Хорошо усвоить тему и быстро воспроизвести её в памяти школьникам помогут навыки составления конспекта. Правильно выполняемое конспектирование заставляет глубоко осмыслить материал, погрузившись в его содержание в процессе переработки. Освоив правила ведения записей, учащийся сможет улавливать и фиксировать основные мысли, складывая их в понятный сжатый текст непосредственно при поступления информации.
Полученные умения пригодятся при дальнейшем обучении – качественное конспектирование лекций необходимо для студента. В профессии этот навык даёт дополнительные шансы сделать успешную карьеру. Даже в быту умение коротко, но понятно сделать необходимые записи сильно облегчит вашу жизнь.
Что такое конспект?
Конспект – краткая, но ёмкая запись материалов по пройденной теме в удобной и понятной для школьника форме. Это сокращенный текст, построенный в строгой логической последовательности, составленный школьником из материала, предложенного преподавателем, и дополненный информацией из других источников.
Написание конспекта может производиться тезисно, схематически, сокращённо, таблично, с применением аббревиатур и иностранных слов. Важно, чтобы ученик сам понимал своё изложение, мог его воспроизвести, не теряя логического смысла повествования.
Для этого важно понимать, как правильно сделать конспект. Полученные выписки должны быть понятными, эффективными и удобными для дальнейшей работы. В статье мы разберём, какие способы их написания существуют, как разработать план и структуру конспекта и какие ошибки можно допустить при подборке тезисов.
Первая неделя занятий бесплатно!
Начните заниматься, а по окончании пробного
периода оплатите выбранный формат!
Начать заниматься
Как составить конспект по теме: пошаговая инструкция
Написание требует внимания и сосредоточенности. Ряд рекомендаций поможет выполнить работу качественно. Что нужно сделать?
- По возможности заранее ознакомьтесь с темой изучения;
- Научитесь сокращать слова общепринятыми, понятными способами;
- Предварительно составьте план конспекта;
- Набросайте тезисы по основным пунктам изучаемого материала;
- Фиксируйте ключевые фразы после прослушивания каждого предложения;
- Сделайте краткие выписки – изложение полученной информации;
- Оставьте место слева для заметок и отмечайте там непонятные элементы, требующие уточнения;
- Оставляйте место для пропущенного учебного материала. Например, если не успели за учителем или произошел технический сбой;
- Уточняйте непонятные моменты у преподавателя после занятия или в других источниках. Например, в Домашней школе «ИнтернетУрок» всегда можно задать вопрос учителю и в течение 15-ти минут получить ответ.
- Заполняйте пропуски непосредственно после прояснения информации, пока она свежа в памяти.
Записываемый текст – не пересказ лекции или урока. Его назначение – фиксация в памяти конкретных знаний.
Виды конспектов
Конспекты различаются по форме и содержанию в зависимости от предмета, изучаемой темы и основного назначения, предусмотренного пользователем. Среди самых распространённых видов конспектов для школьников выделяются:
- ТЕКСТУАЛЬНЫЙ. Идеально подходит для работы с книгами. В процессе написания содержание фиксируется тезисно. Допускается использование основных терминов и цитат.
- СВОБОДНЫЙ. Допускается запись информации под диктовку. Учащийся делает выписки на своё усмотрение. Они могут записываться сокращениями, тезисами, условными обозначениями, рисунками, схемами.
- ТЕМАТИЧЕСКИЙ. Представляет собой изложение информации из нескольких источников, раскрывающих конкретную тему. Позволяет обработать большой объём информации, составив общую базовую выборку данных по заданному вопросу.
- СХЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. Структурный конспект, включающий соединённые единым смыслом вопросы. Под вопросом пишется краткий ответ или несколько ответов-тезисов. Допустимы краткие предложения и выписки, связывающие весь текст.
- ПЛАН-КОНСПЕКТ. Базируется на общем плане, освещающем важные вопросы изучаемой сферы. Пункты раскрываются по мере изложения материала и поступления новой информации. Считается самым объёмным видом конспектирования со всесторонним рассмотрением предмета изучения.
Методы конспектирования
Характеризуются способам оформления текста в конспекте. Рассмотрим наиболее распространенные:
Метод Корнелла
Отдельный лист делится на 4 части. Сверху проводится горизонтальная линия, над которой фиксируется заголовок и дата урока. Нижняя линия располагается за несколько строк до завершения листа. Под ней кратко записываются основные выводы лекции. Между горизонтальными линиями площадь разделяют две колонки. Правая должна быть примерно в два раза шире левой. Слева отмечаются важные даты, термины, имена, определения, события. Справа – информация, излагаемая преподавателем.
Такое составление записей считается идеальным для обработки оперативно поступающей информации.
Схематический метод
Структура написания представлена в виде большого маркированного списка с несколькими уровнями вложений. Верхний уровень – основная тема и мысль, средний – подтема, далее – тезисы. Разработка и анализ каждой темы происходит в процессе обучения. Ученик сразу вникает в тему, создавая удобную для запоминания структуру. Важно не перегружать список. Нужно составить его так, чтобы легко проанализировать информацию в дальнейшем.
Метод таблиц
Эффективен при получении материала структурными блоками: по годам, значимым событиям или конкретным темам. Расчертив лист в таблицу, в каждой ячейке ученик записывает конкретное событие или факт. Метод удобен для школьников, потому что учитель дает материал структурированно, и ученик может облегчить запись, используя табличный вариант.
Метод интеллект-карт
Актуален для разбора сложных тем, самостоятельной работы над докладами и эссе. Основная цель вписывается в центре. Линиями соединяются мысли, объяснения, тезисы, идеи. Это мысли-якоря, призванные помогать создать основу для изложения главных идей.
Метод предложений
Считается одним из самых несложных. Предложения записываются с новой строки с соответствующей нумерацией. Связь между предложениями формируется отсылкой на другой пункт с указанием его номера.
Метод индексов
Схематическая запись информации. При составлении конспекта используются рамки, рисунки, стрелки, таблицы. Каждый объект имеет для автора определенное значение, носит понятную ему смысловую нагрузку. Если запись сделана в круге, это значит, что её нужно обязательно выучить. В квадрате – уточнить и дополнить полученный материал. В треугольнике – обратить особое внимание. Каждое обозначение индивидуально для автора. На форзаце тетради необходимо сделать пометки, какой символ что значит. Это позволит ориентироваться в условных обозначениях, если их окажется много.
Метод течения
Позволяет обеспечить максимальное усвоения материала в ходе урока при минимальном количестве записей. Требуется выделять основные моменты и мысли тезисами, схемами, рисунками, не зацикливаясь на изложении. Материал активно обдумывается, дополняется собственными идеями и комментариями в свободной форме. Этот метод написания хорошо использовать, если важно моментальное усвоение данных, а не изучение их через длительное время.
Метод боксов
Идеален для визуалов – людей, у которых доминирует зрительная память. При составлении конспекта задействуются даты, исторические личности, иностранные слова и определения. Лист делится на неровные квадраты, треугольники, прямоугольники. Размещение на странице хаотично. Вверху прямоугольника указывается заголовок, далее – несколько базовых фактов. Метод позволяет концентрироваться на основных мыслях, выделяя конкретику.
Метод нумерации
Эффективен на занятиях и лекциях, где информация выдается быстро: преподаватель не останавливает рассказ, не акцентирует для учеников основные моменты. Оптимально использовать две разноцветные ручки. Первой фиксировать номер мысли. Второй – её содержание. Между номерами оставляется место – отступы, а в них вносится дополнительная информация.
Подпишитесь на нашу рассылку
Главные ошибки при составлении конспекта
- Потеря структуры и авторских особенностей текста;
- Чрезмерная краткость;
- Избыток вводных слов и эпитетов;
- Отсутствие связи записей, плана;
- Дословное повторение тезисов;
- Бессвязный пересказ текста;
- Незаконченность основных смысловых положений – тезисов.
Как красиво оформить конспект: основные техники
Необходимо определить, как сделать конспект понятным для себя, разработать собственную унифицированную систему записи информации. Удобно использовать систему стикеров, подчёркиваний, схем, выделений разными цветами. Важно, чтобы процесс ведения изложения был удобен конкретному школьнику.
Красивая запись не имеет пропусков. При наличии их необходимо заполнять должным образом сразу после занятия.
Заголовки новых тем можно выделять маркерами либо записывать большими буквами. Подтемы лучше подчеркивать.
Важно помнить, что чётко разработанная система способствует пониманию текста и внешней красоте записей. Красивый конспект, в свою очередь, помогает лучше запомнить информацию.
10 лайфхаков
Как выучить уроки быстрее или написать контрольную работу лучше? Как запомнить стихотворение или решить насущные вопросы легко и непринуждённо, не затрачивая на них слишком много времени и усилий?
Полезные советы вне конкретных методов
Они помогают вести конспектирование, независимо от вида и метода. Нужно:
- Выработать собственную систему понятных сокращений. Для этого полезно изучить общепринятую и дополнить её понятными для себя элементами.
- Разработать единую цветовую схему для выделения конкретных тезисов, фраз и значений.
- Изучив информацию из разных источников, распределить основные приоритеты и воспроизвести их тезисно, в понятной для себя последовательности.
- Если источник предлагает исчерпывающее количество данных, из них нужно вычленить главную мысль и выписать её. Для этого лучше вести краткую запись всей информации и выделить основную мысль – резюме – после полного изучения данных.
6 приложений и онлайн-сервисов для создания конспектов
В современном мире существуют сервисы, помогающие автоматизировать ведение записей. Они не заменяют, но существенно облегчают составление плана конспекта. Грамотно выделяют основные моменты, обрабатывают материал и подают его в удобной форме.
- Speechpad. Преобразует звучащую речь в текст.
- SpeechTexter. Телефонное онлайн-приложение, преобразующее речь лектора в написанный текст.
- HandWriter. Конвертирует печатный текст в рукописный. Любая статья из книги преобразуется в рукописный текст лекции.
- Писец. Преобразует электронный конспект в рукописный.
- Canva. Систематизирует написанное, облегчая запоминание текста лекции.
- ЭБС Лань. Создание лекций по пройденному материалу в одном окне с дополнительными возможностями выгрузки, записи и цитирования.
Методов конспектирования бесконечно много. Мы описали самые востребованные. Важно, чтобы учащийся, ознакомившись с ними, самостоятельно определил наиболее удобные. Если это будет сделано правильно, конспектирование станет успешным подспорьем в учёбе и в работе.
Загрузить PDF
Загрузить PDF
Хотите ли вы добиться успехов в учебе или достичь вершины карьерного роста — умение эффективно конспектировать материал является ценным навыком для хранения, запоминания, воспроизведения и восстановления информации. Если вы будете следовать простым шагам и советам ниже, то научитесь не просто конспектировать, но и составлять такой конспект, который поможет вам применять ваши знания и сохранять обработанный материал.
-
1
Подготовьте все материалы, необходимые для ведения конспекта. Звучит довольно просто, но для эффективного конспектирования действительно важно, чтобы перед уроком, встречей или лекцией все необходимые принадлежности были приготовлены и разложены по местам.
- Если вы пользуетесь бумагой и ручками, убедитесь, что у вас есть тетрадь для записей с достаточным количеством чистых листов и по две ручки каждого цвета. Если вы используете ноутбук, проверьте, что он полностью заряжен или что вы сможете сесть возле розетки.
- Если вы носите очки, убедитесь, что не забыли их взять. Они понадобятся в том случае, если учитель или лектор решит записать какую-нибудь важную информацию на доске. Имейте при себе тряпочку из микрофибры, чтобы при необходимости протереть очки Кроме того, не забудьте занять такое место в помещении, откуда вы будете хорошо видеть и слышать выступающего.
-
2
Приходите подготовленным. Прежде чем идти на урок, лекцию или встречу, не забудьте просмотреть свои записи с предыдущего раза. Так вы сможете легко и быстро подхватить дальнейший ход лекции с того места, где она закончилась.
- Если вам рекомендовали что-то почитать по теме в качестве подготовки к занятию, не забудьте сделать это, а также составить аннотации. Это поможет вам понять темы, понятия или идеи, о которых преподаватель, скорее всего, будет говорить на занятии. Хорошей идеей будет законспектировать главу или статью заранее. Сделайте это на одной стороне листа, с тем чтобы дополнить конспект во время занятия.[1]
- Помните о старой мудрости: «Готовишься наудачу — готовишь неудачу».
- Если вам рекомендовали что-то почитать по теме в качестве подготовки к занятию, не забудьте сделать это, а также составить аннотации. Это поможет вам понять темы, понятия или идеи, о которых преподаватель, скорее всего, будет говорить на занятии. Хорошей идеей будет законспектировать главу или статью заранее. Сделайте это на одной стороне листа, с тем чтобы дополнить конспект во время занятия.[1]
-
3
Будьте активным слушателем. Во время конспектирования многие люди допускают ошибку — механически, бездумно записывают, не пытаясь на самом деле разобраться в том, о чем идет речь. Прикладывайте усилия и разбирайтесь в темах во время занятий, а не после. Сосредоточьтесь на словах преподавателя, а если что-либо непонятно, задавайте вопросы.
- Когда преподаватель закончит объяснение темы или сделает паузу, поднимите руку и задайте интересующие вас вопросы. Он наверняка оценит, что вы слушали его внимательно и хотите разобраться в том, что вам неясно.
- Если вы разберетесь в изучаемой теме во время занятия, дома придется приложить меньше усилий.
-
4
Ведите конспект от руки. Хотя конспектирование на ноутбуке удобнее, недавние исследования показали, что те, кто ведут записи от руки, запоминают информацию лучше. Вероятно, так происходит потому, что пользователи ноутбуков просто переводят услышанное в текст, слово в слово, опуская момент обработки сказанного.[2]
- Если вы все же конспектируете с использованием ноутбука, не стоит делать этого слово в слово. Старайтесь понять, что говорит преподаватель.
- Вывод: вам стоит конспектировать от руки всякий раз, когда это возможно.
-
5
Не бойтесь задавать вопросы. Когда вы сталкиваетесь с информацией, которую не понимаете, не стоит говорить себе, что решите эту проблему позже, и после кратких пометок двигаться дальше — задайте учителю или лектору уточняющий вопрос.
- Посудите сами: если вам непонятно сейчас, то вам будет вдвойне непонятно, когда вы будете самостоятельно пересматривать записи позже.
- Не бойтесь попросить учителя или лектора повторить, особенно если вы чувствуете, что он сказал что-то важное.
Реклама
-
1
Сосредоточьтесь на ключевых словах и понятиях. Самая важная перемена, которую вы можете совершить для улучшения своих навыков конспектирования — сосредотачиваться исключительно на записях ключевых слов и понятий.
- Определите самую главную информацию. Записывайте отдельные слова или ключевые фразы, которые больше всего отражают тему лекции — даты, имена, теории, определения — только самые важные детали, которые определяют суть. Исключайте все заполнения, связки и второстепенные детали — если вам понадобится эта информация, вы прочитаете учебник.
- Подумайте о том, что вы хотите сохранить и запомнить. Почему вы ходите на этот урок? Для чего вы пришли на данный семинар? Почему ваш работодатель отправил вас на эту конференцию? Хотя вашим первым порывом может быть желание просто записать слово в слово все, что вы видите или слышите, вам стоит помнить о том, что вы ведете конспект для того, чтобы потом выучить информацию с его помощью, а не пишете рассказ.
- Прежде всего обращайте внимание на новую информацию. Не тратьте свое время на запись того, что вы и так уже знаете: это бесполезная трата времени. Сконцентрируйтесь на том, чтобы выделять из сказанного и записывать любую новую информацию, которой вы еще не знаете — именно в этом и заключается главная ценность конспектирования, и именно она принесет вам больше всего пользы.
-
2
Используйте метод «вопрос, ответ, доказательство». Это очень эффективный метод ведения записей, потому что он заставляет нас в процессе конспектирования вникать в суть материала и позволяет описать тему своими словами. Эта техника перефразирования информации доказала свою эффективность — с ее помощью студентам удается гораздо эффективнее как понимать, так и запоминать проработанный материал.[3]
- Вместо того чтобы бездумно переносить на бумагу строчку за строчкой, внимательно слушайте выступающего и постарайтесь понять материал. Сделав это, составьте конспект в виде серии вопросов, основанных на материале, а затем запишите свои собственные ответы.
- Например, с вопросом: «Какова центральная тема трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта»?» — ответом может быть: «Больше, чем просто трагическая история любви, «Ромео и Джульетта» повествует о последствиях затаенной обиды».[4]
- Под этим ответом вы можете привести доказательства вашего утверждения, дав ссылку на пример из текста. Такая стратегия позволяет записать всю ключевую информацию в кратком, легко читаемом формате.
-
3
Используйте стенографию. Среднестатистический студент записывает 1/3 слова в секунду, в то время как среднестатистический оратор говорит со скоростью в 2/3 слова в секунду. Разработка своей собственной системы стенографии поможет вам вести записи более эффективно и не отставать.
- Попробуйте писать «зн.» вместо «значит», «орг-я» вместо «организация», «др.» вместо «другой» и так далее. Ставьте знак плюса вместо слова «положительный». Вы можете использовать аббревиатуры и сокращения для тех слов, которые многократно повторяются во время лекции — например, вместо того, чтобы 25 раз писать «монголо-татарское иго» на уроке истории, вы можете написать «монг-тат. иго». Попробуйте писать конспект одними согласными: «н звтр нжн сдлть дмшн здн».
- Разумеется, самое главное — чтобы вы смогли потом расшифровать свои записи. Если вам кажется, что с этим могут возникнуть проблемы, попробуйте оставить пометки с ключевыми сокращениями. К тому же вы можете вернуться к конспекту после занятия и вписать полную форму сокращений.
- Если лектор по-прежнему говорит быстрее, чем вы можете записывать, и стенограмма не помогает, вы можете принести на занятие записывающее устройство — это даст вам возможность прослушать лекцию второй раз и заполнить пробелы в ваших записях.
-
4
Ведите конспект так, чтобы он имел привлекательный внешний вид. Вам не захочется возвращаться к материалу и разбирать свои записи, если конспект будет грязным, неорганизованным и трудночитаемым. Соответственно, очень важно, чтобы все было красиво! Вот несколько советов, которые помогут вам придать конспекту привлекательный внешний вид:
- Всегда начинайте с новой страницы. Вам будет легче читать, если каждая тема или занятие будут начинаться с чистой страницы. В правом верхнем углу поставьте дату и пишите только с одной стороны листа, особенно если пишете ручкой с жирными чернилами, проступающими сквозь бумагу.
- Следите за тем, чтобы писать разборчиво. Ведение конспекта будет пустой тратой времени, если потом вы не сможете в нем разобраться! Неважно, как быстро вы пишете: следите, чтобы ваш почерк был мелким, аккуратным и читаемым, а строки не заходили одна на другую.
- Используйте широкие поля. На каждой странице с внешней стороны расчертите ручкой и линейкой широкие поля. С ними конспект не будет казаться переполненным, и у вас будет возможность делать пометки на потом, когда будете перечитывать.
- Используйте символы и схемы. Такие вещи, как стрелочки, рамки, схемы, таблицы, графики и прочие визуальные средства часто становятся прекрасными помощниками в понимании связей и запоминании ключевых понятий, особенно если вы лучше воспринимаете информацию визуально.
-
5
Используйте в конспекте цветную кодировку. Многие находят, что информация лучше читается и запоминается, если при ведении конспекта использовать разные цвета.
- Это происходит потому, что цвет стимулирует творческие зоны головного мозга, делая записи более интересными и потому более удобными для запоминания и хранения. Цветная кодировка помогает ассоциировать цвет с информацией, позволяя запомнить материал конспекта с относительно небольшими усилиями.[5]
- Попробуйте использовать разноцветные ручки для разных частей конспекта. Например, вопросы вы можете писать красным, определения — синим, выводы — зеленым.
- Вы также можете использовать маркер, чтобы выделять ключевые слова, даты и определения. Однако не перестарайтесь — не стоит подменять реальную учебу раскрашиванием конспекта.
- Это происходит потому, что цвет стимулирует творческие зоны головного мозга, делая записи более интересными и потому более удобными для запоминания и хранения. Цветная кодировка помогает ассоциировать цвет с информацией, позволяя запомнить материал конспекта с относительно небольшими усилиями.[5]
-
6
Делайте конспект учебника. После лекции вы можете дополнить ваш конспект информацией из учебника. Конспектирование учебника — еще один навык, который стоит освоить.
- Предварительный просмотр материала: прежде чем вы приступите непосредственно к чтению текста, просмотрите материал, чтобы понимать, о чем речь. Прочтите вступление и заключение, заголовки, подзаголовки, первые и последние предложения каждого параграфа. Просмотрите также схемы, иллюстрации и диаграммы.
- Активное чтение текста: теперь возвращайтесь к началу и тщательно прочтите весь текст от первого до последнего слова. После каждого параграфа выделяйте ключевые слова, факты, понятия и цитаты. Используйте визуальные подсказки в самом учебнике — места, выделенные жирным шрифтом или курсивом, цветом или списком обычно являются ключевыми.
- Конспектирование: после того как вы тщательно прочитали текст, возвращайтесь к началу и законспектируйте всю выделенную вами информацию. Постарайтесь не переписывать предложения целиком (это пустая трата времени), а перефразировать их своими словами, где это возможно.
Реклама
-
1
Просмотрите свой конспект позже в тот же день. Если вы просмотрите сделанные записи после лекции или чуть позже в тот же день, то информация отложится и запомнится значительно лучше. Нет необходимости тратить на это много сил и времени — будет достаточно 15–20 минут каждый вечер.
- Заполните пропуски. Используйте повторный просмотр для того, чтобы дописать дополнительную информацию, которую вы вспомнили из урока или лекции.
- Пишите краткое содержание. Другой эффективный инструмент для того, чтобы информация из конспекта отложилась в вашей памяти — резюмировать краткое содержание внизу страницы.
-
2
Проверьте себя. Проверьте, насколько вы усвоили материал: закройте конспект и попробуйте объяснить тему самом себе (вслух или про себя).
- Посмотрите, как много важных деталей вам удастся вспомнить. После этого прочтите еще раз свои записи и резюмируйте информацию, которую упустили.
- Объясните материал другу. Объяснить материал другу — отличный способ проверить, полностью ли вы понимаете тему и охватывает ли ваш конспект ее всесторонне.
-
3
Заучите конспект. По-настоящему вы оцените пользу хорошего конспекта тогда, когда придет время экзамена, и вам нужно будет заучить весь материал. Если вы следовали совету и каждый вечер пересматривали конспект по 20–30 минут, то обнаружите, что информация заучивается гораздо легче. Вот несколько популярных техник на запоминание, которые вы можете попробовать:
- Строчка за строчкой: если вам нужно запомнить какой-то отрывок текста, вот хорошая техника. Вы читаете первую строчку несколько раз, а затем пытаетесь повторить ее вслух, не подглядывая в учебник. Затем читайте вторую строчку, снова несколько раз, и пытайтесь повторить, не смотря в книгу. Продолжайте таким образом до тех пор, пока не сможете повторить весь отрывок текста без помощи учебника.
- Придумывание истории: этот метод заключается в том, чтобы превратить информацию, которую вам нужно запомнить, в простую запоминающуюся историю. Например, если вы хотите запомнить первые три элемента периодической таблицы Менделеева (водород, гелий, литий), то можете использовать следующую историю: «(Во)лодя — (ге)ний в (ли)тературе». История необязательно должна иметь смысл — на самом деле чем она бестолковее, тем лучше.
-
Мнемонические техники: использование мнемонических техник — отличный способ запомнить слова в определенном порядке. Чтобы сделать мнемонику, просто возьмите по первой букве каждого слова, которые вы хотите запомнить, и составьте из этих букв короткое предложение. Например, если вы хотите запомнить последовательность музыкальных аккордов EGBDF, вы можете использовать следующую мнемонику: «Европейский Голубь Будет Добрым Фазаном».[6]
- Более подробную информацию об эффективных и популярных мнемотехниках можно найти в этой статье.
Реклама
Советы
- Старайтесь использовать короткие фразы и списки: помните о том, что это конспект, а не сочинение.
- Когда пишете конспект, не забывайте подчеркивать ключевые слова, которые могут быть включены в контрольную работу.
- Если лектор (или другой выступающий) повторяет что-либо более двух раз, скорее всего, это что-то важное, и вам стоит уделить сказанному особое внимание.
- Если в вашей школе это разрешено, вы можете использовать разные яркие маркеры для выделения. Материал, выделенный цветом, будет бросаться в глаза и привлекать ваше внимание.
- Будьте внимательны к тому, что говорит преподаватель; не отвлекайтесь на остальных людей вокруг.
- Записывайте самое важное, что вам нужно знать.
- Не забудьте завести отдельную тетрадь для каждого предмета и не забудьте подписать тетрадь.
- Не нужно записывать каждое слово, которое вы слышите.
- Записывайте информацию, перефразируя ее — это помогает лучше донести услышанное до сознания.
- Если вы читаете книгу для урока литературы, держите всегда под рукой пачку бумаги для заметок — вряд ли вам разрешат писать в самой книге.
Реклама
Предупреждения
- Если решили вести запись на диктофон, спросите у преподавателя разрешения на это.
- Не отвлекайтесь на тех, кто в данный момент не выступает.
- Приготовьте отдельный лист или стикеры для сносок и (если хотите) проставляйте порядковые номера своих пометок на обоих листах — так вам будет ясно, какое высказывание к чему относится.
Реклама
Что вам понадобится
- Как минимум две ручки или два карандаша
- Стирательная резинка (если у вашего карандаша нет ее сверху)
- Очки или другие средства
- Много бумаги
- Маркеры для выделения (минимум два цвета)
- Хотя бы одна пачка разноцветных листков для пометок (стикеров)
- Папка или скоросшиватель для того, чтобы держать ваши записи в организованном порядке (если вы ведете их не в тетради)
Об этой статье
Эту страницу просматривали 141 497 раз.
Была ли эта статья полезной?
Эта подборка идей научит вас красиво конспектировать. Это важно, потому что, значительно проще усваивать информацию, которая хорошо структурирована и контрастно оформлена.
Красивое оформление конспектов
В тетради
Украшения
Как красиво писать конспекты
Красивое ведение конспектов
Рамки
Похожие записи:
- Скачать картинки для обложки Вконтакте
- 200 аниме фонов для телефона
- 350 идей для рисования: необычные рисунки
- 350 эскизов маленьких тату для девушек
- 200 фото девочек 18 лет
- 300 женских татуировок на руке
Камила Бахтиар
основатель и руководитель студии методологии KAMI, выпускница курса EdMarket «Методист онлайн-курсов»
Создавать креативные визуальные конспекты и превращать информацию из хаоса в структуру — моя страсть. До прихода в EdTech я много лет работала архитектором вместе с Юджи Имайо — последним учеником всемирно известного японского архитектора Кишо Курокава. Мы разработали генеральные планы крупных городов, строили мосты, проектировали аэропорты, стадионы, рекреационные зоны в Японии, Сингапуре, Италии, Индии, России и Казахстане.
Обучаясь в архитектурной академии, я делала очень много конспектов, превращая сухую теорию в красочный и понятный материал. Это многих впечатляло. Студенты и преподаватели начали обращаться ко мне за помощью — и так о моих конспектах узнал весь вуз.
Мне нравилось структурировать информацию, и любимое дело начало приносить доход. Вскоре мне стали заказывать раздаточные материалы серьёзные эксперты в сфере онлайн-образования. Постепенно запросы на создание такого контента росли, меня приглашали спикером на мастер-классы.
Логическим продолжением моего пути стало обучение на курсе «Методист онлайн-курсов» в EdMarket. Там я тоже писала много конспектов и окончательно сформулировала для себя важные принципы эффективного обучения, многими из которых до этого пользовалась активно, но интуитивно.
Я рассматриваю обучение как расщепление: во время этого процесса мы пережёвываем информацию, то есть расщепляем её на элементы. Для каждого из них можно использовать свой маркер или стикер. Стикерами для создания структуры я пользовалась и прежде, но осознанно начала применять этот инструмент позже. Я взяла аналогию с расщеплением у известного казахского предпринимателя Маргулана Сейсембаева, когда он рассказывал, как выжимать из книг максимум.
Например, «белки» — это розовые стикеры — лайфхаки и полезные инструменты, которые можно внедрить в свою жизнь. Оранжевые стикеры «углеводы» — то, что мотивирует, заставляет задуматься, вдохновляет. «Жиры» — то, что увлекательно, что приятно читать, кейсы, примеры. «Витамины» можно сделать зелёными стикерами — это анекдоты, забавные случаи, красивые цитаты, которые можно использовать при случае. «Клетчатка» — цифры, статистика, факты, ссылки.
Стикеры удобно использовать при работе с книгами и учебниками. При этом очень важно выделять ключевую мысль: в книгах — карандашом, а если способ используется для учебных тетрадей — можно маркером-текстовыделителем. Это поможет быстро подготовиться к занятию, экзамену, выступлению или нетворкингу. Ведь нужно будет всего лишь перелистать материалы.
Книги и учебники тоже хочется «оцифровать». Мой любимый метод — Корнелла. Удивительно, что по этому методу я начала конспектировать ещё в школе, а узнала его название и историю появления лишь несколько лет назад. Получается, что я пришла к нему сама. Во время конспектирования мне важно вести записи вдумчиво и обогащать их визуальными элементами.
Я уверена, что во время обучения важно сохранять спокойствие и возвращать себя в «здесь и сейчас». Информация усваивается, когда слушатель расслаблен. Вообще, расслабленность равно эффективность и счастье. Это важная мысль, потому что при стрессе запомнить новое очень сложно. Так работает наш мозг. И если мы хотим эффективно учиться, нам нужно уметь выбирать счастье в каждый момент времени.
Мне удерживать внимание на текущем моменте во время обучения помогают визуальные заметки, сделанные разноцветными ручками. Перед занятием я не торопясь прописываю заголовок и название урока, стараюсь делать это красиво, таким образом настраиваюсь на слушание. Не зря английское слово listen состоит из тех же букв, что silent.
Также я делаю зарисовки основных идей. Когда наш разум работает вместе с телом, мы можем запоминать больше информации, которую услышали и зафиксировали. То есть целостный визуальный подход — это когда наши заметки задействуют наше мышление таким образом, что мы можем воспринимать идеи, которые слышим, в то время как наша рука выражает эти идеи в конкретные зрительные образы.
Визуальные конспекты позволяют ещё и снять напряжение, понять говорящего, передать то, что мы думаем, в виде иллюстраций. А ещё их увлекательно делать, они поднимают настроение, ими хочется делиться и к ним хочется возвращаться. И чем больше я практикуюсь, тем больше элементов у меня в запасе появляется.
Какие визуальные элементы я использую:
- заголовки — их я всегда делаю крупнее основного текста;
- блок-схемы — люблю рисовать их ровными или в виде облаков;
- стрелки — указывают на связь между разными идеями и объектами;
- звёздочки — использую для выделения своей мысли, на которую хочу обратить внимание;
- восклицательный знак — для выделения самой важной мысли всего конспекта;
- рамочки — чтобы объединить в одну группу разные элементы и представить основную мысль или идею.
Но чтобы из зарисовок текста не получился хаос, во время конспектирования важно соблюдать чёткую структуру. Для систематизации информации я применяю несколько моделей ведения конспектов. Ими я сильно вдохновилась, когда прочитала книгу Майка Роуди «Визуальные заметки. Иллюстрированное руководство по скетчноутингу», хотя, как и в случае со стикерами, и с методом Корнелла, использовала прежде.
Линейная модель. Мне нравится линейный поток информации на странице, потому что он подобен рассказу. Это хорошо работает на разворотах тетрадей, то есть на двух соседних страницах. Конспекты, выполненные по линейной модели, позволяют нам использовать для выражения идеи столько страниц, сколько понадобится. Их проще читать и они соответствуют стандартной книжной схеме. Это очень удобно и привычно для глаз.
Лучеобразная или радиальная модель. По своей структуре очень похожа на велосипедное колесо — с втулкой посередине и спицами, которые выходят из неё. В центре лучеобразного конспекта может быть основная тема — то есть втулка в центре выражает основной концепт, а идеи и мысли создают лучеобразную схему, двигаясь от центра к краю.
Лучеобразный конспект не должен представлять собой идеальный круг, а втулка не должна находиться ровно посередине страницы. Эта модель может проявляться в иной форме, но по-прежнему следовать структуре «втулка и спицы». Радиальный конспект иногда сложнее прочесть и понять, поскольку информация в нём структурирована сложно и нелинейно, но это всё равно удобно для конспектирования на ходу.
Траекториальная модель. Такие конспекты создают своеобразный путь для информации — по вертикали, горизонтали и диагонали. Модель может быть представлена зигзагом, S-образно, W-образно или любой другой траекторией, которую можно вообразить.
Вертикальная модель. Эти конспекты похожи на линейные и представляют информацию на странице единым потоком сверху вниз. Такая модель удобна тем, что позволяет добавлять новую информацию в любое время. Она тоже имеет понятное направление и структуру и так же ясна для читателя, как и линейная модель.
Содержание
- Как правильно оформить конспект
- Для чего нужны конспекты
- Как правильно писать конспект
- Как красиво оформить конспект
- Конспектирование с помощью ручки и бумаги
- Конспектирование на ноутбуке или других электронных устройствах
- Как оформить заголовок конспекта
- Эффективные методы конспектирования
- Метод Корнелла
- Метод отображения
- Метод предложений
Многие из нас хотя бы раз в жизни сталкивались с необходимостью отразить большой объем информации в кратком виде. Это может произойти в школе, институте, на обучающих курсах и других мероприятиях. Уметь грамотно составлять и оформлять конспекты – значит обеспечить себе успешную сдачу экзаменов и наработать навык, который в будущем может пригодиться в выбранной вами профессии.
Конспект — письменное изложение фактов, определений или идей, которые излагаются преподавателем в виде устной или письменной формы. При составлении конспектов важно обеспечивать логическую связь всех блоков прослушанной или прочитанной информации. Чем раньше вы научитесь правильно конспектировать лекции, тем больше полезных привычек у вас сформируется и тем выше будет ваш общий успех.
Внимательное слушание, безусловно, полезно для получения знаний, однако еще более важно правильно составлять конспекты лекций, на которые вы можете ссылаться при написании эссе и сдаче экзамена. В зависимости от целевого назначения и области применения, конспекты бывают:
План-конспект. В таком конспекте главная мысль коротко отражена в пунктах и подпунктах. Составление такого конспекта подразумевает последовательное формулирование идеи, а также извлечение самых важных фактов из большого количества информации. План-конспект подойдет студентам и школьникам на лекциях и уроках, когда преподаватель озвучивает план заранее. В будущем такой конспект поможет легче и быстрее запомнить информацию для успешной сдачи экзамена.
Схематический план выглядит как обозначение главных вопросов, на которые затем предоставляются ответы в 2-3 предложения. В ходе составления схематического конспекта, лист делят на два столбца: в первом указывается вопрос, а во втором дается ответ. Такой вид конспекта достаточно прост и удобен.
Текстуальный конспект включает в себя несколько цитат или главных мыслей, расположенных в логической последовательности или по ранее обозначенному плану. Текстуальный конспект эффективен тогда, когда необходимо провести анализ высказываний автора, но сохранить точную формулировку. Этот вид конспектирования чаще применяется на уроках по гуманитарным наукам: философии, истории, обществознанию, литературе.
Тематический конспект. В данном виде конспектирования отмечаются только раскрывающие суть темы тезисы. Он обычно представляет собой исчерпывающие ответы на какие-либо вопросы. Тематический конспект полезен для глубокого изучения какого-либо материала, требует большого количества времени на исследование определенной тематики и содержит много полезной и новой информации.
Графический конспект. В таком методе используются графики, таблицы, различные схемы для наглядного представления информации. Самые важные моменты могут быть дополнены пояснениями или выводами. Графический конспект часто применяется в области технических наук.
Конспект лекций. Представляет собой основные тезисы и ответы на вопросы, передаваемые преподавателем. При составлении такого конспекта необходимо уметь выделять основные моменты, осуществлять анализ самой важной информации и отсекать лишнее. При конспектировании лекций рекомендуется излагать информацию последовательно и оперативно.
Свободный конспект. При таком методе автору необходимо обозначать самые важные моменты, используя графический, тематический и другие методы конспектирования. Для получения логически связанного полезного материала, автору необходимо обладать опытом и высоким уровнем профессионализма.
Основная причина правильно составлять конспекты — иметь возможность использовать их позже, например, на экзаменах или при сдаче экзаменов. Поэтому для вас важно не только понять, как правильно отмечать основные моменты, но и как отметить их с четкой организацией, в которой будет отражена взаимосвязь между различными блоками и мыслями.
Конспект может содержать основные мысли, результаты и выводы какой-либо информации с большим объемом. Для того, чтобы правильно составить конспект, необходимо уметь анализировать информацию в ее первоначальном виде, что является нелегкой задачей.
Существует ряд полезных советов для успешного написания конспекта, которым удобно будет пользоваться и благодаря которому вы сможете отложить информацию из краткосрочной памяти в долгосрочную:
- Рассмотрите плюсы и минусы набора ваших заметок во время лекции. Вы можете конспектировать как на компьютере, так и на бумагу. Многим людям удобнее и быстрее печатать текст на клавиатуре, чем писать, но все же есть причины рассмотреть проверенный метод прикладывания ручки к бумаге. Некоторые исследования показывают, что студенты, которые пишут заметки от руки, более способны понимать и запоминать лекционный материал, чем те, кто печатает. Запись чего-либо от руки может помочь вам добиться большей сосредоточенности.
- Если вы делаете конспект в школе, колледже или вузе, постарайтесь сесть ближе к преподавателю, рассказывающему материал. Так вас меньше будут отвлекать посторонние шумы, и вы будете более сосредоточенным в составлении конспекта.
- Убедитесь, что у вас хорошо запасены канцелярские принадлежности. Если вы делаете конспект от руки, возьмите с собой дополнительные ручки или карандаши и бумагу. Если вы делаете заметки на ноутбуке или другом электронном устройстве, убедитесь, что оно достаточно заряжено и готово к работе, как только начнется занятие.
- Используйте графические сокращения для часто используемых слов (потому что, как, который и т.д). Это поможет значительно сэкономить ваше время и делать акцент на наиболее важных моментах при конспектировании.
Целью конспектирования является краткое изложение большого количества информации, выделение самого важного, а также отсечение лишнего. Готовый конспект будет считаться эффективным в том случае, если спустя время с помощью него автор сможет легко вспомнить главную суть темы.
- Для того, чтобы показать взаимосвязи между блоками и идеями, запишите основную идею этой лекции и продолжайте добавлять подзаголовки на протяжении всего урока. К концу у вас должна быть основная тема со множеством подзаголовков и дополнительных примечаний под ними.
- Выделите основную тему, за которой будут следовать примечания в форме предложения или пункта. Заголовок создает некоторую организацию и в то же время обеспечивает свободу в составлении конспекта.
- Текст, изложенный от руки на бумаге, должен быть понятным его автору. Пишите красиво, грамотно, чтобы ваши записи выглядели аккуратными и не создавали сложности при их интерпретации.
Технологии позволяют нам писать быстрее и создавать больше заметок. Набор заметок на ноутбуке, по-видимому, является лучшим выбором для студентов по целому ряду причин. Вот несколько методов эффективного использования технологий для ведения заметок:
- Вместо того чтобы записывать каждое слово, приложите усилия и прислушайтесь к ключевым идеям, которые подчеркивает преподаватель. Скорее всего, эта информация появится позже в заданиях или тестах.
- Если для вас будет проще переписать лекцию в большом объеме, вы можете сделать это, а позже обратиться к ней и составить краткий конспект.
- Используйте возможности шрифтовых и цветовых выделений. Так информация в вашем конспекте будет выглядеть более систематизировано и организованно.
Помните, что самая важная часть в составлении конспекта — активно уделять внимание на уроках и лекциях. Полное переписывание услышанной или прочитанной информации приведет к увеличению объема работы после лекции.
Оформление заголовка является главной частью при конспектировании, так как именно заголовок в дальнейшем будет привлекать внимание автора к интересующей его теме и поможет быстрее найти необходимый материал среди остальной информации. Для того, чтобы красиво оформить заголовок конспекта, необходимо:
- выделять его большими буквами, отличающимися от шрифта остального текста;
- маркировать его с помощью канцелярских принадлежностей (цветных карандашей, ручек, фломастеров).
Автор может выбрать для себя один из этих методов или использовать сразу оба. Самое важное при оформлении заголовка – соблюдать определенную систему. Например, определить, каким цветом будут подчеркнуты все заголовки, а каким цветом – только основные моменты.
Сложно извлечь пользу от конспекта, который был составлен без определенной организации или оформлен нечитабельно. Важно не только то, каким почерком был написан конспект — аккуратным или нет. Важную роль играет то, как организованы ваши заметки. Один из наиболее эффективных способов запомнить (и понять) то, что вы изучаете на занятиях, — это составление полезных структурированных конспектов.
Существует несколько методов составления эффективного конспекта:
- Метод ведения заметок в Корнелле помогает организовать заметки доступный и связанный текст. Такая методика эффективна за счет выделения основных моментов и деталей для изучения.
Преимущества:
- заметки аккуратно организованы, обобщены и легко просматриваются;
- позволяет вам выявлять основные идеи и концепции.
Как использовать:
- В верхней части листа сохранить небольшое пространство для названия темы;
- Нижний блок, занимающий четверть страницы, предназначен для формулировки выводов из полученной информации;
- Разделить оставшееся остальное пространство на две колонки;
- В левой части таблицы (более узкой) фиксировать основные мысли по теме;
- В более широкой правой части отмечать важную информацию с подробностями и заметками.
- Представляет собой более наглядный способ организации заметок. Этот метод полезен при изучении взаимосвязей между темами.
Преимущества:
- Полезно для учащихся, которые проще воспринимают информацию визуально;
- Помогает быстрее запоминать и устанавливать связи между темами.
Как использовать:
- Находясь на лекции, начните конспект с главной темы.
- Отходя от главной темы, запишите заголовок для каждой из подтем.
- Напишите любые важные заметки под каждой подтемой.
- Продолжайте по шаблону.
- При таком методе конспектирования каждой мысли должен быть присвоен порядковый номер. Цель такой методики — упрощение последующей работы с конспектом. Метод предложений является эффективным, так как во время лекции преподаватель может перескакивать с темы на тему, а вам будет достаточно записать мысли в виде пункта и присвоить ему номер.
- Преимущества:
- Набросок основных моментов поможет вам определить, какую информацию стоит выделить, а какую лучше опустить.
- Вы способны быстро охватить большой объем деталей и информации.
- Заметки упрощены для просмотра и доступны для изучения.
Как использовать:
- Запишите важную информацию, которую подчеркнул преподаватель. Это может быть в форме предложения или в форме пункта.
- Начинайте новое предложение или пункт для каждой новой полученной информации.
- Используйте заголовки для упорядочивания пунктов по основным темам.
На первый взгляд может показаться, что составление конспекта – это несложный процесс. Одна для того, чтобы ваш конспект был эффективным при его просмотре и мог освежить вам память по большому количеству материала, он должен быть оформлен красиво, систематизировано и грамотно. Пользуясь различными методами конспектирования, вы легко можете подготавливаться к различным экзаменам и запоминать большой объем информации.