Загрузить PDF
Загрузить PDF
Чтобы преуспеть в изучении биологии, необходимы время, упорство и память. Даже если вы не собираетесь связать свою жизнь с этой наукой, существуют методы обучения, которые помогут вам получить отличные оценки. Начните тщательно готовиться к занятиям и постарайтесь усвоить основные понятия и концепции биологии.
-
1
Заранее читайте учебник по биологии. Читайте перед занятиями соответствующие главы, чтобы лучше усвоить изучаемый материал. Это поможет вам также понять сложные моменты — вы сможете задать учителю возникшие у вас вопросы во время занятия или после него.[1]
-
2
Записывайте важные понятия. При чтении учебника и во время занятий в классе следует вести конспект. Таким образом вы закрепите пройденный материал. Следует также сканировать или перерисовывать все важные рисунки и графики, например те, которые приводятся в главе несколько раз.[2]
-
3
Берите свои записи на занятия. Не забывайте приносить конспект с уже пройденным материалом на каждый урок. Приносите также записи, которые вы сделали при самостоятельной работе с учебниками, в том числе важные рисунки. Это поможет вам эффективнее вести записи, и у вас останется больше времени на то, чтобы понять, о чем говорит учитель.[3]
Реклама
-
1
Ведите конспект. На уроке следует прилежно записывать все важные моменты. В вашем конспекте должно быть все, что учитель пишет на доске. Кроме того, если учитель попросил записать что-либо, сделайте это. Никогда не полагайтесь на память.[4]
- Также внимательно записывайте задания — это поможет вам понять, что от вас требуется.
-
2
Будьте внимательны на уроках. Биология — сложная наука, поэтому будьте внимательны во время лекций, чтобы лучше усвоить материал. Не отвлекайтесь, чтобы заглянуть в телефон или перекинуться несколькими словами с одноклассниками. Полностью сосредоточьтесь на том, что говорит учитель.[5]
- Неплохо записывать лекции на диктофон, однако для этого необходимо предварительно получить согласие учителя.
-
3
Задавайте вопросы. Задача преподавателя состоит в том, чтобы помочь вам изучить новый материал. Если вам что-либо непонятно, спросите об этом учителя. Можно также подойти к учителю после урока, если вам неудобно задать вопрос во время занятий.[6]
- Например, можно спросить у учителя, как размножаются клетки.
-
4
Выполняйте все домашние задания. Домашняя работа может преследовать две цели: либо учитель собирается проверить ваши знания, либо он хочет, чтобы вы закрепили изучаемый материал, который потребуется в дальнейшем. И то, и другое важно для успеваемости. Каждый день уделяйте время после уроков для того, чтобы выполнить домашнее задание по биологии.[7]
Реклама
-
1
Заранее прочитайте лабораторную работу. Если вы заранее просмотрите предстоящую лабораторную работу, то будете знать, что от вас потребуется. Убедитесь, что вы понимаете концепции и процедуры, которые используются в эксперименте. Если у вас возникнут какие-либо вопросы (особенно насчет техники безопасности) относительно предстоящей работы, запишите их.[8]
-
2
Соблюдайте меры безопасности. Целью лабораторных работ по биологии является закрепление изученного на лекциях материала, а также подготовка к более сложным лабораторным работам. Соблюдайте технику безопасности — это не только позволит избежать опасных происшествий, но и часто влияет на оценку. Помимо общих правил безопасности при работе в лаборатории, которые сообщит вам преподаватель, поищите в литературе также дополнительные меры предосторожности для конкретного эксперимента.
-
3
Выберите хорошего напарника по лабораторным работам. Если у вас есть возможность выбрать напарника, остановите свой выбор на однокласснике, который хорошо разбирается в биологии. Напарник может как помочь, так и помешать вам в изучении биологии. Выберите того, кто серьезно относится к изучению биологии, и заранее спросите его, согласен ли он быть вашим напарником по лабораторным работам.
-
4
Разделяйте работу. Большинство лабораторных работ рассчитаны на два (или больше) человека. Не стремитесь сделать все самостоятельно и отводите часть работы своему напарнику. Если вам покажется, что ваш напарник выполняет бо́льшую часть работы, постарайтесь исправить это и проверьте, хорошо ли вы усвоили соответствующий материал. Цель лабораторных работ состоит в том, чтобы закрепить знания, полученные на уроках.[9]
Реклама
-
1
Составьте учебный график. Для успешного изучения биологии следует правильно распределить учебное время. Это дисциплинирует вас и поможет заранее планировать свое время. Как правило, при изучении биологии на каждый час занятий в классе требуется около двух часов самостоятельной работы.[10]
-
2
Определите свой стиль обучения. Подумайте, информацию какого типа вы усваиваете лучше всего. Вряд ли вам удастся повлиять на то, как преподаватель читает лекции, но это поможет вам контролировать те аспекты учебного процесса, которые зависят от вас. Используйте это в своих интересах, чтобы эффективнее изучать новый материал. Разделяют следующие стили обучения:[11]
- визуальный — вы предпочитаете рисунки, изображения, видеоролики и тому подобное;
- слуховой — вы предпочитаете воспринимать информацию на слух и сопровождать ее музыкой или другими звуками;
- лингвистический — вы лучше усваиваете информацию, когда она подана в языковой форме (письменно или устно);
- кинестетический — вы предпочитаете все «потрогать своими руками» и хорошо усваиваете информацию, которая сопровождается движениями и тактильными ощущениями;
- математический — при обучении вы полагаетесь на логику;
- межличностный — вам лучше всего учиться в группе;
- индивидуальный — вы предпочитаете учиться самостоятельно.
-
3
Не откладывайте все на последний день. Исследования показывают, что спешная зубрежка неэффективна. Лучше равномерно распределить учебное время на несколько дней или недель — в этом случае ваш мозг усвоит больше информации, чем за целый день усиленной зубрежки. Изучайте по одному вопросу за раз, а обширным темам посвящайте несколько занятий. Не забывайте каждые 45 минут делать перерыв, чтобы немного отдохнуть.[12]
- Даже по 15 минут ежедневных занятий помогут вам усвоить информацию.
- Во время каждого занятия повторяйте пройденный материал.
- Используйте карточки для быстрого повторения пройденного материала.
-
4
Занимайтесь в группе. Совместные занятия могут оказаться очень полезными. Занятия в группе помогут вам увидеть различные точки зрения на изучаемый материал, а также ознакомиться с разными подходами к учебе. Кроме того, вы сможете принести пользу другим, если поняли тот или иной материал лучше них и сможете объяснить его.[13]
- При занятиях в группе попробуйте вслух объяснить пройденный материал, в то время как другие проверяют вас по конспекту. Затем они смогут сказать вам, что вы упустили.
Реклама
-
1
Помните, что все живые организмы состоят из клеток. Фундаментальный принцип биологии гласит, что все организмы состоят из некоторого числа клеток, которые независимы друг от друга, хотя функционируют как единый многоклеточный организм. Количество клеток может варьироваться от одной (одноклеточный организм) до триллионов. Учтите, что не все клетки многоклеточного организма должны быть одинаковыми (например, клетки головного мозга и сердца имеют разное строение).[14]
-
2
Запомните важные молекулы. Клетки функционируют за счет того, что перемещают молекулы и энергию. Согласно современным представлениям, существует множество молекул, которые необходимы для жизни. Необходимо иметь представление об этих важных молекулах и о том, для чего они предназначены. Это намного облегчит изучение биологии.[15]
- Например, молекулы АТФ (аденозинтрифосфата) служат клеткам для хранения энергии. Они позволяют запасать энергию и использовать ее позже.
-
3
Узнайте о наследственных признаках. Ни один живой организм не живет вечно. Организмы воспроизводят себя из поколения в поколение. Их генетическая информация передается с помощью ДНК (дезоксирибонуклеиновой кислоты), что обусловливает развитие потомства. Те наследственные признаки, которые помогают организму выживать в окружающей среде, являются предпочтительными и воспроизводятся чаще, в то время как другие признаки исчезают. Это служит основой для таких понятий, как наследственность и эволюция, и является одной из главных концепций биологии.[16]
Реклама
Советы
- Поищите в интернете полезные практические задания и тесты по биологии.
- В процессе учебы составьте список того, что вы, по вашему мнению, понимаете. После этого сосредоточьтесь на тех вопросах, которые вы понимаете не до конца.
- Правильные учебные навыки помогут вам повысить свои оценки. Запомните простую последовательность: поймите, представьте и расскажите. При изучении биологии старайтесь понять основные концепции и идеи — это очень важно для получения хороших оценок! При этом можно использовать аналогии и мнемонические правила.
- Запись всего, что вы помните, потребует времени и терпения, но в конечном итоге оно того стоит. Поскольку вы напишете ответы своими словами, они, скорее всего, останутся в вашей долговременной памяти после контрольной работы или экзамена, что означает, что вы действительно усвоили материал. Данный метод очень эффективен при изучении биологии ввиду огромного объема материала, который необходимо запомнить и уметь использовать.
Реклама
Об этой статье
Эту страницу просматривали 18 786 раз.
Была ли эта статья полезной?
Если твое сердце выбрало изучение биологии, но школьных знаний оказалось недостаточно, то это повод прочитать нашу статью с полезными советами!
21 сентября 2022
Для многих приход осени становится мотивацией взяться за учебу, исправить оценки и узнать то, что так давно хотелось. Если твой выбор пал на биологию, то это очень круто! Ведь это не только школьный предмет, это наука о нас самих. И неудивительно, что изучение может оказаться трудным, потому что нужно запомнить большое количество терминов, многие из которых тесно взаимосвязаны между собой.
Чтобы подтянуть биологию эффективно и комфортно не обязательно ходить к репетитору. Нужно просто собственное упорство и использование лайфхаков.
Красиво конспектируй
Любую теорию лучше записать, так она будет перед глазами, а во время написания часть информации сразу будет откладываться у тебя в голове.
Не жалей цветов. Возьми много ярких маркеров, выделяй определения одним цветом, примеры другим. Обводи, подчеркивай, рисуй. Яркие и красивые конспекты не только помогут тебе разобраться в написанном, но еще и сделают прочтение теории приятным.
Делай перерывы
Не стоит сутками сидеть перед ноутбуком, поглощая новые знания. Биология включает в себя много терминов, некоторые ты будешь слышать впервые. Чтобы не запутаться в новых словах и разложить все в голове на «правильные полочки» учись 1-2 часа и отвлекайся на полчасика.
Смотри полезные видео
Сегодня учебную теорию можно встретить на разных Интернет-платформах. Где ты обычно любишь зависать? TikTok, YouTube, а может просто копаешься в интернете в поисках чего-то интересненького? Возможно ты удивишься, но там можно найти не только развлекательные видео.
Например, существует множество каналов на YouTube, где подробно и, что немаловажно, наглядно преподносят материал. А в TikTok ты можешь найти обучающие аккаунты и профили профессиональных врачей, которые рассказывают о важных и интересных нюансах. Бери чаек, устраивайся поудобнее и смотри.
Постарайся понять сложные термины
Многие определения в биологии состоят из двух частей из латинских слов. Чтобы понять сам термин, загугли разбор слова, когда поймешь, что означает каждая его часть, суть определения станет яснее.
Скачай приложения
Загляни в App Store или Google play. Ты удивишься тому, сколько там приложений, полезных в изучение биологии. Есть тематические для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ, а также те, которые предназначены для тех, кто просто хочет познать эту науку.
Красочно оформленная полезная информация, удобные разделы — все это будет у тебя под рукой! Ты можешь изучать материал по пути домой, сидя в уютном кафе и даже время в очереди пройдёт с пользой. Особенно мы советуем тебе приложение Codon One, в котором ты найдешь не только интересные факты, но и познавательные игры и статьи.
Следи за новостями
Да, даже в изучении биологии новости оказываются очень полезными. Ежедневно в мире появляется что-то новое: открытия, изобретения и технологии. Читай новостные сайты, научные онлайн-журналы и различные тематические аккаунты. Это не только интересно, но и поможет тебе понять науку на практике.
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
Двойка в четверти по биологии
Пришла сегодня дочь из школы — в дневнике запись — Уважаемые родители! В четверти выходит «2» по биологии.
Приплыли- 7-й класс. Посмотрела в дневник — текущие оценки по биологии 44322.
Начала расспрашивать детку — говорит двойки ставят за прошлый материал, когда ее не было в школе (лежала в больнице). И еще у нее 2 двойки по литературе, за сочинение, которое они писали без нее. Вот думаю, что теперь делать…
Учится вроде нормально, но не до такой степени:(
10.03.2009 16:51:30,
34 комментария
Сегодня была в школе, поговорила с учителем. Объяснила ситуацию ( дочь была в больнице, производственная травма так сказать) договорились в пятницу сдать 2 темы + дополнительное задание.
Там учительница просто пошла на принцип — «не знаешь — ставлю двойку».
11.03.2009 15:50:02, Лабра
У нас такая же биологичка. Ребенок пропустил неделю в школе, пришел в пятницу к первому уроку — а там контрольная по биологии по теме, которую он не прочитал «Размножение рыб». Он упросил ее первые 10 минут поработать с учебником, она согласилась, но на листочке накатала в уголке «-1», т.е. минус балл. По часам отмерила 10 минут, потом отобрала учебник. Он сказал, что все написал, даже ответы на два дополнительных со звездочкой. Вот жду рез-тов, очень надеюсь, что написал не на 3, иначе минус балл в конце четверти уже мало шансов исправить.
14.03.2009 15:26:35, Natem
Хорошо еще, что написали предупреждение и что в дневнике можно посмотреть текущие оценки. Могли бы просто поставить. Естественно, это призыв к вам — идите к учительнице, разговаривайте, спрашивайте, что сделать. В принципе, по таким оценкам можно и 3 поставить.
11.03.2009 00:25:57, mzh
Ну что, раз обращаются к вам, значит. надо сходить в школу, спросить учителя, что надо сделать ( какую работу сдать). Ну 4 вряд ли будет, а 3 поставят. ИЛи вам биология принципиальна для поступления куда-то? У моей так в 6м было: в последний день года прихожу за дневником (дочь заболела ветрянкой). мне классная говорит — зайдите на биологию А там — не сдана последняя работа, в итоге — 3 в году. а я тоже все думала — четверки-четверки. ну пооорала-поорала на дочь и что? с отемтками за 6 кл никто никуда не поступает.
10.03.2009 22:48:00, hanhi
У нас тоже, кстати, не все гладко с биологией, не спрашивают по-долгу, а потом раз и тестирование по пройденому материалу, такой метод контроля.
10.03.2009 17:36:39, petrochinina
Мне кажется, Вам нужно сходить в школу и попробовать договориться как-то до «тройки», все-таки «двойки», может это и не смертельно, но для ребенка травма определенная, я так считаю.
10.03.2009 17:16:56, petrochinina
Я в конце года хотела ее переводить в другую школу по ряду причин.
10.03.2009 17:27:29, Лабра
Я понимаю, а как там ребенка примут с двойками в четверти?
10.03.2009 17:32:43, petrochinina
При переводе из одной школы в другую смотрят не на оценки в четверти, а в году.
10.03.2009 18:06:43, Mary-Lea
[пусто]
10.03.2009 19:50:07
??? А нас ни разу такие вещи не спрашивали. Сдал экзамен — принят — тогда неси личное дело, в котором годовые оценки. Переходили уже дважды.
10.03.2009 21:25:11, Mary-Lea
Как мне объяснили в одном из лицеев, при прочих равных условиях примут того, у кого оценки за триместр (четверть) выше.
11.03.2009 00:20:50, Елена…..
Ну с двойками как-то решим, надеюсь
10.03.2009 17:38:18, Лабра
И у меня старшенький принес «2» по английскому, чего уж никак не ожидалось. Я не парюсь. Исправит.
10.03.2009 17:11:00, Mary-Lea
По английскому у нас твердая четверка. Учитель слава богу нормальный попался.
10.03.2009 17:59:18, Лабра
У моей в 7 классе было очень похоже — только в больнице она не лежала, хотя болела. В конце четверти звонила классная — то по истории 2 выходит, то по биологии. Но совместными усилиями ситуацию в последний момент удавалось исправить — так ни одной 2 в четверти и не схватила.
Не знаю, как у вашей — моя просто забивала на определенный предмет из-за лени.
Что делать — во-первых, сходить в школу выяснить ситуацию точно — за что двойки, что делать, чтоб исправить, какие темы не усвоены, какие задания не сделаны. А дальше помогать и контролировать.
Хотя у нас программа действий в итоге получилась куда обширнее — и смена школы, и психолог и система поощрений и наказаний и многое другое.
Насчет 2 за пропущенный материал — это плохая отмазка, в 7 классе уже надо понимать, что все пропущенные темы придется все равно изучить. А вот насчет сочинений надо выяснять — было ли это обязательное сочинение, которое нужно было сдать после выхода в школу или как.
Моей как-то чуть не поставили неуд по информатике только потому, что ее перевели в другую подгруппу и ничего об этом не сказали 8 0 В итоге она четверть отходила не в свою группу, и никто этого не заметил…
10.03.2009 17:08:01, ЛюбимицаКлаппа
Самое интересное — учит. Приносит таблицу по биологии — у подружки 4 — у нее 2. Все один в один.
10.03.2009 17:12:22, Лабра
Сходите у учителю. У меня мама так сходила и я сразу с 3 на 4 вышла. На 5 я просто ничего кроме истории не учила:) Это не предполагало подарков, мама просто поговорила про меня с учительницей и та посмотрела другими глазами. Одного похода хватило с 7-го по 10-й класс. А чтобы исправить ситуацию в той четверти, когда шел разговор, я сделала доклад о каком-то биологе…
11.03.2009 09:54:07, Самка катинелис
Может быть, нет контакта и понимания с учителем? У моего так. Он, вроде и правильно отвечает, а вот слова, скорее всего, на письменных работах не те…
10.03.2009 17:24:57, Mary-Lea
Наверное нет понимания, конфликт так сказать налицо.
10.03.2009 17:29:34, Лабра
А-а, ну тогда все понятно. Деть не желает напрягаться ради противного педагога, педагог не хочет понять нерадивого ученика…
10.03.2009 18:05:37, Mary-Lea
А почему у них работы один в один? 8 ) Может тут-то собака и порылась?
10.03.2009 17:21:00, ЛюбимицаКлаппа
Работа в классе — я бы удивилась, если бы было у всех по разному, Сидят в разных концах класса.
10.03.2009 17:26:33, Лабра
хм… ну если сидят в разных концах — странно. Надо идти в школу и выяснять конкретные претензии, заодно оцените степень адекватности учителей ; )
10.03.2009 17:52:19, ЛюбимицаКлаппа
Я уже оценила адекватность учителей, и не раз. Надо в другую школу переводить. С 5 по 7 класс на собраниях я видела только 3-4 учителей из 12.
10.03.2009 17:57:54, Лабра
Тогда удачи! Исправляйте двойки и не заморачивайтесь слишком : )
10.03.2009 19:02:54, ЛюбимицаКлаппа
Пойти и договориться о закрытии двоек. Написать сочинение, хотя за это двоек не должны ставить. Это уточнить у классной-завуча-директора.
10.03.2009 17:06:13, Караул
Классная у нас — преподаватель русского и литературы как раз.
10.03.2009 17:10:51, Лабра
Вот потому я на классной не останоилась Надо уточнять.
10.03.2009 17:18:16, Караул
сдавать надо несданные темы после уроков. у моих в школе тоже ставят 2, если материал не сдан или не пересдан. сочинение по-любому нужно написать и сдать. Вот если учителя откажутся принимать, тогда жаловаться завучу. у моих плохо то, что нередко эти двойки выплывают с большим опозданием, когда листочке выставляют оценки за месяц
10.03.2009 17:05:08, ALora
Сдавать — полностью согласна. Вчера все проверяла, и таблицу сделала и параграф пересказала. А сегодня — двойка.
10.03.2009 17:13:33, Лабра
+100. во-во…
10.03.2009 17:12:31, Mary-Lea
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Николо-Березовская средняя общеобразовательная школа
Творческая работа на тему
«Основные пути предотвращения неуспеваемости обучающихся на уроках химии и биологии и их применение
в образовательном процессе»
Выполнила:
Адамова С.А.
учитель биологии и химии
х. Николовка
2015 г.
Содержание.
Введение
Основная часть
- Сущность, причины и виды неуспеваемости.
- Система организации образовательного процесса по предотвращению неуспеваемости в средних и старших классах на уроках химии и биологии.
- Принципы организации и проведения учебного процесса
- Основы организации образовательного процесса
Заключение
Литература
Приложение
Введение.
В настоящее время в образовании решаются сложные задачи повышения качества знаний учащихся, возрастает ответственность за уровень обучения и воспитания подрастающего поколения. Предотвращение неуспеваемости — важнейшая задача практической и теоретической педагогики. И поэтому – решение практических и организационных задач является важным условием по преодолению и предупреждению школьной неуспеваемости. В настоящее время сложились противоречия между потребностью общества в глубоко образованных людях и низким уровнем качества знаний у большинства обучающихся (по ряду причин). Длительные, стойкие трудности усвоения программного материала в массовой школе являются одной из самых больных проблем для педагогов, родителей, психологов и самих неуспевающих детей.
Важнейшей задачей педагогов является раскрытие сущности неуспеваемости и содержании образования, выявление структуры неуспеваемости, признаков, по которым могут опознаваться ее компоненты, разработка научно обоснованных приемов обнаружения этих признаков. Без этого невозможно научное изучение факторов неуспеваемости и разработка мер борьбы с нею.
Очень важно своевременно выявить причины неуспеваемости и устранить их.
Если в младших классах у ребенка не выработались навыки и желание учиться, то с каждым годом трудности в обучении будут расти, как снежный ком. Изучение причин неуспеваемости у обучающихся и поиск верных путей преодоления данной проблемы, важно, особенно у учащихся I этапе обучения (1-4 классы), так как именно здесь происходит формировании мотивов и способов учебной работы.
Как преодолеть низкое качество знаний и неуспеваемость обучающихся в средних и старших классах?
Целью работы: изучение понятия школьной неуспеваемости, причин возникновения и путей преодоления данной проблемы (раскрытие системы средств и педагогических условий учителя биологии и химии Адамовой С.А., способствующих предотвращению неуспеваемости обучающихся по предметам химия и биология).
Предмет исследования: неуспеваемость обучающихся как педагогическая проблема.
Задачи:
1. Раскрыть сущность неуспеваемости и причины её возникновения.
2. Изучить психолого-педагогическую характеристику неуспевающих обучающихся.
3. Раскрыть основные пути преодоления неуспеваемости.
4. Описать основные пути и способы предотвращения неуспеваемости школьников (из личного опыта работы).
5. Раскрыть практическую значимость данной работы для образовательного процесса.
Основная часть.
1. Сущность, причины и виды неуспеваемости.
Успеваемость определяется как степень полноты, глубины, сознательности и прочности знаний, умений и навыков, усвоенных учащимися в соответствии с требованиями учебной программы. Для установления успеваемости имеется определённая нормативная шкала. Тогда неуспеваемость есть такая степень усвоения знаний, умений и навыков, который ниже некоторой нормы. Различают такие понятия, как пробел в ЗУН, отставание, неуспеваемость и второгодничество, как ступени одного и того же явления неуспеваемости. Неуспеваемость подразделяют на текущую, четверную и годовую (по результатам промежуточной аттестации), которая влечёт за собой по усмотрению родителей (законных представителей) оставление на повторное обучение. Неуспеваемость ученика ещё подразделяют на предметную (неуспеваемость по какому-то одному предмету) и общую (неуспеваемость по многим предметам).
Отставание ученика в усвоении данного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам:
1. Ученик не может сказать, в чём трудность задачи, задания, не может наметить план его выполнения, не может решить задачу самостоятельно, указать, что нового получено в результате её решения. Ученик не может ответить на вопросы по тексту, указать, что нового он узнал. Эти признаки могут быть обнаружены при решении задач, чтении текстов и слушании объяснения учителя.
2. Ученик не задаёт вопросы по существу изучаемого материала и не читает дополнительных к учебнику источников, которые рекомендовал учитель.
3. Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идёт поиск решения проблемы, задачи, когда требуется напряжение мысли, преодоление трудностей.
4. Ученик не реагирует эмоционально на успехи и неудачи, не может дать оценки своей работы, не контролирует себя.
5. Ученик не может объяснить цель выполненного им упражнения, не может сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает отдельные действия, путает порядок, не может проверить полученный результат.
6. Ученик не может воспроизвести определения понятий, формулы, формулировки теорем, их доказательство, не понимает прочитанный текст или излагает понятия по заученному тексту, а не своими словами.
Типы неуспевающих учащихся по доминирующей причине неуспеваемости (по Ю.К. Бабанскому):
1. Учащиеся с неправильным отношением к учению. Для того чтобы ученик стремился хорошо учиться, выполнять обязанности ученика, преодолевал трудности в учении, у него должны быть личностные и общественные мотивы для учения. Отсутствие таких мотивов по какой-либо причине приводит к неуспеваемости этих учащихся.
2. Второй причиной неуспеваемости являются чрезмерные трудности при усвоении учебного материала, что сочетается с интеллектуальной пассивностью в преодолении этих трудностей.
3. Доминирующей причиной неуспеваемости могут быть неправильно сформированные у учащихся способы учебной работы. Ученик не умеет заучивать учебный материал, составлять план своей работы, не умеет решать задачи, пользоваться схемами, картами. Возможными причинами неуспеваемости могут быть отсутствие у ученика режим дня, или неправильно составленный режим, или систематическое несоблюдение режима дня.
4. Причиной неуспеваемости может быть неправильно сформированное у учащихся в семейном воспитании отношение к труду вообще и учебному труду, в частности.
5. Наконец, доминирующей причиной может быть отсутствие у ученика познавательных и учебных интересов, когда главные его интересы не связаны с обучением (например, интерес к игре, к компьютеру, пустому времяпровождению).
Основные признаки неуспеваемости (по Ю.К. Бабанскому):
1. Пробелы в фактических знаниях и умениях применять их на практике;
2. Пробелы в интеллектуальном развитии;
3. Пробелы в навыках учебного труда;
4. Отсутствие ответственного отношения и интереса к учению.
Основные предполагаемые пути предотвращения неуспеваемости:
1. Своевременное выявление образовавшихся пробелов в ЗУН обучающихся и организовывать своевременную ликвидацию этих пробелов (реализация программы повышения качества образования).
2. Установление целесообразных способов учебной работы, применяемых обучающимися, и при необходимости коррекция этих способов. Систематическое обучение обучающихся общеучебным умениям и навыкам.
3. Организация образовательного процесса, жизни обучающихся в школе и классе так, чтобы вызвать и развить внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.
2. Система организации образовательного процесса по предотвращению неуспеваемости в средних и старших классах на уроках химии и биологии.
Система организации учебного и воспитательного процесса на уроках химии и биологии построена на оптимальном сочетании разнообразных педагогических технологий (способов, форм и методов), которые позволяют проблему неуспеваемости свести к нулю. Главное достоинство этой системы заключается в том, что она не только помогает предотвращать неуспеваемость, но обеспечивает более глубокое освоение обучающимися учебного материала и наиболее эффективному воспитанию, формированию их как высоконравственных, творчески активных и инициативных личностей.
2.1. Принципы организации и проведения учебного процесса.
1. Принцип самостоятельности
Организация и проведение учебного процесса соответствует и удовлетворяет ведущие потребности обучающегося, с учётом его возрастных особенностей, а доминирующими мотивами учебной деятельности являются мотивы познания окружающего мира, овладение способами познания и мотивы самоосуществления себя как самодостаточной личности. В процессе обучения обучающиеся являются не только объектами педагогических воздействий учителя, но субъектами образовательного процесса.
2. Принцип самоорганизации
Обучение любому учебному предмету рассматривается как обучение учащегося собственной деятельности по изучению и овладению содержанием учебного предмета. Учитель помогает обучающимся учиться самим (учитель должен научить «учиться»), организовывает и руководит их учебной деятельностью, учит их рациональным методам учения, воспитывает и обучает их самоорганизации своей самостоятельной и учебно-тренировочной деятельности в любой форме учебных занятий (фронтальной, коллективной и индивидуальной).
3. Принцип сотрудничества
Процесс обучения строится так, что учебная деятельность каждого ученика носит характер непосредственного общения всех обучающихся класса. Каждый ученик учится не только у учителя (учитель организует процесс учения), сколько в процессе общения соучеников. Для этого необходимы следующие условия:
- каждый ученик участвует в обсуждении и постановке целей учебной работы;
- каждый ученик участвует в контроле, оценке и учёте выполняемой совместно учебной работы каждого ученика;
- работа каждого ученика адресована не учителю, а в первую очередь всем обучающимся класса.
4. Принцип ролевого участия (соучастия)
Для того чтобы общение учащихся приняло содержательный характер, что является важным условием формирования ученического коллектива и эффективного влияния этого коллектива на каждого ученика, нужно, чтобы каждый ученик лично выполнял в совместной учебной деятельности определённую роль, которую ему поручил коллектив класса. Распределение ролей между детьми производится открытым обсуждением на собрании класса и на добровольных началах (нельзя навязывать ученику ту или иную роль). Обязательно необходимо проводить обсуждение отчётов обучающихся о выполнении ими своих ролей и перераспределении ролей. Для того чтобы сгладить характер ненужного острого соперничества, необходимо так использовать ролевой принцип, чтобы один и тот же ученик был и ответственным за какую-то роль и подчинённым по отношению к другим ролям учебного процесса. Кроме того, распределение ролей должно быть равномерным.
5. Принцип личной ответственности
Учебный процесс организуется и проводится так, чтобы в максимально возможной степени воспитывать у детей чувство личной ответственности за свою учебную деятельность и за дела всего коллектива. Для этого:
- ученик должен отвечать не учителю, а своим соученикам;
- учитель лишь тактично корректирует деятельность обучающихся по контролю и оценке работы своих соучеников;
- учитель знакомит обучающихся с конкретным планом изучения темы, целями, ради достижения которых она изучается, с тем, что должны знать и уметь учащиеся в результате изучения темы, а также с критериями оценки достигнутых результатов;
- учёт результатов учебной работы является гласным;
- каждый ученик учится давать самооценку своей деятельности и соотносит свою самооценку с внешней оценкой одноклассников и учителя.
6. Принцип психологического обеспечения
Учебный процесс организуется и проводится так, чтобы обеспечить у каждого ученика положительную мотивацию и положительное эмоциональное отношение к этому процессу. Для этого учителя стараются создать в классах нормальный, деловой психологический климат, климат взаимного уважения, взаимоответственности и взаимопомощи.
2.2.Основы организации образовательного процесса.
Единицей учебного процесса является тема учебной программы. Если эта тема очень объёмная (например, по биологии, на тему может отводиться до 15-20 часов), она может быть разделена на две части, но в тоже время тема не должна быть маленькой: её изучение должно занимать до 2 недель. Обучающая деятельность учителя по изучению этой темы начинается с подготовительной работы, которая состоит в следующем: учитель проводит анализ учебного материала темы, знакомится с изложением этого материала в учебнике, с методическими рекомендациями по изучению этой темы в различных источниках. В результате этого анализа учитель составляет учебный минимум для данной темы: перечень требований (специфических и общеучебных), которыми должны овладеть все обучающиеся. Для каждого знания и умения, включённого в минимум, учитель подбирает критерий освоения в виде решения задачи, упражнения или ответа на вопросы, которым смогут воспользоваться обучающиеся для самоконтроля или взаимоконтроля. Затем учитель подбирает учебный материал для учебного занятий: содержание информации, которую нужно дать обучающимся, и учебные задания для выработки у них нужных умений и навыков. Учитель разрабатывает систему домашних заданий на всю тему: обязательных и дополнительных (по желанию ученика), если есть необходимость. Наконец, учитель разрабатывает виды и содержание внеклассной работы по предмету (предметные недели, предметные олимпиады, конкурсы, месячники, проекты и т.п.)
В начале учебного года в каждом классе происходит распределение обязанностей между членами классного коллектива: классный актив (команда) и командир. Разделение обязанностей происходит на добровольных началах и по желанию, но так, чтобы и слабые, и сильные ученики участвовали в руководстве командой. Затем в классе выбирается классное ученическое самоуправление в составе:
1. Командир (желательно из числа сильных учеников)
2. Ассистенты (желательно из числа сильных учеников)
3. Лаборанты (подбор и подготовка средств обучения, карт, оборудования, схем, иллюстраций, медиа- и видеоматериалов под руководством учителей)
4. Контролёры (занимаются проверкой подготовки к учебным занятиям, наличие принадлежностей и тетрадей, наличие выполнения домашнего задания)
5. Консультанты (желательно из числа сильных учеников)
Таким образом, в классе оказывается большое количество ответственных за различные ролевые функции в образовательном процессе. В данном виде работы главная роль отводится работе учителя с классным руководителем данного класса по организации и распределению ролей (с учетом психолого-педагогических рекомендаций и результатов методики «Типология школьников»). Учитель с 5-6 класса, где начинается такая система организации и проведения образовательного процесса, всё первое полугодие работают с выбранными членами ученического самоуправления, обучая их выполнению своих обязанностей. Когда учитель подготовит минимум и домашние задания он готовит учётные листы:
- Лист учёта выполнения плана изучения темы (название темы, класс) по форме: Ф.И. обучающихся по списку, в следующих столбцах перечисляются элементы учебного минимума (критерии), которые необходимо усвоить по окончанию изучения этой темы. Внизу, после фамилий, в каждом столбце указывается отметка о выполнении или невыполнении этого минимума.
- Лист учёта выполнения домашних работ по теме (название темы, класс) по форме: в первом столбце – Ф.И. всех учащихся, в последующих столбцах – домашние задания и отметка об их выполнении.
Когда подготовительная работа завершена, учитель начинает процесс обучения.
На первом этапе обучающиеся осознают и уясняют для чего, зачем и почему им надо изучать данную тему, каково её значение в науке, какова история возникновения и развития тех понятий и теорий, которые им придётся изучать, что именно им надо освоить, какова основная учебная задача предстоящей работы. Главная задача учителя в этот период вызвать первичные познавательные мотивы и интересы к предстоящей учебной деятельности.
На этом этапе выполняют следующие учебные действия:
- осознание ими основной учебно-проблемной ситуации, вводящей их в предмет предстоящей работы по изучению материала данной темы;
- формулирование основной учебной задачи;
- самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности по изучению учебного материала темы.
Учитель знакомит обучающихся с листами учета выполнения плана изучения темы, и выполнения домашних заданий учащимися. Он подробно рассказывает об этих планах, об особенностях отдельных пунктов учебного минимума и домашних заданий. Особо останавливается на выполнении домашних заданий творческого и исследовательского характера.
На втором этапе осуществляются такие виды работ:
- подача информации (с использованием разнообразных педагогических технологий и средств обучения);
- демонстрация опытов, экспериментов, проведение экскурсий;
- демонстрация образцов решения задач, доказательства теорий, вывода формул и т.д.;
- организация и руководство учебно-познавательной и тренировочной работой (индивидуальной и групповой);
Как только освоен очередной элемент учебного минимума, учитель контролирует уровень освоения материалом командира и его ассистентов, затем даёт задание командиру произвести текущий контроль и оценку уровня овладения членами команды этого пункта учебного минимума. Пользуясь указанным в плане способом самоконтроля этого пункта, обучающиеся проводят взаимопроверку уровня овладения соответствующим знанием или умением, оценивают коллективно этот уровень у каждого члена команды. Эти оценки командир вносит в лист учёта (если они положительные). Если же у кого-то оценка отрицательная, то соответствующая клеточка в листе учёта остаётся пустой и тогда командир сообщает учителю. Получив сигнал, учитель даёт ученику срок для самостоятельной ликвидации обнаруженного пробела, или прикрепляет к нему сильного ученика (из числа консультантов). После указанного срока учитель проверяет освоения материала ученика, оценивает его уровень, и, если оценка положительная, то её вносят в лист учёта. Выполнение домашней работы контролёрами проверяет учитель. Остальные обучающиеся по мере выполнения домашней работы предъявляют выполненное задание этим учащимся, которые проверяют правильность и аккуратность выполнения задания.
Опыт работы показывает, что члены ученического самоуправления очень придирчиво относятся к оценке уровня освоения материала обучающихся и выполнения ими домашних работ и никаких поблажек свои соученикам не дают, не покрывают их недочёты и пробелы. Это способствует тому, что пробелы в знаниях и умениях обнаруживаются своевременно и быстро ликвидируются, следовательно, у учеников не наблюдается отставания в обучении.
На третьем этапе происходит:
- Обобщение учебного материала изученной темы в различных формах;
- Внешний итоговый контроль уровня овладения уровнем учебного материала по изученной теме;
- Выставление итоговой оценки каждому ученику за изученную тему при учёте всех текущих оценок и оценки за итоговый контроль.
Учитель анализирует ход изучения темы, в беседе с детьми выясняет, какие вопросы темы вызвали у них особые затруднения, что усвоено недостаточно глубоко и прочно, и все эти вопросы ещё раз разъясняет. Затем учитель проводит внешний итоговый контроль уровня овладения детьми содержанием темы.
После проверки результатов контроля учитель объявляет итоговую оценку за тему, которая фиксируется в классном журнале. При этом оценка не просто сообщается, а комментируется: учитель оценивает не только результат овладения учеников содержания темы, но и его старание, участие ученика в организации и проведении учебного процесса, динамику роста успешности по предмету. Особо учитель подчёркивает успехи слабых учеников, показывая, что их старание и усердие помогло им преодолеть все трудности, которые возникали в процессе изучения темы.
Заключение.
Данная система организации и проведения образовательного процесса начинает давать свои результаты при одном условии, если только учитель будет повседневно изучать личностные особенности детей (вести типологическую характеристику обучающихся в системе), их характер, познавательные способности, с целью мониторинга их образовательной динамики. В этой работе в творческом тандеме работают учитель, классные руководители и администрация школы, где с помощью использования различных методик проводится психолого-педагогическая диагностика всех детей, выявляются недостатки в развитии отдельных качеств личности обучающихся и организуется дальнейшая коррекционная работа. Например, диагностическая методика «Типология школьников», применяемая мною, помогает мне, как учителю и классным руководителям сформулировать детальную характеристику каждого обучающегося по учебно-познавательным критериям, а так же смоделировать или скорректировать намеченный образовательный маршрут любого ученика. Только лишь при учёте личностных особенностей можно правильно взаимодействовать с каждым ребёнком. Таким образом, планово-тематическая организация учебной работы создаёт такие условия, когда ученики получают перспективу своей деятельности, знают ближние и дальние цели и задачи своей деятельности. Они знают те требования, которые предъявляют к их учению в классе и дома, поэтому они могут самостоятельно планировать, контролировать и оценивать свою работу и корректировать её при необходимости в соответствии с известными им требованиями. Повседневный и систематический взаимоконтроль и взаимооценка уровня овладения каждым элементом учебного минимума заставляет каждого ученика работать интенсивно, планово, напрягая всю свою волю и внимание. Это ведёт к тому, что не только повышается успеваемость, но и развиваются их личностные способности, формируются характер и познавательные возможности. Организация в каждом классе ученического самоуправления, передача учителем этому самоуправлению ряда своих функций активизируют учебную и общественную деятельность обучающихся, и взаимоотношения приобретают характер делового сотрудничества. Такая организация и проведение образовательного процесса очень интересна, она эмоционально насыщена, требует от учеников преодоление трудностей на каждом шагу. Но при этом остаётся главное правило – постепенная передача посильных им функций учителя.
Такая организация образовательного процесса, кроме того, что она предотвращает неуспеваемость школьников, решает ряд воспитательных задач:
- повышается личностная ответственность детей за свою работу и поведение, за работу всего класса, за дела класса, сплачивается коллектив, взаимоотношения принимают деловой и социально-нравственный характер;
- у детей формируются такие важные качества, как адекватная личностная самооценка, сопереживание и альтруизм, формируется характер, и при этом сглаживаются отрицательные и укрепляются положительные черты;
- выявляются личностные интересы, и возникает возможность их удовлетворения и укрепления, что очень важно для профессионального самоопределения.
Конечно, глубина и прочность овладения обучающимися учебного материала зависит не только от той или иной системы организации образовательного процесса, но и от содержания образования, от того, как учитель преподносит учебный материал, каково личностное влияние учителя на детей и ещё от множества других условий и факторов.
Список литературы:
- Абасов З. Эта вечная проблема неуспеваемости, Директор школы 1998, №3. стр.22
- Бабанский Ю.К «Педагогика», 1983, стр.293;
- Беспалько В.П. Персонифицированное образование. – М.: Педагогика. — 1998. — №2. — С. 12-17.
- Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: книга для учителя. – М.: Просвещение. 1990. — 191 с.
- Рапацевич Е.С. Современный словарь по педагогике. – М.: Современное слово, 2001.
- Цетлин В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение. – М.: Педагогика, 1998.
Приложение № 1
Лист учета выполнения плана изучения
темы «Размножение и индивидуальное развитие организмов» 10 класс
Ф.И обучающегося |
Требования к уровню подготовки |
Комментарии учителя |
Иванов И. |
Учащиеся должны знать фазы митоза, из чего состоит жизенный цикл клетки. |
|
Учащиеся должны знать особенности и биологическое значение бесполого размножения и его форм; значение деления клетки и особенности интерфазы и фаз митоза. Учащиеся должны уметь объяснить механизм, обеспечивающий постоянство числа и формы хромосом в клеточном ядре. |
||
Учащиеся должны знать особенности и биологическое значение полового размножения, основные фазы мейоза и особенности гаметогенеза яйцеклеток и сперматозоидов. |
||
Учащиеся должны знать особенности и биологическое значение полового размножения, основные фазы мейоза и особенности гаметогенеза яйцеклеток и сперматозоидов. |
||
Называть типы и особенности видов оплодотворения. |
||
Называть периоды онтогенеза, типы постэмбрионального развития, описывать процесс эмбриогенеза |
||
Называть периоды онтогенеза, типы постэмбрионального развития, описывать процесс эмбриогенеза |
||
Учащиеся должны знать факторы, оказывающие вредное воздействие на развитие зародыша и меры профилактики нарушений зародышевого развития человека. |
||
Учащиеся должны знать понятия о физиологической и репаративной регенерациях. |
||
Учащиеся должны уметь делать вывод о материальном единстве живой природы и её познаваемости, уметь устанавливать родство организмов и делать вывод об их родстве. |
Приложение № 2
Лист учета выполнения домашнего задания
по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов» 10 класс
Ф.И обучающегося |
Тема урока |
Дата |
Комментарии учителя о выполнении (невыполнении) |
Иванов И. |
Деление клетки. Митоз |
21.01 |
|
Биология — не самый простой предмет в школе. Объем фактического материала, который нужно готовить к экзамену, все время расширяется. Эксперты подсчитали, что выпускнику нужно подготовиться по 350 темам, а в каждой теме свой набор понятий, законов, определений, методов. Как выучить биологию?
Я попросила выпускников прошлого года рассказать, что больше всего помогло им в подготовке к ЕГЭ по биологии.
Может, способ не для всех, но мне очень помогали для запоминания красивые конспекты. Когда стараешься над оформлением, информация очень хорошо откладывается
Ярослава, студентка 1 курса факультета биотехнологии КГСХА
Ярослава говорит о весьма эффективном способе запоминания материала – визуализации.
Мне очень помогли хорошо написать вторую часть ЕГЭ по биологии (мой результат 79 баллов) ваши марафоны с самыми заковыристыми вопросами, связанные с историей, культурой и даже кухней мира. А еще в памяти крепко держатся наши кричалки, пароли, ваши побуждения «представь себя лягушкой, действуй как лягушка». Это было смешно, но признаки приспособленности к двум средам обитания я выучила очень легко
Анастасия, студентка 1 курса лечебного факультета ТюмГУ
Анастасия говорит о втором весьма эффективном способе запоминания материала, основанном на принципах эйдетики.
Как выучить биологию: визуализация
Визуальная память — один из самых эффективных и простых инструментов, который поможет усвоить материал. КИМы по биологии содержат много рисунков, поэтому на визуальную составляющую материала нужно делать один из основных акцентов.
Традиционно самые сложные разделы в биологии — те, что являются наименее наглядными. Это молекулярная биология: репликация ДНК, фотосинтез, реакции энергетического обмена, биосинтез белка и т. д. Как сделать для них визуализацию? Предлагаю несколько способов.
Совет №1. Скетчноутинг
Простые рисунки лучше воспринимаются, чем длинные и сложные описания. При их составлении требуется выделить главное, это требует осмысления информации. Записи делать приятно и увлекательно, значит, в запоминание встраивается эмоциональная вовлеченность.
Моделей выполнения скетчей достаточно много:
- Лучеобразное размещение, когда множество линий ведет к центральному понятию
- Траекториальное – информация как образ тропинки, которая делает изгибы и следует по всей странице.
- Модульные скетчи предполагают разделение на секции в любом удобном порядке.
Приведу пример скетча – «попкорн», он имеет хаотичную структуру. Вначале обучения предлагаю ребятам созданный мной скелет рисунка, который им предстоит заполнить информацией. А в последующем ребята выбирают модель сами.
Совет №2. Скрайбинг
Принцип наглядности в обучении предполагает показ того, что можно показать в процессе преподавания. Как в виде рисунка представить фотосинтез? Можно во время теоретического разбора этой темы воспользоваться приемом «скрайбинг-фасилитация». Объясняю материал и рисую на доске в режиме реального времени. Следуя за мной и заполняя лист рисунками и подписями, ребята проживают все этапы световой и темновой фазы фотосинтеза. На запоминание работают слуховая, зрительная, моторная и образная память.
Для дистанционных занятий удачно использовать прием видеоскрайбинга. Перевод информации из словесной формы в визуальную и фиксирование ее с помощью видеосъемки. Один из опытных образцов – видео в режиме онлайн-трансляции в социальной сети ВКонтакте осталось у меня в блоге.
Совет №3. Раскраска
Есть основа — черно-белый рисунок раскраски, а ученики должны дополнить его. Это позволяет установить ассоциативные и логические связи между кусочками материала, а всё вместе работает на запоминание и систематизацию изученного.
Как выучить биологию: эйдетика
Приемы запоминания строятся на образной памяти. И если коротко говорить о принципе эйдетики (от греческого «эйдос» — образ), то это воображение + положительные эмоции = усвоенная информация.
Совет №1. Акровербальная техника
«Акро» в переводе с греческого — «край», «вербо» — слово. Техника основана на преобразовании материала, который нужно запомнить, в интересные тексты, стихи, песни и пр. Предлагаю ребятам сложные вопросы второй части ЕГЭ по биологии по хордовым животным в виде книжечки, написанной от лица нашей собаки «Вопросы от Петруши».
Я – Питер, можно Петруша, Петруха, а еще лучше почесать за ушком и еще брюшко… ой, отвлекся, я бельгийский грифон, люблю мясо и яблоки…»
Честно говоря, даже не ожидала такого успеха в выполнении этого домашнего задания у ребят из-за большого объема и высокой сложности.
Совет №2. Прием ассоциаций
Для запоминания в биологии лучше всего подходят предметные и свободные ассоциации. Подобные вопросы для решения ставлю в ходе урока или в качестве самостоятельной подготовки, используя возможности соцсетей. Этот прием предусматривает установление связей между биологическими объектами и их признаками.
Совет №3. Прием «Составление рассказа по ключевым словам»
Трудно запоминать названия гормонов, ферментов. Работаем по методу цепочек, составляем из этих слов рассказ, это может быть смешно, может быть нелепо, романтично, но это эффективно работает.
Пример такого рассказа:
Фенилэтиламин — мой психоделик и стимулятор.
Серотонин — мой гормон хорошего настроения и счастья.
Адреналин — моя боль и борьба.
Норадреналин — моё принятое решение.
Дофамин — это моя простая радость жизни.
Мелатонин — мой сон.
Аденозин — моя усталость.
Ацетилхолин — моё внимание.
Анандамид — мое… чувство то ли радости, то ли гордости собой, то ли любви ко всему миру.
Как же выучить биологию и успешно сдать ЕГЭ? Простым нарешиванием тестов проблему этого сделать нельзя. Нужно глубоко учить предмет, чтобы любая формулировка была понятна, а теория ложилась на практику.