T
Инструкция для молодых художников
У старейшей питерской галереи Anna Nova стартовал 8-й конкурс проектов молодых художников Nova Art. По этому поводу The Blueprint попросил Анастасию Скворцову, исполнительного директора конкурса, составить инструкцию: стоит ли участвовать в конкурсах, как попасть в резиденцию, познакомиться с куратором и в целом преуспеть.
Кажется, я все-таки художник – и у меня скопилось много работ, которые никто не видел. Что с ними делать?
Если коротко: выставлять и продавать
Первым делом нужно отснять в хорошем качестве все работы, составить портфолио, CV, artist statement. Можно еще добавить краткую биографию — очень короткий рассказ о главных событиях вашей карьеры. В этот общий pdf-документ можно добавить к подписям работ еще и цены, а затем отправить вашим знакомым кураторам и галеристам. Если вы еще с ними не знакомы, смотрите пункт 7. Кураторы и галеристы будут приглашать вас участовать в выставках. Если нет — придется заманивать их на выставки, организованные самостоятельно. Хороший пример: группа «Север-7»: художники сами курировали свои выставки и даже ярмарки. А теперь их работы находятся в коллекции MHKA в Антверпене и, конечно, продаются в галереях и на аукционах.
Я все-таки участвую в выставке. Как общаться с кураторами — они ведь такие сложные? А с журналистами — они же ничего не понимают?
Если коротко: будьте добры. И открыты.
Если вы знакомы с деятельностью куратора и вам эта деятельность нравится — не стесняйтесь об этом сообщить. Ведь не только художники ценят комплименты своей работе. С журналистами — не робейте. Корреспондент или редактор, пришедший на вашу выставку, не ждет от вас искусствоведческой оценки собственных работ, тем более что кураторский текст он наверняка уже прочитал. Лучше расскажите о себе, о своем настроении, о том, как вы сами сегодня увидели свою выставку.
Я на классной ярмарке современного искусства. Все работы здесь не похожи на мои — сплошная керамика. Может ею и надо заниматься?
Если коротко: кому надо?
Та же керамика может быть очень актуальным трендом, но бросать свои наработки и исследования ради того, чтобы всем понравиться, — провальная стратегия для художника. Куда более перспективный путь — прислушиваться к своим интересам, наблюдать за миром и находить подходящую форму высказывания, пробовать себя в разных медиа, но сохранять свой стиль. Главный товар на рынке — не глина или холсты, а уникальность художественного языка и высказывания.
Нужно ли мне участвовать в конкурсах, ведь с ними столько возни?
Если коротко: это часть работы художника
Вы и так знакомы с половиной кураторов и галеристов, а с остальными вот-вот познакомитесь? Поздравляем, можно забыть о написании заявок. Если нет — попробуйте отнестись к подаче заявок на конкурсы, резиденции, гранты и все возможные опен-коллы как к своей ежедневной работе. Писать письма точно не сложнее, чем писать картины. А чем больше заявок вы отправите — тем больше вероятность, что какая-то из них будет принята.
Учиться на современного художника довольно дорого. Плюс, чтобы поступить, нужно пройти серьезный отбор. Стоит ли это того?
Если коротко: системные знания дорогого стоят, а среда бесценна
В сфере искусства образование — это прежде всего погружение в среду. Все образовательные программы формируют свое сообщество студентов и выпускников, и сила нетворкинга поможет вам и после обучения. Кроме того, образование дает также системный подход и дисциплинирует, поэтому, несмотря на мощный поток доступной информации в интернете, лучше пойти поучиться. Школа Родченко, институт «База», Moscow School of Contemporary Art, Школа дизайна НИУ ВШЭ, ИПСИ, программа Art & Sience ИТМО, Лаборатория новых медиа, школа вовлеченного искусства «Что делать?» — вариантов много. Как правило, на всех платных программах есть конкурс на стипендию/бесплатные места/скидки.
Очень хочется, чтобы работы показали в какой-нибудь западной галерее. С чего начать?
Если коротко: с переезда
Выставка в западной галерее — как оазис в пустыне: манит многих, но может оказаться миражом. Чтобы не разочароваться, сразу определите цели, зачем выставляться в западной галерее? Чтобы лучше продаваться? Или чтобы попасть в музейные коллекции и на биеннале? Но в обоих случаях, если вы еще не стали суперзвездой на родине, вам будет необходимо погрузиться в местную среду, потому что искусство укоренено в локальных процессах. Имеет смысл начать с поездки в художественную резиденцию. Вот, например, сайт, где вы найдете актуальную информацию о текущих опен-коллах. Некоторые арт-резиденции создали условия для онлайн-программ во время всеобщего локдауна, и присоединиться к ним можно даже удаленно. Да, конечно, впечатлений меньше, чем от поездки, но все так же можно познакомиться с новыми людьми. Кстати, российские арт-резиденции уже объединились в ассоциацию, и теперь информацию об их программах тоже можно найти в одном месте.
Поддержка осуществляется по следующим направлениям, в зависимости от приоритетов художника: составление портфолио (CV, БИО. Artist statement); подготовка к выставке; составление заявок на open call; участие в ярмарке; подготовка к резиденции; оформление соцсетей и онлайн-магазина; запуск онлайн-курса художника; поступление в ВУЗ
или
беспроцентная рассрочка от Арт Фанатки на 1 месяц
или
беспроцентная рассрочка от
Консультация по самопродвижению художника
Работа художника состоит из многих этапов и действий. Я помогу собрать все этапы вместе, распределить свое время и найти свой уникальный путь к успеху.
Экспресс консультация
6 700 р.
Оплатить экспресс консультацию
Консультация:
9 400 р.
Записаться на консультацию
Менторство 3 месяца:
36 000 р.
Полное сопровождение в развитии художественной карьеры
с консультациями в режиме видео-связи или персональной встречей в Москве. Каждая встреча / консультация — это 2-3 часа непрерывной работы над стратегией продвижения, личным брендом, стилем и тд.
Поддержка осуществляется по следующим направлениям, в зависимости от приоритетов художника:
- составление портфолио (CV, БИО. Artist statement)
- подготовка к выставке,
- составление заявок на open call,
- участие в ярмарке,
- подготовка к резиденции,
- оформление соцсетей и онлайн-магазина;
- запуск онлайн-курса художника.
- поступление в ВУЗ
Связь со мной в чате Telegram или WhatsApp;
После прохождения курса «За пределами студия 2.0»
скидка на консультацию до — 20%
Возможна оплата в рассрочку
Менторство. Варианты регистрации.
Мы разберём все «страшные» вопросы: «где выставляться?», «где искать клиентов», «кто моя целевая аудитория».
Каждый творческий человек уникален. У каждого художника свой неповторимый стиль и профессиональный путь. Моя задача дать вам карту и направить в направлении профессионального успеха.
Одной из важнейших задач каждого начинающего художника — это планирование. Вы определите свои краткосрочные и долгосрочные цели и задачи. А так же обозначите шаги к их достижению.
-
Карьерный путь художника выглядит со стороны довольно абстрактно, и первая ссылка в Гугле не предлагает универсальной формулы продвижения. Поиск и анализ информации самостоятельно могут растянуться на годы и месяцы. Вдобавок, лично я часто не могу даже грамотно сформулировать запрос — единственное, что я знаю — я обязана держать в руках кисть😂
Информация, которую вы дали — очень ценна для меня. Она «внутренняя», это невозможно в такой концентрированной форме узнать у знакомых или прочесть в блоге. Поэтому я очень рада, что Вы помогли мне! Сразу большой заряд вдохновения🫶🏻
Анастасия
-
Очень рад, что обратился к Алене. После нашей консультации грамотно сформировал своё портфолио, стал чаще подавать заявки на опен-коллы, благодаря этому куда-то даже приглашают поучаствовать в Арт- мероприятиях, где-то даже уже побывал 😀
Erendaj Nikita
Mural-artist -
С удовольствием пишу отзыв:
Проходила консультацию у Алёны, чтобы познакомиться, пообщаться, обсудить концепцию планируемой персональной выставки. В ходе консультации на основе обсуждаемой концепции был собран проект из имеющихся работ и эскизов. Разработана инсталляция.
Для меня консультация:
✔️ была возможностью познакомиться, лично пообщаться, понять откликается ли куратору направление моей деятельности, сходимся ли мы в видении концепции выставки — чтобы в дальнейшем провести мероприятие вместе
✔️проработать концепцию в соответствии с актуальными тенденциями, обсудить все детали, которые будет необходимо предусмотреть для мероприятия
Сейчас продолжаем работу, ❤️Алёна является куратором моей персональной выставки, которая состоится совсем скоро.
Anna Gurechkina
рельефные карины маслом
www.annagurechkina.comконсультация проведена в феврале 2023 г.
-
Консультировалась с Арт Фанаткой в момент творческого кризиса. Я получила классическое арт образование, и долгие годы работала в направлении академической живописи.
В какой-то момент мне стало понятно, что пора что-то изменить. Но годами сформированная привычка идти по одной траектории не позволяла мне взглянуть за рамки. Было непонятно, куда дальше двигаться, но и работать как раньше уже не имело смысла. На консультации все разложили по полочкам, у меня накопилось десятки вопросов, за время поиска решения, и на каждый из них Алёна подробно ответила. Так начал меняться мой взгляд на современное искусство.
Спустя несколько недель после консультации я начала новый большой проект, которым занимаюсь и по сей день! Считаю Алёну настоящим профессионалом своего дела. А сотрудничество художников с куратором — необходимым тандемом для развития в творчестве. ❤️❤️❤️
Оксана
консультация проведена в декабре 2021 года
-
Алена великолепна! Заряжает на правильное восприятие себя в мире искусства) я поняла, что делаю все правильно, и что не нужно ничего бояться.
Изменения произошли и совершенно удивительным образом совпали с радикальными изменениями в жизни.
Однозначно рекомендую Алену — она лучший проводник к самореализации в этом непростом мире искусства и очень приятный человек:)!
Конечно да❤️
Tashita Bell
Искусство
ARTIST / DESIGNER / ART DIRECTORконсультация проведена в октябре 2022 года
-
После курса стартап для художников я сделала свое первое портфолио, с которым достаточно успешно работала с галереями и опен коллами. В этом году я решила поступать в ИСИ и мне был необходим взгляд профессионала.
В результате консультации с Аленой мы переписали артист стейтмент. Алёна очень четко задавала наводящие вопросы и стейтмент таким образом получился очень метким и органичным. Мы «почистили» портфолио и написали мотивационное письмо — это была самая сложная часть работы. Именно в анкете для поступления и мотивационном письме были нюансы, которые я просто не могла знать. Алёна не напишет за вас стейтмент, не сделает портфолио, это совместная командная работа с художником. Но вы будете точно знать, куда идти и что делать, а не «наступать на собственные грабли».
А еще Алёна очень приятный, внимательный и чуткий человек, искренне верящий в победу своих студентов! Спасибо!
консультация проведена в августе 2022 года
-
ВОПРОС
Понравилась ли вам консультация, насколько консультация была вам полезна?СОФИЯ
Консультация была очень полезной, практически все цели по итогу достигнуты.
ВОПРОС
Произошли ли изменения в вашем понимании своих дальнейших действий на пути к цели?СОФИЯ
Да, с момента консультации и начался новый вектор развития.
ВОПРОС
Рекомендуете ли вы Алену другим художникам для помощи в продвижении?СОФИЯ
Безусловно, всем рекомендую и консультации, и курсы по продвижению и развитию карьеры.
консультация проведена в 2020 году
Введите ваши данные:
После оплаты Алёна свяжется с вами в течение суток
Растерянность, страх, неопределенность в завтрашнем дне — это эмоции, которые испытывают сейчас все. В особенной группе риска оказались представители творческих профессий, люди, занимающиеся современным искусством. Даже художники с именем, что уж говорить о начинающих и молодых авторах. Музеи, фонды и галереи приостановили свою работу, и пока если и оказывают помощь художникам то тем, с кем давно работают и адресно. Не только художники, но и кураторы, арт-менеджеры, арт-журналисты — все мы нуждаемся сейчас в поддержке. Взаимовыручка, точки опоры и конструктивные решения по совместному спасению нашей отрасли волнуют всех нас. Мы в artandyou.ru начали собирать любую информацию про возможности поддержки людей культуры в России, пока ее не очень много, надеемся, что дальше будет больше. Для удобства указываем город, если поддержку можно получить оффлайн или онлайн — тогда участвовать могут жители разных городов.
Вы уже оказываете помощь художникам или планируете? Пишите на dk@artandyou.ru Следите за обновлениями в нашем ТГ-канале https://t.me/artandyouru
Помощь диссидентским художникам из БЕЛОРУССИИ И РОССИИ, подвергшимся преследованиям или политическим угрозам
ARTISTS at RISK (AR) — Некоммерческая организация, занимающаяся вопросами прав человека и искусства. С 2013 года AR сотрудничает с некоммерческими организациями в области искусства и государственными спонсорами, чтобы помочь художникам, которые находятся в политическом риске и спасаются от угнетения и войны в 26 местах в 19 странах мира. AR помогла многим преследуемым или заключенным в тюрьму артистам, в том числе участницам Pussy Riot Марии Алехиной и Наде Толоконниковой, вьетнамской певице, художнице и политической активистке Май Хой, египетскому поэту Галалю Эль-Бехайри или курдским художникам, таким как Барыс Сейитван.
Подать заявку — https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSc7tDJj90NNQX3oRP8fDyc9BtNWYwXLJx9s0-fZimg0fyVAVQ/viewform
Три шестимесячные стипендии e-flux journal fellowships 2022
Стипендия стартует 1 мая 2022 года и предлагает ежемесячную выплату в размере 500 долларов США. Кандидаты должны представить заявку с описанием предполагаемого исследования объемом 500 слов и резюме на почту journal@e-flux.com до 15 апреля. В анонсе приводится позиция исследователей из России Екатерины Деготь, Кэтти Чухров, Арсения Жиляева, из чего можно сделать вывод, что журнал приветствует заявки от российских, белорусских и так далее художников всего постсоветского пространства.
В этом году мы хотели бы специально пригласить соискателей из Украины и граничащих с ней стран, которые в настоящее время живут там или находятся за границей. Стипендия дает возможность фокусированного чтения, исследования и изучения, где содержание журнала должно быть в качестве отправной точки. Одной из целей стипендии является выявление тематических дрейфов, скрытых состояний и тенденций, которые нуждаются в более глубоком изучении. Это также пространство для расширения разговоров, противоречий и других форм дискурса в рамках и сверх тех статей, что опубликованы на сайте.
Агентство БУНТ — сообщество, база резюме креативных людей (онлайн)
Команда, специализирующаяся на брендинге, smm, pr, дизайне, запустили в телеграмме чат-комьюнити Мир креаторов, который достиг отметки в 14 000 участников за 3 дня. По сути это база резюме креативных людей, которые делятся своими портфолио и могут выполнять работу на удаленке, а также дайджест актуальных вакансий. Не только специалисты сферы маркетинга и рекламы, а также модельеры, художники, фотографы и т.д. Сейчас идут переговоры о создании маркетплейса креативщиков на блокчейне.
Open call ЦТИ Фабрика с выплатой гонорара, предоставлением помещения и информационной поддержкой (г. Москва)
К участию приглашаются все деятели современной художественной арт-сцены, которые в силу текущих событий оказались в сложной жизненной ситуации и хотят показать и обсудить свои работы / проекты на независимой площадке.
Фабрика предлагает возможность проведения публичных мероприятий (лекций, дискуссий, кинопоказов и т.д.) для кураторов, художников и арт-менеджеров, которые были уволены или ушли по собственной инициативе из культурных институций в связи с своей общественной позицией. В ЦТИ готовы предоставить помещение для проведения и техническое оснащение мероприятия, обеспечить информационную поддержку и выплатить автору гонорар (7 000 рублей).
Срок проведения мероприятий март-июль 2022 года, с возможностью продления. Присылайте свои заявки на почту air@fabricacci.com до 19 марта. Заявка должна включать в себя резюме, небольшое мотивационное письмо и описание проекта.
Бесплатная аренда для молодых фотографов (г. Санкт-Петербург)
Фотостудия 212 решила поддержать молодых фотографов — и предлагает бесплатную аренду зала вплоть до 28 марта. Команда готова принимать у себя двух авторов каждый день, обеспечивать каждого помещением и оборудованием начального уровня. Чтобы поучаствовать в программе, присылайте свои работы в директ: https://instagram.com/timosopia
Бесплатное помещение для встреч, коворкинга и совместных художественных практик на базе ЦМИ (г. Белгород)
Ситуация в Белгороде и близлежащих городах особенно напряженная, так как они находятся на границе с Украиной. Куратор Софья Орешкина, официальный резидент Центра молодежных инициатив в Белгороде предложила проект Открытых мастерских, с целью поддержки креативных людей Белгородской области. Это новый формат для города, направленный на помощь художникам, работающих в разных медиа, которые будут делиться опытом и взаимодействовать друг с другом при создании арт-проектов. А посетители ЦМИ наблюдать за творческим процессом и иметь возможность задать вопросы.
Запуск проекта был немного задержан в связи с тем, что ЦМИ превратился в штаб по сбору гуманитарной помощи в российские города на границе с Украиной. Тем не менее, в ЦМИ не отказали художникам в итоге предоставив помещение. Был запущен open-call, в результате которого было отобрано 10 художников. Уже было проведено 3 встречи, одна онлайн и две оффлайн. В планах бесплатные мастер-классы, совместное участие в художественных практиках, чтобы люди отвлекались, занимались интересным созидательным делом.
Меня зовут Соня Орешкина — я куратор проекта открытых мастерских в цми и создатель/редактор журнала Структура, если вы занимаетесь любой творческой деятельностью и сейчас как и все испытываете давление, с которым уже не в силах справиться самостоятельно, пишите мне лично или приходите поработать, пообщаться, попить чай к нам в мастерские, мы будем работать там с понедельника по субботу, ориентировочно с 16:00-20:00! Так же могут присоединиться ребята, которые приехали с Украины, рады будем всем! https://t.me/structure_mag/
Психологические сессии для деятелей искусства
Психологическую помощь художникам и деятелям искусства (онлайн) объявила куратор Катя Финкельштейн, которая имеет большой опыт работы клиническим психологом
Что могу предложить в этой ситуации: поддерживающую онлайн консультацию-беседу, на которой вы можете поделиться со мной: как вам, как бы вам ни было сейчас. Напомню, что я кроме того, что художница и куратор, ещё и клинический психолог с 20-летним стажем практической работы в самых разных ситуациях. Я уверена, что человеку нужен человек и человеку помогает человек, как бы ни темна была ночь вокруг. Вообщем, я готова побыть с вами там, где вам нужен кто-то рядом, кто может помочь перестроиться, переосмыслить, просто поддержать, просто побыть с вами. Мне можно написать в ЛС или в телеграм @katefinke . Про оплату — это может быть бесплатно, за донейшн или классическую оплату — как вам будет комфортно в этой ситуации. Буду рада помочь!
Фонд MAXART (г. Москва) также объявил, что планирует на базе своей резиденции RHIZOME запустить очную оффлайн группу поддержки деятелей искусств, которую будет вести кандидат медицинских наук, Яна Александровна де Лорейн. Как лучше пережить текущий период, найти в себе силы и обрести не только внешнюю, но и внутреннюю поддержку. Ссылка на регистрацию на Timepad Встречи запланированы на 26 марта, 2 и 9 апреля.
Российские коллекционеры и арт-рынок под санкциями. Читать далее
Бесплатный интенсив «Антикризисный подход к искусству» (онлайн)
Интенсив стартует 17 марта и длится 7 дней. Ведет арт-менеджер Мария Седошенко. Цель — стабилизация фрустрированного состояния и чувства растерянности людей искусства. Зачем участвовать?
- Получить простые инструменты психологической самопомощи. Расширить свой фокус внимания и вспомнить, как важно продолжать творить особенно в такие непростые времена.
- Сфокусироваться на своем искусстве. Сейчас самое время подумать ЧТО я создаю, а не КАК мне срочно продать работы. Это большой залог в будущее, которое наступит.
- Побыть неделю в поддерживающем друг друга поле. Сейчас мы нужны друг другу, как никогда.
- Вдохновение для дальнейших шагов.
- Порассуждаем, в какую сторону сегодня может двигаться художник, живущий в России или решивший уехать за границу.
Ссылка на регистрацию на ТГ-канал здесь
Бесплатные консультации как получить визу таланта
Катя Гранова, получившая визу таланта в Великобритании делится своим опытом в специальной группе (ссылка у нее в шапке профиля в Instagram )
Наши кураторы
Вы куратор?
Станьте участником крупнейшего арт-сообщества
Зарегистрироваться
Кураторы
Мы используем cookie-файлы
Благодаря cookie-файлам мы делаем сервис лучше — мы используем их для персонализации контента и рекламы, для безупречной работы партнерских социальных сетей и анализа нашего трафика. Также мы передаем информацию об использовании сайта нашим партнерам. Они могут объединять ее с другой информацией, которую они собрали о Вас в результате вашего пользования их сервисами.
Вы можете настроить определенные категории cookie-файлов и изменить свой выбор в любое время.
На развитие современного искусства влияют не только художники-новаторы и их произведения. Зачастую новые идеи и течения появляются благодаря выставкам и музейным экспериментам, за организацией которых стоят универсальные профессионалы: арт-кураторы.
Чем занимаются кураторы
Главное действующее лицо на выставке или в музее — это, конечно, художник. Кураторы же — своего рода серые кардиналы искусства, которые управляют мыслями зрителей и занимаются формированием их вкуса.
Но говорить о том, что куратор — невидимый труженик, было бы несправедливо. Есть множество звезд профессии, чьи имена гарантируют качество выставки или биеннале, к которым они были причастны. Среди таких кураторов — швейцарец Ханс-Ульрих Обрист, возглавляющий лондонскую галерею Serpentine, куратор отдела дизайна и архитектуры MoMA Паола Антонелли и другие.
Основная задача куратора — организовывать музейные и выставочные проекты. Либо самостоятельно, либо во главе команды других профессионалов куратор формулирует творческую идею, подбирает художников, договаривается о выставке, занимается логистикой и организацией выставочного пространства, составляет каталоги и готовит экспликации к экспонатам, следит за бюджетом. Функции менеджера куратор должен сочетать с безупречным вкусом и нюхом на тенденции, а также достаточными познаниями в искусстве, чтобы формировать и доносить до зрителей новые смыслы, а также удивлять их.
Не следует путать профессию куратора с профессией дилера: дилер занимается продажами произведений искусства, в то время как куратору торговать запрещает профессиональная этика. Кураторов причисляют к числу музейных работников, и потому на них распространяются правила Международного комитета музеев (ICOM), который запрещает им прямо и косвенно торговать искусством. Из-за того что в России эта профессия очень молодая и неустоявшаяся, путаница между куратором и дилером, случайная или намеренная, все же происходит. Куратор Виктор Мизиано, пять раз представлявший Россию на Венецианской биеннале современного искусства сетует на то, что капитал, заработанный в тучные 2000-е годы, негативно повлиял на чистоту арт-рынка и профессионализм кураторов: «Мы столкнулись с тем, что за выставки стали браться самые разные люди, не всегда профессионально подготовленные. И одновременно все это принималось, потому что публика была тоже не очень подготовлена, публика была просто рада, что хоть что-то происходит».
Что отличает хорошего куратора
Среди свойств, необходимых куратору в сфере искусства, можно назвать в первую очередь познания в искусстве, универсальность и междисциплинарный подход. Для того чтобы провести знаковую или просто качественную выставку, нужно каждый раз выходить за привычные рамки и предлагать новые подходы.
Хорошего куратора отличает также умение воспринимать современность как часть непрерывной истории искусства. «Искусство — это то, что всегда на шаг опережает действительность. То, что мы увидим в музеях будущего. Единственный способ для меня узнать, каким будет искусство через 50 лет, — это попытаться рассказать об этом себе и еще 500–700 людям на лекции про музеи будущего», — говорит Ханс-Ульрих Обрист.
Руководитель программы «Старт» на «Винзаводе», куратор Елена Яичникова в тексте для журнала АРТГИД перечисляет «десять заповедей» профессии. Среди них несколько пунктов, касающихся отношений между куратором и художников. Яичникова советует кураторам никогда не связываться с художниками, в чьих работах они не уверены. Верно и обратное: ничего хорошего из сотрудничества не выйдет, если художник не доверяет куратору.
В отношениях с художниками необходимо не только понимание их творчества, но и честность в финансовых вопросах. «Как правило, если художник создает для выставки новую работу, ему полагается гонорар. Исключением является ситуация, когда выставка осуществляется с минимальным бюджетом, который целиком идет на покрытие лишь самых основных расходов. Если же бюджет предусматривает гонорар куратору, то гонорар должен быть и у художника, который создает новую работу специально для выставки», — пишет Яичникова.
Куратор является связующим звеном между художником и публикой. Именно он отвечает за то, будет ли произведение искусство понято и оценено кем-то, кроме профессиональных искусствоведов. Частью просветительской работы куратора является написание экспликаций — коротких аннотаций к экспонатам. Их нужно писать простым и ясным, но при этом не примитивным языком. «Нет ничего хуже, чем туманные и претенциозные тексты с обилием „умных“ слов и многозначительной недосказанностью. Они способны лишь вызвать подозрение в том, что куратору нечего сказать и он пытается спрятать это за изощренными словесными конструкциями, что невольно бросает тень и на представляемые работы», — говорит Елена Яичникова. Ей вторит потомственный куратор, сын Виктора Мизиано Андрей Мизиано. «Человек приходит на выставку современного искусства, встречает множество ссылок на философов, сложную специальную терминологию. Это образует непонятную ауру, в которой часто упрекают современное искусство. Куратор должен найти правильный баланс между общей и специальной лексикой, ведь хороший, в нашем случае — русский, язык никто не отменял», — говорит он.
Где становятся кураторами
В издании Manifest Journal обсуждался вопрос, насколько можно считать кураторство профессией. Основной вывод, к которому пришел журнал, состоит в том, что для того чтобы стать куратором, недостаточно просто трудолюбия и системного подхода. Нужно не только писать статьи в искусствоведческие журналы и организовывать выставки, но и обладать художественным чутьем, харизмой, умением убеждать и очаровывать.
В куратора можно вырасти из музейного работника, искусствоведа и художественного критика: «дипломированных» кураторов на рынке пока не так много. Тем не менее уже сейчас многочисленные музеи и вузы предлагают специальные программы для получения профессии куратора. В Европе основным центром кураторского образования много лет остается Лондон — самые известные курсы по этой профессии организуют Голдсмитский колледж и Королевская академия искусств. Кураторским образованием занимаются и крупные музеи, такие как Британский музей, нью-йоркские Метрополитен и музей американского искусства Уитни.
В России первая образовательная программа для будущих кураторов была запущена СПбГУ и американским Бард-колледжем. Магистерский курс длится два года, после него выпускники получают два диплома. Студенты учатся у российских и иностранных преподавателей, которые читают лекции на двух языках. Среди основных курсов, которые они проходят в рамках программы, — кураторские исследования, история художественной критики, философская эстетика, основания критической теории, новые медиа в современном искусстве, арт-менеджмент и другие.