Алексей Банников, генеральный директор группы компаний «Фотосклад.ру», написал простую и понятную инструкцию для блога Нетологии о том, как в три шага создавать сценарии для видеороликов.
Чтобы грамотно и качественно снять коммерческий ролик, вовсе не обязательно обрывать телефон «Мосфильма» или выписывать дорогого режиссёра. Сейчас всё от начала до конца можно сделать самому.
- Научитесь создавать концепции для креативных видео, которые захочется досмотреть до конца
- Работайте с YouTube, TikTok и другими популярными площадками
- Выстраивайте стратегию продвижения видео, рассчитывайте стоимость продвижения и анализируйте эффективность
В нашей компании мы давно и успешно развиваем собственный YouTube-канал. Сейчас у канала 40 000 подписчиков, более 2 миллионов просмотров и сотни увлекательных роликов. И ни одно видео не обходится без сценария. Мы готовы поделиться опытом написания сценария для видео.
В сфере бизнеса мы чаще всего встречаем несколько типов различных видеороликов.
1. Реклама. Отдельно рекламные видео вряд ли смотрит кто-то кроме профессионалов данной области, но правильно снятый ролик вполне может стать предметом популярного искусства и привлечь аудиторию исключительно за счёт качества.
2. Вирусный ролик. Видео, которое за несколько дней успевает облететь весь интернет. Снять такой ролик — это и талант, и везение.
3. Экспертное мнение. Такие видео пользуются популярностью у определённого круга зрителей. Они отлично исполняют роль имиджевых видео и, что особенно важно, несут информативную функцию.
4. Отзыв о продукте или компании. Отзыв или обзор всегда интересен и потенциальным клиентам компании, и покупателям продукта и просто тем, кто следит за индустрией. Пример: здесь была реклама товара, который продаёт наш магазин.
https://www.youtube.com/watch?v=m0L0aVRGf1Y
В создании видеоролика есть одно очень важное правило — всегда опираться на сценарий. Это касается всех вышеперечисленных типов видео, даже тех, где подразумевается свободная речь. Но подробнее об этом мы расскажем немного позже, а сначала давайте обсудим три этапа, которые проходит сценарий.
Идея нужна любому ролику. Что вы хотите с его помощью сказать, что показать, а о чём умолчать. Идея заключает в себе концепцию, на которую будет опираться все видео.
Если это реклама — идеей становится продукт, если экспертное мнение — тема разговора. А вот с вирусным роликом дела обстоят сложнее — его идея в том, что зацепит зрителя и заставит его поделиться видео с друзьями. Это может быть тема, которая затронет большинство, нечто популярное или смешное. А вот ваша компания или продукт как раз не должны становиться краеугольным камнем.
Практически все идеи мы придумываем сами, за редким исключением прибегая к помощи фрилансеров. В нашем отделе нет проблем с идеями, каждый день мы обсуждаем тренды и какие-то концепции, которые возможно реализовать на своей площадке.
После того как мы определились с идеей, самое время переходить к сценарию. Здесь работа предстоит непростая: во-первых, определитесь, собираетесь ли вы строго следовать сценарию или же говорить неформально.
В рекламном или вирусном ролике у вас должен быть чётко расписанный сценарий. Если есть персонажи, то вы должны указать их описание или характерную черту. Кроме того, в таком сценарии описывается окружение и настроение кадра. По сути, их можно сравнить со сценариями к фильмам, поскольку их продумывание и написание — это комплексная и серьёзная задача. Мы пользуемся именно такой схемой при съёмке рекламы конкурсов, розыгрышей и мероприятий.
Чтобы текст было проще запомнить, а монтировать видео было легче, поделите его на смысловые части. Между этими частями можно будет резать видео, кроме того, можно будет делать дубли и выбирать наиболее удачный. Но детальнее мы опишем это в следующем пункте.
Если в видео предполагается свободный текст, то всё равно потребуется мини-сценарий. Вам совершенно точно понадобится чек-лист: список тем, которые необходимо упомянуть. Не забывайте, что даже профессионалы иногда запинаются и задумываются. Видео необязательно должно быть идеальным, но говорящему необходимо продумывать предложения заранее, чтобы не путаться в словах-паразитах. Текст не должен выглядеть заученным, говорить нужно на одном языке с вашим зрителем.
Когда сценарий готов, лучший способ отредактировать его — несколько раз прочитать вслух. Все слова и фразы, которые вам неудобно произносить можно смело убирать или перерабатывать. Например, в обилии шипящих звуков или одинаковых букв очень легко запутаться и оговориться. Чтобы этого избежать, нужно прогонять сценарий именно вслух.
Этот же метод очень хорошо подходит для того, чтобы сразу понять длину видео: зачитайте отредактированный текст, замерив время секундомером. Хотя бы примерно, но вы будете знать хронометраж вашего ролика.
Ещё один полезный совет, который мы не раз пробовали на практике — адаптировать сценарий под говорящего. Старайтесь использовать слова, характерные для героя видео, так ему будет гораздо проще донести информацию.
И конечно, после этого, самое время переходить к раскадровке — если видео имеет сюжет или несколько локаций, придётся немного поработать режиссёром. Продумайте, какие предметы понадобятся, какой антураж и интерьер подойдёт лучше всего и как именно должен выглядеть кадр. Здесь поработать придётся и сценаристу, и оператору. У последнего глаз на такие вещи должен быть намётан, поэтому стоит прислушиваться к его советам.
Если вы сделали всё правильно, то к началу съёмок у вас получится несколько листов с напечатанным сценарием, и массой пометок. Не стоит пугаться, именно так обычно и выглядит набросок, который становится в итоге отличным видеороликом. Главное, пожалуй, разобраться в собственных записях.
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.
Я – технический писатель, 4 года снимаю обучающие видеоролики для системы Directum RX. В беседе со мной коллеги часто слышат:
- «К ролику пришли замечания»;
- «Дай, пожалуйста, доступ к роликам»;
- «Любовь к роликам» и тому подобное.
Наверное, в их головах рисуются примерно такие картинки:
Вообще последняя картинка не далека от правды. Я люблю обучающие видеоролики, которые снимаю. По факту это скринкасты, разбавленные анимированной инфографикой и визуальными эффектами. В них есть качественная озвучка и субтитры. Они публикуются на YouTube и добавляются в веб-справку по системе. Их общая цель – научить сотрудников использовать систему на полную катушку с максимальной пользой. Вот пример:
Создание такого ролика состоит из 10 этапов. Именно о них я расскажу в этой статье. Плюс поделюсь любимыми «граблями» каждого этапа.
Речь пойдет именно о технических этапах разработки ролика: написании сценария, съемке, монтаже и т.д. Я осознанно пропускаю мучительный этап выбора темы, а также анализа, нужен ли ролик вообще, или лучше подойдет текстовая инструкция. При желании можем пообщаться об этом в комментариях.
Будем считать, что на входе уже есть тема ролика, четко обозначенная целевая аудитория и назначение ролика. Пора творить!
Этап первый. Исследование
У этого этапа две цели: читерская и утопическая.
Читерская цель: собрать полезные материалы, которые облегчат прохождение следующих этапов.
Я создаю документ, в котором:
- записываю входные данные: тему, цель ролика и целевую аудиторию (ЦА). Они помогают отбирать информацию для ролика. Я спрашиваю себя: эта информация поможет достичь цели, раскрыть тему, она точно необходима указанной ЦА? Ответ «да» – добавляю информацию в ролик, ответ «нет» – удаляю;
- составляю список материалов для изучения: ссылки на разделы справки, статьи, исследования, уроки из курсов обучения;
- вставляю ссылки на похожие ролики конкурентов. Пишу, что из чужих роликов можно позаимствовать и как лучше не делать. Например, благодаря чужим «граблям» появилось правило: в наших роликах не добавлять важную информацию в самом низу экрана. Иначе на YouTube она перекроется плеером:
- добавляю мнения экспертов компании. Записываю, какие примеры из жизни стоит показать в ролике, уточняю, с чем у пользователей обычно бывают сложности. Например, узнаю, в заполнении каких полей сотрудники клиентов путаются чаще всего и почему;
- составляю план (скелет, рыбу) ролика. План ролика понадобится для достижения утопической цели первого этапа, а именно: сформировать у меня и согласующих единый образ будущего ролика.
Обычно над роликом работает 3-4 человека:
- технический писатель – основной исполнитель;
- эксперт и/или аналитик – согласующие, которые проверяют полезность контента, помогают придумать «живые» примеры;
- нормоконтролер – согласующий, второй технический писатель, который смотрит на текст «свежим взглядом», вычищает «воду», опечатки, следит за стилем.
У всех участников на первом этапе в голове должна сложиться общая картинка ролика. Поэтому мы встречаемся всей командой, смотрим результаты исследования, совместно исправляем и дополняем план. Я называю вторую цель утопической, потому что фантазия играет злые шутки. Одни при словах «один кадр наезжает на другой» представляют красивую смену кадров, другие – жестокие разборки мафии. В любом случае нам удается договориться по ключевым моментам.
Из интересного: на следующих этапах мы не останавливаем работу, если один из согласующих недоступен (ушел в отпуск, заболел, уехал в командировку). Нормоконтролера безболезненно подменяет любой другой технический писатель. Эксперта и аналитика никто не заменяет, так как слишком долго погружать нового человека в тему. По возвращению эксперт или аналитик «догоняет» нас, смотрит проделанную работу и выкатывает замечания, которые мы исправляем или нет – в зависимости от критичности.
Этап второй. Разработка сценария
Моушн-дизайнеры обычно делают сценарии к видео в виде раскадровки. Мы попробовали делать так же для обучающих роликов. Нам не понравилось. Я и согласующие хорошо знаем систему и можем в уме представить, что будет происходить на экране при фразе «С помощью контекстного меню откроем карточку документа». В общем, мы решили не тратить время на скриншоты.
Добавляем только основные, которые можно представить по-разному. Например, для ролика про папки, я добавляла скрины содержимого папок, так как каждый мог представить их по-своему:
Текст сценария разделен заголовками на смысловые части:
- Введение погружает в тему ролика. В нем обычно описана история, которую рассмотрим в ролике: в компанию по почте пришло письмо, делопроизводителю нужно его зарегистрировать…
- Основное содержимое состоит из порядков действий и связок, которые объединяют всю информацию в единый рассказ.
Обычно я копирую подходящий текст из справки. Из одного раздела беру объяснение, как создать документ, из другого – как отправить его на согласование. Текст справки уже согласован, а значит замечаний к этой части сценария, скорее всего, не будет, что мне на руку.
- Заключение резюмирует все, о чем рассказано в ролике. В нем нужно раскрыть бизнес-эффект, побудить повторить действия самостоятельно.
Когда пишу сценарий, прогоняю весь порядок действий в демобазе. Демобаза – это тестовый экземпляр нашего продукта для съемки ролика. Тексты, которые ввожу в поля, добавляю в текст, чтобы согласующие проверили их. Для всех описаний, которые не должны попасть в озвучку, применяю специальный стиль Word (голубой курсивный текст на скриншоте ниже). На 8 этапе расскажу, зачем нужен этот стиль.
Документы, которые хочу использовать в качестве примеров в ролике, тоже добавляю в сценарий. Подготовить их помогает аналитик. Стараемся, чтобы документы были максимально похожи на те, с которыми работает целевая аудитория. Например, показываем пример реального протокола совещания, чтобы секретарям было проще применить ролик к своей ситуации. Само собой, у нас уже есть шаблоны согласованных протоколов, договоров, входящих писем и пр.
Итого, сценарий в нашем случае – это портянка текста, в которую входят:
- Текст озвучки.
- Описания, необходимые только для съемки ролика.
- Основные скриншоты.
Пример:
Когда сценарий готов, отправляю его на согласование. На согласовании сценария стараемся не задерживаться, не цепляемся к мелочам. Основное согласование будет после съемки ролика. Например, не «вылизываем» формулировки до идеала: напечатанный текст и озвученный все равно воспринимаются по-разному. Самое важное – утрясти основные моменты, не должно остаться замечаний, из-за которых придется переснимать весь ролик или большую его часть.
Этап третий. Разработка инфографики
Обучающие ролики не обходятся без теории. Сложно чему-то научить без объяснения терминов и прочих основ. Теория – априори статичный текст. На ее изучении зритель легко может уснуть. Чтобы этого не произошло, на третьем этапе я добавляю инфографику.
На самом деле фантазия начинает работать еще при написании сценария. От текста озвучки зависит, как будут появляться элементы в инфографике. Например, можно написать: «Контрагент через сервис установил обмен электронными документами с нашей организацией». Тогда в инфографике сперва будет появляться иконка контрагента, потом – иконка сервиса обмена и документа, далее иконка нашей организации. Но такой порядок нелогичен. Будет лучше, если иконка сервиса обмена появится последней и «свяжет» две организации между собой. Ведь электронный обмен как раз это и делает: связывает организации. А значит предложение нужно написать так: «Контрагент и наша организация через сервис установили обмен электронными документами».
Если теория сложная, и ее в ролике много, то первые зарисовки инфографики я делаю на бумаге, фотографирую и добавляю в сценарий перед отправкой на согласование. Выглядит это примерно так:
Бывают и совсем минималистичные зарисовки:
Когда сценарий стабилизируется, начинаю делать инфографику в Microsoft PowerPoint. Выбрали этот инструмент потому что:
- технические писатели – НЕ дизайнеры, в отличие от проф. программ по инфографике, PowerPoint легко изучить. Обычно программа уже знакома большинству «уверенных пользователей ПК», поэтому можно быстро подключить еще одного сотрудника на помощь в съемке, если заболел основной исполнитель, или дедлайн опять подкрался незаметно;
- инфографики в ролике все же гораздо меньше, чем скринкастов продукта. Цель инфографики – доступно и наглядно объяснить теорию, схемы, взаимосвязи, а для этого возможностей PowerPoint вполне хватает.
Первое время было сложно делать интересные эффекты в PowerPoint. Тут две причины:
Во-первых, программа скрывает гораздо больше возможностей, чем многие знают. Например, я не знала про панель «Область выделения». С ее помощью с объектами на слайде можно работать как со слоями: просто перемещать на задний или передний план, скрывать, удалять.
Еще я научилась использовать смарт-направляющие и сетку, изменять стандартные фигуры по узлам и многое дорогое.
Пример изменения фигуры по узлам:
Во-вторых, мне не хватало насмотренности и дизайнерского опыта. Спасибо моушн-дизайнерам компании – они поделились советами. Рассказали основные правила композиции, показали, как можно упростить и повторить в PowerPoint инфографику из их крутых роликов. Через некоторое время я даже в рекламе и в новостях стала подмечать интересные фишки и переносить их в свою инфографику.
Теперь получается, например, что-то такое (фрагменты 00:00 до 00:46 и 04:06 по 5:25):
Этап четвертый. Настройка демобазы
Перед съемкой ролика я перепроверяю демобазу:
- удаляю тестовые данные, которые создавала при написании сценария. Странно будет, если в системе уже создан документ, который в ролике, вроде как, только что пришел от контрагента;
- настраиваю ширину областей. Стараюсь, чтобы было как можно меньше развернутых групп. По возможности избавляюсь от обрезанных данных и многоточий. Все это помогает убрать «визуальный шум» на видео;
- создаю «красивые» объекты: пользователей с живыми именами, документы со знакомыми названиями – не Test, а «Заявление на отпуск».
Было
Стало
Этап пятый. Съёмка и черновая озвучка
Съемка и монтаж ролика проходят в Camtasia Studio 8. В целом, программа устраивает: интуитивно понятный интерфейс, изучить просто, возможностей достаточно. Некритичные нарекания к в нашей версии программы:
- требовательна к оперативной памяти;
- «тормозит» при работе с большими, фрагментированными проектами;
- невозможно изменить движение мыши;
- устаревший вид у эффекта «горячие клавиши».
Съемка – один из самых быстрых этапов. Можно управиться за полчаса. Главные правила, которых я придерживаюсь:
- Следить, чтобы движения мыши были плавными, но не затяжными, без резких скачков. На скринкастах зритель следит за мышью, как за указкой. Она должна проходить «незапутанную» траекторию, чтобы не собирать глаза зрителя в кучку. Плюс, я уже описала большой минус Camtasia выше: при монтаже движение мыши будет почти невозможно поправить.
- Нужно наводить курсор мыши на элементы, о которых говорится в сценарии. На них появляется системное выделение, например, кнопки при наведении меняют цвет. Благодаря этому при монтаже элементы не придется специально выделять эффектами.
- Нужно без ошибок писать названия документов, текст переписки и прочие подобные вещи. После ввода обязательно все еще раз проверять. Опечатки при монтаже тоже поправить будет сложно. Соблюдать это правило техническим писателям проще, так как отслеживание ошибок в тексте – наш профессиональный скилл.
- Нужно избегать появления всплывающих подсказок (хинтов) к кнопкам, если этого не требует сценарий. Это делается, чтобы по максимуму уменьшать визуальную нагрузку на зрителя.
Четыре этих правила упрощают творчески-технический процесс монтажа. Соблюдая их, можно снять ролик быстрее и дешевле.
Первая озвучка в ролике черновая. Я записываю ее на самую простую гарнитуру. Бедным согласующим приходится мириться с перепадами звука, клацанием клавиатуры – «музыкой» отдела документирования – и моей особенностью «съедать» окончания слов.
Кстати, через пару месяцев съемки роликов вы чувствуете себя профессиональным актером озвучивания, даже если не любите свой голос.
Мы специально делаем черновую озвучку минимальными усилиями, потому что во время согласования ролика к тексту с большой вероятностью будут замечания. Не все, что хорошо читалось при согласовании сценария, складно звучит в видео. Такое нужно поправить. Каждый раз перезаписывать весь звук из-за небольших доработок – слишком дорого. Хорошую запись делаем один раз, после согласования ролика.
Этап шестой. Монтаж
Когда новичок начинает монтировать ролики, самое частое замечание: «Тут слишком быстро, а тут слишком медленно». Речь идет о ритме ролика. Его начинаешь чувствовать с опытом – становится понятно, где ускорить, где замедлить. Для начала предлагаю следовать базовой рекомендации: между фразами при смене кадра вставлять паузу длительностью 1-2 секунды. Это не работает на 100%, но хоть какой-то старт, чтобы начать вырабатывать среднестатистическое чувство ритма, подходящее большинству.
Во время монтажа я совмещаю черновую озвучку и видео, ускоряю моменты ввода текста, делаю переходы, добавляю эффекты, вставляю инфографику в нужные места.
Главное правило монтажа – порядок и группировка. В Camtasia я размещаю видео на первой дорожке, эффекты на третьей и выше, аудио сразу после всех эффектов, последняя дорожка – субтитры. Когда эффекты накладываются друг на друга, они занимают несколько дорожек, поэтому я их группирую. Позже эти простые правила порядка на дорожках помогают исправлять ролик. Быстро находить, где нужна правка. Контролировать, чтобы после исправления видео, аудио и эффекты остались на своих местах.
Чтобы сделать некоторые эффекты, приходится включать смекалку. Например, эффект «карусели» из кадров и эффект «наезжания» одного окна на другое создаются в несколько этапов. Для новичков отдела я записала видео, как их настроить, чтобы информация не передавалась из уст в уста.
Вообще, придумывание инфографики и эффектов – мои любимые этапы разработки ролика.
Этап седьмой. Согласование и опытная эксплуатация
Когда с монтажом покончено, ролик публикуется в формат MP4, отправляется на согласование и параллельно на опытную эксплуатацию (ОЭ). Наступает момент истины! Я узнаю, совпали ли фантазии согласующих о ролике с тем, что было в моей голове.
В ОЭ участвуют люди, которые чаще всего используют ролики в работе или хорошо понимают потребности целевой аудитории ролика. Обратную связь дают преподаватели курсов обучения по системе, обязательно аналитики и внедренцы.
Когда все замечания собраны, я их анализирую, обсуждаю с согласующими. В первое время мы пытались исправлять все подряд:
- рука при съемке слегка дернулась, и движение мыши вышло путаным – исправляем;
- появилась небольшая кнопка в правом верхнем углу экрана, на которую в ролике даже не нажимаем – исправляем;
- одному из трех согласующих не понравился цвет фона в анимации – исправляем.
Трудоемкость исправления роликов была невообразимая!
В итоге стали жестко расставлять приоритеты замечаний, некоторые – без угрызений совести отправлять в бэклог, например, те, которые на первый взгляд похожи на вкусовщину:
- не нравится цвет иконок или фона в инфографике;
- мешает фоновая музыка;
- не нравится, что диктор озвучивает содержание ролика.
Такие замечания исправляем, если они повторяются в следующих роликах. К примеру, в старых роликах у нас есть фоновая озвучка, а в новых мы от нее отказались.
Если до дедлайна совсем мало времени, отправляем в бэклог замечания, которые не влияют на понимание ролика:
- в озвучке 4 раза используется слово «период»;
- нужно в озвучке убрать упоминания названия полей «Поручение» и «Общий срок». Достаточно, что мы их подсвечиваем.
Такое исправляем при актуализации ролика по новинкам системы.
Примерно за 2-3 круга ролик согласуется.
Лайфхак: на обсуждениях с согласующими я часто использую диктофон. В силу наших характеров мы высказываемся быстро, эмоционально и живо, запись помогает ничего не упустить при исправлении.
Этап восьмой. Переозвучка, чистка и итоговый монтаж
Когда ролик согласован, перезаписываем звук с диктором. Диктора мы выбрали из наших сотрудников – устроили кастинг для желающих и взяли на заметку несколько голосов.
Для подготовки к записи диктор читает сценарий и смотрит ролик с черновой озвучкой, чтобы понять акценты. Перед тем как отдавать сценарий диктору, я удаляю из него всю рабочую информацию. Помните, я обещала рассказать, зачем она выделена курсивным голубым текстом?
Как раз, чтобы средствами Word в два клика очистить сценарий от ненужного диктору текста.
Мелочь, выигрыш во времени небольшой, а все равно приятно. Иногда специально для диктора отмечаю в сценарии ударения, выделяю места, где нужно сделать паузы.
Сейчас запись происходит в звукоизолированной радиорубке на диктофон с подключенным микрофоном. Раньше приходилось отгонять всех от переговорки, чтобы не было фонового шума, и заворачивать диктора в рулон поролона, чтобы совсем исключить акустические несовершенства.
Перед записью делаю тестовую запись. Проверяю, получившееся качество и сравниваю с предыдущими записями. Особенно тщательно подхожу к проверке, если запись проходит в новом помещении или с другим оборудованием.
Горький опыт: однажды я сделала запись без какого-либо тестирования. В итоге на следующий день пришлось извиняться перед диктором и просить сделать запись еще раз, но на другое оборудование. По закону подлости во время первой записи диктофон пришел в негодность. Вся озвучка была с шипением на фоне. Я об этом узнала слишком поздно.
Во время записи, если диктор запнулся в середине предложения, прошу повторить предложение еще раз целиком. При сведении звука очень сложно соединять кусочки предложения с запинками, интонация может не совпасть или заикание не получится вырезать, не обрезав соседнее слово.
Даже чистовая запись нуждается в обработке. С помощью бесплатной программы Audacity я разделяю монотрек на стерео, поднимаю общий уровень громкости, удаляю щелчки, провожу минимальную чистку. Ничего сверхъестественного! Спасибо за детальную инструкцию моушн-дизайнерам компании.
Кстати, очень быстро начинаешь визуально узнавать вздохи и быстро их вырезать.
Естественно, новая запись не ложится на видео идеально. В Camtasia Studio приходится регулировать длительность. Это занимает немного времени. Дорожку с чистовой озвучкой вставляю выше черновой. Совмещаю, где необходимо, добавляю паузы или наоборот удаляю. Потом дорожку с черновой озвучкой удаляю.
В конце уменьшаю размер итогового видео с помощью XMedia Recode. Ролик на 129 Мб после сжатия превращается в ролик на 29 Мб, при этом качество не теряется. В результате, файл быстрее загружается на все ресурсы и не сильно увеличивает размер справки.
Этап девятый. Субтитры
Субтитры мы стали добавлять недавно, в конце 2019 года. Озадачились этим, потому что некоторые клиенты не могут смотреть видео со звуком: на их рабочих местах нет наушников и колонок. YouTube может автоматически добавить субтитры, но в них нет нормальных знаков препинания, страдает раскадровка, некоторые слова неправильно распознаются. Поэтому теперь мы сами готовим субтитры в виде файлов *.SRT и загружаем их на YouTube вместе с роликом.
По субтитрам есть ГОСТы и стайлгайды, которые используют в сериалах. Мы почитали некоторые, выписали для себя важное, дополнили чем-то из личного опыта. Полный список слишком длинный, напишу лишь несколько рекомендаций:
- Добавляйте субтитры в одну, максимум две строки. Три строки читать сложно, так как они занимают много места.
- Чтобы читателю было удобнее и быстрее читать субтитры, можно сокращать фразы сценария, где это уместно. Например, вместо «Дата регистрации заполнилась сегодняшней датой» написать «Дата регистрации – сегодняшняя дата».
- При делении предложения на два субтитра предлог и союз нужно переносить во второй субтитр. Например, предложение «Заполним дату и ответственного за документ» нужно делить так: «Заполним дату», «и ответственного за документ».
- Каким бы простым и коротким ни было слово, оно должно показаться на экране как минимум на 1,5 секунды, иначе зритель может его не заметить.
- В конце субтитра ставьте точку. Запятые, двоеточия, точки с запятой используются так же, как и в обычном письме.
Еще у меня есть два интересных наблюдения.
Первое: если хотите кого-то наказать за сложносочиненные и -подчиненные предложения, заставьте человека сделать субтитры.
Второе: субтитры отлично проверяются с хорошим роком в наушниках вместо исходной озвучки.
Этап десятый. Публикация
Финишная прямая. Во-первых, ролик с итоговой озвучкой я еще раз отправляю согласующим, чтобы они порадовались результату и написали замечания, если что-то смутит в чистовой озвучке.
Вместе с субтитрами публикую ролик на YouTube. Потенциальные клиенты могут найти их на официальном канале, в соц. сетях, по ссылке от коллеги. Вообще, иногда ролики становятся маленьким, но значимым аргументом, чтобы купить нашу систему.
Также добавляю ролик в справку в раздел с видеороликами. В справке ролики смотрят клиенты, которые уже купили систему. С их помощью они могут самостоятельно внедрить систему или, после курсов обучения, через некоторое время освежить информацию в памяти.
В справке настраиваю временные метки для ролика. Они помогают понять, о чем ролик, и быстро найти нужный момент при повторных просмотрах.
На этом работа над роликом закончена!
Заключение
Итого, чтобы снять 10-минутный обучающий ролик, нужно:
- ~80 часов;
- ПО: демобаза, Word, PowerPoint, Camtasia Studio, Audacity, XMedia;
- требовательные, заинтересованные в результате согласующие;
- терпение, внимательность и горящие от вдохновения глаза.
Все этапы, которые я перечислила, проходят по принципам методологии Scrum: есть спринты, митинги, демо, ретро и т.д. Это отдельная большая тема, поэтому не останавливаюсь. Кроме этого, я вырезала информацию, как мы выбираем темы для новых роликов, оцениваем их «нужность», как расставляем приоритеты актуализации роликов. Спрашивайте, если что-то интересно. На этом все. Хорошим всем кРоликов!
Увеличение количества новых клиентов, повышение узнаваемости бренда, привлечение внимания к вашим товарам и услугам – это лишь некоторые преимущества, которые даст вам качественный рекламный ролик.
Именно поэтому стоит уделить достаточно времени и сил созданию сценария. Хороший сценарий поможет вам заложить прочный фундамент для успешного воплощения замысла. Более того, законы драматургии, которые обычно используются для создания киносценариев, можно и нужно применять и в области видеомаркетинга.
В этой статье я рассмотрю основные этапы работы над сценарием креативного рекламного ролика – начиная от поиска идеи и заканчивая записью «чистовой» версии.
Подготовка
Хронометраж у рекламных роликов обычно совсем небольшой: от 10 до 35 секунд, особенно если речь идет о рекламе для телевидения. Казалось бы, что в этом сложного – сел и написал пару страничек, правда?
Нет. Львиную долю самых важных задач вы будете решать именно на стадии подготовки: прежде чем приступать к процессу написания, нужно определиться, о чем, зачем и для кого вы будете работать.
На этом этапе вам поможет несколько простых советов:
- Определите цель. Для чего вы будете работать, на что будет направлено действие готового продукта? Важно понимать, что просмотр вашей рекламы должен подействовать на потенциального клиента определенным образом. «Вау, хочу купить это!», «Ого, надо срочно заказать!», «Позвоню им завтра и узнаю, сколько это стоит!» – представьте себе конечный результат. Правильно сформулированная цель – это основа для выполнения всех последующих шагов.
Я не знаю, о чем писать: как выйти из контент-ступора?
- Ответьте себе на вопросы: кто ваша ЦА и чего она хочет? Если вы будете рекламировать детское питание, ваша целевая аудитория, скорее всего, будет состоять из родителей, преимущественно – из молодых мамочек. Если вы хотите написать сценарий для рекламы молодежной одежды, вашими потенциальными клиентами могут быть тинейджеры и студенты. Разрабатывая структуру ролика, вы будете ориентироваться именно на их интересы и приоритеты. Четкие представления о ЦА дадут вам возможность создать ролик, который будет близок и понятен ей.
- Поищите референсы. На стадии подготовки самое время ознакомиться с рекламой конкурентов: что уже было сказано на эту тему? Посмотрев несколько роликов, затрагивающих интересующую вас проблему, вы избежите повторов чужой мысли и поймете, как можно выделиться среди конкурентов.
А еще просмотр интересных рекламных видео станет отличным способом подстегнуть воображение: использование конкретного приема или особой «фишки» может стать отправной точкой для разработки концепции.
- Сформулируйте идею. Идея – это стержень будущего сценария и основная мысль, которую вы хотите донести до зрителя. Отталкиваясь от нее, вы сможете выбрать верное направление сюжета. «Мой товар самый классный», «Наши услуги помогут решить определенную проблему», «С этим товаром вы почувствуете себя крутым/модным/защищенным» – в утрированной форме идея видеорекламы может выглядеть именно так.
Делаем блоги для бизнеса и бренд-медиа
Интересно и эффективно
Подробнее
Работа над сюжетом
Итак, у вас есть классная идея и теперь вы знаете, зачем и для кого вы будете писать сценарий. Настало время собирать «скелет» вашей будущей истории:
- Придумайте героя. Создать персонажа помогут несколько вопросов: кто он, чем занимается, сколько ему лет, о чем он мечтает? Так как вы работаете именно над рекламой, а не над художественным фильмом, создать персонажа поможет собирательный образ представителя вашей целевой аудитории: например, героем ролика о вегетарианских продуктах может быть молодой инструктор по йоге.
Можно, однако, выбрать метод «от обратного»: например, сделать центральным персонажем рекламы молодежного бренда пожилую женщину и показать, как выбор этого продукта изменил ее жизнь. Такой путь более рискованный, зато смелый и оригинальный.
В любом случае, от героя зависит развитие сюжетной линии, ведь именно ему предстоит действовать в предложенных сценаристом обстоятельствах.
В этой рекламе Amstel мы знакомимся с героем через его окружение: мы слышим весь ролик об Алексе, но лишь в конце узнаем, кто же он такой.
Интрига может быть хорошим «крючком»: я, например, досмотрела рекламу до конца, чтобы наконец-то познакомиться с Алексом
Важно: не стоит ждать вдохновения и внезапного появления музы. Пишите здесь и сейчас: вдохновение появится в процессе. Как говорит Вики Кинг в книге «Как написать кино за 21 день», самый подходящий момент начать писать – когда вы думаете, что не знаете, о чем писать.
6. Найдите конфликт. Противостояние – это мощный двигатель, который задаст истории направление.
С чем будет бороться ваш герой? Может быть, он хочет приобрести недорогой и качественный холодильник, но не может найти идеальный вариант? Это внешний конфликт, который должен разрешиться в финале (разумеется, герой получит идеальное предложение, которое его устроит).
Или персонаж должен сделать важный выбор, но сомневается: поехать отдыхать в Турцию или в Таиланд? Это будет внутренний конфликт, который тоже разрешится при помощи рекламируемых услуг: «Все еще не можете определиться? Мы вам поможем!».
В контексте рекламы конфликт может быть выражен в виде проблемы, с которой вы поможете разобраться потенциальным клиентам.
Посмотрите на этот трогательный ролик от Milka: у героя ролика есть серьезный внутренний конфликт – борьба между вежливостью и желанием съесть шоколадку
7. Придерживайтесь трехактной структуры. Трехчастная форма предполагает наличие завязки и первого поворотного события в первом акте, развития и второго поворотного во втором акте, и кульминации с развязкой в заключительном акте.
Кажется, что в те же 25-30 секунд уложить сюжет с трехчастной структурой просто невозможно, однако это вполне реально. Мой любимый пример – это креативная реклама Mercedes-Benz.
Всего за 40 секунд разворачивается полноценная история: мужчина едет на автомобиле по заснеженному лесу (завязка), как вдруг внезапно в его машине оказывается сама Смерть (первое поворотное событие). Смерть намекает ошарашенному герою на его скорую гибель лаконичной фразой «Sorry» (развитие). Мужчина едва не становится жертвой несчастного случая, однако он успевает затормозить вовремя (второе поворотное событие), и Смерть остается ни с чем. Теперь уже герой иронично приносит мрачному жнецу свои извинения (кульминация). Почему ему удалось остаться невредимым? Конечно же, благодаря безопасному и крутому автомобилю (развязка)!
Важно: именно пэкшот – кадр с логотипом компании или самим продуктом и лозунгом бренда – наиболее часто становится развязкой рекламного ролика.
- Напишите синопсис. Теперь, когда вы выстроили сюжет, можно записать его в сжатой форме, без диалогов и лишних деталей. Пишите кратко и по существу, чтобы четко прослеживались основная мысль и сюжетная линия. Конечно, если ролик совсем небольшой, этот этап можно опустить и сразу приступить к записи черновика, но работа над синопсисом даст вам преимущество. Если в истории есть какие-то пробелы или «косяки», на этом этапе их будет проще отследить и исправить.
- Приступайте к записи чернового варианта. Пишите в той форме, которая вам наиболее удобна, корректуру и оформление оставьте для финальной стадии. Сейчас необходимо описать действие, которое зритель увидит в кадре, и прописать все диалоги (если они есть).
Важно: не указывайте в сценарии технические параметры: движение камеры, крупность плана и т. д., особенно если вы пишете сценарий на заказ, а не для себя. Вся техническая информация будет обсуждаться уже при непосредственной подготовке к съемкам при участии режиссера и оператора. Сейчас ваша задача – это написать историю так, чтобы она была логичной, увлекательной и понятной любому.
- Больше действия, меньше слов – используйте возможности визуального контента. Помните, что главная функция видеоконтента – показывать, а не рассказывать. Смело сокращайте диалоги, если они вообще необходимы. Полезные свойства продукта демонстрируйте через события – наблюдать за ними зрителю будет гораздо интереснее, чем слушать бесконечный закадровый голос, перечисляющий характеристики товара.
Посмотрите, как необычно и изобретательно показаны функции кабриолета Volvo C70 в этом милом ролике:
А ведь героини этой рекламы не произнесли ни слова!
Творческое ускорение: как научиться писать быстро и эффективно
Важно: прежде чем переходить к следующему шагу, выдержите паузу – отложите материал на несколько дней, отдохните от него. Взглянув на черновик свежим взглядом, вы поймете, нужны ли вам еще какие-то правки или можно приступать к финальному этапу.
Работа над «чистовиком»: выходим на финишную прямую
Теперь, когда основная часть работы позади, дело за малым: нужно провести корректуру и привести в порядок оформление, а также проверить хронометраж, особенно если вы должны уложиться в строгие рамки.
Воспользуйтесь следующими рекомендациями:
- Освойте «американский» формат сценарной записи. Этот пункт не обязателен, тем более, у заказчика могут быть собственные требования к оформлению, но у «американки» есть неоспоримые достоинства.
Во-первых, информация будет четко разделена на блоки: место, время, действие и реплики (в том числе и закадровые). Во-вторых, в рамках «американского» формата у вас будет меньше возможности отойти от темы и начать «растекаться мыслью по древу». В-третьих, сценарий, записанный по «американским» стандартам гораздо легче и удобнее воспринимать.
Как отформатировать сценарий в соответствии с «американским» стандартом:
- Шрифт Courier New, размер 12.
- Курсив, выделение жирным и подчеркивание не используются.
- В начале каждой сцены указывается ее номер, место действия (интерьер или натура, название объекта) и режим (утро/день/вечер/ночь).
- Устанавливаем поля страницы: верхнее – 2,5 см, нижнее – 1,25 см, левое – 3,75 см, правое – 2,5 см.
- Для строки с именем персонажа отступ слева – 6,75 см.
- Для блока с репликами отступы слева и справа по 3,75 см.
- В блоке с ремарками отступ слева – 5,5 см, справа – 4,5 см.
Как это выглядит на практике?
Сравните: слева – сумбур и хаос, справа – структурированный материал
- Посчитайте хронометраж. Уложились ли вы во временные рамки?
Проверить, сколько времени будет идти ваш ролик, можно несколькими способами:
- Возьмите секундомер. Засеките время и прочитайте сценарий вслух, проговаривая все реплики и представляя себе подробно и в деталях все действия. Можно даже пройти их, обозначая схематически: однажды коллега попросил меня посчитать хронометраж одной сложной сцены, и я ходила по комнате с секундомером, залезала в воображаемую лодку и гребла невидимыми веслами (да, со стороны этот процесс может выглядеть забавно). Этот способ пока еще остается самым проверенным.
- Можно воспользоваться онлайн-ресурсом «Хрономер», однако я бы посоветовала прибегать к этому способу только в крайних случаях – когда сроки горят, и на полноценный просчет не хватает времени. Программа считает тайминг, основываясь на количестве слов в тексте – сами понимаете, что брать в расчет немые атмосферные кадры она не будет.
- Сценарий, записанный в «американке», можно метрировать исходя из количества страниц: считается, что одна страница такого материала равняется приблизительно одной минуте экранного времени. Этот способ подходит для тех, кто рассчитывает сделать ролик с длительностью от одной минуты и более.
Заключение
В этой статье я привела пошаговую инструкцию по написанию сценария для рекламного ролика и описала основные этапы работы. Тестируйте, творите, фантазируйте! Искренне надеюсь, что материал был полезным и интересным
А если не хочется тратить время на поиски идеи и муки творчества, мы можем полностью взять на себя производство вашей видеорекламы – от разработки замысла до монтажа и цветокоррекции.
← Предыдущий урок
Это седьмой урок из цикла «Марафон: как создать онлайн-курс». Для полного погружения в тему, лучше начните с первого.
Чтобы выпустить полезный видеоурок, необязательно оканчивать ВГИК и тратить сотни тысяч рублей на аппаратуру. Качественный обучающий ролик под силу сделать каждому за небольшие деньги: достаточно любительской видеокамеры и микрофона.
В этой статье вместе с экспертами eLearning мы описали весь процесс производства обучающих видео: от сценария до съемки.
В конце вас ждет приятный бонус: учебный ролик о том, как из отснятого материала сделать видеоурок в PowerPoint.
Но для начала давайте разберемся, какие бывают видеоуроки. Обычно выделяют три типа обучающего видео:
- Скринкаст — запись с экрана компьютера и закадровым голосом, который комментирует происходящее в видео. Отличный жанр, если нужно научить зрителей пользоваться Photoshop или любой другой компьютерной программой. Подробнее о скринкастах мы рассказали в статье «Как записать скринкаст: пошаговая инструкция».
- Видеосопровождение или видео с «говорящей головой» — человек сидит перед камерой и читает текст. Такой формат видео обычно используют в качестве дополнения к презентации PowerPoint, когда нужно прокомментировать слайды.
- Видеоурок — короткий обучающий ролик. По формату похож на ТВ-передачу. Вспомните любую кулинарную программу или научные эксперименты «Галилео», например. Видеоуроки отличаются богатым видеорядом и идеально продуманной «драматургией произведения».
Далее мы расскажем по шагам, что нужно для съемки видеоурока или видеосопровождения. Поехали!
Шаг 1. Определите целевую аудиторию
Представление о целевой аудитории у людей обычно размыто. Многие говорят о ней так: «Ну… целевая аудитория — это все, кому нужно научиться говорить на английском или понять тонкости контент-менеджмента. В принципе, это все люди».
Даже если вы снимаете видеоурок не для широкого зрителя, а, к примеру, для студентов или сотрудников отдела продаж, определить целевую аудиторию важно. Это поможет лучше «прицелиться» и сделать видео максимально полезным.
Понять, кто ваш зритель можно, ответив на простой вопрос «Как хорошо зрители разбираются в предмете?».
«В лекции для начинающих всегда много общей информации, отступлений и пояснений. Продвинутые здесь не узнают ничего нового. Им будет интересна лекция, которая глубже погрузит в предмет».
Руководитель направления по развитию дистанционного обучения компании «Академия АйТи»
Шаг 2. Подготовьте сценарий
Даже если вы отлично разбираетесь в теме, проработать сценарий надо. Он поможет:
- Структурировать выступление, продумать тезисы и советы, которые сделают урок более насыщенным и ценным.
- Избежать ненужных пауз и междометий по типу «ээээээмм», как у журналистов ТВ во время прямых включений с места событий. Под рукой всегда будет шпаргалка, если вы вдруг собьетесь и потеряете ход мысли.
Начните с самых интересных фактов или коротко расскажите, о чем будет лекция. В середине максимально подробно раскройте тему урока. В конце сценария сделайте обобщение и еще раз пройдитесь по ключевым моментам. Составьте небольшой анонс следующего урока — зритель всегда должен хотеть добавки.
На основе сценария можно сделать раскадровку обучающего видео. Раскадровка — это серия миниатюр, которые показывают, как будут выглядеть ключевые сцены.
Вовсе необязательно прорисовывать каждую сцену в деталях. Сойдет и грубый эскиз от руки — главное визуально показать основное действие.
Метод обычно используют, когда часто меняется положение героя в кадре или фон.
Пример раскадровки сцен из фильма «Отель Гранд Будапешт»
Со временем, когда вы привыкните работать в кадре, сценарий можно свести к десятку опорных тезисов, и построить выступление на чистой импровизации. Однако поначалу сценарий необходим.
«Текст сценария должен быть понятным и простым. Для подстраховки загрузите его в «Главред». Этот сервис поможет найти штампы, обобщения и другой словесный «мусор». А также подскажет, как изменить текст, чтобы зритель легко усваивал информацию».
Дмитрий Якушев
Видеолектор, тренер по продуктам Microsoft Office
Чтобы понять насколько длинным получится ролик, прогоните сценарий через сервис Honomer — по количеству текста он опроделяет продолжительность будущего видео.
Шаг 3. Подберите камеру и микрофон
Пять лет назад любой человек мог загрузить на YouTube «обучалку», снятую на мобильник, и собрать тысячи просмотров.
Сегодня люди строже относятся к качеству звука и картинки. Некоторые принципиально не смотрят видео в качестве ниже HD. Судите сами, на какой ролик вы бы кликнули:
Неправильно
Правильно
Как выбрать камеру для видеолекции, подробно описано в этой статье. Далее мы расскажем на каком микрофоне остановиться.
В первую очередь нужно знать о том, что микрофоны бывают динамические и конденсаторные:
- Динамические микрофоны позволяют лучше подавлять эхо и фоновый шум.
- Конденсаторные микрофоны более восприимчивы к фоновому шуму и малейшим звукам. Но при условии, что запись проводится в полной тишине, с их помощью можно добиться отличного звучания.
Лучший микрофон для видеосъемки — маленький и незаметный.
Ручной микрофон лучше сразу забраковать, т.к. из-за габаритных размеров он отвлекает внимание от ведущего.
К тому же, у вас будет занята одна рука. Это неудобно, если в кадре есть действие – к примеру, вы проводите химический опыт.
Для видеоуроков подойдут три типа микрофонов:
Петличный микрофон или «петличка» — маленький и легкий микрофон, который крепится к одежде. Благодаря миниатюрности он почти незаметен и не мешает ведущему. Человек может спокойно ходить по съемочной площадке, жестикулировать, брать в руки предметы. Петличка улавливает звуки только в радиусе 20-30 сантиметров вокруг себя, фильтруя отдаленные шумы.
Петличный микрофон подходит для интервью и съемки роликов, в которых персонаж говорит в течение долгого времени.
Головной микрофон — бюджетный вариант, представляет собой обычные наушники с гарнитурой. Профессиональные ораторы используют модели без наушников.
Головной микрофон всегда держится на одном расстоянии ото рта и не трется об одежду во время движения, как это иногда бывает с «петличкой». Такой тип микрофона тоже подходит для съемки роликов и интервью.
Накамерный микрофон или «пушка» — устройство, которое крепится на видео- или фотокамеру. «Пушка» ловит звуки строго перед собой, фильтруя то, что звучит по бокам.
Такой микрофон всегда за кадром, потому не отвлекает внимание. К тому же «пушку»можно прикрепить к специальному держателю — «удочке» — и поднести ближе к ведущему, что качественно прописать каждую реплику.
«Пушка» подходит для записи диалогов, когда разговаривают несколько человек, или при съемке общего плана, если не в кадре не должно быть микрофона.
Ниже представлены примеры микрофонов, которые чаще всего используют продвинутые видеолекторы и новички.
Если вы настроены серьезно, стоит выбирать микрофоны продвинутого уровня. Но если видеолекции для вас — хобби, можете начать с бюджетных микрофонов, хоть они и уступают по качеству.
«Тем, кто снимает свой первый видеоурок я рекомендую остановиться на петличном микрофоне. Он очень универсальный: его можно спрятать под одеждой, он хорошо ловит звук. Вдобавок, цена «петлички», как правило, в два раза ниже, чем других типов микрофона».
Владимир Раджапов
Руководитель направления по развитию дистанционного обучения компании «Академия АйТи»
Шаг 4. Выберите место съемок
Популярность видео во многом зависит от картинки. Здесь важную роль играет фон. В идеале место съемки должно на 100% подходить под тему видеоурока.
Например: если вы снимаете химический опыт, оборудуйте место съемок под лабораторию.
Неправильно
Правильно
Фоном может стать любая локация
Фон задает тему. Так, если человек стоит на фоне библиотеки, подсознательно возникает ассоциация с писателем или ученым. А теперь взгляните на женщину, стоящую возле кухонного стола, — вы подумали, что это повар или домохозяйка, верно?
Залитый солнцем парк, роскошный ресторан, вид города с крыши небоскреба – любая локация послужит рабочим фоном, если подобрана в тему.
Сменный фон для съемки
Решить вопрос с фоном можно и другим способом — купить. Так называемый сменный фон, или, по-английски, backdrop можно подобрать на «Яндекс. Маркете» за 1 000 рублей. Backdrop легко установить даже в квартире.
Backdrop, как правило, имеет нейтральный цвет. Потому отлично подойдет, когда нужно акцентировать внимание на ведущем
Сменные фоны делятся на несколько типов. Самые популярные это:
- Бумажный фон — номер один в домашних студиях видеозаписи. На матовую поверхность бумаги свет ложится равномерно, без бликов, а значит ничто не отвлечет внимание от ведущего в кадре. К тому же, бумажный фон стоит недорого – от трех тысяч рублей. Минус – легко рвется.
- Фон из ткани — не мнется и не боится стирки. Ткань можно постелить на любую неровную поверхность. Такой фон придает мягкость картинке. Тканевый фон можно изготовить самостоятельно из флизелина.
- Нетканевый фон — синтетическое полотно. Фон сглаживает тени и придает мягкости картинке. Еще одно преимущество: синтетика не боится влаги и быстро сохнет. Вдобавок, рулон «нетканки» дешевле бумаги на 20%.
Большой популярностью при съемке пользуется синий и зеленый фоны — «синька» и «зеленка», как их называют профессионалы.
Используя хромакей, можно создавать невероятные спецэффекты
Впоследствии на каждый из этих фонов можно наложить любые виртуальные декорации, сделанные на компьютере.
«Я не рекомендую использовать зеленый фон новичкам. Он требует серьезного подхода к освещению и профессиональных навыков в редактировании видео. В качестве фона можно использовать обыкновенную стену. Главное, чтобы обои были однотонные, желательно не белые. Свои видеоуроки я иногда снимала в библиотеке на фоне книг. Там обычно очень тихо — звук выходит отличный. Естественно, о съемках договаривалась заранее».
Мария Плоткина
Видеоблогер, учитель информатики гимназии №63 Калининского района Санкт-Петербурга
Шаг 5. Выставите освещение
Плохое освещение – лютый враг хорошего кадра. Одно дело, если вы снимаете на улице: под погоду либо подстраиваешься, либо переносишь съемку. Другое дело, когда записываете урок в помещении. Здесь все в ваших руках.
«Рабочее освещение» — это очень яркий свет (от 500 до 1000 Вт). Чтобы картинка была четкой, понадобится три светильника. От того, как вы их расположите, зависит качество изображения.
Неправильно
Правильно
Один из самых простых способ выставить свет: расположите ведущего в двух-трех метрах от фона. Направьте на него один светильник. Он обеспечит основное освещение и сформирует тени. Учтите — лампа не должна слепить лектора.
Еще два светильника установите позади ведущего за пределами кадра и направьте их на фон. Эти лампы должны быть в два раза мощнее светильника, направленного на ведущего.
Вуаля, свет настроен. Можете нажать на «Rec».
«В офисе или дома можно снимать и при естественном освещении. Выберите помещение, в которое попадает больше всего солнечного света. Раскройте шторы. Встаньте напротив окна, чтобы вам на лицо падал солнечный свет. Лучше снимать рано утром, когда солнце светит ярче всего».
Владимир Раджапов
Руководитель направления по развитию дистанционного обучения компании «Академия АйТи»
Шаг 6. Продумайте образ ведущего
Как ни крути, но встречают все-таки по одежке. Глядя на ведущего, зритель в первую минуту принимает решение: смотреть дальше или поискать другое видео. Поэтому внешний вид должен быть продуман до мелочей.
При выборе одежды главное, чтобы она выглядела опрятно и дополняла художественный образ. Так, лектор, читающий курс об экономике стран Североатлантического альянса, вряд ли вызовет доверие у зрителя, если одет как байкер.
Из-за неправильно подобранного костюма возникнут сложности и чисто технического характера.
Во время съемок лучше отказаться от:
- Вещей в мелкую клеточку, полоску или горошек — будут рябить на экране.
- Пестрых костюмов — крикливые цвета режут глаз.
- Нарядов, цвет которых совпадает с цветом фона — рискуете раствориться в кадре.
Стильные аксессуары, такие как солнцезащитные очки, ожерелье или наручные часы должны скромно дополнять образ, а не отвлекать внимание зрителя.
Вот еще несколько полезных советов от профессиональных телевизионщиков:
Важно: уделите внимание рукам. Сломанные ногти, заусенцы на коже, желтые пальцы от сигарет – бррр. Зритель вряд ли хочет видеть это крупным планом.
«Перед съемками протрите лицо сухой салфеткой, слегка припудритесь. Тогда лицо не будет блестеть так, как будто вы обмазали его растительным маслом».
Дмитрий Якушев
Видеолектор, тренер по продуктам Microsoft Office
Перед чистовой записью видео прочтите текст вслух, выберите оптимальную громкость и темп речи. Обязательно протестируйте микрофон.
Не стоит записывать всю лекцию целиком. Поделите выступление на короткие дубли. Между ними вы сможете перевести дух, а оператор (если он у вас есть) — поменять ракурс камеры. Смена ракурса существенно разнообразит видеоряд.
Совет: при записи сложно смотреть в камеру и держать контакт со зрителем. Чтобы работать было комфортнее, прикрепите к камере бумажную фигурку. При выступлении можно смотреть на нее.
«Когда вы прочитали один отрывок текста, сделайте паузу в 5 секунд. При этом не отрывайте взгляда от записывающей камеры. Такой видеокадр с «запасом» проще обрезать на монтаже».
Владимир Раджапов
Руководитель направления по развитию дистанционного обучения компании «Академия АйТи»
В идеальном мире вы записываете видео в студии или в любом другом «управляемом» окружении. Но в реальности у большинства из нас нет доступа к специальному помещению для записи. Поэтому:
- Выключите все кондиционеры, офисную технику и уведомления на компьютере — если вы записываете видео на веб-камеру.
- Снимайте видео в конференц-зале или в офисе за закрытой дверью.
- Избегайте пустых комнат, так как звук в таких помещениях отражается от стен и создает ненужное эхо.
- Проверьте, не скрипит ли ваш стул.
- Выключите все, что звонит и мигает. А еще лучше — унесите эти вещи из комнаты.
«Интернет резко сократил средний уровень концентрации внимания. Twitter и Instagram приучили человека к коротким информационным порциям. Потому идеальная продолжительность видеоурока не должна превышать 7 минут».
Мария Плоткина
Видеоблогер, учитель информатики гимназии №63 Калининского района Санкт-Петербурга
Для удобства зрителей раздробите длинный урок на несколько эпизодов с логическим вступлением и завершением, как в телесериале. Короткие видеолекции можно объединить в темы, а темы — в учебный курс.
Шаг 8. Подберите программу для создания учебных роликов и смонтируйте видео
После съемок на очереди монтаж. Эксперты, как правило, используют для этого две популярные программы: Sony Vegas и Adobe Premiere. Каждая из них требует тщательного изучения — сходу новичку будет сложно разобраться в функционале.
Однако если вы хотите сделать простой видеоурок без сложных спецэффектов, можно использовать другой софт, более легкий в обращении.
Так, к примеру, если объединить видео со слайдами PowerPoint, тоже получится интересный учебный курс:
Это презентация с видеосопровождением. Она создана при помощи программы для создания видеокурсов iSpring Suite. Особенность этой программы в том, что все ее функции доступны в отдельной вкладке PowerPoint.
То есть, создать видеоурок можно, не выходя из PowerPoint. Подробнее о том как это сделать, смотрите в «обучалке»:
В iSpring Suite есть все необходимые функции для создания учебных видеороликов. Что удобно – основой для видео послужит любая презентация, которую вы используете при обучении школьников, студентов или сотрудников.
Создание видеоурока — не конечная цель. Важно, чтобы контент нашел своего зрителя. Чтобы собрать максимум просмотров, нужно понимать, где ваша аудитория ищет «обучалки» чаще всего.
iSpring Suite предлагает несколько вариантов публикации:
- Сайт или блог. Сконвертируйте лекцию в формат HTML5, чтобы ее можно было загрузить в интернет.
- Социальные сети. Загрузите видеопрезентацию в облачное хранилище iSpring Cloud и отправьте ученикам ссылку на материал по почте или в социальной сети.
- СДО. Упакуйте видеокурс в SCORM-пакет и загрузите в систему дистанционного обучения.
- CD. Публикация презентации для последующей записи на компакт-диск.
Подробнее о каждом из этих вариантов читайте в отдельном материале.
После того как вы опубликуете видеоурок, останется только собирать отзывы от зрителей и готовить в продакшн новую «обучалку».
Обычно зрители дают массу дельных советов о том, как улучшить контент, и пренебрегать ими не стоит.
Запомнить
- Прежде чем приступать к съемкам, напишите сценарий. Он поможет структурировать выступление, сконцентрировать суть и отсечь лишнее.
- В идеале место съемки должно на 100% подходить под тему видеоурока.
- Плохое освещение – лютый враг хорошего кадра. Чтобы картинка была четкой и яркой понадобится три светильника.
- Из-за неправильно подобранной одежды могут возникнуть «технические сложности»: ваше изображение будет рябить или «растворится» в кадре.
- Чтобы было проще во время записи, поделите выступление на короткие дубли.
- Соцсети приучили человека к коротким информационным порциям. Потому идеальная продолжительность видеоурока — 7 минут.
Если вам понравилась статья, дайте нам знать — нажмите кнопку Поделиться.
А если у вас есть идеи как можно улучшить текст — расскажите нам. Мы будем рады доработать материал!
← Предыдущий урок Следующий урок →
В чём секрет настоящего вирусного ролика, от которого невозможно оторваться? Делимся с вами идеями дизайнера Мэттью Пирса.
Мэттью Пирс — предприниматель, дизайнер игр, лектор в Anderson School of Management. Представитель корпорации TechSmith (компании, создающей программное обеспечение для визуальных коммуникаций) по обучению и видео.
Предупреждаем: если вы в этой теме давно и прочно — эта статья вряд ли будет вам полезной. В случае, если вы только начинаете работать с видео, советы Мэттью помогут вам создать качественный ролик без лишних хлопот.
Итак, как же создать вирусное маркетинговое видео?
1. Расскажите зрителям историю
Делайте из своих видео мини-фильм с полноценным сюжетом. Мэттью выделяет такие элементы истории, как мизансцена, противостояние и разрешение конфликта. Можно назвать их проще: завязка, кульминация, развязка. Или совсем просто — начало, середина и конец.
Продумывая сценарий видео, не забывайте добавить в него какую-то неоднозначную ситуацию, которая сделает сюжет не пресным. Что это может быть за ситуация? Например, вы можете поставить главного героя перед сложным выбором или заставить его отказаться от чего-то важного — всё ограничивается лишь вашей фантазией.
Вот пример ролика от Camtasia Studio:
Видео, хоть и короткое, но с сюжетом: присутствует и завязка, и кульминация, и развязка.
2. Пробудите эмоции (всеми законными способами)
Практически во всех лучших рекламных видео брендов есть эмоциональный призыв. Вспомните, например, рекламу Budweiser для Суперкубка 2014. Создатели видео используют известный способ вызвать у человека эмоции: показывают милых животных, испытывающих человеческие чувства.
Пробудить эмоции можно разными способами: показать что-то очень милое (как в предыдущем примере) или рассказать о сложном пути главного героя к цели. Так, например, для рекламного ролика Суперкубка 2017 Budweiser положили в основу сценария биографию своего создателя Адольфуса Буша — американского предпринимателя родом из Германии.
Зрители сочувствуют главному герою ролика — чужаку, который находится в недружелюбной к нему стране, но чётко видит свою цель и смело идёт к ней.
Мэттью советует придерживаться рекомендации консультанта по контент-стратегиям института контент-маркетинга Джоди Харрис: «Видео должно передавать нужный эмоциональный тон, который не может передать текст».
Поймите, какие эмоции должен транслировать ваш бренд, и действуйте согласно им. Например, в компании TechSmith, где я работаю, мне не нужно, чтобы люди вскрикивали при упоминании наших продуктов. Мне нужно, чтобы они испытывали вдохновение и удовлетворение от проделанной работы и могли сказать: «О, смотрите, что я изобрел. Я могу покорить весь мир»
3. Используйте юмор (только осторожно)
Юмор — это сложно. Шутки «заходят» не всегда. Для этого нужно знать свою аудиторию. Если вы хоть раз рассказывали анекдот, над которым никто не смеялся, вы понимаете, о чём речь.
Иногда бренды шутят очень неудачно, а порой их юмор воспринимается с восторгом. Пример последнего случая — бренд Kmart. В 2013 году их реклама «Ship my pants» набрала 13 миллионов просмотров на YouTube за неделю.
Еще один бренд, который традиционно использует юмор в рекламных роликах, — Snickers. В их видео встречаются и мемы, и необычные сравнения, и внезапные превращения
Для маркетологов бренда юмор оказался отличным способом увеличить прибыль: смешные видео помогли увеличить продажи почти на 16%.
4. Не забывайте про озвучку (даже несмотря на то, что многие смотрят без звука)
Конечно, многие пользователи предпочитают отключать звук в видео (особенно если смотрят с телефона). Однако стоит позаботиться о том, что они услышат, если решат включить его. Плохая озвучка может убить всё впечатление о вашем видео.
Мэттью Пирс даёт три основные рекомендации, которых нужно обязательно придерживаться:
- записывайтесь в тишине;
- используйте хороший микрофон;
- добавляйте хорошую музыку (если хорошей нет, не добавляйте музыку вовсе).
Поскольку музыка — это очень мощный инструмент, выбирайте её очень тщательно. Как говорит Мэттью, у музыки есть последствия. Вот пример из интернет-шоу Film Riot, которое рассказывает о создании фильмов. В эпизоде «Как манипулировать людьми с помощью музыки» два раза подряд показывают короткую сцену, где один мужчина протягивает другому коробку. Никаких отличий в визуальном ряде нет, различается только музыка. При этом меняется настроение сцены: сначала устрашающая, с другой музыкой она становится игривой.
5. Используйте цвет (как это делают создатели фильмов)
Основной цвет в видео напрямую влияет на то, какое впечатление оно производит. Мэттью приводит в пример фильм «О, где же ты, брат?». Он снимался летом в Миссисипи, среди зелени и цветущих растений. При этом по сюжету всё происходит в засушливой местности во времена Великой депрессии. Режиссер картины принял решение заменить зелёный цвет на коричневый, чтобы создать в фильме нужную атмосферу.
Хотите больше примеров? В 13-ти минутном видео «10 примеров лучшего использования цвета в фильмах» вам расскажут не только детали о фильме «О, где же ты, брат?», но и о других картинах, режиссеры которых играли с цветом, чтобы создать у зрителей нужное настроение.
Какой можно сделать вывод? Когда создаёте видео, уделяйте цвету не меньше внимания, чем сюжету и музыке (даже если не претендуете на «Оскар»).
6. Заставьте предметы двигаться (много двигаться)
Все понимают, что в видео должно быть как можно меньше статичных образов. Но насколько много нужно движений?
Единого рецепта не существует. В ТВ-шоу и фильмах угол обзора и сцена меняются каждые 2–3 секунды: крупные планы сменяются мелкими, а персонажей постоянно показывают с разных сторон. И зрители ждут быструю смену сцен: для людей, как ни странно, картинка не главное, они в первую очередь обращают внимание на движущиеся предметы. Мэттью объясняет это так:
«Наш первобытный мозг продолжает следить, нет ли где опасности, поэтому мы обращаем внимание на то, что движется. Вдруг это лев, крокодил или ещё что-то ужасное? А, может, это наш источник пищи? Создавая видео, постарайтесь установить связь с этим «старым» человеческим мозгом, чтобы завоевать доверие людей».
Вот пример ролика о Чеде Джордане, владельце магазина попкорна в г. Лансинг, штат Мичиган (кстати, Мэттью участвовал в создании этого видео).
Обратите внимание, как часто двигается камера и меняется картинка. Как это объясняет Мэттью:
«Даже когда Чед говорит, мы не останавливаемся на нём надолго. Он — основное действующее лицо, главный герой в истории, но мы показываем его только кусочками, отрывками. Это гораздо интересней, чем Чед, сидящий в нашей студии и разговаривающий с вами. Мне нравится его слушать, но ещё мне нравится, когда вещи двигаются и меняются».
7. Показывайте лица (дружелюбные и не очень)
C самого рождения мы постоянно видим лица. Причём каждый день: на работе, в метро, в магазинах и дома. Иногда мы представляем лица, даже если на самом деле у вещей их попросту нет. Вы же видите лицо, когда смотрите на луну?
Поэтому, когда лица появляются в видео, они сразу привлекают внимание зрителей. Мэттью даёт такой совет:
«Вставляйте в видео лица. Есть у нас такая особенность: «О, это же лицо, мне нужно на него посмотреть. Оно дружелюбное или нет?» Как вы думаете, что вам покажет страховая компания, чтобы представить свой бренд? Документы? Нет, они покажут лица».
Популярные лица — отдельная тема. Бренды стараются задействовать в своих рекламных видео известных людей, чтобы вызвать большее доверие зрителей. Например, уже несколько лет в рекламе МТС снимается популярный актёр Дмитрий Нагиев. А их прямые конкуренты — Билайн — задействуют в рекламе не менее популярного Сергея Светлакова.
Конечно, не у всех брендов достаточно маркетингового бюджета, чтобы снимать рекламу с популярными актёрами. В таком случае можно «создать» персонажа бренда, его лицо. Возьмите пример с Procter&Gamble, которые уже более десяти лет используют в своих рекламных материалах этот образ:
А у американских страховых компаний Allstate и Progressive есть персонажи брендов Мейем и Фло, о которых люди вспоминают в первую очередь, когда слышат названия компаний.
8. Добавляйте субтитры (дублируйте важные цитаты людей)
Мэттью советует добавлять субтитры в ролики, ведь многие смотрят видео без звука и не слышат, о чём там говорят. При этом даже те, кто смотрит видео со звуком, воспринимают информацию лучше, если речь подкреплена визуально.
Не надейтесь на субтитры, которые автоматически генерируются YouTube, Facebook и другими площадками. Они плохо воспринимают русский язык, поэтому текст будет в лучшем случае неграмотным, а в худшем — его смысл будет сильно искажён.
Скриншот с видео Content Marketing Institute демонстрирует фразу, которая выделяет основную идею директора по контент-маркетингу клиники Cleveland, Аманды Тодорович: «Если у вас нет времени на создание контента, может, вам и вовсе не следует этим заниматься?»
Пожалуй, на это высказывание стоит обратить внимание.
9. Добавляйте призывы к действию (а для чего вы вообще это затеяли?)
Каким бы классным ни было ваше рекламное видео, оно совершенно бесполезно без чёткого призыва к действию. Однако не стоит вспоминать о нём в последний момент. Ваша цель — это результат. Подумайте сразу: что должны сделать люди после просмотра вашего видео? Если вы уже написали сценарий, а потом решаете добавить в видео призыв оставить почту, такой подход не сработает.
Поэтому запомните: сначала определитесь с тем, что вы хотите получить от видео, к чему призвать людей, а затем уже продумывайте концепцию и пишите сценарий. Это основное правило.
Как еще стимулировать человека оставить почту/купить/позвонить? Попробуйте добавить в видео интерактив. Самый простой способ — дополните ролик на YouTube кликабельными элементами. Вы можете добавлять в видео ссылки на ваш сайт или соцсети или предложить зрителям кликнуть на что-то и оставить почту или подписаться на рассылку. Главное — заставить людей захотеть что-то сделать, дать им понять, зачем это делать, и объяснить, как это сделать. Подайте им всё это на блюдечке с голубой каёмочкой.
Вот простой пример: бренд Oriflame разместил видео с огромной кнопкой «Подписаться» в конце — сложно не заметить и не понять, что от вас требуется.
орифлейм.JPG
10. Доводите всё до конца (чтобы сохранить заинтересованность людей)
Допустим, люди посмотрели ваше видео, поставили лайк или даже подписались на вас. И что дальше? Нужно обязательно снова воздействовать на пользователя. Например, используйте ретаргетинг, чтобы образы из видео преследовали его повсюду. Или покажите другое видео. Или перенаправьте на сайт.
Помните: один единственный ролик никак не поможет увеличить ваши продажи. Нужно встраивать видеомаркетинг в общую маркетинговую стратегию бренда. Тогда каждый кадр будет работать на ваши цели.
Придумайте какие-то завершающие опции, которые вы можете добавить в видео. Подумайте, что ваш зритель хотел бы сделать дальше? Как вы можете понравиться ему ещё сильнее? Это должно выходить за рамки видео, возможно, даже в офлайн.
Например, на канале Nivea накануне прошлого Нового года появилось праздничное видео, в финале которого каждый мог нажать на кнопку и получить подарок от бренда. Очень мило и празднично.
Можно дарить подарки, скидки, промокоды на вашу продукцию в роликах, создавать вовлекающую игру в соцсетях с помощью видеоконтента — используйте всю вашу креативность, чтобы изобрести способы привлечь к себе внимание. Чтобы это ни было, делайте это классно, с азартом и верой в успех!
Источник статьи: «10 Ways to Make Videos Your Customers Can’t Resist»