Задания на работу с текстом встречаются и на ЕГЭ, и на ОГЭ. Иногда их дают даже на ВПР. После текста ученика обязательно ждет роковая фраза: «Вам нужно определить тему и главную мысль текста». В школе редко уделяют внимание этой теме — учителя считают, что ее должны были проходить еще в начальной школе. Создатели экзамена хотят проверить навыки работы с текстом, а ученики часто в принципе не понимают, что такое тема и главная мысль. В результате потерянные баллы, слезы и страдания.
В этой статье:
Чем различаются тема и главная мысль текстаКак определить тему и главную мысль текстаОтработка на практике
На деле определить тему и главную мысль текста не очень сложно, если разобраться, что это такое. В статье я дам вам алгоритм, который позволит превратить это непонятное задание в гарантированные баллы. Поехали!
До ЕГЭ все меньше времени, и 11-классники уже на финишной прямой. Усилить подготовку и написать на максимальный балл поможет «ЕГЭ-гонка» 🏁 На экспресс-марафоне вы повторите ключевые разделы предмета, прорешаете множество заданий и попробуете симуляцию экзамена, а также узнаете все секреты ЕГЭ-2023 от преподавателей, написавших работу в досрочный период. Записывайтесь на марафон и придите первыми в гонке ЕГЭ!
Чем различаются тема и главная мысль текста
На экзаменах иногда встречаются публицистические тексты, где сам автор ярко подчёркивает основную идею и открыто высказывает своё мнение по проблеме. Но если мы проанализируем ВПР 8-го класса или ОГЭ по русскому языку, чаще встретим художественные тексты. Никаких риторических вопросов или очевидных ответов! Только персонажи, намеки и выводы, которые делает сам читатель.
Давайте сначала разберемся с основными понятиями.
Тема текста — это то, о чем говорится в тексте в целом. Бывают тексты о любви, природе, взаимоотношении людей, войне… Но каждый из них будет иметь собственных героев, свою сюжетную линию, задумку, основной посыл, который автор хотел вложить в текст и через него донести до нас. Это и есть главная мысль текста.
Также главную мысль часто называют проблемой текста.
Как определить тему и главную мысль текста
Прежде всего нужно внимательно прочитать текст:
- подчеркнуть ключевые слова,
- выделить микротемы по абзацам,
- постараться мысленно пересказать текст, в 4–5 предложениях передать его суть
Отработка на практике
«(1)Утром долго не светало. (2)Проснувшись в своей комнате, музыкант-пенсионер услышал пение вьюги за окном. (3)Морозный, жёсткий снег нёсся по переулку и застилал дневной свет. (4)На оконное стекло ещё ночью, во тьме, легли замороженные леса и цветы неизвестной волшебной страны. (5)Старик стал любоваться этой воодушевлённой игрою природы, точно природа тоже томилась по лучшему счастью, подобно человеку и музыке.
(6)В такие дни музыкант сидел дома, и его единственным утешением было смотреть на замороженное оконное стекло, где складывалась и разрушалась в тишине картина заросшей, волшебной страны, населённой, вероятно, одними поющими птицами.
(7)Идти играть на Тверской бульвар сегодня уже не придётся. (8)Сегодня поёт буря, и звуки скрипки будут слишком слабы. (9)Всё же старик под вечер оделся в пальто, обвязал себе голову и шею шалью, накрошил хлеба в карман и вышел наружу. (10)С трудом, задыхаясь от затвердевшего холода и ветра, музыкант пошёл по своему переулку к Тверскому бульвару. (11)Безлюдно скрежетали обледенелые ветви деревьев на бульваре, и сам памятник уныло шелестел от трущегося по нему, летящего снега. (12)Всё равно музыкант оставил на ступени свой хлеб и видел, как он исчез в сумраке бури.
(13)Вечером музыкант сидел дома один; он играл на своей скрипке, но некому было его слушать, и мелодия звучала плохо в пустоте комнаты, она трогала лишь одну-единственную душу скрипача… (14)Он перестал играть. (15)На улице шёл поток урагана, — худо, наверно, теперь воробьям. (16)Старик подошёл к окну и послушал силу бури сквозь замороженное стекло. (17)Неужели седой воробей и сейчас не побоится прилететь к памятнику Пушкину, чтобы поесть хлеба из футляра?»
(по А. Платонову)
Чтобы определить тему, необходимо ответить на вопрос: «О чем текст в целом?»
О заботе, человечности, милосердии. Ответ можно сформулировать по-разному. Скорее всего, у вас будут варианты, из которых получится выбрать.
Чтобы правильно определить главную мысль текста, нужно ответить на несколько вопросов:
- Что произошло в тексте?
- О чем вы задумались после прочтения текста?
- Какая мысль заставила автора написать этот текст?
Зачем старик пошёл на улицу во время вьюги? Ответ мы находим в последних предложениях:
С наступлением холодов музыкант не мог выходить играть на бульвар, но продолжал думать о птицах, которых подкармливал хлебом.
Забота о птицах, доброе отношение человека к «седому воробью» — вот что находилось в центре внимания автора, когда он создавал текст.
Главная мысль, которая излагается в конце текста: нужно заботиться о тех, кто без нашей помощи не справится. Хорошие, добрые люди помогают тем, кто в них нуждается, даже если это даётся непросто.
Автор одобряет поступок старого музыканта, а читатель восхищается добротой главного героя. Всё это мы поняли благодаря поэтапному анализу текста, выделению ключевых моментов.
Это всё о тексте: определяем тему, проблему, главную мысль и позицию автора
Умение находить тему и главную мысль текста пригодится, чтобы, например, написать сочинение в ЕГЭ по русскому языку. Баллы за сочинение — это примерно 40% от максимального количества. Серьёзная мотивации, да? Рассказываем, как изи раскладывать текст по полочкам.
3
5 402
Начнём с того, что текст — это предложения, которые связаны между собой общей темой. Предложения идут в таком порядке, чтобы последовательно развивать основную мысль текста.
Как определить тему текста
Тема — это то, о чём текст. Определить тему текста поможет такой лайфхак:
Попробуй пересказать текст в 1 — 3 предложениях. Это и будет тема текста.
Сомневаешься? Проверить, правильно ли определена тема довольно легко. Возьми эти 1 — 3 предложения и раскрой их. То есть постарайся подробнее рассказать о чём текст. Если не получается, скорее всего, это не тема текста.
Другой способ определить тему: найди ключевое слово или словосочетание в тексте, вокруг которого строится повествование.
Потренируемся на отрывке из произведения Л.Н. Толстого:
«Заставить себя любить других нельзя. Можно только откинуть то, что мешает любви. А мешает любви любовь к своему животному я.
«Полюби ближнего, как самого себя» — не значит то, что ты должен стараться полюбить ближнего. Нельзя заставить себя любить. «Люби ближнего» значит то, что ты должен перестать любить себя больше всего. А как только ты перестанешь любить себя больше всего, ты невольно полюбишь ближнего, как самого себя.»
Ключевое слово в этом отрывке — любовь. Но формулируя тему текста, нужно попытаться её уточнить. Из отрывка видно, что автор говорит не просто о любви, а о любви к ближнему. Это и есть тема текста.
Помни, что тема в текстах ЕГЭ — это обычно что-то нейтральное и философское, а не физический предмет. Если кажется, что текст, например, о лопатах. Перечитай внимательнее, возможно, речь идёт о труде или взаимовыручке.
Как определить главную мысль текста
Главная мысль текста — это то, что автор хочет донести до читателя. Чтобы определить главную мысль, нужно ответить на вопрос: «Что говорит автор по теме текста?»
Вернёмся к примеру выше. Мы уже определили, что тема текста — любовь к ближнему. Что автор говорит о ней? Что нельзя заставить себя полюбить другого человека. Это мысль звучит в начале текста и развивается в следующих предложениях.
Обрати внимание: мы разобрали тему и главную мысль на примере небольшого фрагмента. Если на ЕГЭ тебе попадётся текст, который начинается как наш пример — не торопись использовать этот разбор! Чтобы определить тему и главную мысль, нужно анализировать весь текст, а не отдельный кусочек.
А как понять проблему в тексте и позицию автора?
В сочинении для ЕГЭ по русскому языку нужно сформулировать проблему текста и отразить позицию автора.
Казалось бы, при чём здесь тема и главная мысль? Всё просто: без них ничего не выйдет.
Сначала нужно понять о чём в принципе текст. Только так получится правильно определить проблему и позицию автора.
Проблема — это важный вопрос, который автор ставит перед читателем. Чаще всего главная мысль — это ответ на тот самый вопрос, который и будет проблемой текста.
В нашем примере про любовь к ближнему главная мысль — нельзя заставить себя полюбить другого человека, а проблема — как же тогда полюбить ближнего?
Когда получилось найти тему, главную мысль и проблему текста, переходи к позиции автора. Теперь определить её должно быть легко.
Позиция автора — это то, как он отвечает на проблемный вопрос. Можно вернуться к главной мысли и проследить, как автор развивает её в тексте. Развитие главной мысли и будет позицией автора к проблеме текста.
Быстро находить проблемы текстов и формулировать позиции авторов помогут постоянные тренировки. Иногда сложно? Это нормально. На ЕГЭ бывают такие тексты, что никак не разобраться, о чём они и что хотел сказать автор.
Приходи к нам в онлайн-школу «СОТКА» — будем тренироваться на самых сложных примерах, чтобы у тебя получилось написать сочинение на максимум баллов! 😉
Тема текста и основная мысль: как определить
Добавлено: 3 апреля 2023 в 10:22
Всероссийские проверочные работы по основным предметам школьной программы ставят своей задачей планомерно подготавливать школьников к выпускным экзаменам 9 и 11 классов, ОГЭ и ЕГЭ соответственно.
Во Всероссийской проверочной работе по русскому языку в 5, 6, 7, 8 классах обязательно включается задание работа с текстом. Сложность текста повышается от класса к классу, задания, соответственно, тоже.
Для того чтобы быстро, правильно и качественно выполнить это задание необходимо иметь полное представление о работе с текстом, начиная от определения его темы, основной мысли и того, что хотел донести до читателя автор.
Что такое тема текста
Тема – это то, чему посвящён текст, о чём он. Тема всегда раскрывается через содержание. Отличие темы от основной мысли состоит в том, что основная мысль – это непосредственно замысел автора.
Приведём пример: Тема – Битва на Курской Дуге. Основная мысль – доблесть советских воинов и тактические победы командования позволили переломить ход Великой Отечественной Войны.
Что такое главная мысль текста?
Что такое основная мысль текста?
Это подробное раскрытие основного замысла автора, благодаря чему у читателя останется представление о прочитанном тексте и способность ответить – что хотел донеси до нас автор.
Как определить тему текста?
Для этого требуется ответить на вопрос – о чём этот текст. Тема всегда звучит кратко. А основная мысль – подробно и распространённо.
Тема текста и основная мысль как определить
Есть определённый алгоритм.
Задайте вопрос: о чём данный текст. Сократите ответ до нескольких самых значимых слов. Это и будет темой. Основная мысль раскрывается в содержании и определяется основными тезисами, задачами, которые решает автор благодаря данному тексту.
Определить тему текста не сложно: внимательно прочитайте текст и ответьте самому себе – о чём он. О природе, о характере, о событии – конкретизируйте данный тезис, сократите его до нескольких слов и тема готова.
Тема произведения — это красная нить всего повествования.
Основная мысль произведения раскрывается в его основной части, автор доносит до читателя то, ради чего был написан этот текст, его основная сюжетная линия, причины и следствия.
Что такое главная мысль текста?
Темы текста какие бывают:
Это определяется тем, какую направленность носит сам текст: повествование, описание, рассуждение.
Основная мысль – это раскрытие самого замысла, основной идеи через сам текст, описание событий, рассуждения о какой-либо теме, повествование автора с целью выразить суть текста.
Одним из основных заданий во Всероссийской проверочной работе является «прочитайте текст, определите его основную мысль». К выполнению заданий такого рода необходимо готовиться заранее, это позволит легко справиться с заданиями, посвящённым работе с текстом.
- В качестве одного из вариантов вопросов может значиться: о чем рассказ. Это и есть задание на определение темы.
- Тема и идея произведения обязательно будет присутствовать в виде одного из пунктов заданий во всероссийских проверочных работах.
- Что хотел сказать автор: если дать на этот вопрос краткий ответ – это будет темой. Если более подробно раскрыть основные тезисы – это станет основной мыслью.
- ВПР в любом классе включает в себя задание: определите и запишите основную мысль текста. Для этого даётся достаточно места в бланках ответа, где школьник может дать развёрнутый ответ на поставленный вопрос.
Полезным приёмом для определения главной мысли текста является его пересказ. Внимательно ознакомьтесь с текстом, мысленно составьте его план, перескажите близко к тексту.
Те основные вехи, которые вошли в пересказ отредактируйте, сократите до нескольких предложений или тезисов. Перечитайте. После того, как проверили ошибки, записывайте основную мысль текста в нужное поле бланка ответов.
Что такое главная мысль текста?
Основная трудность, которая возникает у школьников среднего звена при выполнении заданий на определение темы и основной идеи текста состоит в том, что данная тема проходится в курсе начальной школы, а учителя среднего звена не уделяют этому вопросу большого внимания, полагая, что знаний, полученных в начальной школе, достаточно для того, чтобы справиться с этим заданием.
Поэтому, при литературном разборе текста и его анализе будет полезно уделить особое внимание этому разделу ВПР. Можно использовать короткие простые тексты, отрывки из литературных произведений с оформленной мыслью, где отражена тема и основная мысль.
Чтобы правильно определить главную мысль текста, нужно ответить на несколько вопросов:
- Что произошло в тексте?
- О чем вы задумались после прочтения текста?
- Какая мысль заставила автора написать этот текст?
Часто сам автор подводит читателя к основной мысли, которая может состоять в морали или определённых выводах о прочитанном событии.
Чем старше класс проведения Всероссийской проверочной работы, тем сложнее тексты: в них уже не будет содержаться готовых подсказок, а нужно будет пользоваться аллегориями, составлять план-конспект текста, что позволит выразить его основную мысль и тему текста.
Занимайтесь на курсах ЕГЭ и ОГЭ в паре TwoStu и получите максимум баллов на экзамене:
Эксперт по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ и ВПР
Задать вопрос
Закончил Московский физико-технический институт (Физтех) по специальности прикладная физика и математика. Кандидат физико-математичеких наук. Преподавательский стаж более 10 лет. Соучредитель курсов ЕГЭ и ОГЭ в паре TwoStu.
Читайте также
В тестах по русскому часто встречаются задания типа «Прочитайте текст. Определите его тему». Казалось бы, проще некуда, но почему-то именно на таких элементарных вопросах «спотыкаются» многие выпускники при сдаче ЕГЭ и даже студенты вузов.
Определение
Для того чтобы понять, как определить тему текста, прежде всего нужно выяснить, что это такое. Определения из учебников, как правило, сформулированы слишком заумно, а ведь всё чрезвычайно просто.
Тема— это то, о чём или о ком говорится в тексте. Это может быть что угодно — от принципа работы двигателя внутреннего сгорания до жизнеописания А. С. Пушкина.
Попробуем попрактиковаться. Подумайте, как можно кратко сформулировать темы известных произведений? Приведём несколько примеров:
- Л. Н. Толстой, «Анна Каренина» — история любви замужней дворянки и молодого офицера Вронского.
- Г. Троепольский, «Белый Бим Чёрное ухо» — жизнь глазами собаки, которая потеряла любящего хозяина.
- М. А. Булгаков, «Собачье сердце»— опыт профессора Преображенского по пересадке гипофиза человека собаке и его последствия.
- А. Грин, «Алые паруса»— жизнь девушки Ассоль, живущей в ожидании принца, который, согласно предсказанию, должен приплыть к ней на корабле с алыми парусами.
- А. Дюма, «Три мушкетёра» — приключения трёх мушкетёров и д’Артаньяна, прибывшего в Париж, чтобы вступить в ряды элитной королевской гвардии.
Как видите, если хотя бы примерно знать, о чём идёт речь в книге или статье, проблем с тем, как определить тему текста, не возникнет. К тому же часто ответ находится прямо в названии (например, «Война и мир», «Три товарища», «Ромео и Джульетта», «Приключения Тома Сойера»).
Тема, идея, проблема: в чём разница?
А вот теперь мы подобрались к самому сложному моменту. Как определить тему текста, интуитивно понимает даже ребёнок, тогда откуда берётся путаница? Дело в том, что в литературе также существуют понятия «основная мысль» и «проблема текста», очень похожие по смыслу. К тому же в повседневной жизни мы часто используем их как синонимы.
Как перестать путать эти понятия? Забываем длинные и запутанные формулировки из учебников и попробуем вникнуть в смысл данных терминов.
Главная мысль (идея) текста — это то, о чём автор хочет сказать читателю. Чтобы передать свои мысли и чувства, подвести к определённым выводам, он использует характеры персонажей, различные описания и художественные приёмы. Идея — это то, что побуждает писателя взяться за перо, глубинный мотив любого произведения. То есть то, как он прочувствовал и понял тему.
Проблема текста — это сложный вопрос, не имеющий однозначного решения. Автор отстаивает своё мнение о том, что правильно, а что нет (оно выражено основной мыслью), и как бы предлагает поразмыслить читателю. Именно это глубокое противоречие лежит в основе всех конфликтов и столкновений в произведении.
На самом деле запомнить, в чём разница между темой, основной идеей и проблемой текста, довольно легко. Для удобства мы оформили основные моменты в виде таблицы.
Тема | Идея (основная мысль) | Проблема | |
Суть | Что описывается в тексте (события, люди, явления и т. д.) | Цели и личное мнение автора — то, к чему он пытается подвести читателя | Глобальный вопрос, о котором рассуждает автор |
На какие вопросы отвечает | О чём рассказывается в произведении? | Что я чувствую в этот момент? | О каких масштабных проблемах заставляет задуматься текст? |
Кто является главным героем? | Как должен поступить в этом случае хороший человек? | Почему герои оказались в такой ситуации? | |
Где и когда происходят события? | Какие выводы нужно сделать из этой ситуации? | На что нужно обратить внимание современному обществу? | |
Особенности | «Репортаж» о событиях произведения, описание места, героев, их мыслей и чувств | Личное мнение писателя, его отношение к персонажам и событиям | Есть как минимум две стороны медали, и каждое мнение заслуживает право на существование |
Не содержит субъективных оценок | Может содержать оценки хорошо/плохо, правильно/неправильно | Не привязана к сюжету и героям, затрагивает глобальные конфликты — религиозные, политические, социальные | |
Перечисляет факты — кто, что и почему сделал | Демонстрирует позицию автора касательно проблемы текста — в чём причина, как это влияет на общество и т. д. | Выражена в форме вопроса | |
Примеры | Прогулка по Санкт-Петербургу | Петербург — город, где оживают страницы старинных романов, а у каждой улицы есть своя история | Почему нужно учиться замечать прекрасное вокруг себя? |
Спасение бездомного щенка | Заботясь о братьях меньших, человек проявляет свои лучшие качества — умение сопереживать, доброту и ответственность | Кто виноват в том, что на улицах столько бездомных животных? | |
Важность правильного питания | Для здоровья человека важно, чтобы в рационе присутствовали продукты всех групп — мясо, рыба, овощи, фрукты, молочные продукты и злаки | Можно ли в современном мире вести здоровый образ жизни? |
«Вечные» темы
Люди всегда пишут о том, что происходит вокруг них, поэтому у каждого исторического периода есть свои характерные темы. Так, сейчас мало кто возьмётся описывать события Октябрьской революции или тяготы жизни крепостных.
Однако говоря о том, как определить основную тему текста, нужно отметить, что есть так называемые «вечные» темы — те, в которых во все времена читатели будут узнавать свои переживания и проблемы:
- любовь, зарождение нежных чувств и горечь расставания;
- отцы и дети (столкновение ценностей и взглядов разных поколений);
- противостояние добра и зла;
- дружба и предательство;
- взросление и становление личности — как жизненные обстоятельства меняют характер и взгляды.
Эти темы так или иначе прослеживаются практически во всех художественных текстах. Поэтому, выполняя анализ, подумайте о том, какие общечеловеческие ценности и проблемы затрагивает автор.
Как определить тему текста за 5 минут
1. Перечитайте заголовок. В нём могут содержаться подсказки, которые помогут понять, о чём пойдёт речь в тексте. Особенно это касается небольших рассказов и статей, в которых автор сразу переходит к сути. При этом помните, что заголовки могут быть ассоциативными, метафорическими или парадоксальными.
2. Изучите текст.Мысленно выделите для себя основные смысловые блоки и определите, как они связаны между собой (во времени, логически и т. д.). Для удобства можно набросать небольшой план.
3. Выпишите ключевые предложения. В каждом абзаце выделите фразу, которая содержит в себе максимум полезной, необходимой для понимания материала информации.
4. Сократите. Теперь ваша задача — «выкинуть» из этих предложений всё лишнее. Художественные приёмы, дополнительные подробности, сложные обороты, действия. В результате должны остаться только основные ключевые слова и словосочетания.
5. Распределите словосочетания по значимости. Чтобы определить основную тему текста, нужно выписать их в столбик в порядке убывания значимости. То есть в первую очередь пишем те слова и фразы, без чего невозможно понять, о чём говорится в тексте.
6. Сформулируйте тему. За основу берём ключевые слова, которые мы собрали на предыдущем этапе. В отличие от идеи, тема должна быть предельно лаконичной. Не растягивайте её до полноценного предложения — в идеале постарайтесь вложиться в 5-6 слов (например, «Как научиться прощать» или «Целительная сила классической музыки»).
Как найти тему текста
Проблема, которая стоит перед каждым школьником при сдаче выпускного экзамена по русскому языку, – написание сочинения. Итоговый балл напрямую зависит от того, насколько верно будет определена тема прочитанного в работе текста: однако, часто тексты бывают совершенно непонятны, и выделить основную мысль чрезвычайно сложно.
Инструкция
Тщательно изучите предложенный текст. Самым надежным способом будет прочтение с паузой в 30-40 минут: после первого ознакомления информация «отложится в голове» и воспримется подсознательно, а когда вы второй раз приметесь за написанное, материал вам покажется несколько проще. Впрочем, ограничиваться двумя повторами тоже не стоит: идеально вы сможете изучить текст за 4-5 раз (больше практически никогда не требуется).
В художественных текстах следите за развитием событий и стилем автора. Почти отсутствует вероятность того, что в сочинении такого рода основная мысль будет высказана явно — скорее всего, перед вами предстанет метафора или некая нравоучительная история. При определении идеи отталкивайтесь от представленных событий, старайтесь обобщать: военные действия обычно подразумевают идеи патриотизма; описание картин и жизни художников – важности искусства; негуманный поступок молодого человека наводит на размышления о важности воспитания.
В текстах-эссе и рассуждениях ищите основную мысль, выраженную явно в единственном предложении. Как правило, в такого рода работах всегда существует главный тезис, ради которого весь окружающий текст и написан. Искать его стоит сразу после первого абзаца или ближе к концу, на стыке «логических частей» текста: введения, основной мысли и заключения. Как правило, в начале автор только подводит к мысли, затем – высказывает ее и сопровождает фактами и рассуждениями, а в конце обобщает вышесказанное. Отталкиваясь от этой структуры попытайтесь понять, вокруг какого центра обращается материал.
Ищите неконфликтную идею. Тексты, представленные для анализа школьникам и студентам первых курсов, редко подразумевают спорную позицию. Мнение автора, как правило, четко выверено с точки зрения морали, рассуждать он будет о чем-то общепринято «правильном»: о любви к родине, о семейных ценностях, о необходимости чтения или о героизме солдат на Второй Мировой. Постоянно держите это условие в голове при поиске основной идеи текста: оно выполняется практически всегда.
Видео по теме
Полезный совет
Если не можете найти идею в художественном тексте, попытайтесь определить, присутствуют ли там символы. Это может оказаться «ключом».
Войти на сайт
или
Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.