Говорить о том, как подчеркивается числительное (далее – ЧС), значит, иметь в виду синтаксическую роль имени числительного в предложениях. Известно, что каждая часть речи (самостоятельная или служебная) выполняет определенные функции. Такая участь не обошла и ЧС. Далее мы рассмотрим все синтаксические роли ЧС, расскажем, как их подчеркивать.
Роль в предложении
В контексте все ЧС (количественные, собирательные, порядковые) могут составлять грамматическую основу или играть роли второстепенных членов предложения.
Однако количественные и собирательные могут выполнять лишь второстепенную роль, вступая во взаимодействия с именами существительными и образуя неделимые конструкции (словосочетания). В качестве определения чаще всего выступают порядковые ЧС.
Понятно, что при синтаксическом разборе предложения имена числительные должны подчеркиваться соответственно выполняемой ими роли. Далее подробно разберем, в каких случаях ЧС выступает в качестве главных и второстепенных членов предложения, как подчеркивается при синтаксическом разборе.
Подлежащее
Выступая в роли подлежащего, ЧС отвечают на вопросы «кто?» и «что?», выражают его полностью или являются его частью:
- Шестью восемь (что?) – сорок восемь.
- Около дома были рабочие: двое (кто?) – сидели на скамейке, трое (кто?) – стояли.
- В автобусе было семь пассажиров (кто?), двое (кто?) – сидели.
- Одна целая две десятых (что?) делится пополам.
Подчеркиваются числительные в роли подлежащего традиционно – сплошной прямой линией (–).
Сказуемое
Функция сказуемого обычно заключается в обозначении действия или состояния подлежащего. Если же оно выражено числительным то, как правило, обозначает результат и обычно отвечает на вопрос «сколько?». Может полностью выражать этот главный член предложения, может быть частью составного именного сказуемого. При разборе подчеркивается двумя сплошными линиями (=).
- Моя любимая цифра – (сколько?) восемнадцать.
- День Победы – (каково?) девятое мая.
- Три плюс три – (сколько?) шесть.
Дополнение
Чаще всего, ЧС бывают дополнениями в сочетании с сущ., подразумеваемыми или графически отраженным в контексте. Отвечают дополнения на вопросы всех падежей, кроме именительного, обозначаются при синтаксич. разборе прерывистой линией (—).
- К 75-летию Победы мы посадили в парке (что?) семьдесят пять елей.
- Трудоустройство прошло отлично – (кого?) обоих приняли на завод.
- Весь день думал (о чем?) об одном, когда закончится смена.
Обстоятельство
Выполняя роль обстоятельства, ЧС вступают во взаимодействие с другими частями речи, образуют словосочетания. Подчеркиваются – тире точка (-.-.-), к ним можно задать вопросы, присущие обстоятельствам – места, времени, образа действия и т. д.
- Через три минуты (когда?) поезд тронется.
- В трех шагах (где?) стоял еще один человек.
- На рыбалку собрались быстро – за десять минут (каким образом?).
Определение
В отличие от других членов предложения выражается порядковыми числительными, отвечающими на вопрос – «как(-ой, -ое, -ая, -ие)?», реже – собирательными.
Подчеркивается волнистой линией (~).
Седьмой (какой?) участник заезда вырвался вперед.
Все (какие?) шестеро детей были хорошо воспитаны.
Девушка живет на (каком?) пятом этаже.
Как подчеркивается имя числительное
Имя числительное – универсальная часть речи, которая в предложении может выступать практически любым членом. В данной статье представлены все правила подчеркивания числительных, в зависимости от их роли в речевой конструкции. Также приведены наглядные примеры.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Числительное – такая часть речи, которая несёт на себе немало функций в тексте. Оно может быть практически любым членом предложения.
Как подчёркивается числительное в предложении?
Графическое выделение членов предложения выполняется по общим правилам, независимо от того, какой частью речи является то или иное слово.
То есть, подлежащее в предложении подчёркивается одной чертой. Следовательно, и числительное, играющее эту роль, будет подчёркиваться только так. Например: Сто плюс сорок
(что?) будет сто сорок. Семь (что?) – сказочное число.
Числительное может входить в состав подлежащего вместе со словами других частей речи. В таком случае одной линией подчёркиваются все слова в устойчивом сочетании.
ТОП-1 статья
которые читают вместе с этой
Почти восемьдесят процентов людей (кто?) в мире пользуется услугами мобильных операторов.
При выполнении роли сказуемого имя числительное подчёркивается двумя чертами: Пятью девять – сорок пять (каков результат?).
Числительное, которое играет роль дополнения, подчёркивается штриховой линией:
В лесу построили семь кормушек (кого? что?) для травоядных животных. Восемнадцати выпускникам(кому?) школы вручили грамоты за отличную учёбу.
В некоторых случаях эта часть речи в предложении выступает в роли обстоятельства и отвечает на вопросы где? когда? как долго? и т.д. В таком случае его нужно подчеркнуть штрих-пунктиром. Например: Иван Сергеевич Тургенев познакомился с Белинским в тысяча восемьсот сорок третьем году (когда?
). В 18 километрах (где?)от села располагался чудесный пруд с кувшинками.
Определение подчёркивают волнистой чертой, поэтому порядковые числительные в большинстве случаев будем подчёркивать так же: Первому (которому?) пассажиру вагона повезло больше всех. Семнадцатый(какой?) век в истории Российской Империи был одним из самых смутных периодов.
Оценка статьи
А какая ваша оценка?
Числительное относится к самостоятельной и полноценной части речи. Оно обозначает конкретные числа, а также порядок, количество предметов и дроби. В предложении данной части речи отводится своя роль.
Числительное отличается универсальностью. Оно бывает подлежащим. Также оно может выполнять роль сказуемого. Также бывает дополнением. Ему может отводиться роль определения и обстоятельства.
Читайте в статье
- Как подчеркивается числительное в предложении?
- В статусе подлежащего
- В качестве сказуемого
- В роли дополнения
- Обстоятельства
- Определения
- Заключение
Как подчеркивается числительное в предложении?
Количественные числительные бывают в предложениях любыми членами. Порядковым чаще отводится роль определения. В ряде частных случаев они являются подлежащими, а также сказуемыми. Несколько реже они имеют статус обстоятельства.
Собирательные числительные преимущественно играют роль подлежащего. В некоторых случаях они являются дополнением, определением.
Дробным же числительным обычно отводится статус подлежащего. Иногда они являются дополнением или сказуемым.
Количественные числительные часто комбинируются с существительными. В результате вместе они выступают в качестве одного и того же члена предложения. Такие же комбинации возможны и у собирательных числительных.
В статусе подлежащего
Если часть речи имеет статус подлежащего, то она отвечает на вопросы «что?», «кто?». Числительное может быть как полноценным подлежащим, так и являться его составной частью. Например:
- Две собаки лаяли у крыльца.
- Восемнадцатое марта – мой день рождения.
- Шестеро сидели на лавке.
- Две пятых учеников не сдали экзамен.
В предложениях такие числительные нужно подчеркивать одной сплошной линией.
В качестве сказуемого
Если часть речи выступает в роли этого члена предложения, то она обозначает какое-то действие, а также его результат. В качестве сказуемого числительное отвечает на простой вопрос «сколько?». Оно может быть как единоличным сказуемым, так и быть в составе именного сказуемого вместе с существительным или глаголом. Например:
- Мое самое любимое число – одиннадцать.
- День ВДВ – второе августа.
- На тех соревнованиях мы стали пятыми.
- Доля хозяйства в общем фонде составляла одну треть.
В предложении в роли сказуемого подчеркивается двумя чертами.
В роли дополнения
В данном качестве часть речи отвечает на вопросы всех имеющихся в языке падежей. Исключением является только именительный падеж. Нередко числительные-дополнения комбинируются с существительными. Они вместе являются дополнением. Например:
- Он привез с собой двенадцать коробок.
- Надо прибавить к семнадцати еще пару.
- На протяжении недели я вспоминал о трех важных событиях своей прошлой жизни.
- Только пятерым работникам дали премию.
Числительные-дополнения подчеркиваются пунктиром.
Обстоятельства
В данной роли часть речи отвечает на такие вопросы, как «когда?» или «где?». Числительные могут комбинироваться с существительными. В таком случае они вместе будут являться в предложении обстоятельством. Например:
- Он родился в тысяча девятьсот восемьдесят девятом году.
- Нам сообщили, что автобус поедет через двенадцать минут.
- Я поеду домой двадцать восьмого февраля.
- Поезд отправится из депо в три часа дня.
Числительные-обстоятельства в предложениях выделяются штрих-пунктирной линией.
Определения
Чаще определением в предложениях выступают порядковые числительные. Они отвечают на такие вопросы: «какой?» или «какая?». Числительные-определения выделяются волнообразной линией. Например:
- Шестой человек вышел из кабинета врача.
- Он мне сказал, что живет на тринадцатом этаже.
- Дочь сказала, что математика у нее будет первым уроком.
- Мне назначили встречу на пятом этаже торгового центра.
Реже собирательные числительные являются определением в предложениях. Например:
- Все семеро подростков были отправлены домой.
- У обоих братьев были проблемы со здоровьем.
- Все четверо учеников получили плохие оценки за экзамен.
- С обеими сестрами у него были натянутые отношения.
Иногда количественные числительные тоже могут являться определением в различных предложениях. Среди примеров можно выделить следующие: Он прожил жизнь (какую?) в девяносто лет. Это мое любимое число (какое?) «тринадцать». Тягач поднял вес (какой?) в сто сорок килограммов.
Заключение
Числительным может отводиться в предложении роль любого его члена. При этом играет роль их конкретный разряд. Количественные могут быть любыми членами.
Порядковые же обычно являются определением. Но они могут быть и подлежащим, а также сказуемым. Еще реже они бывают обстоятельством.
Собирательные преимущественно играют роль подлежащего. Реже они выступают дополнением, определением.
Дробные числительные в большинстве случаев являются подлежащим, еще реже они бывают дополнением, сказуемым.
Числительное-подлежащее подчеркивается сплошной линией, сказуемое – двумя сплошными, дополнение – пунктиром, обстоятельство – штрих-пунктиром, а определение – волнистой линией.
Подчеркиваем числительное в предложении
Говорить о том, как подчеркивается числительное (далее – ЧС), значит, иметь в виду синтаксическую роль имени числительного в предложениях. Известно, что каждая часть речи (самостоятельная или служебная) выполняет определенные функции. Такая участь не обошла и ЧС. Далее мы рассмотрим все синтаксические роли ЧС, расскажем, как их подчеркивать.
Роль в предложении
В контексте все ЧС (количественные, собирательные, порядковые) могут составлять грамматическую основу или играть роли второстепенных членов предложения.
Однако количественные и собирательные могут выполнять лишь второстепенную роль, вступая во взаимодействия с именами существительными и образуя неделимые конструкции (словосочетания). В качестве определения чаще всего выступают порядковые ЧС.
Понятно, что при синтаксическом разборе предложения имена числительные должны подчеркиваться соответственно выполняемой ими роли. Далее подробно разберем, в каких случаях ЧС выступает в качестве главных и второстепенных членов предложения, как подчеркивается при синтаксическом разборе.
Подлежащее
Выступая в роли подлежащего, ЧС отвечают на вопросы «кто?» и «что?», выражают его полностью или являются его частью:
Подчеркиваются числительные в роли подлежащего традиционно – сплошной прямой линией (–).
Сказуемое
Функция сказуемого обычно заключается в обозначении действия или состояния подлежащего. Если же оно выражено числительным то, как правило, обозначает результат и обычно отвечает на вопрос «сколько?». Может полностью выражать этот главный член предложения, может быть частью составного именного сказуемого. При разборе подчеркивается двумя сплошными линиями (=).
Дополнение
Чаще всего, ЧС бывают дополнениями в сочетании с сущ., подразумеваемыми или графически отраженным в контексте. Отвечают дополнения на вопросы всех падежей, кроме именительного, обозначаются при синтаксич. разборе прерывистой линией (—).
Обстоятельство
Выполняя роль обстоятельства, ЧС вступают во взаимодействие с другими частями речи, образуют словосочетания. Подчеркиваются – тире точка (-.-.-), к ним можно задать вопросы, присущие обстоятельствам – места, времени, образа действия и т. д.
Определение
Подчеркивается волнистой линией (
Седьмой (какой?) участник заезда вырвался вперед.
Все (какие?) шестеро детей были хорошо воспитаны.
Девушка живет на (каком?) пятом этаже.
Источник
Как подчеркивается числительное в предложении
Имя числительное – универсальная часть речи, которая в предложении может выступать практически любым членом. В данной статье представлены все правила подчеркивания числительных, в зависимости от их роли в речевой конструкции. Также приведены наглядные примеры.
Числительное – такая часть речи, которая несёт на себе немало функций в тексте. Оно может быть практически любым членом предложения.
Как подчёркивается числительное в предложении?
Графическое выделение членов предложения выполняется по общим правилам, независимо от того, какой частью речи является то или иное слово.
То есть, подлежащее в предложении подчёркивается одной чертой. Следовательно, и числительное, играющее эту роль, будет подчёркиваться только так. Например: Сто плюс сорок (что?) будет сто сорок. Семь (что?) – сказочное число.
Числительное может входить в состав подлежащего вместе со словами других частей речи. В таком случае одной линией подчёркиваются все слова в устойчивом сочетании.
Почти восемьдесят процентов людей (кто?) в мире пользуется услугами мобильных операторов.
При выполнении роли сказуемого имя числительное подчёркивается двумя чертами: Пятью девять – сорок пять (каков результат?).
Числительное, которое играет роль дополнения, подчёркивается штриховой линией:
В лесу построили семь кормушек (кого? что?) для травоядных животных. Восемнадцати выпускникам(кому?) школы вручили грамоты за отличную учёбу.
В некоторых случаях эта часть речи в предложении выступает в роли обстоятельства и отвечает на вопросы где? когда? как долго? и т.д. В таком случае его нужно подчеркнуть штрих-пунктиром. Например: Иван Сергеевич Тургенев познакомился с Белинским в тысяча восемьсот сорок третьем году (когда? ). В 18 километрах (где?)от села располагался чудесный пруд с кувшинками.
Определение подчёркивают волнистой чертой, поэтому порядковые числительные в большинстве случаев будем подчёркивать так же: Первому (которому?) пассажиру вагона повезло больше всех. Семнадцатый(какой?) век в истории Российской Империи был одним из самых смутных периодов.
Источник
Имя числительное как часть речи
Имя числительное как часть речи
Каждый день человек сталкивается с числами. Ему бывает необходимо посчитать количество предметов, пересчитать деньги, поставить будильник на определенное время, указать точную дату, измерить длину и т.д. Для этого на помощь приходит числительное.
Имя числительное — самостоятельная именная часть речи, которая обозначает количество, число, порядок предметов при счете. Отвечает на вопросы: «сколько?», «который?», «какой по счету?».
Количество предметов в русском языке могут обозначать и другие части речи:
Числительное, в отличие от других частей речи, выражающих количество, можно записать не только буквами, но и цифрами.
Постоянные морфологические признаки, особенности
Числительное, как и любая самостоятельная часть речи, имеет свои постоянные и непостоянные морфологические признаки. Постоянные признаки — состав и значение.
По составу числительные делятся на:
По значению числительные делятся на:
Целые
Обозначают целые числа или определенное количество предметов
«сколько?» Тринадцать, пятьдесят восемь, триста двадцать четыре, шесть стульев.
Дробные
Обозначают дроби или же дробную величину предметов
Собирательные
Обозначают несколько предметов как одно целое
«сколько?» Четверо товарищей, пятеро игроков.
Количественные числительные могут изменяться только по падежам.
Порядковые числительные изменяются по падежам, числам и родам (в ед.ч.)
Как подчеркиваются
Чтобы верно подчеркнуть числительное, необходимо определить его синтаксическую роль в предложении. Числительное может быть выражено любым членом предложения.
•Числительное в роли подлежащего. Отвечает на вопросы: «кто?» или «что?», подчеркивается традиционно — одной чертой. Числительное в роли подлежащего может выражать его полностью или быть его частью.
Семь — счастливое число.
Двое стояли у окна.
Почти девяносто процентов рабочих подписали петицию.
•Числительное в роли сказуемого. Обычно отвечает на вопрос: «сколько?», подчеркивается двумя чертами.
Дважды два — четыре.
•Числительное в роли дополнения. Отвечает на вопросы косвенных падежей, подчеркивается пунктирной линией.
Ребята повесили в школьном дворе пятнадцать кормушек для птиц.
•Числительное в роли обстоятельства. Отвечает на вопросы: «где?», «когда?», «как долго?», подчеркивается штрихпунктиром.
Он должен прийти через пятнадцать минут.
•Числительное в роли определения. Отвечает на вопросы: «какой?», «какая?», «какие?», подчеркивается волнистой линией. Как правило, в качестве определения выступают порядковые числительные.
Кошка выпрыгнула из окна второго этажа.
Структура, склонение по падежам с примерами
Правописание падежных окончаний числительных очень часто вызывают трудности, поэтому необходимо запомнить правила их склонения. Лучше всего это будет сделать на примерах.
Количественные числительные
Целые количественные числительные
Склонение числительного ОДИН
ср.р. — одно животное
мн.ч. — одни животные
м.р. — одного котенка
ср.р. — одного животного
мн.ч. — одних животных
м.р. — одному котенку
ср.р. — одному животному
мн.ч. — одним животным
Окончание зависит от одушевленности предмета
м.р. — одного котенка, один стул
ср.р. — одно животное
мн.ч. — одних животных, одни стулья
м.р. — одним котенком
ср.р. — одним животным
мн.ч. — одними животными
м.р. — об одном котенке
ж.р. — об одной кошке
ср.р. — об одном животном
мн.ч. — об одних животных
Числительные ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ при обозначении количества неодушевленных предметов в В.п. имеют форму И.п. Если речь идет об одушевленных предметах, то применима форма Р.п.
Склонение числительных от 50 до 20 и 30
Падеж | 5 | 15 | 30 |
И.п. | пять | пятнадцать | тридцать |
Р.п. | пяти | пятнадцати | тридцати |
Д.п. | пяти | пятнадцати | тридцати |
В.п. | пять | пятнадцать | тридцать |
Т.п. | пятью | пятнадцатью | тридцатью |
П.п. | о пяти | о пятнадцати | о тридцати |
Склонение числительных 40, 90, 100
Падеж | 40 | 90 | 100 |
И.п. | сорок | девяносто | сто |
Р.п. | сорока | девяноста | ста |
Д.п. | сорока | девяноста | ста |
В.п. | сорок | девяносто | сто |
Т.п. | сорока | девяносто | ста |
П.п. | о сорока | о девяноста | о ста |
При склонении числительных от 50 до 80 изменяются обе части
Падеж | 50 | 60 | 80 |
И.п. | пятьдесят рисунков | шестьдесят работ | восемьдесят приглашений |
Р.п. | пятидесяти рисунков | шестидесяти работ | восьмидесяти приглашений |
Д.п. | пятидесяти рисункам | шестидесяти работам | восьмидесяти приглашениям |
В.п. | пятьдесят рисунков | шестьдесят работ | восемьдесят приглашений |
Т.п. | пятьюдесятью рисунками | шестьюдесятью работами | восемьюдесятью приглашениями |
П.п. | о пятидесяти рисунках | о шестидесяти работах | о восьмидесяти приглашениях |
В числительных 200, 300, 400 склоняются обе части
Падеж | 200 | 300 | 400 |
И.п. | двести рублей | триста машин | четыреста гостей |
Р.п. | двухсот рублей | трехсот машин | четырехсот гостей |
Д.п. | двумстам рублям | тремстам машинам | четыремстам гостям |
В.п. | двести рублей | триста машин | четыреста гостей |
Т.п. | двумястами рублями | тремястами машинами | четырьмястами гостями |
П.п. | о двухстах рублях | о трехстах машинах | о четырехстах гостях |
Склонение числительных 500, 600, 700
Падеж | 500 | 600 | 700 |
И.п. | пятьсот | шестьсот | семьсот |
Р.п. | пятисот | шестисот | семисот |
Д.п. | пятистам | шестистам | семистам |
В.п. | пятьсот | шестьсот | семьсот |
Т.п. | пятьюстами | шестьюстами | семьюстами |
П.п. | о пятистах | о шестистах | о семистах |
Склонение числительных 800, 900
Падеж | 800 | 900 |
И.п. | восемьсот людей | девятьсот приборов |
Р.п. | восьмисот людей | девятисот приборов |
Д.п. | восьмистам людям | девятистам приборам |
В.п. | восемьсот людей | девятьсот приборов |
Т.п. | восемьюстами людьми | девятьюстами приборами |
П.п. | о восьмистах людях | о девятистах приборах |
Склонение числительных ТЫСЯЧА и МИЛЛИОН
Падеж | 1000 | 1000000 |
И.п. | тысяча вариантов | миллион идей |
Р.п. | тысячи вариантов | миллиона идей |
Д.п. | тысяче вариантов | миллиону идей |
В.п. | тысячей вариантов | миллион идей |
Т.п. | тысячей вариантов | миллионом идей |
П.п. | о тысяче вариантов | о миллионе идей |
В составных количественных числительных склоняется каждое слово.
Падеж | 1937 |
И.п. | тысяча девятьсот тридцать семь |
Р.п. | тысячи девятисот тридцати семи |
Д.п. | тысяче девятистам тридцати семи |
В.п. | тысячу девятьсот тридцать семь |
Т.п. | тысячей девятьюстами тридцатью семью |
П.п. | о тысяче девятистах тридцати семи |
Дробные количественные числительные.
Склоняются по частям. Первая часть (числитель) склоняется как количественное числительное, вторая же (знаменатель) — как прилагательное.
Падеж | одна пятая | три целых одна четвертая |
И.п. | одна пятая | три целых одна четвертая |
Р.п. | одной пятой | трех целых одной четвертой |
Д.п. | одной пятой | трем целым одной четвертой |
В.п. | одну пятую | три целых одну четвертую |
Т.п. | одной пятой | тремя целыми одной четвертой |
П.п. | об одной пятой | о трех целых одной четвертой |
Числительные полтора, полторы, полтораста
Падеж | полтора | полторы | полтораста |
И.п. | полтора | полторы | полтораста |
Р.п. | полутора | полутора | полутораста |
Д.п. | полутора | полутора | полутораста |
В.п. | полтора | полторы | полтораста |
Т.п. | полутора | полутора | полутораста |
П.п. | о полутора | о полутора | о полутораста |
Собирательные количественные числительные
Склоняются как прилагательные во множественном числе.
Падеж | Двое товарищей | Пятеро друзей |
И.п. | двое товарищей | пятеро друзей |
Р.п. | двоих товарищей | пятерых друзей |
Д.п. | двоим товарищам | пятерым друзьям |
В.п. | двоих товарищей | пятерых друзей |
Т.п. | двоими товарищами | пятерыми друзьями |
П.п. | о двоих товарищах | о пятерых друзьях |
Числительные ОБА, ОБЕ
Падеж | оба | обе |
И.п. | оба друга | обе подруги |
Р.п. | обоих друзей | обеих подруг |
Д.п. | обоим друзьям | обеим подругам |
В.п. | обоих друзей | обеих подруг |
Т.п. | обоими друзьями | обеими подругами |
П.п. | об обоих друзьях | об обеих подругах |
Форма В.п. зависит от одушевленности имени существительного, с которым сочетается числительное. ОБОИХ друзей, но ОБА стула.
Порядковые числительные
Простые и сложные порядковые числительные
Падеж | шестой | шестидесятый |
И.п. | шестой класс | шестидесятый номер |
Р.п. | шестого класса | шестидесятого номера |
Д.п. | шестому классу | шестидесятому номеру |
В.п. | ||
Т.п. | шестым классом | шестидесятым номером |
П.п. | о шестом классе | о шестидесятом номере |
Составные порядковые числительные
При склонении по падежам в этих числительных изменяется только последнее слово.
Источник
Как подчеркивается имя числительное
Имя числительное – универсальная часть речи, которая в предложении может выступать практически любым членом. В данной статье представлены все правила подчеркивания числительных, в зависимости от их роли в речевой конструкции. Также приведены наглядные примеры.
Числительное – такая часть речи, которая несёт на себе немало функций в тексте. Оно может быть практически любым членом предложения.
Как подчёркивается числительное в предложении?
Графическое выделение членов предложения выполняется по общим правилам, независимо от того, какой частью речи является то или иное слово.
То есть, подлежащее в предложении подчёркивается одной чертой. Следовательно, и числительное, играющее эту роль, будет подчёркиваться только так. Например: Сто плюс сорок
Числительное может входить в состав подлежащего вместе со словами других частей речи. В таком случае одной линией подчёркиваются все слова в устойчивом сочетании.
которые читают вместе с этой
Почти восемьдесят процентов людей (кто?) в мире пользуется услугами мобильных операторов.
При выполнении роли сказуемого имя числительное подчёркивается двумя чертами: Пятью девять – сорок пять (каков результат?).
Числительное, которое играет роль дополнения, подчёркивается штриховой линией:
В лесу построили семь кормушек (кого? что?) для травоядных животных. Восемнадцати выпускникам (кому?) школы вручили грамоты за отличную учёбу.
В некоторых случаях эта часть речи в предложении выступает в роли обстоятельства и отвечает на вопросы где? когда? как долго? и т.д. В таком случае его нужно подчеркнуть штрих-пунктиром. Например: Иван Сергеевич Тургенев познакомился с Белинским в тысяча восемьсот сорок третьем году (когда?
Определение подчёркивают волнистой чертой, поэтому порядковые числительные в большинстве случаев будем подчёркивать так же: Первому (которому?) пассажиру вагона повезло больше всех. Семнадцатый (какой?) век в истории Российской Империи был одним из самых смутных периодов.
Источник
Числительное как часть речи
Имя числительное — это самостоятельная часть речи, которая обозначает:
отвлеченные числа: один, три, одиннадцать,
количество предметов: один велосипед, три скейт,
порядок предметов при счете: первый велосипед, третий скейт.
Имя числительное отвечает на вопросы:
Числительные представляют ограниченный разряд слов. При счете до миллиона есть тридцать шесть вариантов наименований чисел:
десятки (двадцать — девяносто);
сотни (сто — девятьсот).
Кроме словесной записи, есть еще цифровая: 8 — цифра; восемь — слово. А как мы уже знаем из математики, цифра — это математический знак, который обозначает число.
Ноль есть в составе двух видов числительных:
десятичных дробей: ноль целых одиннадцать сотых,
времени суток: в девятнадцать ноль-ноль.
Есть два варианта написания: ноль и нуль. Как их использовать:
При подсчете, сравнении чаще используется форма ноль: ноль меньше трех, ноль целых и одна десятая.
В терминах чаще встречается форма нуль: сумма равняется нулю, уличная температура держится на нуле.
В устойчивых выражениях встречаются обе формы: ноль внимания, счет ноль-ноль, свести к нулю.
Прилагательное часто образуется от формы нуль: нулевой меридиан, нулевой пробег.
Морфологический разбор имени числительного
Часть речи. Общее значение.
Начальная форма (именительный падеж).
Постоянные признаки: простое или составное; количественное или порядковое; разряд (для количественных).
Непостоянные признаки: число (если есть), род (если есть), падеж.
Роль в предложении.
Пример морфологического разбора
Мы вернулись через тридцать минут.
Вернулись (когда?) через тридцать минут.
Начальная форма — тридцать.
Постоянные признаки: простое, количественное, целое количество.
Непостоянные признаки: винительный падеж.
Второстепенный член (обстоятельство).
Постоянные грамматические признаки имени числительного
У числительных почти отсутствуют категории числа и рода, зато есть особые формы склонения и словообразования. Рассмотрим морфологические особенности имени числительного.
У имён числительных два постоянных признака — значение и состав. У количественных числительных есть ещё один постоянный признак — разряд.
Простые и составные числительные
Простые числительные — слово с одним корнем: четыре, второй, сто.
Сложные числительные — слово с несколькими корнями: семьдесят, одиннадцать, трехсотый.
Составные числительные — из двух и более слов, как простых, так и сложных: тридцать три; шестьдесят второй, сто двадцать девять.
Количественные и порядковые числительные
Количественные числительные отвечают на вопрос «сколько?» и могут выражать:
количество предметов (три ручки, два друга, десять кустов);
отвлеченное число (два, пятнадцать, полтораста, двести).
Порядковые числительные отвечают на вопрос «который?» и обозначают порядок предметов при счёте: первый, двадцатый, сотый.
Счетные числительные близки к порядковым, но отражают не номер предмета в ряду, а степень того или иного свойства или характеристики предмета. Например:
единичный экземпляр, двоичная функция.
Неопределенно-количественные числительные близки к количественным, но называют неточное число предметов: несколько машин, мало отзывов.
Мультипликативные числительные обозначают множественность чего-либо. Например:
двойные следы, тройной шнур.
Разряд количественных числительных
Целые количественные числительные обозначают целые числа и количество целых в единице:
четыре стула, семь вилок.
Дробные количественные числительные обозначают дробные числа и дробное количество:
Собирательные количественные числительные отвечают на вопрос «сколько?» и включают девять слов:
двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро, оба, обе.
Любопытный факт! Количественные и собирательные числительные образуют неделимые словосочетания с существительными. Вот, например:
Трижды пять — это пятнадцать.
Оба парня классно играют в футбол.
Они перекусили за десять минут и пошли работать дальше.
Непостоянные грамматические признаки имени числительного
У имён числительных есть три непостоянных признака:
Именительный — один первый учитель.
Родительный — одного первого учителя.
Дательный — одному первому учителю.
Винительный — одного первого учителя.
Творительный — одним первым учителем.
Предложный — (об) одном первом учителе.
Число (только для порядковых):
Единственное число — первый (учитель).
Множественное число — первые (учителя).
Род (только для порядковых):
Мужской род — первый (сноуборд).
Женский род — первая (флейта).
Средний род — первое (событие).
Склонение количественных числительных
Начальная форма имён числительных — именительный падеж.
Склонение составных числительных
При склонении количественных числительных изменяются все слова и все части сложных слов. А при склонении порядковых — только последнее слово: шестьсот шестнадцать — шестьюстами шестнадцатью — шестьсот шестнадцатого.
восемьсот восемьдесят семь деревьев
шестьсот сорок четыре мелочи
семьсот восемьдесят две страницы
восьмисот восьмидесяти семи деревьев
шестисот сорока четырех мелочей
семисот восьмидесяти двух страниц
восьмистам восьмидесяти семи деревьям
шестистам сорока четырем мелочам
семистам восьмидесяти двум страницам
восемьсот восемьдесят семь деревьев
шестьсот сорок четыре мелочи
семьсот восемьдесят две страницы
восьмьюстами восьмьюдесятью семью деревьями
шестьюстами сорока четырьмя мелочами
семьюстами восьмьюдесятью двумя страницами
о восьмистах восьмидесяти семи деревьях
о шестистах сорока четырёх мелочах
о семистах восьмидесяти двух страницах
Склонение числительного один
Склонение числительных два, три, четыре
Склонение числительных 50-80, 200-400, 500-900
двести, триста, четыреста
двухсот, трехсот, четырехсот
двумстам, тремстам, четыремстам
двести, триста, четыреста
двумястами, тремястами, четырьмястами
(о) двухстах, трехстах, четырехстах
Склонение числительных полтора, полтораста
Склонение собирательных числительных оба/обе
Склонение неопределенно-количественных числительных
Неопределенно-количественные числительные «немного»/«много» склоняются так же, как и слова «немногие»/ «многие».
Склонение порядковых числительных
Порядковые числительные изменяются так же, как и прилагательные: по числам, родам и падежам.
Числительные (кроме третий)
Правописание мягкого знака в числительных
Мягкий знак в числительных пишется на конце: пять, шесть, семь, восемь, девять, десять, одиннадцать, двенадцать, тринадцать, четырнадцать, пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать, девятнадцать, двадцать, тридцать.
Мягкий знак в числительных пишется в середине в именительном и винительном падеже: пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят, пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот.
Мягкий знак не нужен в середине таких числительных: пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать, девятнадцать.
Числительные и другие части речи
Чтобы не перепутать существительное с числительным, нужно научиться их отличать.
В таблице мы привели примеры с количественными числительными и именами существительными.
Источник
Употребление количественных
числительных
В письменной речи количественные числительные обозначаются и
при помощи слов, и при помощи цифр. Выбор между словом или цифрой зависит от
стиля речи, а также от жанра произведения. В научном и официальном стилях –
там, где слова выполняют только информативную функцию, – используются цифры. В
речи художественной, где, помимо информативной, слово несет эстетическую
нагрузку, больше распространено употребление соответствующих числительным слов:
«Гуляет ветер, порхает снег. Идут двенадцать человек» (Бл.);
«Показалось, что много ступеней, а я знала, их только три» (А.Ахм.);
«В сто сорок солнц закат пылал, в июль катилось лето» (Маяк.).
Однако отмечаются и случаи отступления от этой
закономерности. Так, в «Балладе о двадцати шести», рассказывая о
гибели бакинских комиссаров, С. Есенин употребляет только цифры: «Пой
песню, поэт, пой, ситец неба такой голубой. Море тоже рокочет песнь. Их было
26. 26 их было, 26». Одна из поэм Маяковского называется «150 000
000» и начинается так: «150 000 000 – мастера этой поэмы имя. Пуля –
ритм. Рифма – огонь изздания в здание. 150 000 000 говорят губами моими.
Ротационкой шагов в булыжном верже площадей напечатано это издание»
(Маяк.). Такое обозначение придает изложению характер документальной точности,
фактографичности.
В публицистике выбор текста или цифры зависит от жанра, а
также от предмета сообщения. В информации, обзоре, статье употребляются обычно
цифры, причем при обозначении простых (имеющих один корень) числительных
используются как цифры, так и слова, а для указания на десятки и сотни тысяч,
миллионов, миллиардов могут использоваться смешанные обозначения:
«Ежегодно в Доме [Доме приемов МИД] бывают около 12 тысяч человек,
проходит около 600 встреч, порой по пять-шесть в день» (Моск. нов. 1991. №
43); «Вклад фермерских хозяйств сейчас составляет 1–2 процента от всей
произведенной агросектором продукции» (Моск. нов. 1991. № 43). В текстах
художественно-публицистических (очерк, фельетон) употребимы оба способа:
«Мог ли я подумать тогда, вместе со своей ротой подхватывая песню о
двадцати восьми героях-панфиловцах, что много лет спустя доведется мне
встретиться с одним их этих героев, с живой легендой первых лет войны?»
(Моск. пр. 1989. 25 окт.); «Считалось, что все 28 бойцов Панфиловской
дивизии, защищавших Москву у разъезда Дубосеково, погибли в том бою» (там
же).
Следует помнить, что, будучи употребленными для обозначения
лиц, а не предметов, цифры как бы обезличивают тех, кто стоит за ними,
привносят в текст элемент сухой статистики, поэтому использование их не всегда
уместно.
В устной речи, где слово – единственно возможное
обозначение, при употреблении количественных числительных часто допускаются две
очень распространенные ошибки:
1) при склонении сложных и составных числительных говорящие
нередко изменяют не все части, а только последнюю: «Он получает больше
семьсот рублей (следует: семисот)*;
2) при употреблении числительных в дательном, творительном и
предложном падежах говорящий нередко сохраняет между словами ту же связь, что и
в именительном падеже, т.е. управление, забывая о том, что в этих падежах
числительное должно согласовываться с существительным: «Дивизия
пополнилась пятьюстами новобранцев» (следует: пятьюстами новобранцами).
* Ср. газетное высказывание, процитированное в «Русской
грамматике»: «Мы совсем разучились склонять числительные… Редкий
оратор рискнет произнести даже трехзначное число в другом падеже, кроме
именительного. К примеру, если докладчику надо сказать, что двумстам восьмидесяти
трем человекам сделаны такие-то прививки, то, в лучшем случае, эта фраза будет
звучать так: «Двести восемьдесят трем человекам» и т.д.»
(Русская грамматика. Т. 1. М., 1980. С. 579).
Такое употребление количественных числительных является
грубым нарушением норм русского литературного языка.
Необходимо также обратить внимание на числительные, входящие
в составные наименования: марок различных машин, массовых мероприятий и т.п.:
«Олимпиада-80», «Ty-134», «Песня-89» и т.д.
Нередко при их употреблении в устной речи последняя часть прочитывается
говорящими при помощи слов типа первый, второй («Ту сто тридцать
четвертый»). Такое словоупотребление свойственно только устно-разговорному
стилю речи. В сообщениях же официального характера нужно употреблять количественные
числительные: «Ту сто тридцать четыре»; «ГАЗ шестьдесят
девять» и т.п.
Употребление собирательных
числительных
Трудности в использовании собирательных числительных
заключаются в том, что они могут сочетаться не со всеми существительными. Они
употребляются со следующими группами слов:
1. С одушевленными существительными, обозначающими только
лиц мужского пола: «трое солдат», «семеро друзей», а также
существительными общего рода, когда они относятся опять-таки к лицу мужского
пола: двое сирот. Для обозначения лиц женского пола собирательные числительные
не употребляются, поэтому неправильно: «Создано три звена по три доярки в
каждом, из которых двое (правильно: две) работают и одна отдыхает» (Красн.
зн.)*; «Вот из переулка показались трое (правильно: три женщины) женщин»
(Лен. зн.).
2. С одушевленными существительными, называющими детенышей
животных; «волк и семеро козлят», «четверо медвежат». Но
для обозначения взрослых животных используются только количественные
числительные: «два медведя», «шесть оленей». Поэтому
неправильно: «Двое буйволов (следовало: два буйвола), кажется,
успокоились» (Ровесник).
* Этот и последующий примеры приведены в кн.: Трудности
русского языка: Справочник журналиста / Под ред. Л.И. Рахмановой. С. 94–95.
В перечисленных случаях возможно параллельное обозначение
указанных существительных и с помощью собирательных, и с помощью количественных
числительных: «двое друзей»– «два друга», «семеро
козлят» – «семь козлят». Исключения представляют собой:
а) существительные мужского рода на -а: мужчина,
слуга; с ними употребляются только собирательные числительные (неправильно:
«два мужчины», «два слуги»);
б) одушевленные существительные мужского рода,
обозначающие высокие государственные посты, ученые звания и т.п.: президент,
маршал, профессор, особенно когда они употреблены в официальном стиле речи. С
этими словами, наоборот, не рекомендуется употреблять собирательные
числительные, так как последние имеют оттенок разговорности; в таких случаях
возможны лишь количественные числительные: «два президента»,
«семь маршалов», «пять профессоров».
Только собирательные числительные сочетаются со следующими
группами слов:
с неодушевленными существительными, не имеющими формы
единственного числа: двое ножниц, пятеро саней, трое сymoк;
с существительными, обозначающими парные предметы: двое
чулок, трое сапог. Параллельные сочетания этих слов с числительными два, три и
т.п. указывают на другое количество предметов: двое чулок – это две пары чулок,
а два чулка – это два отдельных предмета;
с личными местоимениями: «Нас оставалось только
трое»;
при употреблении числительного в роли подлежащего:
«Один с сошкой, семеро с ложкой», «Семеро одного не ждут»;
с существительными дети, ребята: «У меня двое
детей».
Р-агрузка…
Прежде чем перейти непосредственно к числительным, разберемся с некоторыми существительными. Журналистов часто ругают за неправильное употребление слова «цифра». «Цифры — от единицы до девяти, не может быть цифры даже десять, не говоря уж о миллионах!» — обычно говорят в таком случае языковые пуристы. Толковые словари поясняют: в разговорной речи (не в официальных текстах!) цифрами можно назвать и тысячи, и миллионы. Например, словарь Ушакова дает такое определение слову «цифра»: «сумма, число». А «Большой толковый словарь» под редакцией Кузнецова приводит такие примеры: «спорить о цифре гонорара», «указать цифру дохода». В общем, цифра совсем не под запретом и вовсе не свидетельствует о неграмотности говорящего.
Что касается слов «число» и «количество», то они взаимозаменяемы.
Числительным уже не раз предрекали скорое «окаменение». Многие лингвисты и сейчас говорят о том, что еще несколько десятков лет — и мы, возможно, перестанем их склонять. Максим Кронгауз в своих многочисленных интервью о состоянии русского языка часто напоминает: числительные плохо склоняются уже минимум лет 50, а то и все 100. Это процесс давний. Причем, как отмечает лингвист, путаются в склонении длинных числительных даже вполне образованные люди.
Вопросы о числительных и не только
1. «Пятисот» или «пятиста»? Только «пятисот», «шестисот», «трехсот», «восьмисот» и т.д. Вообще, ни одно из этих числительных на -ста не оканчивается.
2. «Двухтысячепервый» или «две тысячи первый»? Правильно только «две тысячи первый». В сложных порядковых числительных изменяется только последняя часть.
3. «Пять и три десятых процентА» или «пять и три десятых процентОВ»? Правильно «процентА», потому что дробь управляет существительным.
4. «В тысяче километрОВ» или «в тысяче километрАХ»? Верны оба варианта. Дело в том, что слово «тысяча» в этом смысле уникально: оно может и управлять существительным (в тысяче чего? километров), и согласовываться с ним (в чем? в тысяче километрах). Кроме того, и сама «тысяча» может принимать разные формы. Помните Пастернака: «На меня направлен сумрак ночи тысячьЮ биноклей на оси…»? Можно сказать и «тысячей», и «тысячью».
5. Если из шахты спасены 32 шахтера, то как сказать: «Спасли тридцать двух?», «Спасли тридцати двух?» Правильно: «Спасли тридцать два шахтера». Тут надо помнить об особом статусе составных числительных, которые заканчиваются на «два», «три», «четыре». В винительном падеже они имеют формы «два», «три», «четыре». Например, «задержали двадцать четыре туриста», «выпустили тридцать три ученика».
6. Можно ли сказать «с девяностами рублями»? Нет, нельзя. Числительные «сорок», «девяносто», «сто» имеют только две формы. «Сорок», «девяносто», «сто» в именительном и винительном падежах и «сорока», «девяноста», «ста» — во всех остальных. Поэтому правильно — «с девяноста рублями».
7. Как пишется «850-летие»? Неужели в одно слово? Да, действительно в одно слово — «восьмисотпятидесятилетие». Другие аналогичные слова будут писаться так же, например «двухтысячепятисотлетие».
8. «Двое друзей» или «два друга»? Сейчас вы снова скажете, что лингвисты слишком либеральны, сами ничего не знают и разрешают все подряд. Да, можно и так, и так. Правда, справедливости ради надо отметить, что такие вольности допустимы не всегда: сочетание «трое профессоров» вряд ли возможно. Грамматически разницы тут нет — это вопрос стиля. Цитируем Розенталя: «В некоторых случаях, наоборот, не используются собирательные числительные, так как они вносят сниженный оттенок значения, например: два профессора, три генерала (не «двое профессоров», «трое генералов»)».
А вот с существительными женского рода собирательные числительные вообще не употребляются. Нельзя сказать «двое портних» или «трое учительниц».
9. Как быть, если надо сказать «22 суток»? Никак, нормативного варианта тут нет. Единственный выход — искать какой-то описательный оборот, например «в течение 22 суток». То же самое рекомендуется делать с выражением «полтора суток», которое существует в литературном языке, но грамматически небезупречно. Рекомендуется подыскивать обороты: «в течение полутора суток», «полтора дня».
10. «Двухцветный» или «двуцветный»? И снова возможны оба варианта! Но, правда, есть нюансы, на которые указывает Д.Э. Розенталь: он отмечает, что параллельное употребление таких слов возможно, но все же в большей части этих слов есть тяготение к одному варианту. В терминах преобладают образования с элементом «дву-», а в обиходных, повседневных слова — образования с элементом «двух-».
В речи часто нарушаются нормы употребления имен числительных. Чтобы избежать ошибок, необходимо помнить следующие правила.
· В сложных количественных числительных от 50
до 80
, от 200
до 900
склоняются обе части: им.п. пятьдесят –
дат.п. пятидесяти
,тв.п. пятьюдесятью
;им.п. триста –
дат.п. тремстам
, тв.п. тремястами.
· В составном количественном числительном склоняются все образующие его части: им.п. две тысячи шестьсот тридцать –
дат.п. двум тысячам шестистам тридцати,
тв.п. двумя тысячами шестьюстами тридцатью.
· В порядковых числительных склоняется только последнее слово: им.п. две тысячи шестьсот тридцатый –
дат.п. две тысячи шестьсот тридцатому,
тв.п. две тысячи шестьсот тридцатым.
· При указании даты порядковое числительное склоняется, название месяца ставится в родительный падеж: к пятому сентября
, с Восьмым
марта
.
· Составные числительные, оканчивающиеся на два, три, четыре
(32, 33, 34
и т.д.), не сочетаются с существительными, имеющими только формы множественного числа. Например, ошибочной будет конструкция: тридцать двое суток
или тридцать две сутки
. В этих случаях используется лексическая замена (замена слова) или грамматическая перестройка (замена конструкции): тридцать два дня, в течение тридцати двух суток
.
· При смешанном числительном существительным управляет дробь, оно употребляется в родительном падеже единственного числа: 2 2/5(две и две пятых)метра
; 5,2 (пять и две десятых) секунды
и т.д.
· Собирательные числительные двое, трое, четверо
и т.д. употребляются: а) с существительными мужского и общего рода: трое юношей
(но: три девушки
), двое сирот
; б) с существительными дети, ребята, люди, лица
: двое детей, четверо незнакомых лиц
; в) с существительными, употребляющимися только во множественном числе: двое брюк, четверо суток
(но: пять, шесть
и т.д. суток
); г) с названиями детенышей животных: двое щенят, трое медвежат
(но: две собаки, три медведя
); д) с субстантивированными прилагательными и причастиями: четверо русских, трое убитых
; е) с личными местоимениями: нас двое, их пятеро
; ж) в значении субстантивированных числительных: знаю двоих
.
· В книжной речи при наличии синонимичных конструкций предпочтительно использование сочетаний с количественными числительными: не двое профессоров
, а два профессора
; не трое бойцов,
а три бойца
и т.д.
· Формы полтора, оба
используются с существительными мужского рода и среднего рода: полтора месяца, полтора яблока, оба студента, оба окна;
формы полторы
, обе
– с существительными женского рода: полторы недели
, обе девушки.
· Числительное оба-обе
не употребляется с существительными, не имеющими формы единственного числа, так как у него отсутствует категория рода. Неправильно: обоими/обеими ножницами
; правильно: теми и другими ножницами
.
· В косвенных падежах числительные полтора, полтораста
имеют формы полутора, полутораста
.
Сложности в образовании форм числительных и их употреблении в речи связаны в основном с их изменением по падежам и сочетанием с существительными.
1.
Склонение
составных и сложных количественных
числительных.
- Нормой литературного языка является склонение каждого слова и каждой части в составных и сложных количественных числительных: с пятьюстами шестьюдесятью тремя рублями.
- Следует помнить, что основная часть числительных склоняется по третьему склонению. Числительное тысяча
изменяется, как существительное (в просторечии часто встречается его неправомерное склонение по : с тысячью
вместо нормативного с тысячей
).
- Числительные сорок
и сто
имеют в косвенных падежах только одну форму — сорока, ста
, но в составе сложных числительных сто
склоняется по архаичному варианту склонения: о трёхстах, с тремястами
.
- При употреблении составных числительных с одушевленными существительными литературной норме соответствует конструкция, не отражающая категорию одушевленности: зарегистрировать двадцать три
депутата
.
2.
Склонение
составных порядковых числительных.
- При склонении составных порядковых числительных изменяется только их последняя часть. Именно эта часть имеет форму порядкового числительного, совпадающую с формой полных прилагательных: тысяча девятьсот сорок первый год
— в тысяча девятьсот сорок пятом году;
- Остальные же части имеют форму количественных числительных, но не изменяются: две тысячи третий год
— до две тысячи третьего года.
3.
Собирательные числительные.
- Собирательные числительные (двое, трое, четверо, пятеро
и т.д.)
употребляются только в следующих случаях:— с существительными, обозначающими лиц мужского пола
(двое друзей, трое братьев
);— с существительными дети, люди,
а также с существительными, обозначающими названия детёнышей животных
(четверо детей, семеро козлят, трое зайчат);
— с существительными, имеющими форму только множественного числа
и обозначающими названия парных или составных предметов
(двое саней, четверо ворот, семеро суток);
— с личными местоимениям мы, вы, они
: нас двое; их пятеро;
— с субстантивированными числительными и прилагательными, обозначающими лиц: вошли двое, трое дежурных.
Можно сказать два ученика
и двое учеников
(оба варианта равноправны). Но нужно говорить две ученицы
(двое учениц
— неправильно).
- Собирательные числительные выражают только количество от двух до десяти. Поэтому при указании на число более десяти лиц мужского пола, детёнышей животных следует употреблять количественные числительные: двенадцать друзей, сорок пять медвежат.
4.
Числительное
оба,
полтора,
полтораста
.
Числительное оба
имеет две родовые формы: оба
— мужской и средний род, обе
— женский род: в обоих государствах, в обеих странах
.
- полтора
(полтора рубля, полторы тысячи
). Кроме того, в косвенных падежах данное числительное имеет форму полутора
(около полутора тысяч рублей
).
- Аналогичную форму в косвенных падежах имеет числительное полтораста
(около полутораста рублей
).
5. Дробные числительные.
- При склонении дробных числительных
изменяются все слова, при этом числитель изменяется как соответствующее целое число, а знаменатель как прилагательное во множественном числе: двух (каких?) третьих; трем (каким?) седьмым
.
6.
Словосочетания
«числительное плюс существительное» в именительном и косвенных падежах.
В именительном падеже числительное управляет
родительным падежом существительного (отдать пятьдесят пять рублей
).
В косвенных падежах главным словом становится существительное, а числительное согласуется
с ним (о пятидесяти пяти рублях
).
Числительные тысяча, миллион, миллиард
во всех падежах сохраняют управление зависимым существительным в родительном падеже: миллион рублей, о миллионе рублей
.
7.
Число существительных, употребляемых при числительных.
При числительных один, два, три, четыре
употребляется форма единственного числа существительных (два дня, четыре яблока
), при числительных от пяти
и далее
существительное ставится в форму множественного числа (пять дней
).
Числительное полтора
в именительном и винительном падежах управляет существительным в единственном числе, а в остальных падежах существительное стоит в форме множественного числа (полтора часа
— около полутора часов
).
То же самое относится к числительному полтораста
.
8. О
бозначение количества более десяти при существительных, которые не имеют формы единственного числа
.
- Сочетания составных числительных, оканчивающихся на два, три, четыре
, с существительными, не имеющими формы единственного числа (22 суток
— двадцать двое суток
), недопустимы в литературной речи. Возможны только сочетания типа двадцать одни сутки, двадцать пять суток
.
- В случае необходимости указания на соответствующее число надо заменить существительное, не имеющее формы единственного числа, на синонимичное, которое имеет обе формы числа (двадцать два дня
).
- При существительных ножницы, щипцы
и т.д. можно использовать слова типа штука
и др. (двадцать три штуки ножниц
).
9. Обозначение даты.
В словосочетаниях, обозначающих даты, числительное всегда должно управлять родительным падежом
существительного: Администрация обещает ликвидировать задолженность по зарплате к 15 декабря
(не декабрю
); Письмо датировано двадцать третьим декабря
1943 года
(не 23 декабрём
).
Упражнения к теме «
Нормы употребления имён числительных
»
Упражнение 1.
Запишите числительные прописью. Раскройте скобки, поставьте числительные и существительные в нужную форму. Обоснуйте выбор формы.
1. Наш город с 8760 жителями расположен на берегу Волги.
2. С (тысяча рублей) в кармане в этот элитный магазин заходить не стоит.
3. Мой родной город расположен по (оба) стороны реки.
4. Отряд противника насчитывал около 660 штыков и около (полтораста лошадей).
5. Свет с этой звезды идёт около (10 тысяч лет).
6. Из продуктов у нас осталось только 2 (яблоко), 5 (галета) и не более (полтора литра) воды.
7. (Два, двое) студентов получили именные стипендии в этом году.
8. (Четыре, четверо) суток мы пробирались по глухой тайге.
9. Если к 25367 прибавить 46838, то получится 72205.
10. В банк я вошёл с 45858 (рубль).
11. Ближайший телефон находился в деревне, то есть в (полтора километра) от станции.
12. 24 (клещи) заказал цех на складе.
13. (Три, трое) котят уже открыли глаза.
14. (Пять, пятеро) актрис нашего театра приняли участие в международном конкурсе балета.
15. В 1961 году человек впервые преодолел земное притяжение и вырвался в космическое пространство.
16. Вышел в свет новый анатомический атлас человека с 2647 (иллюстрация).
17. (Оба) дочерям удалось поступить в университет в этом году.
18. В (оба) государствах приняты законы по охране авторских прав.
19. У (оба) стран есть проблемы с выплатой долгов международным финансовым организациям.
20. На сборы в поход у нас ушло (полтора) суток.
21. Строительство завода должно завершиться к 2012 году.
Упражнение 2.
Найдите ошибки в употреблении числительных и существительных при них.
1. Кондрат Булавин вступил в город с тысячью солдатами.
2. Он сумел выбраться из окружения с полтораста лошадями.
3. Начиная своё дело, молодой банкир располагал только десятью тысячью рублями.
4. О тридцати двух рублей пришлось забыть.
5. Компания выплатила премию тридцати старейших сотрудников.
6. Эту роль репетировали трое молодых актрис театра.
7. Трое подруг весело болтали всю дорогу.
8. Деревня находится в полтора верстах от станции.
9. Более полтора тысяч участников митинга поддержали эту резолюцию.
10. Двадцать трое щипцов заказал цех на складе.
11. Три сутки плутал я по тайге.
12. Трамвайная остановка находится в полтораста шагов отсюда.
Источники:
- Глава «Имя числительное» в пособии Л.В. Балашовой, В.В, Дементьева «Курс русского языка»