Бухгалтерия
Инструкция: как провести корректировку задолженности по акту сверки
Корректировка долга — это исправление данных бухгалтерского учета по взаиморасчетам с контрагентами. Делать ее нужно, если во время сверки обнаружились расхождения. Если ошибки не исправить, организации грозит штраф.
Зачем проводить сверку долгов
Сверка долгов и корректировка ошибок необходимы для проведения внутренней проверки. Стороны сверяются с целью выявления ошибок в бухгалтерском учете и отражении операций. К сожалению, механические ошибки неизбежны, поэтому для их контроля и предупреждения нужна сверка. Если данные у организации и контрагента совпадают, значит, учет ведется правильно. При обнаружении ошибок будет проводиться корректировка задолженности.
Сверку также можно проводить в следующих случаях:
- при анализе взаиморасчетов для составления итоговой отчетности за год;
- при завершении взаиморасчетов и закрытии контракта с поставщиком;
- при взаимозачетах в ситуации, когда организация заключила с исполнителем несколько контрактов, и по таким соглашениям образовалась и дебиторская, и кредиторская задолженность;
- при выявлении величины образовавшейся дебиторской или кредиторской задолженности, по которой планируется обращение в судебные инстанции за невыполнение требований договора;
- при иных случаях, определенных самой организацией.
В какие сроки
Период и сроки проведения сверки определяются только по решению сторон. Исключением является только сверка за год для итоговой отчетности — здесь период будет отсчитываться либо с даты начала по дату окончания действия договора, либо с начала календарного года (1 января) по 31 декабря.
В рамках взаиморасчетов сторон может проводиться не одна сверка. Следовательно, периоды могут идти друг за другом — по окончании даты предыдущей сверки формируется следующий отчет. Если будет выявлена задолженность, ее необходимо учесть как долг на начало следующего периода.
Как оформлять
По общему правилу, по итогам анализа задолженности готовится акт сверки взаимных расчетов. Унифицированная форма документа не предусмотрена, поэтому стороны могут использовать любой бланк или разработать собственный, закрепив его в учетной политике.
Акт составляется за определенный отчетный период. В документе указываются все операции сторон, отмечается дата совершения действий и сумма по каждому трансферту. Рекомендуется сослаться на сопроводительную и подтвердительную документацию.
После отражения взаиморасчетов приводится сумма задолженности, образовавшейся по факту расхождения между платежами. Регистр подписывается уполномоченными лицами от обеих сторон.
Образец акта сверки взаиморасчетов
Скачать
Зачем делать корректировку
Корректировка необходима для верного отражения в учете всех проводимых операций с контрагентами. Неверные бухгалтерские записи и неточные суммы взаиморасчетов могут привести к ошибкам в промежуточной и итоговой отчетности и неверной трактовке сведений о текущем финансовом состоянии внешними и внутренними пользователями бухгалтерской отчетности.
Организацию ожидают более серьезные последствия (штрафные санкции), если такие ошибки в учете приведут к неправильным расчетам налогооблагаемой базы, а следовательно, и самих налоговых платежей в бюджет.
Как исправлять
Ошибки в бухгалтерском учете исправить можно. Об этом говорится в ПБУ 22/2010. Порядок исправления ошибок напрямую зависит от того, существенны они или несущественны. Степень существенности каждая организация определяет самостоятельно, не забыв отразить это в учетной политике. Многие организации принимают за существенную ошибку ту, которая искажает данные по отчетам более чем на 5%.
Представим порядок исправления ошибок в таблице:
Дата выявления | Дата исправления | Законодательная норма |
---|---|---|
Ошибочные сведения выявлены до 31.12 отчетного года | Корректировка осуществляется в момент обнаружения неточности | п. 5 ПБУ 22/2010 |
Некорректные данные выявлены 31.12 отчетного года или позднее | Корректировка проводится по состоянию на 31.12 отчетного года | п. 6 ПБУ 22/2010 |
Выявлена несущественная ошибка | Исправляется в момент выявления | п. 14 ПБУ 22/2010 |
Чтобы исправить некорректную информацию, бухгалтеру надлежит просторнировать ошибочные записи в учете, сформировать правильные проводки и составить бухгалтерскую справку. В ней указывается ошибочная операция, дата ее выявления и проводки по корректировке задолженности по акту сверки.
Если некорректные данные учета не влияют на финансовую отчетность (бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах), то такие неточности не исправляются. Если неточности затронули в итоговой отчетности показатели нераспределенной и чистой прибыли, то надлежащий счет корреспондируется со счетом 91 в таком порядке:
- Дт 02 Кт 91 — неправильно начисленная амортизация;
- Дт 91 Кт 02 — верные амортизационные отчисления.
Если затронуты любые другие значения баланса, то ошибочные операции сторнируются и составляются корректные проводки.
Какие проводки использовать
Покажем на примере. Пусть по результатам сверки в акте выявлены расхождения по учтенным работам. Специалист отразил 10 000,00 рублей, но работы оказаны на 15 000,00 рублей. Представим проводки по корректировке данных в таблице:
Проводка | Сумма | Описание |
---|---|---|
Дт 20 Кт 60 | 10 000,00 | Затраты по выполненным работам. Эта запись никак не влияет на финансовый результат, не корректируем ее |
Дт 91 Кт 20 | 10 000,00 | Признание издержек по работам в качестве расходов. Влияет на итоги отчета, исправляем запись |
Корректировка | ||
Дт 20 Кт 60 | 10 000,00 | Просторнирована неверная запись |
Дт 20 Кт 60 | 15 000,00 | Указана верная сумма операции |
Дт 20 Кт 91 | 10 000,00 | Восстановление из расходов |
Дт 91 Кт 20 | 15 000,00 | Учет верной величины затрат на выполненные работы |
Как исправить ошибку в налоговом учете
Ошибочные сведения, влияющие на налоговую отчетность, подлежат исправлению в обязательном порядке и в любом случае. Корректируются записи в каждом отдельно взятом отчете.
Некорректные данные за прошлые периоды исправляются посредством корректировочных деклараций. Если ошибочные данные выявлены в отчетном году, то исправления отражаются в налоговой отчетности, которая предоставляется в ИФНС в следующем расчетном периоде.
Об авторе статьи
Задорожнева Александра
Бухгалтер
В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.
Другие статьи автора на gosuchetnik.ru
Вместе с эти материалом часто ищут:
Коэффициент постоянного актива — это показатель, при помощи которого определяется, какая величина собственных средств организации расходуется на обеспечение внеоборотных активов. Каким образом рассчитывается индекс постоянного актива, расскажем в нашей статье.
12 января 2019
Учет брака в производстве — это отражение выявленных дефектов. Порядок бухучета зависит от того, где обнаружены повреждения и можно ли их исправить.
17 ноября 2021
Кредиторка — это неоплаченный долг организации, который числится в бухучете за полученные товары либо оказанные сторонними организациями услуги и работы. В некоторых случаях такие долги остаются невостребованными. В статье расскажем, как списать невостребованный долг. Приведем актуальные проводки для бюджетного учреждения.
29 июня 2018
Активы и пассивы бухгалтерского баланса — это совокупность систематизированных и обобщенных показателей, которые характеризуют результаты деятельности компании. О том, как классифицируются эти показатели, расскажем в статье.
3 апреля 2019
Дата публикации: 30.09.2021 04:15
Налоговая служба Хабаровского края рекомендует проводить регулярную сверку с контрагентами перед сдачей налоговой декларации, тщательно проверять контрагентов перед заключением договоров на предмет реальной возможности исполнения договорных обязательств, отказаться от услуг компаний, предоставляющих услуги по «оптимизации НДС». Это поможет избежать «расхождений» в налоговых декларациях и проведения контрольных мероприятий.
Обращаем внимание, что поступающие в налоговый орган декларации по НДС проходят проверку через специальный программный комплекс управления рисками АСК «НДС-2». При выявлении ошибок в декларации (несоответствия, противоречия между вашими показателями и показателями контрагентов), у проверяемого налогоплательщика автоматически запрашиваются по ним пояснения (п. 6 ст. 88 НК РФ).
Допущенные при заполнении декларации ошибки, устранение которых не приводит к доплате налога в бюджет, формируют «технические» расхождения по НДС (например, ошибки в реквизитах счетов-фактур, ошибки в коде вида операции или в реквизитах контрагента).
При выявлении таких ошибок налогоплательщику необходимо в течение 5 рабочих дней представить пояснения (в случае ошибки в декларации контрагента). При представлении пояснений в адрес налогового органа налогоплательщик вправе, в соответствии с пунктом 4 статьи 88 НК РФ, дополнительно представить документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию.
Форма пояснений к налоговой декларации по НДС законодательно не утверждена, поэтому их можно составить в произвольной форме. Пояснения к декларации по НДС составляют и подают в ответ на требование инспекции в электронной форме.
В случае выявления ошибок в декларации, представленной самим налогоплательщиком, необходимо устранить выявленные расхождения путем представления в налоговый орган уточненной налоговой декларации.
В случае выявления противоречий, несоответствий, свидетельствующих о занижении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджетную систему Российской Федерации (например, неправомерное применение налогоплательщиком налоговых вычетов по неподтвержденным (несуществующим) операциям), налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к указанным операциям. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения, то есть подтвердит «схемный» характер выявленных расхождений, налогоплательщику необходимо исключить из книги покупок счета-фактуры, выставленные проблемными контрагентами и произвести доплату налога в бюджет.
В случае отказа от добровольного уточнения своих налоговых обязательств, по результатам камеральной налоговой проверки должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 НК РФ.
Движение и остатки денежных средств по 51 счету в СБИС должны совпадать с данными, полученными из клиент-банка. Чтобы выявить расхождения, запустите автоматическую сверку банковских операций или проверьте остатки по выпискам вручную.
- Из-за чего суммы могут не совпадать?
Проверить остатки вручную
- Перейдите в раздел «Деньги/Банк» на вкладку «Выписки» и нажмите «Сверить».
- Укажите период, расчетный счет и кликните «Построить». СБИС сверит данные по 51 счету с выписками в разделе «Деньги/Банк».
- Нажмите «Выбрать файл» и выберите выписку в формате *.txt, чтобы сверить выписки в СБИС с данными личного кабинета банка.
Суммы, по которым есть расхождения, будут отмечены значком .
- Как настроить автоматическую сверку?
Устранить расхождения
Наведите курсор на значок и узнайте причину.
- «Документ не проведен» — откройте его и кликните «Провести».
- «Повторите загрузку банковской выписки» — нажмите «Загрузить выписку». СБИС создаст платежи и обновит данные в сверке.
- «Контрагент в выписке банка» — не совпадает наименование плательщика, например в выписке указана организация, а в СБИС физлицо. Откройте документ оплаты, укажите организацию и нажмите «Сохранить». Обновите сверку кнопкой
.
Когда расхождения исправлены, нажмите , чтобы обновить данные.
- В разделе «Деньги/Банк» на вкладке «Выписки» откройте выписку. Сверьте суммы входящего и исходящего остатка в СБИС с выпиской банка за выбранную дату.
- В разделе «Учет/Отчеты/Календарь» создайте отчет по счету 51 за выбранную дату. Например, журнал-ордер. Сверьте сальдо начальное и сальдо конечное с суммами из выписки «На утро» и «Остаток».
- Что делать, если значения отличаются?
Банковские операции сверены. Закройте выписку от изменений.
Лицензия, права и роли
Нашли неточность? Выделите текст с ошибкой и нажмите ctrl + enter.
Вопрос задал
Алена Я.
Ответственный за ответ:
Босых Татьяна (★9.56/10)
Добрый день! По акту сверки с покупателем обнаружено расхождение по продаже за 31.12. 2020 г. была проведена реализация на сумму 100 000,00 Сейчас была обнаружена ошибка, верная сумма должна быть на 60000. Как правильно провести корректировку, каким документом, какой датой, какими проводками без пересдачи деклараций по НП и НДС.
Skip to content
Налоговики сообщили, что налогоплательщик должен делать в случаях, когда сверка показывает расхождения. Ему нужно подать в инспекцию обращение в свободной форме, приложив подтверждающие проблему документы. Ответ опубликован на сайте ведомства в разделе «Часто задаваемые вопросы».
Заявление на сверку
Налогоплательщики в России имеют право на сверку с ИФНС согласно пункту 4 статьи 31 Налогового кодекса. Для этой цели предусмотрены 2 документа:
- заявление на получение бумажного акта сверки о принадлежности денег, уплаченных или признаваемых в качестве единого налогового платежа или сумм денег, уплаченных не в составе ЕНП
- сам акт сверки принадлежности денежных средств, перечисленных в качестве ЕНП, либо средств, перечисленных не в качестве ЕНП
Формы приложены к письму ФНС от 29.12.22 № АБ-4-19/17879@.
Подавать такие заявление как в электронной форме, так и на бумаге. ИФНС обязана будет подготовить акт сверки не позже:
- 5 рабочих дней со дня регистрации бумажного заявления
- 3 рабочих дней со дня регистрации в электронного заявления
При обнаружении расхождений
Если при сверке выявлены разногласия, то Вам как налогоплательщику понадобится выслать в ИФНС по месту своего учёта пакет документов:
- обращение в налоговую в свободной форме
- подтверждающие документы, а также необходимые пояснения (если есть)
Есть несколько путей их подачи:
- личный визит (или визит Вашего представителя с доверенностью)
- в личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС
- по другим интернет-каналам
- на бумаге по почте (нужно письмо с уведомлением о вручении и с описью вложения)
Инспекторы проанализируют Ваше заявление и уведомят Вас о принятом решении в срок 30 календарных дней.
Читайте также Коды доходов и вычетов для целей отражения сведений по НДФЛ