Содержание
- Деформация типа «восьмерка» – что это
- Определение искривлений на колесах
- Устранение дефектов велосипедного колеса
- Комментарии
Среди всех составных элементов велосипеда самым консервативным можно назвать спицевое колесо. Такой тип колес устанавливается на большинство байков и представлен простой конструкцией: центральная втулка, обод и спицы, которые соединяют обод с осью вращения. В процессе эксплуатации велосипеда колесо подвержено статическим, динамическим и ударным нагрузкам, в результате чего нередко могут возникнуть изменения его формы.
Деформация типа «восьмерка» – что это
Искривления велосипедных колес связаны с нарушением конфигурации ободьев. Иными словами, колесо перестает быть круглым. Распространенным вариантом является так называемая восьмерка, когда наблюдается отклонение части (или нескольких частей) обода от плоскости вращения. При вращении эти области описывают траектории в виде восьмерок вокруг центральной оси вращения. При езде на велосипеде этот дефект выражается в биениях или виляниях на ходу.
Ездить с восьмерками можно, но вряд ли это доставит удовольствие. Кроме того, деформированные колеса менее стойки к нагрузкам, что повлечет за собой дальнейшее искривление и полную непригодность обода. Можно ли самостоятельно исправить восьмерку на колесе велосипеда? Да, и это совсем несложно. О том, как это делается, читайте далее в статье.
Определение искривлений на колесах
Итак, есть подозрение на возникновение деформации колеса, и осталось точно определить, в каком конкретном месте она образовалась. Переворачиваем велосипед вверх колесами и четко фиксируем его.
Первый метод определения – визуальный, позволяющий найти место расположения крупных и средних дефектов. Колеса необходимо сильно раскрутить, так как на малых скоростях восьмерки, даже самые грубые, проявляются плохо. Заднее колесо можно вообще крутануть педалями.
Искривленные участки уходят от плоскости вращения в сторону. На максимальном отклонении колеса надо быстро схватить в этом месте. Сделать это на высоких скоростях непросто, да и рука может соскользнуть, поэтому лучше прибегнуть к следующему способу.
Второй метод – контактный, заключается в отметке поврежденной области. В качестве индикатора можно взять маркер, а лучше обычный мелок. Крутим колесо и медленно подводим мелок к ободу. Первым делом он чиркнет по краю выпуклости восьмерки. После того, как «вершина» определена, колесо необходимо раскрутить еще сильнее и продолжить приближать мелок. Так определяется вся область искривления. Как только мелок «пробежит» по всему ободу, испытания можно считать законченными. Очаг восьмерки четко выделится жирной линией на фоне бледной полосы по всей окружности.
Так фиксируется искривление обода
Устранение дефектов велосипедного колеса
Когда область искривления колеса найдена, пора приступать к его выпрямлению. Сделать это своими руками под силу каждому владельцу двухколесного транспорта, тем более что подобные проблемы могут возникать с завидной регулярностью. Существует два способа самостоятельного устранения восьмерки:
- Силовое выпрямление, или «коленом», как говорят велосипедисты.
- Метод подтяжки и ослабления спиц колеса.
Силовое выпрямление
Чтобы убрать изгиб таким способом, потребуется снять колесо с рамы. Покрышку с камерой в этом случае снимать не нужно. Поворачиваем выпуклостью к себе и хватаемся за обод и шину с обеих сторон. При средних деформациях оптимальный захват колеса – положение «10» и «2», то есть по 60 градусов в обе стороны от очага восьмерки. Приставляем колено к самой выпуклой области и с силой давим от себя.
Какое положение колеса позволит лучше всего выровнять обод? Если сил в ноге достаточно, то давить можно и на весу. Альтернативный вариант – поставить колесо вертикально дефектным участком вверх. Здесь понадобится помощь напарника. Он должен крепко прижимать колесо к полу. После выправления колесо надевается на раму и снова проверяется методом вращения.
Назвать этот метод эффективным нельзя по нескольким причинам:
- Невозможно выгнуть мелкие изгибы.
- Обод может перегнуться в другую сторону.
- Неудобно.
- Низкая точность.
- Не каждый обод так просто может подвергаться простому силовому воздействию.
Относительно неплохо данный способ работает где-нибудь в дороге, когда восьмерка образовалась внезапно из-за наскока на крупное препятствие и ее необходимо срочно выправить, чтобы доехать до пункта назначения.
Регулировка колесных спиц
Переходим ко второму варианту устранения кривизны обода. Регулирование спиц заключается в их поочередном ослаблении и подтягивании. Для работы с ними нам понадобится специальный инструмент – спицевой ключ. Это незатейливое приспособление представляет собой кругляш с квадратными отверстиями сбоку под разные размеры спиц. Купить ключ без проблем можно в любом веломагазине.
Внимание! Изменять натяжение спиц следует только спицевым ключом, и ни в коем случае не плоскогубцами или разводными гаечными ключами!
Чтобы выровнять восьмерку на колесе велосипеда, понадобится терпение, особенно тем, кто делает это в первый раз. Шины необходимо полностью снять.
Сначала следует проверить натяжение всех спиц. Зачастую обод искривляется из-за их общего ослабления. Проверить это просто: когда спицы явно болтаются и «слушаются» пальцев как струны на гитаре, то необходима их подтяжка примерно на 1 оборот по всему колесу. Если такой проблемы не наблюдается, то ничего трогать не надо: так можно только усугубить восьмерку.
Отмечаем дефектную область и приступаем к «центральной» спице – той, которая расположена у выпуклости. Поворот спицы осуществляется в сторону, противоположную направлению выпуклости. Спицы по бокам от нее ослабляются. При восьмерке на три спицы схема выпрямления следующая:
- Затяжка центральной на четверть оборота ключа.
- Ослабление крайних спиц на восьмую часть оборота: сила ослабления вдвое меньше силы натяжения по центру.
Устранение маленькой восьмерки
При восьмерке на 7 спиц ремонт колеса делается так:
- Натягивается центр на пол-оборота.
- Ослабляются две спицы (вторая и третья) по бокам на ¼ оборота ключа.
- На 1/8 затягиваются четвертая и пятая спицы.
- Ослабляются шестая и седьмая (крайние) спицы на 1/8 оборота.
Выпрямление большой восьмерки
Чередование натяжения и растягивания проводится таким образом, чтобы крайние спицы на восьмерке были ослаблены. Для проверки результата колесо вешается на велосипед и тестируется на остаточную кривизну. Если восьмерка выгнулась в обратную сторону, следует убрать все натяжение и усилить момент затяжки на ослабляемых спицах и снова повторить процедуру, но уже с меньшими силами затягивания и ослабления.
Несмотря на то, что придется изрядно повозиться, можно добиться идеального результата – выпрямления колеса до ровного круга. И если в первый раз работа может затянуться слишком долго, то при последующем возникновении восьмерки ремонт пойдет куда быстрее. Теперь при появлении дефекта на колесе можно не откладывать байк в сторону, а быстро подрегулировать спицы самостоятельно и возобновить поездки.
загрузка…
Восьмерка на велосипедном колесе – наиболее распространённая деформация. Сегодня при создании велосипедов используются новейшие технологии, но даже у сверхсовременного байка колесо остается весьма консервативным, спицевым. Конструкция в этом случае не представляет из себя ничего сложного: втулка, да обод и спицы, которые их объединяют. В ходе эксплуатации каждый велосипедист сталкивается с деформацией колеса. И появление «восьмерки» на колесе – далеко не редкость. Связано это с нарушением целостности обода и разболтанностью спиц.
И все-таки почему возникает данная деформация? В процессе эксплуатации колесо неизбежно подвергается нагрузке, как только велосипедист занимает свое место на седле. Добавим неровности дороги – ямы, кочки, плохое покрытие или отсутствие такового и вопрос с причинами возникновения «восьмерок» отпадает сам собой. К тому же неопытные велосипедисты часто неправильно распределяют свой вес на байке, а это также увеличивает нагрузку. Резкие торможения, прыжки и прочий экстрим, а также длительная эксплуатация также делают необходимым регулировку колес.
Как видите, в процессе эксплуатации велосипед испытывает нагрузки, которые в наименьшей степени зависят от стиля вашей езды. Со временем изменяется геометрия обода колеса – происходит его деформирование. Скорость его проявления зависит от наличия дефектов обода (восьмерка, смещение «зонта» и «яйцо»). Стоит отметить, что срок эксплуатации колес зачастую также зависит и от материалов, из которых они изготовлены и их качества. Порой недорогие модели могут потребовать ремонта куда раньше, чем те, что изготовлены из дорогих комплектующих (к примеру, высокопрочного обода).
Как определить, что колесо искривлено?
Когда существует подозрение, что колесо утратило первоначальную форму, следует перевернуть велосипед и начать тщательную проверку.
Для начала нужно осмотреть колесо в месте предполагаемых искривлений. Для этого его раскручивают, при этом в случае с задним можно сделать это при помощи педалей. Визуально очевидно, что искривленные участки во время вращения смещаются в сторону. Теперь осталось схватить его рукой в том месте и остановить, что довольно непросто.
Еще одним, более действенным способом является использование мелка или маркера. Крутя колесо, его нужно подвести к ободу. Первым делом штрих останется на выпуклости «восьмерки». Раскручивая сильнее и приближая мелок к ободу можно определить и границы искривления.
Как исправить «восьмерку»
И вот искривление найдено. Исправить его своими усилиями под силу каждому велосипедисту, а, учитывая, что деформация – явление не редкое, со временем приходит и ценный опыт. Существуют два способа избавления от «недуга»:
• силовое выпрямление;
• подтяжка и ослабление спиц колеса.
Необходимый набор инструментов для устранения деформации:
1) мел для отметки участка с дефектом;
2) спицевой ключ;
3) станок для правки колес (желательно, но не обязательно).
Восьмерку, небольшую по размеру, можно устранить без демонтажа колеса. Для диагностики проблемы переверните велосипед колесами вверх, чтобы проверить правильность положения колеса относительно тормозных колодок. Этот процесс можно разделить на несколько операций. Сначала нужно выявить деформацию. В процессе вращения колеса прижмите к нему кусочек мела. В местах образовании восьмерки вы увидите соответственный след. Этот простой способ поможет определить точное место деформации обода.
Далее предстоит подтягивание и ослабление спиц, но только с определенной стороны, о котором детально будет рассказано ниже. Если такие манипуляции выполнить с неточностями, можно придать колесу еще большей деформации. Есть несколько способов, при помощи которых ее можно убрать.
Силовое выпрямление
Посчитав возможным такой вариант развития событий, следует снять колесо с рамы. А вот покрышку и камеру снимать не следует. Колесо поворачиваем выпуклостью к себе и беремся за обод и покрышку руками. При этом средняя деформация требует расположения рук, равного 10 и 2 часам на циферблате. Используем колено, приставив его к выпуклой области, и сильно давим от себя.
Если силы достаточно, это делается на весу. А можно расположить колесо вертикально, деформированным участком вверх. В этом случае требуется помощь напарника, который прижмет колесо к полу. После такого экстремального выпрямления колесо вновь возвращается на раму и проходит проверку.
Но данный метод не всегда является эффективным. Он не точен, не исправляются небольшие деформации. Кроме всего прочего, неумелыми действиями можно спровоцировать и новые изгибы. Да и не каждый обод поддастся воздействию ногой – высокопрочные современные колеса останутся «при своем». Хотя в случае, если колесо подвело вас где-то в пути и «восьмерка» случилась внезапно из-за, к примеру, наезда на крупный камень, «силовое выпрямление» — единственно возможный способ.
Регулировка спиц колеса
От правильности натяжения спиц нередко зависят и ходовые качества велосипеда. Натяжение спиц добавляет прочности и эластичности колесу. Покрышки в данном случае снимаются, тщательно проверяется натяжение каждой спицы. Случается, что обод искривляется и в результате их общего ослабления. В ситуации, когда спицы болтаются как гитарные струны, следует их подтянуть на 1 оборот ключа. В найденной области искривления ищется спица, расположенная в ее центре, то есть у самой выпуклости. Поворот спицы необходимо осуществить в сторону, противоположную направлению выпуклости. При этом спицы, находящиеся по бокам от центральной, ослабляются.
Если восьмерка находится между двумя ближними спицами, тогда при помощи специального ключа подтягивается первая спица на треть оборота, а спицу, находящуюся рядом, подкручиваем в обратном направлении, ослабляя зажим также на треть. В случае если «восьмерка» имеет размер в три спицы, предпринимаются следующие действия:
• затягивание центральной спицы на четверть оборота ключом;
• легкое ослабление крайних спиц (в два раза меньше натяжения по центру).
Если «восьмерка» имеет размер в семь спиц, алгоритм действий таков:
• центральная спица затягивается на пол-оборота;
• вторая и третья спица должны быть ослаблены на четверть оборота;
• четвертая и пятая затягиваются на одну восьмую;
• шестая и седьмая (то есть крайние) ослабляются на одну восьмую.
То есть чередование натяжения и растягивания спиц должно проводится так, чтобы крайние спицы «восьмерки» были ослаблены. После проведения процедуры колесо устанавливается на свое место и тестируется на возможные искривления. В случае если «восьмерка» выгнута в обратную сторону, ликвидируется все натяжение и усиливается затяжка на ослаблявшихся спицах. После чего все повторяется, но уже в меньшей степени. Результатом долгой операции становится выравнивание колеса до идеально ровного круга. Сначала работа пойдет не так быстро, но с приобретением опыта растет и скорость регулировки спиц.
Меняем спицы
Не все мастера умеют собирать колеса качественно, а потому лучше всего научиться делать это самостоятельно. Осуществляется сборка согласно определенному алгоритму.
1. Работы по набору спиц:
• необходимо смазать резьбу спицы и обод в местах, где имеется соприкосновение с ниппелями, иначе спица не будет натянута с достаточной жесткостью;
• в ситуации, когда у фланцев втулки присутствует зенковка с единственной стороны, головки спиц находятся на незенкованной, он нужен для изгиба спицы;
• вставляется девять спиц во фланец таким образом, чтобы между ними находилось по незанятому отверстию, и чтобы головки располагались с внешней стороны. В ситуации с задним колесом начинать следует с правой части втулки;
• на ободе среди отверстий, смещенных вправо, следует найти ближайшее от отверстия для ниппеля камеры;
• в данном отверстии крепится первая спица, она считается ключевой;
• от ключевой спицы следует отсчитать четыре отверстия, продвигаясь по часовой стрелке, поставить следующую спицу и завернуть ниппель;
• в результате между спицами должно находиться три незанятых отверстия, самая близкая к вентильному отверстию спица располагается справа от него, а нарезанная часть втулки обращена к мастеру;
• далее закрепляются остальные семь спиц, при этом используется каждое четвертое отверстие обода;
• после переворачивание колеса с ободом соединяются еще девять спиц, вставляемых в левый фланец снаружи;
• десятая спица должна находится справа от ключевой, соседствуя с ней, но при этом не пересекая;
• после монтажа десятой спицы последующие восемь набираются в определенной выше последовательности;
• и вот приводные спицы уже размещены на своих местах и их головки находятся с внешней стороны фланца. При этом ниппеля завернуты лишь на некоторое число оборотов;
• устанавливаются натяжные спицы с головками с внутренней стороны фланца. Продевается спица во фланцевое отверстие и крутится втулка так, чтобы все спицы, находящиеся на местах, получили определенное направление, наиболее близкое к касательной относительно фланца. Первая натяжная спица должна пересечь три стоящих на месте приводных, при этом каждая натяжная должна пройти снаружи от первых двух пересекаемых ею под третью, также пересекаемую;
• остальные спицы добираются по тому же принципу.
2. Натяжение
Перед натяжением спиц, следует завернуть все ниппеля в равной степени. Затем нужно начать процесс, заворачивая каждый ниппель на один оборот. Если в спицах остается «дрожь», усиливается натяжение. Устанавливаем колесо для проверки и убираем все дефекты типа «восьмерки».
Устраняем радиальное биение
Обод колеса в виде овального «яйца» выглядит так: одна часть обода располагается ближе к центру, чем остальные. Такой изъян колеса появляется после неудачных приземлений. Исправить такую поломку гораздо сложнее, чем обычную восьмерку:
1) снимите покрышку и осмотрите обод;
2) переверните корпус велосипеда, прокрутите колесо, держа сверху какой-либо предмет. Отметьте мелом часть обода, которая будет приподнимать этот предмет;
3) одновременно проследите три направления:
— ослабьте напряжение с центральной спицы;
— натяните соседние спицы на то же количество оборотов, чтобы не было восьмерки;
— спицы в противоположном конце колеса следует натянуть для исключения появления «яйца» в другом месте.
Для устранения такой восьмерки нужен немалый опыт, процесс характеризуется своими сложностями. После исправления «яйца» нужно надавить на спицы всем весом, как в вышеуказанной схеме — для их усадки.
Правка «Зонта»
Велосипедистам знакомо такое понятие, как «зонт». Дефект заключается в следующем: обод колеса смещен в одну сторону и расположен не идеально ровно по отношению к центру втулки. Насколько серьезна ситуация от такого смещения непосредственно для велосипеда, зависит от конструкции рамы и от конфигурации тормозов. Такой вид неисправности часто возникает в случае неправильной сборки колеса. «Зонт» устраняется по аналогии, как и обычная восьмерка. С одной стороны нужно натянуть спицы, а с другой – ослабить. В отличие устранения обычной восьмерки, в процессе правки зонта усилие для каждой следующей спицы не должно быть слабее, а сохранять равномерность по всей окружности.
Подведем итоги
Восьмерки появляются на колесах даже самых опытных и подкованных в езде велосипедистов. Для того, чтобы выправить колесо, нужно помнить несколько простых правил. Всегда аккуратно перетягивайте спицы колеса – существует риск повреждения обода. Если во время выправки одна или несколько из спиц окажутся перетянутыми, ослабьте их и ближние спицы. Только затем повторяйте регулировку еще раз.
При езде на велосипеде спицы часто ломаются, пребывая в состоянии ослабления. Если в процессе процедуры протягивания одна или несколько спиц колеса оказались ослаблены, обязательно их подтяните, чтобы после этого заново повторить регулировку.
Наглядное видео:
В весенне-осенний период велотранспорт является основным средством перемещения большого количества людей. Один едет на дачу, другой, на работу, а третий просто прогуливается. Находясь в движении, колесо подвергается постоянной нагрузке, под воздействием которых происходят некоторые изменения.
Одно из них – восьмёрка. Поговорим о том, как убрать на колесе велосипеда восьмёрку более подробно.
Деформация типа восьмерка, что это
Деформация типа восьмерка – изменение плоскости обода колеса. Проще говоря, поверхность обода теряет первоначальную форму круга.
Наиболее распространённый вариант – отклонение части обода от заданной траектории.
При вращении деформированные области описывают траекторию, напоминающую восьмёрку. Езда на велосипеде с таким дефектом сопровождается существенным биением либо вилянием по сторонам во время движения.
Перемещаться на восьмёрке можно, но это не комфортно.
Также важно понимать, что деформированное колесо больше подвержено нагрузке, которая может вывести его со строя.
Проблема решаема, она может быть устранена как самостоятельно, так и с помощью специалиста. Несомненно, если вы делаете это первый раз, то лучше воспользоваться услугами профессионала, а если есть опыт, то можно сделать самостоятельно.
Определение искривления на колёсах
При подозрении на образование такого дефекта или ощущении биения при движении, можете не сомневаться – колесо восьмёркой. Для того чтобы понять так ли это, следует определить участок, в котором образовалось искривление.
Ставим велосипед на руль, колёсами вверх и выполняем проверку одним из двух способов:
- Визуальный. Он может быть применён для определения средних и крупных отклонений. Колесо следует сильно раскрутить руками и выявить повреждённый участок. Если это заднее колесо, то ему можно предать ускорение путём вращения педалей. Участок колеса с искривлением при вращении виляет в сторону. Необходимо подобрать момент и ухватиться рукой за это место. Да, это небезопасно, поэтому лучше использовать описанный ниже способ. Он немного сложнее в выполнении, но полностью безопасный и эффективный.
- Контактный. Его суть в нанесении отметки на контактную область. Для индикатора можно использовать обычный маркер или мелок белого цвета. Не спеша подводим мелок к ободу колеса. В том месте, где точка обода колеса велосипеда и мелка соприкоснутся, будет вершина дефекта. Далее придаём колесу ускорение и подводим мелок ещё ближе. Место контакта будет областью искривления. Восьмёрка на колесе будет чётко видна. Её белая полоса значительно толще. Начальная и конечная нанесённого рисунка будут концом и началом изгиба, которые должны учитываться при выполнении регулировки спиц.
Причины появления дефекта
Во время движения на велосипеде основная нагрузка приходится на колёса. Любой камень или глубокая ямка может деформировать обод и стать причиной образования восьмёрки, которая может повлечь за собой ряд последствий.
Существует два вида нагрузок – постоянные и динамические.
Постоянные нагрузки
Стабильное состояние колеса обеспечивается статической нагрузкой, которая регулируется силой натяжения спиц.
Оно зависит от ряда факторов, среди которых: одинаковый уровень натяжения спиц по всему ободу, целостность и работоспособность фланцев втулки, отсутствие признаков усталости, трещин и деформаций.
Немаловажным показателем является давление в шине. Данный фактор зависит от модели велосипеда и от типа его колёс.
При неравномерном натягивании спиц после накачивания шин обод может погнуться, образовав восьмёрку.
Довольно часто, для исправления сложившейся ситуацию необходимо перетягивать все спицы на колесе.
Динамические нагрузки
Данный вид нагрузок оказывает воздействие на колесо в момент его вращения, что в результате делает его непригодным к использованию. Пример динамических нагрузок:
- Торможение. Выполнение такого действия вызывает торсионный тип нагрузки, вследствие которого выполняется её перераспределение.
- Преодоление любого вида препятствий. Радиальный вид нагрузки, под воздействием которого верхняя часть спиц испытывает увеличенную нагрузку, а нижняя ослабляется ещё больше.
- Вес велосипедиста. В любом случае даже при езде по идеально ровной поверхности возникает усталость металла. Даже при простом сидении на велосипеде две нижние спицы оказываются в повышенном напряжении, а две верхние, наоборот – расслаблены. Чем выше вес ездока, тем больше возникающий дисбаланс.
- Поперечные нагрузки. Возникают при выполнении манёвров и поворотах. Значительно увеличиваются при торможении с заносом.
Все указанные выше факторы являются причинами образования восьмёрки. С задним колесом следует быть особо внимательным, так как конструкции с параллельным переключателем могут принести ряд неудобств.
Для его правильной установки необходимо разместить систему звёзд в соответствии с существующими нормами и расположить спицы в асимметрическом порядке.
Необходимые инструменты для ремонта
Исправить восьмёрку на колесе велосипеда можно используя ключ для спиц.
Он может быть двух вариантов – штампованный и фрезерованный.
Второй вариант применяется более часто, так как имеет чёткие грани и является более качественным.
Также может быть использована стойка для велосипеда, позволяющая надёжно зафиксировать необходимую для выполнения работы позицию. При её отсутствии достаточно поставить велотранспорт на руль.
Как выправить восьмёрку на колесе
После того как был определён участок искривления, необходимо его выровнять.
Как выпрямить колесо? Нет ничего сложного, решить эту проблему может абсолютно каждый.
Устранение данного дефекта выполняется одним из двух способов:
- Путём ослабления и подтяжки спиц.
- Силовое выпрямление.
Поговорим о каждом из них подробнее.
Силовое выпрямление
Для того чтобы устранить дефект данным способом, следует демонтировать колесо с рамы.
Камера с покрышкой – не снимается.
Ставим обод выпуклостью к себе.
Руки размещаем на цифры 10 и 14 (относительно часового циферблата) и давим от себя.
Если у вас достаточно сильные ноги, то можно выполнять действие на весу.
Если же нет, то нужно позвать напарника, который зафиксирует поставленное дефектом вверх колесо и прилагая усилие, выровнять обод. Далее нужно монтировать колесо обратно и проверить наличие восьмёрки методом вращения.
Существует ряд причин, по которым этот метод считается неэффективным. К ним относятся:
- Невозможность устранения небольших дефектов начальной стадии;
- Возможность перегиба обода на другую сторону.
- Неудобство и низкий уровень точности (всё делается наугад).
- Не каждый качественный обод может быть выгнут путём применения ручной силы.
Этот метод больше подходит для нештатных ситуаций, когда восьмёрка образовалась из-за попадания в большую яму или наезда на препятствие, а движение должно быть продолжено до приезда в пункт назначения.
Регулировка колёсных спиц
Применение второго варианта устранения восьмёрки на велосипеде более практично. Процесс регулировки спиц заключается в их попеременном ослаблении и подтягивании. Для выполнения данной работы будет необходим ключ для спиц.
Он представляет собой небольшой железный круг с квадратными отверстиями разного размера для регулировки разного размера спиц. Он продаётся в любом веломагазине.
Для ремонта колеса велосипеда данным способом необходимо снять шины.
Далее следует выполнить проверку натяжения абсолютно всех спиц. Довольно часто восьмёрка образовывается из-за того, что они расслаблены.
Выполнить проверку довольно просто. Нужно взяться пальцами за спицу и пошатать её.
Если она двигается, то нужно выполнить подтягивание на один оборот ключа по всему колесу. Если люфта нет, то можно ничего не делать, чтобы не сделать ещё хуже.
Далее определяем область дефекта и начинаем с центральной спицы относительно начала повреждённой области.
Вращаем её в противоположную от выпуклости сторону. Находящиеся сбоку от неё спицы пока что не трогаем.
При ремонте восьмёрки на колесе в три спицы необходимо выполнить следующий порядок действий:
- Центральную спицу подтянуть на 1/4 оборота ключа.
- Соседние единицы ослабить на восьмую часть.
Как исправить восьмёрку на 7 спиц:
- Натянуть центр на 1/2 оборота.
- Ослабить 2 и 3 боковые спицы на 1/4 оборота.
- Пятую и четвёртую затянуть на 1/8 оборота.
- Ослабить крайние – 6 и 7 на 1/8 оборота.
Натяжение и ослабление следует делать так, чтобы по завершении ремонтных работ крайние спицы были ослаблены.
Для проверки полученного результата колесо монтируется на своё место в рабочее положение и проверяется путём вращений вокруг своей оси.
Если восьмёрка появилась с другой стороны, то необходимо повторить вышеуказанную очерёдность, только с применением меньшей силы.
Профилактика
Как-то повлиять на образование восьмёрки на колесе велосипеда невозможно, но оттянуть его до более поздних сроков – реально.
При появлении дефекта не стоит паниковать, важно понимать, что всё ремонтируется, так же как и пробитая покрышка.
Но, несмотря на это, всё равно рекомендуются профилактические меры для минемализации шанса появления восьмёрки, которые подразумевают:
- Спокойную и аккуратную езду.
- Спешивание при преодолении таких препятствий, как ступеньки или бордюры.
- Использование качественных материалов при выполнении спицовки больших колёс.
- Использование двойного обода.
- Регулярное выполнение ТО, позволяющее заметить отклонение на ранних стадиях.
Если вы любите агрессивный стиль езды, запрыгиваете на бордюры и съезжаете по ступенькам, то проводите подтяжку спиц как минимум один раз в месяц, а лучше каждые две недели – при регулярном использовании.
В случае, если куда-то врезались, на что-то наехали, то осмотрите колесо сразу же и при необходимости выполните регулировку.
Также важно помнить, что образование восьмёрки на заднем или переднем колесе имеет ряд последствий как для самого велотранспорта, так и для вашего здоровья.
Езда на колёсах с деформированным ободом имеет ряд последствий, среди которых:
- Поломка тормозов в самый неподходящий момент.
- Расшатывание втулки колеса, что впоследствии может привести к серьёзным техническим проблемам.
- При длительной езде может стать причиной поломки всех спиц.
Устранить самостоятельно восьмёрку на велосипеде путём регулировки спиц довольно сложно, так как нужно разобраться, как определить точку обода колеса велосипеда, куда и насколько крутить спицы.
Поэтому, при возникновении такого отклонения следует сходить в мастерскую, где работают квалифицированные специалисты, которые помогут вам и расскажут, как выправить восьмёрку на колесе самостоятельно.
Как исправить восьмерку на колесе велосипеда и можно ли ее убрать самостоятельно?
17 сентября 2020 18:10
// Велоремонт
Чтобы исправить на колесе восьмёрку самостоятельно понадобятся следующие инструменты:
- маркер;
- пластиковые монтажки для демонтажа покрышки;
- спицной ключ.
Устранение:
- Для начала нужно максимально точно определить проблемное место. Далее следует найти центральную спицу в пораженной зоне.
- После выполнения манипуляции (подтягивать спицу нужно понемногу, примерно на 1/3 оборота) необходимо незамедлительно проверять результат. Далее таким же образом надо подтянуть соседние спицы на противоположной стороне. Количество оборотов ключа для подтягивания соседних спиц должно быть меньшим примерно в два раза, чем подтягивали центральную спицу. По мере отдаления от очага деформации количество оборотов должно постепенно пропорционально уменьшаться.
- Еще одним типом деформации колеса велосипеда является тип яйцо. В данном случае колесо принимает яйцеобразную форму, сплющиваясь по вертикали. Очень часто этот тип деформации сочетается с восьмеркой. Исправить ситуацию можно путем подтягивания спиц с обеих сторон. При выполнении манипуляций нужно следить за тем, чтобы спицы не были слишком ослаблены или перетянуты.
Чтобы определить точное место деформации необходимо перевернуть велосипед колесами к верху. Далее нужно вращать проблемное колесо, постепенно поднося мелок или маркер к крутящемуся ободу. В местах, где есть восьмерка, мелок или маркер коснется обода. Эти места необходимо отметить. Именно так можно определить проблемное место – очаг восьмерки.
Содержание
- Что подразумевается под деформацией колеса типа восьмёрка
- Разновидности деформаций типа восьмерка
- Малая — незначительная деформация
- Средняя — искривление средней степени
- Большая — сильная деформация
- Искривление типа яйцо
- Из-за чего возникает деформация колес велосипеда
- Первая причина: статические нагрузки
- Вторая причина: динамические нагрузки
- Как можно определить наличие дефекта
- Как самостоятельно выправить восьмерку на колесе – инструкция
- Необходимые материалы и инструменты для ремонта
- Малоэффективный метод выпрямления — силовой
- Действенный метод выравнивания — регулировка спиц
- Какие профилактические меры можно принять, чтобы минимизировать возможность деформации колес
Колёса велосипеда подвергаются постоянной нагрузке. Именно эта часть транспортного средства является наиболее уязвимой. Самым распространённым дефектом является искривление в виде восьмёрки. Поэтому в статье рассмотрено, как исправить восьмёрку на колесе велосипеда своими руками.
Что подразумевается под деформацией колеса типа восьмёрка
Любое искривление колес велосипеда обозначает повреждение формы ободьев. То есть, колесо теряет свою круглую форму.
При деформации колеса в виде восьмёрки происходит отклонение одной или несколько частей обода от гладкости вращения.
При вращении описывается траектория, напоминающая по форме цифру «8». Велосипедист, при этом будет чувствовать биения или виляния во время езды.
Езда с таким отклонением возможна, но приносить удовольствия не будет. Деформированные колеса уже не выдерживают полную нагрузку, происходит дальнейшее их искривление, которое приводит к непригодности обода.
Разновидности деформаций типа восьмерка
Искривление колес, в зависимости от характера повреждения, делятся на два типа: восьмёрка и яйцо.
Исходя из степени тяжести поломки, выделяют следующие группы:
- Малые искривления.
- Средние искривления.
- Большая деформация.
Малая — незначительная деформация
Легкие повреждения, при которых сохраняется целостность спиц. Состояние обода также хорошее. Остаётся лишь поработать с натяжением спиц. Такое случается при длительной, аккуратной эксплуатации, когда через какое-то время происходит растяжка спиц. Как правило, биение, в таком случае не будет превышать 3 мм.
Средняя — искривление средней степени
Явление, при котором в траектории колёса произошло отклонение от нормы, превышающее 3 мм. Такое бывает при грубых ударах. Например, удар об бордюр, грубый съезд, падение с моста, столкновение с другим велосипедом.
Большая — сильная деформация
Вид повреждения, при котором происходит деформация спиц и обода, и отклонение в геометрии вращения более чем на 3 мм. Возникает в результате ударов сильной мощности: столкновение с автомобилем, падение со значительной высоты, падение на высокой скорости. Крупные колёса могут подвергаться серьезным деформациям в случаях, перечисленных во втором пункте.
Искривление типа яйцо
Вид искривления, при котором происходит деформация обода. В таком случае будет создаваться биение в противоположном направлении по длине спиц.
Из-за чего возникает деформация колес велосипеда
Колёса велосипеда регулярно подвержены разного рода физическим нагрузкам. Любое внешнее давление может послужить причиной деформации обода и образовать восьмерку на велосипеде.
Выделяют следующие виды нагрузок:
- Статические.
- Динамические.
Первая причина: статические нагрузки
Статические или постоянные нагрузки характеризуются стабильностью состояния колёс, регулирующихся с помощью натяжения спиц.
Стабильность напрямую зависит от следующих факторов:
- равномерный уровень натяжения спиц по всей траектории обода;
- неразрывность и исправность фланцев втулки;
- отсутствие различных трещин и повреждений;
- отсутствие признаков изношенности.
Одним из важнейших факторов является уровень давления шин. Он зависит от фирмы транспортного средства и от типа его колёс.
Во время неравномерного натягивания спиц после накачки шин возможно нарушение формы обода. Вследствие чего, образуется восьмёрка.
Как правило, для ремонта необходимо лишь переткнуть все спицы колеса.
Вторая причина: динамические нагрузки
При динамических нагрузках происходит воздействие на колеса в период вращения. Это может привести к их непригодности в дальнейшей эксплуатации.
Существуют следующие виды данных нагрузок:
- Резкое торможение. Такое действие означает торсионный вид нагрузок.
- Езда с преодолением различного рода препятствий. Это радиальная нагрузка. Под ее воздействием происходит повышенное давление на верхние части спиц. В процессе увеличивается ослабление нижних частей.
- Вес велосипедиста. Даже при аккуратной езде на ровной поверхности происходит усталость металла. При обычном сидении в седле велосипеда осуществляется давление на две нижние спицы. В свою очередь, верхние находятся в ослабленном состоянии. Уровень дисбаланса напрямую зависит от веса человека. Чем он больше, тем больше будет отклонение.
- Выполнение различных маневров и резких поворотов. В таком случае осуществляются поперечные нагрузки, которые существенно увеличиваются в процессе торможения с заносом.
Любой из вышеперечисленных факторов может послужить причиной образования восьмёрки. Особое внимание нужно уделять заднему колесу, так как система параллельного переключателя может нести за собой ряд неприятностей.
Для их правильной установки следует разместить систему звезд, согласно с действующими нормами. Также важно соблюдение асимметрии при расположении спиц.
Как можно определить наличие дефекта
При возникновении подозрений на наличие деформации необходимо установить точное местонахождение повреждения, после чего будет возможно исправление восьмерки.
Для начала следует зафиксировать велосипед при помощи специальной стойки, или же просто его перевернуть вверх колесами и поставить с упором на руль. Таким образом, надежно закрепив байк.
Есть два способа определения искривлений:
- Визуальный метод. Даёт возможность обнаружения средних и крупных дефектов. Необходимо со всей силой прокрутить колесо. Это объясняется тем, что при медленной скорости вращения, даже самая грубая восьмёрка остаётся незамеченной. Задние колёса можно прокрутить при помощи педалей. Обычно участки с дефектами заносит в сторону. Далее после внимательного осмотра нужно схватить места с наибольшим отклонением. Данный способ считается не самым эффективным, поэтому стоит обратить внимание на второй метод.
- Контактный способ. Основой метода является обозначение дефектного участка мелком. Необходимо провернуть колесо и аккуратно провести мелом по ободку. После этого будет видна выступающая верхушка. Колесо прокручивают с ещё большей силой, при этом продолжая вести мелок. Таким образом, отчетливо вырисовывается вся искривленная область.
Для удобства дальнейшей работы, рекомендуется выделять проблемные участки более толстым слоем.
Как самостоятельно выправить восьмерку на колесе – инструкция
После выявления места искривления можно приступать к исправлению недостатка. Сделать это может любой владелец велосипеда самостоятельно. К тому же возникают проблемы такого рода довольно часто.
Устранения дефекта осуществляется двумя методами:
- Силовой метод;
- Метод регулировки спиц.
Необходимые материалы и инструменты для ремонта
Исправление деформации колёса двухколесного транспорта возможно с помощью специального ключа для спиц.
Инструмент бывает двух типов: штампованный и фрезерованный.
Наиболее распространенным является второй вид ключа. Это объясняется наличием более выраженных граней и высоким качеством инструмента.
Кроме того, допустимо использование велосипедной стойки, которая обеспечивает надежную фиксацию, необходимую для проведения ремонтных работ. Если такая стойка отсутствует, можно облокотить байк на руль.
Малоэффективный метод выпрямления — силовой
Перед тем как исправлять дефект данным способом, необходимо предварительно демонтировать колесо с рамы.
Камеру с покрышкой снимать не нужно.
Обод ставится выпуклостью к мастеру. Необходимо разместить руки на цифрах 10 и 14, затем сильно надавить в противоположную от себя сторону.
Если ремонтирующий имеет достаточно сильные ноги, можно выполнять все необходимые действия на весу.
В противном случае потребуется помощь напарника, который будет фиксировать транспортное средство. Далее выравнивается обод, и колесо устанавливается на свое место. После завершения работы вращательным движением проверяется отсутствие восьмёрки.
Действенный метод выравнивания — регулировка спиц
Наиболее практичным является метод выравнивания спиц. Весь процесс заключается в поочередном ослаблении и подтягивании велосипедных спиц. Для этого понадобится специальный ключ.
Инструмент представляет собой железный круг небольшого размера с квадратными отверстиями.
Перед началом работы нужно снять шины. Затем выполнить проверку состояния натяжения спиц. Для этого их следует слегка пошатнуть.
В случае если спица расслаблена, её подтягивают на один оборот.
Далее определяется участок искривления. Работа осуществляется с центральной от повреждения спицы.
Какие профилактические меры можно принять, чтобы минимизировать возможность деформации колес
Полностью защитить свой велосипед от образования восьмёрок невозможно. Однако можно оттянуть такое повреждение на более поздний срок.
Рекомендуется соблюдать следующие профилактические меры:
- спокойная аккуратная езда;
- замедление при преодолении ступенек или бордюра;
- использование только качественных материалов для спицовки крупных колёс;
- применение двойного обода;
- регулярное прохождение ТО.
Итак, дефект колёса в виде восьмёрки — довольно распространённое явление. Такая неисправность может существенно повлиять на качество езды велосипеда. Решить такую проблему может каждый самостоятельно или довериться мастеру. Для этого необходимо лишь наличие инструментов и основных знаний. Главное, не запускать неисправность, чтобы избежать больших проблем в дальнейшем.
Как вам?