Как найти ассоциации к стихотворению

автор: Никифорова Татьяна Леонидовна

учитель русского языка и литературы МБОУ “Карпогорская СШ №118”

Мастер-класс «Использование метода построения ассоциативных связей на уроках литературы »

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Карпогорская  средняя школа №118»

муниципального образования

“Пинежский муниципальный район”

                                    

Разработка мастер – класса

«Использование метода построения ассоциативных связей на уроках литературы »

Разработала:    Никифорова Т.Л., 

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

МБОУ «Карпогорская СШ № 118»  

с. Карпогоры

2019

Мастер-класс

«Использование метода построения ассоциативных связей на уроках литературы »

Цель: трансляция  опыта применения метода построения ассоциативных связей на уроках литературы

Задачи мастер-класса:
–  создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
–  распространение педагогического опыта.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, листы бумаги,  цветные маркеры

Целевая аудитория: учителя русского языка и литературы

Ход работы:

I этап.  Организационный момент.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада вас приветствовать на своём мастер-классе. Сегодня я попрошу вас почувствовать себя учениками. Часто на своих уроках я использую притчи, не хочу изменять этой традиции и сегодня. СЛАЙД 1

” Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек и ведет за собой ребенка.

– Что ты тут делаешь, старик?- спросил человек.

-Жду тебя!- ответил старик- Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?

– Верно!- удивился человек.

Если захочешь посадить человеку дерево ,посади плодовое дерево. Если захочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна. Если отважился воспитать человеку ребенка, верни его крылатым.

-Как я это сделаю ,если сам не умею летать?

-А ты попробуй!- сказал старик и закрыл глаза.

Прошли годы. Старик сидел на том же месте и смотрел в небо.Видит: летит ребенок , а за ним -его Учитель.Они приблизились к старику ,опустились на землю и поклонились.

-Я возвращаю ребенка крылатым!- и гордо посмотрел на своего питомца.

А старик посмотрел на крылья Учителя   и произнес:

-А меня больше всего радуют твои крылья…”

Нам, Учителям, нужно приложить много усилий, чтобы не только воспитать крылатого ребенка, а самим научиться летать.

Я не случайно начала это занятие с притчи. Думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом?»  СЛАЙД 2 ( «Литература развивает творческое начало в человеке, в конечном счете искусство направлено на то, чтобы сформировать воображение”. (В. Давыдов)

Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Особая роль отводится духовному воспитанию личности. А миссия учителя-словесника –  помочь ребенку почувствовать мир, природу, другого человека, понять себя. Нужен такой урок, на котором, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего». Уроки литературы обязательно должны быть эмоционально окрашенными, ибо через эмоции ученик идет к постижению духовно-нравственных истин. С этой целью подбираю эпиграф к уроку, привлекаю произведения других видов искусства (живописи и музыки).

Основной своей задачей я считаю создание условий для формирования самостоятельно мыслящей личности с развитым  ассоциативным, образным мышлением, имеющую твердую жизненную позицию. Итак, тема моего мастер-класса –  «Использование метода построения ассоциативных связей на уроках литературы » СЛАЙД 3

Для начала я предлагаю вам несколько картинок, посмотрите на них и скажите, что на них зашифровано. (Собака на сене, старик и море, след в истории, полцарства за коня) А какие ассоциации вызывает у вас контур африканского континента? (череп) СЛАЙДЫ 4-8

II этап. Этап подготовки к сознательному усвоению материала

То, что вы сейчас делали, это пример графических ассоциаций

-И для того, чтобы глубже погрузиться в материал, предлагаю провести словарную работу со словом

«ассоциации».

-Предложите свою формулировку этого понятия.

-Проверим, насколько ваши суждения совпадают с научными. СЛАЙД 9

Ассоциация – это образ, возникающий в сознании человека в ответ на какое-то раздражение, например, на слово – раздражитель. Ассоциации проявляются в виде связи отдельных элементов сознания – ощущений, представлений, эмоций и т.д. Их возникновение зависит от субъективного опыта человека, его индивидуальных особенностей. Термин введен в 1698 году Дж. Локком.

Самый известный пример самой простой ассоциативной структуры: если спросить русского человека быстро назвать ассоциации на слово поэт, он почти наверняка скажет Пушкин: в русской аудитории такой ответ дают примерно 90 человек из 100.

По мере накопления опыта в работе, каждый учитель старается найти такую «изюминку», благодаря которой можно достичь наилучших результатов на уроках. Ведь не простое дело- научить детей (всех)  «говорить» на уроках, а тем более, высказывать собственное мнение по произведению, которое мало понятно. СЛАЙД 10

Я использую в своей работе задания на ассоциативное мышление по нескольким причинам:  

  • Ученики мало читают и не всегда понимают то, что читают,  
  • С трудом делают развернутый анализ текста и анализируют стихотворения
  • Не всегда могут выразить свою мысль.
  • с трудом не замечают красоты окружающего мира.

     Сразу скажу, что работа над ассоциативными заданиями важна на любом возрастном этапе.

Способность человека устанавливать ассоциации безгранична. Ассоциативные связи образуются без особого труда, текст с ними воспринимается намного легче.  Они применимы также в тех случаях, когда не удается построить смысловые связи или когда последние требуется «поддержать» ассоциациями.

СЛАЙД 11   Формирование ассоциативных рядов я начинала с традиционного для нас словесного рисования (пример: образ господина из Сан-Франциско)

СЛАЙД 12  Групповое генерирование ассоциаций – быстрый ответ на одно стимулирующее слово (пример: Свой рассказ В.Г. Распутин  назвал «Женский разговор». Какие ассоциации вызывает у вас эпитет «женский» в данном сочетании?)

“Солнышко” ассоциаций. СЛАЙД 12

Давайте с вами попробуем подобрать ассоциации к слову счастье. Вместе подумаем над тем, какие образы, предметы, действия могут помочь нам выразить это чувство. (Каждый называет свою ассоциацию со словом счастье).

А теперь давайте уберем ключевое слово и подумаем, можно ли по оставшимся словам понять, какое именно чувство выражено?

Приём «Цветограммы» СЛАЙД 14

Любое литературное произведение, особенно лирическое, вызывает у человека определённое эмоциональное состояние. Психологи давно заметили, что своё эмоциональное состояние человеку легче бывает выразить  цветом (цветовыми ассоциациями), нежели словами, поэтому широко используют методику М. Люшера (цветодиагностика), на основании которой создаются цветограммы, отражающие психологическое и эмоциональное состояние человека. Вариант подобной методики можно использовать при изучении и анализе литературных произведений.

После прочтения литературного произведения детям предлагается изобразить с помощью красок на листе бумаги  один из вариантов заданий:

  1. своё отношение к этому произведению, ассоциации, вызванные прочитанным;
  2. отразить изменения в настроении произведения  и в собственных впечатлениях от прочитанного или услышанного от строфы к строфе или от фрагмента текста к фрагменту (6 класс. Тема «Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро»);
  3. с помощью цветограмм отразить личное ощущение поэтических миров различных авторов ( 9 класс. Тема «Сравнительный анализ стихотворений «Пророк» А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова»);

Приём «Построчный анализ стихотворения». СЛАЙД 15

Стихотворение читается не сразу, а постепенно, построчно. Данный прием учит детей предугадывать развитие ситуации, развивает интуицию.

Пример построчного анализа и ассоциаций для стихотворения Н.А. Некрасова «Сеятелям». Предлагается записать слово сеятель и свой ассоциативный ряд к нему, объявляя только название стихотворения. Вспоминая характерные черты поэзии Некрасова,  дети выстраивают примерно такой ряд: сеет зерно, пшеницу, овес, рожь; крестьянин; поле; семена; земля. Открыть первую строчку и сделать то же самое, но уже относительно содержания первой строки: Сеятель знанья на ниву народную. Появляются такие ассоциации: мудрец, учитель на селе, крупица знаний, просвещение, несет знания в народ. И так далее.

Работа с ассоциациями может идти на уровне заглавия текста перед чтением текста ученикам зачитывается его заглавие как слово-стимул для выявления собственных ассоциаций. Затем после чтения текста учащиеся сравнивают, насколько их ассоциации совпадают с содержанием прочитанного.  Учитель актуализирует субъективный опыт учащихся, предлагая технику «Ассоциативный ряд». СЛАЙД 16

Таблица «Ассоциативный ряд»

по названию романа

И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Задание: Какие персонажи могут встретиться в романе с названием «отцы и дети»?

                Какие отношения между ними возможно?

                Запишите свои ассоциации в таблицу и сделайте вывод, может ли произведение с  названием «Отцы и дети» вызвать интерес у читателей?

Отцы Дети Взаимоотношения Отцы и дети

Результаты работы могут быть такими: СЛАЙД 17

Отцы Дети Взаимоотношения Отцы и дети
Пожилые люди

Старики

Родители

Рассудительные

Умудрённые опытом

Учителя

Консерваторы

Люди устаревших взглядов

Молодые люди

Юнцы

Легкомысленные

Безрассудные

Нуждающиеся в помощи

Прогрессивные

Люди новых взглядов

Деятельные

Любовь

Враждебность

Равнодушие

Ненависть

Уважение

Доверие

Зависимость

Разные поколения, не понимающие друг друга, противоборствующие, вечно спорящие

Двигатели прогресса

Символ жизни

Составление ассоциативных рядов может быть на завершающем этапе изучения произведения (Каждой группе выдается лист А-4 и фломастеры.) СЛАЙД 18

1 группа. Создайте ассоциативные ряды Обломов – мать.

2 группа. Создайте ассоциативные ряды Обломов – Ольга.

3 группа. Создайте ассоциативный ряд Обломов – Агафья Матвеевна.

На обобщающем уроке можно предложить учащимся поработать с чужими ассоциациями. Пример ассоциативного диктанта по произведению В.Г.Распутина «Уроки французского»: СЛАЙД 19

Какие ассоциации  могут возникнуть в связи с данными словами, найдите соответствия

  1.  Посылка
  2.  Лидия Михайловна

3 . Учитель

  1. Послевоенное детство
  2. Тишкин
  3. Игра в чику
  4. Молоко

А. Голод

Б. Удивление, радость

В. Доброта;

Г.  Жестокость

Д. Деньги,  малокровие

Е. Трусость;

Ж. Ответственность

Создание ассоциативных переходов    СЛАЙД 20

Между двумя любыми понятиями можно установить ассоциативный переход длиною в 4-5 шагов

Например: «кровать» – «мир» (кровать – будильник – мобильный телефон – Интернет – мир)

Между двумя понятиями можно найти несколько ассоциативных переходов любой длины, от 5 до 50 шагов. Чем более развито у человека воображение, тем более переходов он может найти.

СЛАЙД 21    Ассоциативные переходы можно обнаруживать и между несвязными утверждениями.

Например: «когда гремит гром» – «у вас отрывается ручка от портфеля» (когда гремит гром, все торопятся домой – быстрее добраться на автобусе – все бегут на автобус, и вы тоже – у входа в автобус создаётся давка – в давке у вас отрывается ручка от портфеля)
 

СЛАЙД 22 Друдлы (или по-английски droodles) – это интересное изобретение американского автора-юмориста Роджера Прайса и креативного продюсера Леонарда Стерна, предложенное ими в 1950-х годах. Название droodle происходит, как комбинация трех слов “doodle” (каракули), “drawing” (рисунок) и “riddle” (загадка).  Друдлы (головоломки для развития воображения и ассоциативного мышления) – задачи, в которых требуется домыслить что изображено на рисунке. Основой друдла могут быть каракули и кляксы. Смысл головоломки в том, чтобы подобрать как можно больше версий и интерпретаций. Стоит помнить, что правильного ответа в друдлах нет.

Пример самого известного друдла в литературе можно увидеть на этом слайде.  СЛАЙД 23

Проводимые  на уроках литературы и русского языка эти несложные упражнения, несомненно, дадут как прямой результат – развитие речи, воображения, ассоциативного мышления, так и «отдаленный», конечный – эстетическое развитие учащихся, способность уловить тончайшие смысловые нюансы художественного текста.

Построения интеллект-карт СЛАЙД 24

Законы построения интеллект-карт

1.Четкая формулировка темы(идеи) интеллект-карты.

2.Графическое изображение темы(идеи) в виде центрального образа, рисунка.

3.Ассоциирование.

           4.Группировка ассоциаций по определённым признакам.

           5.Структурирование ассоциаций – подбор ключевых слов или ключевых фраз.

           6.Графическое структурирование – добавление ключевых ветвей к центральному образу.        

           7.Заполнение графической структуры – добавление ответвлений.

           8.Оживление графической структуры – добавление символики, ассоциирующейся со словами.   

           9.Выделение структуры – выделение ключевых ветвей цветными блоками.

          10.Установление объективных связей между блоками или их элементами

Итак, можно констатировать, что ключевой идеей моего опыта является положение о том, что эмоциональное погружение в текст – это первый этап постижения литературного произведения, неизбежный и во многом решающий. Анализ художественного произведения (в особенности поэтического текста) требует не только усилий разума. Без раскованности воображения, без отзывчивости чувства читатель не сможет войти в текст, наполнить его вопросами, заинтересоваться теми загадками, которые скрыл автор за поэтическими символами и образами. Без непосредственного общения с текстом, без личностной оценки художественного произведения (ее принято называть интерпретацией), без волнения – невозможно и размышление. 

III этап.     Демонстрация приемов работы

Составление интеллект-карты по роману «Преступление и наказание»

1.Выбираем тему, идею, предмет, объект, образ, то есть то, о чём будет интеллект- карта, например: «Преступление и наказание»

  1. Рисуем или пишем объёмный, цветной образ темы в середине листа бумаги

3.Ассоциируем – записываем на отдельном листке всё, что приходит в голову в связи с образом темы, даже чепуху, например: Петербург, университет, учёба, квартира, коморка, плата, деньги, страх, хозяйка, мысль, убийство, улица, бред, болезнь, теория, следствие, ожидание, сестра, мама, встреча, ссора, Рогозин, Лужин, Соня Мармеладова, старуха-процентщица, судья, Родион Раскольников, Свидригайлов, смерть, покаяние, любовь, ссылка, одиночество, Евангелие, прозрение, мечта, наказание.

  1. Наводим порядок в словах- ассоциациях- группируем по смыслу Родион Раскольников, Петербург, учёба, университет, бедность, деньги, хозяйка, страх, теория, убийство, мысли, следствие, сестра, мама, Рогозин, Лужин, Соня, улица, Свидригайлов, смерть, похороны, разговор, покаяние, признание, суд, любовь, слёзы, ссылка, Евангелие, прозрение, наказание

5.Намечаем структуру карты – подбираем ключевые слова и ключевые фразы к сгруппированным словам- ассоциациям : 1.Родион Раскольников; 2.Петербург; 3.Старуха-процентщица; 4.Соня Мармеладова; 5.Свидригайлов; 6.Следователь; 7.Теория.

6.К нарисованному образу предмета добавляем ветви – основу структуры. Количество ветвей равно количеству ключевых фраз и ключевых слов. Соблюдаем размеры ветвей и расстояния между ними.

7.Заполняем структуру словами- ассоциациями, размещая их на ответвлениях соответствующих ключевых веток

8.Оживляем карту рисунками, символами, смайликами, графикой, всем, что со словами ассоциируется

 Правила создания интеллект – карт:

Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.

Основная идея, проблема или слово располагается в центре.

Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.

Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева). живыми, гибкими – в общем, органическими. Рисование ментальной карты в стиле традиционной схемы полностью противоречит идее майндмэппинга. Это сильно затруднит движение взгляда по ветвям и создаст много лишних одинаковых, а следовательно монотонных, объектов.

Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово. Каждое слово содержит тысячи возможных ассоциаций, поэтому склеивание слов уменьшает свободу мышления. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.

Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

 Свойства интеллект – карт:

  Наглядность (Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.)

 Привлекательность (Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.)

 Запоминаемость (Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.)

  Своевременность (Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.)

 Творчество (Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.)

  Возможность пересмотра (Пересмотр интеллект – карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.)

Мыслительные карты на уроках литературы можно использовать при работе с лексическим материалом, литературоведческим, при введении терминов, контроле.  Использование картинок и образов облегчает понимание и запоминание значения материала. Читая книгу, можно составить ее краткий конспект, отметив ключевые моменты и  сохранив заинтересовавшие цитаты.

На уроках литературы можно составлять карты о писателях, которые могут включать в себя их основные произведения, ассоциации к ним, строки из стихотворений, крылатые выражения, биографию писателей и т.д.

1V этап. Подведение  итогов совместной деятельности

Уважаемые коллеги! Сегодня вы убедились, что использование метода ассоциаций  дает возможность достаточно быстро получить результат: СЛАЙД 25

подготовку к исследованию текста,

выделение проблемы,

выявление авторской позиции

характеристику лирического героя,

выстроить сравнительную характеристику и т. д.

Таким образом, вопрос развития у учащихся ассоциативного мышления в равной степени актуален, как и вопрос, скажем, проблемного обучения или дифференцированного подхода в обучении. Чем лучше развивается ассоциативное мышление, тем более чутким  и вдумчивым становится молодой человек.

Литература

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб, 1997;
  2. Граник Г.Г., Шаповал Л.А. и др. Литература. Учимся понимать художественный текст. Задачник-практикум. 8-11-е классы. М.: НПО “Образование от А до Я”, 1999;
  3. Маранцман В.Г. Интерпретация художественного текста как технология общения с искусством // Литература в школе. 1998. № 8;
  4. Мухина И.А., Ерёмина Т.Я. Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта. СПб., 2002 и др.;
  5. Попова Т. В. Ассоциативный эксперимент в психологии: учебное пособие / Т. В. Попова. – М.: Флинта: МПСИ, 2006. – 12 с.;
  6. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Ярославль «Академия развития» 1996; 
  7. http://festival.1september.ru/articles/566293/
  8. http://mparlament.eduhmao.ru/info/1/3794/34670/
  9. http://rudocs.exdat.com/docs2/index-575307.html?page=13#48746



Скачать материал

Приёмы ассоциативного   прочтения поэтического  текста.



Скачать материал

  • Сейчас обучается 52 человека из 31 региона

  • Сейчас обучается 24 человека из 15 регионов

  • Сейчас обучается 139 человек из 43 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Приёмы ассоциативного   прочтения поэтического  текста.

    1 слайд

    Приёмы ассоциативного прочтения поэтического текста.

  • Диалогичность литературы



авторчитательпониманиетекст

    2 слайд

    Диалогичность литературы

    автор
    читатель
    понимание
    текст

  • Закон эмоциональной реальности воображения«Нет границ диалогическому контекст...

    3 слайд

    Закон эмоциональной реальности воображения
    «Нет границ диалогическому контексту, он уходит в безграничное прошлое и безграничное будущее М.Бахтин.
    Смысл слова, «оказывается всегда динамичным, текучим, сложным образованием, которое имеет несколько зон различной устойчивости» Л.С.Выготский

  • Ассоциативный кустЭто один из основных приемов работы с информацией до чтения...

    4 слайд

    Ассоциативный куст
    Это один из основных приемов работы с информацией до чтения
    Учитель дает ключевое слово или заголовок текста , ученики записывают вокруг него все возможные ассоциации , обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями
    Это позволяет актуализировать уже имеющиеся знания , активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом

  • Мозговой штурмЕго родители дали ему имя, которое переводится «бессмертный», т...

    5 слайд

    Мозговой штурм
    Его родители дали ему имя, которое переводится «бессмертный», такое же имя было у отца.
    В результате он прожил как бы две судьбы двух разных людей, имея две фамилии.

  • Подсказка №2Его современник Н.Г.Чернышевский говорил, что стихи нашего поэта...

    6 слайд

    Подсказка №2
    Его современник Н.Г.Чернышевский говорил, что стихи нашего поэта могла бы написать лошадь.
    А вот Чайковский называл его самым музыкальным поэтом России, А В. Г. Белинский ставил выше Некрасова.
    Многие поэты начала 20 века считали его своим учителем.

  • Своеобразие лирики А.А. Фета«Он – высокий, высочайший авторитет поэзии, в иск...

    7 слайд

    Своеобразие лирики А.А. Фета
    «Он – высокий, высочайший авторитет поэзии, в искусстве, в мысли».
    В.Я. Брюсов

  • Афанасий Афанасьевич ФетФет – крупнейший поэт « чистого искусства», поэт-пейз...

    8 слайд

    Афанасий Афанасьевич Фет
    Фет – крупнейший поэт « чистого искусства», поэт-пейзажист.

    Природа в его стихах — прекрасное
    живое существо. А человек – частица природы, существо – равноправное ей.
    В стихотворениях изображается «переходные» состояния природы.
    В них выражен восторг перед чудом бытия. Поэт весны.
    Поэт- импрессионист
    Художественный мир стихов создается разнообразие зрительных образов, ритмов, звуков, особым синтаксисом.
    Фет – мастер композиции стихотворений, использует все виды композиционных повторов ( анафору,рефрен, эпифору и т.п.)
    Любимый жанр Фета – лирическая миниатюра.

  • В стихах Фета чувства         преобладают над  разумом.     В поэзии Фета че...

    9 слайд

    В стихах Фета чувства преобладают над разумом.
    В поэзии Фета человек и природа существуют как нерасторжимое целое.
    В поэзии Фета много общего с живописью импрессионизма.

  • ЖуковскийБеспредметностьВоображение фантазийЛюбовная лирика М.ЛазичПейзажная...

    10 слайд

    Жуковский
    Беспредметность
    Воображение фантазий
    Любовная лирика М.Лазич
    Пейзажная лирика
    Поэт-живописец
    Романтическая школа
    Музыкальностьзвук, мелодия
    Пушкин
    Весна заря ночь
    Тютчев
    Импрессионизм многообразие переменчивость форм

  • Стихотворение для анализаЯ долго стоял неподвижно,В далекие звезды вглядясь,...

    11 слайд

    Стихотворение для анализа
    Я долго стоял неподвижно,
    В далекие звезды вглядясь, —
    Меж теми звездами и мною
    Какая-то связь родилась.
    Я думал… не помню, что думал;
    Я слушал таинственный хор,
    И звезды тихонько дрожали,
    И звезды люблю я с тех пор…
    Год написания: 1843

  • Шаг №1. Найти ключевые  смысловые полюсы текста.

А.Блок: «Всякое стихотворе...

    12 слайд

    Шаг №1. Найти ключевые смысловые полюсы текста.

    А.Блок: «Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение».
    М.Бахтин: «Диалогическая ориентация слова — явление, свойственное каждому слову. На всех своих путях слово встречается с «чужим словом» и не может не вступать с ним в живое направленное взаимодействие». 

  • Шаг №1

  • Шаг №2Нужно выписать ключевые слова , желательно сразу, отмечая , какое, это...

    14 слайд

    Шаг №2
    Нужно выписать ключевые слова , желательно сразу, отмечая , какое, это художественное средство, для каждого полюса.

  • проверка

  • «Толстые вопросы»Что за таинственный хор?
Что думал?
 Почему звёзды дрожали?...

    16 слайд

    «Толстые вопросы»
    Что за таинственный хор?
    Что думал?
    Почему звёзды дрожали?
    Почему звёзды он любит с тех пор?
    Что за таинственная связь?

  • Шаг №3Придумываем ассоциации для каждого ряда

    17 слайд

    Шаг №3
    Придумываем ассоциации для каждого ряда

  • проверка

  • Шаг №4Подводим итоги, находим общее в ассоциативных рядах

    20 слайд

    Шаг №4
    Подводим итоги, находим общее в ассоциативных рядах

  • Шаг №5Ещё раз обратимся к художественным средствам, проясняющим мысль поэта

    23 слайд

    Шаг №5
    Ещё раз обратимся к художественным средствам, проясняющим мысль поэта

  • Сопоставление-символ гармонической связи человека и космоса

Связь родилась-...

    24 слайд

    Сопоставление-
    символ гармонической связи человека и космоса

    Связь родилась-
    я слушал таинственный хор
    И звёзды тихонько дрожали,
    И звёзды люблю я с тех пор – эпифора, синтаксический параллелизм

  • ЭпитетыДалёкие звёзды
 таинственный хор – тайна звёзд, их недоступность

    25 слайд

    Эпитеты
    Далёкие звёзды
    таинственный хор – тайна звёзд, их недоступность

  • синтаксисАнафора 
Я долго стоял неподвижно..
Я думал…. – подчёркивание исключ...

    26 слайд

    синтаксис
    Анафора
    Я долго стоял неподвижно..
    Я думал…. – подчёркивание исключительности героя, который смог узнать тайну звёзд
    Эпифора, синтаксический параллелизм
    И звёзды тихонько дрожали ,
    И звёзды люблю я с тех пор … подведение итогов, вывод

  • Контекстные антонимы, градацияСтоял, вглядясь в звёзды, 
 думал, не помню, чт...

    27 слайд

    Контекстные антонимы, градация
    Стоял, вглядясь в звёзды,
    думал, не помню, что думал;
    Я слушал
    Люблю –конец логического размышления
    . открытие лирического героя

  • Звукопись (ассонанс) У- звук лирического героя ( тоска, желание)

А- з...

    28 слайд

    Звукопись (ассонанс)

    У- звук лирического героя ( тоска, желание)

    А- звук звёзд ( бесконечность, космос)

    О- звук возникшей связи человека и звёзд ( звук истины, космоса, звук восторга(Бальмонт)

  • Шаг №5Ответы на толстые вопросы:
Что за таинственный хор?
Что думал лирически...

    29 слайд

    Шаг №5
    Ответы на толстые вопросы:
    Что за таинственный хор?
    Что думал лирический герой?
    Почему звёзды дрожали?
    Почему звёзды он любит с тех пор?
    Что за таинственная связь?

  • О чём это стихотворение?Я долго стоял неподвижно,В далекие звезды вглядясь, ...

    30 слайд

    О чём это стихотворение?
    Я долго стоял неподвижно,
    В далекие звезды вглядясь, —
    Меж теми звездами и мною
    Какая-то связь родилась.
    Я думал… не помню, что думал;
    Я слушал таинственный хор,
    И звезды тихонько дрожали,
    И звезды люблю я с тех пор…
    Год написания: 1843

  • О чём же это стихотворение?О неразрывной связи человека и природы, о тайнах м...

    31 слайд

    О чём же это стихотворение?
    О неразрывной связи человека и природы, о тайнах мироздания, которые стремиться разгадать человек- мудрец.
    О гармонии природы , открытой лирическому герою, навеки связавшему свою жизнь с ней.
    О тайнах рождения и существования поэзии и роли поэта- проводника в мир прекрасного.

  • Данное стихотворение в контексте творчества поэтаНапример: тема поэта и поэзи...

    32 слайд

    Данное стихотворение в контексте творчества поэта
    Например: тема поэта и поэзии:
    Как беден наш язык! — Хочу и не могу…
    Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук
    Хватает на лету и закрепляет вдруг
    И темный бред души и трав неясный запах
    «Я потрясен, когда кругом…», 1885)
    Я загораюсь и горю,
    Я порываюсь и парю
    В томленьях крайнего усилья
    И верю сердцем, что растут
    И тотчас в небо унесут
    Меня раскинутые крылья.

  • Тема звёзд«Среди звезд» Афанасий Фет
Незыблемой мечты иероглифы,Вы говорите:...

    33 слайд

    Тема звёзд
    «Среди звезд» Афанасий Фет
    Незыблемой мечты иероглифы,
    Вы говорите: «Вечность — мы, ты — миг.
    Нам нет числа. Напрасно мыслью жадной
    Ты думы вечной догоняешь тень;
    Мы здесь горим, чтоб в сумрак непроглядный
    К тебе просился беззакатный день.
    Вот почему, когда дышать так трудно,
    Тебе отрадно так поднять чело
    С лица земли, где всё темно и скудно,
    К нам, в нашу глубь, где пышно и светло».

  • Диалог поэтов« Пророк» А.С. Пушкина , М.Ю. Лермонтова
Поиск гармонии наедине...

    34 слайд

    Диалог поэтов
    « Пророк» А.С. Пушкина , М.Ю. Лермонтова
    Поиск гармонии наедине с природой
    Родимый хаос- космос Ф.И. Тютчева
    Поэты 20 века:
    И.Бунин:
    И мечта, быть может, воплотится,
    Что земным надеждам и печалям
    Суждено с небесной тайной слиться!

  • Диалог культурОбразы звёзд в мировой литературе:
Звезда Вифлеема 
 Древнегреч...

    35 слайд

    Диалог культур
    Образы звёзд в мировой литературе:
    Звезда Вифлеема
    Древнегреческие парки
    Римские мойры
    Восточная поэзия

  • Гениальность А. ФетаФилософ, друг Фета В. Соловьев : «Эти две темы: вечная кр...

    36 слайд

    Гениальность А. Фета
    Философ, друг Фета В. Соловьев : «Эти две темы: вечная красота природы и бесконечная сила любви – и составляют главное содержание чистой лирики. Но в художественном решении этих «вечных» тем Фет совершенно оригинален, не похож не предшественников и современников (Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Некрасова).
    «Звездный вестник» назвал поэта
    К. Бальмонт. 

  • Ассоциативный анализ текстаУчит мыслить
Учит понимать поэтический текст
Расши...

    37 слайд

    Ассоциативный анализ текста
    Учит мыслить
    Учит понимать поэтический текст
    Расширяет представление человека о мире
    Развивает умение строить логические и творческие цепочки между образами и явлениями
    Развивает коммуникативные навыки и помогает ребёнку почувствовать себя умной личностью, способной на открытие.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 267 036 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Литература (в 2 частях)», Лебедев Ю.В.

Другие материалы

Рейтинг:
5 из 5

  • 15.02.2021
  • 551
  • 72

«Литература (в 2 частях)», Гулин А.В., Романова А.Н., Фёдоров А.В.

«Литература (в 2 частях)», Зинин С.А., Сахаров В.И.,Чалмаев В.А.

  • 15.02.2021
  • 139
  • 0

«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

  • 14.02.2021
  • 193
  • 0
  • 14.02.2021
  • 106
  • 1

«Литература (базовый уровень) (в 2 частях)», Зинин С.А., Сахаров В.И.

  • 14.02.2021
  • 1839
  • 34

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация логистической деятельности на транспорте»

  • Курс повышения квалификации «Основы построения коммуникаций в организации»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС юридических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС медицинских направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Финансы: управление структурой капитала»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»

  • Курс профессиональной переподготовки «Техническая диагностика и контроль технического состояния автотранспортных средств»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация процесса страхования (перестрахования)»

1.   Ассоциации с названием (первой строкой). (К. Паустовский писал: «Есть некий закон — закон ассоциаций, который весь хаос воспоминаний распределяет по сходству во времени и пространстве,
вытягивает в непрерывную последовательную цепь. Эта цепь ассоциаций — путеводная нить воображения. Богатство ассоциаций говорит о богатстве внутреннего мира. При наличии этого богатства любая
мысль и тема тотчас обрастают живыми чертами».) Смысл заглавия.

2. Выделение микросмыслов. (Чтобы понять смысл целого текста, нужно «перевести» его с непрямого поэтического языка на «обычный», а для этого объяснить самому себе слова, понятия, фразы.)

3. Определение темы, проблематики стихотворения.

4. Анализ образов (образ лирического героя (каково состояние лирического героя?), центральный образ стихотворения, многозначные образы, концепты, архетипы, символы, микрообразы и др.).
Сопоставление образов по сходству, по контрасту, по ассоциации.

5. Сюжетно-композиционные особенности. Присутствует ли деление на строфы? (Зачин, кульминация, лирическая концовка; кольцевая композиция, повторы, контрасты и др.)

Изобразительно-выразительные средства: фонетические, лексические, фразеологические, морфологические, словообразовательные, синтаксические и др.

6. Тропы (эпитеты, метафоры, олицетворения, метонимия, перифраз, оксюморон, сравнение, гипербола, литота и др.).

7. Синтаксические средства (перенос, анафора, инверсия, параллелизм, риторический вопрос, восклицание, обращение, парцелляция, повторы и др.).

8. Лексические средства (тематические группы слов; старославянизмы, просторечные слова; синонимы, антонимы, неологизмы, фразеологические обороты и др.).

9. Морфологические средства: какие части речи преобладают и почему?

10. Фонетические средства: ассонанс, аллитерация, эвфония и др. Какие согласные определяют «музыку» стиха?

11. Размер, рифма, строфика: какова роль стихотворного размера в передаче настроения, которым проникнуто стихотворение?

12. Цветопись (свет и цвет в стихотворении).

13. Специфика жанровой формы (лирическое стихотворение, миниатюра, послание, сонет, элегия, баллада и др.).

14. Тематическая группа (философская, пейзажная, пейзажно-философская, религиозно-философская, интимная, гражданская лирика и др.).

15. Художественное время и пространство: каковы временные и пространственные границы художественного мира стихотворения?

16. Основная мысль, авторский идеал. Какие строки можно считать эмоциональным и смысловым центром стихотворения?

17. Какие чувства, мысли о жизни и человеке вызвало стихотворение?

18. Сравнить, как эта тема раскрыта у других поэтов.

ВНИМАНИЕ! В работах не должно быть никакой нумерации, только сплошной текст. Здесь всё дается схематично, поэтому и нумеруются пункты анализа. Можно выделять пункты с помощью красной строки.

Анализ стихотворения И. Бунина «Вечер»

Вечер

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно 

Вот этот сад осенний за сараем 

И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе лёгким белым краем

Встаёт, сияет облако. Давно

Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,

А счастье только знающим дано.

Окно открыто. Пискнула и села 

На подоконник птичка. И от книг 

Усталый взгляд я отвожу на миг.

День вечереет, небо опустело.

Гул молотилки слышен на гумне…

Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.

1. Выделяем микросмыслы по строфам: 1) о счастье мечтаем, а оно рядом: осенний сад, чистый воздух; 2) поэт-созерцатель следит за облаками, мы смотрим, но не видим, а счастье даётся знающим
(думающим); 3) окно открыто — мир открыт для всех, лирический герой отрывается от книг: прилетела птичка; для него нет мелочей; 4) день вечереет, гул молотилки; лирический герой видит, слышит,
счастлив. Всё в нём — это полнота жизни, гармония внутреннего мира с внешним. Счастье в самом человеке, потому что он наделён даром чувствовать.

2. Определяем тему: стихотворение посвящено одной из сложных этико-философских тем — теме счастья. Поднята проблема людей, не умеющих быть счастливыми, не умеющих видеть красоту мироздания.
Стихотворение написано 14.08.1909, Бунину 39 лет, а какое состояние души! Дореволюционные стихи отличаются завидным постоянством мироощущения, душевным здоровьем. Таким здоровьем он обязан своему
счастливому детству, своей близости к природе.

3. Интонация размышления, созерцания.

4. Образы. Небо — один из главных образов его поэзии. Небо — фон и центр размышлений. Небу подобна людская душа в самые лучшие минуты. Одну из книг поэт назвал «Под открытым небом» — это лирика
человека, у которого в детстве, когда формируется личность, было много неба. Образы (сад, окно, птичка, книга, взор) объединяют живую и неживую природу, создавая объёмный образ мира. Лирический
герой — это человек, который обладает внутренней гармонией, который конкретно и логично объясняет своё состояние счастья.

5. Преобладает зрительная образность, только один слуховой образ — гул молотилки. Бунин обладал редким зрением живописца и слухом музыканта.

6. Композиция. Стихотворение строфично, можно выделить 3 части: 1) утверждение: счастье всюду; 2) описание внешнего мира; 3) вывод: счастье — состояние души.

7. Выразительные средства: метафорические эпитеты (чистый, льющийся воздух, бездонное небо, лёгкий край), метафора (облако встаёт).

8. Стилистические фигуры.

Переносы: Встаёт, сияет облако. Давно

          Слежу за ним…

Переносы и внутристиховые паузы создают интонацию размышления.

Инверсия давно слежу за ним делает акцент на слове «давно».

Важные для поэта слова стоят в конце предложения (всюду, облако, открыто, опустело) или стихотворной строки (вспоминаем, оно, давно, знаем, во мне).

Фигуры умолчания слежу за ним…, слышен на гумне… .

9. Лексика.

Слова повседневные, прозаические. Счастье и заключено в простых словах и понятиях. Можно выделить 2 тематические группы слов: о внешнем мире и о состоянии лирического героя (это подтверждает:
стихотворение относится к пейзажно-философской лирике).

10. Морфология: преобладают глаголы состояния лирического героя и глаголы движения в природе (встаёт, сияет, вечереет, опустело, села).

11. Цветопись: осенний сад — тёплые тона, сияет облако — белый цвет на небе.

12. Звукопись. Ассонанс «о» (окно открыто) передаёт бесконечность пространства, придаёт звуковой картине размеренность, задумчивость; сонорные во 2-й строфе (в бездонном небе лёгким белым краем)
создают мелодию, поёт душа.

13. Размер. 5-стопный ямб с пиррихием в каждой строке, кроме 5-й, 6-й и последней.

14. Рифмовка перекрёстная, рифма женская в нечётных строках и мужская в чётных. Все рифмы точные. Строфа состоит из 2-х четверостиший и 2-х трёхстиший.

15. Жанр: сонет (сонеты пишут о любви, у Бунина признание в любви самой жизни).

16. Пейзажно-философская лирика.

17. Поэтическое время — вечер — намеренно «растянуто», «замедлено» посредством детального описания, повторов. Пространство реальное, безграничное (бездонное небо).

Хронотоп осенний сад — одновременно и место, и время.

18. Идея: для «знающего» счастьем оборачивается раскрытое в осенний сад окно, птичка, опустевшее небо — повседневное, прозаичное.

19. Авторская концепция. Поэтическая философия Бунина в единстве бытия. Счастье — по Бунину — в полном единении с природой, оно даётся тем, кто проник в её тайны, впитал в себя. Это созвучно
утверждению писателя-философа Ф. Достоевского: «Человек несчастен потому, что не знает, что он счастлив».

Анализ стихотворения А. Ахматовой «Муза»

В 1924 году, пережив революцию, Гражданскую войну, смерть мужа — поэта Н. Гумилёва, Ахматова написала стихотворение «Муза»:

Когда я ночью жду её прихода,

Жизнь, кажется, висит на волоске.

Что почести, что юность, что свобода 

Пред милой гостьей с дудочкой в руке.

И вот пришла. Откинув покрывало, 

Внимательно взглянула на меня.

Ей говорю: «Ты ль Данту диктовала 

Страницы “Ада”»? Отвечает: «Я».

1924

Ахматова не рассталась с родиной, но все муки позора и жестокость внутреннего изгнания (её дважды за жизнь не печатали почти по 20 лет) были ей знакомы. И по¬тому так ярок в её стихах портрет
Данте — гордого, непримиримого, сохраняющего человеческое достоинство поэта с сердцем, разрывающимся на любовь и ненависть к родной Флоренции.

1. Микротемы: лирическая героиня ждёт прихода музы ночью, когда тишина и ничто не помешает встрече; встреча очень важна, от неё зависит жизнь; ни почести, ни свобода не заменят счастья от встречи
с музой. И вот пришла, откинув покрывало, будто разбудила, озарила «спящего» поэта, подарила состояние полёта. Внимательно взглянула, чтобы оценить талант или нечто иное. Лирическая героиня
обращается к ней на «ты», как к знакомой, доверительно или иронично. Задаёт только один, самый важный для неё, вопрос: «Ты ль Данту диктовала страницы “Ада”?» Ей важно чувствовать, что муза для
всех одна, воспринимать музу как душу поэзии, которая свободно перемещается в пространстве и времени, может подарить озарение и Данте, и Ахматовой, потому что поэты живут вне времени.

2. Тема: встреча с музой, ощущение её присутствия как рабочей реальности своего творчества.

3. Образы: лирическая героиня — взволнованная, одухотворённая, муза — величественная, страдающая, Данте — двойник Ахматовой (горечь судьбы роднит музу Данте и поэзию Ахматовой).

4. Тропы: перифраз (муза — «милая гостья с дудочкой в руке»), вспомним признание Есенина: божья дудка не пополняется, т. е. нет вдохновения. Персонификация (муза воспринимается как богиня
Поэзии), метонимия (страницы «Ада» — «Божественная комедия» Данте).

5. Стилистические фигуры: фразеологизм (висит на волоске), перенос («Ты ль Данту диктовала // Страницы “Ада”?»), придаточное предложение («Когда я ночью…») в 1-й части растягивает, замедляет
время, во 2-й части простые предложения передают динамичную картину.

6. Композиция: 2 части (до прихода и после прихода музы).

7. Лексика: разговорная (Данту вместо Данте, ль).

8. Размер: 5-стопный ямб.

9. Интонация: торжественная, интимнодружеская.

10. Жанр: лирическое стихотворение на философскую тему.

11. Основная мысль: напомнить о божественной природе искусства.

Анализ стихотворения Б. Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать!»

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть 

Весною чёрною горит.

Достать пролётку. За шесть гривен,

Чрез благовест, чрез клик колёс 

Перенестись туда, где ливень 

Ещё шумней чернил и слёз.

Где, как обугленные груши,

С деревьев тысячи грачей

Сорвутся в лужи и обрушат 

Сухую грусть на дно очей.

Под ней проталины чернеют,

И ветер криками изрыт,

И чем случайней, тем вернее

Слагаются стихи навзрыд.

1912, 1928

1. Выделение микросмыслов. Ещё зима, но появляются приметы весны. Лирический герой видит образ горящей весны. Весна преображает мир: конкретные образы наполняются новым смыслом (грачи — груши).
Лирический герой обретает способность писать, он бросается навстречу природе, её стихиям, вдохновение связано с теми переменами, что принесла весна. Он отдаётся своим впечатлениям; чем случайней
кажется выбор того, что им воспринято, тем ближе процесс творчества к природным процессам.

2. Тема: жизнеутверждающая тема прихода весны, которая становится причиной вдохновения поэта.

3. Интонация размышления.

4. Образы: образ лирического героя — одухотворённый. Микрообразы: пролётка, колёса, лужи, слякоть, доминантный образ — дождь, ливень.

5. Преобладает звуковая образность: «Благовест» — колокольный звон, «клик» — победный возглас колёс — создают ощущение праздника, торжества; шумный ливень.

6. Композиция. Стихотворение строфично, условно можно разделить на 2 части: внешний план (пробуждение весны) и внутренний (процесс творчества). Стихотворение построено на уподоблении ранней
весны, ливня и поэтического вдохновения.

7. Художественное время: конец февраля.

8. Выразительные средства: метафора и алогизм (слякоть горит), сравнение (грачи — груши), эпитет (грохочущая слякоть).

9. Стилистические фигуры: парцелляция (Достать пролётку. За шесть гривен…), строфическая анафора (достать чернил… достать пролётку), повтор (достать, навзрыд).

Назывное предложение (Февраль.), восклицательное предложение.

10. Лексика. Изменение фразеологизма слагаются навзрыд вместо «плакать навзрыд» — передаёт полноту чувств, искренность. Две тематические группы слов: о весне и о состоянии лирического героя,
разговорная и библейская лексика.

11. Морфология. Глаголы стоят в инфинитиве, имеют оттенок «побуждения» (Достать чернил и плакать!; писать навзрыд; достать пролётку).

12. Цветопись (чёрный цвет) сближает такие «далёкие вещи», как весна, грачи, проталины, — и чернила.

13. Звукопись. Плавность «л», шуршание «ш» и грохот «ч-р».

14. Размер: 4-стопный хорей.

15. Рифма. Внутристиховая рифма («весною чёрною») усиливает мелодичность; чередование мужской и женской рифмы.

16. Жанр: пейзажно-философская лирика.

17. Основная мысль: показать, как процесс творчества становится естественным продолжением процессов, происходящих в природе весной.

18. Пафос жизнеутверждающий.

Однажды, когда я только еще начинала работать,
один мой, мягко говоря, не самый радивый ученик
произнес на уроке фразу, которая в переводе с
молодежного сленга на современный русский
литературный язык звучит примерно так: “Зачем
мне нужна ваша литература, если через десять лет
на земле не останется ни единой книги, а будут
одни компьютеры!” Я попыталась ответить что-то
более или менее вразумительное насчет внешнего
вида книги, но паренек, видимо, остался при своем
мнении. После того урока я стала часто задавать
ученикам вопрос: “А зачем вам, собственно, нужна
литература?” Кто-то непременно скажет: “Чтоб
школу закончить”. У кого-то взгляды более
перспективные: “Чтобы в институт поступить,
везде же экзамены сдают”. Но многие удивленно
замолкают: а
действительно, зачем? Можно ли обойтись без
литературы, без книг? Ответ очевиден: конечно,
можно! Ведь обходятся же! В каждом классе
найдется хоть один ученик, который не способен не
то что “для звуков жизни не щадить” или хотя бы
“ямба от хорея отличить”, но даже с ярко
выраженной аллергической реакцией на любое,
повторяю, любое печатное слово. Тем не менее,
часто такие персоны прекрасно устраиваются в
жизни. Правда, здесь есть одно но...
Это им, этим персонам, кажется, что прекрасно.
Весь вопрос в том, так ли это на самом деле? Но это
тема для отдельного разговора.

Если же вернуться к исходному положению, то
вопрос: “Зачем нам нужна литература?”
действительно очень серьезный. Он затрагивает
сразу несколько проблем, среди которых наиболее
важным мне представляются две:

1) особенности восприятия художественного
слова современным молодым читателем в условиях
существующей политической, экономической,
социальной и техногенной ситуации в стране;

2) особая роль учителя литературы в выявлении и
формировании своеобразного “читательского
таланта” у современных школьников как одного из
важнейших компонентов становления современной
культурной, образованной, нравственной личности.

Известно, что основными сферами и показателями
деятельности читателя “оказываются активность
и точность эмоциональной реакции, глубина
осмысления художественного текста,
конкретизация литературных образов в
читательском воображении, способность
эстетически оценивать форму произведения,
видеть за реальностью искусства автора”.[1]

Как отмечал профессор Н.М. Шанский, “читать
(особенно стихи) надо не спеша, пристально и
уважительно, чтобы видеть и слышать “в тесном
тереме стихотворений” именно то, о чем хотел
сказать вам поэт, чем в действительности он хотел
с вами поделиться, что ему хотелось, чтобы вы (так
же взволнованно и искренне, как и он)
сопереживали с ним”. [2]

По-настоящему талантливый читатель даже в
процессе первого знакомства с произведением
видит особенности его художественной системы,
порой интуитивно способен сопереживать,
соразмышлять вместе с автором. Это связано с тем,
что такой читатель уже на начальном этапе
вхождения в текст проделывает определенную
аналитическую работу, которая впоследствии
выведет его на максимально полное восприятие
произведения. Но читательский талант, как и
всякий другой, встречается не так уж и часто, и в
школьной практике, в повседневной работе мы
имеем дело с обычными детьми, для которых
литература чаще всего пусть и любимый, но такой
же, как и все остальные, учебный предмет. Каким же
образом развивать литературные способности
школьников? Можно ли формировать их читательский
талант? Современная методика преподавания
литературы в школе дает достаточно полный ответ
на этот вопрос. Мы знаем, что на уроке литературы
ребенок общается с текстом, как произведением
искусства, поэтому чтение и восприятие его
напоминают творческий процесс художника. Значит,
в ходе своей работы педагог должен развивать у
детей не только научное, но и художественное
мышление.

Одним из важнейших путей литературного
образования школьников является обучение
анализу художественных произведений (как мы
помним, талантливому читателю такое умение
дается от Бога, но обладание определенными
знаниями и для него не будет лишним). Анализ
должен быть продолжением непосредственного
общения со словесным искусством — чтения. Чтение
и анализ художественного произведения “при их
коренной связи и родственности — разные виды
деятельности. Чтение по преимуществу субъективирует
литературный текст, с помощью художественного
переживания переносит образы и ситуации
произведения в план личных ассоциаций читателя.
Анализ направлен на то, чтобы на основе
сопоставления этих субъективированных
восприятий и логики художественного
произведения подняться к более объективному
представлению об авторской мысли”.

Мы видим, что основой, базой для литературного
анализа является именно первичное, субъективное
прочтение текста. Если произведение не будет
“пропущено” через душу читателя, если оно не
вызовет глубоко личных, порой с трудом
осознаваемых, таящихся где-то в глубинах
подсознания, но именно субъективных переживаний,
то трудно надеяться, что читатель (а особенно
если это ребенок) будет с интересом
“погружаться” в текст, вчитываться, вдумываться
в каждое слово, пытаясь докопаться до глубинного
смысла произведения. Особенно важно учитывать
это во время работы над лирическими
произведениями. В связи с вышесказанным при
изучении лирической поэзии в школе, как одна из
основных, “возникает задача познакомить
учащихся со спецификой лирики, как особого рода
литературы, помочь восприятию таких
особенностей лирики, как ассоциативность,
метафоричность, выработать объективные критерии
оценки лирического произведения” путем анализа
субъективных переживаний.

Как уже было сказано, одной из особенностей
лирики является ассоциативность, то есть
способность художественных образов, конкретных
или даже случайных ситуаций вызывать в сознании
читателя широкий поток ассоциаций, связывать
между собою, казалось бы, далекие разрозненные
впечатления. Сливаясь и проясняя друг друга, эти
впечатления могут привести читателя к
интересным и порой неожиданным наблюдениям и
выводам. Однако следует помнить, что психологи
отмечают чрезвычайную слабость чисто словесных
ассоциаций у детей. Связано это, прежде всего с
тем, что слова, которые дети слышат, понимаются
ими совершенно в конкретной форме, равно как
ассоциативно всплывающий образ тоже имеет

конкретный характер. Педагогу-словеснику
следует учитывать тот факт, что “скорость
ассоциации у детей сравнительно очень невелика и
возрастает лишь с годами и в этом смысле могла бы
быть симптомом интеллектуального развития”.
Таким образом, чтобы работа по формированию
ассоциативного мышления привела нас к заранее
запрограммированным результатам, она должна
носить системный характер. Задания, направленные
на развитие творческого воображения учащихся,
необходимо включать практически в каждый урок
литературы, но особенно это касается уроков, на
которых мы знакомим детей с лирическими
стихотворениями. При этом нужно помнить, что
ассоциации, возникающие в воображении читателя,
могут быть образными, звуковыми, цветовыми,
пространственными и другими — в зависимости от
изучаемого произведения. Часто ассоциации
разного плана пересекаются в одном и том же
произведении, повышая его эмоциональное
воздействие на читателя. В данной работе мне на
примере одного урока, хотелось бы показать, каким
образом педагог может от возникших при первом
чтении субъективных ассоциаций через целостный
анализ текста привести детей к наиболее
глубокому пониманию произведения.

Но прежде чем предложить конкретные приемы
работы, считаю необходимым кратко сказать об
общих особенностях вызванных лирическими
образами ассоциаций в произведениях разных
авторов и разных художественных направлений.
Более подробно этот вопрос изложен в книге В.П.
Медведева “Изучение лирики в школе”.

Итак, в рационалистической поэзии классицизма
образы должны были вызывать у читателя вполне
определенные, всегда одни и те же представления.
Мифологические образы Музы, Феба, Аполлона,
Пегаса ассоциировались с искусством, поэзией, с
образами Венеры и Амура связывались
представления о любви, Марс олицетворял собою
военное могущество и так далее.

Однако постепенно такая строгая
соотнесенность образа и вызываемых им
ассоциаций нарушалась. В поэтике романтизма и
особенно реализма пластический образ становился
многомернее. Теперь поэт рассчитывал на
воображение читателя, который должен был создать
свой индивидуальный образ.

У Фета и ряда других поэтов второй половины XIX
века образ становится более зыбким. Он призван
навеять то, “что не выскажешь словами”, вызвать
рой ассоциаций. Ассоциации эти, рожденные личным
опытом читателя, субъективны. Лирика по
характеру своего воздействия на человека
сближается с музыкой.

Еще сложнее образный язык, глубже и прихотливее
подтекст у таких поэтов 20 века, как Блок,
Ахматова, Пастернак. У них тот или иной образ
часто лишь намекает на что-то, помогая разбудить
воображение читателя. Иногда ассоциации поэта
чересчур личностны, субъективны и поэтому
оказывается для читателя по существу шарадами.
“Ассоциации, существующие только для автора и
его знакомых, не становятся эстетическим фактом.
Самые сложные, самые разорванные ассоциации
рассчитаны если не на расшифровку, то на
воздействие”, замечает Л. Гинзбург. Такой
неоправданной, казалось бы, усложненностью
отличались многие стихотворения раннего Блока,
Пастернака, Заболоцкого. Если образ не раскрыт
читателями в его конкретном значении, сила его
воздействия неизбежно снижается. Но В.П. Медведев
предлагает нам, читателям, не торопиться винить в
этом авторов. Может быть, мы сами недостаточно
подготовлены к пониманию данного поэта? Для
восприятия лирики необходимы широкие знания,
душевная чуткость, развитое воображение.

Экспрессивность лирических образов, лаконизм
средств их художественного воплощения,
установка на ассоциативность восприятия
приводят к тому, что они зачастую осмысливаются
нами не только как непосредственное отражение
явлений действительности, но как предельно
обобщенные, многозначные символы. Символ
позволяет проникнуть в глубь действительности,
за внешним проявлением раскрыть внутреннее
содержание.

Для того чтобы показать, как особенности
ассоциативного мышления могут “работать” на
уроке, обратимся к анализу стихотворения Б.Л.
Пастернака “Когда разгуляется…”. В системе
уроков по творчеству Пастернака предлагаемый
материал может быть использован на втором или
третьем уроке, после беседы по стихотворению “Во
всем мне хочется дойти…”.

Во вступительном слове напомним ребятам, что
“Когда разгуляется” – кульминационное
стихотворение последней пастернаковской книги.
По названию его названа вся книга, отражающая
переломный этап в жизни и поэта, и страны, в нем
“открыто выражено мироощущение позднего
Пастернака”.

Чтобы легче было войти в художественный мир
стихотворения, вызовем в своем воображении
картину хмурого, холодного, дождливого дня. Что
чувствуем? Что помним из своего личного опыта?
Действительно, когда зарядит на несколько дней
дождь, так тоскливо становится на душе. Будто по
какому-то странному закону природы, сразу
наваливаются все проблемы, и порою просто
хочется выть от безысходности... Кажется,
не будет этому состоянию ни конца, ни краю... Но вот где-то среди серых и мрачных
туч вдруг появится совсем малюсенький кусочек
чистого неба – и все, этого достаточно: ты готов,
как в полусне, как завороженный, словно молитву,
все повторять и повторять пастернаковское:

Когда в исходе дней дождливых
Меж туч проглянет синева,
Как небо празднично в прорывах,
Как торжества полна трава…

Ты чувствуешь, что с твоей душой происходит
странная метаморфоза. И так каждый раз. Невольно
возникает целый рой вопросов. Что за сила
заключена в этих стихах, почему они так
притягивают? Какие струны нашей души затронул
поэт своими предельно простыми и в то же время
бездонно глубокими словами? Каким путем поэт
вовлекает нас, читателей, в орбиту своих мыслей,
чувств, переживаний? Наконец, почему именно это
стихотворение – кульминация цикла? Попытаемся
ответить на эти вопросы, включив наши
первоначальные и пока еще не осознанные
ассоциации в анализ стихотворения.

Текст стихотворения пусть ребята прочтут про
себя, в тишине – это даст возможность каждому
вслушаться именно в его переживания, вызванные
поэтическими строками. Выдержим достаточную
паузу, а затем зададим, казалось бы, простой
вопрос: о чем это стихотворение, какова его тема?
На первый взгляд, оно о природе, о наступлении
ясных солнечных дней после дождливых. Но в
заключительных строфах появляется образ собора
– с внутренностью собора автор сравнивает
простор земли. Случайно ли появление именно
этого образа в художественной структуре этого
произведения? Для того чтобы понять, что
появление образа собора подготовлено всем
предыдущим текстом, достаточно проанализировать
только цветовые ассоциации, возникающие в нашем
воображении.

Но перед тем как приступить непосредственно к
работе над текстом, необходимо дать следующий
историко-культурный комментарий (он может быть
озвучен заранее подготовленным учеником). Собор
– крупный христианский храм, главная церковь в
городе или монастыре, “где богослужение
совершает священнослужитель высокого сана”.
Обычно в соборе проводятся особо важные,
торжественные мероприятия, поэтому ему присуще и
особо богатое, пышное великолепие убранства.
Даже неверующий человек, попадая в такой храм,
испытывает восторг от того, что его окружает.
Именно красота и торжественность христианских
богослужений и убранства церквей привлекли в
свое время внимание Владимира Крестителя и,
помимо всего прочего, склонили его к введению на
Руси именно этой религии. Основной цвет в отделке
любого собора – золотой: чем больше позолоты, тем
богаче, великолепнее “внутренность” собора, тем
большее впечатление он производит. Кроме того,
главными цветами христианской религии можно
считать белый, жемчужный, голубой, зеленый – то
есть яркие, чистые, светлые тона.

А теперь посмотрим, как Б. Л. Пастернак
подготавливает нас к появлению в заключительных
строках стихотворения “Когда разгуляется…”
образа собора. Итак, читаем первую строку:

Большое озеро как блюдо…

Казалось бы, цветовых прилагательных или
существительных нет, но ведь есть указание на
цвет – озеро. Обычно когда мы вызываем в своем
воображении картину озера, у нас возникают
однозначные цветовые ассоциации: озеро –
голубого цвета, цвета неба, отраженного в нем. И
действительно, уже следующие строки отсылают нас
к небу:

За ним скопленье облаков,
Нагроможденных белой грудой
Суровых горных ледников.

Слова “небо” в этих строчках тоже нет, но мы
видим облака, а небо наше воображение уже само
дорисует. Что же касается цветовой гаммы,
“спрятанной” автором в данных строках, то здесь
вместе с детьми можно сделать целый ряд
интересных наблюдений. Во-первых, сами облака…
Ведь это не тучи, а значит вокруг них – чистое
голубое небо (кстати, облака – “за ним”, за
озером, то есть с одной стороны неба), да и сами
облака – это белый, розоватый, жемчужный,
опаловый, серебристый цвета. Во-вторых, спросим у
ребят, какие цветовые ассоциации вызывает у них
распространенная метафора “белая груда горных
ледников”? Кроме всех прочих, наверняка это
будет — блеск снежных вершин, а отсюда недалеко до
более эмоционально окрашенного слова “сияние”
и тех чувств и впечатлений, которые оно способно
разбудить в душе читателя.

Сделаем выводы. Мы прочитали только первую
строфу, а ассоциативный план уже вызвал в нашем
сознании ощущение чистоты, торжественности,
которое, как своеобразный камертон, настроило
нашу душу на нужную тональность.

Это ощущение подпитывается и следующими
строфами:

По мере смены освещенья
И лес меняет колорит
То весь горит…

Горит... Отметим, что это
традиционная в русской поэзии и в то же время
очень живая, емкая, богатая метафора. Какие
ассоциации она вызывает? Конечно, здесь и вся
цветовая палитра огня, здесь и сияние солнца
(источника тепла, жизни), здесь и блеск золота
(символа богатства и
благополучия )… Одно слово – горит…

Когда в исходе дней дождливых
Меж туч проглянет синева,
Как небо празднично в прорывах,
Как торжества полна трава.

Стихает ветер, даль расчистив,
Разлито солнце по земле.
Просвечивает зелень листьев,
Как живопись в цветном стекле

Синева неба, солнце, зелень листьев (помните –
синий, золотой, зеленый?) – все эти образы собраны
автором опять-таки в один единственный, но какой:
живопись – сколько легкости, движения, жизни в
этом сравнении. И следующий шаг в постижении
авторского замысла наши ученики смогут сделать
уже самостоятельно, поскольку именно от данного
сравнения автор перебрасывает мостик к образу
собора, ведь живопись – в цветном стекле. И мы уже
понимаем, что стекло это в церковном ли, соборном
ли окне вобрало в себя не только внешние признаки
окружающего мира, но и душевное состояние
лирического героя, а вместе с ним и наше,
читательское. И теперь уже как нечто само собой
разумеющееся мы воспринимаем строчки седьмой
строфы:

Как будто внутренность собора –

Простор земли…

Но почему – собор? Собор – дом Бога, место, где
человек внутренне очищается, становится лучше,
обретает душевный покой, веру в себя. Поможем
ребятам почувствовать это состояние лирического
героя, испытать вместе с ним чувство
благодарности Богу за то, что живем, что можем
страдать и любить, испытывать боль и счастье, за
то, что часты в жизни пасмурные, дождливые дни, но
обязательно наступают перемены, даль
расчищается и снова сияет солнце.

Теперь, когда класс психологически настроен на
нужную нам волну, заключительным аккордом пусть
прозвучит последняя строфа стихотворения,
прозвучит с особой интонацией – как откровение,
как молитва:

Природа, мир, тайник вселенной
Я службу долгую твою,
Объятый дрожью сокровенной,
В слезах от счастья отстою.

Ощущая единство человека и природы, чувствуя
себя частицей огромной вселенной, поэт дает
возможность и нам, читателям, испытать те же
переживания. В заключение предложим выпускникам
еще раз самостоятельно, “про себя” прочитать
стихотворение, чтобы на новом, более высоком
уровне восприятия еще раз прикоснуться к
художественному миру Б.Л. Пастернака.

Литература:

  1. Методика преподавания литературы. Под
    редакцией профессора 3. Я. Рез – М.:
    “Просвещение”, 1985. – С. 97.
  2. Шанский, Н. М. “Среди поэтических строк Б.Л.
    Пастернака” / Н.М. Шанский // РЯШ. – 1989. — № 6.
  3. Медведев, В.П.. “Изучение лирики в школе” / В.П.
    Медведев. — М.: Просвещение, 1985.
  4. Гинзбург, Л. О лирике / Л. Гинзбург. – М. Наука, 1974.
    – С. 8.
  5. Дозорец, Ж. А. Б. Л. Пастернак. “Когда
    разгуляется”. Книга стихов как целое / Ж.А.
    Дозорец. – РЯШ. – 1990. – №1.
  6. Советский энциклопедический словарь. – М.:
    Советская энциклопедия, 1988.

Ассоциации к слову «стихотворение»

все ассоциации        
мужские/женские

Со словом «стихотворение» ассоциируются слова

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: паблисити — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Слово «стихотворение»
ассоциируется со
словами

Синонимы к слову «стихотворение»

Предложения со словом «стихотворение»

  • В четыре года он пошёл в школу, в семь лет начал писать стихотворения, а в восемь мог сочинять произведения в жанре фу.
  • Мальчик стал читать стихотворение сразу, без всякой заминки и без предупреждения.
  • Прочитав первое стихотворение – про таракана – редактор встал и повернулся к нам спиной.
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словом «стихотворение»

  • Два французских стихотворения Барятинского: «Стансы в темнице» (в Петропавловской крепости) и атеистическое «О боге» — переведены на русский язык М. В. Нечкиной («Восстание декабристов», т. X, стр. 304 и сл.; сб. «Избр. произведения декабристов», II, стр. 437 и сл.); другой перевод отдельных отрывков — Б. В. Томашевского (сб. «Поэзия декабристов», 1950, стр. 648 и сл.).] несколько слов тебе скажу в ответ.
  • Знакомство со Станкевичем. Поездка в Москву. Первое издание стихотворений Кольцова Станкевичем. Белинский. Знакомство Кольцова с литературным кругом в Москве и в Петербурге.
  • Тогда же я написал и напечатал в «Вестнике Европы» стихи «Уральский казак» (истинное происшествие) — слабое и бледное подражание «Черной шали» Пушкина, и «Элегию в новом вкусе» — протест против туманно-мечтательных стихотворений, порожденных подражанием Жуковскому, и, наконец, «Послание к кн.
  • (все
    цитаты из русской классики)

Сочетаемость слова «стихотворение»

  • новое стихотворение
    лирическое стихотворение
    хорошее стихотворение
  • стихотворение поэта
    из стихотворения а
    стихотворение блока
  • строки стихотворения
    сборник стихотворений
    автор стихотворения
  • стихотворение называется
    стихотворение понравилось
    стихотворение закончилось
  • читать стихотворение
    написать стихотворение
    сочинить стихотворение
  • (полная таблица сочетаемости)

Каким бывает «стихотворение»

Значение слова «стихотворение»

  • СТИХОТВОРЕ́НИЕ, -я, ср. Небольшое поэтическое произведение, написанное ритмизованной речью, стихами. Читать стихотворение. Стихотворения А. Блока. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова СТИХОТВОРЕНИЕ

Афоризмы русских писателей со словом «стихотворение»

  • Слово слушается его [Лермонтова], как змея заклинателя: от почти площадной эпиграммы до молитвы. Слова, сказанные им о влюбленности, не имеют равных ни в какой поэзий мира.
    Это так неожиданно, так просто и так бездонно:
    Есть речи — значенье
    Темно иль ничтожно,
    Но им без волненья
    Внимать невозможно.
    Если бы он написал только это стихотворение, он был бы уже великим поэтом.
  • Нельзя довольно надивиться гению Ломоносова: у него есть строфы и целые стихотворения, которые по чистоте и правильности языка весьма приближаются к нынешнему времени.
  • Меняются приемы творчества, но никогда не может умереть или устареть душа, вложенная в создание искусства. Если язык стихотворения еще позволяет прочесть, если по собранным обломкам можно уловить намерение ваятеля, то не умерла душа творца и для нас, живущих.
  • (все афоризмы русских писателей)

Отправить комментарий

Дополнительно

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Задание как составить аннотацию
  • Как правильно составить гамбургер
  • Перекос таза при коксартрозе как исправить
  • Как исправить деформацию пальцев на руках
  • Как найти аудиозаписи в телефоне самсунг

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии