Как найди подчинительную связь

Подчинительная связь — это грамматическая и смысловая зависимость одного слова или предложения по отношению к другому.

При каждом самостоятельном слове могут быть зависимые слова, составляющие словосочетание с подчинительной связью. Рассмотрим, какие бывают подчинительные словосочетания в русском языке. Приведем примеры подчинительных словосочетаний.

Подчинительная связь существует также между простыми предложениями в составе сложноподчиненного, в котором выделяют главную и зависимую часть.

Как определить подчинительную связь?

Слова в устной и письменной речи сочетаются друг с другом определенным образом и составляют словосочетание. Например, при слове «рисовать» могут быть зависимые слова:

  • рисовать картину;
  • рисовать красками;
  • рисовать быстро.

В составе этих синтаксических единиц имеется главное слово и зависимое. Причём главное слово своими лексическими и грамматическими свойствами диктует какую-то связь с зависимым словом, предопределяет его выбор. От главного слова к зависимому можно задать вопрос:

  • писать (что?) письмо;
  • любоваться (чем?) пейзажем;
  • склонный (к чему?) к анализу.

В этих словосочетаниях налицо грамматическая зависимость одного (подчиненного) слова от другого (главного). Такая зависимость называется подчинительной связью.

Подчинительная связь выражает отношение между синтаксически неравноправными словами или предложениями, одно из которых выступает как главное, другое — как зависимое. 

Сравним следующие синтаксические единицы:

  1. красивый цветок;
  2. читать книгу;
  3. девочка читает.

Их функции в речи различны. Сочетание «красивый цветок» называет предмет более конкретно, чем одно слово «цветок». Сочетание «читать книгу» называет действие, которое направлено на предмет (книгу). Но эти словосочетания не передают законченной мысли, как предложение. А сочетание «девочка читает» содержит равноправные слова, которые не связаны подчинительной связью. Они выражают законченную мысль и  не являются словосочетанием.

Словосочетания в отличие от предложения не выражают законченной мысли, не имеют интонации сообщения. Они являются строительным материалом, своеобразными «кирпичиками» для предложения, входят в состав предложения. Словосочетания используются для передачи информации только в составе предложения.

За стеной этой ночью бушует сильный ветер.

Выделяем грамматическую основу простого предложения «бушует ветер», в составе которой равноправные слова, — подлежащее и сказуемое. Укажем словосочетания:

  • сильный ветер;
  • бушует за стеной;
  • бушует ночью;
  • этой ночью.

Подчинительная связь в словосочетании

Подчинительная связь в словосочетаниях

В словосочетаниях составляющие его компоненты могут быть связаны с помощью одного из трех видов подчинительной связи:

  1. согласования;
  2. управления;
  3. примыкания.

Согласование — это подчинительная связь, при которой зависимое слово принимает такую же форму рода, числа и падежа, что и главное. 

Подчинительная связь - согласование

Например:

  • красное солнце;
  • босоногая девчонка;
  • зеленое поле;
  • осенние дожди;
  • твой товарищ;
  • вторая ракета;
  • до третьих петухов;
  • что-то серое;
  • на затонувшем корабле;
  • среди спеющей пшеницы;
  • у древних развалин.

Управление — это подчинительная связь, при которой употребление существительных (местоимений) в форме косвенного падежа (с предлогом или без него) предопределено значением главного слова. 

Подчинительная связь - управление

1. В роли главного слова выступает глагол:

  • нести сумку;
  • открыть дверь;
  • слыть чудаком;
  • размышлять над проблемой;
  • обрадоваться успеху;
  • обидеться на шутку;
  • подтолкнуть к занятиям спортом;
  • предупредить об опасности;
  • сомневаться в правильности решения;

2. Главным компонентом словосочетания является имя существительное:

  • тень дерева;
  • мост через реку;
  • альтернатива поездке;
  • выбор между семьей и карьерой;
  • беспокойство о детях;
  • командующий армией;
  • тоска по нас.

3. Главным словом является числительное:

  • три тополя;
  • тринадцать страниц;
  • трое друзей;
  • шестеро малышей;
  • оба ученика.

4. В роли главного слова употребляется наречие:

  • правее дома;
  • выше крыши;
  • слева от постройки;
  • наедине с матерью;
  • невдалеке от леса.

Примыкание — это подчинительная связь, при которой зависимое неизменяемое слово присоединяется к главному слову, выраженному глаголом, именем или наречием. 

Подчинительная связь - примыкание

Например:

  • идти напрямую;
  • схватиться врукопашную;
  • идти вразвалку;
  • наткнуться сослепу;
  • ответить сгоряча;
  • цвет беж;
  • краска индиго;
  • юбка плиссе;
  • девочка повыше;
  • пояс подлиннее;
  • желание присесть;
  • идти не спеша;
  • говорит не переставая;
  • её родные;
  • его рубашка;
  • их дом.

Подчинительная связь в предложении

Подчинительная связь существует также в сложноподчиненном предложении, в составе которого одно предложение является главным, а второе — подчиненным. Части такого предложения соединены подчинительными союзами (что, чтобы, как, как будто, пока, с тех пор как, словно, точно, только и пр.) или союзными словами (кто, что, какой, который, сколько, чей, где, откуда, куда и пр.)

Как правило, от всего главного предложения или одного слова в нём задается вопрос к зависимой части.

Примеры предложений с подчинительной связью из художественной литературы

Необходимо было выяснить, (что?) что же в сущности происходит (Жюль Верн. Властелин мира).

Это сложноподчиненное предложение с зависимым изъяснительным, которое присоединяется с помощью союзного слова (местоимения) «что».

Левин сел на лошадь и поехал на поле, (какое?) где был прошлогодний клевер (Л. Н. Толстой. Война и мир).

От слова «поле» задаем вопрос к зависимому определительному предложению, присоединенному союзным словом (относительным наречием) «где».

Алиса фыркнула и тут же закашлялась, (с какой целью?) чтобы прикрыть свой смех (Льис Кэррол. Алиса в Зазеркалье).

В этом примере от слова «закашлялась», находящегося в главном предложении, задается вопрос к зависимому придаточному цели, присоединенному подчинительным союзом «чтобы».

Рассказать же сюжет затрудняюсь, (почему?) ибо, по правде, ничего в нем не понимаю (Ф. М. Достоевский. Бесы).

С помощью подчинительного союза «ибо» (= потому что) присоединяется придаточное предложение причины.

Сложноподчиненные предложения могут содержать в своем составе несколько зависимых частей, и тогда в них возникают отношения последовательного, однородного и неоднородного (параллельного) подчинения.

Видеоурок: Словосочетание. Виды подчинительной связи в словосочетании

Тест

Чтобы быстро и без ошибок определять вид подчинительной связи лексических единиц в словосочетаниях, надо кое-что знать и помнить, кое-что уметь и кое-что понимать. Это в идеале, ибо самые прочные знания у тех, кто теорию умеет применять на практике и практические вещи может объяснить, используя теоретические знания.

Начнём со ЗНАТЬ. Знать надо определения:

  • словосочетания;
  • способов подчинительной связи слов в таких единицах синтаксических, как словосочетания.

Многие не придают никакого значения определениям, тогда как в них сконцентрировано самое важное. Не зная первого определения, некоторые к словосочетаниям относят:

  • сочетание слова служебного со знаменательным;
  • предикативную (то есть грамматическую) основу,

тогда как в формулировке определения чётко сказано:

  • словосочетание содержит два слова самостоятельных (иногда больше), при этом слова служебные могут входить в состав словосочетаний;
  • в подчинительном словосочетании выделяется слово главное (слово-командир, говорят в младших классах) и зависимое (подчинённое, солдатик) и от главного к зависимому легко задаётся вопрос, тогда как компоненты основы грамматической равноправны и вопросы можно задавать и от подлежащего к сказуемому, и наоборот.

А в формулировках определений способов связи сконцентрирована практически вся информация, которая позволяет эти способы легко отличать друг от друга.

Необходимо УМЕТЬ:

  • свободно определять принадлежность единиц лексических к частям речи (следовательно, знать признаки грамматические каждой из них) – без этого в словосочетаниях разобраться крайне сложно, если не невозможно;
  • составлять словосочетания по любым схемам: «сущ. + прил.», «сущ. + сущ.», «сущ. + сущ. с предлогом», «глаг. + сущ.», «глаг. + глаг.», «глаг. + нар.» и др. – схемы строений подобных синтаксических единиц весьма разнообразны;
  • вычленять ВСЕ словосочетания из любого предложения (именно это даётся ученикам труднее всего).

ПОНИМАТЬ надо следующее: термины лингвистические – слова «говорящие», если мы вчитаемся и вдумаемся в их значения, то нам легче будет справиться с такой непростой задачей, как определение способов связи компонентов словосочетаний. (Словосочетания, которые я буду использовать в этой части ответа, я возьму из предложения _Сестра приобрела сегодня в книжном магазине прекрасно иллюстрированный сборник стихов молодого поэта Иванова._)

Термин «согласование» говорит о полном согласии зависимого слова с главным, со своим командиром; какие бы манипуляции мы ни производили с главным словом, зависимое тут же с ним «согласится» и примет те же формы (общие для них, конечно), которыми это слово главное обладает.

  • Возьмём словосочетание ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ СБОРНИК. Солдатик-прилагательное, как и его командир, в единственном числе, мужском роде, винительном падеже. Что может изменить в себе слово-командир? Конечно, число и падеж, например СБОРНИКАМИ – и солдатик тут же поддакнет своему командиру: примет множественное число и падеж творительный: ИЛЛЮСТРИРОВАННЫМИ.
  • Другое словосочетание – ПОЭТА ИВАНОВА; командует парадом здесь фамилия, изменим её форму – и зависимое слово (приложение ПОЭТА), согласно кивнёт и тут же уподобится главному: ИВАНОВУ – ПОЭТУ; ИВАНОВЫМ – ПОЭТОМ.

Термин «управление» предупреждает нас о том, что главные слова вовсю командуют своими подчинёнными: в какой им надо падеж поставить своих солдатиков, в тот и поставят и при этом потребуют полного подчинения. Существительное СБОРНИК требует, чтобы при нём стоял «солдатик» в родительном падеже (несогласованное определение) – число неважно. В нашем предложении это СБОРНИК СТИХОВ. При этом командир не позволит подчинённому изменить падеж, как бы сам ни менялся:

  • СБОРНИКИ СТИХОВ,
  • О СБОРНИКЕ СТИХОВ,
  • СБОРНИКУ СТИХОВ.

Термин «примыкание» прямо кричит о том, что общих грамматических категорий слова в словосочетаниях с подобным видом связи не имеют. Вот «притулилось, присоседилось, примкнуло» зависимое слово к главному – и всё тут. Грамматическая связь, выражающаяся окончаниями и предлогами, между ними напрочь отсутствует, есть только смысловая, позволяющая слову-командиру задать вопрос своему подчинённому:

  • ПРИОБРЕЛА (когда?) СЕГОДНЯ,
  • ИЛЛЮСТРИРОВАННОМУ (как?) ПРЕКРАСНО.

ЛЕГЧЕ ВСЕГО ОПРЕДЕЛИТЬ СПОСОБ СВЯЗИ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ ПО СЛОВУ ЗАВИСИМОМУ, ибо все части речи (самостоятельные, конечно) распределены по словосочетаниям с разными видами такой связи.

При согласовании слова зависимые – это:

  • прилагательные или слова, похожие на них, а к таковым относятся местоимения-прилагательные, порядковые числительные, полные причастия: жизнерадостный юноша, любой школьник, семнадцатый ряд, развалившийся домик;
  • существительные, являющиеся приложениями (кроме особого вида несогласованных приложений): поэт Пушкин, город Тамбов, женщина-домохозяйка, гигант завод;
  • количественные числительные: два стула, десять упражнений.

При управлении «солдатики» – это:

  • существительные и местоимения-существительные: зал кинотеатра, просмотреть журнальчик, красный (покрасневший) от смущения; встретиться с ним;
  • числительные количественные: умножить на шестнадцать, вычесть сорок.

При примыкании в качестве «подчинённых» выступают все неизменяемые слова (кроме несклоняемых существительных):

  • наречия: безответно любить, котлеты по-полтавски, очень сладкий, чрезмерно громко, неожиданно оглянувшись;
  • деепричастия: растерявшись, расплакаться; помолчав, сказал;
  • глаголы в форме неопределённой (инфинитивы): поехать навестить; попросим принести;
  • местоимения притяжательные ЕЁ, ЕГО, ИХ: его футболка, их рюкзачки.

Вот такую табличку я сейчас составила: в ней чётко просматривается распределение частей речи по зависимым словам в подчинительных словосочетания:

СПОСОБ ПРОВЕРКИ:

  • Если Вы решили, что способом связи слов является согласование, измените форму слова главного. Вы правы при условии, что форма зависимого слова при таком изменении тоже изменится (опускающийся туман, но тумана – опускающегося, туманом – опускающимся), Вы ошиблись, если «солдатик» останется при своей форме и откажется «поддакивать» командиру.
  • Если Вы решили, что способом связи слов является управление, тоже измените форму слова-командира. «Солдатик» при этом и «пикнуть» не посмеет: останется в той же форме, в какую его командир поставил (открыть шкаф, открыл шкаф, открою шкаф, открыв шкаф).
  • Если Вы решили, что способом связи является примыкание, менять форму слова главного (если оно изменяемое) бессмысленно, ибо «солдатик» наш статичен и просто не может изменяться. Проверьте ещё раз, действительно ли слово зависимое является неизменяемым.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

З В Ё Н К А
[823K]

5 лет назад 

В большинстве словосочетаний русского языка легко увидеть, что одни слова подчиняются другим. Как это понять?

Главное слово (которому подчиняется зависимое) является грамматически и семантически опорным. Это ядро словосочетания. Именно от него тянутся нити вопросов к другим словам.

Например:

  • «Лёгкая причёска». Очень простое словосочетание, в котором речь идёт о причёске. Поэтому именно «причёска» и является главным словом. Она (причёска) какая? — лёгкая. Прилагательное зависит от главного-существительного.

Итак, мы можем научиться отличать словосочетания от несловосочетаний, но перед нами тут же возникнет основная в данном случае задача: определить вид связи между словами. Это довольно сложный процесс для начинающих, потому что при любой связи (если она не сочинительная) от одного слова можно задать вопрос к другому. Так в чем же тогда разница?

Согласование.

Из названия понятно, что слова согласуются. И в роде, и в числе, и в падеже. Посмотрите на концовки этих слов, и их согласование станет очевидным:

«Белый колодец», «чёрному лебедю», «певца Кузьмина», «наш футбол», «седьмое небо».

Управление.

Главное слово имеет большие грамматические полномочия. Оно может изменить свою форму, например, если нужно. А зависимое (управляемое) при этом останется в неизменном виде:

«Приехать в аэропорт» («приехали в аэропорт»), «монитор компьютера» («монитором компьютера»).

Примыкание.

При таком виде связи слова вообще можно принять за независимые друг от друга. В принципе, грамматически они действительно независимы (в смысле, не согласованы):

«Возвратиться вечером», «говорить, улыбаясь», «идея уехать», «лететь низко».

Невоз­мутим­ый Дождь
[162K]

3 года назад 

Практически вся наша речь состоит из словосочетаний. Мы не говорим отдельными словами, а связываем их друг с другом: иногда только по смыслу, а иногда и грамматически. Связанные слова (словосочетания) объединяются с помощью разных видов связи. Основных видов связи, которые мы помним со школы, три: примыкание, согласование и управление.

Самое малое словосочетание состоит из двух слов. Такие сочетания слов являются простейшими, поэтому на них мы и будем приводить примеры.

«Широкой рекой».

Глядя на это словосочетание, мы видим, что прилагательное «широкой» согласуется с существительным «рекой» в числе (река одна), в падеже (творительный) и в роде (женский). Этот способ связи слов так и называется — согласование.

«Идут в школу».

Здесь мы видим, что слово «идут» как бы основное, оно так и называется — главное. От него мы задаём вопрос «куда?» и можем по смыслу варьировать ответ. Идти можно и в театр, и в магазин, и в лес. Глагол управляет другим словом, а способ связи называют — управлением. Сделать главным сочетание «в школу» не удастся — задавать вопрос «в школу что делают?» синтаксически неверно.

«Пойти купить»

Кажется, что это и не словосочетание, а просто два глагола. Они стоят рядом и всё. На самом же деле в предложении окажется, что эти слова соседствуют неспроста. В этом есть смысл. Но так как глаголы грамматически не согласуются, ни одно из слов не управляет другим, то такая связь называется примыканием.

По такой схеме мы сможем довольно легко определять вид связи и в других словосочетаниях.

Урани­я
[157K]

более года назад 

Для начала дадим определение словосочетанию и назовем сущесвующие виды связи словосочетаний.

Словосочетание — это сочетание двух (или более слов), которые связаны между собой по смыслу.

Чтобы слова стали словосочетанием, между ними должна существовать подчинительная связь.

Эта связь осуществляется с помощью предлогов, окончаний или просто по смыслу.

Назовем эти виды подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.

Связь согласования — при таком виде подчинительной связи зависимое слово имеет ту же форму, что и главное слово (род, число, падеж). Оба слова — изменяемые.

Например: «горячее сердце» — сердце (главное слово) — какое? — горячее (зависимое слово); «твоя улыбка» — улыбка (главное слово) — чья? — твоя (зависимое слово).

Связь управления — при таком виде подчинительной связи главное слово упраляет зависимым, которое ставится в нужном падеже.

Например: «решать задачу» — решать (главное слово) — что? — задачу (зависимое слово); «играть в мячик» — играть (главное слово) — во что? — в мячик (зависимое слово).

И, наконец, сзязь примыкания — при таком виде подчинительной связи зависимое слово, оставаясь неизменяемым, примыкает к главному только по смыслу. Главным здесь будет то слово, которое может принимать разные грамматические формы.

Например: «читать вслух»; «смотреть свысока», «идти пешком».

Натал­ья-П
[61.9K]

8 лет назад 

В школе все мы проходили, что существует три вида подчинительной связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание.

И чтобы правильно и быстро запомнить эти виды, нужно просто знать, что означают сами слова:

  1. Согласование — это связь, когда главное и зависимое слова находятся в одном роде, числе и падеже, т.е. согласуются между собой. Например, выпускной бал (мужской род, един. число, именительный падеж); на выпускном балу (м.р., ед.ч., предложный падеж), выпускные балы (множественное число, им.п.) Изменение формы главного слова приводит и изменению формы зависимого.
  2. Управление — это связь, когда главное слово управляет падежной формой зависимого слова. Писать (что?) ответ, интересоваться (чем?) вопросом. И при этом если изменяется главное слово, то зависимое слово остается неизменным:

рисовать пейзаж, рисующий пейзаж, рисуя пейзаж.

  1. Примыкание – это связь, когда зависимое слово остается неизменным, т.е. примыкает (это можно сравнить с составом вагоном, который может везти или паровоз или электровоз, т.е. тягач изменился, а состав вагонов остался прежним). Главное и зависимые слова связаны между собой только по смыслу, а не грамматически. Например, идти быстро; яйцо вкрутую; забыл сказать. Зависимые слова — это может быть наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола.

Есть такая хорошая табличка, чтобы запомнить виды связи в словосочетаниях

Быстро и «надежно» определять, какой из видов подчинительной связи в том или ином словосочетании, мне кажется, следует на основании нескольких критериев:

  • чем выражено главное слово в словосочетании,
  • чем выражено зависимое слово,
  • как ведет себя зависимое слово при изменении главного.

Вот таблица, в которой показано, какими частями речи обычно являются в словосочетании с согласование, управлением и примыканием зависмое и главное слова:

Если при изменении главного слова изменяется и зависимо, перед нами пример согласования.

Если зависимое слово остается неизменным, значит, это словосочетание с управлением.

Если не получается изменить само главное слово, следовательно, мы имеем дело с примыканием.

Zolot­ynka
[551K]

5 лет назад 

Для того, чтобы быстро и без ошибок определить тип связи, достаточно просто запомнить несколько характеристик:

  • если к главному слову присоединяется существительное с предлогом, то перед нами — всегда управление.
  • определяем, согласуется ли зависимое слово с главным по следующими параметрам: число и падеж (факультативно — род). Если да, перед нами — согласование.
  • зависимое слово стоит в том падеже, которого требует главное слово. Главное как будто «управляет» зависимым, перед нами — управление.
  • если зависимое слово является неизменяемым и примыкает к главному только по смыслу, то перед нами (догадайтесь!) — связь управление.

Знаете ответ?

План урока:

Подчинительная связь: определение и особенности

Согласование как способ подчинительной связи

Управление как способ подчинительной связи

Примыкание как способ подчинительной связи

Подчинительная связь: определение и особенности

Все высказывания имеют основу, базовый центр. Эту роль играет главное слово, которое «собирает» вокруг себя зависимые слова.

Давайте придумаем зависимые слова к слову «трудиться»:

  • трудиться усердно;
  • трудиться на заводе;
  • трудиться по хозяйству;
  • трудиться до полуночи;
  • трудиться в поте лица.

Вариантов зависимых слов – десятки.

При подчинительной связи компоненты высказывания имеют разные функции. Центральный элемент соединяется с зависимым с помощью вопроса:

  • идти (куда?) домой;
  • рисовать (что?) картину;
  • зима (какая?) снежная.

Между словами зачастую наблюдается грамматическая зависимость (зависимое слово согласовывается с главным в числе и падеже), реже – смысловая зависимость (компоненты словосочетания подходят друг другу только по смыслу). Такие неравноправные отношения между компонентами имеют название подчинительная связь.

Лингвист Александр Пешковский дал следующее определение этому понятию:

1 sposoby podchinitelnoj svyazi

Подчинительная связь характеризует синтаксически неравноправные языковые элементы. Она встречается часто, но далеко не всегда.

Предлагаю сравнить несколько высказываний:

  • Чуткая женщина.
  • Бежать в школу.
  • Щенок лает.

Первое предложение имеет центр высказывания — «женщина». Это имя существительное, которое называет предмет. От него задаем вопрос «Какая?» и получаем ответ «Чуткая». Слова грамматически согласованы, и между ними наблюдается подчинительная связь.

Второй пример – это действие (бежать) и субъект действия (в школу). Здесь тоже явная подчинительная связь.

А вот в третьем примере подчинительной связи нет. Сочетание «щенок лает» — это два равноправных слова, действия и непосредственно само действие. Вместе они выражают законченную мысль, оформленную в короткое предложение.

Как уже говорилось, главное и зависимые от него слова объединяются в словосочетания, а словосочетания в свою очередь создают предложения. Получить и передать полную информацию возможно только с помощью предложений.

Давайте разберем по пунктам следующее высказывание:

Майское солнце давно ушло за горизонт, но дети продолжали читать книгу.

Это сложное предложение с двумя подлежащими и сказуемыми:

  • солнце ушло;
  • дети продолжали читать.

Разобьем предложение на словосочетания:

  • солнце (какое?) майское;
  • ушло (когда?) давно;
  • ушло (куда?) за горизонт;
  • продолжали (что делать?) читать;
  • читать (что?) книгу.

Способы образования словосочетаний — разные. Всего в русском языке выделяют три таких способа. Их принято называть видами подчинительной связи. Назовем их.

2 sposoby podchinitelnoj svyazi

Эти виды были определены во время интенсивного развития русского синтаксиса в XVIII веке. Один раз сложившись, они остались неизменными вплоть до современного периода.

Чтобы определить, какой именно вид связи существует между словами, используем следующий алгоритм действий:

3 sposoby podchinitelnoj svyazi

Рассмотрим каждый вид детальнее.

Согласование как способ подчинительной связи

Давайте выясним научное определение термина:

4 sposoby podchinitelnoj svyazi

В этом виде связи центром высказывания всегда выступает существительное.

Научимся определять согласование с помощью примеров.

5 sposoby podchinitelnoj svyazi

Важно! Если просклонять главное слово, вслед за ним изменится форма и зависимого слова:

Чудесный дом стоял на окраине поселка.

У него не было чудесного дома.

Он рос в чудесном доме.

Если слова полностью согласовываются друг с другом в числе, роде и падеже, это называется полное согласование. 

Однако в художественной литературе и разговорной речи встречается и неполное согласование, которое демонстрирует отсутствие у зависимого слова какой-либо грамматической категории.

Рассмотрим пример:

Наша врач Валентина Николаевна имеет отличную репутацию.

Мы видим согласование имени существительного «врач» с прилагательным «наша» только в числе и падеже. Согласование в роде отсутствует. Такие языковые ситуации являются исключением и применяются к названиям общих профессий.

Исторически так сложились, что многие профессии были сугубо мужскими, хотя слова относились к общему роду. Например, врач, профессор, архитектор, хирург и т.д. Однако язык развивался, и сегодня можно встретить грамматические вариации общих профессий. Имя существительное может согласовываться с зависимыми словами в числе и падеже, но не согласовываться в роде:

Эта архитектор – молодец!

Или для придания слову оттенка пренебрежения использовать специальные суффиксы:

Как хорошо, что директорша уехала в отпуск.

Стоит отметить, что подобные слова (директорша,адвокатша, повариха) используются только в просторечье.

С определением главного слова при согласовании мы разобрались. Теперь давайте проанализируем зависимые слова.

Рассмотрим таблицу.

6 sposoby podchinitelnoj svyazi

Чаще всего зависимым словом выступает прилагательное, реже всего – причастие.

Ученики обычно без проблем находят согласование в предложениях. Куда большие проблемы вызывает управление и подчинение. Переходим к их изучению.

Управление как способ подчинительной связи

Дадим определение подчинительной связи управление.

7 sposoby podchinitelnoj svyazi

Так, форма глагола «гордиться» дает представление, что второстепенный компонент будет стоять в творительном падеже:

  • гордиться (кем?) сыном;
  • гордиться (чем?) достижениями;
  • гордиться (кем?) ими.

Научимся определять управление с помощью примеров.

8 sposoby podchinitelnoj svyazi

При необходимости главное слово меняет форму, но зависимый компонент остается неизменным.

Проследим это в предложениях:

Продать квартиру – дело непростое.

Она продала квартиру в прошлом году.

Они продали квартиру и переехали в частный дом.

В указанных примерах глагол изначально имел форму инфинитива, потом – форму прошедшего времени, единственного числа, женского рода. Третье предложение демонстрирует глагол множественного числа в форме прошедшего времени.

Обратите внимание! Зависимое слово «квартиру» во всех высказываниях осталось прежним, своей формы не изменило.

При управлении, в отличие от согласования, центр высказывания может быть выражен разными частями речи. Предлагаю изучить таблицу.

9 sposoby podchinitelnoj svyazi

Глагол и имя существительное употребляются в качестве центра высказывания гораздо чаще, чем наречие и числительное.

Молчать о прошлом, сажать цветы, строить дом – словосочетания с управлением, где главное слово выражено глаголом.

Сумка с продуктами, шкаф с одеждой, пирог с вареньем – высказывания с подчинительным управлением, где главным словом выступает существительное.

Зависимыми словами могут различные части речи. Предлагаю изучить таблицу.

10 sposoby podchinitelnoj svyazi

Второстепенный элемент высказывания всегда стоит в том косвенном падеже, который требует от него главный. Проверяем это с помощью вопросов косвенных падежей. Предлагаю их вспомнить:

11 sposoby podchinitelnoj svyazi

Приведем еще несколько примеров управления:

  • Уважать (кого?) педагога – святая обязанность учеников.
  • Наталья вручила (кому?) ему подарок на день рождения.
  • Букет (чего?) цветов стоял в вазе.

Стоит отметить, что управление ученикам освоить сложнее, чем согласование. Однако самым интересным является примыкание. Дебаты по поводу его характеристик среди лингвистов не утихают и сегодня.

Примыкание как способ подчинительной связи

Для начала дадим определение подчинительной связи примыкание.

12 sposoby podchinitelnoj svyazi

Этот вид связи не поддается языковым нормам. Ведущую роль может быть практически любое слово, при этом задать падежный вопрос не представляется возможным.

Проследим примыкание в предложениях.

13 sposoby podchinitelnoj svyazi

В указанных примерах главным выступает глагол. Так чаще всего и случается в языковых ситуациях. Однако не исключены и другие случаи, когда главные синтаксические функции берут на себя другие части речи:

Кофе по-венски, разговор начистоту, ставка вслепую – типичные примеры примыкания с главным словом именем существительным.

Очень глупый, совсем невыносимый, слегка раздраженный – примеры, в которых основой высказывания является прилагательное.

При этом роль зависимых слов могут сыграть лишь четыре части речи:

14 sposoby podchinitelnoj svyazi

Иногда к управлению и примыканию можно задать один и тот же вопрос, и школьники начинают делать ошибки.

Рассмотрим несколько примеров:

Поговорим после собрания.

Главное слово – глагол, зависимое – имя существительное в предложном падеже.Правильный вопрос от главного слова к зависимому «Когда?», но можно и перефразировать «После чего?». Смысл фразы от этого не изменится. Между словами– управление.

Поговорим после.

От главного слова «поговорим» к зависимому можно задать только один вопрос — «Когда?» В этом случае зависимое слово «после» — явное наречие. Вид связи между словами – примыкание.

Различаем:

  • повернуть (куда?) в школу – управление;
  • повернуть (куда?) направо – примыкание;
  • отправиться (куда?) в сад – управление;
  • отправиться (куда?) туда – примыкание;
  • сидеть (где?) в салоне автомобиля – управление;
  • сидеть (где?) наверху – примыкание.

Запомните: если в словосочетании наблюдается предлог – это управление.

Давайте для полного усвоения материала разберем несколько предложений:

  • Несчастная Ирина сидела, ссутулившись, и молча смотрела на собеседника.

Выделим грамматическую основу: Ирина сидела и смотрела (одно подлежащее и два однородных сказуемых).

Теперь разобьем предложение на словосочетания и определим тип подчинительной связи:

  • Ирина (какая?) несчастная – согласование;
  • сидела (как?) ссутулившись – примыкание;
  • смотрела (как?) молча – примыкание;
  • смотрела (на кого?) на собеседника – управление.
  • Он вернулся домой, когда семья уже села ужинать.

В этом предложении две грамматические основы (два подлежащих и два сказуемых): он вернулся и семья села.

  • Вернулся (куда?) домой – управление.
  • села (когда?) уже – примыкание;
  • села (что делать?) ужинать – примыкание.
  • Елена зашла в новый супермаркет на центральной площади города.

Грамматическая основа: Елена зашла.

  • Зашла (куда?) в супермаркет – управление.
  • супермаркет (какой?) новый – согласование;
  • супермаркет (где?) на площади – управление;
  • на площади (какой?) центральной – согласование;
  • площади (чего?) города – управление.

Проверим ваши знания с помощью тестирования.

Подчинительная связь в словосочетании. Примеры

Подчинительная связь — это грам­ма­ти­че­ская и смыс­ло­вая зави­си­мость одно­го сло­ва или пред­ло­же­ния по отно­ше­нию к дру­го­му.

При каж­дом само­сто­я­тель­ном сло­ве могут быть зави­си­мые сло­ва, состав­ля­ю­щие сло­во­со­че­та­ние с под­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Подчинительная связь суще­ству­ет так­же меж­ду про­сты­ми пред­ло­же­ни­я­ми в соста­ве слож­но­под­чи­нен­но­го, в кото­ром выде­ля­ют глав­ную и зави­си­мую часть.

Как определить подчинительную связь?

Слова в уст­ной и пись­мен­ной речи соче­та­ют­ся друг с дру­гом опре­де­лен­ным обра­зом и состав­ля­ют сло­во­со­че­та­ние. Например, при сло­ве «рисо­вать» могут быть зави­си­мые сло­ва:

В соста­ве этих син­так­си­че­ских еди­ниц име­ет­ся глав­ное сло­во и зави­си­мое. Причём глав­ное сло­во сво­и­ми лек­си­че­ски­ми и грам­ма­ти­че­ски­ми свой­ства­ми дик­ту­ет какую-то связь с зави­си­мым сло­вом, пред­опре­де­ля­ет его выбор. От глав­но­го сло­ва к зави­си­мо­му мож­но задать вопрос:

В этих сло­во­со­че­та­ни­ях нали­цо грам­ма­ти­че­ская зави­си­мость одно­го (под­чи­нен­но­го) сло­ва от дру­го­го (глав­но­го). Такая зави­си­мость назы­ва­ет­ся под­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Подчинительная связь выра­жа­ет отно­ше­ние меж­ду син­так­си­че­ски нерав­но­прав­ны­ми сло­ва­ми или пред­ло­же­ни­я­ми, одно из кото­рых высту­па­ет как глав­ное, дру­гое — как зави­си­мое.

Сравним сле­ду­ю­щие син­так­си­че­ские еди­ни­цы:

Их функ­ции в речи раз­лич­ны. Сочетание «кра­си­вый цве­ток» назы­ва­ет пред­мет более кон­крет­но, чем одно сло­во «цве­ток». Сочетание «читать кни­гу» назы­ва­ет дей­ствие, кото­рое направ­ле­но на пред­мет (кни­гу). Но эти сло­во­со­че­та­ния не пере­да­ют закон­чен­ной мыс­ли, как пред­ло­же­ние. А соче­та­ние «девоч­ка чита­ет» содер­жит рав­но­прав­ные сло­ва, кото­рые не свя­за­ны под­чи­ни­тель­ной свя­зью. Они выра­жа­ют закон­чен­ную мысль и не явля­ют­ся сло­во­со­че­та­ни­ем.

Словосочетания в отли­чие от пред­ло­же­ния не выра­жа­ют закон­чен­ной мыс­ли, не име­ют инто­на­ции сооб­ще­ния. Они явля­ют­ся стро­и­тель­ным мате­ри­а­лом, свое­об­раз­ны­ми «кир­пи­чи­ка­ми» для пред­ло­же­ния, вхо­дят в состав пред­ло­же­ния. Словосочетания исполь­зу­ют­ся для пере­да­чи инфор­ма­ции толь­ко в соста­ве пред­ло­же­ния.

За сте­ной этой ночью бушу­ет силь­ный ветер.

Выделяем грам­ма­ти­че­скую осно­ву про­сто­го пред­ло­же­ния «бушу­ет ветер», в соста­ве кото­рой рав­но­прав­ные сло­ва, — под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое. Укажем сло­во­со­че­та­ния:

875cc09f6c09d5ab4fdd80f54062a9f5

Подчинительная связь в словосочетаниях

В сло­во­со­че­та­ни­ях состав­ля­ю­щие его ком­по­нен­ты могут быть свя­за­ны с помо­щью одно­го из трех видов под­чи­ни­тель­ной свя­зи:

Согласование — это под­чи­ни­тель­ная связь, при кото­рой зави­си­мое сло­во при­ни­ма­ет такую же фор­му рода, чис­ла и паде­жа, что и глав­ное.

fdad53dcd39d21d16445c995c92a91bf

Например:

Управление — это под­чи­ни­тель­ная связь, при кото­рой упо­треб­ле­ние суще­стви­тель­ных (место­име­ний) в фор­ме кос­вен­но­го паде­жа (с пред­ло­гом или без него) пред­опре­де­ле­но зна­че­ни­ем глав­но­го сло­ва.

387d75221b127f659f2eefbeb6f13c16

1. В роли глав­но­го сло­ва высту­па­ет гла­гол:

2. Главным ком­по­нен­том сло­во­со­че­та­ния явля­ет­ся имя суще­стви­тель­ное:

3. Главным сло­вом явля­ет­ся чис­ли­тель­ное:

4. В роли глав­но­го сло­ва упо­треб­ля­ет­ся наре­чие:

Примыкание — это под­чи­ни­тель­ная связь, при кото­рой зави­си­мое неиз­ме­ня­е­мое сло­во при­со­еди­ня­ет­ся к глав­но­му сло­ву, выра­жен­но­му гла­го­лом, име­нем или наре­чи­ем.

65c28af290c0df1a329f4e4e14e9fd83

Например:

Подчинительная связь в предложении

Подчинительная связь суще­ству­ет так­же в слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии, в соста­ве кото­ро­го одно пред­ло­же­ние явля­ет­ся глав­ным, а вто­рое — под­чи­нен­ным. Части тако­го пред­ло­же­ния соеди­не­ны под­чи­ни­тель­ны­ми сою­за­ми (что, что­бы, как, как буд­то, пока, с тех пор как, слов­но, точ­но, толь­ко и пр.) или союз­ны­ми сло­ва­ми (кто, что, какой, кото­рый, сколь­ко, чей, где, отку­да, куда и пр.)

Как пра­ви­ло, от все­го глав­но­го пред­ло­же­ния или одно­го сло­ва в нём зада­ет­ся вопрос к зави­си­мой части.

Примеры предложений с подчинительной связью из художественной литературы

Необходимо было выяс­нить, (что?) что же в сущ­но­сти про­ис­хо­дит (Жюль Верн. Властелин мира).

Это слож­но­под­чи­нен­ное пред­ло­же­ние с зави­си­мым изъ­яс­ни­тель­ным, кото­рое при­со­еди­ня­ет­ся с помо­щью союз­но­го сло­ва (место­име­ния) «что».

Левин сел на лошадь и поехал на поле, (какое?) где был про­шло­год­ний кле­вер (Л. Н. Толстой. Война и мир).

От сло­ва «поле» зада­ем вопрос к зави­си­мо­му опре­де­ли­тель­но­му пред­ло­же­нию, при­со­еди­нен­но­му союз­ным сло­вом (отно­си­тель­ным наре­чи­ем) «где».

Алиса фырк­ну­ла и тут же закаш­ля­лась, (с какой целью?) что­бы при­крыть свой смех (Льис Кэррол. Алиса в Зазеркалье).

В этом при­ме­ре от сло­ва «закаш­ля­лась», нахо­дя­ще­го­ся в глав­ном пред­ло­же­нии, зада­ет­ся вопрос к зави­си­мо­му при­да­точ­но­му цели, при­со­еди­нен­но­му под­чи­ни­тель­ным сою­зом «что­бы».

Рассказать же сюжет затруд­ня­юсь, (поче­му?) ибо, по прав­де, ниче­го в нем не пони­маю (Ф. М. Достоевский. Бесы).

С помо­щью под­чи­ни­тель­но­го сою­за «ибо» (= пото­му что) при­со­еди­ня­ет­ся при­да­точ­ное пред­ло­же­ние при­чи­ны.

Сложноподчиненные пред­ло­же­ния могут содер­жать в сво­ем соста­ве несколь­ко зави­си­мых частей, и тогда в них воз­ни­ка­ют отно­ше­ния после­до­ва­тель­но­го, одно­род­но­го и неод­но­род­но­го (парал­лель­но­го) под­чи­не­ния.

Видеоурок: Словосочетание. Виды подчинительной связи в словосочетании

Источник

Сложноподчиненное предложение (СПП)

613d130548615184726913

Что такое сложноподчиненное предложение

Сложноподчиненное предложение (СПП) — это вид сложного предложения, в составе которого одно простое предложение по смыслу и интонации подчинено другому.

Зависимое предложение в этом случае называют придаточным, независимое — главным.

Пример сложноподчиненного предложения:

613d134dea9be413393413

Придаточное предложение в СПП может занимать разные положения: в середине главного, перед или после него.

Когда грузовик свернул к деревне, озеро осталось позади. — Придаточное на первом месте.

Озеро остались позади, когда грузовик свернул к деревне. — Придаточное после главного.

Сейчас, когда грузовик свернул к деревне, озеро осталось позади. — Придаточное разрывает главное предложение.

Как связаны части сложноподчиненных предложений

В сложноподчиненном предложении главная и придаточные части связаны между собой подчинительными союзами или союзными словами.

613d13ce54f7a597086061

Значения сложноподчиненных предложений

В русском языке есть две группы придаточных предложений — именные и обстоятельственные. Они отличаются друг от друга по смыслу и характеру подчинительной связи с главным предложением. Рассмотрим каждую группу сложноподчиненных предложений на примерах.

Именные придаточные предложения

Эти предложения играют роль дополнений и определений по своему значению и связи с главным предложением. Их принято разделять на две подгруппы: определительные и изъяснительные.

Определительные придаточные предложения описывают существительное или местоимение в главном предложении. К ним можно задать вопрос «какой?»:

Хорош тот человек (какой?), который трудится над собой, а не других оценивает.

К главному предложению определительное придаточное присоединяется союзами и союзными словами который, какой, чей, кто, куда, будто и т. д.

Изъяснительные придаточные предложения поясняют глаголы и другие слова, которые означают речь, мысли и чувства. К таким придаточным можно задать вопросы косвенных падежей:

Отец завещал (что?), чтобы мы не забывали родину.

С главным предложением изъяснительное придаточное соединено подчинительной связью — союзами и союзными словами что, как, чтобы, где, откуда, зачем и т. д.

Обстоятельственные придаточные предложения

Эти предложения по подчинительной связи с главным и значению выполняют роль обстоятельств. Подгрупп придаточных здесь больше, чем в именных:

Источник

Подчинительная связь в словосочетании и предложении

Подчинительная связь — это грам­ма­ти­че­ская и смыс­ло­вая зави­си­мость одно­го сло­ва или пред­ло­же­ния по отно­ше­нию к другому.

При каж­дом само­сто­я­тель­ном сло­ве могут быть зави­си­мые сло­ва, состав­ля­ю­щие сло­во­со­че­та­ние с под­чи­ни­тель­ной свя­зью. Рассмотрим, какие быва­ют под­чи­ни­тель­ные сло­во­со­че­та­ния в рус­ском язы­ке. Приведем при­ме­ры под­чи­ни­тель­ных словосочетаний.

Подчинительная связь суще­ству­ет так­же меж­ду про­сты­ми пред­ло­же­ни­я­ми в соста­ве слож­но­под­чи­нен­но­го, в кото­ром выде­ля­ют глав­ную и зави­си­мую часть.

Как определить подчинительную связь?

Слова в уст­ной и пись­мен­ной речи соче­та­ют­ся друг с дру­гом опре­де­лен­ным обра­зом и состав­ля­ют сло­во­со­че­та­ние. Например, при сло­ве «рисо­вать» могут быть зави­си­мые слова:

В соста­ве этих син­так­си­че­ских еди­ниц име­ет­ся глав­ное сло­во и зави­си­мое. Причём глав­ное сло­во сво­и­ми лек­си­че­ски­ми и грам­ма­ти­че­ски­ми свой­ства­ми дик­ту­ет какую-то связь с зави­си­мым сло­вом, пред­опре­де­ля­ет его выбор. От глав­но­го сло­ва к зави­си­мо­му мож­но задать вопрос:

В этих сло­во­со­че­та­ни­ях нали­цо грам­ма­ти­че­ская зави­си­мость одно­го (под­чи­нен­но­го) сло­ва от дру­го­го (глав­но­го). Такая зави­си­мость назы­ва­ет­ся под­чи­ни­тель­ной связью.

Сравним сле­ду­ю­щие син­так­си­че­ские единицы:

Их функ­ции в речи раз­лич­ны. Сочетание «кра­си­вый цве­ток» назы­ва­ет пред­мет более кон­крет­но, чем одно сло­во «цве­ток». Сочетание «читать кни­гу» назы­ва­ет дей­ствие, кото­рое направ­ле­но на пред­мет (кни­гу). Но эти сло­во­со­че­та­ния не пере­да­ют закон­чен­ной мыс­ли, как пред­ло­же­ние. А соче­та­ние «девоч­ка чита­ет» содер­жит рав­но­прав­ные сло­ва, кото­рые не свя­за­ны под­чи­ни­тель­ной свя­зью. Они выра­жа­ют закон­чен­ную мысль и не явля­ют­ся сло­во­со­че­та­ни­ем.

Словосочетания в отли­чие от пред­ло­же­ния не выра­жа­ют закон­чен­ной мыс­ли, не име­ют инто­на­ции сооб­ще­ния. Они явля­ют­ся стро­и­тель­ным мате­ри­а­лом, свое­об­раз­ны­ми «кир­пи­чи­ка­ми» для пред­ло­же­ния, вхо­дят в состав пред­ло­же­ния. Словосочетания исполь­зу­ют­ся для пере­да­чи инфор­ма­ции толь­ко в соста­ве предложения.

За сте­ной этой ночью бушу­ет силь­ный ветер.

Выделяем грам­ма­ти­че­скую осно­ву про­сто­го пред­ло­же­ния «бушу­ет ветер», в соста­ве кото­рой рав­но­прав­ные сло­ва, — под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое. Укажем словосочетания:

lazy placeholder

Подчинительная связь в словосочетаниях

В сло­во­со­че­та­ни­ях состав­ля­ю­щие его ком­по­нен­ты могут быть свя­за­ны с помо­щью одно­го из трех видов под­чи­ни­тель­ной свя­зи:

lazy placeholder

Например:

lazy placeholder

1. В роли глав­но­го сло­ва высту­па­ет глагол:

2. Главным ком­по­нен­том сло­во­со­че­та­ния явля­ет­ся имя существительное:

3. Главным сло­вом явля­ет­ся числительное:

4. В роли глав­но­го сло­ва упо­треб­ля­ет­ся наречие:

lazy placeholder

Например:

Подчинительная связь в предложении

Подчинительная связь суще­ству­ет так­же в слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии, в соста­ве кото­ро­го одно пред­ло­же­ние явля­ет­ся глав­ным, а вто­рое — под­чи­нен­ным. Части тако­го пред­ло­же­ния соеди­не­ны под­чи­ни­тель­ны­ми сою­за­ми (что, что­бы, как, как буд­то, пока, с тех пор как, слов­но, точ­но, толь­ко и пр.) или союз­ны­ми сло­ва­ми (кто, что, какой, кото­рый, сколь­ко, чей, где, отку­да, куда и пр.)

Как пра­ви­ло, от все­го глав­но­го пред­ло­же­ния или одно­го сло­ва в нём зада­ет­ся вопрос к зави­си­мой части.

Примеры предложений с подчинительной связью из художественной литературы

Необходимо было выяс­нить, (что?) что же в сущ­но­сти про­ис­хо­дит (Жюль Верн. Властелин мира).

Левин сел на лошадь и поехал на поле, (какое?) где был про­шло­год­ний кле­вер (Л. Н. Толстой. Война и мир).

От сло­ва «поле» зада­ем вопрос к зави­си­мо­му опре­де­ли­тель­но­му пред­ло­же­нию, при­со­еди­нен­но­му союз­ным сло­вом (отно­си­тель­ным наре­чи­ем) «где».

Алиса фырк­ну­ла и тут же закаш­ля­лась, (с какой целью?) что­бы при­крыть свой смех (Льис Кэррол. Алиса в Зазеркалье).

В этом при­ме­ре от сло­ва «закаш­ля­лась», нахо­дя­ще­го­ся в глав­ном пред­ло­же­нии, зада­ет­ся вопрос к зави­си­мо­му при­да­точ­но­му цели, при­со­еди­нен­но­му под­чи­ни­тель­ным сою­зом «что­бы».

Рассказать же сюжет затруд­ня­юсь, (поче­му?) ибо, по прав­де, ниче­го в нем не пони­маю (Ф. М. Достоевский. Бесы).

С помо­щью под­чи­ни­тель­но­го сою­за «ибо» (= пото­му что) при­со­еди­ня­ет­ся при­да­точ­ное пред­ло­же­ние причины.

Сложноподчиненные пред­ло­же­ния могут содер­жать в сво­ем соста­ве несколь­ко зави­си­мых частей, и тогда в них воз­ни­ка­ют отно­ше­ния после­до­ва­тель­но­го, одно­род­но­го и неод­но­род­но­го (парал­лель­но­го) под­чи­не­ния.

Видеоурок: Словосочетание. Виды подчинительной связи в словосочетании

Источник

Подчинительная связь в сложном предложении

Подчинительная связь суще­ству­ет в слож­ном пред­ло­же­нии меж­ду глав­ной и зави­си­мой частью. Подчинительная связь в слож­ном пред­ло­же­нии выра­жа­ет­ся с помо­щью сою­зов и союз­ных слов.

Понятие о сложном предложении

Простые пред­ло­же­ния могут объ­еди­нять­ся инто­на­ци­он­но и по смыс­лу в одно пред­ло­же­ние, кото­рое явля­ет­ся сложным.

Понаблюдаем:

Наступило утро. Взошло умы­тое росой солн­це. Лучи солн­ца тро­ну­ли вер­хуш­ки деревьев.

Наступило утро, и взо­шло умы­тое росой солн­це, лучи кото­ро­го тро­ну­ли вер­хуш­ки деревьев.

lazy placeholder

Сложное пред­ло­же­ние, как и про­стое, явля­ет­ся еди­ни­цей само­сто­я­тель­но­го сооб­ще­ния. Оно, как и про­стое пред­ло­же­ние, оформ­ля­ет­ся при помо­щи инто­на­ции и поряд­ка слов. Простые пред­ло­же­ния в соста­ве слож­но­го могут объ­еди­нять­ся дву­мя способами:

lazy placeholder

Виды сложных предложений

Бессоюзные предложения

Если в слож­ном пред­ло­же­нии про­стые пред­ло­же­ния объ­еди­ня­ют­ся по смыс­лу и инто­на­ци­он­но без уча­стия сою­зов, такое пред­ло­же­ние явля­ет­ся бес­со­юз­ным.

На мхах, под дере­вья­ми лежа­ла седая роса, густо пах­ло пре­лой лист­вой и веш­ней водой (И. Соколов-Микитов).

Я огля­нул­ся: маяк горел белым огнём (К. Паустовский).

Любишь катать­ся — люби и саноч­ки возить.

lazy placeholder

Предложения, соеди­нен­ные союз­ной свя­зью, делят­ся в зави­си­мо­сти от вза­и­мо­от­но­ше­ний меж­ду про­сты­ми пред­ло­же­ни­я­ми и харак­те­ра сою­зов на два вида:

Сложносочиненные предложения

Предложения, в соста­ве кото­рых син­так­си­че­ски рав­но­прав­ные про­стые пред­ло­же­ния объ­еди­не­ны с помо­щью сочи­ни­тель­ных сою­зов, назы­ва­ют­ся слож­но­со­чи­нен­ны­ми. В таком слож­ном пред­ло­же­нии меж­ду про­сты­ми пред­ло­же­ни­я­ми ука­жем сочи­ни­тель­ную связь. Между про­сты­ми пред­ло­же­ни­я­ми перед сою­зом обыч­но ста­вит­ся запятая.

lazy placeholder

Потом все стих­ло, и толь­ко мор­ская даль все так же моно­тон­но, негром­ко шуме­ла (К. Паустовский).

Черная туча так же гроз­но засти­ла­ет про­ти­во­по­лож­ную сто­ро­ну небо­скло­на, но я не боюсь её (Л. Толстой).

Сложноподчинённые предложения

В соста­ве слож­но­го пред­ло­же­ния про­стые пред­ло­же­ния могут быть син­так­си­че­ски нерав­но­прав­ны­ми. Одно из пред­ло­же­ний явля­ет­ся глав­ным, а вто­рое или несколь­ко пред­ло­же­ний — под­чи­нен­ным ему.

Небо, покры­тое обла­ка­ми, все же дава­ло доста­точ­но све­та, что­бы мок­рые леса мог­ли заго­рать­ся вда­ли, как баг­ря­ные пожа­ры (К. Паустовский).

В при­ве­ден­ном при­ме­ре глав­ным явля­ет­ся предложение:

«небо, покры­тое обла­ка­ми, все же дава­ло доста­точ­но света».

К нему с помо­щью под­чи­ни­тель­но­го сою­за «что­бы» при­со­еди­ня­ет­ся зави­си­мое предложение:

«мок­рые леса мог­ли заго­рать­ся вда­ли, как баг­ря­ные пожары».

lazy placeholder

Часть СПП, по смыс­лу и син­так­си­че­ски зави­си­мая от дру­гой, под­чи­ня­ю­щей части, и име­ю­щая под­чи­ни­тель­ный союз или союз­ное сло­во, назы­ва­ет­ся при­да­точ­ным пред­ло­же­ни­ем.

Часть слож­но­го пред­ло­же­ния, под­чи­ня­ю­щая себе при­да­точ­ную и не име­ю­щая в сво­ем соста­ве под­чи­ни­тель­но­го сою­за (союз­но­го сло­ва), явля­ет­ся глав­ным пред­ло­же­ни­ем.

Подчинительная связь меж­ду пред­ло­же­ни­я­ми выра­жа­ет­ся с помо­щью сою­зов или союз­ных слов.

Средства подчинительной связи в сложноподчиненном предложении

Главная часть и зави­си­мое пред­ло­же­ние соеди­ня­ют­ся с помо­щью раз­лич­ных под­чи­ни­тель­ных союзов:

Подчинительные сою­зы выра­жа­ют опре­де­лен­ный вид смыс­ло­вых отно­ше­ний меж­ду частя­ми слож­но­под­чи­нен­но­го пред­ло­же­ния (вре­мен­ные, при­чин­ные, целе­вые, услов­ные, усту­пи­тель­ные и пр.)

Роль под­чи­ни­тель­ных сою­зов выпол­ня­ют союз­ные сло­ва:

Таблица «Подчинительные сою­зы и союз­ные слова»

Типы под­чи­ни­тель­ных сою­зов Выражаемые отно­ше­ния Примеры
Изъяснительные Выражают отно­ше­ния пояснения Что, что­бы, как и др.
Временные Выражают вре­мен­ные отношения Когда, как толь­ко, лишь толь­ко, едва, толь­ко, лишь, преж­де чем, с тех пор как, пока, пока не, после того как, до тех пор пока, по мере того как, после того как и др.
Причинные Выражают при­чин­ные отношения Потому что, так как, ибо, вслед­ствие того что, бла­го­да­ря тому что, вви­ду того что, отто­го что, в свя­зи с.
Условные Выражают услов­ные отношения Если, коли, раз, еже­ли, кабы.
Целевые Выражают целе­вые отношения Чтобы, для того что­бы, с тем что­бы, затем что­бы, дабы и др.
Сравнительные Выражают срав­ни­тель­ные отношения Как, слов­но, буд­то, как буд­то, точ­но, чем, неже­ли, подоб­но тому как, как если бы и др.
Уступительные Выражают усту­пи­тель­ные отношения Хотя, не смот­ря на то что, пус­кай, пусть и др.
Следственные Выражают след­ствен­ные отношения Так что.

Союз или союз­ное сло­во выпол­ня­ют роль свя­зу­ю­ще­го зве­на меж­ду глав­ным и при­да­точ­ным пред­ло­же­ни­я­ми. Подчинительный союз вхо­дит в состав зави­си­мой части и не явля­ет­ся чле­ном пред­ло­же­ния. Союзное сло­во выпол­ня­ет функ­цию свя­зи и явля­ет­ся чле­ном пред­ло­же­ния в при­да­точ­ной части.

Нет ниче­го тако­го в окру­жа­ю­щей нас жиз­ни и в нашем созна­нии, чего н ель­зя было бы пере­дать рус­ским сло­вом : и зву­ча­ние музы­ки, и спек­траль­ный блеск кра­сок, и шум садов, и ска­зоч­ность сно­ви­де­ний (К. Паустовский).

Виды подчинительной связи в СПП

В СПП может быть не одно, а несколь­ко при­да­точ­ных пред­ло­же­ний, при­чем они свя­за­ны под­чи­ни­тель­ной свя­зью не толь­ко с глав­ным пред­ло­же­ни­ем, но и меж­ду собой. Различают несколь­ко видов такой слож­ной под­чи­ни­тель­ной связи:

Последовательная подчинительная связь

Последовательное под­чи­не­ние несколь­ких при­да­точ­ных частей про­сле­жи­ва­ет­ся в СПП, если пер­вая при­да­точ­ная часть зави­сит от глав­но­го пред­ло­же­ния, а вто­рая при­да­точ­ная часть — от пер­вой, тре­тья — от вто­рой и т.д. Такую под­чи­ни­тель­ную связь образ­но мож­но срав­нить с бусин­ка­ми, кото­рые после­до­ва­тель­но нани­зы­ва­ют­ся на одну нит­ку друг за другом.

Синоним — это сло­во, к кото­ро­му писа­тель при­бе­га­ет, когда не зна­ет, как пишет­ся нуж­ное слово.

Синоним — это сло­во (какое?), к кото­ро­му писа­тель при­бе­га­ет (когда?), когда не зна­ет (чего?), как пишет­ся нуж­ное слово.

Построение это­го пред­ло­же­ния с после­до­ва­тель­ным под­чи­не­ни­ем мож­но изоб­ра­зить с помо­щью схемы:

lazy placeholder

Примеры

В этой бесе­де при­нял уча­стие и Пушкин, кото­рый с жаром дока­зы­вал, что тай­ное обще­ство мог­ло бы при­не­сти России боль­шую поль­зу (Сборник «Пушкин и декабристы»).

В мае мы воз­вра­ти­лись в Россию через Москву пря­мо в Шахматово, где нача­лась та при­воль­ная жизнь, кото­рая воз­мож­на толь­ко в рус­ской деревне (Бекетова М. А. Александр Блок).

Арбузов дол­го всмат­ри­вал­ся в них, щуря гла­за, пока не узнал сво­е­го про­тив­ни­ка, аме­ри­кан­ско­го бор­ца, кото­рый тре­ни­ро­вал­ся в борь­бе с одним из его помощ­ни­ков, тоже аме­ри­кан­цем (А. Куприн. В цирке).

Однородная подчинительная связь

В СПП с одно­род­ным под­чи­не­ни­ем при­да­точ­ные отно­сят­ся к обще­му для них глав­но­му пред­ло­же­нию или одно­му сло­ву в глав­ной части и явля­ют­ся при­да­точ­ны­ми одно­го типа. Повторяющиеся союз или союз­ное сло­во могут при этом опускаться.

Хотя брич­ка мча­лась во всю про­па­лую и дерев­ня Ноздрева дав­но унес­лась из вида, закрыв­шись поля­ми, отло­го­стя­ми и при­гор­ка­ми, но он все еще погля­ды­вал назад со стра­хом (Н. В. Гоголь. Мертвые души).

К глав­но­му пред­ло­же­нию «но он все еще погля­ды­вал назад со стра­хом» с помо­щью под­чи­ни­тель­но­го сою­за «хотя» при­со­еди­ня­ет­ся пер­вое при­да­точ­ное пред­ло­же­ние уступ­ки «брич­ка мча­лась во всю про­па­лую», соеди­нен­ное с помо­щью сочи­ни­тель­но­го сою­за «и» со вто­рым одно­род­ным при­да­точ­ным пред­ло­же­ни­ем это­го же типа «дерев­ня Ноздрёва дав­но унес­лась из вида…»

Схема пред­ло­же­ния:

Между дву­мя при­да­точ­ны­ми одно­род­ны­ми пред­ло­же­ни­я­ми, соеди­нен­ны­ми оди­ноч­ным сочи­ни­тель­ным сою­зом, запя­тая не ставится.

lazy placeholder

Примеры

От кон­воя Чичиков отка­зал­ся реши­тель­но, гово­ря, что он совер­шен­но не нужен, что куп­лен­ные им кре­стьяне отмен­но смир­но­го харак­те­ра, чув­ству­ют сами доб­ро­воль­ное рас­по­ло­же­ние к пере­се­ле­нию и что бун­та нив коем слу­чае меж­ду ними быть не может (Н. В. Гоголь. Мертвые души).

К семи годам маль­чик знал уже все окрест­но­сти, хоро­шо изу­чил места, где води­лись белые гри­бы, где было мно­го зем­ля­ни­ки, где цве­ли лан­ды­ши и неза­буд­ки (Бекетова М. А. Александр Блок).

Неоднородное (параллельное) подчинение

В СПП с неод­но­род­ным (парал­лель­ным) под­чи­не­ни­ем при­да­точ­ные отно­сят­ся к обще­му для них глав­но­му пред­ло­же­нию и явля­ют­ся раз­ны­ми по зна­че­нию либо отно­сят­ся к раз­ным сло­вам в глав­ной части. Возможен вари­ант неод­но­род­но­го под­чи­не­ния, когда одна при­да­точ­ная пояс­ня­ет всю глав­ную часть, а дру­гая — толь­ко сло­во в глав­ной части.

Когда Ростов подъ­ез­жал к пол­ку, он испы­ты­вал чув­ство, подоб­ное тому, кото­рое он испы­ты­вал, подъ­ез­жая к Поварскому дому (Л. Толстой. Война и мир).

Построение это­го СПП с неод­но­род­ным под­чи­не­ни­ем мож­но изоб­ра­зить в виде схемы:

lazy placeholder

Примеры

Когда я смот­рел на Дымку, я удив­лял­ся, что у неё такие кра­си­вые гла­за (В. Драгунский. Дымка и Антон).

Перед тем как пере­ехать к ним в дом, Елена Станиславовна спро­си­ла у Кольки, не воз­ра­жа­ет ли он про­тив это­го (А. Алексин. Коля пишет Оле, Оля пишет Коле).

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

1. Если при­да­точ­ная часть сле­ду­ет за глав­ным пред­ло­же­ни­ем, то перед сою­зом (союз­ным сло­вом) ста­вит­ся запятая.

Снег лежал на дере­вьях, с кото­рых еще не опа­ла осен­няя листва (Т. Тэсс).

Казалось, что повсю­ду воца­ри­лись свет и теп­ло (Н. Позняков).

2. Придаточное пред­ло­же­ние может нахо­дить­ся в сере­дине глав­но­го. В таком слу­чае оно выде­ля­ет­ся запя­ты­ми с двух сторон.

Летом доро­га, кото­рая зимой каза­лась скуч­ной, необы­чай­но раз­но­об­раз­на и живо­пис­на (В. Солоухин).

3. Придаточное пред­ло­же­ние нахо­дит­ся перед глав­ным. Запятая ста­вит­ся в кон­це при­да­точ­но­го предложения.

С тех пор как я побы­вал с Петром Ивановичем на лов­ле пере­пе­лов, я стал частень­ко к нему загля­ды­вать (Г. Скребицкий).

В СПП с после­до­ва­тель­ным под­чи­не­ни­ем рядом могут нахо­дить­ся сою­зы (союз­ные сло­ва). Запятая меж­ду ними не ста­вит­ся, если после вто­рой при­да­точ­ной части сле­ду­ет часть состав­но­го сою­за «то», «так» или «но»:

Я пло­хо знаю и пони­маю музы­ку, но_когда слу­шаю Шопена, то мне кажет­ся, что он уме­ет при­да­вать отте­нок радо­сти каж­дой печали.

Горцы ска­за­ли мне, что_как нача­ли про­кла­ды­вать доро­гу, так туры исчез­ли (В. А. Гиляровский).

Запятая на сты­ке под­чи­ни­тель­ных сою­зов ста­вит­ся в СПП, если вто­рая часть сою­за отсутствует.

Видеоурок

Источник

На чтение 4 мин Просмотров 6.9к. Опубликовано 21.03.2021 Обновлено 26.05.2023

Здравствуйте, дорогие читатели. В данном уроке мы будем разбираться, что такое подчинительная связь в словосочетаниях, какой эта связь бывает, а также рассмотрим трудные случаи её определения. А для начала стоит вспомнить некоторые базовые понятия: что вообще такое словосочетание, какие бывают виды связи.

Словосочетание – это вторая единица синтаксиса (первой единицей считается слово), в которой по смыслу связываются два или несколько слов, имеющих общие грамматические признаки.

Более простыми словами – это группа слов, дающая единое понятие. Например: холодный чай, пробегать мимо, видеть вокруг себя и т. п.

Наиболее типичные словосочетания, обычно, образованы с использованием подчинительной связи. Стоит заметить что, связь между словами также может быть сочинительной или предикативной, но во многих учебниках такие сочетания слов в принципе не считают словосочетаниями. Однако, это уже темы для отдельных уроков.

Подчинительная связь – тип связи слов в словосочетании, при котором обязательно имеется главное слово и от него возможно задавать вопросы к зависимым.

Например: потолок (какой?) белый, идти (куда?) на север, смотреть (как?) пристально, хочется (что делать?) смотреть, играть (каким образом?) наблюдая.

Подчинительные словосочетания – словосочетания, состоящие из неравноправных слов, главного и зависимых, и имеющее подчинительный тип связи.

!!! Важно не путать: бежим (кто?) мы – предикативная связь (грамматическая основа предложения). Мы (что делаем?) бежим – слова в данном примере связаны равноправно.

Оглавление

  • 1 Типы связи у подчинительных словосочетаний
    • 1.1 Словосочетания со связью согласования
    • 1.2 Словосочетания со связью управления
    • 1.3 Словосочетания со связью примыкания
  • 2 Сложно-определимые случаи в примерах

Типы связи у подчинительных словосочетаний

Подчинительные словосочетания подразделяются на три вида по методу связи слов, название им – согласование, управление и примыкание.

Словосочетания со связью согласования

Согласование – это метод связи, при котором слова согласуются между собой как по смыслу, так и грамматически (в таких признаках как род, число и падеж). В классическом виде они представляют собой такие сочетания: имя существительное + имя прилагательное/числительное/местоимение.

Небо (какое?) голубое, поворот (какой?) второй, ключи (какие?) драгоценные, видимость (какая?) нулевая, сумка (какая?) моя.

В последнем примере более подходящим был бы вопрос «чья?», но в этом заключается своего рода лайфхак. В подобном словосочетании всегда можно использовать вопросы прилагательного.

Словосочетания со связью управления

Управление – это метод соединения слов в словосочетании, в котором главное слово задаёт грамматические формы зависимых. Такого рода связь образуют глагол + существительное, числительное + существительное, два имени существительных между собой или наречие + существительное.

Здесь будут подходить вопросы косвенных падежей.

Ругать (кого?) ребёнка, пятнадцать (чего?) спичек, намылено (чем?) мочалкой, свет (чего?) луны, узнавать (о чём?) о том, внизу (чего?) страницы.

Словосочетания со связью примыкания

Примыкание – это метод связи, в котором зависимое слово должно иметь неизменяемую форму и сочетаться с главным только по смыслу. Примыкание образуют такие части речи как глаголы, наречия, деепричастия, глаголы в инфинитиве, существительные и местоимения.

Инфинитивом называют начальную форму глагола, дающую ответы на вопросы: что делать? и что сделать? По некоторым источникам инфинитив является отдельной частью речи.

В словосочетаниях, связанных этим способом, подходят вопросы наречий или инфинитива.

Видеть (как?) ясно, желание (что сделать?) узнать, поговорить (когда?) завтра, разыгрывая (как?) смешно, рассматривающий (где?) внизу.

Сложно-определимые случаи в примерах

Очень важно не путать производные предлоги с частями речи, от которых они образованы. То же самое относится к наречиям. В таких случаях нужно смотреть на смысл.

Производный предлог – это предлог, который образован от другой самостоятельной части речи. Такие предлоги как в течение, навстречу, насчёт и прочие.

Приведём несколько примеров сложных случаев.

Первый пример

Навстречу как предлог; Отправился навстречу приключениям  (примыкание).

На встречу как существительное; Пошёл на встречу к другу (управление).

Второй пример

После как наречие; Увидимся после (примыкание).

После как предлог; Узнаешь после урока (управление).

Третий пример

Вдали как наречие; Виднелся вдали (примыкание).

В дали как существительное; Светился в дали ущелья (управление).

Четвёртый пример

Вкрутую как наречие; Приготовить вкрутую (примыкание).

В крутую как прилагательное; Попасть в крутую историю (согласование).

Пятый пример

Вслепую как наречие; Передвигаться вслепую (примыкание).

В слепую как прилагательное; В слепую зону (согласование).

Сложности также подстерегают в словосочетаниях, состоящих из двух существительных. В подобных ситуациях следует менять форму главного слова и наблюдать за формой зависимого.

  • Парень (какой?) красавец – парня (какого?) красавца <согласование>;
  • Лист (чего?) клёна – о листе (чего?) клёна <управление>;
  • Директора (чего?) колледжа – директором (чего?) колледжа  <управление>;
  • Ресторана (какого?) у дома – рестораном (у чего?) у дома <управление>.

Ну вот в общем-то и всё, что нужно знать о типах подчинительной связи в словосочетании. Мы старались разъяснить всё максимально доступно и понятно, надеемся у нас это получилось.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как исправить кривой пресс на ровный
  • Как найти размах данного ряда
  • Как найти телефон с помощью кода
  • Как найти коллекцию трио
  • Как найти гугл на телевизоре dexp

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии