Корни и степени
-
Степень с натуральным показателем
-
Степень с целым показателем
-
Кубический корень
-
Корень -ной степени
-
Сравнение арифметических корней
-
Как избавиться от иррациональности в знаменателе
-
Как упрощать иррациональные выражения, пользуясь формулами сокращенного умножения
Степенью называется выражение вида .
Здесь — основание степени,
— показатель степени.
к оглавлению ▴
Степень с натуральным показателем
Проще всего определяется степень с натуральным (то есть целым положительным) показателем.
По определению, .
Выражения «возвести в квадрат» и «возвести в куб» нам давно знакомы.
Возвести число в квадрат — значит умножить его само на себя.
.
Возвести число в куб — значит умножить его само на себя три раза.
.
Возвести число в натуральную степень — значит умножить его само на себя
раз:
к оглавлению ▴
Степень с целым показателем
Показатель степени может быть не только натуральным (то есть целым положительным), но и равным нулю, а также целым отрицательным.
По определению,
.
Это верно для . Выражение 00 не определено.
Определим также, что такое степень с целым отрицательным показателем.
Конечно, все это верно для , поскольку на ноль делить нельзя.
Например,
Заметим, что при возведении в минус первую степень дробь переворачивается.
Показатель степени может быть не только целым, но и дробным, то есть рациональным числом. В статье «Числовые множества» мы говорили, что такое рациональные числа. Это числа, которые можно записать в виде дроби , где
— целое,
— натуральное.
Здесь нам понадобится новое понятие — корень -степени. Корни и степени — две взаимосвязанные темы. Начнем с уже знакомого вам арифметического квадратного корня.
Определение.
Арифметический квадратный корень из числа — это такое неотрицательное число, квадрат которого равен
.
Согласно определению,
В школьной математике мы извлекаем корень только из неотрицательных чисел. Выражение для нас сейчас имеет смысл только при
.
Выражение всегда неотрицательно, т.е.
. Например,
.
Свойства арифметического квадратного корня:
Запомним важное правило:
По определению, .
к оглавлению ▴
Кубический корень
Аналогично, кубический корень из — это такое число, которое при возведении в третью степень дает число
.
Например, , так как
;
, так как
;
, так как
.
Обратите внимание, что корень третьей степени можно извлекать как из положительных, так и из отрицательных чисел.
Теперь мы можем дать определение корня -ной степени для любого целого
.
к оглавлению ▴
Корень
-ной степени
Корень -ной степени из числа
— это такое число, при возведении которого в
-ную степень получается число
.
Например,
Заметим, что корень третьей, пятой, девятой — словом, любой нечетной степени, — можно извлекать как из положительных, так и из отрицательных чисел.
Квадратный корень, а также корень четвертой, десятой, в общем, любой четной степени можно извлекать только из неотрицательных чисел.
Итак, — такое число, что
. Оказывается, корни можно записывать в виде степеней с рациональным показателем. Это удобно.
По определению,
в общем случае .
Сразу договоримся, что основание степени больше 0.
Например,
Выражение по определению равно
.
При этом также выполняется условие, что больше 0.
Например,
Запомним правила действий со степенями:
— при перемножении степеней показатели складываются;
— при делении степени на степень показатели вычитаются;
— при возведении степени в степень показатели перемножаются;
Покажем, как применяются эти формулы в заданиях ЕГЭ по математике:
1.
Внесли все под общий корень, разложили на множители, сократили дробь и извлекли корень.
2.
3.
Здесь мы записали корни в виде степеней и использовали формулы действий со степенями.
4. Найдите значение выражения при
Решение:
При получим
Ответ: -0,5.
5. Найдите значение выражения при
Решение:
При a = 12 получим
Мы воспользовались свойствами степеней.
Ответ: 144.
6. Найдите значение выражения при b = — 5.
Решение:
При b = — 5 получим:
Ответ: -125.
7. Расположите в порядке возрастания:
Решение:
Запишем выражения как степени с положительным показателем и сравним.
Так как
то
Так как
то
Сравним и
для этого оценим их разность:
значит
Получим : поэтому
Ответ:
8. Представьте выражение в виде степени:
Решение:
Вынесем за скобку степень с меньшим показателем:
Ответ:
9. Упростите выражение:
Решение:
Приведем основания 6 и 12 к основаниям 2 и 3:
(выполним деление степеней с одинаковыми основаниями)
Ответ: 0,25.
10. Чему равно значение выражения при
?
Решение:
При получим
Ответ: 9.
к оглавлению ▴
Сравнение арифметических корней
11. Какое из чисел больше: или
?
Решение:
Возведем в квадрат оба числа (числа положительные):
Найдем разность полученных результатов:
так как
Значит, первое число больше второго.
Ответ:
к оглавлению ▴
Как избавиться от иррациональности в знаменателе
Если дана дробь вида то нужно умножить числитель и знаменатель дроби на
:
Тогда знаменатель станет рациональным.
Если дана дробь вида или
то нужно умножить числитель и знаменатель дроби на сопряженное выражение, чтобы получить в знаменателе разность квадратов.
Сопряженные выражения — это выражения, отличающиеся только знаками. Например,
и
и
— сопряженные выражения.
Пример:
12. Вот несколько примеров — как избавиться от иррациональности в знаменателе:
Пример 1.
Пример 2.
Пример 3.
Пример 4.
Совет. Если в знаменателе дана сумма двух корней, то в разности первым числом пишите то, которое больше, и тогда разность квадратов корней будет положительным числом.
Пример 5.
13. Сравните и
1)
2) Сравним и 14.
то и
а значит,
Ответ: меньше.
к оглавлению ▴
Как упрощать иррациональные выражения, пользуясь формулами сокращенного умножения
Покажем несколько примеров.
14. Упростите: выражения:
Пример 5.
т.к.
Пример 6.
Пример 7.
так как
Следующие несколько задач решаются с помощью формулы:
Решение:
Получим уравнение
Ответ:
19. Вычислите значение выражения:
Решение:
Ответ: 1.
20. Вычислите значение выражения:
Решение:
Ответ: 1.
21. Вычислите значение выражения: если
Решение.
Если то
следовательно
Ответ: — 1.
22. Вычислите:
Решение:
Ответ: 1.
Рассмотрим уравнение вида где
Это равенство выполняется, только если
Подробно об таких уравнениях — в статье «Показательные уравнения».
При решении уравнений такого вида мы пользуемся монотонностью показательной функции.
23. Решите уравнение:
а)
б)
в)
Решение.
23. Решите уравнение:
Решение:
тогда
Ответ: -1.
24. Решите уравнение:
Решение:
Ответ: 4.
25. Решите уравнение:
Решение:
Значит,
Ответ: -0,2.
Если вы хотите разобрать большее количество примеров — записывайтесь на курсы подготовки к ЕГЭ по математике онлайн
Благодарим за то, что пользуйтесь нашими статьями.
Информация на странице «Корни и степени» подготовлена нашими авторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к экзаменам.
Чтобы успешно сдать нужные и поступить в ВУЗ или колледж нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий.
Также вы можете воспользоваться другими статьями из разделов нашего сайта.
Публикация обновлена:
08.05.2023
15 января 2017
Поздравляю: сегодня мы будем разбирать корни — одну из самых мозговыносящих тем 8-го класса.:)
Многие путаются в корнях не потому, что они сложные (чего там сложного-то — пара определений и ещё пара свойств), а потому что в большинстве школьных учебников корни определяются через такие дебри, что разобраться в этой писанине могут разве что сами авторы учебников. Да и то лишь с бутылкой хорошего виски.:)
Поэтому сейчас я дам самое правильное и самое грамотное определение корня — единственное, которое вам действительно следует запомнить. А уже затем объясню: зачем всё это нужно и как это применять на практике.
Но сначала запомните один важный момент, про который многие составители учебников почему-то «забывают»:
Корни бывают чётной степени (наш любимый $sqrt{a}$, а также всякие $sqrt[4]{a}$ и даже $sqrt[116]{a}$ ) и нечётной степени (всякие $sqrt[3]{a}$, $sqrt[7]{a}$ и т.д.). И определение корня нечётной степени несколько отличается от чётной.
Вот в этом грёбаном «несколько отличается» скрыто, наверное, 95% всех ошибок и недопонимания, связанного с корнями. Поэтому давайте раз и навсегда разберёмся с терминологией:
Определение. Корень чётной степени n из числа $a$ — это любое неотрицательное число $b$ такое, что ${{b}^{n}}=a$. А корень нечётной степени из того же числа $a$ — это вообще любое число $b$, для которого выполняется всё то же равенство: ${{b}^{n}}=a$.
В любом случае корень обозначается вот так:
[b=sqrt[n]{a}]
Число $n$ в такой записи называется показателем корня, а число $a$ — подкоренным выражением. В частности, при $n=2$ получим наш «любимый» квадратный корень (кстати, это корень чётной степени), а при $n=3$ — кубический (степень нечётная), который тоже часто встречается в задачах и уравнениях.
Примеры. Классические примеры квадратных корней:
[begin{align} & sqrt{4}=2; \ & sqrt{81}=9; \ & sqrt{256}=16. \ end{align}]
Кстати, $sqrt{0}=0$, а $sqrt{1}=1$. Это вполне логично, поскольку ${{0}^{2}}=0$ и ${{1}^{2}}=1$.
Кубические корни тоже часто встречаются — не надо их бояться:
[begin{align} & sqrt[3]{27}=3; \ & sqrt[3]{-64}=-4; \ & sqrt[3]{343}=7. \ end{align}]
Ну, и парочка «экзотических примеров»:
[begin{align} & sqrt[4]{81}=3; \ & sqrt[5]{-32}=-2. \ end{align}]
Если вы не поняли, в чём разница между чётной и нечётной степенью — перечитайте определение ещё раз. Это очень важно!
А мы тем временем рассмотрим одну неприятную особенность корней, из-за которой нам и потребовалось вводить раздельное определение для чётных и нечётных показателей.
Зачем вообще нужны корни?
Прочитав определение, многие ученики спросят: «Что курили математики, когда это придумывали?» И вправду: зачем вообще нужны все эти корни?
Чтобы ответить на этот вопрос, вернёмся на минутку в начальные классы. Вспомните: в те далёкие времена, когда деревья были зеленее, а пельмени вкуснее, основная наша забота была в том, чтобы правильно умножать числа. Ну, что-нибудь в духе «пять на пять — двадцать пять», вот это вот всё. Но ведь можно умножать числа не парами, а тройками, четвёрками и вообще целыми комплектами:
[begin{align} & 5cdot 5=25; \ & 5cdot 5cdot 5=125; \ & 5cdot 5cdot 5cdot 5=625; \ & 5cdot 5cdot 5cdot 5cdot 5=3125; \ & 5cdot 5cdot 5cdot 5cdot 5cdot 5=15 625. end{align}]
Ну и так далее. Ладно, ладно: последние две строчки я считал на калькуляторе.:)
Однако суть не в этом. Фишка в другом: математики — людишки ленивые, поэтому им было в лом записывать умножение десяти пятёрок вот так:
[5cdot 5cdot 5cdot 5cdot 5cdot 5=15 625]
Поэтому они придумали степени. Почему бы вместо длинной строки не записать количество множителей в виде верхнего индекса? Типа вот такого:
[5cdot 5cdot 5cdot 5cdot 5cdot 5={{5}^{6}}=15 625]
Это же очень удобно! Все вычисления сокращаются в разы, и можно не тратить кучу листов пергамента блокнотиков на запись какого-нибудь 5183. Такую запись назвали степенью числа, у неё нашли кучу свойств, но счастье оказалось недолгим.
После грандиозной пьянки, которую организовали как раз по поводу «открытия» степеней, какой-то особо упоротый математик вдруг спросил: «А что, если нам известна степень числа, но неизвестно само число?» Вот, действительно, если нам известно, что некое число $b$, допустим, в 5-й степени даёт 243, то как нам догадаться, чему равно само число $b$?
Проблема эта оказалась гораздо более глобальной, чем может показаться на первый взгляд. Потому что выяснилось, что для большинства «готовых» степеней таких «исходных» чисел нет. Судите сами:
[begin{align} & {{b}^{3}}=27Rightarrow b=3cdot 3cdot 3Rightarrow b=3; \ & {{b}^{3}}=64Rightarrow b=4cdot 4cdot 4Rightarrow b=4. \ end{align}]
А, что если ${{b}^{3}}=50$? Получается, что нужно найти некое число, которое будучи трижды умноженное само на себя даст нам 50. Но что это за число? Оно явно больше 3, поскольку 33 = 27 < 50. С тем же успехом оно меньше 4, поскольку 43 = 64 > 50. Т.е. это число лежит где-то между тройкой и четвёркой, но чему оно равно — фиг поймёшь.
Именно для этого математики и придумали корни $n$-й степени. Именно для этого ввели значок радикала $sqrt{*}$. Чтобы обозначить то самое число $b$, которое в указанной степени даст нам заранее известную величину
[sqrt[n]{a}=bRightarrow {{b}^{n}}=a]
Не спорю: зачастую эти корни легко считаются — мы видели несколько таких примеров выше. Но всё-таки в большинстве случаев, если вы загадаете произвольное число, а затем попробуете извлечь из него корень произвольной степени, вас ждёт жестокий облом.
Да что там! Даже самый простой и всем знакомый $sqrt{2}$ нельзя представить в привычном нам виде — как целое число или дробушка. А если вы вобьёте это число в калькулятор, то увидите вот это:
[sqrt{2}=1,414213562…]
Как видите, после запятой идёт бесконечная последовательность цифр, которые не подчиняются никакой логике. Можно, конечно, округлить это число, чтобы быстро сравнить с другими числами. Например:
[sqrt{2}=1,4142…approx 1,4 lt 1,5]
Или вот ещё пример:
[sqrt{3}=1,73205…approx 1,7 gt 1,5]
Но все эти округления, во-первых, довольно грубые; а во-вторых, работать с примерными значениями тоже надо уметь, иначе можно словить кучу неочевидных ошибок (кстати, навык сравнения и округления в обязательном порядке проверяют на профильном ЕГЭ).
Поэтому в серьёзной математике без корней не обойтись — они являются такими же равноправными представителями множества всех действительных чисел $mathbb{R}$, как и давно знакомые нам дроби и целые числа.
Невозможность представить корень в виде дроби вида $frac{p}{q}$ означает, что данный корень не является рациональным числом. Такие числа называются иррациональными, и их нельзя точно представить иначе как с помощью радикала, либо других специально предназначенных для этого конструкций (логарифмов, степеней, пределов и т.д.). Но об этом — в другой раз.
Рассмотрим несколько примеров, где после всех вычислений иррациональные числа всё же останутся в ответе.
Пример.
[begin{align} & sqrt{2+sqrt[3]{27}}=sqrt{2+3}=sqrt{5}approx 2,236… \ & sqrt[3]{sqrt[5]{-32}}=sqrt[3]{-2}approx -1,2599… \ end{align}]
Естественно, по внешнему виду корня практически невозможно догадаться о том, какие числа будут идти после запятой. Впрочем, можно, посчитать на калькуляторе, но даже самый совершенный калькулятор дат нам лишь несколько первых цифр иррационального числа. Поэтому гораздо правильнее записать ответы в виде $sqrt{5}$ и $sqrt[3]{-2}$.
Именно для этого их и придумали. Чтобы удобно записывать ответы.
Почему нужны два определения?
Внимательный читатель уже наверняка заметил, что все квадратные корни, приведённые в примерах, извлекаются из положительных чисел. Ну, в крайнем случае из нуля. А вот кубические корни невозмутимо извлекаются абсолютно из любого числа — хоть положительного, хоть отрицательного.
Почему так происходит? Взгляните на график функции $y={{x}^{2}}$:
Попробуем с помощью этого графика посчитать $sqrt{4}$. Для этого на графике проведена горизонтальная линия $y=4$ (отмечена красным цветом), которая пересекается с параболой в двух точках:${{x}_{1}}=2$ и ${{x}_{2}}=-2$. Это вполне логично, поскольку
[x=pm 2Rightarrow {{x}^{2}}=4]
С первым числом всё понятно — оно положительное, поэтому оно и есть корень:
[sqrt{4}=2]
Но что тогда делать со второй точкой? Типа у четвёрки сразу два корня? Ведь если возвести в квадрат число −2, мы тоже получим 4. Почему бы тогда не записать$sqrt{4}=-2$? И почему учителя смотрят на подобные записи так, как будто хотят вас сожрать?:)
В том-то и беда, что если не накладывать никаких дополнительных условий, то квадратных корней у четвёрки будет два — положительный и отрицательный. И у любого положительного числа их тоже будет два. А вот у отрицательных чисел корней вообще не будет — это видно всё по тому же графику, поскольку парабола нигде не опускается ниже оси y, т.е. не принимает отрицательных значений.
Подобная проблема возникает у всех корней с чётным показателем:
- Строго говоря, корней с чётным показателем $n$ у каждого положительного числа будет сразу две штуки;
- Из отрицательных чисел корень с чётным $n$ вообще не извлекается.
Именно поэтому в определении корня чётной степени $n$ специально оговаривается, что ответ должен быть неотрицательным числом. Так мы избавляемся от неоднозначности.
Зато для нечётных $n$ такой проблемы нет. Чтобы убедиться в этом, давайте взглянем на график функции $y={{x}^{3}}$:
Из этого графика можно сделать два вывода:
- Ветви кубической параболы, в отличие от обычной, уходят на бесконечность в обе стороны — и вверх, и вниз. Поэтому на какой бы высоте мы ни проводили горизонтальную прямую, эта прямая обязательно пересечётся с нашим графиком. Следовательно, кубический корень можно извлечь всегда, абсолютно из любого числа;
- Кроме того, такое пересечение всегда будет единственным, поэтому не нужно думать, какое число считать «правильным» корнем, а на какое — забить. Именно поэтому определение корней для нечётной степени проще, чем для чётной (отсутствует требование неотрицательности).
Жаль, что эти простые вещи не объясняют в большинстве учебников. Вместо этого нам начинают парить мозг всякими арифметическими корнями и их свойствами.
Да, я не спорю: что такое арифметический корень — тоже надо знать. И я подробно расскажу об этом в отдельном уроке. Сегодня мы тоже поговорим о нём, поскольку без него все размышления о корнях $n$-й кратности были бы неполными.
Но сначала надо чётко усвоить то определение, которое я дал выше. Иначе из-за обилия терминов в голове начнётся такая каша, что в итоге вообще ничего не поймёте.
А всего-то и нужно понять разницу между чётными и нечётными показателями. Поэтому ещё раз соберём всё, что действительно нужно знать о корнях:
- Корень чётной степени существует лишь из неотрицательного числа и сам всегда является неотрицательным числом. Для отрицательных чисел такой корень неопределён.
- А вот корень нечётной степени существует из любого числа и сам может быть любым числом: для положительных чисел он положителен, а для отрицательных — как намекает кэп, отрицательный.
Разве это сложно? Нет, не сложно. Понятно? Да вообще очевидно! Поэтому сейчас мы немного потренируемся с вычислениями.
Основные свойства и ограничения
У корней много странных свойств и ограничений — об этом будет отдельный урок. Поэтому сейчас мы рассмотрим лишь самую важную «фишку», которая относится лишь к корням с чётным показателем. Запишем это свойство в виде формулы:
[sqrt[2n]{{{x}^{2n}}}=left| x right|]
Другими словами, если возвести число в чётную степень, а затем из этого извлечь корень той же степени, мы получим не исходное число, а его модуль. Это простая теорема, которая легко доказывается (достаточно отдельно рассмотреть неотрицательные $x$, а затем отдельно — отрицательные). О ней постоянно талдычат учителя, её дают в каждом школьном учебнике. Но как только дело доходит до решения иррациональных уравнений (т.е. уравнений, содержащих знак радикала), ученики дружно забывают эту формулу.
Чтобы детально разобраться в вопросе, давайте на минуту забудем все формулы и попробуем посчитать два числа напролом:
[sqrt[4]{{{3}^{4}}}=?quad sqrt[4]{{{left( -3 right)}^{4}}}=?]
Это очень простые примеры. Первый пример решит большинство людишек, а вот на втором многие залипают. Чтобы без проблем решить любую подобную хрень, всегда учитывайте порядок действий:
- Сначала число возводится в четвёртую степень. Ну, это как бы несложно. Получится новое число, которое даже в таблице умножения можно найти;
- И вот уже из этого нового числа необходимо извлечь корень четвёртой степени. Т.е. никакого «сокращения» корней и степеней не происходит — это последовательные действия.
Раберёмся с первым выражением: $sqrt[4]{{{3}^{4}}}$. Очевидно, что сначала надо посчитать выражение, стоящее под корнем:
[{{3}^{4}}=3cdot 3cdot 3cdot 3=81]
Затем извлекаем корень четвёртой степени из числа 81:
[sqrt[4]{81}=3]
Теперь сделаем то же самое со вторым выражением. Сначала возводим число −3 в четвёртую степени, для чего потребуется умножить его само на себя 4 раза:
[{{left( -3 right)}^{4}}=left( -3 right)cdot left( -3 right)cdot left( -3 right)cdot left( -3 right)=81]
Получили положительное число, поскольку общее количество минусов в произведении — 4 штуки, и они все взаимно уничтожится (ведь минус на минус даёт плюс). Дальше вновь извлекаем корень:
[sqrt[4]{81}=3]
В принципе, эту строчку можно было не писать, поскольку и ежу понятно, что ответ получится один и тот же. Т.е. чётный корень из той же чётной степени «сжигает» минусы, и в этом смысле результат неотличим от обычного модуля:
[begin{align} & sqrt[4]{{{3}^{4}}}=left| 3 right|=3; \ & sqrt[4]{{{left( -3 right)}^{4}}}=left| -3 right|=3. \ end{align}]
Эти вычисления хорошо согласуются с определением корня чётной степени: результат всегда неотрицателен, да и под знаком радикала тоже всегда стоит неотрицательное число. В противном случае корень не определён.
Замечание по поводу порядка действий
Прежде чем мы двинемся дальше, хотел бы отметить, что выражения $sqrt{{{a}^{2}}}$ и ${{left( sqrt{a} right)}^{2}}$, столь похожие на первый взгляд, на самом деле имеют принципиально разный смысл. Судите сами:
- Запись $sqrt{{{a}^{2}}}$ означает, что мы сначала возводим число $a$ в квадрат, а затем извлекаем из полученного значения квадратный корень. Следовательно, мы можем быть уверены, что под знаком корня всегда сидит неотрицательное число, поскольку ${{a}^{2}}ge 0$ в любом случае;
- А вот запись ${{left( sqrt{a} right)}^{2}}$, напротив, означает, что мы сначала извлекаем корень из некого числа $a$ и лишь затем возводим результат в квадрат. Поэтому число $a$ ни в коем случае не может быть отрицательным — это обязательное требование, заложенное в определение.
Таким образом, ни в коем случае нельзя бездумно сокращать корни и степени, тем самым якобы «упрощая» исходное выражение. Потому что если под корнем стоит отрицательное число, а его показатель является чётным, мы получим кучу проблем.
Впрочем, все эти проблемы актуальны лишь для чётных показателей.
Вынесение минуса из-под знака корня
Естественно, у корней с нечётными показателями тоже есть своя фишка, которой в принципе не бывает у чётных. А именно:
[sqrt[2n+1]{-a}=-sqrt[2n+1]{a}]
Короче говоря, можно выносить минус из-под знака корней нечётной степени. Это очень полезное свойство, которое позволяет «вышвырнуть» все минусы наружу:
[begin{align} & sqrt[3]{-8}=-sqrt[3]{8}=-2; \ & sqrt[3]{-27}cdot sqrt[5]{-32}=-sqrt[3]{27}cdot left( -sqrt[5]{32} right)= \ & =sqrt[3]{27}cdot sqrt[5]{32}= \ & =3cdot 2=6. end{align}]
Это простое свойство значительно упрощает многие вычисления. Теперь не нужно переживать: вдруг под корнем затесалось отрицательное выражение, а степень у корня оказалась чётной? Достаточно лишь «вышвырнуть» все минусы за пределы корней, после чего их можно будет умножать друг на друга, делить и вообще делать многие подозрительные вещи, которые в случае с «классическими» корнями гарантированно приведут нас к ошибке.
И вот тут на сцену выходит ещё одно определение — то самое, с которого в большинстве школ и начинают изучение иррациональных выражений. И без которого наши рассуждения были бы неполными. Встречайте!
Арифметический корень
Давайте предположим на минутку, что под знаком корня могут находиться лишь положительные числа или в крайнем случае ноль. Забьём на чётные/нечётные показатели, забьём на все определения, приведённые выше — будем работать только с неотрицательными числами. Что тогда?
А тогда мы получим арифметический корень — он частично пересекается с нашими «стандартными» определениями, но всё же отличается от них.
Определение. Арифметическим корнем $n$-й степени из неотрицательного числа $a$ называется такое неотрицательное число $b$, что ${{b}^{n}}=a$.
Как видим, нас больше не интересует чётность. Взамен неё появилось новое ограничение: подкоренное выражение теперь всегда неотрицательно, да и сам корень тоже неотрицателен.
Чтобы лучше понять, чем арифметический корень отличается от обычного, взгляните на уже знакомые нам графики квадратной и кубической параболы:
Как видите, отныне нас интересуют лишь те куски графиков, которые расположены в первой координатной четверти — там, где координаты $x$ и $y$ положительны (или хотя бы ноль). Больше не нужно смотреть на показатель, чтобы понять: имеем мы право ставить под корень отрицательное число или нет. Потому что отрицательные числа больше в принципе не рассматриваются.
Возможно, вы спросите: «Ну и зачем нам такое кастрированное определение?» Или: «Почему нельзя обойтись стандартным определением, данным выше?»
Что ж, приведу всего одно свойство, из-за которого новое определение становится целесообразным. Например, правило возведения в степень:
[sqrt[n]{a}=sqrt[ncdot k]{{{a}^{k}}}]
Обратите внимание: мы можем возвести подкоренное выражение в любую степень и одновременно умножить на эту же степень показатель корня — и в результате получится то же самое число! Вот примеры:
[begin{align} & sqrt[3]{5}=sqrt[3cdot 2]{{{5}^{2}}}=sqrt[6]{25} \ & sqrt{2}=sqrt[2cdot 4]{{{2}^{4}}}=sqrt[8]{16} \ end{align}]
Ну и что в этом такого? Почему мы не могли сделать это раньше? А вот почему. Рассмотрим простое выражение: $sqrt[3]{-2}$ — это число вполне нормальное в нашем классическом понимании, но абсолютно недопустимо с точки зрения арифметического корня. Попробуем преобразовать его:
$begin{align} & sqrt[3]{-2}=-sqrt[3]{2}=-sqrt[3cdot 2]{{{2}^{2}}}=-sqrt[6]{4} lt 0; \ & sqrt[3]{-2}=sqrt[3cdot 2]{{{left( -2 right)}^{2}}}=sqrt[6]{4} gt 0. \ end{align}$
Как видите, в первом случае мы вынесли минус из-под радикала (имеем полное право, т.к. показатель нечётный), а во втором — воспользовались указанной выше формулой. Т.е. с точки зрения математики всё сделано по правилам.
WTF?! Как одно и то же число может быть и положительным, и отрицательным? Никак. Просто формула возведения в степень, которая прекрасно работает для положительных чисел и нуля, начинает выдавать полную ересь в случае с отрицательными числами.
Вот для того, чтобы избавиться от подобной неоднозначности, и придумали арифметические корни. Им посвящён отдельный большой урок, где мы подробно рассматриваем все их свойства. Так что сейчас не будем на них останавливаться — урок и так получился слишком затянутым.
Алгебраический корень: для тех, кто хочет знать больше
Долго думал: выносить эту тему в отдельный параграф или нет. В итоге решил оставить здесь. Данный материал предназначен для тех, кто хочет понять корни ещё лучше — уже не на среднем «школьном» уровне, а на приближенном к олимпиадному.
Так вот: помимо «классического» определения корня $n$-й степени из числа и связанного с ним разделения на чётные и нечётные показатели есть более «взрослое» определение, которое вообще не зависит от чётности и прочих тонкостей. Это называется алгебраическим корнем.
Определение. Алгебраический корень $n$-й степени из числа любого $a$ — это множество всех чисел $b$ таких, что ${{b}^{n}}=a$. Для таких корней нет устоявшегося обозначения, поэтому просто поставим чёрточку сверху:
[overline{sqrt[n]{a}}=left{ bleft| bin mathbb{R};{{b}^{n}}=a right. right}]
Принципиальное отличие от стандартного определения, приведённого в начале урока, состоит в том, что алгебраический корень — это не конкретное число, а множество. А поскольку мы работаем с действительными числами, это множество бывает лишь трёх типов:
- Пустое множество. Возникает в случае, когда требуется найти алгебраический корень чётной степени из отрицательного числа;
- Множество, состоящее из одного-единственного элемента. Все корни нечётных степеней, а также корни чётных степеней из нуля попадают в эту категорию;
- Наконец, множество может включать два числа — те самые ${{x}_{1}}$ и ${{x}_{2}}=-{{x}_{1}}$, которое мы видели на графике квадратичной функции. Соответственно, такой расклад возможен лишь при извлечении корня чётной степени из положительного числа.
Последний случай заслуживает более подробного рассмотрения. Посчитаем парочку примеров, чтобы понять разницу.
Пример. Вычислите выражения:
[overline{sqrt{4}};quad overline{sqrt[3]{-27}};quad overline{sqrt[4]{-16}}.]
Решение. С первым выражением всё просто:
[overline{sqrt{4}}=left{ 2;-2 right}]
Именно два числа входят в состав множества. Потому что каждое из них в квадрате даёт четвёрку.
[overline{sqrt[3]{-27}}=left{ -3 right}]
Тут мы видим множество, состоящее лишь из одного числа. Это вполне логично, поскольку показатель корня — нечётный.
Наконец, последнее выражение:
[overline{sqrt[4]{-16}}=varnothing ]
Получили пустое множество. Потому что нет ни одного действительного числа, которое при возведении в четвёртую (т.е. чётную!) степень даст нам отрицательное число −16.
Финальное замечание. Обратите внимание: я не случайно везде отмечал, что мы работаем с действительными числами. Потому что есть ещё комплексные числа — там вполне можно посчитать и $sqrt[4]{-16}$, и многие другие странные вещи.
Однако в современном школьном курсе математики комплексные числа почти не встречаются. Их вычеркнули из большинства учебников, поскольку наши чиновники считают эту тему «слишком сложной для понимания».
На этом всё. В следующем уроке мы рассмотрим все ключевые свойства корней и научимся, наконец, упрощать иррациональные выражения.:)
Смотрите также:
- Умножение корней n-й степени
- Свойства арифметического квадратного корня
- Тест к уроку «Знаки тригонометрических функций» (1 вариант)
- Тест по методу интервалов для строгих неравенств
- Вебинар по задачам 18: модуль и окружности
- Решение задач на движение по воде
Содержание:
Перейдем к изучению корней степени п для произвольного натурального числа
Определение:
Пусть называется такое число
степень которого равна
.
Таким образом, утверждение « — корень
-й степени из
» означает, что
.
Корень 3-й степени называется также кубическим.
Например, кубический корень из числа — это число
, так как
. Кубический корень из числа
— это число
, так как
.
Корень 7-й степени из числа 128 — это число 2, так как . Корень 7-й степени из числа -128 — это число -2, так как
. Корень 7-й степени из числа 0 — это 0, так как
.
Во множестве действительных чисел существует единственный корень нечетной степени п из любого числа . Этот корень обозначается
Например, .
Утверждение о существовании корня нечетной степени из любого числа мы принимаем без доказательства. Согласно определению, когда п нечетное, то при любом значении а верно равенство
Например,
Заметим, что 0 — это единственное число, -я степень которого равна 0. Поэтому при любом натуральном
существует единственный корень
-й степени из 0 — это число 0, т. е.
.
Примерами корней четной степени могут служить квадратные корни: -7 и 7 — квадратные корни из 49, а -15 и 15 — из 225. Рассмотрим еще несколько примеров. Корни 4-й степени из числа 81 — это числа 3 и -3, так как и
. Корни 6-й степени из числа 64 — это числа 2 и -2, так как
и
.
Во множестве действительных чисел существует ровно два корня четной степени п из любого положительного числа а, их модули равны, а знаки противоположны. Положительный корень обозначается
Например,
Утверждение о существовании корня четной степени из любого положительного числа мы принимаем без доказательства. Согласно определению, когда четное, то при любом положительном, значении а верно равенство
Например, .
Не существует такого числа, 4-я степень которого равна -81. Поэтому корня 4-й степени из числа -81 не существует. И вообще, поскольку не существует такого числа, четная степень которого была бы отрицательной, то не существует корня четной степени из отрицательного числа.
Определение:
Неотрицательный корень -й степени из числа
называется арифметическим корнем
-й степени из
.
При четном символом
обозначается только арифметический корень
-й степени из числа
(при чтении записи
слово «арифметический» обычно пропускают).
Выражение, стоящее под знаком корня, называется подкоренным выражением.
Извлечь корень -й степени из числа
— это значит найти значение выражения
Так как корня четной степени из отрицательного числа не существует, то выражение при четном
и отрицательном
не имеет смысла.
Например, не имеют смысла выражения
Как мы установили, при любом значении , при котором выражение
имеет смысл, верно равенство
(1)
Поэтому равенство (1) является тождеством.
В конце XV в. бакалавр Парижского университета Н. Шюке внес усовершенствования в алгебраическую символику. В частности, знаком корня служил символ (от латинского слова radix — корень). Так, выражение
в символике Шюке имело вид
Знак корня в современном виде был предложен в 1525 г. чешским математиком К. Рудольфом. Его учебник алгебры переиздавался до 1615 г., и по нему учился знаменитый математик Л. Эйлер.
Знак еще называют радикалом.
Определение корня n-й степени
Корнем степени
из числа
называется число,
степень которого равна
.
Например, корнем степени из числа
является
, потому что
. Корнем
степени из числа
является
и
, потому что
и
.
Если нечетное число, то для любого числа
существует единственное действительное число,
степень которого равна
.
Если четное число, то при
существуют два действительных числа,
степень которых равна
. Эти числа являются взаимно противоположными.
Если четное число, при
не имеет действительного корня.
Арифметическим корнем степени из числа
называется неотрицательное число,
степень которого равна
. Обозначается
и читается так: «корень
степени из числа
». Число
называется подкоренным числом или подкоренным выражением,
— показателем корня. При
отрицательный корень четной степени из числа
обозначается
Корень нечетной степени из отрицательного числа можно выразить через арифметический корень той же степени. Например,
Если , то
Если нечетное число, то выражение
имеет смысл для любого
Если четное число, то выражение
имеет смысл только при
При всех значениях имеющего смысл выражения , справедливо
Если нечетное число,
Если
четное число, то
Пример 1:
Если , то
Пример 2:
Примеры:
- Уравнение с нечетной степенью
имеет единственный действительный корень:
- Уравнение
не имеет действительных корней, т.к. степень с четным показателем не равна отрицательному числу.
- Уравнение
имеет два действительных корня:
Корень n-й степени и его свойства
Свойство 1.
Если и
то,
Корень степени из произведения неотрицательных сомножителей равен произведению корней
степени сомножителей.
Пример:
Свойство 2.
Если и
то,
Корень из дроби степени с неотрицательным числителем и положительным знаменателем равен отношению корней
степени числителя и знаменателя.
Пример:
Свойство 3.
Если — натуральные числа и
, то
Пример:
Свойство 4.
Если — натуральные числа и
, то
Действительно, при выражения
и
имеют смысл и их значения неотрицательны. Т.к.
то,
Пример:
Свойство 5.
Если натуральные числа и
то,
. Если показатель корня и показатель степени подкоренного выражения умножить или разделить на одно и то же натуральное число, то значение корня не изменится. Действительно, согласно свойству 4,
Пример:
Пример: Вычислите значение выражения
- Заказать решение задач по высшей математике
Вынесение множителя из-под знака контроля
Примеры:
Примеры с решением
Пример №1
Верно ли, что:
а) б)
Решение:
а) По определению арифметический корень -й степени из неотрицательного числа
(
—четное число) является неотрицательным числом,
-я степень которого равна подкоренному выражению
.
Поскольку , то равенство
неверное. Верно равенство
б) По определению корень -й степени из числа
(
— нечетное число) является числом,
-я степень которого равна подкоренному выражению
.
Поскольку — верное равенство, то равенство
верное.
Пример №2
Решить уравнение:
Решение:
а) Решением этого уравнения является такое значение , 3-я степень которого равна 7, т. е. по определению кубического корня имеем:
б) Решением этого уравнения является такое значение х, 4-я степень которого равна 5, т. е. (по определению) — это корень 4-й степени из числа 5. Но из положительного числа 5 существуют два корня четвертой степени, которые равны по модулю и имеют противоположные знаки. Поскольку положительный корень обозначают
, то второй корень равен
, т. е.
Ответ:
В тетради решение уравнения б) (аналогично и а)) можно записать так:
Решение:
Ответ:
Пример №3
Решить уравнение:
Решение:
а) Число 8 — четное, значит, данное равенство является тождеством при , поэтому каждое неотрицательное значение х является решением (корнем) уравнения
б) Число 13 — нечетное, значит, данное равенство является тождеством при любом значении , поэтому решением уравнения
является любое действительное число, a R — множество всех его корней.
Ответ:
Пример №4
Решить уравнение:
Решение:
Обозначим , тогда получим уравнение
Корни этого уравнения
Таким образом, имеем
откуда (поясните, почему уравнение
не имеет корней).
Ответ:
- Тождества с корнями, содержащие одну переменную
- Действия с корнями нечетной степени
- Действия с корнями четной степени
- Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия
- Показательные уравнения и неравенства
- Логарифмические уравнения и неравенства
- Степенная функция — определение и вычисление
- Степень с целым показателем
Возведение в степень — это арифметическая операция, первоначально определяемая как результат многократного умножения числа на себя.
Арифметическим квадратным корнем из неотрицательного числа a называется такое неотрицательное число, квадрат которого равен a.
Что такое степень и корень, как сложить, перемножить, поделить степени, как возвести степень в степень и извлечь корень из степени. Как сложить, перемножить, поделить корни, как возвести в степень и извлечь корень из корня. И как вычислить корень из целого числа, когда он извлекается.
Степени с натуральными показателями
Пусть а — произвольное действительное число, а n — число. Произведение
n сомножителей, равных а, называется n-й степенью числа а и обозначается через . При этом а называется основанием, а n — показателем степени. При n = 1 просто полагают
. Таким образом, степень
определяется при любых натуральных значениях n. Поскольку действие возведения в натуральную степень определено через действие умножения, то оно рассматривается как рациональное (арифметическое) действие. Отметим некоторые свойства этого действия.
1) При любых натуральных n, m
Это следует из записи
Таким образом, при умножении степеней с одинаковыми основаниями показатели степени складываются.
2) Если и
, то
Действительно, это следует из равенства
3) При любых натуральных m, n
Действительно, по определению n-й степени числа имеем
и по свойству 1)
что и требовалось получить.
Итак, при возведении степени в степень показатели степени перемножаются.
Доказательство свойств 4) и 5) предоставляется читателю.
Степени с целыми показателями
Свойство 2) п. 9:
установлено при n > m. При n = m или n < m его правая часть не определена, но левая часть сохраняет смысл. Это дает повод ввести определение степени с нулевым и целыми отрицательными показателями степени.
Нулевую степень числа полагают по определению равной единице:
Таким образом, равенство (9.2) становится теперь верным и при n = m .
Степень числа с отрицательным показателем —k определяется равенством
Нулевая и отрицательная степени числа 0 не определяются.
Определение (10.2) делает равенство (9.2) верным и при n < m. Так, если m = n + k, то имеем
Нетрудно проверить, что все правила действия возведения в натуральную степень, указанные в п. 9, сохраняют силу при введенных определениях и при любых целых показателях степени.
Так, например, проверяем, что
т. е. и для отрицательных показателен степени сохраняет силу правило 1) умножения степеней с одинаковыми основаниями.
Пример:
Вычислить:
Решение:
Используем то, что , и применяем правила действий с целыми степенями:
Корни
Если n > 1—натуральное число, а а и b — действительные числа, причем
Ь» = а,
то число b называется корнем n-й степени из числа а. Таким образом, корнем n-й степени из числа а называется каждое число b такое, что его n-я степень равна а.
Действие отыскания корня из числа а называется действием извлечения корня n-й степени из а. Действие извлечения корня степени n является действием, обратным по отношению к действию возведения числа в степень n .
Если n — нечетное число, то, как можно доказать, для любого действительного числа а существует единственное значение корня степени n (в действительной области; извлечение корней в области комплексных чисел рассматривается в п. 18).
Если n — четное, то действие извлечения корня степени n из отрицательного числа невозможно, так как четная степень любого числа неотрицательна. Можно показать, что для любого положительного числа а корень четной степени n имеет два значения, равных по абсолютной величине и противоположных по знаку. Например, числа +3, —3 суть корни квадратные из числа 9. Положительный корень четной степени нз положительного числа называется арифметическим корнем (или арифметическим значением корня). Его единственность видна из такого соображения. Если бы имеюсь два положительных корня и
, то одно из чисел
,
было бы больше другого, например,
. Но тогда и
, т. е. оба числа не могли бы быть корнями степени n из одного и того же числа а. Это рассуждение применимо и к случаю корней нечетной степени.
Наметим обоснование утверждения о существовании корня произвольной степени из любого положительного действительного числа. Прежде всего, может случиться, что корень существует в области натуральных чисел. Если это так, то этим задача решается; если в области натуральных чисел корня не имеется, то найдутся два последовательных целых числа k и k +l такие, что
. Теперь будем рассматривать десятичные дроби вида
, где
= 0, 1, …, 9. Либо среди них имеется искомый корень, либо снова получим для некоторого
Далее будем искать приближение корня в виде дроби с двумя знаками после запятой и т. д. Таким путем в принципе можно построить ряд десятичных приближений по недостатку и по избытку для некоторого действительного числа, которое и следует принять за значение искомого корня (аналогично примеру в п. 6).
Корень степени n обозначается с помощью знака радикала ; при этом для придания символу
вполне определенного смысла условимся понимать под
:
1) единственное значение корня в случае нечетного n (а в этом случае — любое действительное число).
2) арифметический корень степени n из а в случае четного а (в этом случае а > 0).
Корень из нуля при любом показателе n равен нулю.
В случае, если мы хотим рассматривать оба значения корня четной степенн из положительного числа, то пишем ; если перед корнем четной степени знак не написан, то всегда имеют в виду арифметическое значение корня.
В случае корня степени 2 (квадратного корня) пишут просто ; например,
. Корень третьей степени называют кубическим корнем.
Если а — произвольное действительное число, то
при нечетном n и
при четном n (в частности, в случае квадратного корня). Так, например, , но
.
Укажем основные правила действий над корнями; для простоты предположим, что числа под знаком корня—положительные.
1) Извлечение корня из произведения. Корень из произведения равен произведению корней из сомножителей:
Доказательство:
Для доказательства этого (и дальнейших) свойства достаточно проверить, что при возведении обеих частей равенства (11.1) в степень m получим одно и то же число. При этом мы пользуемся соотношением , непосредственно вытекающим из определения корня n-й степени. Имеем
и
откуда и вытекает требуемое свойство.
2) Возведение корня в степень. Для возведения корня в степень достаточно возвести в, эту степень подкоренное выражение, сохраняя показатель корня.
Это правило записывается так:
Свойство 2) непосредственно вытекает из свойства 1), а также может быть проверено возведением обеих частей равенства (11.2) в степень m.
3) Извлечение корня из частного. Корень из частного равен частному от деления корня из числителя на корень из знаменателя:
4) Извлечение корня из степени. Пусть показатель степени m является кратным показателя корня n: m = nk. Тогда
т. е. при извлечении корня из степени показатель степени следует разделить на показатель корня.
Пусть в общем случае m не является кратным n; выполним деление m на n с остатком: m = nq + r. Тогда
Действительно, применяя уже найденные правила, получим
Пример:
5) Извлечение корня из корня. Для извлечения корня из корня достаточно перемножить показатели корней, сохранив подкоренное выражение:
6) Сокращение показателя корня и показателя подкоренного выражения на их общий множитель. Пусть в выражении н. о. д. показателей m и n равен k (п. 3). Это значит, что m = kr и n = ks, причем r и s — целые взаимно простые числа. Тогда
. Это означает, что если показатели корня и подкоренного выражения имеют общий делитель, то на него их можно сократить, не меняя величины корня. Например:
Обратно, если показатели корня и подкоренного выражения умножить на одно и то же число, то корень от этого не изменится. Например:
7) Приведение корней к общему показателю. Пользуясь только что установленным свойством, можно два или несколько корней приводить к общему показателю, который представляет собой н. о. к. показателей всех данных корней.
Это преобразование полезно применять при умножении корней с разными показателями.
Пример:
Упростить произведение
Решение:
Здесь н. о. к. показателей корней равнялось 6; в процессе преобразования мы применили также правило 6) сокращения показателей степени и корня и правило 1).
Аналогичным образом выполняется и деление корней.
Пример:
Степени с рациональными показателями
Степени с действительными показателями. Будем, как и в п. 11, рассматривать только корни из положительных чисел. Мы видели, что в случае, когда m делится нацело на n,
Обобщая это правило, можно ввести следующее определение степени с положительным рациональным показателем p/q:
В случае отрицательного рационального показателя степени —p/q полагают (по аналогии со случаем целого отрицательного показателя степени)
На степени с рациональными показателями распространяются все правила действий над степенями с натуральными и вообще целыми показателями. Для их обоснования достаточно применить правила п. 11 действий над корнями. Докажем, например, свойство
Имеем
Так же получим Отсюда
что и требовалось доказать.
Рассматривают также степени положительного числа а при произвольных действительных показателях. В основу определения при иррациональном х кладется последовательное приближение х рациональными числами. Так, например, для
следует рассмотреть приближения по недостатку и по избытку для
и возводить 3 в соответствующие рациональные степени, записывая
По мере продолжения этого процесса левая и правая части неравенств, выраженные бесконечными десятичными дробями, будут иметь все большее и большее число совпадающих десятичных знаков, которые и будут приниматься за десятичные знаки, определяющие иррациональное число . Более подробно рассматривать этот вопрос мы не можем, но отметим, что
имеет действительное вполне определенное значение при а > 0 и любом действительном х.
Замечание:
Извлечение корня нечетной степени возможно и из отрицательного числа. Поэтому выражению при а < 0 также можно приписать смысл с помощью равенства
в случае, когда несократимая рациональная дробь p/q имеет нечетный знаменатель. В случае четного q и для иррациональных значений показателя степень отрицательного основания не определяется. Нуль в любой положительной степени равен нулю; нулевая и отрицательные степени нуля не определены.
Пример:
Произвести действия, пользуясь отрицательными и дробными показателями степени: .
Решение:
Алгоритм извлечения квадратного корня
Пусть дано произвольное положительное число А; тогда можно указать последовательность арифметических действий, приводящую к вычислению квадратного корня из данного числа с любой заданной степенью точности. Эта последовательность действий, описанная ниже, получает название алгоритма извлечения квадратного корня.
Предположим вначале для простоты, что данное число — целое m-значное; записываем его в виде (см. п. 1). Ответим на вопрос, сколько цифр будет содержать целая часть арифметического квадратного корня из А. Ответ получается из следующего сравнения неравенств для числа и корня из этого числа:
Таким образом, если А — одно- или двузначное число, то целая часть — однозначная; если А — трех- или четырехзначное число, то целая часть
— двузначная и т. д. Вообще, если А — m-значное число, то целая часть
будет (m/2)-значной при четном m и ((m + 1)/2) — значной при нечетном m. Практически это число знаков определяется механически таким образом: число А разбивают на «грани» по две цифры, начиная справа; при этом последняя левая грань может состоять из одной или двух цифр, например:
Число граней и дает нам число цифр целой части .
Следующий шаг состоит в определении первой цифры числа ; эта цифра
легко находится в уме, так как для ее отыскания достаточно помнить квадраты целых чисел от 1 до 9. В самом деле, первая цифра
зависит только от первой (считая слева) грани числа А. Например, содержит
заведомо 5 сотен независимо от цифр
;
содержит одну тысячу независимо от цифр
и т. п. Можно записать
Покажем, из каких соображений можно находить следующую цифру числа
. Цифра
определяется как наибольшая цифра, при которой еще выполняется неравенство (k — число граней А)
или
откуда, тем более,
или
Можно было бы находить из неравенства (13.1), но решение квадратного неравенства является трудоемким; поэтому переходят к простому линейному неравенству (13.2), из которого и получается условие (13.3) для подбора
. Берем наибольшее целое
, удовлетворяющее условию (13.3).
Такое может еще оказаться слишком большим: надо проверить, выполняется ли и неравенство (13.1); если
оказалось слишком большим, то уменьшаем его на единицу и снова проверяем, удовлетворяется ли неравенство (13.1). Таким образом подбирается
.
При этом определяется с использованием лишь первых двух левых граней A, остальные грани А на выбор
не влияют.
Пример:
; для отыскания
имеем неравенство (13.3), которое запишется так:
Наибольшее значение . Проверяем, удовлетворяется ли неравенство (13.1):
Так как неравенство выполнено, то вторая цифра корня равна 3:
Пример:
, для
имеем
Наибольшее возможное значение
но неравенство
неверно. Испытываем :
Неравенство выполнено. Итак,
Замечание:
Здесь практически можно было определить первые две цифры корня сразу, в уме, так как очевидно, что
После того как найдены первые две цифры корня и
, из тех же соображений находят следующие, в том числе и идущие после запятой цифры
. Например, для
исходят из неравенства
получая из него оценку для :
При практическом извлечении корня все вычисления располагают в некоторой определенной схеме, которую мы напомним на тех же примерах и
.
Перед разбором примеров приведем для удобства формулировку правила извлечения корня.
Правило. Чтобы извлечь квадратный корень из данного целого числа, разбивают его справа налево на грани, по две цифры в каждой, кроме первой (крайней левой), в которой может быть и одна цифра.
Чтобы найти первую цифру корня, извлекают квадратный корень из первой грани.
Чтобы найти вторую цифру, из первой грани вычитают квадрат первой цифры корня, к остатку сносят вторую грань и число десятков получающегося числа делят на удвоенную первую цифру корня; полученное целое число подвергают испытанию.
Испытание это производится так: за вертикальной чертой корня (налево от остатка) пишут удвоенное ранее найденное число корня и к нему с правой стороны приписывают испытуемую цифру; получившееся после этой приписки число умножают на испытуемую цифру. Если после умножения получится число, большее остатка, то испытуемая цифра не годится и надо испытывать следующую, меньшую цифру.
Следующие цифры корня находят с помощью того же приема.
Если после снесения грани число десятков получившегося числа окажется меньше делителя, т. е. меньше удвоенной найденной части корня, то в корне ставят 0, сносят следующую грань и продолжают действие дальше.
Пример:
Вычислить: а) с точностью до 0,01; б)
с точностью до 0,1.
Решение:
Примечания:
*) Цифра 7 не выдерживает испытания; переходим к следующей цифре 6. **) Мысленно дополняем подкоренное число нулями за запятой и сносим следующую нулевую грань.
Если подкоренное число выражается десятичной дробью, то деление на грани производится от запятой: для целой части влево, для дробной — вправо:
в остальном процесс извлечения корня остается тем же.
Степени с целым показателем
Мы определили выше степень с натуральным показателем. Ясно, что это определение не годится ни для целых отрицательных, ни для дробных показателей — нельзя взять число сомножителем ни —5, ни раза. В то же время для многих задач физики нужно определить не только степень с рациональным показателем, но даже и степень с иррациональным показателем.
В физике часто встречаются величины, обладающие следующим свойством: за равные промежутки времени величина изменяется в одно и то же число раз. Например, если за первый час своего изменения величина уменьшилась втрое, то и за десятый час она тоже уменьшится втрое. Примером такой величины является масса радиоактивного вещества. Пусть в начале наблюдения был 1 кг этого вещества, а после первых суток осталось а кг, то есть количество вещества изменилось в а раз. Тогда, как показывают опыты, в течение вторых суток количество вещества тоже изменится в а раз. Поэтому после вторых суток останется кг вещества. Точно так же в течение третьих суток количество вещества изменится в а раз, и потому останется
кг вещества.
Таким же образом изменяются все остальные величины, обладающие указанным выше свойством. Именно если в начале наблюдения значение этой величины равняется М, а через 1 единицу времени это значение изменилось в а раз и стало равно Ма, то через n единиц времени значение величины равно
Поскольку величина промежутка времени стоит в показателе формулы (1), закон изменения (1) называют показательным.
Формула (1) не дает ответа на вопросы, чему равно значение величины через единицы времени, или за 3 единицы времени до начала наблюдения и т. д.
Естественно обозначить значение величины через t единиц времени после начала наблюдения так: При этом t может быть как целым, так и дробным, как положительным, так и oтрицательным (в последнем случае речь идет о моментах времени, предшествовавших началу наблюдения). Но чтобы формула
получила смысл, надо обобщить понятие о степени, ввести степени не только с натуральными, но и с произвольными показателями. Мы решим задачу о распространении понятия степени на случай целых показателей — положительных, отрицательных и равных нулю.
При обобщении понятия степени мы будем руководствоваться следующим требованием.
Для степеней с любыми показателями должны оставаться в силе основные свойства степеней с натуральными показателями:
Иными словами, эти свойства должны оставаться справедливыми не только для натуральных, но и для любых показателей. Обычно мы будем пользоваться одним из этих свойств для введения соответствующего определения, после чего будем проверять выполнение остальных свойств.
Отметим, что два подхода — с точки зрения физики и с точки зрения математики — согласуются друг с другом.
Выясним физический смысл свойств 3) и 5). Пусть сначала прошло m единиц времени, а потом n единиц времени. За первые m единиц времени величина изменится в раз, а за следующие n единиц времени она изменится в
раз. Поэтому за m+n единиц времени она изменится в
раз. Но, с другой стороны, за m+n единиц времени она изменяется в
. Значит, должно выполняться равенство
При этом т и п могут быть произвольными, а не только натуральными числами.
Аналогично истолковывается смысл свойства 5). Примем m единиц времени за новую единицу измерения (например, перейдем от секунд к минутам или часам). Тогда за одну новую единицу измерения времени наша величина изменяется в раз, а за n новых единиц времени — в
, то есть в
раз. Но n новых единиц времени равно mn первоначальных единиц, а по условию за mn единиц времени величина меняется в
раз. Значит,
И здесь m и n могут быть любыми, а не только натуральными числами.
Степень с нулевым показателем
Рассмотрим равенство
Пока что оно имеет смысл лишь при натуральных значениях n. Выясним, как надо определить , чтобы равенство (1) выполнялось и при n = 0. Положим в (1) n = 0. Тогда равенство примет вид
Отсюда ясно, что при надо положить
. Значение 0° не определяется.
Проверим, согласуется ли это определение с физическим подходом. Мы рассматриваем величины, которые в момент времени t принимают значение где М — значение величины при t = 0. Поэтому должно вы полнятся равенство
, из которого и следует, что
Степень с целым отрицательным показателем
Определим степень с целым отрицательным показателем — n (то есть где n — натуральное) так, чтобы равенство
выполнялось не только для натуральных и нулевых значений m и n, но для всех целых значений. Положим в этом равенстве m = —n. Мы получим тогда, что
Отсюда следует, что при надо положить
При а =0 выражение не определяется.
Снова проверим, насколько согласуется введенное определение с физическим смыслом, который был придан значению Теперь нам надо найти значение величины при t = —n, то есть за n единиц времени до начала измерения. Обозначим это значение через m. Так как в течение каждой единицы времени значение величины изменяется в а раз, то за n единиц времени значение величины изменится в
раз и станет равным
Но по условию при t = 0 значение величины равно М . Поэтому
, значит,
. С другой стороны, при t = —n значение величины должно равняться
Поэтому
Мы снова пришли к тому же результату:
Мы распространили понятие степени на случай любого целого показателя — положительного, отрицательного и нулевого. Покажем, что при этом выполняются свойства 1) — 5) степеней, сформулированные в п. 1 (при этом, конечно, основания степеней должны отличаться от нуля).
Докажем, что выполняется равенство Если n = 0, то оно принимает вид
и, очевидно, имеет место, так как
Пусть теперь n = — k — целое отрицательное число. Тогда k > 0 и потому
Но и потому имеем
Тем самым доказано выполнение равенства 1) и при целых отрицательных значениях n.
Точно так же доказывается выполнение равенства
Доказательство выполнения свойства 3) несколько сложнее, так как приходится разбирать несколько случаев, в зависимости от знаков чисел m , n и m+n. Мы разберем один из этих случаев, когда m>0, n<0, m+n>0. Обозначим n через — k. Тогда m — k >0 и потому
Предоставляем читателю разобрать остальные случаи (включая и те, когда одно из чисел m, n, m+n обращается в нуль). Доказательство равенства 4)
проводится тем же способом.
Наконец, докажем соотношение 5): Положим n = —k. Тогда mn = — mk и потому
Случаи, когда m и n имеют иные знаки или обращаются в нуль, разбираются точно так же. Например, поскольку обе части равенства равны 1
Итак, для степеней с любым целым показателем выполняются свойства 1) — 5) из п. 1. Отметим еще некоторые свойства этих степеней.
Если а — положительное число, то для всех целых значений n число положительно.
Имеют место равенства:
и
(здесь k обозначает любое целое число). Отсюда следует, что если а — отрицательное число, то положительно, а
отрицательно.
Примеры:
Вычислить выражение
Сначала выполним указанные действия, а потом освободимся от отрицательных показателей. Итак, наше выражение равно:
Корни. Степени с рациональными показателями
Пусть а — положительное число и n — натуральное число. Можно доказать, что существует одно и только одно положительное число b такое, что Это число называют арифметическим корнем n-й степени из а и обозначают
Итак, если а и b — положительные числа, то записи
и
обозначают одно и то же.
Число а называют подкоренным выражением, а n—показателем корня. Принято при n = 2 опускать показатель корня. Поэтому означает
Отметим, что наряду со словом «корень» употребляют слово «радикал». Мы будем применять этот термин в тех случаях, когда корень из числа можно спутать с корнем уравнения.
Введем понятие алгебраического корня. Говорят, что число b является алгебраическим корнем n-й степени из числа а, если
Таким образом, по сравнению с понятием арифметического корня здесь опускается требование положительности чисел а и b. Если n =2k — четное число и а > 0, то существуют два алгебраических корня степени 2k из а, а именно
(обозначение
мы сохраняем здесь для арифметического корня). В самом деле,
Так как четная степень любого действительного числа неотрицательна, то из отрицательного числа нельзя извлечь действительного корня четной степени. Позже мы познакомимся с комплексными числами, введение которых позволяет определять корни четной степени и из отрицательных чисел.
Если n=2k+1 — нечетное число, то из любого действительного числа а можно извлечь корень степени n. Именно если а >0, то этим корнем является Если же а<0 , то этот корень имеет вид—
В самом деле, — а >0 и потому
Степени с рациональными показателями
Были определены степени с любыми целыми показателями. Обобщим далее понятие степени, введя степени с любыми рациональными показателями. Это обобщение тесно связано с понятием корня.
Пусть r — рациональное число и а — положительное число. Запишем число r в виде дроби , где p и q — целые числа. Не теряя общности, можно считать, что q>0 (например,
Нам надо определить выражение так, чтобы сохранились все свойства степеней. В частности, должно выполняться равенство:
Из него следует, что надо определить как корень q-й степени из
Мы ограничиваемся при этом арифметическими значениями корней
При р = 1 получаем:
Например,
При мы не определяем смысл выражения
,
Ясно, что при определении (3) для выражения
выполняется соотношение (1).
В следующем пункте мы выведем свойства степеней с рациональными показателями. Нам понадобятся для этого следующие два утверждения. а) Если а и b — положительные числа, причем а>b, и если n — натуральное число, то
Докажем это утверждение индукцией по n. При n = 1 оно имеет место. Пусть уже доказано, что Умножая соответствующие части неравенств
получаем, что
В силу принципа математической индукции неравенство
верно для всех натуральных значений n.
Другое доказательство этого неравенства следует из тождества
Если а > b, а > 0 и b>0, то обе скобки в правой части равенства положительны и потому
Из свойства а) непосредственно вытекает следующее утверждение:
б) Если а и b — такие положительные числа, что для некоторого натурального числа n имеем
В самом деле, если бы мы имели, например, а >b, то по свойству а) выполнялось бы неравенство вопреки предположению.
Каждое рациональное число можно различными способами записать в виде дроби. Например, Определение степени с рациональным показателем на первый взгляд зависит от способа записи показателя в виде дроби. Покажем, что это не так, то есть что для любого натурального числа n при а > 0 выполняется равенство:
Для этого возведем обе части равенства (4) в степень qn. В силу свойства 5) степеней с натуральным показателем и равенства (1) имеем:
С другой стороны, по формуле (1),
Таким образом, qn-е степени обеих частей доказываемого равенства (4) совпадают. В силу утверждения б) отсюда вытекает справедливость равенства (4).
Можно доказать, что определение (2) согласуется с физическим смыслом степеней с показателем (см. стр. 93).
Свойства степеней с рациональными показателями
Докажем, что для степеней с рациональными показателями сохраняются основные свойства степеней с натуральными показателями.
Сначала докажем, что при х >О, у >0 и любом рациональном r
Пусть , где q > 0. Тогда равенство (1) примет вид
Возведем обе части равенства (1′) в степень q. В силу формулы (I), п. 2, и свойства 1) степеней с натуральным показателем имеем:
С другой стороны
Мы доказали, что q-е степени обеих частей доказываемого равенства (1) имеют одно и то же значение Поэтому по утверждению б), п. 2, справедливо и равенство
. Но тогда справедливо и равенство (1).
Совершенно так же доказывается, что если х > 0 и у > 0, а r — рациональное число, то
Теперь докажем, что при х > 0 для любых рациональных чисел г, и г2 выполняется равенство:
Сначала рассмотрим случай, когда изображаются дробями с одинаковыми знаменателями:
В этом случае доказываемое равенство принимает вид:
Возведем обе части этого равенства в степень q. Мы получим, что
С другой стороны
Таким образом, q-е степени обеих частей равенства (4) имеют одно и то же значение , а потому равенство (4) справедливо.
Итак, равенство (3) доказано для случая, когда изображаются дробями с одинаковым знаменателем. Но любые два рациональных числа можно представить в виде дробей с одинаковыми знаменателями: если
то можно положить
Поэтому равенство (3) верно для любых рациональных чисел
Совершенно так же доказывается выполнение равенства
для положительных х и рациональных
Наконец, докажем, что если х — положительное число и
— рациональные числа, то
В самом деле, пусть Нам надо доказать, что
Для этого возведем обе части равенства (7) в степень По формуле (1) п. 2, мы имеем
С другой стороны,
Так как степени обеих частей доказываемого равенства (7) имеют одно и то же значение
то это равенство справедливо. Тем самым доказано и равенство (6).
Решение заданий и задач по предметам:
- Математика
- Высшая математика
- Математический анализ
- Линейная алгебра
Дополнительные лекции по высшей математике:
- Тождественные преобразования алгебраических выражений
- Функции и графики
- Преобразования графиков функций
- Квадратная функция и её графики
- Алгебраические неравенства
- Неравенства
- Неравенства с переменными
- Прогрессии в математике
- Арифметическая прогрессия
- Геометрическая прогрессия
- Показатели в математике
- Логарифмы в математике
- Исследование уравнений
- Уравнения высших степеней
- Уравнения высших степеней с одним неизвестным
- Комплексные числа
- Непрерывная дробь (цепная дробь)
- Алгебраические уравнения
- Неопределенные уравнения
- Соединения
- Бином Ньютона
- Число е
- Непрерывные дроби
- Функция
- Исследование функций
- Предел
- Интеграл
- Двойной интеграл
- Тройной интеграл
- Интегрирование
- Неопределённый интеграл
- Определенный интеграл
- Криволинейные интегралы
- Поверхностные интегралы
- Несобственные интегралы
- Кратные интегралы
- Интегралы, зависящие от параметра
- Квадратный трехчлен
- Производная
- Применение производной к исследованию функций
- Приложения производной
- Дифференциал функции
- Дифференцирование в математике
- Формулы и правила дифференцирования
- Дифференциальное исчисление
- Дифференциальные уравнения
- Дифференциальные уравнения первого порядка
- Дифференциальные уравнения высших порядков
- Дифференциальные уравнения в частных производных
- Тригонометрические функции
- Тригонометрические уравнения и неравенства
- Показательная функция
- Показательные уравнения
- Обобщенная степень
- Взаимно обратные функции
- Логарифмическая функция
- Уравнения и неравенства
- Положительные и отрицательные числа
- Алгебраические выражения
- Иррациональные алгебраические выражения
- Преобразование алгебраических выражений
- Преобразование дробных алгебраических выражений
- Разложение многочленов на множители
- Многочлены от одного переменного
- Алгебраические дроби
- Пропорции
- Уравнения
- Системы уравнений
- Системы уравнений высших степеней
- Системы алгебраических уравнений
- Системы линейных уравнений
- Системы дифференциальных уравнений
- Арифметический квадратный корень
- Квадратные и кубические корни
- Извлечение квадратного корня
- Рациональные числа
- Иррациональные числа
- Арифметический корень
- Квадратные уравнения
- Иррациональные уравнения
- Последовательность
- Ряды сходящиеся и расходящиеся
- Тригонометрические функции произвольного угла
- Тригонометрические формулы
- Обратные тригонометрические функции
- Теорема Безу
- Математическая индукция
- Показатель степени
- Показательные функции и логарифмы
- Множество
- Множество действительных чисел
- Числовые множества
- Преобразование рациональных выражений
- Преобразование иррациональных выражений
- Геометрия
- Действительные числа
- Степень с рациональным показателем
- Тригонометрические функции угла
- Тригонометрические функции числового аргумента
- Тригонометрические выражения и их преобразования
- Преобразование тригонометрических выражений
- Комбинаторика
- Вычислительная математика
- Прямая линия на плоскости и ее уравнения
- Прямая и плоскость
- Линии и уравнения
- Прямая линия
- Уравнения прямой и плоскости в пространстве
- Кривые второго порядка
- Кривые и поверхности второго порядка
- Числовые ряды
- Степенные ряды
- Ряды Фурье
- Преобразование Фурье
- Функциональные ряды
- Функции многих переменных
- Метод координат
- Гармонический анализ
- Вещественные числа
- Предел последовательности
- Аналитическая геометрия
- Аналитическая геометрия на плоскости
- Аналитическая геометрия в пространстве
- Функции одной переменной
- Высшая алгебра
- Векторная алгебра
- Векторный анализ
- Векторы
- Скалярное произведение векторов
- Векторное произведение векторов
- Смешанное произведение векторов
- Операции над векторами
- Непрерывность функций
- Предел и непрерывность функций нескольких переменных
- Предел и непрерывность функции одной переменной
- Производные и дифференциалы функции одной переменной
- Частные производные и дифференцируемость функций нескольких переменных
- Дифференциальное исчисление функции одной переменной
- Матрицы
- Линейные и евклидовы пространства
- Линейные отображения
- Дифференциальные теоремы о среднем
- Теория устойчивости дифференциальных уравнений
- Функции комплексного переменного
- Преобразование Лапласа
- Теории поля
- Операционное исчисление
- Системы координат
- Рациональная функция
- Интегральное исчисление
- Интегральное исчисление функций одной переменной
- Дифференциальное исчисление функций нескольких переменных
- Отношение в математике
- Математическая логика
- Графы в математике
- Линейные пространства
- Первообразная и неопределенный интеграл
- Линейная функция
- Выпуклые множества точек
- Система координат
Что такое корень n-й степени из действительного числа
Чтобы научиться работать с корнями степени (n), необходимо знать, что такое арифметический КВАДРАТНЫЙ корень и его свойства.
Корнем n-й степени ((n=2, 3, 4, 5, 6… )) некоторого числа (a) называют такое неотрицательное число (b), которое при возведении в степень (n in N) дает (a). Корень n-ой степени обозначается при помощи знака радикала (sqrt[n]{a}):
$$ sqrt[n]{a}=b; $$
$$ b^{n}=underbrace{b*b*b*…*b}_{n ; раз}=a. $$
Число (n in N) при этом называют показателем корня, а число (a) подкоренным выражением.
Если (n=2), то перед вами корень 2-й степени или, другими словами, обычный арифметический квадратный корень, который все проходили в 8-м классе.
Если (n=3), то это корень 3-й степени, (sqrt[3]{a}). Его обычно называют кубическим корнем. Чтобы его вычислить, нужно найти такое число, которое умноженное на само себя три раза, даст подкоренное выражение.
Если (n=4), то корень 4-й степени, (sqrt[4]{a}) и т.д.
Операция извлечения корня n-й степени является обратной к операции возведения в n-ю степень. Для того, чтобы вычислить корень n-й степени от (a), нужно сообразить какое число в степени (n) будет давать (a).
Пример 1
$$ sqrt[3]{27}=3 $$
Кубический корень из числа 27 равняется 3. Действительно, если число 3 возвести в 3-ю степень, то мы получим 27.
Пример 2
$$ sqrt[4]{16}=2 $$
Корень 4-й степени из 16-и равен 2. Двойка в 4-й степени равна 16.
Пример 3
$$ sqrt[n]{0}=0 $$
Если извлечь корень n-й степени из 0, всегда будет 0.
Пример 4
$$ sqrt[n]{1}=1 $$
Если извлечь корень n-й степени из 1, всегда будет 1.
Пример 5
$$ sqrt[3]{19}= ? $$
Мы не можем в уме подобрать такое число, которое при возведении в 3-ю степень даст 19. Если посчитать на калькуляторе, то получим (2,668…) – иррациональное число с бесконечным количеством знаков после запятой.
Обычно, в математике, когда у вас получается иррациональное число, корень не считают и оставляют так как есть (sqrt[3]{19}).
Что же делать, если под рукой нет калькулятора, а нужно оценить, чему равен такой корень. В этом случае нужно подобрать справа и слева ближайшие числа, корень из которых посчитать можно:
$$ sqrt[3]{8} le sqrt[3]{19} le sqrt[3]{27} $$
$$ 2 le sqrt[3]{19} le 3 $$
Получается, что наш корень лежит между числами 2 и 3.
Пример 6
Оценить значение (sqrt[4]{15}= ?)
$$ sqrt[4]{1} le sqrt[4]{15} le sqrt[4]{16}; $$
$$ 1 le sqrt[4]{15} le 2; $$
Корень четной и нечетной степеней
Надо четко различать правила работы c четными и нечетными степенями. Дело в том, что корень четной степени можно взять только из неотрицательного числа. Из отрицательных чисел корень четной степени не существует.
Корень нечетной степени можно посчитать из любых действительных чисел. Иногда в школьной программе встречаются задания, в которых требуется определить имеет ли смысл выражение:
Пример 7
$$ sqrt[3]{-27}=-3 $$
Данное выражение имеет смысл, так как корень нечетной степени можно посчитать из любого числа, даже отрицательного. Напоминаю, что извлечь корень 3-й степени, значит найти такое число, которое при возведении в 3-ю степень даст покоренное выражение. Если ((-3)) умножить на само себя три раза, то мы получим покоренное выражение (-27=(-3)*(-3)*(-3)).
Пример 8
$$ sqrt[4]{-27} $$
Так как корень четной степени, а под корнем стоит отрицательное число, то выражение не имеет смысла. Невозможно найти число, которое при умножении на само себя четыре раза, даст отрицательное значение.
Из-под знака нечетного показателя корня можно выносить минус. Это упрощает процесс подсчета.
$$sqrt[5]{-32}=-sqrt[5]{32}=-2;$$
Свойства корня n-й степени
Пусть есть два числа a и b, для них будут выполняться следующие свойства:
$$ (sqrt[n]{a})^n=a $$
$$ sqrt[n]{a^n}=a $$
$$ sqrt[n]{a*b}=sqrt[n]{a}*sqrt[n]{b} $$
$$ sqrt[n]{frac{a}{b}}=frac{sqrt[n]{a}}{sqrt[n]{b}}, b neq 0 $$
$$ (sqrt[n]{a})^k=sqrt[n]{a^k} $$
$$sqrt[n] {sqrt[k]{a}}=sqrt[n*k]{a} $$
$$ sqrt[n*p]{a^{k*p}}=sqrt[n]{a^k} $$
При использовании вышеперечисленных свойств важно помнить: корень четной степени не существует из отрицательных чисел, и сам корень четной степени всегда положителен. Надо быть внимательным и следить, чтобы в ходе преобразований эти ограничения не нарушались.
Рассмотрим примеры на свойства корня степени (n).
Пример 9
$$(sqrt[5]{7})^5=7;$$
При возведении корня с показателем (n) в степень (n) остается просто подкоренное выражение, так как возведение в степень и извлечение корня это взаимно обратные операции.
Обратите внимание, что неважно, где стоит степень — над корнем или под корнем, результат будет одинаковым.
$$sqrt[5]{7^5}=7$$
Из рассмотренного выше примера следует свойство ((sqrt[n]{a})^k=sqrt[n]{a^k}). Не имеет значения, извлекаете ли вы сначала корень, а потом возводите в степень, или наоборот, сначала возводите в степень подкоренное выражение, и только потом извлекаете корень.
Пример 10
$$sqrt[3]{8^2}=(sqrt[3]{8})^2=2^{2}=4;$$
$$sqrt[3]{8^2}=sqrt[3]{64}=4;$$
Получается одно и тоже.
Более того, показатель корня и степень подкоренного выражения можно домножить на одно и тоже число (p), результат от этого не изменится. Может пригодиться в различных преобразованиях и при сравнении корней между собой.
$$ sqrt[n]{a^k}=sqrt[n*p]{a^{k*p}};$$
Пример 11
$$ sqrt[3]{10^2}=sqrt[3*2]{10^{2*2}}=sqrt[6]{10^{4}}=sqrt[6]{1000};$$
Эту же формулу можно использовать наоборот:
$$ sqrt[n*p]{a^{k*p}}=sqrt[n]{a^k} $$
То есть можно сокращать показатель корня и степень подкоренного выражения, что существенно упрощает вычисления в некоторых случаях.
Пример 12
$$ sqrt[6]{16}=sqrt[6]{2^4}=sqrt[3]{2^2}=sqrt[3]{4};$$
Рассмотрим применение формул корня от произведения и частного, без которых невозможно решить ни один приличный пример.
Корень степени (n) от произведения равен произведению корней степени (n) от этих множителей.
$$ sqrt[n]{a*b}=sqrt[n]{a}*sqrt[n]{b} $$
И аналогично корень степени (n) от частного равен частному корней n-й степени.
$$ sqrt[n]{frac{a}{b}}=frac{sqrt[n]{a}}{sqrt[n]{b}}, b neq 0 $$
Пример 13
$$sqrt[3]{125*8}=sqrt[3]{125}*sqrt[3]{8}=5*2=10;$$
$$sqrt[3]{-frac{27}{8}}=frac{-sqrt[3]{27}}{sqrt[3]{8}}=frac{-3}{2};$$
Формулы справедливы не только для двух множителей:
Пример 14
$$sqrt[3]{125*8*27}=sqrt[3]{125}*sqrt[3]{8}*sqrt{27}=5*2*3=30;$$
Пример 15
$$sqrt[4]{frac{16*81}{625}}=frac{sqrt[4]{16*81}}{sqrt[4]{625}}=frac{sqrt[4]{16}*sqrt[4]{81}}{sqrt[4]{625}}=frac{2*3}{5}=frac{6}{5};$$
Обратите внимание! Формулы произведения и частного корней справедливы только для корней с одинаковыми показателями. Нельзя перемножить корни с разными показателями.
$$sqrt[3]{6}*sqrt[4]{7}=?$$
Ничего здесь сделать мы не можем!
И следите за отрицательными числами при использовании корней четной степени. Произведение двух отрицательных чисел может существовать под одним корнем, так как они при умножении дают знак плюс. Но разбивать такое произведение на два корня четной степени ни в коем случае нельзя: выражение теряет всякий смысл.
$$sqrt[4]{-15*(-7)} neq sqrt[4]{-15}*sqrt[4]{-7};$$
$$sqrt[4]{-15*(-7)} = sqrt[4]{15*7}=sqrt[4]{15}*sqrt[4]{7};$$