» — о Музе.
В этих стихах всё — в прошедшем времени. Эти стихи — о длящейся разлуке с «гением чистой красоты». Написаны они между 1822 и 1824 годами. В 1825 году, вводя в своё стихотворение цитату из Жуковского, Пушкин, разумеется, не допускал мысли, что читатель её не узнает. В ту пору популярность этих двух поэтов была вполне соизмерима — и такова, что по стиху, даже по полустишию читатель сразу мог вспомнить все стихотворение. Назвать свою возлюбленную «гением чистой красоты» было для Пушкина то же, что признать в ней свою Музу. И он подчеркивает это строкой «Без божества, без вдохновенья» — ещё одной, чуть менее явной перекличкой со стихами Жуковского. Сходство обозначено вполне определённо. Дальше начинаются различия.
У Жуковского:
Не знаю, светлых вдохновений
Когда воротится чреда…
У Пушкина:
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное видение,
Как гений чистой красоты.
Цитата повторяется — но уже в настоящем времени. Потому что «воскресло вновь… вдохновенье…». Стихи двух поэтов, связанные цитатой, углубляют друг друга.
Однако смысл цитаты отнюдь не исчерпан сказанным. Для современников в лирическом стихотворении Пушкина цитата из Жуковского естественно связывала эти стихи с любовной лирикой Жуковского, певца любви неразделённой, о котором его близкий друг заметил, что не дай бог Жуковскому испытать взаимность чувства — лира его лишится драгоценнейшей струны… Стихотворение Пушкина становится в ряд с этой лирикой. Оно — о любви без взаимности, но — светлой, радостной, даже восторженной…
Иное назначение цитаты, на сей раз «прямой», взятой в кавычки, мы видим в одном из поздних стихотворений Вяземского. Сравнивая жизнь свою с книгой, из которой «временем сурово / Все лучшие повыдраны листы», поэт заканчивает стихи так:
Не поздно ли уж зачитался я?
Кругом меня и сумрак, и молчанье:
«Еще одно последнее сказанье
И летопись окончена моя».
Это указание не на «Бориса Годунова», но на его автора. Вяземский сознавал себя последним поэтом литературной эпохи, которую мы привыкли называть «золотым веком русской поэзии» и символом которой стало имя Пушкина. Не о собственной близкой смерти говорит он (хотя, конечно, и о ней), но о последних, закатных, лучах эпохи. Говорит многое немногими словами — одной цитатой.
Вообще в XIX в. этот приём получил весьма широкое распространение. Иные отрезки жизни поэзии представляются как бы беседой между поэтами, на которую допущены читатели. Беседой, в которой выявляются дружество и неприязнь, согласие и противоречие. Беседой, которую поэты буквально пронизывают цитатами друг из друга. Другой пример подобной литературной общности, пожалуй, трудно сыскать. Характерно, что к концу века число такого рода цитат в поэзии почти сходит на нет.
Однако в XX в. цитата снова, если угодно, обретает права гражданства в поэзии; обнаруживается, что возможности этого достаточно традиционного художественного приёма очень богаты и далеко не исчерпаны.
Век девятнадцатый, железный,
Поистине жестокий век!
Тобою в мрак ночной, беззвездный
Беспечный брошен человек!
Так начинает Блок первую главу «Возмездия». Здесь использован один только эпитет Баратынского — «железный», но за ним сокрыта обширная цитата из стихотворения «Последний поэт». Она не приведена, только обозначена, из латинских значений этого слова тут скорее подходит не «названа», а «призвана», но, в сущности, смысл ее разворачивается в целых пятидесяти двух стихах блоковской поэмы; довольно перечитать их, чтобы в том убедиться. Блок подтверждает и доказывает правоту своего предшественника — «бесстыдство» занятий, которым предавался прошлый век, его «промышленных забот». И стихи Баратынского словно бы звучат в нашей памяти, когда читаем у Блока:
Век акций, рент и облигаций,
И малодейственных умов…
Зазвучать цитату заставляет мастерство поэта. А для того чтобы услышать ее, читатель должен хорошо знать литературу. Ведь обнаружить ту или иную цитату не самоцель, этого слишком мало. Надо уметь слушать её, тогда раскрывается глубинный смысл произведения, а оно само предстает частью всей литературы, частью, которая связана с целым множеством живых нитей.
Источник: Поэтический словарь. — М.: ЛУч, 2008
Цитаты и
способы цитирования
Цитаты представляют собой дословные
выдержки из высказываний третьих лиц либо текстов. Цитаты это один из видов
прямой речи в русском языке.
Цитирование мы можем применять в научно-исследовательских
работах и сочинениях с целью подкрепить достоверность собственного мнения путем
ссылки на более авторитетные источники, что делает лингвистическую работу
научно обоснованной, подчеркивает ее оригинальность.
Благодаря цитированию, автор имеет
возможность показать всю полноту и обширность выполненной работы или проводимых
исследований.
В русском языке цитирование начало
применяться в 1820 году и до сих пор успешно используется.
Способы цитирования
В русском языке существуют три основные
способы цитирования.
1) Цитата применяется как прямая речь. При
таком способе цитирования, знаки препинания следует расставлять так же, как и в
предложениях с прямой речью.
К примеру: Юлий Цезарь говорил: «Лучше
умереть сразу, нежели всю жизнь провести в ожидании смерти». Либо же другой
вариант: «Лучше умереть сразу, нежели всю жизнь провести в ожидании смерти», —
так говорил Юлий Цезарь.
2) Ввести цитату можно и путем косвенной
речи с применением союза «что». Цитата в таких случаях также берется в кавычки
и пишется со строчной буквы.
Например: Ф. Раневская говорила, что
«одиночество это состояние, о котором некому рассказать».
3) Для введения цитаты в текст могут быть
использованы специальные вводные слова: как говорил, по словам, как писал, как
считал, либо же без них вводные слова заменяются знаками препинания или
кавычками.
Например: Как говорил Гораций, «Гнев это
кратковременное безумие».
Либо же: Л.Бетховен «не знал иных
признаков человеческого превосходства, кроме доброты».
4) Цитирование стихотворений не требует
вспомогательных знаков препинания, в частности, кавычек. Достаточно указать
автора и название стихотворения, которое следует писать с красной строки.
Например:
А.Грибоедов. «Горе от ума»
Что может предоставить мне Москва?
Сегодня бал, а завтра два.
Основные требования к
цитированию
1. Цитированный текст должен обязательно
помещаться в кавычки и быть тождественным своему первоисточнику. Лексическая и
грамматическая форма должна полностью соответствовать оригиналу.
2. Категорически запрещается объединять в
одной цитате отрывки, которые были взяты из разных цитируемых источников.
Каждый отрывок должен оформляться в виде отдельной цитаты.
3. Если выражение цитируется не полностью,
а в сокращенном или неоконченном виде (цитата вырвана отдельной фразой из
контекста), вместо пропущенных предложений или слов следует ставить многоточия,
взятые в скобку. При сокращении цитаты, важно следить за логической
завершенностью выражения.
4. В русском языке запрещается вводить цитирование,
которое занимает более 30% от общего объема текста. Чрезмерное цитирование не
только делает ваш текст шаблонным, но и нарушает возможность его легкого
восприятия.
5. Недопустимо цитировать авторов, чьи
тексты обозначены знаком защиты авторских прав — ©. Преимущественно это
касается научных работ и исследовательских статей. В таком случае допустим
вариант видоизменения текста (передачи смысла фрагмента своими словами) с
необязательной ссылкой на первоисточник
Цитата — дословная выдержка из какого-либо
текста или в
точности приводимые чьи-либо слова.
Цитаты привлекаются для подкрепления или
пояснения изла-
гаемой мысли авторитетным высказыванием.
В письменной речи цитаты, как правило,
заключаются
в кавычки или выделяются шрифтом. Если
цитаты приво-
дятся не полностью, место пропуска
обозначается много-
точием.
Цитаты оформляются следующими способами:
1) предложе-
ниями с прямой речью: Пушкин писал своему
другу Чаадаеву:
«Мой друг, отчизне посвятим души
прекрасные порывы!» ;
2) предложениями с косвенной речью: А. П.
Чехов подчёркивал,
что «…праздная жизнь не может быть
чистою» ; 3) предложе-
ниями с вводными словами: По словам А. М.
Горького, «искусст-
во должно облагораживать людей» .
Нередко цитаты привлекаются для того,
чтобы ярче выразить
мысль:
Надо быть внимательным к языку, к
сочетаниям слов,
к тексту, который читаешь. Это обогащает
речь. Ярко сказал
об этом известный русский поэт В. Брюсов:
Быть может, всё в жизни лишь средство
Для ярко-певучих стихов,
И ты с беспечального детства
Ищи сочетания слов.
Цитаты из стихотворений в кавычки не
заключаются, если
соблюдена стихотворная строка.
Цитата — это точное повторение высказывания с указанием автора или дословная выдержка отрывка текста.
Выясним, что такое цитата в литературе, если сначала обратимся к происхождению этого термина. Позднелатинское слово citatio восходит к латинскому cito, что буквально значит «привожу в движение», «призываю».
Цитата может представлять собой сочетание нескольких слов, предложение или отрывок текста, который дословно передает мысль, высказанную определенным автором.
В речи цитату используют в качестве документального аргумента для подтверждения точности, правильности высказанного суждения.
Великий философ древности Цицерон высказал мудрое наблюдение: «Человеку свойственно ошибаться, а глупцу — настаивать на своей ошибке».
Как видим, цитата приводится обязательно с указанием её автора. Этим она кардинально отличается от крылатых выражений фольклора — пословиц и поговорок.
Откуда мы черпаем цитаты, чтобы усилить воздействие своей речи на слушателя?
Происхождение цитат
На протяжении всей своей истории человечество скрупулёзно отбирало и усваивало мудрые мысли наиболее передовых его представителей. Впоследствии меткие суждения, крылатые фразы, зафиксированные и передаваемые из поколения в поколение, стали свидетельством мудрости их авторов и сохранились в веках как бесценное общественное достояние.
Примеры цитат
С этой точки зрения источником цитат, во-первых, всегда служила Библия и священные писания.
В поте лица будешь есть хлеб свой.
Время разбрасывать камни, время собирать камни.
Да минует Меня чаша сия.
Внести свою лепту.
Цитируются крылатые фразы, высказанные по какому-либо поводу мудрецами древности, философами, историческими личностями.
Деяние есть живое единство теории и практики (Аристотель).
Невежество — ночь ума, ночь безлунная и беззвёздная (Цицерон).
Если не высказаны противоположные мнения, то не из чего выбирать наилучшее (Геродот).
Для усиления выразительности речи можно черпать множество цитат из литературы.
Душа человека заключается в его делах (Г. Ибсен).
Хотеть недостаточно, надо действовать (И. Гёте).
В цитировании не пройдем мимо суждений знаменитых людей.
Смысл имеет лишь жизнь, прожитая ради других (Альберт Эйнштейн).
Только наука изменит мир. Наука в широком смысле слова: и как расщеплять атом, и как воспитывать людей…И взрослых тоже (Николай Амосов).
Я верю, что могущество смеха и слёз сможет стать противоядием от ненависти и страха (Чарльз Чаплин).
Множество цитат принадлежит кинематографу. Емкие выражения киногероев уходят в народ и в подходящем случае охотно цитируются.
Элементарно, Ватсон («Шерлок Холмс и доктор Ватсон»).
Я требую продолжения банкета! («Иван Васильевич меняет профессию»).
Ларису Ивановну хочу! («Мимино»).
Чтобы генеральшей стать, надо за лейтенанта замуж выходить («Москва слезам не верит»).
Правила цитирования
В качестве дословной передачи суждения определённого автора цитата обязательно заключается в кавычки.
В тексте цитату можно оформить тремя способами:
- прямая речь
- косвенная речь
- предложение с вводными словами.
Источник изображения: rosuchebnik.ru
Рассмотрим детально знаки препинания при каждом способе цитирования.
В предложении содержится указание на автора цитаты. В таком случае цитата оформляется как прямая речь. Слова автора могут предварять цитату, находиться внутри её или заключать предложение.
Понаблюдаем за постановкой знаков препинания:
Педагог А.С. Макаренко считал: «Только живой пример воспитывает ребёнка, а не слова, пусть даже самые хорошие, но не подкреплённые делом».
«Когда я пишу свои песни, — делился с современниками Эдвард Григ, — главное для меня состоит не в том, чтобы сочинить музыку, а в том, что удовлетворить сокровеннейшим намерениям поэта».
«Превратить слово в дело гораздо труднее, чем дело в слово», — утверждал писатель М. Горький.
Цитата может вводится в текст в виде косвенной речи с помощью подчинительного союза. Цитирование оформляется в виде придаточного предложения. Перед подчинительным союзом ставится запятая, а цитата заключается в кавычки и начинается со строчной буквы.
В. Г. Белинский считал, что «только труд может сделать человека счастливым, приводя его душу в ясность, гармонию и довольство самим собой».
Если цитате предшествует вводное словосочетание или предложение, то после него ставится запятая, а дословный текст авторской фразы начинается со строчной буквы.
По мнению Виктора Гюго, «лень — это мать. У неё сын — воровство и дочь — голод».
Как отмечает французский писатель Гастон де Левис, «праздность — это ржавчина души».
Если цитируется стихотворный текст с точным соблюдением строк и строф оригинала, то после слов автора ставится двоеточие, а кавычки для оформления цитаты не употребляются.
Русский поэт Ф. И. Тютчев философски рассуждает о природе:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Если подлинник включен в авторский текст без соблюдения строк, то такая цитата оформляется как прямая речь.
Николай Заболоцкий пишет о красоте человеческих лиц: «Есть лица — подобья ликующих песен. Из этих, как солнце, сияющих нот составлена песня небесных высот».
Видео «Цитирование»
Цитата и многоточие
В цитировании часто применяется многоточие, если мысль автора приводится не полностью. Например, начало цитаты не используется. В таком случае после авторских слов открываются кавычки, ставится многоточие, а частичная цитата начинается со строчной буквы.
Л. Н. Толстой писал: «…мне под влиянием музыки кажется, что я чувствую то, что собственно не чувствую, что я понимаю то, что я не понимаю, что могу то, чего не могу».
Если неполная цитата начинает предложение, то её предваряет многоточие, а первое слово пишется с прописной буквы, даже если в оригинале оно начинается со строчной буквы.
«…Пусть каждый совершает свой путь подобно звёздам спокойно, не торопясь, но беспрерывно стремясь к намеченной цели», — утверждал И. Гёте.
Многоточие ставится в середине цитаты, если в ней пропущены некоторые слова.
Ф. Шиллер считал: «Театр наказует тысячи пороков…и рекомендует тысячи добродетелей, о которых умалчивает закон».
Неполная цитата завершается многоточием, после которого закрываются кавычки и ставится точка.
М. В. Ломоносов был уверен: «Наука есть ясное познание истины, просвещение разума, непорочное увеселение жизни, похвала юности, старости подпора…».
Итак, цитаты не только разнообразят и украшают нашу речь, но и делают её более убедительной и содержательной, наполненной сокровенным смыслом. Высказывания известных людей, писателей и поэтов, политических и общественных деятелей являются поистине интеллектуальной сокровищницей человечества, к которой всегда можно обратиться в поиске подходящей цитаты.
Видео «10 цитат для сочинения ЕГЭ»
-
-
August 26 2018, 18:17
- Культура
- Литература
- Cancel
Полезные ссылки, чтобы искать по ним цитаты из нормальных книг и научных статей
Гугл и яндекс превратились в помойку, индексирующую все подряд.
Вот список сайтов, где можно искать конкретные тексты из нормальной классической литературы, стихов, книг. Пополняется
Поиск по конкретному сайту выглядит так: ввести в окно поисковика «искомое слово» site:сайтимярек.ру
- «Национальный корпус русского языка» ruscorpora.ru
- books.google.ru и scholar.google.ru
- Архив ваковских (и других) статей elibrary.ru (есть мусор)
- Фундаментальная библиотека «Русская литература и фольклор» feb-web.ru
- Викитека (для текстов до 1917) и wikilivres.ru (для текстов после)
- «Песенник анархиста-подпольщика» Тексты песен, романсов и т. п. a-pesni.org
- Русская виртуальная библиотека rvb.ru
- Серебряный век slova.org.ru
- Библиотека Мошкова, корпус классики (без самиздата) http://az.lib.ru
- Там же военная литература militera.lib.ru и militera.org
- Поиск на флибусте очень крутой, но результаты можно увидеть только через ТОР: «полнотекстовый поиск по книгам» http://fbsearch.ru/
- school-collection.edu.ru
- ruthenia.ru
- Журнальный зал magazines.russ.ru
- Руниверс runivers.ru
- Античная литература (русские переводы) ancientrome.ru и simposium.ru
- Исторические источники (русские переводы) vostlit.info
- sci-hub.tw и gen.lib.rus.ec
- можно записаться в ленинскую библиотеку. надо приходить лично в офлайне, зато потом доступен удаленно поиск ebsco и мн. др.