Запись и расшифровка интервью: как сделать правильно
Интервью — диалог интервьюера и собеседника, когда, например, журналист берет интервью у социально значимой персоны. Этот жанр журналистики используется для обсуждения актуальных тем политиками, знаменитостями или обычными людьми. Еще для рекламы — интервью позволяет привлечь внимание целевой аудитории, показать экспертность в конкретной области.
Интервью проводится вживую, по телефону, или по видеосвязи. Конспектировать беседу сразу сложно, удобнее сделать сначала запись, а уже после расшифровать её. Расшифровка аудио- и видеозаписи интервью используется не только для печати в СМИ, но и важна для лучшей видимости в интернете.
Рассказываем, как записать и расшифровать интервью так, чтобы его слушали и читали.
Подготовка к интервью
Чтобы интервью прошло легко и интересно, журналисту нужно тщательно подготовиться.
Выбрать героя. Здесь важно помнить о цели планируемого интервью. Например, цель интервью — реклама бренда спортивной одежды. Логично выбрать в качестве героя спортсмена, который носит этот бренд.
Изучить собеседника (кроме случаев интервью, взятых у обычных людей с целью сбора общественного мнения). Например, перед разговором с писателем стоит ознакомиться с его репертуаром произведений и о жанре в целом. Нужно также изучить биографию и прочитать предыдущие интервью. Это поможет понять, какие вопросы уже задавались и какие темы вызывают напряжение.
Определиться с темой. В информационном интервью обсуждают нашумевшее событие — личность не столь важна. В случае портретного интервью аудитории интересна персона, её мнение, факты из жизни. Когда интервью — стратегия контент-маркетинга, важно выбрать тему, релевантную целевой аудитории.
Составить план. Нужен примерный скелет разговора — основные тезисы. Интервью будет более живым, если дополнительные вопросы вы будете задавать по ходу разговора. План нужен, чтобы не забыть о ключевых моментах.
Подготовить оборудование. Лучше использовать петличные микрофоны — они дают лучше звук, чем накамерные. В случае записи видео, кроме микрофонов, понадобятся камеры, свет и оператор.
Поговорить с интервьюируемым. Перед началом интервью нужно озвучить выбранную тему и, если есть возможность, показать список вопросов. Это поможет спикеру собраться с мыслями и настроиться.
Если планируется видеоинтервью, стоит подумать о декорациях и образах собеседников. Чтобы зрителям было интереснее смотреть интервью, можно первую часть снять, например, в офисе, вторую — на улице. Но локация должна соответствовать тематике интервью.
Как себя вести на интервью и какие вопросы задавать
Вопросы зависят от вида интервью и его цели. В портретном интервью больше ценятся истории из жизни, какие обычно рассказывают друзьям на кухне. В информационном нужны вопросы, уточняющие факты и цифры обсуждаемого события. В аналитическом интервью важны новизна и обсуждение горячих тем с разных сторон.
Перед началом интервью можно поговорить на отвлеченные темы, это поможет разрядить обстановку. В процессе использовать юмор — оживит любой разговор.
Короткие вопросы предпочтительнее — журналиста в интервью должно быть мало. Про фак-апы спрашивать можно, но не начинать с этого разговор. Когда вы поняли, что расположили спикера к себе, тогда и можно задавать неудобные вопросы.
Интервьюеру нужна гибкость — в вопросах можно импровизировать, но придерживаться обсуждаемой темы.
Если в процессе разговора какие-то вопросы потеряли актуальность — не задавайте их. Появившиеся записывайте — зададите в удобный момент. Идеальная тактика — один повествовательный вопрос, затем два уточняющих. Вопросы без внятного ответа можно будет вырезать в процессе монтажа. Кроме случаев, когда спикера разоблачают провокационными вопросами.
Особенности расшифровки интервью
Интервью не только смотрят и слушают, но и читают. Издательства от журналистов принимают именно расшифровку интервью — перевод аудио или видео в текст.
Расшифровка интервью будет способствовать продвижению материала в сети, так как поисковые системы лучше распознают текстовый формат.
Расшифровка должна представлять полные и связанные между собой вопросы и ответы. Для этого необходимо не просто перевести диалог в текст, но и отредактировать его.
Убрать вопросы без ответа, слова-паразиты и неинтересные читателю отступления. Вопросы автора нужно сделать как можно короче. Если интервью портретное, в словах героя разговорные обороты убирать не стоит, так как они подчеркивают характер и индивидуальную манеру речи.
Структурировать. Поделить текст на логические блоки и, если нужно, обозначить заголовки. Можно переставить фразы, не искажая смысл, чтобы предложения были гармоничны и легко воспринимались.
Дополнить уточнениями. Возможно потребуется пояснить термин или какую-либо ситуацию из повествования героя — читателю должно быть понятно всё.
Проверить текст на грамматические и орфографические ошибки, проверить факты и даты.
Выделить фразы для выноски. Некоторые интересные моменты диалога можно оформить цитатами, чтобы бросались в глаза.
Согласовать перед публикацией расшифровку интервью со спикером. Это необходимо, так как согласно Гражданскому кодексу РФ он считается соавтором материала. Спикер может помочь обнаружить в тексте фактические ошибки.
Когда расшифровка дополняет видео контент, полезен будет тайм-код. Проставленный в расшифровке он поможет аудитории ориентироваться в длинной видеозаписи и прослушать заново интересные моменты.
Интервью, записанное на видео и расшифрованное, можно разместить и на YouTube, и в изданиях СМИ. Если качество звука позволяет, материал можно выпустить в виде подкаста.
Текстовое оформление интервью
В начале текста нужно написать лид, в котором обозначить тему и ключевые моменты интервью. Можно привести яркую цитату из ответов героя.
Как правило, в оформлении текста используется шрифт Times New Roman, цвет — черный, кегль — 12, выравнивание — по левому краю, межстрочный интервал — одинарный.
Вопросы и заголовки выделяют жирным шрифтом, перед каждой репликой ставят тире. Имена собеседников обозначают следующим образом:
— Алексей Нилов: Способность, которой вам хотелось бы обладать?
— Рената Литвинова: Говорить на всех языках.
— АН: Что вы больше всего ненавидите?
— РЛ: Равнодушие.
Чтобы отразить эмоции героя, можно указать их в скобках и использовать многоточие. Например, «улыбается», «смеется», «плачет». Это создаст для читателя эффект личного общения с героем.
В конце текста нужно указать имя и фамилию автора, оформить жирным курсивом. Важно помнить, что у издательства могут быть свои требования к оформлению текста и интервью в частности.
Вывод
- Чтобы интервью получилось интересным, журналисту нужно подготовиться. И списком с вопросами здесь не ограничишься.
- Важно помнить, что интервью записывают не для самого героя, а для аудитории. Поэтому, выбирая тему и составляя вопросы, нужно учитывать интересы читателей.
- Расшифровка интервью позволяет публиковать материал на разных каналах коммуникации (видеохостинги, печатные и интернет-СМИ, подкасты, социальные сети).
- Перевод аудио или видеозаписи интервью в текст улучшает видимость в поиске — потенциальной аудитории будет легче найти информацию.
После того как вы отфильтровали информацию, нужно понятно ее изложить. Чтобы читатель не скакал по тексту туда-сюда в попытке уловить смысл.
Расставьте ответы в логичном порядке. Даже если в ходе интервью вы прыгали с темы на тему и задавали вопросы мимо плана. Расположите мысли героя в зависимости от того, как видите историю. Ответы, схожие по смыслу, группируйте в один блок. Стройте повествование от простого к сложному.
Сделайте акцент на важном, продумайте подзаголовки. Пробегитесь по тексту и выберите фразы, которые отражают характер героя. Или те, что поднимают острую тему в тексте. Сделайте из них цитаты — чтобы бросались в глаза. Слова должны зацепить внимание читателя. Тогда он заинтересуется и остальным текстом.
Для абзацев, близких по смыслу или теме, придумайте заголовок, который кратко передаст их суть. Чтобы человек мог быстро понять, стоит ли тратить время на этот раздел. Поставьте себя на место читателя и подумайте, что вас заставит прочитать этот абзац.
Например, вы делаете интервью, где спикер — владелец популярного в городе бара. В одной части он рассказывает, что на открытие потратил всего 2 тысячи. В другой — как их проверили и оштрафовали на 2 млн. В третьей — что считает себя другом и наставником для своих сотрудников. Говорит, что у них в команде нет отношений начальник — подчиненный. А еще — что иногда сам обслуживает гостей и убирает столы. Какие заголовки придумать для этих тем?
Вы узнаете, что такое интервью и каких видов бывает.
Также я дам ценные советы в подготовке и проведении беседы с респондентом.
Раскрою много секретных методик, которые помогут вам не облажаться перед всеми.
Содержание:
- Что это за жанр
- Классификация
- Почему нужно готовиться
- Разбор примера
- Как написать интервью:
- Выбор героя
- Ищем информацию
- Интересные вопросы для интервью
- Типы собеседников
- Визирование
- Дополнительные советы и правила
- Вывод
Что такое интервью
Интервью — это жанр публицистики, в котором проходит беседа журналиста с одним или несколькими лицами по актуальным вопросам.
Интервьюер — это человек, который опрашивает респондентов или берет интервью у других людей. Его главной задачей является разговорить респондента (героя беседы) на актуальные темы.
Респондент (кандидат или спикер) — это тот, кто дает интервью. То есть отвечает на поставленные вопросы.
Обратите внимание, беседа может строиться не только с одним человеком. Она может проходить с несколькими людьми. Причем как одновременно, так и последовательно в одном материале.
И второе здесь замечание — это «по актуальным вопросам».
Как вы видите, вопросы не просто задаются обо всем. Интервью не сводится к обычной беседе, которую вы переложили в текст.
Также неверно утверждать, что любой интересный разговор приводят к публикации. Даже если вы очень общительный человек, то результат вашей беседы с респондентом не всегда может быть пригодным для публикации.
Когда ведете интервью, ваша задача — это продемонстрировать партнера.
То есть помочь ему раскрыться. Помочь с помощью ваших вопросов и замечаний продемонстрировать миру его позицию по какому-либо вопросу. То есть показать личность человека, его мировоззрение, кругозор и позицию.
Интервью — это не просто информация в виде ответов на вопросы. Это именно демонстрация личности. Что человек чувствует, о чем думает, какую позицию занимает.
Мастера интервью:
- Познер
- Соловьев
- Авдотья Смирнова
- Дмитрий Гордон
Обратите внимание на такие передачи, как «Школа злословия» и «Временно доступен». Вот в них интервью построено именно с желанием раскрыть персонажа.
Посмотрите насколько они пытаются раскрыть своих персонажей. Они задают им наводящие вопросы и даже провоцируют иногда. Посмотрите и сравните насколько это разительно отличается от передачи «Пока все дома».
Передача эта милая и давно существует. Однако вопросы там как правило, не раскрывают персонажей. В основном люди просто рассказывают свою биографию. Это то, что публиковалось миллион раз на других каналах.
Вопросы там поверхностные: «кто вы?», «как начали свою карьеру?», «кто живет в доме?», «каких животных любите?», «в какую школу ходят ваши дети?» и так далее.
Все это не демонстрирует человека!
В общем, интервьюирование — это целая наука и одновременно, искусство, которое не изучишь за один день. Ключевым фактором здесь является ваша практика и мои советы, которые будут даны ниже.
Виды интервью
Здесь рассмотрим основные виды интервью. Стоит сказать, что их достаточно много. Поэтому многие люди их могут классифицировать по-разному.
Информационное — сбор данных по новостям. В этом жанре журналистики всегда заложен информационный повод. Тут важна динамичность и короткие вопросы. Например, что, где и когда происходит. Почему нам это интересно и зачем мы журналисты об этом рассказываем.
Аналитическое — выявляет важную социальную проблему с последующим анализом фактов. Тут важно мнение эксперта по данным вопросам. Например, «почему?», «каким образом?», «что это значит?» и так далее.
Блиц интервью — очень короткое интервью (2 — 3 минуты), которое проводится сразу после какого-то события. Часто используется на телевидении после каких-то политических собраний. Например, могут спросить у депутата, о чем было собрание, какие изменения планируют ввести и так далее. Также часто встречается в культуре и спорте.
Оперативное — это подвид информационного, где осуществляется сбор мнений по узкой теме. Вопросы тут для разных спикеров одинаковые. Проводится в виде опроса для одной или разных социальных групп.
Портрет — персональное интервью с одним известным героем для раскрытия его качеств. Человек как-то проявил себя в общественной жизни. Поэтому нам при помощи вопросов и ответов нужно раскрыть детали, которые сформируют индивидуальность героя.
Беседа (диалог) — тут респондент и журналист на равных поскольку последний имеет опыт работы в той или иной сфере. Поэтому, как и спикер, журналист тоже имеет право высказывать свою позицию по данному вопросу. Это довольно интересный жанр журналистики. Ведь словесный баттл всегда нравится людям.
Интервью-расследование — это более подробное изучение проблемы или события. Требует настоятельной подготовки интервьюера.
Бизнес-интервью — это интервьюирование в сфере бизнеса и делового общения. В большинстве случаев проводится в закрытой обстановке и не поддается огласке. Осуществляется такая беседа как правило, с коллегами и партнерами по бизнесу. Также часто применяется и при подборе персонала на работу.
Подвиды бизнес-интервью:
- Биографическое — человек рассказывает о себе и своей профессиональной деятельности.
- Интервью по компетенциям — проводится в виде собеседования для выявления личностных и деловых способностей кандидата.
- Структурированное — это интервью по компетенциям, но уже в более сжатой форме. Это небольшое собеседование с четко поставленными вопросами. Оно проводится при подборе среди большого числа кандидатов. Также может использоваться для получения дополнительной уточняющей информации, которая не была извлечена при первоначальном анкетировании или собеседовании.
- Мотивационное — это особая техника консультирования клиента или сотрудника для дальнейшей мотивации. Часто используется для побуждения человека к самосовершенствованию, настрою на работу и отказе от вредных привычек.
- Проективное — выявляет проекции личности на отвлеченные ситуации. То есть кандидата просят объяснить поступки других людей. Например, почему люди врут. Интерпретируя поведения других людей, мы проецируем на них свои представления о жизни. Таким образом, ответы на такие нестандартные вопросы помогут оценить кандидата по скрытым факторам. Например, честность, лояльность или конфликтность.
- Кейс-интервью (или ситуационное) — соискателю предлагают описать модель поведения в конкретной ситуации. А дальше уже можно оценить насколько ценности и представления кандидата соответствуют компании.
По количеству участников интервью подразделяют на:
- Тет-а-тет
- Групповое — экономит время при собеседовании, а также выделяет из толпы наиболее ярких участников
- Коллегиальное — кандидат предстает перед комитетом или группой интервьюеров. Собираются специальные коллегии из нескольких человек для оценки кандидата.
- Многоэтапное — кандидат встречается с каждым интервьюером по отдельности. Затем принимается общее решение и оценка кандидата.
По форме проведения:
- Видео интервью — часто проводится на телевидении или по онлайн трансляции в интернете.
- По телефону
- Личная встреча — часто используется в деловых переговорах. Во время беседы участники могут становиться то источником, то реципиентом информации.
- Экстремальное интервью — проводится в опасных для жизни условиях. Например, при военных действиях в какой-нибудь стране.
- Анкетирование — письменные ответы на вопросы. Если в присутствии анкетера, то это очное анкетирование. Если без него, то заочное. В большинстве случаев используется заочное. Оно проще в проведении и экономит время.
Зачем нужно готовиться
Сразу скажу, что от вас потребуется хорошая подготовка к интервью. Вы просто не сможете нормально провести беседу если не подготовитесь.
Общие вопросы можно задать и без подготовки. На такие темы можно говорить с кем угодно. Но если вы хотите провести именно интересное интервью, то нужно готовиться.
Обратите внимание, есть два типа интервью и две разные задачи, которые перед вами стоят. Иногда, это задача — получить от человека информацию для своего издания. Это достаточно простое задание.
К примеру, у вас издание про продвижение в интернете. Вам нужно подготовить материал о выходе нового поискового алгоритма Яндекса.
Если необходимо интервью по конкретной теме, то вам нужен будет герой. В нашем примере, это будет один из разработчиков или кто-то из ведущих seo специалистов. То есть вы отталкиваетесь от темы.
Конечно же, когда будете брать интервью с таким героем, то вы вряд ли спросите о его детстве, увлечениях и так далее.
У вас конкретная тема. Как работает новый алгоритм. В чем его особенности, как обойти и так далее.
Конечно же, на общем фоне может прозвучать несколько вопросов о биографии и заслугах человека касательно seo продвижения. Однако это совершенно не обязательно!
Может быть элемент какой-то аналитики и позиции респондента. К примеру, вы можете спросить — «Как вы считаете, измениться интернет с появлением нового алгоритма или нет?»
Это уже будет его позиция.
Но все равно, вы остаетесь в рамках темы и информации для своего издания. То есть вы помните о своих читателях, которым интересно узнать, как работает новый алгоритм из первых рук.
Это будет ваша первая задача.
Но есть и вторая задача, когда вы показываете психологический портрет собеседника. Тогда нужно раскрыть читателям интересную личность.
Опять же, это может быть какой-то очень известный человек. Именно с ним чаще всего делают интервью. Однако это может быть и обычный герой, который отражает эпоху, город, место и время.
К примеру, интервью с бабушкой поселка Красносельск Астраханской области. Она когда-то была лучшей дояркой, а сейчас возглавляет кружок художественной самодеятельности.
То есть это старейшина села. Показана ее честь, совесть и так далее.
Да, человек не очень известный. Но он может отображать эпоху и поколение. Тогда ваша задача показать этот портрет собеседника иногда на фоне времени, его психологии, его отношения к людям и событиям. Что этот человек думает и что чувствует.
Это сделать гораздо сложнее чем оставаться в рамках какой-то узкой специализированной темы. В такой беседе ваша тема — это сам человек. Но опять же, мы не уходим только в его биографию.
Если вы задаете вопросы о биографии, то старайтесь спрашивать не о том, как он участвовал в строительстве БАМа, а что чувствовал, когда его строил. Какие эмоции он испытывал. Как он к этому относится. То есть это уже совсем другой вопрос.
Пример интервью
Для большей наглядности давайте разберем плохой пример интервью. Сразу скажу, что здесь отсутствует тема разговора и идет беспорядочная «стрельба по мишеням». Изображение кликабельно для увеличения.
Темой разговора был юбилей певца. В 1992 году ему исполнилось 50 лет. У нас есть герой и тема. Здесь не было попыток даже показать портрет на фоне времени. Было просто событие. Вот о нем они хотели поговорить с человеком.
Первое, что бросается в глаза, это отсутствие введения. Первый абзац, который рассказывает, о чем будет интервью вообще, отсутствует.
Интервью начинается не с вопроса, а с первой фразы самого респондента. Первый этот абзац вроде должен говорить нам, о чем будет разговор. Но в данном случае была попытка сделать это оригинально. То есть не от лица журналиста, а от героя.
По третьему предложению можно понять, что интервью не редактировалось. Дается прямая речь. То есть, как было сказано, так это и записали.
Вот такого старайтесь не делать! Дословно передавать речь можно только в двух случаях:
- Собеседник обладает исключительным литературным построением фраз. Он очень интеллигентен. Когда вы все это записываете, то видите, что особо редактировать нечего.
- Когда речь человека очень характерная. Если вы начнете ее причесывать, то сильно испортите. К примеру, вспомните монологи Михаила Евдокимова. Его герои очень характерно говорят. То построение фраз, которые они используют было очень характерно для определенного народа и жителей деревень. Вот в таком случае не нужно редактировать. Вам нужно именно показать портрет героя его деревенской речью.
Давайте теперь посмотрим, что сказал журналист после первого абзаца. А там опять нет вопроса. Есть только комментарий журналиста.
Ну, а после концерта, как водиться…
То есть идет такой намек, мол давайте рассказывайте про пьянку. Человек спокойно ведется на это.
Доходим до:
И вы все это в одиночку потянули?
Видно, что мы остаемся пока в теме юбилея. Но как-то концерт перешел в пьянку. Читаем дальше следующий абзац и видим, что мы пытаемся все же втянуться в тему концерта. Но журналист не дает этого сделать и спрашивает:
Долго продолжалось гуляние?
Дальше он задает еще вопрос:
И в каком состоянии вы проснулись 2 февраля?
Нужно понимать, что это не портрет на фоне времени и события.
Далее идет ответ человека. После него журналист увидел, что разговор ушел на физическое состояние. Видно, человек явно не готовился к интервью. Вопросы идут беспорядочно.
То есть была тема юбилея. Но про юбилей, который журналист не видел, ничего спросить не может. Поэтому все это уходит в тему банкета. И дальше идет разговор о физическом состоянии, который вызвал наводящий вопрос.
Чтобы выдерживать такой ритм, надо, наверное, иметь хорошую спортивную форму?
Респондент отвечает. После этого тема спорта вроде бы исчерпана, но для интервью как-то маловато. В итоге задается вопрос вообще, ни откуда.
Развейте сомнения. Вы с Валентиной Толкуновой в родственных отношениях когда-нибудь состояли?
Непонятно, откуда взялась Валентина Толкунова. Никаких наводок к этому не было. В итоге у читателя сложилось какое-то недоумение. О чем он читал? Про юбилей, пьянку или про Толкунову.
И последний вопрос. Видимо, решили вернуться к биографии певца.
Какие из ваших многочисленных наград вам наиболее дороги?
Дальше идет надпись:
С ветеранами эстрадами общался Андрей Ванденко
Заметьте «с ветеранами». То есть это не кусочек из интервью. Это полная информация. Куда подевались остальные ветераны не известно.
В общем это пример того, как нельзя брать интервью.
Здесь отсутствует тема и подготовка материала. Вопросы идут хаотично и не передают суть беседы. То есть обычному читателю этот материал ничего не дает.
Интервьюер не раскрыл певца и событие. Нет ответов на вопросы. Возможно, поклонникам и пригодиться. То есть информация о том, что был банкет и после него все остались живы. Однако обычному человеку это будет не интересно.
Как брать интервью
Ниже даю советы о том, как брать интервью правильно. Обязательно все их запомните. Ведь тут есть много подводных камней, которые с легкостью могут испортить вашу работу.
Выбираем героя
В первую очередь мы выбираем гостя. В идеале важна золотая середина. Интервью у человека, который с радостью общается со всеми — это не самый лучший ход. Особенно для начинающих.
Успех тут не гарантирован. Ведь одни и те же вопросы будут никому не интересны.
Представьте себе режиссера, который снял фильм. А теперь каждый журналист спрашивает у него, о чем фильм, почему взяли этих актеров и стоит ли ждать продолжения.
Представьте себя на его месте. Вам это тоже не понравится.
Поэтому придумать что-то новое в таких ситуациях бывает действительно, очень непросто. Но это очень важно.
При этом бывают очень известные люди, которые редко соглашаются на интервью. Если удастся договориться с таким спикером, то это ваш шанс.
Копаем информацию
Если работаете в жанре интервью, то нужно не просто читать энциклопедию. Нужно тщательно копать всю информацию.
Если герой написал книгу, то вы должны если не прочитать, то хотя бы поверхностно изучить ее. Посмотреть или почитать старые и новые интервью.
Нужно изучить высказывания человека и взять их на заметку. Особенно если сейчас он противоречит своим словам или поменял точку зрения.
Изучите, где ваш герой был в последнее время. С кем он общался и с кем знаком лично.
Все это важно! Ведь в процессе интервью возникают факты, о которых вы либо не знали, либо не планировали спрашивать. Но как оказалось, это очень важная тема для интервьюируемого.
Вопросы для интервью
Еще один важный шаг, это вопросы для интервью. Ниже я не даю вам готовый список. Ведь у каждого он будет уникальным. Вместо этого, я дам хорошие советы, которые помогут вам правильно сформировать вопросы.
Итак, при составлении списка всегда помните про свою цель. То есть «собрать информацию по конкретной теме» или «показать портрет героя».
Но в любом случае мы собираем информацию об этом человеке. Это нужно чтобы не задавать банальных вопросов. То есть если из интервью в интервью кочуют одни и те же вопросы, то их задавать не нужно.
Также это необходимо чтобы получить информацию. Например, чем живет человек и чем занимается. Вы можете натолкнуться на какие-то события из жизни героя, которые могут послужить поводом для вопросов.
К примеру, вы хотите взять интервью у звезды.
Сначала начинаете смотреть биографию человека. К примеру, видите, что он был в Афганистане во время боевых действий. Также побывал и в Чечне после первой кампании. Это факт биографии.
Допустим, вы готовите портрет на фоне времени. Поэтому это будет то событие, которое имело большое значение в истории страны и биографии героя.
Это повод не задавать тупой вопрос — «А были ли вы в Афганистане?» Вместо этого задаем — «Почему вы поехали именно в Афганистан? Как относитесь к этой войне?»
Человек начнет рассказывать и это вызовет еще больше вопросов. Например, «что там происходило?» и «что вы там видели?»
Все это будет характеризовать героя.
То есть вы уже не просто разговариваете о каком-то прошедшем концерте. Вы начинаете показывать время. Вот для этого и нужно читать биографию. И не забываем, что мы спрашиваем о чувствах.
При этом все вопросы, которые вы заготовили, не означают, что именно по ним нужно идти. Если человек повел в интересную сферу и возникают уточняющие вопросы — пожалуйста, используйте это. Не обязательно если у вас заготовлено 20 вопросов, то их все нужно задавать.
Совет для тех, кто берет интервью у музыканта, актера, художника, режиссера и другой творческой личности. Никогда и ни при каких обстоятельствах не спрашивайте — «Какие у вас творческие планы?»
В мире журналистики, это самый бездарный вопрос. Поэтому если вы его зададите, то это будет первым признаком безграмотности, дурного вкуса и того, что интервью наверняка провалится.
Если нужно получить развернутый ответ, то не стоит задавать вопросов, на которые можно ответить только «да» или «нет».
Не перебивайте спикера. Давайте ему высказаться. Но только в том случае, если он рассказывает что-то интересное или отвечает на вопрос.
Можно остановить своего гостя, но в том случае, если он ушел от темы. И всегда помните, что если вы специалист, то сможете позволить себе нарушать перечисленные правила.
Порядок вопросов — это огромная и сложная тема.
Спросите себя, зачем нужно это интервью. Подумайте, на чем вы хотите акцентировать внимание. И помните про классическую схему построения любого повествования.
Оно работает по пирамиде Фрейтага:
- Завязка
- Осложнение
- Кульминация
- Развязка
- Решение
План интервью работает по такому же принципу. Поэтому самые острые вопросы приберегите на середину беседы. Иначе разговор просто не получится.
Но в конце можно поговорить о каких-нибудь приятных мелочах. Или о том, о чем спикеру будет интересно рассказывать.
Типы собеседников
Конечно же встречаются и трудные собеседники. Некоторые люди могут прекрасно вести интервью и без вас. Вы только направляете тему, а он уже сам прекрасно все расскажет.
Но таких мало!
Будут люди, которые легко уходят от темы. То есть они увлеклись одним вопросом. Больше ничего вы им задать не сможете, так как они с вами будут солировать.
В таком случае помните всегда о цели беседы. Если человек ее не выполняет, то прерывайте и говорите — «Да, это очень интересно, но у меня еще такой вопрос.»
Бывает и наоборот.
Собеседник может быть малоразговорчив. То есть односложно отвечает на ваши вопросы (пример интервью выше).
Но здесь зная героя, мы понимаем, что он многословный. Если заинтересовать, то он расскажет очень многое. В данном случае журналист просто его не заинтересовал. Он задавал банальные вопросы с попыткой провокации.
Конечно же, человек не собирался рассказывать, как они пили и во сколько ему это обошлось. Поэтому он отвечает односложно. Такое обычно происходит, когда идут банальные вопросы. Например, где вы родились, где ваша семья и так далее.
Поэтому если человек вам отвечает односложно, то возможно, вы его просто не заинтересовали своими вопросами.
Но бывает, что человек обычный молчун. В таком случае задавайте уточняющие вопросы: «Как?», «Почему?», «Зачем?», «Какой?» Они вам помогут его расшевелить.
Не бойтесь спикера даже если это президент. Он тоже обычный человек. Поэтому будьте вежливы и не наглейте. Но при этом не позволяйте себя топтать и водить за нос.
Если респондент не отвечает на вопрос, увиливает или пытается сбить вас с толку, то будьте внимательны и упрямы. И даже если человек так и не ответит на вопрос, то вы можете всем показать, как гость увиливает.
Внимательно слушайте. В случае интересных моментов задавайте на ходу наводящие вопросы. Иначе потом будет уже поздно или не актуально.
Помните, что вас должно быть мало. Вы берете интервью. А значит в первую очередь важно то, что скажет ваш герой. И если вдруг захотите выразить ему респект, то сделайте это коротко, а не в виде дифирамб.
Визирование
Обязательно любое интервью старайтесь завершать визированием со стороны своего респондента.
То есть, сначала вы взяли интервью. Потом дома или на работе вы его расшифровали, отредактировали, выстроили каким-то образом. Просто иногда нужно поменять вопросы местами не так как они шли в беседе.
В общем, когда вы все это сделали, то старайтесь отдать материал своему респонденту на визирование. Нужно чтобы он прочитал и дал добро.
Здесь бывает две проблемы.
Первая, это фактическая информация.
Если разговаривали о каких-то технически сложных вещах, в которых вы не специалист, то можете где-то допустить ошибку при редактировании. Например, ошибиться в каких-то названиях или терминах.
И вторая проблема в том, что не все понимают, что устная и письменная речь сильно отличаются. Человеку кажется, что он при вас заливается соловьем. Но когда он читает, то понимает, что выглядит глупо.
Это будет поводом доработать интервью и возможно, встретиться второй раз. Поэтому чтобы не было конфликтов, лучше чтобы ваш респондент заверял текст интервью.
Еще советы по интервьюированию
Вот еще немного советов о методе интервью в журналистике. Не нужно неподъемных вопросов с предысторией на несколько томов. Подбирайте простые слова и емкие формулировки.
За это гости и зрители скажут вам только спасибо!
Когда интервьюирование закончилось, внимательно отсматривайте и вырезайте всю лишнюю воду с нераскрытыми вопросами. Не тратьте время своих читателей и зрителей.
Помните, что все ровно не бывает!
Не пытайтесь сделать тихое и размеренное интервью. Такие выпуски быстро забываются. Но при этом не нарывайтесь на конфликт. Это тоже важное правило, которое следует запомнить.
Вот некоторые фото интервью.
Заключение
Героем интервью может стать блогер или инфобизнесмен. Это может быть ваш коллега и специалист в какой-то теме. Еще это может быть знакомый если вы собираетесь делать портрет на фоне времени.
И не обязательно искать какую-то звезду!
Героем интервью может стать молодая мама, с которой вы вместе выгуливаете детей. Допустим, она использует какие-то методики раннего развития ребенка. С их помощью она добилась удивительных результатов в масштабах вашего двора.
Поэтому не обязательно человек должен быть супер известным.
Выберите вариант. Темой вашего разговора будет какое-то событие. Будет герой, который даст комментарий по событию, либо вы делаете портрет на фоне времени.
И всегда помните о теме. По объему где-то рассчитывайте на 10 вопросов.
Помните, что самые успешные ведущие не могут гарантировать удачное интервью. Этого никогда нельзя заранее предсказать. Поэтому не стоит расстраиваться если не получается. Просто продолжайте. Будьте смелыми и упертыми одновременно. Тогда все получится!
Интервью – один из способов оформления текста. Такой жанр. Перед читателем материал, состоящий из вопросов интервьюера и ответов собеседника. Иногда вопросов вообще нет, но это тоже интервью, просто построенное в форме монолога.
Для стандартного интервью соотношение вопросов и ответов такое: 20% вопросов на 80% ответов . Квалифицированный интервьюер никогда не тянет на себя одеяло. Если он болтает больше собеседника, значит, он не умеет брать интервью.
Виды интервью
Выбор вида интервью зависит от темы беседы.
Предметное интервью
Предметное интервью посвящено разговору о положении вещей в какой-либо сфере человеческой деятельности. Объект интервью здесь – некий эксперт в конкретной области и получает вопросы исключительно по своей теме и отвечает, как профессионал. Личное мнение собеседника во внимание не берется. Например, врач рассказывает о стандартизированных методах личной защиты от коронавируса и не умничает о политической подоплеке сложившейся паники.
Кроме экспертов героями предметных интервью могут стать очевидцы либо участники неких важных событий. Получится поджанр – информационное интервью.
Задавая вопросы такому человеку, нужно выудить как можно
больше деталей произошедшего.
Структура предметного интервью:
- в начале разговора автор должен
продемонстрировать прямую связь собеседника с событием; - затем углубиться непосредственно в освещаемую
тему, разобрать предмет беседы, дать разъяснения и оценку; - в конце дать упорядоченные выводы, итоги и
рекомендации, а также впечатления человека, если это разговор с очевидцем или
участником события.
Личностное интервью
Герой личностного интервью – уже не событие, а человек. Обычно это известная личность. Разумеется, не только звезда шоу-бизнеса. Сфера деятельности собеседника может быть любой, например, маркетинг, копирайтинг.
Беседа посвящается любым событиям, фактам, сферам
деятельности человека. Не так важно, что именно будет выбрано. Цель интервьюера
– раскрыть человека, показать его личность такой, какая она есть на самом деле,
а не узнать какую-либо информацию.
Структура личностного интервью не имеет четкой схемы. Как правило, журналисты используют череду открытых и провокационных вопросов. Например: «Расскажите о…», а затем: «Почему вы не любите Путина?».
В конце неплохо задать несколько вопросов, которые, как минимум, покажут собеседника с новой стороны или даже заставят его оправдываться, поставят в тупик. Другой вариант – ряд коротких вопросов, подразумевающих только ответы «Да» и «Нет».
Предметно-личностное интервью
Уже понятно, что это некая комбинация двух предыдущих видов. Суть в том, что герой интервью – конкретный человек, который должен интересовать читателя не сам по себе, а с привязкой к какому-то делу.
Отличие от предметного интервью в том, что в нем собеседником может выступить любой квалифицированный специалист или любой очевидец, а в предметно-личностном – только вот этот человек, и никто его не сможет заменить. Например: участник лотереи, который сорвал джек-пот; олимпиец, получивший золото; единственный выживший в катастрофе.
Вопросы в интервью должны касаться только предмета беседы,
детали личной жизни героя излишни.
Структура предметно-личностного интервью составляется в
зависимости от конкретной ситуации. Но в любом случае она похожа на анкету –
человека расспрашивают, как он шаг за шагом приближался к нынешнему состоянию,
положению.
Чтобы не превратить такое интервью в банальный список скучных вопросов и ответов, нужно уметь варьировать заготовленный сценарий непосредственно во время беседы. Интервью получится интересным, если автор сможет делать неожиданные повороты, акцентировать внимание на отдельных моментах – комичных, трагичных, эмоциональных. Научиться такому мастерству можно только на практике.
Виды вопросов для интервью
Здесь мы не будем перечислять конкретные формулировки,
вместо этого рассмотрим именно виды вопросов.
По форме
В первую очередь вопрос может быть открытым и закрытым. Каждый из вариантов подразделяется на прямой и непрямой.
Открытый | Закрытый | |
---|---|---|
Характеристика | Есть вопросительное слово. Предполагает развернутый ответ. | Нет вопросительного слова. Предполагает ответы «Да» или «Нет». |
Прямой | «Как вы проводите досуг?» | «Вы курите?» |
Непрямой | «Расскажите о…» | Содержит утверждение, приписываемое третьим лицам: «Ваши коллеги называют вас пьяницей. Это правда?» |
Обычно предпочтительнее задавать открытые вопросы – они побуждают собеседника говорить, а не отмахиваться короткими односложными ответами.
Но иногда лучше пользоваться закрытыми формами. Они:
- помогают вытянуть нужный ответ из собеседника,
если он упрямо уходит от конкретных ответов и выбирает расплывчатые
формулировки; - уместны в беседе с чересчур болтливыми
человеком, который после каждого открытого вопроса уходит в долгие повествования; - позволяют интервьюеру продемонстрировать свою
осведомленность в обсуждаемом вопросе, например: «Пользовались ли вы услугами литературных негров при написании первой
книги, которая разошлась тиражом 950 тыс. экземпляров?»
По функциям
В зависимости от роли в интервью вопросы делятся на 3 категории, каждая из которых в свою очередь подразделена еще на 5 разновидностей.
Предметный | Управляющий | Поведенческий | |||
---|---|---|---|---|---|
Цель – получение информации | Цель – управление беседой | Цель – манипулирование собеседником | |||
Подвид | Пример | Подвид | Пример | Подвид | Пример |
Фактицирующий – о реальном событии | «Что вам сказал министр на вчерашней встрече?» | Открывающий – в начале интервью. Структура: утверждение + закрытый вопрос. | «Ваша последняя книга продана в количестве 1 млн. экземпляров. Вы ожидали такого результата?» | Суггестивный – один вопрос ставится выше других, заставляя собеседника согласиться или выставить себя не таким как все. | «Порядочный человек обязан после такого жениться? А вы?» |
Оценивающий – об отношении человека к событию | «Что вы думаете о пандемии?» | Переходный – для создания впечатления непрерывности беседы. Структура: фрагмент высказывания собеседника + новый вопрос. | «Вы говорите, что вы против курения. А как относитесь к вейпам?» | Вопрос-ловушка – задается так, чтобы любой из возможных ответов поставил собеседника не в лучшее положение. | «Вы уже завязали с наркотиками?» |
Интроспекционный – о чувствах собеседника | «Что вы ощущаете, сидя за рулем этого BMW Z1» | Фильтрующий – для прояснения и удержания нити разговора. Структура: часть ответа + просьба об уточнении. | «А есть доказательства, что 99% гур маркетинга – выскочки?» | Намекающий – сначала, скрывая истинную цель, задаем косвенные вопросы, а затем, отталкиваясь от ответа, ставим собеседника в трудное положение. | – Слышал о глобальном потеплении? – Да. – Знаешь его причину? – Знаю. – И как тебе после этого хватает совести ездить на машине с бензиновым двигателем? |
Проективный – о возможных действиях собеседника в той или иной ситуаци | «Встретившись с президентом, что вы скажете?» | Утверждающий – для побуждения рассказывать дальше. Структура: восклицание + просьба продолжать. | «1 млн. экземпляров! Вы предполагали такой успех?» | Усилительный – повтор ответа в более жесткой форме с целью заставить человека опровергать свои слова, чтобы подчеркнуть отсутствие у него твердого мнения. | – Как вы относитесь к геям? – Я никак к ним не отношусь и не хочу о них разговаривать. <…> – Вот вы сказали, что против гомосексуализма… |
Гипотетический – о вероятных событиях | «Когда закончится режим самоизоляции?» | Когнитивный – для оценки и переосмысления ответа. | «Вам не кажется, что это высказывание звучит слишком самонадеянно?» | Провоцирующий – самый мощный и иногда грязноватый метод вывести собеседника из себя. | «Чего вы так распсиховались?»
«Почему вы нервничаете при любом упоминании о…?» |
Мы рассмотрели интервью, как жанр, изучили виды интервью и категории вопросов, которые используются в большинстве интервью. Это первая часть обширной темы. Во второй части, читайте о самом процессе – как готовиться к интервью, как строить диалог, как согласовывать текст с собеседником.
Согласен с политикой конфиденциальности
За свою журналистскую карьеру я взяла более 3000 интервью у самых разных людей: от Аллы Пугачевой и Романа Виктюка до Ивана Урганта и Киану Ривза. А еще в рамках нашей рубрики «ТALKовый бизнес» я беру интервью у лучших бизнесменов России.
Очень часто интервью берут и у меня самой как у писателя, так что я могу говорить об этой науке с обеих сторон:) Как и в любой науке, здесь тоже есть свои законы.Сегодня я хочу с вами поделиться десятью правилами хорошего интервью.
1. Уделите достаточно времени на подготовку
Многим кажется, что с вопросами на интервью можно разобраться по ходу дела. Однако, это далеко не так. Если не подготовиться к интервью, то, скорее всего, оно будет провальное. Я обычно трачу на подготовку около 4 часов. Первые три часа изучаю материалы, а следующий час готовлю вопросы.
Итак, подготовка должна быть основательной. Помимо изучения профессиональной деятельности интервьюируемого, обязательно просмотрите следующие материалы:
— Биография и официальный сайт, если есть.
— Последние новости из жизни интервьюируемого. Это очень важно, потому что в его жизни может произойти что-то очень серьезное, например, смерть супруга. Если вы не будете об этом знать, хотя про это писали много где, то вопрос «Как дела у вашего мужа?» может стать самым неловким в вашей жизни.
— Интервью, которые он давал за последнее время. Это нужно, чтобы понять, о чем его чаще всего уже спрашивали, и не задавать подобных вопросов.
— Видео его выступлений.
Евгений Демин и я во время интервью
2. Интервью — это не беседа
Второе правило краткое: помните, что интервью — это не беседа. В беседе оба человека равноправные, а в интервью — вы спрашиваете, а ваш собеседник — отвечает.
3. Поставьте цель интервью
В «Алисе в стране чудес» был очень интересный диалог между Алисой и Чеширским Котом. Алиса спросила у Чеширского Кота:
— Куда мне отсюда идти?
— А куда ты хочешь попасть?
— Мне все равно… Только бы попасть куда-нибудь.
— Тогда все равно, куда и идти. Куда-нибудь ты обязательно попадешь.
С интервью то же самое. Без цели можно куда-нибудь прийти, но непонятно куда.
Какая цель вашего интервью? Рассказать вашим читателям об этом человеке, его историю жизни? Узнать секреты его успеха в профессиональной деятельности? Узнать подробности о его новом проекте?
У интервью должна быть цель, иначе ничего не получится.
Теперь перейдем к правилам составления вопросов.
4. Начните с разогрева
Интервью — это тоже знакомство. Не стоит сразу задавать очень глубокие или провокационные вопросы. Лучше подойти к этому постепенно.
Начните с разогревающих вопросов. По-другому эта техника называется «ice breaking», что в переводе означает «растопить лед», и используется, например, в переговорах.
Ваша задача — разговорить человека и разрядить напряженную обстановку. Например, можно спросить: «Чем вы занимались до нашего разговора?» или «Чем планируете заняться после?». Можно начать с комплимента. Допустим: «Я смотрю, у вас такие интересные картины в офисе. Сами выбирали?».
То есть, вначале нужно задать 1-2 достаточно легких вопроса, которые не заставят сильно задуматься.
Во время интервью с одним из лучших предпринимателей России Андреем Кривенко
5. Долой банальные вопросы
Список самых скучных вопросов выглядит так:
— Расскажите о себе или своем бизнесе. Такой вопрос можно задавать человеку, который пока никому не известен и только начинает свою карьеру, но никак не известному человеку. Только представьте, что вы начнете интервью с Дональдом Трампом с вопроса «Расскажите о себе».
— Как появилась ваша компания/ваша книга/ваш проект. Представьте, вы берете интервью у основателя IKEA Ингвара Кампрада. Компании уже больше 70 лет и вы задаете ему вопрос: «Как появилась ваша компания?».
Скорее всего, ваш вопрос останется без ответа. Представляете, сколько раз он уже слышал этот вопрос? Миллионы. Тут надо переформулировать вопрос так, чтобы он звучал интересно. Допустим: «Инвар, каково чувствовать, что вы создали компанию, которая пережила Советский Союз?».
— Какие у вас планы? Еще один вопрос, который не очень любят. Конечно, тема интересная, но сам вопрос скучный. Можно его переформулировать так: «Какие цели из стоящих перед вами в ближайшее время, вас больше всего вдохновляют?» или так: «Каких побед нам еще ждать от вас в ближайший год?».
6. Не задавайте слишком размытые и тяжелые вопросы
Я советую не задавать слишком тяжелых вопросов и слишком размытых.
Например, «В чем смысл жизни?». Лучше задать более простой вопрос, который охарактеризует человека: «Что для вас самое главное в жизни?».
Или вот еще странный вопрос «О чем вы мечтаете?». По моему журналистскому опыту, это вопрос, который вводит в тупик почти любого человека.
Источник
7. У интервью должна быть цельность
Раньше я очень часто совершала такую ошибку: составляла хаотичный список остроумных вопросов, когда готовилась к интервью. Интервью при таком случае получалось занятным, но бесцельным. В каждом интервью должна быть своя драматургия и своя цельность. Вначале вы знакомите читателей с интервьюируемым, потом начинаете задавать вопросы, связанные с целью интервью.
Запомните: 70% вопросов должны быть составлены так, чтобы добиться цели интервью.
8. Задавайте вопросы, на которые вам интересно услышать ответы
Когда я готовлю вопросы, я всегда исхожу из того, какие вопросы интересны конкретны мне.
Конечно, вопросы должны быть не очень узкие. Например, я не спрашиваю, какого цвета у вас полотенце на кухне, даже если очень хочется.
Однажды мой Учитель произнес отличную вещь: «Правильный вопрос — это вопрос, ответ на который тебе что-то даст».
Предлагаю отталкиваться от того, что мы с вами делаем умные интервью. И поэтому когда вы готовите вопросы, спрашивайте себя: «А как изменит мою жизнь ответ на этот вопрос?».
9. Обязательно согласовывайте интервью
После того, как вы взяли интервью, нужно обязательно выслать его на согласование интервьюируемому и предупредить о том, когда оно будет опубликовано. Не забудьте согласовать не только текст, но и фотографии, которые будете использовать.
Кстати, а мое любимое интервью вот тут.
10. Устройте блиц-опрос
Это не то, чтобы правило, просто дополнение к интервью, которое я сама часто использую. Я провожу в конце интервью блиц-опрос. Обычно это 5 вопросов в стиле «Лучшая книга для бизнесмена?», «На что вы готовы потратить последние деньги?» и так далее.
Вы можете придумать свои вопросы для блица. Главное, чтобы это было интересно и полезно.
На этом все. Желаю вам хороших и интересных интервью!